В общении выделяют коммуникативную и перцептивную стороны: Структура общения. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная

Социально-психологическая характеристика основных сторон общения (коммуникативная, перцептивная, интерактивная)

  1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА >
  4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СТОРОН ОБЩЕНИЯ (КОММУНИКАТИВНАЯ, ПЕРЦЕПТИВНАЯ, ИНТЕРАКТИВНАЯ)

Добавить в конспект

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

ПОЛНЫЙ ОТВЕТ

БЕЗ ВОДЫ

Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Нам важно твое мнение

Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?

Спасибо, принято!

Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.

В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т. д. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

  1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. 

  2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. 

  3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. 

На отношения человека с другими людьми влияют социальные функции, социальные роли, под которыми понимают общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, игроком сборной по футболу и т. д. Поскольку человек одновременно выполняет несколько социальных ролей, а разные социальные роли требуют различного поведения, возникают ролевые конфликты, например, ролевой конфликт работающей женщины.

Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Легко создавать, делиться и просматривать с устройств

Доступно в ПК-версии сайта

Нам важно твое мнение

Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?

Спасибо, принято!

Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.

Общение как феномен


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Лекция № 3. 1.

Тема: Общение как феномен.

План:

§ 1. Понятие и структура общения.

§ 2. Виды и формы общения.

§ 3. Коммуникативная компетентность.


Полный конспект лекции

§ 1. Понятие и структура общения.
Категория «общение», проблема общения является одной из центральных в психологической науке, наряду с категорией «мышления», «деятельность», «личность».


Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность. В общении различают три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.



  1. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

  2. Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» — взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

  3. Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия «социальных объектов». В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Рассмотрение трёх сторон общения в единстве – важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет конкретные средства, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стилей, методов общения.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения:



  1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

  2. Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и к самому себе опосредованы его общением с взрослым. В ходе дальнейшего развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы.

  3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность. Еще У.Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».

  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений. Эмоциональные межличностные отношения не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, именно эмоциональность определяет специфику человеческого общения.


  5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

§ 2. Виды и формы общения

Общение чрезвычайно разнообразно, выделяется большое количество форм общения, которые составляют противоположные пары.


вербальное


невербальное

межличностное


массовое

межперсональное


ролевое

доверительное


конфликтное

личное


деловое

прямое


опосредованное

законченное


незаконченное

кратковременное


длительное
Типы межличностного общения:

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям.

Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования

Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия взаимного развития.


Уровни общения.

1. Примитивный уровень. Общая характеристика того, кто опускается до примитивного уровня в контакте, такова: для него собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий.

2. Манипулятивный уровень. В целом характеристика этого субъекта («манипулятора») такова: для него партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду: если не материальную или житейскую, то, по крайней мере, психологическую.

3. Стандартизированный уровень. Подлинного ролевого взаимодействия при этом уровне не происходит. Как видно из самого названия, общение здесь основывается на неких стандартах, а не на взаимном схватывании партнерами актуальных ролей друг друга и постепенном развертывании каждый из них своего «ролевого веера». Другим названием этой формы общения может быть «контакт масок».

4. Конвенциональный уровень. Этот уровень представляет собой полноценное человеческое общение. Словом «конвенция», или согласие, в психологии обозначают свод правил поведения, большей частью неписанных, но все, же передаваемых из поколения  в поколение, потому, что в этих правилах закреплен уговор людей друг с другом относительно того, какие формы поведения, согласно коллективному опыту, наиболее приемлемы и для субъекта, и для общества. Контакт на конвенциональном уровне требует от партнеров высокой культуры общения. Умение «держать» диалог на этом уровне, а тем более «приводить» его к такому уровню можно уподобить сложному искусству.

3. Игровой уровень. Уровень общения, который располагается «над» конвенциональными, т.е., обладая полнотой и человечностью последнего, превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков. В общении на игровом уровне партнёры «играют друг друга», «отражаются друг в друге» подобно отличным актёрам. Владение игровым уровнем контакта требует немалого артистизма, духовной утонченности.

