Психолого педагогическая характеристика на дошкольника образец готовый: Психолого — педагогическая характеристика на дошкольника | Материал (средняя группа) на тему:

Содержание

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) | Методическая разработка на тему:

 

Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

МКДОУ «Детский сад №000 компенсирующего вида»

Ф. И. О. ребенка Иванова Мария Ивановна

Дата рождения 11января 2013 года

Мария детский сад посещает с сентября 2016 года. Период адаптации прошел достаточно благополучно: не болела, быстро привыкла к детям и взрослым. В настоящее время в детский сад ходит с удовольствием, хотя утреннее расставание с мамой до сих пор сопровождается слезами. В течение дня с самых первых дней не расстается со своим «другом» Гошей (небольшое покрывало, «друга» не выпускает из рук ни под каким предлогом, даже играя с детьми. Гоше отводит главную роль и функцию в игре. Играя с детьми, не использует речь, как средство общения использует жесты и мимику. При всей своей особенности, очень легко и быстро устанавливает контакт со своими сверстниками. В общении с уже знакомым педагогом, с которым непосредственно проводит время, также легко вступает в контакт, к сожалению, например с педагогом, который вдруг пришел на подмену, связь избирательная, зачастую ее установить практически не возможно. Ребенок может резко заболеть.

В игровой деятельности отводит себе главную роль, может самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру, игру драматизацию, может регулировать игровые отношения между детьми, в особой помощи взрослых не нуждается. Большое внимание уделяет шумным и подвижным играм, предпочитая играть исключительно с товарищами. Конфликтные ситуации в игре решает только плачем, может прибегнуть к силовым методам. Игрушки использует в соответствии с их функциональным назначением. В игре занимает позицию организатора, реже исполнителя, в общении использует жестовую речь.

Интерес к учебной деятельности проявляет активно, к сожалению, мама приводит ребенка в детский сад, после завершения занятий, или к их окончанию. Мария хорошо раскрывается в индивидуальном общении. На редких занятиях, на которых она присутствовала, например: по ознакомлению с окружающим может показать предметы, домашних и диких животных, овощи, фрукты, транспорт. Делится информацией с воспитателями о своей семье, на «своем языке». На вопросы педагога отвечает активно, но ее речь не понятна для детей, пользуется жестами, начинает объяснять на пальцах. В течении года научилась выговаривать отдельные слова, в основном это имена двух трех сверстников. Общее звучание речи неразборчивое. Понимание обращенной речи — в полном объеме. Связная речь – лепетная. Словарь – отсутствие слов, замена их мимикой, жестами, звукоподражанием.

На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, аппликация. рисование) не особо нуждается в помощи взрослого. Очень хорошо развиты технические навыки, поделки получаются выразительными и оригинальными, красиво рисует по образцу, иногда проявляет самостоятельное творчество. На занятиях по физической культуре, девочка очень подвижна, стремиться качественно делать упражнения. Временные и пространственные представления не сформированы.

КГН и навыки самообслуживания у ребенка — самостоятельные.

Общая характеристика поведения – часто проявляет излишнюю подвижность. Режим дня соблюдает согласно установленным правилам. На замечание и одобрение взрослого реагирует адекватно.

В общении со сверстниками избирательна, в основном играет в группе из 2-3 человек. Старается довести начатое дело до конца, не нарушает последовательность действий. Помощь взрослых принимает охотно. Внимание у ребенка не устойчивое, кратковременное. Свой дефект не замечает.

Настроение со знакомыми ей людьми всегда веселое. Мама Марии заинтересована в развитии и воспитании ребенка, но не всегда старается выполнять все рекомендации педагогов.

Дата 15 мая 2017 года

Заведующий МКДОУ — Петрова Анна Петровна

МП

Педагоги: Сидорова Инесса Ивановна

Кузнецова Дарья Владимировна

Ознакомлен (а):

 

обучающих сред: введение | Виртуальная лаборатория Школа

Задачи

  • Определить влияние среды обучения на детей дошкольного возраста.
  • Определите особенности среды, которые помогают детям дошкольного возраста чувствовать себя в безопасности, комфортно, приветствовать и быть готовыми к исследованиям и обучению.
  • Опишите, как создать и поддерживать подходящую для развития дошкольников среду.
  • Определите области общих интересов и элементы эффективного дизайна дошкольной среды.

Учиться

Знать

Как окружающая среда влияет на вас?

