Воспитание ответственности у детей: Воспитание ответственности у детей

Воспитание ответственности у детей

Чувство ответственности характеризует зрелую личность, но закладывается в раннем детстве. Задача родителей – помочь ребенку сформировать этот важный социальный навык. Воспитательная позиция взрослых может развить или подавить «заданные» природой качества. Специалисты отмечают, что самые ответственные дети вырастают у тех, кто умело соединяет контроль над действиями ребенка с предоставлением ему свободы. Как добиться такого баланса и найти «золотую середину» в воспитании детей?

Что такое ответственность и зачем ее развивать

Для сведения родителям! Ответственность – это понимание последствий, которые может повлечь любое действие, сказанное слово, принятое решение, сделанный выбор. Ответственность следует из умения владеть собой и своей жизнью.

По оценкам психологов, ответственный человек:

  • Успешно выполняет свои социальные функции и профессиональные обязанности;
  • Не ищет оправданий и виноватых в своих неудачах;
  • Выполняет договоренности и обещания;
  • Верен своему слову;
  • Может самостоятельно принимать решения;
  • Думает о последствиях.
  • Является инициатором изменений в своей жизни и готов нести ответственность за последствия этих перемен.

Учиться ответственности – значит развиваться как личность, обрести свободу мыслей и поступков, действовать без оглядки на то, что скажут люди. Ответственными не рождаются, это качество приобретают в процессе жизни. Если родители хотят вырастить самостоятельную, инициативную и ответственную личность, нужно начинать с самого детства воспитание ответственности.

Возраст ответственности или как не упустить момент

К сведению родителей! У детей до 6 лет не завершен процесс формирования самосознания. Они не способны прогнозировать последствия всех своих поступков, поэтому развитие отвественности у дошкольников еще только начинается. Постепенно малыши узнают о правилах взрослого общества, что становится основой ответственного отношения к жизни в будущем.

Как идет воспитание чувства ответственности в разные возрастные периоды:

  1. От 0 до 2 лет — малыши еще не умеют связывать свои поступки с наступившими последствиями. Они ориентируются на положительную или отрицательную реакцию окружающих и со временем запоминают, как поступать нельзя. Настоящей ответственности, например, за порядок в комнате, пока нет и требовать ее бессмысленно.
  2. От 2 до 3,5 лет — на этот возрастной период обычно приходится «кризис 3-х лет». Поведение детей меняется: они капризничают, бунтуют, отказываются от привычных дел. Зная запреты, они, тем не менее, нарушают правила, испытывая взрослых в семье на прочность. Не пугайтесь! Это не значит, что время упущено, и малыш вырастет безответственным. Просто четко обозначьте границы дозволенного и не отступайте от установленных правил, даже когда ваше чадо пытается добиться желаемого при помощи крика. Если нельзя есть сладкое перед обедом сегодня, значит всегда нельзя. Кризис закончится, и вы увидите, как изменился и повзрослел ваш малыш.
  3. От 3,5 до 5 лет — возраст, направленный на формирование ответственности детей. Признавайте самостоятельность малыша в некоторых вопросах. Например, зонами ответственности могут быть: уборка игрушек, выбор одежды утром по погоде, помощь маме в различных делах, кормление питомца, уход за цветком.
  4. От 5 до 7 лет — дошкольник постепенно становится все более ответственным за свои действия. Он уже понимает, какие поступки вызовут одобрение. Нужно расширять обязанности, давать посильные поручения по дому, на даче, объяснять важность бережного отношения к природе, чужим вещам.
  5. Воспитание ответственности младших школьников проявляется в инициативности, способности к самостоятельным общественным начинаниям, предприимчивости, активности. Инициативные ребята говорят: «Мне интересно», «Я хочу попробовать», «Это я сделаю по-другому, вот так», «Смотри, что у меня получилось!».

Важно! Не упустите момент появления инициативности. В детском саду не всегда уделяется внимание развитию чувства ответственности. Поэтому в семье нужно всячески поощрять желание ребенка быть активным, инициативным, поддерживать, давать возможность исследовать новое.

