Особенности общения дошкольника со взрослыми: works.doklad.ru — Учебные материалы

Содержание

Особенности общения ребенка дошкольного возраста со взрослыми.

ГПОУ «Беловский педагогический колледж»

Педагогическое портфолио по

МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Выполнила:

студентка 4 курса

группы 4421

Уфимцева М.В.

Белово 2016

Особенности общения дошкольника со взрослым.

Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо — физиологически напоминающим человека.

Ребенок в процессе общения развивается, приобретает психические и поведенческие качества.

Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все его интересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться с взрослыми, благодаря им дошкольник раскрывает мир для себя и познает всё лучшее и отрицательное, что есть у человечества.

Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи, восприятия и т.д. и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает.

По Выготсокому Л. С. источник психического развития находится в отношениях ребенка со взрослым. Общение со взрослыми выступает как фактор, способствующий развитию. Отношение взрослого к ребенку облегчает понимание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям.

Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье. Семья для ребенка становится первой, с кем он начинает общаться, именно там закладываются основы общения, которые в будущем ребенок будет развивать.

Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник переживаний дошкольника — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

В обыденной жизни отношение окружающих к ребенку имеет широкую палитру чувств, вызывая у него разнообразные ответные чувства — радость, гордость, обиду и т.д. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. В общении через подражание ребенок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Стремясь получить похвалу, усвоить привлекательные для него способы действия, слушая захватывающую историю о близком человеке или любимую сказку, он с детской горячностью погружается в общение, в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого. В тоже время, стремясь подтвердить свою самостоятельность, ребенок весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя свое стремление настоять на своем: «Я так сказал!», «Я буду это делать!» и прочее.

В детстве ребенок еще не может достаточно искусно управлять своими эмоциями, толкающими его то отождествить себя с другим человеком, то отринуться от него в негодовании.

В дошкольном возрасте общение со взрослыми

 приобретает внеситуативный характер. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. То есть содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

Выделяются две внеситуативные формы общения ребенка со взрослым – познавательная и личностная. В 4-5 лет складывается внеситуативно-познавательная форма, для которой характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании, сопереживании и личностные мотивы общения. Главным средством для внеситуативных форм общения является речь.

Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых – воспитателя, педагога, врача и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

Нормальный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Конечно, наличие ведущей формы общения вовсе не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия.

Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого.

Правильное поведение в присутствии взрослого — первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.

Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение.

Ребенок испытывает ненасыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. При общении с дошкольником взрослому стоит учитывать важность оказания поддержки ребенку,

 поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут привести его к потере уверенности в своих возможностях.

Далее приведем анализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Особенности общения ребенка

со сверстниками

Особенности общения ребенка

со взрослыми

Яркая эмоциональная насыщенность речи. Резкие интонации, крики. Смех. Разные выражения оттенков от эмоций бурной радости до бурного негодования.

Преобладание спокойной речи.

Нестандартность: из-за отсутствия жестких норм и правил, дети используют неожиданные сочетания слов и звуков, передразнивают друг друга, что способствует развитию словотворчества.

Ребенок придерживается определенных норм вежливости и общепринятых форм общения.

Преобладание инициативных высказываний над ответными. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать другого.

Ребенок больше слушает взрослого, принимает и поддерживает инициативу взрослого.

Управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание ему собственных образцов, постоянное соревнование с собой.

Взрослый остается для ребенка источником оценки.

Рождаются такие сложные явления, как притворство, нарочное выражение обиды, фантазирование.

Ребенок требует правдивости.

Таким образом, мы увидели, что именно взрослый становится важным собеседником для ребенка.

Во время общения ребенок дошкольного возраста ориентируется на мнение воспитывающих его людей. То есть, ребенок оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на оценку, отношение и мнение воспитывающих его людей.

Также при общении со взрослыми у детей вырабатываются умение говорить и вести себя по правилам, слушать и понимать другого человека, усваивать новые знания.

Особенности общения дошкольников — презентация онлайн

1.

