Рисунок семьи мама папа сын и дочь: Рисунок семьи «Мама, папа, дочь, сын»

Рисунок семьи — помогите понять

19.05.2011 22:48

Девочка, 8 лет, 1 класс. Родители в разводе 2 года, братьев и сестер нет. Проживает с мамой и ее мужчиной, но очень часто и подолгу бывает у папы и его новой жены, с которой у нее очень теплые отношения. Отношения между НЖ и мамой, папой и мамой — конфликтные, со стороны мамы, что она не скрывает от ребенка. Папа попросил нарисовать ее семью (якобы для выставки на работе). Что имеем: 1. Перезвонила, стала уточнять — кого рисовать: маму или новую жену папы (?!). (При этом у папы дома о маме девочки ВСЕГДА только хорошо говорят, пресекают любые жалобы на маму и всячески поощряют поделки-стихи-рисунки для мамы. Поясняют, что нж — как взрослая подружка, а мама всегда одна и единственная, т.к. были вопросы до этого) Папа ответил — рисуй того, кого захочешь, тебе надо свою семью нарисовать. 2. Рисовать стала вечером, у папы дома. Объявила перед этим, что решила нарисовать — новую жену папы, папу, маму, себя и кота.

3. Очередность — НЖ, папа, мама, она сама, кот. 4. Расстояние — одинаковое между всеми, все стоят на одном уровне, взрослые — одинаковые ростом, она поменьше на 1/3, кот мелкий:). 5. Головы НЖ и папы чуть склонены к друг другу. Все улыбаются на рисунке. По персонажам: НЖ — нарисована первой, без нажимов и слабых линий. В одежде — воланы на платье, воротничок, под ним что-то вроде красного пионерского галстука (пояснила, что ей очень нравится пионерская форма). Платье бирюзовое, волосы желтые.Воротничок и туфли — тоже бирюзовые, но другого оттенка. Пальцы рук не прорисованы. Цветное — фломастерами раскрашено. Папа — в строгом черном костюме (ей нравится такой папин образ — из пояснений), с красным галстуком, без ступней, просто заканчиваются брюки. Прорисованы слегка пальцы левой руки. Волосы серым карандашом. Мама — волосы черным фломастером, рот крупнее, чем у остальных, с изгибами. Никаких деталей и украшений. Платье и туфли полностью красные. Прорисованы пальцы правой руки. Она сама — волосы серым карандашом, как у папы.
Желтая кофточка и туфли, сиреневая юбка. Лицо прорисовано непропорционально — все как бы съехало в сторону от мамы. Пальцы рук не прорисованы. Кот — 2-мя цветами, украшен болеро вязаным:). Вся группа расположена в нижней половине листа. Верхняя часть (половина) осталась пустой. Спросили — почему в таком порядке все стоят? Ответила — по росту, сверху вниз(!). Объективно, по росту было бы не так. Вроде все примерно. Что скажете? К психологу идти?

автор

19.05.2011 22:56

Зачем? Ничего беспокоящего я тут не вижу) Нормальный рисунок.

Creambird V.I.P.

19.05.2011 23:11

ну вроде как на мой взгляд тоже нормальный, но в интерпретациях: 1. черный цвет (папа полностью, кроме галстука) не есть гут. 2. первым и наиболее детальным нарисован НЕ родитель, что происходит в большинстве случаев 3. маму нарисовала третьей вообще, без всяких деталей вообще, исключительно красным цветом. 4. если уж там есть нж, то куда делся НМ мамы? ребенок живет вообще-то с ним в том числе. или не париться? лучше не читать вообще эти психологические статьи:)

автор

19.05.2011 23:14

Лучше не читать:)Вернее, лучше на поведение ребенка смотреть, а не на его рисунки.Если у ребенка все хорошо, то зачем смаковать «непрорисованные паааальцы»/ужас какой, мурашкии по коже:-О/

Лось Анджелес C.B.

19.05.2011 23:17

дык описано то, что есть на рисунке, на что советуют обращать внимание психологи — откройте любую ссылку, там все это есть. У ребенка есть небольшие проблемы,которые беспокоят, поэтому и решил папа собственными силами попытаться понять.

автор

19.05.2011 23:20

Мне кажется, трактовать рисунки в таком случае должен специалист. И те рисунки, которые при нем и нарисованы.А то папа натрактует на свою голову:)

Лось Анджелес C.B.

