Основные свойства и особенности общения: 2.2. Основные свойства и особенности общения

2.2. Основные свойства и особенности общения

Общение обладает такими свойствам, многие из кото­рых роднят его с предметной деятельностью. К ним отно­сятся активность, целенаправленность, творчески преоб­разовательный характер, диалогичность, двойственность формы, способность к развитию, способность к порожде­нию субъективных и личностных образований, социаль­ность, осознаваемость. Однако как особая форма социаль­ного бытия человека оно существенно отличается от пред­метной деятельности по всем выделенным свойствам.

Общение — это активный процесс, ибо через него про­исходит реализация большинства потребностей и жизнен­но важных функций человека. Однако источником обще­ния могут быть такие мотивы, которые не характерны для предметной деятельности. Сюда относятся мотивы полу­чения или выражения сочувствия, власти, самоутвержде­ния и др.

Другим важным свойством общения является целена­правленность. Это означает, что субъект, вступающий в общение с кем-либо, преследует определенную цель.

Она может быть сформулирована до или во время контакта, быть неизменной на протяжении всего процесса или кор­ректироваться в ходе общения. Цели общения специфич­ны в содержательном плане. Они всегда связаны с челове­ком и ориентированы на получение определенных реак­ций и изменений в его действиях, мыслях, мотивах, обра­зах, переживаниях и т. п. Это означает, что общение носит творчески преобразовательный, а не адаптивный харак­тер. Развитие человека в общественно-историческом и он­тогенетическом плане есть прямой результат общения.

Однако здесь следует подчеркнуть, что любые изменения, происходящие с человеком в процессе общения, произво­дятся им же самим и являются результатом его собствен­ной активности. Другие люди как субъекты общения лишь содействуют этому. Фактически речь идет о самоизмене­нии. Именно в этом заключается одна из важнейших отли­чительных особенностей общения. В предметной же дея­тельности субъект является абсолютным творцом, ибо предмет не способен к самоизменению.

Общение обладает своеобразной чувствительностью по отношению к человеку, на которого оно направлено. Она выражается в его способности подчиняться и уподоб­ляться психологическим особенностям другого человека и, таким образом, воссоздавать их в себе. Например, когда мы общаемся с кем-то, то всегда (вольно или невольно) как бы подстраиваемся под его индивидуальные черты: интересы, характер, привычки, настроения и т. п. В резу­льтате они воспроизводятся в реальных актах нашего об­щения. В современной науке до сих пор необъяснима па­радоксальная возможность субъекта ощущать и воссозда­вать психологическую сущность другого человека во впол­не материальных актах общения. Эта очень существенная особенность общения называется диалогичностью. Она является важнейшим условием его эффективности и хоро­шо прослеживается в любом диалоге двух людей. Каждая реплика одного из них строится на основе предшествую­щей реплики партнера и, как бы продолжая ее, порождает новую ответную реакцию. Диалог представляет собой не хаотический набор отдельных высказываний, а живую, очень динамичную, гибкую, стройную, строго упорядо­ченную систему.

Диалогичность не характерна для пред­метной деятельности.

Так же, как и деятельность, общение представляется двойственным по форме: внешним физическим и внут­ренним психическим процессом. Во внешнем плане оно предстает перед нами как процесс реального физического взаимодействия двух или нескольких субъектов, например речевого, экспрессивного (с помощью мимики, жестов, выразительных движений) или практического. В этом от­ношении общение сильно отличается от деятельности, по­скольку последняя может быть представлена с внешней стороны лишь предметными действиями. В нем заняты вполне телесные органы человека: руки, туловище, ноги, лицо, артикуляционный аппарат. Оно имеет свои про­странственно-временные очертания и доступно для вос­приятия. Однако за всеми этими внешними процессами скрываются мотивы, цели, мысли, переживания, сомне­ния, образы и другие субъективные образования. Они со­ставляют внутренний субъективный план общения, без которого внешняя его сторона перестает быть таковой.

Общение — это целостный процесс, совмещающий в себе непонятным образом внешние физические и внутренние психические компоненты.

Они имеют функциональную специализацию. С помо­щью внешних компонентов осуществляются реальные контакты человека с другими людьми, содействие измене­нию их субъективных характеристик (мыслей, чувств, же­ланий, переживаний и т. п.), их воссоздание, передача и получение информации, трансляция социального опыта (обучение и воспитание), психическое развитие, управле­ние, установление отношений, самоизменение человека в субъективном и личностном плане.

Внешние компоненты общения очень специфичны в функциональном отношении. В предметной деятельности они важны, прежде всего, своими физическими характе­ристиками. Например, без них невозможно произвести с предметом какие-то физические изменения. В общении же они являются всего лишь физическими носителями особых нефизических образований (значений, смыслов, образов, эмоциональных переживаний, желаний и т. п. ), составляющих внутренний душевный мир человека. Те из­менения, которые совершаются с человеком в процессе общения, являются следствием не физического воздейст­вия его внешних компонентов, например звуковых волн речевого сообщения, а его смыслового содержания. Тем не менее значения, смыслы или какие-либо иные субъектив­ные образования не могут передаваться непосредственно из «души в душу». Они имеют форму соответствующих знаков: речевых, мимических, жестовых, поведенческих и других, которые и составляют внешнюю сторону обще­ния.

