Особенности конфликтного общения детей 4 5 лет: «Психологические особенности детских конфликтов в дошкольном возрасте»
Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста
Классы: 1, 2, 3, 4
Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.
На дошкольном этапе ребенок получает следующие навыки и умения:
- сформированную физическую координацию, чтобы печатать, рисовать, одеваться и выполнять ряд задач, которые позволяют ему функционировать независимо от своих родителей и быть в безопасности в рамках своего домашнего окружения;
- понятие важности социальных отношений и выработки более глубокого понимания того, как работает социальное взаимодействие. Он начинает получать удовольствие от командной работы и чувствовать, как приятно вносить свой вклад в какое — либо дело;
- навыки когнитивного мышления и рассуждения, то есть в настоящее время способен решать простые проблемы без участия взрослых [1, 89].
Дошкольные этапы развития ребенка снабжают его ресурсами и способностями, которые необходимы для перехода к следующим этапам развития, для них характерны уравновешивание множества различных, часто противоположных желаний и потребностей, и умение владеть многими противоречивыми эмоциями и чувствами. К таким эмоциям и чувствам можно отнести осознание собственной идентичности и одновременные желания (попытки) соответствовать социальным ожиданиям; осознание неконтролируемых эмоций и в то же время приспособление к физическим изменениям, происходящим в организме; осознание себя взрослым, но в то же время боязнь быть взрослым.
Конфликты в начальной школе в основном связаны с успеваемостью, адаптацией в коллективе, авторитетом и автономией.
В исследованиях таких авторов, как С.М.Емельянов, Г.И.Козыпрев, Д.Ю.Знаменский, выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте: соперничество; уход; уступка; компромисс; сотрудничество [1, 5].
По мнению У.В.Кичигиной, в сравнении с другими конфликтами, межличностные конфликты наделены рядом особенностей:
- Каждый из участников конфликта стремится отстоять свою точку зрения, чаще прибегая к обвинению мнения оппонента, но не к фактической аргументации своих взглядов.
- При межличостном конфликте обе стороны наделены негативными эмоциями, которыми оппоненты не в силах управлять.
- Неадекватные эмоции не покидают оппонентов и после завершения конфликта [2, 56].
Рассмотрим основные особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста.
Все дети адаптируются к школе по-разному. И большую роль в этом играют те отношения, которые сложились в семье. Особенно трудно подчиняются нормам поведения в школе дети из семей, где царят агрессивные отношения. Такие дети не желают признавать общепринятые правила. Они начинают провоцировать учителя, стремясь довести его до «белого каления», сами в запале могут проявить агрессию, так как дети копируют доминирующие отношения в семье.
Такие дети требуют особого внимания, поскольку на самом деле они даже не догадываются, какими добрыми могут быть человеческие отношения, и на окрик, замечание отвечают криком и грубостью. Если такой ребёнок почувствует, что ему пытаются помочь, он перестаёт ощущать себя отвергнутым. Хотя работа по коррекции поведения таких детей, конечно, ведется как со стороны учителя, так и со стороны родителей, иногда на помощь должен прийти школьный психолог. На то, какие взаимоотношения сложатся у каждого ребёнка с одноклассниками, влияет множество причин. Это и уровень подготовленности к школе, и желание учиться, и личностные особенности детей.
Особенно неуютно чувствуют себя тихие, застенчивые ребятишки, которые учатся, как правило, на «хорошо». Им трудно найти компанию и среди бойких «неуспевающих», и среди заносчивых «отличников». Неудовлетворительное положение ребёнка в классе переживается им очень остро. Негативное влияние на положение ученика в классе может оказать неумеренное захваливание учителем кого-то из детей, противопоставление его всему классу как примера для подражания. Дети могут начать считать таких учеников «любимчиками» и «подлизами» и обычно избегают общения с ними. Тут уж и «отличникам» не поздоровится [3, 91].
Очень трудно в классе приходится и гиперактивным детям. Они часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей. Долго сидеть на одном месте для них просто невозможно. Они не могут сосредоточить своё внимание на чём-то одном. От них всегда много шума, они много говорят, вертятся за партой, у них постоянно что-то падает. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и, напротив, сменяется инертностью.
Надо помнить, что «неудобные» и «неспособные» дети, «портящие» жизнь родителям и педагогам, в первую очередь страдают от этого сами. И если у них совсем нет друзей и их никто не понимает, они переживают это очень болезненно. Тревожные, агрессивные и гиперактивные дети нуждаются в занятиях по специальным программам, которые ориентированы, прежде всего, на коррекцию основного нарушения [6, 12].
Дети в школе часто ссорятся и мирятся между собой. Но при этом все себя ведут по-разному. Кто-то первым может подойти после ссоры, кто-то будет упорно выжидать, пока этот шаг предпримет друг или подруга, а кто-то обратится за посреднической помощью к какому-либо третьему лицу. То есть вариантов поведения в этой ситуации много. Как будет действовать конкретный мальчик или конкретная девочка? Какой способ решения конфликта станет наиболее характерным для этого человека в будущем? Как часто он будет оказываться в подобных ситуациях? А это зависит от того, каков опыт ребёнка в разрешении таких ситуаций, какие способы поведения им усвоены прежде всего в семье и насколько они конструктивны.
На самом деле конфликты, возникающие между детьми, можно сделать эффективным инструментом воспитательного процесса. Поскольку все мы живём в мире постоянных компромиссов и переговоров, очень важно научить детей разрешать конфликты таким образом, чтобы все начали чувствовать себя лучше, поняли суть противоречия и пришли к достижению взаимного согласия.
