Татьяна черниговская муж дети: Татьяна черниговская личная жизнь дети фото > Персоналии

Татьяна Черниговская – биография, личная жизнь, фото, новости, лекции, книги, дети, мозг, выступления, «Ютьюб» 2023

Биография

«Для того чтобы понять, как устроен мир, надо узнать, как устроен мозг», — в этом уверена Татьяна Владимировна Черниговская, всемирно знаменитый ученый и профессор кафедры языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Детство и юность

Черниговская родилась в феврале 1947 года в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье, где оба родителя — ученые. Постоянный пример служения науке, который демонстрировали отец и мать, а также то, что Таня училась в единственной в СССР школе, где преподавание шло на английском языке, определило будущее дочери.

По окончании школы Татьяна поступила в университет имени А. А. Жданова (сегодня СПбГУ), выбрав факультет английской филологии. Здесь студентка обучалась на кафедре экспериментальной фонетики.

Черниговская утверждала, что не планировала и не прогнозировала собственное будущее. Часто поступала импульсивно, что называется — по зову души. Поэтому, получив гуманитарное образование, еще в молодости ушла в биологию.

Наука

В 1977 году Татьяна Владимировна защитила кандидатскую диссертацию, а в 1993 году — докторскую. Тема звучит так: «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты». Черниговская — дважды доктор наук — биологических и филологических. До конца 90-х трудилась в Институте эволюционной физиологии и биохимии. Имеется и звание профессора. Предмет изучения чрезвычайно тонок и сложен, если коротко, то это — человеческий мозг.

В 2000 году по инициативе и настоянию Татьяны Владимировны на кафедре общего языкознания СПбГУ была открыта первая в стране специализация под названием «психолингвистика». По этой программе готовили первых российских магистров.

Профессиональная биография Черниговской включает тесное и плодотворное сотрудничество с рядом институтов Российской академии наук и с зарубежными вузами. Неоднократно Татьяну Владимировну приглашали в качестве лектора в крупнейшие университеты США и Европы.

Особой популярностью пользовалась лекция «Как научить мозг учиться?». С этим материалом Черниговская появлялась в эфире программы «Правила жизни», в лектории «Прямая речь» и участвовала в ряде научно-просветительских фестивалей.

Лекция Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться?»

Предметы, исследуемые Татьяной Владимировной, чрезвычайно сложные. В интересы профессора входят происхождение языка, его развитие и патология, теория эволюции и искусственный интеллект. На эту любопытную тему Черниговской написано больше 250 научных статей и монографий. Не только содержанием, но и названием выделяется книга «Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание». Работы печатаются как в российских, так и в иностранных изданиях.

Татьяна Владимировна — государственный стипендиат президента России и Фулбрайта (программа международных обменов). Помимо этого числится руководителем Петербургской школы психолингвистики. В январе 2010 года вышел указ президента, которым Черниговской присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ».

В апреле 2016 года телезрители получили возможность услышать любопытнейшие рассуждения Татьяны Владимировны в популярной программе Владимира Познера. Предмет разговора — устройство мозга. В беседе с телеведущим Черниговская затронула ряд волнительных вопросов: как функционирует человеческий разум, сможет ли это когда-нибудь досконально объяснить наука, как взаимодействуют мозг и личность, в чем состоит превосходство над компьютером.

В 2017 году нейролингвист получила очередное признание. РАН номинировала Татьяну Владимировну на золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. В этом же году Черниговская стала лауреатом золотой медали в номинации «Наука о жизни».

2020-й вызвал много публикаций различных экспертов на тему последствий пандемии коронавирусной инфекции. Не стала исключением и профессор, которая в конце лета дала интервью «Фонтанке». Черниговская предрекла глобальные перемены, с которыми не каждый сможет справиться. Зато более гибкие люди, напротив, смогут лучше проявить природные способности.

За годы научной деятельности Татьяна Владимировна объездила с выступлениями полмира, однажды даже читала лекции далай-ламе. Не удивительно, что такой успешный специалист обращал на себя внимание и подвергался критике. Обычно Черниговскую ругают за однозначные выводы и заявления. Ученая не любит разъяснять другие теории, с которыми не согласна.

Личная жизнь

Татьяна Владимировна посвящала монографии воспитанию билингвов, реабилитации детей с речевыми расстройствами и развитию когнитивных навыков у мальчиков и девочек, но о собственных отпрысках Черниговской прессе ничего не известно. Журналисты не знают, есть ли у профессора муж и наследники.