Инициативность – залог будущего умения добиваться поставленных целей и отстаивать свои права. Важно разговаривать с детьми – внимательно выслушать, дать совет, скорректировать, направить энергию в нужное русло.

Развитие чувства ответственности

У дошколят

С трех лет многие дети ходят в детский сад, где нужно соблюдать определенные правила: следить за сохранностью личных вещей, бережно относиться к общим игрушкам, находиться в зоне видимости воспитателя на прогулке, выполнять требования взрослых. Хорошо, когда с детьми активно занимаются творчеством, ведут график дежурства и дают поручения:

  • застелить кровать после дневного сна;
  • помочь нянечке расставить приборы к обеду;
  • убрать по местам игрушки.

Прекрасно, если малыши выполняют полезные дела:

  • сажают растения;
  • помогают делать скворечники;
  • ухаживают за питомцами в живом уголке.

В некоторых садиках проходят занятия «маленький поваренок», где воспитанники учатся готовить простые блюда. Для них это захватывающее занятие, дающее почувствовать и представить себя взрослым, ответственным за поручение.

У младших школьников

В школах ученики подчиняются правилам и внутренним законам, учатся находить общий язык со сверстниками и решать спорные вопросы. В идеале – получают возможность проявлять инициативу и раскрывать творческий потенциал. На деле все зависит от политики учебного заведения и приемов работы кураторов, учителей-предметников. Педагоги должны:

  • чувствовать детей;
  • помогать подопечным раскрывать свою индивидуальность;
  • давать возможность проявлять лидерские качества;
  • побуждать к активности и инициативности, пробовать новое и даже ошибаться.

Важно!

Исследование и познание – невероятно полезные навыки. В тандеме с грамотным семейным воспитанием талантливые учителя способны добиться многого в развитии чувства ответственности.

Как приучить ребенка к ответственности

Поговорим о составляющих ответственности и о том, как гармонично воспитывать это качество в детях.

Право выбора

Предоставляя детям возможность выбирать, родители воспитывают здоровую самооценку, уверенность, настойчивость, мотивацию двигаться вперед, целеустремленность. Если за ребенка все время принимают решения, он не сможет реализовать творческий потенциал.
Предлагайте детям доступный выбор:

  • «Ты пойдешь в садик в фиолетовом или желтом платье?»
  • «Какой салат сделаем на ужин? Мясной или овощной?»
  • «Сегодня соберем пазл или почитаем книгу?»

Например: 8-летний Женя отказывается делать задание. Папа может отреагировать по-разному: «Быстро садись и делай уроки! Через час проверю!» Или «Я понимаю, ты устал и хочешь играть. Выбирай, ты можешь поиграть полчаса, а потом перед сном сделать задание. Можешь сейчас решить задачи, а потом играть все оставшееся время до сна». Во втором случае мальчик выполнит задание быстрее и охотнее. Папа продемонстрировал понимание и готовность идти на компромисс.

Важно! Правильное воспитание сильной личности – уважение выбора ребенка и его способов достижения желаемого результата. Тогда он учится самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. Другое дело, что ваше чадо должно знать, какие способы достижения цели существуют. И это важная задача окружающих взрослых!

Поручение посильных дел

Определитесь, что дети могут сделать сами, без помощи взрослых. Например:

  • застелить кровать;
  • убрать комнату;
  • пропылесосить коврик;
  • вымыть тарелку;
  • одеться на прогулку;
  • выучить стихотворение.

Дети с энтузиазмом берутся выполнять часть «взрослых» обязанностей. Но оценивая результат работы, будьте предельно осторожными. Бывает, что видение маленького помощника не совпадает с вашим. Например: 5-летняя Маша убрала игрушки в комнате, но сделала это по-своему: сложила их не так, как ожидалось. Мама отреагировала негативно и взялась сама перекладывать вещи по местам. В следующий раз дочка убираться не захочет. Так можно убить положительную и здоровую мотивацию.

Важно! Условия ответственности нужно постепенно расширять, обсуждая варианты с младшими членами семьи. Необходимо давать посильные и подходящие по возрасту поручения.

