Обобщенность в психологии это: Обобщенность | это… Что такое Обобщенность?

Свойства восприятия — особенности, характеристика, примеры из жизни

Свойства восприятия – это то, что отличает восприятие от ощущения. Последнее – отражает отдельные качества объектов, явлений. Восприятие же обеспечивает полное отражение явлений в людском сознании через непосредственное воздействие на рецепторы. Оно обеспечивает целостное представление предмета, набор его характеристик, а не отдельный признак объекта. При этом одинаковую информацию разные люди воспринимают различно, субъективно, что обусловлено сферой их интересов, потребностями, навыками, опытом. Восприятие обладает свойствами, подробное описание которых приведено ниже.

Предметность

Это свойство восприятия подразумевает способность группировать явления или объекты в соответствии с их ключевыми характеристиками. Зарождение и совершенствование описываемого свойства проистекает в ходе индивидуального формирования организма. Возникает в младенчестве. Развитие предметности базируется на моторных компонентах, которые обеспечивают взаимодействие крохи с объектами (движения глаз, пальцев, повороты головы). При отсутствии движений образы перцепции не будут обладать предметностью.

Процесс систематизации явлений в соответствии с видовой принадлежностью порой занимает некоторое время. Часто для верного причисления того либо иного предмета к определённой разновидности человеку необходимо подойти, чтобы рассмотреть его поближе либо взять в руки.

Примеры свойства восприятия предметность можно привести такие: зелёное, твёрдое, круглой формы – это яблоко, а продолговатой формы, зубастое, рычащее и зелёное – это крокодил.

Целостность

Полное представление об объекте формируется на базе суммирования получаемых в виде всевозможных ощущений сведений о некоторых свойствах и характеристиках такого объекта.

Собирательные ощущения имеют столь прочную взаимосвязь, что цельный сложный образ явления возникает даже при непрямом воздействии на человека лишь единичных свойств либо отдельных элементов объекта. Такой образ появляется относительно рефлекторно из-за связи между разнообразными ощущениями.

Целостность перцепции заключается в мысленном доведении полученных сведений до полного представления определённого явления даже при частичном отражении некоторых свойств познаваемого явления.

Для получения целостного восприятия ключевым фактором является опыт предшествующих наблюдений. Так, например, взирая на мужчину, стоящего боком, то есть, видя лишь его половину, человек в собственном восприятии получает целостную картинку: мужчину, имеющего две верхние конечности, две нижние, два уха. Поэтому когда этот мужчина повернется лицом, наблюдатель увидит то, что ранее ожидал.

Отсюда перцепция конкретного индивида обусловлена его субъективной картиной мироздания и образом отдельных объектов текущего бытия. Если папа малыша имеет высокий рост и надевает очки, то в детском прототипе мира отражается взаимосвязь, заключающаяся в обусловленности ношения очков высоким ростом. Встречая в дальнейшем незнакомых дядей в очках, малыш будет думать, что их рост несколько выше, нежели в действительности.

Осмысленность и обобщенность

Гомо сапиенс познаёт предметы, которые для него обладают определённым содержанием. Перцепция плотно связана с мыслительными процессами с осознанием сути предмета.

Осознанно воспринять явление – значит мысленно обозначить его, то есть соотнести его к определённому классу, обобщить его словом.

Свойства восприятия человека, такие как обобщённость и осмысленность позволяют упорядочено использовать предметы. Познавая предмет, люди могут точно наименовать его либо сказать, чему подобен он. Обобщённость перцепции – это отображение частного случая в качестве уникального проявления общего.

Степень обобщения обусловлена от величины и полноты имеющихся знаний. Инструмент обобщения представлен словом. Обозначение предметов увеличивает степень обобщения. Рассматриваемые свойства хорошо раскрываются при восприятии недорисованных изображений. Такие изображения люди дополняют собственными знаниями, а также опытом.

При рассматривании неизвестного объекта люди стараются определить его сходство с иными объектами. Следовательно, перцепция не обуславливается лишь набором раздражителей, а являет собой извечный поиск оптимальной трактовки имеющихся данных.

Структурность

Анализируемое свойство заключается не просто в комплексности ощущений. Оно отражает взаимосвязь разнообразных свойств и элементов, то есть структуру явления.
Восприятие сообщает человеческому сознанию структуру встретившегося явления. Можно заключить, что структурность перцепции включает отражение своеобразия взаимосвязей частей целого. Так, например, ноты, поступающие в сознание, помогают человеку определить мелодию.

Таким образом, описываемое свойство подразумевает, что люди познают не отдельные звенья, ощущения, а обобщенную модель, структуру. При этом структурность восприятия мгновенно не возникает, на её формирование требуется некоторое время.

Основные свойства восприятия – структурность и целостность взаимосвязаны между собой. Их базисом является отражение контура и формы явления, объективно выделяющие его из класса. Исследования показали, что эти свойства изначальными характеристиками перцептивного представления не являются. Они образуются в ходе его становления в качестве итога рефлекторной деятельности сенсорной системы.

Избирательность

Данное свойство восприятия заключается в большем выделении одних признаков, качеств, особенностей, предметов в сравнении с иными.

Избирательность перцепции порождается как объективными факторами, так и субъективными. К первым – причисляют специфику самих раздражителей (силу, контрастность, подвижность), также как и специфичности тех условий извне, в которых познается явление (освещённость, удаление от человека). Ко вторым – относят, как правило, отношение индивида к влияющим на него явлениям, обусловленное значением для него, его потребностями, интересами, а также предшествующим опытом и сиюминутным психическим состоянием.

Ключевая роль в избирательности перцепции принадлежит вовлечённости в выполнение любой вариации деятельности (научной, производственной, учебной) и подчинённости задачам такой деятельности. Одно и то же явление может восприниматься различно в зависимости от намеченной человеком задачи. В отсутствии намеченной задачи перцепция становится неполной.

Константность

Данное свойство предполагает относительную устойчивость образа явления при изменении конъюнктуры восприятия. Например, вне зависимости от расстояния до автомобиля он будет казаться человеку большим. Максимально константность проявляется при зрительном познании формы, масштаба, цвета явлений.

Константность, обнаруживающаяся в способности системы восприятия компенсировать изменения конъюнктуры восприятия, обеспечивает познание вещей, окружающих индивида, как условно неизменных.

Люди неоднократно воспринимают определённые явления, причём такие явления воспринимаются при абсолютно различных условиях. Без константности перцепции индивиды ориентироваться в окружающем мироздании были бы не в состоянии.

Апперцепция

Приобретённый опыт перцепции занимает ключевую позицию в ходе восприятия. Специфики восприятия обуславливаются всем предыдущим практическим и житейским опытом индивида. Апперцепцией именуют обусловленность восприятия прошлым опытом и личностными особенностями воспринимающего.

Человек для классификации в ходе восприятия предметов, которые он познает, выдвигает и проверяет различные умозаключения о принадлежности предмета тому либо иному классу объектов.

Именно таким манером при восприятии задействуется прошлый опыт, знания, поэтому разными индивидами одно явление может восприниматься неодинаково. Содержание перцепции обуславливается поставленной задачей, основаниями деятельности, потребностями. Значимая роль в апперцепции отводится установкам и эмоциональному реагированию, которые с лёгкостью могут модифицировать содержание восприятия.

Примеры из жизни

Итак, как уже писалось выше, люди познают окружающее мироздание не бессистемно, а систематизируя отдельные предметы, явления, стараясь при этом сформулировать собственное представление о них, определить, насколько услышанное либо увиденное может быть вредоносным или полезным, используемым для намеченной цели.

Так, например, младенец, непосредственно после рождения пребывает в кроватке, воспринимая окружающую действительность в пределах такой кроватки, постепенно исследуя её и приобретая полное представление о месте нахождения.

Объем его восприятия ограничен. Одновременно играть с множеством игрушек малыш не может, поэтому первым делом, он выберет самую красочную либо наиболее большую игрушку. Такое поведение обусловлено свойством избирательного восприятия.

В дальнейшем рубежи обитания крохи расширяются, вследствие чего растёт и объем поступающей информации через чтение газет, новостных порталов, книг, просмотр телепередач, общение.

Юноша, встречаясь с барышней-блондинкой высокого роста, не перестанет её узнавать и воспринимать в качестве партнёрши, если она станет рыжеволосой, что обусловлено константностью перцепции.

Верующие считают Святое писание важнейшим элементом их бытия, тогда как атеист воспринимает это произведение лишь как одно из множества подобных. Подобное выборочное отношение объясняется свойством апперцепцией восприятия.

Проанализировав свойства восприятия с примерами, можно заключить, что первоначально представление формируется на основе анализа ощущений, полученных через осязание, обоняние, лицезрения. В дальнейшем все полученные данные складываются в конкретное представление об объекте, так работает восприятие, которое обеспечивается его свойствами.

Психологи убеждены, что при соответствующей жизненной энергичности процесс личностного роста может длиться всё существование человека.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

16. Характеристики образа восприятия: предметность, целостность, константность, обобщенность.

Восприятие – познавательный психический процесс отражения целостных объектов и явлений внешней среды при непосредственном воздействии раздражителя (этим похоже на ощущения, работает только в тот момент, когда есть объект). В отличие от ощущений (отдельные свойства раздражителя), восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Результатом восприятия являются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление и эмоции.