Если же учителя и родители используют авторитарный стиль воспитания, то это делает детей более зависимыми, не способными принимать собственные решения. У них постепенно будет накапливаться агрессия, которую они начнут каким-либо образом выражать при каждом удобном случае. А если характер у ребёнка слабый, то любой другой ученик сможет им манипулировать, как захочет. То есть не навязывая, а обсуждая с ребёнком на доступном ему уровне выгоды или потери от той или иной акции, каждый участник конфликта сможет в дальнейшем избежать многих других проблем, связанных с конфликтом, тем более что многие противоречия снимаются совсем при незначительных усилиях.
В своей работе С.М.Емельянов стратегии поведения педагогов в конфликтной ситуации:
- уход от конфликта: молчание, удаление из класса, отказ от проведения урока, затаенный гнев, депрессия, игнорирование конфликта учащимися, показное безразличие;
- противоборство: угроза, запугивание наказанием, настойчивое убеждение, выставление негативной отметки, задержка после уроков, высмеивание, применение методики «плохой и хороший полицейский»;
- стратегия уступок: приспособление, компромисс, достижение «статус-кво», привлечение посредника;
- сотрудничество: определение интересов и потребностей; действия по удовлетворению; признание ценностей других; стремление к объективности; поиск творческих неординарных решений; руководство правилом «не щадить проблему, щадить детей»;
- конструктивное разрешение: спокойствие; анализ ситуации; открытый диалог; выявление общей цели; выявление способов решения проблемы; выводы [1, 82].
В данном случае, на наш взгляд, стратегия стратегии уступок, сотрудничества и конструктивного разрешения — наиболее положительные стратегии поведения.
Для профилактики конфликтных ситуаций можно применять интерактивные игры
Интерактивная игра переводится как «игра в действии» то есть это процесс социального взаимодействия в процессе, которого у игроков, то есть участников данной игры возникает совершено новые знания и опыт, интерактивная игра нацелена на взаимодействие между людьми и потому не только развлекает, но развивает людей, играющих в нее [6, 13].
По мнению У.В.Кичигиной, интерактивные игры способствуют:
- лучшему развитию опыта взаимодействия с другими детьми;
- выявлению личных качеств дошкольника;
- укреплению его самооценки, уверенности в себе, ответственности за действия.
- формированию умения работы в коллективе, предвидения последствий;
- формированию умения моделировать поведение в конфликтах [2, 14].
Интерактивные игры всегда рассчитываются на проведение в конкретной группе, также обязательно учитывают конституцию каждого ребенка.
Позиция педагога в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главная цель педагога — обогатить общение душевной теплой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт, и здесь педагогу важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.
Рассмотрим стратегию поведения педагога при конфликтном поведении детей: он не ругает и не обижает ни одного из детей; привлекает их внимание к чувствам и желаниям друг друга; побуждает детей высказывать свои желания; побуждает их думать и формулировать свои предложения по поводу ситуации; очень важно, чтобы педагог создавал теплые, дружеские отношения с ребёнком; выступает в качестве посредника, повторяя каждому из детей высказывания партнера, тем самым, усиливая их значение, и помогая детям услышать друг — друга [5, c. 35].
Таким образом, при проведении интерактивной игры педагог находится в фокусе конфликтов ребёнка, и его задача заключается в доведении этих конфликтов до сознания путем интерпретации ему же его собственной игры. Позицию педагога можно определить как организатора и модератора.
С помощью интерактивных игр педагог получает возможность моделировать и видоизменять практически любые конфликты, помехи и препятствия в отношениях между детьми.
Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Педагог должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать других эффективна уже сама по себе. Однако не каждый ребенок 6-7-летнего возраста умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае педагогам необходимо организовывать беседу в соответствующе оборудованном месте с такими названиями, как «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т. д. Каждая игровая сессия может продолжаться от 15 до 30 минут. В начале следует использовать игры развлекательного плана, с тем чтобы вовлечь всех детей в игровой процесс. Середина сессии должна содержать либо игры на выплеск гнева в приемлемой форме, после чего желательно провести обсуждение, в ходе которого детям обязательно задаются вопросы: «Понравились ли вам игры?», «Что вы чувствуете сейчас?», «Чему вы научились?». Также могут применяться игры на развитие эмпатии, коммуникативных навыков и других позитивных качеств личности. В заключительной части игровой сессии следует проводить игры на релаксацию. Они проводятся без обсуждения.
Конкретные виды игр можно варьировать в зависимости от игры в помещении или на улице, времени года, возраста детей. Для более эффективной работы с детьми игры группируются в зависимости от того, какую проблему нужно решать. Игры группируются на следующие блоки: на взаимодействие; на снятия напряжения; на сплоченность и сотрудничество; на снятие конфликтности; на обучение эффективным способам общения.
В целом на практике для переформирования деструктивного поведения детей используются и другие комплексы: психогимнастика, игры-этюды, имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо человеческий процесс), социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации).
Весь игровой комплекс, применяемый в работе с детьми, прежде всего ориентирован на снятие телесных напряжений, осознание ими своих проблем в виде телесных аналогов.
Условиями для проведения интерактивных игр являются учет педагогом нервно — психической конституции каждого ребенка, организация времени в игровой сессии, соблюдение требований к структуре и отбору игр для игровой сессии, поддержание интереса детей к деятельности.
Таким образом, комплекс игр направляется на развитие конструктивного поведения в конфликтах у детей старшего дошкольного возраста. Постепенно овладевая способами преодоления трудных ситуаций, ребёнок будет чувствовать себя уверенно. У него разовьются деловые качества и окрепнет воля, а значит, повысится его жизненная стойкость.
Литература
- Емельянов С.М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 322 с.
- Кичигина У.В. Проблема профилактики конфликтного поведения младших школьников // Начальная школа. — 2018. — №3. — С. 10 — 15.
- Козыпрев Г.И. Конфликтология: учебник. — Москва: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА — М, 2018. — 304 с.
- Конфликтология: учебник для академического бакалавриата / Под ред. А.В.Лопарев, Д.Ю.Знаменский. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 290 с.
- Мингалева Д.П. Конфликты в младшем школьном возрасте и пути их решения // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 35-39.
