Психические автоматизмы это: Психический автоматизм

Содержание

Психические автоматизмы. Психотерапевтическая клиника. Лечение.

Психические автоматизмы — ощущение отчуждения, внешнего воздействия на мысли. Одна из разновидностей эндогенного психического расстройства. Включает в себя псевдогаллюцинации, бредовые идеи воздействия психического и физического характера, чувство отчуждённости, неестественности, «сделанности» собственных движений, поступков и мышления.

Психические автоматизмы

Продолжение — Ощущение, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями.

Ощущение того, что Вашими мыслями, эмоциями, движениями могут управлять или как-либо воздействовать является частым симптомом нарушений работы нервной системы, одна из форм проявления психических автоматизмов.

Такие нарушения могут быть как временными и обратимыми, не требующими специальной медицинской помощи (доброкачественными), таки могут быть и проявлениями тяжелых психических расстройств и нарушений поведения, при которых необходима срочная психиатрическая помощь.

Виды психических автоматизмов

Идеаторный (ассоциативный) психический автоматизм

Идеаторный (ассоциативный) психический автоматизм — ощущение «вкладывания» чужих мыслей, ощущение открытости мыслей (ощущение, что мысли известны окружающим), ощущения звучания собственных мыслей, хищения мыслей. Характерно ощущение, что эмоции человек испытывает не самостоятельно, а под влиянием сторонней силы.

Сенестопатический психический автоматизм

Сенестопатический психический автоматизм — проявление сенестопатий, висцеральных галлюцинаций и псевдогаллюцинаций, «под влиянием чужого воздействия» (аппаратов, пришельцев, соседей, магиии, колдовства и др.).

Моторный психический автоматизм

Моторный (кинестетический) психический автоматизм — ощущения, что любые движения осуществляются не по его собственной воле, а под влиянием стороннего воздействия. Проявление речедвигательных псевдогаллюцинаций — ощущения, что слова, которые он говорит, произносятся помимо его воли, под влиянием «внешнего воздействия».

Формы психических автоматизмов

В легких случаях испытывающий эти состояния человек может воспринимать такие воздействия как чуждые, болезненные и тяготиться этим, иногда даже пытаться бороться с этим, искать помощи у психологов и (или) докторов психиатров и психотерапевтов.

В тяжелых случаях (как правило, при психических расстройствах, протекающих с нарушениями мышления) заболевший утрачивает способность относиться к таким переживаниям с критикой и у него может формироваться убеждение, что существуют внешние силы (люди, организации, устройства), которые специально наводят мысли, забирают, вкладывают мысли. В таких случаях близким очень трудно организовать консультацию психиатра, так как сам болеющий не чувствует, что заболел, а на попытки родных или окружающих отвести его к доктору может реагировать агрессивно.

Происхождение ощущений, что посторонние силы могут управлять Вашими мыслями, до конца не изучено.

Еще в конце 19 века немецкий психиатр Вернике был убежден, что подобные ощущения развивались вследствие раздражения определенных участков коры головного мозга.

Позже, великий отечественный ученый И.П.Павлов, отталкиваясь от большого количества опытного материала, сделал заключение, что многие нарушения высших психических функций (в том числе и изменения качества мыслей) могут быть следствием неполного торможения коры головного мозга и сохраняющихся очагов возбуждения.

Большинство ученых нейрофизиологов и психиатров в настоящее время склоняются к тому, что такие чувства имеют биологическую почву в виде нарушения взаимодействия нейронов. Большинство колдунов, целителей, ясновидящих и других представителей ненаучной парадигмы видят в этом феномене следствие внешнего воздействия на человека (сглаз, порча, телепатическое воздействие и т.д.), но традиционная академическая наука полностью отрицает такое объяснение.

Синдром психического автоматизма

Отдельно следует описать синдром психического автоматизма, который является проявлением грубого нарушения ассоциативных процессов при тяжело протекающем шизофреническом психозе.

При синдроме психического автоматизма заболевшие чувствуют, что все явления психики (мысли, память, эмоции, ощущения) чужды им, и они как – бы навязаны извне, «сделаны внешним воздействием», искусственно кем – то или чем – то делаются и управляются.

В таких случаях внушенные или наведенные со стороны мысли могут восприниматься больным как «особые голоса внутри головы», которые, как кажется, могут быть слышимыми даже окружающими. Врачи психиатры называют такие состояния синдромом психического автоматизма Кандинского–Клерамбо, и считают такие состояния специфичными для шизофрении. Такие больные разубеждению, отвлечению не поддаются, поэтому для лечения не редко приходится прибегать и различным хитростям или, в тяжелых бредовых состояниях, к не добровольной госпитализации через суды.

В настоящее время существует только два способа помощи при синдроме Кандинского–Клерамбо:

— медикаментозная терапия нейролептиками и

— шоковые методы лечения (электро судорожная терапия, инсулинотерапия, атропиновая терапия).

