Любовь подростки: первые отношения и секс. Советы для родителей / Skillbox Media

Содержание

Подростковая любовь: первые отношения и детская влюбленность. Что делать родителям?

Подростковый возраст часто бывает периодом первых романтических эмоций. Что такое подростковая любовь, как на неё реагировать родителям и как помочь подростку, который впервые влюбился? Об этом в нашей сегодняшней статье.

Содержание:

  • Первая любовь у подростков
    • Особенности и нюансы первой любви
    • В каком возрасте возникает первая любовь?
    • Чем отличается влюблённость от дружбы?
    • Виды первой любви
    • Как понять, что подросток влюбился?
  • Как вести себя с влюблённым подростком
    • Что делать? Советы психолога родителям
    • Что рассказывать, как разговаривать? 
    • Как быть, если страдают учёба и здоровье?
    • Как помочь, если любовь несчастная?
    • Чего категорически нельзя делать? Ошибки родителей. 

Первая любовь у подростков

Prostock-studio/Shutterstock.com

Психология доказывает, что первая любовь – самая яркая или, по крайней мере, самая запоминающаяся. Не обобщая, можно даже сказать, что она самая невинная и самая искренняя. Она приносит опыт и новые открытия. Она полна бурных чувств и оставляет след в сердце. То, как у подростков проходит пора первой любви, может во многом повлиять на всю его дальнейшую жизнь.

Особенности и нюансы первой любви

Отношения между полами в подростковом возрасте психологи называют прединтимными. С одной стороны, им свойственны непостоянство, восприимчивость к внешним и внутренним факторам. Подростки склонны скрывать их от посторонних глаз с одновременной потребностью показать миру свои чувства. С другой стороны, в первой любви отмечаются отсутствие близости, способность приносить себя в жертву ради отношений и, одновременно, страх потерять их.

Первая любовь подростков – это школа чувств, которая готовит к зрелым партнерским отношениям. Благодаря ей, у молодых людей появляется возможность сопоставить свои представления о любви с реальностью, противостоять трудностям, найти способы решения проблем.

В каком возрасте возникает первая любовь?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Для чувств не существует возрастных ограничений. Психологам известна детская способность привязываться к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям, сестрам и сверстникам. Поэтому ребёнок может испытать первые чувства даже до вступления в школьный период. Однако сильное влечение к другому мальчику или девочке не позволяет говорить о первой большой любви. Осознанные чувства обычно приходят в возрасте от 12 до 18 лет.

Чем отличается влюблённость от дружбы?

Начало дружбы иногда похоже на влюблённость. В начале возникают очарование и эйфория. Но дружба отличается от любви тем, что лишена страсти. Согласно трёхкомпонентной теории любви американского психолога Роберта Стернберга, любовное чувство – это сочетание близости, приверженности и страсти. При исключении последнего фактора, возникает прочный фундамент дружбы. Таким образом, дружба – это отношения, которые наполнены чувствами, но лишены половых признаков.

Виды первой любви

Существует несколько видов первой любви, которые заканчиваются как счастливым концом, так и разбитым сердцем. О них стоит знать, ведь каждый несёт в себе разные эмоции и переживания.

1. Влюблённость как первая любовь

Prostock-studio/Shutterstock.com

Это наиболее распространённая разновидность первой любви. Она может быстро пройти, но бывает, что отношения молодых людей переходят в следующую фазу и подростковая влюблённость превращается в настоящее, зрелое чувство. Каждый из нас знает хотя бы пару людей, которые полюбили друг друга в детстве и сумели пронести свои чувства через годы.

2. Платоническая первая любовь

Как правило, это глубоко скрываемые чувства. Влюблённый человек не признаётся другому, что влюблён, он любит тайно, но это не всегда несчастная любовь. Иногда подростку достаточно любви ради любви, это чувство даёт ему крылья, даже когда избранник не проявляет ответных чувств. Примером платонической любви является любовь к известному человеку: к актеру, музыканту, учителю, старшему другу.

3. Несчастная первая любовь

Это, к сожалению, самый неприятный вид первой любви: она обычно безответная, часто заканчивается болезненным разрывом и приносит мучения влюблённым подросткам. Но последствия такой любви, как правило, не опасны. Она многому учит, а через несколько лет о ней вспоминается с тёплой ностальгией.

Как понять, что подросток влюбился?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Ваш сын занимался спортом, но теперь его интерес к тренировкам угас. Ваша дочь прыгала от радости, когда вы всей семьей собирались на дачу, а сегодня вы её вытаскиваете туда насильно. Знакомая ситуация?

  1. Влюблённый подросток возвращается домой, витая в облаках, говорит, что не голоден и запирается в своей комнате.
  2. Начинает много рассуждать о чувствах, о будущем, расспрашивает вас о вашей молодости, опыте первой любви и т.д.
  3. Часами проводит в ванной или у зеркала, экспериментирует с внешностью.
  4. Постоянно думает о своём избраннике, испытывая по отношению к нему тёплые, позитивные мысли.
  5. Много времени проводит с конкретным человеком, скучает по нему, если долго не видится, ждёт следующей встречи, пишет сообщения и звонит.
  6. В компании этого человека он чувствует себя неуверенно, его ладони потеют, язык заплетается, но он хочет любой ценой привлечь внимание.
  7. Сама мысль о том, что этот человек может встретить и полюбить другого, вызывает у подростка страх, гнев, грусть и другие сильные эмоции.
  8. Подросток полон оптимизма, но через час меняется и впадает в состояние упадка сил. Никогда не знаешь, как он отреагирует – любое замечание может вызвать истерику или смех.

Изменение привычек, внезапная смена интересов и образа жизни – типичное явление в период влюблённости. По статистике, влюблённые подростки тратят 90% своей энергии на борьбу с сильными эмоциями и чувствами. Одно из них – удивительное открытие, что кто-то другой стал для него важнее, чем он сам. Чтобы понять, что подросток чувствует, нужно знать, что происходит в его организме, когда он погружается в первый любовный роман.

Мощный гормональный заряд объясняет, почему эмоции у подростков в период увлечения напоминают «американские горки».

Когда молодые люди испытывают романтическое влечение, они ещё не умеют контролировать импульсы, поступающие из мозга. А мозг в это время выделяет целую группу гормонов: дофамин (гормон счастья), норапинефрин (гормон, стимулирующий внимание), серотонин (гормон, управляющий настроением), вазопрессин и окситоцин (гормоны привязанности). Под воздействием этих гормонов подросток стремится проводить свободное время с объектом своих вздохов или в мечтах о нём. По сравнению с этим желанием всё остальное становится бессмысленным.

Каким бы волнующим ни было первое чувство, мозг подростка не может долго поддерживать такой фейерверк. Средний период пребывания в состоянии романтической влюбленности чаще всего составляет от трёх до шести месяцев. А потом эмоции, как правило, утихают. Этим и отличается подростковая любовь от взрослого зрелого чувства, которое не так феерично, как в юном возрасте, но более устойчиво.

Как вести себя с влюблённым подростком

Prostock-studio/Shutterstock.com

Вы уже знаете, что ваш ребёнок влюблен, но не понимаете, что делать дальше? Не волнуйтесь, первая любовь – это не конец света, просто нужно правильно к ней подойти.

Что делать? Советы психолога родителям

1. Во-первых, не стоит недооценивать первую любовь ребёнка, даже если вы думаете, что это проходящее чувство. 

Для подростка любовь – это весь мир, а любимый человек – идеальный и самый главный. Не вмешивайтесь в отношения без причины. Ситуация, которую ребёнок переживает – это опыт, необходимый ему для развития. Вспомните свою юность. Погружение в собственную историю любви поможет вам больше доверять ребёнку и его чувствам.

2. Во-вторых, больше интересоваться его личностью, его счастьем и благополучием, нежели тем, что он делает или не делает. 

В конце концов, подумайте, чего вы боитесь? Того, что ребёнок наделает глупостей и пострадает от душевной боли, как это было с вами когда-то? В таком случае, возможно, будет важным напомнить подростку:

  • что у него есть своя ценность, а это то, за что его любят другие;
  • что любовь не должна изменять поведение в соответствии с желаниями другого человека;
  • что любить – это не обязательно думать друг о друге каждую секунду. Поэтому не нужно прекращать заниматься тем, что нам нравится: например, спортом.

3. В-третьих, вести себя деликатно и не засыпать его вопросами. 

Первая любовь не всегда идёт рука об руку с первым сексом, но подростки от этого не застрахованы. Не вдаваясь в скучные рассуждения о романтических отношениях и сексуальности, определите вместе с подростком, что для него приемлемо в его возрасте, а что нет. Ненавязчиво поделитесь своим опытом. Это поможет подростку избежать проблем.

4. В-четвёртых, помнить о доверии.

Если ребёнок рассказал вам о романтических чувствах, это отличное доказательство доверия. Говорить на эту тему не так просто. Если он сделал это, значит, для него это действительно важно. Значит, он ожидает, что может рассчитывать на вас. Будьте достойны этого доверия. Сохраните секрет, не делайте того, о чём подросток не просит, даже если с вашей точки зрения, это было бы разумно.

