Общение как понимание людьми друг друга: ОБЩЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА

ОБЩЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект — осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников.

Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. «При общении вы прежде всего ищите в человеке душу, его внутренний мир», — писал К.С. Станиславский [1].

Однако эта реконструкция внутреннего мира другого человека — задача весьма сложная. Субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, используемые ими коммуникативные средства, и ему приходится проделать определенную работу для того, чтобы, опираясь на эти данные, понять, что представляют собой люди, с которыми он вступил в общение, сделать заключение об их способностях, мыслях, намерениях и т.

д. Видный психолог С.Л. Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем», то есть расшифровываем, значение их внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению» [2]. Сам по себе отдельный поступок однозначно не связан с внутренним психологическим планом, за ним стоящим, и это обстоятельство превращает межличностное восприятие в решение психологической задачи.
Перцептивный аспект общения — это восприятие, понимание и оценка человека человеком.
Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

Механизмы восприятия человека человеком. В процесс общения включены по меньшей мере два человека. Каким же образом каждый из них, ориентируясь на внешне проявляемые поведенческие характеристики другого, формирует представление о нем, о его внутреннем мире? В актах взаимного познания должно быть выделено действие трех важнейших механизмов межличностного восприятия: идентификации, рефлексии и стереотипизации.

Идентификация

— это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место. Встретив в августовские дни около института двух явно взволнованных и лихорадочно перелистывающих учебник девушек, студент легко реконструирует их душевное состояние, восстанавливая в памяти время, когда он в качестве абитуриента сам стоял у институтских дверей, ожидая приглашения на экзамен.

Однако субъекту общения важно не только отстранение, со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого. Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению, выступает в форме рефлексии.

Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого означает, в частности, осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого. (Многократное зеркальное отражение в процессе межличностного восприятия описывается в шутливой форме в стихотворном переводе С.Я. Маршака:

— Он целовал вас, кажется?

— Боюсь, что это так.

— Но как же вы позволили?

— Ах, он такой чудак!

Он думал, что уснула я

И все во сне стерплю,

Иль думал, что я думала,

Что думал он: я сплю!)

В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве.

Если бы каждый человек всегда располагал полной, научно обоснованной информацией о людях, с которыми он вступил в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними с безошибочной точностью. Однако в повседневной жизни субъект, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его

приписывать другим причины их действий и поступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции (от лат. causa — причина и atributio — придаю, наделяю), или причинной интерпретации. Ошибочная причинная интерпретация педагогом поступков ребенка делает затруднительным, а иногда и вообще невозможным нормальное педагогическое общение в школе. Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно — либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.

Стереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениями, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотип здесь — сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.п., запомнившиеся высказывания знакомых. При этом эти знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться глубоко неверные. Между тем сформировавшиеся на их основе стереотипы межличностного восприятия сплошь и рядом используются как якобы выверенные эталоны понимания других людей.

Так, социально-психологический опрос свидетельствовал о популярности глубоко ошибочных стереотипных представлений об однозначной связи между внешностью человека и чертами его характера. Из 72 опрошенных 9 человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, 17 утверждали, что люди с большим лбом — умные. Трое полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорной характер. Пятеро говорили, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, желанием всеми командовать. У пяти человек существовало мнение, что красивые люди или глупы, или себялюбцы. Двое утверждали, что если у человека тонкие, бескровные губы, он ханжа и ему присуща скрытность.

Само собой разумеется, что все эти стереотипы, будучи включенными в процесс межличностного восприятия, формировали ошибочное познание людей и серьезно деформировали процесс общения с ними.

Стереотипизацией как механизмом каузальной атрибуции определялось традиционное истолкование американскими расистами поведения негров как сексуально агрессивного, коварного, непредсказуемого и т.д. В данном случае Стереотипизация имела характер предубеждения: этнические предубеждения являются достаточно распространенными.

Характер каузальной атрибуции зависит от различных условий, хорошо изученных психологией. Так, например, при восприятии незнакомого человека большую роль играет та изначальная информация, которую получил субъект восприятия.