Проявление психических автоматизмов

1. Ощущения, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями, действиями и ощущениями человек может испытывать при отравлениях психостимуляторами (амфетаминами, метамфетаминами, кокаином и другими). Кроме нарушений мышления в таких состояниях развивается бессонница, ускоряется речь, появляются импульсивные действия и агрессивное поведения. Как правило, после того как интоксикация психостимуляторами заканчивается, наступает крепкий и продолжительный сон, после которого ощущения открытости мыслей и того что ими могут управлять проходит.

2. При тяжело протекающем алкоголизме, переходящем из второй стадии в третью, на фоне отказа от алкоголя, после периода бессонницы развиваются особый вид психозов – алкогольный делирий (в народе – «белая горячка»). Описаны такие виды делириев, при котором при относительно не помраченном сознании заболевший испытывает наплывы ощущений, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями.

4. Причиной ощущений управления другими Вашими мыслями (помимо отравления алкоголем и продуктами его полураспада (ацетальдегид, кетоновые тела и др.), является предрасположенность к эндогенным заболеваниям в виде особой организации высших психических функций. Исход таких психозов разный: от благоприятного с полным обратным развитием симптомов и восстановлением мышления, до неблагоприятного с развитием прогрессирующего эндогенного заболевания с нарастанием нарушений мышления.

5. Следует отметить, что состояния, при которых появляются ощущения, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями, могут испытывать и здоровые люди в периоды переутомления или длительно текущего стресса.

В таких случаях, кроме ощущений управления мыслями нарушается сон (затрудняется засыпание, появляются частые и ранние пробуждения).

В случаях переутомления ощущение, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями, чаще всего не постоянны, не четко выражены и после отдыха с длительным и глубоким сном прекращаются полностью.

Следует подчеркнуть, что ощущение, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями – серьезное основание для посещения врача психиатра или врача психотерапевта для того чтобы убедиться, что нет заболевания или если, все – таки, признаки расстройства будут выявлены, можно будет начать адекватное лечения, которое требует срочной медицинской помощи.

Назад к первой странице — Ощущение, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями.

Лечение психических автоматизмов

Звоните +7 495 135-44-02

Мы помогаем в самых тяжелых случаях!

Синдром Кандинского-Клерамбо и его компоненты психического автоматизма

Синдром психического автоматизма (или синдром Кандинского-Клерамбо) – это психическое расстройство, которое часто сопровождает другие психические заболевания и выражается в сложном симптомокомплексе, в которым принято выделять три характерные составляющие:

  • психические автоматизмы;
  • псевдогаллюцинации;
  • бредовые идеи.

Человеку кажется, что его телом, разумом и мыслями управляет кто-то другой, какая-то внешняя сила или группа людей. Пациенту кажется, что все, что он делает – это не результат его воли, а навязанное кем-то поведение, которое он не может контролировать.

В этой статье:

Психические автоматизмыПсевдогаллюцинацииБредовые идеиПричины развития синдрома психического автоматизмаТипы синдрома психического автоматизма

Новости СМИ2

Психические автоматизмы

Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

Психические автоматизмы – основной симптом данного расстройства. Они выражаются в навязчивых действиях, которые человек не может взять под контроль. При этом синдроме психические автоматизмы бывает трех видов:

  • идеаторный автоматизм;
  • сенсорный автоматизм;
  • моторный автоматизм.

Как правило все начинается с идеаторного автоматизма, за ним следует сенсорный, а если человек долгое время не получает лечения, его симптомы усугубляются и появляется моторный автоматизм.

Идеаторный автоматизм выражается в ощущении влияния внешней силы на мысли, память, внимание, подсознание и интеллект человека, как будто идеи и воспоминания появляются не по его собственной воле, они чужеродны, навязаны.

В его голове звучат всевозможные, порой очень неприятные, агрессивные слова, часто критикующие его и пытающиеся им манипулировать. Бывает, что они звучат чужими голосами. Бывает, что человеку кажется, что кто-то крадет его мысли и воспоминания, что их исчезновение –чья-то злая воля.

Проявления шизофрении. Синдром Кандинского-Клерамбо.

Идеаторный автоматизм может проявляться в том, что человеку кажется будто бы его мысли и идеи доступны другим людям. Словно окружающие могут слышать все, о чем он думает, а потом обсуждают его мысли за его спиной, при этом не признаются в том, что способны слышать его мысли.

Сенсорный автоматизм лежит в основе псевдоощущений. Человеку кажется, что он ощущает боль или дискомфорт, причина которых – влияние внешних сил. Ощущения могут выражаться в чувстве холода или жара, внутри тела или на кожных покровах. Пульсация, сжимание, скручивание кем-то, кого нет рядом, или он есть, но человек может быть убежден, что просто его не видит.

Моторный автоматизм выражается в том, что человек убежден, что он не имеет власти над своим телом. Все что он делает, его движения, походка – все результат чужой воли. Будто какая-то сила двигает им, как марионеткой. Его конечностями и даже его языком, тем самым заставляя говорить не то, что он хочет. Человек не может сопротивляться этой внешней силе, теряет контроль над своим телом, его все время сопровождает ощущение паралича или онемения.