Установление границ

Хорошим ответом на вопрос: как воспитать в ребенке чувство ответственности, будет введение семейной системы правил. Например:

  • мыть свою чашку и тарелку;
  • содержать в чистоте личную комнату;
  • делать все уроки до прогулки;
  • самостоятельно кормить и выгуливать домашнего питомца.

Поощряйте малыша за старания, только не платите за домашние дела. Предлагайте небольшие привилегии:

  • дольше почитать книгу вечером для любителей чтения;
  • дольше поиграть на улице;
  • сходить вместе в зоопарк в ближайшие выходные.

За несоблюдение правил, наоборот, лишайте любимых занятий, но осторожно. Например:

  • сократите количество вечерних мультфильмов;
  • замените традиционный воскресный поход в кафе тихим семейным ужином.

Есть правила, которые не обсуждаются (касающиеся жизни и здоровья, личной гигиены) и есть моменты, в которых сын или дочь может настоять на своем. С первой категорией будьте последовательны: «нет» сегодня – значит, «нет» завтра и послезавтра. Малышам свойственно прощупывать границы дозволенного.

Контроль

Детям свойственно легко забывать о поручениях, особенно если есть более интересные занятия. Маме и папе сначала придется часто напоминать о выполнении обязанностей. Этот период нужно пережить, не отступая от задуманного. Через какое-то время напоминания уже не понадобятся.

  • Для малышей сигналами-напоминалками послужат яркие карточки с картинками, символизирующими определенное занятие.
  • Детям постарше подойдет список дел, написанный крупными яркими буквами. Прикрепите напоминания на холодильник. Если ребенок забыл о важном деле, просто покажите список и поинтересуйтесь, все ли он сделал?

Важно! Родителям не надо самим забывать о выполнении правил. Главная мотивация к действию – наглядный пример взрослых.

Как объяснить ребенку последствия безответственности

Чтобы ребенок понял, к чему ведут безответственные поступки, перестаньте контролировать дела, с которыми он может справиться самостоятельно.

1. Дайте ребенку получить негативный опыт, если:

  • Не завел будильник и проспал – опоздал в школу.
  • Не поставил просушить сапоги с вечера, они остались мокрые – прогулка отменяется.
  • Забыл сделать домашнее задание – получил плохую оценку.
  • Не купил хлеб, как мама просила – ужин будет без хлеба.

Когда ребенок познает – он сталкивается с ошибками. Опыт — это тоже результат, и ничего страшного в негативных последствиях ошибок нет. Наоборот, так он лучше всего прочувствует, к чему приводит безответственность, и в следующий раз заведет будильник.

2. Покажите, что вы тоже не идеальны и можете ошибаться

Принятие своих ошибок – бесценное качество, которое не дает человеку опускать руки, бросая начатое из-за временных трудностей.

Например: в детском саду Лиза так увлеклась игрушечным домом и куклами, что не сделала красивую аппликацию, как остальные ребята. Когда настало время собираться домой, она расстроилась, что у всех есть яркие аппликации, а она не сможет подарить такую же маме и папе. Воспитательница могла бы предложить девочке сделать работу на скорую руку, но вместо этого сказала: «Лиза, ты выбрала игру с куклами, поэтому у тебя не осталось времени на аппликацию. Мы уже убрали ножницы, клей и бумагу. Ты сможешь сделать подарок маме завтра, если вовремя вспомнишь об этом».

3. Объясняйте последствия плохого поведения

Важно не просто делать замечания, а пояснять, почему нарушение правил влечет негативные последствия. Например: мальчик, усевшись на сидение в автобусе, сильно размахивает ногами. Реакция мамы:

  • Не болтай ногами, так нельзя!
  • Ты болтаешь ногами. Так можно ударить или испачкать других людей. Разве им будет приятно?

Часто мы, неосознанно, выбираем первый вариант. Но эта фраза имеет сиюминутный эффект, и ситуация может повторяться бесконечно. Во втором случае мама пытается скорректировать поведение сына, побуждая подумать над последствиями своих действий. Так, помогая осознать мотивы поступков и результаты содеянного, родители решают важную задачу, как приучить ребенка к ответственности и воспитать чувство долга.

