16 факторный опросник кеттелла онлайн 105 вопросов: 16PF тест Кеттелла форма C (105 вопросов) — Пройти онлайн тест

Содержание

Тест кеттелла — Психологический онлайн-журнал «Родник»

Содержание

  1. ИсторияПравить
  2. ФакторыПравить
  3. Описание методики
  4. Теоретические основы
  5. Процедура проведения
  6. Инструкция
  7. Обработка результатов
  8. Ключ к методике Кэттелла (формы A и B)
  9. Таблицы перевода сырых баллов в стены (формы А и B)
  10. Формулы расчета четырех вторичных факторов
  11. Пример построения «профиля личности»
  12. Интерпретация результатов
  13. Интерпретация сочетаний первичных факторов
  14. Стимульный материал
  15. Внутренняя структура

ИсторияПравить

В 1936 году Гордон Олпорт и Х. Одберт выдвинули следующую гипотезу: Наиболее выдающиеся и социально значимые индивидуальные различия для жизни людей в данном обществе рано или поздно становятся закодированными в языке данного народа; чем более важным является такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено отдельным словом. Это утверждение получило известность как Лексическая Гипотеза и является зеркальной по отношению к известной гипотезе Сепира—Уорфа.

Олпорт и Одберт проработали два наиболее всеобъемлющих словаря английского языка, доступных в то время, и выбрали оттуда 18000 слов, описывающих личность. Из этого гигантского списка они выделили 4500 прилагательных, описывающих личность, которые рассматривали как наблюдаемые и относительно постоянные личностные черты.

В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал возникшую компьютерную технологию для анализа списка Олпорта-Одберта. Он упорядочил этот список в 171 группу слов и просил испытуемых оценить людей, которых они знали, прилагательными из этого списка. Используя факторный анализ, Кеттелл выделил 12, а затем включил ещё 4 фактора, которые, как он предполагал, должны были выделиться. Результатом этого была гипотеза о том, что люди описывают самих себя и других с помощью 16 различных независимых друг от друга факторов.

Используя эти 16 факторов как основу, Кеттелл продолжил работу в этой области, создавая 16-факторный личностный опросник, который и по сей день используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т. Хотя последующие исследования и не повторили его результатов, и было показано, что Кеттелл использовал слишком много факторов, распространённый сейчас 16-факторный личностный опросник принимает во внимание полученные результаты и считается очень хорошим тестом. В 1963 году В. Норман повторил работу Кеттелла и предположил, что пяти факторов было бы вполне достаточно. (См. NEO PI-R). В дальнейшем Л. Голдберг в США, а также психологи, работавшие с факторным анализом больших списков личностных характеристик в разных странах (в России — А. Шмелёв), показали, что так называемая «Большая пятёрка» факторов является наиболее устойчивой и универсальной для разных языковых культур, в то время как любые системы факторов, включающие более 5 факторов, в том числе 16 факторов, отражают культурную специфику определённой страны. 16-факторный тест даёт более точный прогноз, чем пятифакторный, в том случае если он базируется на результатах факторного анализа, выполненного именно в той стране, в которой предусматривается проведение этого теста.

ФакторыПравить

Диапазоны: «-» от 1 до 3; «+» от 8 до 10

Готовый к новым знакомствам, приветливый, уживчивый, внимательный к людям, естественный в обращении, легко сокращающий дистанцию.

Замкнутый, скептичный, негибкий в отношениях с людьми, склонный к уединению, сконцентрированный на собственных мыслях и чувствах, дистантный (официальный).

Сообразительный, умеет анализировать ситуации, способен к осмысленным заключениям, интеллектуальный, культурный

Трудности в обучении, в умении анализировать и обобщать материалы, легко сдаётся, столкнувшись с трудностями, «мужлан»

Спокойный, зрелый, уверенный, чувственно постоянный, не боится сложных ситуаций, эмоционально устойчив

Неуверенный, нетерпеливый, раздражительный, склонный к озабоченности и огорчениям, откладывает решение сложных вопросов, тревожится.

