Особенности общения дошкольников: «Особенности общения детей дошкольного возраста. Общение в семье»

Содержание

«Особенности общения детей дошкольного возраста. Общение в семье»

 

Согласно определению понятия «общение» — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина).

  Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуя с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения. Общение можно рассматривать как способ объединения людей, а также как способ их развития. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

Высоко ценил общение и слово воспитателя А.С. Макаренко. «Хорошо сказанное детям деловое крепкое слово, — говорил он,- имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах, потому что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».

Особенно велика роль общения в нравственном воспитании. Целенаправленное общение с детьми вызывает у них стремление к самовоспитанию, к совершенствованию своего поведения.

 

1. Общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.  В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослыми:

-ситуативно-личностное;

-ситуативно-деловое;

-внеситуативно-познавательное;

-внеситуативно — личностное.                                 (по М.И.Лисиной)

Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности ребенка к школе — коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начинает осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.

 Первая форма – ситуативно-личностная форма общения – характерна для младенчества. Общение в это время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, — это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане. В раннем возрасте ребенок осваивает мир предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже не достаточно. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. С появлением первых вопросов ребенка: “почему?”, “зачем?”, “откуда?”, “как?”- начинается новый этап в развитии общения ребенка и взрослого.

 Ситуативно-деловое общение. В конце первого года жизни социальная ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого), и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Общение ребенка с взрослым теряет свою непосредственность уже во 2-й половине младенчества: оно начинает опосредоваться предметами. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка с взрослым становится особенным. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д. Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок «…живет не вместе с взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним». Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий. И хотя на протяжении всего раннего возраста форма общения с взрослым по-прежнему остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное — новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним.

Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражает себя возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий.

         Внеситуативно — познавательная форма общения.

 При нормальном ходе развития познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему белки от людей убегают, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу и т. д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.

Интересно, что детей в этом возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого. Им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.

В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительности и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. Несмотря на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность — потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.

В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Если дети до трех-четырех лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то в более старшем возрасте они уже ждут оценки. Им важно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Если ребенку слишком часто делают замечания, постоянно подчеркивают его неумение или неспособность к какому-нибудь занятию, у него пропадает всякий интерес к этому делу, и он стремится избежать его.

Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию — это поощрять его успехи, хвалить его действия. Например, что делать, если ребенок пяти лет совсем не умеет рисовать?

Конечно, можно объективно оценивать возможности ребенка, постоянно делать ему замечания, сравнивая плохие его рисунки с хорошими рисунками других детей и призывая его учиться рисовать. Но от этого у него пропадает всякий интерес к рисованию, он будет отказываться от того занятия, которое вызывает сплошные замечания и нарекания со стороны воспитателя. И, конечно же, таким образом он не только не научится лучше рисовать, но будет избегать этого занятия и не любить его.

А можно, наоборот, формировать и поддерживать веру ребенка в свои способности похвалой его самых незначительных успехов. Даже если рисунок далек от совершенства, лучше подчеркнуть его минимальные (пусть даже не существующие) достоинства, показать способности ребенка к рисованию, чем давать ему отрицательную оценку. Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и больше. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями взрослого и сознание своей неспособности.

Итак, для познавательного общения ребенка с взрослым характерны:

     хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;

     познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;

     потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя.

Внеситуативно — личностная форма общения.

Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо — эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения.

Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и ровесниками.

Это стремление, конечно же, должны поддерживать родители. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между собой, давать оценки их действиям. Старшие дошкольники по-прежнему нуждаются в поощрении и одобрении взрослого. Но их уже больше волнует не оценка их конкретных умений, а оценка их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к его замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так уж сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его оценки.

Потребность во взаимопонимании взрослого — отличительная особенность личностной формы общения. Но если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый и т. д., это может сильно обидеть и ранить ребенка, и отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления быть хорошим значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка.

В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Все это сближает эту форму общения с тем примитивным личностным (но ситуативным) общением, которое наблюдается у младенцев. Однако личность взрослого воспринимается дошкольником совсем по-другому, чем младенцем. Старший партнер является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией и пр.). Все эти качества очень важны для ребенка. Кроме того, взрослый — это компетентный судья, знающий, «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.

Таким образом, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны:

    потребность во взаимопонимании и сопереживании;

    личностные мотивы;

    речевые средства общения.

Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем. Во-первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. — и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.

Развитие личности дошкольника в общении с взрослым

Говоря о личности человека, мы всегда подразумеваем его ведущие жизненные мотивы, подчиняющие себе другие. У каждого человека всегда есть что-то самое главное, ради чего можно пожертвовать всем остальным. И чем ярче человек осознает, что для него главное, чем настойчивее стремится к этому, тем более его поведение является волевым. Мы говорим о волевых качествах личности в тех случаях, когда человек не только знает, чего он хочет, но упорно и настойчиво сам добивается своей цели, когда его поведение не хаотично, а направлено на что-то.