Татьяна Черниговская в программе «Познер»

Нейролингвист любит отдыхать в лесу или на побережье океана. Здесь Татьяна Владимировна попадает в ту среду, где женщине комфортно. Черниговская с улыбкой признает себя в некоторой мере снобом и эстетом. Например, читает книги только в бумажном, а не электронном варианте. Педагогу нравится держать их в руках, ощущать под пальцами текстуру страниц и «вдыхать» неповторимый «книжный» аромат.

Личная жизнь Черниговской — это, ко всему вышеперечисленному, слушание классической музыки и посещение театра. Источником удовольствия профессор считает обычные человеческие радости, такие как вкусная еда и хорошее вино. А еще Татьяна Владимировна уверена, что родная эпоха ученой — ушедший XIX век.

Татьяна Черниговская сейчас

Черниговская читает курсы «Психолингвистика», «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и мозг» для студентов и аспирантов филологического и медицинского факультетов СПбГУ и факультета свободных искусств и наук. Параллельно сейчас преподаватель числится членом нескольких редколлегий научных журналов и организаций, среди которых Президиум Высшей аттестационной комиссии.

В начале весны 2021 года «Российская газета» сообщила, что организация «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» опросила педагогов учреждений разного профиля и установила, что Татьяна Владимировна — самая влиятельная женщина в Росси в области образования. Черниговская поблагодарила поклонников на странице в «Инстаграме».

Ученая с удовольствием делится рабочими фото с конференций и других мероприятий, дает советы и делится мыслями о Боге и жизни с подписчиками в социальной сети. Видеолекции Татьяна Владимировна иногда выкладывает на «Ютьюбе», среди которых пользователи выделяют «Сознание и мозг».

Награды и достижения

  • 1977 — защитила кандидатскую диссертацию
  • 1993 — защитила докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты»
  • 2000 — по инициативе и настоянию Татьяны Черниговской на кафедре общего языкознания СПГУ была открыта первая в стране специализация под названием «Психолингвистика»
  • 2006 — избрана иностранным членом группы философии и филологии секции гуманитарных и социальных наук Норвежской академии наук
  • 2010 — указом Президента РФ Татьяне Владимировне Черниговской было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки РФ»
  • 2017 — лауреат Золотой медали РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний в номинации «Науки о жизни»

Интересные факты

  • Черниговская вела циклы телепередач на «Культуре» и других каналах. Рейтинговыми оказались программы под названием «Звездное небо мышления» и «Покажем зеркало природе».
  • Нейролингвист зачастую критикует принятые методы оценки интеллекта. Так, профессор утверждает, что тест IQ указывает лишь на развитие конкретных навыков, а обучение ребенка чтению в раннем детстве — глупость.
  • Татьяна Владимировна считает, что изучить мозг и уровень развития возможно только посредством объединения «нейронауки, лингвистики, математики и искусства».
  • Вклад Черниговской в науку признан мировым сообществом. Примером уважения служит и то, что ученая неоднократно становилась героиней биографических статей в британском издании International Biographical Center.

Татьяна Черниговская – биография, личная жизнь, фото, новости, лекции, книги, дети, мозг, выступления, «Ютьюб» 2021


Детство и юность

Черниговская родилась в феврале 1947 года в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье, где оба родителя — ученые. Постоянный пример служения науке, который демонстрировали отец и мать, а также то, что Таня училась в единственной в СССР школе, где преподавание шло на английском языке, определило будущее дочери.

По окончании школы Татьяна поступила в университет имени А. А. Жданова (сегодня СПбГУ), выбрав факультет английской филологии. Здесь студентка обучалась на кафедре экспериментальной фонетики.

Черниговская утверждала, что не планировала и не прогнозировала собственное будущее. Часто поступала импульсивно, что называется — по зову души. Поэтому, получив гуманитарное образование, еще в молодости ушла в биологию.

Наука

В 1977 году Татьяна Владимировна защитила кандидатскую диссертацию, а в 1993 году — докторскую. Тема звучит так: «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты». Черниговская — дважды доктор наук — биологических и филологических. До конца 90-х трудилась в Институте эволюционной физиологии и биохимии. Имеется и звание профессора. Предмет изучения чрезвычайно тонок и сложен, если коротко, то это — человеческий мозг.

