Синдром амадея что это: ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА, или Причины ошибок при диагностике и лечении скарлатины

Содержание

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА, или Причины ошибок при диагностике и лечении скарлатины

А. Р. Кадырова

студентка 5-го курса стоматологического факультета ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России

Л. Р. Мухамеджанова

д. м. н., доцент, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России

История болезни и смерти Моцарта долгие десятилетия остается актуальной темой для обсуждения. Медицинское расследование, таинственная смерть и поспешные похороны Моцарта служили объектом острых споров в течение двух веков. В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр публикует результаты собственных исследований причин смерти Моцарта. На основании фактов, собранных личным врачом Моцарта Томасом Францем Клоссе, Бэр выдвигает предположение, что у него была тяжелая форма суставного ревматизма. В 1984 году другой врач, Питер Дэвис, опубликовал еще более тщательный анализ истории болезни Моцарта и его последнего недуга, который закончил выводом о том, что причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции (скарлатина), подхваченной в период эпидемии, и почечной недостаточности, вызванной повышенной аллергической чувствительностью к бета-гемолитическому стрептококку группы А, известной как синдром Шенлейна — Геноха.

Рис. 1. Вольфганг Амадей Моцарт.

Сотни лет назад скарлатина считалась одним из тяжелых недугов, вызывающих серьезные осложнения, зачастую несовместимые с жизнью. Клинические проявления тяжелого интоксикационного синдрома «сбивали с толку» лекарей, а назначаемое лечение зачастую усугубляло состояние пациентов (детей). Возможно, инфекция, которую перенес юный Моцарт в возрасте 6 лет, и стала причиной заболеваний, преследовавших его во «взрослой жизни».

Цель настоящего историографического исследования — выявление врачебных ошибок, допущенных при диагностике и лечении скарлатины у Вольфганга Амадея Моцарта.

Материалом исследования явились роман Дэвида Вейса «Возвышенное и земное» (пер. с англ. Э. Питерской, 1997), исторический роман А. А. Сергеева «Моцарт» (2003), художественный фильм «Амадей» (1984, режиссер — Милош Форман), документальный фильм «Очарованные Моцартом» (2005, режиссеры — Томас Вальнер и Ларри Вайнштейн).

 При детальном анализе материалов исследования было установлено, что в конце октября 1762 года по пути в Вену шестилетний Моцарт серьезно заболел (семья Моцартов совершала гастрольное турне по Европе, что подрывало некрепкое здоровье Вольфганга). Его отец отмечал: «Он кричал от боли… Когда он лежал в постели, я пытался понять, что именно у него болит; я находил пятна величиной с крейцер, красные и несколько выпуклые. У него был жар, и мы лечили его черным порохом и маркграфским порошком». Оба этих средства были обычными лекарствами Леопольда Моцарта, который все медицинское обеспечение семьи держал в своих руках. Наставления по лечению детских болезней он, однако, получал у именитых врачей и аптекарей.

«Черный порох», pulvis epilepticus niger, был тогда, как позволяет понять его латинское название, средством для лечения эпилепсии. Он также считался, как сейчас аспирин, препаратом против простуды и общего недомогания. Лекарство состояло из перемолотых частей липового древесного угля, раковин устриц, слоновой кости, оленьего рога и янтаря. В 1774 году он был вычеркнут из врачебных пособий как бесполезное средство. Однако Леопольд Моцарт (а позже и сам Вольфганг Амадей) по-прежнему выписывал его в аптеках. Маркграфский порошок был особенно любим в среде аптекарей и докторов. Он приготовлялся из смеси девяти или десяти различных компонентов, среди которых числились корень пиона, выкопанный при убывающей луне, слоновая кость, омела, кораллы и нарост папоротника. Особенно примечателен был способ его применения. Порошок заворачивался в кусочек золотой фольги и затем проглатывался как позолоченная пилюля. Этим надеялись усилить действие лекарственных трав. Золотая фольга не причиняла никакого вреда, но из-за способа применения снадобье сильно прибавляло в цене.

При лечении юного Моцарта ни одно из лекарственных средств не привело к ожидаемому результату, ребенку становилось только хуже. Явления интоксикации стремительно нарастают, упускается время для проведения детоксикационных мероприятий.

Ребенок слабел на глазах, его лихорадило, он не мог принимать пищу из-за болей в горле и животе. Язык, казалось, не помещался во рту и «пылал» (симптом «малинового языка», который является своеобразным маркером скарлатины, не был замечен докторами, осмотревшими ребенка). Щеки «горели» огнем, лицо вздулось. «…У Вольфганга кружилась голова, от страха перехватывало дыхание, он не понимал, где находится. В ушах так звенело, что он ничего не слышал…» Ситуация отяготилась тем, что лекари Франке и Дессау неверно поставили диагноз (они предполагали оспу, эпидемия которой шла в это время) и назначили неправильное лечение. Леопольд Моцарт вспоминал: «Доктора называли его болезнь по-латыни, прописывали порошки и питье, от которых его непрерывно слабило и все тело ломило» (на данном этапе вновь упускается время для оказания неотложных мер — назначены лекарственные средства, усугубляющие обезвоживание организма).

Отметим, что «…лекарь Франке только что окончил университет, а лекарь Дессау был глубокий старик. Он непрестанно поправлял сползавший на лоб парик, ронял инструменты, и его очки были плохо протерты». При этом за визит лекарей Леопольд Моцарт заплатил немалую сумму, чем впоследствии был возмущен. Софи, золовка Моцарта, которая прилежно заботилась о больном, утверждала позднее, что медики так и не смогли прийти к согласию о способе лечения.

Рис. 2. Состояние миндалин при тяжелой форме скарлатины (некротические изменения).

Спустя три дня доктор Бернгард поставил диагноз «скарлатина» и был возмущен рецептами предыдущих лекарей, назначив прежде всего сон (вновь упущено драгоценное время для детоксикационной терапии). Мы полагаем, что в этот период проявления скарлатины на коже и слизистой оболочке полости рта и горла были максимально выраженными. Скарлатинозная сыпь появляется на коже внутренних поверхностей бедер, нижней части живота, подмышечных впадин и локтевых ямок.

Кожная сыпь наиболее выраженна при тяжелой форме скарлатины. При токсической форме (вероятно, она и была у Моцарта) сыпь приобретает геморрагический характер (на коже появляются очаги кровоизлияний). Сыпь практически всегда сопровождается зудом, и поэтому дети «мечутся в постели», а позднее расчесывают кожу.

Рис. 3. «Малиновый язык».

Характерными проявлениями скарлатины являются тонзиллит, покраснение и отек слизистой оболочки полости рта и глотки. Миндалины выглядят ярко гиперемированными. При тяжелом течении заболевания поражение миндалин сопровождается некротическими изменениями. Некротический процесс часто распространяется на прилегающие к миндалинам участки. Гиперемию слизистой полости рта обычно сравнивают с заревом (отсюда название — «пылающий зев»). Уменьшение выраженности воспалительных явлений в горле происходит параллельно с исчезновением сыпи. Только зернистость слизистой оболочки полости рта и глотки сохраняется несколько дольше. На 3—4-й день заболевания кончик языка очищается от налета и становится зернистым («малиновый язык»).

Эти изменения сохраняются в течение 7—10 дней.

Все же через неделю Вольфгангу становится лучше, однако болезнь дает осложнения на почки (предположительно, гломерулонефрит). Когда Моцарты в январе 1763 года вернулись в Зальцбург, Вольфганг страдал уже от ревматической лихорадки, возможно, ставшей следствием недолеченной скарлатины. Она осталась навсегда его «верной жизненной спутницей» и нашими современниками рассматривается как одна из причин его смерти.

«Бумба-грязюмба, затолкай себе задницу в рот!». Ругайся как Моцарт, учись у гения!

Когда на уроках музыки в школе вас мучали Вольфгангом Амадеем Моцартом, вы, сопливый десятилетка, вряд ли осознавали, что у вас с гением ужасно много общего. Например, тяга с сортирному юмору и выдумыванию умопомрачительных и бессмысленных ругательств. А Моцарт знал в этом толк: из трех сотен его писем 39 содержат шутки про анусы и дружеские оскорбления, отсылающие к дерьму и задницам.

 

Он был несносен, любил инфантильный юмор и настолько далек от простого обывателя, что в XX веке психиатры даже поставили ему диагноз: «синдром Туретта». Но если вам любопытно наше мнение: Вольфганг Амадей просто любил угорать и обладал по-детски живым и неспокойным умом. 

Моцарт и письма про задницы

Так как же материться подобно Моцарту? Это очень просто и крайне современно. Композитор любил упоминать задницы в письмах родным и близким (и даже возлюбленной). Причем делал он это внезапно и по-хулигански. Он не ругался и не оскорблял, он просто вворачивал что-то эдакое в приличный разговор.

Вот, что он пишет своей любимой кузине Марии Анне:

«Засим, я желаю тебе доброй ночи
Но сперва обделай всю свою кровать
Спи спокойно, любовь моя
И затолкай себе задницу в рот»

Попробуйте читать это под Симфонию №40, и вы проникнитесь настоящим Моцартом.

Или вот:

«Дражайшая казя-базя…

…Во имя любви к моей коже я насру вам на нос, да так, что все стечет по подбородку».

