Визуальное невербальное общение – —
Тема 6: Невербальная коммуникация
План:
1. Взгляд и визуальный контакт в общении.
2. Жесты в коммуникативном процессе.
3. Проксемика.
Взгляд и зрительное поведение
Взгляд и зрительное поведение — важный элемент, который отражает образ жизни человека, его внутренний мир и его отношения с окружающей действительностью.
Функции взгляда иные, чем мимики и жестов. Прежде всего, с его помощью можно собрать информацию. Однако его активация означает двойное коммуникативное действие. С одной стороны, взгляд сигнализирует о том, что канал открыт, с другой, что человек проявляет интерес к тому, на что или на кого он смотрит. Таким образом, активация зрительного канала — это сигнал, который можно интерпретировать по-разному.
Зрительный контакт и взгляд играют главную роль в развитии чувства привязанности и социальной компетенции. Так, ребенок чувствует себя вознагражденным, если взрослый человек смотрит ему в глаза.
В отношениях матери и ребенка решающее значение имеет многообразие и интенсивность взглядов друг на друга. Если ребенок чувствует, что на него смотрят, это стимулирует его к ответным реакциям и вызывает у матери чувство вознаграждения за ее заботу.
Таким образом, взаимный взгляд и его прекращение выполняют важную функцию в игре «в прятки» и других игровых действиях.
Элементы, из которых состоит взгляд, различны. Некоторые из них, такие, как моргание или расширение зрачков — физиологические и непроизвольные, другие — движение и выражение глаз — интенциональные, зачастую их сознательно используют в социальных отношениях.
Размер зрачка меняется в зависимости от освещения. Зрачки сужаются при интенсивном освещении и расширяются в темноте, но такие изменения могут быть обусловлены и другими факторами (например, употреблением наркотиков). Зрачки расширяются и тогда, когда человек смотрит на что-то, что его возбуждает или стимулирует. Люди с большими глазами вообще считаются более привлекательными. Расширение зрачков играет важную роль и в процессе сексуального влечения.
Результаты некоторых исследований показывают, что зрачки женщин расширяются при виде фотографий мужчин и маленьких детей, а зрачки мужчин при взгляде на фотографии обнаженных или привлекательных женщин. В свою очередь, зрачки гомосексуалистов расширяются при взгляде на фотографии обнаженных мужчин.
Расширение зрачков — это не только форма демонстрации сексуального возбуждения, но и признак интереса человека к произведениям искусства (картины, скульптуры, и т.д.).
По взгляду собеседника можно определить такие чувства, как ненависть, любовь и зависть. С другой стороны, эмоции человека легче распознать по его общей мимике:
Интенсивность эмоций можно выразить взглядом, их природу отражает частота и изменения движений глаз. Таким образом, исследовать взгляд довольно сложно, поскольку, с одной стороны, существуют трудности с методологией наблюдения, а с другой, зрительное поведение выполняет множество разнообразных функций.
Язык взглядов в межличностных отношениях
Зрительное поведение играет важную роль в установлении отношений и передаче информации о межличностных отношениях. Оно имеет большое значение для разговора , в котором его используют для получения обратной связи и регулирования синхронности диалога.
Результаты исследований связи между паттернами взгляда и межличностными отношениями показывают, что слушатель, который не устанавливает зрительный контакт, тем самым сообщает о своем безразличии, отвлеченности или, наоборот, о подчиненности по отношению к тому, кто говорит. Людей, которые в тишине очень долго смотрят на других, считают странными или девиантными. В общем, человек чаще смотрит на тех людей, которые ему более симпатичны.
Влюбленные пары демонстрируют большую частоту взаимных взглядов, чем те пары, которые меньше любят друг друга. Если собеседник безразличен к любовным притязаниям, он постоянно избегает взгляда. В парах, в которых существует сильное взаимное влечение, зрительный контакт длится долго, а в парах, которые часто конфликтуют, зрительный контакт короткий (влюбленные выдерживают очень длительный и интенсивный зрительный контакт). Межличностное притяжение может быть закодировано и декодировано с помощью частоты взглядов, расширения зрачков и длительности зрительных контактов.
