Развитие общения дошкольников со взрослыми: Развитие общения дошкольников со взрослыми

Содержание

Особенности общения дошкольников со взрослыми: мотивы и формы

Содержание

  • 1 Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка
  • 2 Особенности общения детей со взрослыми
    • 2.1 Мотивы ребенка в общении со взрослыми
    • 2.2 Формы общения дошкольников с взрослыми
  • 3 Формирование личностного общения в дошкольном возрасте

Общение дошкольника с взрослыми является непременным условием его психического и личностного развития. Взрослый человек выступает для ребенка дошкольного возраста многосторонним, авторитетным источником знаний и опыта. Он – носитель знаний о мире, эксперт в освоении всех окружающих дошкольника предметов, наставник в социальных отношениях и авторитет в огромном количестве жизненно важных вопросов.

Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка

Взрослые полностью обеспечивают жизнь ребенка. Они заботятся о нем, кормят и одевают, обучают необходимым навыкам, обеспечивают физическую безопасность, одаривают игрушками, рассказывают сказки и читают книжки… Вероятно, с такими функциями справился бы и высокоорганизованный робот. Но только человек способен в дополнение к заботе обеспечить ребенку общение, окрашенное эмоциями.

Только настоящие живые отношения ребенка и взрослого способны сформировать растущего человека как личность. Взаимодействие со старшими влияет на формирование познавательной сферы дошкольника, на становление его мировоззрения и социализацию, на развитие интересов и личностных качеств.

Психологическая наука выделяет два аспекта в общении дошкольника и взрослого:

  1. Общение со взрослым оказывает прямое влияние на развитие всех психических и личностных процессов ребенка.
  2. Взаимодействия и взаимоотношения обеспечивают развитие самого общения и дошкольника как субъекта коммуникации.

Потребность в общении является естественной потребностью, заложенной в природе человека. Уже в дошкольном возрасте общение выступает желанной доступной и посильной деятельностью для маленького человечка. И дети готовы общаться! Тянутся к старшим, взаимодействуют со сверстниками.

Детям невероятно притягателен мир взрослых. В этом мире много нового и любопытного для малыша, а взрослые так много всего знают и умеют. Каждому ребенку хочется быть как мама и папа, заниматься бытовыми делами вместе с ними, вести себя подобным образом. Поэтому в дошкольном возрасте так популярна сюжетно ролевая игра. Это только часть мотивов, побуждающих дошкольников взаимодействовать с окружающими.

Особенности общения детей со взрослыми

Взаимоотношения, в которых одним из субъектов выступает ребенок, безусловно, имеют свои особенности.

В общении, как и в любой совместной деятельности, взрослый выступает для дошкольников источником знаний и умений, образцом и наставником. С одной стороны, ребенок принимает и использует те советы, правила, руководства к действию, которые исходят от взрослых. А с другой стороны, ребенок, как губка, впитывает стиль, способ, манеру общаться от мамы, папы и других значимых близких, просто наблюдая за ними и копируя поведение.

Разумеется, не любой взрослый оказывает исключительное влияние на развитие дошкольника. Речь идет о близких ребенку людях – это родители, бабушки и дедушки, няня, воспитатель и еще считанное ближайшее окружение.

Мотивы ребенка в общении со взрослыми

Какова та пружинка, которая подталкивает дошкольника к общению со взрослым? Ведь большинство родителей, нянь и бабушек оказывают столько внимания своему воспитаннику, что порою кажется, что может не остаться места для инициативы общения со стороны ребенка. Однако пружинки срабатывают. В дошкольном возрасте проявляются следующие мотивы общения:

  • деловой
  • познавательный
  • личностный

Деловые мотивы выражают стремление дошкольника обращаться к родителям и воспитателям как к партнерам в его важных детских делах. Ребенку нравится задействовать в свою игру старших. В подобных условиях дошкольник воспринимает взрослого как понятливого участника и одновременно организатора совместных действий.

Инициируя игру, малыш обязательно выделит определенную роль взрослому, но примет подсказки и помощь от своего «подопечного». Например, внучка выступает «врачом» для своей бабушки, но при этом с готовностью откликается на предложение поправить стетоскоп, посмотреть, как аккуратно следует накладывать пластырь.

Познавательные мотивы призваны утолить ненасытную любознательность ребенка. И ведь что важно: взрослый не только расскажет новое и объяснит непонятное. Он еще и хороший слушатель. И выслушает детские рассуждения, и поправит там, где ребенок высказывается ошибочно.

Младшие дошкольники довольствуются любыми ответами на свои вопросы. У них еще только складываются первые картинки многогранной мозаики окружающего мира. Это период послушания и некритического принятия информации или правил, исходящих от взрослого.

Старшие дети утоляют свой познавательный интерес по-другому. Они обсуждают со взрослыми различные темы, стремятся установить новые связи с тем, что уже знают. Поэтому от взрослых ждут аргументированных пояснений, а также оценки их, детских, предположений.

Все ярче в старшем дошкольном возрасте проявляются личностные мотивы общения.

