Техники общения в психологии: Техники общения в психологии

Содержание

ТЕХНИКА И ПРИЕМЫ ОБЩЕНИЯ

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы прежде всего имеем в виду технику и средства общения.
Техника общения — это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы — предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения.

Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и ре-

зультаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).
Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения.

Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.
Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений.
Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.
Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), часто являются

непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил З.Фрейд1.

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.
Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.
Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.
Коммуникативные способности — это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способно-
¦См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ-. Лекции. — М., 1991. — С. 7—50

стей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.
Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.
Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства.

У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.
Профессиональность общения проявляется на этапе пред-настройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ
Общение живых существ в фило- и онтогенезе развивается. Это развитие охватывает все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в следующих аспектах:
1. Обогащение содержания общения новой информацией, передаваемой от одного существа к другому. Сначала — это сведения о биологических, внутренних состояниях организ-

ма; затем — информация о жизненно значимых свойствах внешней среды. Вслед за этим в содержание общения входит информация когнитивного характера, выражающая собой объективные, не зависимые от наличных потребностей живого существа знания о мире, представленные в виде понятий. Последнее происходит уже на уровне человека, а первые два этапа эволюционное развитие общения проходит еще на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общения в онтогенезе человека, достигая третьей ступени уже к дошкольному возрасту.

2. Обогащение целей связано с изменением и развитием потребностей общающихся организмов: чем разнообразнее и выше эти потребности, тем дифференцированнее и совершеннее целевой аспект общения.
Развитие средств общения в фило- и онтогенезе идет по нескольким направлениям. Во-первых, это выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации, например рук. Во-вторых, развитие экспрессивных форм движений (жестов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретение и использование знаковых систем как средств кодирования и передачи информации. В-четвертых, развитие и совершенствование технических средств хранения, преобразования и передачи информации, используемой в общении людьми (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, магнитный, лазерный и другие способы технической записи и т.п.).
Развитие общения у животных естественным образом включено в биологический эволюционный процесс, в то время как изменение содержания, целей и средств человеческого общения имеет исторический характер.
Животные на ранних ступенях эволюции практически не общаются друг с другом, за исключением случаев продолжения рода. Стадный образ жизни, предполагающий внутривидовое общение, появляется у насекомых, рыб, развивается у птиц и млекопитающих, достигает совершенства у обезьян. Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют, поддерживают жизнь друг друга. Между ними, например в стаде обезьян, складываются довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия статусов.
Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией (вспомним, что у всех жи-

вотных особенно развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около середины прошлого века Ч.Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян очень напоминают аналогичные эмоциональные выражения, встречающиеся у людей.
Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.
Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:
1. Возраст от рождения до 2—3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения — примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
2. Возраст от 2—3 месяцев до 8—10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
3. Возраст от 8—10 месяцев примерно до 1,5 года. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.
4. Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.
5. Возраст от 3 до 6—7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются

его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе научения — пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.
Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Понятие и виды общения.
1. Определение общения, его содержания, целей и средств.
2. Отличие общения человека от общения животных.
3. Виды человеческого общения.
4. Общение и деятельность.
Т е м а 2. Роль общения в психическом развитии человека.
1. Необходимость общения для психического развития человека.
2. Роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека.
3. Общение и развитие человека как личности.
Т е м а 3. Техника и приемы общения.
1. Понятия техники и приемов общения.
2. Техника и приемы общения на разных его этапах.
3. Понятие и механизмы действии обратной связи в общении.
4. Возрастные и профессиональные особенности техники и приемов общения.
Т е м а 4. Развитие общения.
1. Филогенетические и онтогенетические аспекты общения.
2. Появление и роль невербального общения в становлении звуковой речи как основного средства человеческого общения.
3. Пути совершенствования общения людей по мере их интеллектуального и личностного развития.

Темы для рефератов
1. Виды общения у животных.
2. Виды общения у человека.
3. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Сравнительный анализ общения у человека и животных.
2. Развитие общения у детей.
3. Содержание, цели и средства общения у людей, находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития.
ЛИТЕРАТУРА I
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. (Определение педагогического общения: 6—45. Самовоспитание педагогической общительности: 46—95. Стиль профессионально-педагогического общения, его технология: 96—138. Тренинг профессионально-педагогического общения: 139—154.)
Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. (Краткий эволюционный взгляд на язык жестов: 72— 78.)
Лисина МЛ. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. (Понятие общения: 8—30.)
Общая психология. — М., 1986. (Общение: 127—156.)
II
Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. — 1984. — № 12. — С. 99-106.
Добрович АЛ5. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. — М., 1987. (Поведение человека в межличностном общении: 66—121. Психокоррекция общения: 164—204.)
Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985. (Соотношение вербального и невербального в общении: 116-150.)
Лабунская В А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. — Ростов н/Д., 1986. (Структура и функции невербального поведения: 5—35. Проявления невербального поведения

