Визуальное невербальное общение – —

Тема 6: Невербальная коммуникация

План:

1. Взгляд и визуальный контакт в общении.

2. Жесты в коммуникативном процессе.

3. Проксемика.

Взгляд и зрительное поведение

Взгляд и зрительное поведение - важный эле­мент, который отражает образ жизни человека, его внутренний мир и его отношения с окружающей действительностью.

Функции взгляда иные, чем мимики и жестов. Прежде всего, с его помощью можно собрать инфор­мацию. Однако его активация означает двойное ком­муникативное действие. С одной стороны, взгляд сигнализирует о том, что канал открыт, с другой, что человек проявляет ин­терес к тому, на что или на кого он смотрит. Таким образом, активация зрительного канала - это сигнал, который можно интерпретировать по-разному.

Результаты исследований в психологии развития показали, что у людей существует врожденный интерес к глазам других людей. Начиная с первых недель жизни, новорожден­ных больше всего привлекают глаза матери.

Зрительный контакт и взгляд играют главную роль в развитии чувства привязанности и социальной ком­петенции. Так, ребенок чувствует себя вознагражденным, если взрослый человек смотрит ему в глаза.

В отношениях матери и ребенка решающее значе­ние имеет многообразие и интенсивность взглядов друг на друга. Если ребенок чувствует, что на него смотрят, это стимулирует его к ответным реакциям и вызывает у матери чувство вознаграждения за ее заботу.

Таким образом, взаимный взгляд и его прекраще­ние выполняют важную функцию в игре «в прятки» и других игровых действиях.

Элементы, из которых состоит взгляд, различны. Некоторые из них, такие, как моргание или расши­рение зрачков - физиологические и непроизвольные, другие - движение и выражение глаз - интенциональные, зачастую их сознательно используют в со­циальных отношениях.

Размер зрачка меняется в зависимости от освеще­ния. Зрачки сужаются при интенсивном освещении и расширяются в темноте, но такие изменения могут быть обусловлены и другими факторами (например, употреблением наркотиков). Зрачки расширяются и тогда, когда человек смотрит на что-то, что его возбуждает или стимулирует. Люди с большими глазами вообще считаются более при­влекательными. Расширение зрачков играет важную роль и в процессе сексуального влечения.

Результаты некоторых исследований показыва­ют, что зрачки женщин расширяются при виде фото­графий мужчин и маленьких детей, а зрачки мужчин при взгляде на фотографии обнаженных или привле­кательных женщин. В свою очередь, зрачки гомосексуалистов расширяются при взгляде на фотографии об­наженных мужчин.

Расширение зрачков - это не только форма де­монстрации сексуального возбуждения, но и признак интереса человека к произведениям искусства (кар­тины, скульптуры, и т.д.).

По взгляду собеседника можно определить такие чувства, как ненависть, любовь и зависть. С другой стороны, эмоции человека легче распознать по его об­щей мимике:

Интенсивность эмоций можно выразить взгля­дом, их природу отражает частота и изменения дви­жений глаз. Таким образом, исследовать взгляд до­вольно сложно, поскольку, с одной стороны, сущест­вуют трудности с методологией наблюдения, а с дру­гой, зрительное поведение выполняет множество разнообразных функций.

Язык взглядов в межличностных отношениях

Зрительное поведение играет важную роль в уста­новлении отношений и передаче информации о межлич­ностных отношениях. Оно имеет большое значение для разговора, в котором его используют для получения об­ратной связи и регулирования синхронности диалога.

Результаты исследований связи между паттер­нами взгляда и межличностными отношениями по­казывают, что слушатель, который не устанавлива­ет зрительный контакт, тем самым сообщает о своем безразличии, отвлеченности или, наоборот, о под­чиненности по отношению к тому, кто говорит. Лю­дей, которые в тишине очень долго смотрят на дру­гих, считают странными или девиантными. В об­щем, человек чаще смотрит на тех людей, которые ему более симпатичны.

Влюбленные пары демонстрируют большую частоту взаимных взглядов, чем те пары, которые меньше любят друг друга. Если собеседник безразличен к любовным при­тязаниям, он постоянно избегает взгляда. В парах, в которых существует сильное взаимное влечение, зри­тельный контакт длится долго, а в парах, которые часто конфликтуют, зрительный контакт короткий (влюбленные выдерживают очень длительный и ин­тенсивный зрительный контакт). Межличностное притяжение может быть закодировано и декодирова­но с помощью частоты взглядов, расширения зрачков и длительности зрительных контактов.