Советы родителям

Подводя итоги, поразмышляем, как помочь младшему члену семьи стать самостоятельной, самодостаточной и ответственной личностью, как научить ребенка ответственности.

  • Договоритесь о правилах жизни маленького человека и будьте последовательны. Есть законы, которые не подлежат обсуждению.
  • Поручайте ребенку посильные домашние дела. Позвольте ему быть ответственным за них.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Лучше побуждайте его к выполнению обязанностей.
  • Заведите маленькие семейные традиции. Они послужат отличной мотивацией к выполнению домашних дел. Например, обсуждать общие семейные дела, в которых ребенок может принять посильное участие: вместе с мамой посадить цветы, вместе с папой помыть машину, пойти с родителями за покупками в магазин, помочь в генеральной уборке.
  • Читайте с детьми поучительные книги, где герои берут ответственность за других на себя:

А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
А. Гайдар, «Тимур и его команда»;
Л. Толстой, «Рассказы о детях»;
А. Волков «Волшебник изумрудного города».

  • Разговаривайте с ребенком и объясняйте последствия безответственного поведения.
  • Не бойтесь сами делать ошибки и позволяйте ошибаться своему ребенку.
  • Все вышеперечисленные рекомендации будут работать, если в семье созданы условия для формирования ответственности: уважение к друг другу, умение выслушивать младших, спокойно относиться к желаниям другого и подобное.
  • Родители любят ребенка безусловно, не сравнивают его с другими детьми и не оценивают его поведение.
  • Старшие служат примером для подражания. Они держат слово и выполняют договоренности.
  • Все взрослые члены семьи придерживаются одной линии воспитания. Если папа говорит, что этого делать нельзя, то мама, бабушка и дедушка с ним солидарны.

Бернард Шоу сказал: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Не бойтесь быть свободными в выборе методов воспитания, раскрывайте свой творческий потенциал и прислушивайтесь к своим детям! Тогда положительные результаты воспитания не заставят себя долго ждать.

Воспитание ответственности: когда, зачем и как

Ответственность — это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.

Возраст ответственности

Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т. е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание — основа ответственного поведения в будущем. Родители часто склонны думать, что ребенок — это просто маленький взрослый, который «все понимает», но не делает то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребенка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста.

До 2 лет — возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает «вдруг». Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно «заучивает» то, что делать не стоит, но лишь потому, что это многократно вызывало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее требовать.

От 2 до 3,5 лет — это период, в который у большинства детей наступает так называемый «кризис трех лет». Как правило, он начинается около 2,5 лет. Поведение ребенка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя». В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка «опор», чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое — нет.

Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным. Не стоит пугаться и думать, что ребенок окончательно «испортился» и будет расти безответственным человеком. Этот период пройдет, и личностный рост малыша станет очевидным.

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

3,5−5 лет. Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех).

В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определенная ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым.

КАК «ЗАСТАВИТЬ» РЕБЕНКА СМОТРЕТЬ ТЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ, КОТОРЫЕ ХОТИТЕ ВЫ

Стоит отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несет для ребенка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится.

Например, 4-летний Саша сам убирает свои игрушки, но у него своя «система», которая не нравится маме. После Сашиной уборки мама, ворча, перекладывает все игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Саши наступают негативные последствия (мама ругается). Чувство ответственности за свои вещи угасает, Саша сразу предпочитает перепоручить уборку маме.

Возраст 5−7 лет характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое — нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.

Например, в старшей группе детского сада обсуждается рассказ о том, как девочка, решив помочь маме, стала протирать пыль и случайно разбила вазу, за что мама ее ругала. Дети, которые пока находятся на более ранней ступени и умеют оценивать поведение лишь по последствиям, скажут, что девочка совершила однозначно плохой поступок, учитывая лишь разбитую вазу и недовольство ее мамы. Дети, у которых уже начала формироваться данная способность, скажут, что поведение девочки было правильным, т. к. она старалась помочь маме, делала доброе дело.

Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности.