Они выражаются тягой к конкретному взрослому. Теперь ребенок обращается с волнующим его вопросом не к любому взрослому, а к тому, кто видится ему экспертом в данной теме. Или же стремится находиться дольше рядом с тем человеком, к которому испытывает эмоциональное расположение. Например, мальчишка хочет быть рядом с папой, когда тот мастерит что-то своими руками.

Если ребенок что-то делает, ему так важно услышать мнение взрослого. Маленькие дети ожидают исключительно похвалы, им не ведома объективность. Да и старшие дошкольники подспудно надеются на хвалебные отзывы о результатах своего труда. Однако они понимают, что оценка взрослого может выражаться в подсказках, замечаниях.

Главное заключается в том, что высказывание взрослого является для ребенка необходимым звеном его деятельности – будь то оценка, поддержка или нейтральное суждение.

Формы общения дошкольников с взрослыми

Преобразовываются на протяжении дошкольного детства и основные условия, способствующие развитию общения дошкольника со взрослым.

В переходный период от раннего к дошкольному возрасту, который приходится на 3-летний рубеж, малыш все чаще способен шагнуть за пределы конкретной ситуации. Ребенок 4 лет, гуляя в парке, допытывается у мамы, живут ли в этом лесу зайчики. Или же после пытается построить дома домик для белки, которую видел на прогулке. Это пример поведения внеситуативного характера.

Как следствие, формы общения в дошкольном возрасте все больше становятся внеситуативными. В зависимости от преобладающей мотивации, движущей ребенком, выделяют следующие формы общения дошкольника с взрослым:

  • внеситуативно-познавательная
  • внеситуативно-личностная

Первый вариант преобладает в младшем дошкольном возрасте. До пяти лет ребенок накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Он стремится расширить круг познания, спрашивает взрослых обо всем, что видит и слышит вокруг, пробует под наставничеством родителей и воспитателей нарисовать или вылепить образ увиденного.

Старший дошкольный возраст открывает ребенку новое поле восприятия – а именно, отношения между людьми, личностные качества и достижения. И теперь дошкольник желает как можно больше узнать из области человеческих отношений.

На первый план выходит личностный мотив, когда ребенка интересует конкретный человек. По этой причине дошкольники так любопытны к гостям своих родителей. Раззнакомившись, они начинают расспрашивать мамину подругу, кем она работает, любит ли она фрукты, есть ли у нее дети и пр.

Также внеситуативно-личностное общение помогает ребенку понять свои возможности и формировать самооценку, постигать нравственные нормы и ценности, правила человеческих отношений. В общении со взрослыми формируется такой важный «инструмент» взаимоотношений как социальный интеллект.

Формирование личностного общения в дошкольном возрасте

Значительна роль общения со взрослыми в развитии ребенка как коммуникатора. Очевидно, что в поведении ребенка, как в зеркале, проявляются те характерные признаки, которыми отличается общение между членами семьи. Если в семье принято благодарить друг друга, предлагать свою помощь, спрашивать разрешения взять не свою вещь, то и в речи малыша рано появится «Спасибо!», «Можно это взять?» и подобные важные средства коммуникации. Образец поведения – непременная роль любого родителя для его детей, даже если родитель об этом не задумывался.

Дошкольник обращается к взрослому, чтобы понять отношения с такими же детьми, как он сам. Он рассказывает о том, как ведут себя другие дети, об их поступках. И это вовсе не жалобы.

Дошкольник пытается понять и уяснить для себя правила общения. В данном случае взрослый выступает экспертом для ребенка.

Конечно же, родители и воспитатели наставляют детей, как нужно вести себя со старшими и сверстниками. Но эти правила поведения ускользают от ребенка, пока он не понаблюдает тронувшую его ситуацию, или же сам не окажется действующим лицом некоего затруднительного эпизода в общении. Вот тогда у дошкольника появляются вопросы, касающиеся межличностных отношений, с  которыми он одет к авторитетному взрослому, чтобы получить объяснения.

Детей привлекают взрослые с выраженными нравственными качествами. Они, как камертон, настроены на доброжелательность, душевность, позитивность человека и моментально улавливают эти качества в людях. Взрослый, обладающий подобными чертами, становится для ребенка авторитетом и экспертом. Именно его поддержку и одобрение стремится заслужить дошкольник. Ему доверит свою детскую тайну. Проявит эмоциональную готовность выполнять озвученные им требования и правила.

И наоборот, какими бы малолетними ни были дети, они остро чувствуют несправедливость и пренебрежение. Если взрослый несправедливо рассудил детей в спорной ситуации, или отмахнулся от ребенка, считая его вопросы не стоящими внимания, дошкольника ранит подобное отношение. У малыша появляется чувство незащищенности, и он будет избегать общения с этим взрослым.

Эмоционально положительное восприятие взрослого ребенком выражается в открытости и доверительности, в частом обращении ребенка к одному и тому же старшему. С обратной стороны главное, что требуется, — это отношение к ребенку как к личности. Принимать дошкольника равноправным партнером коммуникации – непременное условие развития общения дошкольников со взрослыми.