Взгляд - это важный элемент в установлении отношений и формировании эмоциональной вовлеченности собеседника. Посмотреть на другого человека - значит принять его во внимание, понять, пригласить к контакту и установить отношения. Взгляд можно оста­вить и без ответа, что приводит к окончанию зритель­ного взаимодействия.

Люди не только обращают свой взгляд на других, но и находятся под взглядами других. В некоторых случа­ях взгляд на человека поощряет его, а в других - вызывает чувство тревоги и стыда. То, как другие смотрят на нас, как долго и на­сколько часто - влияет на нашу эмоциональную и по­веденческую реакцию.

Взгляды вселяют доверие и мужество, но могут так­же выпытывать и «воровать» секреты другого чело­века. Стыд, характерный для робкого человека, - это «стыд за себя», за то, каким я кажусь в сравнении с дру­гими людьми, и всегда связан с тем человеком, который смотрит на меня и лишает меня моей субъективности.

Когда один человек (А) смотрит на другого (Б), это может пере­давать Б разную информацию, поэтому взгляд можно считать своего рода сигналом. То, о каких именно сигналах идет речь, зависит от мими­ки А, от последовательности взаимодействия и ситуации, в которой находятся А и Б.

Существуют следующие принципиальные возможности:

  1. А хочет начать взаимодействие с Б, на­пример, во время праздника или в ситуации, в которой присутствуют и другие люди. Если Б смотрит в ответ, это значит, что он намерен принять участие во взаимодействии. В некото­рых случаях Б разрешает А вступить во взаи­моотношения, как происходит в случае с камер­динером или президентом ассамблеи. Интерес­но, что люди этой категории очень искусны в уклонении от взгляда другого человека, возмож­но, благодаря отличному периферическому зре­нию. И наоборот, если Б отводит взгляд, когда А говорит, тогда А замечает, что Б больше не обращает внимание на то, что он говорит;

  2. А демонстрирует Б отношения или эмо­ции, которые он испытывает в отношении Б, особенно если они дружеские. Зрительный кон­такт более продолжителен между теми людь­ми, которые нравятся друг другу. Если Б при­влекателен и принадлежит к противополож­ному полу, взгляд в соединении с дружеским вы­ражением лица сообщает о сексуальном влече­нии А по отношению к Б, А строит глазки Б, особенно, если зрительный контакт продолжи­телен. Взгляд в соединении с враждебным выра­жением лица означает, что А не нравится Б, или что он хочет доминировать;

  3. если Б, после того как А посмотрел на Б одним из этих способов, хочет дать понять, что принимает этот тип отношений, он от­ветит на взгляд соответствующим образом. Если же он не намерен принимать интерпрета­цию ситуации, которую дает А, он сначала пос­мотрит на А враждебно, а затем решительно отведет взгляд;

  4. существует большая вероятность, что по окончанию своей речи А посмотрит на В. Этот взгляд сигнализирует, что А закончил, и что Б может говорить. А. Кендон обнаружил, что, если А не смотрит, Б не отвечает совсем или отвечает с необходимым опозданием. Так происходит в 71% случаев, в то время как этот уровень снижается до 29%, когда А смотрит;

  1. если А сопровождает свою речь взгляда­ми, тогда Б сочтет А более внимательным, бо­лее уверенным и припишет ему более положи­тельное отношение к себе. Эти впечатления в некоторой степени оп­равданы, потому что люди смотрят друг на друга чаще, если они приятны друг другу и если то, о чем идет речь - правда;

  2. по большей части взаимодействия со­провождаются серией очень коротких взглядов с обеих сторон. Если А бросает на Б более дли­тельные взгляды, чем обычно, Б может интер­претировать это как знак того, что А, преж­де всего, заинтересован в Б как в человеке или в отношениях между А и Б, и меньше в том, о чем они говорят. Это легко можно проследить в отношениях молодых влюбленных, которые вроде бы разговаривают о политике, религии, математике; или также в случае невозмути­мого взгляда, типичного для некоторых пси­хиатров, - этот взгляд сигнализирует об ин­тересе к пациенту как таковому, а не к тому, что он говорит.

