Техника общения: Техники общения в психологии
Общение как социальная связь. Средства и техника общения
Учебная литература по юридической психологии
Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебник
СПб., 2001.
ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
§ 1. Общение как социальная связь. Средства и техника общения
Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек – это узел связи», – писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.
Различаются содержание, функции и средства общения. Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения:
1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации),
2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности),
3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу),
4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).
В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения – установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения. Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.
Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность.
Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называются коммуникативными.
В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.
В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.
Для понимания информации – ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений – необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.
Основное средство коммуникации – естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую организацию. При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предваряются осознанием смысла сообщения. Получение же информации сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.
Процесс речеобразования – сложный вид деятельности. Прежде чем произнести фразу, у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически ее конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.
Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью (аудированием). Импрессивная речь связана с анализом (расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему). При восприятии речи также осуществляется неосознанное ее внутреннее проговаривание.
Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильным расставлением смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз. (Так, распространенное неправильное слитное произношение фразы: «А ларчик просто открывался» приводит к неправильному пониманию фразы – ларчик имел какой-то несложный запор. Между тем по смыслу басни ларчик вообще не имел запора, и эта фраза имеет такое членение: «А ларчик просто
Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние – способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, тот не может правильно и оригинально мыслить. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. (Там, где примитивный индивид ограничивается, например, только словом «красивый», более развитые люди употребляют гамму слов: «красочный, роскошный, превосходный, восхитительный, изысканный, чарующий» и др.) Неразвитость речи – признак психической неразвитости индивида.
НАВЕРХ
Технологии делового общения (техника понимающего общения, техника директивного общения). Особенности и применение. — Искусство выступать публично — Внауке.by
Технологии делового общения
В своей повседневной жизни мы постоянно вовлечены в процесс общения с другими людьми.
В широком понимании общение – это процесс установки контакта между людьми, находящимися в различных социальных отношениях, с целью обмена информацией, развития отношений, сотрудничества, достижения взаимопонимания. При этом отличие делового общения состоит в том, что вовлечённые в этот процесс люди связаны совместной трудовой деятельностью и, в силу этого, целью их взаимодействия является решение определённых вопросов.
А применяя технику делового общения (т.е. способность направить поведение партнёра в нужное русло с целью удовлетворения своих потребностей) можно повысить результативность совместной работы с максимальной выгодой для себя.
В большинстве случаев недопонимание в процессе общения между людьми возникает в результате склонности людей использовать защитно-агрессивные или принижающе-уступчивые формы поведения вследствие неадекватной замены двух основных инструментов результативного общения — техники понимающего общения и техники директивного общения.
Техника понимающего общения
Первая из них, техника понимающего общения, подразумевает совокупность таких приёмов, которые направлены на установление психологического контакта с партнёром, изучение и принятие его личностных особенностей, точки зрения. В данном случае центром общения являетесь не Вы, а Ваш собеседник с его ценностями, мотивами, проблемами. По сути, данная техника сводится к достижению открытого общения путём установления доверительных отношений.
Для того, чтобы достичь таких взаимоотношений, необходимо, в первую очередь, абстрагироваться и не давать оценок словам, поведению, реакциям партнёра, поскольку давая им оценки Вы не сможете расположить к себе человека. Кроме того, необходимо априори положительно относиться к собеседнику и согласовывать своё поведение с его реакциями.
Применение данной техники не означает безусловного принятия точки зрения собеседника, а лишь её непредвзятую оценку, что, безусловно, является проявлением уважения и признанием его права быть самим собой. При этом очень важно не только проявлять внешне готовность к такому принятию партнёра, но и внутреннее осознание этого.
Безусловно, не в каждой ситуации возможно применение данной технологии, но использовать её следует в тех случаях, когда Вы заинтересованы в развитии доверительных, полноценных взаимоотношениях с другим человеком.
Установление психологического контакта с партнёром.
Для того, чтобы научиться устанавливать психологический контакт с партнёром, следует придерживаться определённых правил общения.
- Хорошим собеседником является тот, кто умеет слушать. Научитесь не только слушать, но и слышать. Наблюдайте за партнёром, его эмоциями, жестами, они тоже о многом могут рассказать.
- Не оценивайте партнёра, позвольте ему обсуждать важные для него вопросы.
- В первую очередь воспринимайте личностно значимую информацию, которая наибольшим образом связана с Вашим собеседником.
- Научитесь реагировать на эмоциональное состояние партнёра.
