Что такое неречевые средства в личном общении – НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — это… Что такое НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ?

НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — это… Что такое НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ?


НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ
  • НЕРОДНОЙ ЯЗЫК

Смотреть что такое «НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ» в других словарях:

  • НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что неречевые средства общения и экстралингвистические средства общения. Невербальными считаются такие средства общения, которые обеспечивают процесс общения без использования языковых средств. Психологи… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что вербальные средства общения. Единицы языка и речи, речевые образцы, посредством которых обеспечивается речевая деятельность (аудирование, говорение, чтение, письмо). Р. с. о. несут основную коммуникативную… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что неречевые средства общения и невербальные средства общения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Паралингвистические средства общения —   Невербальные (неречевые) средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию. Различаются три вида паралингвистических средств:   1) фонационные (тембр речи, ее темп, громкость, а также… …   Словарь социолингвистических терминов

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ

    — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МИМИКА — (от греч. mimikos – подражательный). Движения мышц лица, являющиеся непроизвольным или намеренным выражением чувств (смех, улыбка и др.). М. является одним из средств общения между людьми, формой выражения их эмоционального состояния. См. также… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Невербальное общение : дискурс-анализ — 1) Методология исследования невербального общения (Н. о.), как процесса производства и обработки паралингвистического дискурса; 2) способ анализа ситуативного использования системы неречевых знаков в контексте социального взаимодействия. Введение …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ПАРАЛИНГВИСТИКА — (от греч. para – возле, около + лингвистика). 1. Раздел языкознания, изучающий неречевые (невербальные) средства общения. 2. Совокупность невербальных средств, участвующих в речевом общении. Понятие П. было введено в 40 х гг. Д. А. Хиллом, но… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Синдром Аспергера — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

methodological_terms.academic.ru

Неречевые средства общения.

 

Лекция 5.

План лекции

1. Взаимное расположение партнеров, позы, жесты, мимика.

2. Группы знаков невербальной связи, характерных для делового взаимодействия.

 

Важнейшей составной частью общения является физическое поведение партнеров. 80 процентов информации человек получает благодаря зрению, 16 процентов — благодаря слуху. Визуальное восприятие формирует впечатления о партнерах — их искренности, доброжелательности, энергичности или, наоборот, нерешительности, самоуверенности, равнодушии, нервозности. Походка, поза, движения, мимика, жесты являются выражением внутреннего состояния человека во время общения. Физическая свобода, умение координировать речь и движения, естественность, непринужденность и выразительность пластики тела, слагаемые культуры делового общения.

Определенную роль в процессе коммуникации играет взаимное расположениелюдей — дистанция между ними, положение партнеров относительно друг друга, ориентация в пространстве. Выделяют четыре межличностные дистанции:

— интимная (0-45 см), приемлемая в общении близких или хорошо знакомых людей;

— персональная (45-120 см), наиболее часто встречающаяся в деловом общении с коллегами, клиентами или просто знакомыми людьми;

— социальная (120-400 см), имеющая место на формальных встречах или при решении безличных проблем;

— публичная (400-750 см), устанавливаемая в процессе общения с группой людей.

Следует учитывать, что каждый из субъектов общения устанавливает свое персональное пространство, очерчивая, своего рода, невидимый круг вокруг себя, своего рабочего места, нарушение границ которого партнерами осложняет взаимодействие. Причем, люди более конфликтные, подозрительные и необщительные окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди уживчивые и покладистые.

Позыпартнеров во время общения несут очень важную информацию о характере их отношений, о соотношении коммуникативных статусов. Во многих ситуациях общения, когда требуется определить соотношение статусов партнеров по типу «выше — ниже — равные», именно позы приобретают особое значение. Так, все позы можно разделить на две большие группы в зависимости от того, сидитчеловек или стоит.Эти положения весьма важны и сами по себе, и в соотнесении друг с другом. Укоренилось представление, что лицо с высоким статусом должно сидеть, с низким — стоять. Существует также правило: вставать всегда и везде для того, чтобы выразить свое почтение (старшему, женщине, руководителю).

Можно выделить открытыепозы и закрытые.Открытые: поворот корпуса и головы к собеседнику; раскрытость ладоней; нескрещенное положение ног; расслабленность мышц; прямой взгляд в лицо. Они свидетельствуют о заинтересованности партнера в общении. Закрытые: корпус развернут к партнеру, а ноги — от него; скрещенные руки и ноги; сжатые кисти рук; напряженная прямая спина; отведенный взгляд. Все это подчеркивает нежелание партнера поддерживать контакт и положительно решать обсуждаемые вопросы.

Если мужчина сидит, закинув ногу на ногу, беседуя со своим деловым партнером, он должен следить за своими брюками, не допуская, чтобы выше носка была видна голая нога. Не принято раскачивать ногой, обнимать колени руками. Неприлично сидеть, развалясь в кресле, покачиваться на стуле, сидеть на самом краю стула, кресла, дивана. Женщина, садясь, не поднимает платье или пальто. Она может закинуть ногу на ногу, сидя на стуле, но не должна себе позволять этого, сидя в низком кресле или на диване. В таком случае ноги следует держать вместе, то есть колени друг к другу, обе голени наклонить в одну сторону.