Нечто подобное он писал всей своей семье, включая матушку и батюшку. Кажется, гению на людях приходилось сдерживать себя, чтобы не ввернуть в беседу что-нибудь экстраординарное. Но в разговорах с родными он слегка расслаблялся и позволял себе оторваться по полной. Доктор Бенджамин Симкин из США, решивший исследовать феномен копролалии (то есть тяги к непристойностям) Моцарта, посчитал, сколько раз эти выражения используются в его письмах. Получилось следующее: «дерьмо» — 29 раз, «задница» — 24 раза, «срань» — 17 раз, «пердеж» — 6 раз. 

Моцарт и песни про задницы

Но письма — не единственная сфера, где Моцарт проявлял себя как хулиган и матершинник. Вместе с друзьями он любил забавную игру: петь музыкальные каноны экспромтом, придумывая к ним непристойнейшие тексты и сюжеты.

До сих пор исследователи творчества гения недоумевают, почему Моцарт, который был лентяем во всем, что не касается его серьезного творчества, с таким старанием сохранял и копировал результаты этого экспромта. Но стоит взглянуть на парочку названий, и становится понятно: они прекрасны. Вот эти каноны:

«Leck mich im Arsch» («Лижи мою задницу»).

«Leck mir den Arsch fein rein» («Лижи мою задницу начисто») — забавно, что ревнители благочестия впоследствии исправили название на «Nichts labt mich mehr als Wein» («Ничто не радует меня больше, чем вино»).

«O du eselhafter Peierl», что можно перевести как «О, ты, мудила, Пайерл!».

Но забавлялся подобным образом он не только в кругу близких друзей. Все та же кузина Мария Анна рассказывала о случае, когда Вольфганг напился в компании священника, некоего отца Эмилиана. Когда тот начал напевать каноны, Моцарт вторил ему, только под шумок напевая не что-то приличное, а «Отче Эмилиан, ну ты и хер, лижи мою задницу». Одно слово: гений. 

Моцарт и выдуманные ругательства
Моцарт в кругу семьи (а потом эти люди будут шутить друг с другом про задницы).

Еще одна непристойная (хотя это как посмотреть) вещь, в которой был хорош Моцарт, — это выдумывание абсурдных ругательств и слов. Разбаловавшись, он не мог уняться и выдумывал слова в духе: «бумба-грязюмба», «панкитити», «мякоть-шмякоть», «овражилка-коптяжилка», «подвязка-недовязка», «волдырилка», «точкакака». 

Еще немного непереводимых примеров, найденных Симкиным: Hinkity Honky, Punkititi, Schlaba Pumfa, Royka-Pumpa, Natschibinitschibi, Sagadarata, Schlamanuzkey, Runzi-funzi, Ramlois Schurimiri, Gaulimauli, Blatterrizi, Signora Diniminimi.  

В письмах своей жене он использовал такие странные слова и словосочетания: Schluck and Druck, Spitzegnos, Schlumba and Saperlotte, Stachelschwein, «Nu, nu, nu, nu», Stanzi-marini, Plumpa-Strumpi, Lacci Bacci и Snai. Причем Snai — это прозвище, которое Моцарт дал своему ученику, Зюсмайеру, который сам впоследствии стал известным композитором.  

Из-за чего Моцарт был таким матершинником?

В начале XX века некоторые любители психоанализа увидели в непристойностях Моцарта черты психического отклонения или невроза. На основании этого даже предполагалось, что Вольфганг «страдал» от болезненного инфантилизма и копрофилии. Примечательно, что сам отец психоанализа, Фрейд, не стал изучать эту тему: видимо, понял, что иногда шутки про анус — это всего лишь шутки про анус.

Попытки дать медицинский диагноз продолжились в конце XX века. Некоторые исследователи, в том числе упомянутый Бенджамин Симкин, довольно смело заявили, что у Моцарта был синдром Туретта. На это указывала не только отчаянная копролалия Вольфганга, но и другие черты. Современники композитора говорили, что у гения было шило в заднице: он не мог усидеть на месте и минуты, бесконечно метался туда-сюда и мял в руках подвернувшиеся предметы. Кроме этого, у него случался тик, и в эти моменты Моцарт выглядел довольно жутко. 

Еще парой черт, свидетельствующих о синдроме, Симкин считает эхолалию и палилалию Моцарта. Эхолалия — навязчивая тяга к повторению одного и того же слова, словосочетания или слога. Вольфганговское «Nu, nu, nu, nu» или «Синьора Диниминими» — оттуда. Палилалия же — это как раз упомянутая мания создавать новые, ребячливо-забавные и абсурдные слова, вроде «бумбы-грязюмбы». 

Однако заявление о том, что Моцарт страдал от синдрома Туретта, — мягко говоря, смелое. Все приведенные Бенджамином Симкиным доказательства — косвенные и могут относиться как к другим заболеваниям, так и не относиться к заболеваниям вообще. 

Мы же все еще предпочитаем думать, что Моцарт просто был слегка поехавшим чудаком. А его любовь к матерщине и туалетному юмору — не более, чем защитный механизм человека с тонкой психикой. Тем более, пики его копролалии приходились на особо трудные времена для Моцарта: на разгар его конфликта с архиепископом Зальцбурга и в дни, когда тяжело болел его сын. Если нам, простым людям, можно вскрикнуть в сердцах что-то вроде: «Отче Эмилиан, ну ты и хер, лижи мою задницу», то почему нельзя гению?

Ильинская больница — современный амбулаторно-госпитальный центр :: Ревматологические причины смерти Вольфганга Амадея Моцарта

Вот круг симптомов, которые наблюдались у Моцарта: высокая лихорадка, отечность суставов с развившейся затем анасаркой (то есть отёком всего тела), сыпь (экзантема), диарея, частичный паралич, усилившийся в последние дни, развившаяся кома. 

Известно, что Моцарт, даже по чрезвычайно снисходительным взглядам конца 18 столетия на нравственность, вёл не слишком-то пристойную жизнь и имел много вредных привычек. Он работал ночами, порой до утра сидел за картами, затем спал почти весь день, годами не выходя на солнце. Известно, что в детстве он перенес стрептококковую инфекцию, несколько острых инфекций верхних дыхательных путей и часто болел ангиной. В одиннадцать лет его поразила оспа, а в шестнадцать начала терзать желтуха. Время от времени он впадал в увлечение табакокурением, и в те периоды буквально не выпускал изо рта трубку, окутываясь густыми клубами дыма, а также то и дело перебарщивал с алкоголем. Все эти радости жизни не способствовали сохранению здоровья композитора, человека хоть и крепкого сложения, как писали о нем биографы, но ростом едва ли достигавшего полутора метров.

Не будем долго мучить читателя различными знаменитыми конспирологическими теориями. Большинство из них не выносит критики и давно стёрто в порошок различными специалистами-исследователями, историками и музыковедами. Но некоторые из них достойны упоминания хотя бы из интереса. Излагать мы их не будем, но упомянем. Самая известная из них – история о «чёрном человеке», об отравлении завистником-злодеем Сальери. Надо сказать, что Сальери, будучи главным капельмейстером императора Священной Римской Империи, самого могущественного монарха Европы, в те годы буквально купался в золоте и славе и был гораздо успешнее и известнее Моцарта, финансы которого незадолго до смерти оказались в совершенно плачевном состоянии.  Сальери последний раз виделся с Моцартом летом 1791 года, и никак не мог отравить его теми ядами, коими тогда располагала наука. Интересно, что в 1997 году Миланская консерватория организовала знаменитый исторический процесс в местном суде. В заседании участвовали величайшие знатоки своего дела — музыковеды, историки музыки, критики и криминалисты. Городской судья Милана вынес вердикт: «Сальери не виновен!»

К слову, в отравлении Моцарта обвиняли не только Сальери. Версию о том, что его отравили масоны якобы за раскрытие масонских секретов в его «Волшебной флейте», разбивает хотя бы тот факт, что «Волшебная флейта» вызвала в современных ей масонских кругах восторг и стала причиной заказа «Масонской кантаты», которая и была блестяще исполнена перед самой смертью композитора. Существуют версии отравления Моцарта и евреями-заговорщиками, и якобинцами и иезуитами, но все они абсолютно абсурдны и не выдерживают критики.

Зальцбургский гений, как известно, скончался в Вене 5 декабря 1791 года после болезни, продолжавшейся чуть более двух недель.  Предполагаемых причин множество: травма, смерть от неправильного лечения, последствия болезни, перенесённой в детстве и ещё сонм гипотез, версий, догадок и предположений. Как известно от очевидцев, супруга композитора, Констанция, в отчаянии рухнула на постель мужа и обняла его тело, чтобы заразиться его болезнью и умереть следом за ним. Тут же за этим трогательным описанием следует версия о том, что мужа отравила именно она по наущению любовника.

Да, есть такое мнение, что гениальный австриец погиб от яда, данного ему его супругой Констанцией по наущению его ученика Франца Ксавера Зюсмайера. В 1791 году Констанция родила сына, которого назвали также, как и ученика маэстро – Францем Ксавером. Этого мальчика долгое время молва и считала сыном Зюсмайера, а не Моцарта. Почти сорок лет спустя Констанция, опубликовав анатомический рисунок уха своего сына, доказала, что это тоже вымысел. Зафиксировано, что у Моцарта был неповторимый дефект ушной раковины. И точно такое же ухо было и у маленького Франца Ксавера!  

