Ситуативно личностная форма общения: Лисина М.И. ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ СЕМИ ЛЕТ ЖИЗНИ

Содержание

📖 Внеситуативно–личностная форма общения, Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни, ГЛАВА 3. Формирование личности ребенка в общении. Лисина М. И. Страница 15. Читать онлайн


Внеситуативно–личностная форма общения

К концу дошкольного возраста у детей появляется четвертая, и высшая для дошкольников форма общения со взрослым — внеситуативно–личностная. Как видно из ее названия (личностная), она аналогична первой генетической форме общения и знаменует, что процесс развития завершил, таким образом, первый виток и, описывая спираль, перешел на второй виток.

Различие между первой и четвертой генетическими формами состоит в том, что одна из них ситуативная, а другая — внеситуативная. Но разница в степени ситуативности оборачивается на деле величайшими различиями, в возможности контактов, их природе и влиянии на общее психическое развитие детей. Ситуативность примитивного личностного общения у младенца определяла аморфность восприятия им взрослого и самого себя, своеобразную ограниченность анализа воздействий окружающих людей и способность выражать свое отношение к ним только непосредственно–эмоционально.

Личностный мотив общения — ведущий в четвертой форме коммуникативной деятельности — имеет совершенно иной характер, чем в первой. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность или абстрактная личность, но конкретное историческое и социальное лицо, член общества, гражданин своей страны и своего времени. Ребенок отражает не только ту сторону, которой взрослый прямо повернут к нему в данной ситуации, где взрослый его лечит, кормит, учит, – взрослый получает в глазах ребенка свое собственное, независимое существование. Для дошкольников приобретают живое значение такие детали из жизни взрослого, которые никак их не касаются (есть ли у тети сыночек, где она живет, умеет ли водить машину), но позволяют воссоздать в полноте конкретных подробностей полнокровный образ этого человека.

Исследование Е. О. Смирновой (1977) убедительно показало, что в разговорах дошкольников с познавательными мотивами общения преобладают темы о живой природе, зверях, предметах, а дошкольники с личностными мотивами проявляют основной интерес к людям и говорят о себе, своих родителях, товарищах, расспрашивают взрослых об их жизни, работе, семье. И хотя у детей с четвертой формой общения сотрудничество со взрослым тоже носит «теоретический» характер (вопросы, обсуждение, споры) и вплетено тоже в познавательную деятельность, но здесь обнаруживается сосредоточенность ребенка на социальном окружении, так сказать, на «мире людей», а не предметов.

Внутреннее преобразование личностных мотивов общения у детей при переходе от младенчества к дошкольному возрасту, наполнение их совершенно новым материалом свидетельствуют о том, что и опредмеченная в них коммуникативная потребность приобрела теперь новое содержание. И действительно, для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно. И хотя он огорчается, если действовал неверно, он охотно соглашается внести поправки в свою работу, изменить свое мнение или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией старших служит для ребенка доказательством ее правильности. Ребенок ныне не спешит спорить со взрослыми — он чутко настраивается на их волну и старается сначала получше понять старших, найти причину, почему те думают так, а не иначе.

Е. О. Смирнова (1977, 1980) описывает, как реагируют дошкольники с разными формами общения на непривычные сведения, рассказанные экспериментатором. «Волк хороший, – говорит экспериментатор ребенку и показывает рисунок клыкастого зверя, – он не топчет траву, бегает по дорожкам, очень любит цветы. А заяц плохой: грызет на огороде капусту, морковку, он вредный». Трехлетний ребенок с ситуативно–деловой формой общения тут же протестует: «А мне мама читала, что волк плохой, он бабушку съел!». И когда через неделю его спрашивают снова, он уверенно заявляет: «Волк плохой, а заяц хороший».

Ребенок с внеситуативно–познавательной формой общения может хорошо запомнить слова взрослого и потом верно их повторить, если его заинтересует рассказ экспериментатора. В противном случае он засыпает его посторонними вопросами: «А где вы взяли такие рисунки? А почему волк нахмурился? А где зайцы живут? У них есть домик или они прячутся в норе?». И тогда, конечно, ничего не запомнит и все перепутает. А дети с внеситуативно–личностной формой общения активно стараются понять взрослого и найти объяснение его словам. «Вообще–то волки хищники, но этот действительно хороший, – сказал один мальчик. – Вон и хвостик у него какой… пушистенький». Естественно, что такие дети особенно долго и хорошо помнят то, что услышали от взрослого.