Важное место среди невербальных средств общения занимают жесты — движения рук, которые имеют коммуникативную направленность, обращенность к другому. В общении жесты могут заменять речь (например, жесты приветствия, прощания, некоторые оскорбительные жесты). Они могут сопровождать, дополнять словесный текст (например, так называемые «ораторские» жесты). Наконец, жесты могут выражать отношения, эмоциональные состояния человека (растерянность, презрение, доверие к партнеру). Жестикуляция индивидуальна.

Одно из главных средств несловесного общения — мимика.Это движения мышц лица, отражающие состояния, чувства или свидетельствующие о намерениях человека. Различают непроизвольные экспрессивные движения мышц лица, обусловленные эмоциями, и произвольные мимические движения, служащие для сознательной передачи определенных сигналов.

Мимика позволяет распознать истинное состояние партнера, отследить его реакцию на предложения и замечания. Так, определенность поведения и решимость партнера подчеркивают стиснутые зубы и сжатые губы. Удивление — поднятые брови, морщины на лбу, широко открытые глаза, приоткрытый рот овальной формы. Гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты. Отвращение -брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой. Вина — голова опущена, взгляд отведен, вялые мышцы лица. Стыд — взгляд отведен, лицо повернуто в сторону, голова опущена, веки прикрыты, «бегающие» глаза. Печаль — брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены. Страдание — брови подняты, углы рта опущены, нижнее веко приподнято. Страх — брови прямые, горизонтальные морщины на лбу, глаза расширены, губы напряжены и втянуты, рот приоткрыт.

Из всего многообразия невербальных средств общения выделены три группы знаков несловесной связи, характерные для делового взаимодействия.

Знаки одобрения действий партнера:

-оживленный, заинтересованный взгляд, раскрепощенность позы, партнер как бы подается навстречу собеседнику, чуть наклоняет голову;

-раскрытые и развернутые в сторону собеседника ладони;

рук; непроизвольные, чуть заметные кивки головой;

-теплый, уважительный тон речи.

Оценочные жесты и позы:

— задумчивое (размышляющее) выражение лица, сопровождаемое характерным положением ладони у щеки, свидетельствует отом, что собеседника что-то заинтересовало;

— партнер сознательно отводит глаза от собеседника; это свидетельство досады, недовольства или сомнения;

— покусывание душки оправы или протирание стекол очков, это как бы «тайм-аут» собеседника для анализа идей и предложений.

Жесты и позы защиты:

— холодный, чуть прищуренный взгляд, искусственная улыбка, такое выражение лица говорит, что ваш собеседник «на пределе» и если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, может произойти срыв;

— руки, скрещенные на груди, такая поза свидетельствует о неприятии партнером вашей позиции по обсуждаемому вопросу, используется, когда собеседники остро полемизируют, сопровождается нередко покачиванием головой, резкими жестами, нетерпеливым взглядом;

— приподнятые плечи и опущенная голова говорит отом, что собеседник обижен.

ВЫВОДЫ

Походка, поза, движения, мимика, жесты являются выражением внутреннего состояния человека, важными средствами общения. Физическое поведение в процессе деловой коммуникации должно быть свободным, естественным и выразительным, лишенным нарочитости, зажатости. Удобная поза, непринужденное движение, без суеты и подергиваний, осмысленные жесты, живая мимика, дополняя речевое взаимодействие, способствуют установлению делового общения.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Неречевые средства общения

Количество просмотров публикации Неречевые средства общения — 2472

Невербальные аспекты речи

Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных аспектах речи.

Тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, интонации (всœе эти характеристики называют часто просодикой), речевые ошибки, акцент, паузы, вздохи, смех, плач и т. п.- всœе эти проявления могут многое добавить к смыслу сказанных слов. В повсœедневной жизни распознать настроение другого человека по его интонации, скорости речи и т. п. нам помогает интуиция и опыт общения, а также внимание к невербальным аспектам его речи.. О чем же могут сообщить невербальные характеристики речи?

Во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения. Медленно, с паузами между словами мы произносим номер телœефона, который записывает собеседник. Рассказывая, как добраться до нужного места͵ выделяем словами указания — «направо», «два квартала».

Во-вторых, невербальные компоненты дополняют смысловое содержание высказывания.

В-третьих, невербальные знаки, сопровождающие речь, свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего. Мы ясно ощущаем высокомерное пренебрежение того, кто «цедит слова сквозь зубы», чувствуем глубокое почтение к собеседнику в хорошо артикулированной и интонированной речи с паузами внимания в ожидании ответной реплики. Желая показать свое отрицательное отношение, мы можем придать с помощью соответствующей интонации обидный смысл обычной формуле вежливости «Благодарю вас…», «Будьте любезны…» и самые нейтральные слова насытить нежными чувствами.