Внутренние компоненты общения выполняют функ­цию мотивации, целеполагания, планирования, принятия решения, ориентировки в других людях, регуляции обще­ния, самопознания, самоконтроля, самооценки. Однако в отличие от некоторых аналогичных функций внутренних компонентов деятельности они имеют свою содержатель­ную специфику.

Соотношение внешних и внутренних компонентов об­щения весьма динамично. На разных этапах процесса об­щения и в разных его видах любой из них может быть до­минирующим. Например, всевозможные паузы, возника­ющие в ходе общения двух людей, могут объясняться до­минированием его внутренних компонентов. Именно в это время партнеры обдумывают сказанное, переживают, вспоминают, планируют способы дальнейшего общения и т. п. Человек никогда не прерывает своего общения. Мол­чание, даже если оно и очень продолжительно, на самом деле представляет собой внутреннее общение. Внешние и внутренние компоненты общения тесно взаимосвязаны. Они быстро и легко переходят друг в друга и сменяют друг друга. Замысел без особого труда превращается в сказан­ную фразу, которая с такой же легкостью может обернуть­ся новой мыслью или каким-то другим субъективным об­разованием.

Одним из важнейших свойств общения является спо­собность к развитию. В ходе этого процесса оно подверга­ется очень существенным преобразованиям по целому ряду параметров. Во-первых, оно становится более совер­шенным в техническом плане, поскольку субъект овладе­вает множеством умений, навыков и приемов общения: умением слушать, выражать свои мысли, оказывать мора­льную поддержку, сочувствовать и др.

Во-вторых, умень­шается количество ошибок, что значительно повышает качественный уровень общения. В-третьих, сокращаются временные параметры общения, что позволяет значитель­но быстрее решать соответствующие задачи. В-четвертых, повышается эффективность общения. В-пятых, изменя­ется соотношение внешних и внутренних компонентов общения. Внешние компоненты сокращаются и редуци­руются при одновременном разрастании внутренних ком­понентов. При этом происходит преобразование общения по форме: из внешнего развернутого во времени и про­странстве процесса — во внутреннее предельно свернутое субъективное образование: мысль, решение, черту харак­тера и др. Такое преобразование общения называется интериоризацией. Оно имеет очень важное значение для раз­вития человека как субъекта и как личности. Без преувели­чения можно сказать, что личность — это продукт интериоризации общения. Например, большинство черт харак­тера представляет собой
интериоризованные
способы и приемы общения: упрямый — не соглашающийся с мне­нием других, отзывчивый — отзывающийся на просьбы других, доверчивый — доверяющий другим и т. д. Интериоризация общения более глобальна по своим масштабам и последствиям, чем интериоризация предметной деятель­ности. Кроме того, она социальна в содержательном пла­не, поскольку именно на ее основе человеческий индивид усваивает (или присваивает) человеческую сущность.

Необходимым условием развития общения являются упражнения и тренировки. Обычно это происходит сти­хийно в ходе повседневной жизни, что порождает множе­ство нежелательных последствий для личности: низкий уровень развития культуры общения, комплексы непол­ноценности, негативные черты характера, неадекватное отношение к людям и т. д. Они значительно осложняют личную жизнь и профессиональную деятельность челове­ка, особенно если она связана с общением. Для устране­ния подобных изъянов личности и повышения культуры общения используют специальные тренинги общения и психокоррекционные занятия, на которых соответствую­щие упражнения и тренировки организуются специально и осуществляются профессиональным психологом.

Психология общения.

Виды и функции общения.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

В структуре общения выделяются компоненты : мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный — говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы.Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, осоенности их взаимодействия.

Выделяют следующие виды общения: «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.    

Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Значение, типы и характеристики общения

Программа раздела — IV (Общение) для UGC Net Paper 1 — Преподавательские и исследовательские способности

Общение: значение, типы и характеристики общения.

Эффективное общение: вербальное и невербальное, межкультурное и групповое общение, общение в классе.

Препятствия для эффективной коммуникации.

Средства массовой информации и общество.

Корни слова Общение

Английский термин «Общение» произошел от латинского языка. « Communis и communicare » — это два латинских слова, связанных со словом «коммуникация». Communis — это существительное, означающее общее, общность или совместное использование. Точно так же communicare — это глагол, который означает «сделать что-то общим».

Коммуникация означает передачу мыслей, информации, эмоций и идей посредством жестов, голоса, символов, знаков и выражений от одного человека к другому. Три вещи являются наиболее важными и существенными в любом процессе коммуникации: Отправитель, Получатель и Канал (среда).

  • Отправитель кодирует сообщение в любой форме, такой как голос, письмо или любые знаки. Итак, они предлагаются как Кодировщик
  • Получатель декодирует сообщение от отправителя, чтобы понять сообщение. Так, их часто называют Декодер .
  • Канал : Для любых сообщений или информации требуется какой-либо канал или носитель. Пример: телевидение — это аудиовизуальное средство, которое декодирует электронные сигналы в аудиовизуальное для аудитории 9.0043
  • Коммуникация — это просто акт передачи информации от одного места, человека или группы к другому.

