Общение посредством речи это: Общение с помощью речи — средства, варианты, специфика

Общение с помощью речи — средства, варианты, специфика

Человек представляет собой уникальное социальное существо, обладающее универсальной и гибкой методикой коммуникации, именуемой речью. Что же представляет собой общение с помощью речи, и в чем его особенность? Речевое общение – это активный и сложный процесс вербальной коммуникации между несколькими индивидами или даже группой людей, среди которых выделяют отправителей и получателей информации. Для данного процесса также характерен некоторый определенный строгий мотив и целевая направленность.

Следует отметить, что речевое общение достаточно обширно и входит практически во все сферы жизнедеятельности любого человека. Будь то личная жизнь, профессиональная деятельность или творческая реализация – все это практически невозможно без общения с окружающими.

Содержание:

  • 1 Средства речевого общения
  • 2 Варианты речевого общения
  • 3 Специфика речевого общения

Средства речевого общения

Единицей коммуникативного общения между людьми является слово, как своеобразный речевой инструмент, который может быть выражен устно или же в письменном виде. Слова, в качестве информационной единицы, формируют определенные предложения, которые, в зависимости от необходимости и постановки, могут как запрашивать информацию, так и утверждать ее.
Постановка слов и формирование определенных предложений напрямую зависит от того, какую из существующих языковых систем используют собеседники. Как средства речевого общения, слова обладают достаточно обширной функциональностью. Совершенно логично, что любая форма языковой системы выступает центральным элементом возможности вербального контакта и обмена информацией между людьми в социуме.

Между тем, речь и язык также играю познавательную функцию. Это выражается в том, что именно посредством речи сознание человека способно выражать специфику своей деятельности и благодаря ей же – воспринимать окружающий мир. Также стоит подчеркнуть аккумулятивную функцию речи – именно посредством речи и языковых систем выполняется сохранение определенных знаний и жизненного опыта. Человек черпает познания различного характера и всех жизненных сфер из тех же книг, дневников, памяток, которые создаются. В свою очередь, посредством письменной речи.

Также речь играет конструирующую функцию, поскольку именно в виде речи человек формирует свои мысли и рассуждения, даже если он осуществляет это в виде внутреннего монолога. Также существует эмоциональная функция речи, заключающаяся в выражении субъектом чувств и эмоций, и контактоустанавливающая, делающая доступным установление контакта между несколькими индивидами.

Варианты речевого общения

Как уже говорилось выше, речь представляет из себя уникальный и единственный вариант вербальной коммуникации для человека. Однако, помимо этого, она является также универсальный инструмент с огромным функционалом. Так, например, общение человека может быть не только направленным внешне на взаимодействие с другими индивидами, но также быть внутренними.

Все существующие варианты речевого общения тесно взаимосвязаны. Например, одной из ярких черт любого вида вербальной коммуникации человека является произнесение речи, слов, про себя или же вслух, чтобы донести осмысляемую информацию до окружающих.

Чаще всего, любые варианты общения с помощью речи классифицируют по применяемым индивидами техникам взаимодействия между собой и поставленным задачам. Таким образом, общение может быть формально-ролевым, светским, так называемым «контактом масок», межличностным, деловым, или даже манипулятивным.

Достаточно сложным и нежелательным вариантом общения между людьми принято считать контакт масок. Он представляет собой сугубое столкновение интересов, развитие беседы, в ходе которой отсутствует желание уразумения и принятия во внимание некоторых индивидуальных особенностей, характера и индивидуальности собеседника.

Светская беседа, в первую очередь, характерна своей беспредметностью. Если сформулировать данное определение более упрощенно, то светская беседа – это ведение индивидами диалога не о том, о чем они думаю или желали бы говорить, а о том, о чем положено и принято говорить в данной коллективе или на данном мероприятии.

Формально-ролевая коммуникация – это установка регламента и регулирование отношений. Ведущую роль в данном общении играет. В первую очередь, социальный статус собеседников и их положение в коллективе, обществе, занимаемая ими ступень иерархии.

