Роль невербальных средств в педагогическом общении: Педагогическое невербальное общение

Глава 2. Невербальное общение в деятельности педагога

Сущность труда учителя является помощь психическому развитию ученика, а важнейшим инструментом выступает его психическая связь с ребенком, педагогическое общение [12, с.29].

Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет обязательное и особое условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя — главное средство, позволяющее присоединить учеников к культурному наследию, обучить их способам мышления, и его содержанию. При этом учителю необходимо владеть высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, обладать экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь разборчивую дикцию. Как видно из данного определения, главный упор в нем делается на речь, то есть вербальную составляющую общения. Во всяком случаи, в последнее время появляется большое количество публикаций, связанных с разными аспектами невербального общения.

По мнению Л.

М. Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации»[17, с.15].

Общаясь с учениками, учитель большую часть информации, которая касается их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов детей, а из интонации, позы, жестов, мимики, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», — говорит Е.А. Петрова.

Невербальные аспекты общения представляют значительную роль и в управлении взаимоотношений, установлении контактов, во многом обуславливают эмоциональную атмосферу и самочувствие как ученика, так и учителя.

Укажем на то, что средства невербального общения всегда нужным образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, чаще всего, педагог не осмысливает их значения.

Общепринято, что во взаимосвязь педагога с детьми, как, впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение происходит по нескольким каналам:

Остановимся на разборе каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Мимическая сторона общения очень важна — по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а вовремя появившаяся улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению может весомо помочь в установлении контактов[23, с.71].

Практически нескончаемое многообразие мимических движений и их сочетаний дает шанс учителю выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ребенку, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или безразличие. А.С.Макаренко говорил так: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение»[15, с.242].

Анализ исследований показывает, что обучающие отдают предпочтение педагогам с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. Но так же было заметно, что чересчур подвижные мускулы глаз или лица, как и их неподвижность, создает серьезные проблемы в общении с учениками.

Некоторые исследователи отмечают, что многие педагоги считают обязательным создавать «особое выражение лица» для воздействия на учеников. Часто — это требовательное выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, придуманный образ, считается, что оно способствует хорошему поведению и успеваемости детей, облегчает руководство, управление классом. Так же, существует достаточно известное явление – «определенное лицо для определенного ученика». Но, как профессионал, учитель обязан владеть своим поведением в такой мере, чтобы этого избегать.

Следующее средство невербального общения — прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Приминение прикосновения очень важно при работе с детьми преимущественно младшего школьного возраста. При помощи прикосновения можно привлечь внимание, установить связь, показать свое отношение к ребенку. Свободное перемещение педагога на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе ребенка, который отвлекся лишь коснувшись его руки или плеча; успокоить возбужденного; отметить блестящий ответ.

Тем не менее Л.М. Митина предостерегает, что у многих учеников прикосновение может вызвать напряженность. Во-первых, это бывает у детей, для которых уменьшение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, потому как оставляют у ребенка нежелательный осадок и в будущем заставляют избегать учителя. Неприятно прикосновение, которое несет оттенок давления или силы.

Особое место в системе невербального общения педагога имеет взгляд, которым он выражает свое отношение к учащемуся, его поведению.

Воздействие взгляда педагога зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, дает возможность учителю увидеть сразу всех учеников, но не позволяет вглядываться в каждого из них в отдельности. Действие взгляда, как заметила Е.А.Петрова, тем сильнее, чем ближе к учителю находится ученик.

Особенно большое влияние оказывает пристальный взгляд, который может быть и неприятным. Сопровождение педагогом своего замечания взглядом отрицательно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию связи.

Исследователи отмечают, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда персональнй зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что образует рабочий круг внимания. Смена, переход взгляда важно и при прослушивание ответа. Педагог, взглядывая на отвечающего, дает осознать, что он слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех оставшихся учеников к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа дает право поддерживать обратную связь [11, с.110].