Коммуникация представляет собой непрерывный процесс, который в основном включает три элемента, а именно. отправитель, сообщение и получатель. Ниже подробно описаны элементы, участвующие в процессе коммуникации:

1. Отправитель Отправитель или коммуникатор создает сообщение и передает его получателю. Он источник и тот, кто начинает общение 

2. Сообщение Это идея, информация, точка зрения, факт, чувство и т. д., которые генерируются отправителем и затем предназначены для дальнейшего сообщения.

3. Кодирование Сообщение, созданное отправителем, перед передачей кодируется символически, например, в виде слов, изображений, жестов и т. д.

4. Медиа Способ передачи закодированного сообщения. Сообщение может быть передано устно или письменно. Средства связи включают телефон, Интернет, почту, факс, электронную почту и т. д. Выбор средства передачи определяется отправителем.

5. Декодирование Это процесс преобразования символов, закодированных отправителем. После декодирования сообщение поступает получателю.

6. Получатель Это тот человек, который стоит последним в цепочке и для которого отправитель отправил сообщение. Только после того, как получатель получит сообщение, правильно его поймет и будет действовать в соответствии с сообщением, цель коммуникации будет достигнута.

7. Обратная связь Как только получатель подтвердит отправителю, что он получил сообщение и понял его, процесс связи завершен.

8. Шум Это любое препятствие, создаваемое отправителем, сообщением или получателем в процессе коммуникации. Например, плохая телефонная связь, неправильное кодирование, неправильное декодирование, невнимательный получатель, плохое понимание сообщения из-за предрассудков или неуместных жестов и т. д. общение происходит устно, устно или с помощью письменных слов, которые выражают или передают сообщение другим, называется вербальным общением.

Вербальная коммуникация — это использование языка для передачи информации посредством речи или языка жестов. Это один из самых распространенных типов, часто используемый во время презентаций, видеоконференций и телефонных звонков, совещаний и разговоров один на один. Вербальное общение важно, потому что оно эффективно. Может быть полезно поддерживать вербальное общение как невербальным, так и письменным общением.

Факторы эффективной вербальной коммуникации:

1. Думайте, прежде чем говорить

2. Говорите уверенно

3. Будьте ясны и кратки

4. Следите за своими невербальными сигналами общения

5.0 Будьте хорошим слушателем

6. Думайте о точке зрения вашей аудитории

7. Меняйте тон голоса

Типы вербального общения

A. Устное общение: Общение, которое происходит устно. , разговоры, а также любые сообщения или информация, которыми обмениваются друг с другом посредством речи или уст в уста, называется устным общением. Пример: публичное выступление, чтение новостей, телевидение, радио, телефонные и мобильные разговоры.

B. Письменное общение : Общение происходит с помощью любого письменного слова или часто письменного знака, который относится к языкам, используемым в любом носителе, и называется письменным общением. Пример: просто любые рукописные, напечатанные, газетные, печатные текстовые документы, письма, книги и журналы.

2. Невербальная коммуникация Любая коммуникация без словесных, устных, разговорных и письменных языков называется невербальной коммуникацией. Это происходит через знаки, символы, цвета, жесты, язык тела или любое выражение лица.

Невербальное общение — это использование языка тела , жестов и мимики для передачи информации другим. Его можно использовать как преднамеренно, так и непреднамеренно. Например, вы можете непреднамеренно улыбнуться, услышав приятную или приятную идею или информацию. Невербальное общение полезно, когда вы пытаетесь понять мысли и чувства других людей.

Если они демонстрируют «закрытое» телосложение языка, такое как скрещенные руки или ноги, или сгорбленные плечи, они могут испытывать тревогу, злость или нервозность. Если они демонстрируют «открытый» язык тела с обеими ногами на полу и руками по бокам или на столе, они, вероятно, чувствуют себя позитивно и открыты для информации

Следующие советы могут помочь вам научиться читать невербальные сигналы других людей и повысить свою способность эффективно общаться.

1. Обращайте внимание на невербальные сигналы

2. Ищите неконгруэнтное поведение

3. Концентрируйтесь на тоне голоса при разговоре

4. Используйте хороший зрительный контакт 6. Используйте сигналы, чтобы сделать общение более значимым

7. Рассматривайте сигналы в целом

8. Учитывайте контекст

9. Помните, что сигналы могут быть неправильно истолкованы

10. Практика, практика, практика Организация также может быть формальной и неформальной.

Официальное общение: 

Официальное общение относится к общению, происходящему через официальные каналы в организации. Такой тип общения имеет место между руководителями или сотрудниками одного кадра или между начальником и подчиненным и наоборот. Оно может быть устным или письменным, но в организации ведется полная запись такого общения.

Коммуникационная сеть — это модель среди членов организации, через которую проходит коммуникация в организации. Это зависит от характера, канала связи и количества вовлеченных лиц.

Различные типы коммуникационных сетей, работающих в формальной организации, обсуждаются ниже:

1. Единая цепочка: Облегчает поток связи от вышестоящего к подчиненному между различными уровнями в организации через единую цепочку.

2. Колесо: В сети колес начальник действует как ступица колеса, и все подчиненные под ним общаются только через него и не могут разговаривать между собой.

3. Циркулярный: В круговой сети поток сообщений очень медленный и также движется по кругу. В этой сети каждый человек может легко общаться со своими соседями.

