Вербальные средства общения это в психологии: правила и принципы эффективной коммуникации

Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика

Добавить в конспект

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

ПОЛНЫЙ ОТВЕТ

БЕЗ ВОДЫ

Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Нам важно твое мнение

Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?

Спасибо, принято!

Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют 3 компонента:

  1. Коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информации между людьми).

  2. Интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.

    е. еще и в обмене действиями).

  3. Перцептивная сторона (означает процесс восприятия друг друга и установление на этой основе взаимопонимания и дружеских связей).

Способы восприятия друг друга:

  • Эмпатия — способность постижения эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

  • Заражение — определяется как бессознательная невольная подверженность человека к определению психическим состоянием. Оно проявлялось через передачу определения эмоционального состояния или «Психического настроя».

  • Внушение — целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом восприятии.

  • Убеждение — построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

  • Подражание — его специфика в отличие от заражения и внушения состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а в воспроизведении им черт и образов демонстрируемого поведения.

В процессе общения выделяют этапы:

  1. Потребность в общении – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

  3. Ориентировка в личности собеседника.

  4. Планирование содержания своего сообщения (человек представляет себе, что скажет, это происходит бессознательно).

  5. Восприятие и оценка ответной функции собеседника.

  6. Корректировка направления стиля методов общения.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информации, ведущий к взаимному пониманию.

Коммуникативная компетентность — способность установки и поддержки необходимых контактов с другими людьми.

Виды общения:

  • «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника (вежливости, строгости, безразличие).

  • Примитивное общение — оценка другого человека идет как нужный или мешающий объект ( если нужен – активно вступает в контакт, если нет – оттолкнуть или последуют агрессивные реплики ).

  • Деловое общение — учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    Духовное общение — межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и без помощи слов.

  • Светское общение (его суть: беспредметность, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это закрытое общение ).

Общение как сложный процесс взаимоотношения между людьми, осуществлялось по таким основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способов воздействия на собеседника.

Структура вербального общения:

  1. Значение и смысл слов, фраз («разум человека проявляется в ясности его речи»).

  2. Речевые звуковые явления (темп речи, модуляция высоты голоса, ритм (равномерный и прерывистый), тембр (хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи и т. д.).

  3. Выразительные качества голоса (специфические звуки: смех, плач, хохот).

Невербальные средства общения:

  1. Кинесика (изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций).

  2. Такесика (изучает прикосновение ситуаций общения – рукопожатие, поцелуи, прикасания).

  3. Проксемика (изучает расположение людей в пространстве при общении).

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческих контактах:

  • Интимная зона (15-45 см.) — допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для нее характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения.

  • Личная (персональная) зона (45-120 см.) — для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагающую визуально-зрительный контакт между партнерами.

  • Социальная (120-400см.) — соблюдается во время официальных встреч в кабинетах и других служебных помещениях с теми, кого не очень знают.

  • Публичная зона (>400 см.) — общение с большой группой людей (на митинге, на лекции).

Мимика — движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное расстройство, способна дать информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Много информации при общении несут жесты. Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции.

Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Легко создавать, делиться и просматривать с устройств

Доступно в ПК-версии сайта

Нам важно твое мнение

Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?

Спасибо, принято!

Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.

Молчаливое общение: эффективность, важность и советы

Молчаливое общение может быть сильнее слов. Вот что это такое и как это эффективно использовать.

Общение — это узы, связывающие людей вместе. Без него наши мысли, идеи и потребности никогда не были бы выражены или поняты.

Но общение включает в себя больше, чем слова, которые мы произносим. На самом деле это сложный процесс, включающий вербальный и невербальный обмен мнениями, и все они преследуют одну цель — позволить другим понять, что вы думаете и чувствуете.

Тем не менее, из всех форм общения молчание является одним из самых мощных. Потому что иногда молчание говорит громче слов.

Бесшумное общение происходит, когда вы не используете слова или звуки во время разговора.