Общение ребенка с взрослым — Психологос

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем, »чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.


Ситуативно-личностная форма общения

Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые две-три недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд. Именно благодаря любви близких взрослых, которая выражается в этих, на первый взгляд бесполезных, действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним.

Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками.

Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого — первая и основная потребность в общении — остается у ребенка на всю жизнь. Но позднее к ней присоединяются другие потребности, о которых будет рассказано дальше.

Некоторые родители считают все эти воздействия ненужными и даже вредными. Стремясь не баловать своего ребенка, не приучать его к излишнему вниманию, они сухо и формально исполняют свои родительские обязанности: кормят по часам, перепеленывают, гуляют и т. д., не выражая при этом никаких родительских чувств. Такое строгое формальное воспитание в младенческом возрасте очень вредно.

Дело в том, что в положительных эмоциональных контактах с взрослым происходит не только удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития личности ребенка — его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе. Зародыши всех этих важнейших качеств появляются в самом простом и примитивном на первый взгляд общении матери с младенцем.

Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (например, оторванность от матери или занятость родителей), это так или иначе дает о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, очень жестокими и агрессивными. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно. Поэтому родителям необходимо понимать, как важно для младенца простое внимание и доброжелательность близких взрослых.

Младенец еще не выделяет отдельных качеств взрослого. Ему совершенно безразличны уровень знаний и умений старшего человека, его социальное или имущественное положение, ему даже все равно, как он выглядит и во что одет. Малыша привлекает только личность взрослого и его отношение к нему. Поэтому, несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, когда взрослый выступает не как средство для чего-то (игры, познания, самоутверждения), а как целостная и самоценная личность. Что касается средств общения, то они на данном этапе имеют исключительно экспрессивно-мимический характер. Внешне такое общение выглядит как обмен взглядами, улыбками, вскрики и гуление ребенка и ласковый разговор взрослого, из которого младенец улавливает только то, что ему нужно, — внимание и доброжелательность.

Ситуативно-личностная форма общения остается главной и единственной от рождения до шести месяцев жизни.

В этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка.

Ситуативно-деловая форма общения

Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребенка внимания взрослого уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколько предметы, с ним связанные. В этом возрасте складывается новая форма общения ребенка с взрослым — ситуативно-деловая и связанная с ней потребность в деловом сотрудничестве. Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.

Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения — дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.

Сначала дети тянутся только к тем предметам и игрушкам, которые показывают им взрослые. В комнате может находиться много интересных игрушек, но дети не будут обращать на них никакого внимания и начнут скучать среди этого изобилия. Но как только взрослый (или старший ребенок) возьмет одну из них и покажет, как можно с ней играть: двигать машину, как может прыгать собачка, как можно причесывать куклу и пр. — все дети потянутся именно к этой игрушке, она станет самой нужной и интересной. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, в силу этого он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочитаемыми потому, что они — в руках взрослого.

Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) никогда не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Только другой, старший человек, может показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать, что можно делать с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения.

Значение такого общения для психического развития ребенка огромно. Оно состоит в следующем.

Во-первых, в таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами: ложкой, расческой, горшком, играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д.

Во-вторых, здесь начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению.

В-третьих, в ситуативно-деловом общении с взрослым появляются первые слова ребенка. Ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, то есть произнести слово. Причем эту задачу — сказать то или иное слово — опять же ставит перед ребенком только взрослый. Сам ребенок, без побуждения и поддержки взрослого, говорить никогда не начнет. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним новое слово. Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции — речь.

Развитие речи

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка с взрослым, который существенно отличается от двух предыдущих. Две первые формы общения были ситуативными, потому что основное содержание этого общения непосредственно присутствовало в конкретной ситуации. И хорошее отношение взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых жестах (ситуативно-личностное общение), и предметы в руках взрослого, которые можно увидеть, потрогать, рассмотреть (ситуативно-деловое общение), находились рядом с ребенком, перед его глазами.

Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Предметом общения ребенка с взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Например, они могут говорить о дожде, о том, что светит солнце, о птицах, которые улетели в далекие страны, об устройстве машины и пр. С другой стороны, содержанием общения могут стать собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания и пр. Все это также нельзя увидеть глазами и почувствовать руками, однако через общение с взрослым все это становится вполне реальным, значимым для ребенка. Очевидно, что появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника.

Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь — это единственное универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами ребенка, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным.

Существует две формы внеситуативного общения — познавательная и личностная.

Познавательная форма общения

При нормальном ходе развития познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему белки от людей убегают, почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу и т. д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.

Интересно, что детей в этом возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого. Им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.

В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительности и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. Несмотря на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность — потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.

В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Если дети до трех-четырех лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то в более старшем возрасте они уже ждут оценки. Им важно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Если ребенку слишком часто делают замечания, постоянно подчеркивают его неумение или неспособность к какому-нибудь занятию, у него пропадает всякий интерес к этому делу и он стремится избежать его.

Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию — это поощрять его успехи, хвалить его действия. Например, что делать, если ребенок пяти лет совсем не умеет рисовать?

Конечно, можно объективно оценивать возможности ребенка, постоянно делать ему замечания, сравнивая плохие его рисунки с хорошими рисунками других детей и призывая его учиться рисовать. Но от этого у него пропадает всякий интерес к рисованию, он будет отказываться от того занятия, которое вызывает сплошные замечания и нарекания со стороны воспитателя. И конечно же, таким образом он не только не научится лучше рисовать, но будет избегать этого занятия и не любить его.

А можно, наоборот, формировать и поддерживать веру ребенка в свои способности похвалой его самых незначительных успехов. Даже если рисунок далек от совершенства, лучше подчеркнуть его минимальные (пусть даже не существующие) достоинства, показать способности ребенка к рисованию, чем давать ему отрицательную оценку. Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и больше. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями взрослого и сознание своей неспособности.

Итак, для познавательного общения ребенка с взрослым характерны:

  1. хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;
  2. познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;
  3. потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя.

Личностная форма общения

Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо — эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения.

Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и ровесниками.

Это стремление, конечно же, должны поддерживать родители. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между собой, давать оценки их действиям. Старшие дошкольники по-прежнему нуждаются в поощрении и одобрении взрослого. Но их уже больше волнует не оценка их конкретных умений, а оценка их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к его замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так уж сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его оценки.

Потребность во взаимопонимании взрослого — отличительная особенность личностной формы общения. Но если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый и т. д., это может сильно обидеть и ранить ребенка, и отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления быть хорошим значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка.

В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Все это сближает эту форму общения с тем примитивным личностным (но ситуативным) общением, которое наблюдается у младенцев. Однако личность взрослого воспринимается дошкольником совсем по-другому, чем младенцем. Старший партнер является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией и пр. ). Все эти качества очень важны для ребенка. Кроме того, взрослый — это компетентный судья, знающий, «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.

Таким образом, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны:

  1. потребность во взаимопонимании и сопереживании;
  2. личностные мотивы;
  3. речевые средства общения.

Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем. Во-первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. — и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.

Правильный ход развития общения

Таковы основные формы общения ребенка с взрослым в дошкольном возрасте. При нормальном развитии ребенка каждая их этих форм общения складывается в определенном возрасте. Так, первая, ситуативно-личностная форма общения возникает на втором месяце жизни и остается единственной до шести-семи месяцев. Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение с взрослым, в котором главное для ребенка — совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до четырех лет. В возрасте четырех-пяти лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать с взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. А в шесть лет, то есть к концу дошкольного возраста, возникает речевое общение с взрослым на личностные темы.

Но это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отражающая нормальный ход развития ребенка. Отклонения от нее на незначительные сроки (полгода или год) не должны внушать опасений. Однако в реальной жизни достаточно часто можно наблюдать значительные отклонения от указанных сроков возникновения тех или иных форм общения. Бывает, что дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативно-делового общения. Достаточно часто у дошкольников вообще не формируется речевого общения на личностные темы. А в некоторых случаях у дошкольников пяти лет преобладает ситуативно-личностное общение, которое характерно для младенцев первого полугодия. Конечно, поведение дошкольников при этом совсем не похоже на младенческое, но в сущности своей отношение к взрослому и общение с ним у вполне большого ребенка может быть таким же, как у младенца.

Например, дошкольник стремится только к физическому контакту с воспитателем: обнимает, целует его, замирает от блаженства, когда взрослый гладит его по головке, и т. д. При этом всякий содержательный разговор или даже совместная игра вызывают его смущение, замкнутость и даже отказ от общения. Единственное, что ему нужно от взрослого, — это его внимание и доброжелательность. Такой тип общения нормален для ребенка двух — шести месяцев, но если он является основным для пятилетнего ребенка, это тревожный симптом, который свидетельствует о серьезном отставании в развитии.

Обычно это отставание вызвано тем, что дети в раннем возрасте недополучили необходимого им личностного, эмоционального общения с взрослым; оно, как правило, наблюдается в детских домах. В нормальных условиях воспитания это явление встречается довольно редко. А вот «застревание» на уровне ситуативно-делового общения до конца дошкольного возраста является более типичным. Оно заключается в том, что дети хотят только играть с взрослым, их волнует только то, какие игрушки разрешит взять сегодня воспитатель, какую игру он им предложит. Они с удовольствием играют с взрослым, но избегают любого разговора на познавательные и личностные темы. Это естественно для ребенка от года до трех лет, но не для пяти-шестилетних детей. Если до шестилетнего возраста интересы ребенка ограничиваются предметными действиями и играми, а его высказывания касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в развитии общения ребенка с взрослым.