В 2000 году по инициативе и настоянию Татьяны Владимировны на кафедре общего языкознания СПбГУ была открыта первая в стране специализация под названием «психолингвистика». По этой программе готовили первых российских магистров.

Профессиональная биография Черниговской включает тесное и плодотворное сотрудничество с рядом институтов Российской академии наук и с зарубежными вузами. Неоднократно Татьяну Владимировну приглашали в качестве лектора в крупнейшие университеты США и Европы.

Особой популярностью пользовалась лекция «Как научить мозг учиться?». С этим материалом Черниговская появлялась в эфире программы «Правила жизни», в лектории «Прямая речь» и участвовала в ряде научно-просветительских фестивалей.

Предметы, исследуемые Татьяной Владимировной, чрезвычайно сложные. В интересы профессора входят происхождение языка, его развитие и патология, теория эволюции и искусственный интеллект. На эту любопытную тему Черниговской написано больше 250 научных статей и монографий. Не только содержанием, но и названием выделяется книга «Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание». Работы печатаются как в российских, так и в иностранных изданиях.

Татьяна Владимировна — государственный стипендиат президента России и Фулбрайта (программа международных обменов). Помимо этого числится руководителем Петербургской школы психолингвистики. В январе 2010 года вышел указ президента, которым Черниговской присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ».

В апреле 2021 года телезрители получили возможность услышать любопытнейшие рассуждения Татьяны Владимировны в популярной программе Владимира Познера. Предмет разговора — устройство мозга. В беседе с телеведущим Черниговская затронула ряд волнительных вопросов: как функционирует человеческий разум, сможет ли это когда-нибудь досконально объяснить наука, как взаимодействуют мозг и личность, в чем состоит превосходство над компьютером.

Posted by Alexander Dmitrievich Sobianin on Sunday, January 21, 2018

Татьяна Черниговская и Далай-лама

В 2021 году нейролингвист получила очередное признание. РАН номинировала Татьяну Владимировну на золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. В этом же году Черниговская стала лауреатом золотой медали в номинации «Наука о жизни».

2020-й вызвал много публикаций различных экспертов на тему последствий пандемии коронавирусной инфекции. Не стала исключением и профессор, которая в конце лета дала интервью «Фонтанке». Черниговская предрекла глобальные перемены, с которыми не каждый сможет справиться. Зато более гибкие люди, напротив, смогут лучше проявить природные способности.

За годы научной деятельности Татьяна Владимировна объездила с выступлениями полмира, однажды даже читала лекции далай-ламе. Не удивительно, что такой успешный специалист обращал на себя внимание и подвергался критике. Обычно Черниговскую ругают за однозначные выводы и заявления. Ученая не любит разъяснять другие теории, с которыми не согласна.

Популярные тезисы в научных исследованиях Т.В. Черниговской

Наверное, самый популярный тезис, принадлежащий ученой, заключается в том, что сначала нужно узнать, как устроен мозг, а потом станет ясно, как устроен мир. Посвятив всю жизнь изучению самого сложного органа человеческого организма, она читает лекции, затрагивая важные аспекты воспитания детей. Многие тезисы «ушли в народ» и стали для родителей определенными подсказками. Среди них можно отметить следующие направления:

  • Не стоит начинать учить ребенка слишком рано. Многие мамы и папы, особенно в 90-х годах, следуя модным течениям, пытались учить 2-летних малышей грамоте. По мнению профессора, в этом возрасте мозг малыша не способен воспринимать такую сложную информацию. Существует понятие «возраст школьной зрелости», когда ребенка можно и нужно обучить чтению, письму, математическим началам. У каждого человека этот момент не обязательно наступает в 6-7 лет. Бывает, что и семиклассники с трудом разбираются в буквах и складывают из них предложения.
  • Обязательно нужно делать перерывы. В процессе обучения дети отвлекаются, что-то забывают, просятся поиграть, даже засыпают. Считается. Что это очень плохо. Нет, не плохо. Перерывы нужны, что мозг успел переработать полученную информацию и подготовился к восприятию новой.
  • Нельзя позволять мозгу лениться. Далеко не все люди на планете обладают исключительными способностями. Это не означает, что гениям не нужно учиться и нарабатывать новые навыки. В этом заключается смысл развития личности, талантов, способностей. Если человек от рождения наделен прекрасным мозгом, но не будет его тренировать, то мозг просто скиснет.