Когда вы решите посетить любимый ресторан, местный парк, спортивную арену или дом хорошего друга, вы, вероятно, будете чувствовать себя хорошо, потому что вам это нравится. Что такого в этих местах, которые заставляют вас чувствовать себя желанными или безопасными? Размышление об этих местах может вызвать определенные положительные чувства, связанные с пережитым (то, что вы видите, чувствуете, слышите, обоняете). Теперь подумайте о местах, в которые вы не любите ходить. Такие места, как кабинет дантиста, аэропорт или шумный ресторан. Что делает эту среду менее приятной для вас? В одних условиях мы чувствуем себя расслабленными и удобными, а в других – напряженными, подавленными и сбитыми с толку. Окружающая среда влияет на нас по-разному. Они могут влиять на то, как мы себя чувствуем, что делаем и как реагируем в определенных ситуациях. Некоторым из нас не нравятся места, где мы чувствуем, что не можем контролировать или предсказывать свои переживания. В некоторых местах мы также можем чувствовать, что нас не считают нужным или не ценят.

Как и взрослые, дети дошкольного возраста подвержены влиянию окружающей среды, даже если они еще не могут выразить эти чувства изощренными способами. Наша работа заключается в том, чтобы в классах и других учебных помещениях для детей дети чувствовали себя желанными, безопасными и готовыми к обучению.

Планирование пространства в соответствии с потребностями детей дошкольного возраста

Создание благоприятной учебной среды требует времени, размышлений и планирования. Независимо от того, проводят ли дети три или двенадцать часов в день в вашей программе, окружающая среда играет важную роль в развитии и обучении детей. Исследования показывают, что высококачественная среда в классе может помочь сократить разрыв в успеваемости (Mashburn, 2008). То есть дети, которые поступают в школу менее готовыми к обучению, больше всего выигрывают от благоприятной среды в классе. Поддерживающий класс, который вы предоставляете, также может стать важным источником постоянства для детей-военнослужащих (группа, которая может испытать большие изменения в своей повседневной жизни). Поддерживающая среда хорошо организована, надежна и гибка.

Поддерживающая среда посылает детям различные положительные сообщения об их обучении (Dodge et al., 2010), например:

  • Это хорошее место.
  • Тебе здесь место.
  • Этому месту можно доверять.
  • Есть места, где ты можешь побыть один, когда захочешь.
  • Здесь вы можете многое сделать самостоятельно.
  • Это безопасное место, где можно исследовать и опробовать свои идеи.

Посмотрите видео, чтобы увидеть примеры того, как эти сообщения появляются в классах.

Видео недоступно. Какие сообщения ваше окружение посылает детям?

Окружающая среда влияет на то, как мы себя чувствуем, и посылает сигналы о том, как действовать, и они могут влиять на то, что мы изучаем. Подход Реджо-Эмилии к дошкольному образованию признает огромное влияние окружающей среды, называя ее «третьим учителем» (с родителями и учителями как первыми и вторыми учителями детей соответственно). Подход Reggio Emilia был разработан Лорисом Малагуцци и назван в честь области в Италии. Этот подход демонстрирует, что дети являются способными учениками и что их интересы должны определять решения взрослых, касающиеся обучения, включая то, как организована среда и какие материалы предоставляются. Подход Реджо-Эмилии предполагает, что учебная среда играет решающую роль, и что преднамеренность (продуманное планирование и действия) со стороны учителей при проектировании пространств, выборе и расположении материалов значительно влияет на уровень вовлеченности и обучения детей (Эдвардс, 2002).

Мы вернемся к этому подходу к дошкольному образованию на следующих уроках этого курса.

Места для игр и обучения: сферы интересов

Когда вы заходите в розничный или продуктовый магазин, как вы находите то, что вам нужно? Если вы ищете виноград, вы, вероятно, уверены, что сможете найти его среди других свежих фруктов. Если вам нужна новая пара носков, вы, вероятно, хорошо представляете, где искать в розничном магазине. Многие торговые заведения используют простые принципы проектирования: предметы с похожим назначением хранятся рядом друг с другом, и есть указатели, которые помогут вам ориентироваться.

Теперь подумайте о ребенке в вашем классе. Как ребенок узнает, где найти игрушки и материалы или использовать окружающую среду для принятия решений? Есть много различий между магазинами розничной торговли и классными комнатами, но организация материалов по их назначению имеет смысл в обеих средах. В магазинах мы могли бы назвать эти группы похожих товаров «отделами».

В среде для маленьких детей мы используем термины «зоны интересов» или «учебные центры» для описания пространств, предназначенных для определенных целей или в которых хранятся материалы аналогичного назначения.

Когда ребенок входит в хорошо спроектированную зону интересов, пространство должно нести:

  • Материалы, которые можно там найти.
  • Тип игры (громкая, тихая, социальная, одиночная), которая может там происходить.
  • Ожидания того, как себя там вести.
  • Как исследовать, учиться и развлекаться.

Как воспитатель дошкольного учреждения вы каждый день разрабатываете возможности обучения для детей, и ваш класс или окружающая среда закладывают основу для большинства из этих возможностей. Области интересов являются ключевыми инструментами обучения в дошкольных учреждениях. Вы можете использовать потребности, интересы и способности детей, чтобы спроектировать области своих интересов.