В то же время в некоторых, достаточно редких случаях развитие общения опережает возраст ребенка. Например, отдельные дети уже в три-четыре года проявляют интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любят и могут разговаривать о том, как надо себя вести, стремятся действовать по правилу. В таких случаях можно говорить о внеситуативно-личностном общении уже в младшем дошкольном возрасте. Однако такое опережение также далеко не всегда благоприятно. В тех случаях, когда внеситуативо-личностное общение возникает сразу после ситуативно-делового, период внеситуативно-познавательного общения оказывается пропущенным, а значит, у ребенка не формируются познавательные интересы и зачатки детского мировоззрения.

Правильный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте.

А каждый возраст, как было показано выше, характеризуется соответствующей ему формой общения с взрослым.

Конечно, наличие ведущей формы общения отнюдь не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия и что ребенок, достигший, например, внеситуативно-личностной формы общения, должен только и делать, что разговаривать с взрослым на личностные темы. В реальной жизни сосуществуют самые разные виды общения, которые вступают в действие в зависимости от ситуации. Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, как широко он использует и варьирует деловые, познавательные и личностные контакты с другим человеком. Но уровень развития общения определяется по высшим достижениям ребенка в области общения. Показателем развития общения является не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться на разные темы, в зависимости от ситуации и от партнера.

Как учить ребенка общаться

Но что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в четыре года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в пять-шесть лет не может поддержать простой разговор? Можно ли научить ребенка общаться с взрослым? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, несмотря на бесконечное разнообразие конкретных индивидуальных занятий с детьми по развитию их общения, можно выделить общий принцип организации таких занятий. Это опережающая инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет. См. →

Развитие личности дошкольника в общении с взрослым

Говоря о личности человека, мы всегда подразумеваем его ведущие жизненные мотивы, подчиняющие себе другие. У каждого человека всегда есть что-то самое главное, ради чего можно пожертвовать всем остальным. И чем ярче человек осознает, что для него главное, чем настойчивее стремится к этому, тем более его поведение является волевым. Мы говорим о волевых качествах личности в тех случаях, когда человек не только знает, чего он хочет, но упорно и настойчиво сам добивается своей цели, когда его поведение не хаотично, а направлено на что-то. См. →

Почему коммуникативные навыки важны для развития ребенка?

Дети учатся дисциплине, порядку и социальным отношениям, общаясь со сверстниками. Родители должны учитывать, что развитие коммуникативных навыков и укрепление искусства самовыражения — это один из жизненных навыков, которым дети должны учиться.

Общение — это способность обмениваться идеями и чувствами с другими как вербально, так и невербально.

Способность к общению – это способность и желание общаться с другими. Большинство детей учатся просить о том, что им нужно, сообщать о своих чувствах, устанавливать и поддерживать взаимодействие со взрослыми или другими детьми.

Хотя развитие коммуникативных навыков не одинаково для каждого ребенка, мы можем наблюдать определенные вехи, которые служат индикаторами того, что ребенок делает надлежащие успехи в развитии.

Еще до того, как ребенок научится произносить свое первое слово, он придумывает способы сообщить о своих потребностях. Общение начинается с рождения, через звуки, движения тела и мимику. Дети будут переходить от плача и тыкания носом к лепетанию, воркованию, визгу и жестам/движениям тела, движению ног в возбуждении или страдании, а затем к таким жестам, как указание, зрительный контакт, улыбка и гримаса; все это ранние методы общения.

Новорожденный прижимается носом к груди матери, 9-месячный ребенок начинает пытаться произносить простые слова и использовать указания или жесты, 28-месячный ребенок начинает составлять простые предложения, а 3-летний ребенок болтает с родителями или опекунами после школы и на детской площадке с друзьями.

 

Значение общения в развитии ребенка

Многие виды человеческого поведения формируются под влиянием других людей и окружающего общества. Особое значение имеет воспитание детей в первые годы развития. К сожалению, дети, которым не хватает коммуникативных навыков, постепенно могут стать изолированными, и это может сделать их более склонными к личному, социальному и эмоциональному ущербу.

Навыки общения детей важны

Значение навыков общения в раннем детстве очень много. Ниже приведены преимущества общения для детей :

  • Повышает самооценку и уверенность в себе
  • Способен более ясно выражаться
  • Облегчает общение с другими людьми, улучшая их социальное благополучие
  • Академические знания и словарный запас увеличены
  • Детям легче делиться и узнавать новое

Навыки общения и развитие ребенка

Родители и воспитатели несут ответственность за создание соответствующей интерактивной среды и целенаправленное общение с ребенком, чтобы они могли ускорить достижение целей обучения речи и языку. Сверстники и друзья являются одним из важнейших факторов социализации детей и подростков. Они влияют и находятся под влиянием друг друга по-разному. Многие исследователи подчеркивают этот фактор.

 

Не пропустите эту статью:  Важность инклюзивности в дошкольном образовании

Роль общения в развитии

Обучение общению играет важную роль в развитии ребенка. Части мозга ребенка и его мыслительные паттерны формируются в результате общения. Просто представьте, что вы программист, и каждая написанная вами программа запускается компьютером, и компьютер повторяет предыдущую программу, пока вы не измените команду. Ум ребенка очень силен и готов учиться. Развитие общения у ребенка создает модели мозга, которые помогают вашему ребенку расти как биологически, так и психологически.