В разных культурах это может означать разные вещи. В некоторых культурах молчание может означать уважение. В других культурах это может восприниматься как отсутствие интереса или нежелание общаться.

Молчание также может быть положительным или отрицательным. Например, позитивное молчание может быть конструктивным, помогая продвинуть разговор вперед, сменить тему или обозначить конечную точку словесного обмена.

Напротив, негативное молчание может быть разрушительным, прерывая общение или выражая враждебность. Его также можно использовать в качестве «молчаливого лечения» для людей, которые закрываются, когда эмоции накаляются.

Тем не менее, согласно исследованию 2015 года, молчание — это не только отсутствие общения, но и продуктивная коммуникативная стратегия.

Наряду с молчанием мы также используем другие формы общения для взаимодействия. К ним относятся:

  • Невербальные : Использование мимики, жестов, позы и языка тела.
  • Вербальный : Разговор лицом к лицу, по телефону или виртуально.
  • Письменный : Передача информации в письменной форме через документы, электронные письма или текстовые сообщения.
  • Visual : Использование изображений или примеров для передачи идей.
  • Слушание : Активное слушание, чтобы понять и понять других.

Бесшумное общение имеет много преимуществ. Например, молчание в определенных ситуациях может:

Способствует здоровому общению в отношениях.

Пока это позитивная тишина, молчание может помочь вам выслушать своего партнера, заставить его чувствовать себя услышанным и выразить свое чувство комфорта в отношениях. Кроме того, молчание может помочь предотвратить эскалацию разногласий.

Способствует активному слушанию

Эффективная коммуникация часто нарушается, когда слушатель занят формулированием своего ответа в своей голове вместо того, чтобы действительно слушать то, что говорит другой человек. Пауза и сосредоточение внимания на более глубоком значении того, что человек пытается передать, может помочь вам понять и понять, прежде чем отвечать.

Способствует эффективным переговорам

При использовании в определенные моменты переговоров молчание может передать уверенность и силу. Это также может оставить место для других, чтобы высказаться.

Однако это может создать ощущение дискомфорта, которое может заставить других заполнить пустоту разговором.

Если вы будете знать, когда задавать вопросы, а когда оставить слово другим, вы сможете более эффективно оценивать потребности других участников переговоров.

Несмотря на преимущества, молчание может иметь и негативные последствия. Вот некоторые из них, которые следует иметь в виду:

Молчание может привести к недопониманию

Молчание во время разговора может иметь несколько значений, которые могут различаться у разных людей. Он также может непреднамеренно выражать гнев или враждебность. Кроме того, молчание, когда кто-то задает вам вопрос, может сбить с толку спрашивающего о ваших чувствах.

Негативное молчаливое общение может быть токсичным

Такие стратегии, как молчаливое лечение, когда один человек прекращает общение с другим из-за гнева, могут быть разрушительными для самооценки и вредить отношениям. Люди с нарциссическим расстройством личности могут использовать эту тактику для контроля и манипулирования другими.

Исследования 2020 года показывают, что молчание само по себе является очень продуктивным инструментом общения. Хитрость заключается в том, чтобы использовать его надлежащим образом. Вот как:

  1. Используйте жесты. Когда вы молча слушаете других, используйте глаза, жесты и позу, чтобы выразить интерес. Например, продолжайте зрительный контакт, если это устраивает другого человека, и кивайте, чтобы показать, что вы согласны с тем, что он говорит.
  2. Сделайте паузу перед тем, как говорить. Во время важного разговора, например, собеседования при приеме на работу, подождите несколько секунд, прежде чем отвечать на вопросы. Это убережет вас от разглашения слишком большого количества ненужной информации и даст вам время сформулировать соответствующий ответ.
  3. Используйте тишину для эффекта. Вы можете использовать тишину, чтобы добавить веса своим утверждениям. Например, попробуйте сделать паузу на мгновение после того, как вы сказали что-то мощное и важное для вас, чтобы ваше сообщение дошло до вас.
  4. Практикуйте активное слушание в тишине. Например, пока вы молчите во время разговора, приложите сознательные усилия, чтобы понять лежащие в основе мысли, чувства и идеи, которые пытается передать другой человек.