Если вы, например, испытываете искушение сказать: «Приведи своего друга на ужин, представь, покажи», лучше ему не поддаваться. Это может быть воспринято подростком как вторжение в его личную жизнь, и тогда он больше не захочет с вами делиться. Не опережайте события. Подождите, пока ребёнок сам этого захочет. Воспользуйтесь его доверием, чтобы поговорить о волнующих вас вопросах в подходящий для этого момент.

Если подросток не посвятил вас в переживания, и вы узнали о его чувствах случайно, это можно объяснить стеснительностью или неуверенностью. Не волнуйтесь, если ребёнок скрыл от вас свои чувства. Вы посмотрите на это под другим углом зрения, как только поймёте, почему он так поступил.

Романтические отношения для подростка – это этап завоевания автономии. В это время он начинает осознавать свои сильные и слабые стороны, открывает новые и неизведанные пространства, стремится проверить пределы и способности. Это стремление обычно выбрасывает его из семейного кокона и повседневной жизни. Даже если вы думаете, что ребёнок многое теряет, пренебрегая вашим участием, подойдите к вопросу без осуждения.

И ещё немного добрых советов:

Prostock-studio/Shutterstock. com

  1. Будьте с подростком рядом незаметно для него. Наблюдайте, иногда спрашивайте. Если отвечает, слушайте. Но старайтесь не комментировать и не тянуть информацию «клещами». Вопросы: «кто, что и почему» вызывают у подростков аллергию, даже если у вас хороший контакт.
  2. Старайтесь не критиковать. Подростки настолько чувствительны к критике, что даже нейтральные суждения воспринимаются ими как вызов.
  3. Вмешивайтесь только в крайнем случае. У вас есть повод волноваться, если ситуация касается безопасности ребёнка. Постарайтесь честно поведать ему о своих опасениях, прежде чем принимать меры. Холодно, без эмоций, рассуждая рационально. В противном случае вероятность того, что ребёнок вас выслушает, будет близка к нулю.

Что рассказывать, как разговаривать?

«Дочь (13 лет) замкнулась в себе. Её ничего не интересует, аппетит плохой, успеваемость снизилась. Заметила, что она часто разговаривает у подъезда с одноклассником, а потом приходит и запирается в своей комнате. Думаю, что этот парень повлиял на её поведение. Когда я спросила, что происходит, услышала: «Ничего» – поделилась ситуацией Марина, мама Ани.

Ответ психолога: Дочь не обманывает. Она, должно быть, впервые влюбилась и сама до конца не понимает чувства, которое испытывает. Вот почему ей так трудно об этом говорить:

  • дайте ребёнку время привыкнуть к ситуации, принимая во внимание, что это естественное проявление. Однако подчеркивайте, что будете рады поговорить с ним в любое время;
  • такие осуждающие выражения, как «Где ты был?», «Почему так поздно?» вызовут у подростка агрессию и вряд ли приведут к конструктивному диалогу. Вместо этого расскажите о переживаниях: «Меня беспокоит, что ты молчишь». «Мне больно, что ты меня избегаешь». Возможно, так вы заставите ребёнка открыться;
  • когда ребёнок заговорит, не перебивайте. Воздержитесь от комментариев и ничему не удивляйтесь. Этим вы дадите понять, что серьёзно относитесь к его чувствам;
  • смените место разговора. Часто родители обсуждают проблемы дома, с включённым телевизором. Пригласите подростка на прогулку. Возможно, в свободной обстановке ему будет легче раскрыть свой секрет;
  • если никакие способы не помогли, обратитесь за помощью к психологу. Долгое молчание может означать депрессию.

Через некоторое время Марина пересказала разговор с дочкой, который состоялся в школьном парке:

Анечка, ты долго со мной ничем не делишься. Что-то случилось? Я расстраиваюсь.

Ничего особенного.

В твоём возрасте для меня это был сложный период.

Почему?

Я начала взрослеть. У меня были проблемы с кожей, я переживала и иногда пропускала уроки. Я думала, что была самой некрасивой девочкой в классе.

Правда? 

Да. А потом всё изменилось.

Как? 

Мне помогла подруга моей мамы, диетолог.

Я стала по-другому питаться, и кожа улучшилась. Тогда я почувствовала себя увереннее и влюбилась в друга из художественного кружка. 

Он тоже был влюблён в тебя? 

К сожалению, нет. Моя любовь была безответной. Но я до сих пор помню этого мальчика. Он красиво одевался и всегда был в центре внимания.

В нашем классе тоже есть похожий мальчик, он мне нравится… 

В результате, доверие было установлено и проблемы исчезли.

Как быть, если страдают учёба и здоровье?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Конечно же, нужно относиться внимательно к любым признакам изменений в психике подростка: ухудшению успеваемости, трудностям с концентрацией внимания, бессоннице. Но знайте: если успеваемость ребёнка вас расстраивает, на него не повлияют увещевания типа: «И ты думаешь, что твоя подруга тоже не делает домашних заданий? Это бы меня удивило». Ребёнку нужно объяснить, что он сам отвечает за свою учёбу также, как и за здоровье: сон, питание, физическую активность. Именно от него зависит его благополучие в будущем.

Как помочь, если любовь несчастная?

«Сын (16 лет) страдает из-за того, что его бросила девушка. Он любил её целый год, писал стихи, дарил цветы, болел за неё на соревнованиях. А потом вдруг приходит домой грустный и говорит, что всё бессмысленно. Причина – расставание. Сын переживает, а я не знаю, как ему помочь» – расстраивается Татьяна, мама Влада.

Советы эксперта:

Первое чувство сопровождается не только радостью. К сожалению, оно часто заканчивается разбитым сердцем. Разочарования и разрывы подростки переживают тяжело. Поэтому в такие моменты их должны окружать любящие люди.

  1. Помните, что у подростка есть право на эмоции. Отнеситесь к ним с пониманием и терпением. Избегайте назойливой поддержки, которая в этом случае утомляет.
  2. Не стоит недооценивать проблемы ребёнка. Не говорите: «Это пройдёт и через некоторое время ты снова влюбишься». Такой совет учит легко и поверхностно относиться к отношениям в зрелом возрасте.
  3. Не критикуйте неправильное, по вашему мнению, поведение подростка. Наоборот, если сын позвонил бывшей девушке, спросите: «Она ответила? Нет? Возможно, занята. Попробуй вечером, после тренировки». Порекомендуйте написать письмо, если девушка избегает встреч после непростого разговора.
  4. Попробуйте поговорить с подростком, хотя это может быть эмоционально больно. Не критикуйте и не ругайте избранника, даже если понимаете, что он повёл себя недостойно. Оставьте свое мнение при себе. Подросток отнесётся к критике любимого человека как к нападению.
  5. Уважайте желание подростка побыть какое-то время в одиночестве, но старайтесь не позволять ему долго оставаться одному. Поощряйте его встречаться с друзьями. Создавайте ситуации, которые заставят его почувствовать, что он нужен миру. Пригласите его в интересное путешествие, в кино или пиццерию. Подумайте о совместном занятии – например, создании семейного видео – это занятие понравится юноше, или походе по магазинам – это часто поднимает настроение девушки.

Несчастная первая любовь – это важное испытание и ценный урок, во время которого подросток учится быть взрослым. А значит, он должен справиться с разрывом и стать мудрее.

Чего категорически нельзя делать? Ошибки родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Прежде всего, следует избегать проблем в отношениях с ребёнком. Вот краткий обзор неправильных родительских ролей:

Роль полицейского

Её используют родители, считающие, что должны контролировать ситуацию. Они проводят масштабную шпионскую деятельность, перекрывают входы и выходы, применяют систему наказаний и наводят порядок.

Роль врача

Родители рассказывают ребёнку, что любовь – это сыпь, похожая на ветрянку. Чтобы от неё вылечиться, нужны здоровье и силы. «Вот увидишь, ты выйдешь из этой ситуации. Все проходят через это. Не ты первый – не ты последний».

Роль режиссера

Родители относятся к подростковой любви как к мыльной опере. Они наблюдают за героями, радуются их успехам, огорчаются неудачам, плачут или смеются. Они относятся к ситуации как к фикции и ждут момента, когда ребёнок вернётся в реальность. Какую реальность? Их собственную, конечно.

Роль жертвы

Родители воспринимают детскую любовь как собственную беду, считая факт влюблённости ребёнка признаком неблагодарности: «Нашей любви тебе мало, так надо ещё искать в другом месте». «Жаль, что ты нас больше не любишь».

Роль моралиста

В понятие влюблённости входит и секс, а для многих родителей – это табу в подростковом возрасте. Иногда они применяют принцип двойной морали: их сексуальность – это нормально, а сексуальность их детей – нечто недопустимое. Сколько уже родителей разрушили жизнь своих детей из-за такого принципа?

Подростковую любовь нужно воспринимать такой, какая она есть, а не такой, как хочет видеть её родитель. Это индивидуальный опыт, который каждый подросток переживает по-своему. Любовь вашего ребёнка отличается от вашей любви. Вы можете считать, что ваша развивалась правильнее и лучше. Но такие соображения не будут иметь успеха.

