Уровни сознания философия: Уровни сознания

Содержание

Уровни сознания

Уровни сознания

Чтобы разобраться с темой «уровни сознания», необходимо полностью осознать природу личности человека и его структуру. Часто это бывает сложно, поскольку не всё можно видеть и познать, основываясь лишь на обычном наблюдении и анализе.

С чего необходимо начать изучение уровней сознания человека?

Веды рекомендуют сначала разобраться с такими понятиями как «материя», «дух» и «душа». Если человек не имеет чёткого понимания этих составных устройства окружающего мира, то жизнь такого человека будет наполнена разочарованием, болью и страхом: лишь осознанное правильное поведение в окружающем мире гарантирует достижение поставленных целей.

Следующий этап изучения уровней сознания приведёт к необходимости разобраться с таким понятими как: «чувства», «ум», «разум», «душа», «сверхдуша», «Абсолютная Истина».

«В материальном мире живое существо находится во власти собственного ума и чувств. »

«Разум — ближайший сосед души. Наполняясь вожделением, он заставляет душу принять ложное эго и отождествлять с материей, а значит с умом и чувствами.» Бхагавад-Гита

В Ведах даётся аллегорическая картина тела человека — колесница, запряженная пятью лошадьми:

  • 5 коней — это чувства;
  • вожжи — это ум;
  • разум — это возница;
  • Душа (сознание) находится в колеснице как седок.

Если колесница плохо управляется разумом, это путешествие становится опасным для седока. Если возница не знает интересов седока, то седок (душа) становится лишним в этой колеснице тела. Так как его желания игнорируются, то он страдает на протяжении всего жизненного пути.

Статьи по теме «Уровни сознания»Свернуть список статей

Статьи по теме «Уровни сознания»Свернуть список статей

Разум, сознание и тело

Уровни развития личности — Е.М. Чайтанья Чандра Чаран

Уровни сознания — базовые термины

Чувства и душа

Ум и сознание

Самосовершенствование личности

Разум, сознание и тело

Что говорит наука и Веды?

Разум — это явно не вещь в материальном теле, это процесс, который запускает жизнь в теле. Так говорят современные ученые.

 

Аудио запись потрясающей лекции Его Милости Чайтанья Чандра Чарана под названием «Уровни развития гармоничной личности», где детально рассматриваются уровни сознания личности и их проявления в повседневной жизни.

 

Уровни сознания

базовые термины

Кратко об основах понимания уровней сознания любого живого существа. Базовые термины касательно уровней сознания развития личности с точки зрения Ведической культуры.

 

Природа чувств в том, чтобы интересоваться всем подряд. Так или иначе, но личность, или душа, находясь в материальном теле, начинает восприятие и познание мира снизу, опираясь на самый низший уровень осознания, поскольку она познаёт окружающий мир посредством несовершенных органов чувств. А если чувства несовершенны, то чего стоит ожидать?..

 

Ум и сознание

Уровни сознания человека

Следующий уровень сознания человека, после того как он поднялся над чувственным уровнем сознания, начав явно видеть  деятельность чувств в теле человека, — это ум, управитель этих чувств.

 

Секреты от Е.М.Чайтаньи Чандры Чарана

 

Е.М. Чайтанья Чандра Чаран раскрывает особенности эффективного саморазвития и самосовершенствования личности …

 

Уровни сознания — базовые термины

Итак, что же говорят Ведические писания об уровнях сознания?

«Над умом и чувствами стоит разум, определяющий направление действий тела, а над разумом — душа. Поэтому если душа действует под непосредственным руководством Верховного Господа, то нижестоящие разум, ум и чувства естественным образом делают то же самое.» — Бхагавад-гита, 3.42, комм

Схематически это выглядит следующим образом:

 

 

Уровни сознания: детальнее

Если разобраться более детальнее по каждому уровню сознания отдельно, то получится следующее:

Параматма — Сверхдуша, Абсолютная Истина.

Она является источником памяти, знания и забвения. «Cверхдуша является первоисточником всех чувств, хотя Сама не обладает ими. Обеспечивая каждое живое существо всем необходимым для жизни, Господь тем не менее ни к чему не привязан. Трансцендентный к материальным гунам, Он вместе с тем является их повелителем.» — Бхагавад-гита, 13.15

«Параматма, Сверхдуша, всепроникающее проявление Верховного Господа, присутствует в каждом атоме и сердце каждого живого существа.» — Шри Ишопанишад, комм.

Атма — душа

Её истинная природа — вечность, знание и блаженство. А её ложная природа — это временность, невежество и страдания — называется ложным эго, или аханкара.

«В материальном мире живое существо находится во власти собственного ума и чувств. По сути дела, чистая душа остается в этом мире только потому, что её ум находится под влиянием ложного эго, которое стремится господствовать над материальной природой. Поэтому ум необходимо научить противостоять соблазнам материальной природы, тогда обусловленная душа будет спасена.» — Бхагавад-гита, 6.5, комм.

Буддхи — разум

Разум управляет умом, заставляя его принимать полезные вещи, даже если они неприятны. Главная функция разума — отвергать всё, что вредоносно для цели его существования.

«Разум — ближайший сосед души. Наполняясь вожделением, он заставляет душу принять ложное эго и отождествлять себя с материей, а значит с умом и чувствами. Так вечная душа развивает привязанность к материальным удовольствиям, ошибочно принимая их за истинное счастье.» — Бхагавад-гита ,3.40, комм.