- Тюленева Е.Н. Особенности конфликтного поведения учащихся младшего школьного возраста // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч. — практ. конф. — 2018. — № 8(11). — С. 12-13.
Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в ДОУ
Педагог – психолог: Вихрова Т.В.
Дети от 1.5 до 3 лет.
Ранний возраст — уникальный период в развитии ребёнка, отличающийся рядом особенностей. Для этого возраста характерен быстрый темп физического и психического развития. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела ребёнка, интенсивного развития речи, движений, интеллекта.
Ребёнку этого возраста характерно наглядно — действенное мышление благодаря предметной деятельности. Ребёнок знает, что такое мебель, одежда, посуда. Происходит быстрое развитие разных сторон речи и её функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, речь становится основным средством общения. Формируется фонетический слух.
Для этого возраста характерно ситуативно — деловое общение ребёнка и взрослого. На втором году жизни ребёнок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка).
Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Дети по двое-трое самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры.
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любые виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.
Завершается ранний возраст кризисом 3 лет.
Дети от 3 до 4 лет.
Во время кризиса 3 лет наблюдаются трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими. Он становится упрям, конфликтен, строптив. В результате кризиса 3 лет ребёнок отделяет себя от взрослого и у него формируется образ Я.
В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования).
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам.
Дети 3 — 4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами, могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения.
У нормально развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания.
Интенсивно идёт познавательное развитие. Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Мышление наглядно — действенное. В 3 года мышление только начинает развиваться и прежде всего это происходит в игре. В этот период накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о самом себе. Совершенствуется звукоразличение, слух.
В этом возрасте ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь.
В 3 — 4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив.
Музыкально — художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер.
Дети от 4 до 5 лет.
К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое. Дети 4 — 5 лет социальные нормы и правила всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поведение ребёнка этого возраста не столь импульсивно и непосредственно, как в 3 — 4 года.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения.
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья.
В познавательном развитии наблюдаются следующие изменения. К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок шёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. д. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Речь становится более связанной и последовательной.
В том возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета.
Именно в этом возрасте дети начинают интенсивно играть в игры с правилами.
В возрасте 4 — 5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Цепкая память позволяет ребёнку 4 — 5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно — ориентировочные действия на базе основных трудовых процессов.
В музыкально — художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства.
Важным показателем развития ребёнка — дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности.
Дети от 5 до 6 лет.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослым.
Ребёнок 5 — 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте происходят изменения в представлениях ребёнка о себе.
Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются.
Большие изменения происходят в развитии познавательных процессов. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Объём памяти изменяется несущественно. Улучшается её устойчивость. В этом возрасте ведущее значение приобретает наглядно — образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5 — 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Усложняется игровое пространство.
Более совершенной становится крупная моторика.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самопланирование трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда).
Круг чтения ребёнка 5 — 6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками, с историей страны.
В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей.
Творческие проявления становятся более осознанными и направленными.
Дети от 6 до 7 лет.
В целом ребёнок 6 — 7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере.
К 6 — 7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
Идёт интенсивное развитие познавательных процессов. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. В 6 — 7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. В этом возрасте продолжается развитие наглядно — образного мышления. У детей происходит расширение и углубление представлений о форме, цвете, величине предметов. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (Со взрослыми и сверстниками. Знакомыми и незнакомыми). В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.
Сложнее и богаче становится общение ребёнка со взрослым. Большую значимость приобретает общение между собой.
К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель.
Музыкально — художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально — выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизни творчество композиторов и исполнителей). Художественно — эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально — художественной деятельности.
Индивидуальные особенности детей.
Высокая двигательная активность:
Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо и т.д.) Ерзает на месте
Находится в постоянном движении
Очень говорлив
Спит намного меньше, даже в младенчестве
Дефицит активного внимания
Непоследователен в поведении
Имеет трудности в организации
Имеет много незаконченных проектов
НЕ слышит, когда к нему обращаются
С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его
Теряет вещи
Избегает задач, которые требуют умственных усилий, и скучных заданий
Часто бывает забывчив
Импульсивность
Не может регулировать свои действия
Не умеет подчиняться правилам
Отвечает до того, как его спросят
Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях
Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего
Плохо сосредотачивает внимание
Не может отложить вознаграждение
Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других – нет)
А. Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:
- беспокойные движения в кистях и стопах;
- неумение сидеть на одном месте;
- лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
- нетерпеливость;
- неумение доводить начатое дело до конца;
- очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;
- болтливость;
- неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;
- отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;
- спонтанность и необдуманность действий;
- суетливость;
- несформированность мелкой моторики;
- малая продолжительность сна и трудности при засыпании.
Более или менее отчётливыми проявления СДВГ становятся к 3 — 4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и раздражительностью во время бодрствования.
Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребёнок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.
Гиперактивный ребёнок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него всё «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, т. е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого.
Из – за якобы эмоциональной чёрствости им трудно устанавливать дружеские отношения. Взрослые характеризуют таких детей как недисциплинированных и неуправляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной неловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.
Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем – либо. Они скорее любопытны, чем любознательны. Постоянно находясь в движении, ребёнок с СДВГ ежеминутно что – то трогает, хватает, задаёт массу вопросов. Из – за неумения слушать он удовлетворяется первыми же словами ответа и не стремится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены. Тем не менее, у большинства детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего.
Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходимого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособности (5 – 15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3 – 7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ребёнок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невозможность работать в общегрупповом режиме.
Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Можно утверждать, что это – специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами.
Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.
Аутичный ребёнок — основным проявлением которого является выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с другими людьми. Кроме того, к типичным проявлениям детского аутизма относят:
- категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;
- необоснованный страх перед любыми изменениями или чем – то новым;
- отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью;
- стереотипизация действий;
- патологическое фантазирование;
- манипулирование руками;
- погруженность в мир собственных переживаний;
- эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.