Псевдогаллюцинации

Как правило, при этом синдроме у человека появляются псевдогаллюцинации, то есть он воспринимает различные объекты реальности, которых в действительности не существует.
Псевдогаллюцинации могут быть:

  • зрительными;
  • слуховыми.

Это могут быть зрительные псевдогаллюцинации – образы, лица, картинки, которые внешняя сила демонстрирует ему с помощью специализированной техники.  Человеку кажется, что у него нет выбора, он не может их не видеть. С помощью этих образов внешняя сила воздействует на него.

Также встречаются слуховые псевдогаллюцинации – шум, слова, отдельные фразы или целые монологи, которые транслируются человеку с помощью радио и иной техники. Эти голоса могут иметь нейтральный характер, просто о чем-то рассказывать, комментировать происходящее, влиять на его точку зрения, а могут носить жесткий, диктаторский характер, склонять больного к определенным опасным действиям, унижать его.

Giphy

Бредовые идеи

Еще одной характерной чертой синдрома психического автоматизма является то, что человек подвержен всевозможным идеям. Как правило они выражаются в бреде воздействия или преследования.

Бред воздействия заставляет человека верить, что есть некая сила, человек, дух, группа людей, организация, инопланетяне, спецслужбы, которые пытаются на него воздействовать – диктовать ему что делать, что думать, как жить. Человеку может казаться, что он подвергается излучению, радиации, его пытаются отравить посредством соседа, жены, коллеги по работе.

Бред преследования выражается в убеждении, что за ним следят, прослушивают его телефон, подкидывают ему «жучки», пытаются чипировать. Слежка может вестись через технику или же непосредственно. Когда человек едет в общественном транспорте, всех, кто вышел вместе с ним на остановке он будет подозревать в преследовании, а если уж они пошли в ту же сторону, что и он…

Человек может попытаться от них скрыться, будет пытаться обмануть, убежать или резко развернется и пойдет в другую сторону, чтобы они не узнали о цели его приезда.

Фото автора Dziana Hasanbekava: Pexels

Если человек не получает должного лечения, симптомы его ухудшаются, что может привести к полной утрате ощущения своего собственного Я, когда внешняя сила полностью берет контроль над его телом, эмоциями и мыслями.

Причины развития синдрома психического автоматизма

Чаше всего этот синдром развивается на фоне шизофренического расстройства личности. У людей, больных шизофрений синдром психического автоматизма выявляется практически в 60%.

Также причиной риска развития этого синдрома может быть депрессия, фобии, тревожные расстройства. Реже подобный синдром встречается при органических психозах, тяжелой алкогольной или наркотической интоксикации, инфекционной болезни.

Типы синдрома психического автоматизма

В психиатрии это расстройство принято разделять на 2 типа:

  • классический тип;
  • интровертированный тип.

Во втором случае характерной особенностью протекания синдрома будет то, что человек уверен, что это он способен воздействовать на окружающих, на их поступки, мысли, эмоции. Такой тип расстройства часто сопровождается бредом величия и парафренией.

Фото автора MART PRODUCTION: Pexels

Синдром психического автоматизма может быть хроническим – в этом случае человек живет с ним долгие годы и окружающие даже не догадываются, что с ним что-то не так. Симптомокомплекс усложняется, накапливается и только когда псевдогаллюцинации, берд и психические автоматизмы становятся очевидны, человека отправляют на диагностику. Как правило, в хронической стадии, бред имеет системный, логичный и четко выстроенный характер, он сложный и оказывает воздействие на все сферы личности человека.

Острая стадия болезни характеризуется резким, быстрым протеканием расстройства, сопровождается яркими эмоциями. Человек сразу выпадает из нормального образа жизни и окружающие видят, что с ним что-то не так. При этом его идеи несистемные, хаотичные и запутанные.

Прогноз при лечении этого синдрома часто бывает положительный. Если рано начать лечение, во многих случаях болезнь возможно купировать и достичь ремиссии. Для этого используется медикаментозная, биологическая и психологическая терапии.

В какой степени концепция «чистого психического автоматизма» в изобразительном искусстве была недостижимым идеалом? – enpleincoeur

Благодаря вкладу Фрейда современная психология дала много советов художникам первой половины двадцатого века. От Фрейда художники, начавшие сюрреалистическое движение, взяли элемент, который позволил им исследовать и позволить проявиться бессознательному: сон. восприятия и эмоции, которые происходят в нелогической или нереальной последовательности. Или, лучше сказать, его можно высвободить из цепочки реальных событий. В 1900 Фрейд опубликовал свое « I n толкование сновидений », тем самым породив эти концепции, проведя исследование по этому вопросу; по его мнению, сновидение — это путь к открытию бессознательного. Действительно, во время сна наш контроль над сознанием ослабевает, и наши мысли не имеют рационального осмысления. Это делает так, что наша бессознательная часть может свободно выражать себя, замаскировавшись символами. Фрейд считал, что толкование снов необходимо для того, чтобы понять сообщения, исходящие из бессознательного, с точки зрения желания, беспокойства или инстинкта. Так как сновидение проявляется в основном образами, то оно развивается соответственно аналоговому языку; отсюда, как это часто бывает, трудность перевода его в слова, то есть на логический язык. Фигуративное производство может быть инструментом для прямого изображения сна. На всех этих концепциях лежит основа сюрреализма и сюрреалистической теории.