Для дошкольников рекомендуются 10 общих интересов (Dodge et al. , 2010). К ним относятся:

  1. Блоки: Хорошо застроенные районы блоков содержат множество материалов, которые вызывают любопытство и исследования. Дети используют область блока, чтобы узнать, как все работает; они строят, разрушают, наполняют, сбрасывают, растягивают, достигают, уравновешивают и создают. Блоки должны быть достаточно большими, чтобы несколько детей могли играть одновременно. У вас могут быть различные большие и маленькие блоки (деревянные, картонные, пенопластовые или переплетенные). Также блоки можно сделать самостоятельно из картонных коробок или прочной ткани. Многие блочные зоны включают в себя натуральные или переработанные материалы, которые дети могут использовать в своих конструкциях. Важно включить аксессуары, такие как игрушечные фигурки, автомобили и строительное оборудование. Аксессуары, которые вы предлагаете, должны периодически меняться и основываться на текущих интересах и целях обучения детей.
  2. Театральная игра: Театральная игровая зона позволяет детям играть роли и пробовать новые идеи. Дети используют свое воображение, когда они сотрудничают друг с другом, и практикуют свои навыки ухода за собой, примеряя одежду. Отличная драматическая игровая площадка предлагает детям возможность разыграть свои домашние и семейные темы с такими реквизитами, как кухня, стол, одежда, еда и куклы. Дети могут использовать реквизит для создания пекарни, кабинета врача, цветочного магазина или почти любого другого сценария. Важно предложить дополнительный реквизит или предметы одежды в соответствии с текущими интересами детей или идеями, которые вы в настоящее время изучаете (например, общественные помощники, такие как пожарные или полицейские).
  3. Игрушки и игры: Игрушки и игры позволяют детям развивать важные навыки мышления, социальные навыки и мелкую моторику (умение правильно пользоваться руками и пальцами). Ваша игровая и игровая зона может включать в себя ряд головоломок, настольных игр и мелких предметов. Эта область может предоставить детям хорошую возможность идентифицировать и сопоставлять цвета, формы, размеры и текстуры. Это также дает им возможность попрактиковаться в очередности и навыках ведения переговоров.
  4. Art: Зона творчества дает детям возможность проявить себя и развить мелкую моторику. Изобразительное искусство может включать в себя живопись, рисунок и скульптуру. Это пространство для вдохновения и творчества. Хорошо развитые области искусства включают в себя различные материалы для использования и изучения детьми, такие как губки, валики, блестки, скотч, краски, штампы и переработанные материалы всех типов. Они также включают обычные или уникальные предметы, которые можно использовать по-новому (например, «блочная печать» краской и различными пластиковыми блоками). Многие области искусства также включают в себя выставки известных произведений искусства, книг и детских творений. Имейте в виду, что вам не обязательно всегда иметь под рукой все мыслимые материалы или художественные инструменты; вам следует заменить некоторые материалы, инструменты и дисплеи в соответствии с интересами детей в этот день или неделю.
  5. Библиотека: Библиотека — это тихое место, где дети могут расслабиться и насладиться чтением. Большая библиотека включает в себя разнообразные книги: художественную и научно-популярную литературу, алфавиты, нумераторы, детские стишки, журналы и справочники. Обычно это мягкая мебель или подушки. Книги можно разместить на полках или в корзинах для быстрого доступа. Библиотека также может включать в себя станцию ​​для прослушивания, войлочную доску, занятия по обучению грамоте или другие материалы, которые знакомят детей с языком и печатью. Хотя библиотека является отличным местом для развития грамотности у детей, помните, что важно включать печатные материалы (такие как книги, карты или журналы) и письменные принадлежности во все сферы интересов (дополнительную информацию см. в курсе «Общение и развитие речи»). ). В некоторых классах также может быть выбран специальный центр письма, возможно, рядом с библиотекой или художественным пространством, с разнообразными письменными принадлежностями, блокнотами и типами бумаги (например, линованная и нелинованная бумага, стикеры для заметок и т.
    д.). .
  6. Открытие: Зона открытий — это ворота детей в научные исследования. Он содержит материалы, предназначенные для открытого исследования. Детям часто демонстрируют самые разнообразные природные материалы (камни, сосновые шишки, ракушки и т. д.). Другие материалы, подходящие для области исследования, включают трубы из ПВХ, магниты, гири и т. Д. Также предоставляются инструменты для исследования, такие как микроскопы, увеличительные стекла, весы, пандусы и измерительные инструменты. Здесь же дети могут участвовать в экспериментах или ухаживать за классным питомцем.
  7. Песок и вода: Песок и вода позволяют измерять, наливать, сравнивать и создавать. Хотя пространство называется «песок и вода», вы не ограничены только водой и песком. Многие учителя считают это сенсорной областью. На вашем участке песка и воды можно найти множество материалов для исследования, таких как листья, снег, упаковка арахиса, измельченная бумага и т. д. Многие дети считают, что песок и вода успокаивают.
  8. Музыка и движения: Пространство, в котором дети могут заниматься крупными движениями, позволяет им создавать собственную музыку и реагировать на музыку других. Здесь важно предоставить различные материалы, такие как растяжки, ленты, шейкеры, музыкальные инструменты и музыкальные записи. Зона музыки и движения может предоставить возможность для танца и ритма.
  9. Кулинария: Кухонная зона позволяет детям практиковать практические навыки и является отличным способом познакомить класс с различными культурами. Готовя простые рецепты вместе со взрослыми, дети учатся важным математическим, грамотным и навыкам ухода за собой. Зона интересов для приготовления пищи не обязательно должна быть посвящена только приготовлению пищи, а, скорее, кулинарные занятия могут происходить в более гибкой части комнаты, например, за столом, который дети обычно используют для утреннего или дневного перекуса, или за столами, доступными для использования. в зоне игрушек и игр.
  10. Компьютеры: Многие дошкольные классы предоставляют детям компьютеры. Использование компьютеров или других технологий и средств массовой информации (например, планшетов) может предоставить соответствующие развитию возможности обучения для детей разного возраста. Компьютеры и Интернет могут знакомить детей с людьми, животными, занятиями и местами, с которыми они не могут столкнуться лично. Например, если дети интересуются строительством, они могут использовать Интернет, чтобы посмотреть, как работают разные грузовики. Дети также могут использовать компьютеры и средства массовой информации для документирования и обмена собственным опытом. Использование интерактивных электронных книг и игр, которые облегчают изучение букв, звуков букв и цифр, являются дополнительными способами, которыми дети могут использовать компьютеры для достижения целей обучения.

