Духовное общение это – Духовное общение — MedZZZ.ru

Содержание

Необходимость общения / Православие.Ru

Христиане должны общаться. Времена таковы, что скажи банальность, и прослывешь пророком, настолько естественное стало непонятным. Мужья не разговаривают с женами и жены – с мужьями. Некогда. Да и не о чем (как ни жутко звучит). Дети и родители не делятся новостями. Священники редко говорят между собой на темы молитвы, служения, заповедей. И в этом царстве увеличивающегося взаимного отчуждения и погружения в ненужность стоит сказать банальность, как она загремит громом среди ясного неба. Нужно общаться. Но общаться не в смысле «трепать языками», или «болтать о том – о сем». И не в смысле «мыть кости отсутствующему ближнему». Общаться так, как написал Павел евреям: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и к добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как у некоторых есть обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете наступление дня оного» (Евр.10:24-25)

Вы усматриваете наступление оного дня? Я хоть и слеп, как крот, но усматриваю. Особенно если перечитаю посмертные вещания Нила Мироточивого. Тот говорит, что сребролюбие – есть предтеча Антихриста. Сребролюбие это дух, тонко разливающийся и проникающий глубоко в помыслы, а проникнув, формирующий мировоззрение и весь образ жизни. Нет сомнения, что такая анти-духовная работа кропотливо делается, спорится во множестве душ. Ее не видно по причине грубой завесы плоти, но она обнаруживает себя по разговорам и поведению. Бояться электронных печатей просто глупо в ситуации, когда в духе печати ставятся ежедневно, а мы бесчувственны к этому. Простота быта, бескорыстие, умение отдавать и делиться – вот дети противоположного сребролюбию духа. Пока эти качества есть – можно жить. Если же исчезнут, то хлеб станет не вкусен, и вода перестанет утолять жажду.

Итак, день оный приближается, и стоит увещевать друг друга, поощряя к любви и добрым делам. А что еще видно? Видно, что мы – люди – стали хлопотны и беспокойны, как падшие духи. Те покоя не имеют, и у нас смятение внутри и беготня снаружи. И не суета мешает нам жить, а мы сами погружаемся в суету, чтобы не слышать голоса совести. Суетой спасаемся, как ни абсурдно это звучит. «Спасаемся» от единого на потребу. И нужна суета грешнику, как холодный рассол наутро тому, кто вчера забыл меру в застолье. Ради суеты людской стихии напряглись, говорит преподобный Нил, и год бежит, словно месяц. Месяц бежит словно неделя; неделя, как день, а день, как час. Вы это видите? Видите. Даже не сомневаюсь. Ускорение времен всем заметно. Следовательно, необходимо усматривать наступление оного дня и увещевать друг друга.

Еще говорит Нил, что зависть есть печать Антихриста на сердце человека. Зависть глупцов наводняет площади мятежными толпами. Холодная зависть отпетых негодяев руководит глупой завистью «демократических» толп. И вот: «Там целая страна/ Наводнена/Убийствами и мятежами/пожарами и грабежами» (Крылов. Сочинитель и разбойник) Этот пожар безумия назван «пиршеством свободы». Его хотят щедро распространять, как и бессовестный сифилитик не стыдится делиться болезнью со здоровыми людьми посредством блуда. И если к вам придут глашатаи бесовской «правды и справедливости», придут, чтоб разжечь в вас зависть и недовольство, то знайте – в случае согласия с проповедниками вы тотчас окажетесь в расстрельных списках. Бесы не любят тех, кто им поддается. Они их используют, презирая. Перед наступлением оного дня безумие зависти и недовольства, быть может, охватит целые континенты, но уже и сегодня и вчера звучали и звучат голоса: «Хочу вот это, как у него», «Почему у них есть, а у нас нету» и прочее. Следует, поэтому, остужать друг друга словами истины и здравого смысла.

Но о чем нам говорить, сходясь и собираясь? Попытайтесь говорить о Господе. «У каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование – все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26) Попытайтесь научиться говорить о Господе, не фальшивя, и не съезжая в сентиментальность. Ведь какой-то опыт духовный есть у вас! Не может не быть, если вы христиане. Им и делитесь с осторожностью, подбирая слова. Вот Серафимы в видении Исайи боятся Господа и покрывают крылами лица и ноги. (См. Ис. 6:1-7)Но они любят Его и им сладко говорить о Нем. Поэтому Серафимы взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Видите – они не даже не Богу поют, но «взывают друг ко другу», то есть говорят один другому о Господе. Так нужно поступать и людям. Покажите мне людей, говорящих об истине, и я скажу вам, что в день страха и гибели они будут укрыты Тем, о Ком беседовали со страхом во время мира.

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Еф. 4:25) Говорить ложь не значит обязательно только лишь расхваливать залежалый товар или с корыстной целью подставлять ближнего под беду. Говорить ложь означает хвалить мнимые ценности: возвеличивать хитрость, превозносить грубую силу, воспевать безнаказанный разврат, поклоняться деньгам и успеху. Все это и многое другое – подлинная ложь, в которой плавает человечество, словно рыба в соленой воде. Говорящие о мнимом и ускользающем лгут друг другу, убеждая себя в силе того, что обречено огню, и в красоте того, что, по сути, безобразно. Поэтому говорит апостол: «отвергнув ложь, говорите истину». А не можешь говорить истину, не можешь прославить Бога без примеси фальши чистыми устами – молчи. Тоже – великое занятие, ценность которого многим из нас совершенно не известна.

Сменим же и мы разговор молчанием, и подумаем о том, что уже сказано.

pravoslavie.ru

Об искусстве общения | Православие и мир

Древние греки называли человека «существом общественным». Человек реализуется как личность не сам по себе, но в общении с другими людьми. Читая Евангелие, мы можем заметить, что Христос учил людей прежде всего тому, как относиться друг к другу: большинство Его наставлений посвящено именно этому. Каждый из нас находится в общении с разными людьми — родственниками, сослуживцами, друзьями. Есть люди, с которыми нам хочется общаться, а есть те, общение с которыми нас тяготит.

 

Общение — это искусство, которым мы либо владеем, либо не владеем, либо владеем не в полной мере. И от того, насколько мы искусны в общении, насколько умеем или не умеем строить свои отношения с людьми, насколько мы внимательны к людям, зависит очень многое в жизни каждого из нас. Сегодня я хотел бы поговорить с вами о некоторых весьма простых вещах, относящихся к искусству общения, о которых, может быть, и вовсе не стоило бы говорить, если бы мы о них не забывали так часто именно потому, что они настолько очевидны.

В общении человек должен быть абсолютно правдивым перед людьми и перед самим собой. Это первый и основной ключ к искусству общения. Как только в нашем общении с кем-либо появляется фальшь, как только мы надеваем маску, как только начинаем говорить человеку не то, что мы чувствуем, но то, что, нам кажется, он должен от нас услышать, как только мы становимся в позу — общение сразу же обесценивается: та встреча между двумя сердцами, между двумя душами, которая могла бы произойти, если бы наше общение было искренним и правдивым, не происходит. Надо стараться быть самими собой во всех ситуациях.

Случается видеть человека, который разговаривает с людьми так, будто стоит на театральной сцене. Бывает даже, что священнослужитель, вполне нормальный и здравый в обычном общении, выйдя на амвон, превращается в актера, начинает говорить с какими-то искусственными интонациями, подбирать искусственные слова, идущие не от сердца. Многие из нас оказываются в ситуациях, когда приходится говорить, что называется, с кафедры. Но очень важно, чтобы наличие большой аудитории не заставляло нас актерствовать. Будьте всегда и везде самими собой — это первый и ключевой момент.

Второй момент. Общение предполагает способность собеседников слышать друг друга. Мы часто общаемся с людьми лишь потому, что нам нужно выговориться, и тогда диалог превращается в монолог. Более того, мы нередко общаемся с людьми как бы и не ожидая от них ответа: нам кажется, что самое важное — успеть высказаться самим. Мне часто приходится встречаться с людьми, которых интересуют исключительно они сами, их собственный мир, из которого они, как из скорлупы, не могут выбраться. Такие люди встречаются с вами только для того, чтобы вам что-то рассказать, но не для того, чтобы услышать ваш ответ. Они настолько переполнены своими собственными чувствами, эмоциями, мыслями, переживаниями, что говорят только с самими собой, подобно глухарям, которые, токуя, не слышат, что происходит вокруг. Даже если вы скажете что-нибудь таким людям, они часто слышат совсем не то, что вы имели ввиду, так как не способны воспринять ничего, кроме самих себя.