Занятия по развитию навыков общения для детей повышают социальный интеллект.
Социальный интеллект — это способность справляться с другими и сотрудничать с ними. Этот интеллект можно интерпретировать как индивидуальное умение, и этот интеллект включает в себя понимание социальных ситуаций. Он также включает в себя интерактивные стили и стратегии, которые помогают человеку достичь своих целей по отношению к другим. Социальный интеллект улучшает нашу внутреннюю перспективу и позволяет нам лучше реагировать.

Некоторые ключи для развития коммуникативных навыков у детей

Реагируйте на жесты, взгляды и звуки вашего ребенка, когда ваш ребенок издает звук или протягивает руки, чтобы его несли, на вашу реакцию, когда он улыбается и берет его вверх показывает, что чувства важны.

Разговаривайте с ребенком и слушайте его. Разговор или участие в беседе с вашим ребенком заставляет его чувствовать себя хорошо и знать, что вам нравится его компания.

Научите своего ребенка невербальному общению. Действия и мимика — другие средства общения. Притворная игра может быть действительно полезной, например. быть грустным, счастливым, злым, застенчивым и т. д.

Уважайте и признавайте чувства вашего ребенка, помогая ему развивать словарный запас «чувств». Читайте вместе и поощряйте притворную игру, чтобы помочь развить коммуникативные навыки.

Развитие общения является одним из важнейших аспектов роста ребенка. Таким образом, родители и опекуны должны уделять пристальное внимание соблюдению этих этапов общения.

Дети являются прекрасными наблюдателями и подражателями того, что они видят и слышат вокруг себя, так как такие родители и опекуны должны быть для них хорошим примером для подражания.

Языковые и коммуникативные навыки

Обучение детей правильному языку является одним из наших самых важных правил. Изучение языка и его правильное использование повышает уверенность вашего ребенка. Ребенок с большей вероятностью сможет правильно выразить свои желания и его не будут наказывать или унижать за неправильные слова. Мы обучаем вашего ребенка навыкам языкового общения в нашем британском детском саду в Дубае.

4-летние навыки общения

В этом возрасте ваш ребенок становится более общительным. Они выражают большую часть своих эмоций и пытаются заслужить удовлетворение вас и других. Игнорирование усилий ребенка может привести к поведенческим проблемам у ребенка.
Вам необходимо подкреплять прогресс вашего ребенка в возрасте от 4 до 5 лет, а также поощрять и хвалить его/ее за положительные поступки, которые он делает. Поощрение вашего ребенка всегда заключается не только в покупке любимых вещей вашего ребенка в качестве награды, но и в получении словесной поддержки. Поскольку родители не всегда знают об этих принципах или могут иметь не так много времени для своих детей, как им хотелось бы, из-за занятости, детям рекомендуется посещать наш детский сад в Дубае. Мы можем работать вместе с родителями, чтобы помочь им в этом.

В нашем детском саду наши воспитатели будут различными способами поддерживать детей в их навыках обучения и развития. К этим навыкам относятся следующие:

– Способность считать до 10 или немного больше

– Повышение способности внимания

– Использование более сложных предложений и прогресс в области навыков вербального общения

– Способность говорить более четко

– Получить больше понимания концепции времени.

Как общаться с маленькими детьми?

Все мы знаем, что люди — социальные существа и им необходимо общаться с другими. Невозможно хорошо общаться с другими, если у нас нет хороших навыков общения. Лучшее время для обучения и укрепления коммуникативных навыков детей – первые годы жизни. На самом деле, обучая и укрепляя коммуникативные навыки детей в начале жизни, мы можем помочь ребенку быть эффективным в обществе и установить социальные отношения в будущем.

Язык детей сильно отличается от языка взрослых. Ребенок усваивает эти навыки через игру, и по нашей реакции он понимает, сделал он что-то хорошее или плохое. Общение через игру — лучший способ понять ребенка и научить его отличать хорошее от плохого. Здесь, в нашем детском саду, мы используем различные игры и занятия, чтобы общаться с вашими детьми. Коммуникативные навыки для детей можно проводить в виде одиночных или групповых игр
. Не забывайте, что коммуникативные навыки не только улучшают присутствие ребенка в обществе, но и то, что наличие хороших коммуникативных навыков может также способствовать его академическим и профессиональным успехам в будущем.

 

Вас также может заинтересовать эта статья: Что должен знать 4-летний ребенок с точки зрения образования, прежде чем пойти в школу?

Творческая игра для детей | Важность творческих игр для детей

5 лучших коммуникативных занятий для детей

Из-за распространения электронных устройств в нашей повседневной жизни очень необходимы коммуникативные занятия для детей . Дети тратят меньше времени на общение лицом к лицу, потому что они окружены такими устройствами, как iPad, смартфоны и телевизоры. Однако ваши дети скоро обнаружат, что общение является одним из самых важных навыков. Какие мероприятия улучшают коммуникативные навыки ? Давайте взглянем на веселых коммуникативных игр и коммуникативных игр .

