Общение включает в себя: Общение — структура, средства, механизмы

Понятие и структура общения

Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание.
 


Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Виды общения: невербальное (бессловесное) общение — общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.

Выделяют три уровня общения.

  • Внутриличностное — мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д.
  • Межличностное — общение между двумя и более людьми.
  • Общественное — общение человека с большой аудиторией.

Стороны общения

Первая — коммуникативная. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения (интерактивная) — взаимодействие общающихся. Организация взаимодействия между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Например, производя расчет у кассы, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбиваег чек и отсчитывает сдачу.

Третья сторона общения (перцептивная) — восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).
 
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для медицинского работника. Существует единство совместной деятельности и общения, В совместной деятельности человек должен, по необходимости, объединяться с другими людьми, общаться с ними. Устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. В данном случае, общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода). Создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается, через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям.

Данный предмет (построенное здание, точная поэтическая строка, посаженное дерево, выточенная деталь, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) — это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой — средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни.

В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, переходить от образов единичных предметов к устойчивому отражению их общих свойств в значении слов. В нем закрепляются существенные признаки, которые присущи целому классу предметов и тем самым относятся и к конкретному предмету, о котором идет речь. Например. Говоря «газета», мы имеем в виду не только тот газетный лист, но тем самым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличия от другой печатной продукции и т.д.

Зоны комфорта. Общение в основном происходит в зонах комфорта. У каждого человека размер этой зоны свой, однако, у большинства людей размер «личной» зоны, общение в которой не вызывает дискомфорта — 0,46 — 1,2 метра. Интимная зона, размер — 15 — 46 сантиметров.
 
Необходимо внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое расстояние. Существуют и такие зоны, как социальная — размер от 1,2 до 3,6 метра, и общественная зона — более 3,6 метров.

Вербальное общение

Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить «на одном языке», если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха совместной деятельности.

Библейская история о строительстве вавилонской башни, сорвавшемся вследствие неожиданного «смешения языков» строителей, отражает факт невозможности взаимодействия при блокировании процессов кодификации и декодификации, так как говорящие на разных языках люди не могут договориться друг с другом, что делает совместную деятельность неосуществимой.

Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами,  иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам.

Значение — это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение.

Для передачи друг другу значимой информации люди стали пользоваться членораздельными звуками, за которыми закреплялись определенные значения. Пользоваться членораздельными звуками для общения было удобно, особенно в тех случаях, когда руки были заняты предметами и орудиями труда, а глаза обращены на них. Передача мыслей посредством звуков была удобна и на значительном расстоянии между общающимися, так же как в темноте, в тумане, в зарослях. Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей, — происходит обмен мыслями, передача информации.


 
Речь — это вербальная коммуникация. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений. Так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу.

Невербальное общение

Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.

Например. Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.

д.

Как правило, люди в меньшей степени способны контролировать канал невербального общения. Мимика не всегда сообщает то, что человек говорит. Иногда все тело участвует в передаче информации, например, походка человека. Она может демонстрировать благополучие, гнев или наоборот, сдержанность, страх. Можно получить много информации по выражению лица, мимики, жестам. Взгляд человека дополняет то, что не сказано словами, жестами, и часто именно взгляд придает подлинное значение произнесенной фразе, кроме того, выразительный взгляд способен передать смысл не только сказанного, но недосказанного или невысказанного. В некоторых случаях взглядом можно сказать больше, чем словами. В языке жестов большую роль играют руки, руки могут передавать и эмоциональное состояние. Например, беспокойство может проявляться в непрерывном движении рук, «заламывании пальцев» и т.д.

Средства невербальной коммуникации являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Например, болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту.

Вербальное и невербальное общение может существовать одновременно. Например, происходит общение в виде беседы, оно может сопровождаться улыбкой, жестами, плачем и т.д. При этом следует отметить, что восприятие сообщения во многом зависит от невербального общения.

На процесс общения во многом влияет предыдущий опыт человека и его память. Каждый участвующий в общении привносит в разговор свою позицию, убеждения, которые определяет и его социальное окружение и т.д.

40.2. Три стороны общения. Функции общения

Главная / Психология человека. Общая психология / Список вопросов к экзамену по психологии / 40. Виды, функции и средства общения

admin — Вс, 22/03/2009 — 06:22

 
Опорные слова к вопросу №40 — здесь

В наиболее обобщенных классификациях (Галина Михайловна Андреева) выделяется три стороны общения:

  • Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.
  • Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.
  • Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Близкая классификация предлагается в работах Бориса Федоровича Ломова:

  • информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема и передачи информации,
  • регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности,
  • аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

А. А. Брудный выделяет в качестве основной рабочей функции:

  • инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда,
  • синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;
  • трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;
  • функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания. Эта функция особенно характерна для творческих личностей.

