Дети учителей: Дети преподавателей о своей жизни — Сноб

Синдром учительского ребенка

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Синдром учительского ребенка

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • синдром отличника
  • дети педагога
  • решаем проблемы
  • отношения в семье

В обществе существует установка: «ребёнок педагога должен быть примером: хорошо учиться, всегда выполнять домашнее задание, хорошо себя вести. В общем, должен, должен, должен…» В связи с этим и родители, и учителя часто предъявляют к детям педагогов непомерные требования, груз которых давит на психику и может привести к неврозам и детей, и родителей.

Учитель и его собственный ребенок

У детей педагогов нет нормальной школьной жизни: они всегда на виду, их сравнивают, их упрекают. Плохое поведение и проблемы с учебой сразу сказываются на репутации родителя:

— своим ребенком займитесь;

— своего воспитайте;

— как вы можете чужих детей учить, если своего не можете и т. д.

Добавьте сюда предвзятое отношение одноклассников, недоверие к объективности оценок, постоянный контроль родителя – полный набор психотравмирующих ситуаций. Трудно сказать, кому сложнее: учительскому ребенку или самому учителю, но безусловно, постоянное напряжение присутствует в их школьной жизни.

Педагоги часто шутят, что «учитель – это диагноз». В шутке есть доля истины. Привычка постоянно быть на виду, быть примером, образцом, учить и наставлять неизменно переходит в повседневную жизнь. Кроме того, потребность оценивания становится бессознательной: «это хорошо, а это плохо», «здесь нужно что-то изменить», «можно сделать лучше», «я недовольна». Естественно, под призму постоянного анализа попадает и собственный ребенок — поведенческие стереотипы учителя переносятся на семью.

Терпение – черта неустойчивая. Сдерживание эмоций приводит к их всплеску дома. Удобнее и легче любить правильного отличника. Значит, нужно сделать такого из своего сына или дочки. А если не получается, то это разочарование не только в своем ребенке, но и в собственных профессиональных способностях.

Читайте также

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем?

Учитель… слово-то какое! Как привить ребенку уважение к учителю

Проявления синдрома учительского ребенка

К счастью, не все учителя доводят своих детей до психологических проблем. В любом случае, нужно знать несколько типичных проявлений синдрома учительского ребенка.

1. Полное послушание. Родитель берет ребенка под полный контроль, и со временем у них возникает полное понимание: домашние задания всегда качественно выполнены, дисциплина не нарушается. Так комфортно всем. Вот только дети часто вырастают безынициативными, безотказными, не способными прислушиваться к себе и своим желаниям. Они готовы подчиняться, причем страдают комплексом отличника. Они удобны для всех, кроме себя.

2. Непослушание. Дети пытаются выйти из-под контроля. Они ссорятся с учителями, нарушают дисциплину, не выполняют заданий или делают их формально. Непослушание может перерасти в протест и строптивость. Такие дети пытаются вырваться из «рамок учительских детей» и доказывают свое право управлять жизнью. Иногда это приводит к неплохим результатам, но часто путь, проложенный «назло», без поддержки близких людей забирает много энергии и не всегда настраивает на позитив.

3. Неуверенность в себе. Ощущение, что сделал что-то не так, перерастает в тревожность и даже страх. Ребенок постоянно нервничает. Повод для замечания найдется всегда: ошибки, невыразительное чтение, опоздание, кривая буква или неровная цифра. Далее – недостаточная успешность, дружба не с теми детьми, мечтательность, разговор на уроке. Невозможно быть для всех идеальным, любить все учебные предметы и добиваться во всем успеха. Ребенок может замкнуться в себе, а может стать беспокойным и раздражительным. Он живет в постоянном напряжении, а это сказывается на его эмоциональном благополучии.

4. Ложь. Чаще всего лгать начинают дети, к которым предъявляются завышенные требования. Чтобы избежать упреков и претензий, ребенок заранее придумывает оправдания. Чаще всего — нехорошее самочувствие, которое может стать оправданием плохой оценки. Выдумывают про плохое объяснение учителя и его предвзятое отношение.

Синдром учительского ребенка проявляется в зависимости от внутренней самооценки и от оценки родителем. Постоянный контроль, сопровождаемый запретами и наказаниями, вызывает подавление «я», что заставляет действовать вопреки требованиям взрослых.