Третий момент. Когда мы общаемся с человеком, надеясь получить от него ответ на наши вопрошания или реакцию на сказанное нами, мы должны быть готовы к тому, что услышим от него не то, что хотели бы услышать. Нужно уметь воспринимать позицию собеседника, относиться к ней с максимальным вниманием. Общаясь с людьми, нужно помнить, что каждый человек — существо свободное, он имеет право на свои мысли, чувства, взгляды, на свою жизненную позицию. Вступая в общение с человеком, мы не должны стремиться во что бы то ни стало склонить его к нашему видению и пониманию. У каждого человека есть свой собственный жизненный опыт, своя жизненная позиция, которые нужно уважать.

Очень важно в общении с людьми избегать многословия. Нужно учиться выражать мысль сжато и емко. Весь подготовительный процесс должен происходить у нас внутри: не следует обдумывать мысли вслух. Если мы научимся сначала думать, а потом говорить (как это просто и как это сложно!), тогда количество произносимых слов будет более или менее соответствовать количеству стоящих за ними мыслей. Тяжело и скучно бывает слушать людей, у которых количество слов во много раз превышает необходимость, так что крупицы смысла приходится выискивать в кучах словесного мусора. Надо учиться выражать мысли адекватно и не прибегать к тому, что Набоков называл «сорными словами», «бедными родственниками настоящих слов, произносимыми для того, чтобы заполнить пустоту».

Вспомним, как говорил Христос. Увидев учеников и народ, Он взошел на гору и сказал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Никаких вступительных слов, никаких пояснений. Проповедь начинается с самой сердцевины, с самого существа дела. И это относится к любой притче, ко всякому слову Христа. Мы не найдем здесь ни одного лишнего слова, — ни одного слова, которое можно было бы изъять без ущерба для смысла. Христос — величайший пример того, как надо распоряжаться словом. Слово — это не просто звук. За каждым словом должно что-то стоять, оно должно иметь вес, смысл, силу. «Слово ваше да будет с солью», — говорил Христос. Итак, воспользуемся временем Великого поста, чтобы научиться поменьше говорить и побольше думать.

Общаясь с людьми, важно учитывать и особенности собеседника — его культурный уровень, возраст, пол и т. д. Невозможно общаться одинаково с людьми разных культур. Общение с людьми иной культуры, — это особое искусство, которому тоже нужно учиться. Многие воспринимают собственную культуру так, будто она должна распространяться на все человечество. И, встречаясь с иной культурой, испытывают «культурный шок», когда вдруг замечают, что люди реагируют на их слова и действия иначе, чем это происходит в привычной для них культурной среде.

Приведу пример из собственной жизни. Когда я преподавал в духовной семинарии на Аляске, моими учениками были в основном местные жители, эскимосы. Однажды один из них пришел ко мне на урок, я с ним беседовал, что-то ему объяснял, после чего он сказал мне: «Спасибо, до свидания», — встал и ушел. Естественно, я подумал, что чем-то его обидел, потому что люди просто так не встают и не уходят ни с того, ни с сего. Однако очень скоро я обнаружил, что и другие студенты ведут себя точно так же в подобных ситуациях. Если эскимос говорит «спасибо», значит, он благодарен, а сказав «до свидания», тотчас уходит. Вот и все.

В нашей культуре дело обстоит иначе. Мы никогда не говорим «спасибо» один раз. Представим себе следующую ситуацию. Вы просили кого-то одолжить вам денег, вам деньги дали. Вы их берете, говорите «спасибо» и уходите. Возможно ли такое? Нет, конечно же вы скажете: «Огромное Вам спасибо». Это первое «спасибо». «Я вам очень признателен» — второе «спасибо». «Я не знаю, что бы я делал, если бы не Вы» — это третье «спасибо» и т. д.

Мы никогда не говорим «до свидания» один раз. Просидев несколько часов в гостях и почувствовав, что пора уходить, мы смотрим на часы и говорим: «Поздновато». Это наше первое «до свидания». Потом мы говорим о том, что посидели бы еще, да ехать домой далеко — это второе «до свидания». Потом мы говорим: «Очень было приятно с Вами провести этот вечер». Это уже третье «до свидания». И мы не уйдем из этого дома, пока не скажем «до свидания» по крайней мере десять раз — каждый раз в разной форме.

То, что я сказал в начале беседы, — о недопустимости фальши и необходимости для каждого человека быть самим собой — относится к общению на всех уровнях. Естественно, что мы по-разному общаемся с нашими начальниками и подчиненными. В общении с начальниками нельзя опускаться до того, чтобы вести себя как известный персонаж в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». Но и с подчиненными нельзя вести себя, как барин с прислугой. Вообще на нашем жизненном пути могут встретиться люди богатые и влиятельные, а могут — бедные и незначительные. Нельзя забывать, что каждый из этих людей создан по образу Божию. И каждый из них — вне зависимости от социального положения и места в табели о рангах — заслуживает нашего почтения и уважения.

Особое искусство — общение с детьми. Здесь тоже недопустима фальшь. Есть люди, которые, увидев ребенка, совершенно меняются, с ними происходит нечто необъяснимое: на лице появляется какая-то противоестественная гримаса, они начинают использовать особый — якобы детский — лексикон. Не думаю, чтобы детям это нравилось. Помню, мне в детстве всегда претило, когда со мной общались в таком духе. Уверен, что с детьми, как и со взрослыми, можно общаться серьезно и глубоко.

Особого внимания требует общение с больным человеком. Больной чаще всего хочет услышать от нас слова утешения и поддержки. Но нельзя лгать больному, нельзя, например, пытаться сделать вид, что ничего страшного не происходит, когда человек лежит на смертном одре. Тяжело больной человек ловит не только слова — он обращает внимание на выражение глаз, на интонацию. И всякую фальшь он сразу же почувствует.

Мы часто думаем, что, когда мы начинаем актерствовать, фальшивить и лгать, то со стороны это не заметно. На самом же деле всякий собеседник сразу же чувствует неискренность. Если это человек деликатный, он сделает вид, что ничего не заметил, и мы можем остаться при убеждении, что роль сыграна нами с полным успехом. Но это будет большим заблуждением. Всякое актерство всегда заметно, и всякая фальшь всегда слышна.

Общение может быть полезным, нейтральным и вредным.

Общение полезно, если оно к чему-то ведет, если в нем есть положительная динамика, если оно бывает взаимно обогащающим или, по крайней мере, если одна сторона питается от другой. Такое общение может быть полезным и с духовной точки зрения, и в чисто человеческом плане.

Но бывает общение бесполезное и даже вредное. Вредное общение — то, у которого отрицательная динамика, которое наносит вред или обеим сторонам, или одной из сторон. Как поступать в этом случае? Можно пытаться общение бесполезное или вредное сделать полезным, то есть перестроить его, переориентировать таким образом, чтобы оно приносило добрые плоды. Если же этого не получается, если мы видим, что общение с человеком не приносит ничего, кроме вреда и ему, и нам, то иногда полезнее разорвать общение, чем продолжать его. Впрочем, нередко бесполезное или вредное общение происходит между людьми, которые в силу разных обстоятельств не могут разойтись, — например, между членами семьи, проживающими в одной квартире, или сотрудниками, сидящими в одном рабочем кабинете, и т. д. В таком случае это надо воспринимать как испытание, посланное нам Богом, как трудную задачу, которую необходимо решать.

Итак, общение может быть вынужденным или добровольным. Оно, кроме того, может быть поверхностным или глубоким. На это последнее я хотел бы обратить ваше внимание.

Бывает, что люди в течение многих лет встречаются, обсуждают погоду, политику, новости, но при этом их общение остается на поверхности. Такие люди могут, зная друг друга двадцать — тридцать лет, оставаться абсолютно чужими друг другу. В общении с людьми нужно стремиться к тому, чтобы не оставаться на поверхности, но выходить на глубину. Для этого есть немало способов, например, общаться с человеком один на один. Общение в группе, особенно большой, редко бывает по-настоящему глубоким. Но, разговаривая с глазу на глаз, мы сможем услышать и разглядеть в собеседнике то, что обычно бывает скрыто.

