Что такое вербальные и невербальные средства общения: 2.3. Вербальные и невербальные средства общения
Вербальные и невербальные средства общения
Вербальные и невербальные средства в педагогическом общении на уроках в начальной школе
Подготовил: учитель начальных классов
Александрова Елена Валериевна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
“средняя общеобразовательная школа №36”
г. Старый Оскол
2020 год
Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется прежде всего в общении.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Виды общения можно классифицировать по различным признакам:
функционально-рулевой;
личностный;
информационный.
Однако педагогическое общение, т. е. общение учителя с учеником практически невозможно отнести к какому-либо из этих типов: учитель и ученик – это носители социальных ролей, их отношения имеют личностный характер, основным компонентом содержания их общения является обмен информацией. Таким образом, педагогическое общение в одинаковой мере относится к любому из этих трех типов.
Основное предназначение общения в жизни людей – это преодоление ограниченности индивидуального опыта.
Существуют следующие основные функции педагогического общения:
Нормативная функция педагогического общения – обеспечение освоение норм и правил поведения и формирования умений и навыков правильного поведения.
Эмоциональная функция педагогического общения – это обогащение всего спектра положительных, прежде всего эмоциональных, состояний учащихся в ходе любого вида воспитательной работы, как на уроках, так и на переменах.
Познавательная функция педагогического общения – обеспечение усвоения детьми знаний об окружающем мире, о природных и общественных явлениях и процессах.
Актуализирующая функция педагогического общения – это реализация личности, самоутверждение ученика и учителя.
Эти важные функции педагогического общения реализуются в обучении с помощью вербальных и невербальных средств.
В педагогическом общении, как и в других его видах, велика роль слова – вербальных средств педагогического общения. С его помощью учитель объясняет и спрашивает, убеждает, направляет и стимулирует, а ученик сообщает о своих проблемах, успехах и переживаниях.
Богатство речевого оформления мысли, свобода владения речью, отсутствие в них лишних слов и слов паразитов, позволяет учителю привлечь внимание учеников, даже к казалось бы, мало интересному материалу, понятно и доступно объяснить трудное, вовремя найти нужное слово для одобрения и утешения. Вместе с тем, слово оказывается мощнейшим физиологическим фактором. Уметь самому правильно и красиво выражать свои мысли и учить этому учеников – важная задача учителя, которая решается в педагогическом общении.
В зависимости от того, как мы используем слова, выделяют различные виды речи, которые учитель и учащиеся используют на уроках.
Внутренняя речь – речь про себя. Ребенок у доски анализирует у доски решение задачи. Никто не слышит его рассуждений; эта речь не понятна никому, кроме самого ребенка.
Внешняя речь – устная ,слышимая речь, предназначенная для людей, находящихся рядом с вами. Такой вид речи чаще всего используется на уроках. Внешняя речь делится на восклицательную, которая служит для выражения эмоций человека; диалогическую речь и монолог.
Диалогическая речь, которую также называют разговорной, поддерживается взаимными репликами собеседников. Диалогическая речь часто применяется на уроках во время бесед, дискуссий ,обсуждения изученного и нового материала.
Монолог произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. В нашем случае – учитель к ученикам. Такая речь должна быть подготовлена, грамматически правильно, логически завершена, выразительна (особенно в начальных классах). Монолог часто используется при объяснении новой темы учителем, и учениками — при чтении заранее подготовленных докладов.
Еще один вид речи – письменная речь, появилась намного позднее устной. Очень часто используется на уроках, особенно при конспектировании. если она не направлена на общение учителя с учащимися, то благодаря такой речи учитель часто поддерживает контакт с родителями ребенка.
Действительно, слово в общении именует исключительно важное значение. Нельзя не согласиться с характеристикой, данной великим мастером поэтического выражения чувств А. А. Фетом:
Иные странно действуют слова :
Услышишь их и сердце вдруг сожмется.
Однако, как не велики возможности слова в качестве общения, оно не может передать всей гаммы чувств и настроений, а значит и всей глубины смысла того, с чем человек обращается к другому. Недаром тот же мастер художественного слова заметил:
Что скажет звук, движенье или вздор,
Упрямое не перескажет слово.
В отечественной педагогике проблеме использования невербальных средств педагогического общения большое внимание уделяли С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко.
С. Т. Шацкий обращал внимание учителей на необходимость заботиться не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления. Рассматривая внешность учителя, манеры поведения, интонацию речи, мимику и пантомимику как важные средства воздействия на общающихся, А. С. Макаренко считал необходимым обучать учителей педагогической технике. Ученые считают, что в каждом высказывании, обращенном к другому человеку, есть две части – содержание и отношение . Информация, передаваемая в словах, содержит только значение. Отношение выражается в тоне, тембре, громкости, скорости речи, в мимике, жестах. Особое проявление и использование невербальных средств выявлено на уроках литературного чтения (чтение стихотворений, чтение произведения по ролям), на риторике, на уроках православной культуры.
Учителю важно знать как можно глубже и разносторонне различные способы передачи информации и отношения к ней, чтобы умело ими пользоваться в учебной и воспитательной работе, а также для того, чтобы научиться своевременно и правильно оценивать реакцию учеников, отношение к сообщаемому учителем.