См.

Давайте посмотрим на несколько классных комнат. Во время просмотра обратите внимание на расположение областей интереса и материалов в них. Как эти устройства и материалы помогают детям учиться?

Видео недоступно Существует множество вариантов проектирования учебных сред.

Сделать

Существует множество мнений о том, как организовать дошкольные классы. Некоторые важные элементы, присутствующие в каждом эффективном дизайне комнаты, включают:

  • Четкие границы : Используйте полки, мебель или другие барьеры, чтобы помочь детям сосредоточиться и понять предполагаемое использование пространства. Большие открытые площадки поощряют бег и хулиганство. Расставьте мебель и зоны отдыха, чтобы разбить большие открытые пространства.
  • Простые пути входа и выхода : Помогите детям узнать, как и где войти в интересующую их область. Если вы используете систему управления центром — систему тегов, изображений или символов для ограничения количества детей, играющих в интересующей вас области, — убедитесь, что дети знают, как ею пользоваться, и могут удовлетворять свои потребности и интересы в течение дня. .
  • Достаточное количество материалов : Иметь дубликаты любимых игрушек. Кроме того, убедитесь, что имеется достаточно материалов, чтобы несколько детей могли играть в социальных зонах, таких как драматические игры и кубики. Дети более склонны к осмысленному игровому взаимодействию, если есть достаточно материалов для совместного использования.
  • Увлекательные материалы, пробуждающие интерес детей : Подумайте, что нравится детям в вашем классе. Регулярно добавляйте материалы или чередуйте материалы, чтобы у детей был новый опыт. Подумайте о картинках, дисплеях, печатных или письменных материалах, которые помогают детям учиться и участвовать в каждой области.
  • Разделение громких/активных и тихих/спокойных мест : Примерами тихих зон являются библиотека, центр прослушивания и письменный центр. Громкие, активные центры могут включать в себя зону блоков, драматическую игровую зону и зону песка или воды (сенсорную).
  • Доступ к необходимым материалам : Песок и вода, места для открытий и искусства должны иметь легкий доступ к раковинам. Музыка и движение, технологии и места для приготовления пищи могут нуждаться в доступе к электрическим розеткам. Мягкое ковровое покрытие в библиотеке и зоне блоков поможет детям сидеть и комфортно взаимодействовать с материалами на полу.
  • Цели обучения : Приведение материалов и областей интересов в соответствие с целями обучения.
  • Помните о безопасности: Убедитесь, что вы всегда можете видеть и контролировать всех детей.

Завершение этого курса

Для получения дополнительной информации о том, чего ожидать от этого курса, об учебных средах Отражение компетенций , а также о списке сопутствующих ресурсов и мероприятий «Учиться, исследовать и применять», предлагаемых на протяжении уроков, посетите страницу «Здоровая среда для дошкольников». Руководство по курсу .