Паттерны взгляда и зрительный контакт

Короткие взгляды, помогают че­ловеку собрать информацию, в то вре­мя как продолжительные взгляды со­общают о сексуальном интересе, учас­тии или агрессивно-конкурентном отношении к по­лучателю сообщения.

Визуальное взаимодействие между людьми означает, что они вступили в контакт. Понимание, что визуальный контакт установлен, представляет для обоих приятное событие. И наоборот, он становится неприятным и начи­нает смущать, если взгляды длительны, а контакт слишком долгий. Неприятные ощущения возникают в результате высокого уровня физиологического возбуждения, вы­званного самим взаимодействием, или из-за особого значения продолжительного зрительного контакта.

М. Аргайл выдвинул гипотезу о том, что существует равновесие зрительного контакта, которое характер­но для каждой пары людей. Зрительный контакт - это основной элемент, со­здающий интимность отношений, наряду с близос­тью в пространстве, улыбкой, тоном голоса и речью. Общее равновесие регулирует интимность. При изменении одного из этих элементов изменяется и об­щее равновесие, в результате чего изменяется и вза­имодействие.

Гипотезу о существовании рав­новесия в зрительном контакте под­тверждают результаты многих иссле­дований. Увеличение физической близости приводит к уменьшению зрительного контакта. Между улыбкой и визуальным контактом при взаимодействии обна­ружена обратная связь.

Продолжительный взгляд, обращенный к собе­седнику, означает одобрение и поддерживает дру­жеские отношения и отношения сотрудничества. Од­нако взгляд может вызывать у человека и ощущение, что за ним наблюдают, поэтому он может почувство­вать себя неловко.

Зрительное равновесие при взаимодействии обу­словлено существующими условиями и особенностя­ми собеседников. Когда два человека обсуждают интимную тему, они смотрят друг на друга меньше, чем когда они говорят на нейтральную тему. Различия во влиянии и социальном статусе так­же проявляются в паттернах взглядов собеседников. В определенном смысле социаль­ное влияние - это влияние также коммуникативное, которое подразу­мевает контроль взаимодействия с получателем.

При взаимодействии «лицом к лицу» социаль­но влиятельные люди не устанавливают зрительный контроль за менее влиятельными собеседниками. По­следние же демонстрируют большую необходимость в зрительном контроле экспрессивного поведения более влиятельного человека, чтобы понять его реакции. С другой стороны, люди, не признающие влияния других людей, стараются избегать зрительного кон­такта. Кроме того, менее влиятельный человек стара­ется меньше смотреть на более влиятельного собесед­ника, если хочет дать понять, что не придает соци­альной субординации особой значимости. Влиятельные люди могут взаимодействовать с другими, даже не глядя на них. Доминантные люди во взаимодействии с други­ми - с более низким статусом - чаще смотрят тогда, когда говорят сами, и намного меньше тогда, когда говорит другой человек.

Количество взглядов и то, как именно смотрит человек, зависит от ситуации. Но, несмотря на это, существуют паттерны взглядов, которые пе­риодически повторяются, не зависят от внешних ус­ловий и обусловлены определенными личностными свойствами.

Взгляд как невербальное выражение личности

Взгляд человека может передавать сигналы о его личности.

Во многих исследованиях просле­живается связь между индивидуаль­ными различиями во взгляде человека и его личностными свойствами. Так, экстравер­ты смотрят на собеседника чаще, чем интроверты, особенно, когда говорят сами. Кроме того, взгляды экстравертов более длительны.

Также результаты исследований показывают, что человек, мыслящий абстрактно, демонстрирует более активное зрительное поведение, чем человек, мысля­щий конкретно.

Люди, которые часто используют визуальное вза­имодействие, для того чтобы войти в контакт с други­ми людьми, больше стремятся к дружеским отноше­ниям и сотрудничеству. С другой стороны, в ситуациях дружеского общения и сотрудничества часто используют взгляд люди с силь­ной потребностью в аффилиации, а доминантные люди проявляют такую тенденцию при конкуренции. Тенденцию к визуальному взаимодействию у лю­дей с потребностью в аффилиации можно объяснить по­вышенным удовлетворением, которое взаимный взгляд обусловливает в процессе аффилиации (присоединения).

Женщины чаще используют при взаимодействии зрительный канал, вероятно, потому, что у них потреб­ность в аффилиации сильнее, и они менее доминантны. Женщины чаще мужчин используют во взаимо­действии взгляд, а их зрительные паттерны отлича­ются от тех, что используют мужчины.