Сложность в том, что учащихся в классе, как правило, 20-25 человек и каждый выражает свое отношение по-своему, хотя у многих есть что-то общее. Поэтому учителю важно развивать у себя объем внимания, способность одновременно видеть всех в классе, рационально распределять внимание.
В психологии выделяют следующие виды невербальных средств общения:
Визуальные:
движения рук, головы, ног, туловища;
выражение лица, выражение глаз;
поза, осанка, положение головы;
направление взгляда, визуальные контакты;
кожные реакции: покраснение, побледнение;
пространственная и временная организация общения;
вспомогательные средства общения: признаки пола, возраста, расы;
внешний вид: прическа, телосложение…
Акустические:
качества голоса, его диапазон, тональность, громкость, тембр, ритм;
речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель…
Тактильные:
прикосновения, пожатие руки.
Ольфакторные:
запахи окружающей среды;
запахи человека.
Основными задачами невербального общения считают следующие:
создание и поддержка психологического контакта, регуляция процесса общения;
придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;
выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации.
Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых). Они скоординированы как между собой, так и со словами в целом.
Таким образом, на основании выше изложенного, мы видим, что как вербальные, так и невербальные средства в педагогическом общении на уроках в начальной школе играют огромную роль.
Литература:
Рогов Е. И. Психология общения. М. – “Владос”. – 2003г.
Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М. – “Академа”. – 2002г.
Морозов А. В. Психология влияния. – Санкт-Петербург. – “Питер”. – 2001г.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М. — “Владос-пресс”. – 2002 г.
Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации. Контрольная работа по русскому языку
Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………… | 3 |
Основная часть |
|
1. Вербальные средства передачи информации…………………. | 4 |
2.Невербальные средства коммуникации………………………… | 7 |
3. Взаимодействие вербального и невербального в речи………. | 11 |
Заключение…………………………………………………………. | 14 |
Список используемой литературы………………………………… | 16 |
|
|
Введение
Тема «Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации» актуальна сегодня, методы и приемы в беседе или опросе разнообразны, вербальные технологии наиболее просты и многофункциональны.
Коммуникативные технологии могут использоваться любым человеком, если у него есть аудитория. Деятельность многих людей в коммуникативном пространстве становится все более разнообразной и регламентированной.Целью работы является выявить эффективность взаимодействия вербальных и невербальных средств.
Задачи работы:
1. Выявить особенности вербальных средств.
2. Рассмотреть основные формы невербальных средств.
3. Обобщить и систематизировать полученные знания.
Методы исследования:
Систематизация, анализ, обобщение.
1. Вербальные средства передачи информации
Письменная и устная речь, чтение и слушание.
С помощью устной и письменной речи создаётся текст, являющийся процессом передачи информации, а слушание и чтение помогают воспринимать текст, в котором заложена информация.
Вербальные средства имеют свои особенности:
1. приоритетное развитие общекультурных компонентов,
2. связи между предметами устанавливаются через общечеловеческое содержание,
3. системно-деятельностный подход,
4. личностно-ориентированные методы,
5. ориентация на освоение социального опыта, универсальных учебных действий,
6. обеспечение полноценного, гармоничного диалога,
7. мобильность и конструктивность процессов.
8. толерантность в общении, равенство.
9. основной прием – вопрос,
10. принцип разностороннего воспитания и обучения.
Вербальные средства всегда передают законы социума. Важной сферой становятся мотивы, смыслы жизни и деятельность.
Общение является как способом взаимодействия между людьми, так и средством обменом информации и видом деятельности. Именно общение выступает основой межличностных отношений и залогом успешной коммуникации.
Значительные изменения в социально-экономической, политической и культурной жизни российского общества в конце XX — начале XXI вв. послужили основанием для развития большого числа активных процессов в русском языке новейшего периода, в результате действия которых появляется огромное количество новых явлений на всех уровнях языковой системы. Прогресс науки, техники и культуры, привел и к эволюции жанров публицистики. Рождение радио и телевидения обусловило появление новых разновидностей прежних жанров журналистики. Появились радио, телевизионное интервью, интервью в системе электронных СМИ. Все эти подвиды интервью не вытеснили уже имевшееся газетное, а развиваются наряду с ним. Е. И. Голанова, как и многие исследователи в области журналистики, утверждает: «Несмотря на большое разнообразие видов интервью, его структурно-композиционные черты остаются достаточно стабильными: зачин, основная часть, концовка» [3, с.61].
Речевая форма в большей степени, чем другие жанры публицистики, отражает диалогическую структуру познания и общения: «Слово рождается в диалоге…» [5, с. 73]. Эта необходимость соединить объективность информации и субъективный характер понимания темы и проблемы речи и обусловливает особую сложность вербальных средств.
Вербальная коммуникация – передача информации при помощи слов. В данное понятие входят устная и письменная речь. Именно вербальное общение имеет наибольшую рациональность и осознанность. Когда человек занимается умственной деятельностью, в его подсознании всплывают различные слова. Это означает, что человеческая речь неотъемлемая часть мышления. Понятие вербальное общение состоит из четырех процессов: письмо, чтение, слушание и разговор [3, с.41], функции:
- волеизъявление,
- выразительная,
- информационная.
Последняя из перечисленных функций дает людям возможность обмениваться информацией. Здесь следует упомянуть о том, что неправильно поданная информация может породить недопонимание и стать источником конфликта. Из-за этого очень важно уметь правильно и грамотно доносить свои мысли до окружающих.
