Речевые средства общения: РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ это

Речевое общение — виды, этикет, особенности, речевые средства

Речевое общение – это активный процесс вербального коммуникативного взаимодействия его участников (отправителей и получателей информации), который характеризуется определенным мотивом и направлен на осуществление конкретной целевой установки. Коммуникативный процесс протекает, базируясь на обратной взаимосвязи в конкретных видах вербальной деятельности.

Речевое общение органично входит во всевозможные виды деятельности индивида, например, профессиональную или общественную, так как деятельность неосуществима без общения. Вербальное коммуникативное взаимодействие может реализоваться между несколькими индивидами или как минимум двумя. Речевое общение взаимно и целеустремленно, а также социально. Формой проявления вербального общения считается речевое поведение, отклики партнеров по коммуникации.

Этикет речевого общения

Речевой этикет и правила общения представляют собой систему норм вербального поведения и неизменные формулы вежливых коммуникаций. Владение этикетом вербального общения помогает приобретению авторитета, рождает доверие и уважительное отношение. Освоение канонов вербального этикета, их соблюдение, способствует ощущению быть уверенным человеком, не испытывать чувство неловкости и трудностей в общении.

Обязательное следование этикету речевого общения в деловых взаимодействиях оставляет у партнеров приятное впечатление о личности и о компании в целом, поддерживает ее положительный и привлекательный имидж.

Этикет речевого общения обусловлен национальной спецификой, так как каждый народ в процессе своей эволюции вырабатывал собственную систему правил вербального поведения. В нашем современном социуме особую ценность являют собой такие качества, как корректность, такт, предупредительность, учтивость, терпимость, доброжелательность, выдержка.

Тактичностью называется этический канон, предполагающий понимание говорящим партнера по взаимодействию, избегание неуместных реплик и вопросов, обсуждения неприятных тем.

Предупредительность предполагает умение предвосхищать возможные вопросительные реплики и пожелания партнера по коммуникации, готовность детально обговорить с ним все существенные для разговора моменты.

Терпимость предполагает под собой спокойное отношение к вероятным разногласиям в позициях и взглядах, избегание резкой критичности в суждениях. Необходимо уважать воззрения других личностей, стремиться постигнуть, почему именно у них сформировалась та или иная позиция. С терпимостью тесно взаимосвязано такое личностное качество как выдержанность, которая представляет собой умение спокойно и выдержанно реагировать на внезапные или нетактичные и вопросительные реплики собеседника.

Доброжелательность необходима не только в отношении к партнерам по коммуникациям, но и в процессе самой беседы, в ее форме и содержании, в выборе слов и интонации.

Этикет вербальных коммуникаций имеет тесную связь с этикой, которая предписывает каноны нравственного поведения. Этикет предполагает использование в вербальных коммуникациях определенных стилей поведения и внешне выраженных формул вежливости в конкретных вербальных действиях.

Следование требованиям этикета будет считаться обманом окружающих и лицемерием при нарушении норм этики. Одновременно с этим этичное поведение, которое не сопровождается соблюдением канонов этикета, неминуемо произведет неблагоприятное впечатление и приведет к сомнениям в нравственных качественных характеристиках индивида. Поэтому при устных коммуникациях необходимо следовать целому комплексу этических и этикетных канонов, которые тесно взаимосвязаны между собой. Такой комплекс предполагает, во-первых, уважительное и доброжелательное отношение к собеседнику. Категорически запрещено наносить собеседнику при помощи вербальных средств оскорбления, обиды, выражать пренебрежение. Также рекомендуется в разговоре избегать прямых негативных оценок личности собеседника, оценивать разрешается только лишь конкретные поступки, при этом соблюдая тактичность.

В интеллигентном общении образованных индивидов недопустимо использование грубых слов, матерных выражений, высокомерия, развязных формул речи. В практическом аспекте подобные речевые формулировки также считаются неуместными, так как они никогда не приведут к достижению нужных результатов общения.

Вежливость в коммуникативном взаимодействии направлена на понимание ситуации в целом, учет возрастной категории, половой принадлежности, профессионального и общественного положения собеседника. Перечисленные факторы обусловливают степень официальности коммуникаций, определяют выбор этикетных формул, подходящих тем для обсуждения.

Говорящему партнеру необходимо быть скромным в самооценивании, стараться не навязывать личных суждений, сторониться излишней категоричности и ультимативности в речи.

Кроме этого, следует направить все внимание на партнера по коммуникациям, показывать заинтересованность его личностью, мнением, учитывать его интерес той или иной темой. Также необходимо учитывать возможности собеседника воспринимать и понимать значение высказываний говорящего. Поэтому следует в процессе монолога дать ему время «отдышаться» и сосредоточиться. С этой целью нужно избегать чересчур длинных высказываний, полезно делать небольшие интервалы в процессе разговора, употреблять вербальные формулы поддержания контакта. Нормы общения обусловливают также и поведение слушающего.