В-четвертых, невербальные речевые знаки дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент; о его глубинных психофизиологических и психологических качествах; наконец, о его социокультурной принадлежности. Социальная принадлежность человека сказывается не только на словарном запасе, которым располагает и активно пользуется человек, но и на его выговоре. Наконец, нужно упомянуть акцент, который может выдать иностранца даже при условии того, что он правильно подбирает слова и строит фразы. В этом случае акцент будет знаком этно-культурной принадлежности человека.

Рассмотрим роль в социальном взаимодействии различных элементов невербального поведения. Прикосновение, или тактильный контакт, является в жизни каждого человека первым и самым важным для выживания и развития. Именно через телœесный контакт с матерью ребенок вступает в общение с миром других людей. Прикосновением, поглаживанием, похлопыванием, поцелуем мать не только обеспечивает физическое благополучие ребенка, но выражает ему свою любовь и нежность. Ребенок, не имевший в раннем детстве таких контактов, отстает от своих сверстников в интеллектуальном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, которые почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии. По мере взросления ребенок всœе больше информации получает от других людей через зрение и слух. Культурные нормы начинают сильно регламентировать тактильные контакты. Прикосновение остается знаком, выражающим прежде всœего чувства к партнеру по общению. Оно резко увеличивает психологическую интенсивность контакта. Грубые, болевые воздействия сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, неболевые контакты сигнализируют о росте доверия и симпатии к партнеру. Большую роль прикосновение играет в сексуальном контакте.

Большинство культур накладывает множество ограничений на прикосновения. В каждом обществе складываются представления о том, как, когда, кого и кому можно трогать. В случае если собрать список разных типов прикосновений (удары, поглаживания, объятия, поцелуи, рукопожатия и т. п.), то можно видеть, что они по-разному реализуются в разных социокультурных группах, к примеру, удар чаще всœего является актом агрессии, но шутливое похлопывание по спинœе, даже весьма чувствительное, старых приятелœей воспринимается как знак дружеского расположения. В случае если же удар призван выразить негативное чувство, он производится в соответствии, с культурными нормами: это должна быть символическая пощечина, удар в челюсть, пинок под зад и т. п.

В разных культурах сильно различается и допустимое число прикосновений. Так, в Англии собеседники очень редко касаются друг друга. В Кембридже между студентами принято обмениваться рукопожатиями дважды в год — в начале и в конце учебы.

В странах Латинской Америки, напротив, частота прикосновений очень велика. В некоторых же племенах Австралии принято вести беседу, держась рукой за собеседника.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно говорить о наличии языка прикосновений. Хотя данный язык не фиксирован в виде строгой системы норм, он усваивается в процессе жизни в обществе. В том, как человек касается других и позволяет трогать себя, проявляются культурные стереотипы, а также особенности его индивидуальности и его отношение к собеседнику.

Аналогичные моменты влияют на то, как располагаются люди по отношению друг к другу в пространстве. В современной литературе это называют проксемическим поведением (слово проксемика дословно означает близость). Родоначальником науки о проксемическом поведении является английский ученый Э. Холл, который выделил 4 типа дистанции: интимную, случайно-личностную, социально-консультативную и публичную; выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди ближе встают к тем, кому они симпатизируют), и от индивидуальных особенностей человека (к примеру, интроверты плохо выносят чересчур близкую дистанцию). Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Как выяснилось, существуют позиции, предпочитаемые друзьями (рядом, с поворотом тела друг к другу), участниками деловой беседы (через угол стола), конкурентами (напротив друг друга). В существующих культурных нормах можно увидеть учет психобиологических факторов поведения. К примеру, по европейским правилам хорошего тона в кафе или ресторане даме или наиболее уважаемому члену группы предлагают место спиной к стене. Оно, действительно, дает наибольшую возможность психологического комфорта͵ что связано со столь важным для любого животного стремлением обеспечить безопасность с тыла.

Взаимоотношения людей развертываются не только в пространстве, но и во времени. То, как человек распоряжается временем, своим и чужим, становится важным социальным знаком. Уважение к другому человеку, к ситуации общения проявляется в повышенной точности, пунктуальности поведения. Заставить другого ждать — значит вольно или невольно заявить свое право распоряжаться ситуацией, свою претензию на привилегированность. Повышенное внимание к временным аспектам поведения характерно для обществ, где «время — деньги», в связи с этим очень важно не тратить его зря. В этом, в частности, исток пунктуальности бизнесменов. Там же, где время воспринимается как пространство для жизни, отношение к нему совсœем иное. К примеру, в группах хиппи участники не связывают себя жесткими временными обязательствами, нисколько не обижаются на опоздание своего товарища, но ждут его лишь до тех пор, пока им этого хочется.

Большое число знаков содержат такие аспекты поведения человека, как поза, движения тела (пантомима) и рук (жестикуляция).

Во-первых, в них проявляется психофизическое состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инœертные или подвижные).

