Позиции в общении психология: Позиция общения
1.5 Позиции в общении
Для того чтобы глубже понять психологические закономерности межличностного взаимодействия и ролевого поведения, как своего, так и других людей, целесообразно привлечь внимание к таким понятиям как позиции в общении.
Понятие позиция рассматривается как обобщенная характеристика положения индивида в статусно — ролевой внутригрупповой структуре, либо как устойчивая система отношений индивида к окружающей действительности, т. е. то, что принято называть точкой зрения человека — его взгляды, представления, установки, реализуемые в референтных группах. И то и другое представление о позициях имеет место в деловом общении.
Чтобы понять истинные мотивы поведения партнеров целесообразно обратить внимание на позиции, которые они занимают во взаимоотношениях. В практике деловых отношений различают три основные позиции:
— ”пристройка рядом”, когда партнеры по общению строят свои взаимоотношения на равных;
— ”пристройка сверху”, когда один из партнеров стремиться занять в общении доминирующее положение;
— ”пристройка снизу”, когда партнер уступает свои позиции другому, в силу обстоятельств признавая его доминирующее положение.
Более глубокое понимание сложных позиционных отношений партнеров по общению можно получить, если использовать структурно — трансактный анализ, предложенный американским психологом Э.Берном.
Метод трансактного анализа — это довольно простая и доступная для понимания концепция осознания психологических механизмов занимаемых позиций и играемых ролей партнерами по общению, в том числе скрытых от самоконтроля психологических игр и манипуляций.
Наблюдая за спонтанной социальной деятельностью людей, обнаруживается, что время от времени разные аспекты их поведения заметно меняются. У каждого человека есть некий набор поведенческих схем, который соотносится с определенным состоянием его сознания. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании состояний «Я».
Каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным, репертуаром состояний своего «Я» (образа-представления о себе).
На языке психологии состояния «Я» можно описать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром своего «Я», которого суть не роли, а психологическая реальность.
Как отмечал Берн, его теория возникла, когда он, наблюдая поведение людей, Он фиксировал свое внимание на внешние поведенческие реакции оппонентов: выражение их лица, интонацию голоса, структуру речи, телодвижения, мимику, позу и манеру держать себя. Они проявлялись при воздействии на них различных стимулов — слов, жестов, взглядов, интонаций и др. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла поведением всей личности человека. Он заметил, что эти различные внутренние «Я» по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы.
Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.
Каждая личность, согласно модели Э.Берна, имеет три состояния «Я», которые являются отдельными и особыми источниками поведения:
— Р-родитель (состояние «Я», поведение, сходное с образами поведения родителей;
— В-взрослый (состояние «Я», поведение автономно направленное на объективную оценку реальности) ;
-Р-ребенок (дитя) (состояние «Я», поведение все еще похожее на поведение ребенка в раннем детстве).
”Родитель” — это состояние включает в себя социальные установки и стереотипы поведения, усвоенные от внешних источников, преимущественно от родителей и других авторитетных лиц. Источник социально-нормативной информации, содействующей преемственности поколений. Это могут быть: совокупность полезных, проверенных временем правил и руководств, либо определенный набор предрассудков и предубеждений или то и другое вместе взятое. В процессе общения
”Взрослый” — это состояние, направленное на объективную оценку реальности, основа реалистического поведения. Будучи ориентировано на сбор и анализ объективной информации, оно организовано, активно, разумно, адаптивно и действует, хладнокровно, оценивая ситуацию и бесстрастно рассуждая;
”Ребенок” — это эмоционально-непосредственное начало в поведении человека. Оно включает в себя формы поведения, присущее непосредственному поведению ребенка: его изобретательности, любознательности и доверчивости, но также и его капризности, обидчивости и др.
Ре — позиция включает укоренившийся в структуре личности ранний детский опыт взаимодействия с окружающими. Внешне это состояние выражается в следующих формах: как детски непосредственное отношение к миру (творческая увлеченность, наивность гения), как архаичное детское поведение (упрямство, злость, обидчивость, легкомыслие).Каждое из этих состояний может постоянно или ситуативно проявляться в поведении человека, и он будет чувствовать, мыслить и действовать в рамках этого состояния.