4. Деловой уровень. Еще один уровень диалога, располагающийся выше конвенционального, — деловое общение. Реальные деловые контакты совсем не обязательно протекают на «деловом уровне», они нередко выглядят как общение на манипулятивном или стандартизированном уровне. Особенность делового общения: «Я» человека отодвинуто назад, на первом месте – дело. Общаясь на деловом уровне, люди выносят из контактов не только определенные зримые «плоды» совместной деятельности, но также исключительно стойкие чувства взаимной привязанности, доверия и теплоты или напротив – антипатии.

5. Духовный уровень. Высший уровень человеческого общения – духовный. Для любой фазы контакта характерно следующее: партнёр воспринимается как носитель духовного начала. Ценя духовное начало в другом, мы развиваем его и в себе. Ведь личность, вообще, обретает себя во всей полноте только тогда, когда она находится в диалоге с другой личностью.


§ 3. Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме.


Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:



  1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

  2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

  3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Структура коммуникативной компетентности.


Структурные компоненты:

Когнитивный компонент  связан с познавательными процессами личности, особенностями их развития, формированием специфических и общекультурных знаний, коммуникативных умений и т.д.

Следующий компонент коммуникативной компетентности – мотивационно-ценностный. В основе мотивации лежит потребность, которую многие считают решающим фактором поведения человека.

Рефлексивный компонент отражает интерес к самоанализу коммуникативной деятельности, к самоисследованию, самопознанию и т. д. Коммуникативная рефлексия, как известно, отвечает за осознание и рациональное объяснение чувств, эмоций, возникающих при общении.

Функциональная структура коммуникативной компетентности включает следующие компоненты:

Перцептивный компонент коммуникативной компетентности предполагает познание людьми друг друга на основе процесса восприятия, соотнесения обнаруженных характеристик с особенностями собственной личности, оценку ситуации, интерпретацию и прогнозирование на этой основе поступков собеседника. Этот аспект коммуникативной компетентности характеризуется адекватным осмыслением ситуации и адекватным восприятием собеседника.

Речевой компонент коммуникативной компетентности характеризуется адекватным обменом информацией с учетом соответствующих норм и образцов коммуникативного поведения. Качества, составляющие речевой аспект, — наиболее «видимая» сторона коммуникативной компетентности. В их числе: грамотное оформление речи; адекватное применение средств невербального общения; адекватная эмоциональная насыщенность речи; рациональное использование языковых средств; значимость речевого высказывания для собеседника; выбор языковых средств, доступных для собеседника; связность и логичность высказываний; богатство речи; располагающие манеры общения и голос.

Интерактивно-практический компонент коммуникативной компетентности раскрывается через следующие характеристики: адекватная постановка целей общения и эффективность их выполнения, соотношение рационального и эмоционального в общении, умение занимать адекватную ролевую позицию, оказывать поддержку, конструктивно разрешать коммуникативные конфликты. Этот аспект отражает взаимодействие людей с учетом имеющихся у них коммуникативных умений, способы непосредственной организации их совместной деятельности.

Осознавая, что подобное выделение коммуникативных качеств не является универсальным при структурировании коммуникативной компетентности личности, подчеркнем, что перечень коммуникативных качеств может варьироваться в том или ином диапазоне в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов.


Контрольные вопросы для закрепления:

  1. Дайте определение общения. Что входит в его структуру?

  2. Опишите процедуру общения по этапам.

  3. Перечислите функции общения.

  4. Назовите виды общения и типы межличностного общения, охарактеризуйте последние.

  5. Какие уровни общения вы знаете?

  6. Что такое коммуникативная компетентность?

  7. Какие структурные компоненты коммуникативной компетентности выделяются в психологии?

  8. Перечислите средства общения. Приведите классификацию.

  9. Охарактеризуйте вербальный уровень общения. В чем отличие языка от речи?

  10. Охарактеризуйте невербальный уровень общения.

Рекомендуемая литература.

Основные источники:



  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.

Дополнительные источники:



  1. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.

  2. Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.

  3. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.