Существует даже народная присказка о людях, которые не испытывают трудностей в общении друг с другом. О таких людях говорят, что они «нашли общий язык». Функцию волеизъявления, часто именуют функцией действительности. В ней заложена возможность воздействия одного человека на другого при помощи слов. Правильно составленная фраза может полностью изменить человеческую судьбу. Именно эта составляющая коммуникаций отвечает за убеждение и внушение. [1, с.83].
Выделим отличительные вербальные особенности:
1. двуадресность,
2. актуальность проблематики,
3. диалогичность,
4. доступность массовой аудитории,
5. аналитичность наряду с информативностью.
Для начала важно выделить два разных способа общения: прямой (то есть непосредственный контакт с собеседником) и опосредованный.
Существуют определенные виды вербального общения. Они включают в себя:
1. Коммуникационный – под данным термином следует понимать обмен информацией между несколькими людьми.
2. Познавательное общение – усвоение новых знаний.
3. Эмоциональный – включает в себя выражение собственных эмоций через интонацию.
4. Аккумулятивный – накопление и хранение информации, которая может быть использована в будущем.
5. Этнический – способ объединения народа, использующего для общения один язык.
6. Конструктивный – правильное и четкое выражение собственных мыслей.
7. Контактоустанавливающий – способ создания взаимосвязи между несколькими людьми.
Правильно поставленная речь может не только убедить собеседника принять вашу точку зрения, но и привлечь интерес к вашей персоне. Также следует уделять внимание развитию умения слышать других людей. Профессиональный этикет — неотъемлемая часть делового общения, обучению которому некоторые люди посвящают много лет.
2.Невербальные средства коммуникации
Невербальное общение осуществляется при помощи языка тела. В данное понятие входят дистанция между людьми, прикосновения и позы. Большое внимание уделяется мимике и жестам. Важно обратить внимание на тот факт, что эта форма общения менее осознана. Большинство людей не в силах взять под полный контроль собственное тело. Именно поэтому движения глаз и губ могут дать понять собеседнику о правдивости слов говорящего.
Жестикуляция служит основным дополнением к вербальной передаче информации. Значит, в определенных случаях жестикуляция может полностью заменить собой слова. Движения руками, плечами, корпусом тела и головой являются проявлением жестикуляции. В психологии человека жесты классифицируются на следующие категории:
1. Коммуникативные – жесты, при помощи которых человек приветствует или прощается с другим человеком, привлекает внимание, задает вопрос или что-то отрицает. Существует более нескольких десятков разновидностей коммуникативных жестов.
2. Модальные – оценивающие и высказывающие отношения жесты. В эту категорию входят одобряющие жесты, жестикуляция, демонстрирующая доверие или недоверие к словам собеседника.
3. Описательные – подобная жестикуляция обретает смысл только в совокупности с речью.
4. Мимика – движение лицевых мышц, отражающих эмоции человека. Следует обратить внимание, что для представителей различных культур, мимические жесты универсальны. Люди проявляют такие эмоции, как злость, радость и грусть одинаково во всем мире. Согласно мнению ученых, полностью контролировать свой взгляд и мимику практически невозможно.
Существует особая классификация и для взгляда. Во время делового общения, люди концентрируют свой взгляд в области лба собеседника. Данное действие своеобразно подчеркивает всю серьезность царящей атмосферы. Социальный взгляд – направлен в область носа. Именно этот взгляд позволяет создать атмосферу непринуждённости во время общения. Интимный взгляд направлен в область шеи собеседника. Подобный взгляд может продемонстрировать наличие заинтересованности в более близком общении.
Особенности вербального общения таковы, что некоторые взгляды могут двояко расцениваться. Взгляд искоса может означать как интерес к словам собеседника, так и выражать враждебность. Именно поэтому очень важно уметь расшифровывать дополнительные эмоции. Улыбка и приподнятые брови могут быть выражением заинтересованности в беседе. Опущенные уголки губ и нахмуренный лоб ярко демонстрируют критическое отношение к собеседнику.
Невербальные средства коммуникаций включают в себя пантомимику. Положение тела собеседника в пространстве, может наглядно демонстрировать отношения человека к возникшей ситуации. Существует два определенных типа поз: закрытая и открытая. Первая поза подразумевает скрещенные руки или ноги, что явно говорит о попытки оградиться от общения. Открытая поза, наоборот, свидетельствует о готовности к продолжению разговора.
Стиль передвижения человека может сказать о человеке также много, как и его речь. Амплитуда, ритм и динамика шага является отражением человеческой души. Уверенный в себе человек идет легко, а его каждый шаг отталкивает тело от земли, как будто к ногам прикреплены пружины. Человеку, умеющему разбираться в языке тела, походка человека может рассказать о характере, возрасте и настроении её обладателя.
Осанка так же, как и походка регулируется рефлексами. Именно с помощью осанки можно понять настрой собеседника, так как она наглядно демонстрирует его ощущение мира. В какой-то степени неправильная осанка может вызвать отталкивающее действие. Для того чтобы достичь эффективного и плодотворного общения, следует научиться принимать правильное положение спины и шеи. Также следует уделять внимание общей моторике тела. Повышенная суетливость, нервозные и скомканные движения не только раздражают окружающих людей, но и наглядно демонстрируют вашу неуверенность в себе и своих словах. Именно поэтому следует держать под строгим контролем свое тело, при важных разговорах.
