Проблемы общения в подростковом возрасте: Проблемы общения у подростков — помощь в центре Доверие
Общение в подростковом возрасте
Одна из главных тенденций подросткового возраста — переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников, как мы видели, неодинаков, но происходит она обязательно.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути является коллективно-групповым.
Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.
«Теперь нет желания появляться во дворе, где всегда шум и гам, хочется уединиться, помечтать или подумать о чем-либо, хочется одному постоять у картины, побродить по городу, а потом опять вернуться к ребятам»,— пишет восьмиклассник.
Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. «Все детство и юность я страстно и безнадежно мечтал о своей комнате, где жил бы один, о четырех стенах, в которых я почувствовал бы себя личностью, обрел бы самого себя»),— вспоминает Франсуа Мориак. «Как только у меня появилась своя комната, у меня появилась и внутренняя жизнь,— пишет Анатоль Франс.— Я получил возможность думать, размышлять… Она была для меня единственной, несравнимой. Она отделяла меня от вселенной, и в ней я обретал вселенную».
В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.
Английский психолог Джон Коулмэн (1974) предлагал 11 — 13 и 15—17-летним мальчикам и девочкам дописать неоконченные фразы «Когда нет никого вокруг…» и «Если человек один…». Их ответы затем классифицировались на положительные (например: «Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому что могу делать что хочу») и отрицательные (например: «Если человек один, он начинает нервничать»). Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных — уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша ценит уединение.
Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному. Великий немецкий поэт Райнер-Мария Рильке писал одному молодому поэту, что рост одиночества «болезнен, как рост мальчика, и печален, как начало весны… Нести его нелегко, и почти всем суждены часы, в которые они его охотно променяли бы на любую — хотя бы самую обычную и дешевую — общность, на хотя бы призрак близости с первым встречным, с самым недостойным…». Но убегать от него — то же самое, что бежать от самого себя. Только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия.
Однако кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество — тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости. Об этом противоречивом чувстве пишет 16-летняя Ира Гаврилова:
Одиночество губит, одиночество лечит, Одиночество давит на хрупкие плечи, Заставляет задуматься честно и прямо И себе самому отвечать без обмана.
Как показывают данные зарубежных массовых опросов и клинических исследований, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Массу писем на эту тему получают и наши молодежные газеты: «У меня стоит телефон, но он постоянно молчит, а так хочется слышать знакомый голос, знать, что ты кому-то нужен…»
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.
Напряженная потребность в общении и аффилиации даже считает общение ведущей деятельностью юношеского возраста превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет — какой угодно компании.
При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.
Типичная черта подростковых и юношеских групп — чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо.
Страстное желание быть «как все» (а «все» — это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие — когда индивидуальность утверждается через единообразие — может тревожить юношей. «Я часто думаю, чем же мы «свои», что у нас общего? Мы отличаемся от других своей манерой одеваться, то есть не похожи на «других». Но при этом как две капли воды похожи друг на друга. Одни и те же диски слушаем, одинаковыми словами выражаем свой восторг или неприязнь, одни и те же слова говорим девчонкам…»
Тем не менее это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести.
Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности, и характера аффилиации.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т. д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.
Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Мальчик выбирает прежде всего интересную игру, в которой он может проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему не особенно нравятся. Мужское общество, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.
Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты другие другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.
С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки — к интенсивному общению; мальчики чаще играют большими группами, а девочки — по двое или по трое.
Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны, отражают, а с другой стороны — создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности.
Существенные половые различия имеются в уровне эмпатии (постижение эмоциональных состояний другого человека путем сопереживания ему) и самораскрытия. Женщины в среднем эмоционально чувствительнее и восприимчивее мужчин, во всех возрастах превосходят мужчин по потребности и способности к самораскрытию, передаче другим интимной и личностно-значимой информации о себе и своем внутреннем мире.
