Вежливые дети – Как воспитать вежливого ребенка? | Дом и семья

Содержание

учим ребенка вежливости и этикету

Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры»; видеть проявления благодарности в ответ на заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку. Однако вежливость для детей заключается не только в заученных фразах, но и в тактичном поведении, которое также зависит от действий взрослых. Только своим собственным примером можно выработать у малыша хорошие манеры.

Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека

Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании крохи — не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.

Вежливость — важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом «вежа» называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: «Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец».

С чего нужно начинать воспитание вежливости

У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с «волшебных» слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:

  • Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
  • Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
  • Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово «спасибо», он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
  • Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их «волшебными» словами.
  • Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

Проблемы при обучении вежливым манерам

Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:

  • карапуз не реагирует на замечания взрослых;
  • отмалчивается при попытке заставить его произнести «волшебные» слова;
  • использует в речи ненормативную лексику;
  • капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.

С чем это связано?

  1. Часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей — трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
  2. Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. Задача родителей — проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.

Как поступать с детской непосредственностью

При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:

  • показ на людей пальцем в общественных местах;
  • высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
  • обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
  • обсуждение домашних дел при посторонних людях;
  • нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).

Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей. Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя. Постарайтесь при помощи разных способов (см ниже в тексте) объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.

Как обучать детей вежливости дома

Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап. Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же. Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую «азбуку вежливости»:

«Вежливые» игры

Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: «Накормим куклу», «День рождения мишки», «Магазин», «Купание куклы», «Водитель автобуса», «Путешествие» и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.

Например:

  • Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
  • Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
  • Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:

Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки «отвечают» маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться? (аналогично: это не я…)

У кого из вас в порядке,
Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?

Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

«Вежливые» загадки

Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:

  1. Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче:… (Здравствуй).
  2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать:… (Пожалуйста).
  3. Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (Спасибо).
  4. Говорить друзьям не лень, улыбаясь:… (Добрый день).
  5. Друг другу на прощание мы скажем:… (До свидания).
  6. Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего… (Извинить).
  7. Когда виноваты, сказать вы спешите:… (Прошу вас, пожалуйста, извините).
  8. В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше… (Не перебивай).
  9. Зазеленеет старый пень, когда услышит:… (Добрый день).
  10. Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит:… (Привет).

Просмотр мультфильмов

Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др. После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости. Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.

Чтение книг

Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки «Два жадных медвежонка», «Морозко», «Вежливый кролик».

Многочисленные стихи о вежливости учат уважению к старшим, заботе о младших. Чтобы малыш их запомнил, они должны иметь хорошую рифму и сопровождаться красочными картинками. Например, всем известно стихотворение Самуила Маршака «Урок вежливости», где говорится о медвежонке, который учился вежливости. Интересно прочитать деткам произведение Агнии Барто «Любочка». После прочтения книг, обязательно обсудите с малышом героев, их поступки, позадавайте ему ненавязчиво вопросы. Так вы можете убедиться, что ребенок действительно слушал и понял, о чем это произведение.

Пословицы

В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:

  • Про доброе дело говори смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Как проживёшь, так и прослывёшь.

Особенности детской «азбуки вежливости»

До 3-х летнего возраста

В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача — не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.

Дети после 3-4 лет

В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:

  1. Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
  2. Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка — это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.

Советы родителям

  • Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
  • Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
  • Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
  • Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
  • Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры.

    Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте. Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
  • Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
  • Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
  • Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.

myintelligentkids.com

Как научить детей правилам вежливости?

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе — поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственно:

  1. умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  2. способность находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях;
  3. искусство слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон, что такое этикет. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей — не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым — по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим — сдержанность.

Практическое обучение детей

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания — домочадцы, и в первую очередь — родители. То, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, а позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» — «пожалуйста», «доброе утро» — «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра — это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для обучения его необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите его приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.

Поощрения и замечания

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните, по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости — совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает и меняет обычную манеру поведения в семье.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.

Опытные педагоги считают, что такое поведение — результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ — конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения — проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым — это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь его биографией. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка даёт посторонний человек. В этом случае оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Только наедине с ребёнком вы можете отчитать его за недостойное поведение и сделать «работу над ошибками», то есть тщательно разобраться в том, что произошло, и определить возможные варианты правильного поведения.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал себя в подобной ситуации.

azbyka.ru

Консультация для родителей: «Секреты воспитания вежливого ребёнка»

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает к себе, гасит раздражительность, что облегчает человеку общение с другими или просто позволяет ему спокойно и достойно находиться среди них.

От ребёнка мы, взрослые, чаще всего добиваемся послушания и при этом сами далеко не всегда бываем уравновешенными. Ребёнок

теряется под нашим напором и замыкается или озлобляется. И чтобы этого не происходило, помимо всего прочего и, прежде всего, ребёнок должен как можно чаще слышать обращённое к нему доброе, мягкое слово. Оно ему необходимо так же, как еда. Ребёнок должен слышать уважительное к нему отношение, сознавать, что он равный среди других, но и, конечно, понимать свои обязанности. Более того, взрослый, обучая ребёнка вежливому отношению к окружающим, сам создаст такие условия, что его требовательность к ребёнку не будет выходить

за границы дозволенного. По крайней мере, он это обязательно почувствует и, возможно, задумается о своём собственном поведении. Только в условиях взаимной вежливости

можно говорить о воспитании культурного поведения.

Очень важно, чтобы родители увидели и поняли, что слово, сказанное ребёнком, может быть для него поступком. И чтобы родители в общении с ребёнком, более трепетно и бережно относились к таким словам, поскольку именно на этом строится процесс воспитания.

Очень важно следить за тем, чтобы дети и в повседневной жизни активно пользовались навыками вежливого общения с окружающими. Родители не должны забывать о том, что только личный пример вежливого обращения способен убедить ребёнка в важности и необходимости таких простых и доступных слов, как «Спасибо» «Извините» «Здравствуйте», «До свидания».

Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

Для самостоятельного установления контактов ребенка с другими детьми и окружающими взрослыми необходимо особое внимание уделять воспитанию вежливости и развитию умения употреблять вежливые слова и выражения, закреплять знания детей о формулах словесной вежливости.

При общении с детьми дома не забывайте:

  • Если в выходной день ребенок проснулся раньше родителей, понаблюдайте за ним, напомните о добрых приветствиях,

если он сам забыл. Если нет – обязательно похвалите;

Словарь добрых слов и выражений для больших и маленьких:

Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер. Здравствуйте.

Очень рад вас видеть. Рад встрече с вами. Будьте здоровы.

Всего доброго. Всего хорошего. Доброй ночи. До встречи.

До свидания. Прощайте. Спокойной ночи. Счастливого пути.

Извините, пожалуйста.

Примите мои извинения. Простите, пожалуйста. Я был не прав.

Будьте добры. Пожалуйста, помогите мне. Прошу вас. Разрешите

Памятка для родителей.

Секреты воспитания вежливого ребёнка.

Ваш ребёнок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведёте себя:

Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям.

— Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребёнка, не говорите при нём или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.

— Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно,

поощряете самостоятельность своего ребёнка.

— Предъявляете к детям единые требования, разногласия выясняете между собой в отсутствии ребёнка.

— Предъявляя к ребёнку, какие – то требования, предъявляете их и себе.

— Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты ещё маленький», «Тебе ещё рано».

— Не забываете говорить ребёнку «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используете похвалу.

— Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю,


 Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому, Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе и за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом. С.Брандт.

Почитайте детям: А.Барто «Медвежонок – невежа», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Д.Дриз «Добрые слова», Дж.Родари «Розовое слово «привет», В.Салоухин «Здравствуйте», Осеева «Вежливое слово» и т.д.

Желаем Вам успехов!

infourok.ru

Статья на тему: Консультация «Как воспитать вежливого ребенка»

                                   

                   

Воспитатель:  Парахина Л.Н.

2016

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком? С тем, что вежливость – это очень важно, мало кто поспорит. Многие родители в своих мечтах представляют своих 3-4-летних карапузов настоящими маленькими «леди» и «джентльменами». Что же родители понимают под словом «вежливость»?

У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок, чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете выстроить воспитательную линию поведения. Когда можно начинать прививать малышу нормы вежливости? Кто-то из родителей уверен, что это качество нужно воспитывать с пеленок, а кто-то и про 4-летнего карапуза скажет, что он «еще не способен этого понять». На самом деле более правы сторонники «пеленочного» подхода, и вот почему. Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, поистине огромен: от крохотного

несмышленыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди. Давайте разберем несколько ситуаций. Ситуация первая: Аня и Максим – молодые супруги, воспитывающие годовалого Данилу. В их семье принято говорить спокойным тоном, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «на здоровье» и т.д. Даже разговаривая с Данилкой, мама Аня не забывает об этих словах: «Даня, дай мне, пожалуйста, погремушку. Вот спасибо!», «Кушай кашку. Приятного аппетита!», «Спокойной ночи, сынок!», «Я тебя случайно толкнула. Извини, пожалуйста!». Ситуация вторая: Маша и Кирилл – тоже молодые супруги, и у них растет 11-месячная Катюша. Но стиль общения в их семье совсем другой. Слова «пожалуйста» или «извини» практически не звучат из уст взрослых. И в общении с малышкой мама Маша обходится без них. Вместо Спокойной ночи!» звучит «Спи быстро!», вместо «Дай, пожалуйста!» слышится «Отдай, а то сейчас влетит!». Как вы думаете, в какой ситуации ребенок быстрее научится вежливости? Конечно же, в первой. Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребенка таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как-то сам» таким стал, либо скажут, что «мы сами так себя ведем, поэтому и малыш за нами тянется». Во второй ситуации развитие вежливости находится под вопросом. Ребенок не знает другого общения между взрослыми, а оно носит вульгарно-агрессивный характер.

   Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми. Следующий этап – это появление в лексиконе вежливых слов. После того как ребенок начинает активно набирать «словарь», они вскоре появляются в речи.

Закрепление норм вежливого поведения начинается лишь в возрасте около 3 лет. Ребенок, переживающий «кризис 3 лет», может временно стать совсем невежливым, ведущим себя капризно, а порой агрессивно с окружающими. В это время малыш постоянно «проверяет» родителей: а действительно ли нельзя то, что нельзя? Это происходит не из-за «вредности» или «испорченного характера», а оттого, что малышу необходимо начертить «карту местности». В этот важный период он обозначает для себя границы дозволенного и недозволенного. Как это связано с вежливостью? Напрямую! Именно этот период является благоприятным для того,

чтобы научить малыша сознательно пользоваться вежливыми словами и демонстрировать вежливое поведение.

Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве. Именно через игру ребенок познает окружающий мир, узнает много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры. А ведь именно игра – один из лучших способов показать ребенку эффективные способы общения и разрешения детских, но таких непростых проблем! Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?

 при встрече со знакомым;

 при общении в садике;

 при посещении поликлиники;

 при походе в магазин, кино;

 при посещении театра;

 в транспорте;

 в гостях или при приеме гостей у себя.