Пробивной, самоуверенный, твёрдый, неуступчивый, неподатливый, берётся лидировать, руководить, сам для себя является «законом»

Мягкий, уступчивый, зависимый, ласковый, легко попадает в зависимость, избегает роли лидера, подчиняется, ведомый

Беззаботный, импульсивный, разговорчивый, весёлый, радостный, живой, готовый реагировать, проявлять чувства

Серьёзный, углублённый в себя, озабоченно-задумчивый, пессимист, сдержанный, рассудительный, под самоконтролем

Выдержанный, решительный, обязательный, ответственный, всегда готовый к действию, основательный, упорный в достижении цели, социально-нормированный, выраженная сила «супер-ЭГО»

Небрежный, легкомысленный, ненадёжный, непостоянный, легко сдаётся, столкнувшись с трудностями создаёт помехи и трудности, с претензиями, не связывает себя правилами

Авантюрный, легко знакомится с людьми, реактивный, бодрый, предприимчивый, рискующий

Нерешительный, избегает ответственности и риска

Сентиментальный, с развитыми эстетическими потребностями, сочувствующий и ищущий сочувствия у других, приветливый, требующий внимания других, ипохондрик, боязливый

Реалист, надеется на себя, берёт на себя ответственность, суровый, жёсткий, самостоятельный, бывает циничный, нечувствительный к своему физическому состоянию, скептик

Ревнивый, замкнутый, задумчивый, твёрдый, раздражитель, излишнее самомнение, направленный на «себя», независимый

Дружеский, прямодушный, открытый, понимающий, снисходительный, мягкосердечный, спокойный, благодушный, не завистливый, умеет ладить с людьми

Углублённый в себя, интересующийся наукой, теорией, смыслом жизни, богатое воображение, беспомощный в практических делах, преимущественно весёлый, не исключены истерические аномалии, в коллективе конфликтный, бесхозяйственный

Интересующийся фактами, обусловленный обстоятельствами, живая реакция на практические вопросы, интересы сужены на непосредственный успех, спонтанно ничего не делающий, реалистический, надёжный, серьёзный, хозяйственный, но очень постоянно ориентирован на внешнюю реальность, общепринятые нормы, уделяет внимание мелочам, но иногда не хватает творческого воображения

Изысканно-утончённый, рафинированный, под самоконтролем, эстетически разборчивый, светский, понимает себя, понимает других, честолюбивый, несколько неуверенный, неудовлетворённый

Простой без «блеска», открытый, горячий, спонтанный в поведении, в обществе, простой вкус, отсутствует самоанализ, не анализирует мотивы поведения других, доволен тем что имеет

Боязливый, неуверенный, тревожный, озабоченный, депрессивный, чуткий, легко впадает в растерянность, сильное чувство долга, чересчур заботливый, полон страхов, подвержен настроению, частые плохие предчувствия

Верит в себя, спокойный, умеет «позабавиться», упрямый, видит смысл в целесообразности, неряшливый, бесстрашный, живёт простыми делами, нечувствителен к мнению о себе

Интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление пересмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям

Стремление к поддержке установленных понятий, норм, принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание необходимости перемен

Предпочитает собственное мнение, независим во взглядах, стремится к самостоятельным решениям и действиям

Конформен, зависим от чужого мнения, предпочитает принятие решения вместе с другими людьми, ориентирован на социальное одобрение

Дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации

Внутренняя конфликтность, низкий самоконтроль, недисциплинированность, несоблюдение правил, спонтанность в поведении, подчинённость своим страстям

Возбуждённый, взволнованный, напряжённый, раздражительный, нетерпеливый, избыток побуждений, не находящих разрядки

Флегматичность, релаксация, вялость, лень, расслабленность, недостаточная мотивация, не вполне оправданная удовлетворённость

Адекватная самооценки личности, её определённая зрелость

Переоценка своих возможностей, самоуверенность и довольство собой

Недовольство собой, неуверенность в себе, излишняя критичность по отношению к себе

Описание методики

Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Впервые опросник Кэттелла (форма A, B) был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). В 1956-57 г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками (форма C, D). В 1961-62 г. (форма E, F) – третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к опроснику. В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению, Кэттелла, «можно работать в полной мере». Адаптированный русскоязычный вариант опросника разработан В. Похилько, А. Соловейчиком, А. Шмелевым.

Существует 6 основных форм опросника: A и B (187 вопросов), C и D (105 вопросов), E и F (128 вопросов). Также были разработаны 14-факторный подростковый, 12-факторный детский и 13-факторный сокращённый взрослый варианты личностного опросника. Для их интерпретации используются специальные, упрощённые и сокращённые алгоритмы подсчёта. В России чаще всего используют формы А и С.