Взгляд — это важный элемент в установлении отношений и формировании эмоциональной вовлеченности собеседника. Посмотреть на другого человека — значит принять его во внимание, понять, пригласить к контакту и установить отношения. Взгляд можно оставить и без ответа, что приводит к окончанию зрительного взаимодействия.
Люди не только обращают свой взгляд на других, но и находятся под взглядами других. В некоторых случаях взгляд на человека поощряет его, а в других — вызывает чувство тревоги и стыда. То, как другие смотрят на нас, как долго и насколько часто — влияет на нашу эмоциональную и поведенческую реакцию.
Взгляды вселяют доверие и мужество, но могут также выпытывать и «воровать» секреты другого человека. Стыд, характерный для робкого человека, — это «стыд за себя», за то, каким я кажусь в сравнении с другими людьми, и всегда связан с тем человеком, который смотрит на меня и лишает меня моей субъективности.
Когда один человек (А) смотрит на другого (Б), это может передавать Б разную информацию, поэтому взгляд можно считать своего рода сигналом. То, о каких именно сигналах идет речь, зависит от мимики А, от последовательности взаимодействия и ситуации, в которой находятся А и Б.
Существуют следующие принципиальные возможности:
А хочет начать взаимодействие с Б, например, во время праздника или в ситуации, в которой присутствуют и другие люди. Если Б смотрит в ответ, это значит, что он намерен принять участие во взаимодействии. В некоторых случаях Б разрешает А вступить во взаимоотношения, как происходит в случае с камердинером или президентом ассамблеи. Интересно, что люди этой категории очень искусны в уклонении от взгляда другого человека, возможно, благодаря отличному периферическому зрению. И наоборот, если Б отводит взгляд, когда А говорит, тогда А замечает, что Б больше не обращает внимание на то, что он говорит;
А демонстрирует Б отношения или эмоции, которые он испытывает в отношении Б, особенно если они дружеские. Зрительный контакт более продолжителен между теми людьми, которые нравятся друг другу. Если Б привлекателен и принадлежит к противоположному полу, взгляд в соединении с дружеским выражением лица сообщает о сексуальном влечении А по отношению к Б, А строит глазки Б, особенно, если зрительный контакт продолжителен. Взгляд в соединении с враждебным выражением лица означает, что А не нравится Б, или что он хочет доминировать;
если Б, после того как А посмотрел на Б одним из этих способов, хочет дать понять, что принимает этот тип отношений, он ответит на взгляд соответствующим образом. Если же он не намерен принимать интерпретацию ситуации, которую дает А, он сначала посмотрит на А враждебно, а затем решительно отведет взгляд;
существует большая вероятность, что по окончанию своей речи А посмотрит на В. Этот взгляд сигнализирует, что А закончил, и что Б может говорить. А. Кендон обнаружил, что, если А не смотрит, Б не отвечает совсем или отвечает с необходимым опозданием. Так происходит в 71% случаев, в то время как этот уровень снижается до 29%, когда А смотрит;
если А сопровождает свою речь взглядами, тогда Б сочтет А более внимательным, более уверенным и припишет ему более положительное отношение к себе. Эти впечатления в некоторой степени оправданы, потому что люди смотрят друг на друга чаще, если они приятны друг другу и если то, о чем идет речь — правда;
по большей части взаимодействия сопровождаются серией очень коротких взглядов с обеих сторон. Если А бросает на Б более длительные взгляды, чем обычно, Б может интерпретировать это как знак того, что А, прежде всего, заинтересован в Б как в человеке или в отношениях между А и Б, и меньше в том, о чем они говорят. Это легко можно проследить в отношениях молодых влюбленных, которые вроде бы разговаривают о политике, религии, математике; или также в случае невозмутимого взгляда, типичного для некоторых психиатров, — этот взгляд сигнализирует об интересе к пациенту как таковому, а не к тому, что он говорит.
Паттерны взгляда и зрительный контакт
Короткие взгляды, помогают человеку собрать информацию, в то время как продолжительные взгляды сообщают о сексуальном интересе, участии или агрессивно-конкурентном отношении к получателю сообщения.