Сюрреализм как художественное направление зародился в 1924 году, и дадаизм, и метафизика во многом совпали с его рождением. Теоретиком группы был в первую очередь Андре Бретон; именно он в 1924 году написал первый « Манифест сюрреализма ». Заинтересовавшись Фрейдом, Бретон усомнился в том, что, хотя сон представляет большую часть жизни человека, ему уделяется так мало внимания. По мнению Бретона, нужно найти способ прийти к высшей реальности (а именно к сюрреальность ), в котором могут соединиться два основных момента человеческой мысли: момент бодрствования и момент сна. Таким образом, сюрреализм — это процесс, посредством которого можно достичь этой высшей реальности. Тот же Бретон в 1924 г. определял сюрреализм как « чистый психический автоматизм в его чистом виде, посредством которого предполагается выразить словесно, посредством письменного слова или каким-либо иным образом — действительное функционирование мысли. Продиктовано мыслью, в отсутствие какого-либо контроля со стороны разума, освобождено от каких-либо эстетических или моральных соображений «. Таким образом, психический автоматизм означает освобождение ума от его запретов, от его рациональности и морали, чтобы мысль могла свободно течь в образах и идеях. В результате можно позволить проявиться бессознательному, которое в противном случае существовало бы только в снах.

Многие художники исповедовали сюрреализм, среди них Макс Эрнст, Рене Магритт, Сальвадор Дали, Хуан Миро; в то время как другие, такие как Джорджио Де Кирико, несмотря на то, что внесли хороший вклад в движение своими метафизическими картинами, никогда не присоединялись к движению. Сюрреализм занимается фигуративным искусством, а не абстрактным, и его представление, безусловно, не натуралистично, хотя и имеет с натурализмом определенное взаимодействие. Сюрреализм стремится преобразить реальность, не отрицая ее. Как и в любом движении, даже в сюрреализме у каждого художника были свои подходы к нему; но в более широком смысле сюрреалистическую технику можно разделить на две категории: технику необычный соответствует , а нереальная деформация . Необычные совпадения были наиболее конкретно объяснены Эрнстом; он, отталкиваясь от цитаты поэта графа де Лотреамона: « столь же прекрасна, как случайная встреча зонтика и швейной машинки на анатомическом столе », применил это понятие к своей технике коллажа и объяснил, что « систематическая эксплуатация случайного или спланированного столкновения двух или более внутренне несовместимых реальностей на поверхности, которая явно не подходит для этой цели », волшебная красота, сюрреалистическая красота. Субстанциально, исходя из свободных ассоциаций идей, вещей и пространств, казалось бы, незнакомых друг другу, соединившихся для получения необычного и неизвестного ощущения; Можно возразить, что сюрреалистическая красота рождается из нахождения двух реальных предметов (зонта и швейной машинки), не имеющих ничего общего, вместе в месте, незнакомом им обоим. Такая ситуация вызывает неожиданное видение, удивительное своей нелепостью и противоречащим нашим убеждениям. С другой стороны, нереальные деформации относятся к категории метаморфоз. Экспрессионистские деформации, производные от приема карикатуры, были склонны подчеркивать тот или иной характер психологического ощущения. Метаморфоза есть вместо этого превращение одного предмета в другой, как, например, у Дельво, « Женщины-Деревья ”[1] когда женщины превращаются в деревья; или в листьях Магритта в виде птиц (в « Сокровище Остров » [2]). Обе эти техники имеют один и тот же результат: сенсорное смещение. Или, скорее, преобразование образов, которые мы обычно видим обычным образом, в образы, передающие иной порядок реальности.

П. Дельво, «Женщины-деревья»; 1937.Р. Магритт, «Остров сокровищ»; 1942.

В « Искусство во Франции 1900-1940 » Кристофер Грин отмечает, что параллельно с психологическим дискурсом сюрреализм также породил социальный и политический дискурс, связанный с левой партией; Сюрреализм действительно был почти задуман не только как движение как таковое, но и как образ жизни как таковой, или философия, или жизнь, и Бретон сделал его своего рода элитарным языком, доступным, используя слова Грина, для микромира. -общество ‘, находившееся под сильным влиянием марксистских взглядов. То, к чему был направлен этот политический дискурс, было главным образом изменением в обществе, которое могло быть достигнуто революционным изменением. Они были очень против процивилизационных идей французского республиканца, и в результате этого изображение варварских, диких и жестоких сцен стало очень распространенным и объяснительным среди представителей движения. Макс Эрнст, прежде всего, был, вероятно, наиболее привержен делу сюрреализма, и он продемонстрировал свою приверженность своими революционными техниками живописи: коллажем, гратажем, фроттажем, которые он изображал, как отмечает Грин.0004 мужская дикость », что лучше всего отображено у Эрнста 1927 « Орда » [3]; представление искаженной марширующей армии, имеющее довольно дьявольский вид.

