Тесты кеттелла: 16PF тест Кеттелла форма C (105 вопросов) — Пройти онлайн тест
1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла
Исследования Ф. Гальтона, его тесты привлекли внимание ученых-психологов разных стран, у него появились ученики и последователи. Одним из наиболее известных приверженцев гальтоновских идей и методов измерения индивидуальных различий являлся американский ученый Джеймс Мак-Кин Кеттелл.
Д жеймс Мак-Кин Кеттелл
Родился в 1860 г. в Истоне (Пенсильвания). Бакалавр Лафайетского колледжа (1880), доктор философии (Лейпцигский университет, 1886). Работал в качестве ассистента у В. Вундта (1883-1886). Обращается к изучению индивидуальных различий под непосредственным влиянием Ф. Гальтона, встреча с которым произошла после того, как он покинул вундтовскую лабораторию. Первый в мире профессор психологии (Пенсильванский университет, 1887-1891). Президент Американской психологической ассоциации (1895). В 1917 г. уходит в отставку, не считая возможным отказаться от своих пацифистских взглядов.
Разочаровавшись в вундтовской экспериментальной психологии, для которой было характерно неприятие проблемы индивидуальных различий, Дж. Кеттелл, во многом благодаря Ф. Гальтону, от изучения времени реакции обращается к измерению ума*. Побывав у Ф. Гальтона и вернувшись в Соединенные Штаты, он активно занимается пропагандой тестов.
* Учение об индивидуальной психологии в системе В. Вундта отсутствовало, поскольку всякая экспериментальная психология понималась и как индивидуальная.
В 1890 г. Дж. Кеттелл в журнале Mind публикует одну из самых известных в психодиагностике работ, без упоминания которой не может обойтись ни один из исследователей, обращающихся к проблемам измерения индивидуальных различий.
Это – «Умственные тесты и измерение» (Mental Test and Measurement) с послесловием Ф. Гальтона. Понятие «умственный тест» (mental test) вскоре приобретает популярность, становится своего рода символом той области психологии, которая изучает и стремится измерить индивидуальные различия.«Психология, – писал Дж. Кеттелл, – не сможет стать такой же обоснованной и точной, как физические науки, если будет обходиться без эксперимента и измерения. Первый шаг в этом направлении может быть сделан с помощью применения серии умственных тестов к значительному количеству индивидов. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах»*. Как видим, Кеттелл полагает, что прежде всего тесты и статистический анализ (применение тестов к значительному числу людей) – залог становления новой психологии, психологии, опирающейся на точное знание.
* Cattell J. Mental Test and Measurement // Mind. — 1890. — V. 15. — P. 373.
К концу XIX в. тесты типа гальтоновско-кеттелловских получили широчайшее распространение. Только в США для координации тестологических исследований понадобилось создание двух национальных комитетов (1895-1896). Наиболее активно тесты используются в образовании, однако очень скоро выясняется, что фактически отсутствует связь между результатами, полученными с их помощью, и независимой оценкой интеллектуального уровня учащихся педагогами. Не согласовывались тестовые данные и с успехами в обучении. Достаточно привести лишь пару примеров, показывающих неспособность тестов к дифференциации учащихся. Франц Боаз, работавший в одном из университетов США, в 1891 г. протестировал около 1500 школьников и практически не обнаружил соответствия между своими данными и теми данными, которые представили учителя, не обращавшиеся к помощи тестов «умственной одаренности».
Заканчивался XIX в., век рождения психодиагностики, сумевшей за достаточно краткий период не только завоевать популярность, но и заставившей испытать горечь первых неудач, прежде всего в тестировании интеллекта. Сенсорные показатели, на которых базировались многочисленные «тесты ума», не оправдали возлагавшихся на них надежд. Необходимы были иные теоретические представления о природе интеллекта и его функциях, на фундаменте которых могли быть созданы новые тесты. И они были разработаны в последние годы века, однако основные события произошли уже в XX в.
Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
Психологический практикум ↓
Таблицы стенов для мужчин, женщин 16-18, 19-28 и 29-70 лет.
женщины 16-18 лет
стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
A | 0-6 | 7-8 | 7-8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14-15 | 16 | 17-18 | 19-20 |
B | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8-9 | 10 | 11-12 |
C | 0-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21 | 22-26 |
E | 0-3 | 4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 |
F | 0-6 | 7-8 | 9-11 | 12-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23 | 24-26 |
G | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14 | 15-16 | 17 | 18 | 19-20 |
H | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | 10-12 | 13-14 | 15-17 | 18-20 | 21-22 | 23-26 |
I | 0-5 | 6-7 | 8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14 | 15 | 16-17 | 18-20 |
L | 0-2 | 3 | 4-5 | 6 | 7-8 | 9 | 10-11 | 12-13 | 14 | 15-16 |
M | 0-6 | 7 | 8-9 | 10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 | 18-19 | 20-26 |
N | 0-5 | 6 | 7 | 8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14 | 15 | 16-20 |
O | 0-4 | 5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 |
Q1 | 0-3 | 4 | 5 | 6 | 7-8 | 9 | 10-11 | 12 | 13-14 | 15-20 |
Q2 | 0-3 | 4 | 5-6 | 7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 |
Q3 | 0-4 | 5-6 | 7 | 8-9 | 10 | 11-12 | 13 | 14 | 15-16 | 17-20 |
Q4 | 0-3 | 4-5 | 6-8 | 9-11 | 12-13 | 14-16 | 17-19 | 20-21 | 22-23 | 24-26 |
мужчины 16-18 лет
стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
A | 0-3 | 4 | 5-6 | 7 | 8-9 | 10-11 | 12 | 13-14 | 15-16 | 17-20 |
B | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8-9 | 10 | 11-12 |
C | 0-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20 | 21-22 | 23-26 |
E | 0-6 | 7-8 | 9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-26 |
F | 0-5 | 6-8 | 9-11 | 12-14 | 15-16 | 17-18 | 21-22 | 23 | 24-26 | |
G | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 | 18 | 19-20 |
H | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-10 | 11-13 | 14-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 |
I | 0-2 | 3 | 4 | 5-6 | 7-8 | 9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-20 |
L | 0-3 | 4 | 5-6 | 7-8 | 9 | 10-11 | 12-13 | 14 | 15-16 | 17-20 |
M | 0-4 | 5-6 | 7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14 | 15-16 | 17-18 | 19-26 |
N | 0-5 | 6-7 | 8 | 9 | 10 | 11-12 | 13 | 14-15 | 16 | 17-20 |
O | 0-3 | 4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-26 |
Q1 | 0-4 | 5 | 6 | 7-8 | 9 | 10-11 | 12 | 13 | 14-15 | 16-20 |
Q2 | 0-3 | 4 | 5-6 | 7-8 | 9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 |
Q3 | 0-3 | 4-5 | 6 | 7-8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14 | 15-16 | 17-20 |
Q4 | 0-2 | 3-4 | 5-6 | 7-8 | 10-12 | 13-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-26 |
женщины 19-28 лет
стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
A | 0-4 | 5-6 | 7 | 8-9 | 10-12 | 13 | 14-15 | 16 | 17-18 | 19-20 |
B | 0-4 | 5 | – | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12-13 |
C | 0-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 |
E | 0-3 | 4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-26 |
F | 0-5 | 6-7 | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22 | 23-26 |
G | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13 | 14-15 | 16-17 | 18 | 19-20 |
H | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | 10-12 | 13-15 | 16-17 | 18-20 | 21-22 | 23-26 |
I | 0-5 | 6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13 | 14 | 15 | 16-17 | 18-20 |
L | 0-1 | 2-3 | 4 | 5 | 6-7 | 8-9 | 10 | 11-12 | 13-14 | 15-20 |
M | 0-5 | 6-7 | 8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 | 18-19 | 20-26 |
N | 0-5 | 6 | 7 | 8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14 | 15-16 | 17-20 |
