Дети группы риска в школе таблица – Ошибка 500

Критерии группы риска

Группы критерий

Критерии, определяющие «группу риска»

Ф.И. ученика

Медицинские

Имеют хронические заболевания внутренних органов

 

Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи

 

Часто и длительно болеют

 

Состоит на учете у психоневропотолога

 

Перенесли сложные медицинские операции

 

Перенесли стрессы

 

Леворукие дети (левша)

 

Другое

 

Социальные

Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку

 

Живут в малообеспеченной семье

 

В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)

 

Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса

 

Самовольный уход из дома

 

Другое

 

Учебно-педагогические

Имеют стойкую неуспеваемость

 

Пропуски занятий без уважительных причин

 

Пропускают отдельные предметы без уважительных причин

 

Поведенческие

Нарушение поведения

 

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями

 

Повышенная тревожность

 

Употребление наркотических веществ

 

Табакокурение

 

Токсикомания

 

Гиперактивность

 

Другое

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Классификация проблем школьников группы риска

Дети группы риска.


Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска. Часть 1.

В общеобразовательную школу приходят дети с различными способностями и возможностями. Они воспитываются в семьях, имеющих разные социально-экономический статус, традиции, семейные ритуалы, иерархии ценностей, предъявляющих различный уровень требований к школе и собственному ребенку. Многие школьники быстро понимают, что очень отличаются от других детей, они раздражают окружающих нестандартным поведением, сами того не желая, выделяются на фоне принятой в школьной среде нормы, не подчиняются правилам школьного распорядка, не хотят мириться со своими трудностями, принимать точку зрения других людей относительно своих неуспехов, категорически отказываются становиться неудачниками.

В системе отечественного образования существуют специализированные школы для интеллектуально одаренных детей, для детей с задержкой психического развития и имеющих физические недостатки (инвалидов, слабослышащих, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата и пр.), имеются спецшколы для спортивно и художественно одаренных детей. Однако, в силу разных причин, не всем детям удается учиться в специализированной, с современным оборудованием школе, имеющей в штатном расписании узких специалистов, особые программы и учебные планы. Именно поэтому общеобразовательная школа должна стремиться создать все условия для индивидуального развития каждого школьника с учетом его специальных трудностей, уникальных способностей, специфических проблем, вследствие которых они гораздо менее охотно выполняют правила внутреннего распорядка, усваивают учебные стандарты и нормы поведения.

Мы выделили пять основных проблемных групп детей в общеобразовательной школе, которые находятся в зоне риска и могут перейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-педагогическое сопровождение в школе, любовь, понимание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.
2. Слабообучаемые дети (дети с проблемами в обучении и развитии).
3. Больные дети (дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды).
4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
5. Педагогически запущенные дети.

До тех нор пока ребенок поддается педагогическому воздействию — он находится в зоне риска. Неуправляемый ребенок с асоциальным поведением: девиантным, аддиктивным (порабощенным алкоголем, наркотиками и пр.) переходит в группу риска и направляется общеобразовательной школой в учреждения специального типа.

Практические психологи считают, что причины асоциального поведения могут быть разными. Так, например, ребенок может подражать деструктивному поведению своих родителей, проявляя тот же самый тип агрессивности и возбудимости с целью предотвращения жестокого обращения с собой. Или его учебная неуспеваемость может быть спровоцирована хроническим генетическим заболеванием. Но педагоги общеобразовательной школы должны представлять целостную картину детских проблем, для того чтобы обеспечить продуктивную помощь детям с разными нуждами. А самое главное, им необходимо умение составлять и реализовывать целевые комплексные программы, соответствующие условиям общеобразовательной школы, учитывающие индивидуальные особенности детей, на основе дифференцированной конструктивно-проектировочной деятельности. Выполняя поставленную задачу, мы создали обобщенную классификацию проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска (рис. 1).

При помощи предложенной классификации педагогам значительно проще увидеть весь спектр проблем школьников, представить объем и содержание их трудностей. Для последующего эффективного решения проблем школьников педагогам необходимо разбираться в их внешней и внутренней природе. Так, особые проблемы со здоровьем испытывают и дети-инвалиды, и дети с врожденными заболеваниями, и часто болеющие дети. Но культура здорового образа жизни и профилактические мероприятия способствуют укреплению здоровья всех детей и предотвращают дальнейшие осложнения. Низкий уровень обучаемости школьника имеет внутренние предпосылки, определяемые зрелостью высших психических функций (памяти, внимания мышления, воображения), эмоционально-волевых регуляторов произвольного поведения. Однако такие внешние факторы, как гуманный учитель, современные научно-педагогические технологии, играют определяющую роль в успешной учебной деятельности ребенка, его школьной успеваемости. Задача развития специальной одаренности ребенка может быть решена при условии наличия у него ярко выраженных индивидуальных способностей, но путем организации особой развивающей среды и в ходе реализации индивидуальной программы воспитания и обучения.
Классификация проблем школьников проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска 