Сказка-помощница

Еще одна форма, очень близкая ребенку, – это сказочная история. Замечательная сказка есть у Ш.Перро. Она про двух сестер, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая позволила волшебнице напиться из кувшина, когда ходила за водой, получила в дар способность ронять изо рта цветы и драгоценные камни при каждом слове. Вторая же, нагрубившая волшебнице, была наказана тем, что роняла изо рта змей и жаб. Эта сказка в символическом виде помогает ребенку понять: вежливость подобна цветам и очень ценна, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта. Есть подобные сказки и у русского народа. Например, «Морозко», где учтивая и работящая девушка была вознаграждена волшебными дарами, а вторая, грубая да ленивая, – ларцом со снегом. Читая практически любую сказку, можно найти в ней ценность вежливости. Можно это рассмотреть и в мультипликационных сюжетах. Обращайте внимание ребенка на эти этические моменты, обсуждайте с ним поступки сказочных героев. Многие сказки учат ребенка быть более терпимым и вежливым. А можно придумать сказку специально, чтобы иллюстрировать ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и достаточно короткие (чем меньше ребенок, тем короче). Сказка – это тот же игровой сюжет, но без игрушек. Вы можете придумать сказку вместе, а потом и поиграть в нее, а можете рассказывать игровой сюжет как сказочный.

История для обсуждения

Для детей более старшего возраста (5-6 лет) в качестве воспитательного средства подойдет «история для обсуждения» (хотя ценность игры и сказки полностью сохраняется). Она конструируется так же, как игра и сказка, т.е. имеет в основе какой-то сюжет, связанный с той нормой вежливости, которую мы хотим донести до малыша. Но героями в ней являются уже не звери, а люди. Пусть главный герой будет того же пола, что и ваш ребенок. Договоритесь, что когда малыш поймет, что герой действовал вежливо, он должен хлопнуть в ладоши. А когда невежливо – топнуть ногой. Делайте паузы в тех местах, где вы ждете реакции ребенка.

nsportal.ru

Консультация на тему: «Как воспитать вежливого ребёнка» консультация для родителей

«КАК ВОСПИТАТЬ ВЕЖЛИВОГО РЕБЕНКА»

                     Консультация для родителей

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком?

Что такое «вежливость»?

С тем, что вежливость – это очень важно, мало кто поспорит. Многие родители в своих мечтах представляют своих 3-4-летних карапузов настоящими маленькими «леди» и «джентльменами». Но родители по-разному понимают вежливость! У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок, чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете выстроить воспитательную линию поведения.

Вежливость, растущая вместе с ребенком

Когда можно начинать прививать малышу нормы вежливости? Кто-то из родителей уверен, что это качество нужно воспитывать с пеленок, а кто-то и про 4-летнего карапуза скажет, что он «еще не способен этого понять». На самом деле более правы сторонники «пеленочного» подхода, и вот почему. Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности.

Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, поистине огромен: от крохотного несмышленыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди. Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребенка таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как-то сам» таким стал, либо скажут, что «мы сами так себя ведем, поэтому и малыш за нами тянется».

Бывают ситуации, когда развитие вежливости находится под вопросом. Ребенок не знает другого общения между взрослыми, которое носит вульгарно-агрессивный характер. Общеупотребимые «волшебные» слова заменяются либо сленговыми «клево», «супер», либо не употребляются вообще. И в этом случае вежливость сама собой не появится.

Возможно, родители когда-нибудь задумаются над тем, почему ребенок не умеет здороваться, прощаться и говорить «спасибо». И тогда, скорее всего, его будут принуждать к этому «силовыми» методами, вместо того чтобы поменять что-то в своем поведении. А когда мама услышит из уст карапуза: «Ну-ка дай мне быстро ту игрушку, а то влетит!» вместо фразы «дай, пожалуйста», то скорее отругает его, вместо того чтобы задуматься, почему именно такая форма обращения выбрана ребенком.

Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.

«Волшебные» слова

Следующий этап – это появление в лексиконе вежливых слов. После того как ребенок начинает активно набирать «словарь», они вскоре появляются в речи. Но происходит это только в том случае, если малыш их слышит от окружающих. В противном случае ждать их можно будет еще очень долго. Уже 1,5–2-летние малыши могут произносить эти слова. Каким же словам стоит научить ребенка в первую очередь? Конечно, это слова приветствия, и, прежде всего, слово «здравствуй». Конечно, облегченное «привет» гораздо легче, но после 3 лет нужно научить малыша именно слову «здравствуй». Это слово – одно из основных. Говоря его, мы обозначаем, что тот, кому мы его адресуем, существует для нас, мы желаем ему добра и здоровья.

Также нужно научить малыша словам «пожалуйста», «спасибо», «извини», «до свидания». Это минимум, который должен быть в лексиконе трехлетки: ребенок должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их употребить. Конечно, малышу понадобятся ваши подсказки. Дальше лексикон вежливых слов должен расширяться. Очень хорошо, если 6-летний ребенок может назвать и правильно применить 10-15 вежливых слов и выражений.

Эти невежливые трехлетки!

Закрепление норм вежливого поведения начинается лишь в возрасте около 3 лет. Ребенок, переживающий «кризис 3 лет», может временно стать совсем невежливым, ведущим себя капризно, а порой агрессивно с окружающими. В это время малыш постоянно «проверяет» родителей: а действительно ли нельзя то, что нельзя?

Это происходит не из-за «вредности» или «испорченного характера», а оттого, что малышу необходимо начертить «карту местности». В этот важный период он обозначает для себя границы дозволенного и недозволенного. Как это связано с вежливостью? Напрямую! Именно этот период является благоприятным для того, чтобы научить малыша сознательно пользоваться вежливыми словами и демонстрировать вежливое поведение, т.к. оно как раз и связано с «границами» допустимого. 

Руслану 3 годика, и его поведение порой ужасает родителей. Он может ударить бабушку, сказать маме: «Ты плохая!» и вырвать игрушку на улице из рук другого малыша, не пожелав извиниться. Но иногда Руслан – сама вежливость. «Мама, дай, пожалуйста, хлебушка!», «Спасибо тебе за машинку!», «Спокойной ночи, бабулечка!». Родители в растерянности: так вежлив их сын или все же нет? Руслан демонстрирует поведение, типичное для кризиса 3 лет. Оно весьма неустойчиво, ведь «границы» на «карте» прочерчиваются сначала пунктиром, а только потом – жирной линией. И в этот период может закрепиться как вежливое, так и некультурное поведение.