Во-вторых, поза и движения тела отражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или, напротив, раскованность, осторожность или порывистость. В позе и движениях проявляется социальный статус человека, вернее, его ощущение своего статуса. Представители привилегированных классов заботились о том, чтобы их поза и жесты свидетельствовали о чувстве собственного достоинства, независимости, гордости. Именно в связи с этим большое ‘внимание уделялось осанке, походке, жестикуляции. Отметим, что такие выражения как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых» представляют из себяне только описание позы, но выражают определœенное психологическое состояние человека.

В-третьих,- в позе, жестах, пантомимических характеристиках выражается отношение человека к окружающим. Найдено, к примеру, что люди чаще стоят подбоченясь с теми, кто им не нравится, и именно в связи с этим правила хорошего тона категорически не рекомендуют принимать эту позу.

В-четвертых, в позе и манере двигаться проявляются культурные нормы, усвоенные человеком в процессе социализации. К примеру, мужчина, воспитанный в европейской традиции, не станет беседовать сидя со стоящей рядом женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.

Наконец, в-пятых, движениям тела и рук могут приписываться чисто условные символические значения, так, что они способны передавать достаточно строгую и точную информацию. Примером может служить кивок головой как знак согласия у русских и знак отрицания у болгар.
Размещено на реф.рф
Что же касается жестов, то их возможности для передачи информации почти безграничны: от отдельных формализованных жестов («там» «хорошо», «до свидания» и пр.) до целого языка жестов, способного полностью заменить речь (примером может служить язык глухонемых или язык жестов индийского театра Нандикешвара, где установлено 60 формализованных жестов).

Движения лицевых мускулов — мимика— имеет чрезвычайно большое значение для процесса коммуникации.

Именно лицо собеседника более всœего притягивает наш взгляд (причем чуть ли не с самого момента рождения!). Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь:

по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли сказать что-то в ответ. Вместе с тем, оно комментирует содержание слов, усиливая или снижая значимость сообщения. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека, в связи с этим многое может сказать и о нем самом и о том, как относится он к тому, с кем в данный момент взаимодействует. Взгляд, его направление, частота контакта глаз — еще один важный инструмент межличностного общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и, вместе с выражением лица, дает обратную связь о том, как относится собеседник к тем или иным сообщениям или психологическим поворотам в разговоре. Взгляд используется также для установления взаимоотношений.

Увеличение числа контактов происходит, как правило, в том случае, когда растет интерес людей друг к другу, появляется взаимная симпатия. По этой причине когда человек стремится к установлению более теплых, сердечных взаимоотношений, он ищет взгляда собеседника. При этом если кто-то смотрит нам в глаза чересчур долго и часто, это настораживает, поскольку такой взгляд разрушает психологические барьеры и сокращает социальную дистанцию. В каждой культуре складываются нормы в отношении частоты контакта глаз. В межкультурных исследованиях было найдено, что чаще всœего смотрят в лицо и в глаза собеседнику во Франции, Италии, Южной Америке, на Ближнем Востоке; менее часто — в США, Скандинавии, Восточной Европе; еще реже — в Японии, Китае, Юго-Восточной Азии. Внутри каждой из этнических групп возникают более дифференцированные нормы в отношении взглядов. В традиционной русской культуре прямой взгляд в глаза другому считался признаком бесстрашия и честности. При этом чересчур долгий взгляд в глаза человека, занимающего значительно более высокое социальное положение, мог быть расценен как нарушение социальной иерархии. В Японии представители правящего военного сословия — самураи — должны были прямо, с устрашающим видом смотреть в глаза встречным, а простые люди — отводить взгляд, опускать голову. Манера отводить взгляд и сейчас характерна для японцев. Беседуя между собой, они ищут нейтральный предмет, на который бросают взгляды. Для этой цели могут служить книга, безделушка, икебана.

Большую роль в процессе общения играет физический облик взаимодействующих людей: телосложение, строение рук, черты лица, фактура волос — всœе это бросается в глаза и часто служит основанием для суждений о психологических особенностях человека. Издревле складывалась целая отрасль знания, посвященная .определœению характера человека по его физическому облику физиогномика. Физиогномические рассуждения можно найти в трудах даже самых авторитетных ученых прошлого. Большим почетом пользовалась физиогномика на востоке. Нельзя полностью отрицать наличие связи между телœесным строением человека и его психикой. При этом связь эта имеет вероятностный характер и более или менее четко прослеживается лишь в крайних вариантах психопатологии. Телосложение способно скорее намекнуть о том, каким темпераментом обладает человек, то есть о динамике протекания его нервных процессов, но ничего не может сказать достоверно о его характере, о том, каких реальных поступков можно от него ждать. По этой причине в повсœедневной жизни судить о душевных качествах человека на основании особенностей его телосложения было бы неосмотрительно. Тем более нелœепо пользоваться расхожими стереотипами вроде «высокий лоб — значит умный», «толстые гулы — сексуальный» и т. п. Иное дело — такие характеристики поведения, как мимика, пантомима, жестикуляция. Οʜᴎ формируются при жизни человека (хотя и на базе природных задатков) и в большей мере способны отразить содержание его психики. Следует, однако, отметить, что люди прикладывают специальные усилия, чтобы изменить свой телœесный облик с помощью специальных физических упражнений, пластических операций, татуировок и т. п. В результате эти преобразованные элементы внешнего облика становятся знаками, призванными нести определœенную информацию, Чаще всœего они должны свидетельствовать о принадлежности человека к какой-либо возрастной или социальной группе. Татуировка, наносившаяся на тело мальчика во время инициации, указывала на то, что он стал членом группы взрослых мужчин своего племени. «Маленькая ножка» китаянки, получавшаяся в результате мучительного многолетнего бинтования ног с раннего детства, говорила о принадлежности женщины к высшему сословию. Длинные ухоженные ногти, холеные руки были свидетельством того, что человек не занимается физическим трудом, и именно в связи с этим европейские аристократы уделяли немало времени уходу за руками. Вместе с тем, внешность изменяли (и иные меняют) в соответствии с культурными образцами, имеющимися в обществе. Мужчина со слабой мускулатурой, занимаясь культуризмом, стремится походить на эстетический идеал античного героя или современного супермена. Женщина, решившаяся на пластическую операцию, имеет в виду приблизить свою внешность к неким эталонам красоты, принятым в данном обществе. Намалую роль играет здесь и стремление обладать сексуальной привлекательностью.