Прикосновения могут быть расценены как попытка вторжения в личное пространство собеседника. От того, как звучит наша речь, зависит уместность прикосновений. Деловой этикет включает в себя только рукопожатие. Другие формы прикосновения в подобной ситуации недопустимы. Психологи говорят о том, что существует три формы рукопожатия:
1. Доминирующая – ваша рука ложится сверху, а ладно направлена вниз.
2. Покорная — ваша рука ложится снизу.
3. Равноправная – ладонь направлена ребром к земле.
Дистанция между людьми наглядно демонстрирует степень их доверия между ними. Существует определенное количество зон, каждой из которых присущи свои особенности. Интимная межсубъективная зона составляет около полуметра и в этой зоне общаются только близкие люди. Личная зона не превышает полутора метров. В данной зоне осуществляется неформальная беседа. Социальная зона варьируется от полутора до трех с половиной метров. В этой зоне осуществляются формальные отношения между работниками определенного предприятия. Существует и публичная межсубъективная зона, где расстояние между собеседниками составляет более трех с половиной метров.
К вербальным средствам общения относятся различные способы словесно или письменно передать информацию. Невербальные средства коммуникации позволяют дополнить устную речь и придать ей больше эмоциональных красок. В некоторых ситуациях, невербальные средства полностью заменяют вербальный контакт. В виде примера можно привести немое кино, где актеры передавали суть происходящего с помощью языка тела. Данное искусство получило название «пантомима».
Также невербальные средства общения имеют тот же набор функций, что и вербальные. Каждый жест и движение телом позволяют передать информацию, выразить эмоции и воздействовать на собеседника. Овладеть этой техникой общения довольно сложно. Осуществляя основной упор на грамотное изложение слов и мыслей, большинство людей совершенно забывают о контроле своей жестикуляции. В некоторых ситуациях слова могут полностью не соответствовать языку тела. Когда человек говорит об уверенности, но его поза демонстрирует обратное, собеседник склонен верить именно языку тела.
Именно поэтому следует уделять большое внимание жестам в разговоре с другими людьми. Не стоит пытаться спрятать свои руки, так как подобная поза может быть расценена как попытка закрыться от собеседника. Открытые ладони, обращенные в сторону собеседника, являются признаком доверия. Во время ведения деловых переговоров следует стараться держаться как можно более собранным и стараться избегать расслабленных или закрытых поз. Для того чтобы создать комфортные условия для беседы, следует заранее рассчитать правильное расстояние для ведения разговора.
Для того чтобы овладеть обеими техниками общения, следует развивать в себе такие качества, как доброжелательность и уверенность. Постоянное саморазвитие позволяет достичь того уровня, когда язык тела и речь дополняют друг друга.
3. Взаимодействие вербального и невербального в речи
Существует масса разных способов понять, что ваша речь не совершенна, что люди с развитой речевой структурой успешнее других [См. работы: М.И. Шостак, В.Н. Горохова]. Сила информационного воздействия – в доступности общения (работа на массового читателя), в умении не подавлять собеседника собственными знаниями в предмете беседы, а «сопрягать» его видение предмета со своим собственным.
В ходе взаимодействия с другими людьми каждый из нас пользуется вербальными и невербальными средствами общения. Чтобы понять, что такое вербальное и невербальное общение, необходимо обратиться к этимологии терминов. Они происходят от латинского «verbalis», что означает «словесный». В связи с этим становится очевидно, что вербальные средства общения имеют отношение к устной и письменной речи (живой или записанной на носитель), а невербальные сопровождают данную речь.
Среднестатистический человек за один день произносит около тридцати тысяч слов. При этом он желает сообщить что-то своему окружению, оценить или спросить, договориться или побудить к чему-либо. С помощью слов мы передаем знания, выражаем мысли и эмоции, устанавливаем контакты. Однако психология поведения основное внимание уделяет невербальным средствам общения, то есть языку тела. Сюда относятся позы, интонации, мимика, жесты, взгляды и даже расположение в пространстве.
Использование жестов – древний способ налаживания общения. Каждый народ имеет такой язык. При этом один и тот же жест в разных культурах может обозначать противоположные вещи. Как бы то ни было, весь массив жестикуляционных знаков можно разделить на выражение приветствия, запрета, одобрения, недоверия, оскорбления.
В свою очередь, мимикой называют движения лицевых мышц (особенно бровей и губ). Если мы не видим лица своего собеседника, то теряем до 15 процентов информации. Возможно, поэтому по телефону проще поругаться, а страшную или приятную новость лучше сообщать лично. Мимика позволяет определить эмоциональное состояние: радость, гнев, печаль, отвращение, страх или удивление.
Вербальное и невербальное общение немыслимо без принятия во внимание позы человека. Если собеседник скрещивает ноги и руки, он пытается закрыться, поскольку боится критики или не доверяет. Если же тело повернуто в сторону оппонента, а ладони развернуты, то человек чувствует себя комфортно и способен соглашаться.