Немаловажное значение имеет и дистанция общения. А.А. Леонтьев, отмечает, что вопрос о взаимном разположение участников общения в пространстве достаточно актуален, так как в зависимости от этого фактора в общении в разной мере применяются другие неречевые компоненты, разной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему.

Исследователи утверждают, что дистанция между учащимися зависит от отношений между ними. Педагогу особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве [14, с.68].

Без сомнения, пространственные факторы общения использует каждый учитель, подсознательно выбирая наилучшее расстояние от слушателей; при этом большую роль имеет характер взаимоотношений с классом, параметры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с детьми, но при этом необходимо соблюдать осторожность, потому как чрезмерное приближение к собеседнику временами воспринимается как покушение на личность, выглядит некорректно.

Ведя наблюдение за работой педагога на уроке, можно заметить, что зона самого эффективного контакта — это первые 2-3 парты. Именно первые парты входят в личную или даже интимную зону на протяжении почти всего урока. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от педагога, согласно классификации зон общения по А.Пизу [19, с.150].

Если учитель произвольно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, добивается проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым учеником.

При анализе пространства общения нельзя не коснуться и такого аспекта, как организационные условия обучения, а именно, размещение мебели (столов и стульев) в пространстве класса.

Так, Н.В. Самоукина отмечает, что мебель размещена в кабинете таким образом, что стол педагога стоит перед классом и как бы противоположен ему. Такое организационное решение пространства классной комнаты, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы обучающихся поставлены в несколько рядов и создают впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ребенок чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с педагогом «один на один» являются факторами, которые вызывают у ученика неприятное и напряженное состояние.

При этом Н.В. Самоукина предлагает организовать пространство классной комнаты другим образом, сделав его более демократичным: стол педагога поставить впереди по центру, а парты учеников расположить полукругом на равном расстоянии от стола учителя.

Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов. Как заметила Е.А. Петрова, жестикуляция учителя является для детей одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог всегда обязан помнить.

Характер жестов педагога с первых минут формирует определенный настрой в классе. Исследования доказывают, что если движения педагога порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Огромную роль жесты играют и в обеспечении внимания учеников, которая является очень важным условием эффективного обучения. Значительными возможностями концентрации внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, чаще всего, привлекает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти всеми педагогами активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания.

Как отмечает Е.А. Петрова, так же важна в использовании жестов и такая функция, как активизация разных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут сопровождать рассказ педагога, с их помощью может реализовываться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Совместная деятельность учителя и учеников предполагает не только влияние учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста педагог часто «включает» ее, повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест являются неотъемлемым компонентом обратной связи, без понимания которого трудно адекватно оценивать состояния ученика, его отношения к учителю, одноклассникам.

Жесты в комплексе с другими невербальными коммуникациями применяются педагогом для обеспечения контроля за деятельностью учеников. С этой целью чаще всего применяют оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Жесты педагога часто становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного применения жестов, которые отвлекают их от выполняемых разного рода заданий. К культуре невербального поведения педагога в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

В общении педагога с учащимися большое значение имеет и тон речи. По утверждению М.М. Рыбаковой, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с детьми воздействие интонации возрастает.

В интонации проявляются те переживания, сопровождающиеся речью педагога, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ученик очень точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он имеет исключительный «эмоциональный слух», расшифровывает не только содержание, смысл произнесенного слова, но и отношение к нему со стороны других.

При восприятии слов ребенок в первую очередь реагирует на интонацию ответным действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь педагога утрачивает воздействующую силу потому, что сенсорные входы ребенка либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что рождает безразличие. В связи с этим приходим к мысли о том, что речь педагога должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом необходимо избегать крайностей; педагогу очень важно выбирать тон общения с учениками, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики.

Итак, можно сделать вывод — невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с учениками. Для того, чтобы сделать свою работу легче и приятнее, учитель должен уметь общаться с учениками даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь очень строго контролировать свое невербальное поведение.