Общение с влюблённым подростком – дело тонкое. Ваш ребёнок часто не видит мира за пределами своей симпатии. Он поднимается над землёй от счастья, а через некоторое время впадает в отчаяние. Так он переживает первую любовь, силу которой взрослые часто склонны преуменьшать. Да, возможно, она незрелая и недолговечная, но эмоции, которые её сопровождают – настоящие и важные. Если молодой человек или девушка научатся с ними обращаться, им будет легче во взрослых отношениях.

Поэтому наша с вами задача, дорогие родители – помочь детям с чуткостью, деликатностью и мудростью. Показывая свою готовность к этому, мы закладываем прочный фундамент для их будущей жизни.

Ещё больше материалов на тему взаимоотношений родителей с подростками:

  • Компьютерная зависимость у подростков
  • Этот трудный возраст: как помочь детям и родителям пережить подростковый период?
  • Убийственная мода: как определить, что мой ребёнок употребляет снюс?
  • Материнские страхи: как перестать тревожиться за ребёнка и стать хорошей мамой
  • Подросток шантажирует родителя! Как найти общий язык с «большим ребёнком»?

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4. 3 / 5. Голосов: 6

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Первая любовь у подростка: что делать родителям?

«Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь…» — гласит строчка известной песни. Романтическое увлечение  сваливается на голову внезапно, словно снежный ком. Оно кружит голову, окрашивает мир в яркие краски и заставляет беспричинно улыбаться, а порой и просто выбивает почву из-под ног. Помните свои первые чувства? Неловкость, стыд, волнение, чуть что — пунцовые щеки и неприятные спазмы в животе? Прекрасное время, не правда ли?

А теперь на секунду представьте, что речь идет не о вас, а о влюбленности вашего сына или дочери. Это она, а не вы, собирается на свидание с непонятным мальчишкой, часами прихорашиваясь перед зеркалом. И это он, ваш родной мальчик, целуется с одноклассницей в кино… Как ощущения? Захотелось пойти и проверить, чем там занимается любимый отпрыск?

Тогда именно для вас мы взяли интервью у Александры Чернышевой, психолога-консультанта, тренера, специалиста центра «Архитектура будущего», и выяснили, что делать, если ребенок влюбился.

Во-первых, вспомнить, что влюбленность – нормальное естественное чувство, которое испытывает большинство людей на Земле. Все родители рано или поздно через это проходят.

Во-вторых, успокоиться. Выпейте чашку любимого чая, сделайте маникюр или полежите в ванной. Вам понадобятся хладнокровие и выдержка.

Самое главное – не кидаться сразу к подростку с настойчивыми расспросами и требованием выдать все явки и пароли. Такая реакция напугает ребенка в столь трогательный момент его жизни и сократит ваши шансы узнать подробности.  Испуганный подросток уйдет в глухую оборону, и его доверие будет потеряно.

Если вам хочется обсудить с ребенком эту тему, то предложите ему подходить и задавать вопросы, когда у него появится такое желание. Будьте открыты к диалогу. Но не стоит надоедать и превращаться в следователя.

Страх за ребенка – это нормально?

Ваша тревога абсолютно нормальна, как нормальны все эмоции, которые мы испытываем. Именно наличием чувств мы отличаемся от роботов и компьютеров. Они  — сигнал, что с нами что-то происходит.

Каждый родитель, независимого от возраста, всю жизнь в своем отпрыске будет видеть ребенка, даже если ребенку далеко за пятьдесят.  Это естественно. Но важно помнить о собственном опыте влюбленностей. У всех он был разный, но, наверняка, ваши первые увлечения тоже появились в подростковый период или раньше… Вспомните: так ли страшно все было?

Если ребенок сам доверил  тайну и ждет советов и помощи, как ее оказать?

Здорово, что ребенок доверился. Стоит выразить ему благодарность. Опять же: не переусердствуйте с благодарностью и счастьем, но приятные чувства выразить стоит.

Если вопросы ребенка вызывают стеснение, удивление, смущение и др. чувства, то о них тоже стоит сказать. Дети и подростки прекрасно чувствуют эмоции других людей, в особенности родителей, поэтому важно их проговорить.

Поделитесь собственным опытом и романтическими историями, счастливыми и несчастными. Но только если вы к этому готовы. Не стоит делиться чем-то слишком личным или неприятным для вас. Расскажите историю из того же периода жизни – это сблизит вас и даст ребенку представление о чужом опыте в аналогичной ситуации.

Если готовы и чувствуете потребность, дайте какие-то советы, но обычно подростку достаточно, чтобы его выслушали, проявили сочувствие, внимание, поддержку.

Если подросток молчит, как партизан, то лучше набраться терпения и подождать?

Безусловно. Вы можете говорить о своих ощущениях, когда вам кажется, что с ним что-то происходит. Но не начинайте каждый разговор фразой: «Мне кажется: с тобой что-то не так». Говорите ему, что вы здесь, рядом и всегда готовы пообщаться на любую тему. Не факт, что он воспользуется возможностью, но интенсивность его переживаний точно снизится. Таким поведением вы даете понять, что он не один и его любят.

Ребенок привел объект влюбленности домой, стоит ли вбегать в комнату каждый раз, когда они закрывают дверь?

Во-первых, порадуйтесь: ребенок не прячет от вас дорогого для себя человека за семью замками и не сидит с ним в подъезде. Эти тоже признак доверия. Теперь вы должны оправдать его доверие: не подслушивать и не подглядывать. Если для вас неприемлема закрытая дверь в комнату ребенка, когда он не один, то это нужно обсудить тет-а-тет с ребенком до назначенного визита или после, если тот произошел внезапно. Точно не стоит говорить об этом при второй половинке. Если ребенку станет стыдно в присутствии значимого человека, в следующий раз они переместятся в тот самый подъезд.

Что делать, если родителям не нравится вторая половинка ребенка?

Скажу ужасную, но правдивую вещь: ребенок не спросит у родителя его мнения. К сожалению или к счастью, чем больше вы говорите о недостатках пассии – тем больше подросток к ней тянется.

Если пассия совсем-совсем не нравится, то… Порадуйтесь, что ребенок приводит эту пассию в дом — все происходит у вас на глазах и под вашим условным контролем. Также расскажите подростку, что вам хотелось бы видеть во второй половинке ребенка, и спросите, что нравится подростку в избраннике.

Постарайтесь спокойно отреагировать, если вторая половинка окажется представителем субкультуры: металлистом, неформалом и т.д. Возможно, металлист – на самом деле гениальный математик и ваш ребенок ценит в нем именно это. Увлечение тяжелой музыкой пройдет, в интеллект останется. В любом случае, если вы в курсе ситуации, вы можете на нее влиять, а для этого важно, чтобы подросток не видел в родителе врага.

Ирина Хакамада о пионерских лагерях, воспитании детей и красоте

Если речь идет о большой разнице в возрасте?

С возрастом – сложнее, но опять же: никакие запреты не работают! Запретный плод всегда сладок. Если ребенок встречается с совершеннолетним, то за ситуацией стоит приглядывать и, возможно, завести разговор о сексуальных отношениях и контрацепции.

Когда надо начинать разговоры о контрацепции?

Стоит начинать разговоры, не связанные с романтическими влюбленностями, в 12-13 лет. Сначала разговаривайте абстрактно. Можно подсовывать книжки и брошюры про сексуальное воспитание, обсуждать любовные сцены в кино (соответствующие возрасту, разумеется), но не стоит давить. В этом нежном возрасте детям хочется понимания  и тактичности от родителей. Если в ответ на его светлое чувство, вы тут же суете пачки презервативов ему в карманы, это может его отпугнуть.

Будьте готовы ответить на любые вопросы: о сексе, контрацепции, половых отношениях и т.д. Если вы не предоставите нужную информацию – ее предоставит интернет.

Что делать, если любовь оказалась несчастной? Как помочь и все объяснить?

Объяснить – никак. Ребенок головой все и так понимает. Но причина не в голове, а в эмоциях. Поэтому вместе страдаем, переживаем, плачем. Если ребенок хочет обниматься – обнимаемся. Вы можете дать только поддержку, внимание и контакт.

Главное: не говорите ребенку: «Ничего страшного, это пройдет!»  — вызовете только агрессию. Для него здесь и сейчас это страшно и не проходит. Сопереживайте, сочувствуйте и поддерживайте.

Как сохранить ребенку самооценку?

Если ребенку хочется внешних преображений, то вместе займитесь ими: новая юбка или брюки, прическа, цвет ногтей, спортзал. С диетами и похудением – сложнее, это отдельный большой разговор. Здесь я не буду его начинать.

Отмечайте изменения во внешности ребенка, причем комментировать все нужно по отдельности. Сравните два варианта: «У тебя красивое платье. Оно тебе идет» и «Ты красивая в этом платье». Первый вариант значительно лучше, поскольку отделяет внешность от сути. Мы можем быть разными.

10 признаков анорексии или булимии у ребенка

Что делать, если ребенок влюбился в кумира?

