Составляющие структуры общения: Структура общения в психологии

Cтруктура общения: виды, формы и модели

Содержание

  • 1 Понятие общения и его роль в развитии человечества
  • 2 Значение общения в онтогенезе
  • 3 Три стороны общения
  • 4 Описание моделей общения
  • 5 Описание типов общения
  • 6 Составляющие общения и его разновидности
  • 7 Классификация

Понятие общения и его роль в развитии человечества

Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.

Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.

Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности. Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Общение – взаимное действие двух или более людей, имеющее целью обмен информацией, а также необходимая составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.

Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.

Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.

Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.

Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.

Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:

  • самоуважение;
  • уважение собеседника, признание его прав и интересов;
  • терпимость, толерантность;
  • справедливость, честность;
  • непредвзятое отношение к людям.

Значение общения в онтогенезе

В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

  • Непосредственно-эмоциональное

Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

  • Предметно-действенное

Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку.

Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

  • Внеситуативное интимно-личностное

Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность. Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.

Правильно выбранные методы общения и воспитания ребенка – залог его успешной социализации и самореализации.

Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

  • Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта. Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним.

  • Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

  • Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Описание моделей общения

Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.

Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.

Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:

  1. «Монблан». Отстраненный, холодный собеседник. Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
  2. «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек. Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
  3. «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
  4. «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
  5. «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
  6. «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
  7. «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
  8. «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.

Описание типов общения

Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.

Типы общения:

  1. Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
  2. Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
  3. Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
  4. Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.

Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.

Составляющие общения и его разновидности

Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.

К ним относятся:

  • содержание,
  • цель,
  • средства,
  • субъекты (участники взаимодействия),
  • тип связи между субъектами,
  • стиль,
  • тактика,
  • техники, методы,
  • результат.

В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:

  • эмоциональное – обмен эмоциями;
  • когнитивное – обмен знаниями;
  • деятельностное – обмен навыками и умениями;
  • мотивационное – обмен желаниями и целями;
  • материальное – обмен предметами или продуктами.

Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.

Классификация

Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:

  1. Примитивное. Собеседник рассматривается как средство достижения цели и оценивается по шкале «нужен – не нужен». Такое непосредственное и простое отношение не скрывается.
  2. Манипулятивное – взаимодействие с целью извлечения собственной выгоды. В отличие от примитивного контакта, манипуляция – тонкая игра, с использованием множества техник и приемов (ложь, лесть и так далее).
  3. Формально-ролевое – полностью регламентированное взаимодействие. Люди контактируют друг с другом с позиций социальных ролей. Например, начальник и подчиненный, учитель и ученик, врач и пациент и так далее.
  4. «Контакт масок» – сухое, формальное взаимодействие, при котором используются стандартные, заученные фразы и жесты. Оно призвано скрыть любые эмоции и истинные мысли за маской вежливой учтивости или безразличного спокойствия. Также некоторые люди в качестве социальной маски используют скромность, показную заботливость и другие приемы. Участники взаимодействия не стремятся понять друг друга.
  5. Деловое. Целью такого социального контакта является нахождение общего решения по интересующему вопросу. Личность собеседника непременно учитывается, несмотря на то, что существуют особые правила и принципы делового общения.
  6. Светское. Субъекты не выражают свои мысли, а произносят то, что должно и принято в конкретной ситуации. Светские беседы – это, как правило, «разговоры ни о чем», пустые и бесцельные пересуды.
  7. Духовное. Такое взаимодействие возможно в близких, доверительных отношениях. Собеседники хорошо знают друг друга, уважают убеждения, интересы и взгляды, умеют предугадывать реакции друг друга, контактируют на уровне «Личность – Личность».

Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:

  • Микроуровень – единичный, несущий информацию и смысл, акт вербального или невербального контакта. Например, кивок головой в знак согласия, рукопожатие как знак приветствия и тому подобное.
  • Мезауровень – разговор и действия в пределах одной темы, произошедшие однажды или повторяющиеся.
  • Макроуровень – сложившаяся преимущественная стратегия взаимодействия, выбранная и вырабатываемая человеком в процессе жизнедеятельности, соответствующая требованиям социума, традициям и обычаям.