и его оценка: 36—111. Методика исследования особенностей и психологический анализ невербального поведения: 115—130. )
Менынутин В.П. Помощь молодой семье: Заметки психолога. — М., 1987. (Культура и искусство общения: 162—199.)
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986. (Индивидуальный стиль общения: 181—195.)
Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М., 1989. (Межличностное общение и перцептивно-ориентированный тренинг: 9—17. Перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг: 45—194.)
Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. (Основные принципы психологического воздействия в концепции К.Роджерса: 30—37. Общая характеристика «групп встреч» как групп «роста личности»: 37—57. Т-группа как форма тренинга чувствительности: 57—75. Общая характеристика социально-психологического тренинга: 97—121. Процедурные аспекты групп интенсивного общения: 138-148.)
Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методические рекомендации. 147.)
Егидес А.П. Психологическая концепция конфликтного общения // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 52-62.
Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Роль общения в регуляции поведения животных: 76—111.)
Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. — М., 1989. (Экспрессивное поведение: 5—43. Понимание экспрессивного поведения: 43—60.)
Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. — М., 1979.
Мелибруда Е.Я. Я — Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986.
Развитие общения у дошкольников. — М., 1974. (Развитие общения у детей: 256—282.)

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Техники эффективного межличностного общения. Челдышова

Техника понимающего общения строится на установках, правилах и приемах реагирования, направленных на понимание и изучение партнера, его проблем и установление с ним открытого общения.

Открытое общение возможно только в атмосфере доверия, которому способствуют установки субъекта:

1) на понимающее неоценочное реагирование на мысли, чувства, представления и высказывания партнера, которое не означает согласия с высказываемым, а является лишь проявлением желания непредвзято понять его;

2) на положительное принятие личности собеседника в независимости от его достоинств и недостатков, формирующее климат безопасности, открытости и доверительности;

3) на согласованность (конгруэнтность) собственного поведения при взаимодействии – согласованность между словами, жестами и внутренними чувствами, переживаниями в момент беседы – является «приглашением» партнера к «обмену доверием».

Правила понимающего реагирования:

1) больше слушать, меньше говорить, следуя за высказываниями и эмоциями партнера;

2) воздержание от оценок;

3) не подталкивание партнера к обсуждению тех или иных вопросов;

4) реагирование на личностно значимую информацию, связанную с потребностями и интересами партнера;

5) реагирование на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

В основе этих установок лежат основные психологические механизмы, реализующие ориентацию субъекта общения на понимание собеседника.

Приемы понимающего реагирования:

1) неоценочные вопросы, проясняющие позицию собеседника;

2) выражение внимания и интереса с помощью простых фраз;

3) проверка правильности понимания путем перефразирования высказываний партнера;

4) выяснение мыслей и чувств собеседника, не выражаемых открыто;

5) интерпретация как вариант зондирования не полностью осознаваемых переживаний партнера;

6) зондирование и приведение партнера к осознанию причин эмоциональных состояний;

7) использование молчания как прием реагирования;

8) использование невербальных реакций;

9) подбадривания и заверения;

10) резюмирование.

Техника директивного общения – строится на установках, правилах и приемах реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей.

Данная техника ориентирована на то, чтобы преодолевать защитно-агрессивные навыки и привычки и достигать своих целей во взаимодействии с людьми с большей эффективностью и с меньшими психологическими и иными издержками.

Установки и правила директивного подхода:

1) прямое, открытое, и ясное выражение своих позиций, намерений и целей;

2) открытые активные действия по достижению своих целей;

3) высказывание прямого и открытого отказа выполнять действия, которые не будут служить вашим интересам;

4) решительная защита себя от агрессивного поведения партнера;

5) достижение своих целей с учетом интересов и целей партнера.

Приемы директивного реагирования:

1) директивные вопросы с целью ориентации партнера на проблему, которая требует обсуждения;

2) ориентация партнера на осознание противоречий в рассуждениях и аргументах;

3) внесение предложений, разъяснений, советов и рекомендаций собеседнику в связи с реализацией его целей;

4) открытое выражение, в случае необходимости, сомнений по поводу высказываний собеседника, предлагаемых им планов и договоров;

5) открытое выражение согласия или несогласия;

6) убеждение партнера, т.  е. стремление к осознанному принятию им предлагаемой позиции, становящейся его собственным мотивом поведения;

7) открытое объяснение своих дальнейших действий в случае отказа собеседника действовать в соответствии с запланированной тактикой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Навыки общения в консультировании и терапии: 17 техник

Положительные результаты терапии и консультирования зависят от прочности отношений между специалистом в области психического здоровья и клиентом.

Такие связи строятся на эффективной коммуникации: что мы выражаем и как мы это выражаем (Wachtel, 2011).

Установление эмпатии с клиентами требует высокой степени понимания и сильного чувства общего понимания (Norcross, 2011).

К счастью, общение — это навык, который можно контролировать и улучшать с помощью осведомленности, обучения и практики.