Речевой этикет и правила общения для слушающего, во-первых, предполагают необходимость потратить время и отложить дела, для того чтобы иметь возможность выслушать говорящего.

В процессе слушания человек должен относиться к говорящему уважительно и терпеливо, при этом стремиться внимательно выслушать всю информацию до конца. В официальном вербальном общении абсолютно неприемлемо перебивать партнера по коммуникации, в ходе его монолога вставлять различные замечания, особенно такие, которые негативно характеризуют суждения и просьбы говорящего. Слушающий, так же как и говорящий, должен акцентировать внимание на своем собеседнике, подчеркивать собственную заинтересованность во взаимодействии с ним.

Речевой этикет, правила общения и нормы этики охватывают также и письменную речь.

Речевые средства общения

Вербальное (знаковое) коммуникативное взаимодействие реализуется при помощи слов. Человеческая речь считается вербальным средством коммуникации. Проведенные исследования показывают, что современный «гомо сапиенс» за день произносит приблизительно 30 тысяч слов, а в час около трех тысяч. Слова образуют разнообразные речевые тексты, которые формируются в зависимости от целей коммуникантов, например, что-то сообщить или узнать, выразить отношение или побудить к чему-то. Такие тексты бывают устными или письменными. В них реализуются языковые системы, которые являют собой системы знаков и методов их сочетания. Языковые системы служат своеобразным инструментом, способствующим выражению мыслей, проявлению чувств и желаний субъектов. Они являются важнейшим средством вербального общения.

Язык как средство речевого общения имеет различные назначения. Он выступает в роли стержневого средства коммуникативного взаимодействия. Благодаря этому предназначению языковых систем люди обладают возможностью полноценно взаимодействовать в социуме в целом и с субъектами в отдельности. Такое назначение языковых систем считается их коммуникативной функцией. Кроме функции коммуникации язык как средство речевого общения обладает целым рядом других функций, таких как познавательная, аккумулятивная, конструктивная, эмоциональная, контактоустанавливающая и этническая.

Познавательная функция языка является выражением деятельности сознания человека. Ведь существенную часть информации о внешнем мире люди получают посредством языка.

Аккумулятивная функция предполагает накопление и сохранение опыта, хранение знаний для использования их в дальнейшей жизни. В будничной жизни людей выручает ведение дневников или записных книжек. А своеобразными «записными книжками», наследием всего человечества является всевозможные памятники письменности и литература.

Конструктивная функция заключается в формировании мыслей и различных суждений. С помощью языковых систем мысль как бы обретает материальную оболочку и звуковую форму. Выраженная при помощи слов, мысль становится четкой и понятной, прежде всего, для индивида, который ее высказал.

Эмоциональная функция являет собой один из инструментов выражения чувств и эмоциональных состояний. Данная функция реализуется посредством речи только при условии прямого выражения эмоционального отношения индивида к информации, которую он сообщает. При этом основную роль играет интонация.

Контактоустанавливающая функция выражается в установлении контакта между индивидами. Временами общение может быть бесцельным, а его информативность может равняться нулю, что означает подготовку почвы для дальнейшего продуктивного и доверительного общения.

Этническая функция лежит в объединении народа.

Речь и речевое общение

Речь – это важнейший компонент коммуникативного взаимодействия людей, который служит для выражения их мыслей, эмоциональных настроений, целей и планов. С помощью речевого общения индивид имеет возможность взаимодействовать с окружающим социумом. Любая речь ориентирована на интеллект, чувства, намерения и желания слушателей.

В контексте коммуникативного вербального взаимодействия речь характеризуется рядом психологических свойств, отражающих индивидуальные (персональные) и групповые (коллективные) характерные черты людей, которые вступили в вербальное взаимодействие. К ним относят информативность, ясность, содержательность, выразительность, воздейственность. Перечисленные свойства обуславливаются различными умениями, такими как логично изъясняться, добиваться смыслового единства фраз, употреблять паралингвистические средства, применять кинетические приемы, использовать экстралингвистические детали коммуникации.

Внешнее выражение чувств и эмоциональных состояний, а также отношение самого говорящего в отношении того, что он говорит, называется выразительностью речи. К инструментам выразительности относят мимику и жесты, ритмичность, интонацию, акценты, интервалы и ударения, афоризмы и шутки. Некоторые люди, к сожалению, оправдывают грубые слова и использование матерных выражений во время беседы этим свойством речи. Они считают ненормативную лексику неотъемлемой частью языковой системы, что накладывает отпечаток в целом на речевую культуру и этикет.