Также известны следующие виды коммуникации:

  1. Непосредственное. Осуществляется при помощи голосовых связок, глаз, ушей, рук и других органов человеческого тела.
  2. Опосредованное. Взаимодействие с помощью специально изготовленных приборов и средств обмена информацией (по переписке, по телефону, через интернет-ресурсы и так далее).
  3. Прямое. Личный контакт и непосредственное восприятие собеседника.
  4. Косвенное. Взаимодействие через посредников или представителей, передающих и воспроизводящих необходимую информацию.
  5. Вербальное – взаимодействие посредством устной речи.
  6. Невербальное – взаимодействие без слов, но при помощи мимики, жестов, поз, прикосновений и так далее. Невербальные сигналы тела влияют на восприятие слов и обрабатываются бессознательно, в то время как речь осознается и сознательно анализируется.

Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.

Особенности общения – это те элементы взаимодействия двух людей, которые каждый из них привносит ради улучшения (или ухудшения) качества взаимодействия. От личности зависит успешность и характер социальных контактов с другими людьми, способность быть полноценным членом общества и счастливым человеком.

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

Компетентность в общении — важное понятие социальной психологии. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Жуков Ю. М., Растенников П. В.). Она определяет уровень владения человека общением как многоуровневым процессом.

По исследованиям Л. А. Петровской, под коммуникативной компетентность принято понимать совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

С точки зрения Т. Л. Худяковой, главная особенность коммуникативной компетентности не в увеличении объема знаний, а в необходимости для личности сохранять пластичность и быть открытой, незамкнутой системой.

В более широком плане компетентность в общении рассматривается как: сложное образование, в которое входят знания, социальные установки, умения и навыки в области межличностного общения, которые обеспечивают эффективное протекание процесса общения.

Коммуникативные знания представляют собой обобщенный опыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях. Знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций.

Коммуникативные умения — это комплекс действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих ей творчески использовать коммуникативные знания. Умение воспринимать и производить коммуникативные сигналы: вербальные, невербальные; паралингвистические.

Коммуникативные навыки можно рассматривать как автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуации.

1.      Система внутренних средств регуляции коммуникативных действий.

2.      Ориентированность в общении, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, а также свободном владении средствами общения.

В основе коммуникативной компетентности лежит не просто владение языком и другими кодами общения, а особенности личности индивида в целом, в единстве его чувств, мыслей и действий, которые развертываются в конкретном социальном контексте.

В. Л. Захаров и Ю. Ю. Хрящева выстраивают факторы компетентности в общении следующим образом: знания в области психологии личности, группы, общения; умения и навыки общения; коррекция и развитие установок, необходимых для успешного общения; способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми; коррекция и развитие системы отношений личности.

Таким образом, в состав коммуникативной компетентности входят когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент связан с познанием другого человека; включает способность предвидеть поведение другого человека.

Близким к этому является понятие «сенситивность», рассматриваемое как способность обеспечивать отражение и понимание, а также запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности. Г. Смит выделяет четыре вида сенситивности:

—        Наблюдательская сенситивность — способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. Сюда же относится и самонаблюдение.

—        Теоретическая сенситивность — способность выбирать и применять теории для более точных интерпретаций и предсказания чувств, мыслей и действий других людей.

—        Номотетическая сенситивность — способность понимать типичного способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе.

—        Идеографическая сенситивность — способность понимать своеобразие каждого человека. Она позволяет углубить, расширить и придать своеобразие тем представлениям о другом человеке, которые сложились на основании наблюдательской, теоретической и номотетической сенситивности.

Г. В. Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях:

1.      Опыт. Для того, чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях.

2.      Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой.

3.      Интеллект. Понимание людей это в значительной степени задача уяснения связей между пошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием, а интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения.

4.      Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях.

5.      Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих.

6.      Отстраненность. Эксперименты оказали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия.