Важен вопрос меры. Симпатия к кумирам характерна для всех подростков. Плохо, если ребенок перестает жить реальной жизнью. Тогда возникает вопрос: «Что такого творится в реальности, что подросток сбегает от нее в мир фантазий?» Чаще всего причина кроется в негативных отношениях со сверстниками, неумении и нежелании с ними общаться, отсутствием контакта и комплексами. Тогда нужно разбираться не с кумиром, а причинами.

Если общение со сверстниками складывается, то любовь к кумиру обычно ограничивается походом на фильм, концерт и плакатами на стене.

Биографическая справка:

Александра Чернышева

Александра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.

С 2007 Александра ведет индивидуальные, групповые консультации и тренинги с детьми и подростками, а также координирует работу лагеря «Архитектура будущего». К сфере ее научных и практических интересов относятся следующие темы:

  • «Уверенность в себе»,
  • «Интеллектуальная успешность»,
  • «Эффективность в общении».

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Архитектура будущего», где работает Александра:

0

0

0

0

0

Опубликовано Автор Елена РыженковаРубрики Психология и здоровье

Подростковая любовь и отношения | Newport Academy

Время чтения: 11 минут

Влюбленность — это сильное эмоциональное переживание в любом возрасте. Но в подростковом возрасте, когда все кажется большим и все происходит впервые, взлеты и падения могут быть еще более экстремальными. Старая песня «Влюбленный подросток» точно описывает опыт подростковой любви:

Однажды я чувствую себя таким счастливым
На следующий день мне так грустно

Между потоком подростковых гормонов и другими физическими и эмоциональные изменения, связанные с половым созреванием, юная любовь может ощущаться как американские горки. Это волнующее, пугающее и полное душераздирающих взлетов и падений.

Родители в основном наблюдают со стороны за развитием подростковых отношений. Тем не менее, они могут играть активную роль в оказании поддержки, пока их ребенок ориентируется в подростковой любви. Поэтому им полезно знать, какого поведения ожидать от влюбленного подростка и как давать подросткам советы по свиданиям, не нарушая их личную жизнь.

Как ведут себя влюбленные подростки?

Многие модели поведения, которые демонстрируют подростки, переживающие первые отношения, похожи на типичное подростковое поведение. Но, как и все остальное, связанное с подростковой любовью, все это преувеличено. Вот некоторые признаки того, что у подростка романтические отношения:

  • Отвлеченность и постоянное мечтание
  • Повышенная нервозность и тревога
  • Включение имени определенного человека в разговор при каждом удобном случае
  • Изменения аппетита; часто едят меньше, чем обычно
  • не ложатся спать до поздней ночи
  • уделяют больше времени своей внешности
  • прячутся в своей комнате, отправляют текстовые сообщения или разговаривают по телефону
  • более резкие перепады настроения

привлечение внимания к такому поведению может подросток еще более застенчивый о том, через что они проходят. Но родители должны быть наблюдательными и использовать любую возможность поговорить со своим подростком. И если подросток, кажется, борется, не стесняйтесь мягко указать на то, что вы замечаете, и попросите его поделиться своими чувствами.

Этапы подростковых свиданий

Хотя у каждых подростковых отношений есть свое уникальное течение, существуют общие этапы подростковых свиданий. Многие подростковые романтические отношения проходят через следующие шесть фаз:

Стадия 1: Прикосновение

На первой стадии подростковых свиданий все сводится к тому, чтобы восхищаться друг другом издалека. Один или оба участника могут не подозревать, что другой человек думает о них или привлекает их. Они могут даже не разговаривать друг с другом. Но поведение, перечисленное выше («Как ведут себя подростки, когда они влюблены?»), может оставаться верным даже на этапе подавления. Мечтания, перепады настроения, разговоры о том, что вам нравится, и разговоры об этом со всеми вашими друзьями типичны для этой фазы подростковой любви.

Этап 2: Общение

На втором этапе подростки переходят от влечения друг к другу к разговору и общению. Это стадия флирта, когда влюбленный подросток находит небольшие способы дать понять другому человеку, насколько он ему нравится. Эти взаимодействия могут происходить лично в школе, вне школы в группах друзей и/или в Интернете с помощью текстовых сообщений и социальных сетей.

Это также время, когда подростки могут испытывать сильную тревогу по поводу того, что их отвергнут, что заставляет их колебаться, заявлять ли явно о своем интересе к другому человеку. На этом этапе родители могут заметить, что подростки очень рассеяны, нервничают и нервничают. Они могут часами зацикливаться на разговоре за обедом. Или они могут провести всю ночь, переписываясь с друзьями, пытаясь понять смысл комментария, сделанного другим человеком в их сообщении в социальной сети.

Этап 3: Переход

Вот где на самом деле начинаются подростковые отношения. Двое людей наконец находят способ сообщить друг другу, что хотят быть в романтических отношениях. И они начинают официально встречаться или тусоваться вместе в своих социальных группах. Это может быть время эйфории и волнения для подростков, которые могут проявляться нерегулярным сном, снижением аппетита и перепадами настроения.

Здесь важно отметить, что в подростковых отношениях может быть более двух человек. Хотя трудно найти статистику по подросткам, недавние исследования показывают, что 1 из 9одинокие взрослые в Соединенных Штатах вступили в полиамурные отношения — отношения, в которых участвуют более двух человек. Тем не менее, отношения в старшей школе, скорее всего, будут связаны только с двумя людьми, хотя у одного или обоих могут быть другие партнеры или флирт вне этих отношений.

Стадия 4: Установление отношений 

Иногда ее называют «средней фазой». Обычно это самый долгий период в подростковых отношениях. Партнеры становятся более комфортными друг с другом, почти каждый день проводят время вместе, начинают доверять и полагаться друг на друга. Чувства подростковой любви становятся сильнее, и пара может вступать в сексуальные отношения или исследовать их.

В целом, родители могут ожидать от подростков более спокойного и безопасного поведения в этот период подростковых отношений. Однако период адаптации может иметь свою собственную серию мини-кризисов и разрешений.

Это настоящая любовь на данном этапе? Трудно сказать. Поток подростковых гормонов в подростковом возрасте может мешать молодым людям отличить сексуальное влечение от настоящей любви. И, честно говоря, определить и распознать любовь может быть сложно в любом возрасте. Если подростку кажется, что это реально, то это реально, даже если это ненадолго.

Прочтите: «Руководство по подростковой сексуальности и гендерной идентичности»

Стадия 5. Беспокойство

В какой-то момент один или оба человека в отношениях с подростками могут начать чувствовать раздражение или ловушку. Они могут испытывать влечение к другим людям. Один человек в отношениях может быть не готов стать более серьезным или чувствовать себя не так сильно, как другой человек. Часто подростки находятся на разных стадиях зрелости и, следовательно, не понимают, как быстро должны развиваться отношения.

В любом случае в отношениях начинают образовываться трещины. По мере приближения конца романтических отношений родители могут заметить, что подростки становятся более раздраженными, встревоженными и грустными.

Стадия 6: Расставание

Обычно это самая болезненная стадия подростковых свиданий. Расставание может произойти постепенно или внезапно. Это может быть взаимно, или один человек может положить конец всему. Это может произойти лично, по телефону или в текстовом сообщении. Несмотря на то, что подростки согласны с тем, что расстаться с кем-то посредством текстовых сообщений — не лучший способ сделать это, согласно исследованию Pew Research Center, около трети все равно сделали это.

После расставания подростки могут демонстрировать некоторые или все из следующих действий:

  • Уходить, чтобы зализывать раны
  • Лежать в постели весь день
  • Все время плакать
  • Проявлять гнев и агрессию
  • вред и/или суицидальные мысли

Роль родителей на этом этапе состоит в том, чтобы предложить поддержку и безусловную любовь. Если вы поддерживали связь на предыдущих этапах подростковой любви, вам будет легче разговаривать с ребенком и делиться мудростью жизненного опыта. Также важно, чтобы родители следили за тем, чтобы стресс от разрыва не перерос в состояние психического здоровья. Для подростков с существующими проблемами психического здоровья может потребоваться дополнительная поддержка со стороны специалиста по психическому здоровью.

Как долго длятся подростковые отношения?

Ответ на этот вопрос — от дня или двух до всей остальной жизни. Есть некоторые школьные пары, которые женятся и остаются вместе на десятилетия, но не навсегда. Но в целом щенячья любовь не длится долго. Согласно фактам и статистике подростковых отношений, менее 2 % людей женятся на своих школьных возлюбленных. Когда подростки женятся, только около половины из них доживает до своего 10-летнего юбилея.

В подростковом и юношеском возрасте происходит так много изменений как внутри, так и снаружи. Люди редко влюбляются и остаются влюбленными как в подростковом, так и во взрослом возрасте. Более того, подростки, как правило, не обладают эмоциональной зрелостью и навыками общения, чтобы преодолевать различные препятствия на пути к долгосрочным отношениям.

На самом деле относительно немногие подростки на самом деле встречаются или имеют отношения в старшей школе. Факты о подростковых отношениях, собранные исследовательским центром Pew Research Center, показывают, что только около трети подростков в возрасте 13–17 лет встречались или были в романтических отношениях с другим человеком. И менее 1 из 5 говорят, что состоят в романтических отношениях.