В процессе взаимодействия вербальные и невербальные средства общения воспринимаются одномоментно, их можно рассматривать как единый комплекс. Например, когда мы беседуем с красиво одетым, улыбающимся человеком, интонации которого нам приятны, мы можем, сами не замечая того, отойти от него подальше, если нам не нравится запах его духов. И если для нас это ничего не значит, то ему данный невербальный знак позволит понять, что что-то явно не в порядке. От осознания этого может исчезнуть уверенность в словах, появятся нелепые жесты, покраснение лица. Такая ситуация демонстрирует, что вербальное и невербальное общение неразрывно связаны. Более того, жесты без слов не всегда состоятельны, а слова без мимики пусты.
Психологи доказали: при установлении контакта с незнакомым человеком мы обращаем максимальное внимание на невербальные особенности его общения, получая таким путем три четверти всей информации. Если вас раздражает мимика, вы не сможете усвоить даже самые умные слова и захотите уйти.
Вербальные средства общения заставляют включаться разум и логику, а невербальные опираются на интуицию, которая зачастую и определяет, как нам воспринимать стоящего перед нами человека. Для полноценного и продуктивного общения необходимо обдуманно использовать вербальные и невербальные средства общения: словами можно солгать, но эмоции скрыть не удастся. Знаменитые бизнесмены, политики и ораторы знают эту истину, поэтому учатся совмещать слова и жесты так, чтобы не вызывать недоверия. Если же вербальные средства общения опровергаются невербальными, создается напряженная атмосфера и появляется ощущение, что вас обманули. Таким образом, успех приходит к тем, кто может оценить язык тела окружающих и способен контролировать свой собственный.
Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.
Заключение
Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.
Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь.
Можно использовать язык жестов, для того чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими. Бывают случаи, когда это вам и необходимо. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 % информации передается с помощью вербальных
Эти данные заставляют нас задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка — языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.
Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах XX века. И можно предвидеть, что к концу уже нашего века об этом явлении узнают люди всего мира и, что языку телодвижений и его значению для общения людей станут специально обучать в учебных заведениях.
Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом — самим человеком.
Наряду со словесным (вербальным) общением необходимо учитывать невербальный язык деловых людей. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта. Поэтому я считаю, что нам всем еще предстоит многому научиться, чтобы в будущем не теряться в нашей профессиональной деятельности. Конечно, всё продумать невозможно. На практике многое можно упростить, каждый должен приобрести свой индивидуальный опыт и не полагаться на опыт других. Я постаралась кратко рассмотреть некоторые аспекты общения, хотя так же деловое общение немыслимо без имиджа человека, без его внешнего вид, настроения, знаний и т.д., всё это надо воспитывать в себе, чтобы представать перед партнерами таким, каким необходимо. Все это позволяет сделать вывод о том, что если вы желаете достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или просто коллегами, то вам необходимо овладеть, хотя бы азами вербального и невербального, общения
Список литература
1. Абрамов Ю.Г. Психология среды: источники и направление развития. // Вопросы психологии, 2015, – С.130–137.
2. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. – М.: ИВА, 1996,– 480с.
3. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменившихся социальных условиях. – Ростов н/Д: РГПИ, 2017 – 30с.
4. Вербицкий А. Психология мотивации студентов. – М.: Слово, 2016. – 423 с.
5. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 416 с.
6. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М.: Логос, 2016. – 402с.
7. Зарецкая Е.Н. Деловое общение / Е.Н. Зарецкая. – М.: Изд-во Флинта: Наука, 2016. – С. 12-89.
8. Калинина Р.Р. Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка // Психологические проблемы современной российской семьи. 2 часть. – М., 2015. – 360 с.
9. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 20016. –235 с.
10. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников. – М.: Слово, 2017. – 391 с.
11. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. — СПб.: Питер, 2017. – 364 с.
12. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности.– М.: Московский психолого–социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2019. – 640с.
13. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, 2015. – 158 с.
14. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.– сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2016. – 176 с.
15. Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Психология развития человека. М.: «Школьная пресса», 2015. – 195 с.
16. Словарь психолога – практика / Сост. С.Ю. Головин. // 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2015, 218 с.
Вербальное и невербальное общение | Международные молодежные исследования —
Из каких высказываний состоит наше повседневное устное общение? Некоторые из наших слов передают значение, некоторые передают эмоции, а некоторые фактически вызывают действия. Язык также предоставляет бесконечные возможности для развлечения из-за его безграничной, иногда бессмысленной и постоянно меняющейся природы. В этой части мы узнаем о функциях вербального общения, которые показывают нам, что язык выразительный, язык мощный, язык веселый, язык динамичен и язык связан с отношениями.
Устное общение помогает нам удовлетворять различные потребности благодаря нашей способности выражать свои мысли. Что касается инструментальных потребностей, мы используем вербальное общение, чтобы задавать вопросы, которые дают нам конкретную информацию. Мы также используем словесное общение для описания вещей, людей и идей. Вербальное общение помогает нам информировать, убеждать и развлекать других, что, как мы узнаем позже, является тремя основными целями публичных выступлений. Наши личные отношения также формируются через наши вербальные выражения. По своей сути язык экспрессивен. Вербальные выражения помогают нам сообщать о наших наблюдениях, мыслях, чувствах и потребностях (McKay, Davis, & Fanning, 1995).