Последний прижизненный портрет В.-А. Моцарта 1790 г. Художник Иоган Эдлингер

Как сообщала «Новая музыкальная газета» еще в 30-е годы 19 столетия, могильщик, хоронивший Моцарта, похитил его череп. Через полвека череп Моцарта был подарен некоему Якобу Гиртлю, так как обладание подобным раритетом считалось в те времена весьма завидным. Брат Гиртля, Йозеф, был профессором анатомии. Он изучил череп и подтвердил его подлинность. По поводу этого черепа антропологи и палеонтологи сломали немало копий. В конце концов при исследованиях с применением новейших технологий, употребляемых в криминалистике, в начале 1990-х годов Г. Тихи обнаружил в черепе не полностью заросшую трещину длиной почти 8 сантиметров – результат удара или падения, полученного при жизни. А то, что Моцарта в последний год жизни мучили сильные боли в голове и головокружения, – общеизвестный факт. По предположению Тихи, Моцарт умер от гематомы и развившейся инфекции.

Эта версия перекликается со странной версией убийства из ревности. Дело в том, что вслед за смертью Моцарта Франц Хофдемель, венский судейский чиновник и известный масон, совершил самоубийство, изрезав перед этим бритвой свою беременную супругу. Несчастная выжила и родила ребёнка, которого все считали сыном Моцарта. Многие жители Вены полагали, что именно Хофдемель избил композитора палкой, отчего тот и умер. Достоверно известно лишь то, что Моцарт обучал Марию-Магдалену Хофдемель игре на фортепиано и мог вступить с ней в связь. Кстати, свой последний концерт для фортепиано с оркестром он посвятил именно ей. Версия очень интересная, но многочисленные симптомы болезни Моцарта говорят об ином.

Сразу хочется сообщить, что растиражированное мнение о том, что Моцарт лечился ртутными препаратами, что и вызвало (или могло вызвать) почечную недостаточность, по мнению медиков совершенно несостоятельно. Поговаривают о докторе Готфриде ван Свитене, лечившем Моцарта якобы от сифилиса. Отец этого ван Свитена, Герард, был автором знаменитого тогда метода лечения ртутью. Его имя было на устах, и тогдашняя публика поспешила сделать выводы из единственного визита этого врача к Моцарту. Мнение венерологов, сложившееся ещё в середине 20-го века, расценивает вероятность заражения сифилисом как исчезающе низкую, и в связи с этим лечение ртутью маловероятно. Никаких свидетельств тому нет. А при лечении других болезней ртуть не использовали. Тем более, ртуть вызывает тремор, которого не было: композитор твердою рукой писал тексты и ноты практически до самой кончины.

А теперь мы по возможности кратко, но обстоятельно расскажем вам о том, какое мнение сложилось обо всём этом у специалистов современной медицины. Ведь вопреки неясностям и неточностям, известно нам достаточно много. Например, факт, что Моцарт болел всего около пятнадцати дней, которые провел в постели. Он совершенно точно не появлялся на публике после 20 ноября. При этом 18 ноября он был весел, абсолютно здоров, и дирижировал премьерой своей кантаты «Laut verkuende unsre Freude» – «Громко провозгласим нашу радость» — на открытии после ремонта нового помещения Масонской ложи, к которой он принадлежал. Ничто не предвещало беды. И вдруг – совершенно непонятные симптомы! Неожиданно молодой человек слёг. Практически сразу выясняется, что всё тело его опухло, и по этой причине он совершенно лишен возможности двигаться. Лишён настолько, что через какое-то время его даже не могут перевернуть, поэтому приходится шить сорочки, которые застегиваются спереди, чтобы не застегивать их сзади. И всё это было бы странно и удивительно, случись оно с кем угодно, но только не с нашим героем.

Вот круг симптомов, которые наблюдались у Моцарта: высокая лихорадка, отечность суставов с развившейся затем анасаркой (то есть отёком всего тела), сыпь (экзантема), диарея, частичный паралич, усилившийся в последние дни, развившаяся кома. Мы уже упоминали, что композитор страдал тонзиллитом – хронической ангиной (или воспалением миндалин), которая может стать фактором, запускающим ревматический процесс. В современном мире люди намного реже страдают ревматизмом, а в то время ревматологические заболевания встречались значительно чаще.  Суть ревматизма в том, что клетки нашей иммунной системы могут ополчиться на клетки собственного организма. Фактор, который к этому приводит, — их знакомство со стрептококками, с бактериальной инфекцией. То есть организм сначала учится уничтожать бактерии, но стенка бактерии весьма похожа на поверхность наших собственных клеток! И потом, когда бактерия повержена, клетки иммунной системы могут поражать самые разные органы и ткани. Для таких проявлений «агрессии» иммунной системы как раз и характерны кожная сыпь, припухлость и поражение суставов, высокая лихорадка.

Итак, основной диагноз – геморрагический васкулит, пурпура Шёнлейна-Ге́ноха, в том числе связанная с воспалением сосудов кожи и сосудов разных органов. Сыпь, которая была у Моцарта – один из важнейших симптомов, что мог бы свидетельствовать о васкулите, об аутоиммунном поражении. Главная опасность аутоиммунного васкулита – быстро прогрессирующий гломерулонефрит, нефротическим синдромом. Это повреждение почки, приводящее к отеку и почечной недостаточности. Именно такой отек всего тела и наблюдался у Моцарта. Более того, при наличии васкулита выраженное системное воспаление могло привести к кровоизлиянию в головной мозг. Это состояние также связано с риском инфекции, например, пневмонии или сепсиса. Даже при современном уровне медицины спасти Моцарта было бы очень сложно.

Моцарт с детства мог иметь затруднения с почками. Не говоря уже о том, что он полжизни провел в дорожной карете. Его многолетние турне по королевским дворам, постоянное нахождение среди высоких персон не предполагали частых отлучек в туалет, которые так необходимы детям. Ему просто запрещали отходить, что небезызвестно.  Это тоже могло привести к заболеванию. При длительном воздержании от мочеиспускания возникает рефлюкс - обратный отток мочи из мочевого пузыря в лоханки почек. И при длительном воздержании от мочеиспускания может наблюдаться расширение лоханок почек.  Всё это может приводить к инфекции, к пиелонефриту в том числе. Урологи считают, что задержка мочи – очень серьёзная проблема. И если человек задерживает мочу, это может привести к тому, что почки становятся более восприимчивы к ревматологическому процессу.

Есть и ещё один нюанс: в принципе всё, о чём мы знаем, описано в книгах, которые и написаны, и изданы под контролем вдовы Моцарта Констанции. Никаких свидетельств непосредственно от врачей не осталось. Скорее всего, они неким образом отредактированы, может быть, убрано что-то «лишнее». По-прежнему мы не знаем и, возможно, никогда не узнаем правды в окончательном, стопроцентно достоверном виде. У нас есть только возможность задавать вопросы и получать новые и новые ответы.

Дружить нельзя враждовать. Почему соперничали Моцарт и Сальери

Между двумя композиторами правда существовало соперничество — ему способствовало и их происхождение, и воспитание, и творческий путь, который им пришлось пройти, чтобы добиться признания. 

Отец Моцарта, распознав в сыне еще в раннем возрасте тягу к искусству, начинает усиленно заниматься с ним на скрипке, преподавать теорию, композицию, помогать в сочинении музыки. Результат превосходит ожидания: уже в десять лет Моцарт представляет свою первую оперу «Аполлон и Гиацинт», вовсю гастролирует по царским дворцам и становится любимцем в высшем обществе. Помогала и внешность — белокурый розовощекий Моцарт правда походил на маленького ангелочка. 

‘ Соната для фортепиано №11 (A-dur) Вольфганга Амадея Моцарта. YouTube / Brilliant Classics’

Из Антонио Сальери, который был старше Моцарта всего на шесть лет, никто не собирался делать музыкального вундеркинда. Его семья была довольно зажиточной, родители не имели к музыке никакого отношения: насколько известно, отец будущего композитора торговал колбасой. 

Но так выходит (это нужно для полного интеллигентного воспитания), что Антонио Сальери оказывается в учениках у одного из величайших и крупнейших скрипичных виртуозов XVIII века Джузеппе Тартини, а на клавесине его берется обучать воспитанник не менее известного органиста падре Мартини — Джузеппе Симони. 

Сальери старался, но особых талантов не проявлял. В 14 лет он остался сиротой и оказался в семье друзей его отца — богатом аристократическом доме в Венеции, где начал заниматься композицией. Чуть позже вместе со своим будущим учителем Флорианом Гассманом, придворным композитором короля Германии Иосифа II, отправился в Вену.

Короче говоря, пока Моцарт покорял высшее общество своим обаянием, харизмой и уникальными способностями, Сальери равномерно, с трудолюбием, не разгибая спины постигал искусство. Свое первое произведение, которое он показал публике, Антонио написал в 21 год, и оно сразу получило признание, как и следующая комедийная опера. К этому времени юный музыкант овладел всеми популярными тогда жанрами — концертами, мессами, драматическими формами. Его слава прокатилась по всей Европе, даже дошла до России: в 1774 году в Петербурге была поставлена опера Сальери «Освобожденный Иерусалим» по поэме Торквато Тассо.

‘ YouTube / HALIDONMUSIC’

В 24 года Сальери становится придворным композитором камерной музыки и капельмейстером итальянской оперной труппы (у короля Германии на службе, между прочим). Моцарт же к тому времени уже четыре года живет в Италии (судьба будто так и пытается развести их в разные стороны). В Милане ставится его опера «Митридат, царь Понтийский», которую принимают с большим успехом, там же он пишет еще три оперы, две мессы, офферторий и множество камерных и фортепианных сочинений. Да, Моцарт отличался просто какой-то нечеловеческой продуктивностью. В обществе даже ходили легенды, что он может сесть за клавесин и с ходу написать целое произведение на любой предложенный мотив. 