Казалось бы, что семья выступает внешним условием развития и формирования ребенка, но культурные основания семьи, исторически сложившиеся традиции и обычаи проникают в сознание ребенка на самых ранних этапах развития и в значительной мере определяют отношение к близким людям, своей семье, самому себе. Снятие комплекса проблем у детей также напрямую зависит, с одной стороны, от внешних условий, которые заключаются в заинтересованности семьи и школы в эффективном и скорейшем разрешении трудностей, и, с другой стороны, от внутренних предпосылок — отношения самого ребенка к этим проблемам и субъективного желания или нежелания избавиться от них.

Зная природу происхождения проблем школьников, педагога понимают, что нестандартные формы поведения, а также невнимательность на уроках, отсутствие стойкой мотивации к учебной деятельности, объясняются не тем, что перед учителем плохой ученик, а тем, что ребенок испытывает особые затруднения и нуждается в помощи педагога.

Разрабатывая классификацию, мы стремились показать специфику детских проблем в ситуации школьного обучения, поскольку педагогам также очень важно уметь помочь ребенку справиться с конкретными трудностями.

В принятой нами классификации мы выделяем категорию одаренных детей.

Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого мы выделяем четыре вида детской одаренности:
1) интеллектуальная или академическая;
2) художественно-эстетическая;
3) спортивно-физическая;
4) социально-лидерская.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения. Мы обратили внимание на то обстоятельство, что социально-лидерскую одаренность проявляют дети, имеющие и другие виды специальной одаренности (интеллектуальную, художественную, спортивную), возможно потому и получившие высокий авторитет у сверстников и педагогов.

5psy.ru

Методическая разработка (психология) по теме: Дети «группы риска»

Словарь терминов

Антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц[1].

Асоциальное поведение – это разновидность отклоняющегося поведения, связанного с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющего ущерб окружающим.[2]

Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

Дезадаптация ребенка – рассогласование, несоответствие, неприятие ребенком окружающей среды, условий жизнедеятельности. [3]

Девиантное  поведение – это поступки (действия индивида) не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

 Делинквентное  поведение – поведение, проявления которого являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством.[4] Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дополнительное образование школы – специально организованный непрерывный, интеграционный воспитательно-образовательный процесс, открытый и доступный для каждого ребенка, с учетом его индивидуальных и конкретных запросов.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[5]

Коррекция предполагает работу по компенсации выявленных отклонений и направлена на ребенка и его микросоциальное окружение.[6]

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия[7];

Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или социальным нормам. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.

Но до сих пор в отечественной психологии отсутствует общепринятый термин, который единообразно обозначал бы человеческую деятельность, не соответствующую социальным нормам. Детей ,чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по- разному:  «педагогически запущенными», «социально запущенными», «социального незащищенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально заброшенными», с «девиантным поведением», с «делинквентным поведением», с  «асоциальным поведением», и т.п. Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».

Педагогически  запущенные дети – дети с отклонениями в поведении, обусловленными педагогическими ошибками и просчетами, а также несвоевременным принятием мер.[8] Это здоровые, потенциально полноценные, но не достаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость семьи)  педагогически запущенными детьми не утрачивается.

Права несовершеннолетних детей.

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)[9].

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

 Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всесторонне развитие. Уважение его человеческого достоинства.[10]

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов[11].

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих)[12].

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка[13].

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей в статье 63 Семейного кодекса РФ:

 1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

 Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей регламентирует статья 64 СК:    1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей[14].

Статья 65. Осуществление родительских прав

1.Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей обозначены в статье 80 Семейного кодекса РФ: «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей».

Статья 121 Семейного кодекса РФ гарантируют защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Профилактика в технологиях работы с детьми, имеющими проблемы, связана с тем, чтобы установить, сгладить, снять причины, условия и факторы, вызывающие отклонения в развитии и социализации ребенка.[15] 

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.[16]

Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.[17]

Семейная оздоровительная реабилитация – разработанный в школе комплекс реабилитационных мероприятий с активным участием родителей в этом процессе. Он носит не только информационный, просветительский характер, а подразумевает оздоровление всех членов семьи и состоит из психологических и медицинских мероприятий.