Информативность речи обусловлена важностью озвучиваемого сообщения для собеседников. Ярким примером низкой информативности материала служат следующие высказывания: «вода мокрая», «рыба водится в воде» и т. п. Информативность речи увеличивается на 15% при грамотном использовании интонаций и пауз.

Воздейственность речи представляет собой возможность ее воздействия на партнеров по коммуникациям, направляет их мысли и действия в нужную сторону.

Речевое общение служит для выражения конкретного коммуникативного замысла говорящего и состоит из коммуникативных составляющих, имеющих разные функции. Условием результативной коммуникации является сложная, многоплановая категория, которая представляет собой единство лингвистического понимания, культурологического и социального знания, психологического опыта.

Эффективное речевое общение предполагает не только овладение языковым и лингвистическим мастерством, но и знаниями, связанными с пониманием закономерностей вербальной коммуникации в цельности и взаимосвязанности всех ее компонентов, а именно материальной и духовной культуры языка, структурно-содержательного устройства деятельности общения; социокультурные каноны и модели вербальной коммуникации и др.

Виды речевого общения

Речь является основным механизмом вербальной коммуникации. Речевое общение происходит при помощи языковых систем. Вербальное общение бывает внутренним и внешне направленным. Внешняя вербальная коммуникация, в свою очередь, бывает устной и письменной. Устное вербальное взаимодействие делится на монологическую речь и диалогическую.

Виды речевого общения тесно связаны между собой. Их объединяет произнесение слов про себя или вслух. Наряду с этим каждый из видов вербальной коммуникации обладает субъективными специфическими характеристиками. Мысль невозможно сформулировать без языковой системы и материальных вербальных процессов. В ходе подготовки к устной или письменной речи различают промежуточную фазу проговаривания про себя текста. Данная фаза называется внутренней речью.

Внешняя письменная речь опосредована текстом. Она более концентрирована по своему содержанию, чем разговорная. Под словесной письменной речью понимают вербальный процесс с употреблением письменных знаков. Письменная речь образуется путем сложного соотношения звуков, которые образуются за счет перцепции букв слуховым аппаратом, видимых зрением, и воспроизводимых индивидом речедвижений. Отсюда следует, что письменная речь базируется на основе устной.

Слышимая речь, произносимая кем-то, называется устной речью. Она ограничена пространством и временем, что отпечатывается на ее характере, так как в основном, партнеры по коммуникации находятся на расстоянии видимости или слышимости друг друга. Значительно меняется характер вербального общения при телевещании, когда аудитория не имеет возможности ответной реплики.

Речевое общение можно классифицировать по содержанию, а именно материальное, когнитивное (познавательное), кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное. Также можно классифицировать по применяемым техникам взаимодействия и в зависимости от задач, а именно контакт масок, светская коммуникация, формально-ролевое и деловое общение, межличностная, манипулятивная коммуникации.

Материальная коммуникация представляет собой обмен продуктами деятельности. Когнитивное или познавательное общение предполагает обмен данными, знаниями, опытом. Эмоциональное или кондиционное взаимодействие содержит в себе обмен эмоциональными настроями между индивидами, вступившими в коммуникацию. Мотивационное взаимодействие – это обмен намерениями, побуждениями, задачами, интересами, планами или потребностями. Деятельностная коммуникация охватывает обмен умениями, осуществляемый вследствие совместной деятельности.

Контактом масок называется формальная коммуникация, которая заключается в отсутствии стремления уразуметь и учесть характерные особенности личности партнера.

Суть светского общения лежит в его беспредметности. Другими словами общающиеся индивиды говорят не о том, о чем думают, а о том, о чем положено говорить в сложившихся обстоятельствах.

Формально-ролевое общение заключается в регламентировании и содержании, где главную роль играет социальный статус собеседника и его место в служебной или социальной иерархии.

Деловым общением считается процесс взаимодействия, при котором совершается обмен данными, сообщениями с целью достижения нужного результата.

Межличностное общение или его еще называют интимно-личностной коммуникацией, заключается в раскрытии глубинных личностных структур. Манипулятивное взаимодействие направлено на получение пользы от собеседника.

Культура общения и речевой этикет

Одним из главнейших критериев культурности индивида считается уровень культуры его речи. Поэтому каждому человеку необходимо стремиться к совершенствованию собственных стилей общения и речевого этикета. Уровень культуры речи имеет зависимость не только от умения избегать ошибок при коммуникациях, но и от стремления регулярно обогащать словарный запас, умения слушать и стремления понимать партнера, уважать его воззрения, способности подбирать правильные слова в зависимости от ситуации взаимодействия.

Речь считается одной из наиболее важных характеристик, присущих личности. Именно от стиля коммуникативного взаимодействия зависит впечатление, которое люди производят на окружающий социум.