В этой статье рассматривается важность общения в терапии и консультировании, рассказывается о некоторых жизненно важных навыках и методах, а также предоставляется набор рабочих листов для улучшения общения как на сеансах, так и вне их.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивному общению (PDF). Эти научно обоснованные инструменты помогут вам и тем, с кем вы работаете, улучшить социальные навыки и наладить контакт с другими людьми.

Эта статья содержит:

  • Общение в терапии и консультировании
  • Почему общение важно в терапии?
  • 5 навыков эффективных терапевтов и консультантов
  • 17 коммуникативных техник для ваших сессий
  • Взгляд на невербальное общение в консультировании
  • 6 рабочих листов и упражнений для улучшения коммуникации
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Общение в терапии и консультировании

Целевая группа, созданная Американской психологической ассоциацией, провела обзор исследований, посвященных тому, что делает терапевтические отношения наиболее успешными. Основываясь на 16 метаанализах, они сочли жизненно важными следующее (Angelis, 2019):

  • Согласование целей терапии
  • Получение отзывов клиентов
  • Устранение разрывов (сбоев в терапевтическом альянсе)

Поскольку терапевтические отношения так же важны, как и метод лечения, общение и сотрудничество становятся все более ценными для общих результатов терапии и консультирования (Angelis, 2019). ).

Wachtel (2011, стр. ix) подчеркивает важность общения в терапевтической технике и необходимость «перейти от понимания пациента или клиента к выражению этого понимания словами».

Общение может различаться в зависимости от ситуации и подхода, но оно остается центральным как для лечения разговорами, так и для поведенческих вмешательств. В результате как опытные специалисты, так и новички в консультировании или терапии получат пользу, если сосредоточатся на том, что они говорят и как они это говорят (Wachtel, 2011).

Составление эффективных терапевтических комментариев и достижение более полного понимания сказанного — это навыки, которые зависят от осознания, хорошей техники и практики.

Общение может быть тонким и многоуровневым; открытое сообщение часто передает вторичное метасообщение . Хотя мы можем не осознавать последнее, оно обладает значительным потенциалом влиять на терапевтическую трансформацию — и на неудачу. Имея это в виду, специалисты в области психического здоровья должны заботиться о что  говорят они и клиент и как они это говорят (Wachtel, 2011).

Почему общение важно в терапии?

Слова и фразы, которые мы выбираем с клиентами в терапии, выражают чувства, которые мы хотим передать, и поэтому имеют большое значение.

Они способны существенно повлиять на терапевтический союз и результат (Wachtel, 2011).

Наши коммуникации — это больше, чем просто вмешательство; они формируют «климат отношений и настроение союза» (Wachtel, 2011, стр. 3). Даже незначительные изменения в стиле и содержании общения могут изменить восприятие клиентом отношений, их прогресс, то, как они видят себя, и их потенциал для изменений.

Помимо пристального внимания и понимания своего клиента, очень важно, чтобы терапевты обдумывали то, что они говорят, на основе полученного понимания. Терапевты должны использовать хорошие коммуникативные навыки, чтобы эффективно и эмпатически излагать свои наблюдения словами, позволяя клиенту интегрировать новые знания в расширенное самоощущение, не чувствуя стыда (Wachtel, 2011).

5 Навыки эффективных терапевтов и консультантов

Существует по крайней мере пять основных коммуникативных навыков для использования в консультировании и терапии, включая следующие (Nelson-Jones, 2005).

Навыки вербального общения

Сообщения, отправленные с использованием слов, таких как «Я понимаю. Пожалуйста, расскажи мне больше».

Обученные и чуткие специалисты по слушанию должны учитывать:

  • Язык слишком формальный или неформальный?
  • Каковы содержание и направленность сказанного?
  • Сколько сказано? Обычно клиент говорит больше, чем профессионал.
  • Кому принадлежит речь? Местоимение «вы» следует использовать осторожно; это может предложить суждение.

Навыки голосового общения

То, как мы говорим, может означать, что мы на самом деле думаем и что мы на самом деле чувствуем.

На голосовые сообщения влияет громкость говорящего:

  • Громкость
  • Артикуляция
  • Шаг
  • Акцент
  • Скорость речи

Каждый фактор необходимо учитывать, подгонять под ситуацию и тему и модифицировать, чтобы внести разнообразие в разговор.

Навыки телесного общения

Иногда мы забываем учитывать все свое тело, когда общаемся, но это может существенно повлиять на общение, добавляя или отвлекая от того, что мы говорим.

Навыки сенсорного общения

При необходимости легкое прикосновение к руке или плечу может сообщать столько же информации, сколько и другие коммуникативные навыки, и работать вместе с ними.

Однако физический контакт может привести к фамильярности или неуместному интересу, и его следует тщательно обдумывать.

Навыки общения

Общение не всегда происходит лицом к лицу. Напоминания могут быть отправлены перед сеансом или в качестве продолжения, включая домашнее задание, например дополнительное чтение или упражнения.