Так вот, если Сальери спокойно писал произведения для царской публики, Моцарт, оказавшись на службе у архиепископа Зальцбургского, чувствовал себя слугой. Ему не нравилось, что приходилось иногда посвящать себя сочинениям, что его не привлекали. Его возмутил тот факт, что, когда он задержался во время своей поездки в Мюнхен, архиепископ приказал ему срочно вернуться назад. В итоге композитор разрывает с ним все отношения, остается без работы, денег, а еще — навлекает на себя гнев отца, которого на самом деле очень боится. После этих событий Моцарт переезжает в Вену.

Фрагмент кантаты «Per la Ricuperata Salute di Offelia», созданной композиторами Вольфгангом Амадеем Моцартом, Антонио Сальери и неизвестным композитором Корнетти

© Matej Divizna/Getty Images

Несмотря на то что Моцарт многим нравился и часто веселил светское общество вечерами, в отличие от Сальери он в свое время был очень недооцененным музыкантом. Частенько Амадею приходилось самому добиваться возможности что-то поставить или исполнить, пока у Антонию все карты были на руках. 

Когда Моцарт покидает свою должность, ему приходится браться буквально за любую работу, любой заказ, лишь бы заработать хоть что-то. Несмотря на свой добродушный и веселый характер, у немца было много поводов позавидовать старшему коллеге, тем более что его отец во многом потворствовал этому: несостоявшийся музыкант Моцарт-старший мечтал о покорении мира искусства через своего ребенка. Потому и частенько высказывался некрасивыми словами в адрес итальянского композитора.  

На эту тему

Так родилось соперничество между Моцартом и Сальери, которое доходило до смешного. Например, в одном конце дворца могли ставить оперу одного композитора, а в другом, в то же самое время, — другого. В то время была популярная забава — светское общество любило вечерами собираться на музыкальные вечера (где, кстати, в основном и проходили премьеры произведений), послушать музыку и пообщаться. Там-то частенько и происходили их творческие стычки. 

Оба композитора признавали одаренность соперника. Они не пытались оклеветать и унизить друг друга. Моцарт и Сальери сражались за положение в обществе. 

В целом оперы Сальери ставились гораздо чаще, чем Моцарта (на работы немца, особенно не комические или написанные на неизвестный сюжет, не было спроса, поскольку в труппе боялись, что на такую постановку никто не придет), его произведения имели больший успех, кроме того, и сам композитор был более рукопожатным, пока Моцарт имел репутацию легкомысленного и ненадежного человека. Этому поспособствовал по большей части уход со службы. Тогда все музыканты обязательно находились у кого-то при дворе, никакого фриланса не допускали. 

Иллюстрация из драмы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

© Stefano Bianchetti/Corbis via Getty Images

Сальери разбирался во вкусах публики и понимал, что ей нужно. Опера тогда была несколько другим жанром, чем сейчас, не всегда от нее ждали каких-то серьезных тем и сложных мелодий. 

Моцарт был своенравным. Он мог неприлично пошутить, любил высмеивать недалеких собеседников (независимо от их статуса и положения), писал музыкальные шутки. А еще — сочинял оперы, которые в те времена были довольно сомнительными для исполнения и постановки. Например, популярнейшая сейчас «Волшебная флейта» — первая опера на немецком языке. Тогда только итальянский язык считался идеальным и самым подходящим для пения. Моцарт же бросил вызов и написал оперу на своем родном немецком языке. 

Кстати, появление этого зингшпиля (Singspiel, в переводе с немецкого «пьеса с пением», такой драматический жанр) потом немного подпортило карьеру Сальери. Королю показалось, что зингшпиль скоро станет очень популярным направлением, и он принял решение закрыть итальянскую оперу у себя при дворце. Но это не оказалось визионерским решением, и Сальери вскоре вернулся на свое место. 

‘ YouTube / Royal Opera House’

Получается, что ни Моцарт, ни Сальери не испытывали друг к другу каких-то супернегативных эмоций. Более того — итальянец зачастую относился к коллеге по-дружески. Их встречи, может, и иллюстрировали какую-то борьбу между ними, но всегда проходили с достоинством. 

Так как же и от чего все-таки умер Моцарт? Он с детства болел, и слабое здоровье сопровождало его всю жизнь. Он мог упасть в обморок во время очередной репетиции, слечь с лихорадкой, кроме того, тогдашний образ жизни (от алкоголя до кровопускания) не добавлял ему сил. 

Есть такая интересная романтическая легенда о его смерти (она, кстати, отлично показана в фильме Милоша Формана «Амадей»). В 1791 году осенью на пороге квартиры композитора появляется таинственный незнакомец, одетый в черное и скрывающий свое лицо. Человек заказал у Моцарта «Реквием» — погребальное сочинение. Моцарту всегда нужны были деньги, потому он и согласился. 

Чем больше он работал над произведением, тем слабее становился. Это замечали все вокруг. Кроме того, зловещий образ преследовал его, в лихорадке, в бреду он говорил своей супруге, что костлявая стоит на пороге и ждет лишь, когда он закончит свой magnum opus.

На эту тему

Ему было столь плохо, что он уже не мог сам записывать ноты. Ему помогали то ученики, то супруга, в фильме даже сам Антонио Сальери. Все они писали за Моцартом музыку под диктовку, пока в декабре морозной ночью великий австрийский композитор не покинул этот мир. 

Ученые-медики, которые занимались этим вопросом, считают, что достоверно установить причины смерти Моцарта уже невозможно, но предполагают, что причиной могла стать хроническая суставная болезнь, усугубленная инфекционным заболеванием и кровопусканием, которым пытались спасти композитора. Кстати, установить личность заказчика «Реквиема» тоже не удалось.

Получается, легенда об отравлении Моцарта — всего лишь романтическая легенда, которую вспоминают, говоря о ярых соперниках. Есть даже такой термин — синдром Сальери (это когда испытываешь неконтролируемую агрессию в адрес объекта своей зависти). Итальянец точно не собирался Моцарта травить, он порой даже восхищался талантом и произведениями немца и, наверное, единственный тогда понимал, насколько недооценено его дарование. 

Кадрия Садыкова

Сальери и Моцарт. Немаленькая трагедия реабилитации?

18 августа исполняется 260 лет со дня рождения знаменитого человека. Печально знаменитого, как принято говорить. Убийцы гения, убийцы Моцарта.

1997 год, 13 лет назад. Дворец юстиции в Милане. Слушается дело, «Встать, суд идет!». Вердикт суда: «Невиновен за отсутствием состава преступления». Доводы защиты – безупречны. Если человек страдал патологической завистью, мир бы лишился многих гениев. В частности, учеников самого же Сальери: Бетховена, Шуберта, Листа, Мейербера, Черни (чьи этюды детишки штудируют), Гуммеля.

Какие имена! Можно обзавидоваться потрясающим талантам, которых одновременно воспитываешь и пестуешь. И любишь, и помогаешь всеми силами, средствами. А такой простенький, но ошеломляющий факт, что вдова Моцарта, Констанца, взяла сыну педагога по музыкальным дисциплинам, и это был… Сальери. Отдать сына в обучение убийце мужа? Невероятно.

200 с лишним лет человечество с удовольствием муссировало тему. Моцарт и Сальери – это стало символом. Символом непреодолимой зависти. Во-первых, сам Сальери признался, правда, уже в помутившемся рассудке, впоследствии яростно это отрицая. Признанию не поверили люди, хорошо знавшие Сальери: ни Бетховен, ни Россини. Но слухи, слухи поползли по Европе.

Во-вторых, гениальный А. Пушкин написал гениальную «Маленькую трагедию». А гениальный Н. Римский-Корсаков написал по ней оперу. А блестящий драматург Питер Шеффер уже в 20 веке написал свою пьесу. А гениальный Милош Форман снял по ней оскароносный фильм «Амадей» (1984 год).

И везде Сальери – убийца, только трактовки разные. И до сих пор Сальери мало исполняют, имя его давно стало нарицательным. Причина – расхожее мнение, что один композитор убил другого. Из зависти, конечно. Все очень просто. Но это не так. Даже у Пушкина это не так, хотя и там убийца назван. Но все сложнее.

Вот Сальери у Пушкина сам о себе говорит:

Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
МузЫку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.

(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).

Глубокие слова, непростые. Сразу, с ходу, Сальери признается в том, что он – посредственность. А так ли это было на самом деле?

Антонио Сальери родился18 августа 1750 г. , недалеко от Вероны, в Венецианской республике (умер 7 мая 1825 года). Рано уехал в Вену – тогдашнюю музыкальную столицу мира. Написал более 40 опер и других произведений (ставились и в Петербурге). Обучал многих музыкальных гениев своей эпохи (Ф. Шуберт в благодарность посвятил ему свою кантату). Занимался благотворительностью. Заботился о детях своего учителя Глюка. Не обойден прижизненной славой и регалиями.

Но почему так быстро и с удовольствием поверили сплетням? А еще и традиционный антагонизм: Сальери – итальянец, живущий в Вене, а в то время уже провозглашалась своя национальная культура. Композитор Карл Мария фон Вебер (родственник Моцарта по жене) даже отказывался знаться с Сальери. Хотя сам Моцарт «знался».