Речь индивида обладает способностью притягивать к своей личности социум, других индивидов или, наоборот, их отталкивать. Также речь может выказывать сильное воздействие на настроение партнеров по коммуникации. Таким образом, культура вербальных коммуникаций формируется из умения слушать говорящего, речевого этикета, следования правилам хорошего тона.

Часто, люди, увлекаясь темой беседы, забывают о культуре коммуникационного взаимодействия. Они стараются навязать партнеру собственные суждения, позиции и воззрения по теме разговора, не пытаются вникнуть в контраргументы, которые приводит оппонент и попросту его не слушают, что в итоге ведет к пренебрежению речевого этикета и прекращению слежения за тем, что они говорят.

Культура общения и речевой этикет категорически запрещает оказывать любое давление на товарища по беседе. Помимо того, что навязывание собственной позиции выглядит довольно некрасиво со стороны, это еще и безрезультативно. Такой стиль поведения вызовет, скорее всего, защитную реакцию со стороны партнера, что в лучшем случае приведет к неэффективности беседы, а в худшем – к конфликтным ситуациям.

Если партнер по коммуникации не слушает своего оппонента, постоянно его перебивает, не позволяя закончить речь, то это будет не просто демонстрацией отсутствия культурности речи, но и проявлением неуважения к личности партнера, что охарактеризует собеседника, не умеющего слушать, совсем не положительно. Умение слушать является неотъемлемым составляющим культуры коммуникативного взаимодействия.

Вербальный инструмент общения и речевой этикет сегодня считаются двумя важнейшими составляющими успешности, как в общении, так и в других видах деятельности. Они способствуют налаживанию контактов с людьми, повышению результативности общения, склонению массовой аудитории на собственную позицию. Влияние культуры речи на стили поведения говорящего неоценимо.

Особенности речевого общения

Речь сегодня представляет собой важнейший механизм человеческих коммуникаций. Она идет от индивида к одному индивиду, нескольким или множеству. Сам коммуникативный процесс упрощенно можно представить таким образом – с одной стороны имеется говорящий субъект (отправитель информации), а с другой – получатель информации или слушающий субъект (адресат). Отправитель и получатель вступают во взаимодействие для трансляции информации, представленной в виде последовательности сигналов, состоящих из набора букв, звуков и т.п. Для приема информации, должна иметься в наличии определенная система адекватности элементарных сообщений и реальности, которая знакома и говорящему, и слушающему. Такую систему соответствий называют языковой системой или языком.

Различие языка и речи состоит в наличии категорий в языковых системах, тогда как речь содержит в себе непрерывный ряд (континуум). Отсюда следует, что коммуникативный процесс складывается из шести составляющих: контакт и сообщение, отправитель и получатель, код и действительность. Человеческая личность всегда является источником речи, так как говорит не человек, а его личность.

Особенности речевого общения отмечаются целевыми установками, которых может быть множество. Ведь они имеют тесную взаимосвязь с потребностями личности в коммуникативном влиянии на окружающих индивидов, например, желание заставить произвести определенное действие, убедить в чем-либо, вызвать какую-либо эмоцию и т. п. Также различают целевые установки процесса речи, которые не являются в общем смысле коммуникативным взаимодействием, например, заключенный в карцере произносит речь не для общения, а для того чтобы не забыть слова, построение предложений и их звучание.

Главным составляющим любой целевой установки процесса речи должен быть дополнительный аспект нравственности, который исключает сознательный обман, ложь, дезинформацию и др.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Речевые и внеречевые средства общения | Статья по теме:

Речевые и внеречевые средства общения

  1. Главная профессиональная задача педагога – способствовать формированию личности учащегося, приобретений им знания и умения.

Педагогическое общение – важнейшее средство достижения этой цели.

Речь педагога – основное средство, которое позволяет сообщить учащимся необходимые сведения, оказать на них эмоциональное и мотивирующее влияние. Для эффективного использования этого средства педагогу необходимо обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть выразительными возможностями языка, иметь правильную дикцию.

  1. В педагогическом общении значение имеет тон речи и её громкость, темп и выразительная насыщенность. До 40% информации передаётся интонацией. (Ex: слово «да» — произнести по-разному: твёрдо, с сомнением, вопросительно, ироничной интонацией.)

Громкость голоса – общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе.

Обычно громко говорят те люди, которые желают быть уверенны, что окружающие обязательно услышат их слова и примут их к сведению.

Довольно громкий голос (даже в будничной обстановке) обличает людей, которые привыкли не сомневаться в правоте своей позиции (характерно для большинства педагогов).

Другой довод громкости голоса может выступать, как маскировочное средство, для сокрытия слабого духа, проявления недостаточной самокритичности, неумения владеть своими чувствами.

В любом случае чересчур громогласное словоизвержение заставляет заподозрить: насколько глубок смысл сказанного и стоит ли согласиться с самоуверенностью говорящего?