Многое зависит от позиции родителей. Для того чтобы ребенок усвоил нормы вежливости, нужно неизменно и одинаково реагировать на нежелательное поведение. Вот, например, малыш ударил бабушку. Вы возмущены. В этот момент нужно подойти к нему и четко сказать: «Ты поступил плохо. Бить бабушку нельзя». Потом нужно добиться, чтобы ребенок извинился перед бабушкой. После этого придется пережить еще несколько провокаций такого поведения, но если реагировать так, чтобы ребенок раз за разом понимал, что это поведение осуждается, оно скоро исчезнет. И, главное, нужно отмечать похвалой те случаи, когда ребенок поступает правильно. Так как «невежливых» ситуаций бывает много, нужно набраться терпения. Если же поведение то осуждается, то «спускается на тормозах», у ребенка не формируется четкой границы и нормы вежливости так и могут остаться неустойчивыми на долгое время.

Дошкольный этикет

Ребенок, перешагнув границу в 4 года, начинает относиться к нормам вежливости все более осознанно. Пример родителей продолжает оставаться одной из главных «направляющих» в этом возрасте. Но ребенок перестает быть «пассивным» участником процесса. Теперь он критик, судья. 

В старшей группе детского сада время свободной игры. Сквозь общий шум то и дело раздаются детские голоса: «А Вера меня ударила, и извиняться не хочет!», «А я Коле мячик дала, а он мне «спасибо» не хочет говорить». Возгласы маленьких «ябед» раздаются каждую минуту… Почему же дети так охотно замечают промахи других и не видят свои? Почему они так беспощадно критичны к своим одногруппникам, но сами забывают об элементарных приличиях? Потому что в их жизни наступил очень важный этап: они учатся оценивать поведение других с точки зрения усвоенных ими этических норм. Такое поведение не является истинным ябедничеством, у него совсем другая задача: ребенокжелает понять, правильно ли он усвоил ту или иную норму. Подходя к воспитателю или родителям с информацией о том, что кто-то сделал что-то не так, он желает знать: правильно ли он осудил это поведение. И если взрослый подтверждает его правоту, то следование этой норме будет закрепляться в поведении самого малыша. Если же взрослый говорит: «Отстань!» или «Не ябедничай!», то малыш не получает ответа на свой вопрос, а значит не понимает, как стоит себя вести. Пока ребенку 4-5 лет, родителям может казаться, что он ведет себя даже менее вежливо, чем в 2-3 года, как будто он «забыл» все навыки вежливости. Но это не так. Если в 2-3 года вежливость была копированием стиля общения взрослых, то теперь маленькому человеку нужно пропустить эти нормы «через себя», через свое сознание. Поэтому и наступает период временной «утери» вежливости. Не волнуйтесь, дальше наступит новый этап. Ближе к шести годам ребенок начинает применять нормы вежливости осознанно. Конечно, некоторые нормы закрепляются и раньше, но самое благотворное время для этого конец пятого года жизни – начало шестого. «Ябедничество» уменьшается, т.к. ребенок уже усвоил, что хорошо и что плохо. Ребенку важно, что подумают о нем окружающие, поэтому он старается произвести хорошее впечатление. В малышах наконец-то появляются те самые черты маленьких «леди» и «джентльменов». Конечно, успехи ребенка нужно замечать и хвалить, ведь ему важно знать, что он движется в правильном направлении. А если он ошибся или забыл какое-нибудь правило вежливости, нужно лишь тактично (и вежливо!) напомнить о нем.

Пусть он станет вежливым!

 Перед родителями часто встает вопрос: если ребенок поступил невежливо (забыл поздороваться или стал кричать, вместо того чтобы сказать спокойно), как дать ему понять, что вежливость – это важно? Чаще всего для этого родители используют метод убеждения. Они словами стараются объяснить малышу, что тот был «не прав», и внушить, как нужно себя вести «в следующий раз». Но метод убеждения, когда с ребенком говорят «как со взрослым», наименее эффективен в возрасте до 5-6 лет. Да, дети понимают все, что им говорят, но применить на практике оказываются не способны. И взрослые раз за разом повторяют одни и те же нотации. Но дело не в ребенке. Просто родители не всегда знают, какие способы еще существуют. Давайте разберем несколько наиболее эффективных способов, позволяющих развить вежливость у ребенка 3-6 лет без лишних моралей и нравоучений.

 

Игра-помощница

Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве. Именно через игру ребенок познает окружающий мир, узнает много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры. А ведь именно игра – один из лучших способов показать ребенку эффективные способы общения и разрешения детских, но таких непростых проблем! Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях. В каких же?

  • при встрече со знакомым;
  • при общении в садике;
  • при посещении поликлиники;
  • при походе в магазин, кино;
  • при посещении театра;
  • в транспорте;
  • в гостях или при приеме гостей у себя;
  • и просто в ежедневном общении с близкими!