Методика Кэттелла широко используется в психодиагностической практике как за рубежом, так и у нас в стране. Его опросник универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека. Необходимо отметить, что опросник диагностирует черты личности, но не мотивационно-потребностную сферу (мотивы, потребности, интересы и ценности), требующую применения других методик. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии, при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Теоретические основы

Для накопления первоначальной информации о личности и методах её измерения Кеттелл использовад три основных источника информации:

  • Q-данные («Questionnaire data»), полученные с помощью опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации Q-данные занимают центральное место в личностных исследованиях. Q-данные также в довольно сильной степени подвержены искажению. Причины искажения носят познавательный и мотивационный характер и зависят от уровня самооценки испытуемого.
  • T-данные («Objective test data»). Это данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или оценкам экспертов.

Кэттелл первоначально исходил из L-данных, полученных Г. Олпортом и Х. Одбертом в 1936 г. Эти авторы на основе тщательного анализа английской лексики выделили 17953 определений, с помощью которых можно описать особенности поведения человека.

Из них были отобраны 4,5 тысячи слов, ясно обозначающих черты личности, а также важные и устойчивые характеристики поведения. В 1946 году Р. Кэттелл предпринял попытку уменьшить это число до рациональной величины, используя статистические методы факторного анализа. Кэттелл проанализировал 4500 терминов личности и разделил их на синонимичные группы. Из каждой такой группы он отобрал по одному термину, выражающему, по его мнению, основное смысловое содержание соответствующей синонимической группы. Таким образом, он сократил список личностных признаков до 171. Для дальнейшего сокращения Р. Кэттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали степень своего знакомства с каждой из 171 характеристики личности. Для выяснения группового мнения судей Р. Кэттелл провел взаимную корреляцию оценок и выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились высоко-коррелирующие характеристики, которые, по-видимому, выражали одни и те же суждения. Как и ожидалось, все плеяды содержали пары членов, имеющие высокие, отрицательные
корреляции, например, «разговорчивый – молчаливый», «доверчивый – подозрительный», «веселый – печальный» и т. Таким образом, Р. Кэттелл получил набор из 36 биполярных названий, который он затем расрасширил до 46 пар путем включения специальных терминов, взятых из работ других исследователей.

Затем для каждой биполярной пары характеристик были составлены рабочие определения. Это было необходимо для обучения экспертов и формирования у них единства мнений. Затем в целом ряде исследований с использованием биполярных прилагательных было установлено, что пространство L-данных может быть сокращено до 12–15 факторов. Полученные с помощью L-данных факторы подтвердили существование таких психологических концепций, как экстра-интроверсия, самоконтроль и др. Эти результаты имеют большое значение для теории личности, но малопригодны для практического использования, т. организовать массовые измерения с помощью одних и тех же экспертов не представляется возможным. Поэтому был осуществлен переход от исследований «L»-данных к исследованиям «Q»-данных. В результате факторы, выделенные на основании L-данных, были названы буквами латинского алфавита, начиная с A, а факторы, выделенные на основании Q-данных, буквой Q с числовыми индексами — арабскими и римскими.

Процедура проведения

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Инструкция

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа.

Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

Я люблю смотреть командные игры:
а) да в) иногда с) нет

Я предпочитаю людей:
а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

Деньги не могут принести счастья:
а) да в) не знаю с) нет

Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к:
а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора.

Отвечая помните следующих четыре правила:

  • У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.
  • Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.
  • Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.
  • Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

Обработка результатов

Обработка полученных данных производится с помощью ключа.

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

Ключ к методике Кэттелла (формы A и B)

Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц.

Таблицы перевода сырых баллов в стены (формы А и B)

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.

Формулы расчета четырех вторичных факторов

Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

Тревожность (F1).

Интроверсия — экстраверсия (F2).

Чувствительность (F3).

Конформность (F4).

Пример построения «профиля личности»

Интерпретация результатов

При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.

Интерпретация сочетаний первичных факторов

При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.

Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:

  • А – общительность
  • Н – смелость
  • Е – доминантность
  • L – подозрительность
  • N – дипломатичность
  • Q2 – самостоятельность.

В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:

  • В – интеллектуальность
  • М – мечтательность
  • N – дипломатичность
  • Q1 – восприимчивость к новому.

В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:

  • С – эмоциональная устойчивость
  • F – беспечность
  • H – смелость в социальных контактах
  • I – эмоциональная чувствительность
  • O – тревожность
  • Q4 – напряженность

В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:

  • Q3 – самодисциплина
  • G – моральная нормативность

Стимульный материал

  • Батаршев А. В. Диагностика пограничных психических расстройств личности и поведения. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 320 с.
  • Выбойщик И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2000. — 54 с.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 142 вопросов, на каждый из которых может быть дан один из трёх вариантов ответа.

