Внеситуативное общение это: Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет)

Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет)

Хрестоматия ↓
↳ Хрестоматия по возрастной психологии:

Третья форма общения ребенка со взрослым развертывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Полученные факты показали, что с расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире.

Несомненным признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребенка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Наиболее типичной эту форму общения можно считать для младших и средних дошкольников. У многих детей она остается высшим достижением до самого конца дошкольного детства.

Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей младшего и среднего дошкольного возраста к той оценке, которую дают им взрослые.

Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвал.

Важнейшим средством коммуникации на уровне третьей формы общения становится речь, потому что только она одна открывает возможность выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения.

Значение третьей формы общения детей со взрослыми состоит, на наш взгляд, в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений. Вместе с тем, познание мира предметов и физических явлений перестает вскоре исчерпывать интересы детей, их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере. Развитие мышления, и познавательных интересов дошкольников выходит за рамки третьей генетической формы общения, где оно получало опору и стимул, и преобразует общую жизнедеятельность детей, перестраивая и деятельность общения со взрослыми.

Подраздел: Хрестоматия по возрастной психологии

Похожие материалы в разделе Хрестоматия:

  • Задачи и методы психологии народов (Вундт В. Проблемы психологии народов//Тексты по истории социологии XIX-XX веков: Хрестоматия. М.: Наука, 1994. С. 75-90.)
  • У. Джемс Психология. М., 1991.
  • О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. А.Г. Асмолов, М.А. Ковальчук (Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии/уТеоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М.: Изд-во Моск. унта, 1977. С. 143-163.)
  • Я.С. Лейтес. Возрастные предпосылки умственных способностей
  • Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 2 года).
  • Невербальное поведение: структура и функции. В.А. Лабунская (Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5-35.)
  • Познавательная активность
  • Этап возникновения речи
  • В. Штерн
    Дифференциальная психология и ее методические основы
  • Б.М. Теплов. Способности и одаренность

Основные формы межличностного общения дошкольников


База данных защищена авторским правом ©dogmon. org 2023
обратиться к администрации

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Симонова Е.В.

МКДОУ ЦРР ДС «Счастливое детство»

Общение – это основа межличностных отношений, которая является наиболее приоритетным видом взаимодействия детей [4].

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три формы общения со сверстниками.

1). Эмоционально-практичная (2-4 года). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстников соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Как пишет Д.Б. Эльконин они «играют рядом, но не вместе» [6]. Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Данная форма общения в возрастной психологии называется ситуативно-деловой. Она целиком зависит от узких рамок той ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Одна из характерных особенностей этого общения то, что введение какого-то привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей. Чаще всего они начинают драться из-за него.

Для младших дошкольников характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. Как правило, трехлетние дети равнодушны к сверстникам. Главную роль в жизни ребенка этого возраста играют взрослые (родители, воспитатели). Непосредственные эмоциональные контакты являются основным содержанием общения [5].

С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» — начинается новый этап в развитии общения ребенка.

2). Внеситуативно-познавательная (3-5 лет). Эта форма общения побуждается познавательными мотивами. Характерна для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Лишь после четырех лет дети начинают играть друг с другом. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры [3]. Главным содержанием общения детей в среднем дошкольном возрасте становится, так сказать, деловое сотрудничество. При данной форме общения дети заняты общим делом, они согласовывают свои действия и учитывают активность друг друга для достижения общей цели. Также у детей появляется потребность в признании и уважении сверстников. Теперь ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстников. Если сверстник не проявляет внимания к нему, просыпается пристальный интерес к тому, что делает тот ребенок. Дети в пятилетнем возрасте чаще демонстрируют свои преимущества перед сверстниками и пытаются скрыть от них свои неудачи и промахи. В данном возрасте уже проявляется соревновательное начало. В процессе игры дети ревниво следят за действиями своих сверстников. В этом возрасте дети становятся более эмоциональными в проявлениях своих реакций на оценку взрослого. В результате повышенных эмоциональных реакций в процессе игры возрастает число детских конфликтов, а также такие явления как зависть, ревность, обида на сверстников [3].

Все это позволяет говорить об изменении отношения ребенка к сверстнику. Теперь другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Через это сравнение ребенок оценивает себя как обладателя особых качеств, которые важны не сами по себе, а «в глазах другого». Все это порождает многочисленные конфликты детей, а также такие явления как хвастовство, демонстративность, конкуренция.