Иногда мы боимся глубокого общения. Нам кажется, что при таком общении мы можем слишком раскрыться, зайти слишком далеко, что собеседник может разбить скорлупу нашего эгоцентризма, эгоизма, в которой нам бывает так уютно и тепло. Не надо бояться риска, который заключает в себе глубокое общение. Не надо бояться, что мы потеряем что-то, поделившись этим с человеком: отдавая, мы никогда ничего не теряем. Не надо бояться, если в общении с другим человеком будут затронуты какие-то сокровенные струны, поставлены болезненные вопросы. Всякое общение, начавшись на поверхности, может постепенно сойти в глубины. Оно может перерасти в подлинную встречу двух людей. В то же время общение, которое начиналось на глубине, имеет потенциал постепенного «всплытия на поверхность». Очень важно следить за динамикой общения — меняется ли что-то от встречи к встрече, от разговора к разговору, узнаем ли мы человека глубже, начинает ли он лучше понимать нас, или мы продолжаем оставаться чужими друг другу.

Современная цивилизация предоставляет человеку разнообразные средства общения, такие как почта, телефон и электронная почта. Общение по телефону требует особой чуткости. Далеко не все из того, что обсуждается при личной встрече, можно сказать по телефону. Но телефон и не предназначен для продолжительных задушевных бесед. Мы на протяжении многих лет жили в уникальной ситуации, когда телефонный разговор между людьми, живущими в одном городе, был бесплатным. Видимо, скоро положение изменится, а вместе с этим уйдет в прошлое словосочетание, которое существует только в русском языке, — «висеть на телефоне». Людям на Западе такая роскошь недоступна — каждая минута разговора стоит денег. Когда мы звоним кому-то, нужно учитывать, что совсем не всегда наш абонент настроен на разговор. Телефонным звонком мы врываемся в чью-то жизнь. Наш собеседник может в этот момент оказаться совершенно не готовым к общению — он может быть занят чем-то другим. И не нужно обижаться, если он быстро «свернул» разговор. Надо понимать, что телефон создан только для того, чтобы договориться о встрече или решить какие-то неотложные вопросы. Но если мы хотим общаться с человеком серьезно и глубоко, нужна личная встреча.

Электронная почта становится все более распространенным средством общения. Оно тоже требует определенных навыков. В электронных письмах люди нередко бывают чрезмерно краткими, почти грубыми. Поэтому между людьми, которые общаются по электронной почте, нередко возникают недоразумения, так как человеку кажется, что ему ответили не очень вежливо или недостаточно подробно. Нужно все это учитывать и помнить, что электронная почта не может заменить личное общение.

Что же касается обычной почты, то это, как известно, одна из древнейших форм общения. Эпистолярный жанр — особое искусство, которому нужно учиться. Святитель Григорий Богослов в этом смысле может служить для нас образцом. Каждое его письмо было небольшим произведением искусства. В одном из писем он рассуждает о том, как надо писать письма. Письмо, говорит он, не должно быть слишком длинным или слишком коротким, не должно быть слишком витиеватым или содержать только обрубки фраз; письмо должно быть глубоким по содержанию и изящным по форме.

Если возможно, старайтесь, чтобы каждое ваше письмо содержало что-то конкретное. В письмах, как и в личном разговоре, не следует говорить общие, ничего не значащие слова. Вспоминаю одного своего знакомого, который посылал мне письма примерно такого содержания: «Вы сейчас находитесь во Франции, там, наверное, лето, там, наверное, тепло, наверное, цветут деревья», — и так далее. То есть человек в письме ко мне рассказывал мне то, что, как он предполагал, происходило у меня. При этом он ничего не рассказывал о себе. Конечно, ответить на такое письмо было для меня достаточно затруднительно, потому что писать ему, что «да, действительно, здесь все цветет» было бы странно. А другой человек в тех же примерно ситуациях писал мне очень коротко, но из его лаконичных писем я узнавал все, что с ним происходит. Я мог отвечать ему столь же коротко или более пространно, но это был ответ по существу. Всякий раз, садясь за письмо, мы должны задуматься о том, для чего мы пишем, какого ответа ожидаем. Письмо не должно быть просто набором ничего не значащих слов.

Если в письме содержится вопрос, мы должны ответить на него, а не посылать человеку отписку. В известном рассказе Чехова говорится: «Письма, в котором денег ты просил, я не получал». Если у нас в письме попросили денег, мы должны либо ответить, что дадим деньги, либо что не дадим. Попытка же сделать вид, что письма не было, будет той самой фальшью, которая недопустима в общении с людьми.

Об искусстве общения можно говорить много, это тема неисчерпаемая. Общение с каждым человеком неповторимо. Не существует шаблонов, по которым можно было бы строить свое общение со всеми людьми.

Все, о чем я говорил сегодня, вы, конечно, знаете. Мне просто хотелось напомнить об этом в дни Великого поста, потому что это время, когда мы анализируем свою жизнь, всматриваемся в себя и в других людей. Это время, когда мы можем исправить ошибки. Многие вещи представляются нам обыденными и понятными, но, когда мы сталкиваемся с ними, мы вновь и вновь падаем в те же самые ямы, совершаем одни и те же ошибки. Будем помнить о том, что необходимо постоянно работать над собой, чтобы во всех отношениях быть на высоте и отвечать нашему высокому христианскому призванию.

Вопросы и ответы

— Если динамика общения отрицательная, то как лучше — поговорить, поставить точки над «i» или разойтись?

— Думаю, что возможно и то и другое. Но в некоторых случаях объясниться с человеком невозможно: накопилось слишком много того, что будет препятствовать поговорить с ним начистоту. И иногда приходится просто отходить, прекращать общение.

— А как быть, если расстаться не удается?

— Если вы чувствуете, что не можете расстаться с человеком без ущерба либо для себя, либо для него, попробуйте переориентировать общение с ним на что-то позитивное. Это непросто и требует немалых усилий. Нельзя пускать общение с человеком на самотек, а уж тем более — под откос.

— Что такое «вредное общение»?

— Приведу конкретные примеры. Ваш собеседник общается с вами для того, чтобы склонить вас к совместному распитию спиртных напитков. Или склоняет к наркотикам. Или вы видите, что человек заражен какими-то ложными учениями и пытается вам их внушить, а вы начинаете этому поддаваться. Вы начинаете с ним спорить, но он не слушает. Он имеет право думать именно так, но у него нет права вам это навязывать. Может быть, человек внушает вам какие-то ошибочные взгляды и действует, как гипнотизер, которому вы бессильны противостоять. Если общение складывается подобным образом, лучше разорвать отношения с этим человеком.

— Сколько времени нужно, чтобы общение стало глубоким?

— Иногда пять минут, а иногда много лет. Когда я говорю о краткости и о многословии, то имею в виду не время, которое вы потратите на общение, а качество общения. Вы можете говорить с человеком несколько часов, но это время окажется проведенным впустую. А можете поговорить десять минут, но сказать ему то, что перевернет всю его жизнь. Вспомните: встречи Христа с людьми были, как правило, очень краткими, так же как и Его притчи. Он умел за один миг в корне изменить жизнь человека. Вот пример: рыбак на озере ловит рыбу. Иисус проходит мимо и говорит: «Вставай, бросай лодку, сети, забудь об отце и матери, пойдем со Мной». И человек тотчас все бросает и идет за Ним. Разумеется, мы не можем ожидать, что наше слово будет столь же эффективным, каким было слово Христа. Но мы должны заботиться о том, чтобы наше слово всегда что-то в себе несло, не было пустым звуком.

— Всегда ли разговор на серьезные темы может быть плодотворным?

— Есть культуры, в которых вообще не принято говорить на серьезные, глубокие темы. У нас принято. Почитайте Достоевского: «русские мальчики», которые впервые видят друг друга, всю ночь напролет обсуждают ключевые вопросы — о бытии Бога, о судьбах мира и т. д. Любовь к разговорам на серьезные темы — наша национальная особенность. Но при этом нужно помнить, что подобного рода разговоры далеко не всегда ведут к реальным результатам. Мы часто говорим об очень серьезных вещах, а потом расходимся ни с чем. Сама по себе склонность человека к обсуждению серьезных и важных тем — еще не гарантия того, что общение с ним будет продуктивным и плодотворным. На какие бы темы мы ни говорили, нужно заботиться прежде всего о том, чтобы общение имело какой-то результат.

— Есть люди, которые очень много говорят, их трудно остановить. Как поступать в подобных случаях?