O | 0-3 | 4 | 5-6 | 7 | 8-9 | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 |
Q1 | 0-3 | 4 | 5 | 6-7 | 8 | 9 | 10-11 | 12-13 | 14 | 15-20 |
Q2 | 0-3 | 4 | 5-6 | 7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 |
Q3 | 0-4 | 5 | 6-7 | 8-9 | 10 | 11-12 | 13 | 14 | 15-16 | 17-20 |
Q4 | 0-3 | 4-5 | 6-7 | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 16-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 |
мужчины 19-28 лет
стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
A | 0-3 | 4 | 5-6 | 7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14 | 15-16 | 17-20 |
B | 0-4 | 5 | – | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12-13 |
C | 0-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22 | 23-26 |
E | 0-6 | 7-8 | 9 | 10-11 | 12-13 | 14-16 | 17-18 | 19 | 20-21 | 22-26 |
F | 0-5 | 6-8 | 9-10 | 11-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-23 | 24-26 |
G | 0-4 | 5-6 | 7-9 | 10-11 | 12 | 13-14 | 15-16 | 17 | 18-19 | 20 |
H | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-10 | 11-13 | 14-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 |
I | 0-2 | 3 | 4-5 | 6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15 | 16-20 |
L | 0-3 | 4 | 5-6 | 7 | 8-9 | 10-11 | 12 | 13-14 | 15 | 16-20 |
M | 0-5 | 6 | 7-8 | 9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18 | 19-20 |
N | 0-5 | 6-7 | 8 | 9 | 10 | 11-12 | 13 | 14-15 | 16 | 17-20 |
O | 0-3 | 4 | 5-6 | 7-8 | 9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-26 |
Q1 | 0-4 | 5 | 6 | 7-8 | 9 | 10 | 11-12 | 13 | 14-15 | 16-20 |
Q2 | 0-3 | 4 | 5-6 | 7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 |
Q3 | 0-3 | 4-5 | 6 | 7-8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14 | 15-16 | 17-20 |
Q4 | 0-3 | 4 | 5-7 | 8-9 | 10-12 | 13-14 | 15-17 | 18-19 | 20-21 | 22-26 |
женщины 29-70 лет
стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
A | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14-15 | 16 | 17-18 | 19-20 |
B | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8-9 | 10 | 11-13 |
C | 0-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 | 21-22 | 23-24 | 25-26 |
E | 0-2 | 3 | 4-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-14 | 15-16 | 17-18 | 19-26 |
F | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-26 |
G | 0-6 | 7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16 | 17 | 18-19 | 20 |
H | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | 10-12 | 13-14 | 15-17 | 18-20 | 21-22 | 23-26 |
I | 0-5 | 6-7 | 8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14 | 15-16 | 17 | 18-20 |
L | 0-1 | 2 | 3-4 | 5 | 6-7 | 8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14-20 |
M | 0-6 | 7 | 8-9 | 10-11 | 12 | 13-14 | 15-16 | 17 | 18-19 | 20-26 |
N | 0-5 | 6 | 7 | 8-9 | 10 | 11 | 12-13 | 14 | 15 | 16-20 |
O | 0-3 | 4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-26 |
Q1 | 0-3 | 4 | 5 | 6-7 | 8 | 9 | 10-11 | 12-13 | 14 | 15-20 |
Q2 | 0-3 | 4 | 5-6 | 7-8 | 9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 |
Q3 | 0-5 | 6-7 | 8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14 | 15-16 | 17 | 18-20 |
Q4 | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 16-17 | 18-20 | 21-22 | 23-26 |
мужчины 29-70 лет
стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
A | 0-3 | 4 | 5-6 | 7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14 | 15-16 | 17-20 |
B | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8-9 | 10 | 11-13 |
C | 0-7 | 8-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 | 18-19 | 20-21 | 22-23 | 24-26 |
E | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-26 |
F | 0-3 | 4-5 | 6-8 | 9-10 | 11-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20 | 21-26 |
G | 0-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 | 13 | 14-15 | 16-17 | 18 | 19 | 20 |