В психологическом эксперименте двум группам студентов показывали фотографию одного и того же человека. В первом случае экспериментатор его аттестовал как видного ученого, во втором — как преступника. Предлагалось дать его характеристику, исходя из особенностей его наружности. Первая группа испытуемых (вариант информации «видный ученый») сообщала, что сфотографирован человек, напряженно работающий, добрый, отзывчивый, умный. Вторая группа (вариант «преступник») утверждала, что перед ними портрет жесткого, решительного и коварного человека. Одна и та же деталь портрета — глаза в одном случае интерпретировались как ласковые и умные, в другом — как злые и беспощадные.

Очевидно, что полученная информация жестко ориентировала процесс восприятия, подгоняя оценку облика человека к стереотипам образа ученого или преступника.

Стереотипы, порождающие позитивное или негативное отношение к учащимся, оборачиваются в педагогическом общении субъективизмом преподавателя.

Американскими психологами был осуществлен следующий эксперимент. Большой группе опытных экспертов-преподавателей (их было 400) раздали ксерокопированные личные дела студентов (анкеты, автобиографии, фотокарточки, образцы письменных работ и т.д.). Каждый эксперт должен был по определенной схеме всесторонне охарактеризовать студента, чье личное дело он изучил. Когда были получены характеристики на всех студентов, то выяснилось, что материал обследования мог быть подразделен на две группы. Эксперты одной группы характеризовали подлежавших оценке студентов в целом положительно, другой — отрицательно. Впрочем, отдельные эксперты дали ответы, которые не могли быть квалифицированы однозначно: или как положительные, или как отрицательные.

В чем же заключался замысел эксперимента? В действительности все 400 экспертов получили одно и то же ксерокопированное личное дело. Разница была в том, что 200 личных дел содержали фотографию симпатичного, серьезного и вдумчивого молодого человека, а 200 других — фотографию фатоватого, малопривлекательного человека того же возраста. Положительные характеристики провоцировала первая фотография, отрицательные — вторая. Итак, эксперты располагали массой объективных данных, а «сработала» фотография. Никто не просил экспертов оценивать внешность студента, но, оказывается, именно внешность имела значение и дифференцировала результаты экспертизы.

К сожалению, в педагогической работе субъективность оценок нередко связана с оценкой внешности человека.

Существенным основанием для формирования предвзятости и субъективизма является предварительная информация, которую педагог получает об объекте восприятия.

В конце 60-х годов психологи Розенталь и Джекобсон провели психологический эксперимент, направленный на выявление роли указанного фактора формирования предвзятости.

Было проведено тестирование двух контингентов поступающих, которые в дальнейшем рассеялись по разным учебным группам. О результатах тестирования сами студенты не были информированы, но экспериментаторы сообщали их преподавателям, что, к примеру, у Смита — очень низкий коэффициент одаренности, а у Джонса — высокий. В каждой группе было по 2-3 студента из числа подвергшихся тестированию. Между тем преподаватели получили от экспериментаторов заведомо ложные сведения, потому что высокими или низкими коэффициентами интеллектуальной одаренности тестируемые были наделены в случайном порядке (первый по списку объявлялся «талантливым», второй — «бездарным», третий — «талантливым», четвертый — «бездарным» и т.д.). Через некоторое время экспериментаторы познакомились с учебными успехами лиц, прошедших тестирование. Студенты, которые якобы имели высокий коэффициент, в основном хорошо учились, преподаватели были ими довольны и хорошо о них отзывались. Что касается тех, кто был «наделен» низким коэффициентом, то их положение оказалось крайне неблагополучным — некоторые были отчислены, учились с трудом. Хотя и были исключения, но явно проступала некоторая закономерность. О чем говорят результаты этого (отнюдь не безобидного для судеб людей) эксперимента? Преподаватели, «зная», что перса ними одаренный человек и, «зная», что другой «бездарен», не хотели «возиться» с последним, относились к нему пренебрежительно, и это сказывалось на его положении и учебе. У педагогов, в соответствии с предварительно полученной информацией, сформировалась готовность видеть студента под определенным углом зрения, и они делали все возможное, чтобы это мнение оправдать.

