Дети с сдвг в школе – : 6 .

Содержание

Дети с СДВГ: кто они и как помочь им справиться со школой

СДВГ до сих пор многие считают придуманным диагнозом. «Он просто не умеет внимательно слушать, надо с ним пожёстче», — советуют родителям таких детей. Наш блогер, клинический психолог Вера Толмачева, рассказывает, что такое СДВГ и как заниматься с гиперактивными детьми.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В последнее время многие педагоги и врачи уделяют времени очень активным и невнимательным детям. Гиперактивность с нарушениями вниманиями может быть причиной нарушения поведения, трудностей в обучении и проблем в общении со сверстниками.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это расстройство связанное с трудностями в поведенческой саморегуляции и нарушением исполнительных функций (внимания, концентрации, памяти, планирования). Первые признаки расстройства развития появляются в детском возрасте. Во взрослом возрасте эти расстройства компенсируются. В соответсвии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), которую используют в России, СДВГ относят к группе F90.0. «Гиперкинетические расстройства», диагнозу F.90 «Нарушение активности и внимания». В будущей МКБ-11 СДВГ относят к группе 6А05 «нейроонтогенитические расстройства».

Обычно гиперактивность проявляется рано (уже в первые 5 лет жизни) в сочетании с плохой контролируемостью поведения и выраженной невнимательностью. Эти поведенческие характеристики проявляются по всех ситуациях (в школе, дома и т. п.) и обнаруживают постоянство во времени.

Нарушенное внимание проявляется в преждевременном прерыванием заданий: дети часто бросают одно дело, оставив его неоконченным, утратив к нему интерес, по всей видимости, в связи с тем, что отвлеклись на что-то другое.

Характерные проблемы поведения должны проявляться до 6 лет и иметь существенную продолжительность (не менее 6 месяцев на момент решения о постановке диагноза).

Считается, что до возраста поступления в школу гиперактивность тяжело распознать из-за разнообразных вариантов нормы и только выраженная гиперактивность должна приводить к решению о постановке диагноза СДВГ детей дошкольного возраста.

У детей с СДВГ кроме невнимательности, гиперактивности и импульсивности часто встречаются другие особенности развития:

1. Нарушения координации

Выявляют примерно в половине случаев. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколёсном велосипеде), зрительно-пространственные коорлинации (неспособность к спортивным играм).

2. Эмоциональные нарушения

Тоже часто наблюдают при СДВГ. Эмоциональное развитие рёбнка, как правило, запаздывает, что проявляется неурановешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.

3. Отношения с окружающими

Как правило, нарушены отношения со сверстниками и со взрослыми. В психическом развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей.

4. Парциальные задержки развития

Многие дети, страдающие от СДВГ, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный IQ. Кроме того, у детей с СДВГ часто встречаются парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков (счёт, письма, чтения).

5. Поведенческие расстройства

При СДВГ наблюдаются часто, но не всегда.


Причинами СДВГ могут быть биологические и социальные факторы. К биологическим относят генетическую предрасположенность, особенности нейробиологической регуляции мозговой активности, неароанатомические отклонения в развитии мозга, отклонения функционального состояния мозга. К социальным — воспитание и взаимоотношения в семье. То есть, СДВГ может возникнуть путём социального влияния на специфический биологический фон. Однозначного ответа пока нет.

При СДВГ страдают когнитивные функции — фукнции программирования, регуляции и контроля деятельности (управляющих функций или executive functions). Система методов исследования когнитивных функций основателя нейропсихологии А. Р. Лурии позвоволила описать освновные нарушения функций программирования, регуляции и контроля деятельности, которые отмечаются у больных с лобными поражениями головного мозга.

Во-первых, это неспообность к затормаживанию непосредственных реакций на ситуацию, приводящая к появлению импульсивности в поведении.

Во-вторых, трудности переключения от одного элемента к другому и с одной программы на другу.

Эти нарушения приводят к невозможности создавать программы деятельности, следовать им и контролировать поведение. В их основе лежит единый механизм, связанный с поражением префронтальных отделов коры — один из вариантов «лобного синдрома».

Два других варианта связаны с поражением премоторных и медиобазальных отделов лобной области. В первом случае в центре сидрома стоят нарушение двигательных навыков, а во втором случае центр синдрома — это аффективные расстройства.

Детям с СДВГ трудно учиться в школе. Многие учителя жалуются на их поведение. Педагоги считают, что ребёнок должен быть послушным и тихим, он не должен мешать и вызывать тревоги.

Важно отметить, что дети с с СДВГ имеют хорошие интеллектуальные способности, но они испытывают трудности в организации занятий. Любые письменные ошибки выглядят неряшливо, в них много исправлений, ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или попросту угадывания.

Навыки чтения, письма и счёта у этих детей могут быть значительно ниже, чем у сверстников, хотя читать и писать они чаще умеют ещё до школы.

Важно, учитывать особенности ребёнка с СДВГ при проведений занятий.

1. Ничего в комнате не должны отвлекать ребёнка: ни члены семьи, ни звуки телевизора.

2. На столе, за которым работает ребёнок, не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание.

3. Общаться с ребёнок с СДВГ надо спокойно, без раздражения. Объяснять инструкции заданий надо ясно. Ребёнок не поймёт сложной инструкции и длинных предложений. Сначала убедитесь сами, что задание понятно вас самом.

4. Для того чтобы скоцентрировать внимане ребёнка, можно использовать систему жестов, мимику и другие средства. Внимание можно привлечь словами, постукиванием карандаша.

5. Обязательным является работа «глаза в глаза». Такой приём позволяет ребёнку сосредточиться и не отвлекаться.

6. В ходе работы можно использовать чёткие и короткие указания: «слушай», «запомни», «не торопись», «подумай». Они не должны звучать как военные приказы. Тон должен быть доброжелательным и мягким.

7. Если задание большое, необходимо разделить его на части и к каждой давать новую инструкцию. Причём начинать объяснение следующей части задания можно только после того, как заполнена предыдущая часть.

8. В случае агрессивного поведения не надо делать грубые замечания, категорически нельзя кричать, использовать резкие движения. Нужно отвлечь ребёнка, отвести в сторону и посадить отдохнуть. Пока он не успокоится, он не слышит замечаний и фактический не понимает, чего от него хочет взрослый. Когда ребёнок успокоится, то его поведение можно обсудить и объяснить, что конкретно вас огорчает.


Существуют немедикаментозные методы лечения СДВГ: нейропсихологическая коррекция и когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Целью нейропсихологической коррекции является развитие компенсации «слабой» функции при опоре на сильные функциональные звенья.

В детской нейропсихологии разработаны методические комплексы, направленные на развитие разных слабых функциональных звеньев. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия представляет собой комплекс методик, которое направленное на коррекцию поведения и неправильного мышеления о себе. Дети научаются справляться с агрессией, общаться, решать проблемы, у них развивается самоорганизация.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Suzanne Tucker)

mel.fm

«Моего сына выгнали из трех школ», — Настя Мельниченко об учебе и лечении ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Настя Мельниченко — глава общественной организации STUDENA, писательница, активистка, феминистка и мама двоих сыновей. Старшего из них, Ярослава, за 11 лет выгнали из трех школ, всех кружков и лагерей, где он бывал. Все из-за проблемного поведения, с которым сложно справиться даже родителям.

О причинах такого поведения, пути к постановке диагноза, а также о том, с чем сталкиваются родители, Настя рассказала в интервью для Promum.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) — синдром, характеризующийся неврологическим и поведенческим нарушением развития у детей, вызванным незрелостью лобных долей мозга, отвечающих за самоконтроль и планирование. Его симптомы — невнимательность, гиперактивность и импульсивность — проявляются у детей в дошкольном или раннем школьном возрасте. 

Ярославу сейчас 11 лет, и он мой первый ребенок. С младенчества он вел себя не так, как другие дети.

Родив малыша, я ждала, что у меня будут розовые пяточки и все в пастельных тонах, а получила ребенка, который орет по шесть часов без остановки и просыпается 10–12 раз за ночь.

Я не знала, что это не норма. Думала, что это журналы, поющие о радости материнства, меня обманули и заманили в ловушку родительства.

О поведении сына

Через полтора года у меня родился младший сын. С ним все было по-другому. Он просыпался ночью два раза, его можно было оставить одного посидеть или полежать, он не вопил с утра до ночи. Увидев такую разницу в поведении детей, я прозрела.

В три года старшему сыну диагностировали эпилепсию. Он стал пить лекарства, побочные действия которых предусматривали нервозность, отсутствие контроля эмоций, вспыльчивость и поведенческие нарушения. К тому, что сын начал вести себя именно так, мы с мужем отнеслись без подозрений. Так длилось до десяти лет. За это время его выгнали из трех школ, со всех кружков и лагерей, где он отдыхал.

Сын вел себя абсолютно недопустимо. Он часто вопил, был очень негативным, истерил, канючил, мог ударить учителя или других детей. Конечно, из-за этого у него не было друзей. 

В коллективах Ярославу постоянно говорили, что он плохой ребенок, а я плохая мать. Из-за этого у него возникло оппозиционно-вызывающее поведение. Он начал бравировать: «Ага, если я такой плохой, буду еще хуже!» С ним стало совсем тяжело.

Однажды, когда Ярославу было десять лет, я с обоими детьми путешествовала на авто у меня началось внутреннее кровотечение. Я побледнела, кое-как вырулила на обочину и предупредила детей, что мне плохо и сейчас мы будем выходить из этой ситуации. Младший сын забеспокоился, говорил: «Мамочка, давай вызовем врача», в то время как Ярослав, видя ближайшую заправку, начал канючить шоколадку и лезть мне на голову. Тогда я испугалась, что мой сын — психопат, не способный сопереживать другим людям и распознавать эмоции. 

Путь к выявлению СДВГ

После этого происшествия мы захотели проверить, правда ли поведение сына — это результат действия препарата от эпилепсии. Пошли по врачам. Некоторые проявления гиперактивности совпадают с проявлениями расстройство аутистического спектра (РАС) и один из врачей диагностировал Ярославу РАС.

О том, что у Ярослава на самом деле СДВГ, мы узнали лишь этой зимой. Общаясь со специалистом по инклюзии, я рассказала, как сыну ставили диагноз. Выяснилось, что во время диагностики не соблюдался международный протокол и нам не имели права ставить этот диагноз. Поэтому мы обратились в больницу имени Павлова. Три дня врачи опрашивали меня, мужа и ребенка, делали анализы и сканировали его мозг. Оказалось, у Ярослава СДВГ с оппозиционно-вызывающим поведением в тяжелой стадии.

«Невидимая неполноценность» детей с СДВГ и отношение социума

В это время сына в очередной раз решили выгнать из школы. Для этого все родители его одноклассников подали заявление директору с требованием забрать Ярослава из класса. Все это подавалось под тем предлогом, что у него плохое воспитание, а я плохая мать.

Когда учителя или дирекция школы видят, что ребенок интеллектуально и физически развит, но ведет себя проблемно, в этом обвиняют маму.

В предыдущей школе завуч рекомендовала мне его бить, в этой же мягко предложили забрать его на индивидуальное обучение. Я отказалась, сказав, что мы пройдем диагностику и решим, что дальше делать.

Если у ребенка есть интеллектуальные нарушения, ясно, что у него серьезные проблемы с мозгом и он вызывает сожаление. Точно так же с детьми с физическими нарушениями — мы видим, что им непросто и нам их жалко. Когда же у ребенка недоразвита психика и эмоционально-волевая сфера, это сложнее заметить. Обычно люди, которые сталкиваются с такими детьми, просто не верят, что проблема не в воспитании, а в мозге малыша. Это «невидимая неполноценность» таких детей.

Обучение в школе при СДВГ

Чаще всего детей с СДВГ забирают из школ, хотя им категорически противопоказано индивидуальное обучение. Детям, у которых страдают социальные навыки, врачи в первую очередь рекомендуют общаться, чтобы они могли научиться строить связи с людьми. Поэтому мы с Ярославом прошли процесс утверждения инклюзии и со следующего года наш класс должны сделать инклюзивным. Это значит, что в него добавят ассистента-учителя, который знает особенности сына и будет уделять ему больше внимания.

Последние полгода функцию ассистента выполняла я или бабушки, а также приглашенный специалист. Мы помогали сыну не срываться на уроках, сидя с ним в школе каждый день.

Рекомендации, как моделировать поведение ребенка с СДВГ в классе, очень простые, мы их распечатывали и давали учителям. Но учителя не хотели их выполнять.

Какие проблемы ребенка с СДВГ в школе? Он часто психует, потому что сложно сконцентрироваться на задании, если его отвлекают. Это может быть шум в классе или перешептывания детей, когда рядом кто-то бубнит. В школе так происходит постоянно.

С Ярославом часто случалась такая ситуация: он делал задание в классе, где стоял шум. Отвлекался, пытался сконцентрироваться снова, время на выполнение упражнения заканчивалось, он просил ребят вести себя потише, никто не реагировал, он психовал и выбегал из класса.

В таких ситуациях я или бабушка выводили его, просили у учителя разрешение дописать тест в коридоре. В Штатах таким детям можно писать контрольные в отдельных комнатах, где можно работать в тишине. Также им дают дополнительное время для сдачи экзаменов. У нас в школах это не предусмотрено, потребности детей не удовлетворяют.

Также детям с СДВГ сложно запомнить последовательную цепочку задач или событий. Когда это не получается, они злятся. Для них все задания должны быть односложными, чтобы спокойно их выполнять. Сначала нужно сказать: «принеси чашку», после выполнения этого действия — «помой руки», потом — «почисти зубы» и т. д. Если оглашать сразу весь список действий, они перемешаются в голове ребенка, он разнервничается и ничего не сделает. Или попросту все забудет.

У Ярослава были проблемы с физкультурой. Учительница жаловалась на его поведение. Когда я проанализировала, как она ставит задачи, стало ясно, почему ребенок злится. Ему одновременно давали слишком много поручений, и его психика не могла все переварить. Например: надевай кроссовки, перенеси вещи, быстрее становись в шеренгу. Это все сыпалось сплошным потоком. Как ассистентка, я говорила ему, что делать, по одному пункту. После выполнения предыдущего задания он получал следующее и так отлично справлялся со всем списком.

О лечении детей с СДВГ

Согласно международному протоколу, есть три составляющие лечения:

  1. Коррекционная педагогика, которую осуществляют родители и те, кто окружает ребенка.
  2. Психотерапевтическое сопровождение по методу когнитивно-поведенческой терапии.
  3. Медикаментозная коррекция.

О коррекционной педагогике. Как сказала нам наша психолог, родители должны стать ребенку лобными долями, которые у него недоразвиты. Ставить задачи, поддерживать. В коррекционной педагогике важно показать ему, что он хороший. Из-за того, что сыну всю жизнь говорили, что он плохой, невоспитанный и вообще настоящее зло, у него сильно занижена самооценка.

Я признаю, что поведение Ярослава очень тяжело выдерживать и учителям, и родителям его одноклассников. Но важно понять один момент:

Ребенок плохо себя ведет, но это не потому, что он этого хочет. Он делает это неосознанно и сильно нуждается в помощи.

О психотерапии 

Сейчас Ярослав ходит на сеансы раз в неделю. С психотерапевтом они работают в двух направлениях: над контролем гнева и подъемом самооценки. Меня выгоняют с сеансов сына, потому что я подстегиваю его и со мной он ведет себя иначе. Потому я могу сказать лишь о том, что сама видела.

Психотерапевт пытается изменить сильный негативизм Ярослава. Сейчас сын видит мир в темных тонах, считает, что все что-то имеют против него, все считают его плохим, хотят его обидеть и обвинить. Он имеет право так думать. Всю жизнь у него был такой опыт общения с людьми. Специалист пытается показать, что это не совсем так. Также она учит его анализировать свои эмоции и экологично выходить из ситуации гнева.

О результатах терапии 

Сейчас я вижу, что в ситуациях, где раньше он бы ударил собеседника, Ярослав реагирует на человека словесно или как-то иначе. Еще он начал общаться с детьми и налаживать эмоциональный контакт, но построить дружбу пока не получается. По сравнению с тем, что было раньше, это уже очень хорошие результаты.

Третья составляющая лечения самая важная и самая дорогая. Это медикаментозная коррекция. Легально купить лекарства в Украине невозможно, они есть только на черном рынке и стоят в семь раз дороже, чем за рубежом. Чтобы купить их дешевле, можно ездить с сыном на диагностику в другие страны и покупать таблетки там же по выписанному после диагностики рецепту. Рецепт выдают раз в три месяца. 

То есть, четыре раза в год нужно ехать за границу, проводить осмотр и покупать таблетки. Однако и с этим проблемы. Все мои попытки купить лекарства по настоящему рецепту в пяти странах окончились провалом. Поэтому пока мы вынуждены брать таблетки нелегально. С ними ребенок кардинально меняется, и это невероятно.

Что дает медикаментозное лечение

Таблетки действуют моментально, и это не сравнить ни с чем. Впервые после их приема Ярослав начал говорить, не замолкая. До этого он не говорил так осмысленно, как другие дети его возраста, а только канючил.

В 11 лет эмоционально он был развит как восьмилетний ребенок. Его речь была хаотичной — сначала он говорил что-то одно, потом перепрыгивал на другую тему, мог начать рассказ с середины. Диалога с ним в формате «вопрос — ответ» не было, получались лишь монологи-выкрики. С таблетками он начал рассказывать истории, делиться своими мыслями. Интеллект у сына в норме, просто без таблеток он не мог нормально формулировать мысли.

Когда он начал рассказывать, о чем думает, я просто прозрела. Сидела и слушала его.

Как-то я зашла к сыну в комнату, а он сидит и делает домашнее задание. Наперед. Впервые он сам сознательно учил уроки. Это меня очень поразило.

Эти таблетки стимулируют эмоциональное развитие. С ними Ярослав стал спокойнее, не таким импульсивным, начал адекватнее реагировать на происходящее. На лекарствах он полгода и за это время смог впервые установить контакт с детьми. И у него почти не было срывов.

Ярослав не пьет лекарства на выходных и во время каникул. Мы экономим, хотя ребенку необходимо давать таблетки все время, чтобы он мог развиваться и обучать свой мозг. Но лекарства эти в большом дефиците, поэтому пока только так.

Как ребенок с СДВГ к себе относится

Ярослав знает, что у него особенности развития. Мы никогда от него это не скрывали. Иногда он этим и прикрывается: «Ну, у меня же гиперактивность, я не могу так просто сесть и сделать уроки».

С ним очень редко можно поговорить осмысленно, поэтому особенно мне запомнился эпизод, когда его реальные страхи впервые пробились наружу.

Однажды сын сказал, что сильно боится, что не сможет вести полноценную жизнь. Это было очень странно слышать от него. Я спросила, почему. Он ответил. В поведении Ярослава этот страх никак не проявлен, сын всегда ведет себя, как будто он крутой.

Мы подготавливаем сына к разным ситуациям разговорами и объяснениями. Мы знаем, что скоро у него может случиться взрослый эпилептический припадок. Чтобы сыновья были готовы к этому и знали, что будет происходить и как в это время нужно действовать, мы с моим парнем (он врач) провели беседу. Ярослава очень испугал этот диалог, он сказал: «Вы думаете, что я какой-то не такой, что я болен!» Мы ему объяснили, что эпилепсия — это данность, в которой он не виноват, и с этим нужно уметь жить. 

О СДВГ он узнал вместе с нами после обследования, мы ничего от него не скрывали. В больнице с доктором нам нужно было обсудить некоторые его поступки. Перед этим я сказала сыну, что нам придется поговорить о них, хотя я знаю, что ему очень за них стыдно. Многие свои реакции он не осознает, делает, а потом ему стыдно.

Будущее с СДВГ

СДВГ — это не болезнь, она не лечится. Мозг может доразвиться, например, в 25 лет. СДВГ перерастают не все дети. Они более склонны попадать в плохую компанию, к зависимости от алкоголя или наркотиков.

Знаете, что меня пугает? Что у нас проще достать наркотики, чем лекарства от СДВГ.

Я вижу разные примеры людей с гиперактивностью, как они по-разному приспосабливаются к жизни. Например, вырабатывая определенные компенсаторные механизмы. Например, я, как человек с гиперактивностью, знаю свою особенность. Если мне кто-то не нравится, я неосознанно могу накинуться на этого человека. Я выработала такой компенсаторный механизм: избегаю его и при встрече обхожу десятой дорогой. Знаю свою особенность и не попадаю в неприятные ситуации. Надеюсь, Ярослав тоже не будет.

promum.com.ua

Методическая разработка на тему: Ребенок с СДВГ в массовой школе.

Селиванова Елена Викторовна

                                                                                  педагог-психолог

                                                                                  Гимназии № 9 Г.Красноярска

Ребенок с СДВГ в массовой школе.

Информация для педагогов.

Аннотация: представлен материал для проведения семинара с педагогами начального звена на тему особенностей ребенка с синдромом дефицита внимания (СДВГ), представлены рекомендации для педагогов по организации учебного процесса и воспитания ребенка с СДВГ.

    В настоящее СДВГ время относится к числу наиболее распространенных неврологических заболеваний - до 15% всех детей младшего  школьного  возраста. Доходит до того, что все школьные неуспехи детей оправдываются СДВГ.

   СДВГ - один из основных вариантов ММД и определяет такие состояния, как расстройства поведения и трудности обучения, не связанные с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

   Наблюдается у детей в возрасте 3-15 лет, наиболее часто и ярко проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте.

     Пик проявления СДВГ приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам проявления гиперактивности и импульсивности  постепенно уменьшается, но нарушения внимания только нарастают.

     Среди мальчиков 7-12 лет признаки СДВГ встречаются в 2-3 раза чаще, это связано с большей уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов.

   Итак, по Российским данным, 67% детей, обратившихся за неврологической помощью - мальчики, 22% из них имеют СДВГ. Следующий по популярности диагноз - "школьный невроз" 5% обратившихся.

       Немного диагностических критериев, чтобы понимать, как синдром проявляется в поведении:

  1. нарушение (дефицит) внимания
  2. гиперактивность
  3. импульсивность

   Важный момент - симптомы проявились не позднее 7 лет, проявляются в нескольких ситуациях (дома, в школе, в общественных местах). Это не относится к случаям, когда у ребенка общее нарушение развития, например, аутизм.

       Довольно часто дети с СДВГ сообразительны и быстро схватывают информацию, обладают неординарными способностями. Но исследования российских ученых все же показывают, что многие умственные способности страдают, например умение строить умозаключения, способность к применению социальных правил и норм (кажется, что не слушаются и неуправляемы), самостоятельность (не могут себя организовать, собрать вещи, навести порядок на парте, несмотря на многочисленные замечания), долговременная слухо-речевая (не запомнят почти ничего, сказанного вами устно без наглядности, не воспримут и инструкцию устную и многоходовую) память хуже нормы.

   Интеллект в общем сохраняется, но беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков , повышенная возбудимость часто сочетаются с трудностями в приобретении навыков счета, чтения, письма, что ведет к выраженной школьной  дезадаптации.    

          Также проявляются сложности в коммуникативной сфере, из-за огромного негативного внимания и неспособности сдержаться часто становятся в классах изгоями.

   Важнейшая специфика интеллектуальной деятельности - цикличность. Заставить себя продуктивно поработать может не больше 5-15 минут, затем теряет контроль над умственной активностью, а далее в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.

   Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха, пока не наступает полное истощение. Тогда помогает только сон. В периоды отдыха мозг перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она не откладывается в долгосрочной памяти, ребенок не помнит, что он в это время делал и не замечает, что были перерывы в его деятельности. Отсюда и пробелы в хорошо усвоенном материале.

     У них повышено число импульсивных ответов, они неустойчивы к побочным влияниям (легко отвлекаются на внешние раздражители), неряшливо выполняют задания (несмотря на усилия).

  Присутствие взрослых  не сдерживает детей с СДВГ: и при взрослых ведут себя, как другие дети в  отсутствие взрослых.

   Также они нестойки к стрессу, склонны к агрессии, тревожны, у них отсутствует чувство безопасности.

   При этом мозг у них все же незрел, а не поврежден.

Что делать? Как помочь? Рекомендации:

   Важнейший момент - развивать произвольность, причем окрики, замечания приведут к усугублению дезадаптации и симптоматики.

  1. Метод организации рабочего места (формирует умение следовать заданным правилам, контролировать свою деятельность, осуществлять перенос из одной ситуации в др.). Можно начать с другой несложной инструкции: например, обсудить с ним отдельно, где у всех предметов места и сложить вместе, затем под контролем, затем уже сам. Хвалим, замечая сделанное.
  2. Необходим четкий распорядок дня, желательно- зафиксированный наглядно (картинки, список на стене в месте постоянной видимости).
  3. Метод планирования работы. Главные  задачи: выделение задачи, четкий план действий (как будет делать).
  4. Создавать ситуации, где ребенок должен произвольно регулировать свою деятельность, подчиняться правилу (например, выполнять инструкцию: « Закрыли глаза. Я посморю, сможешь ли ты просидеть тихо 1 минуту»).
  5. Все игры по несложным и четким правилам. Задачи на четкое выполнение правила в 1 ход с ясной инструкцией. Сначала контролируем, затем сам.

Для концентрации внимания и снижения импульсивности и утомляемости:

  1. Правильнее вначале делать не самое трудное, а то, что получается лучше, либо интересно ребенку, либо минимально его нагружает. Так удастся сделать макс много до утомления.
  2. Давать зрительные стимулы обязательно! Устные инструкции должны сопровождаться зрительной стимуляцией. Хорошо, если есть картинки в классе, рассказывающие о правилах поведения или выполнения заданий, понятно изложенные пошаговые алгоритмы.
  3. Обязательно делать перерывы,  физминутки из психогимнастики,  не шумные, которые не перевозбуждают мозг. Для маленьких детей должны быть две в течение урока. Хорошо, если  с массажем биоактивных точек, для глаз или растирающий массаж рук. Это активизирует мозговую активность и речь.
  4. Избегать переутомления! Это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Нельзя оставлять на перемене и не делать перерывов на уроках. Даже если вы не успеваете или в наказание тем более! Это приведет к полному отключению ребенка. Допустимо, если доделывает интересную для него творческую работу.
  5. Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания, но предлагать их дозированно. Например, раскрашивание (можно попросить родителей принести распечатанные раскраски в класс), кубики, паззлы. Беготня в коридоре, да еще с большим количеством детей сильно перегружает. Лучше, если один партнер по игре. Двигательная активность должна быть, но не чрезмерная. Игры в телефон на перемене недопустимы! Потом невозможно переключиться на занятие!
  6. Стараться повышать самооценку и снимать тревожность. Вызывает  тревожность критика, а повышает самооценку, внимание к сделанному со стороны взрослых. Говорим сдержанно, спокойно. Ребенок не виноват в своей гиперактивности! Это не намеренно плохое поведение и не невоспитанность!
  7. Этим детям нужна психологическая, а лучше - нейропсихологическая коррекция, наблюдение у врача (лечение не решает всех проблем), они должны быть не перегружены занятиями.

Список литературы:

  1. Нейропсихолог в школе. Т.В.Ахутина, И.О.Камардина, Н.М.Пылаева, М., 2014
  2. Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию/ А.В. Цветков, М., 2012

nsportal.ru

Как помочь ребенку с СДВГ адаптироваться к школе? — The Village

Все основные проблемы детей с СДВГ вызваны незрелостью лобных структур, которые отвечают за самоконтроль и планирование. Таким детям сложно концентрироваться на заданиях, они часто отвлекаются, забывают тетради или теряют вещи. Они не могут самостоятельно делать уроки, не умеют придерживаться расписания и очень редко записывают домашние задания.

Учителя часто жалуются на таких учеников: мешают педагогам, одноклассникам, болтают на уроках. Ребенок с СДВГ усваивает гораздо меньше информации на уроках в силу того, что лобные доли его мозга, которые отвечают за произвольное внимание, недостаточно развиты. Он не может организовать себя и противостоять первому желанию отвлечься, ему сложно включиться обратно в деятельность.

Из-за того, что ребенок с СДВГ сначала делает, а потом думает, у него возникает много проблем в учебе: он читает в слове первый слог, а остальное додумывает; тянет руку, не дослушав вопрос учителя; вскакивает и убегает, как только звенит звонок. К тому же детям с СДВГ непросто усидеть на месте, они стремятся к агрессивным играм. Правда, происходит это не со зла, а из-за дефицита ощущения своего тела. Чтобы почувствовать его, таким детям постоянно надо двигаться: очень быстро, резко, с кем-то удариться, кинуть что-то — тогда они хорошо себя ощущают.

Если педагог поймет проблему ребенка, будет знать, что на самом деле он хороший, просто надо его организовать, установить рамки, поощрять, ребенок будет нормальным учеником. Дети с СДВГ отлично считывают правильные примеры поведения — для этого нужно только обращать внимание на других людей.

В начальном периоде обучения ребенок с СДВГ однозначно не сможет делать уроки без взрослого. Взрослый для такого ребенка является лбом и планирует деятельность за него. Постепенно родитель может передавать управление ребенку, но при этом должен быть начеку: периодически заглядывать в комнату, проверять, справляется ли ребенок сам. Если нет, то возвращаться к совместным занятиям.

Когда родители садятся делать уроки с ребенком, они не должны никуда торопиться, параллельно готовить ужин или бесконечно отвечать на сообщения. Нужно полностью принадлежать ребенку. Суетливость родителя автоматически передастся ребенку — он будет нервничать.

Фраза «иди делай уроки» для ребенка с СДВГ непонятна. Он не может спланировать эту деятельность, и она распадается. Указания должны быть конкретными и разбитыми на этапы: садимся за стол, открываем дневник, читаем домашнее задание, открываем учебник. Так мы помогаем ребенку поэтапно прийти к решению. Постепенно это внешнее речевое управление переходит во внутренний план. Ребенок начинает самостоятельно совершать эти шаги без вашей помощи.

У детей с СДВГ плохо развито восприятие времени, поэтому он должен видеть, что время идет. Можно использовать песочные часы, разнообразные приложения, где бежит стрелка и циферблат закрашивается — так ребенку будет проще воспринимать время. Когда ребенок видит, что 15 минут, отведенные на математику, истекают, его активность повышается.

Детям с СДВГ они необходимы: 20 минут работы, пять минут отдыха. Если ребенок начинает ерзать, зевать, ковырять в носу — останавливаем таймер и идем отдыхать. Перерыв в процессе выполнения одного задания должен быть коротким, не больше пяти минут, так как ребенку с СДВГ сложно включиться обратно в процесс. Перерыв между заданиями — обычно 10–15 минут. Во время перерывов все гаджеты (телефон, планшет, телевизор) — под запретом: ребенку нужно активно подвигаться (балансир, батут, турник), попить воды, посмотреть в окно, съесть яблоко — этого достаточно. Можно толкать руками стены или балки дверного проема: такое напряжение и давление включает проприоцептивную систему, которая активизирует все структуры головного мозга.

Если ребенок постоянно крутится на стуле, можно заменить его на фитбол — это поможет сконцентрировать внимание. Если ребенок сползает со стула, помогут противоскользящие коврики на сиденье, под ноги и под учебники. Под рукой всегда должен быть эспандер, жвачка для рук, мячик: глубокие нажатия способствуют улучшению энергетического тонуса в головном мозге.

Ответственен за это должен быть ребенок. На столе остается органайзер для письменных принадлежностей, и больше ничего. Никаких игр, журналов, книг. После уроков ребенок должен позаботиться о том, чтобы все было убрано. Вводим правило: где берем, туда и кладем. Это поможет решить проблему с организацией, которая свойственна детям с СДВГ. Поначалу можно сориентировать ребенка, наклеив стикеры с подписями.

Большая проблема ребенка с СДВГ — он быстро истощается. Если ребенок напишет черновик, то на чистовик сил уже не хватит. Конечно, писать сразу начисто поначалу будет сложно, ребенок будет допускать ошибки. Но это будет приучать его к ответственности, он будет стараться сделать качественно.

Школьная адаптация — одна из самых важных из целей в работе с ребенком с СДВГ, поэтому с педагогом нужно быть максимально откровенным, сделать его своим союзником. Скрывая от учителя диагноз, родители изначально ставят его в позицию «за забором». Нужно, напротив, предупредить об официально установленном диагнозе, рассказать о сложностях ребенка, объяснить, что семья заинтересована в хорошей учебе, ребенок будет заниматься со специалистами, и вы надеетесь на помощь педагога в адаптации. Если вы попросите у учителя рекомендаций и советов, он почувствует, что вам важно его мнение, и будет нести ответственность за ребенка.

Важно также передать учителю рекомендации нейропсихолога, которые касаются учебного процесса ребенка: как взаимодействовать с ним на уроке, как лучше реагировать, как распределить для него задания. В течение учебного года нужно поддерживать связь с педагогом, спрашивать об успехах и неудачах ребенка, а также благодарить за терпеливое отношение и понимание его проблем.

Если происходит конфликт, важно не разбираться на эмоциях. Первое, что необходимо сделать, — поговорить с ребенком. Нужно дать расстроенному ребенку выпустить пар, дать высказаться, не перебивая и не обрывая. Назвать его чувства, признать их и переформулировать слова ребенка более конструктивно: «Ты, наверное, разозлился, испугался, ты, наверное, сейчас боишься последствий». В этот момент ребенок почувствует облегчение: он слил сильные эмоции, понял, что вы с ним. После можно начать более рациональный разговор: понять причины, разобрать всю ситуацию, расставить все по местам и обсудить дальнейшие действия.

Следующий этап — обсудить произошедшее втроем с учителем. Родителю важно соблюдать нейтралитет, говорить конструктивно, выслушать все точки зрения и постараться разрешить конфликт. Очень важно всегда быть на стороне ребенка и сохранять доверительные отношения, чтобы он хотел рассказать вам о своих конфликтах, а не скрыть их. Важно поддерживать ребенка, но не оправдывать: так он будет знать, что, что бы ни случилось, вы поможете ему справиться с эмоциями и разрешить конфликт.

www.the-village.ru

Гиперактивный ребенок в школе - как с ним работать?

Вы можете быть в легком или в тяжелом замешательстве, если сталкиваетесь с такими детьми в первый раз. Они носятся по классу, отвечают без поднятой руки, не могут усидеть на одном месте и мешают другим и самим себе. Так? Отчасти. Но, если вы читаете эту статью, значит, вы настоящий профессионал и беспокоитесь за своих учеников. А наше дело – постараться вам помочь.

Для начала давайте попробуем разобраться: правильно ли мы понимаем явления СДВ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Оля Каширина. Постоянно говорит, причем говорит без умолку, на уроках и на перемене, по теме и не по теме. На месте ей не сидится, она постоянно ерзает, грызет ногти или ручку.
Вася Загорецкий. Тихоня со среднего ряда. Витает в облаках, полностью отрешен от происходящего, на вопросы учителя отвечает невпопад, а иногда спонтанно выдает что-то далекое от темы обсуждения.

Кто из них страдает указанными синдромами? Конечно, кажется, что Оля. Но на самом деле и Вася тоже.

Основные показатели

Импульсивность. Внезапные ответы, резкие движения, таких детей даже называют «себе на уме».
Невнимательность. Рассеянность, витание в облаках, постоянное отвлечение от темы занятия и большие проблемы с концентрацией.
Гиперактивность. Тема нашего обсуждения. Шило вместо внутреннего стержня, уж простите нам эту шутку.

Эти три показателя могут комбинироваться, и в итоге мы получаем детей не только «реактивных», но и просто невнимательных, порой даже немного заторможенных, которые тем не менее все равно попадают в категорию СДВГ.
Возможно, ребенок с гиперактивностью может показаться настоящей проблемой для учителя. Дерганый, мешающий другим отвечать, а иногда, наоборот, подавленный. Зато такой ребенок всегда «в теме», не правда ли? Он легко привлекается к обсуждению, тянет руку и проявляет интерес к нестандартным форматам.
Но самой распространенной комбинацией, одновременно приносящей самый разнообразный набор впечатлений как родителям, так и учителям, являются дети и импульсивные, и невнимательные, и гиперактивные. «О, такого ребенка я знаю!» – сейчас воскликнули читающие нашу статью. Все мы знаем таких детей. Именно у таких учеников бывают «периоды» поведения, приливы и отливы.

И хотя в этой статье мы собирались говорить только о детях гиперактивных, обойтись без комментариев относительно «мечтателей» с СДВ/СДВГ нельзя.

Ученик-невидимка

Таких вы тоже знаете. В каждом классе есть свой тихоня, тихий мечтатель у окна или девочка, рисующая что-то на полях тетради. Увы, те дети, чье СДВГ скорее «невнимательное» (второй показатель из нашего списка), становятся невидимками. Будто бы Гарри Поттер дал им на время свою мантию. Признаков буйного поведения они не проявляют, так что учителя относятся к ним спокойно или даже никак. Что в результате? А в результате ребенок замыкается и «отсутствует».
Родители ругают его за плохие оценки, учителя за невнимательность, сверстники дразнят, наклеивая ярлык «не от мира сего». Но что, если виноват не ребенок?

Нужно отметить, что скучные или однотипные задания и приводят к переходу таких детей из состояния «вкл.» в состояние «выкл.». И дело не в «отсутствии», рассеянности или невнимательности, ведь вы сами знаете: такие ребята включаются, когда у них есть любимое занятие. Они способны концентрироваться на том, что им интересно. То есть учителю придется экспериментировать с методиками преподнесения информации и работать над включенностью большего процента класса (об этих методиках мы часто пишем в нашей группе в социальных сетях).

Таким детям для успешной адаптации может потребоваться помощь психолога или наставника, который «разговорит» ребенка и поможет найти себя. Подробнее об этом на осенней конференции по наставничеству GlobalMentori 2017.

Поговорим о положительных сторонах

Ваши гиперактивные непоседы обладают некоторыми уникальными особенностями, попробуйте использовать их на занятиях.

1. Гибкое мышление
Да, эти мечтатели и фантазеры одновременно могут рассмотреть 3–4 варианта ответа или решения определенной задачи. В естественных науках предлагайте им больше «качественных задач», направленных на поиск причин явлений. На русском или литературе разрешайте использовать нетипичные формы ответа. Пусть сочинение будет в стихах, мы не на ЕГЭ. Заинтересуйте их.
2. Личное мнение
Да, когда мы спрашиваем на уроке истории о дате крещения Руси, нам хочется услышать в ответ четкий год. Но, если вопрос предполагает многовариантность, спросите гиперактивного ребенка. Причин революции 1917 года было точно больше 5. Я, как историк, могу назвать 15. Вдруг ваш ученик найдет еще больше?
3. Комментарии
Да, своими комментариями, неуместными шутками или жестами такие дети могут сбивать общий серьезный настрой. Зато это ваш способ получить желаемое вовлечение. Класс молчит? Спросите вашего гиперактивного мечтателя. Красноречие пламенного ребенка точно пробудит спящий класс.

И да, дорогие коллеги, такие дети держат нас, педагогов, в тонусе. Одинаковое задание такие дети ни за что не будут делать дважды. 

Советы по работе с детьми с гиперактивностью, СДВ и СДВГ

  1. Если речь идет о поставленном медицинском диагнозе, пожалуйста, не полагайтесь только на эту статью, вам понадобится учебный план и школьный психолог.

  2. Оставайтесь в диалоге с родителями или начните его. Обязательно! Они будут вам только благодарны за простое человеческое отношение. Иногда родители могут предложить методики, которые можно смело взять в работу. 

  3. Не пытайтесь изменить ребенка, да, вы можете его воспитать, но не надо корректировать его личность. 

  4. Спрашивайте у самих детей, что им нравится. Берите информацию у первоисточника, он точно знает, КАК ему нравится учиться.

  5. Поговорите с классом. И тихоне, и вынужденному выскочке может быть сложно адаптироваться в среде «нормальных» детей, и вам лучше ненавязчиво проконтролировать ситуацию, чтобы в дальнейшем избежать травли.

  6. Чтобы вернуть к работе ребенка с гиперактивностью, используйте не повышенный тон, а личное обращение и контакт глаз.

  7. Учащимся с СДВГ может быть сложно систематизировать информацию и концентрироваться на чем-то. Им нужна система. Используйте инфографику (найдете ее в нашем разделе на сайте), пошаговые инструкции, советы – как учебные, так и жизненные.

  8. Любые требования к ребенку преподносите по-разному. Напишите на доске, проговорите, положите на стол распечатанное задание. Для младших классов очень хороши карточки с заданиями и опорные картинки.

  9. Постарайтесь не выпускать ребенка с СДВГ из поля зрения. Тихони часто садятся на задние парты, равно как и излишне активные ребята. Лучше посадите их поближе к своему столу. Если речь идет о младших школьниках – дайте ребенку лист или блокнот, обычные каракули помогут ему сосредоточиться. И заведите игрушки для снятия стресса. Обычный кубик или мягкий мячик с манкой, который можно теребить, очень поможет успокоить «беспокойные ручки».

  10. Ваша главная задача как учителя – добиться того, чтобы ребенок осмыслил полученный материал. А осмысливать можно всегда по-разному, так что используйте различные методы фиксации информации. Стикеры, доски с карточками, цветные карандаши, маркеры, ручка и бумага, заполнение таблиц – в ход может пойти все, пробуйте. 

  11. Разбивайте любую задачу на части. Лучше меньше и постепенно. И не забывайте повторять задание, еще и еще раз.

  12. Не забывайте про игровой формат. Да, «мы в школе, а не в цирке», но здоровый юмор и качественное вовлечение в образовательный процесс еще никому не мешали. 

  13. Детям с дефицитом внимания, как это может быть ясно уже из самого названия, нужна от вас обратная связь. Комментируйте их работу и хвалите, только тогда они будут лучше стараться. Им важно не только понимать требования, но и получить оценку их результата. При правильной похвале в самом ребенке можно сформировать мотивацию, которая поможет ему держать себя в руках. 

rosuchebnik.ru

11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Ребёнок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Всё это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Ребёнку нужно постоянно двигаться. Он отвлекается, разговаривает на уроках, крутится, раскачивается, сидит, подложив ноги под попу, при утомлении его моторная активность повышается. Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ. Нужно, чтобы в мозг постоянно поступали питательные вещества, а это возможно только при движении. Если гиперактивного ребёнка заставить сидеть спокойно, ему будет сложнее думать. Поэтому учителям нужно позволить детям двигаться во время урока. Например, если ребёнок утомляется, предложить походить по классу (найти для этого какой-то законный повод!) или дать физическое задание: протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой.

2. Ребёнок быстро устаёт от рутины. Ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже в них разобрался. В других странах детям с СДВГ на 30% снижают количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий), а учителя не требуют, чтобы дети выполняли все примеры, если ребёнок усвоил тему. В случае СДВГ повторение никак не влияет на качество усвоения материала. Хорошо если такие дети могли бы во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, и это никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребёнок начинает отвлекать своих соседей и разговаривать с ними.

3. Дети с СДВГ часто не очень аккуратно оформляют домашние работы. В тетрадях много исправлений, помарок. Поэтому учителям стоит смотреть на содержание работы, а не на оформление, и помнить, что снижение оценок за плохо оформленную работу будет снижать мотивацию к учёбе.

4. Гиперактивные дети боятся больших объёмов. Если такому ребёнку сразу дать 20 примеров, он испугается. Но если ребёнку дать те же 20 примеров на отдельных карточках пять раз по четыре примера — он сделает все и гораздо быстрее. Кроме того, это ещё и хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. То есть просто нужно делить большие объёмы заданий на несколько маленьких частей.

5. Ребёнок может что-то забывать. Например, как выполнять какое-то задание или вообще конечную цель работы (плохая оперативная память). В итоге детям опять снижают оценки, мотивация падает. Нужно концентрировать внимание ребёнка на всех пунктах задания в упражнении, спрашивать, что нужно не забыть сделать. Кроме того, гиперактивные дети часто забывают свои вещи. Можно напоминать ребёнку об этом или поощрять, если он не забыл взять свои вещи. Эффективен метод «напоминалок» — маленьких записок, наклеек на пенале, благодаря которым ребёнок может вспомнить что-то с собой взять, сделать или куда-то сходить.

6. Ребёнок часто отвлекается. Желательно посадить его ближе к учителю, чтобы было легче сосредоточиться. Если ребёнок отвлёкся, слегка прикоснитесь к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Или обсудите с ребёнком, как помочь ему не отвлекаться на уроке.

7. Гиперактивные дети плохо ориентируются во времени. Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребёнка. Он просто не замечает, что прошло больше времени, чем он думал. В результате опаздывает и не успевает что-то доделать. В таких случаях нужно либо постоянно напоминать ему время, либо научить ребёнка ставить таймер, либо самому ставить таймер (или песочные часы) так, чтоб он их видел.

8. Дети с СДВГ импульсивны. Такому ребёнку трудно удержаться и не выкрикнуть ответ, если он его знает. Трудно не вмешаться в процесс, если происходит что-то для него интересное. На уроках можно ввести специальные таблички, на которых дети могут писать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. Или придумать поощрение, если он сдержался и не перебил одноклассника.

9. Дети с СДВГ эмоциональны. Они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (гиперактивные дети очень общительны и любят поговорить). В этом случае ребёнку нужна поддержка или помощь, чтобы наладить отношения с одноклассниками. Например, вмешаться в игру и помочь правильно распределить роли.

10. Ребёнок всегда что-нибудь делает не так. Шумит, бегает и утомляет окружающих. Попробуйте понять, какое поведение для вас недопустимо и контролируйте только его. Иначе придётся непрерывно делать ребёнку замечания. Он начнёт игнорировать всё, что вы ему говорите, и у него упадёт самооценка. Будьте избирательны: обращайте внимание только на то поведение, которое вы решили исправить.

11. Гиперактивного ребёнка можно научить всему. Даже делать сложные для него (по физиологическим причинам) вещи. Но для этого нужно создать ему внешнюю мотивацию.

В этом может помочь система поощрения, которой учителя и родители могут пользоваться вместе. Допустим, вводится несколько правил (три), которые ребёнок должен выполнять в школе. За их выполнение он получает плюсики от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок делает сам и красиво оформляет). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь». Затем родители награждают ребёнка за плюсики, для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый бонус стоит определённое количество плюсов. Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Система наказаний у детей с СДВГ обычно или просто не работает (плюсики ребёнок будет терять быстрее, чем накапливать), или приводит к депрессии.

Ещё можно использовать систему выработки навыка желательного поведения, причём для всего класса. Об этой системе писал психиатр Бен Фурман в книге «Навыки ребёнка в действии». Выбирается один навык, которому учится весь класс. Допустим, быть готовым к уроку вовремя. Значит, что как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять возле своей парты, а на столе лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, учитель их хвалит и кладёт шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной — это означает, что класс освоил навык. За это дети получают какое-то награждение: чаепитие, грамоту, поход в зоопарк и тому подобное.

Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)

mel.fm

СДВГ в школе и дома: как сладить с гиперактивным ребенком

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) нередко называют болезнью современных детей. И хотя он диагностируется у 6% детского населения в популяции независимо от региона, любой учитель начальных классов по личным ощущениям может вам сказать, что таких детей у него куда больше.

Родители смущаются больше: как говорить с детьми о половом воспитании

Как понять, что у ребенка СДВГ, и как с этим жить, чем ему могут помочь родители и о какой помощи стоит попросить школьного учителя, в начале учебного года корреспондент Sputnik Светлана Лицкевич поговорила с врачом-психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, доцентом Татьяной Емельянцевой.

Что такое СДВГ?

Такие дети знакомы всем — расторможенные, импульсивные, дезорганизованные, не способные подолгу сосредотачиваться на одном деле. Они могут прыгать на месте, махать руками как птицы, быстро забывают произошедшее и не могут рассказать, что происходило сегодня в школе. Их поведение несдержанное, порой вовсе неуместное, а тетрадки полны исправлений, иногда они и вовсе могут оставаться пустыми, предложения недописанными. Как правило, при достаточно высоком интеллекте, дети с СДВГ учатся значительно хуже своих возможностей, высидеть до конца урок — для них невыносимая пытка. Как помочь такому ребенку адаптироваться в школе, а школе — быть лояльной к ребенку?

Время работает на ребенка

Так получилось, что тему приложения сил в науке врачу-психотерапевту Татьяне Емельянцевой подсказала сама жизнь. Изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ей пришлось заняться, потому что у сына появились характерные признаки этого недуга. Она не скрывает этот факт, равно как и то, что все поправимо — просто такие дети требуют большого родительского труда. И чаще всего с возрастом перерастают большинство своих трудностей.

— Чаще всего СДВГ становится проблемой, когда ребенок идет в школу. Когда выявляется его неспособность прилежно учиться — такие дети расторможенные, рассеянные, катастрофически неорганизованные. В детском саду это может проходить практически незамеченным, если повезло с педагогом.

Психолог об опасных селфи: внимание сверстников не заменит родителей

— Если такой ребенок попадает в поле зрения врача-психотерапевта до школы, чаще всего врачи просят отдавать ребенка с СДВГ в школу попозже?

— Да, здесь время работает на ребенка. Его нервная система созревает, и чем позже он пойдет в школу, тем лучше будут результаты. Год для ребенка — это очень много. Пускай такой ребенок будет в своем классе переростком, но это пойдет на пользу и ему и учителю, который будет с ним работать.

— Многих волнует вопрос — надо ли говорить учителю про СДВГ?

— Безусловно, это надо сделать. Ведь учитель должен стать вашим союзником. И только вместе вы сможете выйти на хорошие результаты. Но, возможно, лучше это делать постепенно, по мере поступления симптомов, — многих учителей этот диагноз пугает. Большое счастье, если вам удастся найти педагога, знакомого с СДВГ, прежде успешно работавшего с такими детьми или столкнувшегося с подобным в собственной семье.

К психотерапевту чаще всего обращаются, когда ребенок идет в школу и всем становится очевидно его "неудобное поведение"

Не стоит сразу становится в позу — будто учитель вам что-то должен. Вам нужно учиться находить общий язык. Но в большинстве своем школа с этим знакома. Я, например, когда пыталась объяснить учительнице сына про то, что у нас "особенности", она мне невозмутимо сказала: "особенности есть у всех, это же дети".

Том Сойер — типичный гиперактивный ребенок

— Считается, что раньше такого диагноза не существовало, это особенность современных детей, которая проявляется у них все чаще. Это верно?

Нет, конечно. СДВГ — не новый диагноз. Он детально описан еще у Марка Твена. Том Сойер — типичный гиперактивный ребенок. Когда-то СДВГ называли гипердинамическим синдромом. Потому что эта непоседливость, непослушность были очевидны для окружающих. Это клинический феномен расстройства развития нервной системы. К ним, кстати, сейчас относят не только СДВГ, но и аутизм. И все чаще эти диагнозы могут сочетаться, особенно с синдромом Аспергера (одно из расстройств аутистического спектра). Существует, конечно, такая точка зрения, что детям с СДВГ повезло больше — у них менее выраженная слабость развития нервной системы, чем у детей с симптомами аутизма.

Чаще всего СДВГ — диагноз мальчишек. У девочек он встречается в 3-4 раза реже.

Психотерапевт: лечить нужно не бессонницу, а депрессию и неврозы

— Когда родителям надо начинать беспокоится?

Обычно СДВГ начинают "искать" после 4 лет. Признаки могут быть самыми различными, иногда совсем нетипичными. Но некоторые характерные черты узнаваемы. У 30% таких детей бывают проблемы с речевым развитием. Практически для всех характерно капризное протестное поведение. Они скандалят в супермаркетах не потому, что избалованы — они крайне нетерпеливы и не могут контролировать свои эмоции. У них рано, еще в дошкольном возрасте, начинают проявляться различные тики — признак слабости нервной системы. У многих обостренная сенсорная чувствительность. Некоторые могут впадать в истерику от звука пылесоса, "жмет — трет" — это тоже про них. Ко мне обратилась одна семья, в которой девочка приходила в первом классе из школы и раздевалась донага — ей все мешало. Они придирчивы к текстуре одежды, текстуре пищи. Пища с комочками для такого ребенка может стать 100% условиям, чтобы вообще не есть. У них могут долго сохраняться энурезы, энкопрезы (каломазание). Может неправильно формироваться акт дефекации — пока был в памперсах — проблем не было, а на горшок — не получается, протест. Зато почти сразу наложит в штаны, как только его оставят в покое. И иногда только по этим признакам обращаются к специалистам, других признаков проблемного поведения не заявляется. Если у ребенка есть подобные симптомы — это повод показать его врачу-психотерапевту.

Где родителям брать силы

— Что делать, если такой диагноз выставили?

— Не воспринимать это как конец света и готовиться к длительной работе. В Америке эти вопросы решаются просто — условием обучения ребенка с тяжелой формой СДВГ в приличной школе является назначение психостимуляторов. Высокая эффективность их доказана. Они повышают уровень дофамина, которого у детей с СДВГ не хватает.

У нас такой практики нет, просто нет возможности назначать психостимуляторы. Важно понимать, что это не антибиотик, который пропил и забыл, они не вылечивают, они помогают на время. Психостимуляторы надо пить годами. Химические нейромедиаторы включают мозг, внимание — дают тот драйв, который помогает им довести начатое до конца. Уходит неудобное поведение. Дети начинают лучше учиться — потому что еще одна проблема таких детей — они учатся хуже свои возможностей. У них многое зависит от настроения, от работоспособности именно сегодня. Например, солнца сегодня больше — ребенок более адекватен, его мозги включаются лучше, он более собран. Но никто не думает о долгосрочной перспективе ребенка — что будет с ним дальше, сможет ли он без психостимуляторов, каким будет его поведение. По большому счету — это не решение проблемы, это ее откладывание.

Почему сбегают дети из "приличных" семей?

С ребенком надо постоянно работать, знать, как помочь ему справиться с его неусидчивостью, невнимательностью, сделать учителей и воспитателей своими союзниками. Здесь очень много значат группы родительской взаимопомощи.

Я занимаюсь СДВГ больше 10 лет, работаю и с детьми, и с родителями. За это время немало детей выросло — я удивлена тем, как со временем все меняется, как они выравниваются со сверстниками. Я, конечно, понимаю, что имею дело с мотивированными родителями. Дети с СДВГ при нормальном внимании и заботе могут вырасти достаточно успешными. Да — с маленькими нюансами. Зато из них получаются хорошие художники, архитекторы, врачи, режиссеры — они видят мир по-другому, видят образами, у них развито чувство сопереживания, они больше живут сердцем.

— Вы говорите, что родители должны быть готовы работать с ребенком. Все мы вроде как детей воспитываем, учим шаг за шагом и т.д. Для детей с СДВГ что-то должно быть по-другому?

— Нужно быть готовыми бесконечно проходить все заново. Если у родителей нет этого настроя марафонца, результатов может не быть. Недавно у меня была семья, они живут в Америке, сюда приехали к бабушке. У мамы там второй брак, есть маленький ребенок. Она неспокойная, неровная, — вижу, что у нее нет сил на старшего ребенка, у которого СДВГ. Маме нужен конкретный ответ: как сделать так, чтобы ребенок слушался, чтобы учился хорошо, чтобы понимал, что маме тяжело. По итогу беседы пришлось сказать бабушке, что нет вариантов, кроме психостимуляторов там у них, в Америке. Просто потому, что я вижу, что у мамы нет сил помогать. Мальчик очень непростой, ему 10 лет и он уже понимает, что с ним что-то не так. Знает, что предстоит прием лекарства. Спрашивает: "правда, что я не смогу так радоваться, как раньше, например, когда мой друг забивает гол?" Мне пришлось ему объяснять, что это только на время, чтобы изменилось отношение к нему. Это, на мой взгляд, высвечивает проблему отношения самих детей к назначению психостимуляторов, как несвободу.

Татьяна Емеьянцева не скрывает, что вплотную заняться изучением СДВГ ей пришлось в том числе и по личным мотивам

Хотя бывает и другое — я провожу много лет групповые занятия для родителей. У меня был один папа, который ходил ко мне год от года. Слушал приблизительно одно и то же по несколько раз. Когда я спросила — зачем, он сказал: "я хожу сюда за тем, чтобы у меня появились силы и дальше помогать своему ребенку". На групповых занятиях не только знания — но и эмоциональная поддержка, когда есть чей-то более удачный опыт взаимодействия со школой, например.

Достучитесь до него — в буквальном смысле

— Если вернуться к школе — чего можно ждать от учителя, на какую помощь рассчитывать?

— Ребенку с СДВГ трудно адаптироваться в социуме, а его поведение часто бывает неуместным. Они неудобны, такие дети. Для родителей, для учителей. У них немало проблем с вербальной оперативной памятью. Так называемая внутренняя речь — умение проговаривать мысли "про себя" формируется у ребенка в норме к 7 годам, а у этих детей она может сильно запаздывать. Нередко бывает — задача решена, но объяснить последовательность действий он не может. Как компьютер без принтера. Но зато они отлично справляются с тестовыми заданиями, здесь они могут показывать хорошие результаты.

Одна из самых распространенных родительских и учительских жалоб: "он меня не слышит".

"Плохо – это не норма": как принять, что вам пора к психотерапевту

Для того чтобы он вас услышал, подойдите к нему, дотроньтесь, посмотрите ему в глаза — для них важен тактильный контакт, пускай он вслух проговорит вашу просьбу. Это способ усилить эффективность его памяти. А учитель, зная, как тяжело такому ребенку высидеть целый урок, может отправить его сполоснуть тряпку для доски или попросить раздать тетради, полить цветы. Их внимание необходимо переключать на двигательную активность, тогда он будет справляться. Если на контрольной такого ребенка посадить возле учительницы — он будет стараться куда больше. Учитель должен это учитывать. Но для этого родителям стоит сначала поговорить с ним об особенностях подхода к такому ученику. Своим пациентам я даю памятки для учителей, чтобы они знали, как успокоить, как переключить внимание гиперактивного ребенка. Информация доступна и в интернете. Не все ее ищут, к сожалению.

Важно понимать, что дети с СДВГ действительно устают больше других. При незрелости нервной системы и их подвижности они бегут впереди паровоза. Зачастую, когда устают, становятся просто неадекватными.

У нас с сыном была очень понимающая учительница, которая его отсаживала на диванчик, когда видела, что он укладывался на парту от того, что устал. Или разрешала сосать леденец, который включал внимание при выполнении контрольной работы.

— Можно ли таким детям ходить в продленку?

— Категорически не советую. В продленке его завод закончится. И начнется расторможенность, клоунское поведение. А дома все будет по-другому — он сменит обстановку, переключится, отдохнет и вскоре будет способен заняться выполнением домашних заданий.

Одна из теорий, объясняющих СДВГ — так называемая энергетическая, теория "слабой батарейки мозга". С двигателем машины все в порядке. Но бензина иногда не хватает. Для них важна эмоциональная подзарядка. Очень помогают "обнимашки-целовашки". Но многие родители силу тактильного контакта недооценивают.

— Как их все-таки уговорить учиться?

Такого ребенка бесполезно ругать за плохие оценки — но если он получил хорошую, лучше поощрить его так, чтобы он запомнил это и захотел сделать еще раз. Наказание действует на них гораздо слабее, чем поощрение. Им быстро становится скучно, все надоедает. При дополнительной стимуляции эффективность всех людей повышается. И у этих детей — особенно. Они нуждаются в постоянном вознаграждении. Немедленно. Обещание — будешь хорошо учиться, через 2 месяца поедешь с классом на экскурсию — не для них. Их награда должна быть немедленной.

Люди на своей волне

— Откуда берется такой диагноз и есть ли надежда, что со временем ребенок выровняется, перерастет его?

В 60-х годах прошлого века было объявлено, что СДВГ — черта характера, которая наследуется. Сейчас снова считается, что это расстройство развития мозга, обусловленное как наследственными факторами, так и внешними. В том числе и тем, как проходила беременность, роды, в каких условиях воспитывается ребенок. И если генетически ребенок был предрасположен к дефициту дофамина, но в родах случилась асфиксия — это может стать очевидной проблемой.

СДВГ встречается и у взрослых. И цифры называются разные — от 30 до 70% случаев детского диагноза СДВГ может переходить во взрослый возраст. Ко мне за консультациями все чаще обращаются молодые люди, которым уже за 30 лет — они предприимчивые, занимаются IT, вроде как все нормально. Но они понимают, что с ними что-то не так.

— Какие жалобы бывают у взрослых?

Многие жалуются на проблемы внимания, работоспособности, выраженной астенизации, "депрессивности", не складываются отношения с близкими, с начальством. Одна молодая девушка выразила свою проблему так: "Я забыла все, чему меня учили…"

— Так это специфика нашего образования — сдал и забыл… Это вам и без СДВГ сотни взрослых могут сказать.

— Я не совсем об этом. Люди с СДВГ — на своей волне. Они легко переходят социальные границы, не всегда соблюдают социальные условности — могут напрямую сказать другим нелицеприятные вещи. Их нередко не любят окружающие, а они не могут понять почему. У них часто бывают перепады настроения, характерна амбивалентность, двойственность — когда они не могут понять, что им надо. Впрочем, они нередко бывают очень успешны. Есть сайт "великие с СДВГ", но приводить примеры я не буду — для врача это некорректно.

Из своего опыта могу сказать — детей с СДВГ за последние годы стало больше, как и детей с аутизмом. И это проблема не только здоровья женщины в перинатальном периоде. Это проблема общества, его информатизации. Просто проявляет эту проблему, прежде всего, ребенок.

Конечно, с такими детьми непросто — постоянно организовывать его досуг, смотреть, чтобы у него было хорошее настроение, разруливать проблемы, держать руку на пульсе.

Но вы в любом случае должны верить в своего ребенка. При этом понимая, что вы можете сделать только то, что можете сделать. Но не сделать этого просто нельзя.

источник

rostovmama.ru