3). К шести-семи годам стремление сравнивать себя со сверстниками отступает на задний план. Вперед выходит способность к взаимопомощи [5]. В общении со сверстниками появляется умение видеть в партнере не только ситуативные проявления, но и его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники не только высказывают свои пожелания в игре, но и начинают спрашивать у партнера: «что он хочет делать?», «что ему нравится?», «что он видел?» и т.д. Их общение становится внеситуативным, или, как говорят психологи, внеситуативно-личностным. Увеличивается число межличностных контактов детей. Дети начинают вести диалоги между собой, которые не связаны конкретной игровой деятельностью.

Начинают интересоваться жизнью сверстников: где он был, что делал. Дают свои оценки тем или иным поступкам сверстника. Их интересует сверстник не как участник совместной игровой деятельности, а как личность. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, т.е. появляется первые проявления дружбы. Дети теперь не играют совместно, чаще они объединяются в небольшие группы по два – три человека и оказывают в игре и общении предпочтение только своим друзьям [4].

К шести годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность ребенка в жизнь сверстника [2]. Чаще старшие дошкольники более внимательны к действиям сверстников, эмоционально вовлечены в них. Если средние дошкольники будут охотно поддерживать взрослого (родителя, воспитателя) в осуждении каких-то действий сверстника, то старшие дошкольники могут объединяться против взрослого в поддержку действий своего друга. Все это говорит, что шестилетние дети, в первую очередь, направлены на другого ребенка, а не на положительную оценку взрослого.

К концу старшего дошкольного возраста у большинства детей возникает желание помочь сверстнику, оказывать ему знаки внимания, дарить подарки. Проявление конкуренции, зависти отмечается не так остро как в возрасте четырех – пяти лет. Некоторые дети начинают сопереживать не только успехам, но и неудачам других. Это говорит о том, что сверстник становится для ребенка самоценной личностью, а не средством самоутверждения [1].

Таким образом, мы рассмотрели развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте. Общение со сверстниками существенно отражается на развитии личности. Важно изучать эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, создавая для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Литература:


  1. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., 2002.

  2. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии, 1972, № 6, с. 36-45.

  3. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1999.

  4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие. М., 2000.

  5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика. Проблемы. Коррекция. М., 2005

  6. Эльконин Д.Б. К проблемам периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 2, с. 26-43.

Каталог: storage3 -> article
article -> Кризисные периоды в развитии семьи. Семья

article -> Исследовательская работа: «Влияние деловых и личностных качеств руководителя на микроклимат в школе»
article -> Технология цвета
article -> Наука и человек
article -> Дидактичекая игра, как способ активизации внимания младших школьников
article -> Управление образования города Пензы
article -> «Мимика и жесты человека»


Скачать 41.21 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Как общаться с удаленными работниками?

Многое было сделано в последние годы в связи с ростом удаленной рабочей силы, поскольку все больше и больше людей выбирают внештатную работу, удаленную работу и другие возможности работы на дому.

Общение с этой частью рабочей силы было весьма актуальным, поскольку оно ставит перед вами ряд уникальных задач. Но часто забывают или упускают из виду, что есть целая часть рабочей силы, которая всегда работала «вне офиса» в той или иной степени, а в эпоху компьютеров и электронной почты в качестве основного инструмента внутренней коммуникации такие сотрудники часто могут выпасть из « петля».

Люди, работающие в таких отраслях, как транспорт, строительство, гостиничный бизнес, розничная торговля, продажи, сельское хозяйство, садоводство, здравоохранение, энергетика, горнодобывающая промышленность, судоходство и другие, слишком хорошо знают, что многие из их работников не сидят за столом в офисе. башня целый день. Поддержание вовлеченности и информированности этих сотрудников имеет решающее значение для миссии, поскольку они часто находятся в полевых условиях, выполняя более «практическую» работу, от которой зависит успех компании.

Общение с сотрудниками, независимо от их роли или места, где они выполняют свою работу, имеет решающее значение для успеха организации. Передовая практика внутренних коммуникаций гарантирует, что все находятся на одной странице, когда речь заходит о миссии компании, делятся важными новостями и инициативами, сотрудники вовлечены, совершается меньше ошибок, и в целом компания более продуктивна и прибыльна, чем конкуренты с плохой практика внутренних коммуникаций.