Наконец, рассмотрим те элементы коммуникативного поведения, которые относятся к оформлению внешности. Это одежда, обувь, головной убор, прическа, украшения, грим — в дальнейшем для краткости мы будем называть их костюмом. Роль костюма в общении чрезвычайно велика. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Одежда закрывает, по крайней мере в северных странах, большую часть тела, часто скрывает его форму и движения и весьма заметна. Платье, прическу, грим легко сменить. В отношении их в принципе очень легко осуществить социальный контроль. В то же время они являются предметом личного выбора, проявлением индивидуальных наклонностей человека. Наконец, одежда, прическа, украшения, грим содержат в себе потенциально огромное число различных комбинаций. Все это позволяет костюму быть богатейшим и подчас тщательно разработанным языком общения. Этот язык находится под контролем традиций общества, а, с другой стороны, должна быть больше, чем любой другой язык, подвержен влиянию моды.

Мы лишь кратко перечислим, какие сведения о человеке может сообщить костюм. В первую очередь,он может указывать на принадлежность человека к какой-либо группе — социальной, профессиональной, возрастной, половой. Практически в каждом обществе были и есть различия, часто утвержденные законом, в одежде людей разных сословий, возрастов, мужчин и женщин, униформы для представителœей отдельных профессий. Во-вторых,костюм может содержать сведения о положении человека внутри этой группы; лучшим примером является здесь символика мундиров и знаков отличий у военнослужащих. В-третьих, костюм может многое сказать об индивидуальных наклонностях человека: заботится ли он о своем внешнем облике, яркие или тусклые у него одежды, спортивный, романтический или элегантный стиль, скромные или броские украшения. В-четвертых, костюм, специально подобранный для встречи с данным человеком, для данной ситуации свидетельствует о том, как мы относится к этой встрече, стремимся ли понравиться тому, к кому идем на свидание (личное или деловое), какие качества хотим подчеркнуть. Внимательный взгляд на оформление внешности способен дать много информации о ее обладателœе, в т.ч. и такой, которая не имелась в виду. К примеру, мужчина, надевающий на палец большой грубый «под золото» перстень, хочет намекнуть на свою состоятельность, но говорит о своей системе ценностей, где богатство занимает важное место, о своей наклонности — «пускать пыль в глаза», о дурном эстетическом вкусе. Внешний облик человека допоняется запахом, который может ощутить собеседник. Запах играет огромную роль в общении животных, прежде всœего в их сексуальном поведении. Это относится и к человеку, особенно в ситуации интимного контакта. В обыденной же ситуации общения европейская культурная традиция предписывает устранять естественные запахи тела с помощью мыла и различных дезодорирующих средств. При этом при этом активно используются другие запахи, которые вызывают определœенные чувственные переживания и приобретают символический смысл: мужской запах табака, женские ароматы духов и иной косметики. Умение подобрать подходящий человеку и ситуации запах становится составной частью искусства общения.

Существуют многочисленные случаи опосредованного общения, когда люди не встречаются «лицом к лицу», но материализуют передаваемую информацию в разного рода посланиях — письмах, телœеграммах, объектах, наделяемых символическим содержанием (чаще всœего в виде подарков). Определœенный смысл должна быть усмотрен в том, как оформлено послание, на какой бумаге написано и т. п. По правилам хорошего тона писать письмо карандашом, на плохой бумаге с неровно обрезанными краями — значит проявить недостаточное уважение к своему адресату. Наконец, нужно отметить, что общение происходит в условиях какой-либо среды. Окружение, в котором происходит встреча, оказывает воздействие на собеседника, создает настроение. В случае, когда среда находится под контролем одного из участников общения (к примеру, он может выбрать место встречи), другой вправе рассматривать предметное окружение как заявку на определœенный стиль общения, как материализацию взаимоотношений.