Социально  запущенные  дети – дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализации.[18] Такие дети имеют искаженные представления о моральных и этических нормах, зачастую имеют криминальный опыт. В отличие от педагогически запущенных детей они отчуждаются не только от школы, но и от семьи.

Социально  незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная  незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др. 

Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, … направленных на создание им равных возможностей с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.[19]

Несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

Антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

Семья зоны социального риска — семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; испытывающая материальные трудности; семья, в которой члены имеют алкогольную зависимость, ведут аморальный образ жизни и т.п.

Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности[20].

Общая одаренность – одаренность, которая касается  всех сторон психической жизни и может проявляться в высоких и ровных достижениях при выполнении различного рода интеллектуальных заданий (например, ребенок, который транслирует высокий уровень обучаемости по всем предметам школьного учебного цикла),

Специальная одаренность  — одаренность, проявляющаяся в успешности выполнения какой-либо специальной деятельности (музыкальной, спортивной, художественной и др.). Ситуация, когда человек одарен в какой-либо одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой в природе встречается крайне редко.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные (психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.

Способности[21] –такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

 Одаренный ребенок[22] – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талант[23] — высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего — способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Креативность[24] — творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор.

Терминология.

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.[25]

Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.[26]

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия[27];

Антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц[28].

Асоциальное поведение – это разновидность отклоняющегося поведения, связанного с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющего ущерб окружающим.[29]

Социально  запущенные  дети – дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализации.[30] Такие дети имеют искаженные представления о моральных и этических нормах, зачастую имеют криминальный опыт. В отличие от педагогически запущенных детей они отчуждаются не только от школы, но и от семьи.

Социально  незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная  незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др. 

Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Дезадаптация ребенка – рассогласование, несоответствие, неприятие ребенком окружающей среды, условий жизнедеятельности. [31]

Девиантное  поведение – это поступки (действия индивида) не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

 Делинквентное  поведение – поведение, проявления которого являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством.[32] Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Профилактика в технологиях работы с детьми, имеющими проблемы, связана с тем, чтобы установить, сгладить, снять причины, условия и факторы, вызывающие отклонения в развитии и социализации ребенка.[33] 

Коррекция предполагает работу по компенсации выявленных отклонений и направлена на ребенка и его микросоциальное окружение.[34]

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[35]

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, … направленных на создание им равных возможностей с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.[36]

Литература.


[1] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

[2] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.

[3] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[4] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[5] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[6] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[7] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

[8] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.

[9] Семейный кодекс РФ, статья 54.

[10] Семейный кодекс РФ, статья 54.

[11] Семейный кодекс РФ, статья 56.

[12] Семейный кодекс РФ, статья 56.

[13] Семейный кодекс РФ, статья 56.

[14] Семейный кодекс РФ, статья 64.

[15] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[16] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.

[17] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

[18] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[19] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[20] Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина. – М., Питер, 1999. – с. 90.

[21] Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М, 1998.

[22] Рабочая концепция одаренности. М, 1996.

[23] Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М, 1998.

[24] Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М, 1998.

[25] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.

[26] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

[27] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

[28] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

[29] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.

[30] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[31] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[32] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[33] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[34] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[35] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[36] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

nsportal.ru

Образцы характеристик на детей, состоящих в группе риска.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ученика 5 класса

Ш. М.,

22 августа 2004 года рождения.

В МКОУ Горковская С(К)ОШИ Ш. М. поступил в сентябре 2013 года. В данный момент является учеником 5 класса. Ребёнок из социально-неблагополучной семьи, проживает дома. М. воспитывается без надлежащего контроля со стороны родителей. Часто приходит в школу неопрятный, в грязной одежде. Связь с родителями осуществляется на уровне классного руководителя и социального педагога. На замечания родители реагируют адекватно, но реальной помощи не оказывают. В свободное время М предоставлен сам себе. Со стороны классного руководителя и социального педагога школы проводится индивидуальная работа по программе индивидуальной воспитательной деятельности с данным учеником в рамках учебно-воспитательного процесса. Но свободное время педагоги контролировать не могут.

В течении 2016-17 учебного года практически снята проблема посещаемости занятий, были пропуски уроков только в актированные дни или по просьбе мамы. Но остаётся проблема посещаемости самоподготовки.

Программный материал усваивает с определёнными трудностями, связанными с особенностями дефекта развития. Мотивация учебной деятельности развита слабо. В учебной деятельности проявляет познавательный интерес, активно работает на устных уроках. Но при выполнении письменных и практических работ не проявляет старательности и аккуратности.