Связь в строительной отрасли, например, жизненно важна для качества здания и даже для безопасности рабочих.

Недостаток общения часто называют причиной низкого морального духа или того, почему люди увольняются и меняют работу. Людям нравится чувствовать себя включенными и ценными членами команды, частью которой они являются.

 

Внештатные работники и их проблемы

Внутренние коммуникации могут быть сложными даже в самые лучшие времена, поэтому, когда ваши работники не могут быть легко доступны, возникает дополнительный набор препятствий, которые необходимо преодолеть.

Исследование, проведенное в 2017 году авторами Дэвидом Максфилдом и Джозефом Дженни, показало, что работающие сотрудники сталкиваются с другими проблемами общения и взаимодействия по сравнению с теми, кто работает на местах.

67 % удаленных сотрудников заявили, что их коллеги не борются за их приоритеты, по сравнению с 59 % сотрудников, работающих на местах. А 64 % удаленных сотрудников чувствовали, что коллеги вносят изменения в проекты, не предупреждая их, по сравнению с 58 % сотрудников, работающих на местах.

 

Советы по эффективному общению с удаленной командой

Общение с сотрудниками, которые не сидят за рабочим столом или имеют лишь эпизодический доступ к электронной почте на своих телефонах или общих компьютерах, может стать проблемой в эпоху, когда по умолчанию для распространения материалов внутренней связи в организациях используется электронная почта.

В некоторых компаниях только небольшой процент сотрудников может работать вне офиса. В других это может быть большая доля – например, авиакомпании или грузовые и логистические компании. Независимо от того, сколько сотрудников работают вдали от рабочего стола или вдали от офиса, важно найти способы информировать их.

Некоторые способы достижения этого включают:

  • Установление четких ожиданий. Когда вы адаптируете сотрудников или они переходят на работу в полевых условиях, вам необходимо установить ожидания относительно того, как часто они будут «отмечаться» в офисе, и предпринимать активные действия, чтобы быть в курсе важной информации.
  • Регулярные собрания команды. Это возможность для всех сотрудников собраться вместе, чтобы обсудить важные вопросы, поделиться опасениями, дать и получить отзывы и узнать о важных корпоративных и стратегических приоритетах, которые влияют на них и их роли.
  • Регулярные встречи один на один. Руководители удаленных сотрудников должны регулярно планировать встречи с членами своей команды. Это не только отличная возможность поделиться информацией и убедиться, что важные новости или директивы доведены до сведения, это хорошая практика, чтобы связаться с этими сотрудниками, чтобы узнать, как они работают, и узнать, как они могут быть лучше поддержаны в своих ролях. Встречи лицом к лицу не всегда могут быть практичными, но телефонные или видеоконференции, по крайней мере, обеспечивают личный контакт.
  • Печатные материалы. Несмотря на то, что мы находимся во все более цифровом мире, печатные ресурсы по-прежнему имеют свое время и место. Информационные бюллетени, плакаты, листовки, информационные бюллетени и другие бумажные материалы могут создаваться и распространяться среди сотрудников, не имеющих доступа к компьютеру.
  • Социальные сети. Большинство людей используют социальные сети в своей повседневной жизни и знакомы с тем, как они работают с точки зрения обмена информацией. Существуют специальные социальные сети для бизнеса, такие как Facebook для бизнеса или Yammer, частью которых сотрудники могут делиться и получать информацию.
  • Места для онлайн-проектов. Такие инструменты, как Basecamp, Teams, Slack и т. д., могут быть хорошим способом для удаленных сотрудников сотрудничать с коллегами и проверять новые директивы и информацию, которой делится руководство. Хотя для этого по-прежнему требуется доступ в Интернет, это часто можно сделать через приложение на досуге сотрудника.
  • Индивидуальные решения. Некоторые организации создают свои собственные настраиваемые приложения с учетом своих уникальных обстоятельств, чтобы развернуть их для своих сотрудников, где они могут получить доступ ко всему, что им нужно, в одном месте, например к платежной ведомости, информации о реестре, новостях, политиках, процедурах и т. д.
  • Мобильное приложение DeskAlerts. DeskAlerts — это инструмент внутренней связи, который работает путем отправки сообщений на экраны компьютеров сотрудников в виде всплывающих уведомлений или в виде push-уведомлений на смартфоны и планшеты. Это отличный способ поделиться информацией с сотрудниками на местах. Сообщения могут содержать видео, изображения и гиперссылки, так что независимо от того, где находятся ваши сотрудники, они могут получить ту же информацию в то же время, что и их коллеги, которые сидят в офисе.
  • Текстовые сообщения. Если у вас есть мобильные сотрудники с мобильными телефонами, вы можете отправлять групповые текстовые сообщения всем, чтобы убедиться, что они знают о важных событиях. В DeskAlerts есть даже возможность отправлять SMS-сообщения сотрудникам.
  • Цифровые вывески. Превратите любой пустой экран в цифровую доску объявлений с опцией цифровых вывесок в DeskAlerts. Это означает, что для ваших удаленных сотрудников везде, где есть экран (например, в комнатах отдыха для сотрудников, комнатах отдыха и т. д.), вы можете отправлять им сообщения, сообщающие о важных инициативах и другую информацию, которую они должны знать.