  4. Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Психология личности: учебное пособие. Издание второе. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 575 с.

Каталог: sys -> files -> content attach
content attach -> Темы контрольных работ по дисциплине «технология социальной работы»
content attach -> Занятие № Тема. Психологическая характеристика общения как многопланового процесса виды общения
content attach -> Основные теории мотивации потребностей
content attach -> Основные подходы и теории стресса. Стрессорные реакции. Понятие стрессоустойчивости
content attach -> Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе
content attach -> Программа психолого-педагогической практики студентов факультетов высшего сестринского образования для специальности
content attach -> Занятие № Основные подходы в семейном консультировании Форма семинара: свободная дискуссия
content attach -> Группы III по своим показателям, а младенцы из группы I по боль шинству показателей значительно отстали от них
content attach -> Занятие № Тема. Психологическая характеристика общения как многопланового процесса виды общения
content attach -> №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции и чувства


Скачать 83,5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Стороны коммуникации — перцептивные, интерактивные, коммуникативные

Стороны связи тесно взаимосвязаны. Всего выделяют три аспектных аспекта коммуникативного взаимодействия индивидов, а именно: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Границы между такими сторонами общения достаточно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиций совместной деятельности и как особой деятельности. Коммуникативное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательный и формальный. Содержательная сторона взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальная – в поведенческой стороне общения, которая реализуется в процессе взаимодействия.

Перцептивная сторона общения

Стороны общения в психологии делятся на перцептивные, так как общение невозможно без взаимопонимания; интерактивный, заключающийся в потребности индивидов в совместной деятельности, и коммуникативный, заключающийся в обмене информацией.

Перцептивная сторона общения — процесс, выступающий существенной частью общения и основанный на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. По внешнему аспекту поведения субъект как бы «читает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Важную роль в общении играют впечатления, возникающие при взаимодействии. Имеют регулирующую функцию. В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка осмыслить ход своих действий и понять стратегию трансформации поведения, в результате чего он выстраивает стратегию собственного поведения. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических особенностей и поведенческих реакций субъекта, т.е. вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, мыслях, способностях, установках и т. д. Кроме того, вырабатывается и представление об отношениях, связывающих объекты и субъекты восприятия. Иными словами, восприятие другого индивида предполагает восприятие его внешних данных, сопоставление их с личностными характеристиками объекта восприятия, в результате чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.

В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены не менее двух личностей, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами самих себя происходит с двух и более сторон, поскольку каждый из собеседников соотносит себя с другим. Поэтому при разработке плана взаимодействия каждому интервьюеру приходится учитывать как потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, так и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы. Каждый из партнеров при оценке другого стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно его причин. В повседневной жизни индивидуумы не понимают истинных причин поведения других людей или понимают, но недостаточно. Из-за недостатка информации люди приписывают причины поведения другим индивидам, чтобы дать «разумное» объяснение своим действиям. Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост личности и его успешность в деятельности в целом.

Стороны делового общения тесно взаимосвязаны. Умение правильно воспринимать партнера по общению и правильно интерпретировать воспринятую информацию способствует эффективной аргументации, нахождению нужных аргументов, что приводит к разговору.

Основные аспекты коммуникативного процесса используются для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого его элемента. Современная социальная психология утверждает, что следует уделять больше внимания аспектным аспектам коммуникативного взаимодействия, связанным с характеристикой! Об отражении и отношениях, складывающихся в процессе взаимодействия и влияния субъектов общения друг на друга.

Интерактивная сторона общения

Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любого общения зависят от потребности индивидов в совместной деятельности. Коммуникация всегда должна подразумевать определенный результат — модификацию поведения других акторов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, на основе социальных норм, принятых в обществе моделей поведения, регулирующих отношения субъектов и образующих определенную систему. О существовании и принятии регулирующих норм поведения в обществе свидетельствует одинаковая реакция общества на определенное действие, отличающееся от действий других. Сфера применения социальных норм достаточно широка — начиная от модели поведения, отвечающей требованиям трудовой дисциплины, гражданского и воинского долга, и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости.

Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, способствует одновременной регламентации действий, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и не соответствующие нормам. Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется по репертуару ролей, сыгранных общающимися субъектами. Под ролью понимается нормативно утвержденная модель поведения, ожидаемая обществом от каждого, занимающего определенное социальное положение. К таким позициям относятся возраст, положение и т. д. Каждая роль, которую играет субъект, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивидуум может играть разные роли (множество позиций), что часто приводит к ролевому конфликту. Взаимодействие актеров, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием эффективности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

Причины конфликтов в коллективной деятельности могут определяться содержательными и деловыми разногласиями, а также разницей личных и прагматических интересов. В то же время отличительной особенностью конфликтных ситуаций второго рода является эскалация эмоционального напряжения. Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию успешного взаимодействия беседы. Смысловым барьером в коммуникативном взаимодействии считается несовпадение смыслов просьб, требований, распоряжений для участников общения, что создает барьер для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Смысловые барьеры приобретают все более значимую роль в педагогическом и деловом общении. Это объясняется разницей в возрасте участников, разным жизненным опытом, разницей интересов и т. д. Именно поэтому стороны делового общения делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.

Особое значение для субъекта, как правило, имеет связующее звено, соединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее осуществления. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести разный смысл. Поэтому в коммуникативном взаимодействии первостепенное значение имеет умение поставить себя на место другого участника общения.

Коммуникативная сторона общения

В тех случаях, когда под общением понимается обмен информацией, обычно имеется в виду его коммуникативный аспект. То есть в узком смысле это означает, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными идеями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и т. д. Все это вместе можно назвать информацией.

Коммуникацию не следует рассматривать только в контексте отправки и получения информации, так как в ходе коммуникации осуществляется взаимодействие активных субъектов, а не простое перемещение сообщений. Взаимное информирование лиц предполагает установление коллективной деятельности и активный обмен информацией. Важность информации играет существенную роль для всех, кто участвует в общении, при условии, что такая информация принята и понята.

Характер обмена информацией между всеми участниками общения определяется возможностью влиять друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией требует обязательного воздействия на партнера по общению. Коммуникативное воздействие, возникающее при общении, есть не что иное, как психологическое воздействие одного субъекта на другой.

Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией проявляется только при наличии у всех участников взаимодействия общей системы кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, люди нередко понимают их по-разному. Причинами этого могут быть возрастные особенности социальных, политических детерминант.

В контексте коммуникативного взаимодействия часто могут возникать специфические барьеры из-за непонимания самой ситуации взаимодействия. Непонимание может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, существующими между участниками общения. К таким различиям относятся социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие восприятий, мировоззрений, мировоззрений. В этом аспекте коммуникативное взаимодействие указывает на то, что оно представляет собой только сторону общения.

При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно будет использовать определение «направленность сигналов». Эта концепция позволяет различать аксиальные и рециальные коммуникативные процессы. Осевой процесс – это направление сигналов одним приемником информации, иначе говоря, отдельным людям. Реальный процесс — это направленность сигналов во многие возможные пункты назначения.

Информация, распространяемая коммуникатором, носит побудительный и констатирующий характер. Побудительный тип сообщений выражается в репликах запрашивающего, командного, рекомендательного характера. Он предназначен для стимулирования определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть разными. В основном побуждением может быть активация, то есть призыв к действию в нужном направлении и, наоборот, интердиция, то есть призыв, не допускающий определенных действий, запрет на определенные действия, а также дестабилизация, то есть , несоответствие или расстройство какого-либо независимого вида деятельности или команды.

Распознающие сообщения выражаются в виде уведомления или любой информации. Они используются в различных образовательных системах и не предполагают прямого преобразования поведения и деятельности, а косвенно способствуют этому. Характер информации может быть разным. Например, критерий объективности варьируется от безразличного тона изложения до включения в формулировку сообщения достаточно очевидных элементов убеждения. Вариация сообщения предопределена коммуникатором — лицом, передающим информацию.