Пародия, поддерживаемая языком, технологиями и наукой, была еще одним элементом, введенным сюрреалистами для противопоставления вышеупомянутой французской цивилизации. Очень известная картина Магритта « Измена образов » [4] своей простотой объясняет, как использование надписей интегрировалось в изображения и представления, чтобы противопоставить внешний вид и отрицать слова. На самом деле на картине Магритта изображен предмет, явно являющийся трубкой, но тогда его «статус» тут же отрицается подписью «9».0004 Ceci n’est pas une pipe » (это не трубка). Вместе со всем этим идет неприятие церкви, прочно связанной с правой республиканской партией, и художники сознательно стали богохульствовать в своих работах как средство помешать утверждению церкви (которую они считали репрессивным институтом), как авторитет. В связи с этим Грин снова выделяет картину Макса Эрнста 1926 года: « Пресвятая Дева, наказывающая младенца Иисуса в присутствии трех свидетелей».0008 ”[5]; изображение, немного похожее на пьету, было явно адресовано католической публике, чтобы показать ее взгляды. Грин продолжает указывать на важность и влияние, которое фотография оказала на все движение, ссылаясь на дискуссию Розалинды Краусс по этому вопросу (« Безумная любовь: фотография и сюрреализм »). изобразительное искусство в период сюрреализма, поскольку оно так явно противопоставляет две определенные сущности, такие как реальная реальность и действие фотографа; с помощью определенных приемов, определенных ракурсов, двойных изображений или сжигания негативов фотографы-сюрреалисты способствовали передаче реалистическому изображению ощущения фантастичности и сверхъестественного, так что к такому изображению нельзя было прикрепить никакие ярлыки. В подтверждение своего утверждения Грин ссылается на 1929 фотография Ман Рэя под названием « Anatomies » [6]; это изображение делает невозможным опознание субъекта, так как главным элементом здесь, несомненно, является женская шея, имеющая близкое сходство с фаллическим символом.

     

В то время как первый Манифест Бретона 1924 г. сознательно провозглашал « Автоматизм » движущей силой, которая бросит вызов реальности и заменит ее воображением, со временем концепция автоматизма, казалось бы, утратила силу, отчасти даже из-за Сальвадор Дали, выступавший за более «активную» роль художника; однако, чтобы подтвердить важность автоматизма, в 1933 Бретон написал эссе под названием « Автоматическое сообщение », чтобы заверить, что автоматизм по-прежнему имеет решающее значение для практики сюрреалистов, и бросить вызов идеалу «гениального художника».

Марио Пенелопа в « Pittura Fantastica, oggi » делает набросок интересного сравнения между сюрреалистической живописью и современной фэнтезийной живописью и утверждает, что понятие фантазии, подобно сюрреализму, не является тем, что основано на романтическом мечта, но не мистицизм, а то, что восстанавливает самые глубокие знания и побуждения людей; он продолжает, говоря, что сюрреалистическая установка активна и неподвластна окружающей действительности; а, наоборот, оно вмешивается в действительность самыми надлежащими орудиями человеческого творчества, или, другими словами, всем наследием опыта и знаний, накопленных людьми в течение вековых событий; Пенелопа считает, что в этой ситуации необходимо, после ряда психологических, социологических и антропологических исследований, восстановить определенный материал, составленный из сказок, мифов и даже магических или алхимических воспоминаний, потому что они являются частью нашей повседневной жизни, возможно, в большей степени, чем то, что мы могли бы вообразить, но которые, конечно, идут рука об руку со знаниями и завоеваниями современной мысли. Однако он также указывает, что такая активная установка фантазии не исключает вмешательства разума, на что, возможно, и нацелен сюрреализм, но использует его недогматическим образом, и, по его мнению, это единственный подходящий способ восстановить в лучшем виде ценности человеческого творчества, основанные на диалектике, бессознательном и совести. В заключение Пенелопа хочет подчеркнуть, что сюрреалисты позволили « иногда педант ” автоматизм становиться нормальным. Они «нормализовали» тот психический автоматизм, который слишком часто слишком полагался на иррациональные импульсы, предав диалектику бытия, в котором сосуществуют не только иррациональные моменты, но и рациональные. Грин, как и Пенелопа, также предполагает, что нерешенные и противоречивые вопросы возникли из практики автоматизма, ибо стремление к такой «активности», следовательно, подразумевало бы определенную пассивность, которая делает необходимым индивидуализм художника, чтобы уменьшить влияние личного творчества и уменьшить значение понятия «гений-художник». В « Интервью с Юлией Кристевой », проведенное Чарльзом Пенварденом, Кристева, хотя и говорит и отмечает о современности и искусстве, кажется, проводит параллели, которые поразительны для ассоциаций, которые могут быть сделаны с сюрреалистическими темами и, до известной степени, с тем же автоматизмом. Она начинает с утверждения, что современные и современные поколения познали время кризиса, о котором никогда раньше не знали; действительно, она ссылается на это, используя термин « фрагментация «; из-за этого кризиса художественное произведение и представления о красоте ставятся под сомнение. По мнению Кристевой, это « серьезный момент в истории эстетического сознания и практики ». Однако она считает, что если эти вопросы ставятся в связи с кризисом, то их нельзя обсуждать без обращения к их психологическому анализу, и в этом отношении она называет Фрейда наиболее подходящей фигурой, которая может объяснить этот кризис, говоря, что « наш ад — это бессознательное, и что под нашим кажущимся спокойствием скрывается чрезвычайно проблематичное и бездонное существо ». Поэтому, по мнению и Фрейда в первую очередь, и затем Кристевой, эта проблематика человеческого разума является как врожденной, так и постоянной частью самого человечества. Подобная концепция, возможно, может быть самообъяснимой, если ее принять во внимание при исследовании сюрреалистических теорий автоматизма, как если бы художники отражали в своих изображениях кризис разума, результат, данный произведением искусства, не был бы неотделим от сам разум. Другими словами, чтобы воссоединиться с предположениями Грина о нерешенных проблемах, спровоцированных автоматистской практикой, произведение искусства, созданное его автором, должно включать в себя высокую долю индивидуализма, поскольку только через эту индивидуальность можно получить творческий результат, который не соответствует и не взаимодействует с реальной реальностью, поскольку0004 кризис ума ‘является исключительным, поскольку исключительное и несравненное представление, которое из него вытекает. В этом отношении практика автоматизма может быть оценена как неосуществимый проект, поскольку на нее всегда будет влиять не только реальность, окружающая каждого из нас, но и сама психика.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Что такое искусство автоматизма? — История сюрреализма Автоматизм