Как подростковая любовь влияет на мозг и психическое здоровье

Подростковый мозг все еще развивается, и последней частью, которая созревает, является префронтальная кора. Это область мозга, отвечающая за эмоциональную регуляцию и рассуждения. В результате подросткам может быть трудно взглянуть в будущее или сделать шаг назад и спокойно обдумать ситуацию. Вот почему влюблённый подросток часто чувствует себя эмоционально уязвимым и нестабильным. Это отсутствие исполнительного функционирования также может привести к рискованному поведению в отношениях. Подросткам трудно, если вообще возможно, думать о будущем, когда их физические инстинкты берут верх над рациональными суждениями.

Кроме того, влияние подростковых гормонов играет большую роль в поведении подростков во время их первой подростковой любви. Мужской гормон тестостерон и женский гормон эстроген, уровень которых увеличивается в период полового созревания, вызывают повышенное сексуальное влечение. Кроме того, влюбленность высвобождает гормоны окситоцин, дофамин, серотонин и адреналин. Все эти нейрохимические вещества, движущиеся по телу, могут вызывать или усиливать перепады настроения, негативные эмоции, спутанность сознания, навязчивые мысли и подавленность.

Это помогает объяснить, почему влюбленность может стать катализатором маниакального состояния у подростков. В исследовании, опубликованном в Журнале психического здоровья подростков , исследователи обнаружили, что ранние стадии подростковой любви имели такие же последствия, как и гипомания. Гипомания — это состояние аномально повышенной энергии, активности и изменений настроения, а также симптом биполярного расстройства и других состояний здоровья. По сравнению с контрольной группой, не состоявшей в подростковых отношениях, подростки, недавно влюбившиеся, испытывали более изменчивые или лабильные эмоции, быстро переходя от эйфории к отчаянию.

Кроме того, было показано, что влюбленность в подростковом возрасте увеличивает тревогу. И исследования также связывают подростковую любовь с более высокой вероятностью симптомов депрессии.

«Как участие в романтических отношениях, так и их разрыв могут повысить уязвимость молодых людей к депрессивным симптомам из-за новизны и сложности эмоциональных проблем, с которыми молодые люди сталкиваются при управлении этими отношениями».

Журнал клинической детской и подростковой психологии

Чему подростки учатся на подростковой любви

Испытание подростковой любви является частью процесса взросления и формирования вашей идентичности и самоощущения, включая гендерную идентичность и сексуальную ориентацию. Известный психолог детского развития Эрик Эриксон описал подростковую любовь как форму саморазвития, в отличие от настоящей любви и близости. Хотя романтические отношения в подростковом возрасте часто сложны, найти выход из них может принести много пользы для психического здоровья.

В романтических отношениях подростки могут практиковать навыки общения, учиться идти на компромисс, сочувствовать другим и укреплять свои ценности. Эти навыки и самопознание чрезвычайно полезны для построения здоровых отношений, когда подростки вступают во взрослую жизнь. Более того, положительный опыт подростковой любви поддерживает позитивное представление молодого человека о самом себе и уверенность в своей способности налаживать интимные связи. Это может помочь им создать здоровый уровень независимости от родителей по мере того, как они постепенно приобретают автономию.

10 советов о том, как поддержать влюбленного подростка 

Как и на всех этапах пути подростка, в подростковой любви легче справиться с поддержкой и сочувствием родителей. Вот 10 советов, как давать подросткам советы по свиданиям и помогать им пережить бурю подростковых отношений.

Дайте им знать, что они могут поговорить с вами о ВСЕМ.

Не должно быть запретных тем. Обязательно внимательно слушайте и избегайте осуждения или резкой реакции, даже если вы удивлены или обеспокоены. Если ваш подросток задает вопросы, которые вызывают у вас дискомфорт или вы не знаете ответов, проведите исследование. Или заручитесь помощью друга, члена семьи или медицинского работника. В целом, давая советы по свиданиям подросткам, предлагайте и поощряйте, а не устанавливайте закон о том, что они могут и чего не могут делать. На самом деле, одно исследование показало, что чтение лекций вашему подростку на самом деле увеличивает вероятность того, что у него будет половой акт.

Подтвердите и отметьте их опыт.

Ваша первая подростковая любовь — это удивительный, сильный и незабываемый опыт. Родителям легко сосредоточиться на беспокойстве и защите своего подростка вместо того, чтобы праздновать то, через что он проходит. Это важный обряд посвящения, и ваш подросток получит от него больше удовольствия, если получит ваше одобрение и положительную энергию.

Поощряйте их прекратить отношения в автономном режиме.

В социальных сетях есть способ исказить взаимодействие и сделать маленькие проблемы большими. Даже текстовые сообщения могут быть неправильно истолкованы и излишне усложнены без контекста языка тела и выражения лица (смайлики на самом деле не в счет). Хороший совет для свиданий для подростков — отключиться от сети и вместе заниматься реальными делами. Это могут быть походы с друзьями, походы на пляж или даже олдскульные свидания, такие как ужин и кино. Вот где происходит настоящая связь.

Защити их от токсичных подростковых отношений.

Следите за признаками, указывающими на то, что с вашим подростком не обращаются должным образом в своих романтических отношениях, в том числе: 

  • Партнер пытается контролировать его поведение
  • Один или оба подростка проявляют крайнюю ревность и гиперопеку
  • Необъяснимые синяки или травмы
  • Уход от друзей и семьи и проведение времени только с новым партнером
  • Частые ссоры между парой или между подростком и родителем

Если вы заметили эти признаки того, что ваш ребенок может быть в токсичных подростковых отношениях, вы обязаны защитить их. Четко и спокойно объясните, почему вы считаете, что это нездоровая динамика, и почему необходимо держать их подальше друг от друга.

Напомните им, что свидания в реальной жизни — это не кино.

Подростки могут иметь нереалистичные представления о романтике и любви, которые они почерпнули из фильмов и телевидения. Напомните им, что настоящая любовь не всегда идеальна и гламурна. Будут неловкие моменты и оплошности. И это нормально. Настоящая любовь означает чувствовать себя свободным быть собой, со всеми своими недостатками и достоинствами, и принимать другого человека таким, какой он есть.

Помогите им оставаться на связи с друзьями и получать опыт вне отношений.

Исследования показывают, что наличие близких друзей защищает подростков от негативного воздействия подростковой любви на психическое здоровье. Кроме того, занятие любимым делом — будь то творческое самовыражение, спорт или дискуссионный клуб — помогает повысить самооценку подростков. Следовательно, подростки чувствуют себя более уверенными в своих романтических отношениях и менее зависимыми от другого человека в своей самооценке.

Адаптируйте разговоры к их стадии знакомства с подростками.

Некоторые подростки могут быть готовы сразу погрузиться в романтические отношения, в то время как другие могут быть более осторожными. Вместо того, чтобы пытаться контролировать их темп или давать им слишком много информации, встречайтесь с ними там, где они есть. Делитесь своими советами и жизненным опытом, но не перегружайте их. Убедитесь, что они знают, что они не должны делать ничего, к чему они не готовы.

Доверьтесь им и предоставьте им конфиденциальность — с соответствующими ограничениями.

Настройте свои границы и ожидания в соответствии с возрастом и зрелостью вашего подростка. Младшие подростки нуждаются в большей структуре и сопровождении, чтобы чувствовать себя в безопасности в отношениях. Для подростков старшего возраста может быть уместно установить комендантский час и потребовать текстовые проверки. В разных семьях существуют разные ценности и правила в отношении подростковой любви и подростковой сексуальности. Обсудите эти ценности с подростком и объясните, почему они важны для вас. Затем убедитесь, что домашние правила основаны на этих ценностях и могут быть четко объяснены. «Потому что я так сказал» или «Потому что ты слишком молод» — бесполезные ответы, если подросток хочет знать, почему вы устанавливаете определенные ограничения.

Расскажите о настоящих связях и о том, что они из себя представляют.

Обсудите, как выглядят здоровые отношения. Например, ваш партнер должен слушать вас и показывать, что ему небезразличны ваши чувства. Они должны доводить до конца, когда говорят: «Я позвоню тебе позже» или «Давай погуляем на выходных». И вам не нужно играть в игры или вести себя как кто-то, кем вы не являетесь, чтобы заинтересовать их.

Будьте рядом, если им разобьют сердце.

Худшее, что может сделать родитель, когда отношения между подростками заканчиваются, — это свести к минимуму горе. Да, вы знали, что отношения не будут длиться вечно, и это был только первый из многих случаев, когда они влюбляются друг в друга. Но у вашего подростка еще нет такой точки зрения. Им больно и кажется, что миру пришел конец. Ваша роль поддерживающего и заботливого родителя состоит в том, чтобы утешить их и признать, насколько важным и значимым был для них этот опыт. Если они смогут выразить свое горе и почувствовать себя услышанными и одобренными, они быстрее оправятся от разбитого сердца.

Лечение проблем психического здоровья, связанных с подростковыми отношениями

Если интенсивность подростковых отношений или расставание вызывает психические расстройства или рецидив психического здоровья, следующим шагом является консультация с квалифицированным специалистом в области психического здоровья. Когда подростковые отношения заканчиваются, подросткам может понадобиться дополнительная поддержка, чтобы справиться с горем, самокритикой или неуверенностью в себе. Подростки могут не иметь адекватных навыков преодоления идеального шторма полового созревания, подростковых гормонов и сильных эмоций.