Визуальное взаимодействие между людьми означает, что они вступили в контакт. Понимание, что визуальный контакт установлен, представляет для обоих приятное событие. И наоборот, он становится неприятным и начинает смущать, если взгляды длительны, а контакт слишком долгий. Неприятные ощущения возникают в результате высокого уровня физиологического возбуждения, вызванного самим взаимодействием, или из-за особого значения продолжительного зрительного контакта.М. Аргайл выдвинул гипотезу о том, что существует равновесие зрительного контакта, которое характерно для каждой пары людей. Зрительный контакт — это основной элемент, создающий интимность отношений, наряду с близостью в пространстве, улыбкой, тоном голоса и речью. Общее равновесие регулирует интимность. При изменении одного из этих элементов изменяется и общее равновесие, в результате чего изменяется и взаимодействие.
Гипотезу о существовании равновесия в зрительном контакте подтверждают результаты многих исследований. Увеличение физической близости приводит к уменьшению зрительного контакта. Между улыбкой и визуальным контактом при взаимодействии обнаружена обратная связь.
Продолжительный взгляд, обращенный к собеседнику, означает одобрение и поддерживает дружеские отношения и отношения сотрудничества. Однако взгляд может вызывать у человека и ощущение, что за ним наблюдают, поэтому он может почувствовать себя неловко.
Зрительное равновесие при взаимодействии обусловлено существующими условиями и особенностями собеседников. Когда два человека обсуждают интимную тему, они смотрят друг на друга меньше, чем когда они говорят на нейтральную тему. Различия во влиянии и социальном статусе также проявляются в паттернах взглядов собеседников. В определенном смысле социальное влияние — это влияние также коммуникативное, которое подразумевает контроль взаимодействия с получателем.
При взаимодействии «лицом к лицу» социально влиятельные люди не устанавливают зрительный контроль за менее влиятельными собеседниками. Последние же демонстрируют большую необходимость в зрительном контроле экспрессивного поведения более влиятельного человека, чтобы понять его реакции. С другой стороны, люди, не признающие влияния других людей, стараются избегать зрительного контакта. Кроме того, менее влиятельный человек старается меньше смотреть на более влиятельного собеседника, если хочет дать понять, что не придает социальной субординации особой значимости. Влиятельные люди могут взаимодействовать с другими, даже не глядя на них. Доминантные люди во взаимодействии с другими — с более низким статусом — чаще смотрят тогда, когда говорят сами, и намного меньше тогда, когда говорит другой человек.
Количество взглядов и то, как именно смотрит человек, зависит от ситуации. Но, несмотря на это, существуют паттерны взглядов, которые периодически повторяются, не зависят от внешних условий и обусловлены определенными личностными свойствами.
Взгляд как невербальное выражение личности
Взгляд человека может передавать сигналы о его личности.
Во многих исследованиях прослеживается связь между индивидуальными различиями во взгляде человека и его личностными свойствами. Так, экстраверты смотрят на собеседника чаще, чем интроверты, особенно, когда говорят сами. Кроме того, взгляды экстравертов более длительны.
Также результаты исследований показывают, что человек, мыслящий абстрактно, демонстрирует более активное зрительное поведение, чем человек, мыслящий конкретно.
Люди, которые часто используют визуальное взаимодействие, для того чтобы войти в контакт с другими людьми, больше стремятся к дружеским отношениям и сотрудничеству. С другой стороны, в ситуациях дружеского общения и сотрудничества часто используют взгляд люди с сильной потребностью в аффилиации, а доминантные люди проявляют такую тенденцию при конкуренции. Тенденцию к визуальному взаимодействию у людей с потребностью в аффилиации можно объяснить повышенным удовлетворением, которое взаимный взгляд обусловливает в процессе аффилиации (присоединения).
Женщины чаще используют при взаимодействии зрительный канал, вероятно, потому, что у них потребность в аффилиации сильнее, и они менее доминантны. Женщины чаще мужчин используют во взаимодействии взгляд, а их зрительные паттерны отличаются от тех, что используют мужчины.
Когда женщина питает симпатию к другому человеку, она смотрит на него, когда говорит. Мужчины же используют этот паттерн, когда слушают. Особенно часто женщины используют зрительный канал коммуникации при взаимодействии с другими женщинами.