В связи с этим возникает вопрос: не сами ли педагоги формируют иной раз неуспешность учащегося за счет своего отношения к нему как заведомо неуспевающему, или неопрятно одетому, или непослушному? Возникает предвзятость, проявляется субъективизм, а дальше предпринимаются определенные действия для того, чтобы оправдать правомерность этой позиции.

Приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия относится позитивно, и отрицательных — тем, к кому он не расположен, является одним из типичных случаев каузальной атрибуции. Так, в условиях эксперимента фиксировались оценки, которые давали педагоги незнакомым им детям за выполненное учебное задание. Заранее выявлялось, кто из детей кажется им более привлекательным, а кто менее. Выяснилось, что даже в том случае, когда «привлекательные» дети (по сговору с экспериментатором) делали больше ошибок, чем «непривлекательные», первые оценивались выше и им приписывали положительные качества, тогда как «непривлекательные» наделялись отрицательными свойствами. Эта выявленная в эксперименте зависимость имеет название эффекта ореола.

Сущность эффекта ореола заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии; вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Чаще всего эффект ореола проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией о воспринимаемом. Однако этот эффект обнаруживается и при восприятии знакомого человека, но в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к нему. Таким образом, недопустимое с педагогической точки зрения культивирование некоторыми учителями «любимчиков» в классе заведомо ведет к субъективным искажениям оценки учащихся и ошибочному восприятию их личностных качеств.

Включение межличностного восприятия в процесс совместной социально ценной деятельности изменяет его характер, делает адекватной каузальную атрибуцию, устраняет отрицательное действие эффекта ореола. Именно такой характер приобретает понимание человека человеком в подлинном коллективе.

Обратная связь в общении. Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает наличие обратной связи — получения субъектом информации о результатах взаимодействия.

Сообщая что-то другому человеку, приказывая или обращаясь с просьбой или вопросом, вообще взаимодействуя с ним, индивид все время получает необходимую информацию об эффективности своего обращения к другому, — общение с необходимостью предполагает рефлексию. На основании этой информации он непрерывно корректирует свое поведение, перестраивая систему своих действий и средств речевой коммуникации, чтобы быть правильно понятым и достичь должного результата. Субъективно говорящий может не обращать внимания на обратную связь, но неосознанно он постоянно ее использует.

Роль обратной связи в общении особенно отчетливо осознается, если сама ее возможность оказывается в силу каких-то причин блокирована. Старшеклассник, которому приходится выступать по школьному радиовещанию, находится в большом затруднении, не получая привычной обратной связи со слушателями, — его речь становится неуверенной, прерывистой, убыстряется или неоправданно замедляется, исчезает обычная интонация и т.д. Если нет возможности зрительно воспринимать собеседника, обедняется жестикуляция, возникает скованность движения. Сигналы, получаемые при восприятии поведения собеседника, становятся основанием для коррекции последующих действий и высказываний субъекта.

Вообще восприятие собеседника или слушателя при общении выступает важным условием налаживания взаимопонимания. Если педагог не умеет принимать направляемую ему в порядке обратной связи информацию о том, как его понимают и как его воспринимают учащиеся, взаимодействие становится невозможным, педагогический контакт прерывается. Этим объясняются большие трудности использования монологических форм общения по сравнению с диалогическими; для преподавателя получение обратной связи на лекции в большей мере затруднено по сравнению с семинаром или лабораторными занятиями. На уроке опытный педагог в минимально короткое время осуществляет «дешифровку» выражения лиц, мимики, интонации, жестов нескольких десятков школьников и, делая вывод об их психических состояниях, опасениях, надеждах, огорчениях, намерениях, в соответствии с пониманием их внутреннего мира корректирует свое поведение, выбирает способы и приемы воспитательного воздействия. Таким образом, обратная связь в процессах межличностного восприятия выполняет осведомительную функцию и функцию саморегуляции.

Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание в процессах общения. Особо информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. По выражению лица ученика педагог делает заключение о том, что его слушают крайне внимательно или вовсе не слышат («отсутствующее выражение лица»), верят ему или выражают сомнения («скептическое выражение лица») и т.д.

Впрочем, достаточно полное представление о восприятии субъекта общения другими людьми дает весь комплекс сигналов, поступающих от воспринимающего, и прежде всего анализ их поступков. Случается, школьник, у которого «на лице написано» внимание к нотации, которую ему читает педагог, при этом переминается с ноги на ногу от нетерпения и желания поскорее присоединиться к играющим товарищам.