Если такой направленности нет, если отдельные побуждения рядоположенны и вступают в простое взаимодействие, поведение человека будет определяться не им самим, а внешними обстоятельствами. В этом случае мы имеем картину распада личности, возвращение к чисто ситуативному поведению, которое нормально для ребенка двух-трех лет, но должно вызывать тревогу в более старших возрастах. Вот почему так важен тот период в развитии ребенка, когда происходит переход от ситуативного поведения, зависимого от внешних обстоятельств, к волевому, которое определяется самим человеком. Этот период и падает на дошкольное детство (от трех до семи лет).

Таким образом, если связь между действием и результатом действия понятна ребенку и опирается на его жизненный опыт, он еще до начала действия представляет значение его будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. В тех случаях, когда эта связь не устанавливается, действие является для ребенка бессмысленным, и он либо делает его плохо, либо вовсе избегает, чтобы помочь ему понять (осознать) свои желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам. Но делать дело ребенок должен сам. Не под вашим нажимом или давлением, а по собственному желанию и решению. Только такая помощь может способствовать становлению его собственных качеств личности.

Особенности общения в семье.

«Одиночество – самое страшное наказание», – говорил известный писатель XIX в. Ф. М. Достоевский. С этим афоризмом согласится каждый, кто когда-либо нуждался в помощи, хотел быть понятым и услышанным, но речь в настоящее время идёт не столько о взрослых, сколько о детях, страдающих от недостатка любви и внимания.

Ребёнку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребёнка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена возможность установить более тесный контакт с ребёнком.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Это проявление родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. В основе настоящего принятия ребёнка лежит значимость – признание его значительности в существовании семьи.

Хорошие отношения ребёнка с родителями является его признание родителями. Это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребёнок, оправдает их ожидания. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание формирует у ребёнка чувство собственной значимости и необходимости в своей семье.

Признание – это на стенах в доме рисунки и стихи ребёнка, самое видное место для его поделок, праздничных газет и поздравлений, похвальных грамот и благодарственных писем.

 Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности своего ребёнка может привести к крайне нежелательным последствиям.

Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. Есть дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. Ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребёнок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий. В такой ситуации нельзя искать причину только в ребёнке. Возможно, в младшем возрасте проявление любви и ласки на себе со стороны родителей ребёнок ощущал редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом – и пожнёшь сполна в старости: она вернётся к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Если ребёнок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки.

 Очень значимым принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Быть доступным – это в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом». Если у взрослых нет времени на общение с ребёнком сегодня, то у выросшего ребёнка не будет времени на общение с родителями завтра.

Однако родители должны помнить, что проводить время с ребёнком – это не значит, без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребёнка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах, ответить на него, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя. Когда ребёнок начинает искать истину в подворотне, в плохой компании, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность, безразличие к ребёнку.

 Воспитание ответственности и самодисциплины в ребёнке зависит от проявления этих качеств родителями в семье. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности пред ними. Мудрость ответственных родителей состоит в том, что они всегда выполняют то, что обещают детям, а если по каким-то причинам этого не происходит, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки.

Одним из главных условий воспитания в ребёнке ответственности и самодисциплины является наличие у него определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Если в обязанности сына или дочери входит уборка дома или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Безусловно, бывают разные ситуации, но если ребёнок в добром здравии и просто не хочет ничего делать, он должен быть наказан и при этом необходимо, чтобы наказание было им осознанно.

Неправильным будет брать ответственность за все поступки детей на себя, т.к. такое поведение родителей не учит ребёнка осмысливать свои действия.

Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твёрдость и умение сказать ребёнку «нет». Нет ничего страшней в воспитании, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Ещё страшнее, когда один из родителей вместе с ребёнком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребёнку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, теряем остатки своего родительского авторитета.

Родительский авторитет – важная составляющая успешности воспитания в семье. Приобретение авторитета в глазах собственных детей — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах по работе, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – всё это слагаемые родительского авторитета.

Авторитетность родителей не состоит в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребёнку требования так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда.

Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные возможности, многое умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребёнку, какие книги он читает, какие речевые обороты он использует, и что они обозначают, — это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребёнка.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребёнка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.

Воспитание ребёнка – это долгосрочная миссия родителей, подвижнический труд.

 

Правила благополучного родителя:

1. Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

2.Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

3. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

4. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.

5. Родители, воспитывая ребёнка, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребёнка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.

Заключение.

 В заключении можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность.