Исправляем ситуацию

Можно ли что-то изменить? Конечно можно, если профессиональные отношения дома заменить человеческими. Начинать нужно с себя. Это мы создаем проблемы собственным детям, значит, нам и принимать меры.

Во-первых, четко разделите семью и профессиональную сферу. Дома должен быть человек, который общается, а не учит, помогает, а не критикует.

Во-вторых, избавьтесь от привычки оценивать. Принимайте родных людей такими, какие они есть. Не придумывайте идеального ребенка.

В-третьих, предоставьте ребенку больше свободы. Дайте ему свободное время, не следите за его отношениями с друзьями, уважайте его желания и выбор.

В-четвертых, научитесь правильно реагировать на замечания коллег. Разберитесь сами во всех ситуациях, не спешите реагировать сразу, обсудите с ребенком спорные ситуации.

Дорогие родители-учителя! Любите своих детей безоценочно, не требуйте от них невозможного, учите их быть счастливыми.

Светлана Садовникова

Фото с сайта uaua.info

Понимаете ли вы своего ребенка?

Подростковый возраст ребенка подчас весьма нелегок для его родителей. Понимаете ли вы своего ребенка в переходном возрасте? Ответьте на вопросы теста сайта www.ya-roditel.ru и определите это.

Пройти тест

Еще по теме

10 способов узнать у ребенка, как дела

Способы повышения детской самооценки

«Прививки» от детской лени

У дочки завуча троек быть не может, или Как живут дети учителей

Некоторым кажется, что ходить в школу, где преподаёт твоя мама, круто. Наш блогер Наталья, учитель и мама школьницы, развеивает этот миф и рассказывает, с какими сложностями сталкивается её семья из-за того, что мама работает, а дочка учится в одной и той же школе.

Я учитель. Уже шесть лет работаю заместителем директора по воспитательной работе. А ещё я мама, моя дочка учится в 7-м классе. И я хочу рассказать, какого это — быть учителем собственного ребёнка, и наоборот — учиться там, где мама работает учителем.

Моя дочка — отличница. Правда, в последнее время, всё чаще думаю, с каким трудом нам обеим эти пятёрки достаются. Ребёнок каждый год, каждый день испытывает колоссальную нагрузку, потому что ей надо быть на уровень выше, потому что «у тебя же мама — завуч», «у тебя же мама — учитель!» Это постоянный прессинг. Да и я сама иногда попрекаю за опоздания или плохие оценки (я же всё-таки учитель).

Мне кажется, мой очаровательный подросток вот-вот превратится в неуверенного в себе человека

Потому что, если ты ребёнок учителя, должен ходить по струнке, быть готовым ко всему и всегда, не улыбаться, когда смешно («Ты же на уроке!»), не дружить с вон той девочкой, потому что «с такими девочками не дружат».

Но как ребенок будет взрослеть? Готовиться к жизни? Я, конечно, всё чаще встаю на защиту своего ребенка, пытаемся разобраться, разговариваем с ней. Она ведь не робот, не может идти по прямой, не сворачивая ни вправо, ни влево от поставленной цели. Хотя какой цели? Быть отличницей? А зачем? Чтобы быть под давлением «добрых» коллег, которые так радуются, когда ставят ей «удовлетворительно» там, где другому ставят «отлично»? Я даже перестала советовать подходить и спрашивать, почему тройка. Ещё скажут, что выпрашивает.

Есть у нас особо «любимый» предмет. Учительница всегда ищет, за что бы снизить оценку

Не поверите, но этот предмет — музыка. Музыка, где дети не поют, а работают в особых тетрадях и непонятно с какой целью переписывают сюжеты балетов, опер и чего-то там ещё. И что, ходить и выяснять, почему плохая оценка? Нет, спасибо. Хотя, может, этого от неё и ждут? Унижения? Мол, пусть походит, попросит. Или это такой способ мне за какое-то с моей стороны административное замечание или требование насолить? Но при чем тут ребенок?

В прошлом году я перевела дочку в другую школу. Было гораздо спокойнее. К сожалению, качество преподавания некоторых предметов в нашей школе всё-таки лучше, качественнее, а выбор в городе ограничен. Вернулись обратно.

Решила закрыть глаза на все эти оценки: не будет отличницей, ну и ладно. Главное — чтобы не мучали её своими придирками, замечаниями, не были у меня «в долгу».

