Общение со сверстниками в дошкольном возрасте: «Особенности общения дошкольников со сверстниками»
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию.
В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны.
Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.
К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками -эмоционально-практическая Новая потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место вслед за потребностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.
Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми — жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.
Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т. д.
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения — речь.
Детская группа не однородна по своему составу, в ней есть лидеры. Причины лидерства могут быть различны: хорошо развития речь, хорошо сформированные умения и навыки, необычная нарядная одежда, агрессивность, предпочитаемые дети. Но существует и изолированность в общении: недавно пришедший ребенок, неопрятный, грязный, плохо развития речь, агрессивные дети, стеснительные, замкнутые.
Структура группы дошкольного возраста характеризуется некоторой неустойчивостью. Внутри группы могут быть микрогруппы, но и они также неустойчивы.
Общение ребенка со сверстниками — Оф. сайт Детского сада № 78 г. Чита
Отличительными особенностями общения дошкольников со сверстниками являются:
— чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно — кричат, смеются, бегают, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки;
— еще одна важная особенность контактов детей заключается в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Естественно, взрослых подобные проявления часто раздражают — так и хочется скорее прекратить это безобразие.
Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими.«Мы с тобой одной крови», — как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и обнаруживают сходство друг в друге: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т. п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.
Получается, что, несмотря на всю казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6-летних детей, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.
-третья отличительная особенность общения дошкольников заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить несколько форм общения дошкольников со сверстниками.
В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера.
Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же будут драться из-за него.
Дети этого возраста, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.
Совсем по другому ребенок воспринимает взрослого. Его инициативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребенок старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.
И взрослый и сверстник способствует развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником – выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.
♦ Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.
♦ Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку.
♦ Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.
♦ Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.)
♦ Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.
♦ Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.
Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними – одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями детей дошкольного возраста.
Завести друзей в детском саду | Raising Children Network
Дошкольники заводят друзей: чего ожидать
К трем годам многие дети регулярно участвуют в мероприятиях с другими детьми, например, в детском саду, детском саду или игровой группе.
В этом возрасте некоторые дети имеют четкое представление о том, кто их друзья, и могут назвать их. Они могут искать своих друзей, когда приходят в дошкольное учреждение или игровую группу, и играть только с ними. Возможно, они даже захотят поиграть с друзьями.
У других детей в этом возрасте может не быть друзей, которых они могут назвать, но они могут захотеть подружиться.
К четырем годам большинство детей смогут отличить «моего друга» от других детей, которых они знают.
Некоторые дети легко заводят друзей и заряжаются энергией от общения с другими людьми. Другие могут найти это утомительным и подавляющим. Некоторые дети могут медленнее согреваться, и им нужно время, чтобы посмотреть, что происходит, прежде чем присоединиться к группе.
Как дошкольники заводят друзей
Детям необходимо научиться дружбе. Когда дети играют с другими, они приобретают навыки, которые помогут им поддерживать дружеские отношения сейчас и в будущем. Это такие навыки, как умение делиться, чередоваться, сотрудничать, слушать других, справляться с разногласиями и видеть точки зрения других людей.
Например, когда дети решают поиграть в домашнем уголке, им приходится решать, какие роли взять на себя и что делать – не все могут быть мамами! И если они все хотят быть мамами или у них разные представления о том, что делают мамы, они должны это решить.
Знание того, как ваш ребенок реагирует на других детей, дает вам хорошую основу для того, чтобы помочь вашему ребенку завести друзей и дружбу в соответствии с его темпераментом.
Как помочь своему дошкольнику научиться быть хорошим другом
Вы можете помочь своему ребенку научиться быть хорошим другом в рамках повседневной семейной жизни.
Например, вашему ребенку может потребоваться договориться, когда он играет с братом или сестрой и решает, во что играть или кто будет пользоваться определенной игрушкой. Когда такие ситуации случаются, вы можете опишите и объясните, что происходит и почему . Например, вы можете сказать: «Это была отличная идея — выслушать друг друга, прежде чем решить, что играть» или «Что, если бы вы рассказали историю, в которой вы оба по очереди играли с игрушкой?»
Говоря и слушая. также являются важными навыками для дружбы — например, проявлять интерес к тому, что говорят другие, и задавать вопросы. Семейные обеды могут стать прекрасным временем для демонстрации этих навыков и дать ребенку возможность попрактиковаться в них.