А еще Сальери – глубоко верующий католик. Но и здесь возникли какие-то проблемы («но правды нет и выше»). И всю жизнь ему приходится искать Бога. В Моцарте он его и находит:

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.

(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).

Но этот «несносный», «ребячливый» шутник Моцарт (Пушкина), вместо того, чтобы приосаниться и надуть щеки, в ответ веселится:

Ба! право? может быть…
Но божество мое проголодалось
.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).

Какой удар для человека, наконец, нашедшего для себя то, что всю жизнь искал и чему даже дал невероятное определение. Вердикт Сальери:

Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).

В этой фразе – чуть ли не вся суть. Дальше следует беседа о знаменитом и таинственном Реквиеме, которому Моцарту заказал «Черный Человек»:

На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать – и с той поры за мною
Не приходил мой черный человек

(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).

Существуют разнообразные и потрясающие трактовки этой философской маленькой трагедии. И то, что Сальери (который 18 лет носит с собой яд) сам стремится к суициду, и то, что Моцарт понимает, что его сейчас отравят:

Мацарт: Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил
?
Сальери: Не думаю: он слишком был смешон
Для ремесла такого.

Моцарт: Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные
. Не правда ль?

Сальери: Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.) – Ну, пей же.

Об этой Маленькой трагедии Пушкина можно говорить бесконечно. Она вся – пластами, уходящая в глубину. И давно разобрана на цитаты. Но художественная правда не равна правде исторической. Хотя, как пишут, есть уже давно специализированный термин: «синдром Сальери».

Все говорят: нет правды на земле.

Но, может, случается? Вердикт Миланским судом вынесен. И Сальери будет исполняться. И гениальная пьеса Пушкина будет исполняться и останется в веках как философское размышление на вечные темы. Что такое гений? Должен ли он соответствовать чьим-либо представлениям? Что такое зависть как идея фикс («ах, Моцарт, Моцарт, когда же мне не до тебя?»)? Совместимы ли гениальность и злодейство? И многое, многое другое.

Источник: www.shkolazhizni.ru

ⓘ Моцарт и туалетный юмор. Вольфганг Амадей Моцарт показывал копрологический юмор в своих письмах и в нескольких развлекательных сочинениях. Этот материал уже дав ..

                                     

2.1. Контекст Письма

Бенджамин Симкин, эндокринолог, оценивал 39 писем Моцарта, включая копрологические отрывки. Почти все они направлены собственной семье Моцарта, в частности его отцу Леопольду, его матери Анне Марии, его сестре Наннерль, и его кузине Марии Анне Фекла Моцарт. По словам Симкина, Леопольд, Анна Мария и Наннерль также включали копрологический юмор в свои письма. Таким образом, Анна Мария написала своему мужу 26 сентября 1777; оригинал в стихах:

Пока, мой дорогой. Держись хорошо, моя любовь. И в свой рот свой зад засунь. Я желаю тебе доброй ночи, мой дорогой, Но сначала нагадь в свою постель и разорви это.

Даже относительно сдержанный Леопольд использовал копрологическое выражение в одном письме.

Несколько копрологических писем Моцарта были написаны для его двоюродной кузины Марии Анне Фекла Моцарт; их часто называли «Basle письма», слово Basle происходит от немецкого, в уменьшительной форме, означающее «младшая кузина». В этих письмах, написанных после приятно проведенных две недели Моцарта со своей кузиной в ее родном Аугсбурге, копрология сочетается с игрой слов и сексуальных отсылок. Роберт Спайлинг представляет часть перевода письма Моцарта отправленного из Мангейма 5 ноября 1777:

Дорогой друг! Я получил отсрочку от твоей глубокоуважаемой, острой писанины, и я заметил обожание моего дяди, моей тети, и вас тоже, все хорошо. Мы, тоже слава Богу, в хорошем состоянии чайника… Пишите дальше, действительно, вы открываете себя, вы позволяете себе быть услышанным, вы даете заметить себя, вы объявляете о себе, вы требуете, вы приносите мне новости, вы сообщаете мне средь бела дня, вы требуете, вы желаете, вы хотите, вы любите, вы командуете, что мне тоже бы следовало отправить вам свой Портрет. Хорошо, отправлять по почте необязательно. Да, любовь к моей коже, я нагажу вам на нос, что оно спускается с вашего подбородка…

В одном из писем Моцарт написал доклад своему отцу во время посещения Аугсбурга. Встреча Моцарта и его кузины со священником по имени Отец Эмилиан:

. Вполголоса, моей кузине. Затем мы смеялись вместе еще полчаса.

Амадей (фильм, 1984) — смотреть онлайн трейлер, описание и список актеров

Исторически и музыкально-достоверная история Моцарта глазами Сальери. Это история Моцарта, рассказанная на исповеди старым, измученным Сальери. В юности Сальери умоляет Бога послать ему талант и славу. Он много трудится и получает, что просил. Но появляется Моцарт — легкомысленный гуляка, создающий неземную музыку, рядом с которой весь многолетний труд Сальери жалок и ничтожен. Сальери оскорблен и унижен. Как мог Господь так поступить, вложив божественные мелодии в уши ничтожному повесе вместо него, Сальери? Раздираемый этими чувствами, музыкант намерен восстановить справедливость и побороться с самим Богом. Смотрите онлайн киношедевр «Амадей» (1984), получите удовольствие от игры актеров, великолепных костюмов и, конечно, от божественной музыки Моцарта. Усилия создателей кинодрамы были оценены восемью «Оскарами», четырьмя «Золотыми Глобусами» и многими другими наградами.

Сюжет

История начинается в 1823 году, когда пожилой Антонио Сальери (Ф. Мюррей Абрахам) пытается покончить жизнь самоубийством, перерезав себе горло и громко прося прощения за убийство Вольфганга Амадея Моцарта (Том Халс) в 1791 году. Ему спасают жизнь, но отправляют в дом сумасшедших. Молодой католический священник приходит к Антонио за исповедью. Спустя пару минут ворчания и грубостей, старик все-таки рассказывает свою долгую историю взаимоотношений с Моцартом. Сколько себя помнит, Сальери мечтал о музыкальном таланте и потому поклялся Богу остаться безбрачным только ради творчества. Его родители были против занятий музыкой и требовали от сына пойти по его стопам — коммерция. Поэтому внезапная смерть отца, задохнувшегося за столом, стала для Сальери знаком свыше — Бог принял его клятву. Юный композитор начинает свою карьеру как набожный, богобоязненный человек. Аскеза и упорный труд приводит к тому, что он становится придворным композитором. Но в это время зазвучала слава Моцарта, которая вызывает у Сальери зависть и гнев. Амадей нечестив, часто ведет себя непристойно, но, увы, создает гениальную, божественную музыку. Причем это делает легко и непринужденно. Сальери намеревается выгнать юного повесу со двора. Первоначально его цель — всего лишь подорвать его репутация, но со временем намерения становятся все ужаснее.

Причины посмотреть

▪ Фильм был номинирован на 11 категорий «Оскар» и взял 8 статуэток премии Киноакадемии, в том числе главную из них за «Лучший фильм». Из 6 номинаций «Золотого Глобуса» победил в четырех. Всего же в копилке фильма 43 крупные награды международных кинофестивалей.
▪ Несколько профессоров музыки специально пристально изучали нажатие клавиш фортепиано на протяжении всего фильма и сделали вывод, что ни одна клавиша не была нажата неправильно, т.е. видео полностью соответствует музыке.
▪ Репертуар для фильма, а также аранжировка всей музыки Моцарта принадлежат Невиллу Марринеру — британскому музыканту, получившему звание рыцаря за свои заслуги, а также включенному в Зал славы журнала Gramophone.
▪ Перед началом работы в фильме Том Халс умел играть только на гитаре. Ему пришлось в течение полугода заниматься на пианино каждый день по 6 часов.
▪ Фильм Включен в список «1001 фильм, который нужно посмотреть, прежде чем умереть» под редакцией Стивена Шнайдера и в список «Великих фильмов» Роджера Эберта .

Интересные факты

▪ Картина помогла возродить музыку Сальери, которая раньше была известна только узкому кругу почитателей
▪ Для съемок было построено только несколько декораций: палата Сальери, квартира Моцарта, лестница и театр водевиля. Все остальные места были найдены и использованы почти без изменений.
▪ Родной город режиссера Милоша Формана Прага идеально подошел для съемок Вены, так как в 1983 году там практически не было ТВ-антенн и асфальта.
▪ Весь фильм был снят при естественном освещении, без использования ламп и софитов. А чтобы добиться нужного рассеянного света, заклеивали окна калькой.
Осторожно, спойлеры!
▪ И Моцарт, и Сальери дирижируют оркестром в современном стиле, стоя перед ними и размахивая руками. До 19 века дирижер играл на первой скрипке или клавесине, а остальные музыканты наблюдали за движениями его головы и рук.
▪ Когда Моцарт говорит об опере, действие которой происходит в гареме, он и собеседники говорят «Турция». В 18 веке эту страну еще называли Османской империей, а Турцией она стала после 1920 года.
▪ Вольфганг Моцарт был левшой, а не правшой, как изображен в фильме.
▪ Когда Моцарт сидит за бильярдным столом, шары меняют положение с каждым кадром.
▪ Похороны Моцарта в фильме проходят под дождем с мокрым снегом, хотя венские газеты писали, что тот день был сухим и необычно теплым.