Тренинг общения. Навыки продуктивного общения у людей складываются стихийно или возникают как побочный продукт обучения (первоклассника учат отвечать «полным ответом», вставать, когда к нему обращается старший, и т.д.). В старшем школьном возрасте учащиеся знакомятся с элементами культуры общения, читая популярную литературу, посвященную правилам поведения. Однако специальное обучение навыкам общения представляет собой особую задачу, важность которой для педагога трудно переоценить. В качестве одного из путей решения этой задачи выступает социально-психологический тренинг, или тренинг общения.

В содержание социально-психологического тренинга включаются два рода задач: во-первых, изучение общих закономерностей общения и педагогического общения в частности; во-вторых, овладение «технологией» педагогической коммуникации, т.е. формирование навыков и умений профессионального педагогического общения.

Таким образом, выделяются теоретическая и практическая стороны проблемы социально-психологического тренинга. Последняя предполагает упражнения, направленные на. приобретение и отработку навыков и умений общения с учащимися: упражнения на формирование умений последовательно действовать на всех этапах урока (отрабатываются главным образом в ходе педагогической практики в школе), навыков снятия мышечного напряжения во время педагогической работы, умений осуществлять распределенное произвольное внимание, обнаруживать наблюдательность. Особое значение имеют упражнения по технике и культуре речи с использованием обратной связи с помощью магнитофонной записи, а при наличии видеомагнитофонной техники — упражнения, обеспечивающие развитие адекватной мимики и пантомимики в условиях общения с учащимися. Общеизвестно, что человек, слушающий запись своего голоса на магнитофонной ленте и тем более видящий себя на экране видеомагнитофона, получает оптимальные возможности для корректировки своей речи, мимики и пантомимики, воспринимает себя «со стороны» точно так же, как другого человека.

Одной из форм психолого-педагогического тренинга являются деловые игры, моделирующие типичные педагогические ситуации, к примеру экзамен. Тренинг общения — новая форма педагогической работы в системе подготовки и усовершенствования учителей представляется весьма перспективной для педагогического образования.


1 Станиславский К.С. Работа актера над собой. — М.: Искусство, 1961. — С.271.

2 Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 180.





НАВЕРХ

Общение как понимание людьми друг друга

В общении осуществляется также и взаимное восприятие его участников. Общающиеся всегда могут:

  • понять, что представляет собой партнер по общению, каков его внутренний мир;
  • оценить уровень установившегося взаимопонимания.

Общаясь с собеседником, важно знать, как тот себя оценивает. Это повышает эффективность общения.

Самооценка человека влияет на восприятие окружающих: если человек уважает себя, то он может уважать других. Кроме того, она влияет на возникновение симпатии: если человек уверен, что он честен, красив, то он своим поведением как бы «подсказывает» отношение к себе. Наконец, самооценка влияет на возникновение удачливости: если человек убежден в своих способностях, ловкости, ответственности, то таким он и будет в реальности. Только ощутив свою собственную высокую самооценку (самоценность, по В. Сатир), человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Таким образом, человек с высокой самооценкой внушает доверие и уважение и сам постоянно ощущает свою высокую значимость.

Ребенок приходит в мир без каких-либо представлений о себе, о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет собой окружающий мир, и, конечно, без каких-либо критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они ему дают как личности.

За первые 5-6 лет жизни он формирует свою самооценку почти только на основе той информации, которую получает от взрослых и сверстников.

Ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями. Для него достаточно одного маленького промаха, чтобы были зачеркнуты все предыдущие успехи.

Каждое слово, мимика, жест, интонации, тембр и громкость голоса, прикосновения и действия родителей, пишет В. Сатир, несут ребенку сообщение о его самоценности.

Например, ребенок преподносит своей маме букет цветов, а мама берет цветы со словами: «Где же ты их взял?». При этом ее улыбка, голос, интонации говорят: «Какие замечательные цветы ты принес! Где же растут такие прелестные цветы?». Такая материнская реакция повышает самооценку ребенка. Но ситуация может сложиться и иначе. Мама скажет: «Как мило!» — а потом добавит: «Ты, случайно, не сорвал в саду у нашей соседки?». Ребенок поймет, что его считают способным на плохие поступки, и это снизит его самооценку.