Еще Жан Пиаже обратил внимание на то, что мальчики и девочки неодинаково относятся к правилам групповой игры. Мальчики, с их предметным и инструментальным мышлением, придают больше значения соблюдению общих правил, нарушение которых всегда вызывает в мальчишеской среде конфликт. Девочки в этом отношении более терпимы, личные отношения для них важнее формальных правил; это отражается и в структуре их морального сознания: мужские рассуждения и оценки выглядят более безличными и жесткими, чем женские. По данным В. Н. Князева (1981), для женщин при оценке человеческих качеств наиболее значимы свойства, проявляющиеся в отношении к другим людям, а для мужчин — деловые качества, связанные с работой.
Стиль мышления тесно связан с особенностями воспитания. Девочек раньше и последовательнее приучают заботиться о других, в частности о младших детях. Это делает их более эмоционально отзывчивыми и вместе с тем — коммуникативно ранимыми. Люди, нуждающиеся в эмоциональной поддержке, значительно чаще ищут ее у женщин, нежели у мужчин, и женщины более чутко реагируют на подобные обращения. На несчастье, постигшее самых близких — супругов и детей, мужчины и женщины реагируют одинаково остро, зато неприятности окружающих людей женщины замечают чаще и переживают сильнее, чем мужчины. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что женщины чаще испытывают психологические расстройства. Обычно это объясняли повышенной эмоциональностью женщин и их неумением преодолевать стрессовые ситуации, но известно, что во многих подобных ситуациях они оказываются гораздо сильнее мужчин (А. Чино и Д. Фьюнабики, 1984). Как бы то ни было, женщины значительно чаще мужчин жалуются на одиночество и непонятость, вдвое чаще переживают состояние депрессии. Причем мужчины в состоянии депрессии обычно жалуются на дефицит самораскрытия или предметные трудности — неспособность плакать, утрату интереса к людям, чувство социальной неудачи и болезненные соматические переживания, тогда как в женских описаниях депрессии превалирует мотив неудовлетворенности собой, нерешительности, отсутствия поддержки и т. д. (Дерлега, 1981).
Стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или фемининности. Мужской стиль, традиционно ориентированный на поддержание статуса, обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Женский стиль рассчитан на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими. Такая нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят фемининными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия.
Застенчивость — самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей. Из 2500 опрошенных американских студентов в возрасте от 18 до 21 года (Р. Пильконис и Ф. Зимбардо, 1979) 42 процента считают себя застенчивыми (с учетом тех, кто преодолел эту черту, цифра повышается до 73 процентов), причем 60 процентов из них рассматривают застенчивость как серьезную трудность. Особенно тяжело переживают ее юноши, поскольку застенчивость считается «немужским» качеством. Может быть, люди преувеличивают эти трудности? Нет. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивым, действительно отличаются пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму (это касается только мужчин) и переживают больше коммуникативных трудностей. Неудивительно, что застенчивость считается нежелательным качеством и люди стремятся от нее избавиться (например, путем психотерапии) (См.: Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.— М.: Просвещение, 1987).
Однако застенчивость имеет разные причины и тесно связана с другими чертами личности, которые не всегда поддаются коррекции и сами по себе не могут рассматриваться как отрицательные.
В одном психологическом эксперименте (К. Хендрик и С. Браун, 1971) людям предлагалось выбрать тип личности, с которой они хотели бы совместно работать и проводить досуг. Как правило, испытуемые, независимо от собственных качеств, предпочитали экстравертированный тип личности. Но как только приходилось выбирать не сослуживца или компаньона по развлечениям, а друга, картина менялась: не только люди, склонные к интроверсии, но и многие экстраверты отдавали в этом случае предпочтение интровертированному типу. Почему? Интроверсия ассоциируется не только с застенчивостью и другими коммуникативными трудностями, но и с более тонкой душевной организацией. Это мнение никогда не подвергалось экспериментальной проверке, но его разделяли и разделяют многие поэты и философы, которые сами часто, кстати сказать, испытывали трудности в общении. Как писал, в одном из писем А. Блок,
«человек, сознавший одиночество или хотя бы придумавший его себе,— более открыт душою и способен воспринять, может быть, чего другой не воспримет» (Блок А. Письмо Е. П. Иванову (13 сентября 1908) //Собр. соч.: В 8 т.— М.; Л., 1963.— Т. 8.— С. 252).