В каждый момент общения обнаруживается одно из них.
В зависимости от ситуации общения люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.
Состояние «Взрослый» отражает умение человека считаться с ситуацией, понимать свой интерес и распределять ответственность между собой и партнерами. Человек в этом состоянии перерабатывает информацию и вычисляет вероятности эффективного взаимодействия с окружающим миром.
«Взрослый» контролирует действия «Родителя» и «Ребенка», является посредником между ними. Состояние «Взрослый» складывается долго, за счет жизненного опыта человека.
Состояние «Родитель» осуществляет две основные функции. Во-первых, человек в этом состоянии может эффективно выполнять роль родителя своих детей. Во-вторых, благодаря «Родителю» многие наши реакции давно становятся автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Это состояние освобождает взрослого человека от необходимости принимать множество тривиальных решений по тому, что «так принято делать» и, следовательно, он может посвятить себя решению более важных жизненных проблем. Человек в таком состоянии строит свое поведение исходя из общепринятых норм, правил.
Каждое состояние личности заслуживает одинакового уважения, так как по-своему делает общение и жизнь человека полноценной и плодотворной.
Таким образом, вступая в контакт, вы можете демонстрировать три разных поведенческих стереотипов, так же как и ваш партнер по деловому общению.
Установки как психологические позиции в общении
8.07.2020
Установка — неосознаваемая готовность к определённому, привычному действию или реагированию, сформировавшаяся в процессе жизни.
Если говорить кратко, то установка — это приобретённая шаблонная реакция. Установка обусловлена прошлым опытом человека.
Установки человека относительно других людей и групп, влияющие на отношение к себе и другим, оказывают очень большое влияние на процесс и результат общения.
Канадско-американский психолог и психиатр Эрик Берн (1910-1970), создатель трансактного анализа, выделил четыре основные установки как психологические позиции при общении (другими словами — при трансакциях).
1. Я плохой — Ты плохой. Люди, стоящие на этой позиции, не только себя оценивают невысоко, но и окружающих воспринимают как людей тоже в том или ином смысле ущербных. Эта позиция может иметь отрицательные последствия для личности, приводя к утрате уверенности, бодрости, сил и воодушевления. Люди с такой установкой депрессивны, ощущают безнадёжность, подвержены стрессам, не проявляют настойчивости, свыклись с неудачами, недостаточно творчески относятся к работе, имеют плохие взаимоотношения с окружающими и т. д.
2. Я плохой — Ты хороший. Эти люди не нравятся самим себе потому, что считают себя слабыми, неудачливыми, никчёмными, некрасивыми, не соответствующими требованиям окружающих, имеющими много недостатков и т. д. Других же они оценивают более высоко; считают, что окружающие более значительны, умны, свободны от недостатков, удачливы, талантливы и/или красивы. Короче говоря, люди, стоящие на этой позиции, смотрят на окружающих снизу вверх. Люди с такой установкой ощущают безнадёжность, не уверены в себе, склонны к отступлению, не способны взять на себя инициативу и руководство, низко оценивают свою роль в работе, подвержены стрессам.
3. Я хороший — Ты плохой. Люди, придерживающиеся такой жизненной позиции, в основном, положительно относятся к себе, но они чувствуют очень значительную разницу между собой и окружающими. Они считают большую часть других людей несовершеными или худшими чем они сами; находят, что окружающим не хватает многих важных качеств, например, таких как ум, честность, нравственность, привлекательность, интеллект или опытность. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демонстрировать это им и себе. Они могут выглядеть надменными, холодными, высокомерными; таких руководителей обычно не любят. Смотрят на окружающих сверху вниз. Люди с такой установкой имеют раздутое самомнение, трудны в общении, считаются надменными, подавляют других, преувеличивают свою роль в работе и свои заслуги.
4. Я хороший — Ты хороший. Для людей, стоящих на этой позиции, характерно, преимущественно, положительное отношение и к себе и к другим. Для них характерны уверенность в себе, отзывчивость, спокойствие, адекватная реакция на изменившуюся обстановку, дружелюбие, добрые отношения с окружающими, доверие к ним окружающих.