Ощущение самоценности может сформироваться только в том случае, если:

  • с пониманием принимается любая индивидуальная реакция;
  • любовь выражается открыто;
  • ошибки используются для приобретения нового опыта;
  • общающиеся откровенны и доверительны;
  • есть необходимое условие взаимоотношений — личная ответственность и честность каждого.

Все это характерно для атмосферы в хорошей семье. В такой семье дети чувствуют себя нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными.

-24-

Задание. Для того чтобы понять, что такое высокая или низкая самооценка, вспомните те моменты вашей жизни, когда ваше настроение поднималось. Постарайтесь восстановить свои ощущения, чувства и переживания в эти моменты, и вам станет ясно, что значит чувство высокой самооценки. Затем вспомните и те моменты вашей жизни, когда вы совершили какую-то ошибку (промах). Это поможет вам осознать, что такое низкая самооценка.

Учитывая все это, вы должны уяснить для себя главное: не надо стыдить и обвинять ребенка в каком-либо проступке, достаточно просто дать ему почувствовать ответственность за совершенные действия.

-25-

Задание. Попробуйте сделать письменный анализ своей самооценки: каково ваше мнение о собственных поступках и что вы цените в себе больше всего.

-26-

Задание. Когда вся семья в сборе и занята каким-то общим делом, постарайтесь понять, что происходит с вами, когда к вам обращаются другие члены семьи, как изменяется ваша самооценка в зависимости от тона обращения или выражения лица собеседника.

Выясните, как вы сами к себе относитесь, повышается или понижается ваша уверенность в себе, изменяется ли самооценка.

Прислушайтесь к тому, что и как вы сами говорите своим близким. Постарайтесь поставить себя на их место и представить, что они чувствуют, когда вы с ними разговариваете. Помогаете ли вы своим близким почувствовать, что они пользуются вашим уважением и любовью?

-27-

Задание. Проанализируйте свои взаимоотношения с кем-либо из партнеров по общению, например с сыном или дочерью. Расскажите друг другу о своих чувствах. Выслушайте друг друга, не давая какой-либо оценки: это поможет лучше узнать другого, его чувства. Расскажите друг

другу о том, что помогает вам чувствовать себя на высоте, а что, напротив, снижает веру в себя.

-28-

Ситуация. Как можно изменить отношение к нам окружающих, если что-то в этом отношении нас не устраивает? Очевидно, в первую очередь надо изменить собственное поведение.

Как это сделать?

Решение. Прежде всего надо создать у себя хорошее настроение и положительную самооценку. Высокая самооценка и хорошее настроение способствуют успеху в делах и гармонии в человеческих отношениях, и наоборот. Это убедительно показал Ф. Гальтон (двоюродный брат Ч. Дарвина), который провел над собой следующий эксперимент. Перед тем как отправиться на прогулку, он внушил себе: «Я — отвратительный человек, которого ненавидят все». Идя по улице, он ловил на себе презрительные взгляды прохожих.

Вывод, который можно сделать, очевиден: человек представляет собой то, что он думает, а потому нет необходимости сообщать окружающим об уровне своей самооценки и своем душевном состоянии. Люди и так это почувствуют. И разумеется, надо относиться к окружающим благожелательно и внимательно.

* * *

При общении можно выделить ряд механизмов межличностного восприятия (табл. 3.4).

Таблица 3. 4 Механизмы межличностного восприятия

Вид механизма

Характеристика механизма

Как действует

Идентификация
(отождествление, уподобле­ние себя другому человеку)

Когда человек «продумывается»

Постановка субъектом себя на место другого и взгляд на вещи с его рациональной точки зрения

Эмпатия
(способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания)

Когда человек «прочувствуется»

Это прочувствование состояния партнера, скрытого смысла сказанно­го им. Стремление эмоцио­нально откликнуться на его проблемы

Рефлексия
(знание того, как партнер понимает меня. Процесс зеркального отношения друг к другу)

Как будет тот, «другой», понимать меня

Знание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению

Стереотипизация
(процесс приписывания сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы (общности))

Когда человеку приписывается сходная характери­стика (штамп)

Восприятие, классифика­ция и оценка социальных объектов на основе определенных представле­ний

Вернуться к оглавлению

Важнейший навык общения: понимание других

Что бы вы сказали, если бы я сказал, что большинство людей, с которыми вы общаетесь, не видят, не слышат, не думают, не чувствуют и не интерпретируют вещи так, как вы?

Думаю, вы скажете мне, что я только что констатировал очевидное.

Вы, наверное, понимаете разницу между людьми. Вы можете даже принять их как совершенно нормальные.

Вы умеете быстро читать и приспосабливаться к этим различиям?

Можете ли вы в режиме реального времени, на месте, корректировать свой подход к взаимодействию, когда вы общаетесь с кем-то, кто полностью отличается от вас?

Большинство людей, которых я знаю, ответили бы «нет» на два предыдущих вопроса.

Когда я говорю «большинство людей, которых я знаю», я имею в виду очень умных, вдумчивых, уважаемых людей. Как и вы, они люди с благими намерениями, которые хотят быть отличными коммуникаторами. Они просто не понимают, как преодолеть эти кажущиеся случайными и сложными барьеры в общении.

К счастью, в поведении и общении людей есть заметные закономерности, которые, как только вы их поймете, дадут вам представление о том, как другие люди — даже люди, которые полностью отличаются от вас — видят, обрабатывают и взаимодействуют с миром. Умение распознавать, интерпретировать и приспосабливаться к этим шаблонам дает вам большое преимущество, поскольку вы работаете над развитием более эффективных навыков общения.

Я изучил множество способов описания этих паттернов и склонен полагаться на одну модель больше, чем на другие. Я лично использую, продвигаю и обучаю других использованию модели DISC, потому что ее легко применять и легко понять.

Когда вы понимаете модель DISC, даже на базовом уровне, вы начинаете процесс истинного понимания других, так что вы можете стать замечательным коммуникатором.

В этом блоге есть и другие сообщения, которые определяют детали модели DISC. В этом посте я хочу подчеркнуть необходимость и важность ментальных моделей, к которым вы можете обратиться в стрессовой ситуации, чтобы получить реальные результаты от своих коммуникативных усилий.

Когда ставки высоки и эмоции заряжены, наш мозг работает медленно. Не медленно думать. Медленно замечайте и приспосабливайтесь к коммуникативным и перспективным барьерам, которые мешают эффективному общению.

Ментальные модели, которые вы изучаете, когда вы расслаблены и не испытываете стресса, дают вам инструменты, методы и заранее спланированные подходы, которые вы можете использовать, когда ставки высоки и эмоции заряжены. Они подготавливают вас к быстрому, ясному и успешному мышлению, когда иначе вы бы не смогли.

Изучая модель DISC и учась использовать этот мощный коммуникационный инструмент, следует помнить о нескольких уточнениях, чтобы получить максимальную отдачу от своих усилий по ее применению:

  • Модель хорошая и полезная. Это не идеально.

    Как и любой обучающий инструмент, он имеет свои ограничения. Научитесь оставаться в них, и вы сможете стать Замечательным коммуникатором.

  • Модель-путеводитель для понимания людей.

    Я не выступаю за использование модели для «упаковки» или «навешивания ярлыков» на людей. Я призываю вас использовать его как способ понять точку зрения другого человека.

  • Модель не «определяет» человека.

    Знание модели — хорошая отправная точка для понимания другого человека. Однако вы не знаете о человеке всего лишь потому, что знаете его основной стиль общения.

  • Модель лучше всего использовать, когда вы думаете о стилях смесей , а не о коробках стиля .

    Модель определяет отличный язык или алфавит, который можно использовать для объективного описания поведения и понимания того, что может стоять за ним. Однако очень немногие люди будут точно соответствовать одному из дескрипторов одного стиля. Большинство людей в той или иной степени используют все стили. Каждый человек склонен тяготеть к одному или двум стилям больше, чем к другим, но почти каждый использует и относится к более чем одному из стилей. Ваша работа как коммуникатора заключается в том, чтобы понять свой стиль и стили окружающих вас людей, чтобы вы могли более эффективно общаться с ними.