Самооценка развита недостаточно, но с оценкой учителя соглашается, свои недостатки принимает и понимает. Исправлять замечания не может в силу недоразвития волевых качеств и негативных социальных представлений.

Замечаний по дисциплине в школе и на уроках не имеет. Понимает и выполняет правила поведения, в нарушении школьных требований не замечен. Поручения выполняет только под контролем педагогов. Чувство ответственности за результаты своей деятельности не сформировано.

С ребёнком ведётся работа по привлечению его в спортивные секции и кружки дополнительного образования, которые М посещает только под контролем со стороны педагогов. Так же проявляет интерес к чтению книг и посещению библиотеки, компьютерным играм.

Директор школы:

Классный руководитель:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ученицы 5 класса

И. М,

12 марта 2004 года рождения.

И .М обучается в Горковской С(К)ОШ-И с 15 сентября 2014 года, поступила в 3 класс, ранее обучалась в Мужевской общеобразовательной школе. Девочка имеет статус сироты, воспитывается в опекунской семье.

Программный материал усваивает с трудностями, после многократного повторения и закрепления. Задания выполняет только по образцу или заданному алгоритму. Это связано с недостаточным развитием познавательных процессов, особенно памяти, мышления и речи. М. понимает свои трудности в учебном процессе, поэтому очень старается, всегда стремится выполнить работу до конца, соблюдает требования педагогов, заинтересованна получить хорошую оценку. На уроках активно работает, (но не всегда результативно), проявляет познавательный интерес. По результатам учебных четвертей выходит ударницей. Любимые предметы – трудовое обучение, физкультура, математика, пение, рисование.

По характеру М. спокойная, рассудительная, уравновешенная, эмоциональноустойчивая и очень скрытная. К выполнению поручений относится добросовестно, ответственно. Практически не требуется контроль при выполнении обязанностей дежурного в группе и классе. Девочка всегда аккуратно одета и причёсана, следит за своим внешним видом. Учебные принадлежности и личные вещи содержит в порядке.

В свободное время посещает спортивную секцию. Любит заниматься творческими видами работ в ДЦ, рукоделием, танцами. Любит учавствовать в школьных творческих конкурсах, прилагает все усилия, что бы её поделка была выполнена качественно. Имеет дипломы и грамоты за участие в конкурсах. Принимает активное участие в общешкольных и классных мероприятиях.

М. производит впечатление положительного ребёнка, но имеет и ряд отрицательных качеств. Она неоднократно замечена в воровстве. Даже при неоспоримых доказательствах свою вину признаёт с трудом, не хочет признавать себя виноватой, извиняться. В этом учебном году М. заставила ученицу 2 класса совершить кражу. Сама в своём проступке не созналась, хотя с ней был проведён разговор. Так же девочка замечена в курении, говорит, что курила летом на каникулах. В этом направлении ведётся работа по коррекции и формированию поведенческих навыков, осуществляется контроль за организацией и проведением свободного времени.

Опекуны за 2 учебных месяца ни разу не вышли на связь с классным руководителем, не поинтересовались делами ребёнка. Взаимосвязь с опекунами поддерживает воспитатель группы по мере необходимости. Такая же ситуация была и в прошлые учебные годы. Самой М. опекуны звонят редко, чаще М звонит им сама. Хочется пожелать опекунам, что бы они проявляли интерес к своему ребёнку, могли оказать помошь педагогам в воспитательных ситуациях, звонили девочке и поддерживали её своим вниманием и заботой.

Директор школы:

Классный руководитель:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ученицы 5 класса

Т. Е,

ноября,… года рождения.

Т. Е. прибыла на обучение в 1 класс Горковской С(К)ОШ-И в сентябре 2012 года из реабелитационной группы ДОУ «Ёлочка». В настоящий момент прикреплена к опекунской семье…. Ребёнок имеет слабое физическое и умственное развитие. Программный материал усваивает не в полном объёме и с большим трудом, что обусловленно низким уровнем развития познавательных процессов. У Е. слабая память, неустойчивое внимание, процессы мышления примитивные, тугоподвижные. Девочка долго не может сосредоточиться на задании, плохо понимает прочитанное, быстро устаёт. Речевая деятельность бедная, говорит простыми предложениями, затрудняется в подборе слов, формулировке ответов. В общении с ребятами находит слова, замечена в употреблении ненормативной лексики. Социальные представления сформированны слабо, самооценка не сформирована, но Е. любит похвалу, одобрение и стремится их получить. На уроках старается, но познавательный интерес неустойчивый, активность деятельности эпизодическая. По итогам четверти по основным предметам имеет оценку «3». Любимые предметы – трудовое обучение, физкультура, пение, рисование.