Чтобы ребенок смог понимать других, общаться с взрослыми, они должны гуманно относиться к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и с уважением и любовью относиться к ребенку. Однако не всегда взрослые уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств целенаправленного и активного влияния на детей. А ведь это влияние должно осуществляться через внушение и разъяснение, подражание и убеждение, приучение и упражнение, требование и контроль, поощрение и наказание. И если использование перечисленных методов не дает должного эффекта, то это нередко связано с недостатками и ошибками, допускаемыми взрослыми в общении и отношениях с детьми, что зачастую вызывает у детей неудовлетворенность и отчуждение от старших в семье.

В раннем возрасте изменяются социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение с взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка.     

А. С. Макаренко  говорил, обращаясь к родителям: “ Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребенка большое значение.

 

 

Список используемой литературы:

1.Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология». — М.,1998.

2.Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения». – М.,1996.

3.Немов Р.С. «Психология. Книга 2». — М.,1995.

4. «Психическое развитие воспитанников детского дома». //Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. — М.,1990.

5. « Психология детей дошкольного возраста» // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. — М.,1964

6.ЧечетВ.В. «Умеем ли мы общаться с детьми». — М.,1983

 

 

 

§ 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками

Специфика общения дошкольников со сверстниками во мно­гом отличается от общения со взрослыми. Во-первых, контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровож­даются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. Во-вторых, контакты детей характеризуются нестандартностью и нерегламентированностью. В контактах с другими детьми отсут­ствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок исполь­зует общепринятые высказывания и способы поведения. В обще-

144

нии со сверстниками дети более раскованны, говорят неожидан­ные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. «Здравствуйте, Елена Анатольевна! Наташка, привет! У меня жвачка есть! Хочешь?» — говорит Алеша (4 года 11 мес).

В-третьих, в контактах с товарищами преобладают инициа­тивные высказывания над ответными. Ребенку значительно важ­нее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга.

В то же время инициати­ву и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, ста­рается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать.

В-четвертых, общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, бо­лее разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обра­щается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разреше­ния возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с това­рищами, дошкольник управляет действиями партнера, контро­лирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая соб­ственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои спо­собности и умения.

Пример. Дети рисуют человека.

Аня (5 лет 4 мес): Ты неправильно сделал, Максим (дергает его за рукав).

Максим (5 лет): Татьяна Сергеевна, я правильно делаю? Воспитатель (подходит и смотрит на рисунок Максима): Правильно. Максим (обращаясь к Ане): Вот так! Поняла?

На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками (М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, табл. 5). Рассмотрим их.

У младенца среди разнообразных контактов с ровесниками наиболее часто возникают непосредственные эмоциональные, отражающие широкий спектр переживаний: удовольствие от но­вых впечатлений, доставляемых другим ребенком, заражение об­щим весельем, опасение и досада от неосторожных движений. Интерес детей друг к другу побуждает к познавательным контак­там, к изучению другого. К 12 мес. впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игро­вых действий. Здесь закладывается основа последующего полно­ценного общения со сверстниками. Формирование такой потреб­ности начинается с 3 мес.

—- с появления ориентировочной актив-

145

ности на сверстника. В 5 мес. у ребенка появляются яркие эмоции при восприятии партнера в составе комплекса оживления. Во вто­ром полугодии первого года жизни складываются сложные фор­мы поведения (подражание, совместные игры), выступая как последующие этапы развития потребности в общении с ровес­никами.

Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети разглядыва­ют друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус — берут в рот пальчики другого. Младенцы часто не ограни­чиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой. В то же время они адресуют им те же дей­ствия, что и взрослому: улыбаются, предлагают игрушку. Однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление при­влечь к себе внимание наблюдаются редко, как и ответная актив­ность. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки.

В возрасте от одного года до полутора лет содержание контак­тов со сверстниками остается таким же, как и у младенцев. В ро­веснике малыша привлекают прежде всего объектные качества: внешность, поведение. Поэтому совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояния друг друга.

В полтора года происходит перелом в отношениях с ровесника­ми. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника. Одновременно развивается чувствительность к отношению товарищей.

К двум годам складывается первая форма общения со сверст­никами — эмоционально-практическая. Новая потребность в обще­нии со сверстниками занимает четвертое место, вслед за потреб­ностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стре­мится к самовыражению.

Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и не­посредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооруже­ние построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на само­выражении. Хотя малыш стремится подражать ровеснику и возрас­тает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны.

Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко использу-148

ют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми, — жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в уста­новление контактов. На четвертом году жизни все большее место в общении занимает речь.

В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдает­ся ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выраже­но, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д.

Пример. «Ладно, ты будешь капитан, а я твой помощник», — со­глашается Рома М. (5 лет 10 мес).

«Ты бери мишку, а я, так и быть, возьму зайца», — заявляет Таня К. (5 лет).

«Алеша, давай сначала ты меня покатаешь, а потом я тебя», — пред­лагает Гоша Д. (6 лет 11 мес).

У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

Пример. Максим Р. (5 лет) строит дом из конструктора. Подходит Сережа О. (5 лет 1 мес).