7.      Эстетические склонности. Уникальность и уравновешенность структуры — вот что интересует эстетическую личность во всех случаях. При высоком своем развитии эстетический склад ума может до определенной степени возместить ограничения «опыта», «интеллекта», «глубокого понимания себя», «сходства» и «сложности».

8.      Социальный интеллект. Это способность спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим.

Сенситивность, на взгляд Ю. Н. Емельянова, способствует формированию социального интеллекта, подразумевая под этим устойчивую способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. В качестве важного познавательного элемента коммуникативной компетентности он считает ориентированность в различных ситуациях общения, их объективное истолкование на основе понимания ее параметров.

В когнитивный компонент компетентности в общении следует включать прежде всего знания человека о себе не с точки зрения выполняемых социальных ролей, а как субъекта общения. Понимание и осознавание себя как постоянно изменяющегося, уникального, выход за рамки привычной «Я-концепции», открытие своих возможностей — в таком направлении может развиваться субъективное самопознание. В той же мере это относиться и к познанию партнера по общению. Взаимопонимание при этом строиться не на рациональном, а на эмоциональном понимании, сопереживании, в чувствовании.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров. Развитие эмоционального компонента коммуникативной компетентности предполагает возникновение «важного обстоятельства», как, например, новый эмоциональный опыт на основе сильных переживаний, который бы значительно отличался от предыдущего. Как следствие: чем более богат и разнообразен опыт общения человека, чем более он дифференцирован в зависимости от различных форм общения, тем более адекватно будет и восприятие, и поведение человека в общении.

Другим важным элементом эмоционального компонента является такая характеристика как самоотношение. Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношений личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты человеческого поведения, играют важнейшую роль в установлении межличностных отношений.

Помимо позитивного самоотношения, большое значение имеет такой его компонент, как самопринятие, которое В.Франкл предлагал рассматривать как эквивалент любви к себе. Следует отметить, что «самопринятие» не тождественно «самооценке». По мнению Л. Я. Гозмана, самооценка — это отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств, которое основывается на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие заключается в принятии себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Отсутствие самопринятия, по мнению К. Роджерса, является глубинной причиной нарушения общения индивида, приводящего его к одиночеству: «Одинокий человек уверен, что никто не сможет понять и принять его внутреннее «Я» и полюбить его странную и противоречивую сущность, которую он старательно ото всех скрывает». Основой развития самопринятия является опыт эмоционально позитивного общения, т. е. принятия себя возможно только через принятия себя другими.

Поведенческий компонент, прежде всего, включает в себя свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. К ним относится звуковая речь с использованием многочисленных фонетических и невербальных элементов, письменная речь и собственно невербальные средства (такие как поза, аранжировка пространства т. д.).

Кроме того, в поведенческом компоненте наиболее важным является такой способ поведения как самораскрытие. При самораскрытии человек идет на риск быть самим собой, без «маски», не стремиться выглядеть лучше или хуже, чем он есть. Открытость должна быть по типу «здесь и теперь», т. е. что человек чувствует или думает в данный момент.

Еще одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения.

Умение точно выражать свои мысли, умение слушать — составляющие коммуникативной компетентности. Неумелое выражение мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Существует два основных метода слушания: нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней. Следовательно, чтобы овладеть нерефлексивным слушанием, надо научиться внимательно молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку. Такой прием облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушателям лучше понимать смысл высказываний, уловить, что стоит за словами.

Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи с говорящим; позволяет устранить преграды, искажения информации в процессе общения, точнее понять смысл, содержание высказываний. Следует иметь в виду, что многие слова многозначны и могут пониматься разными людьми по-разному. Значение слова зависит от ситуации, от контекста, в котором оно используется. Существует четыре основных приема рефлексивного слушания, которые обычно применяются комплексно:

1)           Выяснение. Это прямое обращение к говорящему за уточнениями.

2)           Отражение чувств. Здесь основное внимание уделяется не содержанию сообщений, а чувствам, выраженным говорящим, эмоциональной составляющей его высказываний. Необходимо попытаться представить себя на месте говорящего, т. е. использовать такой механизм межличностного восприятия, как эмпатия.

