Словарь по психологии общения: Глоссарий по Психологии общения
Психология общения. Энциклопедический словарь
Статистика — Статей: 909699, Изданий: 1065
Сообщить об ошибке
Главная \ Психология общения. Энциклопедический словарь
Психология общения. Энциклопедический словарь
Список томов
Просмотр в книжном виде
Оглавление
- Введение…….5
- Часть 1. История и теория психологии общения…….7
- Раздел 1. История психологических исследований общения. ……7
- Раздел 2. Теории, концепции и научные направления психологии общения…….30
- Раздел 3. Основные категории и понятия психологии общения…….52
- Часть 2. Межличностное и межгрупповое общение…….96
- Раздел 4. Личность как субъект общения…….96
- Раздел 5. Вербальное и невербальное общение…….154
- Раздел 6. Межличностное и межгрупповое общение…….176
- 6.1. Межличностное общение…….176
- 6.2. Межгрупповое и внутригрупповое общение…….198
- Раздел 7. Деловое и управленческое общение…….208
- Раздел 8. Профессиональное общение и его виды…….228
- 8.1. Профессиональное общение…….228
- 8.2. Педагогическое общение…….255
- 8.3. Общение в правоохранительной сфере…….275
- 8.4. Технологии и тренинги общения…….284
- Раздел 9. Этнопсихологические особенности общения…….290
- Раздел 10. Общение в сфере искусства, политики, СМИ и Интернета. ……329
- Часть 3. Трудности и нарушения общения и их коррекция…….388
- Раздел 11. Трудности в общении…….388
- Раздел 12. Преодоление и коррекция трудностей в общении…….405
- Раздел 13. Нарушения общения…….425
- Раздел 14. Коррекция нарушений общения…….446
- Часть 4. Психодиагностика общения…….455
- Раздел 15. Диагностика общения…….455
- 15.1. Диагностика психологических особенностей личности в общении…….455
- 15.2. Диагностика феноменов общения…….469
- 15.3. Диагностика общения в семье…….484
- 15.4. Диагностика общения в профессиональной деятельности…….495
- 15.5. Диагностика общения с самим собой…….509
- 15.6. Диагностика эмоциональных состояний и их проявлений в общении…….517
- 15.7. Диагностика трудностей в общении…….524
- 15.8. Диагностика копинг-стратегий в общении…….535
- 15.9. Психодиагностическая функция общения. ……542
- Часть 5. Предыстория общения…….550
- Раздел 16. Коммуникация у животных…….550
- Часть 6. Персоналии…….556
- Раздел 17. Исследователи психологии общения…….556
- Список статей по разделам…….585
- Авторы словаря…….597
- Раздел 15. Диагностика общения…….455
- ……
Страницы
- 1-50
- 51-100
- 101-150
- 151-200
- 201-250
- 251-300
- 301-350
- 351-400
- 401-450
- 451-500
- 501-550
- 551-600
Читать книгу «Психология общения.
Энциклопедический словарь» онлайн полностью📖 — Коллектива авторов — MyBook.100-летию основания первого Психологического института в России посвящается
Под общей редакцией А. А. Бодалева
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 10–06–16010д
© Учреждение РАО «Психологический институт», 2011
© Бодалев А. А., 2011
В энциклопедическом словаре «Психология общения» представлены материалы, отражающие результаты работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам общения, отношений и взаимодействия людей. Основанием для осмысления сложнейших проблем послужили фундаментальные исследования Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, Б. Д. Парыгина и мн. др. Данный словарь является первым справочным изданием по психологии общения.
Начиная с 1970-х гг. установилась традиция проведения конференций, посвященных психологии общения, восприятия и познания людьми друг друга, – она была продолжена в XXI в. В материалах конференций и коллективных монографиях были выявлены сложившиеся в психологии общения теоретические, эмпирические и практические тенденции, которые учтены при составлении данного словаря. Круг феноменов, касающихся проблем общения, постоянно расширяется, а теоретические рамки их интерпретации включают различные подходы и дисциплины.
