Агрессивные дети дошкольного возраста: Агрессивные дети
Редуцирование и контроль агрессии у детей дошкольного возраста
В последнее время в нашей стране увеличились агрессивные проявления у взрослых и детей. Наблюдения показывают, что увеличилось число агрессивных действий у детей в дошкольном возрасте, поэтому вопрос о редуцировании и контроле агрессии исключительно актуален.
Агрессия рассматривается как специфическая форма поведения, в которой выражается негативное отношение или преднамеренное нанесение вреда другому лицу. Она формируется под влиянием ряда факторов – наследственность, стиль воспитания в семье, окружающая среда и др. от стадии развития ребенка зависит и сила их воздействия. Известно, что с взрослением детей роль семьи в их воспитании уменьшается. При поступлении ребенка в детский сад большое влияние на него оказывают сверстники и педагоги, которые могут спровоцировать или предотвратить детскую агрессию. Её трудно контролировать со стороны взрослого, но это просто необходимо. Чтобы справиться с агрессивным состоянием ребенка, педагог должен понять причину возникновения агрессии.
Предупреждение агрессивности зависит от умения педагога создать подходящую среду в группе и положительно влиять на детей и их родителей. Психологический климат и обстановка в детском саду не должны провоцировать агрессию у детей. Взрослым необходимо воздержаться от покупок игрушек в виде оружия и книг с иллюстрациями агрессивных сцен. Развивающая среда должна располагать дидактическими и игровыми материалами, создающими благоприятные условия для совместной деятельности детей. Для редуцирования состояния тревоги у детей необходимо разнообразить их жизнь в детском учреждении.
В педагогический процесс следует включить больше игр, художественно-творческую деятельность, развлечения, которые создают положительные эмоции у детей. Тем самым усилить их желание общаться со сверстниками. В процессе совместных занятий дети учатся контролировать свое поведение. На интересных занятиях под руководством воспитателя редко возникают предпосылки агрессивных действий у детей.
Много усилий должен предпринять воспитатель, чтобы включить агрессивного ребенка в коллективную деятельность. Очень часто остальные дети не желают такого партнера, так как он требует исполнения своих желаний, не считается с остальными детьми и не хочет соблюдать правила поведения.
При понимании, что он отвергнут, у него усиливается злость и агрессивность. Воспитатель должен сформировать у детей умение считаться со сверстниками и управлять своими эмоциями и поступками. Важно показать ребенку, что занятия с другими детьми доставляют удовольствие и радость.
Основная задача при работе с агрессивными детьми – это формировать у них чувство общности с другими, желание видеться и понимать сверстников. Помочь ребенку увидеть в другом ребёнке не противника и конкурента, а интересного и ценного друга, партнера в общении и в совместной деятельности.
Для редуцирования и контроля агрессии воспитатель использует разнообразную стратегию. Требование адекватного поведения должно быть целенаправленным, постоянным и систематическим – это важное условие для преодоления агрессии. Детям необходимы не только ясные правила, которые регламентируют их совместную жизнь и поведение, но и постоянное их соблюдение. Полное доступное объяснение этих правил поможет детям поступать верно.
Обсуждение и оценка агрессивного поведения ребенка имеет значение в формировании нравственного поведения. В ходе обсуждения он понимает, как он поступает: правильно или нет. Хорошее поведение ребенка заслуживает положительной оценки через поощрительные слова «хорошо», «молодец». Если ребенок старается овладеть своими отрицательными эмоциями, то воспитатель должен выразить свое удовлетворение, при этом стремясь вызвать радостное чувство и постараться закрепить положительное поведение.
Плохое поведение у детей должно подвергаться критике. Ни в коем случае критика не должна быть острой, её следует направлять не на оценку самого ребенка, а на его конкретный поступок. Острая критика формирует у ребёнка чувство вины, тревоги, неполноценности. Неодобрение поступка поможет ребенку осознать свое поведение и проявить терпимость к окружающим.
Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, а просто «подвернулся под руку», или на самого себя.
Существует несколько видов детской агрессии:
- ребенок проявляет физическую агрессию. Так он показывает, что это единственный способ добиться своего, чтобы самоутвердиться.
- ребенок портит вещи – стремится что-то сломать, когда сердится или обижен. Он гневно бросает игрушку на пол в досаде, что не может научиться с ней обращаться. Или, устав от бесконечных запретов взрослых, рвет на части свою тряпичную куклу, срывая на ней свою злость на родителей. Еще одна причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать кроется в зависти и желании самоутвердиться.
- ребенок ругается. Почему? Его привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Узнав, что говорить такие слова можно только взрослым, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, непременно начнет употреблять запрещенные выражения. Видя, что такие слова шокируют взрослых, он использует их, чтобы позлить, поддразнить окружающих. Для него бранные слова становятся еще одним орудием мести.
- ребенок причиняет себе боль. Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют свою агрессию на самих себя. Создаётся впечатление, что ребенок хочет причинить себе боль или даже уничтожить себя. Такие дети могут биться головой о кроватку, более старшие способны в буквальном смысле рвать на себе волосы, а в подростковом возрасте у таких детей могут быть суицидальные попытки.
Такое поведение может быть вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания.
Оценка поведения ребенка должна быть объективна. Необходимо проанализировать ситуацию, это позволит педагогу выбрать подходящий метод воспитания. Выяснение мотивов данного поступка будет содействовать беспристрастной оценке поведения, а также предостережёт педагога от несправедливости, которая может усилить агрессивное состояние ребенка.
Ряд исследований показывает, что самая эффективная стратегия для преодоления агрессии – демонстрация неагрессивной модели поведения и агрессивной модели, но с неприятными последствиями.