4. Перевернутая V: В этой сети подчиненный может общаться не только со своим начальником, но и с начальником начальника. Однако в этом случае имеет место очень ограниченное общение.

Преимущества формального общения: Официальное общение имеет следующие преимущества: 

1. Поддержание полномочий: При официальном общении авторитет начальника над подчиненными хорошо поддерживается.

2. Упорядоченный поток информации: Информация должна проходить по определенному маршруту. Поэтому поток информации очень систематичен.

3. Секретность: При официальном общении может сохраняться секретность.

4. Простое знание источника информации: В этом типе связи источник каждой информации может быть легко обнаружен.

Недостатки формального общения:

Недостатки формального общения:

канал.

2. Искажение информации: Иногда расстояние между отправителем и получателем настолько велико, что информация проходит через множество рук, и к тому времени, когда она достигает получателя, она искажается.

3. Никаких личных контактов: Официальное общение в основном осуществляется безлично. Может не хватать личной теплоты и участия

Неформальное общение: 

Такой тип общения распространяется очень быстро, и очень трудно обнаружить его источник. Иногда такое общение приводит к слухам и, таким образом, создает путаницу в организации. Однако иногда это оказывается очень полезным для менеджеров, поскольку информация по этим каналам может распространяться очень быстро, чтобы узнать реакцию рабочих и т. д.

Сеть виноградной лозы: 

Сеть общения, используемая в неформальном общении, называется сетью виноградной лозы, потому что ее ответвления распространяются по всей организации и во всех направлениях без учета уровней власти и т. д. Происхождение этого типа общения неизвестно. Другими словами, очень трудно понять, как и где она начинается/заканчивается. Ниже приведены различные типы сети виноградных лоз:

a) Single Strand: В этой сети каждый человек может общаться с другим человеком только последовательно.

b) Сплетни: В сети сплетен человек может общаться со всеми на неизбирательной основе. Таким образом, один человек излучает сообщение и т. д. многим в целом. Другими словами, только через один источник информация распространяется ко многим другим людям.

c) Вероятность: В вероятностной сети человек общается с другими людьми случайным образом

d) Кластер: Этот тип сети наиболее распространен в организациях. В этой сети человек общается только с теми людьми, которым он доверяет. Получив информацию, некоторые из них передают ее дальше избранным, а остальные хранят ее при себе.

Преимущества неформального общения:  

Неформальное общение может дать следующие преимущества: 

1. Быстрота и спонтанность: При таком общении сообщения передаются спонтанно с большей скоростью.

2. Свободная среда: Неформальное общение осуществляется в свободной среде, где нет давления ни на одного сотрудника. Она может течь в любом направлении и степени.

3. Социальные отношения: Помогает в установлении лучших человеческих отношений, поскольку предоставляет платформу для сотрудников на общественных собраниях не только в организации, но и за ее пределами.

4. Дополнение: Неформальное общение дополняет официальное общение. Есть определенные вопросы, которые трудно сообщить по официальным каналам, например. отношение и мнения работников о плане и политике управления и т. д. Их можно легко узнать при неформальном общении

Недостатки неформального общения:  

Недостатки неформального общения:

1.   Отсутствие ответственности: При формальном общении ответственность за вводящие в заблуждение факты может быть точно установлена, но не в случае неформального общения.

2. Недостоверная информация: Большая часть информации, полученной посредством этого сообщения, недостоверна, и на ее основе нельзя принимать никаких важных решений.

3. Утечка информации: Это может привести к утечке важной информации, которая может нанести вред организации.

Вертикальная, горизонтальная или диагональная связь:

Связь может быть охарактеризована как вертикальная, горизонтальная или диагональная. Первоначально большее внимание уделялось вертикальной организационной коммуникации по сравнению с горизонтальной коммуникацией, но это уже не так. Диагональная коммуникация стала еще более поздним акцентом в литературе по организационным коммуникациям.

Вертикальная коммуникация происходит между иерархически расположенными лицами и может включать как нисходящие, так и восходящие коммуникативные потоки. Нисходящее общение более распространено, чем восходящее. Ларкин и Ларкин (1994) предполагают, что нисходящая коммуникация наиболее эффективна, если топ-менеджеры общаются напрямую с непосредственными начальниками, а непосредственные начальники общаются со своим персоналом.

Нисходящая связь: — это больше, чем передача информации подчиненным. Это может включать в себя эффективное управление тоном сообщения, а также демонстрацию навыков делегирования полномочий, чтобы обеспечить эффективное выполнение работы нужным человеком. Хотя содержательные приоритеты нисходящей коммуникации окончательно не продемонстрированы, существует определенная степень определенности в отношении наилучшего подхода к нисходящей коммуникации (Jablin 19). 80), т. е.

  • Высшее руководство должно напрямую общаться со своими непосредственными начальниками
  • Непосредственные начальники должны общаться со своими непосредственными подчиненными
  • По важным вопросам высшее руководство должно затем обращаться к сотрудникам напрямую.

Возможно, самое проверенное и самое верное правило эффективной нисходящей коммуникации заключается в следующем.91).

Связь вверх : Еще меньше известно о связи вверх. Один последовательный вывод состоит в том, что удовлетворенность сотрудников восходящей коммуникацией, как правило, ниже, чем их удовлетворенность нисходящей коммуникацией (Gibson, 1985; Gibson and Hodgetts, 1991: 221–222). Ларкин и Ларкин (1994) обнаружили низкий уровень удовлетворенности всеми стратегиями, обычно используемыми для повышения уровня коммуникации, включая опросы сотрудников, программы предложений, программы рассмотрения жалоб сотрудников и программы участия сотрудников, такие как кружки качества и командные собрания.

    Латеральное общение  

    Латеральное общение предполагает общение между людьми, которые не находятся в иерархических отношениях друг с другом. В то время как недавние тенденции к уплощению организаций повысили важность латеральных коммуникаций, исследования латеральных коммуникаций все еще отстают от исследований вертикальных коммуникаций. Одно довольно ограниченное исследование выявило довольно высокий уровень удовлетворенности (85 процентов) горизонтальным общением среди менеджеров по персоналу (Frank19).84), но латеральная коммуникация между менеджерами разнородных функциональных подразделений, хотя ее часто называют основным источником организационных дисфункций, не подвергалась многочисленным эмпирическим исследованиям. Предполагалось, что боковая коммуникация на рабочем уровне менее проблематична, по крайней мере, в рамках функциональной области.

    Диагональное общение

    Диагональное общение относится к общению между менеджерами и работниками, находящимися в разных функциональных подразделениях (Wilson 19). 92). Хотя как вертикальная, так и горизонтальная коммуникация по-прежнему важны, эти термины уже неадекватно отражают коммуникационные потребности и потоки в большинстве современных организаций. Концепция диагональной коммуникации была введена для отражения новых коммуникативных задач, связанных с новыми организационными формами, такими как матричные и проектные организации.

    Ниже перечислены наиболее важные характеры или характеристики коммуникации: человек : В общении участвуют как минимум два человека — отправитель и получатель. Отправитель отправляет сообщение и известен как коммуникатор. Получатель получает сообщение и называется сообщением.

    2. Общение — это двусторонний процесс: Общение — это двусторонний процесс. Это не просто означает отправку и получение сообщений. Оно не является полным до тех пор, пока сообщение не будет понято получателем в том же смысле.

    3. Цель сообщения : Сообщение является обязательным. Сообщение – это предмет общения. например, содержание письма или речи, приказа, инструкции или предложения. Коммуникация должна передавать какое-то сообщение. Если нет сообщения, нет связи. Основная цель общения – добиться взаимопонимания. Получатель должен понять отправленное сообщение и ответить соответствующим образом.

    4. Форма связи: Связь может осуществляться в нескольких формах, например. приказ, инструкция, отчет, запросы и т. д. Оно может быть устным или письменным. Он может быть формальным или неформальным.

    5. Сфера общения : Общение пронизывает все человеческие отношения. Это важно для всех типов организаций и на всех уровнях управления.

    6. Общение – это динамический процесс: Общение зависит от настроения и мышления отправителя и получателя. Способ восприятия сообщения зависит от того, какой из тонких органов чувств получателя в это время активен.

    7. Общение — это больше, чем просто слова : Коммуникация — это не просто передача или получение фактов, выраженных словами. Общение может быть письменным, устным или жестовым. Это также включает в себя идеи и эмоции. Многие коммуникации осуществляются с помощью знаков, символов и жестов.

    8. Основная цель коммуникации – мотивировать реакцию : Основная цель коммуникации – мотивировать реакцию или повлиять на поведение человека. Нет сомнений в том, что мотивация исходит изнутри, но коммуникатор также может мотивировать людей хорошим составлением сообщения, правильным выбором времени для общения и т. д. Чтобы создать понимание, общение должно соответствовать ситуации. Всегда нужно помнить, что общение — это средство мотивации, а не самоцель.

    9. Общение является разговорным : Общение устанавливает связь между фактами, идеями и, таким образом, помогает коммуникатору и коммуникатору развиваться логически.

    10. Коммуникация является междисциплинарной наукой : Коммуникация для того, чтобы быть эффективной, основывается на знаниях нескольких наук, таких как антропология (изучение языка тела), социология (изучение человеческого поведения), психология (изучение отношений) и т. д. 

    11 Общение может быть формальным или неформальным : Официальная коммуникация осуществляется по формальным каналам, предусмотренным в организационной структуре. Например, управляющий директор общается с руководителями отделов, скажем, финансовым менеджером, финансовый менеджер общается с заместителем финансового директора, заместитель финансового директора общается с бухгалтером и так далее. Проще говоря, в неформальном общении нет прямого общения между управляющим директором и счетоводами. Неформальное общение вытекает из неформальных каналов общения, которые не предусмотрены в структуре организации. Эти каналы развиваются среди членов из-за личных контактов через работу друг с другом.

    12. Она течет вверх и вниз, а также из стороны в сторону: Коммуникация течет вниз от вышестоящего к подчиненному и вверх от подчиненного к начальнику. Он также протекает между двумя или более лицами, действующими на одном уровне власти.

    Q1. Какое из следующего набора утверждений верно для описания процесса человеческого общения?

    (a) Невербальное общение может стимулировать идеи.

    (b) Общение — это приобретаемая способность.