При взаимодействии людей одного пола частота взглядов выше, чем при взаимодействии мужчин и женщин. Исключение составляют влюбленные пары.
Люди разного пола стремятся меньше использовать продолжительные взгляды в процессе взаимодействия, осознавая, что их партнер по коммуникации может интерпретировать их как признак сексуального влечения.
Человек, который часто смотрит на других, нравится другим людям, и его воспринимают как приятного, активного, доминантного и уверенного в себе. Это мнение сохраняется до определенного момента, после чего такого человека считают менее приятным или чувствуют себя неловко под его взглядами.
Избегание взгляда ассоциируют с такими отрицательными эмоциями, как стыд, смущение и тревога. Однако это поведение проявляется и тогда, когда человек хочет что-то скрыть от других.
Когда люди обманывают других, что-то скрывают и мошенничают, они реже смотрят на других. С другой стороны, хитрые люди или «макиавеллисты» способны обманывать, уверенно и открыто удерживая зрительный контакт и не уменьшая количество взглядов.
При взаимодействии «лицом к лицу» взгляд модулирует содержание вербальных сообщений, регулирует межличностное расстояние и вместе с другими сигналами определяет синхронность диалога.
В начале разговора люди чаще обмениваются взглядами, чтобы обеспечить синхронность в диалоге и последовательность высказываний. После этого частота взглядов становится средней и более или менее постоянной. Во время слушания человек использует взгляд, чтобы дополнить увиденным информацию, которую услышал. Визуальное взаимодействие становится интенсивным и в конце разговора. Речь и взгляд неразрывно связаны друг с другом. Эта взаимосвязь выполняет функцию обратной связи и комментария к разговору. В конце или при смене высказываний взгляды собеседников учащаются. Это связано с необходимостью определить, насколько собеседник заинтересован и внимателен.
В основном, отправитель отвлекает взгляд от получателя, когда сосредоточен на когнитивной организации своей речи. Однако затем он вновь обращает взгляд на слушателя, чтобы подчеркнуть то, о чем идет речь, и получить обратную связь о заинтересованности и согласии собеседника.
В свою очередь слушатель использует кроме взглядов и другие регулирующие сигналы (знаки согласия головой, улыбка, и т.д.), чтобы сообщить об интересе и намерении высказаться.
Когда два человека разговаривают, время от времени они смотрят друг другу в глаза. Человек смотрит на другого человека в течение 25%-75% всего времени взаимодействия. Однако известны случаи, когда этот показатель снижался до 0% или достигал 100%. Продолжительность взглядов составляет от 3 до 7 с, максимальное время, необходимое для нормального зрительного восприятия — 0,25-0,35 с. Если А смотрит на Б, то Б, в свою очередь, будет смотреть на А, устанавливая таким образом зрительный контакт, часть того времени, на протяжении которого А смотрит на Б, которая обычно составляет 15%-50% всего времени взаимодействия. Зрительный контакт устанавливают периодически, периоды длятся в среднем от 1 до 3 с. Направление взгляда зависит от хода беседы. Человек смотрит на собеседника чаще (примерно в 2 раза), когда слушает, чем когда говорит сам. Когда он слушает его, взгляды наиболее длительны и прерываются на более короткий период времени. Необходимо отличать взгляд слушающего от взгляда говорящего. Если А прерывает зрительный контакт раньше Б, это вовсе не означает, что А робеет, может быть, А говорит и не хочет отвлекаться. Когда А говорит, он отрывает взгляд от Б. В конце высказывания или фразы он бросает короткий взгляд на Б, а когда он заканчивает говорить, то бросает на Б более продолжительный взгляд. Он не смотрит при заминке или прерываясь на полуфразе, а только во время естественных остановок. Б, который слушает, бросает на А более продолжительные взгляды и может ответить на короткие взгляды А разными сигналами.
studfile.net
Невербальная коммуникация | Блог 4brain
Общение – это гораздо больше, чем только явный смысл слов. Оно также включает неявные сообщения, преднамеренные или нет и выражаемые через невербальное поведение.