Когда мы выражаем чувства, мы сообщаем о своих эмоциях. Выражение чувств — сложная часть вербального общения, потому что существует множество социальных норм о том, как, почему, когда, где и кому мы выражаем свои эмоции. Нормы эмоционального выражения также различаются в зависимости от национальности и других культурных особенностей и характеристик, таких как возраст и пол. С точки зрения возраста, маленькие дети, как правило, свободнее выражают положительные и отрицательные эмоции на публике. Гендерные элементы пересекаются с возрастом, когда мальчики становятся старше и социализируются в норму эмоциональной сдержанности. Хотя отдельные мужчины различаются по степени своей эмоциональной экспрессии, все же существует преобладающая социальная норма, которая поощряет и даже ожидает, что женщины будут более эмоционально выразительными, чем мужчины.
Выражение чувств может быть неудобным для тех, кто слушает. Некоторые люди, как правило, не умеют или не умеют воспринимать и обрабатывать чувства других людей. Даже те, у кого хорошие навыки эмпатического слушания, могут быть положительно или отрицательно затронуты эмоциями других. Выражением гнева может быть особенно трудно управлять, потому что оно представляет угрозу для лица и самооценки других людей. Несмотря на то, что выражение чувств сложнее, чем другие формы выражения, обмен эмоциями является важной частью того, как мы создаем социальные связи и сопереживаем другим, и его можно улучшить.
Чтобы словесно выражать свои эмоции, важно развивать словарный запас эмоций. Чем более конкретными мы можем быть, когда устно выражаем свои эмоции, тем менее двусмысленными наши эмоции будут для человека, расшифровывающего наше сообщение. По мере того, как мы расширяем наш эмоциональный словарь, мы можем передать интенсивность эмоций, которые мы чувствуем, будь то легкие, умеренные или сильные. Например, счастливый мягкий, довольный умеренный и экстатический интенсивный; проигнорировано, — слабое, отклонено, — умеренное, заброшенное, — интенсивное (Hargie, 2011).
В то время, когда так много нашего общения осуществляется с помощью электронных средств, вполне вероятно, что мы будем передавать эмоции посредством письменного слова в электронной почте, тексте или мгновенном сообщении. Мы также можем по-прежнему использовать ручку и бумагу при отправке кому-либо благодарственной записки, поздравительной открытки или открытки с соболезнованиями. Передача эмоций через письменное (или напечатанное) слово может иметь преимущества, такие как время, чтобы составить свои мысли и передать детали того, что вы чувствуете. Есть также недостатки в этом важном контексте, и невербальное общение не может быть включено. Такие вещи, как выражение лица и тон голоса, позволяют лучше понять эмоции, которые невозможно выразить словами. Также отсутствует немедленная обратная связь. Иногда люди сразу же отвечают на текст или электронное письмо, но подумайте о том, как это расстраивает, когда вы пишете кому-то, а они не отвечают вам сразу. Если вам нужна эмоциональная поддержка или вы хотите проверить эмоциональное сообщение, которое вы только что отправили, ожидание ответа может негативно повлиять на ваше эмоциональное состояние.
Устное общение зависит только от одного канала, потому что разговорная речь передается через звук и улавливается нашими ушами. Невербальное общение , с другой стороны, может восприниматься всеми пятью нашими чувствами. Поскольку большая часть нашего общения опирается на визуальные и слуховые каналы, они будут в центре внимания следующих предложений. Но мы также можем получать сообщения и генерировать смысл через осязание, вкус и запах. Осязание — особенно мощная форма невербальной коммуникации, которую мы обсудим в этой части, но мы не будем касаться вкуса и обоняния, которым не уделялось столько внимания ученых в связи с невербальной коммуникацией, как другим чувствам.
Для дальнейшего определения невербальной коммуникации нам необходимо различать голосовые и вербальные аспекты коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация включает в себя как вокальные, так и невербальные элементы, и нам необходимо знать взаимосвязь между речевыми, невербальными, вербальными и невербальными аспектами общения. Вокальным элементом вербального общения являются произносимые слова, например: «Вернись сюда». Вокальный элемент невербальной коммуникации — это параязык , который представляет собой озвученную, но не вербальную часть устного сообщения, такую как скорость речи, громкость и высота тона. Невербальные элементы вербальной коммуникации включают использование невысказанных символов для передачи значения. Письмо и американский язык жестов (ASL) являются невербальными примерами вербального общения и не считаются невербальным общением. Невербальные элементы невербальной коммуникации включают язык тела, например жесты, мимику и зрительный контакт. Жесты бывают невербальными и невербальными, поскольку большинство из них не относятся к определенному слову, как письменный или подписанный символ.
Невербальная коммуникация имеет особую историю и выполняет отдельные эволюционные функции от вербальной коммуникации. Например, невербальное общение в основном основано на биологическом, тогда как вербальное общение в основном основано на культуре. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторая невербальная коммуникация имеет одинаковое значение в разных культурах, в то время как ни одна система вербальной коммуникации не обладает одинаковой универсальной узнаваемостью (Andersen, 1999). Невербальная коммуникация также возникла раньше, чем вербальная, и выполняла важную функцию выживания, которая позже помогла людям развить вербальную коммуникацию. В то время как некоторые из наших невербальных коммуникативных способностей, таких как наше обоняние, потеряли силу по мере увеличения наших вербальных способностей, другие способности, такие как параязык и движение, выросли вместе с вербальной сложностью. Тот факт, что невербальное общение обрабатывается более старой частью нашего мозга, делает его более инстинктивным и непроизвольным, чем вербальное общение.