В Академии Ньюпорта мы помогаем подросткам создать инструментарий позитивных механизмов выживания и методов эмоциональной регуляции. Кроме того, наша клиническая модель выявляет и залечивает основные травмы и раны прикрепления. Подростки развивают самосознание, уверенность и прочные связи со сверстниками, семьей и наставниками, настраивая их на успешные романтические отношения в следующий раз, когда они влюбляются.

Вас беспокоит поведение или перепады настроения вашего подростка? Назначьте встречу с одним из наших экспертов по приему. Мы проведем оценку психического здоровья и порекомендуем варианты лечения подростков бесплатно — будь то в Newport Academy или в другой программе, которую мы лично проверили. Свяжитесь с нами сегодня чтобы начать.

Ключевые выводы

  • Признаки подростковой любви могут быть очень похожи на поведение, связанное с подростковым возрастом в целом, например перепады настроения, раздражительность и крайние эмоции.
  • Есть несколько стадий подростковых свиданий, начиная с влюбленности, перерастая в более глубокую связь и, в конце концов (для большинства подростковых отношений), заканчиваясь разрывом.
  • Сочетание гормонов, эмоций и изменений, связанных с подростковой любовью, может вызывать или усиливать негативные эмоции, навязчивые мысли и проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога и депрессия.
  • Отношения между подростками могут помочь подросткам практиковать навыки общения и формировать свою личность и чувство собственного достоинства.
  • Родители могут помочь подросткам ориентироваться в юношеской любви, устанавливая соответствующие ограничения и конфиденциальность, открыто говоря о подростковой любви и сексуальности и предлагая безусловную любовь и поддержку.

Часто задаваемые вопросы о подростковой любви

Источники:

Front Psychol. 2021 март; doi.org: 10.3389.

J Подростковый. 2018 июль; 47 (7): 1531–1544.

Бразильская J Психиатрия. 2017; 39(4): 323–329.

J Adolesc Health. 2015 авг; 57(2): 174–178.

J Clin Child Adolesc Psychol. 2015 июль-август; 44(4): 538–550.

Влюбленные подростки | BPS

Исполнитель жалобного хита 1950-х годов напевает: «Каждую ночь я спрашиваю звезды наверху, почему я должен быть влюбленным подростком?», когда он оплакивает взлеты и падения своего романа, одна минута сверху мира, в следующую минуту в глубочайшей трясине уныния. Такая тревога!

Что-нибудь изменилось? В современных поп-песнях молодые люди до сих пор поют о своих увлечениях, безответной любви и романтических разрывах; о чувстве неловкости, неуверенности, отчаяния, подавленности, радости и вдохновения, хотя в наши дни сексуальные образы гораздо более очевидны. И может показаться, что нежные чувства первой любви расходятся с сегодняшним миром «внешней» сексуальности. Подростки являются активными потребителями онлайн-порнографии, занимаются секстингом и используют «приложения» для знакомства с партнерами для случайных сексуальных связей. Они могут размещать на Facebook информацию о своих сексуальных и романтических успехах и неудачах. Исследования еще не выявили долгосрочных последствий этих новых способов ухаживания, но кажется, что влюбленность и романтические отношения все еще являются частью графика развития многих подростков.

Посмотрим, что известно. Проведенное в США Национальное лонгитюдное исследование здоровья подростков (Add Health), в котором приняли участие тысячи школьников 7-12 классов, показало, что более 80% детей в возрасте 14 лет и старше были или были в романтических отношениях. отношения, в том числе небольшое количество (2–3 процента) в однополых отношениях (Carver et al., 2003; Grieger et al., 2014). Многие из этих отношений были краткосрочными, особенно среди младших подростков, но значительная их часть длилась год и более. Доказательства того, что эти отношения были социально нормативными, были обнаружены в том, что в большинстве случаев родители встречались с романтическим партнером своего ребенка, и пары рассказывали другим о своем романтическом статусе. Имеются ограниченные данные о романтических отношениях в других развитых странах, но существующие исследования показывают, что проценты аналогичны данным США, хотя и для несколько более старших возрастных групп (например, Moore et al. , 2012).

Нормативный характер подростковых романтических отношений означает, что те молодые люди, у которых нет девушки или парня, могут чувствовать себя напряженными или «другими» (Scanlan et al., 2012). Учитывая, что подростковый возраст — это время, когда существует большое давление, чтобы соответствовать нормам сверстников, молодые люди, которые не вступают в романтические отношения, могут чувствовать себя одинокими и отставать от своих сверстников. Например, на интернет-сайте girlsaskguys.com анонимная молодая женщина спрашивает: «У меня никогда не было ни парня, ни девушки. Могли бы вы предположить, что с этим человеком что-то плохое или неправильное, из-за чего люди не хотят с ним встречаться? Я думаю, это потому, что я некрасивая. При этом я не толстый. Что со мной не так?

На другом сайте советов (quora.com) этот молодой человек точно так же спрашивает, почему он другой:
Мне 21 год, и у меня никогда не было девушки. Большинство моих друзей находятся в отношениях. Я чувствую себя немного подавленным и что у меня никогда не будет девушки. Что я должен делать? В прошлом я попросил пару девушек, которые мне нравятся, пойти со мной на свидание, и они отказались.

Конечно, не каждого молодого человека интересуют романтические отношения. Некоторые чувствуют, что они не готовы, некоторые хотят сосредоточиться на учебе или спорте, других больше соблазняет культура случайного секса временных «связей». Тем не менее, большинство подростков начинают свою сексуальную жизнь в контексте романтических отношений, и, как правило, участие в романтических отношениях в подростковом возрасте является целесообразным и здоровым с точки зрения развития (Collins et al., 2009).).

Что происходит, когда подростки влюбляются?
Влюбленность — это эмоциональный переворот в любом возрасте, но подросткам справляться с чувствами, вероятно, еще труднее. Подростковые тела и мозг созревают со скоростью, невиданной с младенчества. Происходит всплеск роста, развитие вторичных половых признаков, и молодые люди меняют внешний вид от ребенка к взрослому. Физическая неловкость часто является результатом асинхронности роста; молодые люди могут чувствовать смущение и застенчивость из-за сексуализации своего тела или своей предполагаемой неадекватности с точки зрения часто нереалистичных идеалов тела. Кроме того, мозг подростка был описан как «незавершенная работа», при этом некоторые области созревают быстрее, чем другие, что приводит к потенциальному несоответствию между физическим, эмоциональным и когнитивным развитием. Например, могут быть несоответствия между внешностью взрослого человека, усилением полового влечения и развитием мозга, необходимым для зрелого принятия решений и саморегуляции поведения и эмоций. Область «исполнительного функционирования» мозга — префронтальная кора — является одной из последних областей мозга, которые полностью созревают, обычно в возрасте около двадцати лет (Petanjek et al., 2011). Таким образом, подростковый возраст становится временем ослабления контроля префронтальной коры, с повышенной вероятностью принятия рискованных решений и неверных суждений, особенно в среде, описываемой как «чувствительная к вознаграждению», где велик соблазн немедленных приятных переживаний, например, в романтические и сексуальные ситуации (Braams et al. , 2015; Suleiman & Harden, 2016).

Гормональные изменения, вызванные развитием мозга и тела, сильно влияют на сильное чувство сексуального влечения и влюбленности. Тестостерон и эстроген — мужские и женские половые гормоны — связаны с усилением полового влечения, а гормоны окситоцин и вазопрессин участвуют в привязанности и привязанности. В период полового созревания объем этих циркулирующих половых гормонов в организме резко возрастает. У девочек яичники увеличивают выработку эстрогена в шесть раз, а у мальчиков яички производят в 20 раз больше тестостерона.

У обоих полов в крови циркулируют мужские и женские гормоны, но в подростковом возрасте уровень тестостерона у мальчика становится на 20–60 % выше, чем у девочки, а уровень эстрогена — на 20–30 % выше, чем у девочки. Эти гормоны сильно влияют на настроение и либидо. Молодые люди гормонально «подготовлены» к сексуальному влечению к другим, но, особенно в раннем подростковом возрасте, они не привыкли к чувствам, связанным с быстрым повышением и колебаниями уровня гормонов. Высокие концентрации определенных гормонов для данного возраста или быстрые колебания уровней гормонов могут вызывать более негативное настроение и большую изменчивость настроения (Buchanan et al., 19).92). Эмоции, связанные с «влюбленностью» или «вожделением», скорее всего, сбивают с толку и сбивают с толку, а некоторых даже подавляют (Temple-Smith et al., 2016).