Барьеры для эффективного общения | Принципы управления

Результаты обучения

  • Различие между фильтрацией, избирательным восприятием и информационной перегрузкой.
  • Проведите различие между эмоциональной разобщенностью, отсутствием достоверности источника и семантикой.
  • Объясните активное слушание.

«Я уже говорил с ним о расписании. Он не слушал? Как часто вы произносили подобные слова (или слышали, как они говорили о коллеге)? Каждый раз, когда мы говорим или слушаем, есть вещи, которые мешают четкому общению — вещи, которые мешают получателю получить сообщение от отправителя. Эти помехи называются «шумом», и существуют различные типы шума, которые могут привести к неправильной интерпретации сообщения.

Препятствия для эффективного общения

Несмотря на то, что обстановка неформальная, можете ли вы определить некоторые признаки, указывающие на то, что имеет место хорошее общение? Сверьте свои идеи со списком авторов в конце этого раздела.

В этом разделе описаны распространенные источники шума. Сколько из этих примеров вы можете вспомнить, которые повлияли на ваши разговоры с друзьями, одноклассниками или коллегами?

Физические состояния

Иногда «шум» — это именно это — громкие или отвлекающие звуки, которые мешают слышать или концентрироваться. Или общий уровень фонового шума может быть настолько интенсивным, что трудно долго сосредотачиваться на одном конкретном голосе. В комнате может быть так жарко или так холодно, что люди не могут устроиться поудобнее и не могут сосредоточиться. Занятия на свежем воздухе могут отвлекать тех, у кого вид из окна. Наконец, это может быть время обеда или слишком близко к тому времени, чтобы бросить курить, чтобы люди могли сосредоточиться. К счастью, при некоторой осведомленности и заблаговременном планировании физические барьеры на пути к эффективному общению преодолеть легче всего.

Фильтрация

Личный и особый опыт влияет на то, как люди смотрят на мир и как они общаются. Отправитель сообщения видит мир через один набор фильтров (опыт и ценности), а получатель видит его через другой набор фильтров. Следовательно, каждое сообщение должно пройти как минимум через два набора фильтров. Чем более похожи люди по образу жизни, опыту, культуре и языку, тем более похожими могут быть их ментальные фильтры и тем меньше искажений должно происходить. Вот почему люди, происходящие из очень разных социальных и экономических ситуаций, чем их аудитория, должны прилагать дополнительные усилия, чтобы точно сказать, что они имеют в виду, чтобы избежать путаницы. Кроме того, чем меньше людей участвует в передаче сообщения, тем больше шансов, что оно будет получено так, как задумал отправитель. Однако в бизнесе сообщения могут быть обобщены менеджером и переданы через помощника по административным вопросам, который разъяснил или отредактировал сообщение. Сообщения, подверженные множеству фильтров, должны повторяться по-разному, чтобы убедиться, что они были поняты так, как задумал отправитель.

Избирательное восприятие

Избирательное восприятие — это склонность либо «недооценивать», либо «чрезмерно сосредотачиваться» на стимулах, которые вызывают эмоциональный дискомфорт или противоречат прежним убеждениям. Например, некоторые люди целенаправленно ведут здоровый образ жизни, часто занимаясь спортом и употребляя только питательную пищу, но при этом куря сигареты. Психологи считают, что они выборочно игнорируют доказательства того, что курение опасно для их здоровья. Они решили игнорировать информацию, которая заставила бы их чувствовать себя виноватыми или бояться этой привычки. это называется защита восприятия . Избирательное восприятие также может быть бдительным , что означает, что люди очень чувствительны к вещам, которые для них значимы. Например, если руководителю не нравится какой-то конкретный сотрудник, она может очень критично относиться к поведению этого человека и замечать каждый раз, когда он опаздывает на встречу на минуту. С другой стороны, любимая сотрудница, опаздывающая однажды утром на работу, может вызвать опасение, что у нее проблемы с машиной. Избирательное восприятие вносит предвзятость в процесс коммуникации.