Деловое общение характеризуется. Главным образом. В стремлении участников к некоторому общему результату, достижению, с целью чего и совершается процесс обмена строго необходимой и исчерпывающей информацией.

Межличностная форма коммуникации или, иначе говоря, интимно-личностное общение – это именно та форма коммуникации, в ходе которой происходит раскрытие личных черт собеседников, их глубинные чувства и эмоции. Что касается манипулятивного общения, то оно характеризуется желание одного из участников контролировать путем общения другого индивида.

Специфика речевого общения

На сегодняшний день речь продолжает существовать и развиваться, становясь все более и более важным механизмом взаимодействия между представителями человеческого вида. Непосредственный процесс коммуникации с помощью речи можно представить с помощью простейшей схемы, где в наличии имеются два субъекта и связывающее звено.

Первым субъектом выступает говорящий индивид, который располагает определенной информацией и передает ее второму субъекту, которым выступает слушающий его индивид или группа людей. Связывающим звеном в данной системе выступает сама речь, которая является универсальным инструментом формулировки.

Передачи, и принятия любой формы информации, доступной для человеческого сознания. Специфика речевого общения заключается в его универсальности, обширному спектру целевых задач, которые оно может преследовать. Это подчеркивает также факт того, что речевой контакт пребывает в очень тесном сплетении с потребностью человеческого существа во влиянии на окружающих.

Примером может быть банальное желание заставить кого-то что-то сделать, вызвать определенные эмоции и чувства у окружающих, убедить их в чем-либо. В виду этого, одним из основных составляющих аспектов речи всегда является нравственность индивида, которая в зависимости от своего уровня исключает намеренную ложь, обман и заведомом неправдивую информацию.

Статьи из этой же рубрики:

Adblock
detector

Средства общения: язык, речь и коммуникация

Человек — существо общественное. Он живет в обществе и, следовательно, может и должен общаться с другими членами этого общества. Обратим внимание на общий корень: общество, общение. И слово коммуникация — того же корня, только латинского: communication из communis — общий.

Итак, слова связывают людей, объединяют их через общение. Без общения нет общества, без общества нет человека социального, нет человека культурного, человека разумного, homo sapiens.

Содержание

  • Язык
  • Речь тоже творчество
  • Коммуникация

Язык

Язык — это средство общения, средство выражения мыслей. Разумеется, у него есть и другие функции, но эти две — самые основные. Язык служит коммуникации, это главный, самый эксплицитный, самый официальный и социально признанный из всех видов коммуникативного поведения.

≪Язык является коммуникативным процессом в чистом виде в каждом известном нам обществе≫.

Впервые разграничил язык и речь швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, один из создателей лингвистики . С тех пор необходимость различать язык и речь стала у филологов всепринятой.

Суть этого различия можно показать с помощью такого сравнения. Работает конвейер, на нём собирают, например, фотоаппараты. Кто-то посмотрел и говорит: «Они собирают один аппарат». А другой ему в ответ: «Нет, они собирают тысячу аппаратов в день». На самом деле правы оба. Собирают действительно один аппарат, т. е. выпускают одну модель, работают всё время по одним и тем же чертежам, воплощая один и тот же замысел. И вместе с тем выпускают много других аппаратов: вещей-то много, воплощений этой модели изготовляется по несколько в день.

Итак, с одной стороны, различаются: модель, умозрительный образец, одна и та же возможность выбора и реализации конструкции, когда речь идет об одном и том же объекте. И с другой — конкретные воплощения этой модели, производство разных вещей, когда речь идёт об их множестве.

Сходным образом соотносятся язык и речь. Количество возможных высказываний неисчислимо. Как же людям удаётся понимать друг друга? Сегодня в лесу мне встретился олень, — сказал один. А другой его понял! Почему? Потому что оба они знают слова: сегодня, лес, олень, я. Слово я у них изменяется одинаково, по той же парадигме: я, меня, мне и т. д. Слово лес может быть с предлогом: в лесу — так же, как и многие другие слова: в поле, в городе, в огороде; это модель, известная всем говорящим по-русски, — «предлог в + форма предложного падежа, обозначающая место». Обоим известна и модель двусоставного предложения.