Как правило, человеку, говорящему здраво, спокойно, рассудительно не требуется форсировать громкость своей речи.

Малая громкость – говорит о том, что перед нами человек сдержанный, скромный, вероятно хорошо воспитанный.

Иногда тихий голос свидетельствует о недостаточной уверенности в себе, тогда для речи характерна колеблющаяся, робко-просительная интонация.

Но тихий голос может быть и твёрдым, жёстким. Так говорят люди, абсолютно уверенные, что их доводы безупречны и их голос обязательно будет услышан. Кроме того, люди предпочитают произносить негромко те вещи, которые не хотели бы оглашать во всеуслышание. Не исключено, что некоторые говорящие тихо, испытывают ощущение неловкости или вины (необязательно, обоснованное).

Сильные и внезапные колебания голоса свидетельствуют об общей повышенной эмоциональности либо о волнении, которое говорящий испытывает в данный момент. Это волнение заражает слушателей, особенно когда поначалу тихий голос вдруг крепнет и обретает уверенную громкость. Хорошие ораторы знают, что речь произнесенная в одном тоне (даже с пафосом) не может увлечь слушателей. Поэтому они сознательно варьируют громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный акцент.

Скорость речи – соответствует темпераменту и темпу жизни человека. Поэтому ее трудно изменить.

Неторопливо, медлительно говорят спокойные обстоятельные люди, не склонные к авантюрам и резким перепадам настроения.

Но иногда медленная речь может быть признаком общей заторможенности, недостаточной подвижности мыслительных процессов, или просто лени, либо приема успокоительных средств.

Оживленно и бойко, торопливо говорят энергичные, подвижные, легкие на подъем люди — если ритм речи равномерный. Если при общей высокой скорости речи ритм нарушен, говорит о том. Что человек робеет, недостаточно уверен в себе. Пример: студент на экзамене – не знает – тараторит и запинается либо ничего не может сказать.

Заметные колебания скорости речи говорят о недостатке уравновешенности, легкой возбудимости. Изменение темпа речи может сознательно использоваться для нагнетания эмоционального тона, возбуждения слушателей – когда человек говорит в ускоряющемся темпе, он вдохновляется и зажигает слушателей.

Важным показателем речи является ее отчетливость. Ясное четкое произнесение слов – показатель внутренней дисциплины, стремление ясно представить свою позицию.

Бурчание, бормотание, нечеткое произношение (если оно не связано с дефектами речевого аппарата) является неуважительным отношением к собеседнику. Психологи считают: кто склонен подавлять свои эмоциональные реакции, почти всегда выражает это голосом.

Ритмический рисунок речи формируется паузами. Использование пауз является эффективным средством манипулирования собеседником. Эпизод из романа Сомерсет Моэма «Театр», афоризм Жанны Табу: «Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, а если сделала, то тяни ее насколько можешь. » Те, кто чувствуют себя тревожно в диалоге избегают пауз.

Самое важное в речи – произнесенные слова. Так как речь и интеллект тесно взаимосвязаны, то можно судить о словесном оформлении мысли и ее глубине.

Ограниченные люди обходятся ограниченным запасом слов, заполняя пустоты в речи, используют междометия и слова – паразиты (ну это короче, как его там…), предложения простые и односложные.

Показателем высокого интеллекта является умение построить развернутые высказывания из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, с использованием причастных и деепричастных оборотов. Использование научных и публицистических терминов бездумно и безграмотно говорит об ограниченности мысли.

Человек по-настоящему образованный и культурный не склонен усложнять свою речь и захламлять иноязычным сором.

Главное о чем следует заботиться: слушая собеседника понять, какой смысл он вкладывает в свои слова. Часто приписываем другому человеку наши собственные мысли и побуждения, и удивляемся, если он имел ввиду другое.

Основное правило любого разговора – слушая, сосредоточиться не на себе, своих мнениях и оценках, а на собеседнике с его взглядами, которые вполне отличаются от наших.

Помимо речевых средств коммуникации существуют элементы невербального (внеречевого) общения. Они так же несут в себе заряд информации.

Взгляды, жесты, мимика, поза педагога и студентов бывают иногда более выразительны, чем слова.

Рассмотрим основные параметры невербального общения:

руки – какую форму приобрели в процессе эволюции, можно сказать о конкретном человеке, а знание арсенала выразительных жестов, совершаемых руками помогает разобраться в настроении человека.

Чтение жестов.

Немецкий психолог Биркенбил делит жесты на широкие и мелкие. Она говорит, что чем сильнее выражаемые чувства тем более проявляется жестикуляция.

Широкие жесты характерны для экспансивной натуры, склонной к открытому проявлению сильных чувств, широкие движения притягивают к себе внимание. Их используют те, кто хотел бы быть замеченным и подчеркнуть свою значимость.