Педагог не должен злоупотреблять замечаниями, запретами, наказаниями. Их многократное использование ведёт к отрицательному результату. Но они необходимы в детском саду, чтобы защитить других детей, избежать конфликтных ситуаций и создать спокойную атмосферу в коллективе. В том случае, когда действия ребенка представляют опасность для других детей, педагог может применить другие методы.
Подходящая техника для редуцирования агрессивных импульсов у детей – игнорирование нежеланного поведения. Для привлечения внимания педагога или своих сверстников в детском саду ребёнок, родители которого беспрекословно выполняют все его желания, очень часто капризничает, кричит, даже использует нецензурные слова.
В случае, если никто не обратит внимание на него, он откажется от своих действий, так как поймет, что своим поведением не производит необходимого эффекта. Применяя другую тактику к таким детям, можно только усилить их агрессивное состояние.
Для установления адекватных отношений между детьми педагог использует метод «восстановительной гиперкоррекции». Его сущность состоит в том, что ребёнок с деструктивным поведением восстанавливает последствия своего поступка. Например, можно предложить ему вычистить одежду своего товарища, которую он испачкал преднамеренно.
Другая санкция, применяемая для коррекции поведения ребёнка – его игнорирование. Особенно, если была применена физическая агрессия, необходимо удалить ребёнка с места конфликта. Ему можно предложить посидеть на стульчике. Этот метод известен как «тайм-аут».
После того, как ребёнок успокоиться, педагог должен подсказать ему, что он обязан извиниться. Извинения помогают развить у ребенка умение регулировать своё поведение. Залог успеха в воспитательном процессе – формирование положительных личностных качеств: сочувствие, гуманизм, воля, эмоциональная устойчивость.
Часто встречающаяся воспитательная альтернатива для преодоления агрессии у маленьких детей, а иногда и у больших, – это перевод их внимания на другой объект или деятельность.
В случае, когда агрессия возникла в результате отобранной у ребёнка игрушки, можно заменить её другой, которая может вызвать у ребёнка больший интерес. В таких случаях ребенку необходимо помочь с построением модели реагирования, и тогда он сможет овладеть позитивными решениями в конфликтах. Например, как убедить ребёнка уступить другому желанную им вещь. Его стремление командовать важно и неприятно для вас, поэтому научите его мягкости в речи со всевозможными «пожалуйста», «спасибо», а в то же время обратите внимание на то, как вы сами разговариваете с ним.
Культура поведения педагога оказывает воспитательное воздействие на детей. Без неё невозможно сформировать культуру поведения ребёнка. Действия и поступки воспитателя, демонстрирующего уважительное отношение ко всем, являются примером для воспитанников и дают конкретные образцы для подражания.
Педагог должен внимательно следить за собственным поведением и не допускать авторитарного стиля в общении с детьми.
Важной техникой в формировании умения управлять своими эмоциями и поступками – демонстрация любви со стороны педагога. Свою любовь он может выразить невербальными сигналами: улыбкой, взглядом, прикосновением. Добрые чувства педагога мотивируют детей в стремлении сохранить хорошие взаимоотношения.
Превенция детской агрессии невозможна без помощи семьи, которая играет важную роль в формировании поведения ребёнка. От умения педагогов и родителей зависит, трансформируется ли агрессия в более приемлемые социальные формы.
Ежедневно в детских садах проявляются различные формы детской агрессии. Педагог должен использовать адекватные методы, чтобы ей противодействовать. Употребляя разнообразную технику, он не должен применять крайние меры. Ни чрезмерное снисходительное отношение, ни чрезмерная строгость не смогут предотвратить агрессию. От педагогического мастерства воспитателя зависит её редуцирование и контроль.
Рекомендации по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Необъяснимая агрессия у детей дошкольного возраста зачастую вызывает у родителей желание наказать ребенка. В большинстве случаев такая мера не только не останавливает агрессию, но и приводит к еще большим ее проявлениям.
Как проявляется агрессия?
Жестокость может быть направлена во внешний мир. Агрессивные дети конфликтуют со взрослыми. Равного по силе или более слабого они стремятся избить. Агрессивное поведение дошкольников нередко направлено на неодушевленные предметы. Если опасается спорить с родителями или драться со сверстниками, его «жертвой» становится любимая игрушка, которая не способна оказать сопротивление. Жестокий ребенок может портить вещи и мебель. От детской агрессии страдают и домашние животные. Если дома нет питомцев, дети стараются найти котенка или щенка на улице. В более редких случаях агрессия направлена на них самих. Малыш наносит себе телесные повреждения в виде порезов, укусов и т. д.
Девиантное поведение детей не всегда сопровождается разрушениями или вербальной агрессией. Такие действия более характерны для мальчиков. Девочки предпочитают выражать свою жестокость по-другому, с помощью иронии или сарказма. Подобное поведение способно сохраниться на всю жизнь. Уже взрослые женщины не забывают детских привычек. Не имея возможности ударить собеседника, они пытаются его оскорбить. Таким образом, человек получает не телесную, а душевную травму.
Причины агрессивности
- Низкая самооценка. Если дошкольник неосознанно считает себя хуже своих сверстников, он выражает недовольство собой с помощью жестокости. Агрессия позволяет почувствовать свое превосходство. Ровесники боятся жестокости, страх заменяет уважение, которого не хватает дошкольнику.
- Месть. Ответить обидчику можно не всегда. Боясь родителей, сын или дочь не станут направлять на них свою агрессию. Получить моральное удовлетворение можно через месть младшему брату.
- Недостаток внимания. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста часто становится следствием невнимания со стороны родителей, всегда занятых работой. При этом ребенок согласен на наказание, к которому приведет его поведение. Наказание — один из способов получить необходимое количество внимания.
- Желание что-либо иметь. Девиантное поведение дошкольников может быть спровоцировано родителями, которые балуют детей. Малыш знает, что достаточно громко заплакать, начать кататься по полу или испортить какую-нибудь вещь, как мама немедленно купит мороженое или игрушку.
