Внеситуативно познавательное общение это: Внеситуативно-познавательное общение
📖 Внеситуативно–познавательная форма общения, Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни, ГЛАВА 3. Формирование личности ребенка в общении. Лисина М. И. Страница 14. Читать онлайн
…
Внеситуативно–познавательная форма общения
В первой половине дошкольного детства у ребенка можно наблюдать следующую, третью форму коммуникативной деятельности. Как и вторая, она опосредствованна, но вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в совместную познавательную деятельность можно сказать, в «теоретическое» сотрудничество. Предметные манипуляции детей раннего возраста во многом также были направлены на выявление свойств предметов; практические «пробы и ошибки» ребенка служат основой, на которой складываются потом его ориентировочные и перцептивные действия (А. В. Запорожец, 1960а, б; Н. Н. Поддьяков, 1977). Но примитивность ранних манипуляций и элементарные формы сотрудничества со взрослыми позволяют детям установить только самые поверхностные, малосущественные свойства вещей. Однако развитие любознательности и постоянное совершенствование способов ее удовлетворения (восприятие, наглядно–действенное, а позднее и наглядно–образное мышление на базе овладения речью) заставляют ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы. Показано, что дошкольник пытается понять ни мало ни много, как происхождение и устройство мира, взаимосвязи в природе, тайную суть вещей (J. Piaget, 1930, 1954; Дж. Флейвелл, 1967).
Но возможность понять такие проблемы самостоятельно у маленького ребенка очень ограничена. Единственным реальным путем к их пониманию становится для него общение с окружающими взрослыми. «Дети–почемучки» обрушивают на старших лавину вопросов. Естественно поэтому, что ведущий в третьей форме общения познавательный мотив. Взрослый выступает перед детьми в новом качестве как эрудит, способный разрешить их сомнения, дать им нужные сведения, обеспечить необходимой информацией. А поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются проблемы, далекие от обстановки взаимодействия детей и старших, общение приобретает впервые после рождения ребенка выраженный внеситуативный характер.
Большие трудности вызвало у нас понимание содержания коммуникативной потребности у детей с внеситуативно–познавательной формой общения. В своих наблюдениях мы постоянно наталкивались на одну распространенную черту детей младшего и особенно среднего дошкольного возраста на их повышенную обидчивость. Специальные опыты с использованием разных программ отношения взрослого к ребенку (похвалы, порицания, безразличие) показали его обостренную чувствительность к оценкам окружающих людей. З. М. Богуславская (Развитие общения., 1974), Е. О. Смирнова (1977) сообщают, что слова ободрения вызывают у дошкольников несоразмерный восторг: дети прыгают, хлопают в ладоши, испускают победные крики, они даже способны расцеловать малознакомого им человека. Но зато и самый мягкий упрек может восприниматься ими с крайним преувеличением: дети спорят, сердятся, некоторые плачут, иные тут же уходят из комнаты, а при следующей попытке встретиться они отказываются идти на опыт.
Мы предположили, что подобная повышенная чувствительность детей к отношению взрослого не случайна: по–видимому, она отражает какие–то важные преобразования потребности в общении детей. Напомним, что в первом полугодии жизни младенец вообще не воспринимает порицаний и реагирует на них как на знаки внимания, и такое поведение естественно вытекало из потребности детей этого возраста в доброжелательном внимании. Значит, и гиперреактивность детей младшего и среднего дошкольного возраста должна быть связана с содержанием их коммуникативной потребности. Все сказанное привело нас к выводу, что для внеситуативно–познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого. Дети хотят похвал и не желают мириться с замечаниями, они их воспринимают как личную обиду.