Невербальная коммуникация включает мимику, тон и высоту голоса, жестикуляцию, отображаемые посредством языка тела , а также соблюдение личного пространства и физического расстояния. Эти сигналы могут давать подсказки, намеки, а также дополнительную информацию и смысл сверх устного сообщения. Они помогут лучше понять человека, мотивы и причины его поведение — а это, в свою очередь, позволит вам выстроить свою тактику поведения.
Таким образом, невербальная коммуникация помогает людям:
- усилить или изменить то, что было сказано словами;
- передать информацию о своем эмоциональном состоянии;
- определить или укрепить отношения между людьми;
- предоставить обратную связь;
- регулировать поток диалога (например, сигнализировать о том, что пора закончить беседу или что вы хотите что-нибудь сказать).
Невербальные сигналы могут выполнять пять ролей:
Роль первая: повторение. Невербальные сигналы могут «повторить» сообщение, которое человек делает устно.
Роль вторая: противоречие. Они могут противоречить сообщению, которое человек пытается передать.
Роль третья: замещение. Они могут заменить словесное сообщение.
Роль четвертая: дополнение. Начальник, который похлопывает подчиненного по спине в дополнение к похвале, увеличивает влияние сообщения.
Роль пятая: акцентирование. Можно подчеркнуть словесное сообщение. Например, удар по столу кулаком.
Типы невербальной коммуникации и языка тела
Различные типы невербальной коммуникации включают в себя:
Движения и позы тела
Подумайте о том, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя – это процесс обмена информацией с миром.
Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, опору, стойку и едва уловимые движения.
Выражения лица
Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и способно выражать бесчисленные эмоции, не говоря при этом ни слова. И в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, мимика лица универсальна.
Выражения лица для счастья, грусти, гнева, удивления, страха и отвращения одинаковы в разных культурах. Это значит, что, изучив эту тему, вы сможете применять данные знания практически со всеми людьми на планете.
Зрительный контакт
Поскольку визуальное восприятие является доминирующим для большинства людей, роль зрительного контакта при невербальной коммуникации трудно переоценить. То, как вы смотрите на кого-то, может передавать много информации, включая интерес, привязанность, враждебность или притяжение.
Зрительный контакт также имеет важное значение для поддержания плавности разговора, а также оценки и реакции собеседника.
Жесты
Жесты плотно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем пальцем и активно используем свои руки, когда спорим или говорим оживленно. Часто жесты являются неосознанными.
Однако смысл жестов может сильно различаться в разных культурах и странах, поэтому важно быть осторожным, чтобы избежать неправильной интерпретации.
Личное пространство
Вы когда-нибудь испытывали дискомфорт во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше личное пространство?
У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя эта она частично зависит от культуры, ситуации и близости отношений.
Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, включая сигналы близости и привязанности, агрессии или доминирования.
Прикосновения
Мы передаем огромное количество информации при помощи прикосновений. Задумайтесь о сообщениях, которые один человек передает другому при помощи следующих взаимодействий: слабое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплые медвежьи объятия, успокаивающий шлепок по спине, покровительственное похлопывание по голове или контролирующий захват руки.
Голос
Дело не только в том, что вы говорите, сколько в том, как именно это делаете. Когда мы говорим, другие люди «считывают» наш голос в дополнение к осмыслению слов.
Вот на что обращает внимание ваш собеседник:
- тон;
- тембр;
- темп;
- высота голоса;
- интонация;
- звуки, которые передают понимание: ага, ох, ах.
Подумайте о том, как чей-то тон голоса может указывать на сарказм, гнев, привязанности или уверенность.
Как оценить невербальные сигналы другого человека?
Это то умение, которое хочет развить практически каждый человек. Мы все сталкиваемся с ситуациями, когда непонятно, что стояло за словами собеседника.
Чтобы научиться этому, нужно просто задавать себе вопросы после каждого диалога. Заведите дневник, назовите его как-то интригующе и беритесь за дело. Все это вам также поможет улучшить свое восприятие, деятельность органов чувств, память и внимание.
Зрительный контакт. Был ли он? Если да, то насколько интенсивный?
Выражение лица. Каким было выражение лица человека на протяжении большей части диалога? Была ли это маска, невозмутимость, эмоциональное присутствие, заинтересованность, скука?
Тон голоса. Был ли теплым, уверенным, заинтересованным или же напряжен?