Наши недостатки — продолжение наших достоинств. Можно совершенствовать свои коммуникативные навыки, но радикально изменять стиль своего общения так же трудно, как тип личности.
Подобную ситуацию тонко описал писатель Леонид Бежин в рассказе «Мастер дизайна». Юный герой этого рассказа, застенчивый и неловкий студент Юрий Васильев, попадает в руки энергичного психолога, который вооружает его эффективными средства- ми общения и воздействия на окружающих. Юрий обретает уверенность в себе, преодолевает былые коммуникативные трудности. Но вскоре оказывается, что общение, организованное по рациональным правилам, не дает ему внутреннего удовлетворения и эмоционального тепла. «Душевный культуризм» формирует красивую внешность, но не внутреннюю силу. «Выходило, что застенчивость, делавшая таким трудным его общение с людьми, помогала ему общаться с самим собой, со своими мыслями… Он шел, он видел присыпанные снегом яблоки у лоточницы, он радовался тысяче вещей, которые теперь оставляли его равнодушным. Теперь он боялся одиночества, как боятся его все общительные люди. Ему было скучно с самим собой, и, оставшись один, он всякий раз брал телефонную трубку: «Дружище, заходи. .. двинем куда-нибудь вместе… давай всей компанией…» Он рабски зависел от этого «вместе… всей компанией».
Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки и юноши используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов. Понятие стратегического взаимодействия введено в науку известным американским социологом Эрвингом Гоффманом (1969) для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений. Совместив эти идеи с теорией Пиаже, Дэвид Элкинд (1980) отметил в общении подростков ряд особенностей.
Во-первых, будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки и юноши обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию» (одно из следствий этого — застенчивость). Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план.
Совершение запрещенных действий, начиная с прогуливания уроков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеет свой второй план, рассчитанный на воображаемую аудиторию.
Вынужденный поддерживать свой «личный миф», подросток нередко сам запутывается. Однажды в Артеке я видел девятиклассника, который рассказывал товарищам о своих заслугах перед некой организацией, заграничных командировках и т. п. Ребята вскоре раскусили вранье, но, к счастью, отнеслись к нему снисходительно. Немотивированная ложь, как и немотивированная жестокость, непонятна только пока мы оперируем непосредственными, явными мотивами, не выходящими за пределы данной единичной ситуации. В более широком личностном контексте, если подумать, для какой воображаемой аудитории разыгрывалась данная сцена и с каким воображаемым прошлым соотносится данный поступок, они вполне объяснимы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1 __________________________________________________________________ Исследовательская работа Исследование проблем общения на примере школы №1. Работу выполнили: ученицы 8 класса Гукасян Анна и Киракосян Эмма Руководитель: Гайбарян Валентина Мнацагановна с.Чалтырь 2013 СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА I. Взаимоотношения подростков и взрослых____________________5 1.1Характеристика подросткового периода_____________________________5 1.2.Специфика процесса социализации подростков______________________9 1.3 Гармоничные отношения с родителями и другими взрослыми людьми как один из факторов нормального развития личности подростка____________13 ГЛАВА II. Исследование проблем общения детей подросткового возраста с родителями на примере МБОУ СОШ №1_____________________________18 2.1. Выявление особенностей общения подростков со взрослыми людьми (анкета №1)______________________________________________________20 2.2 Изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки при общении с родителями ( анкета №2)_____________________________23 2.3 Выявления противоречий между детьми и их родителями( анкета №3)_24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________26 ЛИТЕРАТУРА___________________________________________________28 ВВЕДЕНИЕ Подростковый период в жизни человека – особый, поскольку является переходным от детства к юности. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. Проблема отношений родителей и детей — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому было решено рассмотреть проблемы взаимоотношений между родителями и подростками в семье, считая эту тему весьма актуальной в современных условиях. Особенности внутрисемейных отношений изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, М. Буянов, 3. Матейчек и другие. Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В целом, можно сказать, что проблемы детско-родительских отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов. Актуальность проблемы взаимоотношений подростков и родителей заключается в том, что большинство семейных конфликтов связанно с неумением или нежеланием понять друг друга: родителям – детей, детям – родителей. Своей работой мы хотим привлечь внимание к решению данной проблемы, т. к. она является ключевой во взаимоотношениях между поколениями. Мы выбрали эту тему, потому что сами находимся в подростковом возрасте, нам важно понять, как правильно должны себя вести родители и сами дети при возникающих конфликтах. Решение этой проблемы играет большую роль для нашего поколения. Цель работы: рассмотреть проблему взаимоотношений между подростками и родителями, проанализировать возможные причины конфликтов. Задачи : • изучить и проанализировать литературу по данному вопросу; • Рассмотреть психологические подходы к проблеме общения. 