По критерию «цель общения» выделяется 8 функций общения (Л. А Карпенко):

  • контактная, цель которой — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности,
  • информационная, цель которой — обмен сообщениями, т. е прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д,
  • побудительная, цель которой — стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий,
  • координационная, цель которой — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности,
  • понимания, цель которой — не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.,
  • амотивная, цель которой — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний,
  • установления отношений, цель которой — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей того сообщества, где предстоит действовать индивиду,
  • оказания влияния, цель которой — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

Отечественная психология исходит из принципа неразрывного единства общения и деятельности, в то время как в западных социально-психологических системах описывается обычно какая-либо одна сторона общения и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции. Причём связь этих сторон с совместной деятельностью практически не исследуется.

 

40.1. Общение. Единство общения и деятельности40.3. Общение как обмен информацией

Принципы межличностного общения | SkillsYouNeed

Общими для всех межличностных коммуникаций являются некоторые основные принципы.

Эти принципы определяют эффективность наших коммуникаций; они могут быть простыми для понимания, но на их освоение может уйти целая жизнь.

На этой странице объясняются эти принципы и приводятся примеры того, как, почему и когда происходит межличностное общение.

Межличностное общение необязательно

Иногда мы можем стараться не общаться; но не общаться не вариант. На самом деле, чем больше мы пытаемся не общаться, тем больше мы делаем! Не сообщая, мы что-то сообщаем: возможно, что мы застенчивы, возможно, мы злимся или дуемся, возможно, что мы слишком заняты. Игнорирование кого-то — это общение с ним, мы можем не говорить им, что игнорируем их, но с помощью невербального общения мы надеемся сделать это очевидным.

Мы общаемся гораздо больше и гораздо честнее с помощью невербального общения, чем с помощью слов. Поза и положение нашего тела, зрительный контакт (или его отсутствие), малейшие и самые незаметные манеры — все это способы общения с другими. Кроме того, с нами постоянно общаются, мы получаем сигналы от других и интерпретируем их определенным образом, и то, понимаем мы или нет, зависит от того, насколько мы искусны в интерпретации межличностного общения.

См. наши страницы: Невербальное общение и Внешний вид для получения дополнительной информации.

Как только он вышел, он вышел.

Процесс межличностного общения необратим, вы можете сожалеть о том, что не сказали что-то, вы можете извиниться за то, что вы сказали, а потом сожалеть, но вы не можете взять это обратно.

Мы часто ведем себя и поэтому общаемся с другими на основе предыдущих коммуникативных встреч. Эти встречи могут быть или не быть подходящими точками отсчета. Мы стереотипируем людей, часто подсознательно, возможно, по полу, социальному положению, религии, расе, возрасту и другим факторам — стереотипы — это обобщения, часто преувеличенные.

Из-за этих стереотипов, когда мы общаемся с людьми, у нас могут быть определенные предубеждения относительно того, что они думают или как они могут себя вести, у нас могут быть представления об исходе разговора.

Эти предубеждения влияют на то, как мы говорим с другими, какие слова мы используем и на тон голоса. Мы естественным образом общаемся так, как нам кажется, наиболее подходящим для человека, с которым мы разговариваем. К сожалению, наши предубеждения о других часто неверны. Это может означать, что наше общение неуместно и, следовательно, с большей вероятностью будет неправильно понято. Поскольку целью любого общения должно быть понимание, можно сказать, что мы не смогли общаться. Общаясь таким образом, находясь под влиянием предвзятых идей, мы передаем дополнительные стереотипы человеку, с которым разговариваем, тем самым усугубляя проблему.

Начинайте любое межличностное общение непредвзято; слушайте то, что говорят, а не то, что вы ожидаете услышать. Тогда у вас будет меньше шансов быть неправильно понятым или сказать что-то, о чем вы потом пожалеете.

Научитесь развивать свои навыки слушания на наших страницах: Навыки слушания и Активное слушание . Также посетите нашу страницу: Искусство такта и дипломатии для помощи в этих областях.


Бесконечная сложность

Ни одна форма связи не является простой, существует множество причин, по которым происходит коммуникация, как она происходит и как сообщения передаются и принимаются.

Переменные в общении, такие как язык, окружающая среда и отвлекающие факторы, а также люди, участвующие в общении, влияют на то, как сообщения отправляются, принимаются и интерпретируются.

Когда мы устно общаемся, мы обмениваемся словами — словами, которые имеют, возможно, неявное значение для разных людей в разных контекстах. Можно возразить, что слова на самом деле являются просто символами, которыми мы обмениваемся друг с другом, и что они вообще не имеют внутреннего значения — см. 9.0011 Philosophy и Rhubarb за беззаботное обсуждение в этой области. Мы можем сообщать одно и то же разным людям, но у каждого человека может быть разное понимание или интерпретация сообщения.