Поза и жесты. Тело собеседника было расслабленным или жестким и неподвижным? Плечи напряжены, подняты или расслаблены?
Прикосновение. Был ли физический контакт? Насколько это уместно в этой ситуации? Было ли вам некомфортно?
Напряженность. Был ли человек спокойным, расслабленным, незаинтересованным, либо же чрезмерно драматичным?
Тайминг. Была ли задержка между ответами собеседника и его невербальной реакцией?
Это упражнение очень полезно, потому что после разговора может выясниться, что все на самом деле не так, как об этом было сказано. Наши органы чувств считывают всю информацию, однако сознание неспособно уследить за всем. А придя домой, взяв в руки ручку и блокнот и вспомнив все подробности, можно отыскать в памяти моменты, которые проскользнули мимо вашего сознания. Конечно, это лишь начало. Приобретая опыт в профайлинге, нужно добиваться считывания непосредственно в процессе.
Это же упражнение желательно выполнять и в отношении себя. Как мы уже говорили, сознательно попросту невозможно контролировать все сигналы своего тела, однако можно сделать акцент на наиболее важных в данной ситуации. Записывайте и анализируйте, как вы себя вели во время диалога, что делали неправильно. Меняйте свою стратегию, чтобы достичь максимального взаимопонимания.
Таким образом, вы сможете развить так называемую эмоциональную осознанность. Для того, чтобы отдавать точные невербальные сигналы, вы должны знать свои эмоции и то, как они влияют на вас. И делать то же самое в отношении других людей: распознавать их истинные чувства, стоящие за репликами.
Эмоциональная осведомленность позволяет:
- Точно считывать других людей, включая эмоции, которые они испытывают, и невысказанные сообщения, которые отправляют.
- Создать доверие в отношениях, отправляя невербальные сигналы, которые соответствуют вашим словам.
- Отвечать таким образом, чтобы показать другим, что вы понимаете и заботитесь о них.
- Знать, соответствуют ли отношения вашим эмоциональным потребностям, давая вам возможность либо исправить их, либо двигаться дальше.
Если говорить о наблюдении за собой, то в первую очередь обратите внимание не несоответствия ваших слов и невербальных сигналов. В конце концов, общение – это не только изучение собеседника, но и своей личности. Когда вы научитесь быть цельными и гармоничными, то есть когда слова и невербальные сигналы будут соответствовать друг другу, то сможете выстраивать наилучшие взаимоотношения.
При наблюдении за собеседником никогда не игнорируйте шестое чувство или ощущение, что «что-то здесь не так». Многие люди попросту заглушают этот голос, а затем оказываются втянутыми в неприятные истории. Оказывается, что собеседник на самом деле был настроен враждебно, а не дружелюбно. Что вы не хотели покупать этот мобильный телефон. Что на самом деле ваш друг не хочет ехать с вами на море, а соглашается вынужденно.
Как же понять, что «что-то здесь не так»? Дело именно в несоответствии слов и невербальных сигналов. Рот говорит одно, а тело – другое. Не обольщайтесь, желая услышать лишь то, что хотите. Люди часто врут и говорят не то, что чувствуют. И выражается это на их лице, теле, голосе, выражении глаз.
Книги
Так как тема невербальной коммуникации очень объемна, вы можете продолжить изучать тему при помощи следующих книг.
- «Узнай лжеца по выражению лица» Пол Экман, Уоллес Фризен.
- «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пол Экман.
- «Новый язык телодвижений. Расширенная версия» Алан Пиз, Барбара Пиз.
- «Я вижу, что вы думаете» Джо Новарро.
- «Менталист. Настольная книга развития сверспособностей сознания» Джордж Крескин.
- «Как читать человека словно книгу. Язык тела» Джерард Ниренберг, Генри Калеро, Антон Штангель.
- «Я читаю ваши мысли» Лиллиан Гласс.
- «Чтение мыслей. Примеры и упражнения» Торстен Гавенер.
- «Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования» Владимир Морозов.
- «Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак» Мауро Коццолино.