Что убило Моцарта? И почему мы все время задаем этот вопрос?

Вольфганг Амадей Моцарт умер рано утром 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет. Кажется, с этим все согласны.

Но какая болезнь убила его? Ах, , что было постоянным предметом спекуляций и споров на протяжении более 200 лет.

Иоганн Непомук делла Кроче

Моцарт около 1780 года

Благодаря пьесе 1979 года (а позже и фильму) «Амадей» многие думают, что Моцарт был отравлен одним из своих музыкальных соперников, Антонио Сальери.Большинство историков считают, что это маловероятно.

Тем не менее, хотя убийство в настоящее время может быть самой известной гипотезой о ранней кончине Моцарта, это далеко не единственная или даже самая надуманная. Как указывается в провокационной статье в номере British Medical Journal (BMJ) от 15 декабря, по меньшей мере 140 различных болезней были индивидуально предложены в качестве причины смерти Моцарта.

Продолжение статьи после объявления

Кроме того, немецко-австрийскому композитору было приписано около 27 различных психических заболеваний.

Все эти безумные предположения проливают больше света на нашу потребность чувствовать себя выше творческих гениев, чем на реальность физического и психического здоровья Моцарта, утверждает доктор Люсьен Кархаузен, автор статьи в BMJ.

Слон и слепцы
Но сначала давайте посмотрим на сами диагнозы. «Моцарт умер только один раз», — пишет Кархаузен, поэтому только одна (а может быть, ни одна) из гипотез о его смерти может быть верной. Он добавляет, что правильный диагноз, вероятно, будет найден среди начальных (и более приземленных) диагнозов — гриппа, брюшного тифа или сыпного тифа.

Многие другие диагнозы напоминают историю слона и слепых. Вот краткое изложение некоторых из них Кархаузена:

  • Шоенталь, специалист по микрогрибкам, считал, что Моцарт умер от отравления микотоксинами.
  • Дрейк, нейрохирург, предложил диагноз субдуральной гематомы после перелома черепа, обнаруженного на черепе, который не принадлежит Моцарту.
  • Литтл, хирург-трансплантолог, думал, что мог бы спасти Моцарта пересадкой печени.
  • Кардиолог Браун заявил, что умер от эндокардита.
  • На основании ошибки перевода биографии Моцарта Яном (1856), патолог Раппопорт решил, что Моцарт умер от кровоизлияния в мозг.
  • Людвиг, фармаколог, предложил отравиться или самоотравиться, выпив вино, фальсифицированное соединениями свинца.
  • Людендорф, психиатр, и ее апостолы утверждали в 1936 году, что Моцарт был убит евреями, масонами или иезуитами.

Более поздние и даже менее вероятные (за исключением последнего) диагнозы включали такие редкие состояния, как синдром Гудпасчера, гранулематоз Вегенера, болезнь Стилла и пурпура Геноха-Шонлейна.

«Смерть Моцарта стала свободой для всех, попыткой выдвинуть гипотезы», — говорит Кархаузен.

Психически неуравновешенная?
Психическое здоровье Моцарта также является предметом бешеных спекуляций. Ему поставили диагноз маниакально-депрессивного состояния и патологического игрока, а также множество психических расстройств, включая дефицит внимания / гиперактивное расстройство, параноидальное расстройство, обсессивное расстройство, зависимое расстройство личности и пассивно-агрессивное расстройство.

«Большинство из 27 психических расстройств, приписываемых Моцарту, являются результатом игнорирования или неправильного цитирования критериев, отделяющих нормальное от ненормального поведения», — пишет Кархаузен. «Некоторые авторы превращают повседневные заботы в параноидальные идеи или тревожные неврозы; хандра или искреннее беспокойство в депрессию; приподнятость до гипомании; лингвистические игры на жаргонофазию; остроумие в незрелое или маниакальное поведение или в детское психотическое другое «я»; диссонирующие гармонии квартетов Гайдна в синдром Туретта; и в конце жизни небольшая дрожь в конвульсиях.

«[P] сихобиографы часто впадают в иллюзию раскрытия скрытой душевной жизни Моцарта, в то время как на самом деле они описывают свои собственные заботы и навязчивые идеи», — добавляет Кархаузен.

Продолжение статьи после объявления

Ой.

Необходимость видеть в художниках других или «отклоняющихся от нормы»
Кархаузен цитирует покойного британского психиатра Элиота Слейтера, который заметил, что люди «не находят интереса или достоинств в продуктах энергичной и здоровой нормальности.… Если, однако, мы находим личность [Моцарта] странной или трудной для понимания, тогда мы можем выдержать сравнение, только пытаясь сократить человека или его работу до нашего собственного масштаба. Нам будет легче сделать это, если в любой момент мы сможем взглянуть на него сверху вниз, с более высокого уровня здравомыслия, социальной компетентности или моральной целостности ».

Кархаузен соглашается. По его словам, выставление Моцарта невротиком или «ненормальным» «прикрывает скрытое намерение сбросить выдающегося творца с пьедестала через некую неясную потребность сократить великих художников до размеров».Это напоминает племянника Рамо из романа Дидро, который говорит о людях исключительного творчества: «Я никогда не слышал, чтобы кого-либо из них хвалили, если бы это не приводило меня в тайную ярость. Я полон зависти. Когда я слышу какую-нибудь унизительную черту об их частной жизни, я с удовольствием слушаю. Это сближает меня с ними. Это заставляет меня легче переносить свою посредственность ».

«Если за всю историю музыки был музыкант, который был психически здоровым, — добавляет Кархаузен, — то это был вне всякого сомнения Моцарт в вероятной компании Йозефа Гайдна.”

Вы можете прочитать статью Кархаузена здесь.

Исторические аспекты психического здоровья Моцарта и диагностические представления о СДВГ и расстройствах личности

  • 1.

    Möller H-J (2013) Указывают ли черты стиля письма Моцарта на наличие психоневрологического расстройства? Споры о письмах Базле. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. DOI: 10.1007 / s00406-013-0474-4

  • 2.

    Fond G, Loundou A, Guillaume S, Quantin X, Macgregor A, Lopez R, Courtet P, Bernard P, Bailly D, Abbar M, Leboyer M, Boyer L. отобранные курильщики с историей дефицита внимания / гиперактивности (AD / HD) в детстве: систематический обзор и метаанализ. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. DOI: 10.1007 / s00406-014-0497-5

  • 3.

    Ди Никола M, Sala L, Romo L, Catalano V, Even C, Dubertret C, Martinotti G, Camardese G, Mazza M, Tedeschi D, Callea A, De Risio L, Guelfi JD, Rouillon F, Джанири Л., Горвуд П. (2013) Расстройство дефицита внимания / гиперактивности у взрослых у субъектов с тяжелой депрессией и биполярным расстройством: роль черт личности и клинические последствия. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. DOI: 10.1007 / s00406-013-0456-6

  • 4.

    de Azeredo LA, Rovaris DL, Mota NR, Polina ER, Marques FZ, Contini V, Vitola ES, Belmonte-de-Abreu P, Rohde LA, Grevet EH, Bau CHD (2014) Дополнительные доказательства связи между полиморфизмом в промоторная область SLC6A3 / DAT1 и СДВГ: результаты, полученные на выборке взрослых. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. DOI: 10.1007 / s00406-014-0486-8

  • 5.

    Weber H, Scholz CJ, Jacob CP, Heupel J, Kittel-Schneider S, Erhardt A, Hempel S, Schmidt B, Kiel T, Gessner A, Lesch KP, Reif A (2013) SPOCK3, риск ген для взрослых СДВГ и расстройств личности. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. DOI: 10.1007 / s00406-013-0476-2

  • 6.

    Calati R, Giegling I, Balestri M, Antypa N, Friedl M, Konte B, Hartmann AM, Serretti A, Rujescu D (2013) Влияние дифференциально экспрессируемых генов из исследования посмертного самоубийства на личностные черты, как эндофенотипы у здоровых людей и лиц, пытающихся покончить жизнь самоубийством. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. DOI: 10.1007 / s00406-013-0469-1

  • 7.

    Reinelt E, Aldinger M, Stopsack M, Schwahn C, John U, Baumeister SE, Grabe HJ, Barnow S (2014) Высокая социальная поддержка буферизует эффекты генотипов 5-HTTLPR при социальном тревожном расстройстве.Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. DOI: 10.1007 / s00406-013-0481-5

  • 8.

    Хенгартнер М.П., ​​Аждачич-Гросс В., Роджерс С., Мюллер М., Хакер Х, Рёсслер В. (2013) Гибкий интеллект и сочувствие в сочетании с оценками характеристик расстройства личности: изучение связи. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. DOI: 10.1007 / s00406-013-0441-0

  • 9.

    Фарина Б., Сперанца А.М., Диттони С., Джнони В., Трентини С., Вергано С.М., Лиотти Г., Брунетти Р., Тестани Е., Марка Г. Д. (2013) Воспоминания о привязанности затрудняют корковую связь ЭЭГ у диссоциативных пациентов.Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. DOI: 10.1007 / s00406-013-0461-9

  • 10.