Искусство автоматизма — это увлекательный художественный стиль, который включает в себя не сознательный выбор того, что вы хотите сделать, а предоставление бессознательному разуму диктовать, что нужно рисовать, делать наброски и создавать коллажи. Этот вид искусства не создается с помощью сознательного мышления и планирования, вместо этого художник черпает вдохновение, концепции и творческие действия из бессознательной активности мозга и снов. В этой статье мы рассмотрим, как это возможно, задав вопрос: «Что такое искусство автоматизма?» Мы также рассмотрим примеры произведений искусства «Сюрреализм-автоматизм», «Психический автоматизм» и «Автоматизм», чтобы понять, как применяется этот художественный стиль.

Содержание

  • 1 Что такое искусство автоматизма?
    • 1.1 Психический автоматизм
    • 1.2 Автоматизм сюрреализма
      • 1. 2.1 Как применялся психический автоматизм для формирования сюрреалистического автоматизма
  • 2 Примеры произведений автоматизма
    • 2.1 Незапланированные композиции: Битва рыб (1926) Андре Массона
    • 2.2 Сказочные композиции: Трудный переход (1926) Рене Магритта
  • 3 Автоматизм вне сюрреализма
  • 4 Часто задаваемые вопросы
    • 4.1 Что такое искусство автоматизма?
    • 4.2 Что такое психический автоматизм?
    • 4.3 Связано ли искусство автоматизма только с сюрреализмом?

 

 

Что такое искусство автоматизма?

Физиология — это область биологических исследований, изучающая нормальное функционирование живых существ. Термин «автоматизм» заимствован из этой области, где он относится к телесным функциям живого оргазма, который происходит без сознательной мысли или решения, как дыхание и сердцебиение.

Кроме того, на художественный стиль повлияло использование искусства Зигмундом Фрейдом (1856–1939) для исследования бессознательного. При этом, это исследование не требовало, чтобы пациенты были без сознания. Скорее, термин «бессознательное» относится к работе ума, которая находится вне сознательного мышления, пока мы живем нашей повседневной жизнью. Он заставлял своих пациентов делать упражнения на свободные ассоциации или автоматическое рисование, чтобы проникнуть в то, что происходит под сознательной поверхностью разума.

Зигмунд Фрейд (1921) Макса Хальберштадта; Max Halberstadt, общественное достояние, через Wikimedia Commons 

Работа Зигмунда Фрейда в этой области была большим вдохновением для основателя сюрреалистического движения Андре Бетона (1896–1966). Андре Бретон писал в «Манифесте сюрреалиста» (1924), что сюрреализм определяется как «чистый психический автоматизм… диктат мысли при отсутствии всякого контроля со стороны разума и вне всяких моральных или эстетических соображений». Итак, чтобы лучше понять, как возник этот художественный стиль и каково его влияние на сюрреализм, нам нужно взглянуть на то, как сюрреализм-автоматизм можно отличить от психического автоматизма. А также то, как эти термины пересекаются.

 

Психический автоматизм

Поскольку концепция психического автоматизма лежит в основе движения сюрреализма, давайте сначала посмотрим, что означает этот термин, прежде чем мы рассмотрим, как Андре Бретон применил его к «Манифесту сюрреализма» (1924).

Самым важным текстом, в котором говорилось об автоматизме, была работа Фрейда « Интерпретация сновидений » (1899 г.), в которой он говорит о том, как сновидения можно использовать для понимания бессознательного разума и психики. Вначале автоматизм понимался просто с точки зрения практики письма. Он использовался в упражнениях по автоматическому письму, когда пациент писал именно то, что приходило ему в голову, независимо от того, имело ли это смысл или нет.