Когда женщина питает симпатию к другому человеку, она смотрит на него, когда говорит. Мужчины же ис­пользуют этот паттерн, когда слушают. Особенно часто женщины исполь­зуют зрительный канал коммуникации при взаимо­действии с другими женщинами.

При взаимодействии людей одного пола частота взглядов выше, чем при взаимодействии мужчин и женщин. Исключение составляют влюбленные пары.

Люди разного пола стремятся меньше использо­вать продолжительные взгляды в процессе взаимо­действия, осознавая, что их партнер по коммуника­ции может интерпретировать их как признак сексу­ального влечения.

Человек, который часто смотрит на других, нравится другим людям, и его воспринимают как приятного, активного, доминантного и уверенного в себе. Это мне­ние сохраняется до определенного момента, после чего такого человека считают менее приятным или чувствуют себя неловко под его взглядами.

Избегание взгляда ассоциируют с такими отрица­тельными эмоциями, как стыд, смущение и тревога. Однако это поведение проявляется и тогда, когда че­ловек хочет что-то скрыть от других.

Когда люди обманывают других, что-то скрывают и мошенничают, они реже смотрят на других. С другой стороны, хитрые люди или «макиавеллисты» способны обма­нывать, уверенно и открыто удержи­вая зрительный контакт и не умень­шая количество взглядов.

При взаимодействии «лицом к лицу» взгляд мо­дулирует содержание вербальных сообщений, регу­лирует межличностное расстояние и вместе с дру­гими сигналами определяет синхронность диалога.

В начале разговора люди чаще обмениваются взглядами, чтобы обеспечить синхронность в диало­ге и последовательность высказываний. После этого частота взглядов становится средней и более или ме­нее постоянной. Во время слушания человек использует взгляд, чтобы дополнить увиденным информацию, которую услышал. Визуальное взаимодействие становится интен­сивным и в конце разговора. Речь и взгляд неразрывно связаны друг с другом. Эта взаимосвязь выполняет функцию обратной связи и комментария к разговору. В конце или при смене высказываний взгляды со­беседников учащаются. Это связано с необходимос­тью определить, насколько собеседник заинтересо­ван и внимателен.

В основном, отправитель отвлекает взгляд от по­лучателя, когда сосредоточен на когнитивной орга­низации своей речи. Однако затем он вновь обраща­ет взгляд на слушателя, чтобы подчеркнуть то, о чем идет речь, и получить обратную связь о заинтересо­ванности и согласии собеседника.

В свою очередь слушатель использует кроме взглядов и другие регулирующие сигналы (знаки со­гласия головой, улыбка, и т.д.), чтобы сообщить об интересе и намерении высказаться.

Когда два человека разговаривают, время от времени они смотрят друг другу в глаза. Че­ловек смотрит на другого человека в течение 25%-75% всего времени взаимодействия. Одна­ко известны случаи, когда этот показатель снижался до 0% или достигал 100%. Продол­жительность взглядов составляет от 3 до 7 с, максимальное время, необходимое для нор­мального зрительного восприятия - 0,25-0,35 с. Если А смотрит на Б, то Б, в свою очередь, бу­дет смотреть на А, устанавливая таким обра­зом зрительный контакт, часть того времени, на протяжении которого А смотрит на Б, ко­торая обычно составляет 15%-50% всего време­ни взаимодействия. Зрительный контакт ус­танавливают периодически, периоды длятся в среднем от 1 до 3 с. Направление взгляда за­висит от хода беседы. Человек смотрит на со­беседника чаще (примерно в 2 раза), когда слу­шает, чем когда говорит сам. Когда он слуша­ет его, взгляды наиболее длительны и прерыва­ются на более короткий период времени. Необ­ходимо отличать взгляд слушающего от взгля­да говорящего. Если А прерывает зрительный контакт раньше Б, это вовсе не означает, что А робеет, может быть, А говорит и не хочет отвлекаться. Когда А говорит, он отрывает взгляд от Б. В конце высказывания или фразы он бросает короткий взгляд на Б, а когда он за­канчивает говорить, то бросает на Б более про­должительный взгляд. Он не смотрит при за­минке или прерываясь на полуфразе, а только во время естественных остановок. Б, который слушает, бросает на А более продолжительные взгляды и может ответить на короткие взгля­ды А разными сигналами.

studfile.net

Невербальная коммуникация | Блог 4brain

Общение – это гораздо больше, чем только явный смысл слов. Оно также включает неявные сообщения, преднамеренные или нет и выражаемые через невербальное поведение.