H | 0-3 | 4-5 | 6-8 | 9-11 | 12-14 | 15-16 | 17-19 | 20-21 | 22-23 | 24-26 |
I | 0-2 | 3 | 4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15 | 16-20 |
L | 0-2 | 3 | 4-5 | 6-7 | 8 | 9-10 | 11-12 | 13 | 14-15 | 16-20 |
M | 0-5 | 6-7 | 8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 |
N | 0-6 | 7 | 8-9 | 10 | 11 | 12-13 | 14 | 15 | 16-17 | 18-20 |
O | 0-2 | 3 | 4-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12 | 13-15 | 16-17 | 18-26 |
Q1 | 0-4 | 5-6 | 7 | 8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14 | 15-16 | 17-20 |
Q2 | 0-3 | 4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11 | 12-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 |
Q3 | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9 | 10-11 | 12 | 13-14 | 15 | 16-17 | 18-20 |
Q4 | 0 | 1-2 | 3-5 | 6-7 | 8-10 | 11-12 | 13-15 | 16-17 | 18-19 | 20-26 |
- Бланк для ответов
- Ключ
- Таблица нормирования первичных оценок
- Таблицы стенов для мужчин, женщин 16-18, 19-28 и 29-70 лет
- Интерпретация факторов
- Пример построения «Профиля личности»
- Опросник
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Тест «правая, левая сторона»
- 9. Общие рекомендации для родителей, или что примерно говорить родителям
- Опросник на выгорание (MBI)
(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой) - Токарь
- Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников
- Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней школы. Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте
- Анализ продуктов деятельности
- Дилер
- Тест «Самооценка силы воли»
- Карта психологического обследования ребёнка с ЗПР
Кеттелла и психические тесты — Когнитивная терапия
Последнее обновление вторник, 14 февраля 2023 г. | Когнитивная терапия
Джеймс Маккин Кеттелл, американский психолог, вскоре разработал физиологический метод Гальтона для измерения интеллекта. В 1890 году он опубликовал набор «умственных тестов» — придуманный им броский термин. Кеттел предложил 10 психологических тестов для широкой публики.
• Динамометрический датчик давления. В этом тесте измерялась сила захвата руки человека. Кеттелл объяснил, что он включил этот тест, потому что «невозможно отделить телесную энергию от умственной».
• Скорость движения руки. Этот тест измерял, насколько быстро человек может переместить руку на 50 сантиметров.
• Двухточечный порог. Исследователь прикоснулся парой румян компаса с резиновыми наконечниками к тыльной стороне руки человека. Когда кончики располагались очень близко друг к другу, испытуемый ощущал их как одну точку. Исследователь попытался найти наименьшее расстояние, на котором кончики ощущались испытуемым как две отдельные точки.
• Боль от давления. Инструмент с нарастающей силой прижимали ко лбу человека. Цель состояла в том, чтобы найти величину давления, необходимую для появления признаков боли.
• Весовая дифференциация. Этот тест требовал, чтобы человек упорядочил набор одинаковых на вид коробок по весу. Коробки, которые отличались по весу на 1 грамм, составляли от 100 до 110 граммов.
• Время реакции на звук. В этом тесте измерялся очень короткий период, прошедший между моментом, когда был издан звук, и временем, когда мышцы человека начали реагировать на него.
• Время называть цвета. Человеку показывали набор красных, желтых, зеленых и синих пятен, расположенных в случайном порядке. Цель состояла в том, чтобы измерить, сколько времени потребовалось человеку, чтобы назвать цвета.
• Разделение линии пополам. Использовалась 50-сантиметровая деревянная полоса с прикрепленной скользящей линией. Человека просили расположить линию как можно ближе к середине полосы.
• Суд времени. В этом тесте экзаменатор сначала выстукивал 10-секундный интервал. Затем экзаменатор постучал по столу и попросил человека подать сигнал, когда пройдет еще 10 секунд.