Мелкие движения – их предпочитают те, кто не хотел бы привлекать к себе внимание. Это люди корректные, скромные, не желающие выставлять на показ свои чувства. Иногда такое поведение бывает продиктовано хитрым расчетом (намеренны произвести скромное впечатление). Мелкие жесты могут свидетельствовать и об упадке душевных сил.

Т.к. каждый жест подлежит оценке, то показательно положение рук:

— руки заложенные за спину – отказ от предметной активности. Редко такое положение рук принимают люди активные и деятельные. Руки за спину является сигналом на время отрешиться от дел. Если такое положение принимается часто и сохраняется долгое время, то перед нами человек сдержанный, пассивный, склонный к созерцательности.

Люди, пекущиеся о самоутверждении выставляют кисти рук перед туловищем. Руки  находятся под углом, выражают повышенную готовность к манипуляциям, напоминает позу борца к поединкам.

По положению ладоней тоже можно читать информацию о человеке.

Положение кисти ладонью вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук – жест, которым пользуются ораторы.

Показ ладоней – символ открытости.

Проведённые исследования выявили движения при помощи которых взрослые часто успокаивают себя: подпирание челюсти одной или двумя руками, подпирание щеки или висков, касание рта. Прикладывание ладоней к одной или обеим сторонам головы говорит о том, что человек хочет оградить себя от раздражителей.

В толковании любых жестов недопустима категоричность и поспешность. Отдельно взятый жест может не иметь символичной окраски. Например, прикосновение к носу – зачесался нос. Но стоит помнить, что наиболее удобными для нас являются позы и жесты, которые соответствуют нашему настроению.

Что же касается мимических проявлений, то по мимической игре можно судить о быстро сменяющихся внутренних переживаний, о восприятии происходящего. Подвижная мимика характерна для импульсивного поведения., малоподвижная – указывает нам на постоянство душевных процессов, устойчивое настроение, спокойность, рассудительность, уравновешенность, надёжность.

Следует помнить, что каждый человек на протяжении жизни учится владеть лицом, некоторые искусно владеющие могут ввести в заблуждение наблюдателя.

Самый распространённый в житейской психологии критерий оценки человека – это направление взгляда. Если взгляд у человека прямой и открытый, значит человек сам такой. Кто прячет глаза, избегает встречи взгляда, скорее всего неискренен, недоброжелателен. Некоторые психологи разделяют такое мнение, например немецкий психолог Рюкле, а известный психиатр Леви говорит: «Кто упорно избегает смотреть в глаза – это люди с повышенным чувством ответственности и твёрдой волей, а некоторые застенчивые люди смотрят упорно в глаза, чтобы победить застенчивость».

Наблюдения показали, что положительные эмоции сопровождаются возрастанием количества взглядов, а отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника. Частота зрительных контактов зависит от темы разговора. В целом люди смотрят друг на друга от одной трети до двух трети времени беседы. Установлено, что если два человека смотрят друг на друга ещё чаще, то они больше заинтересованы в самом собеседнике, чем в том, что он говорит.

Немецкие психологи провели эксперимент и выяснили, что те кто выдерживал более продолжительный зрительный контакт, оценивались в общем как более симпатичные люди.

Вот таковы основные вербальные и невербальные средства общения.

В своей работе я использую многие приёмы:

— колебание голоса (помогает удерживать внимание, достичь цели в фонетической работе, чтении текстов).

— отчётливое чёткое произнесение слов (в преподавании иностранного языка без этого не обойтись).

— использую в работе взгляды, жесты, мимику.

Литература

С.С.Степанов. Материалы курса «Теория и практика педагогического общения»: Лекции 1- 8. – М.: педагогический университет «Первое сентября», 2006.

Resource id #4494

Определение речи и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Синонимы
  • Тест
  • Связанный контент
  • Подробнее о речи
  • Примеры
  • Британский
  • 17 Уровень сложности этого слова.

    [речь]

    / spitʃ /

    Сохрани это слово!

    См. синонимы для: речь / речи на Thesaurus.com

    Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


    сущ.

    способность или способность говорить; устное общение; способность выражать свои мысли и эмоции звуками речи и жестами: Потеря речи заставила ее почувствовать себя изолированной от человечества.

    акт речи: Он лучше выражает себя в речи, чем в письменной форме.

    то, что говорится; высказывание, замечание или заявление: мы ждали какой-нибудь речи, которая указывала бы на ее истинные чувства.

    форма общения на разговорном языке, осуществляемая оратором перед аудиторией с определенной целью: пламенная речь.

    любое единичное высказывание актера в ходе пьесы, кинофильма и т. п.

    форма высказывания, характерная для определенного народа или региона; язык или диалект.

    манера говорить, как человека: Ваша неряшливая речь сдерживает вашу карьеру.

    Область исследования, посвященная теории и практике устной коммуникации.