Дети с РДА стремятся оградить своё одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить своё пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому – либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т.д.).
Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности:
- нарушение модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротескность, но главное – неадекватная смыслу речи;
- своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы;
- создание штампов и стереотипных фраз, высокопарность речи;
- отсутствие местоимения «Я», т. е. о себе ребёнок говорит во втором и третьем лице;
речь для себя (ребёнок получает удовольствие от манипулирования словами, их повторения), в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.
У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихода, например пылесосом, кофемолкой и т. д. Такие дети во многом стремятся соблюдать определённо установленную последовательность, принимающую форму ритуалов.
В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего «Я» дети с РДА испытывают значительные трудности при формировании навыков самообслуживания.
Мутизм – нарушение речевого общения (молчание). Мутизм носит временный преходящий характер и относится к группе невротических реакций на непосильное требование, конфликт, обиду. Поэтому мутизм чаще всего возникает у застенчивых, робких, не уверенных в себе детей. Мутизм может быть абсолютным (полное молчание) или элективным (избирательным) – ребенок не отвечает на занятиях и нормально разговаривает в семье.
Тревожный ребенок — ребенок, подверженный подобному состоянию, постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Этот мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен ни на какие серьезные жизненные достижения, и как следствие социально дезадаптивен. Детская тревожность часто повышается в условиях неизвестности. Тревожные дети напряжены и зажаты. Ребенку крайне трудно управлять напряженными мышцами. Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Тревожность является динамическим центром неврозов.
Признаки тревожности у детей:
- Не может долго работать не уставая
- Ему трудно сосредоточится на чем-то
- Любое задание взывает излишнее беспокойство
- Во время выполнения заданий скован, напряжен
- Смущается чаще других
- Часто говорит о возможных неприятностях
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
- Жалуется, что снятся страшные сны
- Руки обычно холодные, влажные
- Нередко бывает расстройство стула
- Сильно потеет когда волнуется
- Не обладает хорошим аппетитом
- Спит беспокойно, засыпает с трудом
- Пуглив, многое вызывает у него страх
- Обычно беспокоен, легко расстраивается
- Часто не может сдержать слез
- Плохо переносит ожидание
- Не любит браться за новое дело
- Не уверен в себе, своих силах
- Боится сталкиваться с трудностями
Застенчивый ребёнок — это ребёнок, который испытывает страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Они очень чувствительны к негативной оценке со стороны окружающих. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт. Такие дети предпочитают оставаться в тени.
Признаки застенчивости у детей:
- Неуверенность и даже отказ от общения со сверстниками;
- Очень сильная робость;
- Не отвечают на вопросы, даже если знают ответ;
- Краснеют, когда к ним обращаются;
- Избегают социальных контактов;
- Самоизоляция;
- Могут сильно заикаться, растеряться и не знать, что сказать или сделать в данной ситуации;
- Боязнь подойти к другому и попросить игрушку, договориться о совместной игре;
- Внешне бесчувственны, слабо проявляют эмоции;
- Не проявляют инициативу в общении и деятельности;
- Ведут себя тихо, незаметно, не делают лишних движений;
- Могут развиваться аутоагрессивные и невротические проявления (тики, пощипывания, навязчивые движения;
Причинами застенчивости у детей являются:
- Неадекватный стиль воспитания в семье;
- Несформированность навыков общения, родители не умеют собственным примером научить их быть общительными и успешно контактировать с другими людьми;
- Неблагоприятный микроклимат в группе;
- Тревожность;
- Страхи;
- Низкая самооценка;
Агрессивный ребёнок — основным проявлением которого является особое поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, с целью устранить его как своё препятствие и своего конкурента.
Признаки агрессивности ребёнка:
- Наблюдаются необычные частые для своего возраста вспышки гнева, мрачной раздражительности;
- легко ссорится, кусается, щипается, дерётся;
- Не считается со сверстниками, не уступает им, не делится, может без причины напасть на них;
- Часто активно отказывается выполнять требования взрослых;
- При разговоре повышает голос, кричит, спорит со взрослыми, употребляет оскорбительные слова;
- Постоянно ябедничает, конфликтные ситуации всегда разрешает с помощью агрессивных действий, приписывая их другим;
- Преднамеренно портит чужие вещи, ломает игрушки;
- Считает себя самостоятельным, решительным, командует, подчиняет себе других;
- Неудачи вызывают раздражение, негодование;
- Мстит за неудачу, ищет виновного;
- Обидчив;
- Склонен к депрессии;
- Общается с младшими по возрасту сверстниками и физически слабыми;
- Проявляет физическую жестокость по отношению к животным и другим людям;
Эмоциональный мир агрессивных детей не достаточно богат, в палитре чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации ограничено. Чаще всего это защитные реакции. Оценивает себя всегда адекватно.
Ребёнок с задержкой ожидаемого развития (ЗОР).
В русле специальной дошкольной педагогики и психологии задержкой ожидаемого развития определяют наиболее распространённое отклонение в психофизическом развитии. Задержка ожидаемого развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой — мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений ЗОР определяется также глубиной повреждений и /или различной степени незрелости мозговых структур. Таким образом, по мнению Е. А. Стребелевой, в определении «задержка ожидаемого развития»
«… отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развёртывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности».
Н. А. Цыпина и др., занимающиеся изучением особенностей развития детей с ЗОР, выявили их специфические особенности:
- Общий запас знаний и представлений об окружающем у детей с ЗОР узок и ограничен.
- Активный и пассивный словарный запас беден, дети испытывают трудности при звуковом анализе слов.
- Вследствие высокой истощаемости отмечается низкая работоспособность.
- Внимание неустойчивое, присутствуют трудности сосредоточения.
- Гораздо легче выполняются задания, требующие включения наглядно — действенного мышления по сравнению со словесно — логическим.