    Schaefer C, Enning F, Mueller JK, Bumb JM, Rohleder C, Odorfer TM, Klosterkötter J, Hellmich M, Koethe D, Schmahl C, Bohus M, Leweke FM (2013) Уровни этаноламида жирных кислот изменены при пограничных расстройствах личности и сложных посттравматических стрессовых расстройствах. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. DOI: 10.1007 / s00406-013-0470-8

  • Симфония вторых мнений о последней болезни Моцарта

    Для любителей классической музыки 5 декабря может быть самым печальным днем ​​в году.В 12:55 225 лет назад Вольфганг Амадей Моцарт испустил последний вздох. Позже его бесцеремонно похоронили в братской могиле — по обычаю его эпохи — на кладбище Святого Маркса, недалеко от городской черты Вены. Моцарту было всего 35 лет.

    С тех пор поколения врачей были одержимы выяснением причин преждевременной смерти Моцарта. По последним подсчетам, в медицинской литературе насчитывалось более 136 вскрытых диагнозов. Этот список почти гарантированно будет расширяться в ближайшие годы.

    В течение последних нескольких месяцев жизни необычайно плодовитый Вольфганг закончил партитуру «Волшебной флейты» и дирижировал ее премьерным и несколькими последующими выступлениями. Он также сочинил мелодичный Концерт для кларнета ля-ля, масонскую кантату, несколько новых каденций для некоторых из своих фортепианных концертов и начал писать свой запоминающийся Реквием ре минор.

    ПОДРОБНЕЕ: Мэрилин Монро и отпускаемые по рецепту лекарства, которые убили ее

    Через неделю после смерти Моцарта берлинская газета ложно сообщила, что композитор был отравлен до смерти. Поклонники пьесы Питера Шаффера 1979 года и голливудского фильма 1984 года «Амадей» ошибочно полагают, что это сделал его коллега и соперник Антонио Сальери. Другие дошли до того, что распустили ложный слух о том, что на смертном одре в мае 1825 года маэстро Сальери признался в преступлении. (Он этого не сделал). Моцарт подлил масла в огонь: сочиняя масонскую кантату, он сказал жене, что заболел, скорее всего, умрёт и что его, должно быть, отравили. Почувствовав себя немного лучше к середине ноября 1791 года, Моцарт отказался от обвинений в отравлении и обратился к написанию Реквиема.

    Диагностика последней болезни Моцарта осложняется тем фактом, что врачи, которые лечили его в конце 18 века, понимали болезнь и практиковали медицину по-разному по сравнению с сегодняшним днем. Личный врач Моцарта Томас Франц Клоссе пришел к выводу, что композитор умер от хитов Frieselfieber , или острой милиарной лихорадки. Симптомы этого синдрома включали высокую температуру и высыпание крошечных красных шишек в форме проса (отсюда и название милиарное), покрывающих кожу волдырями.

    Невестка Моцарта, Софи Хейбель, дала самые подробные комментарии о его последних днях и часах. К сожалению, она дала это свидетельство примерно через 33 года после этого события, когда ее память, возможно, была менее чем надежной. В течение последних двух недель жизни у Моцарта развился сильный отек (опухание рук, ступней, ног, живота, рук и лица из-за задержанной жидкости в организме). Моцарт жаловался на боль во всем теле, лихорадку и какую-то сыпь. Вечером перед смертью, 4 декабря, он почувствовал себя достаточно хорошо, чтобы пригласить друзей к своей постели, чтобы спеть отрывки из его Реквиема.Вряд ли у него возникла одышка в последний день своей жизни, потому что он все еще пел части Реквиема Францу Зюссмайру, австрийскому композитору и дирижеру, который был переписчиком Моцарта (а не Сальери в вымышленном «Амадеусе»). и который после смерти Моцарта завершил часто исполняемую версию Реквиема. Софи настаивала на том, чтобы Моцарт оставался в сознании примерно за два часа до своей смерти.

    Эпидемиологи обнаружили заметное увеличение смертности молодых мужчин в недели, соответствующие смертельной болезни Моцарта, по сравнению с предыдущим и последующими годами

    Многие современные медицинские диагнозы, объясняющие смерть Моцарта, включают туберкулез, отравление ртутью, сифилис, ревматическую лихорадку, почечную недостаточность из-за хронического гломерулонефрита, пурпуру Геноха-Шенлейна (синдром синяков, артрита и боли в животе, часто сопровождающийся проблемами с почками). скарлатина и трихинеллез от плохо приготовленной или сырой свинины.

    Возможно, самым впечатляющим из всех было ретроспективное эпидемиологическое исследование 2009 г., опубликованное в Annals of Internal Medicine (2009; 151: 274-278). Группа бесстрашных ученых из Амстердама, Вены и Лондона собрала отчеты обо всех зарегистрированных смертях в Вене с декабря 1791 по январь 1792 года, а также за соответствующие периоды с 1790 по 1791 и с 1792 по 1793 год. 5011 взрослых (3442 мужчины со средним возрастом смерти 45,5 лет и 1569 женщин со средним возрастом смерти 54 года. 5 лет).

    Эпидемиологи обнаружили заметное увеличение смертности молодых людей в недели, соответствующие смертельной болезни Моцарта, по сравнению с предыдущим и последующими годами. Также важными были сообщения об эпидемии в Вене примерно во время смерти Моцарта, когда многие люди умерли от того же набора симптомов, что и он.

    Все эти данные привели исследователей к ретроспективному диагнозу стрептококковой инфекции, которая резко переросла в острый нефритический синдром (отек и дисфункцию почек, отсюда тяжелый отек Моцарта), вызванный постстрептококковым гломерулонефритом (воспаление почечных клеток после инфекция).

    Доктор во мне заинтригован и размышляет, в pianissimo : «Может быть». Однако довольно скоро возникает другая мысль, на этот раз в fortissimo : «Это действительно важно?» Размышлять о том, как знаменитый перетасовал эту смертельную катушку, — это, конечно, забавная игра для медицинских детективов. Тем не менее, я думаю, что 5 декабря лучше всего провести, отмечая короткую жизнь и наслаждаясь долгоживущей музыкой Вольфганга Амадея Моцарта.

    У Моцарта был синдром Туретта или он просто фанат пустякового юмора?

    Когда вы думаете о Моцарте, вы, вероятно, представляете джентльмена 18 века, который всегда думал о музыке.Что ж, оказывается, когда Моцарт не сочинял музыкальные шедевры, он любил говорить о «стрельбе из своего пистолета». Он был настолько большим поклонником пустякового юмора, что некоторые историки, прочитав серию писем, которые Моцарт написал своей двоюродной сестре (письма Басле), предположили, что он страдал синдромом Туретта. Здесь автор опровергает эту интерпретацию, вместо этого утверждая, что «частое упоминание Моцартом эротических тем и, в частности, интенсивное использование копрологических терминов» не было чем-то необычным для его времени.Обязательно прочтите веселый отрывок из писем Базле ниже и подумайте об этом, когда в следующий раз услышите «Eine kleine Nachtmusik».

    Указывают ли черты стиля письма Моцарта на наличие психоневрологического расстройства? Споры по поводу писем Басле «В последние десятилетия в нескольких научных публикациях был сделан вывод о том, что Вольфганг Амадей Моцарт мог иметь синдром Туретта. Однако в других работах этот гипотетический диагноз подвергался сомнению. так называемые письма Басле, письма, которые Моцарт написал своему двоюродному брату, когда ему было около 20 лет.Письма имеют общие стилистические особенности, такие как частое упоминание эротических тем и, в частности, интенсивное использование копрологических терминов. Однако эти характеристики не могут быть истолкованы как явно указывающие на синдром Туретта, а скорее могут быть связаны с психосоциальными и культурными аспектами того времени. Существует мало свидетельств синдрома Туретта из других источников, таких как сообщения о поведенческих аномалиях, и эти доказательства неубедительны ». Дополнительный отрывок из основного текста:« Письма Базле занимают особое место среди писем Моцарта по одной причине, потому что почти все они имеют копрологическое содержание или другие языковые особенности.Поэтому исследователи Моцарта давно интересовались ими, и их интерес продолжается [14, 21, 28, 29, 37, 42, 52, 55, 56]. Отрывок из заключительной части шестого письма перепечатан ниже, чтобы читатели, не знакомые с письмами Базле, могли составить представление об их стилистических особенностях [49]: Но все шутки в сторону — именно по этой причине мне нужно, чтобы вы пришли и остались — поскольку у вас может быть важная роль; — так что обязательно приходи, хоть ненадолго, иначе мы будем в дерьме.Я поприветствую тебя высоко и благородно с пизазом и наложу свою личную печать на твою задницу, я буду целовать твои руки и буду так весело стрелять из моего заднего ружья, Я обниму тебя с шлепком и омою тебя спереди и сзади, Я заплачу тебе с самого начала всю свою задолженность, а потом сделаю громкий пердун, а может, даже уроню что-нибудь твердое — ну, прощай, мой Ангел, сердце мое, я жду тебя с умным, пожалуйста, пришлите мне прямо сейчас небольшая записка примерно на 24 страницах в Мюнхен, Poste restante, но не говорите мне, где в Мюнхене вы будете, чтобы я не нашел вас, и вы не могли найти меня; — вот искренний двоюродный брат В. A. P.S. Дерьмо-дибатаре, дерьмо-дибитате, пастор Родемпла, он лизнул задницу своей кухонной горничной, чтобы подать хороший пример; Vivat — vivat — «Связанное содержание: Воспоминание Пятница: Был ли у Голлума шизофрения или множественное расстройство личности? Воспоминание Пятница: Сексуальное возбуждение из-за пердежа? Вы не одиноки. Вспышка пятницы: Изгнание высокогорных газов (HAFE).