В общем, вежливость – это стиль жизни. В эти ситуации можно играть бесконечно, но мы рассмотрим пример только одной такой игры. Вначале взрослый играет за всех героев, но периодически спрашивает совета у ребенка: как поступить дальше главному герою? Почему ему что-то не удалось или, наоборот, получилось? Исполняя роли за героев сказки, подчеркивайте в их репликах вежливые слова. Белочка Маша очень любила кукол и часто приносила их в сад. Зайчик: «Маша, дай мне куколку твою, пожалуйста! Я только посмотрю и отдам». Маша: «Нет, не дам, сам приноси и играй!» Расстроился зайчик и ушел от Маши. Подошла к Маше киска: Киска: «Маша, давай поменяемся: я дам тебе мою куклу посмотреть, а ты мне – свою. Давай в дочки-матери играть?» Маша: «Еще чего! Моя кукла новая, вдруг сломаешь». Расстроилась Киска и ушла играть с другими зверятами. Надоело Маше сидеть со своей куклой, и захотела она играть с другими ребятами. Маша: «Эй, зайчик! Ты все равно ничего не делаешь, давай поиграем!» Зайчик: «Нет, Маша! Извини, но я не хочу играть с тобой». Маша: «Киска, иди сюда, будем кукол пеленать!» Киска: «Нет, Маша, я уже с Овечкой играю». Никто из зверят не захотел играть с Машей. Тут надо обсудить с ребенком, почему зверята отказались играть с Машей. Важно навестиребенка на мысль, что Маша вела себя невежливо и грубо. Она не сказала зверятам ни одного «волшебного слова», не разрешила посмотреть свою игрушку. Нужно спросить ребенка, что бы он посоветовал белочке Маше? Подскажите ему, при необходимости, что нужно быть вежливым. Ребенок даже может обратиться к игрушке, дать ей совет. А игрушка должна поблагодарить малыша. Продолжите игру. Маша поняла, что вела себя невежливо. Она решила подойти к зайчику. Маша: «Зайчик, Киска, извините меня, пожалуйста. Я вела себя грубо. Если хотите, посмотрите мою куклу и давайте вместе поиграем». Зайчик и Киска: «Хорошо, Маша, спасибо!». Обсудите с ребенком: почему зверята согласились играть с Машей. В следующий раз позвольте ребенку играть за Зайку или Киску, а потом и за Машу.

Сказка-помощница

Еще одна форма, очень близкая ребенку, – это сказочная история. Замечательная сказка есть у Ш.Перро. Она про двух сестер, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая позволила волшебнице напиться из кувшина, когда ходила за водой, получила в дар способность ронять изо рта цветы и драгоценные камни при каждом слове. Вторая же, нагрубившая волшебнице, была наказана тем, что роняла изо рта змей и жаб. Эта сказка в символическом виде помогает ребенку понять: вежливость подобна цветам и очень ценна, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта. Есть подобные сказки и у русского народа. Например, «Морозко», где учтивая и работящая девушка была вознаграждена волшебными дарами, а вторая, грубая да ленивая, – ларцом со снегом. Читая практически любую сказку, можно найти в ней ценность вежливости. Можно это рассмотреть и в мультипликационных сюжетах. Обращайте внимание ребенка на эти этические моменты, обсуждайте с ним поступки сказочных героев. Многие сказки учат ребенка быть более терпимым и вежливым. А можно придумать сказку специально, чтобы иллюстрировать ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и достаточно короткие (чем меньше ребенок, тем короче). Сказка – это тот же игровой сюжет, но без игрушек. Вы можете придумать сказку вместе, а потом и поиграть в нее, а можете рассказывать игровой сюжет как сказочный.

История для обсуждения

Для детей более старшего возраста (5-6 лет) в качестве воспитательного средства подойдет «история для обсуждения» (хотя ценность игры и сказки полностью сохраняется). Она конструируется так же, как игра и сказка, т.е. имеет в основе какой-то сюжет, связанный с той нормой вежливости, которую мы хотим донести до малыша. Но героями в ней являются уже не звери, а люди. Пусть главный герой будет того же пола, что и ваш ребенок. Договоритесь, что когда малыш поймет, что герой действовал вежливо, он должен хлопнуть в ладоши. А когда невежливо – топнуть ногой. Делайте паузы в тех местах, где вы ждете реакции ребенка. Вот, например, такая история. Рано утром мама пришла будить своего сына Сашу (или дочку Свету). Ему нужно было собираться в садик, а маме – на работу.«Доброе утро, сынок! Вставай, умывайся», — сказала мама. Но Саша сказал: «Не собираюсь вставать! Я спать хочу!» Наконец, после долгих уговоров Саша встал с постели. Когда он проходил по коридору, встретил бабушку и сказал ей «Привет, бабуля!» По дороге в сад Саша увидел девочку из своей группы, но сделал вид, что ее не заметил. Когда Саша вошел в группу, он громко сказал детям и воспитателю: «Здравствуйте!» Пока дети играли в игрушки, девочка Катя случайно задела стакан с карандашами и они рассыпались, но Саша сказал: «Давай я тебе помогу их собрать!» На прогулке Саша случайно толкнул своего друга, но не извинился. Вечером, когда за ним пришла мама и он оделся, Саша громко попрощался с ребятами и воспитателем, сказав «До свидания, до завтра!» Вы сами можете придумать такие истории про посещение театра, гостей, поликлиники. Важно, чтобы в истории были не только отрицательные проявления, но и правильные поступки, чтобы внимание ребенка сохранялось и он учился оценивать, что хорошо, а что плохо. Если история будет содержать лишь «плохие» поступки, внимание ребенка притупится и он будет автоматически осуждать героя, почти не слушая историю. Такие истории хорошо рассказывать, когда вы вместе с ребенком куда-то едете или ждете приема врача в поликлинике. В общем, они не дадут ребенку заскучать и принесут пользу.

Игра «Волшебные слова»