В любой момент общения любое недопонимание, каким бы незначительным оно ни казалось, повлияет на получаемое сообщение.

См. Общение в трудных ситуациях и Барьеры на пути к эффективному общению для получения дополнительной информации.

Контекст общения

Все общение имеет контекст; общение происходит по какой-то причине.

Коммуникация может завершиться неудачно, поскольку один или несколько участников упускают из виду контекст. Чтобы помочь избежать недоразумений и, следовательно, общаться более эффективно, важно, чтобы контекст общения был понятен всем. Почему происходит общение? Важно, чтобы участники находились на одной «волне», чтобы они понимали, почему происходит общение. Может быть полезно начать более широкий разговор, объяснив, почему это происходит.

Понимание того, почему происходит общение, является важным первым шагом, однако существуют проблемы, влияющие на контекст общения:

Время

Время имеет основополагающее значение для успешного общения. а также обдумывая подходящее время для беседы, вы должны убедиться, что у вас достаточно времени, чтобы охватить все необходимое, включая время для уточнения и переговоров. Говорить с сотрудником о стратегическом решении, например, за пять минут до того, как ему нужно будет покинуть офис на целый день, вероятно, будет не так успешно, как такой же разговор на следующее утро.

Местоположение

Должно быть совершенно очевидно, что общение будет менее эффективным, если оно будет осуществляться в шумном, неудобном или людном месте. В таких местах много отвлекающих факторов и часто отсутствует уединение.

Заблуждения

Контекст общения также определяется нашими собственными чувствами по этому поводу.

Как уже говорилось, мы стереотипно воспринимаем людей, и поэтому у нас могут возникать неверные представления и ложные предположения. При общении мы можем предположить, что:

  • все стороны знают, о чем мы говорим;
  • мы знаем точку зрения и мнение другого человека о ситуации;
  • мы не должны проявлять никаких эмоций;
  • мы правы, они ошибаются.

Есть много других примеров неверных представлений, подчеркивающих важность тщательного размышления и разъяснения во всех коммуникациях.



Дополнительная литература по навыкам, которые вам нужны


Навыки, которые вам нужны. Электронные книги по навыкам межличностного общения.

Развивайте навыки межличностного общения с помощью нашей серии электронных книг. Узнайте и улучшите свои коммуникативные навыки, займитесь разрешением конфликтов, выступите посредником в трудных ситуациях и развивайте свой эмоциональный интеллект.


Что такое общение? | Семинар первого года обучения

Определение коммуникации

коммуникация n . Передача информации или обмен ею в устной, письменной или иной форме. Успешная передача или обмен идеями и чувствами.


Оксфордский словарь английского языка

Коммуникация — это просто акт передачи информации из одного места, человека или группы в другое.

Каждое сообщение включает (по крайней мере) одного отправителя, сообщение и получателя. На передачу сообщения от отправителя к получателю может повлиять огромное количество вещей. К ним относятся наши эмоции, культурная ситуация, средства коммуникации и даже наше местоположение. Сложность — вот почему хорошие коммуникативные навыки считаются столь желанными для работодателей во всем мире: точное, эффективное и недвусмысленное общение на самом деле чрезвычайно сложно.

Как становится ясно из этого определения, общение — это больше, чем просто передача информации. Этот термин требует элемента успеха в передаче или передаче сообщения, будь то информация, идеи или эмоции. Коммуникация состоит из трех частей: отправитель, сообщение и получатель. Отправитель «кодирует» сообщение, обычно в смеси слов и невербальной коммуникации. Это сообщение каким-то образом передается (например, в устной или письменной форме), а получатель «декодирует» его.

Конечно, получателей может быть несколько, и сложность связи означает, что каждый из них может получить немного отличающееся сообщение. Два человека могут интерпретировать очень разные вещи в выборе слов и/или языке тела. Также возможно, что ни у одного из них не будет такого же понимания, как у отправителя.

При личном общении роли отправителя и получателя не различаются. Две роли будут передаваться назад и вперед между двумя говорящими людьми. Обе стороны общаются друг с другом, пусть даже очень тонкими способами, такими как зрительный контакт (или его отсутствие) и общий язык тела. Однако в письменной коммуникации отправитель и получатель более различны.