Невербальная коммуникация включает мимику, тон и высоту голоса, жестикуляцию, отображаемые посредством языка тела , а также соблюдение личного пространства и физического расстояния. Эти сигналы могут давать подсказки, намеки, а также дополнительную информацию и смысл сверх устного сообщения. Они помогут лучше понять человека, мотивы и причины его поведение — а это, в свою очередь, позволит вам выстроить свою тактику поведения.

Таким образом, невербальная коммуникация помогает людям:

  • усилить или изменить то, что было сказано словами;
  • передать информацию о своем эмоциональном состоянии;
  • определить или укрепить отношения между людьми;
  • предоставить обратную связь;
  • регулировать поток диалога (например, сигнализировать о том, что пора закончить беседу или что вы хотите что-нибудь сказать).

Невербальные сигналы могут выполнять пять ролей:

Роль первая: повторение. Невербальные сигналы могут «повторить» сообщение, которое человек делает устно.

Роль вторая: противоречие. Они могут противоречить сообщению, которое человек пытается передать.

Роль третья: замещение. Они могут заменить словесное сообщение.

Роль четвертая: дополнение. Начальник, который похлопывает подчиненного по спине в дополнение к похвале, увеличивает влияние сообщения.

Роль пятая: акцентирование. Можно подчеркнуть словесное сообщение. Например, удар по столу кулаком.

Типы невербальной коммуникации и языка тела

Различные типы невербальной коммуникации включают в себя:

Движения и позы тела

Подумайте о том, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя – это процесс обмена информацией с миром.

Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, опору, стойку и едва уловимые движения.

Выражения лица

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и способно выражать бесчисленные эмоции, не говоря при этом ни слова. И в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, мимика лица универсальна.

Выражения лица для счастья, грусти, гнева, удивления, страха и отвращения одинаковы в разных культурах. Это значит, что, изучив эту тему, вы сможете применять данные знания практически со всеми людьми на планете.

Зрительный контакт

Поскольку визуальное восприятие является доминирующим для большинства людей, роль зрительного контакта при невербальной коммуникации трудно переоценить. То, как вы смотрите на кого-то, может передавать много информации, включая интерес, привязанность, враждебность или притяжение.

Зрительный контакт также имеет важное значение для поддержания плавности разговора, а также оценки и реакции собеседника.

Жесты

Жесты плотно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем пальцем и активно используем свои руки, когда спорим или говорим оживленно. Часто жесты являются неосознанными.

Однако смысл жестов может сильно различаться в разных культурах и странах, поэтому важно быть осторожным, чтобы избежать неправильной интерпретации.

Личное пространство

Вы когда-нибудь испытывали дискомфорт во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше личное пространство?

У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя эта она частично зависит от культуры, ситуации и близости отношений.

Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, включая сигналы близости и привязанности, агрессии или доминирования.

Прикосновения

Мы передаем огромное количество информации при помощи прикосновений. Задумайтесь о сообщениях, которые один человек передает другому при помощи следующих взаимодействий: слабое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплые медвежьи объятия, успокаивающий шлепок по спине, покровительственное похлопывание по голове или контролирующий захват руки.

Голос

Дело не только в том, что вы говорите, сколько в том, как именно это делаете. Когда мы говорим, другие люди «считывают» наш голос в дополнение к осмыслению слов.

Вот на что обращает внимание ваш собеседник:

  • тон;
  • тембр;
  • темп;
  • высота голоса;
  • интонация;
  • звуки, которые передают понимание: ага, ох, ах.

Подумайте о том, как чей-то тон голоса может указывать на сарказм, гнев, привязанности или уверенность.

Как оценить невербальные сигналы другого человека?

Это то умение, которое хочет развить практически каждый человек. Мы все сталкиваемся с ситуациями, когда непонятно, что стояло за словами собеседника.

Чтобы научиться этому, нужно просто задавать себе вопросы после каждого диалога. Заведите дневник, назовите его как-то интригующе и беритесь за дело. Все это вам также поможет улучшить свое восприятие, деятельность органов чувств, память и внимание.

Зрительный контакт. Был ли он? Если да, то насколько интенсивный?

Выражение лица. Каким было выражение лица человека на протяжении большей части диалога? Была ли это маска, невозмутимость, эмоциональное присутствие, заинтересованность, скука?