    (c) Общение не является универсальной панацеей.

    (d) Связь не может прерваться.

    (e) Больше общения означает более эффективное обучение учащихся.

    (f) Ценность того, что изучается в ходе общения в классе, не является проблемой для учащихся.

    Код:

    (A) (a), (c), (e) и (f)

    (B) (b), (d), (e) и (f)

    (C) ( a), (b), (c) и (d)

    (D) (a), (d), (e) и (f)

    Раствор: (C)

    Объяснение:

    Общение имеет следующие характеристики :

    1. Это двусторонний процесс, в котором участвуют как минимум два человека.

    2. Это непрерывный или динамический процесс. Барьеры могут быть преодолены, чтобы возобновить общение.

    3. Его основная цель – стимулировать понимание и реакцию получателя.

    4. Общение может быть устным или письменным; формальный или неформальный; и может принимать форму приказа, инструкции, отчета, запроса и т. д.

    5. Он пронизывает все человеческие отношения, формальные или неформальные.

    6. Общение бывает как вербальным, так и невербальным. Общение не может быть полностью искоренено. Однако он наверняка может испортиться. Когда машина ломается, она все еще существует; просто с ним что-то не так, из-за чего он выходит из строя. Точно так же коммуникативные навыки многих миллениалов либо нарушены, либо дремлют, ожидая, когда их проявят. Потенциал для хорошего общения все еще есть, он все еще существует, но он не работает должным образом. Коммуникация не механическая. Он не «ломается».

    7. Это целенаправленный процесс, направленный на достижение целей, и эффективен только тогда, когда цели обеих сторон находятся в гармонии. Эффективное общение заключается не столько в том, чтобы говорить, сколько в том, чтобы слушать. Умение слушать означает не только понимать слова или передаваемую информацию, но и понимать эмоции, которые говорящий пытается передать.

    8. Это междисциплинарная наука, происходящая из антропологии (изучение языка тела), социологии (изучение человеческого поведения), психологии (изучение отношения) и т. д.

    9. Может выпрямить неровности, но не гарантирует успеха. Общение не является универсальной панацеей. Панацея относится к решению проблем.

    10. Коммуникативные навыки можно приобрести и улучшить для достижения желаемых результатов.

    Q2. Эффективное общение предполагает

    (A) Неприсоединение

    (B) Доминирование

    (C) Пассивность

    (D) Понимание

    Решение: (D)

    90:004 Объяснение0007

    Коммуникация — это передача сообщений путем обмена мыслями или информацией посредством речи, визуальных образов, сигналов, письма или поведения. Коммуникация требует отправителя, сообщения и получателя, хотя получатель может не присутствовать или не знать о намерении отправителя общаться во время коммуникации. Коммуникация требует, чтобы общающиеся стороны разделяли некоторую область общности. Процесс связи завершается, когда получатель понимает сообщение отправителя.

    Q3. Когда вербальные и невербальные сообщения противоречат друг другу, говорят, что большинство людей верит в:

    (A) Неопределенные сообщения

    (B) Вербальные сообщения

    (C) Невербальные сообщения

    (D) Агрессивные сообщения

    Решение: (C)

    Объяснение:

    Люди обычно обращают больше внимания на то, как вы что-то говорите, чем на то, что вы говорите на самом деле. Вы больше общаетесь невербально, чем вербально, и часто используете невербальные выражения, чтобы добавить или даже заменить слова, которые вы могли бы произнести иначе.

    Q4. Представьте, вы работаете в образовательном учреждении, где люди равноправны? Какой метод коммуникации лучше всего подходит и обычно используется в таком контексте?

    (a) Горизонтальная связь

    (b) Вертикальная связь

    (c) Корпоративная связь

    (d) Крестная связь

    Решение: (а)

    Объяснение:

    . между людьми, занимающими то же иерархическое положение. Для повышения эффективности горизонтальной коммуникации используются как письменные, так и устные методы.

    Горизонтальная и вертикальная коммуникация

    · Когда информация передается между людьми, занимающими одинаковое положение в организации, это называется горизонтальной коммуникацией. Когда общение происходит между начальником и подчиненными, оно называется вертикальным общением.

    · Целью горизонтальной связи является координация деятельности различных отделов и подразделений организации. Целью вертикальной коммуникации является предоставление подчиненным необходимых приказов, указаний и указаний по нисходящему направлению; и получение предложений, мнений и отзывов от подчиненных в восходящем направлении.

    · При таком общении происходит обмен информацией между людьми одного ранга и статуса. В этом общении информационные потоки формируются вышестоящими подчиненными и наоборот.

    · Горизонтальное общение отличается большей неформальностью. Вертикальное общение более формально, чем горизонтальное.

    · Горизонтальное общение в основном осуществляется через устные средства массовой информации. Вертикальная коммуникация в основном осуществляется через письменные средства массовой информации.

    Корпоративная связь — это управленческая функция или отдел, такой как маркетинг, финансы или операции, предназначенный для распространения информации среди ключевых групп, реализации корпоративной стратегии и разработки сообщений для различных целей внутри и за пределами организации.