Словарь состоит из 6 частей и 17 разделов. Их содержание позволяет ориентироваться в теоретических конструктах и различных сторонах общения, феноменах, законах и закономерностях, которые являются результатом сложившейся ситуации развития современного человека – субъекта общения, социокультурных и психологических аспектах коммуникации. В статьях представлены различные подходы к общению, в большинстве из них прямо или косвенно развивается ценностно-смысловой подход, учитывается характер деятельности людей, групп и общностей. В этом контексте ставится проблема синхронизации процессов со-бытия в ситуации общения, общения в экстремальных условиях, значения толерантности, межэтнической и межкультурной коммуникации, а также проблем общения участников военных конфликтов и др. Относительно большое число категорий и понятий характеризуют особенности компетентного общения, проблему развития личности как субъекта разных типов коммуникации, раскрывают причины и условия деструктивного и затрудненного общения, выделяют виды нарушений в развитии личности как субъекта общения и показывают возможности их коррекции. В статьях поднимаются проблемы одиночества, отчуждения, особенностей общения в кризисные периоды жизни человека, и в связи с этим в словаре представлены понятия, касающиеся форм, способов и методов работы в профессиональном общении психологов, психотерапевтов, педагогов, представителей правоохранительных органов и др. Особое место занимают понятия, которые используются в исследованиях, рассматривающих маркетинг и рекламу как практическую психологию общения и влияние средств массовой коммуникации на формирование моделей общения. Отражены проблемы педагогического, делового, межличностного, семейного общения, рассматриваются: семантика и психосемиотика общения, социально-перцептивные феномены, способы интерпретации партнеров, стили общения и его стратегии. Ряд статей посвящен внешнему облику, экспрессивным кодам, вербальным и невербальным средствам и их роли в возникновении затрудненного и незатрудненного общения, проблемам самовыражения, самораскрытия, визуальной самоподачи, формированию имиджа. Впервые в словарь подобного типа включен большой раздел психодиагностики общения.
Словарь содержит более 1100 статей 340 авторов. Но редакторы-составители отдают себе отчет в том, что не все аспекты сложного феномена «общение» на данный момент отражены в словаре и имена не всех исследователей, имеющих значительные авторские разработки в области психологии общения, включены в раздел «Персоналии». Надеемся, дальнейшая работа над словарем позволит переработать его, дополнить и устранить возможные недостатки. Над словарем работал редакторский коллектив под руководством академика РАО докт. психол. наук А. А. Бодалева при поддержке РГНФ. Структура словаря и редакторы-составители: Часть 1: Разделы 1, 2, 3 – академик РАО, докт. психол. наук А. А. Бодалев, канд. психол. наук Л. А. Карпенко, докт. психол. наук Н. Л. Карпова, докт. психол. наук В. А. Лабунская, докт. психол. наук Т. И. Пашукова; Часть 2: Раздел 4 – докт. психол. наук Т. П. Скрипкина, Раздел 5 – докт. психол. наук В. А. Лабунская, Раздел 6 – докт. психол. наук В. Н. Куницына, Раздел 7 – докт. психол. наук Е. А. Петрова; Раздел 8 – докт. психол. наук Н. Л. Карпова; Раздел 9 – докт. психол. наук Т. И. Пашукова, Раздел 10 – докт. психол. наук Л. В. Матвеева; Часть 3: Разделы 11, 12, 13, 14 – докт. психол. наук Н. Д. Творогова, Часть 4: Раздел 15 – канд. психол. наук И. Б. Ханина; Часть 5: Раздел 16 – канд. психол. наук Н. Н. Мешкова; Часть 6: Раздел 17 – канд. психол. наук Л. А. Карпенко; техническое редактирование – канд. психол. наук Н. В. Кисельникова.
Часть статей привлечена из серии томов «Психологического лексикона» (Энциклопедический словарь в 6 томах / Ред. – сост. Л. А. Карпенко. Под ред. А. В. Петровского. М., 2005–2007) по согласованию с их редакторами и авторами. Редакторы словаря «Психология общения» выражают благодарность сотрудникам ПИ РАО и ф-та психологии МГУ – науч. сотр. М. М. Даниной, канд. психол. наук, науч. сотр. Ю. В. Мочаловой, канд. психол. наук, науч. сотр. Е. Е. Петраковой, канд. психол. наук, науч. сотр. Т. Я. Аникеевой, ст. преп. И. М. Карлинской – за помощь в подготовке настоящего издания.
Курсивом в тексте выделены фамилии и понятия, по которым в словаре имеются отдельные статьи.