Обратите внимание на раздел «Ссылки и ресурсы» в конце каждого урока. В нем указаны справочные источники и ресурсы для поиска дополнительной информации по рассматриваемым темам. По мере прохождения уроков от вас не требуется просматривать все доступные онлайн-справочники. Тем не менее, вы можете продолжить изучение ресурсов, если у вас есть интерес или по просьбе вашего тренера, тренера или администратора.

Исследовать

Подумайте о том, как окружающая среда влияет на вас и детей, находящихся под вашим присмотром. В Окружающая среда влияет на поведение , ответьте на вопросы о каждом пространстве в вашей учебной среде и поделитесь своими ответами с инструктором, инструктором или администратором. Наконец, сравните свои ответы с предложенными ответами.

Окружающая среда влияет на поведение

Понаблюдайте и подумайте, как организация учебной среды может повлиять на детей

Требуется: заполните и просмотрите этот документ вместе со своим инструктором, руководителем или администратором

Применять

Потратьте время на то, чтобы убедиться, что области ваших интересов предназначены для того, чтобы предложить детям ценный опыт обучения, используя этот перечень, чтобы помочь оценить обстановку в классе. Заполните Опись области интересов . Прогуляйтесь по интересующим вас местам и обсудите свои наблюдения с тренером, коучем или администратором.

Инвентаризация области интересов

Изучите области вашей деятельности, чтобы убедиться, что они продуманно спроектированы

Глоссарий

Разрыв в достижениях:
Наблюдаемая разница между группами студентов по учебным мероприятиям и тестам; группы обычно определяются по полу, расе или социально-экономическому статусу

Границы:
Физические разделения между интересующими областями; в качестве границ можно использовать полки, мебель или другие разделители

Система управления центром:
Система, используемая для ограничения количества детей, играющих в зоне интересов; обычно у каждого ребенка есть бирка, картинка или символ, который он может взять с собой в выбранную область интересов, и в каждой области интересов есть знак с ограниченным количеством мест, где дети могут разместить свои метки

Среда, подходящая для развития:
Гибкое пространство, которое соответствует стадии развития детей, но допускает различия в навыках, интересах и характеристиках детей

Мелкая моторика:
Навыки, связанные с использованием более мелких мышц рук, кистей и пальцев, которые позволяют ребенку выполнять такие задачи, как рисование, вырезание ножницами, нанизывание бисера, завязывание, застегивание молнии или лепка из глины

Области интересов:
Определенные классные комнаты, используемые для определенных целей или типов игр; например, игрушки и игры, кубики, драматические игры, открытия, искусство и наука

Натуральные материалы:
Материалы природного происхождения, не созданные руками человека; примеры включают бревна, морские ракушки или гальку

Тихий интерес:
Пространства в комнате, предназначенные для спокойного обучения и игр; примеры включают библиотеку, зону для письма, уютную зону и компьютерное пространство с наушниками

Реджо-Эмилия:
Образовательный подход, согласно которому дети хорошо учатся, и взрослые должны руководствоваться интересами детей; среда обучения играет решающую роль и рассматривается как третий учитель

Продемонстрировать

Правда или ложь? Окружающая среда может влиять на то, чему учатся дети.

Верно

Ложно

Закончите это утверждение: Среда поддержки — это…

хорошо организованная, надежная и гибкая.

надежный, универсальный и полный игрушек.

хорошо организованная, надежная и структурированная.

хорошо организованная, постоянно меняющаяся и гибкая.

Что из перечисленного ниже не является результатом хорошо продуманных областей интересов?

Тип игры (тихая, громкая, активная и т. д.), которая там происходит.

Ожидания того, как себя там вести.

Материалы, которые можно найти там.

Нет связи с другими областями.

Ссылки и ресурсы

Бирмайер, Массачусетс, (2015) Вдохновленный Реджо-Эмилией: Новая учебная программа в среде обучения, ориентированной на отношения. Маленькие дети, 70 (5). https://www.naeyc.org/resources/pubs/yc/nov2015/emergent-curriculum

Бови Т. и Стрейн П. (без даты). Использование экологических стратегий для поощрения позитивных социальных взаимодействий. Центр социальных и эмоциональных основ раннего обучения. http://csefel.vanderbilt.edu/briefs/wwb6.pdf

Кертис Д. и Картер М. (2014). Проекты для жизни и обучения: преобразование среды для детей младшего возраста (2 -е изд. ) . Редлиф Пресс.

Додж, Д. Т., Хероман, К., Берке, К., Бикарт, Т., Колкер, Л., Джонс, К., Копли, Дж., и Дай, Дж. (2016). Творческая программа для дошкольников (6 изд.). Teaching Strategies, Inc.