Основной функцией невербальной коммуникации является передача смысла путем усиления, замены или противоречия вербальной коммуникации. Невербальное общение также используется, чтобы влиять на других и регулировать ход разговора. Возможно, еще более важными являются способы, которыми невербальная коммуникация функционирует как центральная часть реляционной коммуникации и выражения идентичности.
Чтобы успешно общаться с другими людьми, мы должны обладать определенными навыками кодирования и декодирования невербальной коммуникации. Невербальные сообщения, которые мы отправляем и получаем, положительно и отрицательно влияют на наши отношения и могут объединять людей или разъединять их. Невербальная коммуникация в виде знаков связи, непосредственного поведения и выражения эмоций — это всего лишь три из множества примеров, иллюстрирующих, как невербальная коммуникация влияет на наши отношения.
Знаки связи – это невербальные сигналы, которые сообщают о близости и сигнализируют о связи между двумя людьми. Этими реляционными индикаторами могут быть такие объекты, как обручальные кольца или татуировки, которые символизируют другого человека или отношения, действия, такие как совместное употребление одного и того же стакана, или сенсорное поведение, такое как держание за руку (Afifi & Johnson, 2005). Поведение при прикосновении является наиболее часто изучаемым признаком связи и может многое рассказать об отношениях в зависимости от области, к которой прикасаются, продолжительности времени и интенсивности прикосновения. Поцелуи и объятия, например, считаются знаками связи, но поцелуй в щеку отличается от поцелуя в губы, а полное объятие отличается от полуобъятия. Если вы считаете себя «наблюдателем за людьми», обратите внимание на различные знаки галстука, которые люди используют, и на то, что они могут сказать об отношениях.
Немедленное поведение играет центральную роль в объединении людей и было определено некоторыми учеными как наиболее важная функция невербальной коммуникации (Andersen & Andersen, 2005). Немедленное поведение – это вербальное и невербальное поведение, которое уменьшает реальную или воспринимаемую физическую и психологическую дистанцию между коммуникаторами и включает в себя такие вещи, как улыбка, кивание, установление зрительного контакта и время от времени социальные, вежливые или профессиональные прикосновения (Comadena, Hunt, & Simonds). , 2007). Немедленное поведение — хороший способ установить взаимопонимание или дружескую и позитивную связь между людьми. Опытные невербальные коммуникаторы с большей вероятностью смогут установить взаимопонимание с другими благодаря привлекающей внимание выразительности, теплым начальным приветствиям и способности «настраиваться» на других, что выражает эмпатию (Риджио, 19 лет).92). Эти навыки важны для установления и поддержания отношений.
В то время как вербальное общение является нашим основным инструментом для решения проблем и предоставления подробных инструкций, невербальное общение является нашим основным инструментом для передачи эмоций. Это имеет смысл, если мы вспомним, что невербальное общение появилось раньше вербального и было каналом, через который мы выражали гнев, страх и любовь на протяжении тысячелетий человеческой истории (Andersen, 1999). Прикосновения и мимика — два основных способа невербального выражения эмоций. Любовь — это основная эмоция, которую мы выражаем невербально и которая составляет основу наших близких отношений. Хотя не было определено ни одного выражения лица для выражения любви, оно выражается, среди прочего, в продолжительном зрительном контакте, близком межличностном расстоянии, усилении прикосновений и увеличении времени, проведенного вместе. Учитывая ограниченный эмоциональный словарный запас многих людей, невербальное выражение эмоций занимает центральное место в наших отношениях.
*****
Сегодня вербальное и невербальное общение определяет наше взаимодействие с другими людьми в деловых и межличностных отношениях, а также наш финансовый и личный успех и наше физическое и психологическое благополучие.
Понимание различных аспектов вербального и невербального общения и той важной роли, которую они играют в нашем взаимодействии с другими людьми, — это первый шаг к улучшению позитивного общения и налаживанию отношений.
Теперь покороче. Что такое вербальное общение?
Вербальная коммуникация — это всеобъемлющий термин, обозначающий коммуникацию, включающую слова — устные, письменные или подписанные. Разговоры, которые мы ведем с коллегой за обедом, утренние новости или спортивная страница, которую мы читаем по утрам, — даже текстовое сообщение, которое вы отправляете своему супругу и просите его взять немного молока, — это форма вербального общения. Наша способность общаться на языке, основанном на организованной системе слов, а не просто на звуках, отличает нас от низших видов. У нас есть не только язык, но и технология, которая позволяет нам общаться друг с другом, независимо от физического расстояния.
Второй важный вопрос: Почему важно устное общение?
Мы используем вербальную коммуникацию для информирования, будь то информирование других о наших потребностях или передача знаний. Уточнение является ключевым компонентом вербального общения. Часто мы не ясно формулируем свои мысли, или наши слова или действия неправильно истолковываются. Вербальное общение помогает прояснить недопонимание и предоставляет недостающую информацию.
Вербальное общение может быть использовано для исправления ошибки, когда сильные слова более эффективны, чем действия. Его также можно использовать как инструмент убеждения, он создает возможность для дебатов, стимулирует мышление и творчество, а также углубляет и создает новые отношения.
Теперь о невербальном общении: Что такое невербальное общение?