Роль интонации при деловом и педагогическом общении

                                        Введение

        Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 – 40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

        Считается, что невербальные средства делового общения – это осознанные или бессознательные сигналы собеседнику, выраженные «языком тела» в различных его проявлениях. Даже самые незначительные, незаметные со стороны, движения могут сказать о человеке очень многое. Они могут указать, что он раздражен или заинтересован, открыт или закрыт для разговора, напряжен или расслаблен, предоставить множество другой, важной для собеседника, информации.

        Современную роль невербальных средств общения в переговорах трудно переоценить: глубокие знания в этой сфере позволяют тонко управлять ходом беседы и направлять ее в другое русло. Кроме того, на основании сигналов, исходящих от собеседника, можно составить настоящий психологический портрет этого человека, определить его характер.                Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения.                                                        Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.
        В роли слушателя вы можете реагировать на сообщение говорящего вербально и невербально, при этом очень важны ваши интонации. Даже самое незначительное изменение в голосе, когда ваш тон от внимательного переходит к раздражительному или недовольному, может изменить либо нарушить ход разговора. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу.
        

Глава 1. Невербальные средства при деловом и педагогическом общении


        Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.                                         

        Под педагогическим общением понимают систему приемов и навыков взаимодействия учителя и ученика, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, организация взаимоотношений. Педагог выступает как активатор учебного процесса, организует его и управляет им.        Выразительность речи зависит от умелого использования педагогом невербальных средств общения. Они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время урока, добавляют смысловые оттенки, позволяют выделить главное.                                                                                 К средствам невербальной коммуникации, как правило, относятся: дистанция, поза, интонация, мимика, жесты, взгляд.                                        В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения. Приведем самую общую классификацию невербальных средств коммуникации, которая широко используется в современной литературе, в которую входят кинесика, такесика, проксемика, просодика и экстралингвитика.                                 1. Кинесика (от др.-греч. – движение) – совокупность экспрессивно-выразительных движений (мимика, поза, жесты, походка) и визуального контакта (взгляда): направление взгляда, его длительность, частота контакта, которые применяются в процессе человеческого общения.
        Мимика (движения мышц лица). В передаче информации ей принадлежит значительная роль. Исследования показали, что при неподвижном лице говорящего теряется до 10–15% информации.                 Мимика носит целостный характер. В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, страдание, удивление и презрение) все движения мышц лица скоординированы.
В деловой коммуникации значение мимики определяется тем, что она может быть использована для установления психологического контакта и усиления речевого высказывания.                                                                         Кроме того, мимика многое может подсказать как о психическом состоянии говорящего (радость, удовлетворение, внимательность, скука и пр. ), так и об отношении его к собеседнику (уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение).                                                        Поза (положение тела человека) наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).
        Позы подразделяются на закрытую и открытую.
        Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия и противодействия и характеризуется тем, что человек пытается как-то закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве (например, «наполеоновская» поза стоя: руки скрещены на груди).
        Открытая поза, в которой корпус тела направлен в сторону собеседника, ладони открыты, а стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.                                                                                                 Жесты можно разделить на коммуникативные, открытости, уверенности, о нежелании слушать,  размышления и оценки, сомнения и неуверенности, подозрительности и скрытности, несогласия, готовности.                Коммуникативные жесты — это жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, вопросительные.                                        Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки», «расстегивание пиджака»).                Жесты уверенности выражают чувство превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).                                                                                                 Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).
        Жесты сомнения и неуверенности – почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.                                         Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что- то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).                Жесты, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).                                        Жесты несогласия — «собирание ворсинок с пиджака», «опускание век».
        Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).                                                        Походка – это стиль передвижения человека (ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении). По походке можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.                                        Взгляд (визуальный контакт) также является исключительно важным элементом коммуникации. Он свидетельствует о расположении к общению. Так, если на собеседника смотрят мало, он имеет все основания полагать, что к нему или к тому, что он говорит и делает, относятся плохо, и наоборот, если многие смотрят, это может быть либо вызовом собеседнику, либо хорошим к нему отношением.                                                                 2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания по спине или плечу, прикосновения, поцелуя. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.                                                                Рукопожатие – самое распространенное такесическое средство – является непременным атрибутом любой встречи и прощании. Обмен рукопожатием – многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою безоружность и миролюбие.                 Похлопывания по спине или плечу. Этот такесический элемент возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся. Похлопывания часто интерпретируются как проявление дружеского расположения, участия или ободрения. Эти невербальные жесты в основном характерны для мужчин. Похлопывание как бы демонстрирует мужскую силу и готовность его обладателя прийти на помощь.
        3. Проксемика (пространственные движения) – дистанция, ориентация, размещение за столом. Она определяет зоны наиболее эффективного общения.
        Американский антрополог Эдвард Холл – создатель науки проксемики выделяет четыре основные зоны общения.                                                1. Интимная зона (15–45 см) – в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.                                                                        2. Личная (персональная) зона (45–120 см) – зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный (зрительный) контакт.                                                                                                3. Социальная зона (120–400 см) – зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.

ЗНАЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Перейти к основному содержанию

Мегха Нанди

Мегха Нанди

Сотрудник Teach for India

Опубликовано 28 июля 2021 г.

+ Подписаться

ВВЕДЕНИЕ

Общение действует на человека как кислород, оно помогает ему выжить в обществе, позволяя узнавать о мире, в котором он живет, и выражать свои мысли и идеи. Представьте себе мир без общения, оно изолирует людей не только друг от друга, но и от самих себя. Человек приобретает способность сообщать о своих потребностях и эмоциях с детства. Первоначально он/она выражает свои потребности плачем, указывая на предметы или глядя, и в конечном итоге учится языку, чтобы выражать свои потребности и эмоции. Поэтому как вербальные, так и невербальные способы выражения являются важным аспектом общения. Все говорит в процессе передачи сообщения или эмоций, включая материальные объекты и физическое пространство. Язык тела, зрительный контакт, внешний вид и тон голоса предоставляют аудитории значимую информацию. Коммуникация играет первостепенную роль для эффективной работы любого учреждения и ведения любой социальной и экономической деятельности. На способность к общению влияет среда человека. Согласно комиссии Котари, в ее классах формируется судьба Индии. Класс отражает общество, в него входят ученики разных культур, религий, регионов, взглядов и потребностей. Поэтому привитие навыков эффективного общения должно быть главной целью школы, чтобы люди могли эффективно вносить свой вклад в жизнь общества. Школа – одно из первых мест, где учится ребенок. Создание среды, способствующей общению, является первостепенной ответственностью всех заинтересованных сторон школы. При этом также важно принять различные способы, которыми ребенок передает свои чувства, мысли и то, как они реагируют на различные выражения. Одним из наиболее важных заинтересованных сторон является учитель, на нем или на ней лежит огромная ответственность за управление процессом обучения для достижения наилучших результатов обучения. Учителя могут использовать общение как инструмент для того же. Теперь в инклюзивные классы принимаются ученики с разными способностями. Одного вербального общения недостаточно для удовлетворения потребностей всех учащихся в классе. Здесь начинается роль невербального общения, которое становится важным элементом общения с учащимися, чьи навыки говорения или слушания отличаются от типичного населения учащихся. Учащиеся лучше понимают содержание и участвуют в процессе обучения, если фасилитаторы используют как вербальные, так и невербальные сигналы. Невербальная или неязыковая коммуникация включает в себя выражение лица, зрительный контакт, движения тела и прикосновения, вокализацию, предметную коммуникацию, коммуникацию посредством изображений, коммуникацию с животными и некоторые ААС, тогда как лингвистическая коммуникация включает слухо-оральную (речь), зрительно-мануальную (язык жестов) и визуально-графическая (грамотность) (Ahuja, 2004). Использование вышеперечисленных инструментов в процессе преподавания и обучения приведет к отличным результатам обучения и является эффективным способом вовлечения всех учащихся.