20.05.2011 10:41

Ну для начала можете принять как факт одну вещь- нет доказательств валидности проективных тестов. (Валидность-это как бы измерение того,что заявлено). Проективные тесты- те,к которым относятся рисуночные все — не могут быть источником для получения информации(грубо говоря,если вдруг студент-психолог захочет в качестве диплома провести исследование,в котором основным методом будет проективный тест-его загнут с этим исследованием сразу же,ибо это грубая ошибка- проективная методика МАКСИМУМ-может служить вспомогательным средством) Психолог может использовать проективные тесты за компанию с другими методиками- если чувствует,что это поможет ему лучше понять ситуацию.Но просто так-взять с бодуна рисунок ребенка и делать выводы-никак не может.

Creambird V. I.P.

20.05.2011 11:24

спасибо! по мне, так это тот самый ответ, который папа должен учесть :). Спасибо!

автор

Тест для детей — «Рисунок семьи» | Методическая разработка (средняя группа) на тему:

Тест для детей — «Рисунок семьи»

«Рисунок семьи» — одна из самых популярных методик, которую используют психологи в работе с детишками уже младшего дошкольного возраста. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. 

Среди исследователей нет единого мнения, кто и когда предложил использовать рисунок семьи в психодиагностических целях. Начиная с 30-х годов прошлого столетия эту методику разрабатывали и американские, и европейские, и отечественные ученые. 

Развитие методики шло по двум направлениям: изменение инструкции к заданию и расширение диапазона интерпретируемых деталей. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят или «нарисовать свою семью» (В.Хьюлс), или «нарисовать семью» (Е. Хаммер), или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо» (методика «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса). 

Некоторые варианты методики предусматривают беседу о персонажах после рисования. 
Иногда задание дается и ребенку, и взрослым. И тогда появляется возможность сравнить точки зрения на семейные отношения отца, матери и детей. 

«Рисунком семьи» пользовались многие известные исследователи и практики: А..И. Захаров, Е.Т. Соколова, В.С. Мухина, А.С. Спиваковская. Сегодня эта методика популярна как у зарубежных, так и отечественных психологов. 

Существует немало систем интерпретации результатов теста «Рисуем семью». И хотя все они дают достаточно точную картину отношений в семье, мы хотим предложить интерпретацию, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой. Символическое истолкование рисунка вполне доступно людям и без педагогического или психологического образования. Заметим лишь, что методика не предназначена для оценки интеллекта ребенка и не дает информации о его готовности или неготовности к школе. 

Как понять, дорос ли ребенок до выполнения теста? До тех пор, пока изображенный ребенком человек напоминает шарик с ручкам и ножками (что характерно для всех детей), применять методику рано. Примерно с четырех-пяти лет голову и туловище ребенок начинает рисовать отдельно. Вот с этого моменты можно использовать тест. 

Помните, не стоит наводить ребенка на мысль, кого рисовать. Даже если он задаст вопрос, рисовать ли ему бабушку, скажите, что можно изобразить, кого захочется. Дайте ему простой карандаш и стандартный белый лист бумаги. Ни в коем случае нельзя пользоваться ластиком. Если ребенок сочтет рисунок «окончательно испорченным», просто предложите новый лист. Внимательно следите, в каком порядке рисуются люди и предметы. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым, и кого вообще не изобразил под предлогом «не поместилось».

Попросите автора подписать всех персонажей. Это тоже важный момент. Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата «Сашенька», а лежащую в коляске сестренку — «младшая сестра». Разница в эмоциональном отношении к ним сразу понятна. Информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков ( «Почему ты не любишь младшую сестричку?») Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, кого он нарисовал. 

Обратите внимание и на неодушевленные предметы на рисунке. Это для нас, взрослых, они неодушевленные. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут даже вступать в своеобразные «отношения» между собой и персонажами рисунка. И ребенок здесь не так уж и не прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим «игрушкам». А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама — с телефоном, а сколько — с ребенком и друг с другом.  

Если на рисунке много предметов и мало людей, то это не свидетельствует об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Чаще всего ребенок выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь — символ стабильности. 
Как часто, глядя на сына или дочь, мы вздыхаем: и почему мне так трудно с ним (или с ней)? И будем до крайности удивлены, что и ребенок, глядя на нас, задает себе тот же вопрос: почему мне так трудно с этим взрослым? Предложенная методика поможет вам лучше понять друг друга. Надо только довериться интуиции и познакомиться с правилами психологического истолкования рисунка семьи. 

Кто милее всех на свете?

Хотим сразу предупредить родителей: получив рисунок, вы будете обескуражены. Вам покажется, что рисунок именно вашего ребенка никакая методика объяснить не в силах. Или, наоборот, вы не в силах интерпретировать рисунок только вашего ребенка. Прежде всего возникнет вопрос: чем отличается рисунок в вертикальной плоскости от рисунка в горизонтальной? Ведь в первом случае чаще всего фигуры расположены одна под другой, а во втором — «в ряд»? Как различить эти нюансы — «самый большой человек как самый любимый» и «самый большой человек как обладающий наибольшей властью»? Ответы на эти вопросы придут только с опытом. А пока доверьтесь интуиции.