— Бывает, что человеку просто нужно выговориться, нужно, чтобы его выслушали. В таких случаях не следует смотреть на часы. Другое дело — когда человек говорит просто потому, что он по природе болтун, говорит, не замечая, что собеседник его не слушает, что он ему в тягость. Я где-то читал рассказ об одном английском поэте, который имел обыкновение, разговаривая с человеком, брать его за пуговицу и закрывать глаза, чтобы быть уверенным, что собеседник здесь, но в то же время, чтобы возможная реакция собеседника никак не воспрепятствовала ходу его собственных мыслей. Так вот, один человек, который очень спешил, оказавшись в такой ситуации, отрезал пуговицу и ушел. Когда он через час проходил мимо, он увидел, что поэт все еще вдохновенно разглагольствует, держа в руке пуговицу. Известен рассказ, вполне достоверный, об одном архиерее, который так долго проповедовал, что его паства этого не выдерживала. Проповедь архиерея начиналась при полном храме, но постепенно прихожане один за другим уходили, и в конце концов архиерей оставался один. Тогда сторож подходил к нему и говорил, что, мол, владыка, пока кончать, надо закрывать храм. Беда, если мы будем хоть чуточку похожи на того поэта или на этого архиерея.

Источник: Вы — свет миру. М., 2003 г.

www.pravmir.ru

Предложения со словосочетанием ДУХОВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Проблема общеобязательности — не логическая проблема, это — проблема духовного общения, проблема соборности, собранного духа. От понижения уровня духовного общения до минимума. Что бы ни писали в журналах и что бы ни рассказывали шёпотом подруги, для мужа и жены самое главное — духовное общение. Оставалось лишь духовное общение, творчество и совместная религиозно-просветительская деятельность, которой все трое отдавались с большим пылом. Получить во сне визитку популярного человека — испытывать во сне недостаток духовного общения.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное ядовитый в отрывке:

Окно было закрыто, как я его и оставил, в воздухе стояла ядовитая вонь.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Духовное общение — это самораскрытие субъекта другому субъекту. Простой акт духовного общения в своей важности выявляет религиозную сторону такого общения. Они заявляли, что установили духовное общение с библейскими апостолами и пророками. Затем жрецу предстояло освоить технику духовного общения с богами. С этим пальцем связан поиск духовного общения. Кружок общения, созданный троицей, был весьма притягателен как место духовного общения студентов и критического обсуждения советской действительности. Сферы её проявления связаны с насущными потребностями людей: прежде всего в области быта, духовного общения, экономики. Духовное общение предполагает приобщение к миру культуры, усвоение духовного опыта человечества: отношения человека с человеком, с книгой, предметами искусства. Питаясь этим хлебом, священники демонстрировали, что духовное общение поддерживает физическую жизнь. Это духовное общение необходимо было не только им, но и ему самому. Какие же письма ещё были нужны, если существовала любовь, имелось взаимопонимание, желание духовного общения между пастырем и его чадами? Для нас и всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением великих истин предвечной правды. Совершите деяние духовного общения, а также любви к ближнему. Они служили также лучшими проводниками западных идей и вообще ускорили наше духовное общение с культурным миром. Социализация — это результат духовного общения человека с окружающими людьми, усвоения им общественных понятий, выработанных человечеством. И прежде всего, по-видимому, целесообразно разделить понятие материального общения и духовного общения. — Ну, мы с тобой — понятно... Так сказать, результат тесного духовного общения. — Но чего мне всегда не хватало — это духовного общения. Притча используется в особых условиях коммуникации, когда тренер и ребёнок выходят на уровень духовного общения (4). Может ли духовное общение быть не заочным, а проходить живьём, с глазу на глаз? Церковь — это не место для духовного общения. Научная общеобязательность современного сознания есть общеобязательность суженного, обеднённого духа; это — разрыв духовного общения и сведение его к крайнему минимуму, столь же внешнему, как общение в праве. Лишь насколько люди понизили своё духовное общение до серединности, они ищут исключительной опоры и обоснования своего познания в серединности дискурсивного мышления, они видят оправдание познания в необходимости. Повышенное духовное общение, общение в свободе и из свободы, а не в необходимости и не из необходимости, должно и в философском познании признать самооправдание творческой интуиции. Всё это ещё раз приводит к острому сознанию того, что философское познание предполагает высшую степень духовного общения и тогда лишь убедительно, тогда лишь непроизвольно. Она не менее меня понимала безысходность нашего положения, но твёрдо стояла на том, что, не желая ни в каком случае выходить замуж, она, насильственно порывая духовное общение, только принесёт никому не нужную жертву и превратит свою жизнь в безотрадную пустыню. При встречах друг с другом в городах и в пути в мирные месяцы арабы имели и духовное общение, причём, разумеется, беседы велись преимущественно религиозного содержания. Таким людям трудно понять, почему люди воюют («Продолжение песни следует»), откуда берётся разобщение природы и человека («От солнца до солнца»), для них самым важным в жизни является духовное общение («На снегу остаются следы»). Если он вёл духовное общение, называли «батюшка», «отец»; если владел глубокими знаниями, умел врачевать — «учитель», «целитель». Мы дерзнули рассказать о батюшке, собрав воспоминания его духовных чад, близких, его знакомых и тех, кому посчастливилось жить рядом с ним не один год, потому что очень многие, ранее общаясь с батюшкой, сейчас стали испытывать необходимость в духовном общении с ним. Это направление получило название «акмеология» (от греческого ахmе, что означает пик, вершина, высшая степень чего-либо) — интегрированная наука об образовательном искусстве, в котором основные субъекты образовательного процесса являются субъектами межличностной коммуникации и духовного общения, опосредованного содержанием и средствами образования (82, с. Анализируя процесс отношения к другому человеку как к субъекту, автор отмечает следующую закономерность: на практическом уровне взаимодействие людей выступает как практическое общение, а на информационном уровне — как духовное общение, цель которого — совместная выработка общих представлений, понятий, установок, взглядов, идеалов, достижение духовно общности совместными усилиями. Стержнем русской юридического консерватизма является христианский идеал общественного устройства — соборное братство верующих, не терпящее никакого насилия и формализма в духовном общении людей, а также антропологический принцип греховности человека — его нравственной поврежденности. Однако сегодня нам более понятно, что духовное общение и учение слишком обширны, чтобы их можно было втиснуть в любую систему, негативную или позитивную, и что спиритуалист может исповедовать любую веру, испытывая при этом почтение к окружающим его невидимым и бескорыстным силам. Семья призвана удовлетворять целый комплекс насущных человеческих потребностей (в рождении и воспитании детей, духовном общении, взаимной моральной и материальной поддержке членов семьи и т. В мире социальных явлений на телеологическом единстве основаны порядок и оценка наших действий, духовное общение и экономический оборот, индивидуализация созданных нами и предназначенных для нас объектов, так что цель может быть рассматриваема как principium individuationis для всех дел человеческих. Возможность духовного общения или, точнее, общения с божественными существами, одновременно пребывающими повсюду — вне нас и в то же время являющимися частью нас — наше священное наследство, которое мы — увы — так легкомысленно растратили, живя в мире рационализма. В некоторых случаях мы воспринимаем членов своей семьи как людей само собой разумеющихся, которые присутствуют в нашей жизни, но не стремимся к духовному общению с ними. Такое духовное общение, когда собеседников объединяют не только общие дела, общие устремления, но и просто желание помочь другому от чистого сердца, а не потому, что кто-то из них что-то должен другому, и является фактором, дарующим оптимизм. Если же он скрещивает своё милосердие со вниманием и без всяких приказаний себе вглядывается, кто и что перед ним, — он забыл о себе; он прошёл, минуя план страстей, в план духовного общения, хотя бы стоящий перед ним плакал и нёс в себе бунт своих страстей.

kartaslov.ru

Об общении с людьми духовными и с людьми недуховными

Об общении с людьми духовными и с людьми недуховными

Из проповеди прот. Сергия Филимонова

Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. Своей жизнью он поплатился за то, что почел себя обязанным изречь правду Божию во спасение душ всех тех людей, которые нуждались в его святительском слове. И нам сегодня необходимо разобраться в самой простой вещи: о чем нам следует говорить друг с другом и о чем не следует, когда правда возвышает людей, а когда сеет рознь и ненависть.

Когда духовный человек говорит с недуховным, душевным, плотским, — это все равно что русский говорит с китайцем. То, что христианин почитает мудрым — человек мирской почитает безумным. Апостол Павел сказал: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3, 19). Это не должно нас смущать. Но обращаясь к людям, далеко отстоящим от Бога, мы должны трезво сознавать, что ряд наших слов будет не понят, и лишний раз не провоцировать их на раздражение и гнев. Не следует во что бы то ни стало вручить христианский взгляд на вещи всем тем, кто окружает вас на работе, дома, в гостях. Это всегда заканчивается очень плохо: домашние скорбят, а сослуживцы считают, что у человека что-то сдвинулось в черепной коробке.