В ведической литературе говорится, что самая важная функция разума — различать дух и материю. Таким образом, если сознание живого существа находится на уровне разума, можно говорить, что мы имеем дело с живым существо, уровень сознания которого находится на человеком уровне, т.е. уровне разума. В противном случае можно смело говориться, что это не человек, а животное в человеческом теле. Почему так — читайте далее…

Манас — ум

Главная функция ума — выбирать приятное для чувств, а неприятное отвергать. «Ум непоседлив, неистов, упрям и необычайно силен, укротить его труднее, чем остановить ветер. » — Бхагавад-гита, 6.34

«С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом.»  Бхагавад-гита, 6.5

Ум становится другом живого существа тогда, когда находится под контролем разума. В противном случае — жизнь такого живого существа будет наполнена множеством неожиданных ситуаций, в большей части неприятных и болезненных. Поскольку не всё то золото, что блестит, а природа ума такова, что он любит всё приятное… А всё неприятное ум склонен отвергать. А в жизни довольно часто приходиться пить горькие и неприятные пилюли, чтобы достичь что-то или излечиться от чего-то… Уж очень многое в человеческой жизни приходит через аскезы, а ум их ох как не любит…

Индрияни — чувства — чувственный уровень сознания

Чувства притягиваются к объектам чувств подобно тому, как железо притягивается к магниту. «Тело порождено желанием испытывать чувственные наслаждения, а органы чувств — это инструменты для удовлетворения желаний живого существа. » — Бхагавад-гита, 13.21, комм.

«Чувства так могущественны и напористы, что способны силой увлечь за собой ум даже того, кто владеет духовным знанием и старается обуздать их.»
Бхагавад-гита, 2.60

Сознание живого существа, которое находится на уровне чувств — сознание животного. Если беспристрастно присмотреться к особенностям животных — у них очень сильно развиты чувства. С точки зрения Вед — это создано специально для того, чтобы ими лучше наслаждаться. Но для того, чтобы под влиянием сильных чувств живое существо не совершило грубых ошибок, свобода выбора такого существа значительно ограничена. Проще говоря, живое существо, попавшее в зависимость от чувственных ощущений, сквозь силу которых не может пробиться логика ума и видение разума, автоматически Законами Вселенной ограничивается в свободе выбора с целью его же безопасности. Это так же как органы правопорядка ограничивают свободу передвижения нетрезвых, т.е. пьяных, граждан страны.

Важно так же и понимание того, что чувства очень важны, они украшают и наполняют путь, который выбрал разум. Поэтому не стоит бороться с чувствами и бесследно уничтожать их. Вы просто опустошите себя изнутри, станете холодным занудным недовольным ворчуном.Более того, существует интересная цитата:

«Не испытывая счастья, не действуют… Но следует стремиться к постижению истинного счастья. Нет счастья в малом (авт., временном и ограниченном), лишь бесконечное — счастье.»
Чхандогья-упанишада,(7:22-23)

Поэтому чувства необходимы, просто очень важно, что бы они, как и ум, следовали за разумом, а для этого их внимание нужно просто перенаправить на то, к чему стремится разум. Этот так же как нельзя удержать реку, её можно просто перенаправить… Ещё по этой теме — статьи «Чувства и душа», «Душа и тело» (в процессе написания)

«Как только в сердце навечно воцаряется любовное служение, все последствия вожделения и невежества: похоть, желания и страсти — покидают сердце. Тогда человек утверждается в благости и обретает полное счастье.»
Бхагавата-пурана (1:2:19)

 

Kris. h.Nive
по материалам книги Александра Хакимова
(Е.М. Чайтанья Чандра Чаран)
«Уровни сознания»

Vedic-Culture.in.ua

Уровни Сознания

Каждый человек растет по стадиям психологического развития, действует на уровнях сознания и принимает решения о том, как удовлетворить свои потребности, исходя из своего мировоззрения.

Точно так же, как мы можем отметить, где мы находимся на протяжении нашей жизни, с помощью модели семи стадий развития, мы можем отметить, где мы находимся в любой момент времени, с помощью модели семи уровней сознания.

Обычно уровень сознания, на котором мы работаем, совпадает со стадией развития, которой мы достигли. Однако, если мы столкнемся с ситуацией, которая активирует одно из наших ограничивающих убеждений, ограничивающих выживание или безопасность, мы немедленно опустимся на один из первых трех уровней сознания. Например, если мне будет 36 лет — я нахожусь в середине индивидуализирующей стадии развития — и я потеряю работу и свои сбережения, я немедленно опустлюсь на уровень выживания сознания.

Семь уровней личного сознания показаны в следующей таблице. В первой колонке названы этапы психологического развития. Во второй колонке назван уровень сознания, связанный с этапом психологического развития. В третьем столбце указаны некоторые из положительных ценностей, обнаруживаемых на каждом уровне сознания, а в четвертом столбце указаны некоторые из потенциально ограничивающих ценностей, проявляющихся на первых трех уровнях сознания — стадиях развития эго.