У кого-то из детей она начинает (только начинает!) формироваться в 5−7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10−11 годам. Требовать от дошкольника 5−7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте ребенок должен иметь собственные «зоны ответственности», связанные с личными вещами, сохранением достойного внешнего вида и собственного здоровья. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и ошибки неизбежны. Например, малыш вполне может не учесть, что не стоит ставить сок рядом с клавиатурой компьютера. Или что не нужно «помогать» маме, самостоятельно попытавшись пересадить цветы.

МОЙДОДЫР: ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ КУПАТЬСЯ

Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении, Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17−18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь.

Друзья ответственности

5-летний Витя — застенчивый мальчик, обычно он ведет себя тихо и незаметно. Если Витя вдруг попадает в компанию заядлых озорников и принимает участие в какой-то проказе, то, будучи наказанным вместе со всеми товарищами, начинает жаловаться и говорить, что это не он все придумал, называет имена «зачинщиков». А вот Кирилл — частый организатор разного рода озорства — никогда не жалуется и тем более не плачет, когда его наказывают. Очевидно, что озорник Кирилл готов нести ответственность за свое поведение, а тихий Витя — нет.

Характер ребенка, без сомнения, влияет на то, будет ли развиваться ответственность. Но характер — это не что-то «заданное» изначально, по факту рождения. Воспитательная позиция родителей развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Итак, какие же качества влияют на то, чтобы ребенок рос ответственным?

  • Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Он будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение принимают за сверхответственность, но на деле это просто боязливость. Поэтому ребенку-дошкольнику стоит позволять проявлять инициативу в различных делах. Часто эти дела воспринимаются взрослыми как «безобразие» или проказы, но они необходимы для детского развития.
  • Стремление к самостоятельному принятию решений. Если ребенок хочет надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить. Пусть даже ему будет немного жарко, он поймет, что его решения не всегда верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от других. Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут.
  • Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно ли он поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Не обиделась ли бабушка, когда я с ней не поздоровался? Такие вопросы начинают волновать детей, особенно после 5 лет. Они начинают понимать, что их поведение влияет на настроение близких людей.
  • Осмотрительность. Не стоит путать это качество с боязливостью. Здоровая осмотрительность просто необходима для того, чтобы принимать ответственные, продуманные решения.
  • Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. Если они уравновешены, то самоконтроль хороший. У детей до 3,5 лет процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому им трудно контролировать свои желания и эмоции. Именно поэтому от детей этого возраста еще очень трудно требовать ответственного поведения. Но дальше самоконтроль становится лучше, хотя сильно зависит от особенностей темперамента ребенка.
  • Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других. Сначала ребенок учится воспринимать критику близких взрослых, а затем (в возрасте около 5 лет) становится более критичным к своим собственным поступкам. Сначала малыш начинает понимать: его действия привели к определенному (например, негативному) результату, а уж потом развивается способность предугадывать результат.

Родителям детей-дошкольников нужно обращать внимание, чтобы эта оценка действий ребенка не была слишком резкой, чтобы не снизить инициативность или самостоятельность. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.

Интересное по теме:
Преступления без наказания
Дневной сон малыша. Отказ от дневного сна

Как научить ребенка быть более ответственным

Обучение детей ответственности — это одна из самых важных жизненных целей, которые вы ставите перед собой как родитель, чтобы помочь им стать успешными взрослыми. Но, как вы хорошо знаете, быть родителем может быть беспокойно. В это время может показаться сложной задачей сосредоточиться на самом важном.

Хотя даже многие взрослые не понимают ценности ответственности ни за себя, ни за свои финансы, ни за кого-либо еще, обучение вашего ребенка ответственности не обязательно должно быть невозможным. Ваш ребенок может научиться быть честным и надежным человеком задолго до того, как станет взрослым.

 

Воспитание может быть самой сложной работой, которую вы когда-либо выполняли, но награды невероятны, особенно когда вы видите, что вырастили ответственных и заботливых детей. Сейчас самое подходящее время, чтобы отправиться в путешествие, чтобы собрать как можно больше родительских знаний.