На мой взгляд первые три пункта достаточно понятны и ясны. А вот как научиться реагировать – вопрос. На самом деле под приёмами реагирования понимается набор определённых поведенческих реакций, который мы используем в повседневной жизни, но не всегда отдаём себе отчёт в этом. Это и выражение интереса к речи собеседника путём использования простых фраз, и перефразирование слов, и озвучивание скрываемых партнёром чувств и эмоций, молчание, невербальные реакции, интерпретация, резюмирование, подбадривание.
Безусловно, выше описанная техника крайне важна и необходима в процессе осуществления не только профессиональных обязанностей, но и в личной жизни.
Техника директивного общения
Однако не менее важным является овладение техникой директивного общения. Отличительной чертой является достижение целей с использованием определённых правил и установок, направленных на психологическое воздействие на человека.
Всё дело в том, что большинство людей, которые упорно идут к своей цели, делают это в защитно-агрессивной форме, которая не способствует развитию личности и карьеры, а, скорее, наоборот, тормозит и препятствует, так как возникает множество конфликтов, психологических барьеров.
Техника директивного общения
, напротив, призвана преодолеть эти защитно-агрессивные привычки и научить достижению своих целей путём сотрудничества с окружающими людьми с сохранением благоприятного психологического климата и наибольшей эффективностью.Особенностью директивного общения является высказывание собственных позиций, точки зрения, целей, которые могут включать как взаимовыгодное сотрудничество с партнёром, так и психологическое воздействие на него, отстаивание своих позиций при возникновении разногласий, защиту от нападок собеседника.
Основными
правилами директивного подхода являются:- Открытое, прямое, ясное выражение своих эмоций, мыслей, позиции.
- Активные действия при достижении поставленных целей.
- Отказ от выполнения действий, не приводящих к достижению Ваших собственных целей.
- Решительная защита от агрессивного, угрожающего поведения партнёра.
- Ваши цели должны достигаться с учётом целей и интересов партнёра.
Основные приемы директивного общения.
В рамках данного подхода выделяются следующие приёмы:
- Ориентирование собеседника на те вопросы, решение которых приведёт к достижению Ваших целей.
- Выяснение противоречий в позиции собеседника, выражение сомнения по поводу его слов.
- Рекомендации собеседнику по поводу реализации его целей.
- Открытое выражение согласия или несогласия.
В некотором роде убеждение тоже можно отнести к приёмам данной технологии, поскольку конечной целью является принятие партнёром Вашей точки зрения. При этом если собеседник добровольно соглашается с Вашей позицией и стратегией – это внушение, а если при этом внутренне протестует, но соглашается – это принуждение.
Таким образом, применяя на практике данные технологии Вы сможете не только научиться общаться с коллегами, близкими, но и получать от этого максимум пользы и удовольствия вследствие того, что Ваши цели начнут достигаться гораздо быстрее, а общение с людьми начнёт приносить радость и удовольствие.
Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Восемь вещей, которые вы можете сделать, чтобы улучшить свои коммуникативные навыки — профессиональное развитие
Способность руководителя четко и эффективно общаться с сотрудниками, внутри команд и в организации — одна из основ успешного бизнеса.
А в сегодняшней сложной и быстро развивающейся бизнес-среде с сотнями различных средств связи, полностью или частично удаленными командами и даже многонациональными командами, работающими в разных часовых поясах, эффективная коммуникация никогда не была более важной и сложной задачей.
Таким образом, умение общаться может быть самым важным навыком менеджера.
Хорошая новость заключается в том, что этим навыкам можно научиться и даже овладеть ими.
Эти восемь советов помогут вам улучшить свои коммуникативные навыки для успеха вашей организации и вашей карьеры.
1. Будьте ясны и кратки
Общение в первую очередь касается выбора слов. А когда дело доходит до выбора слов, меньше значит больше.
Ключом к эффективному и убедительному общению — письменному или устному — является ясность и, по возможности, краткость.
Прежде чем вступать в какую-либо форму общения, определите свои цели и свою аудиторию.
Тщательное и четкое изложение того, что вы хотите передать и почему, поможет вам включить всю необходимую информацию. Это также поможет вам исключить ненужные детали.
Избегайте лишних слов и чрезмерно витиеватых формулировок, которые могут отвлечь внимание от вашего сообщения.
И хотя в некоторых случаях может потребоваться повторение, обязательно используйте его осторожно и экономно. Повторение вашего сообщения может гарантировать, что ваша аудитория поймет его, но слишком частое повторение может привести к тому, что они полностью отключатся от вас.
2. Подготовьтесь заранее
Знайте, что вы собираетесь сказать и как вы собираетесь говорить, прежде чем начинать какое-либо общение.