    У Моцарта был синдром Туретта , говорит новый документальный фильм | The Independent

    Документальный фильм Channel 4 предполагает, что на музыку Вольфганга Амадея Моцарта повлиял синдром Туретта, сложное заболевание, которое может вызывать у больных подергивание и склонность к неконтролируемой ругани.

    Документальный фильм Channel 4 предполагает, что на музыку Вольфганга Амадея Моцарта повлиял синдром Туретта, сложное заболевание, которое может вызывать у больных подергивание и склонность к неконтролируемой ругани.

    Этой осенью диссертацию представит Джеймс МакКоннел, британский композитор, у которого есть музыка Туретта, и который изучал письма и партитуры Моцарта. 46-летний МакКоннел убежден, что Моцарт тоже страдал от этого состояния, и что болезнь Туретта повлияла на направление его музыки.

    Он подчеркивает, что австрийский композитор использовал крайнюю ругань в своих письмах и его импульсивное поведение, например, отказ от пианино, когда он играл для королевского двора, потому что он хотел поиграть с кошкой, которая вошла в комнату.

    Он также предполагает, что повторное введение Моцартом сложных аранжировок, когда они были немодными, могло быть результатом его желания контролировать свое поведение.

    Канал 4 считает, что МакКоннел убедительно доказал свою правоту в документальном фильме «« Что вызвало тик у Моцарта? ».

    Больные Туреттом могут проявлять обсессивно-компульсивное поведение и синдром дефицита внимания.Состояние не было обнаружено, когда Моцарт был жив. «Туретт не сделал его гением, — сказал МакКоннел. «В любом случае он был бы гением. Но я думаю, что он выбрал некоторые из музыкальных направлений, которым следовал, потому что у него было направление Туретта. В его музыке идет постоянная битва между хаосом и контролем».

    Британский композитор ездил в Зальцбург и Вену, чтобы проверить свою теорию, но признал, что доказательства были «скудными».

    «Моцарт заново открыл контрапункт и фугу … Этот [уровень сложности] был преобладающим музыкальным стилем для Баха и Генделя, но к тому времени, когда появился Моцарт, композиторы должны были писать придворную музыку для аристократов, чтобы танцевать под нее, что должно было быть далеко более простой и формализованный », — сказал МакКоннел.«Идея о том, что у Моцарта был синдром Туретта, была впервые высказана датским ученым, который читал письма, многие из которых были копрологическими и грязными».

    Был ли Моцарт отравлен Сальери? Вот правда

    28 февраля 2019, 16:30

    Все мы знаем эту историю: Моцарт был медленно уничтожен старшим композитором, который завидовал таланту молодого человека.Но случилось ли это на самом деле?

    Неужели Антонио Сальери спланировал смерть Моцарта до такой степени, что фактически отравил его? Или это так же фантастично, как все эти змеи и волшебные колокольчики из оперы молодого композитора «Волшебная флейта »?

    Наш постоянный специалист по Моцарту Джон Суше устанавливает этот рекорд.

    Факты, лежащие в основе мифа. Знакомьтесь, Сальери…

    Этим выдающимся парнем является Антонио Сальери (1750-1825), очень влиятельный оперный композитор и востребованный учитель, обучавший Шуберта, Бетховена и Листа.

    Однако есть вероятность, что вы слышали о Сальери только потому, что он оказался главным соперником неудержимого Вольфганга Амадея Моцарта. Или он был?

    через GIPHY

    Возникновение отравленной сказки

    За шесть лет после смерти Сальери русский писатель Пушкин написал пьесу Моцарт и Сальери , в которой изображена опасность зависти. В 1898 году Римский-Корсаков превратил пьесу Пушкина в оперу.

    В обоих случаях предполагается, что ревность Сальери к Моцарту заставила его отравить молодого композитора.

    Сюжет убийства был увековечен в чрезвычайно успешной пьесе Питера Шаффера 1979 года, Amadeus . В последующем фильме Сальери прочно вошел в наше сознание как манипулятор Макиавелли, который намеревается разрушить не только карьеру Моцарта, но и самого человека.

    Горечь Сальери сводит его с ума. В психбольнице он объявляет себя «покровителем посредственности».

    Итак, правда ли это?

    Никто не знает.Но история о том, что Сальери отравил Моцарта, прочно вошла в массовую культуру — даже в The Simpsons есть трещина.

    Известных людей с синдромом Туретта

    Несмотря на наличие синдрома Туретта, есть ряд известных людей, которые не позволили ему остановить их путь к славе или успеху.Давайте взглянем на некоторых известных людей, которые боролись и преуспели с синдромом Туретта:

    Билли Эйлиш

    Американская певица Билли Айлиш недавно рассказала своим поклонникам о том, что с детства боролась с синдромом Туретта. Раньше она избегала огласки своего диагноза, поскольку сказала, что не хочет, чтобы ее состояние характеризовало ее.


    Дэвид Бекхэм

    Дэвид Бекхэм — один из самых знаменитых английских футболистов своего поколения.Он играл за «Манчестер Юнайтед», «Престон Норт Энд», «Реал Мадрид», «Милан» и «Лос-Анджелес Гэлакси», а также за национальную сборную Англии. О его ударе с углового были написаны фильмы (Bend It Like Beckham), и дети во всем мире смотрят на него снизу вверх, но большинство не знает, что у Дэвида синдром Туретта, проявляющийся через ОКР.


    Дэн Эйкройд

    Известному канадскому актеру и комику Дэну Эйкройду в раннем возрасте диагностировали умеренный синдром Туретта и синдром Аспергера.В детстве он часто слышал голоса и страдал от физических тиков, таких как кряхтение и нервозность. К счастью, симптомы Эйкройда исчезли к четырнадцати годам в результате успешного терапевтического лечения.


    Вольфганг Амадей Моцарт

    Известный композитор-классик Вольфганг Амадей Моцарт боролся с синдромом Туретта. В документальном фильме «Что заставляет Моцарта тикать?» Джеймс МакКоннел предполагает, что на композиции музыкального гения повлиял Т.С.По словам МакКоннела, Моцарт демонстрировал признаки подергивания и навязчивой природы — все признаки расстройства. За годы своего существования Вольфганг Амадей Моцарт написал более 600 произведений и по праву известен как один из лучших композиторов-классиков в мире.

    Ссылки:

    • http://www.independent.co.uk/arts-entertainment/music/news/mozart-had-tourettes-says-new-documentary-6162726.html
    • http: // www. news-medical.net/news/2004/08/31/4423.aspx
    • http: //en.wikipedia.org / wiki / Wolfgang_Amadeus_Mozart

    Даш Михок

    Даш Михок известен по драме HBO Рэй Донован. Он также участвовал в фильмах «Тонкая красная линия», «Пособие по серебряным подкладкам», «Ромео + Джульетта» (версия ДиКаприо) и «Послезавтра». Михок сказал, что TS — это «величайший зуд, который у вас когда-либо был, время 5000». Он является национальным послом Американской ассоциации Туретта, поистине потрясающей американской организации. На протяжении своей жизни Михок испытал весь спектр типичных симптомов, включая моргание, гримасу, подергивание головой и пожимание плечами, а также действия, которые могут показаться целенаправленными, например прыжки, обнюхивание предметов или прикосновение к ним.У него были вокальные тики, такие как кряхтение, лай, прочистка горла, произнесение слов или фраз, а иногда и повторение чужих слов.


    Ховард Хьюз

    Миллиардер Ховард Хьюз, бизнесмен, инженер, авиатор и кинопродюсер, стал жертвой обсессивно-компульсивного расстройства. Лучше всего изображенный Леонардо Дикаприо в «Авиатор », некоторые из эксцентричных черт Хьюза включают в себя то, что размер его горошин регулируется до зацикленности на мельчайших деталях.


    Джейми Грейс Харпер

    Джейми Грейс Харпер, возможно, единственный в мире музыкант с синдромом Туретта, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, эхолалией, тревожным расстройством и кивком Грэмми. Номинация на лучшую современную христианскую музыкальную песню (за свой прорывной хит «Hold Me»). Ее первый сингл назывался «Hold Me». Например: Бог держит меня в темной ночи моего синдрома Туретта. Песня поднялась на третье место в христианском музыкальном чарте и была номинирована на премию Грэмми.Его просмотрели на YouTube более 8,5 миллионов человек.


    Тим Ховард

    Звездный голкипер США Тим Ховард получил диагноз TS, когда ему было всего девять лет. Ховард в детстве увлекся спортом, преуспев в футболе. Он страдает тиками подергивания лица, откашливанием горла и ОКР. В молодом возрасте он научился подавлять свое состояние одной лишь силой воли.

    Туретт не помешал этому американскому футболисту продвигаться по карьерной лестнице, играя за North Jersey Imperials, MetroStars, Manchester United, Everton и сборную США.


    Майкл Вольф

    Майкл Вольф, известный джазовый музыкант, композитор и продюсер, с детства страдал синдромом Туретта. Выросший с легкой формой TS, он сознательно старался скрыть свои вокальные и двигательные тики, которые, к счастью, никогда не мешали его успешной школьной карьере или общественной жизни. Вольф никогда не знал, что у него ТС, пока ему не поставили официальный диагноз в возрасте тридцати лет.


    Марк Саммерс

    Марк Саммерс, известный телеведущий и личность, страдает обсессивно-компульсивным расстройством.Саммерса, ведущего игрового шоу Double Dare от Nickelodeon, часто били слизью, били по лицу или бросали в ванну с арахисовым маслом и желе для развлечения публики.