Итак, общение между людьми происходит, как правило, с помощью знаков. В качестве знаков могут выступать практически всœе проявления человека — от словесных высказываний до элементов внешнего облика. Каждый тип знаков обладает широкими возможностями для передачи разнообразной информации. При этом можно видеть, что в жизни для тех или иных сообщений люди предпочитают использовать определœенные типы знаков. Богатство словесного языка позволяет выразить практически любую мысль и чувство. Фиксированные социальные символы в виде определœенных жестов (формы приветствий), костюма, знаков отличий и т. п. используются преимущественно для фиксации и демонстрации соотношения социальных статусов участников общения. Интонации, особенности пантомимики и мимики, взгляд и пр.
Размещено на реф.рф
часто не имеют однозначной трактовки и, как правило, участвуют в передаче чувств человека: его самочувствия и отношения к другому человеку.

referatwork.ru

Статья по теме: Речевые и внеречевые средства общения

Речевые и внеречевые средства общения

  1. Главная профессиональная задача педагога – способствовать формированию личности учащегося, приобретений им знания и умения.

Педагогическое общение – важнейшее средство достижения этой цели.

Речь педагога – основное средство, которое позволяет сообщить учащимся необходимые сведения, оказать на них эмоциональное и мотивирующее влияние. Для эффективного использования этого средства педагогу необходимо обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть выразительными возможностями языка, иметь правильную дикцию.

  1. В педагогическом общении значение имеет тон речи и её громкость, темп и выразительная насыщенность. До 40% информации передаётся интонацией. (Ex: слово «да» — произнести по-разному: твёрдо, с сомнением, вопросительно, ироничной интонацией.)

Громкость голоса – общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе.

Обычно громко говорят те люди, которые желают быть уверенны, что окружающие обязательно услышат их слова и примут их к сведению.

Довольно громкий голос (даже в будничной обстановке) обличает людей, которые привыкли не сомневаться в правоте своей позиции (характерно для большинства педагогов).

Другой довод громкости голоса может выступать, как маскировочное средство, для сокрытия слабого духа, проявления недостаточной самокритичности, неумения владеть своими чувствами.

В любом случае чересчур громогласное словоизвержение заставляет заподозрить: насколько глубок смысл сказанного и стоит ли согласиться с самоуверенностью говорящего?

Как правило, человеку, говорящему здраво, спокойно, рассудительно не требуется форсировать громкость своей речи.

Малая громкость – говорит о том, что перед нами человек сдержанный, скромный, вероятно хорошо воспитанный.

Иногда тихий голос свидетельствует о недостаточной уверенности в себе, тогда для речи характерна колеблющаяся, робко-просительная интонация.

Но тихий голос может быть и твёрдым, жёстким. Так говорят люди, абсолютно уверенные, что их доводы безупречны и их голос обязательно будет услышан. Кроме того, люди предпочитают произносить негромко те вещи, которые не хотели бы оглашать во всеуслышание. Не исключено, что некоторые говорящие тихо, испытывают ощущение неловкости или вины (необязательно, обоснованное).

Сильные и внезапные колебания голоса свидетельствуют об общей повышенной эмоциональности либо о волнении, которое говорящий испытывает в данный момент. Это волнение заражает слушателей, особенно когда поначалу тихий голос вдруг крепнет и обретает уверенную громкость. Хорошие ораторы знают, что речь произнесенная в одном тоне (даже с пафосом) не может увлечь слушателей. Поэтому они сознательно варьируют громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный акцент.

Скорость речи – соответствует темпераменту и темпу жизни человека. Поэтому ее трудно изменить.

Неторопливо, медлительно говорят спокойные обстоятельные люди, не склонные к авантюрам и резким перепадам настроения.

Но иногда медленная речь может быть признаком общей заторможенности, недостаточной подвижности мыслительных процессов, или просто лени, либо приема успокоительных средств.

Оживленно и бойко, торопливо говорят энергичные, подвижные, легкие на подъем люди — если ритм речи равномерный. Если при общей высокой скорости речи ритм нарушен, говорит о том. Что человек робеет, недостаточно уверен в себе. Пример: студент на экзамене – не знает – тараторит и запинается либо ничего не может сказать.

Заметные колебания скорости речи говорят о недостатке уравновешенности, легкой возбудимости. Изменение темпа речи может сознательно использоваться для нагнетания эмоционального тона, возбуждения слушателей – когда человек говорит в ускоряющемся темпе, он вдохновляется и зажигает слушателей.

Важным показателем речи является ее отчетливость. Ясное четкое произнесение слов – показатель внутренней дисциплины, стремление ясно представить свою позицию.

Бурчание, бормотание, нечеткое произношение (если оно не связано с дефектами речевого аппарата) является неуважительным отношением к собеседнику. Психологи считают: кто склонен подавлять свои эмоциональные реакции, почти всегда выражает это голосом.

Ритмический рисунок речи формируется паузами. Использование пауз является эффективным средством манипулирования собеседником. Эпизод из романа Сомерсет Моэма «Театр», афоризм Жанны Табу: «Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, а если сделала, то тяни ее насколько можешь.» Те, кто чувствуют себя тревожно в диалоге избегают пауз.