Выигрывать и проигрывать с достоинством — это еще один навык, который вы можете смоделировать и который ваш ребенок может практиковать во время семейных мероприятий. Особенно хороши для этого семейные настольные игры.
Не забывайте, что многие из этих навыков сложны даже для взрослых. Ваш ребенок все еще учится, и ему нужно много возможностей, чтобы попрактиковаться в том, чтобы стать хорошим другом.
Учитель дошкольного образования вашего ребенка должен дать вам совет о том, какие социальные навыки вы и ваш ребенок могли бы практиковать вместе дома.
Помощь дошкольникам в поиске друзей во время игры
Предоставление вашему ребенку возможности играть с другими детьми из дошкольного учреждения или игровой группы может помочь вашему ребенку развить дружеские отношения. Рекомендуется начинать с игр с одним или двумя друзьями, а не с большим количеством детей, особенно если ваш ребенок застенчив или медленно настраивается в социальных ситуациях.
Вы можете начать с разговора со своим ребенком о том, с кем он играет , почему ему нравится играть с ним и во что он любит играть. Затем вы можете поговорить с другими родителями об играх, будь то у вас дома, в местном парке или в другом месте, где у детей достаточно места и вещей для игр.
Вот несколько идей, как помочь вашему ребенку завести друзей во время игры:
- Предложите вашему ребенку и его друзьям разные возможности для игры. Например, можно сказать: «Хотели бы вы поиграть с кубиками или машинками?» Хвалите детей, когда они что-то решают вместе, например: «Мне нравится, как вы вдвоем это придумали».
- Убирайте специальные игрушки вашего ребенка, когда приходят друзья. Это может остановить запуск аргументов.
- Будьте рядом. Ваше присутствие рядом может успокаивать вашего ребенка, особенно если дети плохо знают друг друга. По мере того, как ваш ребенок становится более уверенным, вы можете быть дальше, хотя по-прежнему важно быть в курсе того, что происходит.
- Следите за тем, что происходит. Это поможет вам узнать, развлекаются ли дети в какой-то драке или игра выходит из-под контроля. Если все становится слишком тяжело, вам нужно вмешаться.
- Установить лимит времени для playdate. Когда дети устают, им часто становится труднее сотрудничать. Хорошо заканчивать игровое время, когда все хотят сделать это снова.
Когда что-то пойдет не так с дружбой и играми дошкольников
Будут времена, когда игра между друзьями-дошкольниками пойдет не так, как вы планировали.
Дети ведут себя агрессивно
Случайные разногласия с другом — это нормально. Но если начинаются крики или драки, вам нужно вмешаться и направить поведение детей. Четко определите, что нужно остановить и почему. Например: «Пожалуйста, прекратите толкать друг друга. Вам обоим будет больно».
Игра в одиночку
Иногда ваш ребенок может отвлечься от игры. Разговор с ребенком, а также наблюдение за происходящим могут помочь вам понять, что происходит.
Играть в одиночку обычно не о чем беспокоиться. На самом деле, вы часто увидите двух детей, играющих рядом друг с другом, каждый из которых занимается своим делом. Это потому, что дети в этом возрасте еще учатся играть вместе.
Но если ваш ребенок, кажется, не знает, как присоединиться к игре, постоянно игнорируется другими детьми или часто не хочет играть с другими, вы можете сделать следующее:
- Поощряйте своего ребенка смотреть, что делают другие , чтобы он мог понять, как присоединиться к этому. Например: «Что делает Белла, что за еда? Как вы думаете, она может открыть ресторан? Как вы думаете, ей могут понадобиться клиенты? Или поваром?»
- Поговорите о том, как ваш ребенок может начать играть в , и пригласите других присоединиться. Например: «Можете ли вы помочь мне выкопать яму в песке?» Можете ли вы посмотреть, поможет ли нам еще кто-нибудь сделать это по-настоящему глубоким?»
«Ты мне не друг!»
Дошкольники узнают, что нормально в дружбе и социальных группах. Поэтому некоторые дошкольники могут говорить другим детям, что они не могут присоединиться к «их» группе, или говорить что-то вроде «Ты мне не друг». Они также могут заключать сделки или угрожать дружбе, например: «Если ты не пригласишь меня на свою вечеринку, я не буду твоим другом».
