Стратегии и тактики общения: стратегии, виды и позиции. Рассмотрение трансактного анализа общения
§ 5. Тактика общения — Всё о человеческом общении
Путешествие длиной в 1000 ли начинается с первого шага
Китайская пословица
Для имиджа делового человека очень важна
тактика общения.Если мы проанализируем свой прошедший день, то наверняка можем обнаружить, что в его процессе в общении были допущены какие-то просчеты или что-то получилось не так, как хотелось бы, хотя в стратегическом плане все было предварительно продумано.
Почему не удалось реализовать свою стратегию общения? Верная стратегия живого общения – еще не абсолютная гарантия успеха.
В общении огромное значение имеет правильный выбор тактики его осуществления.
Многие на собственном опыте неоднократно убеждались, насколько велико значение вариативности и маневренности в деловом общении. Не все, конечно, можно заранее просчитать, но отработанные варианты желательны. В полезности этого совета нетрудно удостовериться при ознакомлении с практикой проведения деловых переговоров и бесед.
Максимальный успех сопутствует тем, кто, даже имея солидную практику участия в них, каждый раз тщательно к ним готовится.
Какие же требования предъявляются к тактике общения?
- Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.
- В любом общении, прежде всего в деловом, не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более – конфликта. При конфронтации общение никогда не будет успешным, неизбежны и психологические потери. Конечно, возможны жаркие споры и расхождения оппонентов по принципиальным позициям. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.
- Умело использовать механизмы психологического взаимодействия.
Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к другу. За годы совместной учебы или работы складываются добрые взаимоотношения. «Обрывание» привычных связей нередко бывает болезненным.
Симпатия – это эмоциональная расположенность, направленное влечение к кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются симпатии, создается необычайно теплый психологический фон, а потому – комфортность отношений. В такой атмосфере общения не вспыхивают разрушительные конфликты.
Доверие. Если привязанность и симпатия являются неосознанной (эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в конкретного человека или в какие-то его качества. Весьма сложно зафиксировать, какой психологический компонент – подсознательный или сознательный – сыграл решающую роль. Бесспорно лишь то, что без симпатии он не образуется. Доверие – это сгусток чувств и оценочного отношения. Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое сложилось между людьми.
Уважение – это добровольное признание личности занимаемого ею статуса. Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у того, кто его добивается.
Эти требования нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Нельзя отдавать предпочтение одному, игнорируя остальные.
Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми. В манерах воссоздается образ человека, зрительно проявляются те его качества, которые оцениваются людьми со знаком «плюс» или «минус».
Манера общения есть не что иное, как визуально доступная информация к восприятию.
Обаянию манер легко поддаются самые разные люди.
В порядке отступления можно привести следующий пример.
Есть такой вид уголовного деяния – мошенничество. Субъектами его являются, как правило, люди, обладающие неординарными манерами общения. Они обаятельны, решительны, прекрасные словоблуды. Благодаря своим манерам общения они «въезжают» в души людей, располагая их к себе. И этим пользуются, обманывая людей.
Как видим, манеры способствуют достижению человеком поставленных перед собой целей.
Почему это удается? На данный вопрос можно ответить словами М.С. Щепкина: успех манер общения объясняется тем, что благодаря им человек становится тем, кого признают люди. Конечно, многое зависит от природного дарования. Однако решающим образом эффект манер определяет специальная тренированность.
У нас, к сожалению, манерам общения мало обучают. Хотя это можно было бы делать в семье, дошкольных и школьных заведениях. В вузах эти занятия были бы весьма кстати. По идее, само общение призвано быть постоянным тренингом овладения и совершенствования людьми манер взаимоотношений, как это было в России в давние времена. В этих целях издавались «Библиотека практических сведений», например книга «Жизнь в свете, дома и при дворе», изданная в Санкт-Петербурге в 1890 г.:
«Хорошие манеры обязательны для благовоспитанных мужнин или женщин, ибо они служат признаком нравственной утонченности гораздо больше, чем светскости.
Порочные люди весьма редко отличаются изящными манерами.
Хорошие манеры заразительны… Манеры человека суть мерила того общественного круга, в котором он живет.