Из методики может быть извлечено 14 показателей — так называемых первичных факторов. Некоторые из них совпадают, а некоторые не совпадают с взрослой версией опросника:

  • А (шизотимия-аффектотимия)
  • B (ложь)
  • С (степень эмоциональной устойчивости)
  • D (флегматичность-возбудимость)
  • Е (подчиненность-доминирование)
  • F (осторожность-легкомыслие)
  • G (степень принятия моральных норм)
  • H (застенчивость-авантюризм)
  • I (реализм-сензитивность)
  • J (неврастения, фактор Гамлета)
  • О (самоуверенность-склонность к чувству вины)
  • Q2 (степень групповой зависимости)
  • Q3 (степень самоконтроля)
  • Q4 (степень внутреннего напряжения)

диагностика и коррекция — NovaInfo 84

NovaInfo 84, с.256-265, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 20
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены психологические защитные механизмы личности осужденных, склонных к аддиктивному поведению. Особое внимание направлено на устранение деструктивных способов их психологической защиты. Доказывается, что осужденные с конкретными свойствами склонны ис¬пользовать определенные механизмы защит, как средство искажения реальности, который свойственен конкретным серьезным расстройствам личности, в том числе аддиктивному поведению.

Ключевые слова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, КОРРЕКЦИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСУЖДЕННЫЕ С ЗАВИСИМЫМ ТИПОМ ПОВЕДЕНИЯ, АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ

Текст научной работы

Личность осужденного, проявляющего признаки аддиктивного поведения, весьма специфична, и по мнению многих авторов (Ю.М. Антонян, М.С. Басеико, А.Я. Гришко, Ю.В. Власова и др.) отличается по целому ряду социологических, психологических, уголовно-правовых, пенитенциарных и иных признаков. На наш взгляд, данная проблема требует специального научного исследования, так как осужденных с аддиктивным поведением (склонных к зависимому поведению) становится все больше, и проблема их адаптации и ресоциализации в обществе в последние годы достаточно важна.

Проблема психологических защитных механизмов — одна из центральных проблем психологической науки, так как в ней отражаются здоровье человека, его характер, особенности адаптации к окружающему миру, жизненные ценности и приоритеты.

Теория психологических защитных механизмов личности является одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности человека и теорию психологической адаптации.

На современном этапе исследования психологических защитных механизмов личности осужденных, склонных к аддиктивному поведению, отражаются в работах таких авторов, как Т.И. Савельева, Ю.В. Власова, Ю.М. Антонян, Е.В. Замановская и других.

По мнению таких психологов, как Ю.М. Антонян, М.С. Басеико, А.Я. Гришко, Ю.В. Власова и др., личность осужденного, проявляющего признаки аддиктивного поведения, весьма специфична. Такие осужденные отличаются от осужденных, не страдающих зависимым поведением, по целому ряду социологических, психологических, уголовно-правовых, пенитенциарных и иных признаков. Однако большинство ученых подчеркивают важность изучения движущих сил, приводящих к аддиктивным изменениям в личности осужденного.

Профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России Е. В. Замановская под аддиктивным поведением понимает одну из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Автор описывает зависимое поведение, прежде всего, как одну из форм деструктивного поведения, то есть причиняющей вред человеку и обществу.

В своем диссертационном исследовании Т.И. Савельева рассматривает один из видов аддиктивного поведения — употребление психоактивных веществ. По ее мнению, данный вид аддиктивного поведения обусловлен тем, что он является социально опасным и может иметь такие последствия, как совершение преступления, заболевание СПИДом и опасными инфекциями. Автор исследовала психодинамику личности осужденных, имеющих психологическую зависимость, и это позволило ей раскрыть внутренние движущие силы аддиктивного поведения осужденных с учетом экстремальности условий жизнедеятельности, которые складываются в местах лишениях свободы. Т.И. Савельева выявила, что аддиктивное поведение осужденных — это поведение, которое развивается на основе высокой активности, и одновременно крайне низкой выраженности автономности Эго, это выражается в противоречии между вполне благополучной (с преобладанием конструктивности) структурой «Я» и перенагруженной защитной сферой.