- Компьютерные игры. Отмечено, что дети, проводящие много времени за компьютером, отличаются особой жестокостью. Действительность постепенно заменяется виртуальной реальностью, в которой больше возможностей. Компьютерные игры позволяют почувствовать себя всемогущим: убить противника, разрушить здание и т. д.
- Опасность. Агрессию детей дошкольного возраста объясняют и ощущением опасности, иногда мнимой.
- Болезни. Некоторые заболевания ЦНС мешают дошкольнику контролировать свое поведение. Болезнь может вызывать неосознанный дискомфорт, пожаловаться на который дети еще не могут.
- Эмоциональная нестабильность. Ей подвержены дети до семилетнего возраста. Родители должны обучать саморегуляции («Не плачь, ты ведь уже большой мальчик»). К 6-7 годам агрессивность может исчезнуть без вмешательства специалистов.
На поведение влияют и некоторые другие факторы: переутомление, ограничение физической активности, неуважение со стороны родителей. Повышенное возбуждение вызывают некоторые продукты питания и неблагоприятная экологическая обстановка.
Предрасположенность
Считается, что одни дети более предрасположены к агрессивности в дошкольном возрасте, чем другие. Дошкольник нередко становится отражением отношений в семье друг к другу. Мальчик, воспитанный без отца в женском окружении, будет иметь те или иные психологические проблемы. Создав свою семью, мужчина становится «подкаблучником». Он не способен быть главой семьи и неосознанно уступает эту роль супруге. Возможен и противоположный вариант. Мальчик, которому не хватает общения с близким родственником своего пола (отцом, старшим братом, дедом, дядей), начинает испытывать ненависть к женщинам. Уже в дошкольном возрасте он отличается жестокостью по отношению к сверстницам.
Девиантное поведение у детей дошкольного возраста наблюдается и в том случае, когда в семье был слишком мягкий по характеру отец и авторитарная мать. Если в семье растет девочка, вероятно, она будет неосознанно копировать маму. Поведенческие модели жестокого папы обычно перенимает сын.
К агрессии склонны холерики и меланхолики. Сангвиники даже в первые годы жизни настроены на конструктивный диалог. Флегматики слишком пассивны для того, чтобы конфликтовать. Среди обидчивых меланхоликов агрессивных немного. Чаще всего свое недовольство они выражают с помощью громкого плача. Холерики не ограничиваются истериками. Они стремятся к разрушениям. Для воспитания холериков нужно выбирать более суровые методики. Взрослых, которые пытаются с ними договориться, они перестают уважать. Именно поэтому некоторые ученые-педагоги рекомендуют идти на крайние меры — телесные наказания.
Ошибочные суждения
- Агрессивный ребенок — жестокий ребенок. Это не всегда так. Раздражительность, которая возникает по тем или иным причинам, не следует путать с жестокостью. Если его обидели, оскорбили и т. д., нет ничего удивительного в том, что он ответит своему обидчику тем же. Коррекция агрессивности у дошкольников необходима только в случае приступов беспричинной агрессии у детей.
- Жестокие дети растут только в неблагополучных семьях. Формирование агрессивной личности может происходить и во вполне благополучной семье. Причины проявления жестокости необходимо устанавливать в индивидуальном порядке.
- Чем больше внимания, тем лучше. Агрессию дошкольников можно наблюдать и тогда, когда дети получают мало любви и внимания родителей, и тогда, когда внимания становится слишком много. Причиной агрессивного поведения детей дошкольного возраста становится гиперопека. Близкие родственники, стараясь защитить ребенка, устанавливают над ним повышенный контроль. Дошкольник не имеет права выбора круга общения, интересов и увлечений. Взрослые полагают, что он чувствует себя более уверенно и защищенно. На самом деле дети испытывают психологический дискомфорт и ощущают себя загнанными в угол. Чтобы не чувствовать слабость и беспомощность, ребенок проявляет жестокость.
Как бороться с агрессией?
Не все родители осознают необходимость коррекции агрессивного поведения дошкольников. Многие папы и мамы считают такое поведение обычными детскими капризами, которые присущи любому ребенку. Из агрессивных детей часто вырастают взрослые с криминальными наклонностями. Рекомендации родителям могут быть такими:
- Проконсультироваться у специалиста. Коррекцией девиантного поведения дошкольников занимаются детские психологи. Если специалист обнаружит у ребенка признаки болезни, родители должны быть готовы обратиться к психиатру.
- Контролировать свое поведение и взаимоотношения в семье. Иногда профилактику агрессивного поведения дошкольников необходимо начинать с их родителей. Папы и мамы часто позволяют себе кричать друг на друга, использовать ненормативную лексику. В некоторых семьях нормой считаются регулярные побои. Саморегуляции в первую очередь нужно учить родителей.
- Приступы гнева можно просто игнорировать. Своим гневом дети пытаются манипулировать родителями, чтобы получать все, что им хочется. Если малыш заметит, что маме и папе безразличны его истерики, агрессия потеряет смысл.
- Необходимо сохранять положительный образ сына или дочери. Одна из мер по профилактике девиантного поведения заключается в том, чтобы не характеризовать ребенка его поступком. Фраза — ты ведь хорошая девочка, почему ты так себя ведешь?- действует намного лучше, чем оскорбления. Некоторым детям нравится быть «плохими». А постоянные напоминания родителей помогают им поддерживать отрицательный образ.
- Не следует подавлять эмоции. Коррекция агрессивного поведения детей заключается в том, чтобы перенаправить сильные эмоции в позитивное русло. Если агрессия вызвана не физической перегрузкой — можно записать в спортивную секцию. Повышенная возбудимость поможет ему добиваться хороших результатов. Эмоциональный человек способен найти себя в творчестве: пении, танцах, актерском мастерстве и т. д.