3. Выделить специфические особенности общения подростков с родителями. 4. Провести экспериментально-практическую работу. Методы исследования — анализ литературы, наблюдение, анкетирование. База исследования — коллективы 8, 10 классов МБОУ СОШ №1 Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, социального педагога, классного руководителя для индивидуальной работы с учащимися и их родителями. Объект изучения: процесс общения подростков и старшего поколения. Предмет изучения: факторы и условия гармоничных взаимоотношений между подростками и взрослыми. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что знание особенностей общения подростков со старшим поколением будет способствовать сохранению хороших взаимоотношений в семье. ГЛАВА I. Взаимоотношения подростков и взрослых
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступает пора активного формирования социальной позиции, первоначальный поиск своего места в жизни. И процессы эти тесно взаимосвязаны: широкое развертывание позиции ребенка по отношению к обществу выступает необходимым условием интенсификации его психического, в том числе и интеллектуального, развития, обеспечивая открытость, направленность на общество. Отсюда и двоякое значение этого периода для становления личности человека. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. В подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких как: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства. То, что вчера привлекало, сегодня становится неинтересным. Потеряв прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким. Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости. У младших подростков закономерно появляется повышенная утомляемость, но сами они её не замечают. Младшим подросткам в отличие от старших – свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму. Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. По мнению Д.Б. Эльконина,(1994) именно поэтому выявление типичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадии подросткового периода. Наиболее выпукло характер стадиального развития подростка как личности прослеживается через изменение структуры самосознания в его различных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр. Впервые, именно в подростковом возрасте у ребят появляется настоящий интерес к своей личности, подросток чрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностью подростку важно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится, особенно чувствителен даже к добродушным и невинным замечаниям о своей внешности. Быстрый рост конечностей приводит к временной угловатости, неуклюжести движений. Подростки могут страдать от пониженной самооценки (феномен «гадкого утенка», придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становиться застенчивыми, домоседами), своими переживаниями (главным стержнем подростковых переживаний является поиск нравственных ценностей, смысла жизни). Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10—11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70 % подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя. На второй стадии подросткового периода (в 12—13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно — отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности. На третьей стадии этого возраста (в 14—15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время (Эльконин,1994). Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности. Другим важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. Характерно, что на первой стадии подросткового возраста предметом рефлексивного ожидания выступают в основном отдельные поступки детей. На второй стадии ведущее место занимает рассмотрение черт своего характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В это время происходит своеобразный скачок в развитии личностной рефлексии, что выступает как серьезный стимул для самовоспитания подростка. Существенной особенностью личностной рефлексии на третьей стадии является возросшая критичность детей по отношению к особенностям своей личности, что типично для 35 % подростков. (Эльконин ,1994) Наш выдающийся педагог В.А Сухомлинский(1981) обобщил главные черты подростка 1) непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой; 2) подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Подростки, чётко улавливают, воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное; 3) подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду; 4) у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности – это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им; 5) в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. Определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности. На первой стадии подросткового периода у детей 10—11 лет мотивировка поступков и деятельности носит воспроизводящий характер. Младшие подростки предпочитают оценку со стороны взрослых, которые в основном оценивают конечные результаты деятельности детей. Отсюда мотивировка собственных