Сережа: А что ты делаешь?

Максим: Дом строю.

С е р е ж а: У тебя вот здесь не так (показывает), и маленький какой-то!

Максим: Не мешай мне, отстань! Я сам строю, какой хочу!

У детей ярко проявляются склонность к конкуренции, сорев­новательность, непримиримость в оценке товарищей. На пятом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи дру­гих детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стре­мится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интере­сов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении составля­ет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.

149

Дети используют разнообразные средства общения, и, несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуа­тивной.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей шести-семи лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Услож­нение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основ­ная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудниче­ству с товарищами, которое приобретает внеситуативный харак­тер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчи­вый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умения видеть в них равную себе личность, учиты­вать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действи­ями.

Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения — речь.

Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет про­следить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутвержда­ются в его глазах.

Высказывания в адрес сверстника так или иначе связаны с собственным «Я» ребенка. Младшие дошкольники разговаривают прежде всего о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверст­ников с помощью предметов, которыми обладают. Занимая у млад­ших особое место, такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста (Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова).

Пример.

А н я (4 года 2 мес): А я сегодня в детский сад саночки принесла! Ксюша (4 года 9 мес): Дай мне, пожалуйста! Аня: Не дам!

Ксюша: Дай, пожалуйста! Аня: А ты мне печенье дала?!

Ксюша: На, возьми {достает из кармана и протягивает печенье). Аня (берет печенье и ест его): Дам тебе покататься. Еще дам Насте, Кате.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В пять—семь лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «пла­нами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»). 150

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. Рассмот­рим их типичные причины.

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенными причинами конфликтов со сверстниками выступают обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Иг­рушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она за­слоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоот­ношений. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходимы уверенность в том, что его замечают, и ощущение, что он самый хороший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уни­кальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его лич­ность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сра­зу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую ха­рактеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же са­мое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других. Они не понимают, что сверстник — такая же личность со своими интере­сами и потребностями.

К пяти-шести годам число конфликтов снижается. Ребенку ста­новится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстни­ка. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понима­ние того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Различен вклад каждой формы общения в психическое разви­тие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональ­ных переживаний. При недостатке общения со взрослыми обще­ние с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоцио­нальных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательно­сти, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.

151

Вопросы и задания

  1. Проследите развитие форм общения ребенка со взрослым на протя­жении дошкольного возраста.

  1. Раскройте специфику общения младенца со взрослым.

  1. Опишите особенности общения ребенка со взрослым в раннем дет­стве.

  1. Дайте характеристику общения дошкольника со взрослым.

  1. Проследите развитие форм общения со сверстниками на протяже­нии дошкольного возраста.

  2. Охарактеризуйте особенности общения со сверстниками в младен­ческом и раннем детстве.

  3. Опишите специфику общения с ровесниками в дошкольном возра­сте.

  4. Раскройте роль общения со взрослыми и сверстниками в психичес­ком развитии.

  5. Какова специфика отношения дошкольников к воспитателю дет­ского сада?

Литература

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. — М., 1996.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А.Репиной, Р. Б. Стеркиной. — М., 1990.

Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т. А. Репиной. — М, 1978.

Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. — Минск, 1986.

Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л.М. и др. Учимся об­щаться с ребенком: руководство для воспитателя дет. сада. — М., 1993.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А. Г. Руз­ской. — М., 1989.

Развитие общения у дошкольников: характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет / под ред. А. В. Запо­рожца, М.И.Лисиной. — М., 1974.

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы дет­ского сада. — М., 1988.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. — М., 2000.

Формирование взаимоотношений в детском саду и семье / под ред. В. К. Котырло. — М., 1987.

Навыки общения для детей с СДВГ: 11 полезных стратегий

Мы недостаточно говорим о СДВГ и его влиянии на общение у детей, что удивительно, если учесть, например, что следующие основные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности напрямую связаны с общением:

  • Часто не слушает, когда с ним говорят напрямую
  • Часто выбалтывает ответы
  • Часто много говорит
  • Часто прерывает других или мешает другим

Усугубляемые другими аспектами СДВГ, такими как исполнительная дисфункция и эмоциональная дисрегуляция, коммуникативные проблемы являются обычным явлением и часто приводят к непониманию, реактивности, конфликтам и стрессу дома, а также к проблемам в школе.

Чтобы решить эти проблемы, мы можем следовать трехэтапному подходу к улучшению коммуникативных навыков у детей с СДВГ:

  • Понять связь СДВГ с проблемами общения
  • Лечение и поддержка СДВГ (и любых сопутствующих состояний)
  • Внедряйте стратегии, которые, как известно, облегчают языковые навыки и общение — от привития любви к книгам до упрощения устных инструкций.