По характеру Е. подвижная, общительная, эмоционально устойчивая, ведомая. Своего мнения по многим вопросам школьной жизни не имеет. Во многих проступках замешанна по вине И. М., идя у ней на поводу. Так же, вместе с М, замечена в курении. Говорит, что курила летом. Во многих проступках вину свою признаёт, может и сама честно признаться в неправильном поступке, попросить прощения.Е может обидеть учеников младших классов, но сама конфликты не провоцирует и старается не вступать в конфликты со старшими девочками. С ребятами в классе находится в дружеских отношениях. Правила школы и класса знает и старается их выполнять. Замечаний по выполнению школьных требований или нарушению режима не имеет. На замечания педагогов реагирует адекватно. Старательно выполняет поручения и обязанности дежурного, но нуждается в постоянном контроле со стороны педагогов.

В свободное время Е. посещает спортивную секцию, любит заниматься творческими делами в ДЦ, посещает танцевальный кружок. Девочка учавствует в различных конкурсах, у неё есть творческое воображение, но качественно выполняет поделки только под контролем и руководством педагогов.

За 2 учебных месяца опекуны ни разу не вышли на связь с классным руководителем, по мере необходимости им звонит воспитатель. Е. звонит опекунам сама. Поэтому говорить о взаимодействии не приходится. Хотелось бы, что бы опекуны поняли, что ребёнку необходимо их внимание и поддержка, их интерес к делам и чувствам подопечного. Педагогам тоже необходимо это взаимодействие для более успешной работы по формированию личности, коррекции и развития ребёнка.

Директор школы:

Классный руководитель:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ученика 5 класса

С. Н.,

августа … года рождения.

С. Н. обучается в Горковской С(К)ОШ-И с 15 сентября 2016 года, поступил в 5 класс, ранее обучался в В… общеобразовательной школе. В начале учебного года имел низкие учебные показатели, несформированную мотивацию учебной деятельности, состоял на учёте в КДН и ПДН по факту воровства. Плохо усваивал программный материал, имел слабые знания по основным предметам, не ориентировался в требованиях школьного распорядка и режимных моментах.

В течение учебного года показал хороший уровень динамики развития познавательных процессов. Прикладывал волевые усилия на уроках и самоподготовке по преодолению своих недостатков, научился работать в системе. На уроках работает активно, старательно выполняет задания, ответственно относится к выполнению требований учителя. На уроках замечаний по поведению не имеет. Программный материал усваивает с определённым трудностями, по предварительным итогам 4 четверти выйдет одна «3» по русскому языку.

Н. хорошо усвоил режимные требования, принял распорядок жизни в интернате. Ответственно выполняет обязанности дежурного по группе, следит за своим внешним видом, соблюдает санитарно-гигиенические требования. Замечаний по нарушению режимных моментов и требований воспитателя не имеет. На замечания реагирует адекватно.

По характеру Н. покладистый, доброжелательный мальчик. Легко идет на контакт, коммуникативные навыки сформированы достаточно. В общении бесконфликтен. Имеет своё мнение по многим вопросам школьной жизни, учится отстаивать свою точку зрения и не попадать под влияние старших ребят.

С начала учебного года Н принимает активное участие в работе кружков дополнительного образования и спортивных секций, участвует в конкурсах различного уровня, внеклассных мероприятиях. Причём, занимается этой деятельностью добровольно, с большим интересом. Имеет много школьных грамот за участие в мероприятиях и победу в творческих конкурсах. Занимается в ФОК «Таёжный» в лыжной секции. Занял 1 место в лыжных соревнованиях «Ямальская лыжны -2017», «Закрытие лыжного сезона 2017 года», 3 место на лыжных соревнованиях, посвящённых памяти А. Кауфмана.

Замечаний в школе и группе не имеет, режимные моменты не нарушает, адекватно воспринимает требования педагогов, в курении и употреблении спиртного не замечен.

Директор школы:

Классный руководитель:

infourok.ru

Тест по теме: Диагностические методы (анкетирование и тестирование) используемые социальным педагогом в работе с детьми «группы риска» и учащимися школы

Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Ключ
1. Г-1 Гипертимы х 3 (умножить значение шкалы на 3)
+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. 
–: нет.
2. Г-2 Возбудимые х 2 (застревание/застревающий тип)
+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81. 
–: 12, 46, 59.