Почему же потребность ребенка в уважении взрослого опредмечивается в познавательных мотивах? Нам думается, что связь потребности и мотивов в данном случае объясняется тем, что только отношение старших к вопросам детей как к чему–то по–настоящему важному обеспечивает ребенку серьезность взрослого, желание глубоко разобраться в проблемах, а не отмахнуться от них. Ребенок ощущает большую неуверенность, вступив в область умозрительных рассуждений и потеряв привычную опору на чувственно данную наглядность. Сотрудничество со старшими в этой новой сфере представляется ему возможным только в том случае, если они не станут смеяться над ним, а отнесутся с должным признанием. Единственным же убедительным показателем признания дети считают похвалу. Истолкование потребностей и мотивов общения при третьей форме коммуникативной деятельности подтверждается в наших материалах их фактической связью в реальной жизни: дети с познавательными мотивами общения обидчивы, обнаруживают склонность к аффективному поведению, а обидчивые дети строят свое общение со взрослым на познавательных мотивах (Д. Б. Годовикова // Общение и его влияние…, 1974; Х. Т. Бедельбаева, 1978а). В пользу такого понимания потребности и мотивов общения детей с внеситуативно–познавательной формой общения говорит также тот факт, что описанная обидчивость детей не чисто индивидуальная особенность, а именно возрастной феномен: на определенной ступени развития он наблюдается практически у всех детей, хотя и не в одинаковой мере. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста, потому что среди младших многие еще остаются на уровне ситуативно–делового общения.
Потребность детей в уважении может стать основой для серьезных нарушений поведения и деятельности ребенка: он начинает упрямиться, делается плаксивым, уклоняется от контактов. Но это вовсе не обязательно и вполне устранимо. З. М. Богуславская (Общение и его влияние…, 1974) опробовала в своих взаимоотношениях с детьми разнообразные приемы и доказала, что мягкая шутка взрослого, бережное отношение к ребенку, допустившему промах, а главное постоянная демонстрация своей уверенности в его способностях, талантах и доброй воле быстро успокаивают ребенка, развязывают его инициативу и восстанавливают его стремление к сотрудничеству со взрослым.
Основным средством общения у детей с внеситуативно–познавательной (так же как и с внеситуативно–личностной) формой являются, конечно, речевые операции: ведь только они одни дают детям возможность выйти за пределы ограниченной ситуации в беспредельный окружающий мир. Интересно, что дошкольники не только используют слово, но и превращают его в особый объект изучения. У детей появляется тяга к словотворчеству, к игре со словом (К. И. Чуковский, 1965), благодаря которой они великолепно овладевают родной речью.
Психология bookap
Говоря о предыдущих формах общения, мы связывали их особенности с ведущей деятельностью соответствующего возрастного периода. В дошкольном возрасте главное значение среди всех видов активности ребенка приобретает игра. Специальные исследования показали, что на начальных этапах развития игры дети пытаются в ходе ее отразить по преимуществу внешний, «вещный» аспект деятельности взрослых, которую они прорабатывают путем обыгрывания (Д. Б. Эльконин, 1978а; М. И. Лисина, 1978). Поэтому они придают большое значение использованию разных предметов–заменителей, символизирующих «взрослое» оборудование, профодежду и характерные атрибуты. Кстати, подыскивание подходящих «заместителей» позволяет ребенку лучше осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры и тоже питает его жадную любознательность. Так познавательное общение тесно переплетается с игрой детей.
В сочетании оба эти вида активности обеспечивают стремительное расширение познаний детей об окружающем мире, углубление их сведений о чувственно невоспринимаемых сторонах действительности, то «конструирование реальности», о котором писал Ж. Пиаже (J. Piaget, 1954), имея в виду построение ребенком субъективного образа мира.
Связанные:
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бағдарламасы Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом |
Объяснение когнитивно-коммуникативных расстройств и как помочь
7 мин чтения
Когнитивно-коммуникативные расстройства — это проблемы с общением, основной причиной которых является когнитивный дефицит, а не дефицит основного языка или речи.