Особенности общения дошкольников ОСОБЕННОСТИ
ОБЩЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ

2. План:

ПЛАН:
Общение и его роль в развитии
ребенка;
Особенности общения дошкольника
со взрослым;
Особенности
общения
детей
дошкольного
возраста
со
сверстниками;
Анализ
особенностей
общения
ребенка
со
сверстниками
и
взрослыми;
Развитие навыков общения.

3. Общение и его роль в развитии ребенка

ОБЩЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Жизнь каждого нормального
человека буквально пронизана
контактами с другими людьми.
Потребность в общении — одна
из
самых
важных
человеческих потребностей.
Общение — это главное условие
и основной способ жизни
человека. Только в общении и
в отношениях с другими
людьми
человек
может
почувствовать и понять самого
себя, найти свое место в мире.
Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид
взаимодействия общением, можно опираться на следующие
четыре критерия, предложенные М. И. Лисиной.
1.
Общение предполагает внимание и интерес к другому, без
которых любое взаимодействие невозможно.
2.
Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера
является вторым критерием общения.
3.
Третьим критерием общения являются инициативные акты,
направленные на привлечение внимания партнера к себе.
4.
Четвертым критерием общения является чувствительность
человека к тому отношению, которое проявляет к нему
партнер.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Если
бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда
не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно
развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен,
оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо физиологически напоминающим человека.
Ребенок в процессе общения развивается, приобретает
психические и поведенческие качества.

6. Особенности общения дошкольника со взрослым

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА СО
ВЗРОСЛЫМ
По Выготсокому Л. С. источник
психического
развития
находится в отношениях ребенка
со взрослым. Общение со
взрослыми
выступает
как
фактор,
способствующий
развитию. Личность ребенка, его
интересы, понимание себя, его
сознание и самосознание могут
возникнуть только в отношениях
со взрослыми. Без любви,
внимания и понимания близких
взрослых ребенок не может стать
полноценным человеком. Такое
внимание ребенок может, прежде
всего, получить в семье.
Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник
переживаний дошкольника — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и
детьми.
В дошкольном возрасте общение со взрослыми приобретает внеситуативный
характер.
Формы внеситуативного общения:
Позновательная
Личностная
Внеситуативно-познавательная форма, для которой характерны познавательные
мотивы и потребность в уважении взрослого.
Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение
для развития личности ребенка, это способствует формированию морального
сознания, развитию самосознания и самоконтроля.

8. Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
Начиная с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по
общению, который с возрастом становится все более значимым.
Это сверстник. Общение со сверстниками имеет ряд
существенных особенностей, качественно отличающих его от
общения с взрослым.
Особенности общения дошкольников со сверстниками М. И.
Лисина и А. Г. Рузкина
Первая и наиболее важная черта общения дошкольников
состоит в большом разнообразии коммуникативных действий
и чрезвычайно широком их диапазоне.
Второе яркое отличие общения в среде сверстников
заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной
насыщенности.
Третья
специфическая особенность контактов детей
заключается
в
их
нестандартности
и
нерегламентированности средств общения.
Еще одна отличительная особенность общения сверстников преобладание инициативных действий над ответными.
Перечисленные особенности отражают специфику
детских контактов на протяжении всего дошкольного
возраста.
Однако
содержание
общения
детей
существенно меняется от 3 к 6-7 годам.

11. Анализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА
СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ
Особенности общения ребенка
со сверстниками
Особенности общения ребенка
со взрослыми
Яркая эмоциональная насыщенность речи. Преобладание спокойной речи.
Резкие интонации, крики. Смех. Разные
выражения оттенков от эмоций бурной
радости до бурного негодования.
Нестандартность: из-за отсутствия жестких Ребенок придерживается определенных
норм
и
правил,
дети
используют норм вежливости и общепринятых форм
неожиданные сочетания слов и звуков, общения.
передразнивают
друг
друга,
что
способствует развитию словотворчества.
Преобладание
инициативных
высказываний над ответными. Ребенку
важнее
высказаться
самому,
чем
выслушать другого.
Управление
действиями
партнера,
контроль его действий, навязывание ему
собственных
образцов,
постоянное
соревнование с собой.
Рождаются такие сложные явления, как
притворство, нарочное выражение обиды,
фантазирование.
Ребенок больше слушает взрослого,
принимает и поддерживает инициативу
взрослого.
Взрослый
остается
источником оценки.
для
Ребенок требует правдивости.
ребенка