Стадии развития и уровни сознания
Уровень 1: Сознание выживания

Первый уровень личного сознания связан с выживанием. Чтобы выжить, нам нужен чистый воздух, вода и полезная пища, чтобы наше тело было здоровым и подтянутым, и мы должны чувствовать себя в финансовой безопасности. То, как вы справляетесь с ситуациями выживания во взрослой жизни, зависит от обусловленности, которую вы получили в детстве. Если у вас были трудности с удовлетворением ваших потребностей в выживании — ваши родители игнорировали вас, когда вы плакали, или вы чувствовали себя брошенными, — вы будете очень осторожны, став взрослым, вы также можете стать микро-менеджером, потому что чувствуете, что не можете доверять другим людям. позаботьтесь о своих потребностях. Всякий раз, когда у вас появляется что-то похожее на проблему выживания, срабатывают ваши основанные на страхе ограничивающие убеждения из детства. Вы можете стать беспокойным и эмоционально расстроенным. Ваша тревога будет исходить из ограничивающего убеждения, что вы не сможете контролировать свое окружение, чтобы удовлетворить свои потребности. С другой стороны, если ваши потребности всегда удовлетворялись в младенчестве, вы сможете справиться с ситуациями выживания без особого стресса. В этом случае, что бы ни случилось, вы будете чувствовать себя уверенно в способности контролировать ситуацию.

Уровень 2: Сознание отношений

Второй уровень личного сознания связан с безопасностью. Чтобы чувствовать себя в безопасности, нам нужно чувствовать себя любимыми и защищенными. Нам нужно чувствовать чувство принадлежности. То, как вы справляетесь с ситуациями в отношениях во взрослой жизни, зависит от обусловленности, которую вы получили в детстве. Если у вас были трудности с удовлетворением ваших потребностей в безопасности на стадии конформного развития, вы будете подозрительно относиться к другим, став взрослым. Кроме того, если вы не чувствовали себя любимыми, вы можете казаться нуждающимся или хотеть нравиться. Всякий раз, когда вы чувствуете, что не принадлежите кому-то другому или не чувствуете себя любимой и заботливой во взрослом возрасте, срабатывают ваши основанные на страхе ограничивающие убеждения из детства, и вы можете испытывать тревогу или эмоциональное расстройство. Если, с другой стороны, если вы чувствовали себя безоговорочно любимыми в детстве и всегда чувствовали себя в безопасности и под защитой, вы сможете позаботиться о своих отношениях и потребностях позже в жизни.

Уровень 3: Сознание самооценки

Третий уровень самосознания связан с чувством безопасности в своем сообществе. Чтобы чувствовать себя в безопасности, нам нужно чувствовать себя принятыми и уважаемыми нашими сверстниками и признанными теми, кто занимает руководящие должности. То, как вы справляетесь с проблемами самооценки во взрослом возрасте, зависит от условий, которые вы получили в подростковом возрасте. Если у вас были трудности с удовлетворением ваших потребностей в безопасности на дифференцирующем этапе развития, вам не хватит уверенности во взрослом возрасте. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с чем-то, что похоже на вызов самооценке — когда вы чувствуете себя недостаточно хорошо — ваши ограничивающие убеждения подросткового возраста, основанные на страхе, срабатывают, и вы можете начать беспокоиться и эмоционально расстраиваться. Если, с другой стороны, вы были признаны и признаны за то, кем вы были в подростковом возрасте — если вы всегда чувствовали себя принятыми и имели хорошие отношения со своими родителями, сверстниками и авторитетными лицами — вы сможете справиться со своими потребностями в безопасности позже в жизнь.

Уровень 4: Трансформация сознания

Четвертый уровень человеческого сознания связан с обретением свободы и автономии. Вам захочется узнать, кто вы есть за пределами родительского программирования и культурных условий, которые вы получили в годы своего становления. На этом этапе развития вы будете задавать такие вопросы, как «Кто я?» и «Что для меня важно?» Только когда вы найдете ответы на эти вопросы, вы обнаружите свою истинную (душевную) сущность. Полное выражение того, кто вы есть, без страха перед тем, что могут подумать или сказать другие, особенно ваши родители, сверстники, супруги и авторитетные фигуры в вашей жизни, дает вам возможность делать выбор, который больше соответствует тому, кто вы есть. Наградой, которую приносит стремление к самопониманию и знанию, является независимость и способность действовать добросовестно. Когда вы обнаруживаете и выражаете, кто вы есть, вы можете снять маску своего эго и идти под свою дудку, а не под дудку, навязанную вам другими.

Уровень 5: Сознание внутренней сплоченности

Пятый уровень человеческого сознания связан с поиском смысла жизни — поиском того, для чего ваша душа пришла в этот мир. На этом уровне сознания вопрос уже не «Кто я?» но «Почему я здесь, в этом теле?» и «Как я могу полностью выразить себя?» Для тех, кто не чувствует особой цели, это может быть пугающим исследованием. Для других, одаренных особым талантом, ваша цель будет очевидна. Если вы не уверены в своей цели, просто сосредоточьтесь на том, что вы любите делать, и обратите внимание на то, что находится прямо перед вами. Что бы это ни было, делайте это в меру своих возможностей. В качестве альтернативы просто следуйте за своей радостью, развивайте свои самые очевидные таланты и следуйте своей страсти.

Многие люди узнают о своем предназначении лишь в самом позднем возрасте. Однако, когда они оглядываются назад, они понимают, что у всех перипетий была причина — подготовить вас к дару, для которого вы были рождены, — чтобы полностью выразить свою истинную природу. Когда вы найдете свою цель, она может ощущаться как нечто маленькое или как нечто большое. Что бы это ни было, вы должны признать, что это то, ради чего пришла ваша душа, и если вы будете следовать внушениям своей души, вы обретете смысл и удовлетворение в своей жизни. Ваша жизнь станет путешествием синхронности, постоянно разворачивающимся перед вами. Будьте уверены, когда вы направляете свою энергию на цели своей души, всевозможные неожиданные события будут происходить, чтобы поддержать вас.