Однако быть готовым означает больше, чем просто отрепетировать презентацию.
Подготовка также включает в себя обдумывание всего сообщения, от начала до конца. Изучите информацию, которая может вам понадобиться для поддержки вашего сообщения. Подумайте, как вы будете реагировать на вопросы и критику. Постарайтесь предвидеть неожиданное.
Например, перед обзором производительности подготовьте список конкретных примеров поведения вашего сотрудника, чтобы поддержать вашу оценку.
Прежде чем вступать в переговоры о зарплате или продвижении по службе, точно узнайте, чего вы хотите. Будьте готовы обсудить диапазоны и возможные компромиссы; Знайте, что вы готовы принять, а что нет. И имейте под рукой конкретные детали, подтверждающие ваше дело, такие как соответствующие зарплаты для вашей должности и вашего местоположения (но убедитесь, что ваше исследование основано на общедоступной информации, а не на сплетнях компании или анекдотических свидетельствах).
Прежде чем вступить в какой-либо разговор, обдумайте потенциальные вопросы, просьбы о дополнительной информации или разъяснениях, а также разногласия, чтобы вы были готовы ответить на них спокойно и четко.
3. Помните о невербальном общении
Выражение лица, жесты и язык тела могут сказать и часто говорят больше, чем наши слова.
Невербальные сигналы могут оказывать на 65–93 % большее влияние, чем произносимые слова. И мы с большей вероятностью поверим невербальным сигналам, а не произнесенным словам, если они не согласны.
Лидеры должны особенно хорошо понимать невербальные сигналы.
Сотрудники, которые могут не хотеть выражать несогласие или опасения, например, могут показать свое недовольство скрещенными руками или нежеланием установить зрительный контакт. Если вы знаете язык тела других людей, вы сможете соответствующим образом скорректировать свою тактику общения.
В то же время лидеры должны уметь контролировать свои невербальные коммуникации.
Ваши невербальные сигналы всегда должны поддерживать ваше сообщение. В лучшем случае противоречивое вербальное и невербальное общение может вызвать замешательство. В худшем случае это может подорвать ваше сообщение и доверие вашей команды к вам, вашей организации и даже к самим себе.
4. Следите за своим тоном
То, как вы что-то говорите, может быть так же важно, как и то, что вы говорите. Как и в случае с другими невербальными сигналами, ваш тон может добавить силы и акцента вашему сообщению, а может и вовсе подорвать его.
Тон может быть особенно важным фактором в разногласиях и конфликтах на рабочем месте. Хорошо подобранное слово с положительной коннотацией создает доброжелательность и доверие. Плохо подобранное слово с нечеткой или негативной коннотацией может быстро привести к непониманию.
При разговоре тон включает в себя громкость, проекцию и интонацию, а также выбор слов. В режиме реального времени может быть сложно контролировать тон, чтобы убедиться, что он соответствует вашим намерениям. Но внимательность к своему тону позволит вам соответствующим образом изменить его, если вам покажется, что общение идет в неправильном направлении.
При письме легче контролировать тон. Обязательно прочитайте свое сообщение один, даже два раза, думая о тоне, а также о сообщении. Вы даже можете прочитать его вслух или попросить коллегу, которому вы доверяете, перечитать его, если это не нарушает конфиденциальность.
А когда вы участвуете в горячем диалоге по электронной почте или в другом письменном виде, не спешите с ответами.
Если возможно, напишите свой ответ, но затем подождите день или два, чтобы отправить его. Во многих случаях перечитывание вашего сообщения после того, как ваши эмоции остынут, позволяет вам смягчить свой тон таким образом, чтобы с меньшей вероятностью привести к эскалации конфликта.
5. Практикуйте активное слушание
В общении почти всегда участвуют два или более человека.
Таким образом, слушать так же важно, как и говорить, когда речь идет об успешном общении. Но слушать может быть сложнее, чем мы думаем.
В своем блоге «Освоение основ общения» эксперт по коммуникациям Марджори Норт отмечает, что во время любого разговора мы слышим только половину того, что говорит другой человек.
Цель активного слушания — убедиться, что вы слышите не только слова, которые говорит человек, но и все сообщение целиком. Вот несколько советов по активному слушанию:
- Уделяйте говорящему все свое внимание
- Очистите свой разум от отвлекающих факторов, суждений и контраргументов.
- Избегайте соблазна перебивать своими мыслями.