Информационная перегрузка

Все мы бывали в ситуациях, когда нам казалось, что на нас поступает слишком много информации. Когда это происходит, мы чувствуем себя подавленными и боимся, что вообще не сможем сохранить какую-либо информацию. Иногда не только количество общения, но и уровень вызывает перегрузку. Если сообщение содержит новую для получателя информацию, в том числе незнакомые процессы или концепции, то вероятность перегрузки значительно возрастает. Отправитель должен разбить сообщение на более приятные или удобоваримые части и уменьшить количество информации, которая должна быть усвоена в любой момент времени. Один из способов заключается в том, чтобы сделать объявление на высоком уровне, а затем дополнить его более подробной информацией. Отправитель несет основную ответственность за проверку того, что получатель понял сообщение. Это означает, что менеджеру, возможно, придется скорректировать сообщение, чтобы отразить различный опыт сотрудников. Новому сотруднику могут потребоваться повторные объяснения перед началом операции, тогда как опытный сотрудник может начать закатывать глаза от одних и тех же старых инструкций.

Семантика

Семантика — это изучение значения слов и фраз. Вы можете услышать, как один человек говорит другому: «Давай не будем спорить о семантике», имея в виду, что он не хочет увлекаться тривиальными и неважными деталями или играть словами. Но семантика чрезвычайно важна для эффективной коммуникации. В английском языке есть некоторые семантические правила, которые могут сбить с толку тех, для кого английский язык не является родным, например, концепция согласования подлежащего и глагола и родовые местоимения. Это может вызвать путаницу, как показано в следующих примерах:

  • Шесть человек придут на собрание во вторник. (Сколько мужчин придет?)
  • Рэйчел собирается представить докладчика на конференции. Он может попросить вас предоставить информацию о ней, чтобы облегчить работу. (Кто спрашивает информацию, Рэйчел или спикер?)

Если ваша аудитория включает людей, чей родной язык не английский, или лиц с другим уровнем образования, сообщения должны быть прямыми и четкими, чтобы обеспечить их понимание.

Обозначение и коннотация

Путаница также может возникнуть из-за использования языка людьми с разным уровнем образования, культуры и диалекта. Например, термины лифт и скобы обозначают два совершенно разных значения в Соединенных Штатах и ​​в Англии. Лондонец мог бы разумно спросить своего партнера, планирует ли он носить подтяжки со своими брюками.

Некоторые слова имеют оттенок для одной группы людей, который не разделяется другой. «Это не нормально!» может быть комплиментом или оскорблением, в зависимости от слушателя. (Возможно, вы уже знаете, что сленгу не место в письменном деловом общении.) К счастью для всех нас, внимание к контексту сообщения часто помогает избежать путаницы. Значение 9Омофоны 0085 (купить, мимо, до свидания; встретить, мясо, мете; пара, паре, груша) и омографы (читать, читать; вести, вести) часто легко понять по их контексту или произношению.

Эмоциональные разъединения

Почти первое, чему учатся родители, это никогда не пытаться вести разумный разговор с кричащим малышом или разгневанным подростком. Если они дождутся, пока молодой человек станет более восприимчив к тому, что он хочет сказать, шансы на успешный разговор резко возрастут. Взрослые также испытывают эмоциональные разъединения, которые влияют на шансы на успешное общение. Например, когда человек испытывает стресс или тревогу, выраженная озабоченность с большей вероятностью будет интерпретирована как критика. Конструктивная критика, сделанная в то время, когда сотрудник эмоционально уязвим, может быть воспринята как личная атака. Если возможно, лучше отложить сообщение, если существует большая вероятность того, что предполагаемый получатель неверно истолковает его из-за своего эмоционального состояния.

Доверие

Есть лучшие способы сообщить о своем авторитете, чем напоминать всем о своей позиции.

При общении достоверность сообщения зависит от репутации отправителя. Если получатель не доверяет отправителю, он отнесется к самому сообщению со скептицизмом или подозрением. Если отправитель заслуживает доверия, получатель, скорее всего, поверит сообщению, несмотря на свое личное мнение по этому поводу. Другими словами, надежность сообщения, независимо от формата, сильно зависит от воспринимаемой достоверности источника этого сообщения.