Категории общения

Существует множество способов общения, и в любой момент времени может использоваться более одного. Различные категории общения включают:

  • Разговорное или вербальное общение , которое включает личное общение, телефон, радио или телевидение и другие средства массовой информации.
  • Невербальное общение , охватывающее язык тела, жесты, то, как мы одеваемся или действуем, где мы стоим и даже наш запах. Есть много тонких способов, которыми мы общаемся (возможно, даже непреднамеренно) с другими. Например, тон голоса может указывать на настроение или эмоциональное состояние, в то время как жесты или жесты могут дополнять устное сообщение.
  • Письменное общение : включая письма, электронную почту, социальные сети, книги, журналы, Интернет и другие средства массовой информации. До недавнего времени относительно небольшое число писателей и издателей были очень влиятельны, когда дело доходило до передачи письменного слова. Сегодня мы все можем писать и публиковать свои идеи в Интернете, что привело к взрыву информационных и коммуникационных возможностей.
  • Визуализации : графики и диаграммы, карты, логотипы и другие визуализации могут передавать сообщения.

Желаемым результатом или целью любого коммуникативного процесса является взаимопонимание.

Межличностное общение

Межличностное общение — это процесс, посредством которого люди обмениваются информацией, чувствами и значениями посредством вербальных и невербальных сообщений: это общение лицом к лицу. Межличностное общение — это не только то, что на самом деле сказано (используемый язык), но то, как это сказано, и невербальные сообщения, передаваемые посредством тона голоса, мимики, жестов и языка тела.

Процесс межличностного общения нельзя рассматривать как явление, которое просто «происходит». Вместо этого его следует рассматривать как процесс, в котором участвуют участники, которые договариваются друг с другом о своих ролях, сознательно или бессознательно . Сообщение или сообщение отправляется отправителем по каналу связи одному или нескольким получателям . Отправитель должен кодировать сообщение (передаваемую информацию) в форму, соответствующую каналу связи, а получатель затем декодирует сообщение, чтобы понять его значение и значение. Непонимание может возникнуть на любом этапе коммуникативного процесса . Эффективное общение предполагает сведение к минимуму потенциального непонимания и преодоление любых барьеров в общении на каждом этапе процесса общения.

Эффективный коммуникатор понимает свою аудиторию, выбирает подходящий канал связи, оттачивает свое сообщение для этого конкретного канала и эффективно кодирует сообщение, чтобы уменьшить непонимание получателем(ями). Они также будут запрашивать обратную связь от получателя (получателей), чтобы убедиться, что сообщение понято, и попытаются исправить любое недопонимание или путаницу как можно скорее. Получатели могут использовать такие методы, как  уточнение и отражение как эффективные способы убедиться, что отправленное сообщение было правильно понято.

  • Уточнение: Включает возвращение говорящему основной смысл того, что он только что сказал, как он его понимает. Тем самым слушатель проверяет правильность своего понимания. Этот процесс служит для устранения любых областей путаницы или недопонимания.
  • Рефлексия: Процесс перефразирования и переформулирования чувств и слов говорящего. Цель рефлексии состоит в том, чтобы позволить говорящему «услышать» свои собственные мысли и сосредоточиться на том, что он говорит и чувствует, показать говорящему, что вы пытаетесь воспринимать мир так, как его видит он, и что вы делаете все возможное, чтобы понимать их сообщения и поощрять их к продолжению разговора.

Обратная связь

Заключительной частью сообщения является обратная связь: получатель сообщает отправителю, что он получил и понял сообщение. Получатели сообщений, скорее всего, дадут обратную связь о том, как они поняли сообщения, посредством как вербальных, так и невербальных реакций. Эффективные коммуникаторы обращают пристальное внимание на эту обратную связь, поскольку это единственный способ оценить, было ли сообщение понято так, как предполагалось, и это позволяет исправить любую путаницу.

Имейте в виду, что объем и форма обратной связи зависят от канала связи. Обратная связь во время личного или телефонного разговора будет немедленной и прямой, в то время как обратная связь на сообщения, переданные по телевидению или радио, будет косвенной и может быть задержана или даже передана через другие средства массовой информации, такие как Интернет. Эффективные коммуникаторы обращают пристальное внимание на эту обратную связь, поскольку это единственный способ оценить, было ли сообщение понято так, как предполагалось, и это позволяет исправить любую путаницу.

Всегда можно спросить!

Вы можете быть не уверены, успешно ли получено и расшифровано сообщение, особенно если вы не получаете много отзывов от получателя. Если да, то всегда можно спросить!

  • Быстрый вопрос — хорошее начало, например:
  • Это нормально? » или « Вам это понятно? »
  • Если вы хотите получить более подробную обратную связь или убедиться, что получатель действительно понял, вы можете сказать что-то вроде:
  • » Итак, давайте пробежимся еще раз. Я думаю, что я сделаю х, а ты сделаешь у. Это тоже ваше понимание? »

Имейте в виду, что объем и форма обратной связи зависят от канала связи. Обратная связь во время личного или телефонного разговора будет немедленной и прямой, в то время как обратная связь на сообщения, передаваемые по телевидению или радио, будет косвенной и может быть задержана или даже передана через другие средства массовой информации.