- Демонстрация открытого, позитивного языка тела, чтобы сосредоточить внимание и показать говорящему, что вы действительно слушаете
- Перефразируйте или перефразируйте то, что вы услышали, когда отвечаете0082
6. Развивайте свой эмоциональный интеллект
Общение строится на основе эмоционального интеллекта. Проще говоря, вы не сможете эффективно общаться с другими, пока не научитесь оценивать и понимать свои собственные чувства.
«Если вы осознаете свои собственные эмоции и поведение, которое они вызывают, вы можете начать управлять этими эмоциями и поведением», — говорит Маргарет Эндрюс в своем посте «Как улучшить свой эмоциональный интеллект».
Лидерам с высоким уровнем эмоционального интеллекта, естественно, будет легче активно слушать, поддерживать соответствующий тон и, например, использовать позитивный язык тела.
Понимание собственных эмоций и управление ими — это только часть эмоционального интеллекта. Другая часть, не менее важная для эффективного общения, — это сопереживание другим.
Сопереживание сотруднику может, например, облегчить сложный разговор.
Возможно, вам все равно придется сообщить плохие новости, но (активно) выслушивая их точку зрения и показывая, что вы понимаете их чувства, вы сможете смягчить обиду или избежать недопонимания.
7. Разработайте стратегию коммуникации на рабочем месте
Современное рабочее место представляет собой постоянный поток информации в самых разных форматах. Каждое отдельное сообщение должно быть понято в контексте большего потока информации.
Даже самому эффективному коммуникатору может быть трудно донести свое сообщение без стратегии коммуникации на рабочем месте.
Коммуникационная стратегия — это структура, в рамках которой ваш бизнес передает и получает информацию. Он может — и должен — обрисовывать в общих чертах, как и что вы сообщаете покупателям и клиентам, заинтересованным сторонам, менеджерам и сотрудникам.
В самом широком смысле ваша стратегия должна учитывать, кто получает какое сообщение и когда. Это гарантирует, что каждый получит правильную информацию в нужное время.
Это может быть так же подробно, как и то, как вы общаетесь, включая определение типа инструментов, которые вы используете для получения информации. Например, вы можете определить, когда уместно использовать групповой чат для всей команды или организации, а когда вместо этого следует подвести итоги собрания по электронной почте.
Создание таких основных инструкций может упростить поток информации. Это поможет гарантировать, что каждый получит необходимую информацию и что важные знания не будут перегружены посторонними мелочами.
8. Создайте позитивную организационную культуру
Корпоративная культура, в которой вы общаетесь, также играет жизненно важную роль в эффективном общении.
В позитивной рабочей среде, основанной на прозрачности, доверии, сопереживании и открытом диалоге, общение в целом будет проще и эффективнее.
Сотрудники будут более восприимчивы к сообщениям своего руководителя, если они доверяют этому руководителю. А менеджерам будет легче заручиться поддержкой и даже предлагать конструктивную критику, если они поощряют своих сотрудников высказываться, предлагать предложения и даже высказывать собственную конструктивную критику.
«Самая опасная организация — молчаливая», — говорит Лорн Рубис в своем блоге «Шесть советов по созданию лучшей рабочей культуры». Общение в обоих направлениях может быть эффективным только в культуре, построенной на доверии и фундаменте психологической безопасности.
Авторитетные менеджеры, которые отказываются делиться информацией, не открыты для предложений и отказываются признавать ошибки и принимать критику, скорее всего, обнаружат, что их предложения и критика будут встречены с защитной реакцией или даже полностью проигнорированы.
Без этой основы доверия и прозрачности даже самое незначительное сообщение может быть неверно истолковано и привести к недоразумениям и ненужным конфликтам.
Общение с коллегами и сотрудниками всегда сопряжено с трудностями. Всегда будут недопонимания и недопонимания, которые необходимо разрешить, и, к сожалению, корпоративные сообщения не всегда то, что мы хотим услышать, особенно в трудные времена.
Но формирование и овладение навыками эффективного общения облегчит вашу работу в качестве лидера даже во время трудных разговоров. Время, потраченное на развитие этих навыков, безусловно, будет потрачено не зря.
Хотите развить свои навыки? Найдите программу, которая подходит именно вам.
Просмотрите все программы профессионального развития.
Лучшие методы и стратегии общения для руководителей медсестер
Эффективное общение медсестер является критически важным активом для достижения положительных результатов лечения. [1] Это может произойти только в том случае, если профессиональные медсестры искренне стремятся искренне понять своих пациентов и дополняют это страстью, вежливостью и добротой, которые определяют лучшее в их профессии.