Веккер выделил

первичные и вторичные характеристики образа восприятия:

Первичные (пространственно-временные, модальность, интенсивность).

Вторичные: предметность, константность, целостность, обобщенность.

  1. Предметность: выделение фигуры из фона.

  2. Константность: относительное постоянство образа восприятия при изменяющихся условиях восприятия (дистанция, ракурс, освещение). Различают константность формы, цвета, величины предмета. Если бы восприятие не было константно, то при каждом движении или изменении освещения, изменялись бы основные свойства, по которым мы узнаем предметы. Диапазон константности – диапазон изменений, при котором мы предмет еще узнаваем.

  3. Целостность: взаимосвязь элементов и целого в восприятии, где целое доминирует над компонентами. Два аспекта: 1. Влияние целого на восприятие частей; 2. Объединение частей в целое.

  4. Обобщенность: отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. Влияет опыт конкретного человека.

Сходство: характеристики не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Также необходимо учитывать индивидуальные различия людей, их опыт и т.д.

17. Сфера вторичных образов. Представления памяти и воображения. Эмпирические характеристики образа представления и их сравнение с характеристиками образа восприятия.

Первичные образы возникают первыми, при непосредственном воздействии на органы чувств. Это ощущение и восприятие.

Вторичные образы порождаются психикой, без непосредственного воздействия на органы чувств. Это

образы представлений памяти, представлений воображения, сновидений, псевдогаллюцинаций, галлюцинаций.

Представления памяти и воображения.

Память — актуализация образа, которого нет в наличии. Это отражение прошлого опыта человека (запоминание, сохранение, воспроизведение). Сквозной психический процесс, т.е. включается в любой психический процесс (восприятие, мышление, эмоции), т.о. обслуживает все познавательные процессы. Память, внимание, речь и воображение (>5 лет) – сквозные психические процессы.

Образ памяти может быть любой модальности. Ротация образа — «верчение». Трансформация образа — образное мышление.

Воображение — актуализация образа, которого никогда не было.

Выделены первичные и вторичные характеристики образа представления.

  1. Первичные характеристики образов представления: пространственно-временная, модальность, интенсивность.

  1. Пространственно-временная: панорамность, абсолютные размеры, обобщенность, выделение фигуры из фона, длительность, одновременность, последовательность.

  2. Модальность: характерна потеря информации, смещение к более общему модальному качеству.

  3. Интенсивность: зависит не только от функционирования анализатора, но и от состояния организма (голод/сытость).

  1. Вторичные характеристики образов представления: неустойчивость, фрагментарность, обобщенность, контролируемость.

  1. Неустойчивость — со временем весь образ или отдельные элементы могут пропадать, видоизменяться.

  2. Фрагментарность — какие-то стороны отражены ярче, какие-то слабее, а некоторые части вообще не представлены.

  3. Обобщенность — образ представления — это всегда обобщенный образ предмета, это образ целого ряда предметов, в котором сохранились характерные и постоянные признаки.

  4. Контролируемость – способность произвольно вызывать, удерживать и стирать образ.

Образы восприятия развиваются в течение жизни человека, не врожденные. Следует учитывать индивидуальные различия людей, их опыт и т.д.

Сравнение характеристик образа представления и восприятия:

  • Представлению характерна потеря информации, смещение к более общему модальному качеству, в отличие от восприятия.

  • Интенсивность образа представления более бледная, чем образа восприятия и чем дольше хранится, тем образ бледнее.

  • Со временем весь образ представления или отдельные элементы могут пропадать или сильно видоизменяться.

  • Образы представления всегда обрывочны (фрагментарны), а восприятие целостно.

  • Образ представления — не только единичный, но и обобщенный образ предмета, а образ восприятия всегда единичен.

  • Представления могут возникать как на основе восприятия, так и на основе слова. Причина разрушения образа представления – внутренние помехи, а образа восприятия – внешние.

Обобщение — ABA Connect

Baer, ​​Wolf, and Risely (1968) включили « общность изменения поведения » в качестве одного из 7 аспектов прикладного анализа поведения. Обобщение изменения поведения происходит, когда это поведение происходит вне среды обучения. Обобщение может происходить в 1) условиях, 2) во времени и 3) среди людей и существует, когда поведение происходит в этих различных измерениях без повторного обучения.

Ответное техническое обслуживание — продолжение выученного поведения после устранения вмешательства. Выученное поведение все еще сохраняется после того, как часть вмешательства больше не присутствует. Возьмем, к примеру, Джимми, который учится выполнять домашнее задание с помощью доски с жетонами после каждого правильного ответа. Если, когда доска маркеров больше не используется, Джимми продолжает выполнять свою домашнюю работу на уровне критериев, то происходит обслуживание ответа. Важно проверять или тестировать его на поддержание с течением времени, чтобы убедиться, что учащийся сохранил этот новый навык.