Edwards, CP (2002). Три подхода из Европы: Вальдорф, Монтессори и Реджо-Эмилия. Исследования и практика раннего детства , 4 (1) . https://eric.ed.gov/?id=ED464766

Фарран, округ Колумбия, Айдоган, К., Канг, С.Дж., и Липси, М. (2006). Среда в дошкольных классах, количество и качество детской грамотности и языкового поведения (стр. 257-268). В DK Dickinson and Neuman, SB (Eds.), Справочник по ранней грамотности (Том 1). Гилфорд Пресс.

Гринман, Дж. (2007). Места для ухода, учебные места: Детская среда, которая работает. Exchange Press, Inc.

Гришэм-Браун, Дж., Хемметер, М.Л., и Претти-Фрончак, К. (2017). Смешанные методы обучения детей младшего возраста в инклюзивных условиях (2 и изд.). Brookes Publishing Co.

Хармс Т., Крайер Д. и Клиффорд Р.М. (2014). Шкала экологической оценки детей младшего возраста (3 -е изд. ). Издательство Педагогического колледжа.

Хайсон, М. (2008). Восторженные и заинтересованные учащиеся: подходы к обучению в дошкольных учреждениях . Национальная ассоциация образования детей младшего возраста.

Национальная ассоциация образования детей раннего возраста (2022). Соответствующие развитию практика в раннем возрасте детство программы обслуживание детей с рождения возраст 8 лет (4-е изд.). Национальная ассоциация образования детей младшего возраста.

Национальная ассоциация образования детей раннего возраста (2012 г.). Заявление о позиции в отношении технологий и интерактивных медиа как инструментов программ для детей младшего возраста, предназначенных для детей от рождения до 8 лет . https://www.naeyc.org/sites/default/files/globally-shared/downloads/PDFs/resources/topics/PS_technology_WEB.pdf

Предоперационная стадия по Пиаже (возраст 2–7 лет): определение и примеры

Предоперационная стадия является второй стадией в теории когнитивного развития Пиаже. Эта стадия начинается примерно в два года и длится примерно до семи лет. В этот период дети мыслят на символическом уровне, но еще не используют познавательные операции.

Мышление ребенка на этом этапе до-(до) операций. Это означает, что ребенок не может использовать логику или трансформировать, комбинировать или разделять идеи (Piaget, 1951, 1952).

Развитие ребенка состоит из накопления опыта о мире посредством адаптации и продвижения к (конкретной) стадии, когда он может использовать логическое мышление.

В конце этой стадии дети могут мысленно представлять события и объекты (семиотическая функция) и участвовать в символической игре.

Оглавление

основные характеристики

Центрирование

Центрирование – это тенденция сосредотачиваться только на одном аспекте ситуации в данный момент времени. Когда ребенок может сосредоточиться более чем на одном аспекте ситуации, в то же время у него есть способность децентрироваться.

На этом этапе детям трудно думать более чем об одном аспекте любой ситуации одновременно; и у них есть проблемы с децентрацией в социальной ситуации, как и в несоциальных контекстах.

Эгоцентризм

Эгоцентризм относится к неспособности ребенка увидеть ситуацию с точки зрения другого человека. Эгоцентричный ребенок предполагает, что другие люди видят, слышат и чувствуют точно так же, как ребенок.

В теории развития Жана Пиаже это особенность дооперационного ребенка. Мысли и общение детей обычно эгоцентричны (т. е. о самих себе).

Игра

В начале этого этапа дети часто участвуют в параллельной игре. То есть они часто играют в одной комнате с другими детьми, но играют рядом с другими, а не с ними.

Каждый ребенок поглощен своим личным миром, а речь эгоцентрична. То есть основная функция речи на этом этапе — экстернализировать мышление ребенка, а не общаться с другими.

Ребенок еще не понял социальной функции ни языка, ни правил.

Символическая репрезентация

Ранний предоперационный период (2-3 года) характеризуется резким увеличением использования детьми символической функции.

Это способность превращать одну вещь — слово или объект — в нечто иное, чем она сама. Язык, пожалуй, самая очевидная форма символизма, которую демонстрируют маленькие дети.

Однако Пиаже (1951) утверждает, что язык не способствует когнитивному развитию, а просто отражает то, что ребенок уже знает, и мало способствует новым знаниям. Он считал, что когнитивное развитие способствует развитию речи, а не наоборот.

Притворная (или символическая) игра

Малыши часто притворяются людьми, которыми они не являются (например, супергероями, полицейскими), и могут играть эти роли с реквизитом, символизирующим объекты из реальной жизни. Дети также могут придумать воображаемого товарища по играм.

«В символической игре маленькие дети совершенствуют свои знания о людях, объектах и ​​действиях и таким образом создают все более сложные представления о мире» (Борнштейн, 1996, стр. 293).