поступков носит у подростков поверхностный и ситуативный характер. Дети еще не умеют устанавливать связи между своими поступками и личностными качествами, хотя уже в 11 лет у них начинает складываться способность к самоанализу, развивается довольно критическое отношение к себе; наблюдается ситуативный интерес к внутреннему миру, как своему собственному, так и окружающих подростка людей. На второй стадии этого возраста резко усиливается отношение детей к своей личности. Подростки с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя в коллективе сверстников, в оценке их окружающими, причем такой, которая по возможности соотносится с самооценкой. Мотивировка поступка становится более дифференцированной. На третьей стадии в развитии подростков определяющее значение имеет саморегуляция поведения, как составная часть самовоспитания, а мотивировка поступков служит в этом случае регулятором поведения и деятельности личности. Вероятно, никогда больше человека столь остро не тревожат проблемы нравственных ценностей и норм, как они волнуют подростка. Также нелегко подростку на нравственном распутье найти правильную, самую разумную дорогу. Переживания эти часто глубоко запрятаны и непонятны взрослым. Подростку трудно, потому что он видит то, что ещё не видит ребенок, но уже не замечает взрослый, ко многому привыкший и притерпевшийся. И поэтому подросток становится одиноким в своих исканиях и очень часто погружается в свой собственный мир, свои мечты. У ребят подросткового возраста, появляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой «жертвой» становятся самые близкие люди – родители. Если малыши преклоняются перед родителями, считают их самыми сильными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать, что родители не так уж хороши, чтобы восхищаться ими, и может удариться в другую крайность. Но не каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед ними расстается практически любой из них. В отличие от младших подростков, старшие подростки становятся более уверенными в себе, уравновешенными, покладистыми. Повышается их выносливость к физическим и психическим нагрузкам. Они лучше учатся и при правильном отношении с ними легче ладить и родителям и учителям. Формирование взаимоотношений со взрослыми и сверстниками является неотъемлемой частью процесса социализации подростков, и от того, насколько гармоничными они будут, зависит и то, насколько хорошо человек сможет «вписаться» в окружающее его общество, найти свое место в нем, самореализоваться. Известно, что социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но подростковый возраст, как пограничный этап, имеет здесь свою специфику.
Подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деятельность, потому что в ней подросток получает возможность не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как форма выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества, усвоению общественно-культурных ценностей. Основными условиями усвоения ребенком общественно-исторического опыта являются: 1) общение со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) осуществление такой деятельности, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в развивающейся личности исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Развитие человечества невозможно без активной передачи человеческой культуры из поколения в поколение. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта стать личностью, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Это процесс называется социализацией и считается важнейшим в процессе становления и развития полноценной личности. В исследовании проблем социализации особую значимость имеет выявление особенностей отношений старшеклассников. Именно в этом возрасте, как показали исследования И.С. Кона,Т.Н. Мальковской, Р.Г. Гуровой, А.В. Мудрика, С.А. Смирнова, Е.Н. Шиянова, расширяется социальная среда, воздействующая на учащихся. У старших подростков, юношей и девушек, развивается стремление эмансипироваться от взрослых, определить свое место в жизни. Важным каналом информации выступает общение со сверстниками, оно же становится средством психологической защиты со стороны сверстников. Всеми исследователями отмечается тот факт, что система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психического развития подростков. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Родители, учителя, воспитатели и взрослые должны строить свои взаимоотношения, исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывать его возросшие возможности, относиться к нему с уважением и доверием, создавать условия, помогать преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогать в установлении взаимоотношений с товарищами, тем самым создаются благоприятные условия для психического развития. Подросток, включаясь в различные виды общественно-полезной деятельности, расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирует нравственные качества личности. Хотя учение и остается главным делом подростка, но основные новообразования в его психике возникают прежде в общественно-полезной деятельности. Это связано с тем, что общественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующую для этого возраста потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы воспитания подростка как гражданина. На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Учитель для подростка не является непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, свойствам личности учителя. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток строит свое отношение к учителям. Происходит изменение положения подростка в семье: с ростом физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение домашних проблем. Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др. Первая стадия подросткового возраста характеризуется тем, что на рубеже между 9—10 годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании его во взрослом мире, в обществе, которое осознается не просто как совокупность знакомых людей, а как социальный организм, где его «я» выступает наравне с другими. Отсюда стремление быть значимым среди взрослых, выйти из круга близких людей в круг широких общественных отношений. Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качествах и качеств других людей. Этим, в частности, вызван бурный рост негативных самооценок, отражающих, помимо всего прочего, обостренное понятие чувства долга. Главное для 10—11-летнего — получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми». На второй стадии данного периода, в 12—13 лет, происходит развертывание потребности в общественном признании, осознании не только своих обязанностей, но и прав в обществе. Данная стадия характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым существом, субъектом. Стремление проявиться в обществе ведет к развитию социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, актуализации себя в других, выходе за пределы самого себя, когда «я» не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу — «я для всех», приводя к развитию сознательного отношения к другим людям, к окружающему, стремлению найти свое место в коллективе — выделиться, не быть заурядными, потребности играть определенную роль в обществе. Формирование готовности к функционированию в обществе порождает на следующей, третьей стадии подросткового периода, в 14— 15 лет, стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации. Налицо глубокая дифференциация, расслоение внутри подросткового возраста, каждая стадия которого наполнена особым содержанием. При этом на старшей стадии идет процесс активного формирования тех элементов индивидуализации, выражающихся в стремлении определить свои возможности в обществе. Таким образом, специфика социализации личности подростка в современных условиях выражается в следующем:
Каталог: DswMedia Скачать 337.5 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Три распространенных барьера в общении с подростком
Подростковый возраст может быть эмоциональным и запутанным как для родителей, так и для ребенка. Когда ваш ребенок вступает в эту стадию, он становится более независимым и расширяет свои границы, часто изображая сообщение: «Вы мне не нужны, мама и папа».
Правда; однако вы им нужны; им нужно чувствовать себя любимыми и связанными, чтобы у них было безопасное место, куда они могли бы обратиться, когда им придется столкнуться с этими не такими уж легкими моментами в жизни.
Здоровые отношения с нашими детьми основаны на эффективном общении. Это поможет вам и вашему ребенку чувствовать себя более счастливыми, связанными и более уверенными, когда эти трудные разговоры должны состояться. Вот три распространенных барьера, которые часто мешают хорошему общению с подростками.
Нежелательные советы
Родители обозначают поведение, дают советы, прописывают решения, читают лекции, обвиняют, задают вопросы и получают все ответы в надежде, что их подросток усвоит то, что ему нужно, и применит это в своей жизни. Хотя намерение хорошее, полученное сообщение сильно отличается. Подростки чувствуют, что их не услышали, не поняли или что их точка зрения не имеет значения. Это только вызывает гнев, снижает самооценку и вбивает нежелательный клин между родителем и ребенком.
Для эффективного общения нужно больше слушать, чем говорить. Сначала слушайте, чтобы понять, что они говорят, а затем отражайте им то, что вы слышите. Как только тон разговора задан, просто задавайте открытые вопросы, а затем спросите разрешения, если хотите дать совет. Это даст подростку понять, что вы здесь ради него, уважаете его и готовы помочь, если он в этом нуждается или захочет.
Чрезмерная или недостаточная реакция
Чрезмерная реакция, даже с благими намерениями, может вызвать у детей-подростков дистресс и необоснованное чувство вины. Чрезмерная реакция может сообщить подростку, что он не может рассчитывать на помощь своих родителей, чтобы предотвратить такие реакции в будущем.
Родители заняты. Они могут бессознательно или непреднамеренно отстраняться или отключаться от того, что подростки пытаются сообщить. Недостаточная реакция сводит к минимуму то, что подросток может считать серьезной проблемой. Кроме того, легко сказать «не нужно так расстраиваться» или «просто смирись с этим», что показывает, что чувства подростка недействительны и их не понимают.
Время может решить ваш разговор. Иногда лучше сделать перерыв, собраться с мыслями и успокоиться, прежде чем обращаться к подростку по поводу обсуждаемой проблемы. Это поможет свести к минимуму чрезмерную реакцию и обеспечит присутствие обеих сторон во время разговора. Откройтесь для компромисса и проявите понимание, подтверждая точку зрения вашего подростка, чтобы он знал, что его слышат.