Стремление к общности взглядов со старшими дает детям опору при обдумывании нравственных понятий, при становлении моральных суждений, ведь по самому своему происхождению правила поведения в обществе, взаимоотношения с товарищами социальны, и лишь овладевшие социальным опытом старшие могут помочь ребенку определить правильный путь. Было установлено (А. Г. Рузская, Л. Н. Абрамова // Исследования по проблемам., 1980), что очень многие жалобы детей на своих товарищей по группе детсада вызваны желанием проверить себя, так ли они усвоили, что и как следует делать. Жалуясь, дошкольники часто не желают наказания другому ребенку — они только ждут, как рассудит их взрослый. Следовательно, внеситуативно–личностное общение повышает восприимчивость детей к воспитательным воздействиям и благоприятствует быстрому усвоению наставлений взрослых.

Новая форма общения тесно связана с высшими для дошкольного детства уровнями развития игры. Ребенок теперь обращает меньше внимания на вещную сторону воспроизводимой им действительности — нынче его интересуют главным образом те сложные отношения, которые складываются между людьми в семье и на работе. В общении со взрослыми ребенок черпает материал для своих игр, зорко наблюдает за всеми оттенками поведения старших при их столкновениях между собой. Контакты со взрослыми и со старшими по возрасту детьми открывают ребенку перспективу его будущей жизни на ближайшие годы: он узнает, что скоро будет учиться в школе.

Важнейшее значение внеситуативно–личностного общения состоит в том, что благодаря ему ребенок узнает о взрослом как об учителе и постепенно усваивает представление о себе как об ученике. Подробное исследование роли общения в подготовке детей к школе провели Е. О. Смирнова (Психология формирования личности., 1980), Х. Т. Бедельбаева (1978а, б), совместно Х. Т. Бедельбаева и Е. О. Смирнова (1980). Установленные ими факты свидетельствуют о том, что наиболее успешно дети усваивают новые знания в условиях, приближенных к занятиям, или в обычной жизни, если владеют внеситуативно–личностной формой общения (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Процент правильно запомненных элементов у дошкольников с разными формами общения (Е. 0. Смирнова, 1977)

Рассмотрение таблицы приводит к выводу, что усвоение новых сведений детьми улучшается с возрастом, но внутри каждой возрастной группы наихудшие результаты имеют дети с ситуативно–деловой, а наилучшие — дети с внеситуативно–личностной формой общения. Дети с внеситуативно–познавательной формой коммуникативной деятельности занимают промежуточное положение. Опыты Б. О. Смирновой (1977), а также З. М. Богуславской (Развитие общения…, 1974), Д. Б. Годовиковой (Общение и его влияние., 1974) и Х. Т. Бедельбаевой (1978а, б) позволили, кроме того, установить, что специальное формирование у дошкольников внеситуативно–личностного общения сопровождалось повышением их внимания к воздействиям взрослого, организованности и целенаправленности поведения. Параллельно увеличивалась и эффективность усвоения ими сведений в 1,5–2 раза.

Обычно считается, что наличие познавательных мотивов — главное условие успешности учения (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович // Очерки психологии…, 1950; Н. С. Лейтес, 1971). Наша работа как будто противоречит бесспорным свидетельствам авторитетных психологов. Но это только кажущееся противоречие. Дело в том, что мы говорим не о познавательных мотивах учения, а о познавательных мотивах общения. И тут, действительно, результаты наших исследований свидетельствуют о том, что при внеситуативно–познавательном общении дети усваивают материал недостаточно хорошо. Наблюдения за поведением детей на опытах показали, в чем тут причина.

Оказалось, что дети с внеситуативно–познавательным общением с интересом относятся к заданиям, их увлекает содержание заданий, самый процесс установления связей в материале. Чем интереснее задание, тем легче они с ним справляются. Малопривлекательные задания эти дети выполняют хуже. Особенной помехой в их деятельности служат трудности и ошибки, вызывающие замечания со стороны взрослого. Обостренная потребность в уважительном отношении, в похвалах взрослого влечет за собой обиды; на вполне доброжелательное замечание они реагируют слезами, спорами и даже отказом от дальнейшей деятельности, что, конечно, мешает им в достижении успеха.

А вот при доминировании личностных мотивов общения центром ситуации становится для ребенка взрослый. Дети с повышенным вниманием относятся к его словам и действиям, свои ошибки видят как бы его глазами и потому реагируют на замечания без обиды, деловым образом, вносят необходимые изменения в свою деятельность. Настроенность на взрослого позволяет детям с внеситуативно–личностной формой общения без труда понять, что в ситуации учения он выступает в особой функции — как педагог, как учитель, и, следовательно, им надлежит вести себя с ним, как положено ученикам: внимательно смотреть и слушать, запоминать, стараться все делать как можно лучше, исправлять допущенные промахи. Понимание детьми с внеситуативно–личностной формой коммуникативной деятельности своей позиции видно из того, что они не отвлекаются, тщательно прослеживают все действия взрослого, не затевают разговоров на темы, не имеющие отношения к заданию. Таким образом, личностные мотивы общения сочетаются с наиболее адекватными для целей учения общими действиями в поведении ребенка. Вот почему мы выдвинули понятие о коммуникативной готовности ребенка к школьному обучению, понимая под ним сформированность у него внеситуативно–личностного общения.