- Нарушено развитие всех видов памяти. Дети с ЗОР не умеют использовать какие — либо дополнительные вспомогательные средства запоминания.
- При выполнении задания ребёнок нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного способа на другие предметы. Тем не менее, дети с ЗОР проявляют способность принимать помощь, усваивать принцип действия и его перенос.
- Они слабо ориентируются в нравственно — эстетических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «тёплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы.
- Дети с ЗОР обнаруживают отставание в физическом развитии, техника основных видов движений нарушена, особенно в таких характеристиках, как точность, координация, сила и т. д.
- Нарушение мелкой моторики и зрительно — моторной координации.
- Мотивация учебной деятельности у них формируется трудно, в связи с чем не успехи в школе либо просто не замечаются ими, либо вызывают стойкое негативное отношение к учёбе в частности и к любой деятельности, требующих определённых усилий, в общем.
- Дети с ЗОР выражено склонны к стереотипным действиям и способам решения задач.
способов, с помощью которых воспитатели могут научить маленьких детей разрешать конфликты — Расширенный альянс за лучший уход за детьми и согласование ролей, когда они играют вместе.
Эти повседневные конфликты дают воспитателям прекрасную возможность помочь детям в возрасте от 3 до 5 лет отработать навыки, необходимые для разрешения разногласий. Даже самые младшие дошкольники могут научиться основам разрешения конфликтов при соответствующей помощи и руководстве со стороны поддерживающих их воспитателей.Преимущества обучения детей младшего возраста разрешению конфликтов
Обучение продуктивному урегулированию конфликтов является важным социальным навыком, который дети будут использовать на протяжении всей своей жизни. Когда воспитатели помогают дошкольникам практиковаться в разрешении конфликтов, они становятся более чуткими к потребностям и чувствам других. Дети также развивают уверенность в себе, когда учатся решать свои проблемы позитивным и настойчивым образом. Разрешение конфликтов включает в себя хорошее общение, реальное слушание, и ищут решения , с которыми дети могут согласиться. Такой вид решения проблем учит детей мыслить творчески и оценивать решения.
Шаги по разрешению конфликтов
Воспитатели могут начать учить детей вести переговоры и разрешать разногласия, проводя их через несколько простых шагов. Помните, что детям нужна повторная практика для разрешения конфликтов. Воспитатели по уходу за детьми должны будут сначала провести детей через шаги. При повторной практике дошкольники и дети школьного возраста могут научиться самостоятельно выполнять эти шаги.
- Найдите тихое место для разговора. Прежде чем помочь детям разрешить конфликт, воспитателям необходимо вывести детей из места, где произошел конфликт. Найдите тихое место в комнате, где каждый сможет сесть и обсудить ситуацию, не отвлекаясь.
- Установить основные правила . Конфликты вызывают сильные эмоции у большинства детей. Основные правила помогут детям рационально обсудить ситуацию и прийти к решению, которое все дети захотят попробовать. Общие основные правила для детей, разрешающих конфликты, включают:
- Каждый имеет право голоса.
- Все слушают, не перебивая.
- Каждый может предложить решение.
- Все решения должны обсуждаться.
- Группа должна вместе выбрать лучшее решение.
- Дайте слово каждому . Обойдите круг и попросите каждого ребенка рассказать свою версию истории. Используйте такие вопросы, как «Эми, что случилось?» и «Бет, что случилось?» чтобы каждый ребенок мог поделиться. Напомните детям слушать, не перебивая. Убедитесь, что у каждого есть возможность высказаться о проблеме.
- Четко изложите проблему . Основываясь на информации, которой поделились все дети, в нескольких словах резюмируйте проблему. Вы можете сказать что-то вроде: «Эми и Бет, похоже, вы обе хотите быть матерями в драматическом спектакле. Это правильно?»
- Попросите каждого человека предложить решение . Снова обойдите круг и спросите каждого человека: «Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы решить эту проблему?» Снова напомните детям слушать, не перебивая. Поощряйте каждого ребенка предлагать решение, даже если это предложение совпадает с предложением другого ребенка.
- Помогите группе выбрать решение . Помогите детям обсудить плюсы и минусы каждого решения. Попросите их подумать о том, как они отнесутся к этому решению, и предложите им подумать, как это решение повлияет на других и на них самих. Например, вы можете сказать: «Эми предложила вам обоим стать матерями и позаботиться о своих детях. Бет, как бы ты отнеслась к такому решению? Есть ли проблемы с этой идеей?»
- Применить решение . Поздравьте детей с тем, что они вместе нашли решение. Идите с детьми, когда они начнут пробовать свое решение. Напомните им о соглашении, если дети не следуют выбранному решению.
- Осмотрите и зарегистрируйтесь, если необходимо . Понаблюдайте за тем, как дети общаются некоторое время. Наблюдайте за тем, как они играют вместе, и обращайте внимание на любые проблемы, которые, кажется, все еще возникают. Если решение не работает или дети недовольны решением, снова соберите группу, чтобы обсудить лучшее решение.
Со временем и многократной практикой дошкольники могут научиться использовать эти шаги для решения проблем без помощи воспитателя. Разрешение конфликтов помогает детям освоить ценные коммуникативные навыки и побуждает их больше принимать различные точки зрения.
Для получения дополнительной информации
Помните, что управление поведением детей — это непрерывный процесс. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с разделом eXtension Alliance for Better Child Care, посвященным рекомендациям и дисциплине в уходе за детьми. Конкретные статьи, которые могут представлять интерес, включают следующее:
- Поощрение более эффективно, чем похвала в управлении поведением детей
- Помощь детям в детских учреждениях справиться с гневом
- способов, которыми воспитатели могут научить дошкольников самоконтролю
6 рабочих листов и сценариев (+ PDF)
Семьи удивительно устойчивы, обычно способны выстоять и оправиться от серьезного конфликта между членами семьи и быстро вернуться к знакомым моделям взаимодействия (Goldenberg, 2017).