А собеседник ответил: // мне в лесу сегодня встретился олень/ (Тоже, значит, повезло. ) Одно предложение в этом диалоге или два? Два. Второй не повторил предложение первого, как эхо, как повторяется звукозапись при повторном пуске магнитофона. Каждый создал своё предложение, выбрав для него слова и грамматически возможные конструкции. Он мог бы сказать: Да ведь и мне встретился олень! или,- Иду, а олень на меня прямо так и вышел… или: В лесу я — глядь! — олень-то около меня, или предпочесть им десятки других выражений с почти таким же смыслом. Но модель, избранная ими, найденные ими слова — одни и те же. Поэтому можно сказать, что оба повторили одно предложение. Получается похоже на конвейер: объект один, и в то же время их множество.

Язык — результат многовекового творчества народа. Он — воплощение народной активности. Язык — творец во всех своих строгих законах, нормах, требованиях. Это проявляется в том, что в каждой эпохе язык бережёт себя как народную драгоценность. Возникают уродства, искажения — и исчезают, не принятые языком.

Известно немало ситуаций, когда правители пытались помыкать языком и навязывать ему свои прихоти. Так, Павел I запретил употреблять слово стража. Он требовал, чтобы говорили караул. Но в итоге сохранились оба слова: и караул, и стража. Язык решил, что они нужны.

Суть языка проявляется не только в том, что он отсеивает всё чуждое ему. Он ещё и принимает, всё ценное, что появляется в речи.

Речь тоже творчество

Речь — использование языка в конкретных ситуациях. Это не сборка механизма на конвейере по одной и той же инструкции. Пусть кто-то несколько дней подряд входит в свой дом с возгласом: Ну и ветер сегодня! Рвет!’

Поставил ли он свою реплику на конвейер? Выполняет ли неизменно-обязательную, стандартную инструкцию? Нет, у него каждый раз есть свой выбор, есть возможность сказать по-другому. И если он говорит одинаково — в этом его выбор.

Идёте, например, вы по улице, впереди вас — женщина. Вдруг она что-то уронила. Догнать её вы не успеете, она вот-вот свернёт за угол. И вы кричите, чтобы привлечь её внимание: ведь уронила.. Что вы закричите? Гражданка! Госпожа! Дама! (вряд ли). Сударыня! Женщина! Девушка! Дочка! Мамаша! Тётенька! Бабуся! Бабуля! (в соответствии с возрастом женщины и с вашим возрастом и привычками). Марь Николавна! (если это знакомая). Лисий воротник! Синий плащ! Всего не перечислишь; наконец, можно просто рявкнуть в пространство: Э-э-э-э-эй! Вам предстоит выбрать то, что отвечает’ речевой ситуации «с двух концов»: характеризует женщину, к которой вы обращаетесь, и вас самих Заорав Эй, баба! или Эй, кастрюля! (допустим, у неё шляпа в форме кастрюли), вы крайне невыгодно аттестуете себя. Нужен выбор, т. е. творчество. И это даже в наипростейшем случае общения.

Творчество заключается здесь не в том, чтобы изменить язык, а в том, чтобы наиболее успешно его использовать.

Таким образом, язык определяет речь, указывает её звуковые, словесные и грамматические возможности. А в речи иногда появляется новизна — сначала по инициативе отдельных говорящих, потом как приметная и увлекательная новинка и, наконец, как общеупотребительное языковое средство.

Уловить момент перехода речевого в языковое очень трудно. Пока новое употребление не стало нормой языка, оно представляет собой только речь. А когда оно войдёт в язык, получив всеобщее признание, никто и не вспомнит, что совсем недавно это употребление было индивидуальной речевой особенностью.

Так складываются отношения языка и речи. Язык организует, создаёт речь. Речь медленно обогащает и изменяет язык.