Когнитивно-коммуникативное расстройство возникает в результате нарушения функционирования одного или нескольких когнитивных процессов, в том числе следующих:
- Внимание (селективная концентрация)
- Память (воспоминание о фактах, процедурах, прошлых и будущих событиях)
- Восприятие (интерпретация сенсорной информации)
- Проницательность и суждение (понимание собственных ограничений и их значения)
- Организация (расстановка идей в удобном порядке)
- Ориентация (знание, где, когда и кто вы, а также почему вы здесь)
- Язык (слова для общения)
- Обработка скорость (быстрое мышление и понимание)
- Решение проблем (поиск решений препятствий)
- Рассуждение (логическое осмысление ситуаций)
- Исполнительное функционирование (составление плана, его реализация, оценка успеха и корректировка)
- Метапознание (думая о том, как вы думаете)
Эти познавательные процессы не являются изолированными способностями. Они работают вместе. Проблема с одной или несколькими когнитивными функциями может вызвать трудности при безопасном и эффективном выполнении повседневной деятельности, а также при эффективном общении . Оценка логопеда может определить, где существуют нарушения и как их лечить.
Человек с когнитивно-коммуникативным расстройством может испытывать трудности с концентрацией внимания на разговоре, сохранением темы, запоминанием информации, точными ответами, пониманием шуток или метафор или выполнением указаний.
Когнитивно-коммуникативные расстройства различаются по степени тяжести. Кто-то с легким дефицитом может просто испытывать трудности с концентрацией внимания в шумной обстановке, тогда как человек с более серьезными нарушениями может вообще не общаться.
Получите ключевые моменты в раздаточном материале!
Получите бесплатный PDF-файл с кратким изложением того, что такое когнитивно-коммуникативное расстройство , что вы можете заметить и как вы можете помочь. Идеальный раздаточный материал для семей.
Помимо бесплатной загрузки, вы также будете добавлены в наш список рассылки. Вы можете отписаться в любое время. Пожалуйста, убедитесь, что вы прочитали наши Политика конфиденциальности и Положения и условия .
Что вызывает когнитивно-коммуникативные расстройстваПоскольку когнитивные процессы контролируются многими корковыми и подкорковыми структурами головного мозга, любое повреждение головного мозга может вызвать когнитивно-коммуникативное расстройство.
От 35 до 44 процентов выживших после инсульта обнаруживают у себя когнитивные нарушения через 3 месяца после инсульта. Около трети этих людей испытывают длительные когнитивные проблемы. Они чаще всего возникают после инсульта правого полушария, который поражает левую сторону тела.
Когнитивно-коммуникативное расстройство также может быть результатом черепно-мозговой травмы (ЧМТ), инфекции головного мозга, опухоли головного мозга или дегенеративного заболевания, такого как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера или другая форма деменции.
Когнитивно-коммуникативные расстройства могут возникать отдельно или в сочетании с другими состояниями, такими как дизартрия (невнятная речь), апраксия (неспособность правильно двигать мышцами лица и языка для образования слов) или афазия (нарушение речи).
Как выявляются когнитивно-коммуникативные расстройстваЛюбой, кто перенес черепно-мозговую травму или инсульт, должен быть обследован на наличие когнитивных и перцептивных расстройств. Когнитивно-коммуникативные расстройства можно выявить с помощью Когнитивно-коммуникативного контрольного списка при приобретенном повреждении головного мозга (CCCABI), бесплатного онлайн-инструмента для скрининга. После выявления когнитивно-коммуникативных расстройств следует направить к логопеду для полной оценки.
Оценка, вероятно, будет включать несколько инструментов (как формальных, так и неформальных), в том числе некоторые из следующих:
- Монреальский когнитивный тест (MoCA)
- Шкалы когнитивных способностей при черепно-мозговой травме (SCATBI)
- Когнитивно-лингвистический экспресс-тест (CLQT)
- Функциональная оценка вербального мышления и исполнительных стратегий (FAVRES)
- Оценка функциональной активности, связанной с языком (ALFA)
После оценки клиента логопед готовит индивидуальный план лечения, ориентируясь на цели, отвечающие функциональным потребностям клиента.