Из рассмотренных вариантов видно, что только позиция «я хороший -ты хороший» является позицией уверенного в себе и гармонично развитого человека, культурного и с высоким уровнем социального интеллекта. И это позиция победителя. Уверенные люди, как правило, добиваются поставленных целей несмотря ни на какие трудности, помогают другим, у них высокая стрессоустойчивость.
Перечисленные выше четыре установки действуют не только в межличностных отношениях, но и в межгрупповых, а также в отношениях личности и группы.
Ключевые слова: Установка, Общение
Источник: Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск : УлГТУ, 2015. — 217 с.
Материалы по теме |
---|
Установка в поведении … |
Общение и темперамент Стасенко В.Г., Психология общения |
Как отказать, не обижая Самоукина Н.В., Экстремальная психология |
Рационализация и установки личности Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Технологии педагогического общения Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для… |
Управленческое общение Кишкель Е.Н. Управленческая психология |
Выбор партнера по общению: причины и факторы, обусловливающие его Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Общение и социальные отношения личности Руденский Е.В., Социальная психология |
9 вакансий для специалистов по коммуникациям, где вы действительно сможете использовать свою степень
Чем занимаются специалисты по коммуникациям после окончания учебы? Ответ: почти все! Поскольку вы научились навыкам публичных выступлений, налаживанию связей, письму и социальному влиянию, специальности в области коммуникаций становятся огромными активами в таких отраслях, как реклама, юриспруденция и даже политика. Хорошее общение необходимо везде, но эти девять профессий наверняка потребуют таких же навыков, как и у вас.
1. Специалист по связям с общественностью
Специалисты по коммуникациям узнают, как общаться с людьми. Если вы тот, кто любит быть посредником, который устанавливает связи между другими, работа в качестве специалиста по связям с общественностью может быть для вас. Вы будете использовать свои коммуникативные навыки для разработки пресс-китов, подключения влиятельных лиц к компаниям, написания речей и пресс-релизов, разработки мультимедийных PR-кампаний и многого другого.
PR-менеджеры начального уровня могут рассчитывать на среднюю заработную плату в размере 53 000 долларов, в то время как руководители уровня директоров получают в среднем 75 000 долларов.
2. Научный советник
Вам нравится работать со студентами? Пока не хотите покидать академический мир? Многие специалисты по коммуникациям являются талантливыми и чуткими слушателями, что необходимо для того, чтобы стать научным консультантом. Независимо от того, заинтересованы ли вы в тесном сотрудничестве со старшеклассниками или на университетском уровне, советы, которые вы даете, сделают вас влиятельной силой в академическом и карьерном развитии ваших студентов. Заработная плата варьируется в зависимости от учебного заведения и вашего уровня образования — большинство научных консультантов или специалистов, работающих в университетских центрах карьеры, имеют степень магистра.
Вожатые колледжа зарабатывают в среднем 56 000 долларов в год.
Подробнее: 5 отличных вакансий для специалистов по социологии
3. Психолог/консультант
Некоторые специалисты по коммуникациям продолжают свое обучение, потому что у них есть талант общаться с людьми и давать советы, и они хотят использовать эти навыки, чтобы помогать другим. Если это похоже на вас, то стать психологом или консультантом может быть полезным путем. Ваш набор навыков даст вам свободу выбора, хотите ли вы работать с людьми с ограниченными возможностями, людьми, борющимися со злоупотреблением психоактивными веществами или травмами, семьями, парами, детьми, учащимися в школе или ветеранами — на самом деле, с кем угодно.
Чтобы стать практикующим психологом, вам понадобится степень магистра или даже кандидата наук. плюс профессиональные лицензии, в зависимости от вашей области практики. Например, если вы хотите стать семейным консультантом, вам необходимо иметь лицензию семейного и семейного терапевта (LMFT). =
.Заработная плата сильно различается в зависимости от вашего уровня образования и сферы деятельности.
Подробнее: Найдите работу по душе (нет, правда)
4. Тележурналист
Если вы поглощаете новости, как пропитание, в будущем вы можете стать тележурналистом. Эта работа для ком-мажоров, которые любят быть в курсе событий и находят интересным быть в центре внимания. Вы будете получать годовой оклад в размере 40 000 долларов.