Но самое главное, старайтесь сопротивляться желанию использовать молчание в качестве наказания или манипулировать другими. Молчаливое общение, используемое таким образом, скорее всего, приведет к нарушению связи, а в некоторых случаях может быть сочтено оскорбительным.

Иногда молчание красноречивее слов. Это особенно верно, если молчание используется эффективно.

Независимо от того, разговариваете ли вы с другом или участвуете в горячих переговорах, практика позитивного молчаливого общения в подходящее время и по правильным причинам может помочь вывести разговоры и взаимодействие на новый уровень.

Эффективное устное общение | Педагогическая психология

Эффективное общение требует использования всех форм разговора в классе в комбинациях, подходящих для конкретных высказываний и взаимодействий. Ранее в различных местах этой книги мы предлагали способы сделать это, хотя в этих местах мы обычно не строили дискуссию вокруг термина «коммуникация» как такового.

Эффективное обсуждение контента

Существует несколько способов говорить о контенте так, чтобы его, скорее всего, можно было ясно понять.0105 учебные стратегии . Например, при объяснении идей, будь то вкратце или в виде расширенной лекции, это помогает заранее предлагать систематизирующие идеи, связывать новое содержание с предыдущими знаниями, а также систематизировать и разрабатывать новую информацию. Существует также несколько различных стратегий содержательной беседы, предназначенных для учащихся, чтобы учащиеся как можно лучше понимали собственное мышление. В этой главе мы особо выделим два способа обучения: исследовательское обучение и совместное обучение. В таблице 1 обобщаются стратегии обучения как для учащихся, так и для учителей, а также указывается, как они способствуют эффективному вербальному обмену информацией о содержании.

Таблица 1: Стратегии поддержки обсуждения контента
Стратегия Определение Как это помогает общению
Контентная беседа учителей
Использование органайзеров Утверждения или идеи, которые дают краткий обзор нового материала Направляет внимание учащихся на новые идеи, которые предстоит изучить; помогает понять и запомнить новый материал
Связь нового материала с предшествующими знаниями Явные связи новых идей с существующими знаниями учащихся Облегчает обсуждение нового материала, делая его более значимым для учащихся
Разработка и расширение новой информации Полное объяснение новых идей, полные термины Избегает двусмысленности и неправильного понимания новых идей или концепций
Систематизация новой информации Предоставление и соблюдение четкой структуры при объяснении нового материала Помогает понять и запомнить новый материал
Обсуждение содержания студентами
Запрос обучения Учащиеся преследуют проблемы, которые они помогают сформулировать для себя Чтобы сформулировать и исследовать проблему, учащиеся должны четко выразить то, что они хотят выяснить.
Совместное обучение Учащиеся работают в небольших группах над решением общей проблемы или задачи Для совместной работы учащиеся должны четко объяснять идеи и вопросы однокурсникам.

Эти стратегии также относятся к управлению классом, а не к общению. Обратите также внимание на то, что разница между процедурным и содержательным разговором в некоторой степени произвольна; во многих ситуациях один вид разговора служит потребностям другого вида.

Таблица 2: Основные стратегии эффективных процедурных и контрольных переговоров
Стратегия процедурного разговора Стратегия контрольного разговора
Создание и обсуждение процедур для повседневных дел Создание и обсуждение правил надлежащего поведения в классе
Объявление переходов между действиями Выяснение принадлежности проблемы
Предоставление четких инструкций и указаний по действиям Активное слушание и сопереживание
Периодическое напоминание учащимся о процедурах выполнения задания Использование I-сообщений

Эффективная процедурная и контрольная беседа

В дополнение к сообщению о содержании, учителям необходимо сообщить о процедурах и ожиданиях относительно надлежащего поведения в классе.