Некоторых детей такое поведение может обидеть, а другие, кажется, способны избавиться от него. Часто дети выясняют отношения и через несколько минут снова становятся «друзьями».
Объясните ребенку, что иногда чувствовать себя одиноким — это нормально, и что большинство людей не ладят со всеми, кого встречают. Планирование некоторых игр с другими детьми из дошкольного учреждения также может помочь вашему ребенку чувствовать себя более уверенно, играя со всеми в дошкольном учреждении.
Если ваш ребенок говорит о постоянных проблемах с игрой с друзьями в дошкольном учреждении или особенно о проблемах с некоторыми детьми, рекомендуется поговорить с воспитателями вашего ребенка. Учителя могут следить за тем, что происходит, и следить за разговорами, историями или действиями.
Коммуникация, язык и развитие грамотности в дошкольном возрасте – рост и развитие ребенка Канадское издание Ed
После изучения этой главы вы должны уметь:
- Обсуждать язык общения и развитие грамотности в дошкольном возрасте
- объяснять теории языкового развития
ВВЕДЕНИЕ
Словарный запас ребенка расширяется в возрасте от 2 до 6 лет примерно с 200 слов до более 10 000 слов благодаря процессу, называемому быстрым картографированием. Слова легко усваиваются путем установления связей между новыми словами и уже известными понятиями. Части речи, которые изучаются, зависят от языка и того, на что делается ударение. Дети, говорящие на дружественных к глаголам языках, таких как китайский и японский, легче усваивают глаголы. Но тем, кто изучает языки, менее дружественные к глаголам, такие как английский, похоже, требуется помощь в грамматике, чтобы научиться использовать глаголы (Imai, et al, 2008, цитируется Paris, Ricardo, Raymond, & Johnson, 2021).
Рисунок 1: Женщина обучает девочку словарному запасу. (Изображение Министерства внутренних дел США находится в открытом доступе)
Буквальные значения
Дети могут повторять слова и фразы после того, как услышали их только один или два раза. Но они не всегда понимают смысл слов или фраз. Это особенно верно в отношении выражений или фигур речи, которые воспринимаются буквально. Например, педагог-поставщик объясняет, что он работает с ними, потому что их обычный педагог «потерял голос». Дети с большим беспокойством хотят знать, где они это потеряли и найдут ли снова. Или класс, полный дошкольников, слышит, как учитель говорит: «Вау! Это было пустяком!» Дети начинают спрашивать: «Торт? Кто взял это? У нас есть торт?
Чрезмерная регуляция
Дети изучают правила грамматики по мере изучения языка, но поначалу могут применять эти правила ненадлежащим образом. Например, ребенок учится добавлять «ed» в конце слова для обозначения прошедшего времени. Затем сформируйте предложение, например «Я пошел туда. Я сделал это. Это типично в возрасте 2 и 3 лет. Вскоре они выучат новые слова, такие как «пошел» и «сделал», которые будут использоваться в таких ситуациях.
влияние обучения
Помните Выготского и зону ближайшего развития? Детям могут помочь в изучении языка другие люди, которые внимательно слушают, моделируют более точное произношение и поощряют разработку. Ребенок восклицает: «Я пошел туда!» а взрослый отвечает: «Ты ходил туда? Скажи: «Я ходил туда». Куда ты ходил?» Дети могут созреть для языка, как предполагает Хомский, но активное участие в обучении также важно для языкового развития. Процесс построения лесов — это процесс, в котором взрослый (или более опытный сверстник) оказывает необходимую помощь ребенку по мере освоения нового навыка.
общение с другими
В дошкольном возрасте дети становятся более умелыми в общении с другими. Они все больше узнают об условностях эффективных разговоров. Исследования показывают, что четырехлетние дети намеренно корректируют свое общение, чтобы соответствовать слушателю и контексту. (Shatz & Gelman 1983, цитируется Paris, Ricardo, Raymond, & Johnson, 2021). В ходе исследования четырехлетних детей попросили объяснить, как работает игрушка. Исследование показало, что, объясняя взрослым, как работает игрушка, дети использовали более длинные предложения и больше говорили в целом, чем когда они объясняли, как работает игрушка двухлетним детям. Их объяснения малышам включали более простую грамматику и более привлекающие внимание слова, такие как «вижу», «смотрю», «наблюдаю». Дети все больше осознают ответственность говорящего за то, чтобы обращать внимание на слушателя, и если слушатель не понимает, что они, как говорящий, должны обратить на это внимание (Shwe & Markman, 19).97, цитируется Paris, Ricardo, Raymond, & Johnson, 2021). Это может означать больше, чем просто повторение того, что они сказали, и они могут пояснить или привести пример.