Коммуникация

Коммуникация— акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Итак, слова связывают людей, объединяют их через общение. Без общения нет общества, без общества нет человека социального, нет человека культурного, человека разумного, homo sapiens. Слова, складываясь в язык, выделяют человека из животного мира. Как же их не любить?! Как же их не изучать — внимательно, пристально, со всех точек зрения и во всех проявлениях? Ни одна наука, ни одна специальность не может обойтись без слов. Они нужны хотя бы для того, чтобы сформулировать знание и опыт, сохранить его и передать следующим поколениям.

Общение управляет людьми, их жизнью, их развитием, их поведением и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправданна, так как общение, является основой существования человека.

  • Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
  • Коммуникация – передача информации посредством языка и других знаковых систем.
  • Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития различных контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь.
  • В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основных понятия. Во-первых, коммуникация дается как средство связи любых объектов материального и духовного мира. Во-вторых, — это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные части.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Какие существуют виды речевого общения?

ДЖОН ХАДДЛ
КЛАСС

… Purestock/Purestock/Getty Images

Речь, или устное общение, представляет собой процесс отправки и получения голосовых сообщений между людьми. Речь передает и влияет посредством представления идей, мнений, информации, указаний и команд, обычно при ответном общении со стороны слушателя. Эффективная речь зависит от наших потребностей и потребностей получателя.

Explore this article

  • Intrapersonal
  • Interpersonal
  • Small Groups
  • To the Masses

1 Intrapersonal

… DragonImages/iStock/Getty Images

Some would say we listen to ourselves more чем мы делаем других. Внутриличностное общение происходит внутри нас как внутренняя речь, разговор с самим собой или ряд других взаимодействий с самим собой. Основа для всего другого общения, это позволяет нам развивать осознание и понимание о себе и нашем личном мире. Мы обрабатываем то, что говорим другим, сначала удерживая часть разговора, а иногда и весь разговор, с самим собой. Например, политики репетируют свою 30-секундную вступительную речь перед зеркалом дома, в то время как кандидаты на работу тренируются, говоря, почему они лучше всего подходят для этой работы. Не ограничиваясь запланированным межличностным общением, внутриличностная речь также включает в себя наши мечты и цели, когда мы помещаем себя в различные условия и ситуации для получения удовольствия или постановки целей.

2 Межличностное общение

… XiXinXing/iStock/Getty Images

Межличностное общение — это общение друг с другом посредством слов, тона голоса, жестов и другого языка тела. Как только мы что-то говорим, это уже сказано и не может быть взято обратно, что добавляет веса поговорке «следи за своим языком». Несмотря на то, что мы можем думать, что это общение простое, межличностное общение очень сложное, включая впечатления, которые мы имеем друг о друге, сообщение, как мы думаем, что мы его сказали, и то, как оно было услышано, включая готовность слушателя слушать. То, что мы говорим другим, никогда не говорится в вакууме; мы приносим наши потребности и ценности в разговор. Кроме того, коммуникация включает в себя прием слушателя, местоположение и наши культурные влияния.

3 Малые группы

… Дмитрий Широносов/iStock/Getty Images

Успешное общение в группе требует развития хороших навыков слушания, чтобы слышать и понимать, что на самом деле говорят члены группы, когда группа движется к своим целям. В нашей доминирующей культуре это означает установление зрительного контакта и демонстрацию согласия и внимания с помощью языка тела, например, внимательно наклонившись вперед. Групповое общение часто требует, чтобы мы уточняли то, что сказал кто-то другой, обычно с поясняющим заявлением. Группам требуется более демократичный подход, который не просто продвигает одну позицию, например, вовлечение друг друга в согласие с тем, что они сказали, или несогласие таким образом, чтобы побуждать их продолжать участие. Группам также нужен кто-то, кто будет держать группу в задании, следить за тем, чтобы все были услышаны, поощрять обратную связь и выступать посредником при возникновении конфликтов.