В влюбленность вовлечены не только половые гормоны. Ортиг и его коллеги (2010) использовали томографию мозга, чтобы показать, что, когда человек влюбляется, 12 областей мозга работают в тандеме, высвобождая химические вещества, вызывающие эйфорию, такие как дофамин, адреналин и серотонин. Адреналин — это гормон стресса, вызывающий потливость, учащенное сердцебиение и сухость во рту — всего один взгляд на новую любовь может вызвать эти телесные ощущения. Дофамин стимулирует желание и приятные ощущения и был описан как гормон «хорошего самочувствия» с эффектами, подобными кокаину. Фишер и др. (2006) обнаружили повышенный уровень дофамина в мозгу недавно влюбленных пар. Кроме того, Marazziti и Canale (2004) исследовали уровни серотонина в крови влюбленных пар и людей с обсессивно-компульсивными расстройствами. Обнаружение того, что уровни серотонина были одинаково повышены в двух группах, привело этих исследователей к выводу, что уровень серотонина связан с теми постоянными мыслями о любимом человеке, которые являются частью «влюбленности».

Другой иллюстрацией того, как проявляются некоторые из этих эффектов, является исследование Бранд и его коллег (2007), в котором сравнивались недавно «влюбленные» подростки с контрольной группой, у которой не было партнера. Группа «влюбленных» набрала больше баллов, чем контрольная группа, по гипомании, состоянию настроения (с сопутствующими мыслями и поведением), при котором эмоции более лабильны: эйфория в одну минуту, отчаяние в следующую. Записи в дневниках подростков-любовников показали, что у них было более позитивное утреннее и вечернее настроение, чем у контрольной группы, более короткое время сна, но более качественный сон, меньшая дневная сонливость и лучшая концентрация в течение дня.

Чтобы влюбиться, нужно привыкнуть ко всем этим различным эмоциям, перепадам настроения, потребностям и желаниям. Тем не менее благодаря своим романтическим отношениям у подростков есть потенциал для психологического роста, поскольку они узнают о себе и других людях, приобретают опыт управления этими чувствами и развивают навыки близости. Они также сталкиваются с новыми рисками и проблемами. Эти положительные и отрицательные аспекты подростковых романтических отношений обсуждаются ниже.

Психосоциальное развитие
Эрик Эриксон, теоретик развития продолжительности жизни (1968), рассматривал увлечения и юношеские романы как важные факторы, способствующие самопониманию подростков и формированию личности. Он описал подростковое «влюбление» как форму саморазвития, а не истинную близость. Подростки, становясь более самосознательными по мере развития своих когнитивных способностей, могут опробовать свою «взрослую» идентичность с романтическими партнерами и, получая обратную связь от ответов и поведения партнеров, постепенно прояснять представление о себе. Бесконечные разговоры (а теперь и текстовые сообщения), которые часто сопровождают подростковые романы, — это способ экспериментировать с различными формами «я» и проверять их влияние на другого человека.

Романтические отношения подростков — как краткосрочные, так и долгосрочные — не только способствуют развитию идентичности, но и могут обеспечить положительный опыт изучения себя, например, посредством влияния на самооценку и убеждения о привлекательности и самооценке, а также повышения статуса в обществе. группа сверстников (Zimmer-Gembeck et al., 2001; 2004). Они могут помочь молодым людям пересмотреть и развить более зрелые и менее эмоционально зависимые отношения со своими родителями в качестве предпосылки для самостоятельной жизни. Когда между партнерами царят добрая воля и теплота, романтические отношения создают безопасную среду для изучения сексуальности и сексуальной ориентации и экспериментирования с ними (Collins et al., 2009).). Подростковые романтические отношения в некотором смысле являются тренировочной площадкой для взрослой близости, предоставляя возможность научиться управлять сильными эмоциями, улаживать конфликты, сообщать о потребностях и реагировать на потребности партнера (Scanlan et al. , 2012).

Трудности и проблемы
С другой стороны, романтические отношения иногда могут привести к нездоровым последствиям. Молодые люди могут стать слишком замкнутыми, когда они объединяются в пары, отрезая себя от друзей и сетей поддержки способами, которые не способствуют оптимальному развитию. Формирование идентичности может быть поставлено под угрозу, если подросток закрывает возможности для развития через партнерство, в котором делается нездоровый жизненный выбор, или из-за раннего незапланированного родительства.

Подростки могут подвергаться оскорбительному и насильственному взаимодействию или нежелательной или принужденной сексуальной активности в рамках своих романтических отношений (Mulford & Giordano, 2008). Агрессия между романтическими партнерами является обычным явлением, причем мальчики чаще, чем девочки, сообщают о насилии. Обзор Collins et al. (2009) показывает, что, в зависимости от выборки, от 10 до 48 процентов подростков испытывают физическую агрессию, а от 25 до 50 процентов сообщают о психологической агрессии со стороны своего романтического партнера, включая ругань, оскорбления и угрожал. В наши дни агрессия и издевательства также происходят в Интернете, например, известно, что мстительные бывшие партнеры делятся личными фотографиями или информацией в социальных сетях, вызывая смущение, унижение или что-то еще похуже для жертвы. Некоторые подростки, кажется, принимают такие ситуации более, чем это нормально, например, интерпретируя ревность и чрезмерное собственническое поведение как отражение любви.

Сексуальное принуждение в романтических отношениях встречается довольно часто. Национальный опрос более 2000 австралийских учащихся 10, 11 и 12 классов средней школы показал, что четверть из тех, кто был сексуально активен, имели нежелательный секс (Mitchell et al., 2014). Причины, по которым они не хотели заниматься сексом, включали в себя то, что они были слишком пьяны, чтобы сказать «нет» (49 процентов), напуганы (28 процентов) или оказывались под давлением партнера (53 процента). Исследование, проведенное в США, в котором приняли участие более 750 студенток, показало, что почти 50 % из них имели по крайней мере один опыт нежелательного секса, 70 % — в ходе случайных «свиданий» и 57 % — в серьезных романтических отношениях (Garcia et al. ., 2012). Сожаления о сексе также не редкость среди подростков (например, Skinner et al., 2008).

Другие проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди, ищущие романтических отношений или участвующие в них, включают безответную любовь и расставание. В случае безответной любви фантазии о другом могут быть интенсивными и навязчивыми, что иногда приводит к неправильному толкованию того, что чувства взаимны. В экстремальных случаях это может привести к неадекватному поведению отыгрывания, такому как агрессия и преследование (Leitz & Theriot, 2005), но чаще дистресс обращается внутрь, способствуя депрессии и низкой самооценке, иногда с риском самоуничижения. -вред.

Расставания — очень распространенная черта подростковых романтических отношений, некоторые из которых длятся всего несколько недель. Среди большой выборки молодых людей в возрасте от 20 до 20 лет в Австралии и Гонконге 80 % пережили расставание (Moore et al., 2012). Последствия расставания могут быть не особенно серьезными и непродолжительными, особенно в случае краткосрочных связей. Тем не менее, некоторые подростки более уязвимы, чем другие. Несколько исследований показали романтические разрывы, связанные с депрессией, особенно среди тех, кто уже испытывал расстройства настроения (Davila, 2008; Welsh et al., 2003). В нашем исследовании 2012 года 40% участников почувствовали сильную боль после разрыва отношений, несмотря на то, что большинство этих разрывов были инициированы самими или по взаимной инициативе. Расставания были более неприятными, если они были инициированы партнером, а также среди подростков с более «прилипчивым» стилем отношений и большей склонностью к негативному настроению.

Обычно время лечит, а опыт учит. Connolly и McIsaac (2009) исследовали разрывы отношений среди канадских подростков и обнаружили, что наиболее распространенные причины прекращения отношений связаны с неудовлетворенными потребностями в принадлежности, близости, сексуальной зависимости или взаимозависимости. Другими словами, молодые люди «двигались дальше», когда их отношения не приносили удовлетворения, и в процессе, надо надеяться, узнавали больше о себе и других. Со временем и благодаря общению с другими людьми, в том числе с родителями, сверстниками и партнерами, подростки могут выработать когнитивные рамки для лучшего понимания природы интимных отношений и научиться справляться со своими взлетами и падениями. Одним из примеров является исследование Монтгомери (2005) почти 500 молодых людей в возрасте от 12 до 24 лет, в ходе которого было показано, что подростки старшего возраста менее склонны к романтической идеализации, чем младшие. Они были более реалистичны в своих ожиданиях от романтического партнера, поэтому менее склонны разочаровываться. С опытом, если все идет хорошо, любовь становится немного менее слепой.

Защитные факторы
С возрастом и зрелостью появляются более реалистичные ожидания и, надеюсь, более сильные способности делать проницательный выбор партнера, общаться и вести переговоры с партнерами и восстанавливаться после неудач в отношениях и разрывов. «Надеюсь» — ключевое слово здесь, потому что мы знаем, что людей любого возраста могут сломить их разбитые сердца и неудачные романтические решения. Тем не менее, есть некоторые защитные факторы, которые могут помочь молодым людям договориться о первых романтических отношениях и пережить расставание.

Важное значение имеет раннее половое воспитание, которое в идеале исходит из дома и поддерживается школьной программой. Немного поздновато для «разговоров» накануне первого свидания молодого человека. Образование, которое выходит за рамки сексуальной механики и делает акцент на взаимном уважении, принятии решений и значении согласия, должно помочь молодым людям противостоять издевательствам в отношениях и сексуальному принуждению. Школьные и общественные программы, направленные на обучение характеристикам здоровых романтических отношений, распознавание гендерных стереотипов, улучшение навыков управления конфликтами и общения, а также уменьшение неприятия насилия со стороны партнера, могут эффективно уменьшить насилие на свиданиях в подростковых отношениях (Foshee et al. , 1998). Кроме того, родительское моделирование уважительных взаимоотношений задает образец, к которому молодые люди должны стремиться в своих собственных взаимодействиях.

