Содержание общения представленное как обмен действиями называется: а) Л.И.Уманского — Тесты психология

а) Л.И.Уманского — Тесты психология


Подборка по базе: Практическая работа к теме 2.1 «Ценности и их роль для человека., Роль казахской народной сказки в воспитании ребенка.docx, Дыхательная система человека.docx, Презентация к проекту по физике по теме _Скорость реакции челове, рычаги в теле человека.pdf, Реферат _Физкультурно-оздоровительные методики и системы занятий, Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для челове, История русской культуры и общественной мысли в России в XVIII в, 12.12.20 Права человека.pptx, 1. Биосоциальная природа человека.docx

1   2   3   4   5   6   7   8


а) Л.И.Уманского;

б) Д.И.Ухтомского;

в) Б.Д.Парыгина;

г) Д.Б.Ухтова.

83. Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности, — это:

а) характер;

б) темперамент;

в) чувства;

г) воля.

84. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

85. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

86. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

87.Психологическая избирательность, практически-психологическая наблюдательность ума, психологический такт – эту триаду обычно обозначают общим терминам:

а) «организаторское чутье»;

б) «стимул — реакция»;

в) «знание дела»;

г) «системный подход».

88. Способность личности заражать и заряжать своей энергией других людей – это:

а) общественная энергичность;

б) общественная активность;

в) общественная деятельность;

г) общественная позиция.

89. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

а) содержательной;

б) динамической;

в) процессуальной;

г) структурной.

90. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

а) отношение личности к вещам;

б) отношение к другим людям;

в) систему отношений человека к самому себе;

г) особенности выполнения им какой-либо деятельности.

91. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

а) статические;

б) содержательные;

в) динамические;

г) приобретенные.

92. По И.П.Павлову, классификация типов темперамента необходимо строить с учетом:

а) соотношения жидкостей в организме человека;

б) особенностей функционирования нервной системы;

в) строения тела;

г) преобладания правого или левого полушария головного мозга.

93. О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать:

а) высокий темп усвоения знаний, умений и навыков;

б) большие энергетические затраты на овладение деятельностью;

в) наличие склонности к данному виду деятельности;

г) индивидуальное своеобразие, оригинальность продуктов труда.

94. Какая из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной:

а) способности человека врожденны, генетически заданы;

б) все способности в равной мере можно развить у любого человека,

были бы созданы необходимые социальные условия;

в) способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность, создании необходимых социальных и педагогических условий, активной работе личности над собой;

г) каждый человек в состоянии развить у себя любые способности, было бы проявлено желание и настойчивость.

95. Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания

межличностных отношений, достижения общего результата – это:

а) общение;

б) деятельность;

в) обучение;

г) коммуникация.

96. Содержание общения, представленное как обмен продуктами и предметами деятельности, называется:

а) материальным;

б) когнитивным;

в) деятельным;

г) кондиционным.

97. Содержание общения, представленное как обмен знаниями, называется:

а) когнитивным;

б) материальным;

в) деятельным;

г) кондиционным.

98. Содержание общения, представленное как обмен действиями, операциями

называется:

а) деятельным;

б) материальным;

в) мотивационным;

г) кондиционным.

99. Содержание общения, представленное как обмен психическими и

физиологическими состояниями, называется:

а) мотивационным;

б) когнитивным;

в) кондиционным;

г) материальным.

100. Общение, целью которого являются расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений называется:

а) социальным;

б) биологическим;

в) межличностным;

г) групповым.

101. Общение, которое осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, голосовые связки и др.) называется:

а) непосредственным;

б) прямым;

в) косвенным;

г) опосредованным.

102. Сторона общения, в основе которой лежит взаимный обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием знаний, мнений, чувств, называется:

а) коммуникативной;

б) интерактивной;

в) перцептивной;

г) социальной.

103. Сторона общения, в основе которой лежат процессы восприятия и понимания

людьми друг друга, называется:

а) интерактивной;

б) перцептивной;

в) коммуникативной;

г) социальной.

104. Область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, получила название:

а) проксемика;

б) праксиология;

в) потамология;

г) пресбиотия.

105. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника со своими

замечаниями – это:

а) нерефлексивное слушание;

б) рефлексивное слушание;

в) творческое слушание;

г) репродуктивное слушание.

106. Среди вербальных средств общения не перечисляют:

а) визуальные;

б) акустические;

в) эмотивные;

г) тактильно-кинестезические.

107. Жесты, мимика и пантомимика – это средства общения:

а) оптико-кинетические;

б) паралингвистические;

в) экстралингвистические;

г) пространственно-временные.

108. К основным сторонам общения относят:

а) знакомства, аттракцию, коммуникацию;

б) социальную перцепцию, коммуникацию, интеракцию;

в) интеракцию, перцепцию, соперничество;

г) компромисс, социальную перцепцию, партнерство.

109. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия, — это:

а) лидер;

б) руководитель;

в) партнер;

г) авторитет.

110. Сумма или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе, — это:

а) статус;

б) роль;

в) образ;

г) положение.

111. Наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми – это:

а) воспитанность;

б) психологический такт;

в) педагогический такт;

г) нравственность.

112. Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений понимается как:

а) социометрическая структура;

б) социометрическая система;

в) социометрический коллектив;

г) социометрическая группа.

1. Генетически первичной считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
вербальная

2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
механической
логической

эмоциональной
аудиальной

3. Не являются формой воображения
мечты
грезы
иллюзии
галлюцинации

4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как…
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация

5. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется …
восприятием
мышлением
воображением
вниманием

6. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект …
ореола
плацебо
Б.В. Зейгарник
недавности

7. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема …
гиперболизации
схематизации
типизации
агглютинации

8. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется…

гиперболизацией
схематизацией
типизацией
агглютинацией

9. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…
ведущий анализатор
предмет восприятия
активность субъекта
вид деятельности

10. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти …
7±2
неограничен
предел неизвестен
в среднем 10

11. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала ….
только полнота
только точность
только прочность
полнота, точность и прочность

12. Высшим видом памяти считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
словесно-логическая

13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является …
ведущий анализатор
предмет отражения
активность субъекта


вид деятельности

14. Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятии называется ….
эйдетическая
наглядно-образная
эмоциональная
словесно-логическая

15. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется …
долговременной
эмоциональной
произвольной
механической

16. Два противоположных явления связывает ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу

17. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы….
Сократом
Аристотелем
Демокритом
Р. Декартом

18. Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения….
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация

19. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу

20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память…
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
словесно-логическая

21. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью…
оперативной
иконической
кратковременной
эхонической

22. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., — это память …
эйдетическая
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная

23. Ранней генетической формой памяти является … запоминание.
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
оперативное

24. Опосредствованная и непосредственная память различаются по…
ведущему анализатору
использованию вспомогательных средств в процессе запоминания
степени активности субъекта
видам деятельности

Категория: Психология

Образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей — это:
• жизненная перспектива

137. Образно-ролевая игра дошкольника сменяется игрой
• сюжетно-ролевой

138. Обусловленность поведения психической деятельностью, совершающейся объективно подобно рефлексу, — это детерминизм …
• естественнонаучный психологический

139. Общение ребенка раннего возраста в основном ориентировано на общение с(-о):
• близкими взрослыми

140. Одна из прямых причин старческого слабоумия — это:
• болезнь Альцгеймера

141. Одним из первых механизмов памяти младенца является:
• узнавание

142.  Онтогенез как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков — это __________________ развития.
• периодизация

143. Основным внутренним рычагом саморегуляции является:
• самооценка

144. Особенность личности ребенка, проявляющаяся в повышенной потребности в успехе и внимании к себе окружающих, называется:
• демонстративностью

145. Особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, — это возрастные …
• кризисы

146. Осознание юноши себя в качестве члена общества и конкретизация в новой общественно значимой позиции — это:
• самоопределение

147. Острая борьба мотивов (делать ли, что надо или, что хочется), после чего происходит создание намерения и, наконец, его исполнение — это:
• волевой акт

148. Отказ врачей от мер, способствующих поддержанию жизни неизлечимых больных, — это:
• пассивная эвтаназия