Кроме того, Фрейд считал, что когда кто-то находится в состоянии сна, его мысли не имеют рациональной формулировки. Таким образом, в отличие от состояния бодрствования, наше бессознательное выражается беспрепятственно, когда мы спим.

Однако некоторые символы и маскировки, которые приходят во сне и могут помочь нам лучше понять наш разум, могут быть трудны для обсуждения или разгадки сознательным разумом. Именно здесь фигуративные репрезентации, такие как автоматическое рисование и свободные ассоциации, помогли его пациентам воссоздать эти символы, чтобы их мог изучить или проанализировать профессионал.

Андре Бретон добавил слово «психический» к автоматизму для обозначения использования этих практик в психиатрии. Затем он применил этот термин к Манифесту сюрреалистов, в котором описывались намерения и источники вдохновения движения, а также предлагались методы, с помощью которых можно было бы создавать сюрреалистическое искусство. Другими словами, Психический Автоматизм — это концепция и техника. Он берет свое начало в проблеме выражения бессознательного без различных социальных ограничений или убеждений, влияющих на истину того, что действительно находится под поверхностью сознательного мышления. Психический автоматизм также использовался сюрреалистами, чтобы подчеркнуть важность снов, создавая искусство, ссылающееся на сны художников.

Автоматический рисунок – Балет (2009 г.) Дж. Коулмана Миллера; J. Coleman Miller, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Слово «сюрреальность» относится к высшей реальности, которую, по мнению Андре Бретона и других сюрреалистов, можно достичь только путем объединения реальности бодрствования и реальности сна. Оба этих психических режима должны быть объединены в один для создания сюрреалистических произведений искусства. Включение бессознательного через психический автоматизм предложило художникам-сюрреалистам освобождение от существующих форм выражения, ограниченных социальными и моральными нормами. Это дало им совершенно новый способ выражения через искусство. Полученные идеи и концепции, переданные через сюрреалистическое искусство с использованием психического автоматизма, были, таким образом, подобны тому, чего Фрейд пытался достичь с помощью своих практик автоматизма, используемых в психическом анализе его пациентов.

 

Сюрреализм Автоматизм

Таким образом, методология, на которой был основан сюрреализм, основана на идее безудержной творческой души. Таким образом, разница между Психическим Автоматизмом и Сюрреалистическим Автоматизмом заключается в том, что Психический Автоматизм был концепцией и практикой, которые вдохновляли художников-сюрреалистов . То, что получилось в результате применения психического автоматизма художниками-сюрреалистами, называется сюрреалистическим автоматизмом.

Хотя Бретон вначале определил сюрреализм как психический автоматизм, позже он переопределил его в соответствии с религиозными убеждениями или практикой, заявив, что это состояние ума, практика или психический механизм, которые могут помочь вам лучше понять и разобраться в жизненных проблемах.

Несмотря на то, что художники-сюрреалисты переняли символы и архетипический язык автоматизма Фрейда, как и во всем, что связано с творческим умом и художниками, эта основная структура была быстро переосмыслена для создания искусства, просто вдохновленного идеями и теорией, лежащими в основе психического автоматизма.

Основным убеждением, которое осталось прежним, было предположение, что мысли беспрепятственно бегут в бессознательных частях разума. Сюрреалисты стремились через свое искусство выразить эти свободно текущие мысли такими, какие они есть. Серьезной мотивацией для проведения этого исследования своего рода «другой реальности» было то, что художники хотели понять бойню во время Первой мировой войны.

 

Как психический автоматизм применялся для формирования автоматизма Surrealim

Принятый ими стиль рисования коллажей сочетал всевозможные причудливые элементы друг с другом, как в снах. Эта характеристика показывает, как Психический Автоматизм применялся к Сюрреализму, поскольку произвольное смешение различных элементов кажется совершенно бессмысленным — как будто художник действительно не решал, что куда поместить.

Психический автоматизм применялся в сюрреалистическом движении двумя способами: во-первых, незапланированные композиции, которые полностью основаны на случайности и сиюминутном вдохновении, и, во-вторых, композиции мечты, которые были более спланированы и преднамеренно воссоздали то, что художник испытал, когда спать. Однако в обоих случаях использовалась автоматическая комбинация элементов, объектов и тел, которые в действительности обычно не видны вместе.

Манифест сюрреализма, том 1, номер 1 (1924), обложка Робера Делоне; Robert Delaunay, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несмотря на то, что автоматическое рисование использовалось Фрейдом в психиатрических исследованиях, очень мало примеров автоматизма существовало до сюрреалистов. Таким образом, они были пионерами в применении своего понимания психического автоматизма для создания сюрреалистического автоматизма. Макс Эрнст , например, был первым художником, который изобрел сюрреалистические коллажи. Соединяя странные образы, вырезанные из журналов, книжных иллюстраций, каталогов и т. д., Эрнст создал первую форму автоматизма в изобразительном искусстве. Он пошел еще дальше, используя растирание и царапание для создания произвольных текстур в своих работах.