3)           Резюмирование высказывания подытоживает мысли и чувства говорящего.

4)           Перефразирование — формулирование той же мысли иначе. Цель перефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания.

Тренируя умения слышать и понимать, мы тренируем также умение выражать свои мысли и чувства и умение воплощать их в действия.

В отечественной и зарубежной психологии существует много подходов к определению коммуникативной компетентности. Общим для них является то, что под коммуникативной компетентностью, авторами понимается сложное образование, в которое входят способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, умение управлять своими эмоциями, принятие и поддержка другого человека, знания, социальные установки, умения и навыки в области межличностного общения.

 

Литература:

 

1.            Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: изд-во МГУ, 1984. — 205 с.

2.            Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 167 с.

3.            Ерина С. И. Конева Е. В. Общение в организациях. — Уч. пособие. — Ярославль, 2001. — 112 с.

4.            Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. — М.: Гайдарики, 2004. — 233 с.

5.            Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 55 с.

6.            Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.

7.            Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2002. — 208 с.

8.            Филатова Л. Э. Коммуникативная компетентность как компонент профессиональной компетентности студентов-психологов// Практическая психология: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И.  Ф. Мягкова (к 85-летию со дня рождения). — Воронеж: ВГПУ,2008. — 388 с.

9.            Худякова Т. Л. Особенности становления профессиональной компетентности студентов-психологов / Т. Л. Худякова // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: коллективная монография/ под ред. К. М. Гайдар; Воронежск. гос. ун-т.- Воронеж: Воронеж. гос. Ун-т,2007. — С. 27–36.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, способность, умение, знание, общение, поведенческий компонент, эмоциональный компонент, глубокое понимание, межличностное общение, нерефлексивное слушание.

Все, что вам нужно знать

Организационная коммуникация состоит из всех сообщений, отправленных и полученных в рамках определенной рабочей среды взаимозависимым лицам, работающим над общими целями. Чтение 3 мин.

Организационная коммуникация: все, что вам нужно знать

Организационная коммуникация состоит из всех сообщений, отправленных и полученных в рамках конкретной рабочей среды взаимозависимым лицам, работающим над общими целями. Организационная коммуникация имеет имплицитные и эксплицитные вербализации.

Его функция заключается в выполнении задач, связанных с ролями или обязанностями сотрудников в производстве, продажах и услугах для организации. Большая часть разговоров сосредоточена вокруг решения проблем, проверки соответствия и внесения изменений в контексте рабочей среды.

Более формализованная организационная коммуникация включает в себя поддержание политик, формирование процедур и правил, которые обеспечивают основу для поддержки повседневной работы предприятия. Часть организационной коммуникации включает в себя построение отношений, необходимых для достижения целей, с внутренними организациями, а также с внешними поставщиками и надзорными органами. Все взаимодействие создает климат и культуру в бизнесе через общие ценности, отношения и методы. Для руководства это означает создание эффективных и действенных практик, чтобы директивы доходили до человека, которому они должны. По мере сбора информации она используется для координации действий по достижению целей.

Как зародилась область организационной коммуникации

Рим и Греция начали процесс организационной коммуникации с традициями устной риторики. По мере того, как культуры развивались от городов-государств к правительствам, возникла потребность в общении через бюрократию. Восточные ученые начали находить способы направить поток информации, сохранить ее целостность и повысить качество сообщения, поскольку чиновники разговаривали друг с другом и с народом. В 20 -м веке ученые начали изучать организационные структуры, производительность и организационную эффективность в связи с организационной коммуникацией из-за промышленной революции. Это коррелировало с получением более высокой прибыли и поддержанием эффективности.

Один из первых консультантов по менеджменту, известный как Фоллетт, изучал сложность сообщений, участие работников в организациях и выбор каналов связи. Позже Бернар поставил коммуникацию в центр организационного процесса. Чтобы организации преуспели, должен был произойти определенный уровень взаимодействия. В 1942 году Александр Херон написал книгу под названием «Обмен информацией с сотрудниками». Он обрисовал в общих чертах общение менеджера и сотрудника.