Почему проблемы с общением часто встречаются при СДВГ

Исполнительная дисфункция и симптомы СДВГ

Полезно думать о СДВГ как о расстройстве исполнительной функции (EF). УВ — это когнитивные процессы, которые позволяют нам сосредотачиваться и концентрироваться, планировать и организовывать, управлять информацией и регулировать наше поведение и эмоции. Многие люди не понимают, что СДВГ влияет на все эти навыки самоконтроля, многие из которых также связаны с общением.

[Бесплатная загрузка: Как улучшить социальные навыки у детей с СДВГ]

Чтобы вести разговор, мы должны обращать внимание и сортировать поступающую информацию, держать ее в уме, систематизировать и придумывать. ответ, все в режиме реального времени и не прерывая другого человека. Мы также должны сохранять спокойствие и размеренность в своих ответах, что сложно, если нам не нравится то, что мы услышали. Дефицит УФ усложняет все эти процессы, особенно у детей с СДВГ, которые могут отставать в развитии от своих нейротипичных сверстников. 1

Дефицит УФ и другие симптомы СДВГ, такие как трудности с удержанием внимания, отвлекаемость и забывчивость, также могут влиять на «интуитивную» часть общения, например, улавливание социальных сигналов и невысказанных правил общения. Дело не в том, что СДВГ ухудшает социальное суждение, а в том, что он подрывает коммуникативные навыки ребенка, потому что он упускает детали того, что происходит вокруг него.

Исследования СДВГ и языка

Исследования также показывают, что СДВГ связан с проблемами общения и некоторыми особенностями речи:

  • У детей с СДВГ чаще наблюдаются задержки речи по сравнению с нейротипичными сверстниками. 2
  • Обзор более 20 исследований, проведенный в 2017 году, показал, что дети с СДВГ имеют более низкие баллы по показателям общего, выразительного, рецептивного и прагматичного языка, чем дети из контрольной группы, хотя точные причины этих проблем неубедительны. 3
  • У детей с СДВГ чаще, чем у их нейротипичных сверстников, наблюдаются нарушения речевого потока (паузы, повторения, повторения). 4

Как развивать коммуникативные навыки у детей с СДВГ

1. Лечение СДВГ. Комплексный план вмешательства при СДВГ, который может включать лекарства от СДВГ, поведенческую терапию и другую поддержку, поможет решить проблемы с общением на базовом уровне.

[Получить: Начинающие разговоры, которые вдохновляют детей делиться]

2. Проведите скрининг вашего ребенка на задержку речи и языка , учитывая высокий уровень заболеваемости СДВГ. В зависимости от потребностей вашего ребенка, он может иметь право на логопедическую и языковую терапию и другие услуги в школе.

3. Много разговаривайте с ребенком. Вербальное взаимодействие родителей и детей и богатая языковая среда жизненно важны для развития речи. 5

4. Погрузите ребенка в книги. Чтение в раннем возрасте способствует развитию речи и грамотности. 6 Чтение, конечно же, также связано с успехами в учебе. 7

5. Ограничьте экранное время. Исследования показывают, что время, проведенное за экраном, может нарушить языковые навыки и навыки грамотности у детей. 8 В наше время важно установить достаточно строгие ограничения на экран, чтобы у детей было время и пространство для развития навыков общения и любви к книгам.

6. Привлеките все внимание ребенка , чтобы начать разговор. Не выкрикивайте инструкции через всю комнату и не задавайте вопросы, поскольку ваш ребенок сосредоточен на чем-то другом, так как это наверняка приведет к путанице и недопониманию. Мы знаем, что исполнительная дисфункция СДВГ затрудняет регулирование внимания, поэтому дайте ребенку время, чтобы он обратил свое внимание на вас.

7. Говорите кратко и часто делайте паузы, чтобы ребенок мог обработать информацию и собраться с мыслями.

8. Разделите запросы и информацию на более мелкие части. Для выполнения многошаговых инструкций требуется обширная рабочая память. Делайте шаги простыми, чтобы ограничить разочарование со всех сторон. Подумайте, нужны ли вообще многошаговые инструкции. Может ли письменный контрольный список помочь? Можете ли вы оставить некоторую информацию на потом?

9. Попросите ребенка повторить то, что вы сказали 9.0066 для оценки понимания и укрепления рабочей памяти. Или спросите их: «Что вы поняли из того, что я только что сказал?»

10. Сосредоточьтесь на сплочении. Позитивные отношения между родителями и детьми могут уменьшить количество конфликтов и способствовать открытому и уважительному общению. Проявляйте интерес к интересам вашего ребенка и ищите с ним легкие и радостные занятия. Присутствуйте и внимательно слушайте, когда ваш ребенок говорит с вами. (Это означает, что телефоны прочь.) Как говорится, внимание — это щедрость, и ваш ребенок будет склонен поделиться, если почувствует, что его услышали.

