Психология термины: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Психологические термины 📚 – топ лучшей литературы по теме

Психологические термины 📚 – топ лучшей литературы по теме | Читайте и слушайте онлайн на MyBook

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

  1. Главная
  2. Библиотека
  3. Темы
  4. психологические термины

Сортировать

Фильтры

Фильтры

Словарь Л. С. Выготского

Коллектив авторов

Стандарт

Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского включает все определения психологических понятий, данные в его опубликованных работах, а также фрагменты его текстов, где дается развернутая интерпретация таких понятий. Словарь рассчитан на широкий круг специалистов-гуманитариев, в особенности …

Психология общения. Энциклопедический словарь

Коллектив авторов

Премиум

Настоящее энциклопедическое издание подводит итог осуществления первого в России проекта по теме «Психология общения». Более 1100 статей словаря, написанные 340 авторами, содержат всестороннюю информацию по этой теме.

Краткий психоаналитический словарь-справочник

Валерий Лейбин

Премиум

Краткий психоаналитический словарь-справочник содержит определения терминов психоанализа. Он представляет интерес для студентов, специалистов и всех тех, кто стремится понять бессознательную деятельность человека, причины возникновения психических расстройств и пути разрешения внутриличностных ко. ..

100 слов психоанализа

Жак Андре

Премиум

Книга представляет в утонченном, но в то же время строгом стиле, отвечающем клиническим и культурным критериям, главные понятия психоанализа.В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

How to understand everything

Who I am

Бесплатно

A book with pictures of how to understand everything for an hour. It will tell you the answers to the most obscure questions of psychology, creation and faith: Who am I? When happiness comes? What is the meaning of life? What does a woman want? How to get all the answers? And even who is the God,…

Фильтры

Фильтры

В данном разделе представлен топ лучших книг и аудиокниг по теме «Психологические термины». Полный список из 5 популярных книг и аудиокниг по теме, рейтинг и отзывы читателей. Читайте книги или слушайте на сайте онлайн, скачайте приложение для iOS или Android, чтобы не расставаться с любимыми книгами даже без интернета.

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

Терминологические проблемы cпециальной психологии и специальной педагогики — Культурно-историческая психология — 2010. Том 6. № 1

Аннотация

Рассматривается культурно-историческая обусловленность терминологии специальной психологии и специальной педагогики как части методологического аппарата этих наук. Термин, обозначающий основной объект данных наук, за период с начала ХХ в. до настоящего времени изменился от «ненормальные дети» до «дети с ограниченными возможностями» («дети с недостатками развития», «дети с нарушениями развития»). Преобразования в этих областях в начале 90-х гг. ХХ в. в нашей стране были начаты с произвольного и необоснованного введения новых терминов, не отражающих реального содержания этих областей науки и практики. Параллельно в связи с международными изменениями парадигмы образования таких детей, соответствующей системы образовательных учреждений и отношения к ним в обществе вошли в обиход эвфемизмы и неопределенные термины, применение которых недопустимо в научной литературе и научном общении. Нелепость и вредность таких терминов демонстрируется на примерах словосочетаний, применяемых для общего обозначения всех типов нарушенного развития. Такие термины, как «особые дети», «дети с особыми образовательными потребностями», относятся не только к детям с недостатками развития, но и к особо одаренным, а термин «дети с психофизическими особенностями» вообще бессмыслен, так как такие особенности свойственны каждому ребенку. Вразрез с лексическим значением слова часто употребляется термин «нарушение». Неадекватная терминология ведет к неправильному пониманию реалий специальной психологии и специальной педагогики.

Ключевые слова: понятие, термин, эвфемизм, лексическое значение, специальная психология, коррекционная педагогика

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лубовский В.И., Валявко С.М. Терминологические проблемы cпециальной психологии и специальной педагогики // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 1. С. 50–55.

Фрагмент статьи

Каждая научная область и соответствующее ей практическое применение данных этой науки в основе своей имеют исторически сложившуюся систему понятий, выраженных определенными терминами.

Эта система, будучи относительно устойчивой, отражает развитие науки и поэтому не является застывшей, абсолютно незыблемой. Она пополняется новыми понятиями и терминами по мере открытия новых фактов и выявления ранее неизвестных закономерностей. Некоторые понятия и соответствующие термины «уходят», их заменяют другие. Но это никогда не происходит «одномоментно» или в директивном порядке. Некоторые термины десятилетиями завоевывают свое право на существование, проходя этап дискуссий и даже экспериментальных проверок [8]. Таким образом, изменение системы понятий и соответствующей терминологии всегда является результатом развития самой науки.

Если обобщить все, что написано о понятиях в энциклопедиях и словарях, то понятие — это специфическая форма знания, высший уровень обобщения. В каждом понятии различают содержание и объем. Содержание выражает совокупность существенных признаков понятия. Объем понятия включает в себя совокупность объектов, которая мыслится в нем.