149.  Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе, — это:
• «Я-концепция»

150. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, — это:
• дружба

З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
• бессознательным переживаниям детства

32. За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах:
• употребления предметов

33. Индивид начинается с перехода филогении в:
• онтогению

34. Интеллектуальное развитие человека:
• связано с развитием личности

35. Интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют тогда, когда их участие в тестировании:
• стимулируется

36.  История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения называется:
• жизненный путь

37. Итогом развития человека на определенной возрастной ступени являются:
• новые качества

38. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития — это закон …
• неравномерности возрастного развития

39. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности ребенка со взрослым, он находится в зоне:
• ближайшего развития

40. Коэффициент интеллектуальности получают на основе сравнения индивидуальных показателей умственного развития ребенка с (о):
• средними показателями его возрастной группы

41. Кризисы возрастного развития свидетельствуют о:
• переходе человека от одной возрастной ступени к другой

42. Л.С. Выготский определил область своего исследования как:
• вершинная психология

43.  Личность начинается с процесса:
• ранней социализации

44. Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов:
• наследственности и среды

45. Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию:
• А. Гезелл

1   2   3   4   5   6   7   8

Контрольная работа: «ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП» — Мегаобучалка

Контрольная работа: «ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП»

Вариант I

1. Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания

межличностных отношений, достижения общего результата – это:

а) общение;

б) деятельность;

в) обучение;

г) коммуникация.

2. Содержание общения, представленное как обмен продуктами и предметами деятельности, называется:

а) материальным;

б) когнитивным;

в) деятельным;

г) кондиционным.

3. Содержание общения, представленное как обмен знаниями, называется:

а) когнитивным;

б) материальным;

в) деятельным;

г) кондиционным.

4. Содержание общения, представленное как обмен действиями, операциями

называется:

а) деятельным;

б) материальным;

в) мотивационным;

г) кондиционным.

5. Содержание общения, представленное как обмен психическими и

физиологическими состояниями, называется:

а) мотивационным;

б) когнитивным;

в) кондиционным;

г) материальным.

6. Общение, целью которого являются расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений называется:

а) социальным;

б) биологическим;

в) межличностным;

г) групповым.

7. Общение, которое осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, голосовые связки и др.) называется:

а) непосредственным;

б) прямым;

в) косвенным;

г) опосредованным.

8. Сторона общения, в основе которой лежит взаимный обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием знаний, мнений, чувств, называется:

а) коммуникативной;

б) интерактивной;

в) перцептивной;

г) социальной.

9. Сторона общения, в основе которой лежат процессы восприятия и понимания

людьми друг друга, называется:

а) интерактивной;

б) перцептивной;

в) коммуникативной;

г) социальной.

10. Область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, получила название:

а) проксемика;

б) праксиология;

в) потамология;

г) пресбиотия.

11. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника со своими

замечаниями – это:

а) нерефлексивное слушание;

б) рефлексивное слушание;

в) творческое слушание;

г) репродуктивное слушание.

12. Среди вербальных средств общения не перечисляют:

а) визуальные;

б) акустические;

в) эмотивные;

г) тактильно-кинестезические.

13. Жесты, мимика и пантомимика – это средства общения:

а) оптико-кинетические;

б) паралингвистические;

в) экстралингвистические;

г) пространственно-временные.

14. Толпа, масса, публика и аудитория относятся к:

a) стихийным (неорганизованным) большим социальным группам;

б) большим социальным слоям и общностям;

в) устойчивым (организованным) большим социальным группам;

г) нет правильного ответа.

15. Граница малой группы определяется

a)обладанием всеми ее членами общими ценностями;

б) возможностью непосредственных межличностных контактов всех членов группы;

в) объемом непосредственной памяти человека, т.е. до 9-10 человек;

г) верно все перечисленное.

 

Контрольная работа: «ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП»

Вариант II

1. К основным сторонам общения относят:

а) знакомства, аттракцию, коммуникацию;

б) социальную перцепцию, коммуникацию, интеракцию;

в) интеракцию, перцепцию, соперничество;

г) компромисс, социальную перцепцию, партнерство.

2. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия, — это:

а) лидер;

б) руководитель;

в) партнер;

г) авторитет.

3. Сумма или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе, — это:

а) статус;

б) роль;

в) образ;

г) положение.

4. Наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми – это:

а) воспитанность;

б) психологический такт;

в) педагогический такт;

г) нравственность.

5. Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений понимается как:

а) социометрическая структура;

б) социометрическая система;

в) социометрический коллектив;

г) социометрическая группа.

6. Совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, понимается как структура группы:

а) коммуникативная;

б) эмоциональная;

в) иерархическая;

г) межролевая.

7. Система взаимоположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в малой группе понимается как:

а) структура социальной власти;

б) структура лидерства;

в) структура ролей;

г) позиционная структура.

8. Подчинение индивида групповому давлению, возникающему из конфликта между его собственным мнением и мнением группы, — это:

а) конформизм;

б) приспособленчество;

в) пассивное принятие;

г) отсутствие собственной позиции.

9. Социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения, — это:

а) группа;

б) труппа;

в) коллектив;

г) общество.

10. Способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их характеристик, есть совместимость:

а) межличностная;

б) психологическая;

в) групповая;

г) физиологическая.

11. Система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих

характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения, — это климат:

а) моральный;

б) эмоциональный;

в) психологический;

г) социально-психологический.

12. Реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, ценности, идеалы и нормы поведения, которые он разделяет, понимается как группа:

а) диффузная;

б) реальная;

в) референтная;

г) официальная.

13.Формально-правовой аспект власти называется:

а) администрированием;

б) руководством;

в) управлением;

г) командованием.

14. Соотнесите виды групп:

а) большая группа;

б) малая группа;

в) стихийная группа.

1Толпа

2Нация

3Неформальная

4Публика

5Государство.

15. Выберите правильный ответ.

Кем был разработан социометрический метод (укажите фамилию ученого)?

А. Леонгард.

Б. Морено.

В. Кеттелл.

Г. Годфруа.

 

 

Советы и руководства — Вовлечение вашей аудитории

Разработайте эффективное введение

Вовлеките аудиторию — заинтересуйте их, дайте им повод слушать. Как?
  • Опишите сцену или персонажа.
  • Расскажи историю.
  • Поделитесь личным опытом.
  • Относится к недавнему событию.
  • Добавление к замечанию или теме предыдущего докладчика.
  • Укажите что-то важное о аудитории или текущей обстановке.
  • Покажите привлекательную визуальную картинку.
  • Задайте провокационный вопрос.
  • Укажите тревожный, забавный или примечательный факт.
  • Объясните, что поставлено на карту для ваших слушателей.
  • Предложите юмористическое наблюдение или анекдот.
  • Объясните свой интерес к этой теме.
  • Расскажите слушателям, какое отношение к ним имеет эта тема.
Focus презентация — расскажите слушателям, о чем она. Сформулируйте цель презентации, ваш тезис или исследовательский вопрос. Расскажите слушателям, что они узнают.
Предварительный просмотр Что дальше — ваши баллы, ваш подход или тип контента.

Адаптируйте свой контент к знаниям, опыту и интересам ваших слушателей

  1. Дайте определение незнакомым терминам.
  2. Используйте конкретные конкретные примеры для иллюстрации пунктов. Расскажи истории.
  3. Сделайте статистику значимой : Используйте графику, чтобы пояснить числовые данные. Округляйте большие числа. Интерпретируйте статистику, переведите ее на человеческий язык. Делайте сравнения.
  4. Используйте аналогии , чтобы связать неизвестное с известным. («Это похоже на…»)
  5. Повысьте вовлеченность аудитории , сделав вашу тему непосредственным, личным и локальным.
    • Соединитесь с здесь и сейчас.
    • Обратитесь к опыту ваших слушателей. Упомяните собственный опыт. Персонализируйте тему, когда это уместно.
    • Выделите местный ракурс — человека, место, событие. Принеси домой.
       