Особую благодарность мы выражаем Российскому гуманитарному научному фонду за поддержку нашей исследовательской программы «Энциклопедический словарь „Психология общения“: теория, методология, практика» (грант № 06–06–00171а), за финансирование Международной научно-практической конференции «Психология общения в XXI веке: 10 лет развития» (грант № 09–06–14057 г), которая также во многом способствовала завершению работы над словарем, и, конечно, за предоставленную возможность издания словаря (грант № 10–06–16010д).
Редакторы-составители
определение психологии общения | Словарь определений английского языка
n
1 действие или случай общения; передача или обмен информацией, идеями или чувствами
2 что-то сообщаемое, например сообщение, письмо или телефонный звонок
a обычно pl; иногда функционирует как пение изучение способов общения людей, включая речь, жесты, телекоммуникационные системы, издательские и радиовещательные средства массовой информации и т. д.
b (как модификатор)
теория связи
4 соединительный маршрут, проход или связь
5
шнур связи
n (британский) шнур или цепь в поезде, за которые пассажир может потянуть, чтобы остановить поезд в чрезвычайной ситуации
Интерфейс связи
N Электронная схема, обычно предназначенная для определенного стандарта, которая позволяет одной машине телекоммуникации с другой машиной
Невербальная связь
N (Psychol). Эти аспекты связи такие как жесты и мимика, которые не связаны с вербальной коммуникацией, но могут включать невербальные аспекты самой речи (акцент, тон голоса, скорость речи и т. д.)
Английский словарь Коллинза — определение английского языка и тезаурус  
Смотрите также:
шнур связи, коммуникационный интерфейс, невербальная коммуникация, общение
Collaborative Dictionary Определение английского языка
|
Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…) |
Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:
Или зарегистрируйтесь традиционным способом
Словарь неопределенности в общении — Provalis Research
Описание
Расплывчатость — это психологическая конструкция, относящаяся к «состоянию ума» коммуникатора, который недостаточно владеет фактами, знаниями или пониманием, необходимыми для максимально эффективного общения. Расплывчатость — это состояние внутреннего стимула, главным образом определяемое мгновенным владением исполнителем знаниями, его мотивацией к общению и его собственной оценкой несовершенного успеха. Использование слов и фраз из словаря расплывчатости дает аналитику ключ к расплывчатому состоянию сознания коммуникатора. к неопределенности фактов и/или к пониманию мысли, лежащей в основе сообщения. Так, например, когда говорящий колеблется, а затем говорит: «Что ж, поскольку «вы все знаете» и «вы знаете», или говорит «ясно», «очевидно» или «естественно», аналитик может сделать вывод, что наиболее люди в аудитории не знают, и причины не ясны говорящему, так что говорящий решил блефовать в теме, к которой нужно обратиться.
Было определено десять отдельных категорий нечеткости, чтобы можно было провести дополнительный более точный анализ природы проявляемой нечеткости (см. таблицу ниже).
ВЕСЫ | ОПИСАНИЕ | ПРИМЕРЫ | ИЗДЕЛИЯ |
---|---|---|---|
Неоднозначное обозначение | Упоминается нечто, что может быть определено, но точно не определено. | где-то, всякое, какое-то и т. д. | 50 |
Интенсификаторы с отрицанием | Отрицания могут быть уклонениями. | не всегда, не совсем, не обязательно | 57 |
Приближение | Использование отражает реальную или ссылочную неопределенность или неточное знание. | почти, довольно, почти, почти | 35 |
Блеф и восстановление | Используется, когда автор неэффективно общается и пытается переложить ответственность за осмысление содержания на читателя. | Блеф и восстановление Используется, когда автор не может эффективно общаться и пытается переложить ответственность за осмысление содержания на читателя. вообще-то на самом деле конечно | 53 |
Признание ошибки | Повторные признания указывают на отсутствие доверия или некомпетентности. | Я ошибся, возможно, не знаю | 20 |
Неопределенная сумма | Сумма потенциально известна, но не определена. | немного, кучка, пара, немного, немного | 29 |
Множественность | Псевдоспецификация или приукрашивание сложности. | виды, типы, партии, коэффициенты, виды | 35 |
Вероятность и возможность | Указывает на отсутствие ясности или отсутствие определенных знаний. | иногда может быть, как правило, возможно | 33 |
Оговорки | Выражение сомнения или нежелания придерживаться определенной точки зрения. | кажется, кажется, относительно, кажется. | 35 |
Анафора | Чрезмерное и повторяющееся использование местоимений вместо прямых ссылок затрудняет понимание содержания. | бывшая, она, она, она, последняя, прочая, их | 14 |
Формат WordStat
Формат WordStat содержит 362 слова и фразы, хранящиеся в 10 категориях. Анализ на первом уровне дает глобальную оценку по сумме этих элементов. Установка уровня анализа на 2 дает баллы по 10 субшкалам.