Патнэм и Чейни разделили организационную коммуникацию на три компонента:

  • Общий адрес
  • Убеждение
  • Социальные науки

Дальнейшие исследования связали исследования в области социальных наук с общением в малых группах, массовым общением и межличностным общением. Другие видели организационную коммуникацию несколько иначе, например, Реддинг и Томпкинс, которые настаивали на том, что это письмо, убеждение и управленческая коммуникация. Вторая мировая война положила начало крупномасштабным промышленным коммуникациям. К 1970-м годам было собрано достаточно эмпирических исследований, чтобы создать философию, которая переместила ее в академическую сферу в качестве степени.

Организационная коммуникация сегодня

Благодаря новым коммуникационным технологиям и Интернету коммуникация развилась, включая организационную коммуникацию. Он колеблется между публичными выступлениями в различных формах и уровнями взаимодействия в глобальных организациях.

Согласно Патнэму, Чейни и Киму существует восемь основных традиций.

  1. Каналы связи
  2. Климат связи
  3. Сетевой анализ
  4. Начальник связи и подчиненный
  5. Обработка информации
  6. Риторическое общение
  7. Политическая коммуникация
  8. Культурное общение

Количественные методы были введены в смесь, чтобы помочь предсказать поведение во время организационных коммуникаций.

Изучение организационной коммуникации

Эта дисциплина используется не только для улучшения коммуникации в организации. Он также использовался, чтобы показать, как люди становятся маргинализированными репрессивными группами или оказываются в невыгодном положении. Подобно культурным исследованиям, в исследованиях организационной коммуникации используются методы интерпретативного исследования.

Организационная коммуникационная структура

Организационная коммуникационная структура рассматривает пути в системе сообщений, чтобы увидеть, где происходит взаимодействие и кто с кем разговаривает. Существует формальная система связи, которая использует официальные каналы для обмена сообщениями между организационными должностями. Часто поток можно определить по организационным схемам и руководствам по политике. Формальные коммуникации текут вниз, вверх и горизонтально.

  • Нисходящая коммуникация имеет дело с планами, обратной связью, производительностью, обучением и делегированием работы.
  • Восходящая коммуникация имеет дело с жалобами, запросами и работой организации.
  • Горизонтальная коммуникация связана с сотрудничеством и координацией рабочих задач или сбором ресурсов.

Неформальное общение определяется как эпизоды взаимодействия, которые не отражают официальные каналы общения. Неформальное общение является неотъемлемой и желательной частью организации.

Организационная культура

Организационная культура создает социально сконструированные реальности. Культура использует такие интерпретации для создания корпоративных ценностей или философии, чтобы связать сотрудников в работе. Он одобряет одни действия и запрещает другие. Он может снизить производительность или вывести ее на высший уровень. Знание того, что такое организационная культура, означает знание того, какие пути лучше всего подходят для достижения успеха.

Если вам нужна помощь с организационной коммуникацией, вы можете опубликовать свою юридическую потребность на торговой площадке UpCounsel. UpCounsel нанимает на свой сайт только 5% лучших юристов. Большинство из них имеют 14-летний юридический стаж и работали как с малым бизнесом, так и с корпорациями. Их уровень знаний гарантирует вам самые лучшие и последние юридические консультации.

Семь основных принципов делового общения

Чтобы эффективно общаться в бизнесе, необходимо четко понимать эти семь элементов. Узнайте, что они из себя представляют и как их использовать.

Существует семь основных элементов для успешной деловой связи:

  • Структура
  • Ясность
  • Консистенция
  • Средняя
  • Соответствие
  • Primacy/RECENCY
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО из 7 ± 2
8. IT BOGING 9008 IR

IR 9008 IR 9008 IRACY

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО из 7 ± 2
  • . для эффективного общения в бизнесе важно, чтобы вы хорошо понимали эти элементы. Итак, давайте рассмотрим каждый по очереди…

    1. Структура

    От того, как вы структурируете свое сообщение, зависит, насколько легко оно усваивается и понимается вашей аудиторией.