Дошкольники также лучше слушают и могут определить, имеет ли смысл сообщение и кто лучше информирован по конкретной теме (Robinson, Champion & Mitchell, 1999, цитируется Paris, Ricardo, Raymond, & Johnson, 2021).
По данным Министерства образования (2014 г.), через континуум развития общение, язык и грамотность продолжают развиваться на этапе дошкольного/детского сада. Навыки, демонстрируемые младенцами и детьми младшего возраста, продолжают развиваться по мере того, как дети становятся опытными коммуникаторами, используя вербальные и невербальные стили общения для общения со сверстниками и взрослыми.
Их расширяющийся словарный запас помогает им описывать и придавать смысл своему опыту и окружающему миру. Они замечают экологическую печать, занимаются грамотностью и все больше осознают ее силу как человеческой деятельности. Их фонологическая осведомленность возрастает по мере того, как они манипулируют словами, узнают буквы и начинают их писать.языковые вехи
Предшествующие аспекты языкового развития в раннем детстве также можно обобщить в виде прогрессии вех, которые обычно проходят дети в возрасте от 3 до 5 лет. Вот таблица с ними.
Таблица 13.1: Языковые вехи
ТИПИЧНЫЙ ВОЗРАСТ | ТИПИЧНЫЙ НАВЫК |
3 года |
|
4 года |
|
5 лет |
|
Таблица 13.1. Вехи развития языка (этапы развития CDC находятся в открытом доступе)
Пожалуйста, прочтите следующую статью доктора Памелы Роуз Тулуза «Поощрение грамотности коренных народов, метисов и инуитов». Сообщается, что учащихся из числа коренных народов следует рассматривать не как ESL, а как двуязычных.
Теории развития речи
Люди, особенно дети, обладают удивительной способностью к изучению языка. В течение первого года жизни дети узнают многие понятия, необходимые для функционального языка, хотя для полного развития их способностей потребуются годы. Вот краткий обзор теоретиков и теорий, которые были предложены для объяснения развития языка и связанных с ним структур мозга у детей.
Скиннер: оперантное обусловливание
Б. Ф. Скиннер считал, что дети учат язык с помощью оперантного обусловливания ; другими словами, дети получают «награду» за функциональное использование языка. Например, ребенок учится произносить слово «пить», когда ему хочется пить; они получают что-нибудь выпить, что усиливает использование слова для получения напитка, и, таким образом, они будут продолжать это делать. Это следует за четырехчленной контингентностью, которая, по мнению Скиннера, была основой языкового развития: мотивирующие операции, различительные стимулы, реакция и подкрепляющие стимулы. Скиннер также предположил, что дети изучают язык, подражая другим, подсказывая и формируя.
Хомский: Устройство для овладения языком
В работе Ноама Хомского обсуждаются биологические основы языка и утверждается, что у детей есть врожденные способности к изучению языка. Хомский называет эту врожденную способность «устройством овладения языком». Он считает, что дети инстинктивно изучают язык без каких-либо формальных инструкций. Он также считает, что у детей есть естественная потребность использовать язык, и что в отсутствие формального языка дети разовьют систему общения для удовлетворения своих потребностей. Он заметил, что все дети делают одни и те же языковые ошибки, независимо от того, на каком языке их учат. Хомский также верит в существование «универсальной грамматики», которая утверждает, что существуют определенные грамматические правила, общие для всех человеческих языков. Однако исследование не идентифицирует области мозга или генетическую основу, которая обеспечивает врожденную способность человека к языку.
Пиаже: ассимиляция и аккомодация
Теория языкового развития Жана Пиаже предполагает, что дети используют как ассимиляцию, так и аккомодацию для изучения языка. Ассимиляция — это процесс изменения своего окружения для размещения информации в уже существующей схеме (или идее). Аккомодация — это процесс изменения схемы человека для адаптации к новой среде.