В известной мере можно утверждать, что объем понятия выражает явленческий уровень понятия, а содержание — его сущность. По мнению Н. К. Чапаева и И. П. Верещагиной [12 ], инфраструктура любого понятия выходит за рамки его содержания и объема, помимо них возможно конституирование и иных составляющих понятия. К числу таковых упомянутые авторы относят феноменологию понятия, синтезирующую в себе наиболее значимые проявления как объема, так и содержания понятия, т. е. синкретический образ (феномен) важнейших объемно-содержательных характеристик, концентрирующих в себе все многообразие его проявлений. Другие авторы, например, А. А. Фролов и Ю. Н. Фролова [11], определяют понятие как вербальное выражение сути рассматриваемого объекта, т. е. обобщающее слово, по Л. С. Выготскому.

Полный текст

Каждая научная область и соответствующее ей практическое применение данных этой науки в основе своей имеют исторически сложившуюся систему понятий, выраженных определенными терминами. Эта система, будучи относительно устойчивой, отражает развитие науки и поэтому не является застывшей, абсолютно незыблемой.

Она пополняется новыми понятиями и терминами по мере открытия новых фактов и выявления ранее неизвестных закономерностей. Некоторые понятия и соответствующие термины «уходят», их заменяют другие. Но это никогда не происходит «одномоментно» или в директивном порядке. Некоторые термины десятилетиями завоевывают свое право на существование, проходя этап дискуссий и даже экспериментальных проверок [8]. Таким образом, изменение системы понятий и соответствующей терминологии всегда является результатом развития самой науки.

Если обобщить все, что написано о понятиях в энциклопедиях и словарях, то понятие — это специфическая форма знания, высший уровень обобщения.

В каждом понятии различают содержание и объем. Содержание выражает совокупность существенных признаков понятия. Объем понятия включает в себя совокупность объектов, которая мыслится в нем. В известной мере можно утверждать, что объем понятия выражает явленческий уровень понятия, а содержание — его сущность. По мнению Н. К. Чапаева и И. П. Верещагиной [12], инфраструктура любого понятия выходит за рамки его содержания и объема, помимо них возможно конституирование и иных составляющих понятия. К числу таковых упомянутые авторы относят феноменологию понятия, синтезирующую в себе наиболее значимые проявления как объема, так и содержания понятия, т. е. синкретический образ (феномен) важнейших объемно-содержательных характеристик, концентрирующих в себе все многообразие его проявлений. Другие авторы, например, А. А. Фролов и Ю. Н. Фролова [11], определяют понятие как

вербальное выражение сути рассматриваемого объекта, т. е. обобщающее слово, по Л. С. Выготскому.

В процессе становления понятия после выделения феномена из окружающей действительности или из внутреннего мира человека через ощущения, восприятие необходимо перейти к представлению о нем, осмыслить, подвести под вид, род, отряд, семейство, класс и т. д., и т. п., наконец, понятие следует оформить словесно, ввести новый термин. Если понятийное оформление явления не состоялось, то не состоялось выявление его сути, и, как отмечают А. А. Фролов и Ю. Н. Фролова, дальнейшие этапы познания этого явления в принципе невозможны.

Насколько важно тщательно подходить к введению нового термина для определения понятия и как это надо делать? Обратимся к классикам. Вот что пишет Л. С. Выготский: «Сейчас я хотел бы перейти к содержанию основных положений и фактов, характеризующих развитие и распад высших психических функций. Мне кажется, что наиболее важным для самой постановки этой проблемы является правильное понимание природы высшей психической функции. Можно было бы подумать, что, разбирая вопрос о высших психических функциях, нужно начать с того, чтобы дать ясное определение высших психических функций и указать, какие критерии позволяют отделить их от элементарных функций. Но мне представляется, что точное определение не принадлежит к начальному моменту научного знания. Я думаю, что смогу ограничиться вначале лишь эмпирическими и эвристическими определениями» [6, с. 406]. Судьба понятия и термина, обозначающего его, может сложиться удачно, как в случае с высшими психическими функциями.

Но в целом судьба терминов непроста. Название дается в ту пору, когда что-либо новое обнаружено, т. е. нередко до того, как оно понято. Рентген назвал обнаруженные им лучи Хлучами (т. е. неизвестными). Сегодня их называют рентгеновскими, и хотя их природа и особенности уже не представляются неясными, было бы трудно дать им вполне рациональное, не связанное с именем открывателя, но столь же краткое название. Термин, ставший привычным, кажется всем очень подходящим, удобным для обозначения физического явления, которому он присвоен. Иногда термин становится как бы ярлыком предмета или явления, им пользуются по привычке, перестают обращать внимание на происхождение этого слова и его смысл. А ведь научный язык не отгорожен стеной от общеупотребительного, в нем (особенно в социальных науках) в качестве терминов используется ряд слов общеупотребительного языка.

Придумать удачное новое слово трудно, особенно это касается научной терминологии. При введении нового термина решающим является не способ образования термина, а сам факт наличия потребности в существовании его, т.