11. Восстановление нормализации связи . СДВГ или нет, мы все обречены спотыкаться, выходить из себя и говорить то, что не имеем в виду. Исправление общения дает вам и вашему ребенку возможность признать ошибки, извиниться, если что-то идет не так, и исправить ситуацию — все это важно для развития здорового общения.

Содержание этой статьи было частично взято из вебинара ADDitude ADHD Experts под названием «Я не имел в виду!» Как СДВГ влияет на общение — и стратегии его улучшения [Видеоповтор и подкаст № 393] с Марком Бертином, доктором медицины, который транслировался в прямом эфире 22 марта 2022 года.

Навыки общения у детей с СДВГ: следующие шаги Ребенок говорит

  • Самопроверка: Может ли ваш ребенок иметь расстройство обработки речи?
  • Прочтите: Навыки социальной исполнительной функции, которые ускользают от детей с СДВГ

  • ПОДДЕРЖКА
    Спасибо, что прочитали ADDitude. Чтобы поддержать нашу миссию по обучению и поддержке СДВГ, рассмотрите возможность подписки. Ваши читатели и поддержка помогают сделать наш контент и охват возможными. Спасибо.


    Просмотреть источники статьи

    1 Шоу П., Экстранд К., Шарп В., Блюменталь Дж., Лерх Дж. П., Гринштейн Д., Клазен Л., Эванс А. , Гидд, Дж., и Рапопорт, Дж. Л. (2007). Синдром дефицита внимания/гиперактивности характеризуется задержкой созревания коры головного мозга. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки , 104 (49), 19649–19654. https://doi.org/10.1073/pnas.0707741104

    2 Chahboun,S., Kvello, Ø., et al. (2021). Расширение области расширенного языка: обзор литературы по обработке образного языка при нарушениях развития нервной системы. Границы в общении. https://doi.org/10.3389/fcomm.2021.661528

    3 Коррел, Х., Мюллер, К.Л., Силк, Т., Андерсон, В. , и Скиберрас, Э. (2017). Обзор исследования: Речевые проблемы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности — систематический метааналитический обзор. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин , 58 (6), 640–654. https://doi.org/10.1111/jcpp.12688

    4 Бангерт, К. Дж., и Финестэк, Л. Х. (2020). Создание лингвистического лабиринта детьми и подростками с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Журнал исследований речи, языка и слуха: JSLHR , 63 (1), 274–285. https://doi.org/10.1044/2019_JSLHR-19-00187

    5 Фельдман Х. М. (2019). Как маленькие дети изучают язык и речь. Обзор педиатрии , 40 (8), 398–411. https://doi.org/10.1542/pir.2017-0325

    6 Никлас Ф., Корссен К. и Тайлер К. (2016). Чем раньше, тем лучше: Раннее чтение детям. SAGE Открыть . https://doi.org/10.1177/2158244016672715

    7 Джеррим, Дж. , Лопес-Агудо, Лос-Анджелес, Марсенаро-Гутьеррес, О. (2020) Имеет ли значение, что читают дети? Новые доказательства с использованием данных продольной переписи населения Испании, Oxford Review of Education , 46:5, 515-533, DOI: 10.1080/03054985.2020.1723516

    8 Madigan, S. , МакАртур, Б.А., Анхорн, К. ., Эйрих Р. и Кристакис Д. А. (2020). Связь между использованием экрана и языковыми навыками ребенка: систематический обзор и метаанализ. Педиатрия JAMA , 174 (7), 665–675. https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2020.0327

    • Фейсбук
    • Твиттер
    • Инстаграм
    • Пинтерест

    Предыдущая статья Следующая статья

    Родительский контроль PS5: руководство для родителей

    В последнем поколении консольных войн одна платформа вышла на первое место: Playstation 5. PS5 пользуется огромной популярностью с момента своего выпуска, продается в магазинах и онлайн в течение нескольких минут. Но с популярностью этой консоли следующего поколения появляются новые риски, а именно для детей.

    Вам как родителю может быть интересно, каковы риски и как вы можете защитить своих детей, пока они играют на своей PS5. В этой статье мы рассмотрим риски, с которыми могут столкнуться дети при игре на PS5, а также способы настройки родительского контроля, чтобы обезопасить их.

    Введение в PS5

    Playstation 5 — новейшая консоль от Sony, и с момента ее выпуска она произвела фурор. PS5 может похвастаться множеством новых функций, включая графику 4K, сверхбыстрый твердотельный накопитель и обратную совместимость с играми для PS4.

    Консоль была выпущена Sony в двух версиях: стандартной и цифровой. Цифровая версия дешевле и не поставляется с дисководом, что означает, что она может играть только в цифровые игры.

    PS5 была чрезвычайно популярна, ее раскупили в течение нескольких минут после выпуска. Многим розничным торговцам было трудно держать консоль на складе, а спекулянты перепродавали консоли за тысячи долларов.