Эта игра позволит ребенку узнать больше вежливых слов и выражений. Конечно, то же самое можно сделать и в игре, и в сказке, и в истории с обсуждением, но с помощью игры ребенок может понять, как много вежливых слов и выражений существует в русском языке. Вариантов игры очень много. Вы можете придумать и свой вариант. Главное – это соревновательный момент и цель: вспомнить как можно больше вежливых слов и выражений. Можно рекомендовать родителям перед игрой самим вспомнить и записать эти «волшебные» слова. Должно набраться не меньше 20-25 слов. Попробуйте, это не так просто! Вариант первый: «Командная вежливость». Если в гости к вам пришли дети, разделите их на 2 команды. В каждой команде может быть взрослый, но он вступает в игру только тогда, когда дети уже не могут ничего нового предложить. Кто первый – решает жребий. Говорить может любой из членов команды. Цель – назвать как можно больше вежливых слов и выражений. Побеждает та команда, которая назвала последнее слово. Таким же образом вы можете играть вдвоем с ребенком. Вариант второй: «Вежливые вышибалы». Вы, конечно, помните, игру в вышибалы. Цель игрока – перейти на другую сторону, а ведущего, стоящего посередине – не дать ему этого сделать. Чтобы беспрепятственно перейти на другую сторону, в «вежливых вышибалах» нужно назвать «волшебное» слово или выражение. Слова повторять, конечно же, нельзя. Уже поиграв в такую игру несколько раз, дети хорошо усваивают вежливые слова. Вы можете модифицировать эту игру, если играете вдвоем с ребенком, просто перебрасывая мяч друг другу. Вариант третий: «Награда за вежливость». Вы можете играть вдвоем с ребенком. За каждое названное слово начисляются баллы. Можно давать магнитик и крепить его на холодильник. Чья линеечка из магнитиков будет длиннее? Также вы можете вырезать из бумаги два цветка разного цвета, но с одинаковым количеством лепестков. За каждое названное слово – лепесток. Чей цветок окажется пышнее? Конечно, в любой из игр названные слова повторять нельзя. Когда наступает ваша очередь, старайтесь употребить слово или выражение, которое, как вы думаете, неизвестно ребенку или пока не «закрепилось» в его речи. Таким образом, вы сможете расширить его кругозор вежливости. Итак, мы сегодня говорили о вежливости, этом качестве, без которого невозможно представить культурного человека. Самое главное – будьте вежливы сами, и не только в «публичных» местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком и другими близкими.

Знать и употреблять в общении

Пусть обязательным списком вежливых слов для вашего ребенка станут:
• здравствуйте;
• до свидания;
• спасибо;
• пожалуйста;
• разрешите мне;
• можно спросить;
• доброе утро;
• спокойной ночи;
• приятного аппетита;
• можно я помогу вам;
• извините, пожалуйста;
• будьте здоровы;
• будьте добры;
• угощайтесь;
• приятно познакомиться

Вежливость – часть нормальной человеческой морали

Употребляйте вежливые слова сами, заставляйте своих близких и друзей, а также друзей вашего ребенка. Привычка перейдет в автоматизм, а количество – в качество.

nsportal.ru

Как воспитать ребенка вежливымМир Пользы

Каждый родитель мечтает, чтобы у него вырос вежливый ребенок.  Ведь во взрослой жизни вежливому человеку гораздо проще добиться расположения окружающих, а значит, легче достичь успеха в выбранном деле. И, конечно, все мы понимаем, что уроки вежливости надо усвоить еще в раннем детстве, когда формируется характер будущей личности.
Практически с самого рождения малыш впитывает в себя все, что видит и слышит вокруг. В том числе, манера общения между мамой, папой, бабушкой, дедушкой
становится для него в первые годы жизни эталоном поведения. Первые уроки вежливости малыш получает именно от близких людей. Если в семье принято
с пробуждением желать друг другу доброго утра, благодарить маму за приготовленную пищу, сопровождать свои просьбы словом «пожалуйста» и т.д., то для ребенка будет вполне естественно употреблять вежливые слова, как только он научится говорить.
В первые годы жизни малыш пользуется вежливыми словами еще не вполне осознанно, а лишь подражая взрослым. В три года обычно наступает кризисный период в жизни ребенка, очень часто в это время можно наблюдать агрессивное поведение. Родители в недоумении: куда же подевался их вежливый ребенок, почему он превратился в грубияна и забияку? На самом деле это нормальное явление, малыш исследует границы дозволенного, ему просто нужно помочь эти границы
определить. В этот период на каждую грубую выходку следует реагировать одинаково твердо и неодобрительно, а за вежливые, учтивые поступки
ребенка нужно обязательно хвалить, тем самым вы дадите понять своему малышу, какое поведение наиболее приемлемо, а какое нет.
Иногда у малыша вызывает искреннее недоумение поведение взрослых, когда они, например, здороваются с человеком, о котором вчера довольно
нелестно говорили между собой. Ведь вы же всегда внушали ребенку, что обманывать плохо, а тут желаете здравствовать неприятному для вас
человеку.  В подобном случае нужно будет объяснить малышу, что вежливый человек вежлив со всеми вокруг. К тому же человек, о котором шла речь,
вовсе не такой уж и плохой, просто вы обсуждали какую-то определенную черту его характера, которая вам не нравится.
Перешагнув четырехлетний возраст, ребенок уже более осознанно усваивает уроки вежливости. Теперь он не просто пассивный наблюдатель, он становится критиком и судьей. Все поступки окружающих его людей, в частности сверстников в детском саду, он оценивает с точки зрения своего понимания что хорошо, а что плохо. В это время вы можете услышать от него частые жалобы на то, что кто-то из ребят его толкнул и не извинился, или не сказал спасибо за то, что он поделился конфетой, или на что-то еще, что, по мнению ребенка, следует осудить. Не пугайтесь, ваш ребенок вовсе не стал ябедой. Просто он на подобных примерах пытается понять, правильно ли он понял норму поведения среди людей. Если вы подтвердите, что поступок, который он осуждает, действительно некрасивый, то для себя малыш сделает вывод, что ему так поступать не следует. Если же отмахнетесь или пожурите за то, что он ябедничает на товарищей, ребенок будет в растерянности, как себя вести в подобной ситуации. К пяти-шести годам обычно ребенок уже усваивает основы поведения. Именно в этом возрасте, при правильном воспитании, в нем проявляются  черты вежливого человека, которые заметны окружающим и приятны родителям. Однажды в общественном транспорте довелось наблюдать такую картину.
Усталая мама ехала с мальчиком лет пяти-шести. Когда они стали выходить, малыш вышел первым и подал маме руку, мама, приняв его помощь, сказала:
«Спасибо, сынок». Все пассажиры с умилением смотрели вслед этой парочке. Видно было, что в этой семье – норма проявлять заботу друг о друге и пользоваться вежливыми словами. Но не огорчайтесь, если ваш ребенок иногда забывает какое-нибудь правило вежливости, просто тактично, ненавязчиво  напомните ему об этом. Ребенок должен понимать, что вежливость проявляется не только в словах, но и в поступках. И тут тоже необходим личный пример и подсказка родителей. Например, папа может вполголоса сказать ребенку: «Маме нужно отдохнуть. Пусть она немного поспит, а мы с тобой не будем шуметь, тихонько поиграем во что-нибудь». Если попробовать вывести формулу воспитания вежливого ребенка, получится примерно следующее: личный пример + постоянные упражнения + подсказка норм поведения + поощрение за хорошие поступки + единство всех членов семьи в вопросах воспитания.