В общении с людьми недуховными надо быть очень аккуратными, осторожными. Об этом нас учит и Священное Писание: не давать святыни на растерзание псам, не метать бисер перед свиньями (Мф. 7, 6). Господь этой метафорой учит: хлеб не раздается просто так, непонятно кому, кто его не просит и не взыщет.

А вот при беседе с духовными людьми надлежит говорить прямо и с любовью, тотчас, при любом недоразумении удалять всякую неясность, чтобы Бог мира и правды царил между вами. Здесь неуместна никакая лжедуховная деликатность. Это залог мира и понимания между христианами.

Чему я и желаю вам научиться молитвами святителя Филиппа и всех святых. Аминь.

Духовное малодушие

При взаимном общении церковных людей раз за разом встает проблема духовного малодушия. Суть в следующем: человек считает, что если он не понимает чего-то из того, что ему говорится, нужно из деликатности (ложной!) умолчать и проглотить все, что происходит. Так возникает и усугубляется недопонимание между людьми. Дьявол пользуется им и ссорит православных христиан.

В житии Пахомия Великого написано, как некий монах прислуживал ему за столом и три раза приносил не то, что просил игумен. Святой Пахомий, подозвав брата, спросил: «Скажи мне, что ты слышал?». Оказалось, что монах слышал совершенно обратное тому, о чем его просили! Святой понял, что враг старался их рассорить, и когда он говорил одни слова, дьявол совершенно другие вкладывал в уши послушнику. Здесь может быть и искушение, и усталость человека, и просто он мог не расслышать, овлечься. Вот так часто и происходит ссора между православными христианами в миру: между женами и мужьями, между родителями и детьми, между друзьями.

Недуг духовного малодушия не дает им высказать то, что они думают и чувствуют. Люди стесняются. Один недоволен другим и носит против него злые помыслы, а второй даже и не подозревает, что вызвал преткновение брата. В этих случаях необходимо выяснить: «А что ты сказала? Что ты имел в виду?» Вот почему старшие иногда переспрашивают младших: «Как ты меня услышал? Что ты понял?» Хорошо, если родители спрашивают так детей, муж — жену. Тогда мы не будем гневаться на близких, что они исполняют совсем не то, о чем их просили.

Всегда важно, чтобы мы другого переспросили: правильно ли я тебя понял?

Вдвойне это важно, когда вдруг появляются помыслы недовольства ближним.

Духовное великодушие

Как часто приходится слышать от людей: «Я не говорю ему этого, чтобы не обидеть и проявить деликатность». Это ложь. Это не духовная деликатность, а сокрытие злых помыслов. Человек даже не думает о том, что эти помыслы злые в него вбиты дьяволом. И из ложной духовной деликатности он попросту готовит яму и другому человеку, и себе.

Из-за того, что он носит в себе злые помыслы, потом возникают некие обстоятельства, которые укрепляют его в мысли, что другой то-то и то-то замыслил, и начинает накручиваться одно, другое... Это крайне опасно. Проходит время, и происходит взрыв. Люди, которые вместе несли послушание, муж и жена, родители и дети — расходятся навсегда.

Дорогие мои, духовное малодушие можно преодолеть только духовным великодушием. Поговорить друг с другом откровенно: «Вот у меня мысли о том, что ты обо мне думаешь то-то. Это так?» И собеседник ответит: « Да, я действительно так думаю». — «А почему ты обо мне так думаешь?» — «Потому-то». А может обнаружиться, что ты против другого принял ложные мысли и фантазии, укрепился в неверном представлении, что дьявол опутал тебя. И ты увидишь действие дьявольское, покаешься и прекратишь носить злые помыслы против брата. От такой беседы будет большая духовная польза — один покается, другой увидит свою ошибку, оба примирятся, вместе помолятся Богу. Однако высказываться нужно деликатно: у меня есть такие-то помыслы; правда ли это, или заблуждаюсь я?

Ясность отношений — следствие духовной трезвости — не даст дьяволу втереться между христианами.

Из проповеди протоиерея Сергия Филимонова

Год с Настоятелем. Православный календарь 2016

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого - установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Назад к списку

Похожие материалы:

  • О чуде Божией Матери

    Перед вами на аналое Казанская икона Божией Матери. Простая такая деревенская икона. Есть другие иконы Божией Матери, совершенно канонически написанные, но тем не менее, сегодня, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, здесь лежит именно эта. Почему? Потому что она свидетельствует о чуде Божией Матери.

  • Да освятит и вас Благодатный огонь!

    О схождении Благодатного огня. Что переживают люди, соприкоснувшиеся с чудом Благодатного Огня. Ответственность людей, знающих о Благодатном Огне. Из проповеди прот.Сергия Филимонова в Великую субботу.

  • О разных путях к святости в разное историческое время

    Князья Борис и Глеб были одними из первых канонизированных русских святых. Их не заставляли отрекаться от Христа, но они говорили, что ради Христа не поднимут руки на брата, не преступят заповеди Божией. И вот тогда впервые в истории Церкви появляется новый чин святых Божиих — чин страстотерпцев.

dommil.com

Предложения со словосочетанием ДУХОВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Проблема общеобязательности — не логическая проблема, это — проблема духовного общения, проблема соборности, собранного духа. От понижения уровня духовного общения до минимума. Что бы ни писали в журналах и что бы ни рассказывали шёпотом подруги, для мужа и жены самое главное — духовное общение. Оставалось лишь духовное общение, творчество и совместная религиозно-просветительская деятельность, которой все трое отдавались с большим пылом. Получить во сне визитку популярного человека — испытывать во сне недостаток духовного общения.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное сильный в отрывке:

Древнего грека с его живым умом и чувством и с сильной волей уже нельзя было признать в греках новейшей формации, обладающих иными качествами.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Духовное общение — это самораскрытие субъекта другому субъекту. Простой акт духовного общения в своей важности выявляет религиозную сторону такого общения. Они заявляли, что установили духовное общение с библейскими апостолами и пророками. Затем жрецу предстояло освоить технику духовного общения с богами. С этим пальцем связан поиск духовного общения. Кружок общения, созданный троицей, был весьма притягателен как место духовного общения студентов и критического обсуждения советской действительности. Сферы её проявления связаны с насущными потребностями людей: прежде всего в области быта, духовного общения, экономики. Духовное общение предполагает приобщение к миру культуры, усвоение духовного опыта человечества: отношения человека с человеком, с книгой, предметами искусства. Питаясь этим хлебом, священники демонстрировали, что духовное общение поддерживает физическую жизнь. Это духовное общение необходимо было не только им, но и ему самому. Какие же письма ещё были нужны, если существовала любовь, имелось взаимопонимание, желание духовного общения между пастырем и его чадами? Для нас и всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением великих истин предвечной правды. Совершите деяние духовного общения, а также любви к ближнему. Они служили также лучшими проводниками западных идей и вообще ускорили наше духовное общение с культурным миром. Социализация — это результат духовного общения человека с окружающими людьми, усвоения им общественных понятий, выработанных человечеством. И прежде всего, по-видимому, целесообразно разделить понятие материального общения и духовного общения. — Ну, мы с тобой — понятно... Так сказать, результат тесного духовного общения. — Но чего мне всегда не хватало — это духовного общения. Притча используется в особых условиях коммуникации, когда тренер и ребёнок выходят на уровень духовного общения (4). Может ли духовное общение быть не заочным, а проходить живьём, с глазу на глаз? Церковь — это не место для духовного общения. Научная общеобязательность современного сознания есть общеобязательность суженного, обеднённого духа; это — разрыв духовного общения и сведение его к крайнему минимуму, столь же внешнему, как общение в праве. Лишь насколько люди понизили своё духовное общение до серединности, они ищут исключительной опоры и обоснования своего познания в серединности дискурсивного мышления, они видят оправдание познания в необходимости. Повышенное духовное общение, общение в свободе и из свободы, а не в необходимости и не из необходимости, должно и в философском познании признать самооправдание творческой интуиции. Всё это ещё раз приводит к острому сознанию того, что философское познание предполагает высшую степень духовного общения и тогда лишь убедительно, тогда лишь непроизвольно. Она не менее меня понимала безысходность нашего положения, но твёрдо стояла на том, что, не желая ни в каком случае выходить замуж, она, насильственно порывая духовное общение, только принесёт никому не нужную жертву и превратит свою жизнь в безотрадную пустыню. При встречах друг с другом в городах и в пути в мирные месяцы арабы имели и духовное общение, причём, разумеется, беседы велись преимущественно религиозного содержания. Таким людям трудно понять, почему люди воюют («Продолжение песни следует»), откуда берётся разобщение природы и человека («От солнца до солнца»), для них самым важным в жизни является духовное общение («На снегу остаются следы»). Если он вёл духовное общение, называли «батюшка», «отец»; если владел глубокими знаниями, умел врачевать — «учитель», «целитель». Мы дерзнули рассказать о батюшке, собрав воспоминания его духовных чад, близких, его знакомых и тех, кому посчастливилось жить рядом с ним не один год, потому что очень многие, ранее общаясь с батюшкой, сейчас стали испытывать необходимость в духовном общении с ним. Это направление получило название «акмеология» (от греческого ахmе, что означает пик, вершина, высшая степень чего-либо) — интегрированная наука об образовательном искусстве, в котором основные субъекты образовательного процесса являются субъектами межличностной коммуникации и духовного общения, опосредованного содержанием и средствами образования (82, с. Анализируя процесс отношения к другому человеку как к субъекту, автор отмечает следующую закономерность: на практическом уровне взаимодействие людей выступает как практическое общение, а на информационном уровне — как духовное общение, цель которого — совместная выработка общих представлений, понятий, установок, взглядов, идеалов, достижение духовно общности совместными усилиями. Стержнем русской юридического консерватизма является христианский идеал общественного устройства — соборное братство верующих, не терпящее никакого насилия и формализма в духовном общении людей, а также антропологический принцип греховности человека — его нравственной поврежденности. Однако сегодня нам более понятно, что духовное общение и учение слишком обширны, чтобы их можно было втиснуть в любую систему, негативную или позитивную, и что спиритуалист может исповедовать любую веру, испытывая при этом почтение к окружающим его невидимым и бескорыстным силам. Семья призвана удовлетворять целый комплекс насущных человеческих потребностей (в рождении и воспитании детей, духовном общении, взаимной моральной и материальной поддержке членов семьи и т. В мире социальных явлений на телеологическом единстве основаны порядок и оценка наших действий, духовное общение и экономический оборот, индивидуализация созданных нами и предназначенных для нас объектов, так что цель может быть рассматриваема как principium individuationis для всех дел человеческих. Возможность духовного общения или, точнее, общения с божественными существами, одновременно пребывающими повсюду — вне нас и в то же время являющимися частью нас — наше священное наследство, которое мы — увы — так легкомысленно растратили, живя в мире рационализма. В некоторых случаях мы воспринимаем членов своей семьи как людей само собой разумеющихся, которые присутствуют в нашей жизни, но не стремимся к духовному общению с ними. Такое духовное общение, когда собеседников объединяют не только общие дела, общие устремления, но и просто желание помочь другому от чистого сердца, а не потому, что кто-то из них что-то должен другому, и является фактором, дарующим оптимизм. Если же он скрещивает своё милосердие со вниманием и без всяких приказаний себе вглядывается, кто и что перед ним, — он забыл о себе; он прошёл, минуя план страстей, в план духовного общения, хотя бы стоящий перед ним плакал и нёс в себе бунт своих страстей.

kartaslov.ru

Духовное общение в церкви

Март, 2011, Валерий Шейбак

Что помогает людям в церкви стать более зрелыми духовно. Что помогает им укрепляться, найти утешение, вдохновение, поддержку, направление и т.п. в Боге? Давайте прочтем (1Иоан.1:6,7)

«Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».

Здесь говорится о двух важных составляющих – общение с Богом и, общение друг с другом. Искреннее общение с Богом всегда оказывает созидающее влияние на нас. Но, как насчет общения друг с другом? Ведь это немаловажная составляющая духовной жизни христиан, от которой многое зависит. Более того, мы не можем игнорировать общение с верующими, т.к. Сам Бог вводит нас в это общение. А это значит, что оно должно приносить благословение и, Дух Святой хочет действовать в нашем общении. Вот что сказал Иисус:

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Иоан.13:35)

Иисус прямо указывает на то, что люди смогут увидеть Его присутствие через то содержание, которое мы придаем нашему общению. Действительно то, каким будет общение между последователями Христа, зависит именно от них самих, то есть от нас! (Гал.5:15) (современный перевод): «Если же вы будете по-прежнему вредить друг другу и наносить урон, то смотрите, как бы вы полностью не истребили друг друга!» 

Обратим наше внимание на характер взаимоотношений в Галатийской церкви. Это было общение далекое от идеала, провозглашенного Христом. Их взаимоотношения приносили вред и урон. Но что это значит?

«Вред — это негативное влияние, воздействие, которое делает что-либо хуже, чем есть» (Толк. словарь Дмитиева).  «Наносить урон – вредить, портить, наносить ущерб» (Словарь синонимов).

Если общение верующих делает кого-либо хуже, чем он есть, если оно наносит ущерб или портит духовность и качество жизни человека, то такое общение приведет к истреблению, гибели веры. Господь таких людей призовет к ответственности за свои действия  (Мф.24:45-51).  Однако каким же должно быть наше общение в церкви? Сегодня мы поговорим о духовной составляющей христианского общения. Вот что сказано в Писании:

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию».            (Рим.14:17-19)

Здесь написано, что Царство Божье проявляется в праведности, мире и радости в Духе Святом. Мы видим, что это достигается явно и угождает Богу. А затем, следует вывод, о том, каким образом это происходит. Представьте себе, сколько пользы и силы может быть, если каждый будет искать того, что служит «к миру и ко взаимному назиданию»! Понятия «мира» и «назидания» относятся к характеристике общения и отношений верующих.

«Мир (греч. Ειρηνη) - мир, безопасность, покой» (словарь Стронга).    «Назидание (греч. Οικοδομη, букв. «строительство») - строение, созидание, здание» (словарь Стронга).

Остановимся на назидании. Назидательное общение верующих имеет целью строительство, созидание образа Христова, Божьей праведности, приведение к Божьему миру и радости в жизни человека, приобретению плодов Духа (Гал.5:22,23). При этом нужно  понимать, что строительство – это процесс. Недостаточно на стройке один раз сказать, как все должно быть. Нужно вести строительство к завершению, согласно проекту. Похожим образом и в назидательном общении верующие не просто сообщают друг другу, как должно  быть. Они вместе достигают желаемого результата в течение необходимого времени, используя те инструменты, которые для этого нужны. Но, как же нам созидать? Где источник творческой силы и плана, терпения и мудрости для такого общения? Ответ на этот вопрос содержится в (1Иоан.1:3)

«…о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом».

Апостол Иоанн открывает нам секрет истинного духовного общения. Он скрыт в нашем общении с Богом. В молитве и поклонении, в изучении Слова Божьего, в каждодневном хождении перед Господом, в служении Ему – мы приобретаем нечто ценное, значимое, содержательное. Это то, что придает содержательность и нашему общению с другими верующими. Это то, что служит к миру и взаимному назиданию, укрепляет людей и приводит их к радости и миру в Духе Святом, развивает их. То, что помогает твердо держаться пути спасения и праведности во Христе. То, что помогает  познать волю и цели Божьи, жить на основании Божьего Слова.

Давайте примем решение, что в нашей церкви мы не будем допускать общения, которое наносит вред и урон. Но, напротив, будем достигать истинно духовного общения, служащего к миру и назиданию. Это не значит, что мы говорим только на библейские темы. Верующий человек – человек разносторонний. Но общение с ним обогащает, а не разоряет жизни людей.

familyofgod.by

Ценность духовного общения, Христианские Проповеди

«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой» (Лук.1:39-57)

Слава Богу, что нелюдимых существ все-таки мало на свете, иначе земная жизнь была бы просто невыносимой и люди бы скоро вымерли! Основная часть человечества любит общаться с себе подобными. Сент-Экзюпери справедливо назвал общение «настоящей единственной роскошью». Однако с точки зрения христианской веры качество общений зачастую никудышное: в нем безжалостно убивается время, а грязными анекдотами и ругательствами оскверняются и души и тела. Даже разговоры на вполне культурные темы оставляют привкус поверхностности и незавершенности. Один известный журналист, побывший в церкви на праздновании моего шестидесятилетия, на прощание сказал: «Вы действительно общаетесь на уровне души, у нас же подобные мероприятия — просто тусовки!».
Величие христианского общения еще более отчетливо осознаешь при чтении сообщения Луки о встрече Марии и Елисаветы.  Репортаж всего в 200 слов, а какая в нем глубина!