А вы сталкивались с такой ситуацией, коллеги? Что бы вы предприняли на моём месте?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / Vectorium

Каково это расти в детстве учителя

Некоторые профессии естественным образом передаются из поколения в поколение (наряду с плохим зрением и/или прямыми зубами). Профессии врачей, пилотов, полицейских и солдат — все это супернаследуемые карьеры, как и преподавание.

Дети Учителя в странном положении. Нашим родителям платят за то, что они проводят весь день с чужими детьми — это их работа, — а потом они проводят с нами весь вечер, который якобы является их «свободным» временем. Мы как собака ветеринара или машина механика.

Три поколения лидеров

Мои родители и 3/4 моих бабушек и дедушек являются (или были) учителями. Это то, чему я горжусь, узнав от них.

Возможно, вы рисковали оказаться в их классе

Это, конечно, относится только к детям, которые посещают ту же школу, где преподают их родители, но для этих детей это смутно вырисовывающийся и повторяющийся кошмар с того времени, когда они поступить в школу — они будут в мамином классе или в папином уроке истории? Если вы окажетесь в классе родителей, вы, скорее всего, либо станете любимчиком учителя, либо вам надерут задницу — и почти всегда последнее.

Вы слышали

все сплетни за обеденным столом

Может быть, все родители говорят о своей работе со своими детьми, но люди, которые не любят свою работу, вероятно, не склонны долго обсуждать работу за обеденным столом. Жизнь учителя часто представляет собой вихрь школьных, родительских и коллегиальных драм, поэтому всегда есть о чем поговорить. Я слышал все: непослушных детей, возмутительных родителей и коррумпированных администраторов; вечеринки для персонала, катастрофы во время экскурсий и закулисная политика. Дети учителей в конечном итоге знают путь слишком много о чужих делах, и, что хуже всего, мы обычно клянемся хранить тайну. Мы опускаем глаза в коридоре, проходя мимо учителей и администраторов, думая:  «Я знаю, что вы думаете о новом директоре», или «В вашей учебной программе есть пробелы, которые вы отказываетесь признавать».

У нас также есть доступ к особо исчерпывающей информации о детях других учителей. Наши мамы и папы постоянно обсуждают своих детей в учительской, делятся нашими плохими оценками и проблемами дружбы. Учителя, у которых в школе есть дети, также лелеют не столь уж тайную мечту о том, что мы все будем встречаться друг с другом, тем самым обеспечив производство чистокровных детей-учителей для будущих поколений.  

 

Экипаж в 2010 году

Их репутация в школе повлияла на вашу — в лучшую или в худшую сторону

Все дети говорят о своих учителях, а дети строгих, скучных или ленивых учителей много ругательств и жалоб своих сверстников. В этом смысле мне очень повезло, что мои родители великолепно разбираются в том, что они делают – я всегда чувствовала себя дочерью двух знаменитостей. В одиннадцатом классе я был на вечеринке с несколькими учениками из школы моего отца, где кто-то взволнованно спросил: «Ваша фамилия Лидер? Вы дочь мистера Лидера? Он и его одноклассники были такими фанатами моего папы, что предлагали угостить меня выпивкой.

У меня десятки подобных воспоминаний: во время последнего года обучения в старшей школе я сидел на тротуаре возле бара рядом со знакомым и одноклассником, которого почти десять лет назад учила моя мать. Он повернулся ко мне и пробормотал импровизированный сентиментальный монолог о том, каким скучным и беспокойным он был в детстве, пока его не определили в класс моей мамы. Он клялся, что это лучшее, что могло с ним случиться, а я думала: Я дочь суперзвезды.  Я действительно в это верю.

Когда ты был маленьким, ты был любимцем класса

Мой отец однажды взял меня с сестрой в свою школу на один день, когда нам было шесть или семь лет. Вероятно, администрация это не одобряла, но мы, двое детей, были в отпуске, и о нас больше некому было позаботиться, поэтому мы целый день просидели у него на уроках, вернее, сидели под   его партой. Ученики были настолько старыми, мы наблюдали, когда выглядывали из комнаты, полной подростков. Мы были крошечными и напуганными.

Старшие девочки (которым, оглядываясь назад, было всего 15 или 16 лет) выманили нас из-под стола и начали заплетать нам волосы. Остаток дня мы носились по классу, раздавая бумаги, протирая доски и нас воркуя. Это было восхитительно.