Ваша сосредоточенность на страсти и цели может означать отказ от образа жизни, который приносит вам комфорт, стабильность и уверенность. Это может означать переезд, отказ от друзей или риск для вашей финансовой стабильности. Короче говоря, это может быть страшно. Но это не то, чего вам следует избегать. Вы никогда не будете в ладах с собой, вы не обретете внутренней стабильности, если не будете следовать своей страсти. Если вы не будете следовать внушениям своей души, вы проведете остаток своей жизни, чувствуя себя неудовлетворенными, подавленными или живя с сожалениями.

Уровень 6: Меняйте сознание

Шестой уровень человеческого сознания связан с изменением мира — в вашей семье, на вашем рабочем месте, в вашем сообществе или нации, или в нашем глобальном обществе. Если вы лидер, работающий на этом уровне сознания, вы поймете, что ваша способность выполнять свое предназначение сильно зависит от вашей способности общаться с другими и облегчать работу тем, кто вас поддерживает. Просветленные лидеры понимают, что именно через других — своих последователей — они оказывают влияние на мир. Чем легче вы сможете общаться и сопереживать другим, тем легче вам будет исполнить свое предназначение. Независимо от того, являетесь ли вы лидером или нет, изменение ситуации всегда подразумевает связь с другими в безусловных любовных отношениях.

Уровень 7: Сознание служения

Седьмой уровень человеческого сознания касается бескорыстного служения делу или работе, которая позволяет вам использовать свои дары и таланты — работу, для которой вы родились. Вы достигаете этого уровня сознания, когда изменение к лучшему становится образом жизни — когда вы сдаетесь своей душе. Теперь вы полностью прониклись целью своей души и живете жизнью наполненной душой личности. Вы спокойно относитесь к неопределенности и принимаете любые возможности, которые появляются на вашем пути. Вы чувствуете, как будто вас ведет ваша душа.

На этом этапе развития вам может понадобиться время для тишины и размышлений. Вы будете искать вдохновение, которое вам нужно, в вашей душе, чтобы вы могли жить и дышать своей целью в каждый момент своей жизни. Вы будете знать, когда будете действовать с этого уровня сознания, потому что вам больше нечего будет делать. Вы не захотите «уходить на пенсию», потому что это закроет ваше самовыражение и лишит вашу жизнь смысла. То, что вы раньше считали работой, теперь становится вашей игрой. На этом уровне сознания вы позволяете действию течь через существо.

Сознание полного спектра

Когда вы достигнете последних лет своей жизни, вам, возможно, посчастливится научиться управлять каждой стадией психологического развития — потребностями вашего эго и желаниями вашей души — и вы сможете управлять из Полноспектрального Сознания. Когда вы действуете из Полноспектрального Сознания, вы можете адекватно реагировать на все ситуации, которые подбрасывает вам жизнь, с внутренним спокойствием — без страха, расстройства или беспокойства. Лица, испытывающие. Люди, действующие из Сознания Полного Спектра, демонстрируют следующие атрибуты:

  • Они справляются со своими потребностями в выживании, оставаясь здоровыми, заботясь о своем теле и своей финансовой безопасности и защищаясь от вреда и травм.
  • Они справляются со своими потребностями в отношениях, строя дружеские и семейные связи, которые создают чувство любви и сопричастности.
  • Они справляются со своими потребностями в самооценке, формируя сильное чувство собственного достоинства и действуя ответственно и надежно во всем, что они делают.
  • Они справляются со своими потребностями трансформации, имея смелость принять свое подлинное «я»; жить своими ценностями и управлять или преодолевать страхи, которые заставляют их сосредоточиться на своих дефицитных потребностях.
  • Они справляются со своими внутренними потребностями в сплочении, раскрывая и принимая предназначение своей души, выражая свои творческие способности и тем самым находя смысл жизни.
  • Они справляются со своей потребностью изменить мир к лучшему, актуализируя свое чувство цели и используя свои действия в мире, соединяясь с другими в безусловных любовных отношениях.
  • Они справляются со своими потребностями в служении, посвящая свою жизнь своему чувству цели и внося прочный вклад в благополучие человечества или планеты, служа нынешнему и будущим поколениям.

Сознание – Введение в философию: философия разума

Тони Ченг

Введение

Термин «сознание» очень часто, хотя и не всегда, взаимозаменяем с термином «осознание», который для многих более разговорный. Мы часто говорим что-то вроде «Вы в курсе, что…». Иногда мы говорим: «Вы заметили, что…?» выражать подобные мысли, и это указывает на тесную связь между сознанием (осознанием) и вниманием (замечанием), к чему мы вернемся позже в этой главе.

Нед Блок, одна из ключевых фигур в этой области, дает полезную характеристику того, что он называет «феноменальным сознанием». Для него феноменальное сознание есть опыт. Опыт охватывает восприятие, например, когда мы видим, слышим, осязаем, обоняем и пробуем на вкус, у нас обычно возникают такие переживания, как видение цветов и обоняние запахов. Это также охватывает телесное осознание, например, мы обычно ощущаем собственную температуру тела и положение конечностей. Сознание в первую очередь связано с этим эмпирическим аспектом нашей психической жизни.