Методы для коррекции агрессивного поведения должны иметь позитивную направленность. Не следует подавлять детскую психику в надежде избавить сына или дочь от жестокости. Ребенку необходимо научиться управлять собой и использовать свои особенности во благо себе и окружающим.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Агрессивный дошкольник | Положительная дисциплина
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Вопрос:
Судя по всему, в течение последних «нескольких недель» мой почти 3-летний ребенок толкал и пихал своих одноклассников в своем детском саду. Сегодня учитель сказал мне, что он ткнул маленькую девочку в лицо и заставил ее плакать, а затем отказался смотреть на нее, когда учитель попросил его извиниться. Я не знаю, почему она не сказала мне об этом, когда это впервые началось, поэтому я не уверен, когда именно это началось. Учитель говорит, что, как правило, между моим сыном и жертвой нет взаимодействия до толкания/толкания/удара. Он просто спонтанно это делает.
Я никогда не видел от него такого поведения, и я с ним весь день (кроме двух утра, когда он ходит в школу). Он был пассивным ребенком с рождения, никаких признаков агрессивных тенденций. До того, как он пошел в школу в этом году и даже до Дня Благодарения, он даже не стоял в очереди на детской площадке. Он просто позволил детям оттолкнуть себя и идти впереди себя. Я хотел, чтобы он стал более напористым, но я точно не хочу, чтобы он стал хулиганом.
Сэм — единственный ребенок, и у нас не будет других детей. Что я могу сделать, чтобы пресечь такое поведение в зародыше, и является ли это нормальным явлением даже для хорошо воспитанного ребенка?
Ответ:
Потребуется целая книга, чтобы объяснить, что может происходить и как с этим бороться. Я постараюсь дать относительно короткий ответ, но, пожалуйста, знайте, что для того, чтобы получить полную картину, вам может понадобиться книга «Позитивная дисциплина для дошкольников».
Я точно не знаю, почему он стал агрессивным. Он смотрит мультфильмы или другие программы, изображающие насилие? Он наблюдает, как другие дети делают это в детском саду? Возможно, он просто находится на той соответствующей возрасту стадии развития, когда он расстраивается и не знает, как «использовать свои слова», поэтому он инстинктивно тыкает, бьет или толкает. Это не значит, что он становится хулиганом. Я сомневаюсь, что между вашим сыном и другим ребенком (которого я отказываюсь называть жертвой) нет взаимодействия. У другого ребенка может просто быть что-то, чего хочет ваш сын. Он может быть обескуражен чем-то, что известно только ему в его личной логике. Есть так много неизвестного.
Однако я точно знаю одно: наказание ни в какой форме не поможет. Верный способ стать жертвой/агрессором — это спасти ребенка, которому причиняют боль, и наказать ребенка, причиняющего боль. Нет смысла обижать ребенка, говоря (явно или тайно): «Я научу тебя не обижать других. Взрослые, которые так поступают, учат своим примером то самое, что, по их словам, они пытаются погасить. Они также предлагают ребенку, которому причинили боль, принять менталитет жертвы, решив: «Я знаю, как привлечь к себе особое внимание. Я просто невинно спровоцирую кого-нибудь причинить мне боль, а потом меня спасут и будут лечить особым образом.
Я не сторонник анархии или вседозволенности. Взрослые должны вмешиваться. Им просто нужно делать это таким образом, чтобы обучать социальным навыкам — в конце концов. Я говорю «в конце концов», потому что у двух- и трехлетних детей ограниченные возможности для изучения социальных навыков, но это не означает, что мы должны учить этим навыкам (в основном на примере) до тех пор, пока они в своем развитии готовы усвоить информацию. (См. информацию в теме «Извинитесь, дети, которые не хотят» ниже.)
В этом возрасте дети нуждаются в большом присмотре, отвлечении, перенаправлении. В сценарии, который вы описываете, это может выглядеть так: учитель может отвести вашего сына в сторону и обнять его. (Я знаю, что это звучит как поощрение поведения, но это не так. Я не буду вдаваться во всю информацию о том, что непослушный ребенок является обескураженным ребенком (за исключением случаев, когда поведение соответствует возрасту), я просто скажу вам, что это моделирует соответствующие прикосновения. После того, как ваш сын почувствует себя утешенным, учитель может сказать: «Маленькой девочке плохо. Пойдем, обнимем ее, чтобы ей тоже стало лучше» чувствует себя воодушевленным.) Затем учитель может сказать: «Вот как мы прикасаемся к людям. Бить и тыкать больно, но объятия или рукопожатие приятны». ваши слова и сказать: «Я хочу эту игрушку». Возможно, она не готова дать ее ей, но вы использовали свои слова». Поймет ли он все это? Нет. Но он не понимает наказания или необходимости извиняться. Либо первый представляет собой модель положительного действия, второй — модель отрицательного действия 9. 0004
Что касается извинений, ниже приводится выдержка из нашей книги «Позитивная дисциплина для воспитателей».
Извинитесь, дети, которые не будут
Концепция развития ребенка
Во время лекции в NAEYC в 2000 году Бев Бос [информация FN о Бев] сказала: «Попросить ребенка сказать «извините» имеет такой же смысл как требование, чтобы ребенок сказал: «Я итальянец» — даже если он не итальянец. Воспитатели, изучавшие развитие ребенка, знают, что интеллектуальные способности маленьких детей не развиты до такой степени, чтобы они могли думать как взрослые (см. демонстрации ниже), однако многие взрослые ведут себя так, как будто должны. Прекрасным примером является принуждение маленького ребенка «извиниться»9.0004
Предложения:
- Расстроенные дети не могут рационально мыслить. Не ждите, что ребенок что-то сделает или скажет, пока у него не будет времени успокоиться.