Самое важное в речи – произнесенные слова. Так как речь и интеллект тесно взаимосвязаны, то можно судить о словесном оформлении мысли и ее глубине.

Ограниченные люди обходятся ограниченным запасом слов, заполняя пустоты в речи, используют междометия и слова – паразиты (ну это короче, как его там…), предложения простые и односложные.

Показателем высокого интеллекта является умение построить развернутые высказывания из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, с использованием причастных и деепричастных оборотов. Использование научных и публицистических терминов бездумно и безграмотно говорит об ограниченности мысли.

Человек по-настоящему образованный и культурный не склонен усложнять свою речь и захламлять иноязычным сором.

Главное о чем следует заботиться: слушая собеседника понять, какой смысл он вкладывает в свои слова. Часто приписываем другому человеку наши собственные мысли и побуждения, и удивляемся, если он имел ввиду другое.

Основное правило любого разговора – слушая, сосредоточиться не на себе, своих мнениях и оценках, а на собеседнике с его взглядами, которые вполне отличаются от наших.

Помимо речевых средств коммуникации существуют элементы невербального (внеречевого) общения. Они так же несут в себе заряд информации.

Взгляды, жесты, мимика, поза педагога и студентов бывают иногда более выразительны, чем слова.

Рассмотрим основные параметры невербального общения:

руки – какую форму приобрели в процессе эволюции, можно сказать о конкретном человеке, а знание арсенала выразительных жестов, совершаемых руками помогает разобраться в настроении человека.

Чтение жестов.

Немецкий психолог Биркенбил делит жесты на широкие и мелкие. Она говорит, что чем сильнее выражаемые чувства тем более проявляется жестикуляция.

Широкие жесты характерны для экспансивной натуры, склонной к открытому проявлению сильных чувств, широкие движения притягивают к себе внимание. Их используют те, кто хотел бы быть замеченным и подчеркнуть свою значимость.

Мелкие движения – их предпочитают те, кто не хотел бы привлекать к себе внимание. Это люди корректные, скромные, не желающие выставлять на показ свои чувства. Иногда такое поведение бывает продиктовано хитрым расчетом (намеренны произвести скромное впечатление). Мелкие жесты могут свидетельствовать и об упадке душевных сил.

Т.к. каждый жест подлежит оценке, то показательно положение рук:

— руки заложенные за спину – отказ от предметной активности. Редко такое положение рук принимают люди активные и деятельные. Руки за спину является сигналом на время отрешиться от дел. Если такое положение принимается часто и сохраняется долгое время, то перед нами человек сдержанный, пассивный, склонный к созерцательности.

Люди, пекущиеся о самоутверждении выставляют кисти рук перед туловищем. Руки  находятся под углом, выражают повышенную готовность к манипуляциям, напоминает позу борца к поединкам.

По положению ладоней тоже можно читать информацию о человеке.

Положение кисти ладонью вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук – жест, которым пользуются ораторы.

Показ ладоней – символ открытости.

Проведённые исследования выявили движения при помощи которых взрослые часто успокаивают себя: подпирание челюсти одной или двумя руками, подпирание щеки или висков, касание рта. Прикладывание ладоней к одной или обеим сторонам головы говорит о том, что человек хочет оградить себя от раздражителей.

В толковании любых жестов недопустима категоричность и поспешность. Отдельно взятый жест может не иметь символичной окраски. Например, прикосновение к носу – зачесался нос. Но стоит помнить, что наиболее удобными для нас являются позы и жесты, которые соответствуют нашему настроению.

Что же касается мимических проявлений, то по мимической игре можно судить о быстро сменяющихся внутренних переживаний, о восприятии происходящего. Подвижная мимика характерна для импульсивного поведения., малоподвижная – указывает нам на постоянство душевных процессов, устойчивое настроение, спокойность, рассудительность, уравновешенность, надёжность.

Следует помнить, что каждый человек на протяжении жизни учится владеть лицом, некоторые искусно владеющие могут ввести в заблуждение наблюдателя.

Самый распространённый в житейской психологии критерий оценки человека – это направление взгляда. Если взгляд у человека прямой и открытый, значит человек сам такой. Кто прячет глаза, избегает встречи взгляда, скорее всего неискренен, недоброжелателен. Некоторые психологи разделяют такое мнение, например немецкий психолог Рюкле, а известный психиатр Леви говорит: «Кто упорно избегает смотреть в глаза – это люди с повышенным чувством ответственности и твёрдой волей, а некоторые застенчивые люди смотрят упорно в глаза, чтобы победить застенчивость».

Наблюдения показали, что положительные эмоции сопровождаются возрастанием количества взглядов, а отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника. Частота зрительных контактов зависит от темы разговора. В целом люди смотрят друг на друга от одной трети до двух трети времени беседы. Установлено, что если два человека смотрят друг на друга ещё чаще, то они больше заинтересованы в самом собеседнике, чем в том, что он говорит.