Во время медицинских мероприятий также важно, чтобы медсестры сохраняли конфиденциальность пациента. Это может быть достигнуто за счет поддержания острого понимания окружающей среды и осведомленности о находящихся поблизости сторонах, которые не должны знать личную информацию клиента. Сюда могут входить другие пациенты, а также медицинский персонал, не являющийся заинтересованным лицом.
Устранение барьеров для эффективной коммуникации
В некоторых организациях здравоохранения все еще может поддерживаться культура, которая не поощряет сотрудников сообщать о негативных событиях. [2] С этической точки зрения безопасность пациентов имеет приоритет над лояльностью к коллегам и начальству, особенно когда эти люди не соблюдают процедуры безопасности.
В качестве шага в продвижении культуры открытого общения медсестры-профессионалы должны проявлять стойкость, сообщая о небезопасных условиях и нежелательных явлениях. В современной среде ухода больше не приемлемо слепо следовать инструкциям. Молчание может привести к отрицательным результатам лечения или, что еще хуже, к летальному исходу.
Руководители медсестер могут обучать практикующих специалистов навыкам эффективного общения, начиная со следующих пяти приемов.
Активное прослушивание
Желание медсестры утешить пациентов может иногда мешать здравому профессиональному суждению. [3] В таких случаях очень важно, чтобы практикующие врачи разделяли свои личные чувства по отношению к пациенту или случаю. Однако важно попытаться понять медицинские случаи с точки зрения пациента. Хотя иногда это бывает сложно, понимание того, как пациент себя чувствует во время посещения больницы, важно для понимания того, как этот человек может думать или как этот пациент может реагировать на лечение. Медсестры, которые могут сопереживать таким образом, часто обнаруживают, что они могут лучше лечить пациентов на многих уровнях.
Идентификация вербальных и невербальных сигналов
Пациенты могут передавать важную информацию очевидными средствами, такими как речь, и дискретными средствами, такими как язык тела или жесты. Вербальные и невербальные сигналы являются строительными блоками взаимопонимания между медсестрой и пациентом и важными индикаторами для определения потребностей клиента. Распознавая эти вербальные и невербальные индикаторы, медсестры могут различать истинный смысл того, что говорят пациенты и как они себя чувствуют. Например, если пациент избегает зрительного контакта, можно предположить, что он чего-то боится или пытается спрятаться от обстоятельств, с которыми не хочет сталкиваться.
Управление конфликтами
Конфликты на рабочем месте обычно возникают из-за таких факторов, как ограниченные ресурсы, неэффективные методы работы или утомление. [2] Неэффективная коммуникация между медицинской бригадой может привести к плохим результатам лечения и, в некоторых случаях, к смерти пациентов. Медсестры (и все медицинские работники) могут избежать этих неблагоприятных последствий, избегая плохого поведения при общении, такого как обвинения, обвинение и неправильное направление агрессии. Вместо этого полезно научиться уважительно не соглашаться с коллегами, особенно когда консенсус в команде остается недостижимым.
Честность и открытость
Практикующим медсестрам с позитивным представлением о себе обычно легче быть честными с самими собой в своих чувствах. Позитивная самооценка укрепляет уверенность и позволяет практикующим специалистам запрашивать честные отзывы на рабочем месте, которые могут открыть возможности для профессионального роста.
Эта открытая и честная характеристика также позволяет практикующим медсестрам принимать и извлекать пользу из конструктивной критики, что является признаком зрелого медицинского работника. Такие люди признают свои ошибки и быстро их исправляют. Кроме того, зрелое, профессиональное поведение помогает медсестрам учиться на своих ошибках и избегать повторения ошибок в будущем.
Искреннее сочувствие
Вдумчиво и искренне заботясь о людях, медсестры показывают, что они действительно заботятся о том, чтобы помочь пациентам выздороветь. [1] Важно, чтобы медсестры представляли информацию обнадеживающе, выражали заинтересованность в благополучии пациента и устанавливали взаимопонимание. Хотя этот чуткий подход может показаться очевидным, не всегда легко придерживаться этой практики во время загруженных смен или при донесении информации о нежелательных результатах лечения.
Искреннее сочувствие необходимо для построения отношений между медсестрой и пациентом, способствующих выздоровлению. Медсестры, которые проявляют искреннюю заботу, создают атмосферу, в которой пациенты с большей вероятностью будут участвовать в собственном выздоровлении. Обучение эффективному общению, основанному как на опыте, так и на приобретенных навыках, является частью обязанности каждой медсестры «не навредить». Отличные коммуникативные навыки также помогают практикующим врачам повышать качество обслуживания, которое они оказывают ежедневно. В современном многокультурном обществе умелое и честное общение всегда будет ценным инструментом в наборе инструментов практикующей медсестры.