- Дайте время остыть. Это может означать утешение ребенка на некоторое время, подтверждение его чувств, удаление его из расстраивающей ситуации (успокаивая и/или подтверждая чувства) или просто предоставление ему возможности провести некоторое время в зоне позитивного тайм-аута (см. она чувствует себя лучше. Помогите ребенку выразить свои собственные чувства, прежде чем помочь ему задуматься о чужих чувствах. Укажите на таблицу лиц с чувствами (страница X) и позвольте ей выбрать картинку, которая выражает ее чувства, если она не может выразить их словами без посторонней помощи.
- Используйте вопросы «что и как» (см. стр. X), чтобы помочь ребенку понять, что произошло, что он чувствует по этому поводу и какие идеи у него есть для решения проблемы. Частью этого процесса может быть вопрос: «Как вы думаете, что чувствует другой человек?» Опять же, может быть полезно посмотреть на лица чувств.
- После того, как ребенок успокоится, почувствует, что его чувства подтверждаются, и, возможно, осознал чувства другого человека, ему может быть предложено извиниться – только если это его идея. Иногда это происходит, когда вы спрашиваете: «Что бы заставило вас почувствовать себя лучше? Помогло бы вам, если бы другой человек обнял вас или извинился?» Как только ребенок определил, что может улучшить его самочувствие, вы можете спросить: «Готовы ли вы помочь другому человеку почувствовать себя лучше? Что вы могли бы сделать и когда бы вы хотели это сделать?» Помочь ребенку решить сделать что-то для кого-то другого (и это может не быть извинением) — это совсем другое дело, чем требовать, чтобы он это сделал. Смысл в том, чтобы помочь ребенку все обдумать в дружеской обстановке (что вызывает искреннюю озабоченность), а не требовать извинений (что часто вызывает бунт или просто замешательство).
- Если ребенку все еще не хочется ничего делать для другого человека, выразите свою веру в то, что он скоро научится заботиться о других и помогать им.
Советы по работе с родителями:
Родители часто требуют от детей извинений за то, что они смущены своим поведением. Помогите родителям понять, что вы больше заинтересованы в долгосрочных, искренних результатах, чем в краткосрочной неискренности. У вас также есть возможность обучить их интеллектуальному развитию, чтобы они поняли, что дети думают не так, как взрослые. Следующая демонстрация может помочь.
Демонстрации Piaget
Жан Пиаже был одним из пионеров понимания когнитивного развития детей. Он разработал эти демонстрации, чтобы помочь взрослым понять, чем детское мышление отличается от их собственного.
- Возьмите два глиняных шарика одинакового размера. Спросите трехлетнего ребенка, одинаковы ли они. Внесите коррективы, беря пластилин из одного шарика и добавляя его в другой, пока ребенок не согласится, что они одного размера. Затем прямо перед ней разбейте один шар глины. Затем спросите ее, остались ли они такими же. Она откажется и скажет вам, какой из них, по ее мнению, больше. Пятилетний ребенок скажет вам, что они одинаковы, и объяснит, почему.
- Найдите четыре стакана: два стакана одинакового размера, один стакан выше и тоньше и один стакан короче и толще. Наполните два стакана одинакового размера водой, пока трехлетний ребенок не согласится, что они одинаковые. Затем прямо перед ней налейте воду из одного из этих стаканов в низкий толстый стакан, а из другого — в высокий тонкий стакан. Затем спросите ее, вмещают ли они по-прежнему такое же количество воды. Она снова скажет «нет» и скажет вам, в каком стакане, по ее мнению, больше всего воды. Пятилетний ребенок скажет вам, что в них одинаковое количество, и объяснит, почему.
Оба этих примера демонстрируют мыслительные способности, выявленные Пиаже. Когда мы понимаем, что восприятие, интерпретация и осмысление события так сильно отличаются у маленьких детей, наши взрослые ожидания меняются. То значение, которое дети придают своему опыту, не совпадает со значением, которое взрослые придают тому же опыту.
Когда следует беспокоиться об агрессии малыша — Маленькая выдра
Гнев и агрессияВыражение и регулирование эмоцийЧасто задаваемые вопросыСоветы для родителей
Написано гостем
В этой статье вы узнаете, как реагировать на агрессию малыша за 6 шагов, распространенные ошибки родителей и когда следует беспокоиться об агрессивном поведении.
Наблюдение за агрессией малыша — физическим поведением, таким как удары, пинки, толчки, укусы, щипки — может вызвать беспокойство. Как родитель или опекун, вы, вероятно, задаетесь вопросом, как справиться с таким поведением, не обостряя конфликт. У вас также могут быть проблемы, например:
Моему ребенку не хватает сочувствия или доброты?
Является ли мой ребенок хулиганом?
Избегают ли другие дети играть с моим ребенком?
Будет ли мой ребенок исключен из школы?
Мы любящие, мирные родители. Как мы создали агрессивного ребенка?
Будут ли другие родители осуждать меня за поведение моего ребенка?
Если у вас есть какие-либо из этих вопросов об агрессивном поведении вашего малыша, в том числе во время истерики, мы здесь, чтобы дать некоторые ответы.
Советы по пониманию агрессии у малышей
Агрессия у малышей – это сложная задача. Вы не плохой родитель, если ваш ребенок ведет себя агрессивно или если вам трудно справиться с агрессивным поведением вашего ребенка. Вот важный совет, который поможет переосмыслить вашу точку зрения и понять агрессивность малышей:
Помните, что маленькие дети, как правило, не проявляют агрессии намеренно.
В раннем возрасте дети еще не развили самоконтроль, чтобы не поддаваться импульсам. Не все дети действуют своим телом, но некоторые делают это. Если ваш ребенок агрессивен, это не обязательно означает, что он делает сознательный выбор причинения вреда.
4 Факторы, которые могут способствовать агрессии у детей раннего возраста
Следует помнить о нескольких важных факторах, повышающих вероятность агрессивных действий ребенка:
Темперамент или очень активные дети с большей вероятностью будут бороться с импульсивным контролем.