Невербальные сообщения
Выражение лица, поза, жесты и зрительный контакт наполнены сигналами, которые могут начать или прервать разговор. Если вы планируете, что сказать дальше, глядя в свой телефон, или если ваше внимание ускользает от вашего подростка, вы можете посылать ему вредные и сбивающие с толку идеи.
Чтобы меньше отвлекаться, отложите телефон и выключите телевизор. Будьте внимательны и проявляйте неподдельный интерес к тому, что говорит ваш подросток. Обратите внимание на невербальные сигналы, которые посылает ваше тело; полезно скрестить руки, посмотреть подростку в глаза и убедиться, что ваш тон голоса ровный и уважительный.
Многие родители попадают в эти ловушки, так как для большинства общение не дается естественно или легко. Для получения дополнительной информации www.helpguide.org содержит множество статей, связанных с коммуникацией, которые можно использовать для углубления вашей связи с подростком и другими отношениями в вашей жизни.
Карисса Моррис — временный профессиональный консультант (PPC) в детской клинике Медицинской группы округа Кэмпбелл. Детская клиника — это педиатрическая клиника на базе школы в Джиллетте, штат Вайоминг. Медицинская клиника обслуживает детей в возрасте от 2 недель до 18 лет; и консультационные услуги для детей в возрасте от 4 до 21 года. Он расположен по адресу 800 Butler Spaeth Rd., напротив католической церкви Святого Матфея в Джиллетте, штат Вайоминг. Детская клиника работает с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00. Для получения дополнительной информации позвоните по телефону 307-688-8700 или посетите сайт www.cchwyo.org/services/pediatrics/kid-clinic/. Детская клиника является совместным проектом между Департаментом здравоохранения округа Кэмпбелл и школьным округом округа Кэмпбелл.
Общение и отношения: 9–18 лет
Семейные отношения в предподростковом и подростковом возрасте
Семейные отношения меняются в подростковом возрасте, но обычно остаются крепкими. На самом деле подростки нуждаются в семейной любви и поддержке так же сильно, как и в молодости.
В то же время подростки обычно хотят больше уединения и больше личного пространства. Это естественная часть подросткового возраста.
Дети также нуждаются в большей ответственности и независимости по мере того, как они взрослеют. То, как быстро вы передадите ответственность своему ребенку, зависит от многих вещей — вашего собственного уровня комфорта, ваших семейных и культурных традиций, зрелости вашего ребенка и так далее.
Подростки нуждаются в вашем совете, поддержке и наблюдении , поскольку они развивают независимость и ответственность. Лучший мониторинг — сдержанный, хотя бывают случаи, когда вы можете спросить у ребенка конкретную информацию о том, куда он идет и с кем находится.
Доверие — это ключ к нахождению баланса между потребностью вашего ребенка в уединении и ответственности и вашей потребностью знать, что происходит. Если вы и ваш ребенок доверяете друг другу и остаетесь на связи, ваш ребенок с большей вероятностью будет делиться своими мыслями, придерживаться правил и пытаться оправдать ваши ожидания.
Оставайтесь на связи с подростками и подростками
Вы можете оставаться на связи и строить отношения со своим ребенком, используя незапланированные повседневные взаимодействия, например непринужденную беседу во время мытья посуды. Или подключение может быть запланировано. Это когда вы уделяете особое время тому, чтобы вместе делать то, что вам обоим нравится.
Вот несколько идей для запланированного и незапланированного подключения :
- регулярное семейное питание
- веселые семейные прогулки
- один на один с ребенком
- семейные встречи для решения проблем
- простые, добрые вещи – похлопывание по спине, объятие или стук в дверь перед входом в спальню вашего ребенка.
Умение слушать и общаться с подростками и подростками
Активное слушание может быть мощным инструментом для улучшения общения и построения позитивных отношений с ребенком. Это потому, что активное слушание — это способ сказать ребенку: «Сейчас ты для меня самое важное».
Вот краткое руководство по активному слушанию:
- Прекратите делать то, что вы делаете, и полностью сосредоточьтесь на своем ребенке.