Достоверность источника  описывает положительные характеристики отправителя, которые влияют на принятие сообщения получателем. Доверие к менеджеру основывается на опыте, знаниях и навыках межличностного общения. Руководителям, которые открыто и откровенно общаются с сотрудниками, будет легче получить такую ​​обратную связь, которая подскажет им, было ли понято их сообщение.

Практические вопросы

Сообщение отправлено, но было ли оно получено?

Как после доставки сообщения отправитель узнает, получил ли получатель предназначенное ему сообщение? Задача отправителя или получателя — убедиться, что сообщение было понято? Ответ заключается в том, что оба конца коммуникационной цепочки несут определенную ответственность за проверку того, что было сказано и услышано. На рабочем месте, однако, основная ответственность лежит на менеджере, потому что основная часть его роли заключается в сборе и распространении информации для достижения организационных целей. Менеджеры должны вести стратегические переговоры, задавая вопросы и собирая отзывы. Одним из методов получения обратной связи является активное слушание.

Активное слушание — это техника общения, которая существует уже много лет и успешно используется во всех видах деятельности, а не только в бизнесе. Классы для родителей, супружеские отношения, государственные школы, консультирование и репетиторство — вот лишь некоторые из областей, где активное слушание является ценным навыком. Как следует из названия, основное внимание при активном слушании как инструменте улучшения коммуникации уделяется слушанию, а не разговору. (Вспомните выражение «У вас есть два уха и один рот не просто так».) Это процесс, когда слушатель отбрасывает свои мысли, чтобы более четко сконцентрироваться на том, что на самом деле говорит говорящий, а не на том, что слушатель думает говорящий.

Чтобы овладеть основными приемами активного слушания, требуется практика, и поначалу вам, вероятно, будет неловко применять этот прием. Но поскольку цель состоит в том, чтобы повысить эффективность за счет уменьшения вероятности недопонимания, это стоит небольшого дискомфорта. Основной метод кратко изложен в следующих шагах:

  • Посмотрите на говорящего и установите зрительный контакт, чтобы показать, что говорящий полностью завладел вашим вниманием.
  • Обратите внимание на язык тела говорящего, чтобы понять его сообщение. Говорящий зол, расстроен, напуган, мятежен или неуверен? Классические признаки гнева включают в себя руки, плотно сложенные перед телом или сжатые в стороны. Испуг или вина могут проявляться отказом смотреть вам прямо в глаза или постоянным отведением взгляда от лица слушателя. Говорящий может чувствовать конфронтацию, если его руки на бедрах, а ноги разведены в стороны, как будто он готов двигаться. Если говорящий постоянно отворачивается от вас, возможно, он что-то скрывает и определенно хочет уйти. Если какой-либо из этих признаков присутствует, вероятно, лучше закончить разговор позже.
  • Не позволяйте себе готовить ответ до того, как говорящий закончит свое выступление. Держите свой разум открытым и свободным от суждений до конца.
  • Задавайте вопросы, чтобы проверить или подтвердить то, что вы услышали от говорящего. Вы даже можете задать вопрос или сделать заявление, используя те же слова, что и говорящий. «Я слышал, вы сказали, что недовольны тем, как Джон руководит командой». Или: «Вы сказали, что чувствуете себя исключенным из процесса принятия решений по проекту».
  • Подождите, пока говорящий подтвердит или исправит ваше понимание его сообщения. Он может ответить что-то вроде: «Ну, несчастный — слишком громкое слово. Я имел в виду, что бывают моменты, когда я не согласен с решениями, которые принимает Джон». Тогда вы можете ответить: «Хорошо. Вы не совсем несчастны. Ты не всегда не согласен с Джоном. Здесь вы подтверждаете свое понимание исправленного утверждения говорящего.

Практический вопрос

Другим важным преимуществом активного слушания (помимо предотвращения недопонимания) является то, что вы показываете говорящим, что вам небезразличны они и их мнение. Они получают возможность действовать более активно, потому что верят, что их выслушают непредвзято.