Власова Ю.В. в своей диссертационной работе выявила, что у наркозависимых осужденных после освобождения из мест лишения свободы имеют место узконаправленные специфические регрессивные изменения системы психологических защитных механизмов личности, которые способствуют рецидивам наркотического и противоправного поведения, а также психологической и социальной дезадаптации личности. Ею была предложена психокоррекционная программа для наркозависимых, освобожденных из мест лишения свободы, которая направленна на изменение регрессивных защитных механизмов личности и способствует формированию более зрелых защитных механизмов личности, также она позволяет предотвратить рецидивы наркотизации и противоправного поведения и достичь удовлетворительного уровня психологической и социальной адаптации.

Как мы выяснили, проблема психологических защитных механизмов исследована достаточно подробно. В современной литературе можно встретить описание наиболее распространенных подсознательных защитных механизмов — замещения, вытеснения, проекции и др. , в психологии описывается до 50 разновидностей. Приведем конкретные примеры основных психологических защитных механизмов.

Вытеснение (подавление) — это защитный механизм, с помощью которого из сознания человека происходит автоматическое удаление нежелательных, мучительных мыслей, чувств и желаний. В динамической психологии и психоанализе этот механизм рассматривается как приспособление к опасным внутренним влечениям, которые вызывают внутри напряжение, а также как способ преодоления состояний страха, вины, фрустрации, стыда, огорчения. Инактивация, или исключение, является частичным случаем вытеснения. О ней говорят тогда, когда исключение отдельных элементов поведения нейтрализует возникшую тревогу, что становится необходимым для человека. Чаще всего механизм исключения характерен для истерических индивидуумов. Он может проявляться в виде нечувствительности к боли, афонии, мутизма, исчезновения рвотного рефлекса, паралича, амнезии и т.д. Для постороннего взгляда инактивация — явление болезненное, патологическое, но сама личность с такими расстройствами получает своеобразное удовлетворение, т. к. этот механизм, как и другие психологические механизмы, нейтрализуют тревогу.

Замещение — это защитный механизм, который представляет собой направленность с одного объекта на другой эмоций, мыслей, чувств, фантазий, желаний, которые вызывают у человека чувство стыда, вины, страха быть униженным и наказанным. Подобное дает человеку возможность выражать в своем поведении все негативные и несовместимые с общественными нормами и моралью чувства, эмоции, желания и мысли, и не осознавать тот первоначальный объект, на который было все это направлено. Данный механизм может относиться к любому чувству, мысли или желанию, однако в большинстве случаев оно наблюдается в связи с такими эмоциями, как ненависть, гнев и агрессия.

Проекция – это механизм, с помощью которого человеком приписываются другим людям или объектам личные чувства, мысли, эмоции, которые вызывают у него вину, напряжение или тревожность. Проекция — это установка, черта, чувства, отношение или определенный фрагмент поведения, принадлежащий в действительности самому человеку, но он этого не осознает.

Реактивные образования представляют собой механизмы преобразования, которые вызывают чувство стыда, вины, страха наказания мыслей, реальных черт характера, установок личности на противоположные мысли, черты характера, установки, которые одобряются значимыми для него людьми.

Регрессия представляет собой механизм, который проявляется в возвращении психики к более ранним стадиям развития, к детским образцам мышления и поведения, с целью преодоления состояния фрустрации. Такая стратегия достижения целей и адаптаций к социуму, которая ранее была удачной при разрешении реальных конфликтов в прошлом, актуализируется с целью устранения трудностей в нынешних жизненных ситуациях.

Отрицание как механизм был введен З. Фрейдом и А. Фрейд с целью обозначения психологической защиты, которая препятствует осознанию болезненных элементов жизненного опыта или событий. Отрицание проявляется в снижении чувствительности перцептивных и сенсорных функций к сигналам, которые имеют для человека отрицательный смысл (человек слушает, но не слышит; смотрит, но не видит; трогает, но не чувствует). Другая форма отрицания — это фантазии, мечты, в которых человеком создается иллюзорный мир, который прямо противоположен миру реальному, или не критичность при оценивании происходящих событий.

Сублимация представляет собой механизм защиты, при которым преобразуется энергия фрустрированных или неудовлетворенных биологических влечений. Человек пытается защищиться от чувства тревожности, вины, от угрозы наказания с помощью десексуализации первоначального импульса. Это выражается в том, что человек выражает личные опасные стремления и импульсы в социально допустимой форме, которая, в свою очередь, одновременно гармонирует с их естественным выражением. Личность ориентирует свое поведение на достижение других социально-значимых целей, чем на первоначально поставленные, но недостижимые или неодобряемые обществом.