Внеситуативно–личностное общение — высшая форма коммуникативной деятельности, наблюдающаяся у детей моложе 7 лет. Ее роль в жизни ребенка состоит, как мы пытались показать, в освоении детьми правил поведения в социальном мире, в постижении некоторых его законов и взаимосвязей.

Мы закончили краткое описание четырех генетических форм коммуникативной деятельности, наблюдающихся на протяжении раннего и дошкольного детства.

Последовательность появления форм общения в онтогенезе, насколько показывают наблюдения, строго фиксирована. А вот их связь с возрастом не имеет такого строгого характера. Так, в табл. 1.4 были приведены данные о существовании двух высших внеситуативных форм общения уже у младших дошкольников. К концу дошкольного детства уменьшается количество детей с ситуативно–деловой формой общения и увеличивается доля детей с внеситуативными формами общения. И все–таки даже к 7 годам нетрудно встретить ребенка, у которого способность к внеситуативным контактам со взрослыми еще не сложилась, особенно на почве личностных мотивов. Правда, появление высших (внеситуативных) форм не ведет к исчезновению низших (ситуативных) – в определенных обстоятельствах ребенок стремится приласкаться к матери, просто посидеть с нею рядом, прижавшись и не разговаривая, не обсуждая мировых проблем. Но он владеет внеситуативными формами коммуникативной деятельности. От этого принципиально отличаются случаи задержки в появлении у детей способности к более серьезному и глубокому контакту со взрослыми. Так, описаны случаи «застревания» детей на уровне примитивного ситуативно–личностного общения (С. В. Корницкая, 1973; Т. М. Сорокина, 1977) и на всех последующих ступенях преобразования общения (Х. Т. Бедельбаева, 1978а, б).

Была разработана и проверена на практике методика целенаправленного формирования более высоких форм общения у детей, отстающих в социальном развитии (Х. Т. Бедельбаева, Е. О. Смирнова, 1980). В основе методики лежат воздействия взрослого, направленные на организацию коммуникативной деятельности детей. Взрослый отправляется от уровня, которого ребенок уже достиг в развитии общения. А затем старший партнер предлагает детям новые и все более сложные по содержанию контакты, поддерживает и поощряет все усилия малышей в нужном направлении.

Так, Т. М. Сорокина (1977) учила «деловому общению» детей 2–го года жизни, задержавшихся на уровне ситуативно–личностных контактов и страдавших от этого проявлениями конфликтности в поведении (смущением, робостью) в присутствии посторонних взрослых. На первом этапе такого обучения она вступала в эмоциональный контакт с малышом — брала его на руки, ласкала, улыбалась, а когда тот смелел — прижимала к себе, сажала на колени. На втором этапе она с ребенком на коленях показывала ему заводные игрушки и добивалась того, что ребенок начинал сопереживать ей, а потом и сам активно делился с нею своими переживаниями от ярких и красочных впечатлений. Далее, как бы на третьем этапе обучения общению более высокого уровня, взрослый и ребенок вместе играли с разнообразными предметами. В конце концов, ребенок научался обращаться ко взрослому уже главным образом по «деловым» вопросам и больше не ограничивался тем, что льнул к нему, как младенец. Подобная работа занимала около 2 мес. и требовала примерно 50 непродолжительных встреч с интервалами в 1–2 дня. Но достигнутый результат был необыкновенно важен. Ребенок разительно изменялся: он становился бодрым, радостным, активным и в предметной деятельности, и в общении, причем и с разными взрослыми, и со сверстниками. Некоторые изменения отражены в табл. 1.5, составленной Т. М. Сорокиной (1977) по данным, полученным ею в ходе специальных контрольных проб до начала занятий и после их окончания.

Таблица 1.5

Изменение в результате формирующих занятий поведения детей с конфликтными проявлениями (в сумме по группе), усл. ед.

* р ? 0,05.

В поведении детей исчезла или резко ослабилась прежняя конфликтность, от стремления к физическому контакту дети перешли к практическому сотрудничеству со взрослым. Наблюдения показали, что отмеченные изменения произошли благодаря прогрессу предметной деятельности детей и быстрому их переходу от примитивных манипуляций к процессуальным играм.

Психология bookap

Следовательно, понимание решающей роли взрослых в обогащении коммуникативной потребности детей позволяет эффективно влиять на развитие общения детей в раннем и дошкольном возрасте.

Но как совершается смена форм общения в обычных обстоятельствах?

Общение ребёнка со взрослым — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Общение ребёнка со взрослым

2. Формой общения называется деятельность общения, на определённом этапе её развития, взятая в целостной совокупности её свойств.

-время её возникновения в онтогенезе;
— её место в системе общей жизнедеятельности;
— основное содержание потребности, удовлетворяемой
детьми в данной форме общения;
— ведущие мотивы, побуждающие ребёнка к общению;
— основные средства общения.

3. М.И.Лисина выделила три категории мотивов общения

Деловые мотивы
выражаются в
способности к
сотрудничеству, к игре,
к общей активности.
Взрослый выступает
как партнёр совместной
деятельности.
Познавательные
мотивы
возникают в процессе
удовлетворения
потребности в новых
впечатлениях, в
познании нового.
Взрослый является
источником
информации.
Личностные мотивы –
характерны только для
общения как
самостоятельного вида
деятельности.
Общение побуждается
самим человеком, его
личностью.

4. Три категории средств общения

Экспрессивно-мимические
Взгляды , гримасы, различное выражение лица
Предметно- действенные
Позы. Жесты, действия с игрушками и т.д.
Речевые
Первые- выражают, вторые – изображают, третьи – обозначают то
содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому или
получить от него.

5. Общение дошкольника со взрослым

Внеситуативно –личностное
общение
От 5 — 6 лет.
Внеситуативно- познавательное
общение.
От 3-4 лет
Ситуативно-деловое общение
0т 6 месяцев до 3 лет
Ситуативно – личностное
общение
От (0-2) до 6 месяцев .

6. Ситуативно – личностная форма общения (0 до 6 месяцев)

Место общения в системе общей
жизнедеятельности ребёнка
Содержание потребности в
общении
• Общение с близкими взрослыми
обеспечивает выживание младенца и
удовлетворение его первичных
потребностей.
• Потребность в доброжелательном
внимании взрослого
Средства общения
• Экспрессивно-мимические
операции (обмен взглядами
улыбками, гудение ребёнка ласковый
разговор взрослого)
Ведущий
мотив общения
• Личностный: взрослый как ласковый,
доброжелательный ,объект познания и
деятельности.
• Источник активной ласки и внимания, не
связанные с действиями ребёнка

7. Ситуативно –деловая форма общения (6 месяцев до 3лет)

Место общения в
системе общей
жизнедеятельности
ребёнка
• Общение развёртывается в совместной
деятельности со взрослым предметной
деятельности.
• Потребность в доброжелательном
Содержание
внимании и в деловом сотрудничестве.
потребности в общении
• Деловой: взрослый образец для подражания,
эксперт по оценки умений и знаний.
Ведущий мотив общения
• Помощник , организатор. Партнёр и участник
совместной деятельности.
Средства общения
Предметно-действенные операции
Развитие
предметной
деятельности,
подготовка к
овладению
речью

8. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-4 лет)

Место общения в системе общей жизнедеятельности ребёнка
Общение происходит в совместной
деятельности со взрослым .
Самостоятельная деятельность ребёнка по его
ознакомлению с физическим миром.
Содержание потребности в общении
Потребность в доброжелательном
внимании.
Потребность в сотрудничестве и уважении.
Ведущий мотив общения
Познавательный:
Взрослый как эрудит, источник познания, партнёр по обсуждению.
Средства общения.( речь)
Развитие наглядных форм мышления и воображения

9. Внеситуативно- личностная форма общения (5-6 лет)

Место общения в системе
общей жизнедеятельности
ребёнка
• Общение
осуществляется в
форме
практического и
теоретического
познания
ребёнком
социального
мира.
• Протекает в виде
самостоятельных
эпизодов.
Содержание
потребности в
общении
• Потребность в
доброжелательном
внимании,
сотрудничестве,
уважении.
• Стремления к
сопереживанию и
взаимопониманию
.
Ведущий мотив
общения
• Личностный:
взрослый как
целостная
личность,
обладающая
знаниями,
умениями и
социальнонравственными
нормами, строгий
и добрый старший
друг.
-Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества;
— переход к дискурсивному мышлению;
— формирование готовности к школьному обучению.
Средства
общения
• Речь

10. Диагностика форм общения ребёнка со взрослым

Ситуативно-деловая
форма общения –
совместная игра.
Внеситуативнопознавательная форма
общения –беседа по
книжке.
Внеситуативноличностная форма
общения –разговор по
душам

11. Предложить ребёнку разные формы взаимодействия

12. Диагностика ситуативно-деловой формы общения

Предложить поиграть вместе в кубики, конструктор ит. п.
Наблюдать и фиксировать следующие параметры,
определяющие способность ребёнка играть вместе со взрослым:
1. активность ребёнка: его разговорчивость, способность
проявлять инициативу ;
2. чувствительность к словам партнёра и действиям партнёра,
способность слышать высказывания другого и адекватно
отвечать на них;
3. общий интерес и настроение ребёнка: его сосредоточенность
на игре, раскованность, эмоциональный комфорт;
4. время, в течение которого ребёнок может (хочет) общаться.