    Каждое хорошее сообщение должно иметь эти три структурных элемента:

    • начало
    • тело
    • завершение

    Это структурное правило остается верным независимо от того, что вы сообщаете — заметка, телефонный звонок, сообщение голосовой почты , персональная презентация, речь, электронное письмо, веб-страница или мультимедийная презентация.

    СВЯЗАННЫЕ: Навыки эффективного общения, которые приносят результаты

    Помните: аудиторией вашего сообщения может быть всего один человек, небольшая команда, аудитория, полная людей, или национальная, даже глобальная, группа миллионов.

    В данном случае размер не имеет значения — правила остаются прежними.

    Вступление

    Вступление позволяет аудитории вашего сообщения быстро понять, о чем идет речь.

    Короткое, резкое и по существу, хорошее начало позволяет вашей аудитории быстро принять решение о том, стоит ли обращать внимание на ваше сообщение.

    В конце концов, время — драгоценный ресурс, и чем быстрее вы сможете «дойти до сути» и чем быстрее ваша аудитория примет решение «игнорировать/обратить внимание», тем более позитивно они будут относиться к вам — что может быть ОЧЕНЬ важно, если вам нужно или вы хотите общаться с ними в будущем.

    Тело

    Здесь вы попадаете в суть вашего сообщения.

    Именно в теле сообщения вы сообщаете все свои факты и цифры относительно действий, которые вы хотите, чтобы аудитория вашего сообщения предприняла после посещения вашего сообщения.

    Сохраняйте факты, цифры и любые графики или диаграммы, которые вы можете представить по делу. Не утомляйте аудиторию не относящимися к делу материалами или диаграммами с запутанными, неразборчивыми цифрами и цветами.

    Покажите графику своей презентации ребенку в седьмом классе. Если ОНИ могут следовать и понимать их, велики шансы, что и ваша аудитория тоже.

    СВЯЗАННЫЕ С: 10 самых смертоносных слов и фраз в бизнесе их делать дальше.

    Чем мощнее вы сможете закончить свое сообщение, тем легче его запомнит ваша аудитория.

    2. Ясность

    Четко объясните сообщение, которое вы хотите донести, так как запутанное сообщение для вашей аудитории приведет только к тому, что они будут сбиты с толку, а ваше сообщение будет проигнорировано.

    Если вы отправляете сообщение, скажем, о выплате сверхурочных, не добавляйте сообщения о деталях бюджета или предстоящем пикнике для сотрудников — ЕСЛИ они АБСОЛЮТНО не соответствуют вашему исходному сообщению.

    Для вашей аудитории будет намного лучше и понятнее, если вы создадите отдельное сообщение об этих вспомогательных вопросах.

    3. Согласованность

    Ничто так не расстраивает обычного читателя, скажем, вашего информационного бюллетеня, как непоследовательность в вашем сообщении.

    Занятие позиции по проблеме на одной неделе только для того, чтобы опровергнуть ее на следующей, а затем отменить ЭТУ позицию на следующей неделе, только порождает недоверие к вашему сообщению.

    И недоверие к вам!

    Люди, которые вам не доверяют, вряд ли предпримут действия, которые вы от них хотите. Они также вряд ли обратят внимание на ваши будущие сообщения.

    Помимо непротиворечивости нескольких сообщений, имейте в виду, что несогласованность в вашем сообщении может быть столь же смертельной для понимания аудитории.

    Рискуя показаться ворчливым грамматиком, пожалуйста, убедитесь, что ваши времена остаются прежними, что ваша точка зрения не колеблется между первым и третьим лицом и обратно (если вы намеренно не хотите создать лингвистическую или впечатляющий эффект — будьте осторожны с этим!), и что ваша общая «тема» или сообщение не изменится.

    4. Средний

    Если единственный инструмент, который у вас есть в сумке с инструментами, это молоток, очень скоро все начнет выглядеть как гвоздь.