Большинство дискуссий о философии сознания опираются на идею сознательного опыта на том или ином уровне. Декарт сообщил о своих сознательных переживаниях в «

размышлениях о первой философии». Они занимают центральное место в его аргументах, что у него есть разум (Глава 1). Бихевиоризм, материализм, функционализм и дуализм свойств стремятся объяснить нашу ментальную жизнь, поэтому им необходимо будет включить сознание, поскольку оно является одним из важнейших элементов ментальности (глава 2, глава 3, глава 4). Квалиа и необработанные чувства — это один из способов понять сознание; поскольку они были рассмотрены ранее (глава 5), мы не будем их здесь обсуждать. Знание, убеждение и другие психические состояния иногда, хотя и не всегда, являются сознательными, поэтому важно понимать разницу между, скажем, сознательными и бессознательными убеждениями. Это также относится к понятиям и содержанию (глава 7). Вопрос о том, требует ли свобода воли и самости сознания, широко обсуждается (глава 8). Таким образом, можно увидеть, что сознание занимает центральное место в философии сознания.

Концепции сознания

Есть много концепций сознания; вообще есть два подхода. Во-первых, можно исследовать народные представления о сознании: как обыватели используют этот термин и как они используют другие родственные термины (например, осознание) для обозначения сходных явлений. Во-вторых, можно искать полезные концепции сознания для объяснения или понимания ума. Первый подход реализуется в экспериментальной философии, относительно новой ветви философии, которая использует экспериментальные методы для исследования концепций людей, в том числе тех, кто принадлежит к разным культурам и языкам. В этой главе мы сосредоточимся скорее на последнем подходе, традиционно предпочитаемом философами сознания.

Философы по-разному выбирают различные концепции сознания, и они склонны сильно расходиться друг с другом. Ни одно деление не является полностью бесспорным. Однако есть одно различие, которое обычно становится отправной точкой философских дискуссий о сознании; даже те, кто не согласен с таким способом отделения территории, часто исходят отсюда. Это отличие от Блока (1995) по феноменальному и доступному сознанию:

.

Феноменальное сознание [П-сознание] есть опыт; что делает состояние феноменально сознательным, так это наличие чего-то, «как оно» (Nagel 19).74) находиться в таком состоянии. (Блок 1995, 228)

Перцептивное состояние является сознательным доступом [А-сознательным], грубо говоря, если его содержание — то, что представлено перцептивным состоянием — обрабатывается с помощью этой функции обработки информации, то есть если его содержание попадает в исполнительную систему, посредством чего его можно использовать для управления рассуждениями и поведением.

(1995, 229) [1]

Блок также обсуждает третью концепцию сознания, называемую «мониторинг сознания» (1995, 235). [2] Чтобы быть сфокусированными, мы ограничимся разделением между феноменальным и доступным сознанием.

Основная идея Блока состоит в том, чтобы отделить П-сознание от А-сознания: он стремится доказать, что эти два вида сознания различны по своей сути . Для этого он сначала пытается найти случаи, когда П-сознание существует, а А-сознание отсутствует:

[S]предположим, что вы вовлечены в напряженный разговор, как вдруг в полдень вы понимаете, что прямо за вашим окном находится — и всегда был в течение некоторого времени — оглушающий пневматический бур, копающий улицу. Вы знали о шуме все время, но только в полдень вы сознательно осознает это. То есть вы все время были P-сознательны в отношении шума, но в полдень вы одновременно находитесь в P-сознании и

A-сознании шума. (1995, 234; курсив автора)

Что касается А-сознания без Р-сознания, Блок утверждает, что трудно найти какой-либо фактический случай, но это «концептуально возможно» (1995, 233), что означает отсутствие непоследовательности в сценарии, в котором существует А-сознание. при этом П-сознание отсутствует. Эта стратегия эффективна, поскольку он хочет доказать, что эти два вида сознания различны: для этой цели нет необходимости иметь реальные случаи, в которых один существует, а другой отсутствует, хотя реальные случаи действительно помогают, поскольку они служат. как экзистенциальные доказательства.

Еще одно различие, которое необходимо ввести, взято из работы Дэвида Чалмерса (1995). Он бросает вызов исследователям сознания с разграничением «легких проблем» и «трудных проблем» сознания. Согласно Чалмерсу,

[т] Простые проблемы сознания — это те, которые кажутся непосредственно доступными для стандартных методов когнитивной науки, посредством которых явление объясняется с точки зрения вычислительных или нейронных механизмов. Трудные проблемы — это те, которые, кажется, сопротивляются этим методам. (1995, 4)

Вот несколько примеров простых задач, которые он предлагает:

Интеграция информации когнитивной системой;

Отчетность о психических состояниях;

Способность системы получать доступ к своим внутренним состояниям;

В центре внимания (1995).

Философов интересуют как простые, так и сложные проблемы. Обсуждение Блоком П- и А-сознания можно рассматривать в первую очередь как область простых проблем, в то время как главы с 1 по 5 этой книги больше посвящены сложным проблемам.

Теперь, когда у нас есть эти два основных различия, пришло время посмотреть, как философы и ученые теоретизируют о различных видах сознания, особенно о феноменальном сознании.

Теории сознания

Блок стремится разъединить П- и А-сознание. У него есть несколько аргументационных линий; наиболее релевантным из них является то, что П-сознание не может быть объяснено репрезентативным содержанием. Чтобы понять, к чему это приводит, нужно иметь некоторое общее представление о репрезентативном содержании. Опять же, примеры помогут. Два убеждения различны, потому что у них разное содержание: мое убеждение, что завтра будет дождь и что послезавтра дождя не будет, — это разные убеждения, потому что их содержание — «завтра будет дождь» и «послезавтра дождя не будет» — различно. . Утверждается, что эти содержания представляют состояния дел, в том числе действительные и воображаемые. Содержание может быть истинным или ложным: моя вера в то, что завтра будет дождь, может не быть правдой просто потому, что завтра дождя не будет. Репрезентативное содержание само по себе является сложной темой, которая не может быть рассмотрена в этой главе; это будет темой главы 7. Может быть много причин полагать, что Р-сознание нельзя объяснить репрезентативным содержанием, одна из которых состоит в том, что опыт и убеждение могут иметь одно и то же содержание, но иметь разную феноменологию. Это спорно. Некоторые утверждают, что опыт не имеет репрезентативного содержания. [3]

Итак, содержание и сознание — две основные темы философии разума. Еще одна крупная фигура в этой области, Дэниел Деннет, назвала их своей первой книгой (1969). Их часто изучают отдельно, но некоторые философы пытались использовать одно для объяснения другого. Наиболее известная позиция, примером которой является Фред Дрецке (1995), состоит в том, что репрезентативное содержание относительно легче понять, поскольку его можно объяснить с помощью натуралистических понятий, таких как информация; она натуралистична в том смысле, что естественные науки сочли бы эти понятия научно респектабельными. Эта точка зрения также утверждает, что сознание следует понимать через репрезентативное содержание, чтобы оно было полностью натурализовано. Эта точка зрения является репрезентативной. Его каноническое утверждение состоит в том, что «все ментальные факты являются репрезентативными фактами» (Dretske 19).95, хiii). Это проект «натурализация ума». Теперь, хотя Блок полностью поддерживает проект натурализации, он возражает против этого специфического способа натурализации сознания. Основная интуиция состоит в том, что репрезентативизм упускает из виду кое-что важное: что-это-подобие опыта. Это потому, что, например, убеждения с репрезентативным содержанием могут быть бессознательными. Или еще: некоторые считают, что опыт не имеет содержания.

Хотя Блок и другие сопротивлялись репрезентативизму, он по-прежнему остается самым известным взглядом в этой области. По-видимому, это потому, что, по мнению многих, он предлагает наиболее многообещающую линию натурализации разума. Это важно, поскольку одним из основных мотивов философии двадцатого века является размещение разума в физическом мире (подробнее об этом в главах 1–5). Эта выдающаяся теория представлена ​​в различных формах, которые будут обобщены в каждом из следующих разделов.

Репрезентационизм первого порядка

Это точка зрения, согласно которой репрезентативное содержание может исключительно объяснить феноменальное сознание (Dretske 1995, Tye 1995). Либо утверждается, что они тождественны, либо последнее следует за первым. Супервентность — еще одна техническая концепция, которую можно увидеть во многих областях философии. Предположим, что A является базой супервентности, и говорят, что B супервентно на A. В этом случае, если B имеет какое-либо изменение, это должно произойти, потому что есть какое-то изменение в A. Но обратное неверно: это может произойти что B остается прежним, в то время как A изменяется. Это особый способ объяснить отношение зависимости. Было бы полезно увидеть это на конкретном примере. В этике утверждалось, что факты в этике, например, пытки неправильны, имеют твердый статус, потому что они супервентны по отношению к фактам в физике. В этом случае, если этические факты и изменяются, то это должно происходить из-за некоторых изменений в физических фактах. Но обратное неверно: может случиться так, что этические факты останутся прежними, тогда как физические факты изменятся. Тот же самый ход применялся при объяснении эстетических фактов. Это понятие супервентности, по-видимому, отражает то, что нам нужно для отношения зависимости: физические факты являются наиболее фундаментальными, поэтому, если другие факты изменяются, это должно происходить из-за изменений в физических фактах. Но разные физические факты могут поддерживать одни и те же этические, эстетические и ментальные факты. Это одна мощная мысль, стоящая за репрезентативизмом.

Репрезентационализм высшего порядка

Теории более высокого порядка вообще считают, что состояние является сознательным в силу того, что оно сопровождается другими состояниями. Как охарактеризовать релевантное значение слова «сопровождать», конечно, сложный и противоречивый вопрос (Rosenthal 2005). Одним из решающих мотивов для теорий более высокого порядка является наблюдение Дэвида Розенталя о том, что «психические состояния осознаются, только если кто-то каким-то образом осознает их» (2005, 4; курсив мой). Он называет это «принципом транзитивности». Обратите внимание, что «только если» означает конкретное логическое отношение: «А только в том случае, если В» означает, что В необходимо для А. Таким образом, этот принцип говорит, что осознание человеком некоторых ментальных состояний является необходимым условием осознания этих ментальных состояний. [4]

Теории высшего порядка бывают разных видов. Основной вопрос касается природы соответствующих состояний более высокого порядка. Они воспринимаются либо как восприятие, либо как мысль. Первую можно найти у Армстронга (1968) и Ликана (1996), и ее также называют «теорией внутреннего чувства». Идея состоит в том, что, как и обычное восприятие (внешнее чувство), состояния, формирующие внутреннее сознание, также перцептивны (внутреннее чувство). Здесь важно то, что восприятие является состоянием более низкого уровня по сравнению с мышлением. Одним из достоинств этой версии является то, что восприятие более примитивно, чем мысли, поэтому ее легче приспособить к случаю неязыковых животных, поскольку они могут воспринимать, но могут быть не способны думать.