    Популярность PS5 отчасти объясняется ее новыми функциями, а также обратной совместимостью с играми для PS4. Это означает, что люди, у которых уже есть PS4, могут перейти на PS5 и по-прежнему иметь возможность играть в свои старые игры.

    PS5 также популярна благодаря поддержке множества новых контроллеров, в том числе контроллера DualSense с тактильной обратной связью и адаптивными триггерами. PS5 также имеет встроенный микрофон и камеру, которые можно использовать для видеозвонков и потоковой передачи.

    Возможности PS5, о которых следует знать

    PS5 имеет множество функций, которые делают ее привлекательной как для детей, так и для родителей:

    • PS5 обратно совместима с играми для PS4, поэтому ваш ребенок все еще может играть свои старые игры на новой консоли.
    • PS5 поддерживает множество новых контроллеров, в том числе контроллер DualSense с тактильной обратной связью и адаптивными триггерами.
    • PS5 поставляется с сетевыми функциями, позволяющими вашему ребенку играть в игры с друзьями по сети.
    • PS5 имеет графику 4K, а это значит, что ваш ребенок сможет наслаждаться играми в высоком разрешении.
    • PS5 имеет сверхбыстрый твердотельный накопитель, позволяющий пользователям быстро загружать свои игры и сохранять прогресс.
    • PS5 также имеет различные функции родительского контроля, которые вы можете использовать, чтобы ограничить время игры вашего ребенка, ограничить доступ к определенному контенту и установить лимиты расходов.

    Риски, с которыми сталкиваются дети, играя на PS5

    Функции, которые появились в последней версии Playstation, означают, что дети могут столкнуться с новыми рисками, играя на PS5. Вот некоторые риски, с которыми может столкнуться ваш ребенок:

    Внутриигровые микротранзакции. Многие игры для PS5 включают внутриигровые микротранзакции, представляющие собой небольшие транзакции, которые игроки могут совершать для покупки предметов или доступа к контенту в игре. Эти микротранзакции могут быстро накапливаться, и ваш ребенок может не знать, сколько он тратит.

    Внутриигровой чат: PS5 включает онлайн-возможности, что означает, что ваш ребенок может общаться с другими игроками, пока они играют в свои игры. Это может быть отличным способом для детей пообщаться, но это также открывает для них возможность столкнуться с неприемлемым языком или содержанием.

    Вопросы конфиденциальности: PS5 поддерживает онлайн-игру, а также возможность общаться с другими игроками с помощью голосового и видеочата. Это означает, что личная информация вашего ребенка, такая как его имя и домашний адрес, может быть подвержена риску доступа посторонних лиц.

    Проблемы с экранным временем: PS5 — это очень захватывающая консоль, и дети могут легко потерять счет времени, играя в свои игры. Это может привести к проблемам с чрезмерным временем у экрана, что может повлиять на сон и социальную жизнь вашего ребенка.

    Хотя функции PS5 сделали ее одной из самых популярных систем всех времен, важно учитывать связанные с ней риски. Как родитель, вы можете предпринять шаги, чтобы защитить своего ребенка от этих рисков, настроив родительский контроль на консоли.

    Как настроить родительский контроль на PS5

    Playstation 5 поставляется с различными родительскими функциями, которые вы можете использовать, чтобы ограничить время игры вашего ребенка, ограничить доступ к определенному контенту и установить лимиты расходов. Вот как настроить родительский контроль на PS5.

    Шаг 1. Настройка учетной записи Playstation Network

    Чтобы использовать родительский контроль на PS5, вам необходимо создать учетную запись Playstation Network. Вы можете сделать это, зайдя на сайт Playstation и создав учетную запись. После создания учетной записи вы сможете войти в свою консоль и получить доступ к родительскому контролю.

    Затем вам нужно будет настроить учетную запись для вашего ребенка. Для этого зайдите в раздел «Семья» на сайте Playstation и создайте учетную запись для своего ребенка. Вам нужно будет указать дату их рождения и создать для них имя пользователя и пароль.

    Шаг 2. Доступ к родительскому контролю

    После создания учетной записи для ребенка вы можете получить доступ к родительскому контролю, войдя в свою учетную запись Playstation Network. Оказавшись там, выполните следующие действия, чтобы получить доступ к родительскому контролю:

    Нажмите на свой профиль в правом верхнем углу экрана.

    1. Нажмите «Настройки».
    2. Нажмите «Управление учетной записью».
    3. Нажмите «Управление семьей».
    4. Нажмите «Родительский контроль».

    После того, как вы выберете параметр «Родительский контроль» и активируете его, у вас будет возможность настроить элементы управления по своему вкусу.

    Шаг 3. Настройка родительского контроля

    Родительский контроль на PS5 позволяет настраивать параметры по своему вкусу. Вы можете установить ограничения для определенных типов контента, таких как насилие или контент для взрослых. Вы также можете установить ограничения на то, сколько времени ваш ребенок может проводить за своими играми.