Если человек не может говорить, важно определить, является ли проблема афазией или когнитивно-коммуникативным дефицитом. Большинство стандартизированных тестов на когнитивные функции используют язык. Однако у людей с афазией возникают проблемы с воспроизведением и/или пониманием речи. Поэтому их следует оценивать с помощью невербальных мер (как формальных, так и неформальных), которые могут включать следующее:
- Прогрессивные матрицы Raven (RPM)
- Когнитивно-лингвистический экспресс-тест (CLQT)
- Тест невербального интеллекта (TONI)
- Тест невербального мышления прикладом (BNVR)
Люди с афазией, вероятно, испытывают трудности с когнитивными процессами, такими как внимание, кратковременная память, рабочая память, декларативная память и исполнительное функционирование.
Что вы можете заметитьЛюдям с когнитивно-коммуникативными расстройствами часто трудно участвовать в разговоре. Они могут испытывать трудности с пониманием того, что говорят, или быть не в состоянии своевременно ответить. У них могут быть проблемы с четкой речью или эффективной и действенной передачей своих мыслей.
У человека с когнитивно-коммуникативным расстройством могут возникнуть проблемы с рассуждениями и принятием решений во время общения. У них могут быть проблемы с запоминанием своих разговоров и переживаний.
У людей с когнитивно-коммуникативными расстройствами иногда возникают проблемы с адекватной или социально приемлемой реакцией. У них часто отсутствуют фильтры, они выражают свои сексуальные мысли и говорят без оглядки на чувства других.
Помимо проблем с разговором, людям с когнитивно-коммуникативными расстройствами может быть трудно понять инструкции, презентации, фильмы, телевидение и радио.
У некоторых есть проблемы с чтением и/или письмом. Из-за этого им может быть сложно выполнять рабочие задания и школьные задания, участвовать в жизни своих сообществ или просто наслаждаться книгами, журналами, газетами и онлайн-СМИ.
Лечение когнитивно-коммуникативных расстройствЛюдям с когнитивно-коммуникативными расстройствами часто помогает оценка и индивидуальное лечение у логопеда, поскольку каждый случай уникален.
Терапия может включать комбинацию методов. Три основные цели — восстановить функцию, компенсировать дефицит и рассказать клиенту и семье о расстройстве и его лечении.
ИсправитьТехники восстановления прежнего уровня функционирования клиента включают следующее:
- Использование упражнений или программного обеспечения для повторного обучения дискретным когнитивным процессам, таким как внимание
- Использование стратегий внутренней памяти или интервального обучения извлечению информации для закрепления воспоминаний
- Выполнение трудных практических задач, предлагая поддержку для достижения независимости
Методы, предназначенные для компенсации когнитивно-коммуникативного дефицита клиента, включают:
- Использование внешних стратегий для улучшения памяти (например, книги для запоминания, приложения для смартфонов)
- Стратегии обучения подходу к проблемам для усиления исполнительного функционирования (например, «планируй, делай, анализируй»)
- Установление процедур и графиков
Методы обучения клиента и его или ее семьи включают следующее:
- Использование видео- или аудиозаписей для информирования клиента и его семьи о том, как выглядит и звучит дефицит
- Обсуждение результатов оценки с клиентом и его семьей
- Решение проблем с ошибками по мере их возникновения
- Проведение групповой терапии для клиента и его или ее семьи, включая обсуждение недостатков клиента и групповую практику стратегий лечения
- Обучение членов семьи и опекунов тому, как распознавать и помогать клиенту преодолевать его или ее недостатки
Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь себе, если вы пережили черепно-мозговую травму или обнаружили, что ваши умственные способности не такие острые, как раньше. Возможно, вам придется попробовать несколько вещей, прежде чем найти советы и рекомендации, которые будут работать лучше всего для вас, поскольку все люди разные. Попробуйте некоторые из этих вещей:
- Если у вас проблемы с памятью, обязательно записывайте все свои встречи, списки и важные заметки в календарь или электронный органайзер и всегда храните их в одном и том же месте.