Общий жизненный опыт мешает понимать других?

  • Исследования

Новое исследование показывает, что сходный жизненный опыт на самом деле может уменьшить нашу способность воспринимать уникальные чувства и обстоятельства других людей.

Алина Ладыженски

Фото: Янко Ферлич / Unsplash

Понимание мыслей и чувств друг друга является жизненно важным компонентом успешных отношений. Например, когда мы обсуждаем эмоциональные или стрессовые ситуации с другими людьми, наша интуиция может подсказать нам, что кто-то, кто прошел через подобный опыт, лучше понимает, через что мы проходим. Но новое исследование, проведенное Юной Канг из Университета Пенсильвании, нашло убедительные доказательства, опровергающие это предположение.

Исследование «Сходство переживаний, внимательное осознание и точное межличностное понимание», опубликованное в журнале Mindfulness , показывает, что подобный жизненный опыт другого человека может — возможно, вопреки интуиции — привести к менее точному пониманию его чувств и фактических деталей. события.

Юна Кан, доктор философии.

Когда мы ищем поддержки у других, мы хотим, чтобы они действительно услышали и поняли детали события и нюансы наших чувств. Канг, директор по исследованиям Лаборатории нейробиологии коммуникации Анненбергской школы коммуникации, попытался выяснить, какие условия могут лучше всего способствовать такому типу межличностного взаимопонимания. Кан также хотела узнать больше о том, как подобный прошлый опыт взаимодействует с осознанным осознанием, которое она описывает как наличие внимания в настоящем моменте к осознанию внутренних и внешних переживаний.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что внимательность может быть полезной в межличностном общении и способствовать просоциальному (позитивному и полезному) поведению по отношению к другим. Внимательность, как предрасположенная, так и образованная, была связана с тенденцией быть более чутким и сострадательным по отношению к другим. Однако менее ясно, способствует ли осознанность точности межличностного понимания.

Канг и ее соавторы разработали эксперимент для проверки двух различных типов точности, связанных с межличностным общением: эмпатической точности (понимание эмоционального опыта другого человека) и фактической точности (правильное припоминание деталей). эмоциональное и личное событие из реальной жизни, затем воспроизвели видеозапись для группы из 77 участников и попросили их оценить эмоции говорящего — на основе того, как они воспринимали чувства говорящего — на протяжении всей истории.

Говорящего также попросили оценить свои чувства на протяжении всего видео, и исследователи сравнили эти результаты с оценками других участников, чтобы определить, насколько хорошо они понимают эмоциональный опыт говорящего. Чтобы проверить достоверность фактов, участников попросили вспомнить детали истории после просмотра видео. Участники также указали, был ли у них прошлый опыт, подобный описанному спикером, и сами сообщили о своем уровне осознанного внимания и осознания.

Результаты показали, что, когда у слушателей был такой же жизненный опыт, что и у говорящего, они демонстрировали меньшую фактическую точность и меньшую эмпатическую точность. Другими словами, участники, которые пережили то же, что и говорящий, хуже понимали ее эмоции и детали истории.

Исследование также показало, что люди с более высоким уровнем осознанного осознания точнее понимали чувства другого человека, но только в том случае, если у них не было такого же прошлого опыта, как у говорящего.

«Одна из возможностей состоит в том, что сходный прошлый опыт может ввести людей в заблуждение, заставляя смотреть на жизненный опыт другого человека через предвзятую призму, окрашенную личной историей», — говорит Канг. «Хотя наши данные не говорят об этом напрямую, возможно, что подобный прошлый опыт другого человека может привести к тому, что ваши собственные предубеждения сработают и подорвут преимущества осознанности в межличностном общении».

Эмили Фальк, доктор философии.

Согласно Эмили Фальк, доктору философии, старшему автору исследования и директору Исследовательской лаборатории коммуникативной неврологии и профессору коммуникации, психологии, маркетинга, операций, информации и решений в Анненберге, выводы статьи предполагают, что наше прошлое опыт может затуманить нашу способность ясно воспринимать чувства и мысли других людей.