1. Духовное общение изживает «конфликт поколений».

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

Мария и Елизавета довольно существенно (минимум лет на сорок!) различались по возрасту и жизненному опыту. Казалось, какой интерес юной девушке спешить к старухе и в десятый раз слушать невеселые истории о несносных соседях или периодических болях в спине? Не лучше ли пообщаться со сверстницами или с возлюбленным Иосифом?
Современная молодежь скорее всего выбрала бы последний вариант. И вина в этом обоюдная: молодежи нечего дать старикам, а старикам нечему научить молодежь. Ведь в техническом отношении молодежь более продвинута: жизнь меняется настолько быстро, что опыт стариков безнадежно устаревает и оказывается неприменимым к нынешним реалиям. Общение поколений возможно только на духовном уровне, где ни возраст, ни образование, ни житейский опыт не имеют решающего значения. Значение имеет личное общение с Богом, сила молитвы и понимание Писания. Именно это и помогло Марии и Елисавете без ощущения разницы в возрасте и темпераментах содержательно общаться бессмертными, безвозрастными душами. Уровню их общения позавидует каждый!
Плотская, бездуховная старость неизбежно будет конфликтовать с напористой молодостью. И спасение стариков от конфликтов – в духовности. Она будет всегда в цене, всегда будет востребована! Прагматичная молодежь мгновенно отличает фальшь от правды, религиозность от духовности. Она находится в постоянном и обостренном поиске настоящего христианства и, если его в стариках находит, то ни за что от них не отстанет.
Мне посчастливилось в молодости общаться с духовными людьми пожилого возраста. Дверь к ним не закрывалась – молодежь спешила поделиться им своими нуждами и проблемами. По молитвам стариков Бог исцелял души и тела, устранял непреодолимые препятствия с пути. Память об этих старцах и по сей день согревает мое сердце, и я хотел бы им подражать! Одним из таких старцев был Марк Львович Крейман, отец известного композитора нашего братства Вениамина Креймана. Друзья вспоминали о нем:
«Часто, пробуждаясь с утра, он спокойно говорил супруге: «Мамочка, постарайся найти что-нибудь, чтобы приготовить обед, так как нас сегодня должны посетить трое…» Каждый раз он называл точное число взрослых и детей, и спустя некоторое время в дом действительно прибывали гости. Безусловно, телефона Марка Львовича не было у, но он имел от Бога дар предвидения.
В 1956 году Марк Львович поехал в Пензу на юбилей старшего пресвитера Бузынина. Садясь в вагон поезда, он вдруг услышал ясный голос, прозвучавший два раза: «Там ты серьезно заболеешь, но это от Меня будет». Он огляделся вокруг, но рядом не было никого. И действительно в Пензе Марк Львович оказался в больнице с диагнозом инфаркт сердца. Здесь, в больничной обстановке, в одиночестве сатана «приступил» к нему, желая поколебать его веру и упование на Христа, внушая, что он оставлен Богом. Борьба была тяжелой, и брат взмолился Господу, чтобы Он защитил его, чтобы вспомнил, как он всю жизнь старался быть верным Христу, как любил Его. Когда казалось, что духовные силы на исходе, вдруг Марк Львович увидел наяву справа от себя светлых ангелов, которые как бы наступали, оттесняя ряд темных существ, находящихся слева от брата. Ему сразу стало легче дышать, а впереди ярко засветились золотые буквы:

«Как солнце связано с землей
Союзом дружеских объятий, -
Судьба моя навек с Тобой,
Любимый мой Создатель!»

В течение последующих 7 дней Христос являлся брату, беседовал с ним и очищал особым образом от недостатков, подготавливая к предстоящему: брат был духом вознесен от земли, тело же его продолжало оставаться на больничной койке. Там, на небе, Христос показал брату картины настоящего состояния Церкви на земле, далекого от совершенства, и сказал: «Передай братьям: «Почему мало просите у Меня? Просите!»
Разве не потянется молодежь к такому старцу? И разве разница в возрасте окажется помехой для общения? Я благодарю Бога за дарованную возможность знать этого человека и прошу Его соделать нынешних старцев духоносными людьми, дабы у нас процветала библейская гармония поколений: «…юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесено, слава Его на земле и на небесах» (Пс.148:12,13).

2. Духовное общение способствует исполнению Святым Духом.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

Общение – это, прежде всего, взаимообогащение духовными познаниями и переживаниями. Мария и Елисавета обладали ими сполна и охотно делились друг с другом. Даже столь заурядная вещь, как приветствие, в духовном общении играет важную роль. (К сожалению, нынешнее христианское приветствие, лишенное духовной силы, превратилось в эквивалент гражданского и не несет с собою и малейшего благословения). Христос учил: «…а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» (Матф.10:12,13). Святой Дух воспользовался приветствием Марии, чтобы исполнить пожилую Елисавету дарами знания и мудрости. Ничего не зная о переживаниях Марии, она дословно повторяет слова Ангела Гавриила – «благословенна Ты между женами», называет родственницу «Матерью Господа», благословляет «плод ее чрева». Здесь каждое слово пророческое!
Как чудно быть под властью Святого Духа и говорить слова, полные силы и знания, сладости и утешения. Таковым и должно быть истинное христианское общение! В нем главное лицо — Бог, а не бойкий на язык коммуникабельный человек. В нем свершается таинство преображающего воздействия Божьего слова на глубинные пласты личности, когда человек ставится лицом к лицу с вечным Богом, и, устрашенный Его святостью и смягченный Его любовью, преображается душой: «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1Кор.14:24,25). Вот в чем заключался секрет феноменального роста древней церкви! Разве можно с помощью человеческого знания мгновенно обнаруживать тайны сердца? Разве можно с помощью человеческой логики пробить мощную броню предрассудков? Разве можно силой пасторского влияния привести душу в соприкосновение с живым Богом? Христианское общение по природе своей должно быть сверхъестественным, и если этого нет, оно просто религиозно-гуманистическая тусовка.
Христианство, состоящее из духовно мелких людей, производит мелкое общение. Люди, поприсутствовав на служении и пожав друг другу руки, отправляются с чувством исполненного долга домой. Если же и есть в иных церквях нечто похожее на общение, то их главная цель — развлечение. Дабы не скучно было, практикуются дешевые психологические приемы, применяемые на мирских вечеринках: розыгрыши, пляски, посиделки. Я вспоминаю пророческие слова В.Е. Логвиненко, сказанные почти лет двадцать назад: «Все это придет к нам, но дай Бог мне не дожить до той поры!». Он не дожил до исполнения своего пророчества всего пару лет! На праздновании Рождества некоторые евангельские деятели прихлопывали и приплясывали под мирскую «Хавунагилу». Молодое поколение превзойдет их в обмирщении.
В древней церкви общения были Божьим назиданием в вере и завершались искренними горячими благодарственными и ходатайственными молитвами. Куда отошла эта слава христианского общения от церкви 21 века? Где она обретается теперь?
Когда я смотрел документальный фильм о китайских христианах, становилось понятным: ими еще не утрачена благодать. Когда камера показывала лица горячо молящихся мужчин и женщин и слезы, ручейками сбегавшие по их лицу, я думал: у таких христиан не может не быть чудес и знамений, ибо они исполнены Духа Святого! Позже я прочитал в журнале «Spectrum» сообщение о росте числа верующих в Китае за счет чудес.