3. Г-3 Эмотивные х 3
+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79. 
–: 25.
4. Г-4 Педантичные х 2
+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83. 
–: 36.
5. Г-5 Тревожные х 3
+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82. 
–: 5.
6. Г-6 Циклотимные х 3
+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84. 
–: нет.
7. Г-7 Демонстративные х 2
+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88. 
–: 51.
8. Г-8 Неуравновешенные х 3 (возбудимость/возбудимый тип)
+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. 
–: нет.
9. Г-9 Дистимические х 3
+: 9, 21, 43, 75, 87. 
–: нет.
10. Г-10 Экзальтированные х 6
+: 10, 32, 54, 76. 
–: нет.

 

Описание акцентуаций по Леонгарду


1. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Они часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности у них может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Такие люди склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству, испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Он часто страдает от мнимой несправедливости по отношении к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Заносчив, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность).
3. Эмотивный тип. Родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для людей этого типа характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженные черты — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому–либо угрожает опасность; сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.


4. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скурпулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
5. Тревожно-боязливый тип. Людям данного типа свойственны

nsportal.ru

Материал (3 класс) на тему: работа с детьми группы риска

Протокол проведения профилактической консультации

«Выбираю кружок по душе»

от 04.09.14 г.

Присутствовали:  Костина Л.Д., классный руководитель

                                 Григорьев Артём, ученик 2 «б» класса

Цель: Помочь в выборе кружка или секции, начинающих работу в 2014-2015 учебном году .

        В ходе  консультации Артёму было предложено познакомиться с перечнем кружков и секций, которые начинали работу  в 2014-2015 уч. г.

Была дана краткая характеристика каждому кружку и секции, которые соответствовали возрасту.

Были заданы вопросы о том, чем  любит заниматься Артём, чем интересуется больше, чем бы она хотела заняться.

Свой выбор Артём остановил на  кружке «В гостях у сказки» и ОБД (руководитель Костина Л.Д.).

По результатам консультации выявлено: Зарина посещает кружки.

 

Протокол проведения индивидуальной беседы с Бортниковой Еленой Михайловной о зимнем отдыхе сына Артёма

от 26.12.14 г.

присутствовали: Костина Л.Д., классный руководитель

                                Бортникова Елена Михайловна

Цель: Профилактика предупреждения травматизма.

В ходе беседы Елена Михайловна согласилась с тем, что Артём во время каникул  должен хорошо отдохнуть и с новыми силами приступить к учёбе. Мама пообещала, что мальчик во время каникул будет посещать кружки и мероприятия  в ДК, организованные для детей.

По результатам беседы выявлено: Артём посещала во время каникул кружки и клубные мероприятия.

Протокол проведения профилактической консультации о правилах поведения в школе

                                                 от  26.11.14 г.

присутствовали: Костина Л.Д., классный руководитель

                                Григорьев Артём, ученик 2 «Б» класса

Цель: повторение правил поведения обучающихся в школе, развитие умений вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.

В ходе консультации повторили правила поведения в школе: на уроках, на переменах, в столовой, в библиотеке, в спортзале и т.д.

Актуальность данной темы стоит всегда. И хотя дети знакомятся  с этими правилами в начале учебного года на первом классном часе, стоит все же отметить, что нарушение правил имеет место быть.

Чаще всего это происходит на переменах. Поэтому и решено было напомнить Артёму еще раз существующие правила, чтобы избежать травматизма.

По результатам консультации: уменьшилось количество замечаний со стороны дежурных  классов и дежурных учителей.

Протокол проведения индивидуальной консультации  с Бортниковой Еленой Михайловной, мамой Артёма по поводу успеваемости и опозданий на уроки.

от  28.10.14г.

присутствовали: Костина Л.Д., классный руководитель

                                Бортникова Е.М., родитель

Цель: повысить успеваемость Артёма, предупредить опоздания на уроки.

Содержание: до сведения  Елены Михайловны было доведено, что Артёму тяжело даётся предмет русский язык, нужно больше работать над каллиграфией, так же Артём часто не выполняет домашние задания по чтению и окружающему миру.

По словам мамы с ребенком стараются регулярно  делать уроки, проверять домашнюю работу ,но мама работает вахтовым методом и не всегда это получается .

Рекомендовано: продолжить контроль выполнения домашней работы

Результат: Артём почти всегда выполняет домашнюю работу, мама часто звонит классному руководителю и интересуется результатами учебной деятельности.

Протокол проведения консультации с родителями Григорьева Артёма, о профилактике правонарушений

от 21.10.14 г.