    Межкультурная коммуникация — это область исследования , изучающая, как люди из разных культур общаются одинаковыми и разными способами между собой, и как они пытаются общаться между культурами. Межкультурная коммуникация – смежная область исследования

    Q5. Утверждение (A): Формальное общение имеет тенденцию быть быстрым и гибким.

    Причина (R): Официальное общение представляет собой систематический и упорядоченный поток информации.

    (A) И (A), и (R) верны, и (R) является правильным объяснением (A)

    (B) Оба (A) и (R) верны, но (R) не является правильным объяснением из (A)

    (C) (A) верно, но (R) неверно

    (D) (A) неверно, но (R) верно

    Решение: (D)

    Объяснение:

    Официальное общение:  Тип вербального общения, при котором обмен информацией осуществляется по заранее определенным каналам, называется формальным общением.

    При официальном общении скорость общения Низкая.

    Неформальное общение:  Вид вербального общения, при котором обмен информацией не происходит ни по каким каналам, т. е. общение распространяется во всех направлениях.

    В неформальном общении скорость общения очень высока.

    В следующей статье мы собираемся обсудить общение в классе в рамках Блока IV (Общение) для UGC NET General Paper-1 по преподавательским и исследовательским способностям.

    Ознакомьтесь с нашим полным курсом по UGC Net Paper 1 (преподавательские и исследовательские способности) для предстоящего экзамена UGC Net. Нажмите здесь

    Что такое общение? Характеристики, процесс коммуникации, факторы, типы коммуникации, 7 Cs коммуникации

    Сушанта Маити 9 комментариев 7 Основы общения, характеристики общения, процесс общения, виды общения, что такое общение

    Чему вы собираетесь научиться?

    Определение

    Коммуникация — это акт передачи информации от одного человека, группы или места другому.

    Для каждого сообщения требуется как минимум один отправитель, один получатель и сообщение. Возможно, это звучит просто, но на самом деле общение — очень сложная тема.

    На передачу сообщения от отправителя получателю может повлиять множество барьеров. К ним относятся наши культурные ситуации, эмоции, местоположение и средства, используемые для общения. Для этих барьеров точная, эффективная и недвусмысленная коммуникация на самом деле чрезвычайно сложна.

    Характеристики связи
    • В коммуникации участвуют минимум 2 человека – отправитель и получатель.
    • Общение в основном представляет собой двусторонний процесс . Это не только отправка и получение сообщений, это неполно до тех пор, пока сообщение не будет понято получателем в том же смысле.
    • Формы связи:
      приказ, отчет, инструкция, запросы,
      и т.д.
    • Общение присутствует во всех человеческих отношениях; имеет важное значение во всех типах управления и организаций.
    • На это влияет настроение мышления как отправителя, так и получателя.
    • В основном коммуникация целеустремленна и эффективна, когда затрагивает ряд целей отправителя и получателя.
    • Основными задачами общения являются построение межличностных отношений и улучшение поведения человека.
    • Коммуникация — это циклический процесс , он начинается и заканчивается отправителем.

    Коммуникационный процесс

    Коммуникация представляет собой циклический процесс, который начинается с отправителя и заканчивается у отправителя в форме обратной связи. Процесс коммуникации состоит из нескольких шагов, каждый из которых составляет суть эффективного общения.

    Вот некоторые элементы эффективного общения;

    Отправитель

    Отправитель в основном человек, который начинает общение путем передачи или отправки сообщения . Отправитель является инициатором сообщения, которое необходимо передать. Создав информацию, идею и т. д., отправитель кодирует их таким образом, чтобы получатель мог их легко понять.

    Сообщение

    Сообщение является основной темой сообщения . Без сообщения все общение бессмысленно. Сообщение содержит мысль, идею, изображение, символ, сообщение или приказ о последовательном использовании жестов и сообщений. Сообщение считается сердцем коммуникации. Сообщение может быть вербальным (письменным и устным) или невербальным (графическим, символическим или жестовым).

    Кодирование

    Помещение целевого сообщения (вербальное или невербальное, в зависимости от ситуации, времени, места и характера отправляемого сообщения) на соответствующий носитель называется кодированием. Кодирование — самый важный шаг в процессе связи. Неправильная и неподходящая кодировка может изменить истинную цель сообщения.

    Канал

    Канал относится к режиму, в котором сообщение проходит или передается . Сообщение передается по каналу, который связывает получателя с отправителем. Сообщение может быть письменным или устным и может быть передано через компьютер, мобильный телефон, телефон, телевидение или меморандум.

    Получатель

    Получатель — это лицо, группа или сообщество, для которых предназначено сообщение . Он или она может быть читателем, зрителем или слушателем. Получатель должен понять отправленное сообщение наилучшим образом, чтобы была достигнута истинная цель сообщения, любая небрежность со стороны получателя может сделать общение бесполезным.

    Как отправитель, получатель также является важным фактором в процессе связи, поскольку он является другой стороной процесса. Получатель должен быть в исправном состоянии при получении сообщения.

    Декодирование

    Преобразование отправленного сообщения в понятный язык называется декодированием . Как правило, это означает понимание сообщения. Получив сообщение, получатель интерпретирует его и пытается понять как можно лучше.

    Обратная связь

    Это конечный аспект общения . Это ответ получателя на получение сообщения, отправленного отправителем. Обратная связь необходима, чтобы гарантировать, что сообщение было успешно закодировано, отправлено и декодировано. это ключ к эффективной и целенаправленной коммуникации .