Немецкие психологи провели эксперимент и выяснили, что те кто выдерживал более продолжительный зрительный контакт, оценивались в общем как более симпатичные люди.

Вот таковы основные вербальные и невербальные средства общения.

В своей работе я использую многие приёмы:

— колебание голоса (помогает удерживать внимание, достичь цели в фонетической работе, чтении текстов).

— отчётливое чёткое произнесение слов (в преподавании иностранного языка без этого не обойтись).

— использую в работе взгляды, жесты, мимику.

Литература

С.С.Степанов. Материалы курса «Теория и практика педагогического общения»: Лекции 1- 8. – М.: педагогический университет «Первое сентября», 2006.

Resource id #4494

nsportal.ru

3.6. ВНЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. Экскурсоведение. Учебник

3.6. ВНЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Речевое общение представляет собой воздействие на аудиторию двух потоков информации: прерывного дискретного потока (словесного, речевого) и непрерывного изобразительного потока (внеречевого). Изобразительный поток, который обозначают термином «зрительный элемент речи», включает жест, улыбку, позу, походку, мимику, движение тела. С помощью речи передаются смысл информации, содержание текста и его значение. Внеречевые средства общения доносят до аудитории подтекст, внутренний добавочный смысл сказанного, отношение к нему.

Формой внеречевого воздействия является жестикуляция – движение рукой или другое телодвижение, имеющее определенный смысл. Жест лектора акцентирует внимание слушателей на содержании излагаемого материала, подчеркивает главное, подтверждает сказанное. «Жест и мимика оживляют речь, делают ее как бы зримой. Жест, будучи эмоционально-смысловым движением, чаще всего руки (рук), должен «звучать» именно в те мгновения, когда произносимая фраза нуждается в усилении своей выразительности, а тем более в эмоциональной впечатляемости ораторской мысли»[63].

Главная особенность жеста в экскурсии состоит в том, что он связан не столько с рассказом, сколько с показом объекта, являясь составной частью наглядности.

Жесты в экскурсии делятся на три группы: жесты, служащие основой показа зрительно воспринимаемых объектов; жесты, являющиеся составной частью показа; жесты, подкрепляющие экскурсионный рассказ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — это… Что такое РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ?


РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

То же, что вербальные средства общения. Единицы языка и речи, речевые образцы, посредством которых обеспечивается речевая деятельность (аудирование, говорение, чтение, письмо). Р. с. о. несут основную коммуникативную нагрузку в процессе общения и составляют предмет изучения и овладения на занятиях по языку. Ср. неречевые средства общения.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
  • РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Смотреть что такое «РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ» в других словарях:

  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ. См. речевые средства общения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается живая ткань общения. По терминологии А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной в структуре коммуникативной деятельности они равнозначны операциям. Это те операции, с… …   Психологический лексикон

  • НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что неречевые средства общения и экстралингвистические средства общения. Невербальными считаются такие средства общения, которые обеспечивают процесс общения без использования языковых средств. Психологи… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что речевые средства общения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что речевые средства общения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Язык (средство общения) — Язык, стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков (см. Знак языковой), предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений… …   Большая советская энциклопедия

  • Стилистические средства — – языковые единицы, тропы и фигуры речи, а также стилистические приемы, речевые стратегии и тактики, используемые при выражении стиля (см.). Традиционно С. с. называют лишь такие языковые единицы, которые имеют внеконтекстуальные стилистические… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Единство мышления и речи, общения и познания — При изучении процессов О. многие его составляющие и компоненты, как правило, выступают рядоположно с мн. др. психич. процессами. Однако в широком теорет. контексте возможно рационально вписать процессы О. в целостную функц. систему психики как… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


methodological_terms.academic.ru

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ — это… Что такое СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ?


СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ
  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ

Смотреть что такое «СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ» в других словарях:

  • РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что вербальные средства общения. Единицы языка и речи, речевые образцы, посредством которых обеспечивается речевая деятельность (аудирование, говорение, чтение, письмо). Р. с. о. несут основную коммуникативную… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается живая ткань общения. По терминологии А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной в структуре коммуникативной деятельности они равнозначны операциям. Это те операции, с… …   Психологический лексикон

  • НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что неречевые средства общения и экстралингвистические средства общения. Невербальными считаются такие средства общения, которые обеспечивают процесс общения без использования языковых средств. Психологи… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что речевые средства общения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. То же, что речевые средства общения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Язык (средство общения) — Язык, стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков (см. Знак языковой), предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений… …   Большая советская энциклопедия

  • Стилистические средства — – языковые единицы, тропы и фигуры речи, а также стилистические приемы, речевые стратегии и тактики, используемые при выражении стиля (см.). Традиционно С. с. называют лишь такие языковые единицы, которые имеют внеконтекстуальные стилистические… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Единство мышления и речи, общения и познания — При изучении процессов О. многие его составляющие и компоненты, как правило, выступают рядоположно с мн. др. психич. процессами. Однако в широком теорет. контексте возможно рационально вписать процессы О. в целостную функц. систему психики как… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


methodological_terms.academic.ru