Вербальная коммуникация сосуществует с невербальной коммуникацией, которая может незаметно, но существенно влиять на восприятие и обмен людьми. Невербальное общение включает язык тела, например жесты, мимику, зрительный контакт и позу. Прикосновение — это невербальное общение, которое не только указывает на чувства или уровень комфорта человека, но и иллюстрирует личностные характеристики.
Крепкое рукопожатие или теплое объятие указывает на нечто совершенно иное, чем легкое похлопывание по спине или робкое рукопожатие. Звук нашего голоса, включая высоту, тон и громкость, также является формой невербального общения. Смысл чьих-то слов часто полностью отличается от буквального перевода, как это видно в случаях сарказма и насмешки. Одежда, которую мы носим, и то, как мы обустраиваем свое жизненное пространство, также являются формами невербальной коммуникации, которые часто формируют суждения людей о других, независимо от того, верны ли эти представления.
И, наконец, последний вопрос: Почему важна невербальная коммуникация?
Подумайте, сколько отношений начинается с того, что мужчина и женщина смотрят друг другу в глаза через переполненную комнату. Игривое подмигивание, как правило, более эффективно, чем хорошо продуманная реплика. В своей книге «Телесное общение» Майкл Аргайл выделяет пять основных функций невербального общения: выражение эмоций, общение в межличностных отношениях, поддержка вербального взаимодействия, отражение личности и выполнение ритуалов, таких как приветствия и прощания.
В статье Эдварда Г. Вертхейма, доктора философии, «Важность эффективного общения», подробно описывается, как невербальное общение взаимодействует с вербальным: как жесты, мимика и вокальная интонация. Избегание зрительного контакта, когда мы говорим кому-то, что любим его, сообщает нечто совершенно иное, чем произнесенные слова, точно так же, как яркая улыбка, когда мы произносим поздравления, усиливает искренность наших слов.
Как улучшить вербальное и невербальное общение
Вербальное общение улучшается, когда человек умеет хорошо слушать. Слушать — это не просто слышать; это требует понимания точки зрения другого человека.
Потратьте время на то, чтобы подумать, прежде чем говорить, чтобы убедиться, что вы ясно формулируете свои мысли. Пусть другие люди вмешаются и имеют слово. Выделите время для размышлений по обсуждаемой теме.
Наблюдение за языком тела, выражением лица и интонацией других людей, а также осознание собственной физической формы и чувств может улучшить невербальное общение.
Запишите себя с помощью видеокамеры и диктофона, чтобы увидеть, как вы общаетесь невербально. Соответствуют ли ваши жесты вашим словам или выдают то, что вы на самом деле думаете?
Осознание того, что мы говорим и как мы это говорим, является первым шагом к успешному общению. Умение быстро адаптироваться к ситуации и форме общения — это навык, который люди продолжают оттачивать всю жизнь.
Ссылки:
Афифи, В. А. и Мишель Л. Джонсон, «Природа и функция связующих знаков», в Справочник по невербальным измерениям: выходя за рамки слов , изд. Валери Манусов (Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 2005): 190.
Андерсен, П. А., Невербальная коммуникация: формы и функции (Маунтин-Вью, Калифорния: Мэйфилд, 1999), 17.
Андерсен, П. А. и Дженис Ф. Андерсен, «Показатели воспринимаемой невербальной непосредственности», в Справочник по невербальным измерениям: Выход за пределы слов , изд. Валери Манусов (Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 2005): 113–26.
Комадена, М. Э., Стивен К. Хант и Чери Дж. Саймондс, «Влияние ясности учителя, невербальной непосредственности и заботы на мотивацию учащихся, эмоциональное и когнитивное обучение», Отчеты об исследованиях в области коммуникации 24, вып. 3 (2007): 241.
Hargie, O., Квалифицированное межличностное взаимодействие: исследования, теория и практика , 5-е изд. (Лондон: Routledge, 2011), 47.
Герреро, Л. К. и Кори Флойд, Невербальное общение в близких отношениях (Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 2006): 2.
Остер, Х., Дуглас Хегли и Линда Нагель, «Суждения взрослых и детальный анализ выражений лица младенцев: проверка достоверности формул априорного кодирования, ” Психология развития 28, вып. 6 (1992): 1115–31.
Абрам, Д., Заклинание чувственности (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Vintage Books, 1997), 89.
Аллан, К. и Кейт Берридж, Запретные слова: табу и цензура языка : Издательство Кембриджского университета, 2006), 69.–71.
Браун, Г., «Объяснение», в The Handbook of Communication Skills , ed. Оуэн Харги (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge, 2006), 220.
Кристал, Д., Как работает язык: как дети лепечат, слова меняют значение и языки живут или умирают (Вудсток, штат Нью-Йорк: Overlook Press, 2005 ), 277.
Дориан, Северная Каролина, «Внезапный сбой передачи в устаревших языках: насколько внезапна «подсказка» к доминирующему языку в сообществах и семьях?» Протоколы двенадцатого ежегодного собрания Лингвистического общества Беркли (1986): 72.
Фут, Х. и Мэй МакКридди, «Юмор и смех», в The Handbook of Communication Skills , ed. Оуэн Харги (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge, 2006), 295.
Хаякава, С. И. и Алан Р. Хаякава, Language in Thought and Action , 5-е изд. (Сан-Диего, Калифорния: Harcourt Brace, 1990), 67.
вербальное или невербальное общение
Life Skill > вербальное или невербальное общение
|