12. Развитие навыков общения

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) межличностное
отношение детей проходят достаточно сложный путь возрастного
развития, в котором можно выделить три основных этапа:
1.
Для младших дошкольников наиболее характерным является
индифферентно-доброжелательное отношение к другому
ребенку.
2.
В 4-5 лет в средней группе резко возрастает эмоциональная
вовлеченность в действия другого ребенка. В этом возрасте
значительно возрастает число детских конфликтов, возникают
такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.
3.
К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных
действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность
и переживания сверстника.
Спасибо за внимание!

Составьте картотеку методик, изучающих особенности общения дошкольников: 1 2- со

до школьниками нужно обшаться бережно , нельзя над ним смеяться или издеваться из за этого у ребенка появлеяттся не уверенность в себе , после этого он боиться отвечать думая что все будут смеяться над ним

Со взрослыми людьми тоже нужно прилично разговоривать , например у человека может быть психический срвв из за нервов и это приводит к разным болезням ,

Запомните слова могут очень сильно ранять человека

Психологические особенности взамодействия детей старшего дошкольного возраста

Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Психологические особенности детей 5-6 лет

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая.

Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник в основном верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д.

Конструирование, рисование, лепка – это наиболее свойственные дошкольнику занятия. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться. Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага.

Еще одна деятельность, элементы которой усваиваются в дошкольном детстве, – это учебная деятельность. Основная особенность ее состоит в том, что, занимаясь ею, ребенок изменяется сам, приобретая новые знания и навык и. В учебной деятельности главное – это получение новых знаний.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший ребенок – дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то за другую вещь. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества, которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение.

К шести – семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.

Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых.

При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развивается понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер) и формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

К концу дошкольного возраста ребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр.

К шести годам жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога, в результате чего понижается способность к внушаемости. Дети способны отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации. Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.

Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно – ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я.

Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

Прежде чем рассматривать особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками необходимо отметить, что категория «педагогическое взаимодействие» в последние два десятилетия завоевывает все более основательные позиции в отечественной педагогической науке. Чаще всего педагогическое взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками образовательного процесса.

Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию и гармонизацию; личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок…». В литературе по данной проблеме даются различные классификации педагогических взаимодействий, рассматриваются их видовые характеристики, но наш взгляд, необходим философский анализ вопроса о том, в чем особенность этой связи, какова ее природа.

Важное значение для формирования произвольности регуляции поведения в дошкольном возрасте играет сотрудничество со взрослым и сверстниками. Функции и роли партнеров в этом взаимодействии меняются на протяжении дошкольного возраста. Первоначально ребенок не разделяет собственно образец и взрослого, как носителя образца. Воспроизведение образца выступает в форме глобального подражания ребенком действия взрослого. Затем ребенок дифференцирует действия взрослого и собственно образец, а затем выделяет правило, как основание построения собственных действий. Функции взрослого изменяются от выполнения роли образца, к контролю правильности выполнения действия и, наконец, к концу дошкольного возраста к равноправному сотрудничеству, в котором и сам взрослый начинает выступать как объект контроля.

Функции и роль сверстников, участвующих в сотрудничестве со взрослым, по мере формирования у дошкольника устойчивой ориентации на образец, также претерпевают изменения. Вначале функция сверстника для ребенка-дошкольника – эталон действий для организации собственных действий в процессе воспроизведения образца, потом объект контроля и оценки, и, наконец, – равноправный партнер по совместной деятельности.

Успешное включение дошкольников во взаимодействие со взрослым в ситуации учебного типа определяется следующими параметрами:

– стремлением к сотрудничеству и характером ориентировки на взрослого;

– способностью принять задание; результативностью действий ребенка; степенью сформированности самоконтроля; уровнем развития внимания. Указанные параметры связаны с уровнем развития произвольной регуляции поведения ребенка.