    Точно так же, если вы считаете, что все, что у вас есть в качестве средства коммуникации, — это PowerPoint™, то очень скоро все, что вы будете делать, — это сводить все возможности коммуникации к презентации PowerPoint™. И, как подтвердит любой из нас, кто смотрел слишком много скучных слайд-шоу, «видел одно, видел их все».

    У вас есть много способов донести свое сообщение — хитрость в том, чтобы использовать правильный.

    Какой правильный? Тот, который передает ваше сообщение:

    • с наибольшей точностью
    • с наибольшей вероятностью понимания аудиторией
    • с наименьшими финансовыми затратами
    • с наименьшими временными затратами

    Примечание: он должен соответствовать всем этим критериям. Нет абсолютно никакого смысла тратить наименьшую сумму денег, если выбранный вами носитель не соответствует ни одному из других критериев.

    Итак, какие носители доступны? У вас есть выбор из одного или комбинации следующих вариантов:

    • письмо-памятка на бумажном носителе
    • личный семинар с презентацией лицом к лицу
    • индивидуальная презентация по телефону
    • индивидуальная презентация один ко многим
    • электронная почта в текстовом формате
    • один- телефонная презентация для многих
    • текстовая и графическая электронная почта
    • голосовая электронная почта
    • веб-страница
    • веб-трансляция/веб-видео
    • радиопередача
    • телетрансляция
    • пресс-релиз
    • реклама на ТВ/кино0026
    • CD/DVD

    Очевидно, что выбор правильного носителя или носителя имеет решающее значение, поскольку финансовые затраты на некоторые элементы из приведенного выше списка выше, чем на другие. Неправильно воспользовавшись медиа-миксом, вы можете потратить много времени и денег на очень визуально привлекательную деловую коммуникацию, обеспечивающую практически нулевой ROI (окупаемость инвестиций).

    5. Релевантность

    Меня не перестает удивлять, что бизнес-менеджеры до сих пор верят, что их сообщения заинтересуют всех, а затем начинают подвергать всех и каждого, кого они могут найти, ужасному слайд-шоу в PowerPoint, составленному колодцем. -значительный, но эстетически оспариваемый подчиненный.

    Я думаю, вы понимаете, что я имею в виду: экран за экраном длинного текста с мелким, едва читаемым шрифтом (поскольку маленький размер шрифта — единственный способ уместить все слова на слайде), который менеджер должным образом и тупо читает дословно.

    Фу!

    Психологическая реальность такова, что если человек не заинтересован в теме сообщения, он вряд ли обратит на него внимание.

    Это означает, что если вы заставите их обратить внимание на ваше сообщение, вы фактически настроите их против себя и с меньшей вероятностью привлечете их внимание в будущем.

    Сохраните свой подробный бюджет и анализ производительности Графики, созданные в Excel, для тех, кому действительно небезразличны такие вещи и им нужно знать об этом.

    Если ваше деловое общение должно затронуть несколько областей, которые могут не представлять интереса для всей вашей аудитории, сообщите им об альтернативных ресурсах, которые более полно затрагивают каждую из этих дополнительных областей.

    Вы можете сделать это, например, предоставив им легко запоминающуюся и письменную ссылку на веб-страницу, где можно хранить более подробную информацию.

    6. Первенство/новизна

    Важно знать, что через неделю деловое общение запоминается одним или обоими из двух факторов:

    • сила и запоминаемость его начала
    • сила и запоминаемость его закрытия

    Психологи называют эффект запоминания первых нескольких представленных элементов «Эффектом первенства». Точно так же они называют эффект запоминания последних нескольких предметов, представленных вам, «эффектом новизны».

    Поскольку люди различаются по тому, какой эффект является для них наиболее доминирующим, лучше всего прикрыть свои базы и приложить усилия, чтобы иметь как мощное и запоминающееся начало, так и мощное завершение.

    Мощным началом может быть все, что привлекает внимание аудитории:

    • цитата
    • шутка
    • громкий шум
    • нелепое заявление

    Просто убедитесь, что ваше начало соответствует теме и относится к ней коммуникации.