13. Диагностика познавательной формы общения

Провести беседу с ребёнком по прочитанной книжки, в которой
содержатся новые знания для ребёнка ( о животных, явлениях природы)

1.
Шкала оценки
Параметры
Активность:
Участвует в равной мере со взрослым;
Активную позицию занимает взрослый;
Активную позицию занимает ребёнок;
2.
Интерес содержанию книжки, к новым знаниям:
Увлечён беседой, задаёт вопросы, рассказывает о своих познаниях;
Смотрит по сторонам, перескакивает с одной темы на другую;
Стремится поскорее закончить разговор;
3.
Эмоциональный фон
Позитивные эмоции;
Негативные эмоции
0-полное отсутствие качества;
1- слабая выраженность;
2- средняя выраженность;
3- сильная

14. Диагностика личностной формы общения

Темы личностного общения могут быть разными:
— связаны с реальными событиями из жизни ребёнка;
— его личными интересами и опытом общения с другими людьми.
Главное – чтобы разговор шёл не о предметах или животных, а о
людях, об их качествах, поступках. отношениях.
Ребёнок должен говорить о таких вещах, которые невозможно
увидеть, потрогать, нарисовать (о хороших качествах человека,
настроениях человека).

English     Русский Правила

Напористое общение: определение, примеры и советы

Напористое общение — это форма общения, в которой человек прямо, но уважительно выражает свои чувства и личные потребности [1]. Исследователи связывают настойчивость в общении с улучшением результатов во всем: от успехов в учебе детей начальной школы до удовлетворенности работой профессиональных медсестер [2,3].

В этой статье вы узнаете больше об ассертивном общении, о том, что отличает его от других стилей общения и как вы можете общаться более ассертивно. Читайте дальше, чтобы узнать, как уважительное высказывание может помочь вам улучшить ваши личные и профессиональные отношения и достичь ваших целей.

Что такое уверенное общение? Определение, различия стилей и примеры

Напористое общение часто путают с другими формами общения. В этом разделе вы узнаете, что такое напористое общение и чем оно отличается от агрессивного и пассивного общения.

Определение уверенного общения

Напористость в общении — это способность прямо и уважительно заявить о своих чувствах и потребностях. Напористый стиль общения не уклоняется от высказываний и не агрессивно навязывает точку зрения кому-то другому. Напористое общение определяется тремя принципами эффективного общения [2]:  

Поддерживая четкую, последовательную и вежливую коммуникацию, напористые коммуникаторы могут высказывать свое мнение, не проявляя неуважения к другим.

Напористое, агрессивное и пассивное общение

В спектре стилей общения напористость находится между пассивным и агрессивным общением, не переходя в пассивно-агрессивное.

Агрессивное общение имеет место, когда говорящий озабочен только своей точкой зрения и личными целями, а не учитывает цели своего слушателя. Лица, проявляющие агрессивное поведение, часто сосредоточены на немедленном достижении своих целей, не задумываясь о возможных отдаленных негативных последствиях [2]. В то время как агрессивные коммуникаторы могут преуспеть в том, чтобы их голоса были услышаны, они также отталкивают окружающих и негативно влияют на их собственный успех в долгосрочной перспективе.

Пассивное общение происходит, когда человек не выражает свою точку зрения, чувства или потребности и обычно подчиняется предпочтениям других. В отличие от агрессивных коммуникаторов, пассивные коммуникаторы учитывают потенциальные последствия своего стиля общения, но в конечном итоге ограничивают себя ради других. Исследования показывают, что пассивные коммуникаторы могут в конечном итоге чувствовать себя подавленными, беспомощными и напряженными из-за своего стиля общения [2].

Примеры уверенного общения

Напористое общение ликвидирует разрыв между агрессивным и пассивным общением. В приведенной ниже таблице объясняются различия между напористым, агрессивным и пассивным общением, иллюстрируя различные реакции на распространенные ситуации.

Сценарий Агрессивный ответ Пассивный ответ Напористый ответ
«Ты всегда опаздываешь и никогда не думаешь ни о ком, кроме себя!» «Все в порядке. Я все равно не хотел этого видеть!» «Я очень разочарован, что мы пропустили фильм, потому что я очень хотел его посмотреть. В следующий раз я бы хотел, чтобы мы выбрали время, которое лучше подходит для вашего графика».
Человек прорывается вперед в очереди, в которой вы ждали. «Что с вами? Я должен быть где-то!» «Не беспокойтесь об этом!» «Извините, но я уже давно стою в очереди и скоро должен быть где-то. Не могли бы вы подождать своей очереди?
Друг ожидает, что вы заплатите за ужин во второй раз подряд. «Я всегда должен за тебя платить! Все, что ты когда-либо делал, это брал!» «Я понял, не волнуйся». «Меня расстраивает, что я снова плачу за ужин, потому что у меня заканчиваются наличные. В следующий раз я был бы признателен, если бы вы заплатили за нас».