Компенсация — защитный механизм в переводе в латинского, как возмещение, введен А. Адлером и обозначает коррекцию отрицательных свойств личности и ее недостатков, которые лежат в основе формирования чувства неполноценности. Такая коррекция достигается при помощи либо за счет нервно-психической перестройки, либо сознательной тренировки.

Рационализация — данный механизм психологической защиты в трудах отечественных и зарубежных авторов определяют двояко: 1) как механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, с помощью которой личное поведение представляется как хорошо контролируемая и не противоречащая объективным обстоятельствам деятельность; 2) как защитный процесс, который состоит в том, что личность изобретает вербально и вроде, на первый взгляд, логично умозаключения для ложного объяснения своих поступков. Человек использует такую защиту для того, чтобы оправдать своё поведение в случае, если в реальном случае его действия неправильны. Рационализация представляет собой средство сохранения самоуважения личности в такой ситуации, при которой данный важный компонент её «Я-концепции» находится под угрозой снижения. Такой механизм защиты является одним из наиболее общих и простых и предназначен для поддержания и сохранения на высоком уровне самооценку и для предотвращения чувства вины. Рационализация отличается от других механизмов тем, что индивид сначала действует в ответ на неосознаваемые мотивы, а в последствие выдвигает разнообразные предполагаемые причины, чтобы объяснить поведение, как правило, эти объяснения социально одобряемы и приемлемы. Соответствующая мотивировация, однако, направлена на самоубеждение в причинах, которые детерминировали поведение. При этом эти желания, причины и потребности обычно остаются скрытыми. Таким образом, человек из всех возможных мотивировок, выбирает наиболее приемлемые, чтобы адекватно объяснить свое поведение. Рационализация — это механизм, который служит полезной целью настолько, насколько может обеспечивать комфорт и самозащиту, но часто она ведёт к самообману.

Соматизация — это механизм психологической защиты, который выражается в выходе из трудноразрешимой ситуации посредством зацикливания на состоянии своего здоровья (например, школьники «начинают заболевать» перед контрольным занятием). В таких случаях главное значение приобретает выгода от болезни — повышается внимание и уменьшаются требования со стороны близких. В более тяжких случаях такая форма защиты принимает как бы хронический характер. В этом случае обычно возникает преувеличенное внимание к своему здоровью, человек преувеличивает тяжесть своей болезни даже до создания собственных теорий причины болезни, и может сформироваться ипохондрический синдром.

Интеллектуализация — это механизм, который представляет собой своеобразную попытку уйти из эмоционально угрожающей ситуации посредством ее «отстраненного» обсуждения в интеллектуализированных, абстрактных терминах. Если человек систематически использует интеллектуализацию, то он оставляет впечатление эмоционально холодного и отчужденного в межличностных взаимоотношениях. Чаще всего это проявляется в подростков в виде чрезмерного фантазирования и интеллектуализирования, основой которых служит недостаточность социальных контактов.

Изоляция (или расщепление) — суть данного механизма состоит в разделении одной части личности (травмирующей и неприемлемой человека) и другой части этой личности, которая его устраивает. При таком разделении событие практически не вызывает эмоциональной реакции. В итоге человек обсуждает проблемы, отделенные от другой личности так, что событие не связывается ни с какими чувствами, как будто оно случились с кем-то другим. Такой «сухой» подход может быть преобладающим стилем. Человек может всё сильнее и сильнее уходить в идеи, всё слабее соприкасаясь с собственными чувствами. Изоляция обычно берет начало с проявления навязчивости (соответственно, распространена при неврозе навязчивостей).

Фиксация — этот механизм означает прочную бессознательную связь с конкретными лицами или образами, воспроизводящую один и тот же способ удовлетворения и структурно организованную по образу одной из стадий удовлетворения. Фиксация может быть явной, актуальной, а может оставаться преобладающей тенденцией, которая допускает для человека шанс регрессии. Терминология фиксации прочно присутствует в психоанализе, однако её природа и значение четко не определены.

Отреагирование — механизм достаточно редко описывается в литературе, но хорошо известен в жизни. Он представляет собой бессознательную эмоциональную разрядку и освобождение от аффекта, который связан с воспоминанием о травмирующем случае, вследствие этого данное воспоминание не становится или не перестает быть патогенным. Этот защитный механизм может быть первичным, возникшим сам по себе, спустя более или менее долгое время после первоначальной травмы, и вторичным, возникшим в процессе катартической психотерапии. Данная реакция может простираться от слёз до мщения. В случае, если такая реакция достаточно сильна, то большая часть аффекта, который связан с событием, исчезает. Если же реакция подавлена, аффект, который связан с воспоминанием, сохранится.