    Архаичный. слух.

    ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ речи

    1 язык, разговор, беседа, общение.

    3 наблюдение, утверждение, утверждение, комментарий, упоминание, разговор.

    4 разговор, дискурс.

    6 язык, наречие.

    См. синонимы речи на Thesaurus.com

    ВИКТОРИНА

    МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ?

    Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

    Вопрос 1 из 7

    Какое предложение верно?

    Происхождение речи

    Впервые записано до 900; Среднеанглийское speche, древнеанглийское spǣc, вариант sprǣc, производное от sprecan «говорить»; родственен немецкому Sprache ; см. происхождение в разговоре;

    изучение синонимов речи

    1. Речь, язык относятся к средствам общения, используемым людьми. Речь есть выражение идей и мыслей посредством членораздельных голосовых звуков или способность таким образом выражать идеи и мысли. Язык — это набор условных знаков, не обязательно артикулированных или даже речевых (языком может называться любой набор знаков, сигналов или символов, передающих значение, включая письменные слова): разговорный язык. Таким образом, язык — это набор условностей, а речь — действие по их использованию: Он не мог понять речь туземцев, потому что она была на иностранном языке. 4. Речь, обращение, речь, разглагольствование – термины для сообщения аудитории. Речь — это общее слово, не подразумевающее ни вида, ни длины, ни запланированной, ни незапланированной. Обращение – это довольно формальная, спланированная речь, соответствующая определенному предмету или случаю. Речь — это отшлифованное риторическое обращение, произносимое обычно по знаменательному случаю, в котором используется красноречие и изученные методы выступления. Разглагольствование — это агрессивная неформальная речь, часто обращенная к случайно собравшейся аудитории и предназначенная для того, чтобы вызвать сильное чувство (иногда с целью привести к действиям толпы).

    ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ речи

    собственная речь, существительное

    Слова рядом с речью

    спекулянт, зеркало, зеркало металл, скорость, Spee, речь, речевой акт, речевой центр, речевая клиника, речевое сообщество, коррекция речи

    Словарь .com без сокращений Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

    БОЛЬШЕ О РЕЧИ

    Что такое

    речь ?

    Речь — это способность выражать мысли и эмоции с помощью звуков голоса и жестов. Акт выполнения этого также известен как речь .

    Речь — это то, на что способны только люди, и эта способность в значительной степени способствовала развитию цивилизации человечества. Речь позволяет людям передавать гораздо более сложную информацию, чем животные.

    Почти все животные издают звуки или шумы с намерением общаться друг с другом, например, брачные крики и визги опасности. Однако на самом деле животные не разговаривают друг с другом. То есть они не строят предложения и не делятся сложной информацией. Вместо этого они издают простые звуки, которые вызывают естественные инстинкты другого животного.

    В то время как речь включает в себя шумы, происходит гораздо больше, чем просто хрюканье и рычание. Во-первых, голосовой аппарат человека, такой как наши легкие, горло, голосовые связки и язык, позволяет воспроизводить широкий спектр сложных звуков. Во-вторых, человеческий мозг невероятно сложен, что позволяет людям обрабатывать вокальные звуки и понимать их комбинации как слова и устное общение. Человеческий мозг необходим для речи . В то время как шимпанзе и другие человекообразные обезьяны имеют голосовые органы, подобные человеческим, их мозг гораздо менее развит, и они не могут учиться 9.0099 речь .

    Почему

    речь важна?

    Первые записи слова речь относятся к 900 году. В конечном итоге оно происходит от древнеанглийского слова sprecan , означающего «говорить». Ученые спорят о точной дате, когда человечество впервые научилось говорить, по оценкам от 50 000 до 2 миллионов лет назад.

    С понятием речи связана идея языка. Язык — это набор символов, звуков, жестов и всего остального, что группа людей использует для общения друг с другом, например английский, суахили и американский язык жестов. Речь на самом деле использует эти вещи для устного общения с кем-то еще.

    Знаете ли вы… ?

    А как же «говорящие» птицы? Попугаи, в частности, известны своей способностью произносить человеческие слова и предложения. Птицы не способны речи . На самом деле они изучают обычные звуки, которые издают люди, и имитируют их. Они на самом деле не понимают, что на самом деле означает то, что они повторяют.

    Какие реальные примеры

    речь ?

    Речь необходима для человеческого общения.

    Голландский достаточно похож на немецкий, чтобы я мог читать текст на вывесках и экранах, но не настолько, чтобы понимать речь.

    — Кларк Смит Кокс III (@clarkcox) 8 сентября 2009 г.

    Я могу так взволновать белок, что готов поклясться, что они понимают человеческую речь!

    — Нил Оливер (@thecoastguy) 20 июля 2020 г.

    Какие другие слова связаны с

    речь ?

    Проверьте себя!

    Правда или ложь?