mirpolzy.ru

Правила вежливости для детей

Поделиться статьёй:

Каждый заботливый родитель всегда будет заботиться о будущем своего ребенка и стремиться дать для воспитания все самое лучшее. Он всегда помнит о том, что одним из важнейших качеств, развитие которого необходимо для малыша, является вежливость, а работать над ее формированием не так уж и просто. Объяснить маленькому человеку, почему так необходимо соблюдать манеры и правила хорошего тона — задача не из легких, а значит подробно разберем ее в этой статье. 

Содержание статьи:

 

Вежливый человек — какой он?

Комфортная жизнь в социуме невозможно без выстроенных взаимовыгодных отношений, поддержки близких и отсутствия напрасных конфликтов. Достичь такой гармонии возможно только через соблюдение правил вежливости, которыми, к сожалению, многие привыкли пренебрегать в связи с самыми разными причинами.

Вежливость связана с такими понятиями, как нравственность и поведение. Человек, обладающий таким драгоценным качеством, не лишен чувства такта и умения вести беседу в уважительном тоне. Он знает, как прийти к компромиссу и обойти стороной конфликтные ситуации, умеет слышать и слушать собеседника, принимая его точку зрения. Конечно, принципы вежливости могут разительно отличаться в зависимости от того, в какой культуре растет человек, но эти умения — основа, без которой никак. Вежливость в том понимании, которое приведено в тексте, позволяет людям с любыми взглядами вести эффективный и успешный диалог, а также использовать этот инструмент для достижения самых разных целей. 

Вырастить такого человека из малыша можно только развивая естественную вежливость, знание этикета и манер. Вежливость — это своего рода граница. Граница, которая не позволяет человеку причинять вред, дискомфорт и зло другим людям. Ведь каждый наш поступок, совершенный в сторону общества, всегда будет неким образом влиять на других людей. 

Когда начинать воспитывать вежливость?

Воспитание самых лучших человеческих качеств нужно начинать в самом раннем возрасте, а лучше всего — с младенчества. С первых месяцев жизни ребенок начинает понемногу впитывать знания и навыки, из которых потом формируется личность. Если вы не хотите потом исправлять ошибки раннего воспитания (а сделать это будет непросто), то начинайте подходить к развитию вежливости комплексно.

Разделите весь процесс на четыре этапа:

  1. Взгляд на мир через пример домочадцев ( с младенчества до двух-трех лет).
  2. Использование игр для понимания принципов вежливого общения (до четырех лет).
  3. Начало этического воспитания и развитие ценностей (с четырех до семи лет).
  4. Применение всех накопленных знаний на практике, в жизни (с семи лет).

Каждый этап будет характеризоваться своими определенными принципами работы, которые помогут воспитать в ребенке вежливое поведение и понимание того, почему стоит следовать установленным нормам. 

В самом начале, когда ребенок только родился, все, что он может — смотреть на поведение взрослых, которые его окружают, и копировать их поведение в самых разных мелочах. Малыш будет смотреть на своих домочадцев и усваивать их особенности общения между собой и другими людьми. До двух с половиной-трех лет чада будет закладываться важнейшее понимание того, какие слова считаются вежливыми, а какие — нет. 

Чуть позже, с возраста примерно трех лет, ребенок начнет использовать хороши слова вежливого человека в играх, в том числе ролевых. Такие занятия помогают перенести реальные ситуации из жизни в более понятный малышу игровой формат. Выглядит это как игра в дочки-матери с куклами или чаепитие с любимыми мягкими игрушками: вы должны показать ребенку, какие вежливые слова стоит использовать в диалоге в той или иной ситуации, будь то выражение благодарности, просьба о помощи и извинение. Игру можно перенести и в жизнь, показывая ребенку, как можно вести себя на улице, в общественном транспорте, магазине и других подобных местах. 

Малыш подрастает, и с четырех лет можно начинать рассказывать ему о том, почему людям стоит общаться друг с другом вежливо, и какую пользу мы можем получить от такой коммуникации. Можно обсуждать вежливые нормы поведения на собственном примере, который будет понятен ребенку. 

С семи лет дети начинают ходить в школу, а значит от теоретических основ пора переходить к практическим: знание норм поведения и вежливость помогут ему контактировать с учителями, одноклассниками и другими людьми, с которыми он будет встречаться, пока вас нет рядом. К этому времени важно развить в детях умение контролировать свои эмоции, подбирать правильные и вежливые слова, корректно высказывать свои мысли. 

Любой из перечисленных нами периодов важен в становлении вежливой личности. Нельзя просто взять и пропустить развитие вежливого поведения в какой-либо возрастной период, иначе велик риск не справиться с воспитанием в будущем. 

Учим ребенка быть вежливым

Способы воспитания вежливости в ребенке достаточно просты и основываются на необходимости использовать вежливое поведения в повседневной жизни на постоянной основе: причем не только ребенком, но самими родителями. Согласитесь, пытаться сделать ребенка образцом поведения, но при этом самим им не являясь — затея практически безнадежная. 

Родители как пример поведения

Главная роль в формировании правильного поведения у ребенка выпадает его родителям и всем взрослым и домочадцам, с которыми он контактирует. Ребенок запоминает и копирует именно те особенности общения, которые он слышит ежедневно в комфортной домашней обстановке. 