е. появление нового понятия или обновление содержания уже имеющегося. Обновление терминов после изменения научных представлений происходит не всегда. Казавшийся в момент создания обоснованным, со временем термин становится привычно-ассоциативным и может даже удивлять нас нынешней необоснованностью. Физики продолжают преспокойно пользоваться словом «атом» (т. е. неделимый), хотя уже давно выявили возможность его деления. Разумеется, создавая новый термин, надо заботиться о его содержательности, краткости, благозвучии и отсутствии терминовомофонов.

Наука — один из источников новых слов. Скорость обновления терминологии — один из критериев развития когнитивного контекста науки. Особую остроту понятийно-терминологические проблемы, по мнению Н. М. Трофимовой и ее соавторов, приобретают в период становления или «революционного» развития науки, так как именно в это время «возникает огромная потребность в достижении чистоты и точности научного языка» [10, с. 41]. Терминология в области специальной психологии и педагогики, как отмечают многие исследователи, переживает сейчас именно такой период [9; 2—5 и др.

].

Наиболее абстрактные понятия называют категориями. Мы согласны с классификацией научных категорий, которую предлагает Л. А. Беляева [1]. Эта классификация может быть транспонирована с соответствующими понятийными изменениями и дополнениями в область специальной психологии и будет выглядеть следующим образом.

  1. Философские категории: человек, индивид, личность, индивидуальность; все категории диалектики: развитие, противоречие, количество и качество, мера, сущность и явление, форма и содержание, причина и следствие, объект и субъект и др.; категории теории познания: чувства, разум, рассудок, сознание, знание, незнание, истина и ее критерии и др.; категории философской антропологии, социальной философии, аксиологии. Более детальная характеристика этих категорий заняла бы много места. Как видит читатель, большинство приведенных слов относится к общеупотребительному языку.
  2. Общенаучные категории: система, структура, функция, связь, отношение, взаимодействие и др.
  3. Частно-научные (не психологические) категории из медицинских, социальных и педагогических наук, с которыми имеются междисциплинарные связи, например, олигофрения, реабилитация, детский церебральный паралич и др.
  4. Частно-научные (психологические) категории: внимание, память, адаптация, акселерация, амплификация, симплификация, регресс, депривация, девиация, интериоризация, опосредование, психическая деятельность и т. д.
  5. Специальные или специально-психологические категории: дефект, недостаток, недостаточность, недоразвитие, незрелость, аномалия развития (аномальное развитие), нарушение развития, дизонтогенез, атипии развития, системные отклонения, дефицитарность, задержка развития, ретардация, асинхрония, гетерохрония, компенсация, коррекция и др.

Насколько мы свободны в употреблении терминов, обозначающих определенные понятия? В художественной литературе бедность языка снижает эмоциональное воздействие на читателя, и потому там борются с повторением слов. Однако не следует переносить этот подход в научную литературу, где почти нет полных синонимов, а большинство имеющихся представляет собой «русифицированные» варианты иностранных слов (например, память — мнемические процессы). Автор должен постоянно заботиться о том, чтобы быть однозначно и правильно понятым. У читателя может возникнуть мысль, что за изменением слова при применении синонима кроется и изменение содержания. Читатель и так субъективен в своем восприятии.

Любой научный термин должен отвечать лингвистической характеристике этого понятия, а именно: 1) иметь системный характер; 2) содержать определение; 3) быть однозначным в пределах терминологии данной науки; 4) не содержать экспрессии, 5) быть стилистически нейтральным.

К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция к необоснованному введению новых терминов, которые часто являются неоднозначными, а иногда и совершенно не отражающими специфику тех понятий, в качестве синонимов которых они предлагаются. Например, вместо терминов «дети с недостатками развития» или «дети с ограниченными возможностями» используются выражения «проблемные дети», «дети с психофизическими особенностями» (как будто у нормально развивающихся детей нет психофизических особенностей!). Употребление подобных терминов недопустимо в научной литературе. Некоторые термины, такие, как «коррекционная психология» и «коррекционная педагогика» введены произвольно. Стандартизация понятийно-терминологического аппарата специальной психологии — одна из актуальных задач.

С начала прошлого столетия специальная терминология в рассматриваемой области в процессе ее развития и накопления данных претерпела значительные изменения. Так, до 20-х гг. прошлого века общим термином, обозначающим детей с недостатками развития, был термин «ненормальные дети» (см. работы Г. И. Россолимо, Г. Я. Трошина, А. Бине и А. Симона). В 20-е гг. функционировал термин «дефективные дети» (Л. С. Выготский и др.). В середине 30-х гг. его вытесняет термин «аномальные дети». Наряду с этим термином в 70-е гг. начинает использоваться термин «дети с нарушениями (недостатками) развития».

С начала 80-х гг. XX в. под влиянием не очень глубоко осмысленных у нас зарубежных тенденций начинают применяться эвфемизмы: «особые дети», «дети с особыми потребностями», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с ограничениями в развитии», которые на Западе появились с началом развития тенденции к интеграции детей с недостатками развития в общую систему образования. Эти термины используются там в средствах массовой информации.

Применению размытой, неопределенной и расширительной (ведь «особые образовательные потребности» характерны не только для ребенка с недостатками развития, но и для особо одаренного) терминологии способствовала директивная замена терминов «специальная педагогика» и «специальная психология» на «коррекционная педагогика» и «коррекционная психология», которая была результатом изменения в директивном порядке руководством Президиума Российской академии образования (видимо, в силу российской привычки начинать преобразования с переименования). В 1992 г. название НИИ дефектологии АПН было заменено на ИКП (институт коррекционной педагогики), которое не отражало реального содержания всей его деятельности и не могло быть термином, соответствующим той комплексной научной области, которую называли (а многие продолжают называть) дефектологией.

При этом специалисты продолжают использовать термины «специальная педагогика» и «специальная психология». Абсурдность ситуации еще и в том, что в перечне профессий и в учебных планах сохраняется определение «специальная», а в документах ВАК используется слово «коррекционная». Кроме того, международное употребление термина «коррекционный» относится к работе с лицами, имеющими нарушения поведения, и правонарушителями. В переводе с английского Correction institution — коррекционное (исправительное) учреждение — не что иное, как тюрьма. Да и в России это определение, введенное в начале ХХ в. В. П. Кащенко (см. его книгу «Педагогическая коррекция»), относилось к детям с нарушениями поведения.

Полезно познакомиться с мнением западных специалистов по поводу применения «смягчающей» терминологии.

Автор энциклопедического психологического словаря А. Ребер пишет, что применение эвфемизма «исключительный ребенок», который, как и «особый ребенок», «ребенок с особыми потребностями», относится и к детям с ограниченными возможностями, и к особо одаренным, «хорошо мотивируется тем, что дает возможность снять с ребенка стигму классификации его как «умственно отсталого» или «функционирующего на минимальном уровне». К сожалению, в результате это привело скорее к изменению и загрязнению значения термина «исключительный», чем к смене характера методов работы с детьми, обозначаемыми таким образом [13, с. 265. — Перевод наш].

Совершенно очевидно, что стигматизация не является продуктом применения каких-то «нехороших» терминов, она — результат исторически сложившихся отношений общества к лицам с ограниченными возможностями.

В нашей стране проявления негативных отношений к лицам с психическими и физическими недостатками имеет свою историю. На протяжении десятилетий советской власти не собирались данные о распространенности дефектов, в средствах массовой информации не публиковались никакие материалы о таких лицах, эта тематика была полузакрытой. Даже данные о числе учащихся специальных школ были под грифом «Для служебного пользования». В массовом сознании то, о чем «не рекомендуется» говорить, рассматривается как нечто, чего следует избегать как нечто нехорошее.

Для того чтобы преодолеть эти негативные тенденции, нужна серьезная просветительская работа специалистов в сотрудничестве со всеми средствами массовой информации, которые в этой пропагандистско-просветительской работе вполне могут использовать и эвфемизмы типа «особый ребенок», «дети с особыми потребностями» и т. п. Но не эти «смягчающие» термины, а формирование у членов нашего общества представлений, что лица с ограниченными возможностями являются такими же полноправными гражданами, как и все остальные; что их особенности — это не пороки, а индивидуальные черты, такие, как, например, рост или цвет волос. В отличие от директивной смены терминов формирование гуманистических представлений и правильных отношений к людям с ограниченными возможностями требует значительных усилий и займет немало времени. Так, в США, где преодоление неправильного отношения к лицам с ограниченными возможностями было начато еще в 60е гг. XX в., эта цель достигнута не полностью. Вместе с тем в работах специалистов США, хотя некоторые изменения терминологии за этот период и произошли1, термины, адекватно и однозначно обозначающие различные типы физических и психических недостатков в специальной литературе, использовались всегда и используются в настоящее время.

После рассмотрения набора терминов, обозначающих наиболее общее понятие, включающее все категории (типы) лиц с ограниченными возможностями здоровья (международный термин), можно рекомендовать использование в качестве его синонимов — «лица с физическими и психическими недостатками» (применительно к взрослым) и «дети с недостатками ( нарушениями) развития».

Целесообразность и важность применения адекватной специфической терминологии особо проявляются в примерах, относящихся к недостаткам речи и умственного развития.

Традиционно термин «нарушения речи», перенесенный из взрослой логопедии и патопсихологии, используется применительно ко всем наблюдаемым дефектам речи — как к тем, которые являются недостатками развития, так и к возникающим уже после того, как речь была практически сформирована, т. е. после трех лет. Не являясь однозначным, этот термин не позволяет отличать врожденные и рано приобретенные дефекты от возникающих при расстройстве уже сформировавшейся речи, что можно сделать, используя для первых словосочетания «нарушения развития речи» или «нарушения речевого развития» (такие термины охватывают общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, дислексию и др.), а для вторых — «нарушение речи» (афазия и др.). Термин «недостатки (дефекты) речи» может применяться как общий для обеих групп.

Нуждается в упорядочении и применение специальной терминологии к детям с недостатками умственного развития. В последнее время возникла тенденция избегать применения термина «умственная отсталость» и использовать вместо него термин «нарушения интеллекта» или «нарушения интеллектуального развития» или «интеллектуальная недостаточность», несмотря на то, что ни один из приведенных терминов не является синонимом умственной отсталости2. Дело в том, что словосочетания «нарушения интеллектуального развития» или «недостатки интеллекта» относятся к нескольким типам дизонтогенеза, в частности к умственной отсталости и к задержке психического развития, где при задержанном формировании всех психических функций недостатки умственного развития выступают на первый план.

Кроме того, словосочетания «нарушения речи», «нарушения мышления» не применимы к детям с недостатками развития, так как не соответствуют семантике слова «нарушение»: нарушенным может быть «то, что уже есть или процесс создания чего-то», а у детей нарушено развитие речи, которой еще нет.

Ни в одной работе Л. С. Выготского вы не найдете сочетаний «нарушение мышления» или «нарушения речи» применительно к детям, а только адекватные термины «недоразвитие», «недостаток», «дефект».

Терминология является одной из составляющих методологии науки, и применение в научных текстах эвфемизмов, а также терминов с неопределенным содержанием отнюдь не безразлично для понимания реалий, с которыми данная наука имеет дело. Неправильное употребление терминов будет влиять на понимание сущности деятельности психологов и педагогов в этой области.


1 – Так, для обозначения всех типов нарушенного развития как в специальной литературе, так и в официальных документах используется термин disabled (лица с ограниченными возможностями), который не только адекватно отражает соответствующее понятие, но и объединяет и лиц, относящихся к категории инвалидов, и тех, которые таковыми не являются, но нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке.

2 – На проводившемся несколько лет назад конгрессе Американской ассоциации психиатров специально рассматривался вопрос о применении термина «умственная отсталость». Участники пришли к выводу, что следует продолжать его применять, поскольку адекватной однозначной замены этому термину не существует.

Литература

  1. Беляева Л. А. Философия образования и педагогики в их взаимосвязи // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 5. М., 2007. Валявко С. М. О некоторых теоретических и методологических проблемах логопсихологии // Труды ученых МГПУ. Вып. 4. М., 2006.
  2. Валявко С. М. О понятийно-терминологических проблемах логопедии и логопсихологии // Специальная психология. 2008. № 4 (18).
  3. Валявко С. М. К вопросу о категориях специальной психологии // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: Материалы международного теоретико-методологического семинара. М., 2009.
  4. Волковская Т. Н. К проблеме научного аппарата логопсихологии // Специальная психология. 2008. № 1 (15).
  5. Выготский Л. С. Проблема развития и распада высших психологических функций// Проблемы дефектологии. М., 1995.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М., 1996.
  7. Давыдов В. В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики // Обучение и развитие: Материалы к симпозиуму (июнь—июль 1966 г.). М., 1966.
  8. Лубовский В. И. Развитие науки и недостатки терминологии // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития. М., 2005. Т. 3.
  9. Трофимова Н. М., Дуванец С. П., Трофимова Н. Б.,Пушкина Г. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. СПб., 2005.
  10. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Понятийность как основа единства интеграции и дифференциации научного знания // Понятийный аппарат педагогики и образования.Вып. 5. М., 2007.
  11. Чапаев Н. К., Верещагина И. П. Феноменология понятия интеграции в вопросах и ответах // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 5. М., 2007.
  12. Reber A. Dictionary of Psychology. L., 1995.

Лубовский Владимир Иванович, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет (ИСОКР ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid. org/0000-0001-7195-6374, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров HTML-версии за весь период: 16206
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 32
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 40

Скачиваний PDF-версии за весь период: 3214
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 2
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 2

Что на самом деле означают такие психологические термины, как газлайтинг

Если вы проводите какое-то время в Интернете, вы, вероятно, натолкнулись на несколько психологических терминов, даже не осознавая этого. Возьмем, к примеру, «газлайтинг», который в последнее время стал настолько популярным, что закрепил за собой титул «Слово 2022 года» от Merriam-Webster.

Другие термины, которые пробрались с кушетки терапевта в публичный лексикон, включают «бомбардировку любовью», «триггер», «груминг» и «токсичность». Эксперты в области психического здоровья часто говорят, что когда мы злоупотребляем этими словами, мы также используем их неправильно.

Это «может ослабить значение самих слов, а мы знаем, что слова обладают силой», — говорит Наоми Торрес-Маки, психолог из больницы Ленокс Хилл в Нью-Йорке и руководитель отдела исследований Коалиции психического здоровья, некоммерческая организация, которая стремится положить конец стигме в отношении психического здоровья. «Если мы очень быстро навешиваем ярлыки на что-то, это может разрушить нюансы, важные разговоры и создать эту идею предполагаемого значения».

Хотя такие термины, как газлайтинг, существуют в терапевтической практике уже несколько десятков лет, большинство из них стали общеупотребительным жаргоном только в последние несколько лет, чему способствовало использование в социальных сетях. Одного вирусного поста на Reddit или видео в TikTok достаточно, чтобы массы ухватились за ранее упущенное из виду слово.

Вот 10 психологических терминов, которые, по мнению экспертов в области психического здоровья, мы используем неправильно, а также то, что они на самом деле означают.


Еще от TIME


Газлайтинг

Возможно, слово «газлайтинг», которое чаще всего неправильно истолковывают за последние несколько лет, стало широко использоваться как способ описать любое бесчувственное действие, ложь или просто различие мнения. «Я постоянно это слышу, — говорит Элиза Мартинес, психотерапевт из Калифорнии. «Люди часто используют его в обвинительном ключе — может быть, человек, который занимается газлайтингом, не берет на себя ответственность за свои действия. Но реальность намного мрачнее».

Настоящий газлайтинг, объясняет она, происходит, когда кто-то манипулирует вами, заставляя сомневаться в «вашем здравомыслии, вашем опыте, вашей памяти и даже вашей реальности». Это часто происходит в оскорбительных отношениях (например, между женатыми главными героями психологического триллера 1944 года « Газовый свет » , от которого произошел этот термин). Например, кто-то может неоднократно настаивать на том, что событие «никогда не происходило» — даже если оно произошло — или говорить что-то вроде: «Это не так уж важно» или «Ты слишком чувствителен». «Цель газлайтинга на самом деле состоит в том, чтобы вызвать замешательство и посеять семена сомнений», — говорит Мартинес. «Это может быть очень принудительная и контролирующая тактика».

Травма

Вы споткнулись и упали на глазах у толпы людей? Как травмирует!

Но терапевты предпочли бы, чтобы вы использовали более точный термин, например, смущающий, унизительный, шокирующий или расстраивающий. Травма — это «серьезное, часто хроническое физиологическое нарушение нервной системы», — говорит Мартинес. Люди с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), например, могут испытывать сильный стресс, который заставляет их чувствовать, что они снова переживают ужасные эмоции предыдущих травмирующих переживаний. Она добавляет, что многие люди, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством, покончили жизнь самоубийством, чтобы избежать боли. «Когда мы слышим использование слова «травмированный» в этом очень небрежном смысле, это упрощает то, что на самом деле является травмой и травмой».

Триггер

Слово «триггер» стало обычным способом выразить обиду или шок. (Недавний поиск на Reddit показал, что люди были спровоцированы платьем знаменитости на красной дорожке, медленными шагающими и плохой сценой в анимационном фильме.) переживание, за которым следует реакция, такая как воспоминания, мысли о самоповреждении или паническая атака. Часто кажется, что травма повторяется снова или может случиться в любую секунду. Например, ветеран войны может быть спровоцирован выстрелами, что приведет к неприятным воспоминаниям, говорит Мартинес. Или кто-то, выздоравливающий от расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ, может быть спровоцирован, увидев по телевизору, как персонаж употребляет любимый наркотик. «Мозг и тело реагируют так, как если бы они снова были в настоящем моменте», — говорит она. «Это может вызвать эмоциональную и физиологическую реакцию еще до того, как человек поймет, почему он расстроен».

Вот почему некоторые книги, фильмы и другие средства массовой информации часто содержат «триггерные предупреждения» — уместное использование этого термина — чтобы потребители знали, что содержание может быть тревожным для переживших травму.

Нарцисс

Один из самых популярных диагнозов в Интернете — что кто-то является нарциссом, что стало сокращением для любого, кто кажется эгоцентричным или наделенным правами. Этот термин «разбрасывается так небрежно», — говорит Жаклин Теналья, лицензированный консультант по психическому здоровью из Бостона. «Я вижу, что нарциссизм особенно неправильно применяется, когда он используется для обозначения кого-то, кто проявляет качества, которые кому-то могут не нравиться».

Хотя может быть приятно называть своего заклятого врага, который говорит только о себе, нарциссом, эксперты по психическому здоровью советуют воздержаться. Нарциссическое расстройство личности — это клинический диагноз, который может включать такие характеристики, как преувеличенное чувство таланта и самомнения; фантазии о силе и красоте; склонность пользоваться другими; и глубокая потребность во внимании и восхищении. Это также может проявляться как неспособность справляться с критикой, и это чаще всего диагностируется у мужчин, говорит Теналья. Лечение обычно состоит из разговорной терапии и, в некоторых случаях, медикаментозного лечения.

Бомбардировка любовью

Скажем, двое недавно начали встречаться, и один осыпает другого подарками и комплиментами. Когда кто-то делает величественные жесты объекту своей привязанности, свидетели могут быстро назвать это «бомбардировкой любовью», хотя на самом деле это может быть совершенно нормальное возбуждение.

«Бомбардировка любовью — это наводнение кого-то любовью и привязанностью либо для того, чтобы компенсировать оскорбительное поведение, либо для того, чтобы кого-то контролировать или манипулировать», — говорит Торрес-Маки. Например, мужчина может осыпать свою девушку чрезмерным вниманием и экстравагантными поездками, чтобы она чувствовала себя обязанной и зависимой от него. Настоящая бомбардировка любовью встречается относительно редко и чаще всего используется в оскорбительных отношениях, часто людьми с нарциссизмом. Ясно, что правильное использование этого термина требует контекста и полного понимания причины эффектных проявлений.