Чтобы приобрести версию Шкалы неопределенности общения для WordStat, выберите соответствующую ссылку ниже:
ПРОДУКТ | ||
---|---|---|
Коммерческие/государственные – Шкала расплывчатости коммуникаций | ||
Лицензия на коммерческую/государственную площадку – Шкала расплывчатости связи | ||
Академический пользователь – Шкала неопределенности общения | ||
Лицензия Academic Site – Шкала неопределенности коммуникации |
Основные ссылки
Hiller, J.H., Marcotte, D., & Martin, T. (1969). Мнение, неопределенность и специфичность-различия: черты эссе, измеренные с помощью компьютера. Американский журнал исследований в области образования, 6 (2), 271-286.
Abstract: Три характеристики качества письма были выбраны для изучения из множества обсуждаемых в английских текстах, исходя из предположения, что отдельные слова или отдельные фразы надежно указывают на наличие таких характеристик в эссе. Набор из 256 оцененных эссе был проанализирован с помощью компьютера на предмет подсказок, и полученные таким образом показатели были сопоставлены с оценками эссе. Все предсказанные корреляции были значимы при p < 0,01.
Хиллер, Дж. Х., Фишер, Г. А., и Каесс, В. (1969). Компьютерное исследование вербальных характеристик эффективного чтения лекций в классе. Американский журнал исследований в области образования, 6(4), 661-675 .
Abstract: После исследования оценки эссе конструкт неопределенности был применен к данным, собранным Стэнфордским проектом объяснения (se Gage, N.L, Belgard, M. Dell, D., Hiller, J., Rosenshine, B. и Унра В., «Исследования эффективности учителей в объяснении», Технический отчет 4 Стэнфордского центра исследований и разработок в области преподавания, Педагогическая школа, Стэнфордский университет, 1968). Учителя читали самостоятельно подготовленные лекции своим обычным ученикам на основе двух журнальных статей, одна о Таиланде, а другая о Югославии. Их ученикам были назначены стандартизированные, объективно оцененные тесты знаний с множественным выбором после лекций, баллы по которым служили критерием эффективности работы учителя. Оценки классных тестов были уточнены путем ковариации успеваемости класса по тесту для третьего урока (по Израилю), который был представлен одной лекцией, записанной профессиональным оратором, таким образом устранив различия, связанные с более или менее способными и мотивированными отдельными классами. из студентов. В доступной выборке из 32 лекций о Югославии корреляция между долей элементов неопределенности в лекциях (подсчитанные элементы неопределенности, разделенные на общее количество слов для данной лекции) и результатами теста составила -,59.(p < 0,005), а в доступной подвыборке для лекции в Таиланде корреляция была -. 48, N = 23, p < 0,05
Hiller, J. H. (1971). Показатели вербальной реакции концептуальной неопределенности. Американский журнал исследований в области образования. 8 (1), 151-161.
Abstract: Ситуация, когда тебя застают без нужного слова во время разговора или письма, является обычным явлением. В основе затруднения могут лежать внезапные провалы в памяти или мгновенное замешательство. Или проблема может возникнуть, когда говорящий в разгар выражения обнаруживает, что не владеет знаниями, необходимыми для завершения его гамбита. В статье представлен анализ вербального поведения говорящего или пишущего, столкнувшегося с непосредственной необходимостью выразить себя, в то время как он борется с одним или несколькими такими недостатками. Ключевой термин в этом анализе — неопределенность — определяется здесь, после чего анализируются данные, полученные в двух корреляционных исследованиях, а затем сообщаются последние экспериментальные данные.
Исследования с использованием шкалы неопределенности коммуникации
Андре, M. E.D.A. и Андерсон, Т.Х. (1979). Разработка и оценка методики самоанализа. Reading Research Quarterly, 14 (4), 605-623.