ОБСУЖДЕНИЕ

Инклюзивность — это философия, заключающая в себе идею о том, что каждый может внести свой ценный вклад и что каждый имеет право принадлежать — Лиза Фридман, Устранение камня преткновения.

Каждый ребенок уникален с точки зрения физических, психологических, интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей. Дети демонстрируют различные характеристики, интересы, способности, способности, отношения и потребности в обучении. Образование является не только основным правом, но и правом человека. Короче говоря, каждый ребенок имеет основное право на образование и должен быть принят в школу. Школы несут ответственность за создание учебной программы, учитывающей потребности всех учащихся, использующей их таланты и обеспечивающей безбарьерную среду. Если школа следует философии инклюзивности, она прилагает усилия для включения каждого ребенка в свою учебную программу. Использование невербального общения в классе и различные виды деятельности могут послужить катализатором для объединения учащихся разного происхождения, способностей, культур, стилей общения и т. д. под одной крышей. Невербальная или неязыковая коммуникация включает в себя выражение лица, зрительный контакт, движения тела и прикосновения, вокализацию, предметную коммуникацию, коммуникацию посредством изображений, коммуникацию с животными и некоторые ААС. Использование невербального или неязыкового общения в процессе преподавания-обучения сгладит процесс вовлечения всех учащихся в этот процесс. Фасилитаторы, использующие его для передачи контента вместе с вербальной коммуникацией, не только будут поддерживать интерес учащихся, но и улучшат понимание доставляемого контента. Его можно использовать в качестве инструмента для выделения той части содержания, которая кажется учащимся важной, учитывая возраст и требования учащихся. Например, включение драмы для привития учащимся определенных навыков будет включать использование невербальных компонентов, таких как движения тела, выражение лица, и это повысит интерес учащегося к процессу преподавания-обучения. У каждого ребенка разные стили обучения. Благодаря различным неязыковым средствам общения, таким как выражение лица, зрительный контакт, движения тела и прикосновения, вокализация, общение с объектами, общение с помощью изображений, общение с животными, учитель увеличивает участие всех учащихся. У малышей ограниченная продолжительность концентрации внимания, поэтому преподавание контента с использованием невербальных компонентов в сочетании с вербальной коммуникацией является для учителей способом улучшить результаты обучения в классе. И последнее, но не менее важное: это помогает донести информацию до учащихся, которым не хватает навыков общения. Например, учащиеся с нарушениями зрения и слуха могут быть развлечены невербальным общением. Это помогает не только учить их, но и общаться с ними. Медленно учащиеся или учащиеся, которым требуется время для понимания вещей или концепций, могут воспринять концепцию и участвовать в процессе обучения, если невербальное общение используется для проведения урока наряду с вербальным общением.

После понимания важности невербального общения в общении в классе. Давайте перейдем к различным невербальным или нелингвистическим стратегиям, используемым в классе для достижения эффективных результатов обучения. Дополняющая и альтернативная коммуникация (AAC) используется в классе для привития учащимся определенных навыков. Его также можно использовать, чтобы сделать процесс обучения интересным. Дополняющая и альтернативная коммуникация — это общий термин, который охватывает все формы коммуникации (кроме устной речи), которые используются для выражения мыслей, потребностей, желаний и идей . Дополнить означает добавить или улучшить. Например, учитель может расширить свое обсуждение, используя жесты, указывая глазами и языком тела. Альтернатива означает выбор или замену. Возможна альтернативная замена речи. Например, в инклюзивном классе учащиеся, которые используют ограниченную речь или имеют проблемы с общением, используют символы, знаки и орфографию для общения. Связь подразумевает отправку или получение по крайней мере с одним другим лицом.