Как быть настойчивым в общении: советы и примеры

Настойчивое общение заключается в том, чтобы донести свою точку зрения до других, не вызывая конфликта. Хотя каждая ситуация уникальна, есть несколько последовательных методов, которые вы можете использовать для поддержания уважительного и напористого общения с другими.

1. Используйте утверждения «Я»

Утверждения «я» — это форма общения, в которой говорящий описывает свои собственные убеждения и чувства, а не приписывает мотивы слушателю.

Противоположностью утверждениям «я» являются утверждения «вы», которые перекладывают вину с говорящего на слушателя посредством обвинительного языка.

Обычная формула для «я»-утверждений:

«Я чувствую ____, когда ____, потому что ____. Что мне нужно/хочу, так это _____».

Например: «Мне грустно, когда ты не перезваниваешь мне, потому что я хотел бы получить от тебя известие. Не могли бы вы сообщить мне, в какое время лучше говорить?»

Использование «я»-утверждений позволяет снять напряжение со слушателя, предлагая понимание своих внутренних чувств. Это может помочь слушателю понять, какие чувства у вас вызвали его действия, и перенаправить его внимание на решения, а не проецировать обвинительные мотивы своих действий, которые только еще больше усиливают напряженность.

«Вы» заявление «Я» заявление
« Вы никогда не моете посуду!» Я чувствую разочарование, когда прихожу домой и нахожу кучу грязной посуды, потому что я хочу вернуться домой в чистое место. Я бы хотел, чтобы мы поработали над этим».
» Вы всегда опаздываете!» Я чувствую неуважение, когда ты опаздывает, потому что мое время очень ценно для меня. Я хочу, чтобы мы хорошо проводили время вместе».

2. Придерживайтесь фактов

Когда возникают разногласия, разговор может время от времени накаляться и отклоняться от курса. Чтобы сохранить вежливость, когда вы высказываете свою точку зрения другому человеку, сосредоточьтесь на имеющихся фактах, а не позволяйте своим чувствам заставлять вас размышлять о мотивах другого человека.

Обращая внимание на факты, вы фокусируете разговор на вещах, которые можно решить в данный момент, и работаете над поиском решений, которые принесут пользу всем. В то же время сосредоточение внимания на том, что, как вы знаете, является правдой, помогает свести к минимуму негативные эмоции, которые могут возникнуть в результате размышлений о мотивах другого человека.

Эмоциональные предположения Приверженность фактам
«Моя встреча была катастрофой, потому что вы не представили отчет. Ты ужасен в этой работе». «Я бы хотел, чтобы вы доставили мне отчет до собрания, но я понимаю, что вы завалены. Я думаю, нам следует разработать новый график, чтобы мы могли лучше поддерживать друг друга».

3. Следите за своим языком тела

Другой аспект того, как другие воспринимают ваше сообщение, — это язык вашего тела. Вы закрываетесь и отворачиваетесь, когда кто-то с вами разговаривает, или вы открываетесь и уделяете им все свое внимание?

Выбор, который мы делаем с помощью языка тела, сильно влияет на то, как другие воспринимают то, что мы говорим. Согласно исследованию, проведенному психологом-бихевиористом доктором Альбертом Мехрабяном, 55% того, как воспринимается сообщение, зависит от языка тела [5]. То, как мы держим себя во время общения, часто говорит громче слов.

Чтобы выразить напористый язык тела, встаньте прямо, но расслабленно, поддерживайте зрительный контакт и держите тело открытым, не скрещивая руки. Проявление интереса с открытым поведением подчеркнет ваше уважение к ним и к себе.

Идет загрузка…

Лекция Мориса Швейцера о невербальной коммуникации из Пенсильванского университета, специализация «Достижение личного и профессионального успеха».

Улучшение навыков общения

Пенсильванский университет

Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаНаполовину заполненная звезда

4,7 (оценка: 1801)

 |

120 000 студентов зачислены

Курс 2 из 4 по специализации «Достижение личного и профессионального успеха»

Зарегистрируйтесь бесплатно

4. Научитесь говорить «Нет»

Часто кажется, что гораздо проще сказать «да» большему количеству обязанностей чем отклонить чью-то просьбу о помощи, даже если вы знаете, что у вас есть другие проблемы, требующие вашего внимания.

На самом деле, сказать «нет» большему количеству обязанностей — это иногда лучшее, что мы можем сделать для себя и наших работодателей. Исследователи обнаружили, что переутомление может не только привести к проблемам со здоровьем, таким как депрессия, бессонница и болезни сердца, но также ухудшить суждение и снизить производительность [6]. По иронии судьбы, говоря «да» всему, можно создать больше проблем, чем решить.