 

 

Примеры произведений автоматизма

Самыми известными художниками-сюрреалистами-автоматистами были Сальвадор Дали, Андре Массон, Жоан Миро и Макс Эрнст. Первый стиль психического автоматизма, когда автоматическое рисование и набросок всего, что приходит в голову, был сделан Андре Массоном и Жоаном Миро. В то время как Сальвадор Дали, Рене Магритт и Макс Эрнст создавали сказочные пейзажи с причудливыми и потусторонними элементами. Давайте рассмотрим два примера, по одному из каждого стиля интерпретации психического автоматизма в сюрреализме.

Сад исполнения желаний (1944) Аршила Горки; Pedro Ribeiro Simões из Лиссабона, Португалия, CC BY 2.0, через Wikimedia Commons 4 Битва рыб (1926) Андре Массона является прекрасным примером произведения сюрреалистического автоматизма, основанного на практике незапланированных композиций. Он раскрепощенными движениями наносил левкас на холст, затем посыпал его песком и стряхнул излишки материала, когда он высох. Это создало контуры, предполагающие иррациональные формы. Затем он наносил краску прямо из тюбика и быстрыми движениями обрисовывал очерченную форму, стараясь не думать о том, что делать дальше.

В результате получилась композиция, похожая на ожесточенную подводную битву между рыбами с острыми зубами. Во время Первой мировой войны Массон был ранен физически и духовно. В 1924 году он присоединился к движению сюрреалистов и основной группе художников. Он твердо верил, что изображения и художественные конкурсы способны раскрыть варварство людей и всех живых существ.

 

Сказочные композиции:

Трудный переход (1926) Рене Магритта

«Трудный переход » (1926) бельгийского сюрреалиста Рене Магритта — прекрасный пример психического автоматизма, примененного к стилю сюрреализм-автоматизм, в котором использовались сказочные пейзажи с неожиданными элементами, сопоставленными вместе в причудливой композиции. Кажется, что за этой странной композицией нет никакого смысла или логики, и он еще больше абстрагировался от реальности обычных объектов, например, придав бильбоке человеческий глаз.

Восприятие Магриттом бессознательного далее выражается в нереальном сочетании объектов, таких как рука манекена на столе, нежно держащая красную птицу. Птица смотрит на бильбоке, а бильбоке смотрит на птицу, но они не смотрят друг другу в глаза. Все странные предметы находятся в обычной комнате, вдоль стен которой расставлены деревянные доски с вырезанными из них кусками.

Единственная занавеска накинута на одну из отдельно стоящих досок. Занавес, обычно используемый как символ сокрытия или сокрытия чего-либо, отодвигается. На заднем плане буря, и неясно, смотрит ли зритель через окно на бурю, или это картина с изображением бури на дальней стене. Кажется, что все элементы этой картины что-то говорят о восприятии.

Таким образом, отверстия в досках могут символизировать пробелы в человеческом восприятии.

 

 

Автоматизм вне сюрреализма

Тайна и часто случайность творческого разума определенно использовались и признавались многими художниками на протяжении всей истории. Несмотря на то, что применение психического автоматизма в основном является детищем сюрреализма, взаимодействие со снами и бессознательным использовалось многими другими художниками и художественными движениями . Использование гипноза и прием наркотиков для освобождения мыслей ума от его повседневных ограничений было сделано до и после сюрреализма.

Эта история автоматизма восходит к 18 веку, когда художник Александр Козенс создал кляксы. Он случайным образом наносил цветные пятна на бумагу, а затем создавал из этих пятен пейзажи. Уильям Блейк также использовал измененные состояния сознания для создания своих композиций.

Замок в пейзаже (1770) Александра Козенса; Йельский центр британского искусства, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 20-м веке другие художники также хотели выражать себя более свободно и без вмешательства рационального ума и его ограничений. Несмотря на то, что он не использовал психический автоматизм, Джексон Поллок определенно затронул аналогичные убеждения о выражении бессознательного в своих картинах в жанре «экшн». Нанося краску на холст ненаправленным образом, Поллок подчеркнул важность процесса над конечным результатом. Таким образом, повторяя некоторые упражнения, сделанные такими артистами, как Андре Массон (как обсуждалось выше).

 

Автоматизм, психический автоматизм и его применение для формирования сюрреализма Автоматизм — увлекательные эксперименты, вышедшие из истории искусства. Достаточно взглянуть на сюрреалистическую картину, чтобы почувствовать, как сознание искажается и проникает в глубины бессознательного мышления, чтобы найти понимание. Именно к этому стремились и по-своему добились художники-сюрреалисты, получившие всемирное признание.

 

 

Взгляните на нашу веб-историю Automatism Art здесь!

 

 

Часто задаваемые вопросы

 

Что такое искусство автоматизма?

Искусство автоматизма — это форма художественного творчества, целью которой является обход сознательного разума и выражение бессознательного. Художники, практикующие искусство автоматизма, считают, что есть более интересные идеи, которые можно получить, получив доступ к той части нашего мозга, которая мечтает и является постоянно свободно текущими мыслями на заднем плане нашего сознательного разума.