Последняя — теории мышления более высокого порядка — имеет две версии. Розенталь (2005) считает, что феноменально осознанные психические состояния являются объектами мыслей более высокого порядка. Это актуалист. Каррутерс (2005) считает, что феноменально сознательные психические состояния доступны мыслям более высокого порядка. Это диспозиционализм. Различие между актуальным и диспозиционным также важно во многих областях философии. Подумайте о документах в вашем ноутбуке. Поскольку у вас есть соответствующие пароли, эти документы доступны или доступны для вас, но это не означает, что в какой-то конкретный момент вы получаете доступ к какому-то конкретному документу. Грубо говоря, для актуалиста сознательны только те ментальные состояния, к которым я действительно получаю доступ в любой данный момент, в то время как для диспозиционалиста сознательны любые ментальные состояния, к которым я мог в какой-то момент получить доступ. В общем, диспозициональные объяснения менее требовательны, чем актуалистические, просто потому, что диспозиционные понятия в целом слабее. Но все эти теории более высокого порядка можно классифицировать как варианты репрезентативизма, поскольку, согласно большинству взглядов, и восприятие, и мысли имеют содержание.

Рефлексивный репрезентативизм

Эту точку зрения трудно отличить от теорий более высокого порядка. Основная идея состоит в том, что сами феноменально сознательные ментальные состояния обладают репрезентативным содержанием более высокого порядка, которое репрезентирует сами состояния (Kriegel 2009). Главное достоинство этой точки зрения состоит в том, что она не дублирует психические состояния: содержание является частью релевантных состояний сознания. Например, мой визуальный опыт видения лежащей передо мной книги имеет определенную сознательную феноменологию, а также содержание того, что передо мной находится книга. Эта точка зрения говорила бы, что этот визуальный опыт обладает феноменологией, которой он обладает, благодаря содержанию, которым он обладает. Эта группа идей имеет такое множество разновидностей, что мы не можем их здесь охватить, но стоит помнить, что ее не следует смешивать с теориями более высокого порядка.

Спорно, следует ли классифицировать следующие две группы как репрезентационализм. Эта глава не занимает позицию в отношении этого дальнейшего вопроса.

Когнитивные теории

Эта группа идей взывает к познанию, чтобы понять сознание. В некотором смысле он очень похож на стандартный репрезентативизм, поскольку содержание часто приписывается когнитивным состояниям, таким как убеждения. Однако они кардинально отличаются тем, что когнитивные теории обычно не обращаются к репрезентативному содержанию, которое в первую очередь является понятием из философии. Самая известная когнитивная теория предложена ученым Бернаром Баарсом (1988): согласно этой точке зрения, сознание возникает в результате конкуренции между процессорами и выходами за ограниченный объем рабочей памяти, которая транслирует информацию для доступа в «глобальное рабочее пространство». Можно думать о модели по аналогии с цифровыми компьютерами. Это очень похоже на модель множественных черновиков Деннета, согласно которой разные исследования давали разные ответы о состояниях сознания субъекта (1991). Они похожи в том смысле, что обе теории используют когнитивные понятия для объяснения сознания. Когнитивные теории, как правило, весьма натуралистичны, хотя они и не используют репрезентативное содержание для объяснения сознания. Блок выступает против когнитивных теорий с аналогичными доводами против репрезентативных взглядов, т. е. они не могут уловить что-это-как -есть опыта.

Теория интеграции информации

Большинство исследователей согласны с тем, что информация должна играть определенную роль в полной теории сознания, но вопрос о том, какую именно роль она играет, остается спорным. Теория интеграции информации, или IIT, представляет собой точку зрения, которая отводит очень важную роль информации, предложенной нейробиологом Джулио Тонони (2008). Он утверждает, что соответствующий вид интеграции информации необходим и достаточен для сознания. Согласно этой точке зрения, сознание есть чисто теоретико-информационное свойство когнитивных систем, т. е. никакое другое понятие не является более фундаментальным в этом отношении. Детали этой теории довольно технические, и она нуждается в дальнейшем развитии, поскольку она довольно молода. Некоторые также сравнивали его с панпсихизмом, взглядом, согласно которому сознание является одним из самых фундаментальных свойств мира (Чалмерс 19).96). Но мы должны иметь в виду, что каждая теория уникальна и должна пониматься в своих собственных терминах.

На этом заканчивается наш обзор некоторых основных теорий сознания. Она не должна быть всеобъемлющей, и каждая обсуждаемая выше теория имеет гораздо больше деталей, к которым нужно относиться серьезно. Это резюме и эта глава в целом служат лишь отправной точкой для дальнейшего исследования.

Внимание и Сознание

В начале этой главы мы видели, что существуют потенциальные связи между вниманием и сознанием. Обычно в главах, посвященных сознанию, внимание не обсуждается. Однако примерно с 2010 года философские дискуссии о внимании стали более распространенными, поэтому имеет смысл обсудить его применительно к сознанию, хотя бы вкратце.