Сенсорная система : Высокочувствительные дети, которым неудобно находиться рядом с людьми, могут кусаться, чтобы отпугнуть других. Некоторые дети — «сенсорные искатели». Они жаждут сенсорной информации. Им может нравиться ощущение сильного столкновения с вещами, включая людей. Их сенсорные потребности сильнее, чем их логика, поэтому приказы им прекратить бить или кусать не помогут. они принимают лучшее решение.0004
Жизненный опыт : Серьезные жизненные перемены или большие переживания могут привести к усилению агрессивного поведения. Когда дети переживают стрессовое событие, например разлуку, потерю или становятся свидетелями травматического события, они могут изо всех сил пытаться справиться с большими чувствами. Когда это происходит, они менее способны успокоиться и саморегулироваться.
Возраст и развитие : Мозг маленьких детей все еще находится на ранних стадиях развития. Малыши, скорее всего, будут управлять частью мозга «бей, беги или замри», когда испытывают стресс. По мере их роста часть мозга, которая помогает нам обрабатывать чувства и переживания (префронтальная кора), становится сильнее. В ранние годы они все еще учатся справляться с сильными эмоциями.
Далее вы узнаете шесть шагов, как вести себя с агрессивным ребенком.
Как реагировать на агрессию малыша: 6 шагов
Когда вы реагируете на агрессивного малыша, постарайтесь сосредоточиться на обучении, а не на наказании. Вот план из 6 шагов, как вести себя с агрессивным ребенком:
1. Прекратите агрессивное поведение, спокойно и как ни в чем не бывало объявив предел.
Начните с успокоения, установив предел. Вы можете сказать что-то вроде: «Мы не [бьем/кусаем/щипаем]. У людей есть чувства, и я знаю, что ты не хочешь причинить им боль. Я собираюсь помочь твоему телу восстановить контроль и помочь тебе быть в безопасности».
Затем прекратите агрессивное поведение. Это может быть:
Держите ребенка в медвежьих объятиях.
Поместить его в безопасное место. (Подробнее об этом ниже)
Посадить ребенка в коляску, если вы находитесь вне дома. Коляски полезны, потому что они гарантируют, что вы можете сохранить контроль, защитить своего ребенка и обеспечить безопасность всех.
Посадить вашего ребенка в автокресло (понести, если у него нервный срыв) и отправиться домой.
Сделайте все возможное, чтобы реализовать это спокойно, чтобы снизить уровень интенсивности. Оберегая ребенка, можно тихим голосом повторять мантру, например: «Тебе тяжело. Я знаю, ты не хочешь обидеть. Ваш разум и тело просто вышли из-под контроля. Я оберегу тебя».
Как отмечалось выше, избегайте использования уничижительных выражений, таких как «насилие» или «подлость». Придерживайтесь объективного описания действий вашего ребенка.
2. Предложите вашему ребенку приемлемый способ удовлетворения физических потребностей.
Если ваш ребенок ведет себя агрессивно, чтобы удовлетворить сенсорную потребность, разговоры не помогут ему преодолеть свои импульсы и использовать свой мыслительный мозг. Вместо этого вашему ребенку нужна приемлемая альтернатива: «Если вам нужно ударить, вот объект, у которого нет чувств, по которому вы можете ударить».
Может быть полезно создать корзину с предметами, которые ваш ребенок сможет безопасно сжимать, ударять, пинать, кусать или бросать. Это могут быть мягкие шарики, большие пенопластовые шарики, ожерелья Chewlery, которые можно кусать, Play-Doh или слизь, а также утяжеленные шарики. Некоторым детям также нравится зарываться в диванные подушки!
3. Продолжайте.
Если ваш ребенок вышел из-под контроля, но не ведет себя разрушительно и не нуждается в физическом сдерживании, двигайтесь дальше.
Можно сказать что-то вроде: «Когда ты перестанешь расстраиваться, мы можем попробовать еще раз».
Ваша цель — показать, что вы не злитесь, что вы по-прежнему любите и общаетесь, даже когда ваш малыш ведет себя агрессивно. Как родитель, вы выполнили свою работу: установили предел и остановили (или предотвратили) вредное поведение. Вы учите, а не наказываете.
Если вы разозлитесь, вы, скорее всего, усилите взаимодействие. Это снижает вероятность того, что ваш ребенок успокоится и сможет извлечь уроки из этого опыта.
4. Создайте безопасное пространство для вашего ребенка
Если ваш ребенок ведет себя разрушительно и выходит из-под контроля, поместите его в безопасное и любящее пространство. Это пространство нуждается в границах; это означает, что ваш ребенок не может уйти самостоятельно.
Почему это важно? Это предотвращает неприятные движения вперед-назад, которые могут возникнуть, когда малыши выходят из безопасного пространства, прежде чем они успокоятся.
Привлеките ребенка к оформлению этого пространства, если это возможно. Пусть они выберут приемлемые предметы, такие как мягкие игрушки, мягкие/мягкие мячики для снятия стресса, уютные подушки и книги. Установка детской палатки в этом месте может быть очень эффективной, так как она кажется уютной и удобной для детей, особенно когда они распутываются.
Родители иногда чувствуют себя некомфортно при мысли о безопасности ребенка в космосе. Вы можете подумать, что это отвергает вашего ребенка или просто имеет в виду. Или вы, возможно, слышали, что тайм-ауты разрушительны, а тайм-ауты (когда вы остаетесь с ребенком, несмотря ни на что) любящие. В самом деле, если вы можете сохранять спокойствие и ваше присутствие успокаивает вашего ребенка, тогда лучше всего использовать тайм-ин. Но если вы не можете контролировать агрессию вашего ребенка по отношению к вам, лучше дать вам обоим передышку. Для некоторых детей присутствие родителя в комнате во время перемены является стимулом, из-за которого им труднее успокоиться.