Хорошие манеры сообщают изящество и благородство. » Хорошие манеры приобретаются прежде всего наблюдением за собой. Это входит в привычку, остающуюся на всю жизнь. Затем они укрепляются посещением благовоспитанных людей с благородным образом мысли.
Женщина с хорошими манерами пользуется всеобщим уважением, приятна мужчинам и женщинам. Манеры мужчин в значительной степени зависят от женщин. Порядочная женщина одним своим присутствием сдерживает в границах приличий самых необузданных людей. «
В манерах общения велика роль любезностей и комплиментов. Для многих из нас – это нечто невидимое и отдаленно звучащее, хотя все мы нуждаемся в приятном слове и тактичном внимании. При этом недопустимы лесть, тем более подхалимаж. Использование комплимента требует известного такта и чувства меры. Опасайтесь выступать в роли неловкой личности, всегда говорящей любезности тяжелые, неуместные, а еще хуже – глупые. Вместе с тем избегайте закомплексованности. Очень важно чувствовать своих партнеров по общению.
Наиболее универсальный прием, при умелом использовании которого практически всегда удается расположить собеседника к себе, – это сделать ему комплимент.
Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека в положительных эмоциях.
Конечно, хорошие -манеры не исчерпываются умением сказать комплимент, хотя он играет значительную роль. Манеры – это то, что придает образу визуальное очертание. Они не создают его полностью, но играют важную роль в самопрезентации. (Подробно о роли и значении комплимента мы говорили в главе II, § 4.)
Комплименты есть форма позитивной критики, и многие из нас стесняются, отпуская или принимая их. Говоря кому-то комплимент, мы опасаемся вторгнуться в слишком личные сферы, а принимаем его от других зачастую со смущением и в замешательстве произносим фразы типа «ах, да это старая вещь», если восхищаются каким-то предметом нашего гардероба, или «я не уверен, что это так», принимая поздравления по поводу произведенного на кого-то хорошего впечатления.
А ведь можно было вместо этого любезно принять комплимент, поблагодарить произнесшего его и позволить дружески похлопать себя по спине.
Есть такие люди, которые отпускают комплименты буквально на каждом шагу, используя их как средство заискивания перед другими, поэтому иногда приходится сомневаться в искренности мотивов. Наиболее эффективными оказываются те комплименты, с которыми вы внутренне согласны и которые впоследствии получают подтверждение из других источников.
Известный экономист А.В. Чаянов писал, что обаяние первоисточника остается в сердцах слушателей на всю жизнь и вечно их согревает, куда бы их судьба ни забросила. Это еще одно свидетельство того, как высока цена в психологическом и этическом измерениях личного имиджа.
Какова мера доступности обаятельного имиджа для каждого человека?
Этот вопрос волнует сегодня многих. Особенно тех, кто не обладает выразительной внешностью, не наделен природными способностями.
В утешение сомневающимся, неуверенным в себе сообщим, что приятным в общении может быть каждый.
Техника элегантного общения подвластна каждому, кто настойчиво упражняется в мастерстве овладения этим искусством. Делать самого себя – наиболее сложная работа, но она и очень интересная.
Имидж – это своего рода фирменный знак. Чем лучше он представлен, тем выше репутация человека. А она является ключом к решению многих жизненных и деловых проблем.
Реферат на тему «Стратегии и тактики общения»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»
Академия педагогики и психологии
Реферат на тему:
Стратегии и тактики общения
По предмету: общая психология
Выполнила:
Никонова Анастасия Игоревна
Форма обучения – заочная,
I курс, _____________________
(подпись)
Направление подготовки: 44. 03.03 специальное (дефектологическое) образование
Проверила:
Пирумян Арменуи Арсеновна ______________
(подпись)
«___»__________________ 2017 г.
Ростов-на-Дону
2017 г.
Содержание
1Психология общения. 31.1Функции и структура общения. 3
2Стратегии, тактика и виды общения. 5
2.1Коммуникативная компетентность. 5
2.2Виды общения. 7
2.3Трансакционный анализ общения. 9
2.4Вербальные и невербальные средства общения. 11
3Список литературы.. 13
1.