Темы: Улучшить корпоративную коммуникацию Каналы связи сотрудников Инструменты внутренней коммуникации

Коммуникация в эпоху внештатного персонала

5,00 $

Большинство компаний начинают с идеи, в одном месте и с основателем, а также со значительным другим. По мере роста компании увеличивается штат сотрудников, а затем компания переезжает в реальный офис. При дополнительном росте компания сталкивается с более высокими затратами на рабочую силу с учетом выгод. Развернулись политики, которые сделали менее дорогостоящим и возможным увольнять сотрудников за пределы предприятия.

Компании двадцать первого века, занимающиеся сетями, компьютерными конференциями, электронной почтой и ночной доставкой (UPS и FedEx) сочли выгодным, чтобы сотрудники, находящиеся вне офиса, превратили это в одну крупную операцию, сравнимую с одним большим офисом.

При дальнейшем росте подразделения и вспомогательные офисы могут быть разбросаны по разным местам по всей территории Соединенных Штатов.

Операционные идеи, которые оказались успешными в одном месте, теперь могут быть воплощены в удаленных местах почти мгновенно и с минимальными затратами.

Кроме того, конференц-связь по телефону обычно доступна либо в сервисной компании, либо, если она достаточно большая и доступная, с помощью программного обеспечения в главном офисе.

Связь всегда в центре внимания. Есть тенденция использовать электронную почту. Настоящие электронные письма экономят время и помогают избежать путаницы; но они не должны заменять прямой контакт. Персонал в разных местах может выполнять задачи, когда они видят и слышат предложения и комментарии от сотрудников в других местах.

Коммуникативные навыки должны быть отточены для достижения наилучшего диалога, разъяснения моментов, которые могут быть двусмысленными, если представлены в электронных письмах. И одно электронное письмо требует и ответа; если недостаточно конкретно, ответное электронное письмо с дополнительными вопросами; все это может занять много времени; и чем выше документооборот, тем выше вероятность непонимания и неадекватного исполнения.

Примером может быть обзор продукта, продаваемого в одном офисе, который теперь должен быть включен в дополнительные магазины. Без тщательного рассмотрения может быть потрачено много времени без надлежащей коммуникации, особенно если продукт уже находится на полке вспомогательного офиса, но не такого качества. Очевидно, что если бы связь была лучше, меньше времени было бы потрачено только на обновление продукта, продаваемого с помощью спутниковой связи.

Это кажется такой простой концепцией. И именно поэтому не хватает времени и денег, чтобы использовать наилучший способ связи.

Неспособность предвидеть использование наилучших средств связи поднимает вопрос: «Почему они не могут видеть более широкую картину?»

Эта проблема возникает, когда небольшая группа работает над продуктом, который действительно требует участия большего числа людей. Последняя группа помогла бы создать лучший продукт, если бы основные этапы были разделены как основа или начало более крупной и лучшей конечной игры.

Иногда легко забыть, что как руководитель, если все ваши сотрудники не получают более широкого обзора, смысл их работы может ускользнуть от них и привести к провалу в достижении первоначального плана.

Понимание и овладение коммуникативными навыками требует времени и усилий со стороны менеджеров проектов.