Наверное, нереально ожидать, что отношения всегда будут гармоничными; случайные разногласия и разногласия — это факт жизни, который может помочь семье расти и двигаться вперед, приспосабливаясь к изменениям (Divecha, 2020).
Однако повторяющиеся модели конфликтов могут нанести ущерб членам семьи, особенно детям, негативно влияя на психическое и физическое благополучие (Sori, Hecker, & Bachenberg, 2016).
В этой статье рассказывается, как разрешать конфликты в семейных отношениях, и вводятся стратегии и действия, которые могут помочь.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивному общению (PDF). Эти научно обоснованные инструменты помогут вам и тем, с кем вы работаете, улучшить социальные навыки и наладить контакт с другими людьми.
Эта статья содержит:
- Как разрешить конфликт в семейных отношениях
- 2 примера сценариев конфликта
- 3 стратегии семейного консультирования
- 6 заданий и рабочих листов, которые стоит попробовать
- Заметка по разрешению конфликтов для детей
- 3 Лучшие игры и занятия для детей
- Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Как разрешать конфликты в семейных отношениях
«Семьи обычно развивают определенные базовые структурные характеристики и модели взаимодействия, которые они используют для реагирования на внутренние и внешние стрессоры».
Гольденберг, 2017, с. 4
Основанные на общих предположениях и нарративах, которые существуют в семейной структуре, члены семьи поддерживают группу, когда она адаптируется и справляется с меняющимися условиями и жизненными событиями.
Такие структуры иногда могут поддерживать и даже способствовать конфликтам, возникающим в семьях. Действительно, расколы, столкновения и разногласия внутри семьи могут принимать различные формы, в том числе физические, словесные, финансовые, психологические и сексуальные (Marta & Alfieri, 2014).
Терапия может помочь семье понять, как она организует себя и поддерживает сплоченность, улучшая при этом способы общения и преодоления проблем, ведущих к конфликту (Goldenberg, 2017).
Как пишет психолог Рик Хэнсон, «заявка на ремонт — один из самых приятных, уязвимых и важных видов общения, которые люди предлагают друг другу» (цитируется по Divecha, 2020).
Важно отметить, что семьи могут научиться справляться с неизбежным напряжением и разобщенностью, возникающими из-за несогласованности друг с другом (Divecha, 2020).
Устранение разрывов, возникших в результате недопонимания, несоответствия и неспособности настроиться друг на друга, жизненно важно для воспитания и поддержания семейного союза. Но как?
Несмотря на то, что существует множество способов оправиться от конфликта и разрешить его, следующие четыре шага имеют неоценимое значение для подлинного исправления (с изменениями из Divecha, 2020):
- Признание обиды вызванный. Независимо от того, намеренно ли и с очевидной веской причиной или нет, это ценная возможность снизить вашу защиту и сосредоточиться на том, что чувствует другой человек.
Признание обиды без дополнительных предостережений — это мощный способ проявить человечность.
Это может помочь проверить ваше понимание: «Я вас расстроил? Помоги мне понять, как это сделать». Ваш подход должен быть открытым и аутентичным; если не искренне, это может привести к эскалации эмоций.
- Выразить раскаяние
Иногда достаточно просто сказать «извините» или, по крайней мере, это отличное начало.
Будьте осторожны. Добавление комментария, такого как «Ну, ты не должен был делать X», ослабляет выражение твоего раскаяния, особенно когда имеешь дело с детьми. Они учатся на том, что вы делаете — правильно и неправильно.
Не переусердствуйте. Если вы слишком быстро извинитесь или переборщите с извинениями, это может причинить боль больше вам, чем человеку.
- Предложите простое объяснение
Если другой человек готов слушать (не слишком расстроен и не слишком зол), краткое объяснение может прояснить смысл ваших действий.
Не забудьте сосредоточиться на опыте другого человека, а не на бесконечном списке оправданий плохого поведения. И не используйте это как возможность добавить недовольства или возложить вину за недавно возникшие проблемы.
- Учитесь и практикуйтесь в выражении своих намерений, чтобы исправить ситуацию и предотвратить ее повторение.
Будь искренним. Скажите, что вам жаль, и серьезно.
Нет смысла извиняться и восстанавливаться после конфликта, если вы намерены повторить такое поведение.
Конфликта часто можно избежать. Но если это не так, то можно восстановить и сохранить семейные отношения с помощью аутентичных действий, устраняющих ущерб (Divecha, 2020).
2 Примеры сценариев конфликта
Признание боли другого члена семьи и поиск сострадания и понимания для разрешения конфликта является важным элементом семейной терапии (Goldenberg, 2017).
Семейная терапия может помочь разрешить конфликты внутри семьи несколькими путями, в том числе:
- Изучение различных отношений, составляющих семью.
- Объединять пары и семьи для разрешения межличностных конфликтов, а не рассматривать их по отдельности.
- Сосредоточение внимания на вмешательствах всей семьи, а не отдельных лиц.
- Установление роли неблагополучных семей в индивидуальных проблемах психического здоровья.
Семейный конфликт может проявляться во всех формах и размерах. В то время как незначительные разногласия между братьями и сестрами могут быть разрешены быстро, между ребенком и родителем могут образоваться серьезные разногласия, разрушающие ранее прочные связи.
Все отношения в семье могут в тот или иной момент перерасти в конфликт. Два таких примера включают (с изменениями из Goldenberg, 2017):
- Конфликт из-за денег
Боб и Тесс женаты, двое детей. Во время терапии Тесс утверждает, что Боб плохо обращается со своими деньгами: проверяет счета за продукты и кричит о стоимости подарков на день рождения их детей. Наряду с другими проблемами в отношениях конфликт заставил их спать в разных комнатах.