Интересно мнение Черниговской по поводу тестов IQ и ЕГЭ. Она считает, что данная система оценки знаний вредит развитию творческой личности. Если готовить людей для монотонной работы на конвейере, то это самый подходящий вариант. Если бы была возможность провести подобное тестирование с признанными гениями, например, Моцартом, Шекспиром, Пушкиным или Бродским, то они вряд ли прошли его с высокими показателями. Но сомневаться в их гениальности способен только сумасшедший.


На телеканале культура профессор дает правильные советы

Татьяна Владимировна считает, что изучение мозга станет самым приоритетным направлением в новом тысячелетии. Впервые она прочла лекцию на эту тематику в 2009 году на конференции TEDxPerm. Она затронула новые аспекты, которые сегодня разделяют многие ученые и люди, интересующиеся наукой. По ее мнению, мозг является призмой, через которую человек познает мир. Он формирует собственные образы, которые создают его личную Вселенную. Никто не знает, насколько реален тот мир, в котором мы существуем. Поэтому каждый человек видит его по-своему. У каждого в голове своя реальность, свои образы, а объединяет всех, по мнению профессора, именно язык.

Интересный факт! Черниговская доказывала свою теорию на примере человека с галлюцинациями, делая упор на то, что никто не сможет его переубедить в том, что его реальность является продуктом работы мозга. Откуда мы знаем, что наша реальность – это не галлюцинация?

«Если мы чего-то не знаем, то не значит, что этого нет», — заявляет профессор.

Личная жизнь

Татьяна Владимировна посвящала монографии воспитанию билингвов, реабилитации детей с речевыми расстройствами и развитию когнитивных навыков у мальчиков и девочек, но о собственных отпрысках Черниговской прессе ничего не известно. Журналисты не знают, есть ли у профессора муж и наследники.

Татьяна Черниговская в программе «Познер»

Нейролингвист любит отдыхать в лесу или на побережье океана. Здесь Татьяна Владимировна попадает в ту среду, где женщине комфортно. Черниговская с улыбкой признает себя в некоторой мере снобом и эстетом. Например, читает книги только в бумажном, а не электронном варианте. Педагогу нравится держать их в руках, ощущать под пальцами текстуру страниц и «вдыхать» неповторимый «книжный» аромат.

Личная жизнь Черниговской — это, ко всему вышеперечисленному, слушание классической музыки и посещение театра. Источником удовольствия профессор считает обычные человеческие радости, такие как вкусная еда и хорошее вино. А еще Татьяна Владимировна уверена, что родная эпоха ученой — ушедший XIX век.

Педагога, который передает информацию, больше не существует

Вынужденный эксперимент с дистантом показал, что ученикам не нужен учитель, существующий в виде говорящей головы. В принципе он давно был не нужен, но ситуация с пандемией продемонстрировала это в условиях чистого научного эксперимента.

— Учителя, как единственного носителя как бы сакральных знаний, больше не существует, — убеждена Татьяна Черниговская. — Потому что у каждого ученика в кармане находится гаджет, в котором живет Алиса или “Ок, Гугл!”, и любое знание сегодня находится от ребенка на расстоянии одного клика. Учителю бессмысленно соревноваться с Яндексом или Google в способности передавать информацию. Нужен учитель, который объясняет и помогает понять.

Опросы среди школьников и студентов на тему “Идеальный учитель — кто это?”, демонстрируют удивительное единодушие среди детей. Никто не говорит:” Я хочу, чтобы у меня был учитель, который все знает”. Подавляющее боьшинство детей говорят: “Я хочу, чтобыу меня был учитель, который войдет в мое положение, поймет меня и посочувствует”. Дети хотят от взрослых человеческого отношения и эмоций. Но у меня такое ощущение, что большое количество учителей не годятся для такой работы.

Татьяна Черниговская сейчас

Черниговская читает курсы «Психолингвистика», «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и мозг» для студентов и аспирантов филологического и медицинского факультетов СПбГУ и факультета свободных искусств и наук. Параллельно сейчас преподаватель числится членом нескольких редколлегий научных журналов и организаций, среди которых Президиум Высшей аттестационной комиссии.

View this post on Instagram

A post shared by Татьяна Черниговская (@tv_chernigovskaya)

Татьяна Черниговская сейчас
В начале весны 2021 года «Российская газета» сообщила, что организация «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» опросила педагогов учреждений разного профиля и установила, что Татьяна Владимировна — самая влиятельная женщина в Росси в области образования. Черниговская поблагодарила поклонников на странице в «Инстаграме».