Токсично

Люди склонны приписывать «токсичность» всему или кому-либо, что их расстраивает. (Ваш босс токсичен, бариста, который заставляет вас ждать 15 минут, токсичен, фандом этой поп-звезды определенно токсичен.) Но Торрес-Маки предпочитает использовать его для описания действительно оскорбительных ситуаций, в которых кто-то намеренно причиняет вред. «Если кто-то в вашей жизни наносит серьезный эмоциональный ущерб, это токсичность», — говорит она. «Если кто-то не подходит вам или является трудным человеком, это не значит, что он ядовит» — и навешивание на него ярлыка может быть несправедливым или даже вредным.

Груминг

Некоторые политики используют этот термин — неточно и опасно — для распространения дезинформации против ЛГБТК, которая затем распространяется в социальных сетях. Он также неправильно используется в других местах в Интернете. Люди в Интернете начали заявлять, что любой пожилой человек, встречающийся с младшим, «ухаживает» за ними. Но определение того, так ли это, требует большего количества нюансов, чем позволяет диагностика компьютерного кресла.

Настоящий уход происходит, когда кто-то развивает отношения с более молодым человеком, потенциально несовершеннолетним, с намерением сексуального насилия над ним, говорит Торрес-Маки. Это часто происходит через онлайн-общение, и признаки включают подрыв отношений жертвы с их семьей и друзьями; завоевание доверия через подарки и внимание; и снижение их чувствительности к прикосновениям, например, объятиями или щекоткой. Вывод о том, что ухаживание играет роль в любых отношениях с разницей в возрасте, является «предположением, что более молодой человек в отношениях не имеет свободы действий или власти», добавляет она. На самом деле, если этот молодой человек взрослый, он или она могут принимать собственные решения, без какого-либо насилия.

Травматическая связь

Люди часто предполагают, что травматическая связь «это когда два человека делятся друг с другом своим опытом травмы, и это сближает их», — говорит Торрес-Маки. Было бы полезно иметь слово для описания таких сценариев, но это не тот случай.

По мнению экспертов в области психического здоровья, травматическая связь на самом деле относится к связи или привязанности между обидчиком и его или ее жертвой. Одним из примеров этого является стокгольмский синдром, механизм преодоления, который возникает, когда у кого-то появляются положительные чувства по отношению к своему похитителю или обидчику.

Мартинес описывает травмирующую связь как «эмоциональную связь — и более того, гормональную привязанность, — которую испытывает человек, подвергшийся насилию». Часто, объясняет она, обидчик чередует интенсивные демонстрации любви и жестокого обращения, и мозг жертвы цепляется за эти положительные переживания облегчения. «Это может создать ощущение, что человек, подвергшийся насилию, нуждается в насильнике, чтобы выжить», — говорит она. «Это часто принимают за любовь».

Антисоциальный

Не хочется идти на вечеринку? Справедливо, но, наверное, было бы неправильно называть себя «асоциальным». Этот термин часто используется в разговорной речи для обозначения отсутствия желания быть рядом с другими людьми, но на самом деле он относится к расстройству личности, связанному с постоянным игнорированием и нарушением прав других людей.

«Это характеризуется преступным поведением, импульсивностью, отсутствием эмпатии и отсутствием понимания того, как вы влияете на других людей», — говорит Торрес-Маки. Те, у кого есть расстройство, могут быть лживыми, безрассудными и манипулятивными, и, вероятно, будут испытывать симптомы на протяжении большей части своей жизни. Так что в следующий раз, когда вы захотите остаться дома, скажите об этом своим друзьям.

Снятие травмы

Хороший сеанс вентилирования включает в себя множество вещей: подтверждение, облегчение, то, как два человека могут сблизиться. Но изливать душу другу обо всех трудностях, с которыми вы сталкиваетесь, не обязательно «сбрасывать травму» — термин, популярный в TikTok. Фактическим определением этого модного термина является «рассказ о конкретных подробностях травматического опыта с кем-то, кто не готов или не хочет это слышать», — говорит Торрес-Маки, — в частности, повторяющимся или незапрошенным способом или в неподходящей форме. время.

Те, кто подвергается сбросу травм, рискуют получить вторичную травму, которая оставит их истощенными или тревожными. Например, кто-то может поделиться графическими подробностями о своих оскорбительных отношениях с другом, который пережил аналогичный опыт, что может быть триггером. По словам Торрес-Маки, цель избавления от травмы, как правило, состоит в том, чтобы получить ответную реакцию, в отличие от здорового излияния, которое заключается в том, чтобы что-то снять с груди.