присутствовали: Костина Л.Д., классный руководитель

                                Бортникова Е.М., родитель

               

Цель: профилактика правонарушений и преступлений

Содержание: в ходе консультации маме были даны рекомендации по профилактике правонарушений и преступлений. Мама признаёт, что не всегда  может проконтролировать с кем  дружит Артём , гуляет на улице, т.к. работает вахтовым методом. Но она ежедневно звонит домой, интересуется жизнью ребёнка, учёбой, звонит классному руководителю.

Рекомендации: продолжить контроль за ребёнком, звонить классному руководителю.

Результат: мама старается выполнять обещания данные учителю.

Протокол проведения индивидуальной беседы «Опасные грани и пути их    преодоления»  с учащимся Григорьевым Артёмом

от 07.04.15 г.

присутствовали: Костина Л.Д., классный руководитель

                                Григорьев Артём, учащийся 2 «Б» класса

Цель: профилактика преступлений, как уберечься от насилия.

Содержание: с Артёмом обсуждались различные ситуации, в чём он видит опасность. Были обсуждены следующие ситуации: ты дома один; незнакомец звонит в дверь; к вам на улице подходит незнакомец; вы идёте по улице и находите кошелёк и т.д.

Артёму была выдана памятка «Это важно знать!», в которой говорится о том, что должно насторожить ребёнка при знакомстве с новым человеком.

Рекомендации: не заводить разговоры с незнакомыми людьми, не открывать двери незнакомцу, не садиться в машину с незнакомыми людьми.

Результат: Артём старается выполнять правила записанные в памятке.

nsportal.ru

Материал по теме: Работа с детьми группы риска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №7»

город Когалым ХМАО-Югра

                                                                         

                                                                                     

СОГЛАСОВАНО:        

Зам. директора по ВР  

____________

___________________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:

              директор МОБУ СОШ № 29

                                              ____________Т.А. Наливайкина                          

План работы классного руководителя

с детьми «группы риска»

на 2017/2018 учебный год

Разработчик программы

Классный руководитель 9б класса

Станкевич Т.Л.

2017 год

ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ НА КЛАССНЫЙ УЧЁТ:

Неадекватность поведения, невыполнение норм поведения учащихся, агрессивность, пропуски уроков и опоздания; конфликты с одноклассниками, с учителями; проблемы в обучении; попустительское отношение родителей к воспитанию данных учащихся.

Цель работы с детьми «группы риска»:  

Снять  настрой  на  ситуацию  конфликта в отношениях с учителями,  со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, преобразование форм взаимодействия коллектива  и  личности,    включение учащегося в общение со сверстниками,  в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности.

             Задачи:

1. Вести индивидуальную работу,  оказывая помощь в  учении,  преодолении неумелости,  укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками.

 2. Воспитывать у учащихся добросовестность,  способность к сотрудничеству, бережливости, трудолюбие, отзывчивость на добро, вежливость, исполнительность, эмоциональную сдержанность.

3. Вовлекать  учащихся  в КТД, классное самоуправление.

4. Коррекция форм общения, поведения,  формирование культуры поведения, борьба с вредными привычками.

  1. Совместная работа с семьёй ученика, со  специалистами: психологом, логопедом.

Прогнозированный результат– добиться положительного результата через реализацию поставленных задач.

Направления работы классного руководителя.

1. Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

2. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к детям, находящимся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.

3.  Коррекционная работа. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами «группы риска» и имеющими проблемы в адаптации. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся «группы риска», стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа. Организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся.

5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами «группы риска».

6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Различные формы работы с детьми «группы риска» обусловлены наличием у них психологических трудностей.

К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

— взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

— взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

— самоотношение, самопонимание;

— формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;

— внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;

— поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;

— поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

— отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

— обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;

— переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

— неорганизованность;

— зависимость от других, низкая сила своего «я»;

— трудности в обучении;

— отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

— трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и.т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

— чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.

Дети «группы риска» — дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.

Теоретические аспекты работы с детьми группы риска

В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

5. Педагогически запущенные дети.

1. Одаренные дети.

Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого, можно условно выделить четыре вида детской одаренности:

1) Интеллектуальная или академическая;

2) Художественно-эстетическая;

3) Спортивно-физическая;

4) Социально-лидерская.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети:

— негативное отношение к учёбе и воспитанию;

— нарушение отношений с родителями;

— подверженность частым перепадам настроения;

— дух противоречия;

— депрессия;

низкая самооценка;

— высокая тревожность;

— чувство непохожести на других;

— тенденция к самооправданию;

— перекладывание вины на других;

— недостаток настойчивости;

— неприятие руководства;

— скука;

— неприятие состязаний;

— чувствительность к критике при любви покритиковать других;

— некоторая надменность;

— склонность ставить нереалистические цели и др.

Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии). 

Дети с проблемами в обучении и развитии – это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными особенностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи, с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.

Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды, семьи беженцев, семьи участников военных действий, в данный момент актуально добавить в эту классификацию семьи мигрантов. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.

Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение семейных отношений и стиля воспитания.

К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и ставшую неблагополучной. Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи.

К основным нарушениям относятся:

1. уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;

2. деструктивное поведение родителей;

3. грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.

5. Педагогически запущенные дети.

Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.

Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям — таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.

Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов «попустительский», «брошенный».

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности» детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома, детях «улиц», но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными своим родителям. В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из обеспеченных семей, а в психолого-педагогической коррекции, связанной с отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся вполне благополучными семей.

К основным причинам асоциального поведения детей можно отнести следующие:

1. Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье. Эта проблема не только беспокоит взрослых, не исполняющих свой родительский долг перед детьми, но и отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих детей, чье детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.

2. Попустительское отношение родителей к воспитанию детей приводит к отсутствию у них сформированных представлений о нормах поведения.

3. Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.

4. Определяющую роль играет психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет различную природу и степень выраженности у разных детей. Для детей с подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное с психолого-педагогической поддержкой.

5. Индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков (акцентуации характера, неадекватные проявления самооценки, нарушения в эмоционально-волевой сфере, фобии, повышенная тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков связаны не с одним из факторов (биологическим, психологическим или социальным), а с комплексом «внутреннего хода самого развития».

Таким образом, психологическое неблагополучие детей в условиях социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об основах и способах человеческого поведения в обществе, наличие психиатрической симптоматики и индивидуальных психологических особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития ребенка.

 Направления работы классного руководителя

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Составление социального паспорта группы

Составление характеристик на детей группы риска

Составление плана работы с детьми  группы риска .

Вовлечение в досуговую, кружковую, общественно-полезную деятельность, организация летнего отдыха детей группы риска.

Организация встреч педагогов и специалистов с родителями, индивидуальные беседы с учащимися.

Организация взаимодействия со специалистами социальных служб, КДН, ОДН, органами опеки и попечительства.

Организация медицинской помощи.

Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование родителей о результатах работы.

Август – сентябрь

По мере необходимости

1 четверть

В течение уч.года

По мере необходимости

По мере необходимости

По мере возникновения проблем

В конце учебного года

 Кл. рук.

Кл. рук.

Кл.рук.

Кл.рук.

Кл.рук.

Кл.рук.

Соц.педагог

Представители ОДН,КДН, опеки

Кл.рук.,

Психолог,

           Кл.рук.

 

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Контроль посещаемости занятий.

Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей.

Вовлечение детей в социально-значимую деятельность.

Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций.

Направление на консультацию к психологу или к врачам.

Посещение семей группы «риска».

в теч.года

в теч.года

 

        в теч.года

по мере возникновения проблем

по мере возникновения проблем

Кл.рук

Род.комитет

Кл.рук

         Кл.рук

Кл.рук

родители

Кл.рук

Психолог

Соц. педагог

Работа с педагогическим коллективом

Мероприятия

Сроки

Ответственные 

Осуществление обмена необходимой информацией с педагогами

Консультации по результатам диагностики

Выработка рекомендаций по работе с детьми «группы риска»

Выступление на педагогических советах

Занятия педагогов в системе повышения квалификации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

 Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

в теч.года

в теч.года

в теч.года

по мере необходимости

в теч.года

по мере необходимости

 

Кл.рук

Кл.рук

Специалисты школы

Кл.рук

Кл.руковод.

Кл.рук

Специалисты школы

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Посещение семей детей группы риска .

Проведение консультаций для родителей.

Активизация деятельности родителей в организации и проведении родительских собраний, мероприятий учреждения.

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

Организация отдыха школьников в летний период

Направление на консультацию к психологу или к врачам

Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

По мере необходимости

в теч.года

в теч.года

по мере необходимости

летний период

по мере необходимости

по мере возникновения проблем

в теч.года

Кл.рук

Кл.рук

Специалисты школы

Кл.рук

Кл.рук

Специалисты школы

Родители

Кл.рук

Кл.рук

Родители

Родители, соц.педагог

Кл.рук

Список использованной литературы

1.Степанова Е.Н. Методическое пособие классного руководителя о воспитательной системе класса. М.: Сфера, 2000.

2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя – воспитателя. М.: Педагогическое сообщество России. Издательский Дом « Ноосфера», 1999.

nsportal.ru