Границы общения необходимы для того, чтобы общение оставалось профессиональным и осуществлялось с использованием согласованных методов.

17 Техники общения для ваших сеансов

Поиск понимания в терапии и консультировании жизненно важен, но также важно помогать клиентам распознавать возможности в своей жизни и заменять жизненные модели, которые были источником проблем (Wachtel, 2011).

Следующие методы общения одинаково полезны в терапии и консультировании, улучшая общее общение.

Устранение разрывов

Многие факторы могут привести к разрыву союза между специалистом в области психического здоровья и клиентом, включая непонимание, недоверие и разногласия по поводу целей лечения (Angelis, 2019).

Хорошая коммуникация и связанные с ней методы могут исправить разрывы и привести к лучшим результатам (Saffran et al., 2011).

  • Изложите терапевтическое обоснование в начале лечения, а затем повторяйте его на протяжении всего лечения.
  • Реагируйте на разногласия, изменяя поведение на что-то более значимое для клиента; например, используйте проверку, а не вызов.
  • Заранее проясняйте недоразумения. Когда кажется, что клиент уходит, исследуйте, что происходит, и признайте его чувства.
  • Изучение тем, связанных с разрывом, может помочь выявить более общие проблемы, вопросы и опасения.
  • Разрывы связи в альянсе с другими сферами жизни клиента. Например, опасения по поводу отсутствия контроля во время лечения могут существовать и в других областях жизни.

Обратная связь

Общение может успешно укрепить отношения в терапии и консультировании путем сбора отзывов от клиента и включения их в лечение. Принятие к сведению отзывов, вероятно, улучшит терапевтические результаты и уменьшит отсев клиентов (Angelis, 2019).

Несколько вмешательств могут усилить обратную связь на сеансах и улучшить общение, в том числе (Lambert & Shimokawa, 2011):

  • Запрос и предоставление отзывов о терапевтических отношениях
  • Обсуждение общего опыта
  • Повышение эмпатического участия
  • Больше положительных отзывов
  • Открытое обсуждение готовности к изменениям с клиентом
  • Обсуждение последствий изменения и неизменения

Эмпатия

При общении с клиентом проявление эмпатии укрепляет терапевтический альянс и способствует открытости клиента (Elliott et al., 2011; Angelis, 2019).

Как важный элемент эмоционального интеллекта, эмпатия способствует изменениям и является жизненно важным аспектом терапии и консультирования.

Способность и способность понимать и разделять чувства клиента можно поощрять с помощью нескольких методов, в том числе (Elliott et al., 2011):

  • Активно слушать клиента и отражать его мнение
  • Внимательно следить за движущимся фокусом разговора по мере развития терапии
  • Использование эмпатических утверждений, например: «Да, должно быть тяжело, когда тебя тянут во все стороны»
  • Индивидуализация ответов клиентам, чтобы они были релевантными и личными
  • Использование выразительного языка для оживления опыта клиентов
  • Взгляд на невербальное общение в консультировании

    «Невербальное поведение существует на границе между природой и культурой» (Римондини, 2011, стр. 110). Его функция в общении заключается в создании смысла (Eaves & Leathers, 2018).

    Невербальные факторы дополняют вербальное общение, повышая его точность и эффективность. Чувства и эмоции часто более полно и точно раскрываются невербально (Eaves & Leathers, 2018).

    «Говоря и слушая, консультанты, стажеры и клиенты раскрывают себя через то, как они создают свое телесное общение» (Нельсон-Джонс, 2005, стр. 22).

    Факторы невербальной коммуникации, которые следует учитывать, включают:

    • Взгляд — полезен для координации речи и сбора отзывов.
    • Зрительный контакт — крайне важен для проявления интереса и сочувствия.
    • Выражение лица — мы выражаем шок, отвращение или понимание?
    • Поза — поворот тела к говорящему показывает заинтересованность и вовлеченность.
    • Жесты — используются для оформления или иллюстрации сказанного или услышанного.
    • Физическая близость — слишком близко, и это может быть неловко; слишком далеко, и может ощущаться отсутствие связи.
    • Одежда и уход за собой – важно выглядеть как профессионал, но не менее важна и возможность общаться, особенно с молодым человеком или группой.

    6 Рабочие листы и упражнения для улучшения общения

    Как и в случае любого другого навыка, размышление и практика являются ценными инструментами для улучшения общения в терапии и консультировании.

    Следующие рабочие листы посвящены различным аспектам общения, повышению осведомленности и улучшению практического использования.

    Отработка навыков вербального общения для терапевтов и консультантов

    Создание безопасной среды для отработки коммуникативных навыков полезно как для терапевтов и консультантов, начинающих свою профессию, так и для более опытных, желающих отточить свои навыки.

    Используйте рабочий лист «Отработка навыков вербального общения» в группе, чтобы попрактиковаться в вербальном общении и подумать о навыках, которые вы могли бы улучшить.