Еще один вариант – пройти наш курс по профайлингу, где тема невербальной коммуникации рассматривается в комплексе с навыками чтения человека, определения лжи, манипуляций.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
1.1.2 Невербальная коммуникация
Восприятие информации от представителей других культур зависит не только от знания языка, но и от понимания, так называемого языка невербального общения. Здесь важно знать, что если партнеры не в состоянии воспринимать содержание разговора, то они следят за тем, как это говорится.
Под невербальной коммуникацией в науке понимается совокупность неязыковых средств, символов и знаков, используемых для передачи информации и сообщений в процессе общения. Мимика, жесты, телодвижения, темп и тембр речи, одежда, прическа, окружающие предметы, привычные действия – все они представляют собой определенный вид сообщений.
Формами и способами невербальной коммуникации являются:
Кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений;
Такесика – рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания и другие прикосновения к телу собеседника по коммуникации;
Сенсорика – совокупность чувственных восприятий, основывающихся на информации от органов чувств;
Проксемика – способы использования пространства в процессе коммуникации;
Хронемика – способы использования времени в процессе коммуникации.
Кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения; «Кин» — мельчайшая единица движения тела человека. Поведение складывается из «кинем» так же, как человеческая речь из последовательности слов, предложений, фраз.
Жесты. Это средство невербальной коммуникации представляют собой различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, предмету, другому лицу, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жест несет информацию не только о психическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний. Считается, что жесты имеют социальное происхождение, и поэтому межкультурные различия проявляются в них особенно ярко.
Например, выражая свое одобрение в общественных местах, немцы не аплодируют в ладоши, как это принято делать в культурах других народов, а стучат костяшками пальцев по крышке стола, свистят или кричат, При счете они пальцы не загибают, как это принято в русской культуре, а, наоборот, разгибают пальцы сжатого кулака.
Следует иметь в виду, что в разных странах один и тот же жест может иметь противоположное значение. Например, немец в знак восхищения чьей-то идеей поднимет вверх брови. У англичанина тот же жест означает крайний скептицизм.
Поза – положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Как и другие элементы невербальной коммуникации, позы различаются не только в разных культурах, но и в рамках одной культуры в социальных и половозрастных группах. Например, почти все западные люди сидят на стуле, положив ногу на ногу, но если европеец, находясь в Таиланде, направит подошву ботинок на тайца, тот почувствует себя униженным и обиженным, а арабский партнер воспримет это как глубокое оскорбление.
Телодвижения. Моторика тела также помогает человеку выражать свои чувства и намерения. Ошибочное употребление жестов может привести к очень серьезным недоразумениям.
Мимика. Это все изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Различные формы проявления человеческих эмоций нередко имеют специфический характер для разных культур. Например, смех и улыбка во всех западных культурах ассоциируются с шуткой и радостью. Типичная «улыбчивость» азиатов может быть одновременно выражением как положительных эмоций (симпатии, радости и т.д.), так и способом скрыть негативные эмоции (недовольство, растерянность, удивление и т. д.). Если европеец не знает такой особенности японской культуры, то его гнев увеличивается, так как он может подумать, что над ним смеются.
Окулистика – это использование движения глаз, или контакт глаз, или визуальный контакт в процессе коммуникации.
Такесика – особое научное направление, изучающее значение и роль прикосновений при общении. Как показали различные исследования, с помощью разного рода прикосновений процесс коммуникации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью.
С этой точки зрения культуры можно разделить на контактные, в которых прикосновения очень распространены и дистантные, где они совсем отсутствуют. К контактным принадлежат латиноамериканские, восточные, южноевропейские культуры. Североамериканцы, азиаты и жители Северной Европы принадлежат к низкоконтактным культурам. Они предпочитают находиться при общении на расстоянии от собеседника. Немцы редко пользуются прикосновениями при общении. Исследования тактильного поведения немцев, итальянцев и североамериканцев подтвердили, что принадлежность к контактной или дистантной культуре зависит также и от личности человека и его принадлежности к полу. Например, в Германии и США мужчины общаются на большем расстоянии и реже прикасаются друг к другу, чем в Италии.
Атрибутом встречи и общения является рукопожатие. В коммуникации оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном волнении, высоком чувстве ответственности.