Наиболее общими и значимыми чертами и характеристиками психологических защитных механизмов личности для нашего исследования, согласно вышепредставленному, являются следующие:

  1. Психологическая защита — это реальное психическое явление, впервые описанное и открытое в контексте психоанализа.
  2. Психологические защитные механизмы возникают в ситуациях, которые представляют серьезное испытание для человека, превышающих его актуальное развитие и внутренние ресурсы.
  3. Разнообразие психологических защитных механизмов объясняется следующим:
    • психологические защитные механизмы формируются в динамике развития ребенка в зависимости от психотравмирующих факторов воздействия его среды и ближайшего окружения;
    • их определяет не объективное событие как таковое, а субъективная значимость этого события для личности.
  4. Психологические защитные механизмы могут играть патогенную роль — налагают ограничение наЯ и требуют больших энергетических затрат на собственное поддержание и становятся тяжким бременем для психики, подготавливая при этом вспышку невроза.
  5. По словам З. Фрейда, защитные механизмы фиксируются в «Я» и становятся «постоянными способами реагирования, которые присущи характеру индивида и повторяются на протяжении всей его жизни», при этом как в ситуациях, которые напоминают первоначальную опасность, так и в ситуациях, где ее уже нет, но личность психически ее придумывает.

Психологические защитные механизмы личности — это бессознательные действия или противодействия, или адаптивные способы переживания человека, которые направлены на защиту от тех опасностей и угроз, которым подвергается личность со стороны окружающей ее реальности и своего собственного внутреннего мира. Также механизмы защиты позволяют осуществлять позитивную оценку собственного Я. Другими словами, это ответ психики на болезненные факторы. Психологические защитные механизмы складываются индивидуально в процессе развития личности.

Целью нашего эмпирического исследования стало изучение психологических защитных механизмов осужденных, склонных к аддиктивному поведению, а также разработка психокоррекционных мероприятий, направленных на коррекцию и устранение неконструктивных способов психологической защиты.

Для того, чтобы наиболее достоверно исследовать защитные механизмы осужденных, склонных к адиктивному поведению, нами был подобран следующий психодиагностический инструментарий:

16-ти факторный опросник Р. Б. Кеттелла применялся нами как для оценки свойств личности, так и для выявления личностных проблем и коррекционных механизмов для решения этих проблем.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В нашей работе мы использовали форму С.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Основой теста Кеттелла служит «теория личностных черт». Согласно этой теории, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъектов на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

Для диагностики механизмов психологической защиты личности нами была выбрана методика LSI- опросник «Индекс жизненного стиля».

Данная методика предназначена для диагностики механизмов психологической защиты «Я» и включает 97 утверждения, которые требуют ответы по типу «верно — неверно». Опросник позволяет измерить восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях.

На основе ответов теста строится профиль защитной структуры испытуемого. Методика LifeStyleIndex (LSI) строится на основе психоэволюционной теории Р.Плутчика и структурной теории личности Х.Келлермана. Ее признают наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему механизмов психологической защиты. При помощи нее можно выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого.

С помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологических защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной группы, определить наличие или отсутствие корреляции между напряженностью отдельных защит и ОНЗ, а также сравнить данные показатели с показателями другой независимой группы.

С целью получения надежных результатов нашего экспериментального исследования, мы выбрали дополнительную методику диагностики защитных механизмов личности (ПЗЛ).

Методика представляет собой опросник, включающий 63 утверждения. В качестве методологического основания для разработки данного диагностического инструмента были использованы:

  1. представление о структуре личности, предложенное З.Фрейдом;
  2. понимание и описание защитных механизмов, выработанное в психоаналитическом направлении;
  3. проективный подход к изучению проблемы.

Основным в психологической защите является перестройка системы установок, направленная на устранение чрезмерного эмоционального напряжения и предотвращающая дезорганизацию поведения.

Главные факторы, вызывающие эмоциональное напряжение, теряют для субъекта в той или иной степени свою значимость.

В результате наступает эффект своеобразной транквилизации, возникновение новых истолкновений, оценок, планов деятельности (практически осуществляемых или только фантастически, но тем не менее приносящих успокоение). В результате этих процессов противоречия, «беспорядок» в эмоциональной жизни и вызванное ими напряжение замещают новой, реорганизованной упорядоченностью переживаний.