Направляйте своих слушателей

  1. Используйте превью и сводки.
    • Превью сообщают слушателям, что будет дальше или как вы собираетесь развивать тему. Например, при обсуждении вопроса о том, почему существуют расхождения между показателями расхода топлива автомобилей, указанными Агентством по охране окружающей среды, и фактическим расходом топлива, вы можете сказать: «Сначала я объясню, как Агентство по охране окружающей среды получает свои цифры. Потом я объясню, как Союз потребителей проводит свои испытания».
    • Резюме напоминают слушателям о том, что важно в только что рассмотренном. Резюме особенно полезно при переформулировании или изменении фокуса обсуждения после ряда вспомогательных деталей или после любого довольно продолжительного обсуждения вопроса.
  2. Используйте указатели и переходы.
    • Указатели — это слова или фразы, такие как «Во-первых…», «Второй вопрос…», «Ключевой аргумент…» и т. д. Они сообщают аудитории, где они находятся в презентацию и отметьте, что важно отметить или запомнить.
    • Переходы гарантируют, что никто не останется позади, когда вы переходите от одной точки к другой. Они показывают, как части контента соотносятся друг с другом и с вашей диссертацией; они связывают вещи вместе и улучшают «поток». Переходы в устной презентации часто должны быть более очевидными, чем в письменной. Они говорят слушателям не только о том, что вы движетесь дальше, но и о том, куда вы идете дальше. Изменения в положении тела, жестах и ​​голосе могут помочь слушателям распознать переход.


Используйте понятный для слуха язык
  1. Избегайте неопределенных ссылок на местоимения . Они плохи в письменной форме, но ужасны в речи. Слушатели не имеют возможности оглянуться назад на текст, чтобы понять их.
  2. Аналогично, избегайте таких слов, как «соответственно»  (например, «Джон, Эшли и Тамика представляли факультеты экономики, биологии и английского языка соответственно») и «первый…последний» (например, «Вы можете купить говядину сухой или влажной выдержки. Профессиональные повара знают, что лучшие стейки нужны вторые». ) Как и местоимения, обе эти конструкции требуют, чтобы аудитория запомнила определенные детали. чтобы понять более позднюю ссылку на них. Проблема в том, что слушатели, возможно, не уделяли должного внимания более ранним деталям; они не понимали, что позже их будут «испытывать» на них. Всякий раз, когда вы испытываете искушение использовать этот тип вербального средства, спросите себя: «Если бы я мог полагаться только на свое ухо и услышал бы его только один раз, понял бы я это?»

Разработка эффективного заключения

  1. Подведение итогов и изменение фокуса . Повторите основные моменты или аргументы, которые вы рассмотрели. Повторите свою цель, тезис или исследовательский вопрос. Подчеркните то, что важно для аудитории, чтобы вынести из вашей презентации.
  2. Закрыть . Создайте закрытие, ощущение завершенности. Здесь вы можете использовать многие из тех же видов устройств, которые предлагаются для проемов. Вы даже можете вернуться к тому же анекдоту, цитате или замечанию, которые вы использовали в начале, и изменить их. Другие подходы заключаются в том, чтобы бросить вызов, заглянуть в будущее или просто твердо сформулировать основной вывод или рекомендацию. Избегайте введения новых доказательств или открытия новой аргументации.

Коммуникация, координация, сотрудничество и совместная работа

Проектирование и разработка отличных программных систем, позволяющих пользователям эффективно работать вместе, — непростая задача. Для этого требуется твердое понимание нескольких фундаментальных концепций так называемых систем групповой работы. Одной из таких концепций является понимание того, как люди склонны взаимодействовать друг с другом во время совместной работы. В физическом мире это регулируется отношениями между ними, их индивидуальным набором навыков, их взглядами на мир, их общим пониманием (или его отсутствием) и различными внешними влияниями, такими как всеобъемлющие организационные роли и политика. Эти факторы также относятся к взаимодействию пользователей с помощью программного обеспечения и могут быть разделены на один или несколько «модальностей взаимодействия». Понимание этих способов взаимодействия и того, как они связаны с конкретными вариантами использования вашего приложения, имеет решающее значение при создании систем, поддерживающих совместную работу удаленных пользователей.