    Как ограничить общение на консолях PS5

    Если вы хотите ограничить взаимодействие вашего ребенка с другими на консоли PS5, вы можете сделать это, выполнив следующие действия:

    1. Войдите в свою учетную запись и перейдите к Родительскому контролю настройки.
    2. Выберите «Общение и пользовательский контент».
    3. Выберите «Ограничить»

    Если вы ограничите настройки связи, ваш ребенок сможет общаться только с людьми, которые находятся в его списке друзей. Они не смогут общаться с незнакомцами. Они также не смогут получить доступ к пользовательскому контенту, т.е. к контенту, созданному другими игроками, например к видео или снимкам экрана.

    Вы также можете разрешить или запретить голосовой и видеочат. Если вы разрешите голосовой и видеочат, вы можете дополнительно настроить параметры, чтобы разрешить общение только с людьми из списка друзей.

    Как ограничить доступ к играм с помощью рейтинга ESRB

    ESRB — это Совет по рейтингу развлекательного программного обеспечения, который отвечает за рейтинг видеоигр. Игры оцениваются на основе их содержания, и вы можете использовать эти рейтинги, чтобы решить, какие игры подходят для вашего ребенка.

    Чтобы ограничить доступ к играм по рейтингу ESRB, выполните следующие действия:

    1. Войдите в свою учетную запись и перейдите к настройкам родительского контроля.
    2. Выберите «Игры».
    3. Выберите «Ограничить игры по рейтингу».

    Затем вы сможете выбрать, с какими рейтингами вы хотите разрешить играть вашему ребенку. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок мог играть только в игры с рейтингом E для всех, вы должны выбрать этот вариант.

    Как установить лимит времени игры

    Если вы хотите установить ограничения на то, сколько времени ваш ребенок может проводить за игрой на PS5, вы можете сделать это, выполнив следующие действия:

    1. Войдите в свою учетную запись и перейдите к настройкам родительского контроля.
    2. Выберите «Управление временем».
    3. Выберите «Установить ограничения времени воспроизведения».

    После этого вы сможете установить дневные или недельные ограничения на то, сколько времени ваш ребенок может проводить за игрой на PS5. Вы также можете получать уведомления, когда ваш ребенок приближается к лимиту игрового времени.

    Как установить лимиты покупок

    Вы также можете выбрать, сколько ваш ребенок может тратить в месяц на игры и другие вещи. Это гарантирует, что ваш ребенок не сможет сделать какие-либо нежелательные покупки.

    Чтобы настроить ограничения на покупку, выполните следующие действия:

    1. Войдите в свою учетную запись и перейдите к настройкам родительского контроля.
    2. Выберите «Лимит покупки».
    3. Установить месячный лимит расходов.

    По умолчанию лимит установлен на 0,00 долларов США, и вы можете увеличить его до любой суммы, которую хотите. Вы также можете получать уведомления, когда ваш ребенок достигает своего месячного лимита.

    Советы, которые помогут вашему ребенку безопасно играть на PS5

    Помимо настройки родительского контроля, вы также можете сделать некоторые вещи, чтобы помочь вашему ребенку безопасно играть.

    Вот несколько советов:

    • Поощряйте ребенка играть только с теми, кого он знает: Убедитесь, что ваш ребенок знает, что нельзя разглашать личную информацию незнакомцам и играть только с теми, кого он знает.
    • Следите за игрой вашего ребенка: вы можете сделать это, наблюдая, как он играет, или спросив его об игре позже. Это поможет вам убедиться, что они играют только в игры, подходящие для их возраста.
    • Поговорите со своим ребенком о безопасности в Интернете. Объясните ребенку, почему важно оставаться в безопасности в Интернете, и помогите ему понять, как это сделать.

    Следуя этим советам, вы поможете своему ребенку безопасно и весело играть на PS5. И когда вы знаете, что ваш ребенок весело и безопасно проводит время в Интернете, вы можете быть уверены, что он получает максимальную отдачу от своего игрового опыта.

     

    Обеспечьте безопасность своих детей в Интернете с помощью Kidslox

    Когда дело доходит до безопасности ваших детей в Интернете, вы не можете быть слишком осторожны. Вот почему мы создали Kidslox — приложение для родительского контроля, которое позволяет вам управлять и отслеживать онлайн-активность вашего ребенка.

    С Kidslox вы можете:

    • Блокировать нежелательные веб-сайты и приложения
    • Установите ограничения по времени, в течение которых ваш ребенок может использовать свои устройства
    • Мониторинг онлайн-активности вашего ребенка
    • И многое другое!

    Kidslox доступен для устройств Android и iOS, поэтому вы можете использовать его на всех устройствах вашей семьи. И самое главное, попробовать можно бесплатно! Установите защитные элементы управления для каждого устройства в вашем доме с помощью одной учетной записи и отслеживайте действия из любого места.