Чтобы участвовать в школьных мероприятиях, учащиеся должны иметь возможность задавать вопросы и отвечать на них, предоставлять информацию, взаимодействовать со сверстниками и общаться. Дополняющая и альтернативная коммуникация — лучший способ умножить взаимодействие и участие в классе. Это помогает учителю обучать учеников интересным способом. Он также действует как инструмент для включения учащихся с особыми потребностями в взаимодействие в классе.

Доступен широкий спектр методов AAC, в том числе:

  • Доски с изображениями, символами, алфавитом и словами
  • Знаки и жесты

Доски с изображениями, символами, алфавитами и словами

Использование коммуникационных досок с изображениями, символами, алфавитом и словами может обеспечить доступ к словарному запасу, необходимому учащимся с CCN для участия в школе, дома и в обществе. Это также позволяет учителям обучать учащихся с особыми потребностями, такими как расстройства аутистического спектра, умственная отсталость, церебральный паралич.

Учитель может использовать картинки для демонстрации научных концепций, таких как круговорот воды или любые предметы.

Знак и жест

Знак и жест помогают учащимся, которые не могут точно выразить свои чувства. Например, если ребенку хочется пить во время занятия, он может указать на стакан. Фасилитаторы также могут использовать знаки и жесты, чтобы указать на конкретные объекты, чтобы рассказать о вещах или концепциях. Например, обучая существительным, учителя могут указывать на разные предметы в классе, чтобы представить их как имена нарицательные. Использование глаз, улыбки, хмурый взгляд, тон голоса, то, как учителя держат или позиционируют свои руки и ноги, насколько близко он / она стоит, влияют на опыт преподавания. Это обогащает понимание содержания, участие в обучении и стимулирует их любознательные навыки.

Вербальное общение наряду с невербальным общением может играть важную роль в общении в классе.

Рисование истории — это увлекательный метод обучения учащегося. Преподавание любой темы через рассказ повысит их интерес и удовлетворит их потребности в обучении. Например, преподавая главу «сила», учитель может создать историю, в которой девочке или мальчику нужно тянуть или толкать тележку для покупок. История также может быть использована в качестве инструмента для увеличения словарного запаса учащегося.

Театрализованное представление и танцы могут быть включены во время занятий в классе, чтобы повысить осведомленность об экологических проблемах, таких как загрязнение окружающей среды.

Эти стратегии используются не только для обучения определенным понятиям или общения с учащимися. Он также может выступать в качестве инструмента для оценки и оценки их обучения.

В инклюзивном классе учащиеся с различными потребностями могут находиться под одной крышей. Если у ребенка есть сенсорные нарушения, расстройство аутистического спектра, трудности в обучении или умственная отсталость, учителю может быть трудно понять, что он или она пытается сообщить. Также трудно выяснить, как удовлетворить их потребности в общении и убедиться, что они усвоили преподанный урок. Использование аугментативной и альтернативной коммуникации в процессе обучения поможет преподавателям эффективно преподавать, включая всех учащихся. Например, учащиеся с мультисенсорными нарушениями имеют недостатки в развитии, особенно в отношении доступа к информации из окружающей среды, общения и передвижения. Им трудно понять происходящее вокруг них и сообщить о своих потребностях. Поскольку у них есть понимание вещей вокруг них, поэтому научить их сложно. Здесь начинается роль неязыковой коммуникации, такой как усиливающая и альтернативная коммуникация, танец и драма. Если он используется фасилитатором, это улучшает обучение ребенка. Их также можно использовать для обучения учащихся социальным навыкам. Таким образом, в инклюзивном классе нелингвистические стратегии обучения подобны маслу в топливе, они повышают вовлеченность учащихся, их участие, взаимодействие в классе и результаты обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первостепенная ответственность участников образования, таких как учителя, директор школы, родители, заключается в том, чтобы принять различия между учащимися. У каждого учащегося свой путь обучения, поэтому они должны иметь возможность учиться в своем собственном темпе и в соответствии со своими потребностями. Учебная программа должна включать все компоненты для удовлетворения потребностей учащихся. Классная комната является наиболее важной частью для реализации учебной программы. Большинство навыков усваиваются на уроках. Учитель играет важную роль во взаимодействии в классе. У них есть полномочия направлять взаимодействие в классе, чтобы сделать его интересным и доступным для всех учащихся в классе. Она или он должны убедиться, что каждый учащийся понимает урок, участвует в общении в классе и деятельности в рамках учебной программы. В инклюзивном классе учащиеся с разным опытом, потребностями, языками учатся под одной крышей и имеют разные потребности в обучении. Неязыковые стратегии действуют как инструмент, с помощью которого фасилитатор в классе может удовлетворить потребности учащихся в обучении. Например, коммуникационная доска может использоваться для привития навыков детям с расстройствами аутистического спектра. Неязыковая коммуникация включает в себя усиливающую и альтернативную коммуникацию (AAC). AAC — это общий термин для платы передачи сигналов изображения. Его можно использовать в классе, чтобы включить всех учащихся в учебный процесс. Это стимулирует любопытство и обучение среди учащихся. Невербальные навыки наряду с вербальными навыками улучшают понимание содержания. Например, использование драмы, музыки в обучении. Таким образом, невербальное общение является неотъемлемой частью классной комнаты, если его разумно использовать, оно может улучшить обучение учащихся.