Подающий надежды интеллектуал

Разработка учебной программы — это навык, который у вас есть с начальной школы

Преподавание — это работа, которая требует много творчества, когда все сделано хорошо, и оба моих родителя постоянно ищут новые идеи о том, как и чему учить своих учеников. Сколько я себя помню, мы проводили долгие автомобильные поездки, планируя уроки для их классов. Мы с сестрой разбрасываемся образовательным жаргоном, как старые профессионалы.

Когда они говорят о своих «детях», они имеют в виду не только вас и ваших братьев и сестер

Мои родители оба заботятся поэтому много о своих учениках, тратя дополнительные часы на помощь тем, кто в ней нуждается, проводить обеденные перерывы, встречаясь с родителями, и всегда быть рядом, чтобы бороться за интересы учащихся перед часто безразличной администрацией. Моя мама плачет, когда рассказывает об успехах своих детей, хотя большинство из этих прорывов кажутся незначительными для постороннего.

Ученики великих учителей часто остаются студентами на всю жизнь: всегда есть ученики , которые заходят в класс моего отца спустя годы после выпуска или отправляют открытки или сообщения в Facebook с новостями и новостями из жизни. Когда мои родители называют молодых людей, которых они обучают, своими «детьми», они имеют в виду именно это.

В школе чувствуешь себя как дома

Все проводят в школе много времени — около семи часов в день на протяжении четырнадцати лет. Но дети учителей тратят на это много дополнительного времени. Мы всегда приходили в школу на час раньше и уходили на пару часов позже всех, поэтому мы сделали здание школы своим домом. Я не могу сосчитать, сколько утренних и вечерних часов я бегал по пустой школе в одних носках. Мы разложили все книги в классной библиотеке для развлечения (не секрет, что дети учителей часто бывают ботаниками). Я читал книгу за книгой о погремушках в мамином классе, а мы с сестрой рисовали, смотрели на карты и играли во множество настольных игр.

Если школьное здание становится домом для детей учителей, школьный персонал становится семьей. У нас постоянно обедают коллеги моей мамы, и я нянчилась с их детьми, когда училась в старшей школе. Я выступал с гостевыми авторскими лекциями для младших школьных классов, обучал особо способных детей в классе моей матери и помогал с оркестром младших классов. Когда я закончил учебу, я получил бесчисленное количество открыток и подарочных сертификатов от разных учителей, лишь некоторые из которых непосредственно обучали меня. Остальные просто стали моей большой семьей по материнской линии.

Как мать, так и дочь

У вас есть искушение стать учителем

Знакомство с закулисьем образования действительно помогает детям учителей оценить трудности и радости работы. Наблюдая и слушая своих родителей, я узнал, что это может быть захватывающим — моя мама приходит домой, сияя, после того, как у нее случился прорыв с трудным учеником, а мой папа считает, что преподавание — лучшая работа в мире, — но это также может быть утомительным, скучным и разочаровывающим. Иногда родители студентов ведут себя неразумно, администрация не отвечает, а преподавание скорее утомляет, чем вдохновляет. Моя мама говорит, что ей кажется, что она каждый день подводит своих учеников, потому что она не может все время удовлетворять потребности каждого ребенка. Но видеть, как мой папа привлекает внимание класса и доводит всех до приступов смеха, или слышать, как бывшие ученики моей мамы рассказывают о том, как она изменила их жизнь, — я не думаю, что есть что-то похожее.

Теперь я зачислен на программу подготовки учителей в Принстоне. Я не знаю, куда это меня приведет или какую работу я в конечном итоге буду выполнять, но я знаю, что мне повезет стать учителем, и я знаю, что мои родители должны благодарить меня за то, что они научили меня. что.

Взросление с родителями-учителями и удивительное влияние, которое это оказало на мою жизнь

Мы часто слышим о влиянии учителей на своих детей в классе, но как насчет их реальных детей? Как ребенок учителя, мои воспоминания полны воспоминаний о раннем утре в классе и вечерах на поле для софтбола. Поскольку и мама, и папа были учителями, вы можете удивиться, насколько сильно профессия моих родителей повлияла на мое воспитание. Этот статус ребенка учителя повлиял не только на мою повседневную жизнь, когда я был моложе; это абсолютно сформировало меня в человека, которым я являюсь сегодня – тот, чьи особенности включают любовь к детям и странную одержимость канцелярскими принадлежностями.