Боб утверждает, что он много работает за свои деньги и дает ей щедрую сумму каждый месяц, но Тесс тратит не по средствам.
Во время терапии выяснилось, что Боб из рабочей семьи, и его с раннего возраста приучили жить бережливо. Его давние убеждения поддерживают (но не оправдывают) его вспышки гнева.
Со временем терапия помогает им больше поддерживать друг друга, отказываясь от основной борьбы за власть и успешно отходя от стереотипных гендерных ролей.
- Культурный и межпоколенческий конфликт
Несмотря на то, что Индира и Санджай Сингх переехали в Соединенные Штаты еще в дошкольном возрасте, они сохранили культурные и моральные ценности места своего рождения: Индии. Когда у них родились двое детей, их также научили быть уступчивыми и уважать своих родителей, в то время как школьные друзья были обескуражены.
По мере взросления детей стало ясно, что конфликт между старой и новой культурой вызывает раскол, разделяющий детей и родителей. Несмотря на сопротивление родителей, со временем все четверо посетили семейную терапию и начали разбираться с культурными различиями и ожиданиями, возникающими из-за мультикультурализма.
Семейная терапия помогла клиентам преодолеть существующий конфликт в обоих случаях, укрепив семейные узы, чтобы уменьшить напряжение в будущем.
3 Стратегии семейного консультирования
Конфликт в семейных ситуациях может быть «хроническим и неразрешенным», циклически повторяющимся «периодами эмоциональной дистанции и близости с сильными негативными чувствами» (Меткалф, 2011, стр. 45).
В семейной терапии многие теории предлагают разные линзы, через которые можно смотреть на мир и, что наиболее важно, помогают семьям управлять конфликтами и разрешать их (Меткалф, 2011).
Следующие стратегии могут помочь защитить семью от конфликтов в их различных формах или справиться с ними.
Создание среды связи и взаимопонимания
Divecha (2020) предполагает, что, создавая атмосферу связи и понимания, вы можете «создать семейную культуру, в которой ожидаются разногласия и приветствуется ремонт».
Поощряйте клиентов вносить небольшие, но жизненно важные изменения в семейную обстановку (с изменениями из Divecha, 2020 г. ):
- Обращайте внимание на легко упускаемые признаки, которые указывают на то, что ребенок, молодой взрослый или партнер желает найти способ воссоединиться и оправиться от конфликта.
- Нормализация запросов, таких как «Мне нужен ремонт» и «Можем ли мы сделать переделку?» которые говорят нам, что член семьи готов исправить испорченные отношения.
- Поддерживать бдительность. Если мы думаем, что, возможно, расстроили или причинили вред, вернитесь назад и уточните у другого человека.
Улучшение окружающей среды за счет частого ремонта может выявить проблемы на ранней стадии и снизить вероятность их эскалации.
Используйте «я»-утверждения
То, как мы что-то говорим, может оказать существенное влияние на то, что услышат другие. Поощряйте членов семьи выражать свои чувства, не обвиняя других, например (изменено по данным Goldenberg, 2017):
«Меня задело то, что вы сказали прошлой ночью», а не обвинения, такие как «Вчера вечером вы были не в порядке».
Поговорите напрямую с терапевтом
Во время сеанса терапии могут быть моменты, когда напряженность между членами семьи возрастает, и эмоциональную напряженность необходимо снизить (Goldenberg, 2017).
Полезный метод общения – попросить говорящего члена семьи обратиться непосредственно к терапевту. Это перефокусирование побуждает говорящего выражать свои мысли более спокойно и дает другому человеку время и пространство, чтобы слушать и отвечать с меньшим давлением.
6 Упражнения и рабочие листы, которые стоит попробовать
Вмешательства в семейную терапию существуют для того, чтобы помочь человеку путем повышения вовлеченности и эффективности семьи и уменьшения неблагоприятных последствий ухода (Американская психологическая ассоциация, 2011).
Следующие задания сосредоточены на изучении семейных структур, убеждений и поведения при решении проблем, чтобы избежать или разрешить конфликт в группе.
Распознавание семейных рассказов
Семейные рассказы помогают справиться с расстраивающими событиями и восстановиться после конфликта (Goldenberg, 2017).
Используйте рабочий лист «Распознавание семейных рассказов», чтобы определить рассказы, которые объясняют и оправдывают структуру и модели взаимодействия, существующие в семье.
Конструкты, которые мы формируем, могут способствовать или препятствовать тому, как мы справляемся с конфликтами и другими жизненными событиями в семье (Goldenberg, 2017).
Воспитание с целью
Воспитание может быть трудным; легко упустить из виду то, что важно. Определение значения и цели для себя как родителей и наших детей может стать ценным компасом для повседневного принятия решений (Hart, 2006).
Рабочий лист «Воспитание детей с целью» — это полезное напоминание о ваших ценностях и целях как родителя.
Ответы на вопросы помогут вам понять, какие отношения вы хотели бы иметь со своими детьми и почему.
Что работает в семье?
Хотя очень важно определить и устранить то, что вызывает конфликт в семье, не менее важно определить, что работает.
Как только мы поймем, в чем мы успешны в отношениях, это может напомнить нам, что не все так ужасно. Кое-что мы делаем правильно, и у нас есть кое-что, на чем мы можем основываться.
Рабочий лист «Что работает» помогает определить положительные стороны семейных отношений и поделиться ими.
Признайте, что конфликты в семье происходят не постоянно, и поощряйте действия, которые объединяют вас как группу.
Удовлетворение потребностей нашей семьи
Сура Харт (2006 г., стр. 175), бывший учитель и руководитель образовательного проекта Центра ненасильственного общения, говорит, что «вы можете найти конфликт в каждой человеческой истории, а в конфликтной ситуации вы можете найти потребности, которые люди хотят удовлетворить».
Используйте рабочий лист «Удовлетворение потребностей нашей семьи», чтобы помочь каждому члену семьи добиться того, чтобы его потребности были услышаны, поняты и, в конечном счете, приняты.