Другие также смотрели

Исследуйте темы

Стратегия поведения: как обучать невербальным сигналам

Ищете способ улучшить общение, ограничив прерывания во время обучения? Попробуйте использовать невербальные сигналы, которые также называют молчаливыми сигналами.

С помощью невербальных сигналов вы и ваши ученики можете общаться друг с другом тихо, быстро и незаметно. Это также позволяет учащимся сообщать вам о своих потребностях, не привлекая внимания к себе.

Посмотрите это классное видео от EL Education, чтобы узнать, как можно использовать невербальные сигналы.

Прочтите: Как использовать эту стратегию

Цель: Учащиеся смогут распознавать, реагировать и использовать заранее обученные невербальные сигналы для общения и обмена поведенческими потребностями.

Изучите темы, выбранные нашими экспертами

  • Стратегии и советы

  • Поддержка школы

Уровни обучения (со стандартами): K–12 (основные компетенции CASEL SEL: самоуправление, социальная осведомленность, навыки взаимоотношений)

Лучше всего использовать для обучения с:

  • Весь класс
  • Отдельные лица
  • Как подготовиться:  

    Идентификация сигналов. Прежде чем вы познакомите свой класс с невербальными сигналами, определите каждый сигнал, который вы хотите использовать, и его цель.

    Выберите сигналы для фокусировки. Отдайте предпочтение нескольким сигналам, чтобы уменьшить количество прерываний. Слишком много может быть ошеломляющим для запоминания и может привести к разочарованию, а не к ясности.

    Вот некоторые часто используемые сигналы, которые ученик может использовать для общения с учителем.

    Сигнал ученика Что это значит
    Использование знака на американском языке жестов для слова «туалет»

    «Мне нужно в туалет».

    Большой палец вверх, вбок или вниз

    «Я понимаю/не понимаю».

    Изготовление своими руками буквы «С»

    «Мне нужно разъяснение».

    Показ руки в позиции «от кулака до пяти»

    «Я не понимаю
    концепция». (кулак)
    «Я полностью понимаю». (пять)

    Изготовление трехпальцевого знака «W»

    «Можно мне глоток воды?»

    А вот некоторые невербальные сигналы, которые вы можете использовать для общения со своими учениками.

    Сигнал учителя Что это значит
    Использование знака «сидеть» на американском языке жестов

    «Садитесь, пожалуйста».

    Поднятие руки ладонью вверх от талии

    «Пожалуйста, встаньте».

    Поднятие руки вверх

    «Внимание, класс!»

    Держит один указательный палец в воздухе

    «Удержи эту мысль».
    или
    «Я свяжусь с вами через минуту».