- Смотрите на своего ребенка, пока он с вами разговаривает.
- Проявить интерес. Задавать вопросы — хороший способ сделать это. Например, «Что произошло после этого?»
- Покажите ребенку, что вы пытаетесь понять. Вы можете сделать это, сказав что-то вроде: «Позвольте мне проверить, я понимаю…».
- Слушайте, не перебивая, не оценивая и не исправляя.
- Сосредоточьтесь на том, что говорит ваш ребенок.
Ведение переговоров и урегулирование конфликтов с подростками и подростками
Вашему ребенку необходимо научиться принимать решения на пути к тому, чтобы стать независимым и ответственным молодым человеком. Переговоры могут помочь вашему ребенку научиться обдумывать то, что он хочет и в чем нуждается, и сообщать об этом разумным способом.
Бывают случаи, когда переговоры не приносят результата, и вы с ребенком расходитесь во мнениях — это нормально. Эффективное разрешение конфликтов может укрепить ваши отношения с ребенком. Это также поможет вашему ребенку освоить некоторые важные жизненные навыки.
Трудные разговоры с подростками и подростками
Иногда вам и вашему ребенку может понадобиться трудный разговор. Секс, сексуальная ориентация, мастурбация, алкоголь и другие наркотики, трудности в учебе, психическое здоровье, работа и деньги — все это темы, о которых семьям бывает трудно говорить.
Совместное обсуждение трудных разговоров является признаком здоровых отношений между вами и вашим ребенком . Это также помогает сохранить близкие и доверительные отношения с ребенком.
Вот несколько советов по ведению сложных разговоров :
- Постарайтесь сохранять спокойствие. Если вам нужно немного времени, чтобы успокоиться или собраться с мыслями, выделите время для разговора позже в тот же день.
- Убедите ребенка, что вы действительно хотите обсудить этот вопрос.
- Пусть ваш ребенок знает, что вы рады, что он хочет поговорить с вами.
- Активно выслушивайте точку зрения вашего ребенка, даже если вы с ней не согласны.
- Избегайте критики, осуждения и эмоций.
Ваш ребенок может избегать сложных разговоров. Если это происходит, попробуйте каждый день выделять время для разговора с ребенком. Задавайте ребенку открытые вопросы и дайте ему понять, что всякий раз, когда он захочет поговорить, вы будете рады его выслушать.
Некоторые подростки предпочитают использовать для общения текстовые сообщения, приложения для обмена сообщениями или электронную почту. Если вашему ребенку трудно разговаривать с вами лицом к лицу, один из этих вариантов может помочь вам обсудить каверзные темы.
Дружба подростков и подростков
По мере того, как дети становятся подростками, друзья становятся все более важными. Позитивные, принимающие и поддерживающие дружеские отношения помогают подросткам развиваться во взрослую жизнь, и вы можете сыграть важную роль, помогая своему ребенку управлять этими отношениями со сверстниками.
Например, теплые и заботливые отношения с ребенком могут помочь ему в социальных отношениях. А если вы хвалите подростков, когда видите, что они справедливы, доверчивы и готовы поддержать, это побуждает их продолжать работать над этими положительными социальными качествами.
Знакомство с друзьями вашего ребенка показывает вашему ребенку, что вы понимаете, насколько важна эта дружба. Один из способов сделать это — поощрять вашего ребенка приглашать к себе друзей и давать им немного места в вашем доме.
«Заклятые друзья»
Подростковая дружба иногда может стать «токсичной», а друзья могут превратиться в «заклятых врагов». Эти дружеские отношения могут включать оскорбления, манипуляции, отчуждение и другое вредоносное поведение.
Вы можете помочь своему ребенку избежать токсичной дружбы к 9 годам0009 поговорите со своим ребенком о том, что такое хорошие друзья — это те, кто заботится о вашем ребенке, вовлекает его в деятельность и относится к нему с уважением.
Подростковая дружба может измениться. Могут быть случаи, когда вашему ребенку нужна помощь в преодолении трудностей дружбы и переходе в новую группу друзей.
Романтические отношения в подростковом возрасте
Романтические отношения являются важной вехой в развитии вашего ребенка.