 

Вот несколько забавных коммуникативных занятий для детей , которые помогут вашим детям улучшить свои коммуникативные навыки и повысить самооценку:

 

  1. Chinese Whisper лучших 9000 детских занятий по общению навыки . Умение слушать — важнейший компонент эффективного общения, и эта игра фокусируется на этом навыке. Для игры «Китайский шепот» все участники должны сесть в круг. Теперь ребенок, сидящий справа от игрока, будет шептать ему на ухо сообщение. Другой игрок слышит это и шепчет им. Всем по очереди! Как только сообщение было дано, оно произносится вслух; что всегда смешно, потому что часто отличается от оригинала.

 

  1. Направь меня в магазин : Попросите детей нарисовать карту своего любимого магазина, например. магазин мороженого или книжный магазин. Посмотрите на эту карту вместе, чтобы начать свое приключение со своими детьми. Когда вы прибудете на место, они смогут сказать, дают ли они точные инструкции. Навыки решения проблем, письма и общения ваших детей выиграют от «Направь меня в магазин».

 

  1. Покажи и расскажи : как одно из самых обучающих коммуникативных занятий для детей , развитие коммуникативных способностей детей никогда не было проще и веселее, чем это занятие. Попросите их подумать о сказке, игрушке или саду, которые им нравятся больше всего. Позвольте им представить похожий предмет и написать его описание из пяти предложений. Использование «опишите и продемонстрируйте» с вашими детьми может помочь им развить свои вербальные навыки и словарный запас.

 

  1. 20 вопросов : «20 вопросов» — отличный способ для детей научиться задавать вопросы и совместно работать над идеями. Дети образуют круг, а затем по очереди становятся в центре круга. Для ребенка в центре будет определена определенная роль или личность. Все остальные дети в группе получают по 20 вопросов, чтобы попытаться понять это.

 

  1. Угадай : Завяжите глаза одному из детей в группе. Затем попросите других детей выбрать предмет из комнаты. Ребенку с завязанными глазами нужно, чтобы другие дети описали ему предмет. Они должны описать это так, чтобы даже если вы этого не видите, вы могли сказать, что это такое. «Угадай» — одна из самых популярных детских коммуникативных игр!

 

Заключение-коммуникативная деятельность для детей

Коммуникативная деятельность для детей является ключевой . Четкое объяснение своих идей является признаком хороших коммуникативных способностей. Хорошее общение и языковое развитие помогают детям стать более уверенными в себе, иметь возможность выражать себя и быть более социальными. Эти навыков развития ребенка для детского общения просто необходимы.

 

Забронируйте тур сейчас, чтобы посетить наш питомник в Дубае!

и

Следите за нами на странице детского сада Little Dreamers в Instagram.

 

В детском саду The Little Dreamers в Дубае работают опытные специалисты, способные создать благоприятную среду для развития речи и общения детей.

Наши обученные и опытные воспитатели создают теплую, гостеприимную и игривую атмосферу, полную любви, внимания, уважения и открытых ушей, чтобы лучше понять каждого ребенка; таким образом превращая нашу детскую среду в дом вдали от дома.

Как поддержать коммуникативные навыки вашего ребенка

Этот ресурс предлагает стратегии, которые помогут родителям и опекунам понять общение ребенка и поддержать развитие коммуникативных навыков у маленьких детей.

Способность к общению – это способность и желание общаться с другими людьми путем обмена идеями и чувствами как вербально, так и невербально. Большинство детей учатся общаться, чтобы удовлетворить потребность или установить и поддерживать общение с любимым взрослым.

Младенцы общаются с рождения с помощью звуков (плач, воркование, визг), мимики (зрительный контакт, улыбка, гримаса) и жестов/движений тела (шевеления ног в волнении или бедствии, а позже жесты, такие как указание). Младенцы продолжают развивать коммуникативные навыки, когда взрослые реагируют на их попытки «рассказать» другим о том, что им нужно или чего они хотят.

Навыки общения детей растут как на дрожжах в течение первых нескольких лет жизни:

  • Новорожденный прижимается носом к груди матери. Ее мать говорит: «О, ты должно быть голодна. Ну вот.» Этот ребенок учится тому, что его близкие будут реагировать на его сигналы и сообщения.
  • 9-месячный ребенок начинает возиться с едой на стульчике для кормления, как бы вытирая его руками. Его отец замечает это и говорит: «Эй, приятель, похоже, ты говоришь мне, что все готово. Как насчет того, чтобы я забрал тебя оттуда, и мы могли бы отправиться в парк. Этот ребенок узнает, что он является эффективным коммуникатором.
  • 28-месячный ребенок в парке. Она настойчиво указывает на что-то и говорит деду: «Дерл! Дерл! Дерл! Он говорит: «Прости, милая, я не понимаю. Можешь повторить? Она продолжает указывать и повторяет несколько раз. Наконец дедушка говорит: «Ах, белка. Да, я вижу его там, на дереве! Этот малыш учится тому, что его близкие будут «держаться там» и усердно работать, чтобы понять его попытки общаться.
  • 3-летний ребенок разговаривает со своей мамой по дороге домой из детского сада. Он говорит ей, что ему понравились песни и закуски, но ему не понравилось, как песок ощущается на его руках. Его мать слушает и задает ему вопросы. Этот малыш учится тому, что то, что он говорит, важно для людей, которые его любят, и что он хороший собеседник.