 

Следующие методы помогут вам вырастить из детей ответственных и заботливых взрослых:

 

1. Относитесь к ребенку с уважением и заботой. Все дети заслуживают того, чтобы их любили и ценили. Каким бы трудным ни был ваш ребенок, напомните себе, что он «незавершенно работает» и может совершить много ошибок на этом пути. Быть тактичным, заботливым и уважительным по отношению к своим детям — все равно, что давать своему саду солнечный свет, воду и удобрения.

 

2. Подкрепляйте позитив. Мы все хотим, чтобы нас признали и заметили за то, что мы делаем хорошо; особенно это касается детей. Будьте как можно более конкретными всякий раз, когда вы даете ребенку положительную обратную связь. Делать заявления типа «Мне нравится, как ты убрал все крошки со стола». или «Вау, как здорово, что ты помог сложить белье, даже если тебя не попросили!» сохраняя зрительный контакт, это поможет им понять важность хорошего выполнения работы. В свою очередь, ваш ребенок станет более ответственным. Постоянно поощряйте положительное поведение вашего ребенка.

 

3. Делитесь домашними делами и делами. Дети, которые в конечном итоге вырастают и становятся ответственными взрослыми, часто получают руководство в детстве. Например, выполняя домашние дела, им разрешается вносить свой вклад в домашнее хозяйство.

 

Хотя детям всегда следует позволять оставаться детьми по мере их взросления, не менее важно научить их ответственности с самого раннего возраста. Один из лучших способов добиться этого — выполнять порученные дела. Имея обязанности по дому и помогая семье, вы можете помочь своим детям научиться быть ответственными.

 

Исследования показывают, что предоставление детям заданий для выполнения в раннем возрасте также помогает формировать прочную трудовую этику, развивая уверенность в себе и другие жизненно важные навыки. Домашние дела учат детей уважению. Они учатся уважать то, что их родители делают для них и их имущества, и ценить свою собственную способность внести значимый вклад.

 

4. Обучение навыкам управления денежными средствами. Одна из самых больших трудностей для взрослых — разумно распоряжаться деньгами. Чтобы выработать хорошие привычки, дети должны иметь возможность выучить их и практиковать их до того, как станут взрослыми. Предоставление вашему ребенку пособия — это первый шаг к тому, чтобы научить его нести финансовую ответственность. Дети должны выполнять свои обязанности так же, как они будут делать это позже в жизни, когда учатся зарабатывать деньги.

 

Научите своих детей ответственно экономить и тратить деньги и позволяйте им принимать собственные решения. Помимо того, что они учатся ценить деньги и управлять ими, они также учатся быть независимыми и со временем полагаться на себя. В это время дети могут безопасно совершать финансовые ошибки и учиться справляться с ними с пользой для себя. Это также отличное время, чтобы научить своих детей благотворительности, чтобы, став взрослыми, они знали, как нести ответственность за себя и помогать другим.

 

5. Позвольте ребенку сталкиваться с естественными последствиями и учиться на ошибках. Современное воспитание может поощрять нянку и чрезмерную защиту вашего ребенка. Но имея некоторую независимость, они могут начать практиковать уверенность в себе. Дети учатся ответственности, сталкиваясь с последствиями своих действий.

 

Пока последствия не вредны, позволяйте своим детям испытывать естественные последствия своего поведения. Автоматически срабатывающие последствия могут преподать ценный урок о важности выполнения и ответственности. Например, если ваш ребенок не хочет носить теплое пальто, он может испытать на себе естественные последствия холода в зимний день. Вероятность отказа от выбора более теплой одежды в будущем снизится, а ответственность за уровень комфорта возрастет.

 

Старайтесь не бояться позволять ребенку принимать собственные решения, когда это необходимо. Обучение происходит из совершения ошибок; лучше совершать эти ошибки в детстве, когда последствия не такие серьезные; это также помогает развить устойчивость и настойчивость.