Настройка/ситуация Обобщение произошло, когда интересующее поведение происходит в обстановке, отличной от той, в которой его учили ( обучающая настройка ).

Обобщение ответа — это степень, в которой учащийся может демонстрировать поведение, которое функционально эквивалентно поведению, которому его научили. Это случай стимулов, вызывающих новые реакции. Например, если Салли научилась брать телефон и разговаривать по нему с другом, у нее будет обобщение ответов, если она также может взять рацию и использовать ее для разговора с другом.

Чрезмерное обобщение — это неспециалистский термин, обозначающий, когда поведение, находящееся под контролем стимулов, слишком широкое. Это также можно назвать «обобщение нежелательной реакции » и возникает, когда обучение учащегося приводит к обобщению, которое приводит к плохой работе или нежелательным результатам. Например, если ребенок учится открывать дверь днем, когда звонит звонок, и если он также открывает дверь каждый раз, когда телефон издает звук, похожий на звонок в дверь, это будет 9.0003 чрезмерное обобщение .

Обобщение стимула  относится к ситуации, когда разные, но физически похожие стимулы вызывают одинаковую реакцию. Это также известно как слабая степень контроля стимулов. Например, если ребенок говорит «Джози» в присутствии своей черно-белой кошки, генерализация стимула будет наблюдаться, если он скажет «Джози» в присутствии соседской черно-белой собаки или в присутствии скунса. . Однако генерализация стимула не всегда означает необходимость большей степени контроля стимула. Например, если ребенка научили пользоваться горшком только на одном унитазе, его способность ходить на горшок на другом унитазе в другой среде будет демонстрировать генерализацию стимулов.

Различение стимулов происходит, когда стимулы вызывают различную реакцию. Например, не все змеи ядовиты. Мой муж знает, как отличить ядовитых змей от неядовитых — он различает эти раздражители и ловит неядовитых змей, но избегает ядовитых.

Важно отметить, что поведенческий аналитик всегда должен явно планировать обобщение и никогда не предполагать, что обобщение происходит «бесплатно». Программирование для обобщения состоит из 1) нацеливания на поведение и определения естественного подкрепления и 2) указания на различные среды, людей и времена, которые создают возможность для обобщения.

 

 

 

Обобщение (Психология) | Специалист по семантике

Известный как: Обобщение, обобщения, обобщения (психология)

Процесс формулирования общих понятий путем абстрагирования общих свойств примеров; рассуждения от подробных фактов к общим принципам.

National Institutes of Health

Semantic Scholar использует искусственный интеллект для извлечения документов, важных для этой темы.

Высоко цитируемый

2018

Социальная психология.

  • S. Fiske
  • Science
  • 2018
  • Корпус ID: 33630608

В контексте психологии, социальная психология — это научное исследование, как мысли людей, чувства и поведение …

.

  • Машинное обучение0064

    Сеть опорных векторов — это новая обучающая машина для задач классификации с двумя группами. The machine conceptually implements… 

    Highly Cited

    1995

    An Information-Maximization Approach to Blind Separation and Blind Deconvolution

    • A. J. Bell, T. Sejnowski
    • Neural Computation
    • 1995
    • Corpus ID: 1701422

    Мы выводим новый самоорганизующийся алгоритм обучения, который максимизирует информацию, передаваемую в сети нелинейных блоков… 

    Highly Cited

    1992

    A training algorithm for optimal margin classifiers

    • B. Boser, Isabelle M Guyon, V. Vapnik
    • Annual Conference Computational Learning Theory
    • 1992
    • Corpus ID: 207165665

    A представлен алгоритм обучения, максимизирующий разрыв между шаблонами обучения и границей решения. The… 

    Часто цитируемые

    1988

    Возможное обобщение статистики Больцмана-Гиббса

    • К. Тсаллис
    • 1988
    • ID корпуса: 16385640

    С использованием величины, обычно масштабируемой в мультифракталах, для энтропии постулируется обобщенная форма, а именно Sq 0W 0W 2…09k [1 – ∑i Высоко цитируемый

    1986

    Конституция общества. Очерк теории структурации

    • А. Гидденс
    • 1986
    • ID корпуса: 56113709

    Энтони Гидденс был в авангарде социальных теорий последнего десятилетия. В «Конституции общества…»

    высоко цитируемые

    1986

    GMRE: обобщенный минимальный остаточный алгоритм для решения несимметричных линейных систем

    • Y. Saad, M. Schultz
    • 1986
    • Corpus ID: 18390597
    11119199999 годы.