По мере развития дооперациональной стадии эгоцентризм снижается, и дети начинают получать удовольствие от участия другого ребенка в своих играх, и «давайте притворимся», игра становится более важной.

Чтобы это сработало, потребуется какой-то способ регулирования отношений каждого ребенка с другим, и из-за этой потребности мы видим начало ориентации на других с точки зрения правил.

Анимизм

Это вера в то, что неодушевленные предметы (такие как игрушки и плюшевые мишки) имеют человеческие чувства и намерения. Под анимизмом Пиаже (1929) понимал, что для дооперационального ребенка мир природы жив, сознателен и имеет цель.

Пиаже выделил четыре стадии анимизма:
  1. В возрасте до 4 или 5 лет ребенок верит, что почти все живо и имеет цель.
  2. На втором этапе (5-7 лет) только движущиеся предметы имеют цель.
  3. На следующем этапе (7-9 лет) живыми считаются только объекты, которые движутся самопроизвольно.
  4. На последнем этапе (9-12 лет) ребенок понимает, что живы только растения и животные.

Искусственность

Это вера в то, что определенные аспекты окружающей среды создаются людьми (например, облака в небе).

Необратимость

Это невозможность обратить направление последовательности событий в исходную точку.

Задание «Три горы»

Жан Пиаже использовал задание «Три горы» (см. рисунок ниже), чтобы проверить, эгоцентричны ли дети. Эгоцентричные дети предполагают, что другие люди увидят тот же вид на три горы, что и они.

Согласно Пиаже, в возрасте 7 лет мышление перестает быть эгоцентричным, так как ребенок может видеть больше, чем свою собственную точку зрения.

Цель : Пиаже и Инхельдер (1956) хотели выяснить, в каком возрасте дети децентрируются, то есть перестают быть эгоцентричными.

Метод: Ребенку показывают изображение трех гор; самая высокая гора покрыта снегом. На другом несколько деревьев, а на третьем церковь. Ребенок стоит с одной стороны витрины, а с другой стороны от нее кукла.

Ребенку разрешили пройтись вокруг модели, посмотреть на нее, затем сесть сбоку. Затем куклу помещают на разные позиции на столе.

Ребенку показывают изображения сцены с разных точек зрения и просят выбрать вид, который лучше всего соответствует тому, что кукла может «видеть».

Затем ребенку показывают 10 фотографий гор, сделанных с разных точек, и просят указать, на какой из них изображен вид куклы.

Пиаже предположил, что если ребенок правильно выбрал карточку с видом куклы, он не был эгоцентричным. Эгоцентризм проявлял ребенок, который выбирал карточку с изображением увиденного.

Находки – Обычно четырехлетний ребенок сообщает о том, что можно увидеть с его точки зрения, а не о том, что можно увидеть с точки зрения куклы.

Шестилетние дети лучше осведомлены о других точках зрения, но все же склонны выбирать неправильную. Это свидетельствует об эгоцентризме, поскольку ребенок предполагал, что кукла «видела» горы так же, как и он.

Четырехлетние дети почти всегда выбирали картинку, изображающую то, что они могли видеть, и не показывали, что взгляд куклы будет отличаться от этого.

Шестилетние дети часто выбирали картинку, отличную от их собственной точки зрения, но редко выбирали правильную картинку с точки зрения куклы. Только семи- и восьмилетние дети последовательно выбирали правильную картинку.

Заключение – В возрасте 7 лет мышление больше не является эгоцентричным, поскольку ребенок может видеть больше, чем его собственная точка зрения.

Оценка . Было высказано предположение, что задачи Пиаже на этом этапе могли недооценивать способности ребенка из-за ряда факторов, включая сложный язык, незнакомые материалы, отсутствие контекста и неверное истолкование детьми намерений экспериментатора.

В более поздних исследованиях были предприняты попытки более четко задавать вопросы и представлять ситуации, с которыми дети могут легче разобраться
.

Критическая оценка

Исследование куклы-полицейского

Мартин Хьюз (1975) утверждал, что задача с тремя горами не имеет смысла для детей и усложняется тем, что дети должны сопоставлять вид куклы с фотографией.

Хьюз придумал задачу, которая понятна ребенку. Он показал детям модель, состоящую из двух пересекающихся стен, куклы-мальчика и куклы-полицейского. Затем он поместил куклу-полицейского в разные положения и попросил ребенка спрятать куклу-мальчика от полицейского.

Хьюз сделал это, чтобы убедиться, что ребенок понял, о чем его спрашивают, поэтому, если он/она делал ошибки, их объясняли, и ребенок пытался снова. Интересно, что было сделано очень мало ошибок.

Эксперимент начался. Хьюз принес вторую куклу-полицейского и поместил обеих кукол в конце двух стен, как показано на иллюстрации выше.