    Люди — единственные животные, способные говорить .

    Слова, относящиеся к речи

    беседа, диалог, дискуссия, выражение, язык, тон, голос, обращение, призыв, комментарий, дебаты, лекция, бумага, риторика, проповедь, акцент, артикуляция, общение, диалект, дикция

    Как использовать речь в предложении

    • Дети взаимодействуют с Alexas, которая может записывать их голосовые данные и влиять на их речь и социальное развитие.

      Почему детям нужна особая защита от влияния ИИ|Карен Хао|17 сентября 2020 г.|MIT Technology Review

    • В среду генеральный прокурор выступил с неоднозначной речью.

      Потрясающее лицемерие Билла Барра|Эндрю Прокоп|17 сентября 2020 г.|Vox

    • Например, моя компания, Teknicks, работает с онлайн-провайдером речевой терапии и трудотерапии K-12.

      Как внедрять цифровые инновации, необходимые во время пандемии|Ник Часинов|16 сентября 2020 г.|Search Engine Watch

    • Вместо этого это дало бы технологическим компаниям мощный стимул ограничить свободу слова бразильцев во время политических волнений.

      Законопроект Бразилии о «фейковых новостях» не решит проблему дезинформации|Эми Нордрам|10 сентября 2020 г.|MIT Technology Review

    • церемония, организованная Американской комиссией по памятникам битв.

      Трамп назвал погибших в войне США «неудачниками» и «лохами»? Объяснение спора.|Алекс Уорд|4 сентября 2020 г. |Голос

    • Это тревожные цифры, ибо свободная речь не является чем-то случайным для процветающего общества.

      Как полиция ПК угрожает свободе слова|Ник Гиллеспи|9 января 2015 г.|DAILY BEAST

    • Не существует такой вещи, как ненавистнические или оскорбительные высказывания, которые каким-то образом «оправдывают» или «узаконивают» применение насилия.

      Тролли и мученичество: Je Ne Suis Pas Charlie|Артур Чу|9 января 2015|DAILY BEAST

    • Нам нужно возродить и развить идею о том, что правильный ответ на плохую речь — это больше и лучше речи.

      Как полиция ПК угрожает свободе слова|Ник Гиллеспи|9 января 2015 г.|DAILY BEAST

    • Ухаживайте за своим садом, цитируя великого мудреца свободы слова Вольтера, и призывайте людей следовать вашему примеру.

      Как полиция ПК угрожает свободе слова|Ник Гиллеспи|9 января 2015|DAILY BEAST

    • Простая и ужасная правда заключается в том, что свобода слова никогда не была особенно популярна в Америке.

      Как полиция ПК угрожает свободе слова|Ник Гиллеспи|9 января, 2015|DAILY BEAST

    • Алессандро с благодарностью взглянул на Рамону, переводя эту речь в унисон индийскому образу мыслей и чувств.

      Рамона|Хелен Хант Джексон

    • Вот почему умный исполнитель не может воспроизвести эффект речи Демосфена или Даниэля Вебстера.

      Культура экспрессивного голоса|Джесси Элдридж Саутвик

    • Он больше ничего не говорил словами, но его маленькие голубые глаза обладали красноречием, которое не оставляло ничего, кроме простой речи.

      Лето Св. Мартина|Рафаэль Сабатини

    • Поразмыслив несколько мгновений над речью мистера Блэкберда, он поднял голову.

      Сказка о Дедушке Кроте|Артур Скотт Бейли

    • Альбиния, я воздерживался от речи, пока это было возможно; но это уж слишком!

      Punch, or the London Charivari, Volume 107, 3 ноября 1894 г.|Разное0019

      / (spiːtʃ) /


      сущ.

      1. действие или способность говорить, особенно присущее человеку разговаривать с кем-либо
      2. (в качестве модификатора) логопедия

      то, о чем говорят; высказывание

      речь или обращение, произнесенное перед аудиторией

      характерная манера речи человека

      национальный или региональный язык или диалект

      лингвистика другое слово для условно-досрочного освобождения (по умолч. 5)

      происхождение слова для речи

      Древнеанглийский спец;

      Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

      Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

      ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

      1. речевое общение (язык) общение из уст в уста

      2. устное общение (язык) общение устно

      3. психическое общение общение паранормальными средствами

      4. психическое общение общение паранормальными средствами

      5. 17″>

        олицетворение, приписывающее человеческие качества абстрактным идеям

      6. связь деятельность по передаче информации

      7. отлучение от религиозного общества

      8. телекоммуникации (часто во множественном числе) отрасль электротехники, связанная с технологией электронной связи на расстоянии

      9. взаимосвязь взаимная связь; общение друг с другом

      10. фатическая коммуникация разговорная речь, используемая для сообщения общительности, а не информации

      11. речевая связь (язык) общение устное