    Оценка навыков устной речи

    Часто мы либо не осознаем свои вербальные навыки, либо не задумываемся о них.

    Используйте рабочий лист «Оценка навыков голосового общения» как для самооценки, так и для получения отзывов от других о ключевых факторах голосового общения.

    Подумайте, что прошло хорошо, а что не очень, и что вы могли бы сделать по-другому в следующий раз.

    Активное слушание в терапии и консультировании

    Мы слушаем наиболее эффективно и лучше понимаем, когда активно слушаем то, что нам говорят.

    Используйте следующие вопросы в рабочем листе «Активное слушание во время сеанса», чтобы поразмыслить о недавнем сеансе с клиентом и жизненно важных факторах активного слушания.

    • Использовали ли вы открытые вопросы?
    • Вы были внимательны?
    • Вы искали разъяснений?
    • Вы резюмировали сказанное?
    • Наблюдали ли вы за невербальным и вербальным общением?
    • Использовали ли вы отражение (повторение того, что вы поняли для подтверждения)?
    • Поразмышляйте над ответами, которые вы дали на каждый вопрос, и подумайте, что вы могли бы улучшить или добавить больше внимания в будущем.

    Присутствие для общения при терапии и консультировании

    Осведомленность и присутствие жизненно важны для эффективного общения как при консультировании, так и при терапии (Westland, 2015).

    Используйте подсказки в рабочем листе «Присутствие», чтобы повысить осведомленность о том, что происходит внутри вашего разума, тела и окружающей среды.

    • Опишите свое субъективное осознание в то время. Какие физические ощущения вы испытывали (например, напряжение, покалывание, давление)?
    • Опишите свое внешнее осознание в то время. Что вы чувствовали в окружающей среде (например, шумы, запахи, прикосновения, вкусы)?
    • Опишите свое осведомленность о фантазии в то время. Какие психические процессы вывели вас из настоящего момента в планирование, объяснение и размышление?

    Размышление над каждым ответом поможет вам лучше понять и осознать свой внутренний и внешний мир, а также улучшить ваше общение и понимание клиента.

    Недостаточная и чрезмерная вовлеченность в общение в терапии и консультировании

    Два типа реакции в терапии могут существенно повлиять на общение и даже навредить ему: недостаточная вовлеченность и чрезмерное вовлечение. «Недостаточно вовлеченный психотерапевт отчужден, хладнокровен и недостаточно отзывчив. Чрезмерно вовлеченный психотерапевт потерял связь с границами и погрузился в мир клиента» (Westland, 2015, стр. 95).

    Используйте рабочий лист «Недостаточная и чрезмерная вовлеченность в общение», чтобы лучше понять, что может означать слишком много или слишком мало взаимодействия с клиентом.

    Рассмотрим каждую из следующих реакций:

    • Нейтральный — остается присутствующим без какой-либо конкретной реакции или взаимодействия.
    • Чрезмерная вовлеченность – чрезмерное вовлечение себя в работу с клиентом; чувствуя полную и эмоциональную вовлеченность во все, что они говорят.
    • Недостаточно вовлеченный – отстранение от того, чем делится клиент; физически и мысленно дистанцироваться от того, чем делится клиент; глядя в окно или думая о недавнем событии.

    Типы речи при общении в терапии и консультировании

    В зависимости от своей личности, лечения и того, что обсуждается, клиент может использовать один или несколько стилей разговора во время сеанса (Westland, 2015).

    Используйте рабочий лист «Типы речи», чтобы стать более осведомленным во время консультирования, определяя и размышляя о различных стилях, используемых клиентом, и обдумывая, что они могут означать.

    Вспомните недавний сеанс с клиентом и рассмотрите следующее:

    • Разговаривал ли клиент в какой-либо момент монотонно – одна нота?
    • Говорил ли клиент в любой точке по горизонтали, означая, что его слова были монотонными и, казалось, заполняли пространство?
    • Говорил ли клиент соблазнительно и увлекательно ?
    • Говорил ли клиент дружелюбно, но кругообразно, так и не дойдя до сути ?
    • Клиент говорил как сбежавший поезд ?

    Ресурсы сайта PositivePsychology.com

    Хорошая коммуникация необходима для процесса и результата терапии и консультирования, и у нас есть много ресурсов, которые могут помочь.

    Почему бы не загрузить наши руководства по позитивной психологии или наше руководство «Как стать терапевтом», чтобы получить массу информации о навыках, практиках и обучении, которые помогут вам преуспеть в карьере консультанта или терапевта?

    Другие бесплатные ресурсы включают:

    • Невербальная игра для определения настроения
      Увлекательное занятие, позволяющее детям и взрослым использовать и определять невербальное общение.
    • Сопоставление невербального и вербального общения
      Набор вопросов для изучения общения и отношения во время недавнего взаимодействия или сеанса.
    • Интерпретация языка тела
      Практический рабочий лист, помогающий взрослым и детям лучше познакомиться с языком тела и его влиянием на общение.
    • Компетентность в общении с телом с использованием SOLER
      Используйте эти полезные вопросы, чтобы поразмышлять о своем собственном языке тела и языке тела других людей, используя аббревиатуру SOLER.