1Функции и структура общения.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
2.1Коммуникативная компетентность.
Коммуникация
– процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
1. стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
2. «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
3. плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
4. отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
5. пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
6. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
7. неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения: 1) открытое – закрытое общение;
2) монологическое – диалогическое;
3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».
2.2Виды общения.
Выделяют следующие виды общения:
1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие – «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии – «будь доброжелателен, приветлив».
Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативности – «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации – «не ври»; 4) принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
Если один собеседник ориентируется на принцип «вежливости», а другой – на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.
Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.
2.3Трансакционный анализ общения.
Трансакционный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.
При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Ребенка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста – любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.
В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
В позиции Ребенка выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» (ведет себя: «Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т.п.).
Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.
Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.
Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный («бунтующий Ребенок»). Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).
2.4Вербальные и невербальные средства общения.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова «устный, словесный») и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э»; и др.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
2. Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.
3. Проксемика – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
— интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
— личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
— социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;
— публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.
4. Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.
Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.
Разница между стратегией и тактикой
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЭТО ТЕРМИНЫ, ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ В PR И КОММУНИКАЦИЯХ, НО ВАЖНО ЗНАТЬ РАЗНИЦУ
Мы часто слышим о стратегии в мире бизнеса, PR и коммуникаций бизнес ничем не отличается. Однако слишком часто многие компании путают свою коммуникационную тактику со стратегией.
Вот простой способ запомнить разницу между стратегией и тактикой при развитии коммуникаций вашего бизнеса.
Ваша коммуникационная стратегия — это то, чего вы пытаетесь достичь. Тактика — это то, «как» вы собираетесь этого добиться.
С военной точки зрения, стратегия в широком смысле — это все планирование, координация и военные операции для достижения общих целей. Тактика – это все решения и действия на поле боя, т.е. взять этот холм, потопить этот корабль, которые способствуют достижению долгосрочной цели победы в войне.
Стратегия и тактика взаимозависимы; на этом пути будут краткосрочные и долгосрочные цели, а также тактика для их поддержки, которая в целом способствует выигрышной стратегии.
Стратегия в области связей с общественностью и коммуникаций
Прежде чем приступить к разработке коммуникационной стратегии вашей организации, сначала прочтите общий бизнес-план и его цели.
Чего ваша организация надеется достичь? Как будет выглядеть успех? Как вы узнаете, что выиграли? Затем подумайте, как план коммуникации может помочь в достижении этих целей.
Если цель состоит в том, чтобы удвоить долю рынка за три года, стратегия может включать в себя приобретения для достижения этой цели. Возможно, компания хочет выйти на листинг, или владельцы хотят продать бизнес.
Стратегии могут включать в себя повышение значимости бизнеса в ключевых деловых и отраслевых изданиях, возможность выступления с ключевыми сотрудниками или возможности для интеллектуального лидерства.
Правозащитная организация, стремящаяся изменить политику, может сосредоточиться на влиянии на ключевых лиц, принимающих решения, «за кулисами» или может активно действовать в СМИ и мобилизовать своих последователей в социальных сетях. Стратегия, которую организация решит следовать, будет определять тактику.
Тактика в PR и коммуникациях
Тактика — это конкретные действия, которые организация предпримет для достижения своих стратегических целей.
Если стратегия заключается в том, чтобы незаметно воздействовать за кулисами для достижения изменений, то эффективной тактикой могут быть встречи один на один с лицами, принимающими решения, создание сторонников в сообществе или помощь другим в распространении вашего сообщения.
Тактика также может быть легко изменена, в то время как общие стратегические цели могут оставаться стабильными. Там, где освещение в основных СМИ когда-то могло быть эффективным, альтернативные каналы из социальных сетей, подкастов или даже собственного блога компании теперь могут быть более эффективной тактикой для достижения ваших целей.
Не забывайте о важности планирования.
Поскольку стратегия — это долгосрочное «то, чего» вы хотите достичь, важно заранее провести тщательное исследование и планирование. Этот этап исследования жизненно важен для начала разработки стратегии и должен охватывать следующие элементы:
- Цели и задачи — обеспечение соответствия целей PR и коммуникаций с общими бизнес-целями
- Заинтересованные стороны — тщательное изучение существующих и потенциальных заинтересованных сторон, и как они потребляют сообщения, чтобы лучше ориентироваться на них через каналы связи
- SWOT-анализ — определение областей возможностей и улучшений для получения наилучших возможных результатов при одновременном смягчении угроз и слабых сторон
- Ключевые сообщения — составление и окончательная доработка ключевых сообщений для обеспечения согласованной и контролируемой коммуникации для каждой группы заинтересованных сторон
- Управление проблемами — выявление подводных камней заранее и иметь план, как избежать и/или обезвредить их
- График предполагаемых действий – что вы собираетесь делать и когда
- Измерение и оценка – установите и наметьте инструменты, необходимые для измерения результатов коммуникаций, чтобы обеспечить точное прогнозирование успеха и регулярный мониторинг развития в бизнесе или сфере коммуникаций, Elevate может профессионально и объективно направлять ваши следующие шаги.
Цели, стратегия и тактика: в чем разница? | Бомонт
Если вы садитесь за составление плана — будь то план коммуникаций, маркетинговая или бизнес-стратегия — вы, вероятно, знаете, что требуется несколько различных элементов. (Если нет, Google — ваш друг!) Вы должны знать, кто ваша аудитория, каковы ваши ключевые сообщения, ваш бюджет, сроки, меры оценки.
И, конечно же, те части, которые составляют основу любого хорошего плана — ваши цели, стратегия и тактика.
Последние три раздела могут вызвать наибольшую путаницу. Как написать хорошую цель? В чем разница между стратегией и тактикой? Нужно ли мне иметь все три бита?
Больше не путайтесь!
Начнем с самого начала — разница между целями, стратегией и тактикой. Мой бывший коллега однажды прекрасно объяснил мне это:
- Цель: Я хочу сбросить 40 фунтов к концу следующего года.
- Стратегия: я буду больше заниматься спортом и лучше питаться.
- Тактика: Я буду бегать каждое утро и есть салат 5 раз в неделю.
Итак, целей — это то, чего вы хотите достичь . Ваша цель должна быть SMART – конкретной, измеримой, достижимой, актуальной, рассчитанной по времени) – и формировать основу для всех будущих решений. Вы всегда должны смотреть на то, что вы делаете, и спрашивать себя: «Помогает ли это мне достичь моей цели?» Если нет, то не делайте этого.
Ваша стратегия — это ваш план действий для достижения цели.
Наконец, ваша тактика — это «как» — какие инструменты вы собираетесь использовать? Когда? Где? Собираетесь ли вы использовать социальные сети, написать рассылку, снять видео, провести конференцию?
Чтобы превратить это в бизнес-пример, рассмотрим следующее:
- Цель: Повысить осведомленность сотрудников о новом пенсионном плане до 78% к концу 2015 года. Увеличить число пользователей нового пенсионного плана до 14 000 человек к концу 2016 года.
- Стратегия: объясните сотрудникам новый пенсионный план и выделите конкретные преимущества его использования. Положительно позиционируйте пенсионный план по сравнению со старой версией и другими пенсионными планами в других компаниях.
- Тактика: личное электронное письмо от генерального директора о преимуществах нового плана и объяснении изменений. Проведите общее собрание, организованное отделом кадров, чтобы объяснить сотрудникам новый план. Добавить новый раздел в вводную программу для новых сотрудников. Разработайте письменные столы с прямым сравнением пенсионных планов.
Четкая и измеримая цель, общий план действий, а затем «как» с использованием множества различных каналов.
Чтобы создать надежный стратегический план (любого рода), у вас должны быть все три элемента. Ваша цель — высшая собака, управляющая всем, что находится под ней. Ваша стратегия определяет вашу тактику. Твоя тактика — это жесткая взятка.
Помните, однако, что эти планы должны быть живыми документами, а не просто написанными и спрятанными в ящике стола. Их следует регулярно пересматривать и изменять по мере продвижения вашей кампании.