 

6. Обучая ребенка новому поведению, давайте четкие и простые инструкции. Будьте конкретны в своих ожиданиях. Покажите, что вы попросили ребенка сделать, чтобы он увидел, как это делается правильно. Затем позвольте ребенку попрактиковаться в том, что вы демонстрируете. Хвалите все их усилия, какими бы маленькими они ни были; избегайте критики или ожидания совершенства. Установка слишком высоких стандартов может «поощрить» вашего ребенка сопротивляться вашим будущим просьбам. Демонстрируйте поддержку, улыбаясь и сохраняя позитивный настрой. Помните, что «Рим не за один день строился», и на это требуется время. С младшими детьми предлагайте руководство и развивайте ответственность, оставаясь рядом, пока они учатся и практикуют новое поведение.

 

7. Не позволяйте ребенку сорваться с крючка, если он плохо себя ведет в школе. Вы можете хотеть взять на себя ответственность, чтобы защитить своих детей, но это мешает им узнать о последствиях своих действий. В такие моменты также старайтесь воздерживаться от проявления гнева и разочарования. Вместо этого давайте ободряющие слова о завершении любых последствий, которые выдает школа. Пусть ваш ребенок знает, что вы уверены, что он справится с ситуацией и будет двигаться вперед, чтобы хорошо провести учебный год.

 

8. Дайте ребенку пространство и свободу. Постарайтесь не бояться позволять вашему ребенку проводить время в одиночестве или позволять ему принимать решения о своем времени, хобби и друзьях. Более того, постарайтесь дать им независимость и пространство, в которых они нуждаются, чтобы вырасти ответственными взрослыми, которые знают, как позаботиться о себе.

 

Воспитание ответственных детей требует усилий и последовательности, но это не должно быть сложно. Хотя многие взрослые во всем мире не знают истинного значения ответственности, это не обязательно должно относиться к вашим детям. Научите их вносить свой вклад, выполняя соответствующие возрасту домашние дела; они лучше оценят то, что вы для них делаете и что такое работа. Дайте своим детям еженедельное или ежемесячное пособие, когда они выполнят свои задания, и позвольте им тратить их по своему усмотрению. Будь то транжиры или скряги, они усвоят финансовые уроки, которые перенесут их во взрослую жизнь. Дайте им независимость, чтобы научиться развлекаться, принимать собственные решения и жить с последствиями этих решений. Дайте своим детям базовые основы ответственности в детстве, заставив их чувствовать себя любимыми и ценными, и вы научите их быть взрослыми, в которых нуждается мир.

 

Рекомендуемый ресурс для вас

Имейте мужество делать это правильно: Воспитание благодарных и ответственных детей в эпоху снисходительности  От младенчества до взрослой жизни, руководство по воспитанию хорошо приспособленных и чутких детей в культуре, поощряющей нарциссизм и снисходительность: основанная на клиническом опыте, эта книга предлагает родителям руководство и поддержку в развитии сильной, любящей привязанности к своим детям, а также в способности обеспечить соответствующие ограничения и дисциплину, все необходимые элементы хорошего воспитания. От работы до игр, от сна до домашних заданий, от игрушек до технологий, эта книга дает конкретные и теоретические указания для развития силы, чтобы воспитывать своего ребенка независимо от культуры излишеств.

Как научить ребенка быть ответственным

В этой статье

  • Когда мой ребенок будет готов взять на себя ответственность?
  • Как научить ребенка ответственности?

Когда мой ребенок будет готов взять на себя ответственность?

На данном этапе речь идет о том, чтобы ваш ребенок понял основы ответственности. Он слишком молод, чтобы брать на себя сложную работу по дому, хотя ему может нравиться помогать вам по дому или в походах по магазинам.

В то же время ваш ребенок становится более самостоятельным и, вероятно, любит принимать решения самостоятельно. Вы можете поощрять это, ставя перед ним задачи, которые, как вы знаете, он способен выполнить. Это даст ему понять, что он может помочь позаботиться о себе и об окружающем мире, и подготовит его к более серьезным обязанностям в более позднем детстве.

Как научить ребенка ответственности?

Ставьте соответствующие возрасту задачи

Подумайте о чем-то, что, как вы знаете, ваш ребенок может сделать без особого труда, чтобы он, скорее всего, преуспел в этом. Дайте ему четкие инструкции о том, что вы от него хотите, чтобы он точно знал, чего от него ждут.