Единственный совет — не пытайтесь сразу дать толкование деталям. Постарайтесь «увидеть» рисунок в целом. Что прежде всего бросается в глаза? Прежде всего, в глаза бросается «большое»!

Размер изображенного человека (а иногда и предмета) напрямую связан с тем, какое место в душе ребенка занимают отношения с этим человеком. Например, для мальчика, изобразившего бабушку по размеру больше остальных членов семьи, отношения с ней стоят на первом месте. А учитывая, что бабушка не только самая «большая», но и расположена на рисунке «выше» остальных членов семьи, можно предположить, что для ребенка бабушка в семье и самое авторитетное лицо. 

Посмотрите, кто на листе (обычно это ярко выражено в рисунке в вертикальной плоскости) расположен выше, а кто — ниже. Наибольшей властью в семье обладает персонаж, который расположен выше всех, хотя он может быть и самым маленьким по размеру. Ниже всех изображен тот, чье влияние в семье минимально. 

Расстояние между персонажами связано с дистанцией психологической. Кто ребёнку ближе всех, того он и изобразит рядом. То же самое относится и к другим персонажам. Тех, кого ребёнок воспринимает как близких между собой, будут стоять рядом. 

После того, как рисунок закончен, обязательно расспросите, кто есть кто. Возможно, вас ждет сюрприз. Тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется не настоящим дедушкой, а Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии. Такому персонажу надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни. 

Обратите внимание и на отсутствующих персонажей. Вас не должны ввести в заблуждение фразы: «Младшего братика я забыл нарисовать», а для «папы не хватило места». Скорее всего, брат вызывает ревность, а с папой нет эмоционального контакта, его как бы нет в мире ребенка. Может отсутствовать на рисунке и сам автор. И тогда это повод поразмышлять — нет ли у ребенка трудностей самовыражения с близкими людьми? Если «озвучить» чувства, это будет выглядеть примерно так: «Меня здесь не замечают» или «Мне здесь нет места».  

Руки, ноги, огуречек — вот и вышел человечек!

У ребенка совершенно особое видение рук! Ведь первоначальная природная функция рук — цепляться за тело мамы, устанавливая с ней тем самым контакт. И лишь пережив отрыв от матери, ребенок открывает для себя другую функцию рук — функцию воздействия на мир. Тогда-то на его рисунках и появляются руки в виде «варежки» или «с пальчиками». И не надо пугаться, если пальчиков окажется не пять, а больше. Это означает, что ребёнок видит себя ( или другого персонажа) более сильным и могущественным, чем других членов семьи. Если пальцев больше на левой руке — то в сфере семейных отношений. На правой — вне семьи — в детском саду, школе или во дворе. Если пальчиков меньше пяти, то ребенок чувствует себя слабее окружающих. И еще одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее. 

Персонажи, которые соприкасаются или почти соприкасаются руками, по внутреннему ощущению ребенка находятся в психологическом контакте.  

Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем более персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. 

Иногда на рисунках встречаются «отрывы» конечностей и голова, нарисованная отдельно от тела. Это сигнал страха — боязнь потерять то, что символизируется «недорисованной» ногой или рукой. Например, недорисованная правая рука может свидетельствовать о боязни потерять свой статус в детском саду или школе. 

Разрывы контура — тоже частый элемент рисунка. Разрывы контура чаще можно наблюдать при изображении головы и туловища. Например, разрывы при рисовании головы объясняются следующим образом. Разрыв с правой стороны — восприимчивость к мнению социального окружения. С левой стороны — податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке — податливость абстрактным нормам и авторитетам. Не доведенные линии снизу и со стороны шеи — недостаточный контроль над собственными влечениями. 

Для чего тебе такие большие уши?

Казалось бы, такие мелкие детали как глаза, рот, уши трудны для изображения, и ребенок рисует их так, как может, поэтому никакой смысловой нагрузки они не несут. Но это не так. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи. 

Если вы спросите малыша, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ — «Чтобы слышать»! Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а прежде всего критические замечания и мнение о себе. Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот персонаж «без ушей» вообще может игнорировать то, что о нем говорят. 

Что для ребенка символизирует рот? Это, прежде всего орган для нападения — чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими и (или) затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Кстати, это вовсе не значит, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких персонажей нарисованы ещё большие уши — чтобы слушаться. 

Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу. Когда же появляется шея и что она символизирует? Шея в графической интерпретации — способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Когда у ребенка появляется пусть небольшая, но способность контролировать свои чувства, на рисунке появляется шея. 

Тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет — не способен. 
Иногда встречаются, казалось бы, ставящие в тупик рисунки. Например, у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребенок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа — когда захочу! И конфет есть так много — как мама»!

Если шея длинная и тонкая, то в сознании автора конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий проблем в этой сфере. 

Что касается головы, то тут все просто. Самый умный член семьи — самый «головастый». 

Кто сидел на моем большом стуле?

И ещё несколько общих замечаний. Иногда вместо членов семьи дети рисуют неодушевленные предметы. К примеру, папа изображен в виде компьютера или удочки. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они не обязательно означают отсутствие эмоционального контакта персонажа с членами семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так. 

Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на неодушевленные предметы. Вещь, наиболее близко расположенная к персонажу, как считает ребенок, наиболее интересна для него. 

Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой. 

Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы деятельности для семьи. На рисунке одного ребенка было изображено три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата. 

Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.  

Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа. 

И напоследок окиньте взглядом весь рисунок в целом. Как распределены персонажи? Равномерно по всему листу или смещены вверх или вниз? Пространство листа — своего рода аналог жизненного пространства человека. И так же, как в реальной жизни, на листе бумаги ребенок стремится занять собой столько места, сколько, как ему кажется, он «заслуживает». Поэтому если человек «мельчит», это говорит о его низкой самооценке. Если группа маленьких людей изображена в верхней части, а низ листа остался пустым, то низкая самооценка в данном случае сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек нам как бы говорит: «Мне в жизни многое хочется, но у меня мало что получается». Если маленькие человечки нарисованы внизу, а верх остался пустым, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний.  

Опираясь на предыдущие правила, каждый родитель сможет проявить способности к символическому истолкованию рисунков, лучше понять ребенка и его проблемы, увидеть нюансы отношений, которые раньше не замечались. 

Если в рисунке что-то будет совсем уж не ясным (например, ребенок может изобразить так называемый «римский бюст» — фигуры людей будут изображены по пояс да еще обведены в рамочку) лучше не фантазировать, а вообще отказаться от интерпретации. 

Посмотрев на себя и свои отношения с близкими глазами своего сына или дочери, вы сможете найти новые пути для решения проблем и гармонизации отношений.

детей, рисующих о счастливой семье с отцом, матерью, дочерью, сыном и их домом, вектор, вектор и низкий бюджет изображения без роялти. Рис. ESY-028573031

Купите это изображение от

$ 10

только за 0,27 долл. США по максимальному разрешению с EasySubScription

См. Наши планы подписки

REALTY Лицензия

Выберите разрешение, которое требует ваших потребностей

16

Выберите разрешение, которое требует ваших потребностей

1115

.

Выберите разрешение, которое требует.
0}»>
С 1 МБ А8 788 х 443 пикселей 27,8 х 15,6 см 72 $10.00
М 6 МБ А6 1931 х 1086 пикселей 16,3 х 9,2 см 300 20 долларов США
л 26 МБ А4 4020 х 2260 пикселей 34 х 19,1 см 300 25 долларов США
XL 50 МБ А3 5575 х 3135 пикселей 47,2 х 26,5 см 300 $30.00
Вектор .EPS-файл $30.00

Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG

Код изображения: ESY-028573031 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: До вектора . EPS-файл

Доступно в формате .EPS

Специальная коллекция: Маленький бюджет

Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.

×

Образ композиций

Вы можете использовать этот образ в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли он необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами.

Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Семейная художественная галерея отца и дочери — Индивидуальные подарки «Папа и я»

Перейти к содержимому

DonnaBellas Digital, Family, Illustration, Media, Pencil or Ink, People & Portraits, Style, Subject

На семейном художественном рисунке изображены отец и дочь, держащиеся за руки. На рубашке мужчины написано «папа», а на платье маленькой девочки — «я». Изображение поставляется в нескольких этнических семейных версиях родителей и детей. Закажите одинаковые семейные подарки для папы и меня, включая наряды (фартуки, рубашки), украшения для ожерелий, открытки, приглашения и многое другое!

Папа и дочь Семейные подарки на заказ Товары для папы и меня

Вы можете персонализировать семейный рисунок на футболке с вашими персональными фамилиями или другим сообщением для специального персонализированного подарка на День отца, нового папы и маленького мальчика, семейного воссоединения или другого папы и подарки дочери!

Ниже приведены образцы некоторых подарков матери и сына.