- Если у вас проблемы с концентрацией внимания, настройте себя на успех, ограничив фоновый шум или сохраняя постоянный фоновый шум, если вы обнаружите, что это помогает вам сосредоточиться.
- Если у вас есть проблемы с исполнительными функциями, составьте подробный план, используйте контрольные списки и отметьтесь по ходу дела, чтобы убедиться, что вы идете по графику.
- Поговорите с другими людьми, столкнувшимися с похожими проблемами, чтобы извлечь уроки из их опыта. Если у вас легкая черепно-мозговая травма (такая, которая совсем не кажется легкой, но врачи постоянно говорят вам, что это так), вам может понравиться чтение книги Над моей головой Клаудиа Осборн.
- Посетите этот полезный веб-сайт с информацией о нарушениях правого полушария или проблемах с когнитивной коммуникацией после правостороннего инсульта.
Терапия может принести большую пользу человеку с когнитивно-коммуникативным дефицитом. Между тем, вы можете помочь человеку общаться, выполнив несколько простых действий:
- Дайте человеку дополнительное время, чтобы обдумать то, что вы сказали. Попробуйте подождать до 90 секунд, прежде чем повторить.
- Предоставляйте информацию короткими порциями. Если вы даете указания, разбейте их на маленькие шаги. Вместо того, чтобы говорить: «Почисти зубы», попробуйте сказать: «Иди к раковине. . . Выньте свою зубную щетку. . . Нанесите зубную пасту на зубную щетку. . . » и так далее.
- Если человек оставил пренебрежение, дайте вызов, встав слева от человека. Однако для важного разговора сядьте справа от собеседника.
- Запишите ключевые инструкции и информацию или предложите человеку записать ее самостоятельно.
- Проверяйте любую важную информацию, которую человек предоставляет вам, у третьей стороны, чтобы убедиться, что она надежна. Люди с дефицитом памяти или проблемами с интуицией могут не быть точными коммуникаторами, даже если их речь звучит хорошо.
- Говорите просто. Однако не говорите слишком громко и не говорите с человеком свысока.
Загрузите печатный раздаточный материал для всей семьи
Получите бесплатное резюме в формате PDF Что такое когнитивно-коммуникативное расстройство .
Помимо бесплатной загрузки, вы также будете добавлены в наш список рассылки. Вы можете отписаться в любое время. Обязательно ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности и Условиями использования .
Если вам понравилась эта статья,
Поделись ею!
Меган С. Саттон , MS, CCC-SLP, логопед и соучредитель Tactus Therapy. Она международный спикер, писатель и преподаватель по использованию технологий в медицинской логопедии для взрослых. Меган считает, что технологии играют решающую роль в улучшении исходов афазии и гуманизации клинических услуг.
Вам также может понравиться
Еще в «Что есть»
Терапия когнитивных коммуникативных расстройств в Торонто
Начало работы с когнитивно-коммуникативной терапией
Общение — это сложный процесс, который включает многие аспекты мышления, а также ряд социальных навыков, которые помогают нам общаться с другими людьми. В течение первых нескольких лет роста нашего ребенка у него развивается ряд когнитивных навыков, одним из которых является общение. Они узнают, как успешно общаться с другими людьми и как действовать в социальных ситуациях. Однако, если произойдет какая-либо травма мозга или что-либо, что повлияет на их навыки, их способность общаться может стать трудной. Термин «когнитивные коммуникативные трудности» часто используется для описания проблем, которые могут возникнуть.
Этот термин может показаться пугающим, но он обозначает широкий спектр проблем, которые могут возникнуть в результате приобретенной травмы головного мозга. Это может негативно повлиять на способность развивать и организовывать мысли, чтобы общаться с другими.