    Как преподавать:

    1. Познакомить с концепцией. Предложите учащимся подумать о ситуациях, когда они видели или использовали невербальные сигналы в классе. Например, ученики могут сказать, что видели, как вы водили руками по воздуху, когда вы хотите, чтобы они понизили голос. Объясните, что в классе вы разработаете общие сигналы, которые можно использовать для тихого общения друг с другом. Поговорите о том, как эти сигналы особенно полезны для ограничения перерывов во время обсуждений в классе или когда вы даете инструкции.

    2. Поделитесь своим набором сигналов со своим классом. Продемонстрируйте и объясните использование каждого сигнала. С младшими учениками рассмотрите возможность введения только одного нового сигнала каждую неделю. Разыграйте по ролям различные ситуации в классе и попросите учащихся показать вам, какие сигналы можно использовать.

    3. Получить обратную связь от учащихся. Будьте открыты для предложений учащихся относительно сигналов. Приглашение ваших учеников внести свой вклад формирует ожидание того, что вы все несете ответственность за создание классного сообщества и его норм.

    Предложите учащимся сообщать вам, если какой-либо из сигналов им покажется неудобным. Сообщите им, что можно подойти к вам, чтобы обсудить это наедине. Жесты не всегда означают одно и то же в разных культурах.

    Кроме того, учащиеся, у которых проблемы с моторикой, могут испытывать трудности с подачей некоторых сигналов. Поделитесь с классом любыми изменениями или вариантами, которые вы создали на основе ваших разговоров с конкретными учениками. Если за модификацией, которой уместно поделиться с классом, стоит причина, например культурные различия в использовании сигнала, сделайте это обучающим моментом. (Вам не нужно указывать, кто обратил ваше внимание на это различие.)

    4. Разместите плакат или доску объявлений с примером каждого сигнала.  Он может служить визуальным напоминанием для учащихся и гостей в классе. Вы даже можете сделать свои собственные визуальные эффекты, сфотографировав своих учеников с помощью сигналов. Многие студенты также получают раздаточный материал для своих парт или ноутбуков.

    5. Просмотрите и назовите сигналы. В начале обязательно называйте сигналы по мере их использования, пока большинство учащихся не будут использовать их постоянно. Некоторым учащимся, например, учащимся, которые учатся и думают по-другому, или изучающим английский язык, эта словесная поддержка потребуется в течение более длительного времени. А после школьных каникул или когда приходят новые ученики, повторяйте или переучивайте сигналы. Вы даже можете попросить своих учеников вести эти занятия при вашей поддержке.

    Поймите: почему эта стратегия работает

    Учащиеся, у которых есть различия в обучении и мышлении, могут испытывать трудности с исполнительными функциями. У них часто возникают трудности с концентрацией внимания, регулированием эмоций, концентрацией внимания, тишиной или тишиной в классе. Фактически, многие студенты (независимо от того, есть ли у них различия в обучении и мышлении) борются с этими навыками. Вы можете обнаружить, что постоянно отвечаете на просьбы о перерыве в уборной или просите учеников успокоиться. Эти небольшие перерывы могут накапливаться, нарушая рутину и отнимая время от обучения.

    Невербальные сигналы позволяют вам отвечать ученикам, не привлекая к ним нежелательного внимания. Это особенно полезно для учащихся, которым могут потребоваться повторные напоминания. Вы даже можете совместно создавать сигналы с отдельными учащимися, которым часто нужны конкретные напоминания.

    Невербальные сигналы также являются эффективным способом проверки понимания, что важно для всех учащихся, особенно для изучающих английский язык, учащихся, которые медленнее обрабатывают информацию, или тех, у кого есть другие проблемы с общением.

    С помощью невербальных сигналов вы можете сэкономить учебное время и создать равные условия для учащихся, которые учатся и думают по-другому, предоставляя способ общения, который является незаметным и общим для всех учащихся в классе.