Ученая с удовольствием делится рабочими фото с конференций и других мероприятий, дает советы и делится мыслями о Боге и жизни с подписчиками в социальной сети. Видеолекции Татьяна Владимировна иногда выкладывает на «Ютьюбе», среди которых пользователи выделяют «Сознание и мозг».

Награды и достижения

  • 1977 — защитила кандидатскую диссертацию
  • 1993 — защитила докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты»
  • 2000 — по инициативе и настоянию Татьяны Черниговской на кафедре общего языкознания СПГУ была открыта первая в стране специализация под названием «Психолингвистика»
  • 2006 — избрана иностранным членом группы философии и филологии секции гуманитарных и социальных наук Норвежской академии наук
  • 2010 — указом Президента РФ Татьяне Владимировне Черниговской было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки РФ»
  • 2017 — лауреат Золотой медали РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний в номинации «Науки о жизни»

Примечания

  1. ^ 12
    Указ Президента РФ от 09. 01.2010 № 33 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования „Санкт-Петербургский государственный университет“» // Официальный сайт Президента РФ. — 14.01.2010.
  2. Черниговская Т. В. Особенности восприятия человеком низкочастотной амплитудной модуляции звука и амплитудно-модуляционные характеристики речи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук : 03.00.13 / Академия наук СССР. Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова. — Л., 1977. — 23 с.
  3. https://www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya
  4. Звёздное небо мышления
  5. Покажем зеркало природе…
  6. Встреча на вершине
  7. Татьяна Черниговская. Ведущая программы «Ночь», рубрика «Интеллект».
  8. РАН объявила номинантов на Золотую медаль за пропаганду научных знаний

Татьяна Черниговская – Информационно-аналитическая система Росконгресс

Карьера:

2008-2010: Президент Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований

До 1998 года: ведущий научный сотрудник лаборатории биоакустики, функциональной асимметрии мозга человека и сравнительной физиологии сенсорных систем Института эволюционной физиологии и физиологии им. Биохимия РАН

Образование:

Отделение английской филологии филологического факультета СПбГУ

Специальность: Экспериментальная фонетика

Ученые степени и звания:

1977: кандидат физиологических наук

Диссертация: Особенности восприятия человеком низкочастотной амплитудной модуляции звука и амплитудно-модуляционных характеристик речи

: Докторантура (лингвистическая теория, физиология человека)

Тема диссертации: Эволюция языка и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты

Доктор биологических наук, профессор кафедры общего языкознания, Санкт-Петербургский государственный университет

Член-корреспондент РАО

Член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Член межведомственной рабочей группы по приоритетным и междисциплинарным научным исследованиям Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Российская ассоциация содействия науке (РАСН)

Член федерального реестра экспертов в области науки и технологий при Министерстве образования и науки (НИИ – Федеральный исследовательский центр экспертизы проектов и консультационных услуг)

Член Объединенного совета по общественным и гуманитарным наукам при Санкт-Петербургском научном центре РАН

Член Экспертной группы НИУ ВШЭ (Москва)

Действительный член Норвежской академии наук и литературы

Почетный член Семиотического общества Финляндии

Представитель России в COST (Европейское сотрудничество в области науки и технологий) — Управляющий комитет Европейского сетевого проекта по афазии

Член Экспертного совета Школьной лиги РОСНАНО

Член редколлегий профессиональных журналов

Журнал философии

Журнал искусственного интеллекта

Журнал нейрофилософии

Журнал социо- и психолингвистических исследований ШАГИ/ШАГИ (Школа актуальных гуманитарных исследований Школы государственной политики РАНХиГС) , Journal of Language and Language Behavior,

The International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education

The International Journal of Engineering, Management and Information Sciences

Член правления гуманитарной программы Санкт-Петербургского государственного университета

Работы:

Из чего сделаны девочки и мальчики? Овладение морфологией русского глагола у одноязычных и двуязычных детей

Лошадь и трепетная лань: ученый на стыке наук

Фуэтэ, фонема, формула, фотон: языки мозга и культуры

Экспериментальные исследования грамматики: синтаксический анализ двусмысленные предложения

Языки мозга, человеческие языки, языки культуры

Благодарности и награды:

Заслуженный работник высшей школы

Заслуженный деятель науки РФ

Почетная грамота Президиума РАН за популяризацию науки в печати и электронные носители

Третья ежегодная премия «За верность науке»

Золотая медаль Российской академии наук за выдающийся вклад в развитие науки, 9-я категория «Науки о жизни»0003

Татьяна Черниговская: «Человек XXI века — это Homo Confusus»

Профессор Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО, и Евгений Водолазкин, литературовед и писатель обсудили: как понимается свобода в современном мире; могут ли люди сочетать критическое и религиозное мышление; и почему для них важна сфера духовного.