• Количество повторяющихся букв. В этом тесте измерялось, насколько хорошо человек может повторять предыдущие списки случайных согласных.
В 1890-х последовал шквал подобных психологических тестов. Однако когда стали использоваться новые мощные статистические методы, вскоре стало ясно, что тестов
катастрофически не хватает. Ранее Гальтон разработал понятие корреляции, степени и направления связи между двумя вещами. Карл Пирсон усовершенствовал метод вычисления коэффициента корреляции, показателя силы связи между двумя вещами при соблюдении определенных условий. Эта статистика стала известна как Pearson r. Теперь у исследователей появился более сложный способ анализа результатов тестов.
В 1901 году Кларк Уисслер, один из аспирантов Кеттелла, нанес смертельный удар этому типу умственного тестирования. Используя новые статистические методы, он изучил баллы студентов колледжей, сдавших тесты Кеттелла. Висслер практически не обнаружил корреляции между тестами. Другими словами, учащийся, хорошо справившийся с одним из тестов, вряд ли преуспеет в любом другом тесте. Хуже того, результаты тестов также не коррелировали с оценками в колледже. Это означало, что тесты Кеттелла и оценки в колледже измеряли разные вещи. Поскольку считалось, что оценки в колледже отражают интеллект, казалось, что тесты Кеттелла должны измерять что-то еще.
Продолжить чтение здесь: Сравнение Бине с Гальтоном и Кеттеллом
Была ли эта статья полезной?
История речи Джуди Дюкан
Обоснование Кеттелла проведения тестов:
Результаты будут иметь значительную научную ценность в открытие постоянства психических процессов, их взаимообусловленности и их изменение в различных условиях. Физические лица, кроме того, находят их тесты интересными и, возможно, полезными в плане обучения, образ жизни или признаки болезни (Cattell 1890, с. 1).
Набор тестов с некоторыми подтестами, заимствованными у Фрэнсис Гальтона, состоял из следующих десяти измерений:
- Динамометрическое давление: этот тест измеряет степень давление, которое человек может оказать, сжимая инструмент правой и левой руки. Кеттел стремился изучить связь между телесной силой, т. обозначается силой сжатия руки и «волевым контролем» человека. или «эмоциональное возбуждение».
- Скорость движения: Этот тест измеряет скорость, с которой правая кисть и рука из состояния покоя совершают 50-сантиметровый мах. Кеттелл рекомендует использовать аппарат, в котором электрический ток замыкается первым движением руки и ломается, когда движение завершено, поэтому что время экскурсии может быть записано. Его интересовала скорость движения и «четырех темпераментов».
- Ощущаемые области: этот тест измеряет едва заметную разница между двумя точками на коже. Он рекомендует тыльную сторону руки и использовал компас с деревянными наконечниками с радиусом кривизны, равным 5 мм. Кеттелл зафиксировал расстояние, с которого его «испытуемый» начинает различать два уха.
- Давление, вызывающее боль: для этого теста Кеттелл измеряет давления с помощью инструмента с наконечником из твердой резины (радиусом 5 мм). Он прикладывает инструмент к центру лба и постепенно увеличивает давление до тех пор, пока подопытный не скажет, что это болезненно. Его цель в этом мера предназначена для использования в диагностике нервных заболеваний и изучении аномальных состояния сознания.
- Наименее заметная разница в весе: Здесь Кеттелл использует небольшой деревянный ящик весом 100 граммов и предлагает испытуемому сравнить свои вес с другими (101 грамм, 102, грамм до 110 грамм.). Подопытный спрашивают, что тяжелее, и Кеттел записывает точку, в которой человек обычно прав.
- Время реакции на звук: это мера «времени прошедшее до того, как стимул вызовет движение» (Cattell, 1890, стр. 2). Кеттелл измеряет это с помощью хроноскопа Хиппа. расчет среднего из трех показателей.
- Время называть цвета: Этот Кеттелл больше обдумывает эту задачу ментальнее, чем указанные выше меры времени реакции, которые он считает «по существу рефлекс».