Вот несколько идей, которые помогут вашему ребенку развить навыки общения:

Реагируйте на жесты, взгляды и звуки вашего ребенка.

Когда он протянет к вам руки, поднимите его, поцелуйте и говорите простыми словами. — Ты хочешь встать. Когда он воркует, воркуйте в ответ. Когда он смотрит на вас, установите зрительный контакт и поговорите с ним. Эти немедленные и четкие ответы говорят вашему ребенку, что его общение важно и эффективно. Это побудит его продолжать развивать эти навыки.

Разговаривайте с ребенком и слушайте его.

Когда вы разговариваете с ней, дайте ей время ответить. Установите зрительный контакт на ее уровне. Это сообщит о вашем желании услышать то, что она хочет сказать. Задавайте открытые вопросы: «Что вы думаете о сегодняшней дождливой погоде?» — Как ты думаешь, куда идет дождь? «Как ты думаешь, дождь помогает цветам расти?» «Почему небо такое серое?» Разговор с вашим ребенком помогает ему увидеть себя хорошим собеседником и мотивирует его продолжать развивать эти навыки.

Помогите детям улучшить свои языковые навыки.

«Значит, ты притворяешься голодной гусеницей, которая хочет поесть? Какая еда? Давай назовем все, что ты хочешь съесть».

Научите своего ребенка невербальному общению.

«Луис, ты видишь, как Анди держит руки, чтобы закрыть лицо? Ей не нравится, когда ты так сильно бросаешь мяч. Я знаю, что ты можешь бросать мяч мягче, чтобы она продолжала играть с тобой в мяч».

Уважайте и признавайте чувства вашего ребенка.

Дети с гораздо большей вероятностью поделятся своими идеями и чувствами, если будут знать, что их не будут осуждать, дразнить или критиковать. Вы можете сопереживать опыту ребенка, но не соглашаться с его поведением. Например: «Я знаю, что ты боишься спать одна, но тебе нужно оставаться в постели. Не хотите ли включить тихую музыку?» Или: «Я знаю, что ты злишься, но ты не можешь бросать блоки. Вот подушка, которую ты можешь вместо этого бить».

Помогите ребенку развить словарный запас «чувств».

Предоставьте слова для ее опыта. «Тебе грустно, потому что папа уехал в путешествие». Имейте в виду, что чувства не бывают хорошими или плохими, они просто есть. Иногда родители боятся, что разговор о сильном чувстве приведет к его обострению; но во многих случаях происходит обратное: когда дети чувствуют, что к их чувствам и переживаниям относятся с уважением, им легче двигаться дальше.

Читать вместе.

Проведите время вместе с книгой в тишине. Поощряйте старшего ребенка переворачивать страницы и указывать на то, что он видит. Спросите своего старшего малыша, как могут себя чувствовать персонажи, и вместе подумайте, что будет дальше. Пусть ваш ребенок выбирает книги. Чем больше у него интереса к книге, тем более внимательным и приятным будет ваше время вместе. А чтение вместе с ребенком учит не только грамоте и языковым навыкам. Он узнает, что вы цените его интересы и выбор, что вы любите его и вам нравится быть рядом с ним. Исследования показывают, что читатели на протяжении всей жизни — это те, кто в детстве просто находил чтение приятным занятием (то, что было прочитано, казалось, не имело такого значения, как то, как дети относились к этому занятию).

Расскажите, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

Это поможет вашему ребенку связать слова с предметами и действиями. «Я мою посуду. Я выжимаю желтое средство для мытья посуды в теплую воду». Расскажите о том, что вы делаете, когда заботитесь о своем ребенке. «Вот мы идем в ванну. У тебя все руки, ноги и животик мокрые. Резиновая уточка тоже принимает ванну. Во время совместной игры говорите: «Ты расчесываешь волосы своей куклы. Она имеет длинные волосы. Есть какие-нибудь завязки?» С вербальными малышами вы можете создать традицию, когда каждый член семьи рассказывает что-то о своем дне. Задавайте ребенку вопросы о ее дне. Как только она научится говорить, предложите ей задавать вам вопросы.

Поощряйте ролевые игры.

Дети часто более свободно выражают свои мысли, когда притворяются. Может быть, безопаснее говорить о том, как мишка Тедди боится темноты, чем о том, как ребенок. Притворная игра — это также возможность взять на себя разные роли и разыграть то, что могут сказать, подумать или сделать разные люди.