Татьяна Черниговская отметила, что человечество вырабатывало нравственные координаты на протяжении тысячелетий культурной эволюции. Хотя они могут до некоторой степени различаться в разных культурах, основные вехи везде примерно одинаковы. Люди создали универсальную формулу: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Но нынешний культ свободы, который парадоксальным образом сочетается с неприятием иных взглядов, отличных от общепринятых, бросает вызов человеческой цивилизации.

‘Я считаю, что любой культ — это ужасно. На мой взгляд, человечество просто больно, оно потеряно. Мы знаем понятия «хомо сапиенс», «хомо лектиус», но что такое сегодняшний человек? Я уверена, что это «человек смущенный», — поделилась Татьяна Черниговская. «Человек потерян и не знает, где они: что это за цивилизация и каковы основные ориентиры в этом мире. Большинство людей не просто не в состоянии перечислить Десять Заповедей, они даже не знают о них вообще. Вместо этого идет разговор о свободах».

‘Все мы рождаемся с некой нейросетью, но развивает ее жизненный опыт’: Татьяна Черниговская читает открытую лекцию о цивилизации книги

Еще один сложный вопрос для современного человека – как совместить критическое мышление и вера. По словам профессора СПбГУ Черниговской, пока не все научные гипотезы можно проверить и доказать экспериментально, и даже развитие технологий не поможет найти ответы на некоторые вопросы. Одной из таких сложных областей исследования является когнитивная наука: изучение нейронов и их связей. Даже если он будет очень подробным, это не приблизит ученых к пониманию принципов работы мозга. Для этого нужны другие подходы.

Татьяна Черниговская также отметила, что многие крупные ученые с мировым именем не были атеистами. В «Происхождении видов» Чарльз Дарвин не писал, что человек произошел от обезьяны. Наоборот, как человек, получивший религиозное образование, он отмечал, что счастлив быть потомком тех первых созданий, которых создал Бог.

Тот факт, что мы все родственники на этой планете, бесспорен, и я не думаю, что это противоречит религиозной точке зрения.

Профессор Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО

«Разве вас не поражает сам факт существования алфавита жизни: четыре буквы ДНК, которыми написаны книги и крошечной амебы, и человека? Это чудо. Из любви к парадоксам я задаю себе вопросы: относятся ли эти четыре буквы ко всей Вселенной? Код жизни везде одинаков или этих текстов бесконечное множество? Отсюда возникает другой вопрос: все ищут жизнь вне Земли, но уверены ли мы, что сможем ее распознать? подчеркнула профессор Черниговская.

Продолжая тему духовности, Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, отметила способность человеческого мозга воспринимать влияние вещей, лежащих далеко за пределами мира физических объектов, которые могут быть коснулись или услышали. «Несмотря на то, что написано в любом учебнике, наш мозг занимается не только обработкой информации, которую он получает. Он занимается созданием разных миров. Но я бы скорее сказала, что человек — это существо, которое создает миры и живет в них», — сказала Татьяна Черниговская. «Пока неизвестно, какой мир оказывает на нас большее влияние — материальный или созданный нами. Иначе почему книги, музыка и искусство оказывают на нас такое влияние? Почему мы плачем над книгами? Почему отличный фильм сбивает нас с ног? Это духовная вещь. Просто мы такие. Я подозреваю, что наши соседи по планете не обладают этим качеством, и не только потому, что у них маленький или недоразвитый мозг. Но мы настолько сумасшедшие, что решили уничтожить духовное царство».

В конце беседы профессор Черниговская добавила, что построить личную историю — самая сложная задача. Это потому, что улучшить себя даже немного — это очень тяжелая работа. «Я думаю, что стоит вести такой разговор с детьми. Другой вопрос, как это сделать. Нельзя говорить с ними только об игрушках, ведь даже маленькие дети в возрасте четырех-пяти лет уже начинают задавать про конец и еще более сложные вопросы.