Хороший способ отклонить чью-то просьбу — просто сказать «нет» и кратко объяснить, почему вы не можете помочь. Если другой человек попытается зайти дальше, просто скажите ему «извините» и повторите, что у вас нет времени. В некоторых случаях вы также можете перенаправить их другому человеку или внешнему ресурсу, который, по вашему мнению, может помочь.

5. Сохраняйте спокойный тон

То, как вы передаете сообщение, часто так же важно, как и само сообщение. В результате важно сохранять спокойный тон голоса, когда вы отстаиваете свою точку зрения, чувства или потребности в разговоре с кем-то еще.

Осознаем мы это или нет, тон нашего голоса сильно влияет на то, как нас воспринимают другие. Согласно вышеупомянутому исследованию, проведенному доктором Альбертом Мехрабяном, примерно 38 процентов того, как другие воспринимают наше общение, основано на нашем тоне голоса [5]. То, как мы звучим, имеет значение.

Чтобы уверенно общаться, вам следует сосредоточиться на поддержании ровного тона голоса, который остается спокойным и свободным от агрессивных эмоций. Используя эту технику, вы донесете свое сообщение до слушателя, не усугубляя возможную напряженность.

Хорошее общение является краеугольным камнем хороших личных и профессиональных отношений. Если вы хотите отточить свои коммуникативные способности, вы можете подумать о том, чтобы выбрать экономически эффективную онлайн-специализацию на Coursera.

В рамках специализации «Достижение личного и профессионального успеха» Пенсильванского университета вы определите свои основные ценности, создадите план личного успеха и разработаете метод эффективного общения и использования влияния для достижения своих целей.

Тем временем в более коротком курсе «Улучшение коммуникативных навыков» вы изучите инструменты, необходимые для улучшения ваших коммуникативных навыков, и наиболее успешные стратегии их использования в ваших интересах.

специализация

Достижение личного и профессионального успеха

Узнайте, как максимизировать свой потенциал. Определите успех, эффективно общайтесь и используйте влияние для достижения личных и карьерных целей

4,7

(2 285 оценок)

39 206 уже зачислены

Уровень НАЧИНАЮЩИЙ

Подробнее

Среднее время обучения:

: 4 мес. собственный темп

Навыки, которые вы приобретете:

постановка целей, счастье, развитие личности, личностное развитие, общение, переговоры, обман

Автор Coursera • Обновлено

Этот контент был доступен только в информационных целях. Учащимся рекомендуется провести дополнительные исследования, чтобы убедиться, что курсы и другие полномочия соответствуют их личным, профессиональным и финансовым целям.

Уроки других дисциплин об общении, возможностях человека и ситуационной осведомленности при ношении средств индивидуальной защиты

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Пожалуйста, попробуйте еще раз

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 штука5 штук10 штук20 штук50 штук100 штук200 штук

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2020 14 окт;6:2377960820963766.

дои: 10.1177/2377960820963766. электронная коллекция 2020 янв-дек.

Маргарет Скотт 1 , Джон Ансворт 2

Принадлежности

  • 1 Хирургическое бизнес-подразделение, Northumbria Healthcare NHS Foundation Trust, Нортумберленд, Великобритания.
  • 2 Центр повышения качества преподавания и обучения, Сандерлендский университет, Сандерленд, Великобритания.
  • PMID: 35155760
  • PMCID: PMC8832316
  • DOI: 10. 1177/2377960820963766

Бесплатная статья ЧВК

Маргарет Скотт и др. SAGE Open Nurs. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2020 14 окт;6:2377960820963766.

дои: 10.1177/2377960820963766. электронная коллекция 2020 янв-дек.

Авторы

Маргарет Скотт 1 , Джон Ансворт 2

Принадлежности

  • 1 Хирургическое бизнес-подразделение, Northumbria Healthcare NHS Foundation Trust, Нортумберленд, Великобритания.
  • 2 Центр повышения качества преподавания и обучения, Сандерлендский университет, Сандерленд, Великобритания.
  • PMID: 35155760
  • PMCID: PMC8832316
  • DOI: 10.1177/2377960820963766

Абстрактный

Введение: Распространение коронавируса тяжелого острого респираторного синдрома 2 (SARS-CoV-2/COVID-19) быстро переросло в пандемию. По мере распространения COVID-19 по всему миру системы здравоохранения адаптировались, включая прекращение рутинных хирургических вмешательств и перевод персонала в отделения интенсивной терапии. Незамедлительные вмешательства, такие как эндотрахеальная (ЭТ) интубация, считаются необходимыми у пациентов с острым респираторным дистресс-синдромом. Интубация требует скоординированного подхода и эффективной командной работы, поскольку это процедура с высоким риском, не в последнюю очередь потому, что это вмешательство с образованием аэрозолей и повышенным риском инфицирования. В результате бригады, ответственные за выполнение интубации ЭТ, должны носить средства индивидуальной защиты (СИЗ), что, в свою очередь, затрудняет общение и ситуационную осведомленность и может затруднить командную работу.