Разлука не вредит маленьким детям автоматически. Важно то, как это реализовано. Когда разрыв оформляется и к нему подходят с чувствительностью и любящей поддержкой, это забота, а не черствость.
Я провел сотни часов, наблюдая за детьми во время эпических кризисов. Напряженные, агрессивные, физические и/или эмоциональные взаимодействия, которые случаются, когда малыши выходят из-под контроля, более вредны, чем предоставление ребенку безопасного и любящего пространства.
Наконец, когда вы даете ребенку пространство, вы даете ему пространство и себе.
5. Помогите ребенку сделать перерыв
Когда вы решите, что вашему ребенку нужен перерыв, спокойно и деликатно сообщите об этом. Даже если ваш малыш пинается, бьет, плюется, царапается или кусается, сохраняйте спокойствие и сведите язык к минимуму. Помните, что дети не могут обрабатывать больше информации, когда они находятся в «красной зоне».
Можно прошептать: «Ты очень расстроен и с трудом контролируешь свое тело. Я буду помощником и отведу тебя в твое безопасное место, чтобы ты передохнул».
Дайте понять ребенку, что вы готовы помочь ему решить проблему и вернуться к игре, когда он успокоится.
Убедитесь, что у вас есть соответствующие ожидания относительно того, что произойдет в результате перерыва. Цель перерыва проста: обеспечить тихое, безопасное место, где ваш ребенок может перейти от очень расстроенного к спокойному.
Маленькие дети еще не способны размышлять о своих действиях и поведении самостоятельно без помощи заботливого взрослого. Цель перерыва — не саморефлексия. Ваш малыш не сможет сказать: «Ну и дела, интересно, почему я позволил своим эмоциям взять верх надо мной. Я действительно не должен был бросать этот поезд в голову Генри». Это выходит за рамки малышей и даже дошкольников, не говоря уже о многих взрослых!
Это очень важно, потому что обучение не происходит, когда дети находятся в возбужденном, эмоционально перегруженном состоянии.
6. Решайте проблемы, когда ваш ребенок успокоится.
Решение проблемы возможно только тогда, когда ваш малыш успокоится. Мозг малыша не может обрабатывать информацию, когда его разум и тело вышли из-под контроля. После этого начните совместно решать проблемы:
Комментируя, как здорово они справились с задачей успокоиться, сколько бы времени это ни заняло.
Расскажите историю о том, что произошло. Вот пример: «Ты очень разозлился, когда мама не разрешила тебе сегодня утром перед школой посмотреть телевизор. Ты потерял контроль и бросил в меня пульт. Ты не хотел меня обидеть — когда ты расстроен, твое тело берет верх. Я собираюсь помочь вам научиться контролировать свое тело — это моя работа. Какие у вас есть идеи?»
Выслушивайте идеи вашего ребенка и делитесь своими.
Включите в это обсуждение создание безопасного пространства и попросите ее помочь вам создать его, чтобы они поняли, что это не наказание. Это инструмент, помогающий ей вернуть контроль.
Вот несколько шагов, как вести себя с агрессивным ребенком. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, вы всегда можете связаться с нами.
Распространенные ошибки родителей при общении с агрессивным малышом
Давайте поговорим о том, как , а не вести себя с агрессивным малышом. Родители обычно реагируют на агрессию ребенка одним из трех способов:
Стыд : «Что с тобой? Почему ты хочешь обидеть своего друга?»
Угрозы и наказание: «Никакого телеэфира до конца недели, если вы снова ударите!»
Страх : «Никто не захочет с тобой играть, если ты причинишь им боль».
К сожалению, эти, казалось бы, логичные ответы обычно имеют неприятные последствия.
В раннем детстве ваши малыши еще учатся управлять своими эмоциями и поведением. Когда им стыдно, они, как правило, закрываются. Их маленькие мозги переполнены негативными эмоциями. В этой «красной зоне» они вышли из-под контроля и не могут понять уроки, которые вы пытаетесь преподать.
В течение первых пяти лет дети также развивают чувство собственного достоинства. На это сильно влияет то, что они понимают от окружающих, включая стыд и обзывание. Они усваивают это, когда слышат, что с ними что-то не так, или что они агрессивны, жестоки или злы. Эти сообщения становятся частью их личного повествования, которое затем определяет поведение. Это старое «самосбывающееся пророчество» в действии.
Когда следует беспокоиться об агрессии малыша
Агрессивное поведение в некоторой степени ожидается в раннем детстве, учитывая отсутствие у детей импульсивного контроля, особенно в возрасте до пяти лет.
Как специалисты по детскому психическому здоровью, мы обращаем внимание на интенсивность и частоту агрессивного поведения. Мы рассмотрим:
Мешает ли агрессия вашего малыша способности вашего ребенка учиться, исследовать и заниматься?
Влияет ли это на их здоровое функционирование дома?
Влияет ли это на жизнь вашего ребенка в детском саду или дошкольном учреждении?
Если ответ на эти вопросы «да», пришло время подумать об обращении за профессиональной помощью.
Заметка об агрессивных истериках
Если ваша семья испытывает агрессию во время истерик, знайте, что вы не одиноки. Мы действительно хотим обратить внимание на агрессивные приступы гнева, поскольку они могут сигнализировать о скрытых проблемах с психическим здоровьем.
Мы иногда называем эти агрессивные и/или частые истерики, которые не проходят со временем, «психической лихорадкой». Подобно лихорадке, сигнализирующей о физическом заболевании, эти «психические лихорадки» могут говорить нам о том, что ребенок испытывает эмоциональную или поведенческую проблему. Другими словами, агрессивные истерики — это признак того, что что-то не так, но не говорят нам, что именно.