Важно помнить, что ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого. Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение.

Ребенок испытывает ненасыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. При общении с дошкольником взрослому стоит учитывать важность оказания поддержки ребенку, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут привести его к потере уверенности в своих возможностях.

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.

В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р.С.Буре, Е.Е.Кравцова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Г.А.Цукерман и др.). Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.

В возрасте 5-6 лет круг сверстников приобретает особое значение в развитии самосознания и самооценки ребенка, его эмоционально-волевых черт, стереотипов поведения и деятельности. Учитывая проявление в этот период ярко выраженного у дошкольника интереса к сверстнику и потребности во взаимодействии с ним, можно предполагать, что влияние сверстников на его личностное развитие начинает в известном смысле конкурировать с влиянием взрослого окружения. В самом деле, только в условиях детского социума, то есть в среде себе равных, ребенок может в полной мере проявить свою самостоятельность, защитить собственную позицию, усомниться в правильности высказываний или поступков другого человека, сравнить себя с другим. В этой ситуации ребенок, с одной стороны, вынужден считаться с партнерами, в определенной степени подчиняться правилам социального взаимодействия, с другой – только в условиях общения и деятельности с равными себе может проявляться и развиваться его индивидуальность.

Cтепень популярности ребенка среди ровесников прямым образом влияет на содержание и структуру его мотивационной сферы. В психолого-педагогических работах, как правило, рассматривается только одно направление этой зависимости: мотивы поведения ребенка в значительной степени определяют его социально-психологический статус в детской группе. В нашем исследовании это проявилось также отчетливо: более половины мотивировок предпочтения одних детей другими в старшем дошкольном возрасте связаны с наличием в поведении детей нравственных норм и качеств, позволяющих достичь успеха в деятельности («много придумывает, когда играем», «хорошо прибирает в уголке»). Вместе с тем совершенно очевидно, что на определенном этапе формирования личности ребенка, приобретения им опыта социального поведения в среде сверстников возникает и обратная связь: удовлетворенность или неудовлетворенность его взаимоотношениями с другими детьми, положением, которое он среди них занимает, влияет на специфику содержания и структуру его мотивационной сферы.

Прежде всего, прослеживается определенная взаимосвязь статуса ребенка в группе сверстников и отдельных групп мотивов его поведения. Так, среди дошкольников, проявивших нравственную мотивацию в ситуациях свободного выбора, преобладают дети высоких статусных групп. Они составляют около 60 % всех детей, сделавших такой выбор. Но при этом почти 2/3 таких детей руководствуются моральными побуждениями только по отношению к сверстникам, вызывающим у них симпатию. Стремление поступить в соответствии с нравственными нормами характеризует и поведение примерно 40 % детей, непопулярных среди ровесников; 32 % из них делали нравственный выбор только по отношению к детям высоких статусных групп. Дети, популярные среди сверстников, значительно чаще отмечают привлекательность той деятельности, которая могла бы подтвердить их высокое статусное положение в группе. В частности, 80 % популярных детей выбирали игры соревновательного характера.

Кроме того, соподчинение, иерархия мотивов как относительно устойчивое проявление личности раньше формируется у детей с более высоким социально-психологическим статусом. У них реже проявляется борьба мотивов в ситуации выбора, такие дети реже обращаются за помощью к взрослому, когда необходимо принять решение.

Изучение различных видов продуктивной и игровой деятельности дошкольников позволяет также высказать мысль о том, что при определенных педагогических условиях совместная детская деятельность в значительной степени способствует развитию индивидуального творчества ребенка, интереса дошкольника к тому или иному виду деятельности.

Все это позволяет утверждать, что детский социум не нивелирует индивидуальность ребенка, а стимулирует ее становление, точнее, должен был бы. Но, к сожалению, здесь кроется серьезная педагогическая проблема – как создать условия для развития этой индивидуальности? Ведь не секрет, что в силу объективных и субъективных причин, таких, например, как количество детей в группе или неготовность педагога к реализации индивидуального подхода в педагогической деятельности, взрослые чаще подавляют индивидуальность ребенка, чем ее развивают.