Обдумайте свои намерения
Слова способны разделять любовь и гнев. Без четкого и сознательного намерения можно передавать бесполезные и даже вредные сообщения (Hart, 2006).
Используйте рабочий лист «Рассмотрите свои намерения», чтобы определить и понять свои намерения, а также помочь вам уважать и заботиться о потребностях других членов семьи.
Заблаговременно проверьте свои намерения, прежде чем вступить в контакт с другим членом семьи, особенно если это может перерасти в конфликт.
Используя ответы, подумайте, как вы можете демонстрировать позитивные намерения и избегать пагубных намерений, например, доказать свою правоту.
Восприятие семейного конфликта как проблемы, которую необходимо решить
Конфликта не всегда можно избежать; столкновения могут быть продуктивными, стимулируя обучение, способствуя пониманию и продвигая отношения вперед (Hart, 2006).
Однако некоторые конфликты не нужны и их можно избежать, особенно в отношении повседневных задач, таких как уборка дома, отход ко сну и выполнение работы по дому.
Используйте рабочий лист «Восприятие семейного конфликта как проблемы, которую нужно решить», чтобы распознавать повседневные действия как проблемы, которые необходимо преодолеть, а не как спорные вопросы.
Записка об урегулировании конфликтов для детей
«Жизнь — это череда несоответствий, недопонимания и несоответствий, которые быстро исправляются», — говорит семейный исследователь Эд Троник (цитируется по Divecha, 2020).
Дети могут узнать из семейного окружения, что конфликт не обязательно должен быть непропорциональным ситуации и может, в конечном счете, привести к положительным изменениям.
Помогает, когда семейные отношения исключительно позитивны. Убедитесь, что у каждого ребенка есть «специальное время», когда он может контролировать, что вы делаете и как долго, пишет Divecha (2020). Научитесь проявлять благодарность и признательность за то, что ребенок делает с большей готовностью, не становясь при этом предсказуемым и бездумным.
3 Лучшие игры и занятия для детей
Участие в играх может помочь нам чувствовать себя более комфортно в мире детства, разрушая барьеры между родителями и детьми и предлагая безопасные возможности поговорить, не впадая в конфликт (Sori et al. , 2016). ).
Настольные игры, такие как «Монополия», «Шашки» и «Жизнь», в которые можно играть вдвоем или всей семьей. Дети видят, что ошибаться — это нормально, и учатся на реакции родителей на проигрыш.
Более физические, активные игры, такие как Tag или Hide and Seek, позволяют весело провести время всей семье, и, что немаловажно, видеть друг друга веселиться. Дети должны воспринимать своих родителей как людей с желанием получать удовольствие. Родителям полезно наблюдать, как их семья смеется — это напоминание о том, что жизнь состоит не только из долга и правил.
Более спокойное времяпрепровождение, включая искусство и ремесла, может быть временем для создания и использования практик осознанности, учитывающих цвета, текстуры и запахи. Интерактивные занятия, такие как создание забавных персонажей из пластилина или домов из Lego, доставляют удовольствие и выходят за рамки правил или чувства неудачи.
Ресурсы PositivePsychology.com
Семейных конфликтов часто можно избежать. Следующие ресурсы помогают людям лучше понять потребности и чувства других членов семьи.
- Помните о разрыве
Определите и поделитесь ценностями, которые вы хотели бы иметь в своей семье, такими как любовь, доверие, сострадание и работа в команде. - Конфликт в школе
Конфликт вне дома может иметь последствия внутри. Помогите своим детям задуматься об отношениях, которые у них сложились в школе.
Дополнительная литература и ресурсы включают:
- Разрешение конфликтов в отношениях и парах: 5 стратегий
Чтобы узнать больше о том, как разрешать конфликты в других типах отношений, прочитайте нашу статью о разрешении конфликтов в отношениях. - 14 Стратегии и методы разрешения конфликтов на рабочем месте
Эта статья о разрешении конфликтов на рабочем месте является полезным дополнительным чтением, особенно там, где границы между семьей и работой размыты — работа в семейном бизнесе, работа из дома — все это может вызвать конфликт, поэтому обязательно ознакомьтесь с этой статьей. - 17 упражнений для позитивного общения
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим лучше общаться, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.
Важная информация
Очень важно, чтобы семьи научились выживать и даже расти в неблагоприятных условиях. Семейная ячейка ежедневно сталкивается с вызовами извне и внутренними конфликтами, которые могут нарушить внутреннюю стабильность, основанную на существующих нарративах, общих убеждениях и иногда ошибочных предположениях (Goldenberg, 2017).
Это может стать не столько предотвращением всех конфликтов, что невозможно, сколько созданием семейной среды, которая уменьшает ненужные трения, устраняет разногласия и непонимание, растет и движется вперед.
Наше общение — что мы говорим и как мы это говорим — по-прежнему имеет решающее значение и может улучшаться с течением времени с практикой и более глубоким пониманием потребностей друг друга. Члены семьи также могут научиться навыкам и методам улучшения саморегуляции, устойчивости и преодоления трудностей, которые укрепляют внутренние структуры.
В этой статье представлены инструменты и рабочие листы, которые помогают устранять конфликты, которых можно избежать, а также управлять и разрешать их внутри семьи, где разногласия неизбежны. Попробуйте их со своими клиентами или в своей семье, чтобы улучшить взаимодействие, укрепить отношения и создать более поддерживающую и устойчивую семейную структуру.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для позитивного общения (PDF).
- Американская психологическая ассоциация. (2011). Семейные вмешательства. Получено 6 октября 2021 г. с https://www.apa.org/pi/about/publications/caregivers/practice-settings/intervention/family .
- Дивеча, Д. (2020, 27 октября). Семейный конфликт — это нормально; главное ремонт с. Высшее Благо. Получено 4 октября 2021 г.