Если истерики вашего ребенка соответствуют следующим критериям, вероятно, пришло время обратиться за дополнительной поддержкой:
Истерики случаются почти каждый день.
Истерики начинаются или становятся агрессивными — когда ребенок бьет, пинает, кусает других или себя и/или ломает вещи во время истерики.
Истерики часто продолжаются после пикового возраста (2-3 года).
Истерики случаются в самых разных условиях как дома, так и за его пределами.
Эти приступы гнева случаются с родителями или опекунами И другими взрослыми.
Little Otter создала бесплатную онлайн-оценку истерики для детей от 2 до 6 лет. Хотя это не замена полной оценки, эта оценка из трех вопросов поможет вам понять, не пора ли обратиться за дополнительной помощью.
Маленькая выдра доступна в некоторых штатах и может помочь вам справиться с агрессией малышей. Зарегистрируйтесь в Little Otter здесь.
Начните с оценки, а затем обратитесь к лицензированному и обученному специалисту по воспитанию детей. Вы также получите инструменты и поддержку, чтобы справиться с трудными моментами.
Познакомьтесь с Клэр Лернер, MSW
КЛЭР ЛЕРНЕР, MSW, лицензированный клинический социальный работник и специалист по детскому развитию. Она работала директором по ресурсам для родителей в ZERO TO THREE более двадцати лет. Клэр также является практикующим врачом в течение 35 лет, сотрудничая с родителями, чтобы расшифровать поведение их детей и решить их самые неприятные проблемы в воспитании детей. Клэр также проводит обучение местных дошкольных учреждений и педиатров.
Клэр является автором сотен ресурсов для родителей, включая книги, блоги, подкасты и видео. Она ведет колонку для PBS Kids, и ее работы были опубликованы в нескольких изданиях для родителей. Она также работала экспертом по содержанию для многочисленных национальных ежедневных газет.
Клэр — мать двоих очень энергичных детей, Сэма (30 лет) и Джесс (28 лет), а также двух пасынков, Джастина (30 лет) и Сэмми (27 лет). Она живет в Вашингтоне, округ Колумбия, со своим мужем и двумя энергичными щенками.
Узнайте больше о последней книге Клэр:
Почему мой ребенок главный?: Дорожная карта для прекращения борьбы за власть, расширения сотрудничества и обретения радости в воспитании маленьких детей (Роуман и Литтлфилд. Твердый переплет) ISBN: 978-1- 5381-4900-3.
На примерах из моей практики я показываю, как критические изменения мышления — взгляд на поведение своих детей через новую призму — помогает родителям решать самые неприятные проблемы в воспитании детей. В отличие от многих книг по воспитанию детей, которые предлагают универсальный подход, который часто заставляет родителей чувствовать себя разочарованными и побежденными, когда эти рецепты не работают, истории из реальной жизни в моей книге представляют собой дорожную карту того, как родители могут настроиться на корень. причины поведения своих детей, а также способы создания и реализации стратегий, адаптированных к уникальным потребностям их ребенка и семьи. Узнать больше и заказать книгу:
Amazon
Rowman & Littlefield — *До 30 сентября действует скидка 30%! Call 800-462-6420, promo code: RLFANDF30
Barnes and Noble
Books-a-Million
Indiebound
Bookshop
Книги волшебные
Дополнительные ресурсы
Должен ли я беспокоиться о истериках моего 5-летнего ребенка?
Истерики могут беспокоить как детей, так и взрослых! В этом посте вы узнаете об истериках 5-летних детей от нашей команды экспертов по детскому психическому здоровью, а также о том, когда следует беспокоиться.
Подробнее →
Агрессия у малышей: когда волноваться и как реагировать
Родители и опекуны часто спрашивают нас, как вести себя с агрессивным ребенком. Наблюдение за агрессией малыша — физическим поведением, таким как удары, пинки, толчки, укусы, щипки — часто вызывает беспокойство. В этой статье вы узнаете, как вести себя с агрессивным ребенком, какие распространенные ошибки родителей, о чем может сигнализировать их поведение и когда следует беспокоиться.
Подробнее →
У моей дочери бывают истерики, когда я возвращаюсь на работу. Что я могу сделать?
Одна мама недавно поделилась, что у ее дочери случаются истерики, когда она возвращается на работу. Ее дочь также выражает соперничество между братьями и сестрами, когда мама находится дома. Вот совет от нашей команды специалистов по детскому психическому здоровью.
Подробнее →
Как я могу реагировать на агрессивные истерики моего ребенка?
Один родитель спросил нас об агрессивных истериках своего ребенка и о том, как реагировать. Вот совет от нашей команды экспертов по детскому психическому здоровью.
Подробнее →
Как справиться с нервным срывом моего 2-летнего ребенка?
Один из родителей написал нам, опасаясь, что истерики их двухлетнего ребенка могут быть признаком серьезного беспокойства о его психическом здоровье. Вот вопрос и ответы от нашей команды экспертов в области психического здоровья.
Подробнее →
Как я могу остановить моего 3-летнего ребенка от ударов?
Одна из родителей написала об агрессивном поведении своего малыша: бьет. Вот три совета о том, как справиться с ударами трехлетнего ребенка, от нашей команды экспертов по детскому психическому здоровью.
Подробнее →
Как реагировать на укусы малышей
Узнайте, почему малыши кусаются, как реагировать, если ваш ребенок кусается, и когда следует беспокоиться об укусах.
Подробнее →
Как я могу реагировать на неповиновение и вспышки гнева моего 7-летнего ребенка?
«Как я могу реагировать на неповиновение и вспышки гнева моего 7-летнего сына?»
Подробнее →
Почему у моего 5-летнего ребенка бывают сильные истерики?
«Я беспокоюсь и удивляюсь, почему мой 5-летний ребенок становится агрессивным, когда мы что-то у него берем, например, его игру, когда он ведет себя плохо.