Модель, описывающая взаимодействие людей, изложенная в этом посте, называется «Модель четырех C» [1][2]. Она определяет четыре основных модальности взаимодействия:

  • Общение : Обмен идеями и информацией
  • Сотрудничество : Независимые цели с соглашениями не мешать друг другу.
  • Координация : Действия пользователей, направляемые координатором для достижения общей цели.
  • Сотрудничество : Процесс совместного создания; коллективное создание чего-то нового, что не могло быть создано отдельными пользователями.

Давайте рассмотрим каждый из них и применим их для создания эффективных систем «групповой работы».

Связь

Коммуникация — это процесс обмена информацией и идеями между пользователями. Коммуникация помогает пользователям развивать общее понимание, сообщать о своих целях и задачах и приходить к консенсусу. Электронная почта, чат, видео- и аудиоконференции — все это распространенные примеры общения в программных системах. Общение может происходить между двумя конкретными пользователями, между группой пользователей, широковещательно или между пользователями и самой системой. Коммуникация может быть односторонней или двусторонней и может происходить синхронно (в реальном времени) или асинхронно (не в реальном времени). Например:

  • Групповой список адресов электронной почты : двусторонний, групповой, асинхронный
  • Прямой обмен сообщениями («чат») : Двусторонний, от пользователя к пользователю, синхронный
  • Видеоконференция : Двусторонняя, групповая, синхронная
  • Веб-сайт : односторонний, широковещательный, асинхронный

Размышляя о возможности связи в программной системе, разработчики должны учитывать , когда , , как , и , почему пользователям нужно будет общаться друг с другом. Для одних ситуаций текстовый чат может быть оптимальным, а для других голосовое общение может быть более эффективным. Более того, в системах с большим количеством пользователей обмен данными может быстро стать зашумленным, из-за чего пользователям будет трудно отделить важные сообщения от неважных. Понимание целей пользователя и того, как они меняются со временем, важно для эффективных механизмов коммуникации. Коммуникация почти всегда имеет контекст, и этот контекст информирует о том, что пользователь в настоящее время делает в системе.

Основными проблемами при проектировании коммуникаций в программных системах являются сопоставление коммуникаций с соответствующим контекстом, предоставление правильных механизмов коммуникации в нужное время и выведение важных коммуникаций на первый план в нужное время.

Сотрудничество

Когда пользователи сотрудничают, каждый из них преследует свои цели, но ведет себя так, чтобы не мешать друг другу. Хорошим примером могут быть двое детей, независимо друг от друга раскрашивающие отдельные картинки, но с общей коробкой мелков. Каждый ребенок в первую очередь занят рисованием своей собственной картинки и не слишком озабочен картинкой, нарисованной другим ребенком. Однако дети соглашаются вернуть мелки в коробку, когда они не будут активно рисовать ими, чтобы они были доступны другому ребенку. Кроме того, если одному ребенку нужен определенный мелок, который используется, этот ребенок может сообщить другому ребенку, что он ему нужен, и ребенок, использующий нужный цвет, может вернуть этот мелок в коробку.

В кооперативных системах пользователи могут чаще общаться во времена, когда их индивидуальные цели пересекаются или когда существует вероятность конфликта. Они могут общаться реже, если их цели не очень сильно совпадают. Иногда заранее устанавливаются «правила взаимодействия», которые определяют, как будет происходить сотрудничество; в других случаях сотрудничество происходит на разовой основе. Ключевым моментом является то, что когда пользователи сотрудничают, им не обязательно знать цели/задачи других пользователей. Им нужно только знать, как себя вести, чтобы не мешать. В примере с рисованием ни одному ребенку не нужно было знать, что рисует другой ребенок. Им нужно было только знать, как вести себя с мелками.

Если вашим пользователям необходимо сотрудничать, система должна предоставить им большую степень гибкости для самостоятельной работы, но также позволить им понять, когда требуется сотрудничество с другим пользователем. Когда требуется сотрудничество, система должна предоставлять достаточные механизмы связи или другие индикаторы, чтобы все пользователи знали, как работать вместе, не мешая друг другу.