    Более подробные версии следующих инструментов доступны при подписке на инструментарий Positive Psychology Toolkit©, но они кратко описаны ниже:

    • Слушать, не пытаясь решить

    Этот ценный инструмент помогает слушать, не пытаясь решить проблему.

    Во время этого группового упражнения участники объединяются в пары для изучения двух разных сценариев:

      • Поделиться проблемой во время прослушивания
      • Сообщить о проблеме, когда вам предлагают советы и решения

    По очереди каждый член пары решает, какой способ прослушивания более выгоден.

    • Внимательное и бездумное слушание

    Внимательность поощряет ежеминутное осознание сообщения говорящего, а не отвлечение.

    Объединившись с партнером, каждый человек берет на себя роль как говорящего, так и слушателя и применяет осознанное и бездумное слушание.

    Опыт оценивается с помощью ряда вопросов, в том числе:

    Каково это быть рассказчиком/слушателем, использующим внимательное слушание?
    Каково это быть рассказчиком/слушателем, использующим бездумное слушание?

    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим лучше общаться, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.

    Важная информация

    Хотя эффективное общение необходимо во всех аспектах нашей жизни, оно особенно ценно в терапии и консультировании, влияя на лечебный союз и результат.

    Прямое, четкое и позитивное общение может помочь подтвердить цели лечения, поощрять и обеспечивать обратную связь, а также устранять сбои в общем процессе.

    Размышление над вербальной и невербальной коммуникацией может помочь нам устранить недопонимание, проясняя потребности и смысл действий клиентов, а также определяя изменения, которые они хотят внести, и цели, которые они хотят поставить.

    Независимо от того, являетесь ли вы новичком в этой области или имеете многолетний опыт, важно выкроить время в своем напряженном графике, чтобы обдумать то, что вы говорите и как вы говорите . Если рассматривать навыки общения как ремесло, их можно изучить и улучшить с помощью знаний и практики, чтобы улучшить опыт лечения клиента.

    Почему бы не просмотреть статью и не попробовать некоторые рабочие листы для общения? Подумайте, что можно улучшить в вашем подходе и стиле, и как вы можете еще больше улучшить свои навыки, чтобы улучшить терапевтический процесс и результаты.

    Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для позитивного общения (PDF).

    • Анджелис, Т. (2019). Улучшение отношений с пациентами приводит к лучшим результатам. Монитор по психологии , 50 (10), 38.
    • Ивз, М. Х., и Лезерс, Д. Г. (2018). Успешная невербальная коммуникация: принципы и применение . Рутледж
    • Эллиотт, Р., Бохарт, А.С., Уотсон, Дж.К., и Гринберг, Л. (2011). Сочувствие. В JC Norcross (Ed.), Психотерапевтические отношения, которые работают: вклад терапевта и отзывчивость к пациентам (стр. 132–152). Издательство Оксфордского университета.
    • Ламберт, М.Дж., и Симокава, К. (2011). Сбор отзывов клиентов. В JC Norcross (Ed.), Психотерапевтические отношения, которые работают: вклад терапевта и отзывчивость к пациентам (стр. 203–223). Издательство Оксфордского университета.
    • Нельсон-Джонс, Р. (2005). Практические навыки консультирования и помощи . Мудрец.
    • Norcross, JC (ред.). (2011). Психотерапевтические отношения, которые работают: вклад терапевта и отзывчивость к пациентам . Издательство Оксфордского университета.
    • Римондини, М. (2011). Общение в когнитивно-поведенческой терапии . Спрингер.
    • Сафран, Дж. Д., Муран, К., и Юбэнкс-Чартер, К. (2011). Устранение разрывов альянса. В JC Norcross (Ed.), Психотерапевтические отношения, которые работают: вклад терапевта и отзывчивость к пациентам (стр. 224–238). Издательство Оксфордского университета.
    • Wachtel, PL (2011). Терапевтическое общение: знать, что сказать, когда . Гилфорд Пресс.
    • Вестленд, Г. (2015). Вербальная и невербальная коммуникация в психотерапии . В.В. Нортон и компания.

    Методы связи (Руководство) | Therapist Aid

    Вы когда-нибудь ловили себя на том, что слушаете кого-то, но больше сосредотачиваетесь на том, что хотите сказать дальше? Может быть, они рассказывают вам о своих выходных, когда вы думаете: «Ух ты, мне не терпится рассказать им о том, что случилось со мной в прошлую субботу. Какая история!»

    Или, может быть, у вас противоположная проблема: вы все держите в себе. Вам не хочется беспокоить кого-то еще или задевать его чувства. Возможно, вам легче избежать конфликта, скрывая свои чувства, когда вы расстроены.