5. Специалисты по кадрам
Специалисты по кадрам управляют администрированием льгот компании и расчетом заработной платы, влияют и помогают поддерживать культуру компании и моральный дух сотрудников, проводят выходные собеседования, информируют о привлечении талантов и удержании сотрудников, а также выявляют и рассматривают жалобы сотрудников. Многим специалистам по коммуникациям, которые нашли работу в сфере HR, нравится тот факт, что они становятся тем человеком, к которому сотрудники обращаются всякий раз, когда им нужна помощь.
Зарплата начального уровня в отделе кадров составляет в среднем 43 000 долларов, а зарплата вице-президента — 184 000 долларов.
6. Менеджер социальных сетей
Менеджеры по социальным сетям могут работать во всех отраслях и могут работать практически из любого места. Вы можете работать в отдельной компании или в рекламном или PR-агентстве, управляя онлайн-идентификацией ряда брендов. Вы будете разрабатывать и проводить социальные кампании, отвечать на комментарии и сообщения и придумывать новые способы взаимодействия с покупателями и клиентами.
Менеджеры социальных сетей могут рассчитывать на среднюю зарплату в размере 42 000 долларов США.
7. Параюрист
Параюристы помогают лицензированным адвокатам в их работе. Вы будете проводить исследования, подшивать документы, общаться с клиентами и составлять документы. Требования для того, чтобы стать параюристом, различаются в зависимости от штата, но вам, скорее всего, потребуется пройти аккредитованную ABA программу параюризма и получить сертификат для работы в вашем штате.
Параюристы зарабатывают в среднем 48 000 долларов в год.
Подробнее: Как составить резюме на первую работу
8. Специалисты по рекламе/маркетингу
Вы творческий человек? Если вы думаете о карьере, которая сочетает в себе общение и творчество (и немного смекалки в цифрах), работа в рекламе — это то, что вам нужно. Вы можете работать в рекламном агентстве или в одной компании, но хорошая новость заключается в том, что маркетинг и реклама включают в себя множество специализаций, которыми вы можете заниматься, например, управление продажами и учетными записями, создание и проведение кампаний, управление социальными сетями, оплата. дизайн кампании в СМИ, исследование рынка, управление проектами, копирайтинг, финансы, бизнес, производство видео, дизайн упаковки, а также графический дизайн и дизайн логотипов.
Специалисты по маркетингу начального уровня зарабатывают в среднем 47 000 долларов в год, и если вы будете придерживаться этой суммы, работа в качестве директора по маркетингу может принести вам в среднем 175 000 долларов в год.
9. Оратор
Возможно, вы удивитесь, узнав, что публичные выступления на самом деле могут быть основной работой специалиста по связям с общественностью. Надеетесь ли вы вдохновить аудиторию заняться бизнесом, о котором они всегда мечтали, или помочь политической партии привлечь избирателей, вам нужно обладать харизмой и уверенностью и чувствовать себя комфортно перед людьми (конечно). Также полезно быть экспертом в чем-то. И если вы ищете работу, которая позволит вам путешествовать, это отличный путь.
Заработная плата сильно различается в зависимости от квалификации и дисциплины.
Подробнее: 9 вакансий для специальностей по творческому письму, где вы на самом деле будете использовать свою степень
Карьера в области психологии — Департамент психологических наук Иерусалим
Психология имеет отношение ко многим профессиям, связанным с взаимодействием с другими людьми. Основанная на традициях гуманитарных наук, психология готовит студентов к работе в различных областях, включая психическое здоровье, человеческие ресурсы, образование, исследования и правоохранительные органы. Многие карьеры, непосредственно связанные с психологией, требуют образования, выходящего за рамки степени бакалавра, и специальности психологии CWRU хорошо подготовлены для обучения в аспирантуре в области психологии, медицины, права и бизнеса. Люди находят работу в различных дисциплинах психологии, включая:
- Промышленный психолог
- Клинический психолог
- Педагог-психолог
- Спортивный психолог
- Менеджер по персоналу
- Учитель/профессор
- Детский и семейный психолог
- Консультант по наркотикам и алкоголю
- Психолог-экспериментатор
- Аналитик по маркетинговым исследованиям
- Консультант по подбору персонала
- Службы исправительных учреждений
- Корпоративное управление
- Специалист по реабилитации
- Профессиональное обучение и развитие
- Консультант по вопросам карьеры
- Руководитель общественных проектов
- Частная практика
Часто задаваемые вопросы
Какие существуют типы программ последипломного образования в области психологии?