Ребенка попросили спрятать мальчика от обоих полицейских, то есть он должен был учитывать две разные точки зрения. 9В выборку 0003

Hughes вошли дети в возрасте от трех с половиной до пяти лет, из которых 90 процентов дали правильные ответы. Даже когда он придумал более сложную ситуацию, с большим количеством стен и третьим полицейским, 90 процентов четырехлетних детей добились успеха.

Это показывает, что к четырем годам дети в значительной степени утратили свое эгоцентрическое мышление, потому что они способны принимать точку зрения другого. Эксперимент «

Хьюза» позволил им продемонстрировать это, потому что задача имела смысл для ребенка, а задача Пиаже — нет. Предположение, что различия в «значении», которое дети приписывают ситуации, может привести к тому, что они сдадут или не сдадут задание.

Задание «Вертушка»

В тесте на эгоцентризм Борке (1975) ребенку даются две идентичные модели трехмерной сцены (использовалось несколько разных сцен, включая разное расположение игрушечных людей и животных и модель горы, похожая на Пиаже и Инхельдера). Одна из моделей установлена ​​на поворотном столике
, поэтому ребенок может легко повернуть ее.

После практического занятия, на котором ребенок знакомится с материалами и идеей смотреть на вещи с точки зрения другого человека, вводится кукла (в исследовании Борке это был персонаж Гроувера из «Улицы Сезам», программы, дети были знакомы).

Куклу Гроувера поместили так, чтобы она «смотрела» на модель с определенной точки зрения, и ребенку было предложено поворачивать другую модель до тех пор, пока его взгляд на модель не совпадет с тем, что мог видеть Гроувер.

Borke (1975) обнаружил, что с помощью модели «горы» трехлетние дети выбирали правильный вид в 42% случаев, а четырехлетние дети выбирали правильный вид в 67% случаев. С другими дисплеями точность трехлетних детей увеличилась до 80%, а четырехлетних — до 9.3%.

Ограничения в мышлении ребенка

Пиаже сосредоточил большую часть описания этой стадии на ограничениях в мышлении ребенка, определив ряд умственных задач, которые дети, по-видимому, не в состоянии выполнить.

К ним относятся неспособность к децентрации, сохранению, пониманию серийности (неспособность понять, что объекты могут быть организованы в логическую последовательность или порядок) и выполнять задачи включения.

Дети на предоперационном этапе способны сосредоточиться только на одном аспекте или измерении проблемы (т. е. на концентрации). Например, предположим, что вы расположили два ряда блоков таким образом, что ряд из 5 блоков длиннее, чем ряд из 7 блоков.

Дети, находящиеся в предоперационном периоде, обычно могут сосчитать кубики в каждом ряду и назвать число, содержащееся в каждом. Однако, если вы спросите, в каком ряду больше, они, скорее всего, скажут, что это тот, который образует более длинный ряд, потому что они не могут одновременно сосредоточиться и на длине, и на количестве. Эта неспособность к децентрации способствует дооперационному эгоцентризму ребенка.

Сохранение — это понимание того, что что-то остается неизменным в количестве, даже если его внешний вид меняется. Говоря более технически, консервация — это способность понять, что перераспределение материала не влияет на его массу, количество или объем.

Возможность решения этой и других «сохранительных» задач сигнализирует о переходе к следующему этапу.

Итак, что эти задачи говорят нам об ограничениях предоперационного мышления в целом?

Пиаже сделал ряд связанных выводов:

  1. Понимание этих ситуаций «связано с восприятием». По изменениям во внешнем виде материалов ребенок делает вывод, что изменение произошло.
  2. Мышление «сосредоточено» на одном аспекте ситуации. Дети замечают изменения уровня воды или длины глины, не замечая, что одновременно с этим изменились и другие аспекты ситуации.
  3. Мышление сосредоточено на состояниях, а не на преобразованиях. Дети не могут отследить, что произошло с материалами, и просто делают интуитивное суждение, основанное на том, как они выглядят «сейчас».
  4. Мышление «необратимо» в том смысле, что ребенок не может понять, что обратное преобразование вернет материал в исходное состояние. Обратимость — важнейший аспект логического (операционального) мышления более поздних стадий.

Ссылки

Борке, Х. (1975). Возвращение к горам Пиаже: изменения в эгоцентрическом ландшафте. Психология развития, 11(2) , 240.

Пиаже, Дж. (1929). Представление ребенка о мире . Лондрес, Рутлдж и Кеган Пол.

Пиаже, Дж. (1951). Эгоцентрическая мысль и социоцентрическая мысль. Ж. Пиаже, Социологические исследования , 270-286.

Пиаже, Дж., и Кук, М.Т. (1952). Истоки интеллекта у детей . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Международного университета.

Пиаже, Дж., и Инхелдер, Б. (1956). Детское представление о пространстве .