    Большинство из нас виновны в этих ошибках. На самом деле, эти коммуникативные ошибки — настолько нормальная часть жизни, что большинство из нас даже не замечают, когда мы в них виноваты. Обычно они не имеют такого большого значения. Продолжаем разговор и все. Однако последствия плохого общения сказываются. Чувство неуслышанности может привести к обиде, разочарованию и боли.

    С практикой вы научитесь общаться более эффективно, замечая распространенные ошибки и изучая приемы, позволяющие слышать и быть услышанным. Даже если у вас нет проблем в отношениях, обучение эффективному общению может улучшить почти все аспекты жизни. Это может помочь вам найти лучшую работу, улучшить отношения и почувствовать себя более понятым.

    Не хочу вводить в заблуждение. Общение не является реляционной панацеей. Иногда лучшее общение заканчивается признанием: «Мы не согласны». Но это нормально — это намного лучше, чем альтернатива: «Я прав, а ты не прав».

    Итак, приступим к делу. Это руководство будет разбито на несколько техник, которые помогут вам услышать и быть услышанным. Попробуйте думать об этих техниках как о тренировочных колесах. Они помогут вам работать над достижением конечной цели — общаться открыто, честно и справедливо. Вероятно, вы начнете использовать эти навыки в более формальной манере, но после достаточной практики они станут естественной частью вашего общения.

    Пассивное, агрессивное и напористое общение

    Пассивное, агрессивное и напористое общение относится к трем стилям взаимодействия. У каждого есть возможность использовать все три стиля, и все используют их все хотя бы время от времени. Например, кто-то может вести себя пассивно со своим начальником и напористо со своим партнером.

    Вы, вероятно, можете представить примеры каждого стиля общения, просто основываясь на их названиях. Во время пассивного общения вы ставите на первое место потребности и желания других, пренебрегая собой. Агрессивное общение как раз наоборот: вы заботитесь только о своих потребностях в ущерб другим. Оба эти стиля иногда могут быть уместны, но обычно они неэффективны.

    Напористость относится к здоровому балансу между пассивным и агрессивным общением. Вы четко формулируете свои собственные потребности и выступаете за их удовлетворение. Однако вы слушаете, признаете и уважаете потребности других. Это означает поиск компромисса.

    В следующей таблице показаны некоторые различия между каждым стилем.

    Начать использовать напористый стиль общения будет непросто, если вы не использовали его часто в прошлом. Попробуйте использовать сеансы терапии для практики. Ваш терапевт может помочь, предоставив безопасное место для практики стиля общения, с которым вам не совсем комфортно.

    Если вам трудно начать или вы чувствуете себя некомфортно во время отыгрыша, просто потренируйтесь придумывать, какой может быть уместный ответ на ситуацию. Подумайте о случае, когда вы должны были действовать более настойчиво, и придумайте как можно больше альтернативных ответов.

    Как только вы почувствуете себя увереннее в своих действиях, выберите тип ситуации, в которой вы будете практиковаться. Просто сказать: «Я собираюсь стать напористым» может быть слишком много, но это будет более управляемо, если вы решите конкретную ситуацию, например, разговоры о том, что приготовить на ужин.

    Пассивное, агрессивное и напористое общение

    рабочий лист

    «Я»-утверждения

    Во время деликатных разговоров легко непреднамеренно возложить вину или почувствовать себя виноватым. Цель этих разговоров не в том, чтобы заставить другого человека чувствовать себя плохо, а в том, чтобы решить проблему. Чувство вины быстро уводит разговор от первоначального намерения и превращает его в бесплодный спор.

    Использование высказываний «Я» уменьшит вероятность того, что вы будете обвинять во время деликатных разговоров. Кроме того, «я»-утверждения — это хороший способ попрактиковаться в ассертивной речи, потому что вам придется взять на себя ответственность за свои собственные мысли и чувства.

    Утверждение «Я» обычно следует форматировать следующим образом:

    «Я чувствую  , когда вы  ».

    Например, можно сказать:

    «Я беспокоюсь, когда ты не говоришь мне, что вернешься домой поздно».

    В качестве альтернативы, если вы не использовали «Я»-утверждение, оно могло бы звучать примерно так:

    «Ты не можешь просто прийти домой поздно, не сказав мне. Это меня беспокоит».

    Использование оператора «I» в этом примере служит нескольким целям. Во-первых, утверждение «я» будет интерпретироваться большинством людей как менее обвинительное. Утверждение «я» кажется более мягким, как будто вы говорите: «У меня проблема, с которой вы можете помочь», по сравнению с альтернативным утверждением, которое выглядит так, как будто вы говорите: «Вы сделали что-то не так».

    Далее, утверждение «Я» подчеркивает важность проблемы. Если не используется высказывание «я», то слово «чувство» (в данном примере «беспокойство») часто вообще опускается. Это может привести к тому, что вы будете выглядеть контролирующим или требовательным. Разделение ваших чувств позволяет другому человеку лучше понять вашу точку зрения и сопереживать тому, как его поведение влияет на вас.