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

Гл. 7 ключевых терминов — психология 2e

алгоритм
стратегия решения проблем, характеризующаяся определенным набором инструкций
аналитический интеллект
связан с решением академических задач и вычислениями
анкерный уклон
ошибочная эвристика, при которой вы зацикливаетесь на одном аспекте проблемы, чтобы найти решение
искусственное понятие
понятие, определяемое очень специфическим набором характеристик
эвристика доступности
ошибочная эвристика, в которой вы принимаете решение на основе доступной вам информации
познание
мышление, включая восприятие, обучение, решение проблем, суждение и память
когнитивная психология
область психологии, посвященная изучению всех аспектов мышления людей
когнитивный скрипт
90 109 наборов действий, которые каждый раз выполняются одинаково; также называется схемой событий
концепция
категория или группа лингвистической информации, объектов, идей или жизненного опыта
предвзятость подтверждения
ошибочная эвристика, в которой вы фокусируетесь на информации, подтверждающей ваши убеждения
конвергентное мышление
предоставление правильных или установленных ответов на задачи
творческий интеллект
способность производить новые продукты, идеи или изобретать новое, оригинальное решение проблемы
творчество
способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности
кристаллизованный разум
характеризуется приобретенными знаниями и способностью их извлекать
культурный интеллект
способность, с которой люди могут понимать и общаться с представителями другой культуры
дивергентное мышление
способность мыслить «нестандартно», чтобы найти новые решения проблемы
дискалькулия
неспособность к обучению, вызывающая трудности в обучении или понимании математики
дисграфия
неспособность к обучению, вызывающая чрезвычайные трудности с разборчивым письмом
дислексия
общая неспособность к обучению, при которой буквы не обрабатываются должным образом мозгом
эмоциональный интеллект
способность понимать эмоции и мотивы в себе и других
схема события
90 109 наборов действий, которые каждый раз выполняются одинаково; также называется когнитивным сценарием
жидкостный интеллект
способность видеть сложные отношения и решать проблемы
Эффект Флинна
наблюдение, что каждое поколение имеет значительно более высокий IQ, чем предыдущее поколение
функциональная неподвижность
неспособность рассматривать объект как полезный для любого другого использования, кроме того, для которого он был предназначен
грамматика
набор правил, используемых для передачи смысла с помощью словаря
эвристика
ярлык в уме, который экономит время при решении проблемы
предубеждение задним числом
вера в то, что только что произошедшее событие было предсказуемо, хотя на самом деле оно не было
коэффициент интеллекта
90 109 (также IQ) баллов по тесту, предназначенному для измерения интеллекта
язык
система связи, которая включает использование слов для передачи информации от одного человека к другому
словарь
слова данного языка
мысленный набор
постоянно использовать старое решение проблемы безрезультатно
морфема
наименьшая языковая единица, передающая какое-либо значение
Теория множественного интеллекта
Теория Гарднера о том, что каждый человек обладает как минимум восемью типами интеллекта
натуральная концепция
90 109 ментальных группировок, которые создаются «естественным образом» благодаря вашему опыту 90 110
нормирование
проведение теста для большой популяции, чтобы можно было собрать данные для сравнения с нормальными баллами для популяции и ее групп
чрезмерное обобщение
расширение правила, существующего на данном языке, до исключения из правила
фонема
базовая звуковая единица данного языка
практический интеллект
, он же «Уличный умник»
стратегия решения проблем
метод решения задач
прототип
лучшее представление концепции
диапазон реакции
Реакция каждого человека на окружающую среду уникальна в зависимости от его генетической структуры
репрезентативное смещение
ошибочная эвристика, в которой вы стереотипно представляете кого-то или что-то без веских оснований для вашего суждения
репрезентативная проба
подмножество населения, которое точно представляет население в целом
схема ролей
набор ожиданий, определяющих поведение человека, занимающего определенную роль
схема
(множественное число = схемы) умственная конструкция, состоящая из кластера или набора связанных понятий
семантика
процесс, посредством которого мы извлекаем значение из морфем и слов
стандартное отклонение
мера изменчивости, описывающая разницу между набором оценок и их средним значением
стандартизация
метод тестирования, при котором администрация, оценка и интерпретация результатов согласуются
синтаксис
способ организации слов в предложения
метод проб и ошибок
стратегия решения проблем, при которой пытаются найти несколько решений, пока не будет найдено правильное
триархическая теория интеллекта
теория интеллекта Штернберга; три грани интеллекта: практическая, творческая и аналитическая
работа в обратном направлении
эвристика, в которой вы начинаете решать проблему, ориентируясь на конечный результат
ПредыдущийСледующий

Заказать печатную копию

Будучи партнером Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках.

Цитирование/Атрибуция

Хотите процитировать, поделиться или изменить эту книгу? В этой книге используется Лицензия Creative Commons с указанием авторства и вы должны атрибутировать OpenStax.

Атрибуционная информация

  • Если вы распространяете всю или часть этой книги в печатном формате, затем вы должны указать на каждой физической странице следующее указание авторства: 904:30 Доступ бесплатный на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction.
  • Если вы распространяете всю или часть этой книги в цифровом формате, то вы должны включать в каждый просмотр цифровой страницы следующую атрибуцию:
    Доступ бесплатный на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction.

Информация о цитировании

  • Используйте информацию ниже, чтобы создать цитату.