Методика состоит из 9 шкал: вытеснение, регрессия, формирование реакции (реактивное образование), рационализация (интеллектуализация), смещение, отрицание, проекция, компенсация, сублимация.

Для того, чтобы диагностировать склонность к аддиктивному поведению у осужденных мы выбрали опросник СЗП «Склонность к зависимому поведению».

Данная методика разработана Менделевич В.Д. и предназначена для диагностики психологической склонности к развитию зависимого поведения. Выбранный нами опросник состоит из 116 вопросов и двух шкал.

Теоретическую основу теста составляют положения концепции зависимой личности, указывающее на то, что любое поведение, характеризующееся признаками зависимости, имеет не внешнее, а внутреннее происхождение. В этом отношении и химические зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания, никотинизм), и игровые зависимости (гемблинг, интернет-зависимость), и сексуальные девиации, и зависимость от пищи, и фанатизм имеют сходные корни. Все они базируются на индивидуально-личностных качествах человека. Подавляющее большинство специалистов, изучающих различные формы зависимого поведения, сходятся во мнении, что существуют доболезненные (предпатологические) личностные особенности, в силу чего у индивида и формируется зависимость. Существование единых этиопатогенетических механизмов расстройств аддиктивного поведения позволило разработать единый психодиагностический инструментарий для диагностики склонности различным (не только химическим) видам зависимостей.

В классическом виде тест СЗП содержит две шкалы для оценки наркозависимости и алкогольной зависимости. В дальнейшем были разработаны новые шкалы — зависимость от компьютерных игр, музыкальный и спортивный фанатизм.

Таким образом, осужденные с конкретными свойствами склонны использовать определенные механизмы защит. Определенный защитный механизм как средство искажения реальности свойственен конкретным серьезным расстройствам личности, в том числе аддиктивному поведению.

Следует сделать вывод о том, что психокоррекционную работу следует основывать на устранении деструктивных способов психологической защиты у осужденных, склонных к аддиктивному поведению.

Читайте также

  • Особенности психокоррекционной работы с осужденными, склонными к аддиктивному поведению

    1. Янышева В.А.
    NovaInfo 132, с.148-150, , Психологические науки, CC BY-NC, УДК 169.6
  • Психологическое сопровождение осужденных, склонных к аддиктивному поведению

    1. Никитин Д.В.
    NovaInfo 116, с.101-104, , Психологические науки, CC BY-NC
  • Развитие кибер устойчивости личности современных детей и подростков

    1. Симакова Т.А.
    NovaInfo 97, с.173-176, , Психологические науки, CC BY-NC
  • Системная семейная терапия в психокоррекционной работе с осужденными, склонными к аддиктивному поведению

    1. Погодина Е.А.
    NovaInfo 84, с. 285-288, , Психологические науки, CC BY-NC
  • Становление профессиональной идентичности сотрудника ФСИН России

    1. Дежурова Е.В.
    NovaInfo 53, с.343-348, , Психологические науки, CC BY-NC

Список литературы

  1. Бассин Ф. В. О силе «Я» и психологической защите // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: БАХРАХ- М, 2015. С. 3-13.
  2. Власова, Ю. В. Динамика психологических защитных механизмов личности наркозависимого после освобождения из мест лишения свободы в процессе психокоррекции :дис… кандидата психологических наук : 19.00.06. /Ю. В. Власова ; Науч. рук. Т.В. Калашникова. — Рязань,2006. -296с
  3. Демина Л.Д, Ральникова И.А.. Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности». Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. -123 c.
  4. Налчаджян А. А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 395-482.
  5. Савельева Т.И. Психодинамикааддиктивного поведения осужденных в местах лишения свободы :дис… кандидата психологических наук : 19.00.06 / Савельева Татьяна Ивановна; [Место защиты: АПУ ФСИН].- Рязань, 2009.- 203 с.
  6. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2006 – 656 с.
  7. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. Из сборника «Детский психоанализ».- СПб., Питер, 2004. — 477 с. (Серия «Хрестоматия по психологии».

Цитировать

Пожарская, А.И. Психологические защитные механизмы личности осужденных, склонных к аддиктивному поведению: диагностика и коррекция / А.И. Пожарская, Е.В. Дежурова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 84. — С. 256-265. — URL: https://novainfo.ru/article/15031 (дата обращения: 27.