Ваш ребенок может испугаться просьбы «прибраться в вашей комнате». Это не является чем-то конкретным и может включать в себя несколько шагов, например, убрать одежду, заправить постель и поправить ковер. Но «Пожалуйста, положите свою головоломку обратно в коробку» — это выполнимо.

Предоставление вашему ребенку работы по дому, требующей определенных усилий, но достижимой для его возраста, повысит его чувство независимости.

Покажи и расскажи

Когда вы даете ребенку задание, объясните его простыми словами. Например, если вы просите его накрыть на стол, начните с того, что сами поставьте одно место: «Посмотрите, как я ставлю одну тарелку на стол перед стулом».

Если вы обнаружите, что тратите больше нескольких минут на то, чтобы показать ребенку, как что-то делать, это может быть слишком сложно для него в этом возрасте. Вместо этого вы можете возложить на него небольшую часть задачи, например, раскладывать ложки.

Работай, а потом играй

Хотя у вашего ребенка все еще короткая продолжительность концентрации внимания, вы можете начать учить его убираться с работы, прежде чем расслабиться или повеселиться. Он получит сообщение, когда вы скажете: «Да, я хочу сводить тебя в парк! Но сначала нам нужно убраться после обеда».

Отнеситесь к этому дружелюбно и по существу, и признайте, что вы тоже предпочитаете веселье. Покажите ему, что вы не властны, а просто ожидаете, что он будет вести себя ответственно, как и вы сами.

Хороший способ объяснить это вашему ребенку — использовать правило «когда-тогда». Например, вы можете сказать: «Когда мы уберем со стола, мы можем поиграть с кирпичами».

Важно использовать слово «когда», а не «если». Это потому, что «если» предполагает, что вам нужно убрать со стола только «если» вы хотите играть с кирпичами. Но «когда» устанавливает, что стол должен быть очищен в какой-то момент, несмотря ни на что, а кирпичи — это просто дополнительный бонус.

Превратите работу по дому в удовольствие

Нам всем больше нравятся задачи, когда они веселые и общительные. Вашему ребенку нравится проводить с вами время, и он может не воспринимать очистку сушильной машины как рутинную работу. Приятно вытащить теплую, пушистую одежду и сложить ее в корзину! Если вы убираете игрушки, устройте соревнование, кто уберет больше кубиков.

Избегайте угроз

Дайте ребенку понять, что он должен следовать определенным правилам, но объясните их в позитивной форме, без угроз или ультиматумов. Если ваш ребенок говорит: «Я хочу печенье», ответьте: «Когда вы сядете за стол, вы можете съесть печенье».

Подавайте хороший пример

Покажите ребенку, что такое ответственность, заботясь о своих вещах и своем личном пространстве. Повесьте ключи от машины на крючок, где им и место, а не на стол, и подберите одежду с пола в спальне. Объясните, почему вы тоже это делаете, чтобы ваш ребенок понял, почему важно быть ответственным. Например: «Я положу ключи от машины в нужное место, чтобы в следующий раз, когда мы выйдем куда-нибудь, я мог легко их найти».

Сосредоточьтесь на усилиях, а не на результатах

Когда ваш ребенок пытается просунуть голову в рукав своего джемпера, может возникнуть соблазн просто вздохнуть и взять себя в руки. Но практика делает совершенным, так что сосредоточьтесь на усилиях, которые он прилагает, даже если у него это не совсем получается. Не критикуйте его и не берите верх. Это может уменьшить его уверенность и желание помочь.

Вместо этого попробуйте разбить задачу на управляемые части. Вы можете помочь ему с любыми трудными моментами, например, засунуть руки в нужные отверстия, а затем позволить ему самостоятельно натянуть джемпер. Это даст ему большое чувство достижения, и он будет рад попробовать еще раз в следующий раз.

Сформулируйте свои предложения мягко, ободряюще: «Молодец, что так усердно оделся сам.

Будьте реалистами

Ваш ребенок не всегда будет ставить обувь у входной двери или класть игрушки обратно в коробку.