    Например, в то время как вступительная фраза «Бесплатный секс доступен в фойе», несомненно, привлечет внимание вашей аудитории, если тема вашего сообщения после этого будет касаться какой-либо реорганизации процессов, происходящих в вашем отделе, ваша аудитория будет быть раздраженным (некоторые были бы очень раздражены вашей двуличностью). Они чувствовали бы себя обманутыми!

    В равной степени сильное завершение, не имеющее никакого сходства с основной частью сообщения, просто смутит и разочарует аудиторию, воспитанную ожидать чего-то большего.

    И не думайте, что юмор вас спасет.

    Деловое общение — серьезный бизнес, и очень немногие люди умеют донести юмористическое сообщение, которое аудитория запомнит и будет действовать в соответствии с ним.

    Фантастический пример того, как юмор привлекает аудиторию, но не вызывает желаемого отклика, можно найти в великолепной книге Джеффри Робинсона « Манипуляторы ».

    Стэн Фребург, один из величайших американских комедийных авторов, решил попробовать себя в рекламе. Решив, что его собственное агентство должно называться «Петрушка, Шалфей, Розмари и Осборн, подразделение Thyme, Inc.», Фребург создал серию невероятно забавных рекламных роликов. На основании этого его наняли для создания рекламы для Pacific Southwest Airlines (PSA), навсегда вошедшей в анналы рекламы как «Летчик с белыми костяшками».

    Он нацелился на людей, которые ненавидят летать и вечно беспокоятся о том, что самолеты разбиваются. Чтобы успокоить их, он заставил авиакомпанию раздавать защитные одеяла — буквально крошечные одеяла с логотипом PSA — всем пассажирам, опасающимся, что полет может привести к их гибели.

    Это было весело.

    И авиакомпания умерла со смеху.

    «Где-то между написанием шуток и всем весельем, — комментирует Джерри Делла Фемина, которого в панике вызвали из PSA, чтобы отменить то, что сделал Фребург, потому что они не думали, что переживут его, — кто-то должен был продать что-нибудь. Поцелуй смерти в рекламе — это когда вы совершаете ошибку, влюбляясь в собственные слова».

    PSA поддалась юмору и, что не смешно, прекратила свое существование.

    Как говорит Грэнвилл Тугуд в своей превосходной книге The Articulate Executive , юмор — очень рискованная стратегия.

    Если вы решили использовать юмор в своей презентации, следуйте рекомендации Тугуда:

    Расскажите историю так, как если бы она была правдой. Изюминка намного смешнее, если мы этого не ожидаем

    Расскажи историю, чтобы сделать ее бизнес-мотивом. Если вы не доносите мысль, вам нечего шутить

    Убедитесь, что вы рассказываете историю правильно, не путаете кульминацию и убедитесь, что она уместна.

    Начало и завершение вашего делового общения — это два наиболее легко запоминающихся и, следовательно, важных элемента. Убедитесь, что вы даете своей аудитории что-то запоминающееся.

    7. Психологическое правило 7±2 (семь плюс-минус два)

    Психологам давно известно, что человеческий мозг имеет ограниченную способность хранить информацию в кратковременной или «рабочей» памяти. Точно так же мозг устроен таким образом, чтобы хранить информацию в виде «кластеров» или групп элементов.

    Эти кластеры или группы составляют в среднем по всему человечеству семь элементов плюс-минус два. Это означает, что ваша аудитория может одновременно удерживать от пяти до девяти частей информации.

    Точно так же ваша аудитория сгруппирует сообщение вашего делового общения с четырьмя-восемью другими сообщениями в своей долговременной памяти.

    Теперь вы понимаете важность ясности сообщения и отличительного и запоминающегося начала и завершения?

    Если вы хотите, чтобы ваши ключевые моменты запомнились даже через пять минут, важно ограничить свое деловое общение пятью-девятью ключевыми моментами.

    В равной степени, если вы хотите, чтобы ваши ключевые моменты действия запомнились через пять недель, убедитесь, что ваше сообщение входит в число пяти-девяти самых запоминающихся сообщений, на которые обращала внимание ваша аудитория за последние пять недель.