До 1990-х годов «сознание» было термином, от которого ученые старались держаться подальше. Его считали ненаучным, поскольку не было респектабельного способа дать ему удовлетворительное рабочее определение, то есть было трудно дать определение, основанное на эмпирических данных. В то время ученые вместо этого изучали внимание, так как его было легче измерить, или так казалось. Эмпирические исследования внимания были плодотворными с 1960-х годов. Теперь, хотя ученые изо всех сил старались избегать прямого разговора о сознании, полностью игнорировать его было невозможно. Например, когда психолог Макс Колтхарт определяет «видимую настойчивость» (1980), трудно понять, что мы должны подразумевать под «видимым», если оно отличается от «сознательно видимого», хотя действительно могут быть и другие интерпретации, такие как «способный быть увиденным». Но возникает вопрос, должно ли это означать «способность быть сознательно видимым». Конечно, здесь есть свои тонкости; например, Блок (2007) проводит дальнейшее различие между видимым постоянством и феноменальным постоянством, что заставляет задаться вопросом, как точно понимать видимое постоянство. Но в любом случае до 19Примерно в 90-е годы внимание активно изучалось учеными, и в некотором смысле оно служило суррогатом сознания, поскольку, по мнению многих, внимание является более респектабельным с научной точки зрения.

Ситуация резко изменилась. В настоящее время исследования сознания широко распространены не только в науках, но и в философии. Причины этого сложны; это не просто потому, что в наши дни сознание можно лучше определить в науках. (Я не буду касаться здесь этой сложной истории.) Теперь возникает вопрос об отношении между вниманием и сознанием: тождественны ли они? Если нет, то как они связаны друг с другом? Трудно утверждать, что они идентичны, поскольку кажутся явными случаи, когда субъект, не обязательно человек, может сосредоточить свое внимание, не осознавая цель. Возможно, этот субъект представляет собой простой организм, не обладающий сознанием в соответствующем смысле, но, возможно, он обладает определенными базовыми способностями к вниманию, т. е. может использовать свои когнитивные ресурсы, чтобы сосредоточиться на конкретных целях. Обычно вопрос больше в том, необходимо ли и/или достаточно ли внимание для сознания. Джесси Принц (2012) отстаивает эту сильную точку зрения, и иногда он приближается к точке зрения идентичности. Эта точка зрения сталкивается с двумя основными проблемами: некоторые утверждают, что внимание не является необходимым для сознания; феноменологический взгляд на переполнение, которого придерживается Блок (2007), является одним из таких взглядов. Некоторые утверждали, что для сознания недостаточно внимания; Роберт Кентридж и его коллеги (1999) утверждали, что случай слепозрения — у пациентов, слепых в определенных частях поля зрения из-за повреждения коры, — это внимание без осознания, поскольку эти пациенты иллюстрируют четкие маркеры внимания, в то время как сами пациенты также настаивают на том, что они бессознательны. соответствующих частей поля зрения. Теперь все это весьма спорно, и есть много поводов для разногласий (Cheng 2017). И сознание, и внимание по-прежнему являются горячими темами в наши дни и останутся таковыми в обозримом будущем.

Каталожные номера

Армстронг, Дэвид. 1968. Материалистическая теория разума . Лондон: Рутледж.

Баарс, Бернар. 1988. Когнитивная теория сознания . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Блок, Нед. 1995. «О путанице в отношении функции сознания». Behavioral и Brain Sciences 18: 227-287.

Блок, Нед. 2007. «Сознание, доступность и связь между психологией и нейробиологией». Науки о поведении и мозге 30: 481-548.

Каррутерс, Питер. 2005. Сознание: очерки с точки зрения высшего порядка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Чалмерс, Дэвид. 1995. «Столкновение с проблемой сознания». Журнал Исследования сознания 2(3): 200-219.

Чалмерс, Дэвид. 1996. Сознательный разум: в поисках фундаментальной теории . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Ченг, Тони. 2017. «Знаковые память и внимание в дебатах о переполнении». Убедительная психология 4.

Кольтхарт, Макс. 1980. «Знаковая память и видимое упорство». Восприятие и Психофизика 27(3): 183-228.

Деннет, Дэниел. 1969. Содержание и сознание . Оксон: Рутледж и Кеган Пол.

Деннет, Дэниел. 1991. Объяснение сознания . Нью-Йорк: Little Brown & Co.

Дрецке, Фред. 1995. Натурализация разума . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Кентридж, Роберт и др. 1999. «Внимание без осознания вслепую». Труды Лондонского королевского общества (B) 266: 1805-1811.

Кригель, Урия. 2009. Субъективное сознание: теория саморепрезентации . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Ликан, Уильям. 1996. Сознание и опыт . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Нагель, Томас. 1974. «Каково быть летучей мышью?» Philosophical Review 83: 435-450.

Принц, Джесси. 2012. Мозг сознания: как внимание порождает опыт . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Розенталь, Дэвид. 2005. Сознание и Разум . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Тонони, Джулио. 2008. «Сознание как интегрированная информация: предварительный манифест». Биологический бюллетень 215: 216-242.

Трэвис, Чарльз. 2004. «Молчание чувств». Разум 113: 57-94.

Тай, Майкл. 1995. Десять проблем сознания: репрезентативная теория феноменального разума . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Тай, Майкл. 2003. Сознание и личности: единство и идентичность . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Дополнительное чтение

Блэкмор, Сьюзан и Эмили Трощанко. 2018. Сознание: введение . Оксфорд: Рутледж.

Черчленд, Патрисия. 1989. Нейрофилосопия: к единой науке о разуме и мозге . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Херли, Сьюзен. 1998. Сознание в действии . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.