Обсуждения в семье и со сверстниками, которые нормализуют романтические отношения подростков – и расставание – также помогают молодым людям сформулировать свои ожидания и переживания в контексте. Некоторым подросткам может потребоваться дополнительное поощрение, чтобы поддерживать связи со своими друзьями и сверстниками, а также заниматься спортом и хобби, когда они переживают бурный роман. Но важно, чтобы они поддерживали эти связи поддержки, чтобы помочь им сопротивляться видам отношений, которые являются слишком взаимозависимыми и носят навязчивый характер. Когда такие отношения распадаются, существует больший риск дистресса и депрессии. Поддержание связей с друзьями отвлекает от неприятностей и дает подросткам возможность обсудить свои романтические успехи, неудачи и надежды.

В современном мире кибербезопасность является ключевым вопросом для всех нас, но особенно для молодежи. Для подростков крайне важно просвещение по таким темам, как потенциальная опасность секстинга, сексуальные хищники в Интернете и искажение романтических отношений, изображенных на порнографических сайтах. Родительский контроль за онлайн-активностью, особенно среди детей и младших подростков, может быть желателен, и это требует, чтобы родители также были осведомлены о новых медиа – разбирались в Facebook, Instagram, Tinder и т.п. В то время как подростки нуждаются в уединении, родителям важно следить за предупреждающими признаками навязчивого и скрытного использования Интернета. Пьянящие эмоции влюбленности могут привести подростков к неразумным действиям; проблема с интернетом заключается в том, что сексты и посты в социальных сетях могут преследовать их даже после того, как отношения закончились.

Подводя итоги, можно сказать, что подростковые романтические отношения со всеми их взлетами и падениями способны стимулировать рост, повышать уверенность в себе и приносить пользу здоровью, которые учат молодых людей тому, как давать и брать близость. Они также предоставляют ловушки для молодых игроков. И хотя мы не можем (и не должны) оградить находящихся под нашей опекой подростков от всех обид и разочарований, которые подбрасывает жизнь, существуют защитные факторы, ограничивающие вероятность серьезного вреда от токсичных партнерских отношений или болезненных расставаний. Бдительное, доброе и уважительное воспитание, крепкие дружеские связи и половое воспитание, ориентированное на отношения, могут сыграть свою роль в том, чтобы помочь подросткам насладиться своими романтическими приключениями и извлечь из них уроки.

Познакомьтесь с автором
«Прошло много времени с моего подросткового возраста, но, как и многие люди, я никогда не забуду пьянящие эмоции первой любви, неловкие вещи, которые я сделал, и ошибки, которые я сделал. Мир сильно изменился с «моего времени», но из более чем 40 лет исследований подросткового опыта (а также того, что я была матерью, мачехой и бабушкой для подростков) я вижу, что многое осталось прежним. Есть больше свободы и терпимости к юношеским романтическим и сексуальным экспериментам, но риск принятия неверных решений сохраняется. Некоторые из них являются новыми, например, стать жертвой сексуального хищника или увидеть «порно-месть» в Интернете. Некоторые из них стары, как история, например, сожаление о сексе или незапланированная беременность. Родители, учителя и консультанты молодых людей могут предложить более эффективную поддержку, если они ознакомятся с последними исследованиями подростковых романов, в том числе о роли развития мозга, социальных установок и онлайн-культуры. В недавней книге «Сексуальность в подростковом возрасте: цифровое поколение» (2016, Тейлор и Фрэнсис) мы с соавторами подробно рассматриваем эти вопросы».

Сьюзен Мур
является заслуженным профессором психологии в Университете Свинберна в Мельбурне, Австралия
[Электронная почта защищена]

Ссылки

Braams, B.R.R., van Duijvorvoorvorevoremes. и Кроун, Э.А. (2015). Продольные изменения в склонности подростков к риску. Журнал неврологии, 35, 7226–7238.
Brand, S., Luethi, M., von Planta, A. et al. (2007). Романтическая любовь, гипомания и характер сна у подростков. Журнал здоровья подростков, 41 (1), 69–76.
Бьюкенен, К.М., Экклс, Дж.С. и Беккер, Дж. Б. (1992). Являются ли подростки жертвами бушующих гормонов: данные об активирующем влиянии гормонов на настроение и поведение в подростковом возрасте. Психологический бюллетень, 111 (1), 62–107.
Карвер, К., Джойнер, К. и Удри, Дж. Р. (2003). Национальные оценки подростковых романтических отношений. В П. Флоршейме (ред.) Романтические отношения и сексуальное поведение подростков: теория, исследования и практические последствия (стр. 23–56). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Коллинз, В.А., Уэльс, Д.П. и Фурман, В. (2009). Подростковые романтические отношения. Ежегодный обзор психологии, 60, 631.
Коннолли, Дж. и МакИсаак, К. (2009). Подростки объясняют романтические растворения: перспектива развития. Журнал подросткового возраста, 32 (5), 1209–1223.
Давила, Дж. (2008). Депрессивные симптомы и подростковый роман. Развитие ребенка и личность, 2(1), 26–31.
Эриксон, Э. (1968). Идентичность, молодость и кризис. Нью-Йорк: Нортон.
Фишер, Х.Е., Арон, А. и Браун, Л. Л. (2006). Романтическая любовь: система мозга млекопитающих для выбора партнера. Философские труды Королевского общества B: биологические науки, 361 (1476), 2173–2186.
Фоши, В.А., Бауман, К.Е., Арриага, X.Б. и другие. (1998). Оценка безопасных свиданий, программа предотвращения насилия на свиданиях для подростков. Американский журнал общественного здравоохранения, 88 (1), 45–50.
Гарсия, Дж. Р., Рейбер, К., Мэсси, С. и Мерриуэзер, А. (2012). Культура сексуальных связей: обзор. Обзор общей психологии, 16 (2), 161–176.
Григер, Л.Д., Кусуноки, Ю. и Хардинг, Д.Дж. (2014). Социальные контексты подростковых романтических отношений. Фокус, 31(1), 15–17.
Лейтц, Массачусетс и Териот, М.Т. (2005). Преследование подростков: обзор. Журнал доказательной социальной работы, 2(3), 97–112.
Мараццити, Д. и Канале, Д. (2004). Гормональные изменения при влюбленности. Психонейроэндокринология 29, 931–936.
Митчелл, А., Патрик, К., Хейвуд, В. и др. (2014). Пятое национальное исследование австралийских учащихся средних школ и сексуального здоровья, 2013 г. Серия монографий ARCSHS № 97. Австралийский исследовательский центр в области секса, здоровья и общества, Университет Ла Троб, Мельбурн, Австралия.
Монтгомери, MJ (2005). Психосоциальная близость и идентичность: от раннего подросткового возраста до взрослой жизни. Журнал исследований подростков, 20 (3), 346–374.
Мур, С., Леунг, К., Карнилович, В. и Лунг, К.Л. (2012). Характеристики и предикторы романтических отношений в позднем подростковом и юношеском возрасте в Гонконге и Австралии. Австралийский психолог, 47 (2), 108–117. Насилие на свиданиях: более пристальный взгляд на романтические отношения подростков. Журнал Национального института юстиции, № 261, стр. 34–40. Доступно на сайте www.nij.gov/journals/261
Ortigue, S., Bianchi-Demicheli, F., Patel, N. et al. (2010). Нейровизуализация любви: метаанализ фМРТ свидетельствует о новых перспективах в сексуальной медицине. Журнал сексуальной медицины, 7, 3541–3552.
Петанек З., Иудаш М., Шимич Г. и др. (2011). Чрезвычайная неотения синаптических шипиков в префронтальной коре человека. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки, 108 (32), 13281–13286.
Сканлан, Ф., Бейли, А. и Паркер, А. (2012). Подростковые романтические отношения – почему они важны? И следует ли их поощрять или избегать? Headspace, Исследовательский центр здоровья молодежи Orygen: Государственный департамент здравоохранения и старения Австралии. Получено 6 февраля 2016 г. с сайта tinyurl.com/h6s6prg.
Skinner, S.R., Smith, J., Fenwick, J. et al. (2008). Восприятие и опыт первого полового акта у австралийских девочек-подростков. Журнал здоровья подростков, 43(6), 593–599.
Сулейман, А.Б. и Харден, К.П. (2016). Важность сексуального и романтического развития в понимании нейробиологии развития подросткового возраста. Когнитивная неврология развития, 7, 145–147.
Темпл-Смит, М., Мур, С. и Розенталь, Д. (2016). Сексуальность в подростковом возрасте: цифровое поколение. Лондон: Рутледж.
Валлийский, Д.П., Грелло, К.П. и Харпер, М.С. (2003). Когда любовь причиняет боль: депрессия и подростковые романтические отношения.