4 Массам

… monkeybusinessimages/iStock/Getty Images

Выступление перед массами, будь то лекция для небольшой группы или всего мира, часто вовлекает невидимую аудиторию с целью информирования или убеждения. В отличие от других видов коммуникации, массовая коммуникация или публичные выступления очень зависят от сообщения. Тем не менее, харизма тона говорящего, ее интонация и язык тела, если они видны, также влияют на сообщение. Успешное публичное выступление зависит от способности говорящего организовать и представить материал таким образом, чтобы слушатель получил и усвоил. Оратор приводит причину для прослушивания, придает достоверность теме и мотивирует аудиторию реагировать словами, рассчитанными на получение желаемого ответа.

ссылки

  • 1 Государственный университет Пенсильвании: Департамент коммуникативных искусств и наук, Процесс коммуникации, Дэвид Дзиковски
  • 2 ERIC: Внутриличностное общение и воображаемые взаимодействия, Джеймс М. Ханикатт и др.
  • 3 Университет Питтсбурга : Speaking in the Disciplines, Author
  • 4 Государственный университет Оклахомы: массовые коммуникации, Maureen Nemecek

Об авторе

Джон Хаддл — ветеран армии, прошедший рядовую службу в качестве персонала госпиталя и помощника капеллана госпиталя. Его карьера также включала работу учителем, адъюнкт-преподавателем, администратором и школьным психологом. Дважды доктор Хаддл был кандидатом от крупной партии на государственный пост. Он также был директором нескольких советов некоммерческих организаций. Сегодня ему нравится консультировать и лоббировать дела неудачников.

Похожие статьи

Речь, язык и общение | образовательные исследовательские методики

Есть три термина, которые люди обычно используют взаимозаменяемо, описывая, как люди взаимодействуют друг с другом вербально. Термины — это речь, язык и общение. Хотя эти термины похожи, они не являются синонимами друг друга. Этот пост объяснит разницу между этими тремя терминами.

Речь

Речь – это вербальное средство общения. Это отличает его от невербальных форм общения, таких как письменное общение или язык тела. Речь включает в себя вокализацию определенных звуков, называемых фонемами. В каждом языке есть определенные фонемы, которые образуют звуки для этого языка.

Например, испанский предполагает прокатку « р” часто.

Речь не ограничивается фонемами. Другие аспекты речи включают качество голоса, интонацию и скорость. Качество голоса – это фонетическая характеристика голоса человека. Наш пример со звуком r на испанском языке относится к качеству голоса. Интонация связана с высотой голоса. Иногда язык использует разные высоты тона в зависимости от контекста. Например, если вопрос задан на английском языке, высота тона в конце повышается. Наконец, скорость – это скорость, с которой люди говорят на языке.

Язык

Код языка для передачи понятий с помощью символов. Например, почти во всех языках есть какое-то слово для обозначения «собака». По-английски это животное называется «собака». По-испански это слово «perro». По-французски слово «собака» — «chien». Независимо от языка, когда люди слышат одно из этих слов для собаки на своем языке, они связывают это слово с концепцией четвероногого существа, которое часто лает.

Термин «собака» является символом животного. Это мышление в высшей степени абстрактно.

Языки могут быть выражены устно через речь, а также через письмо. Чтобы каждая сторона понимала другую, они должны знать язык друг друга, чтобы передавать идеи и делиться ими. Очевидная причина того, что люди из разных стран не понимают друг друга, заключается в том, что они говорят на разных языках.

Общение

Общение – это процесс обмена идеями и потребностями. Этот процесс включает в себя кодирование, передачу и декодирование. Кодирование — это процесс взятия понятия, идентифицирующего слово, которое с ним связано. Если человек думает о лающем животном, он может подумать о слове «собака». Передача — это обмен концепцией через язык использования. Это когда человек устно говорит «собака».

Декодирование — это обратный процесс, выполняемый получателем. Получатель слышит слово «собака» и мысленно переводит его в лай животного. Все это происходит за доли секунды каждый день в жизни многих людей.