Общение детей 5-6 лет со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым. Первое яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.

Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста. Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.

Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками

Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками

Общение со взрослыми

Дошкольный возраст — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые и реальные отношения со сверстниками. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности взрослого и ребенка распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности и хочет активно действовать в мире взрослых. Мир окружающих людей распадается на 2 круга: близкие люди и все другие люди. От этих отношений зависят успехи и неудачи ребенка, радости и огорчения. Поэтому социальная ситуация развития этого периода называется «ребенок — общественный взрослый». Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми. Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Общение со сверстниками. Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее,  в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 — 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

  1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.

По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

  1. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.

С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

  1. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

  1. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.

Формы общения со сверстниками

  1. Эмоционально — практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

  1. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период — расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

  1. Внеситуативно — деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

 

 

Три принципа общения: по очереди с ребенком

Как по очереди может помочь вашему маленькому ребенку развить сильные коммуникативные навыки.

Общение — необходимая часть жизни. От друзей, получения и сохранения работы и даже от покупки рожка мороженого люди должны иметь возможность общаться с другими. Итак, как родители могут помочь развить эти важные коммуникативные навыки?

В книге «Тридцать миллионов слов: формирование детского мозга» Дана Зюскинд, Бет Зюскинд и Лесли Левинтер-Зюскинд рассказывают о том, как родители и взрослые могут помочь детям развить решающий и невероятно важный навык общения.Они определили три принципа общения: настраиваться, больше говорить и по очереди. В этой статье мы поговорим о третьем «Т» по очереди.

По очереди

Чередование — важная часть коммуникативного развития маленьких детей. Когда дети учатся по очереди, они учатся основному ритму общения, обмену между людьми. Они также узнают о смене и общении посредством взаимодействия с подачей и возвратом. Думайте об этом как об игре в теннис: ваш ребенок обслуживает мяч, глядя на вас и бормоча, а вы возвращаете мяч, глядя на своего ребенка и разговаривая с ним.Когда дети активно взаимодействуют со взрослыми и тренируются по очереди, они усваивают основы разговорного обмена.

Michigan State University Extension дает несколько советов, как по очереди с вашим ребенком.

  • Будьте отзывчивы. Дети по-разному сообщают о своих потребностях. Младенцы плачут, чтобы удовлетворить свои потребности, малыши могут потянуть вас на кухню, когда они голодны, а дети постарше могут сказать вам словами, что им нужно. Чутко реагируя на потребности ребенка, вы делаете несколько вещей.Во-первых, вы делаете самую важную часть родительской заботы о них! Они чувствуют себя в безопасности, в безопасности и любят, когда вы откликаетесь на их нужды. Что касается коммуникативных навыков, отзывчивость помогает детям понять ценность общения с другими. Подобно тому, как взрослым нужно понять, как общаться со своим начальником, чтобы взять отпуск, детям нужно научиться ориентироваться в мире посредством общения.
  • Держите вещи открытыми. Вопросы «что?» Или «да или нет» часто ограничивают ответы ребенка.Эти вопросы не помогают расширить словарный запас вашего ребенка или улучшить его разговорные навыки, потому что вы ожидаете, что ребенок будет повторять слова, которые он уже знает. Попробуйте задавать открытые вопросы, например «как» или «почему». Эти вопросы позволяют детям выражать себя с помощью разных слов или мыслей.
  • Поиграйте в другие игры с очередностью. Будь то просто катание мячом взад и вперед или захватывающая игра в Candyland, игры, предполагающие чередование, помогают развить сильные базовые навыки языка и общения.Предложите ребенку попрактиковаться по очереди. Вы можете сыграть в «Я шпионю» и посоветовать своему ребенку найти несколько способов описать то, что он видит, или вместе сочинять истории, по очереди описывая, что будет дальше.

Для получения дополнительных статей о развитии ребенка, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения Michigan State University Extension.

Другие статьи из этой серии

Вы нашли эту статью полезной?