3. Духовное общение утверждает в вере

И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

Старица Елизавета находилась под влиянием Святого Духа. Поэтому она Его же словами ободряла Марию и утверждала ее в доверии Божьему промыслу. Мария, несомненно, переживала, как она объяснит жениху Иосифу нежданную беременность. Она понимала: он будет сильно потрясен, обескуражен ее признанием и едва ли поверит в дело Святого Духа. Эти опасения Марии впоследствии оправдались — Иосиф принял решение с ней развестись. Она не могла также не думать о негативной людской реакции на добрачную беременность, ведь Назарет был очень маленьким населенным пунктом, где все друг про друга быстро узнавали. Самый легкий исход — жить с клеймом блудницы. Самый ужасный — быть преданной безжалостному человеческому суду.
В этих больших переживаниях слова Елисаветы укрепили Марию – она доверилась Господу в том, что Он в свое время совершит все как нужно. И блаженна уверовавшая в возможности Бога! Евангелист Матфей сообщает: «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою и не знал Ее, [как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Матф.1:19-25).
О, сколько раз на духовных общениях Господь чудесно укреплял веру искупленных! Вот почему ими никак нельзя пренебрегать! Важность общения, как Божьего инструмента для подготовки церкви к взятию с земли, возрастает с приближением пришествия Христа. Об этом ясно сказано в послании к Евреям : «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр.10:25).
В книге «Осужденный по 58 статье» рассказывается о Марии Тоги, молившейся с подругами о своем еще неродившемся сыне. Мать предчувствовала – у ребенка будет трудная судьба. «Они встали на колени и в общей молитве передали будущего ребенка в объятия Господа. Тогда же, во время молитвы, Ээва Хумала произнесла пророческие слова: «Этот ребенок будет принадлежать Богу. Бог будет направлять его, давать силы, помогать в трудностях. И не суждено будет ему ни в воде утонуть, ни в огне сгореть». И когда Йоханнеса благословляли, Дух Святой наполнил церковь, и все плакали». Все эти утешения Мария Тоги получила в общении. Впоследствии в жизни ее дитя все случилось так, как было предсказано.
Я сам не раз бывал в общении с Иоханнесом Тоги, слушал его неторопливые и обстоятельные рассказы о пережитом, задавал ему множество вопросов, чувствовал в его молитвах неземную прелесть и всегда возвращался домой духовно обогащенным. Все это было результатом действия Святого Духа в нашем общении. С тех пор это впечатление стало для меня эталонным в определении качества общения.

4. Общение способствует поклонению Богу

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Эту глубокую по содержанию хвалебную песнь Мария не написала заранее. Слушая Елисавету, она не соображала лихорадочно: «Как бы мне покрасивее и подуховнее ответить на ее комплименты?» Восхитительная песнь была навеяна Марии Святым Духом не в ее тихой комнате в Назарете, а в совсем маленьком общении! Цените малые общения хотя бы потому, что их любит посещать Господь! Иисус учил: «…ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20). Общение способствует эффективному поклонению. Хорошо благодарить Бога одному, но еще лучше поклоняться в общении. Недаром Давид писал псалмы восхваления не отдельным солистам, а хору левитов: «Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его» (Пс.94:6,7). В совместном поклонении сокрыта великая сила!
Когда ЭрлоШтеген проводил евангелизацию в Германии, раньше всех на первое служение пришла большая толпа сатанистов. Они заняли передние места и своими криками мешали служению. Пришедшая наводить порядок полиция велела им покинуть зал. «Хорошо», — был ответ — «мы уйдем как положено — по одному человеку в минуту». Очень медленно они стали выходить из зала. Должно было пройти не менее двух часов, пока все слуги дьявола освободили бы помещение.
И вдруг случилось непредвиденное: несколько пожилых сестер вышли вперед и запели негромкими старческими голосами:

Боже, славим мы Тебя
И хваление приносим!
Вечный, песнь поем Тебе
И сердца к Тебе возносим.
Преклонившись пред Тобой,
Величаем, Царь благой!

И словно огнем пахнуло на врагов истины: сломя голову они бросились вон. За несколько минут зал был очищен и служение началось. Эти отважные старушки начали прославлять Бога среди сатанинского беспредела, и их внешне немощная хвала превратились для врагов Божьих в мощную бурю: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия» (Пс.67:2,3).
Марии была дарована песня поклонения, глубина которой изумляет искушенных богословов. Деревенская девушка не собственным талантом, а Божьей благодатью выразила универсальные причины поклонения. В этом монологе Марии мы найдем пять таких причин.

• Мария прославляет Бога за спасение

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
Называя Господа своим Богом, Мария исповедует свою тварность, свою зависимость от Него и, следовательно, нисколько не претендует на положение царицы небесной. Более того, она называет Бога Спасителем. Это значит, у нее был основательный опыт спасения от греховного плена. Было бы дерзостью предположить проявление у Марии бунтарского поведения. Я думаю, у девы Марии, получившей благочестивое воспитание, греховность проявлялась не столько на уровне дел, сколько на уровне неправедных желаний: «…я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание» (Рим.7:7,8). Не обязательно свершать греховное, чтобы быть грешником — достаточно его хотя бы один раз пожелать! Корень всякого греха в самости, в утверждении своего интереса вместо Божьего! Кто не желал, чтобы все в его жизни было по-его, а не по-Божьи? Кто из людей был свободен от зависти – печали о благе ближних? Все! Острое восприятие греховности приводит к обращению к Богу: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим.7:22-25). Нечто подобное произошло и с Марией. Этой встречи с Богом-Спасителем, неизбежно полагающей начало новой жизни, она забыть не могла! За нее и звучала хвала Богу!

• Мария прославляет Бога за внимание к смиренным

что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
Для большинства людей смирение – последняя добродетель, которой они хотели бы обзавестись. Они воспринимают его как моральную слабость. Однако смирение есть верное восприятие себя в свете праведного Божьего закона, объявившего весь мир виновным. Богу нравится, когда человек смиряется и судит о себе по Его закону, а не по мирским понятиям. Смирение — это стартовая позиция, из которой начинается забег духовной жизни. Как ни странно, смирение приводит к счастью быть «сосудом благопотребным Владыке на всякое доброе дело». Все поколения будут называть Марию блаженной, ибо, благодаря смирению, она получила от Бога честь быть земной матерью единородного Сына Божьего.

• Мария прославляет Бога за данную ей славу

что сотворил Мне величие Сильный,
Кто не согласится, что быть Матерью Сына Божьего есть непревзойденное величие? В этой области Мария вне конкуренции! Однако по учению Писания величие определяется не только значимостью служения, но и родственными отношениями с Богом. В этом плане все дети Божии велики и могут прославлять за это Бога: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан.3:1,2).
В связи с этим следует сказать, что было ошибкой церкви пятьсот лет спустя после Рождества Христова наделить Марию небиблейским величием, назвав ее «пресвятая Царица Небесная и Матерь Божия, Владычица всей вселенной, престол милосердия для смертных во всей вселенной, ходатай и надежный заступник пред Иисусом». В Новом завете нет и намека на подобное величие Марии. Ее величие заключалось быть ни кем иной, как рабой Бога!

• Мария славит Бога за правосудие

и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
Суть Божьего правосудия конкретна: боящиеся Бога Им возвышаются, а гордые своей значимостью уничижаются. Когда-то в нашей стране почти с религиозным вдохновением пели:

Будет людям счастье,
Счастье на века, -
У Советской власти
Сила велика!
Если дали слово,
Мы не подведем.
Солнце жизни новой
над землей зажжем!

Не посрамил ли Бог эту гордыню? И такова будет участь всех, кто решил сделать себя земным божком.«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость» (Прит.11:2).
Я часто думаю, насколько великими в вечности окажутся те, кто был презираем и гоним в этом мире за веру в Иисуса. Ежегодно до 100 000 христиан принимают венец мучеников и вместе с ним несказанное небесное величие! Иисус учил: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Матф.5:11,12).

• Мария славит Бога за Его верность завету

Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
Чтобы недоверчивые по природе люди не сомневались в способности Бога выполнить данные им обещания о милости и наказании, Он вступает с избранными в договорные отношения. Знаками завета являлись радуга на небе, обрезание на теле, святая суббота, в наше время — хлеб и вино Причастия. Просто удивляешься Божией верности завету, особенного когда люди пренебрегают им и дают формальный повод от них отказаться. В самое темное время отступничества Израиля от условий завета Бог остается ему верен! «Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь» (Иер.31:35-37).
Как не благодарить Бога за Его потрясающую верность? Как не находить в ней великого утешения? Бог выполнит все, что задумал о нас и ничто и никто во вселенной не можешь помешать Ему в этом! Бог не действует по капризу, Ему неведома эмоциональная горячка. Он не страдает недальновидностью. Он совершенен во всех путях, а особенно в заветных отношениях. Когда мы совершаем вечерю Господню, мы вспоминаем Его слова: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего» (Матф.26:29). Время докажет верность Его слов!

…Дорогие братья и сестры! Дорожите христианским общением, как великим даром Божьей благодати! Всеми силами стремитесь быть его участниками. Без помощи верующих вам ни за что не стать добрыми христианами. Перефразируя Давида (Пс.83:11) скажем: «один день в самом слабом христианском общении лучше тысячи дней, проведенных в наилучших компаниях мирских людей».

Вам так же может быть интересно:

ryagusov.ru