    Наконец, утверждение «Я» заставляет вас говорить четко и уверенно. Вы объясняете, что вы чувствуете и почему вы так себя чувствуете. Там нет хождения вокруг да около, насмешек, унижений или чего-то еще, что отвлекает от сообщения. Это ясно и лаконично.

    Не совершайте ошибку, используя высказывание «Я» как разрешение сказать все, что у вас на уме. Конечно, вы все равно должны быть тактичны, вежливы и рассудительны. Сказать: «Я расстраиваюсь, когда ты ведешь себя так глупо», все равно не получится.

    Утверждения «И»

    рабочий лист

    Reflections

    Способность эффективно выражать свои собственные идеи — это только половина того, что нужно хорошему коммуникатору. Прослушивание — вторая половина. Это не значит просто слышать слова. Это означает слушать, думать, интерпретировать и стремиться понять. Если вы думаете о следующем, что хотите сказать, вы на самом деле не слушаете. Вы просто слышите.

    Использование техники, называемой рефлексией, может быстро помочь вам стать лучшим слушателем. Размышляя, вы будете повторять своими словами то, что кто-то только что сказал вам. Возьмем, к примеру, такой обмен:

    Говорящий: «Я очень нервничаю из-за работы, а когда прихожу домой, у меня все еще плохое настроение».

    Слушатель: «Работа была настолько напряжённой, что вы всё время чувствуете разочарование».

    На первый взгляд преимущества отражений неочевидны, но отражения являются одним из самых мощных доступных инструментов коммуникации. Те, кто не использовал рефлексию, опасаются, что им покажется, что они просто повторяют за другим человеком, не внося свой вклад в разговор. Однако размышления обычно приводят к положительному ответу.

    Итак, что на самом деле делают отражения? Они действуют как подтверждение того, что вы услышали и поняли то, что сказал другой человек. Размышления подтверждают чувства человека, показывая, что вы их понимаете. Может показаться, что размышление убьет беседу — нет нового вопроса, на который нужно ответить. Удивительно, но обычно бывает наоборот. Размышления поощряют больше делиться, потому что человек может быть уверен, что вы его слушаете. См. пример разговора:

    Говорящий: «Я так злюсь, когда ты тратишь так много денег, не говоря мне об этом. Мы пытаемся накопить на дом!»

    Слушатель: «Мы прилагаем все усилия, чтобы накопить на дом, так что это очень расстраивает, когда кажется, что мне все равно.»

    Говорящий: «Да, в значительной степени… Мне кажется, что тебя не волнует ни дом, ни наше будущее.»

    Слушатель: «Тебя это беспокоит, потому что ты думаешь, что мне не так важны наши отношения, как тебе».

    Говорящий: «Ну, я знаю, что тебе не все равно, но я все равно иногда беспокоюсь».

    Вы, наверное, заметили, что в этом примере слушатель делает небольшие интерпретации того, что на самом деле имеет в виду говорящий. В последнем размышлении интерпретация была не совсем правильной. Это нормально! Говорящий видит, что слушатель пытается понять, и исправляет небольшое недоразумение. Именно поэтому размышления так ценны.

    Рефлексия — это не просто упражнение на сеансе терапии, это отличная техника, которую можно использовать в любое время. Когда вы впервые начинаете практиковать, рефлексии обычно кажутся немного натянутыми. Но если вы хорошо реализуете размышления, они быстро начнут казаться естественными, как только вы увидите, насколько позитивны ответы.

    Обучение использованию отражений требует практики. При консультировании пар может быть полезно дать одному партнеру высказаться в течение примерно 30 секунд, а затем попросить другого подумать. После того, как пара придет к взаимопониманию, поменяйтесь ролями. Делайте это в течение нескольких минут. О, и начните с менее серьезных тем, хотя бы в начале!

    При работе с человеком попробуйте использовать нашу рабочую таблицу «Практические размышления»:

    Практический лист рефлексии

    рабочий лист

    Другие советы по общению

    • Задавайте открытые вопросы, чтобы поощрять более широкое общение. Вот несколько примеров форматов вопросов:
      • «Расскажите мне об этом подробнее…»
      • «Что ты хочешь этим сказать?»
      • «Можете привести пример?»
      • «Что вы думаете о…?»
    • Покажите, что вы слушаете с помощью языка тела. Установите зрительный контакт, повернитесь лицом к тому, кого вы слушаете, и кивните, чтобы показать понимание. Отложите телефон и выключите телевизор, пока вы на нем. Даже если вы можете писать сообщения и слушать, вас может расстраивать, если другие думают, что вы их игнорируете.
    • Никогда не ждите, что другой человек прочтет ваши мысли. Вам может быть очевидно, как бы вы себя чувствовали в той или иной ситуации, но вряд ли это очевидно для кого-то еще.