Борг, В. Р. (1975). Протокольные материалы, связанные с успеваемостью учителя и успеваемостью учеников. Журнал исследований в области образования, 69 (1), 23-30.
Перевозчик, Калифорния и Фаучпатридж, Т. (1981). Уровни вопросов: основа для изучения процессов обработки. Современная педагогическая психология, 6 (4), 364-382.
Чаудрон, К. и Ричард, Дж. К. (1986). Влияние дискурсивных маркеров на понимание лекций. Прикладная лингвистика, 7 (2), 113-127.
Чилкоут, Г.В. (1987). Выступление учителя: Будьте ясны. Академическая терапия, 22 (3), 263-271.
Сивикли, Дж. М. (1992). Ясность: Учителя и ученики понимают смысл обучения. Коммуникационное образование, 41 (2). 138-152.
Дюшастель, шт. и Нангестер, Р.Дж. (1984). Дополнительные эффекты вопроса с обзором. Современная педагогическая психология, 9 (2), 97-103.
Дюшастель, шт. (1983). Интерпретация исследования дополнительных вопросов: процессы и экологическая достоверность. Человеческое обучение, 2(1), 1-5.
Данкин М.Дж. и Дунау С.Дж. (1982). Этническая принадлежность, взаимодействие в классе и успеваемость учащихся. Австралийский образовательный журнал, 26 (2), 171–189.
Данкин, М. Дж. (1978). Характеристики учащихся, классные процессы и успеваемость учащихся. Журнал педагогической психологии, 70 (6), 998-1009.
Данкинг, М.Дж. и Дунау, С.Дж. (1980). Репликационное исследование уникального и совместного вклада в различия в успеваемости учащихся. Журнал педагогической психологии, 72 (3), 394-403.
Фав, Х.В. и Уоллер, Т.Г. (1976). Математическое поведение и эффективность обучения на прозаических материалах: обзор, критика и рекомендации. Review of Educational Research, 46 (4), 691-720.
Фельдман, К.Ф. и Верч, СП (1976). Контекстно-зависимые свойства речи учителя. Молодежь и общество, 7 (3), 227-258.
Форд, Дж.М., Стец, Т.А., Ботт, М.М. и О’Лири, Б.С. (2000) Автоматизированный анализ содержимого банков тестовых заданий с множественным выбором. Social Science & Computer Review, 18 , 258-271.
Ганье, Э.Д. (1978). Долгосрочное сохранение информации после изучения прозы. Review of Educational Research, 48 (4), 629-665.
Галиндо, я (1998). Говори, что думаешь, и думай, что говоришь. Церковное учение сегодня, 6 (7).
Глиссман, Д.Х., Пью, Р.К., Браун, Л.Д., Арчер, А.К., и Снайдер, С.Дж. (1989). Применение модели, основанной на исследованиях, для повышения квалификации учителей. Журнал исследований в области образования, 83 (2), 69-81.
Гловер, Дж. А., Циммер, Дж. В., Пилбек, Р. В., и Плейк, Б. С. (1980). Эффекты обучения студентов выявлению смысловой базы прозаических материалов. Журнал прикладного анализа поведения, 13 (4), 655-667.
Хамакер, К. (1986). Влияние дополнительных вопросов на изучение прозы. Обзор Educational Research, 56 (2), 212-242.
Гамильтон, Р.Дж. (1985). Структура для оценки эффективности дополнительных вопросов и задач. Review of Educational Research, 55 (1), 47–85.
Хит, Р. В. (1974). Исследовательская база для педагогического образования, основанного на результатах. Обзор Образовательные исследования, 44 (4), 463-484.
Янцен, Х. Л. и Холворт, Х. Дж. (1977). Лингвистические предикторы свойств множества. Alberta Journal of Educational Research, 23 (1), 11–21.
Янзен, Х. Л. (1972). Исследование интегрального характера советской концепции множества. Международный журнал психологии, 7 (4), 207-218.
Джонсон, Л.Л. и Отто, В. (1982). Влияние изменений в стиле прозы на удобочитаемость университетских текстов. Журнал исследований в области образования, 75 (4). 222-229.
Клэр, Г.Р. (1976). 2-й взгляд на достоверность формул читабельности. Journal of Reading Behavior, 8 (2), 129–152.
Земля, М.Л. и Смит, Л.Р. (1979). Влияние переменной ясности учителя на успеваемость учащихся. Журнал исследований в области образования, 72 (4), 196-197.
Земля, М.Л. и Смит, Л.Р. (1979). Влияние ингибиторов ясности учителя с низким уровнем логического вывода на успеваемость учащихся. Журнал педагогического образования, 30 (3), 55-57.
Земля, М.Л. (1979). Низкие переменные вывода ясности учителя: влияние на изучение концепции ученика. Журнал педагогической психологии, 71 (6), 795-799.
Земля, М.Л. (1980). Ясность учителя и когнитивный уровень вопросов: влияние на обучение. Журнал экспериментального образования, 49 (1), 48-51.
Земля, М.Л. (1981). Совокупное влияние двух переменных ясности учителя на успеваемость учащихся. Журнал экспериментального образования, 50 (1), 14-17.
Лысаковский Р.С. и Уолберг, Х. Дж. (1982). Учебные эффекты реплик, участия и корректирующей обратной связи: количественный синтез. Американский журнал исследований в области образования, 19 (4), 559-578.
Мюррей, Х. Г. (1983). Поведение преподавателя в классе с низким уровнем логического вывода и оценки студентами эффективности преподавания в колледже. Журнал педагогической психологии, 75 (1), 138-149.
Наталл, Г. (1972). Системы наблюдения, используемые с записывающими носителями. International Review of Education, 18 (4), 491-507.
Петерсен, К., Гловер, Дж.А. и Роннинг, Р. Р. (1980). Рассмотрение 3 стратегий обучения прозы по пониманию прочитанного. Журнал общей психологии, 102 (1), 39-52.
Рикардс, Дж. П. (1976). Взаимодействие позиции и концептуального уровня дополнительных вопросов на немедленное и отсроченное запоминание текста. Журнал педагогической психологии, 68 (2), 210-217.
Рикардс, Дж. П. (1976). Тип дословного вопроса, вкрапленного в текст. Journal of Reading Behavior, 8 (1), 37–45.
Рикардс, Дж. П. (1977). Вставка вопросов до или после сегментов текста. Современная педагогическая психология, 2 (2), 200-206.
Рикардс, Дж. П., Андерсон, М. С., и Маккормик, С. Б. (1976). Эффекты обработки общих слов и числовых вопросов, вставленных в материалы для чтения. Журнал исследований в области образования, 69 (7), 274-277.
Розенталь, Т.Л. и Даунас, А. (1985). Когнитивные средства в обучении и лечении. Достижения в области поведенческих исследований и терапии, 7 (1-2), 1-53.
Шумахер, Г.М., Мозес, Дж.Д., и Янг, Д. (1983). Студенты, изучающие процессы в текстах, связанных с курсом: влияние вставленных вопросов. Journal of Reading Behavior, 15 (2), 19-36.
Шавельсон, Р. и Демпси-Этвуд, Н. (1976). Обобщаемость показателей обучающего поведения. Review of Educational Research, 46 (4), 553-611.
Смит Б.О. (1985). Научные основы педагогического образования. Фи Дельта Каппа, 66 (10), 685-690.
Смит, Л.Р. и Брамблетт, Г.Х. (1981). Влияние нечеткости терминов учителя на успеваемость учащихся по биологии в старших классах. Журнал исследований в области преподавания естественных наук. 18 (4), 353-360.
Смит, Л.Р. и Коттен, М.Л. (1980). Влияние неопределенности и прерывистости урока на успеваемость и отношение учащихся. Журнал педагогической психологии, 72 (5), 670-675.
Смит, Л.Р. (1984). Влияние расплывчатости учителя и использования конспектов лекций на успеваемость учащихся. Журнал исследований в области образования, 78 (2), 69-74.
Смит, Л.Р. (1985). Презентационное поведение и успеваемость учащихся по математике. Журнал исследований в области образования, 78 (5), 292-298.
Смит, Л.Р. (1985). Уточняющее поведение учителя: влияние на успеваемость и восприятие учащихся. Журнал экспериментального образования, 53 (3), 162-169.
Сноу, Р.Э. (1974). Репрезентативные и квази-репрезентативные проекты исследований в области преподавания.