В области психологии существует множество различных программ для получения степени магистра. Этот ресурс описывает многие и обсуждает поиск лучшей программы, подходящей для вас.
Что мне нужно сделать, чтобы позже поступить в аспирантуру по психологии?
Для поступления в докторантуру. программы в психологии, обширный исследовательский опыт имеет важное значение. Обычно это требует работы в лаборатории не менее 10 часов в неделю в течение нескольких лет; однако большинство соискателей, получивших степень доктора философии. программы проводят исследования на полную ставку в течение года или двух, прежде чем подавать заявки на программы магистратуры. Эти штатные должности ассистента-исследователя чрезвычайно конкурентоспособны, поэтому опыт исследований на уровне бакалавриата имеет важное значение.
Для программ клинической докторантуры большинство допущенных кандидатов имеют публикации и презентации на национальных конференциях. Если вы заинтересованы в получении степени доктора философии. в клинической психологии в дополнение к исследовательскому опыту может быть полезен волонтерский опыт работы с клиническими группами населения. Волонтерский опыт работы с клиническими группами населения можно получить, работая волонтером в самых разных условиях, в том числе в больнице, на горячей линии или в приюте.
Если вы заинтересованы в получении степени магистра в области психологии, вам все же рекомендуется иметь некоторый исследовательский опыт; однако он не должен быть таким обширным, как требуется для получения степени доктора философии. программа.
Для поступления на большинство программ магистратуры требуется 3 рекомендательных письма. Эти письма должны быть написаны преподавателями, которые очень хорошо вас знают, например, вашим научным руководителем или вашим преподавателем на нескольких небольших семинарах. Авторы писем должны быть психологами и/или тесно связанными с ними областями. Рекомендательные письма, написанные профессорами больших лекционных классов, как правило, не самые сильные письма.
Как запросить рекомендательное письмо?
Во-первых, подумайте о том, кто хорошо вас знает и может написать для вас сильное рекомендательное письмо. Скорее всего, это должен быть профессор, у которого вы много общались, и один или два научных руководителя. Кроме того, если вы подаете заявку на участие в клинических программах и имеете опыт работы или волонтерства в клинических условиях, ваш клинический руководитель может предоставить сильное рекомендательное письмо.
Во-вторых, спросите этих людей, хотят ли они и могут ли они писать для вас сильные письма. Некоторым преподавателям может казаться, что они недостаточно хорошо вас знают, чтобы предоставлять такие письма. Поэтому важно, чтобы вы спросили заранее.
В-третьих, дайте авторам писем достаточно времени для написания писем. Спросите как можно раньше. Многие преподаватели будут просить хотя бы месяц вперед. Кому-то может понадобиться больше времени.
В-четвертых, предоставьте составителям писем как можно больше информации (в упорядоченном виде) о себе (например, резюме, оценки, ваши цели) и о программах (типе), на которые вы подаете заявку. Главное, укажите все сроки.
В-пятых, отправляйте вежливые напоминания о последующих действиях. Спросите авторов писем, предпочитают ли они это. Общие графики напоминаний могут включать напоминание за неделю до каждого крайнего срока, за три дня до крайнего срока и за один день до крайнего срока, если вы не получите подтверждение того, что они отправили его.
Для большинства приложений, подаваемых через Интернет, вы можете запустить приложение и указать контактную информацию ваших авторов писем, прежде чем заполнять все приложение. Это часто будет отправлять автоматические электронные письма авторам ваших писем, чтобы у них были правильные ссылки и сроки.
Вы всегда должны отказываться от права доступа к своим рекомендательным письмам. Многие авторы писем, даже если они пишут очень позитивное письмо, не будут писать его, если оно не будет конфиденциальным. Кроме того, программы могут не придавать большого значения письму, если заявитель может его просмотреть. То есть они могут предположить, что автор письма неискренен и что заявитель не доверяет автору письма в том, что он напишет сильное письмо.