Важно, чтобы каждый член семьи, даже не принимающий участие в воспитании, старался соблюдать правила вежливого поведения и общаться уважительно с каждым человеком. Малыш должен понять на примере близких, что за помощь нужно благодарить, во время обеда желать приятного аппетита и говорить “Спасибо”, просить о чем-либо с помощью фраз “Будь добр” и “Пожалуйста”. Как только вежливое поведение станет нормой в семье, ребенок начнет естественным образом следовать ему и считать чем-то, что само собой разумеющееся. 

Семьи, в которых вежливость всегда была нормой поведения, дети очень рано начинают употрелять правильные хорошие слова в своей речи. Уже в два-два с половиной года можно услышать от малышей из таких семей “Спасибо” или “Пожалуйста”.

Примерно к трем годам дети уже начинают понимать, что существуют последствия каждого их действия, а значит словарный запас пополняется словами “Извини”, “Прости” и прочими. Для того, чтобы ребенок понял, в каких случаях уместны такие извинения, не забывайте и сами порой извиняться перед ним за какие-то свои поступки. Помните, что с возрастом атмосфера и поведение членов семьи все сильнее влияет на формирование вежливости в малыше. Этот опыт, полученный в стенах дома, потом будет переноситься им в общение с друзьями и прочими людьми.

В дошкольном возрасте около четырех-шести лет дети начинают наблюдать за тем, как ведут себя другие взрослые и дети, начиная перенимать у них некоторые черты. Наверное, многим семьям знакома ситуация, когда их ребенок возвращается домой с прогулки и детского сада со знанием матерных слов — при том, что в семье подобные выражение под запретом. Выясняется, что подхватить подобные высказывания можно где угодно, но ругать за такое не стоит. Ваш вариант — сесть и поговорить с ребенком, объяснить, что такие слова никак не вписываются в понятие вежливого поведения, и малыш неправ, высказываясь так. Предложите ребенку вспомнить случаи, когда брань звучала в разговорах домашних: он тут же задумается над тем, стоит ли дальше так разговаривать — ведь родители, пример для подражания, себя так никогда не ведут. 

Контролировать нужно не только поведение ребенка, но и свое собственное, что порой намного сложнее. Как только чувствуете, что ваши эмоции выходят из под контроля и спокойствие улетучивается, старайтесь взять себя в руки и не демонстрировать малышу плохой пример. Дети отлично чувствуют настроение взрослых, а значит увидев, что мама ведет себя спокойно и вежливо в кризисной ситуации, кроха поймет, что так и надо себя вести по жизни. 

Запомните несколько правил, которые помогут вам достичь поставленных целей:

  • используйте вежливые слова с каждый вашим собеседником, особенно при ребенке;
  • не унижайте своего собеседника и не используйте бранных и оскорбительных слов в его адрес;
  • соблюдайте те правила и нормы, которые приняты в обществе, и которые вы хотите привить своему ребенку;
  • ведите диалог с малышом, понятным языком объясняйте важность вежливого поведения в обществе.

Вежливость в играх

Примерно с двух лет игра становится самым понятным и доступным способом познания мира для ребенка. Игровой формат воспитания дает отличный результат по сравнению с нотациями и заучиванием правил. Теперь предметная деятельность начинает сменяться ролевыми играми, в которых можно разыгрывать самые разные ситуации, прототипами которых являются случаи из реальной жизни. Роли выдаются любимым игрушкам — они и помогут малышу понять, как важно и необходимо вежливо общаться друг с другом. 

Каждый раз, когда в игре участвуют куклы, плюшевые зверушки и другие персонажи, старайтесь вместе раздавать им роли. Придумывайте ситуации, в которых будут нормы вежливости станут неотъемлемой частью диалога. Малыш должен понять, что представляют собой эти нормы. Создавайте игры, в которых герои приветствуют друг друга при встрече, говорят “До свидания”, прощаясь. Благодарность, просьба и другие фразы необходимо также отработать в игре. 

Разыгрывание ситуаций — отличная возможность поработать над манерами. С помощью определенных концепций игры вы сможете научить малыша правилам поведения за столом и в общественных местах (школе, магазине, поликлинике), а также общению с людьми. Простую игру можно превратить в тренировку навыков и легкое разучивание шаблонов поведения, которые пригодятся малышу на первых порах развития. Метод стоит отрабатывать часто и систематично, не делая больших пауз — только так чадо быстрее освоит вежливость и превратит ее в свое качество. 

Книги и мультфильмы

Детские рассказы, сказки и мультфильмы тоже могут помочь родителям сформировать у детей правильное понимание того, что такое вежливость. Через знакомство с новыми историями, сюжетами и ситуациями, в которых герои ведут себя должным образом, ребенок может обучиться всем необходимым знаниям и навыкам. На основе прочитанного и просмотренного материала вы сможете вместе проанализировать поведение героев сюжета, оценить важность вежливости в жизни. Любимые художественные произведения помогут малышу наглядно понять, как стоит вести себя с другими людьми. 

Советы по воспитанию вежливости у ребенка

Самое важное, что вы должны сделать, обучая ребенка нормам вежливости — доступно объяснить, в чем смысл использования вежливых слов в повседневной жизни. Ответы вроде “Потому что” или “Так надо” здесь не подойдут. Дети соблюдают только те правила, что им понятны, и когда есть мотивация. 

Вежливым ребенок будет только тогда, когда вежливы его родители. Правила будут накрепко усвоены малышом только в том случае, если он видит, что его семья тоже им следует. 

Творчество и произведения искусства помогут наглядно показать чаду, почему быть вежливым — это красиво и необходимо. 

Ругань и крики при несоблюдении правил не сработают: вместо этого начинаете разъяснительную спокойную беседу с ребенком, которая выявит причины неподобающего поведения.

 

Поделиться статьёй:

top100deti.ru