Признаки, требующие когнитивно-коммуникативной терапии
Поскольку «коммуникация» представляет собой такой широкий спектр, существует ряд симптомов, которые могут возникнуть в результате когнитивных коммуникативных трудностей. К ним относятся:
- Трудности с концентрацией внимания и фокусировкой,
- Проблемы с памятью, кратковременной и долговременной,
- Буквальное толкование предложений,
- Снижение навыков мышления и решения проблем,
- Когнитивная усталость,
- Замедленная скорость обработки информации (например, невнятные слова),
- Нарушение навыков социального общения,
- Снижение понимания (например, при чтении книги).
Это воздействие может быть обширным. Например, если ребенок склонен действовать импульсивно, он может быть более склонен к тому, чтобы оказаться в опасной ситуации. Кроме того, если ребенок изо всех сил пытается регулировать свои собственные эмоции, у него могут возникнуть трудности в общении в социальных взаимодействиях и частые эмоциональные всплески.
SpeechAim предлагает широкий спектр услуг по оценке и лечению с помощью наших дружелюбных логопедов. Родители, у которых могут быть проблемы, должны связаться с нами, чтобы назначить консультацию.
Логопедия для улучшения когнитивного общения
В SpeechAim мы разработали ряд терапевтических занятий, специально разработанных для улучшения конкретных симптомов вашего ребенка. Мы понимаем, что у каждого ребенка будут свои уникальные симптомы, и двух одинаковых детей не бывает. В результате все наши сеансы терапии будут проводиться индивидуально с вашим ребенком, чтобы обеспечить наилучшее возможное развитие.
После первоначальной консультации мы сможем разработать программу, специально разработанную для борьбы с симптомами, проявляющимися у вашего ребенка, а также предоставить вам, родителю или опекуну, ряд советов и приемов, которые вы можете использовать. дома для дальнейшего увеличения развития.
Как вы можете помочь дома
Существует множество способов, которыми вы можете помочь когнитивной коммуникации дома, наряду с любой терапией, которую мы можем вам предложить. Например:
Дайте ребенку дополнительное время, чтобы полностью понять, что вы сказали. Старайтесь не повторяться, так как они будут давить на них.
Разбивка информации на небольшие сегменты. Дети могут не понимать большие наборы предложений, поэтому их разбивка облегчит им понимание.
Говорите просто. Не говорите с ребенком снисходительно и не опекайте его, однако убедитесь, что он полностью понимает то, что вы говорите.
Запишите информацию для своего ребенка и поощряйте его делать то же самое. Это отличный способ, с помощью которого ваш ребенок может научиться запоминать определенные предложения.
Все наши терапевты доступны круглосуточно, когда вам это нужно. Дома, в школе или на работе. Для получения дополнительной информации или для записи на прием, пожалуйста, свяжитесь с нами ниже.
SpeechAim Ассистент логопеда
Большое спасибо, что связались с нами! Мы рады познакомиться с вами и обсудить причину, по которой вы пришли к нам сегодня.
= 1)? »: ‘дн'»>
Пожалуйста, сообщите нам возрастную группу человека, по поводу которого вы связываетесь с нами:
Ребенок Подросток Взрослый Старший
1)? ‘ответ’: ‘дн'»>
= 2)? »: ‘дн'»>
Какой вопрос вы хотели бы обсудить?
Проблемы с речью Когнитивные трудности Другое
2)? ‘ответ’: ‘дн'»>
= 3)? »: ‘дн'»>
Обращались ли вы к профессионалу или вам рекомендовали логопеда?
Да Нет Первый визит
3)? ‘ответ’: ‘дн'»>
= 4)? »: ‘дн'»>
Мы будем рады поговорить с вами! Консультации по телефону — это отличная возможность для нас узнать больше о проблеме и сообщить вам, как вам следует действовать.