    Типы отзывов
    • Отрицательный отзыв : корректирующие комментарии о прошлом поведении.
    • Положительный отзыв : подтверждающие комментарии о прошлом поведении.
    • Отрицательная обратная связь : корректирующие комментарии о будущем поведении.
    • Положительная обратная связь : подтверждение комментариев о будущем поведении.

    Типы связи

    Существует 5 типов связи; вербальная, невербальная, письменная, визуальная и аудирование .

    Вербальное общение

    Вербальное общение происходит, когда мы общаемся, разговаривая с другими. Это может быть очная или виртуальная встреча (Skype, zoom, телефон и т.д.) . Некоторые взаимодействия являются формальными, например, болтают с другом за чаем или кофе или во время внезапной встречи, в то время как другие носят более формальный характер, например запланированная встреча в фиксированном месте . При общении лицом к лицу это вербальное общение не может быть отделено от невербального общения.

    Невербальное общение

    Язык нашего тела во время разговора часто говорит больше, чем сами слова. Невербальное общение включает в себя движения рук, выражение лица, зрительный контакт, позу и прикосновение.

    Если вы обсуждаете с начальником какую-то идею, важно обращать внимание как на слова, так и на их невербальную коммуникацию. Иногда ваш начальник может согласиться с вашим способом мышления в устной форме, но некоторые невербальные причины (вздох, избегание зрительного контакта, сморщенное лицо и т. д.) показывают нечто иное.

    Письменное общение

    Письменное общение включает электронные письма, заметки, сообщения в Facebook, сообщения в Twitter, текстовые сообщения, письма и т. д. Оно не включает чей-либо язык или какое-либо выражение. Все формы письменного общения преследуют одну цель — донести информацию в ясной и краткой форме. Письменное общение должно быть легким для понимания, в то время как плохой навык письма создает путаницу и смущение и даже может привести к неудаче.

    Вот две вещи, которые нужно помнить: Во-первых, плохо построенные предложения и ошибки выставляют вас в плохом свете ; и, во-вторых, 90 142 убедитесь, что контент — это то, что вы хотите продвигать или с чем будете ассоциироваться в долгосрочной перспективе.

    Слушание

    Слушание — один из самых важных видов общения, потому что, если мы не можем слушать человека, сидящего напротив нас, мы не можем должным образом взаимодействовать с ним. думать о переговорах — значит оценивать, чего хочет и в чем нуждается оппозиция.

    Визуальная коммуникация

    Мы живем в визуальном обществе. Там, где телевизора работают все время, Facebook полон изображений, видео, мемов и т. д., а Instagram — это платформа видео и изображений, где каждый рекламодатель продавал свои продукты и идеи. Газета также является неотъемлемой частью нашего общества. Там мы можем увидеть рекламу, сообщения и многое другое. Это также один из видов визуальной коммуникации.

    7 Основы эффективного общения

    Сотрудники тратят 30 % своего времени на электронную почту, встречи, презентации, конференц-связь, отчетность и ряд других действий на рабочем месте, связанных с общением с коллегами и начальством. В этой области вы должны быть уверены, что ваше общение будет наиболее эффективным и увлекательным. Это повысит вашу продуктивность на работе. Для этого следуйте 7 принципам эффективного общения; то есть – ясный, правильный, полный, краткий, конкретный, связный, и вежливый.

    Очистить

    Получатель должен легко понять ваше сообщение. Любое сообщение должно четко исходить из вашего общения. Это поглотит ваше время, потраченное впустую на электронные письма.

    Не пытайтесь сообщить так много вещей в одном сообщении, потому что это отвлечет внимание читателя или получателя.

    Правильно

    Когда вы пишете слишком много электронных писем в день, это увеличивает вероятность орфографических ошибок в ваших сообщениях. Иногда проверка орфографии не сможет обнаружить ваши ошибки. Вы также должны быть уверены, что правильно обращаетесь к людям и правильно называете их имена. вам также необходимо убедиться, что зритель или читатель ваших сообщений обладает достаточными знаниями и навыками для понимания технических терминов, которые вы используете в своем сообщении.

    Завершить

    Для эффективного общения необходимо предоставить полное сообщение . Это поможет читателю понять и принять меры. Неполные сообщения приводят к большому количеству повторений, итераций и пустой трате времени и усилий для обеих сторон.

    Если вы хотите, чтобы читатель немедленно принял меры, убедитесь, что у вас есть «призыв к действию» в вашей почте или любом другом типе сообщения, а также сообщите срочность рассматриваемой задачи .

    Краткий

    Не следует писать 4 предложения в сообщении, если можно закончить сообщение всего двумя предложениями. Это приведет к потере времени как отправителя, так и получателя, а также снизит их производительность. Вы не должны добавлять наполнители, такие как «в основном», «вроде как», «я имею в виду», «на самом деле» и т. д. Помните, что ваше сообщение должно быть точным, четким и по существу.

    Бетон

    Вам нужно принять то, что вы хотите донести до аудитории . Конкретность — важное качество общения, которое необходимо выдвигать на первый план, особенно во время маркетинговых или рекламных кампаний .