Метод: В этом обзоре рассматривается влияние ношения СИЗ на производительность и ситуационную осведомленность в среде здравоохранения. Опираясь на литературу пожарных и военных, в обзоре будут рассмотрены подходы к улучшению связи и ситуационной осведомленности для команд, которые иногда не знакомы друг с другом. В обзоре будут учитываться человеческие факторы и определяться подходы, помогающие командам, в том числе незнакомым друг с другом, адаптироваться к новым методам работы при выполнении процедур с высоким риском.

Заключение: В литературе указывается, что стандартизация, предварительный инструктаж и обучение являются важными элементами повышения ситуационной осведомленности и командной работы у лиц, чьи органы чувств могут быть затронуты СИЗ. Кроме того, контрольные списки обеспечивают полезный способ стандартизации процедур и могут стать основой структурированного предварительного брифинга. Существуют контрольные списки как для интубации, так и для прокладки пациента, которые, наряду с групповым обучением на основе моделирования, представляют собой полезный метод подготовки часто незнакомого персонала к их ролям во время эпидемии или пандемии. Многоэтапный характер большинства пандемий дает возможность пересматривать процессы и внедрять такие процедуры, а также развивать персонал с помощью группового обучения в постпиковый период.

Ключевые слова: коммуникация; инфекционное заболевание; средства индивидуальной защиты; Осведомленность о ситуации; командная работа.

© Автор(ы) 2020.

Похожие статьи

  • Суицидальная идея.

    Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2023 г., 7 февраля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–. 2023 г., 7 февраля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.

  • Соображения человеческого фактора при использовании средств индивидуальной защиты в контексте пандемии COVID-19: двустороннее исследование.

    Паруш А., Вахт О., Гомес Р., Френкель А. Паруш А. и др. J Med Internet Res. 2020 17 июня; 22 (6): e19947. дои: 10.2196/19947. J Med Internet Res. 2020. PMID: 32511099 Бесплатная статья ЧВК.

  • Стандарты OSHA на патогены, передающиеся через кровь.

    Дено Д., Гарднер Х. Дено Д. и др. 2022, 14 апреля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–. 2022, 14 апреля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–. PMID: 34033323 Бесплатные книги и документы.

  • Барьеры и факторы, способствующие соблюдению медицинскими работниками рекомендаций по профилактике и контролю инфекций (ПИИК) при респираторных инфекционных заболеваниях: быстрый синтез качественных данных.

    Хоутон С., Мескелл П., Делани Х., Смолл М., Глентон С., Бут А., Чан XHS, Девейн Д., Бисти Л.М. Хоутон С. и др. Cochrane Database Syst Rev. 2020 Apr 21;4(4):CD013582. дои: 10.1002/14651858.CD013582. Кокрановская система базы данных, версия 2020. PMID: 32315451 Бесплатная статья ЧВК.

  • Разработка процедуры надевания и снятия стерильных средств индивидуальной защиты для защиты хирургических бригад от воздействия SARS-CoV-2 во время COVID-19Пандемия.

    Эванс Х.Л., Томас К.С., Белл Л.Х., Хинк А.Б., О’Дрисколл С., Тобин К.Д., Салгадо К.Д. Эванс Х.Л. и др. Surg Infect (лиственница). 2020 Октябрь; 21 (8): 671-676. doi: 10.1089/sur.2020.140. Epub 2020 6 июля. Surg Infect (лиственница). 2020. PMID: 32628871

Посмотреть все похожие статьи

Рекомендации

    1. АльГамри А. А., Мюррей С.Л., Самаранаяке В.А. (2013). Влияние ношения респираторов на тонкую, моторную, зрительную и когнитивную деятельность человека. Эргономика, 56(5), 791–802. 10.1080/00140139.2013.767383 — DOI — пабмед
    1. Аллард Дж., Бликли А., Хоббс А., Кумбс Л. (2011). Инструктаж перед операцией и климат безопасности в операционной. Качество и безопасность BMJ, 20(8), 711–717. 10.1136/bmjqs.2009.032672 — DOI — пабмед
    1. Армор Форс Р. , Брамбл Дж. Д., Маккуиллан Р. (2011). Командное обучение может улучшить работу операционной. Хирургия, 150 (4), 771–778. 10.1016/j.surg.2011.07.076 — DOI — пабмед
    1. Авад С.С., Фаган С.П., Беллоуз С., Альбо Д., Грин-Рашад Б., Де Ла Гарса М., Бергер Д.Х. (2005). Преодоление разрыва в общении в операционной с обучением медицинской бригады. Американский журнал хирургии, 190 (5), 770–774. 10.1016/j.amjsurg.2005.07.018 — DOI — пабмед
    1. Буляк-Самарджич М.