Координация

В скоординированных системах действия пользователей направляются координатором для достижения общих целей. Системы, использующие координацию, часто являются иерархическими или основанными на ролях, поскольку по определению координатор назначает задачи, а другие пользователи выполняют их. Задача координатора — определить, какие пользователи лучше всего подходят для выполнения тех или иных задач, а также разработать процессы и задания, ведущие к достижению желаемых целей с наименьшими затратами. Цель координации состоит в том, чтобы убедиться, что каждый участник соответствует общей цели или «двигается в одном направлении». Проще говоря, координация — это эффективность.

В скоординированной системе вполне возможно, что отдельные пользователи не полностью осведомлены о целях координатора на макроуровне. Они просто выполняют поставленные перед ними задачи. Коммуникация в скоординированной системе часто сосредоточена вокруг назначения и статуса задач. Между пользователями может быть общение, но большая часть общения сосредоточена на связи между координатором и пользователями.

Для успешной координации пользователям необходимо знать, что они должны делать и как их действия способствуют достижению цели группы.

При создании систем, основанных на координации, очень важно понимать роли пользователей и задачи, которые они должны выполнять. Часто в системе не должно быть широкой степени свободы или гибкости. Система должна ставить перед пользователем то, что он должен делать, и максимально упрощать ему выполнение своей задачи.

Сотрудничество

Сотрудничество — это совместное творчество. При успешном сотрудничестве пользователи имеют общее видение целей, которых они пытаются достичь, но они могут не до конца понимать, как они должны этого достичь. Каждый пользователь приходит к сотрудничеству с разными наборами навыков, взглядами на мир и идеями о том, как достичь общих целей. В идеале пользователи привнесут дополнительные наборы навыков, позволяющие им создавать что-то новое и более высокого качества, чем любой из отдельных пользователей мог бы создать независимо.

В системах совместной работы в режиме реального времени пользователи должны иметь возможность независимо исследовать свои собственные идеи, но также должны иметь возможность собираться вместе для обмена идеями, чтобы объединить несколько точек зрения в один общий результат. Пользователям необходимо видеть, что думают другие пользователи, чтобы развить эти идеи, применяя свои собственные уникальные навыки. Сотрудничество ценит идеи и творчество, а не процесс и эффективность. Пользователи могут повторять и исследовать, пытаясь постоянно совершенствовать рабочий продукт.

При физическом сотрудничестве (не в программном обеспечении) высокопроизводительные группы в конечном итоге самоорганизуются.

Чтобы добиться успеха, системы совместной работы должны быть достаточно гибкими, чтобы способствовать независимости, исследованиям и групповой самоорганизации.

В некоторых случаях вы можете найти форму подгруппы и временно принять один из других способов взаимодействия (например, координацию), а затем вернуться к сотрудничеству с некоторой частью рабочего продукта. Коммуникация также должна быть очень гибкой, поскольку обмен информацией может происходить между любыми пользователями, а наиболее эффективная форма коммуникации может широко варьироваться между группами пользователей в зависимости от того, как они взаимодействуют.

Сводка

Не существует «лучшего» стиля взаимодействия, который работал бы для всех систем и пользователей, но мы можем предложить несколько рекомендаций: если творчество с акцентом на общие цели имеет первостепенное значение, то совместная работа может быть идеальной. Если требуется высокая степень независимости, сотрудничество может удовлетворить все требования. Если эффективность процесса важнее всего, то координация может стать ответом. На самом деле вы можете обнаружить, что система, которую вы пытаетесь построить, требует сочетания этих стилей взаимодействия в зависимости от поставленной задачи. Группам пользователей может потребоваться входить и выходить из различных модальностей взаимодействия по мере развития работы. Некоторые пользователи в вашей системе могут координировать свои действия, в то время как другие сотрудничают. Неспособность обеспечить правильный стиль взаимодействия в нужное время приведет к трениям в системе и снижению удовлетворенности пользователей.

Хотя все сложности взаимодействия с пользователем в контексте программных систем не могут быть полностью изучены в одном сообщении в блоге, базовое понимание «четырех C» является отличной основой для начала разработки многопользовательского программного продукта. . В Convergence Labs мы разработали десятки успешных приложений для совместной работы.