У немцев, как и у всех европейцев, рукопожатие является неотъемлемой частью приветствия. Они пожимают руки не только во время первого приветствия, но и по окончании разговора. У них предпочтительно крепкое рукопожатие. Обычно человек, старший по возрасту либо занимающий более высокое положение в обществе, предлагает руку первым. Женщина подает руку первой, если только статус мужчины не выше, чем ее собственный. Мужчина при приветствии слегка наклоняется. Обычно это легкий наклон плечей и шеи. Если человек заходит в комнату, в которой находятся другие люди, ему необходимо пожать руку каждому присутствующему.
Сенсорика – тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур. Мы строим наше общение с собеседником во многом в зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимает цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника. Особенно большое значение в общении имеют запахи. Запахи, привычные в одной культуре, могут казаться отвратительными в другой.
Особенности национальной кухни также различаются у разных народов. Ароматы традиционной кухни, которые иностранец воспринимает как необычные или отталкивающие, представителям данной культуры могут казаться вполне приемлемыми и привычными.
Цветовые сочетания, используемые в разных культурах, также сильно варьируются. Нам могут не нравиться какие-то сочетания, узоры, они могут казаться слишком яркими или чересчур блеклыми.
Слуховые предпочтения также зависят от конкретной культуры. Именно поэтому так сильно отличается музыка у разных народов. Чужая музыка нередко кажется странной, непонятной или некрасивой.
Проксемика. Это использование пространственных отношений при коммуникации, выражающееся в отделении личной территории, персонализации места и объекта общения, которые становятся собственностью человека или группы индивидов. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом [2] для анализа закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Холл в результате своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации: интимную, личную, социальную и публичную.
Интимная – разделяющая достаточно близких людей, не желающих посвящать в свою жизнь третьих лиц. Доказано, что ощущение территории человека является генетическим и от него невозможно избавиться: чем сильнее человеку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови вырабатывается гормонов борьбы [4]. В такой момент человек, как правило, готовится к самозащите. В западноевропейских культурах зона интимной дистанции составляет около 60 см. В культурах восточноевропейских народов эта дистанция меньше – приблизительно 45 см.
Для процесса коммуникации наиболее важным является личное пространство, непосредственно окружающее тело человека (расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми). Эта зона составляет 45-120 см и в ней происходит большая часть всех коммуникационных контактов человека.
Например, немцы общаются на больших расстояниях, чем русские, и чрезмерно близкое приближение русского немец может интерпретировать как вторжение в свое личное пространство и может ответить агрессивно. Культуры, в которых предпочитают тесный контакт, характерны для регионов с теплым климатом, а те культуры, где люди предпочитают общаться на расстоянии и меньше соприкасаться физически, – с холодным.
Социальная зона – дистанция между людьми при формальном и светском общении. Она составляет 120-260 см.
Публичная зона – дистанция общения на публичных мероприятиях. Она начинается с расстояния от 3,5 м и может простираться до бесконечности, но в пределах сохранения коммуникационного контакта.
Во время Второй мировой войны пленных немцев американцы помещали по четыре человека в комнату. Они тут же начинали делить пространство комнаты на свои личные территории. Конструкция домов в Германии обеспечивает максимум уединения: дворы там тщательно огорожены, все, что можно, запирается на ключ. Когда немец желает уединения, он прячется за закрытой дверью, а араб уходит в самого себя.
Хронемика. Это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Восприятие и использование времени является частью невербального общения и существенно различается в разных культурах. Критерием отношения ко времени в разных культурах служит величина допустимого опоздания. Выделяют две основные модели использования времени – монохронную и полихронную.
В Германии существует монохронная модель использования времени, т.е. время образно представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты. Благодаря этому разделения времени на части человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов. В монохронных культурах допускается опоздание на 10-15 мин, но при этом оно должно сопровождаться извинениями. В Германии время фиксировано, люди пунктуальны, ценится соответствие планов и результатов. События происходят быстро, ибо время конечно, необратимо и поэтому очень ценно.
В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем являются культуры, в языках которых вообще нет слов, относящихся ко времени (например, у североамериканских индейцев). Здесь обычно опоздание на 40-60 мин и отсутствие каких-либо извинений.
Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре.
studfile.net