» Вы дочь мистера Денсона, не так ли?

Кассирша, звонившая мне за бензин и зеленый чай, дважды посмотрела на меня, прежде чем задать вопрос.

Я. , — улыбнулась я.

Этот вопрос мне задавали сотни раз на протяжении многих лет.

Он был моим самым любимым учителем математики. Как он сейчас?

Он великолепен. Еще учат! »

Точно так же я вспомнил об ученике, ставшем взрослым, на которого повлиял учитель; и не просто учитель, а МОЙ родитель. Видите ли, я получил двойную дозу этого учительского пацана. На каждого бывшего ученика, который спрашивал о моем отце, приходился еще один, вспоминающий о своих хороших временах в классе моей мамы.

В эти дни о профессии моих родителей напоминают быстрые напоминания от незнакомцев, но в детстве моя жизнь временами вращалась вокруг нее. В девять это был довольно приятный концерт; моя мама преподавала в моей школе, и она всегда была рядом, если я забывал деньги на перекус. В пятнадцать этот статус ребенка-учителя был чувством беспокойства, что глаза всегда следят за мной; это были закатывающиеся глаза и раздражение. Сегодня? Это благодарность за положительный пример для подражания в мире, где многие дети не получили того же.

Мы часто анализируем и обсуждаем с научной точки зрения то, как учителя влияют на своих детей в классе… но как насчет их реальных детей? Если говорить по опыту, это одна из определяющих характеристик моего воспитания.

Быть ребенком учителя — значит проводить раннее утро в тихом классе и поздний вечер за громким баскетбольным матчем. Это делать домашнее задание за кухонным столом, пока мама рядом с тобой оценивает стопку сочинений. Это быть «менеджером» команды твоего отца по софтболу, бегать за битами между играми и подсчитывать средние результаты по дороге домой на автобусе.

Субботнее утро в школе, рабочий день, вас окружают волонтеры, которые рубят деревья и наводят порядок в кустах. Это натянутая улыбка, когда вы просите друзей пригласить вас на выходные, потому что ваши родители уже развлекали одного ребенка слишком много на этой неделе.

Поездка в начале августа в Долларовое дерево за предметами первой необходимости для нового учебного года. Это чувство мысли, что ты всегда должен быть одним из лучших читателей в классе. Это ожидание, что вы «умный ребенок». Иногда это отношения любви/ненависти.

Будучи ребенком учителя, вы также получаете безраздельное внимание ваших родителей на летних каникулах. Это стабильность. Это средний класс. Это значит жить скромно, но иметь гораздо больше, чем просто то, что вам нужно.

Это мама, которая знает имена/личности/предысторию вашего друга/нравится/не нравится/поведение/все. Это отец, который никогда не разрешает вам пользоваться калькулятором, потому что «вы сами можете сложить».

Это мама, которая понимает важность синего рюкзака и крутых карандашей. Это папа, у которого по всему классу развешаны фотографии твоих достижений.

Как только ты станешь ребенком учителя, пути назад уже не будет. Вы всегда будете думать, что «начало года» относится к августу, а не к январю. У вас всегда будет эта странная любовь к свежим канцелярским принадлежностям и свежесшитым бумагам.

У вас останутся все эти приятные воспоминания, связанные с вашими родителями, просто любящими людей; и вскоре вы будете по колено в волонтерской работе в школе и в обществе. Вы обнаружите, что подвозите домой из школы нуждающегося ребенка. Вы можете даже тайно любить удовлетворение, которое приносит эта работа.

У тебя навсегда останется это желание помогать людям, потому что это единственная жизнь, которую ты знал. Вас учили иметь сердце дарителя, и это просто то, что вы не можете перерасти.

Тогда, однажды, если у вас будет собственный класс, вы будете еще больше уважать тех учителей и родителей, которые вас воспитали. Вы будете удивлены, как именно они смогли после целого дня преподавания вернуться домой и заставить вас чувствовать себя таким особенным.

Если родители – руки Бога в доме, то учителя – Его ноги в комнатах и ​​коридорах школы; и если я знаю что-то наверняка, так это то, что своим сочувствием, страстью и любовью к детям я обязан своим родителям-учителям.