Тон голоса. Был ли теплым, уверенным, заинтересованным или же напряжен?

Поза и жесты. Тело собеседника было расслабленным или жестким и неподвижным? Плечи напряжены, подняты или расслаблены?

Прикосновение. Был ли физический контакт? Насколько это уместно в этой ситуации? Было ли вам некомфортно?

Напряженность. Был ли человек спокойным, расслабленным, незаинтересованным, либо же чрезмерно драматичным?

Тайминг. Была ли задержка между ответами собеседника и его невербальной реакцией?

Это упражнение очень полезно, потому что после разговора может выясниться, что все на самом деле не так, как об этом было сказано. Наши органы чувств считывают всю информацию, однако сознание неспособно уследить за всем. А придя домой, взяв в руки ручку и блокнот и вспомнив все подробности, можно отыскать в памяти моменты, которые проскользнули мимо вашего сознания. Конечно, это лишь начало. Приобретая опыт в профайлинге, нужно добиваться считывания непосредственно в процессе.

Это же упражнение желательно выполнять и в отношении себя. Как мы уже говорили, сознательно попросту невозможно контролировать все сигналы своего тела, однако можно сделать акцент на наиболее важных в данной ситуации. Записывайте и анализируйте, как вы себя вели во время диалога, что делали неправильно. Меняйте свою стратегию, чтобы достичь максимального взаимопонимания.

Таким образом, вы сможете развить так называемую эмоциональную осознанность. Для того, чтобы отдавать точные невербальные сигналы, вы должны знать свои эмоции и то, как они влияют на вас. И делать то же самое в отношении других людей: распознавать их истинные чувства, стоящие за репликами.

Эмоциональная осведомленность позволяет:

  • Точно считывать других людей, включая эмоции, которые они испытывают, и невысказанные сообщения, которые отправляют.
  • Создать доверие в отношениях, отправляя невербальные сигналы, которые соответствуют вашим словам.
  • Отвечать таким образом, чтобы показать другим, что вы понимаете и заботитесь о них.
  • Знать, соответствуют ли отношения вашим эмоциональным потребностям, давая вам возможность либо исправить их, либо двигаться дальше.

Если говорить о наблюдении за собой, то в первую очередь обратите внимание не несоответствия ваших слов и невербальных сигналов. В конце концов, общение – это не только изучение собеседника, но и своей личности. Когда вы научитесь быть цельными и гармоничными, то есть когда слова и невербальные сигналы будут соответствовать друг другу, то сможете выстраивать наилучшие взаимоотношения.

При наблюдении за собеседником никогда не игнорируйте шестое чувство или ощущение, что «что-то здесь не так». Многие люди попросту заглушают этот голос, а затем оказываются втянутыми в неприятные истории. Оказывается, что собеседник на самом деле был настроен враждебно, а не дружелюбно. Что вы не хотели покупать этот мобильный телефон. Что на самом деле ваш друг не хочет ехать с вами на море, а соглашается вынужденно.

Как же понять, что «что-то здесь не так»? Дело именно в несоответствии слов и невербальных сигналов. Рот говорит одно, а тело – другое. Не обольщайтесь, желая услышать лишь то, что хотите. Люди часто врут и говорят не то, что чувствуют. И выражается это на их лице, теле, голосе, выражении глаз.

Книги

Так как тема невербальной коммуникации очень объемна, вы можете продолжить изучать тему при помощи следующих книг.

  • «Узнай лжеца по выражению лица» Пол Экман, Уоллес Фризен.
  • «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пол Экман.
  • «Новый язык телодвижений. Расширенная версия» Алан Пиз, Барбара Пиз.
  • «Я вижу, что вы думаете» Джо Новарро.
  • «Менталист. Настольная книга развития сверспособностей сознания» Джордж Крескин.
  • «Как читать человека словно книгу. Язык тела» Джерард Ниренберг, Генри Калеро, Антон Штангель.
  • «Я читаю ваши мысли» Лиллиан Гласс.
  • «Чтение мыслей. Примеры и упражнения» Торстен Гавенер.
  • «Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования» Владимир Морозов.
  • «Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак» Мауро Коццолино.

Еще один вариант – пройти наш курс по профайлингу, где тема невербальной коммуникации рассматривается в комплексе с навыками чтения человека, определения лжи, манипуляций.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: