7 видов любви у древних греков: 7 видов любви. Практическое руководство по отношениям

Содержание

7 видов любви по Аристотелю

Девушки обожают систематизировать все вокруг себя. Поэтому так много поклонниц гороскопов, эзотерики и покупательниц женских журналов. Психологи выделяют различные психотипы мужчин и женщин. Астрология делит людей, исходя из расположения звезд в какой-то определенный момент. Эзотерика стремится разведать какова же человеческая душа, сравнить и выстроить логические модули.

Содержание статьи

  • 1 Агапе
  • 2 Людус
  • 3 Эрос
  • 4 Мания
  • 5 Прагма
  • 6 Сторге

Сегодня мы расскажем о типологии мужской любви к женщине. Действительно, разделить мужчин на группы хочется часто. Так проще понимать, как он к тебе относится, чего ждать в результате отношений.

Агапе

Он у твоих ног, спасибо не говори. В этом помогает не любовь, а устройство самого кавалера. Он воспринимает женщину, как музу. Восхищение и восторг руководят им. Такие мужчины всегда галантны, воспитаны и элегантны.

Он будет открывать перед тобой двери, подавать руку, набрасывать на плечи пиджак в прохладную погоду.

Основная черта мужчин типа «агапе» — жертвенность и преклонение перед своей избранницей. Ты – богиня, а он создан богом для твоей защиты и обеспечения комфортных условий жизни.

На первый взгляд – идеальный вариант для брака. На самом деле здесь скрыто множество подводных камней, на которые будет больно наступить в семейной жизни. Тотальная опека и забота, словно он твой отец. А какой секс может быть с таким человеком? Он ведь выполняет буквально любой каприз, а самостоятельной инициативой не владеет.

Людус

Самая привлекательная модель мужского поведения для большинства женщин называется «людус». Это та самая «игра в любовь». Строятся подобные отношения на физическом притяжении, бурлящих страстях и интригах. Парень вряд ли будет долго обхаживать тебя. На первом же свидании он намекнет, что хотел бы поскорее перейти к десерту.

Женщины обожают таких самцов. Любовь с ними напоминает остросюжетный фильм с замысловатым сюжетом. События сменяются с бешеной скоростью.

Он уходит, а затем ярко врывается в твою жизнь вновь. Изменяет, а потом раскаивается, одаривая любимую букетами роз.

Результат у таких отношений практически всегда один – болезненное расставание. Страсть угасает довольно быстро. Вы продлеваете срок своим чувствам с помощью ревности, скандалов и интриг. От этого быстро устаешь, ведь любая женщина хочет спокойствия и гармонии в своей семье.

Эрос

Мужчины типа «эрос» относятся к любви рассудительно. В первую очередь их интересует твой внутренний мир, характер, сдержанность. Они настаивают на том, что отношения строятся не на страсти и безумии, а на доверии и надежности обоих партнеров.

Этот парень наиболее удачная перспектива для создания семьи. Ему не безразлично ваше психологическое состояние. Он не убежит от жены после того, как она набрала несколько лишних килограмм из-за стресса на работу. Его волнует единство душ, взаимопонимание и дружеская поддержка.

Мужчинам не свойственно интересоваться женскими чувствами. Обычно, дамы самостоятельно выливают на любимого огромный список претензий и внутренних конфликтов. С «эросом» такого случиться не должно. Он регулярно анализирует, а затем проводит работу над ошибками в отношении своей спутницы жизни.

Мания

Про такие отношения принято говорить «больная любовь». Мужчина типа «мания» всегда хочет занимать центральное положение везде и во всем. Женщина для него – инструмент достижения целей. Он требует к себе повышенного внимания, при этом сам не уделяет его избраннице.

Вокруг мужчины-мании придется прыгать, как с маленьким ребенком. Он капризен, равнодушен и жесток. Обычно в сети подобных отношений попадают девушки, которые пережили несчастливый опыт ранее. Часто это представительницы многодетных или малообеспеченных семей, г де родители общались по принципу патриархата.

Выйти из маниакальных отношений женщинам очень трудно. Они попадают в настоящую зависимость от своего партнера. А он руководит избранницей, словно марионеткой. Сначала отталкивает при малейших попытках пойти на сближение. Затем притягивает, если чувствует потенциальную угрозу разрыва отношений.

Прагма

Мужчина-прагматик будет строить отношения только с удобной партнершей. Во время выбора он руководствуется тем, как будет проходить совместная жизнь. Ему нужна хозяйка, мать для будущего потомства, в каком-то смысле прислуга.

Его волнует, чтобы женщина не навязывалась и не старалась привлекать к себе повышенный интерес. В домашних делах «прагма» строг и привередлив. Убранная квартира – важно, вкусный ужин каждый день – необходимо, сделать с сыном уроки – мать обязана воспитывать отпрысков.

Отношения могут быть долгосрочными, ведь «прагма» действительно надежный спутник жизни. Он вряд ли начнет изменять, ведь в любовницу придется вкладывать средства. Развод происходит по стандартной причине – женщина устает от быта, начинает искать ярких эмоций и впечатлений за пределами общего дома.

Сторге

Мужчина-друг мечта всех женщин. За ним не нужно следить. Он не заставит в себе сомневаться. Его главная «фишка» в том, что всю подноготную о себе, друзьях, бывших отношениях и взглядах на жизнь он расскажет сам.

Такой партнер всегда интересуется делами и настроением своей избранницы. Он стремится проводить все свободное время вместе. У вас будет огромное количество общих дел и интересов. Устроит веселые свидания, организует отдых на райских островах. В общем, все к ногам любимой.

А где же подвох? Проблема проявится со временем. Когда пара открывает все секреты друг другу, им становится не интересно вместе. Как можно сблизиться больше, если изначально вы обговорили все возможные темы? Женщинам в таких отношениях быстро становится скучно. Нет никакой интриги. Эмоции и страсти не кипят, а это для многих дам основной момент в любви.

Делить людей на группы – сомнительная перспектива. В каждом правиле всегда есть исключения. Ради больших чувств люди способны пойти на значительные перемены в себе. Выбирая партнера для создания семьи, важно прислуживаться к голосу разума. Однако, большинство пар строится на противоречиях и любви.

Кстати, не забываем, что есть даже мужчины женского типа, о которых вы можете прочитать в нашей статье дальше по ссылке.

14 вопросов о Древней Греции • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

История, Антропология

Кто такие древние греки? Почему все, что они делали, кажется таким красивым? Они все ходили голые? Любили людей своего пола? Воевали с утра до ночи? Верили в Зевса? А гречка — тоже из Древней Греции? Читайте ответы на эти и другие вопросы и слушайте курс о жизни древних греков в «Радио Arzamas»

Автор Александр Бутягин

1. Почему древние греки были такие образованные и просвещенные?

В школе. Килик с краснофигурной росписью Дуриса. Около 480 года до н. э. Altes Museum, Staatliche Museen zu Berlin

Как и в любом обществе, в древнегречес­ком были самые разные прослойки, и речь тут даже не о рабах или иностранцах, которые жили в греческих городах. Большинство граждан были не очень образованны, а их интересы в области просвещения не отличались широтой. По-настоящему образован­ными были люди довольно узкого круга: мыслители и состоя­тельные граждане, преимущественно аристократы. А так хватало и людей от сохи, солдафонов, грубых ремесленников и просто граждан, озабоченных исключительно собственными делами. 

Другое дело, что греков отличала почти поголовная грамотность. Существовать в греческом обществе, вообще не умея читать и писать, было невозможно, поэтому все граждане или нанимали своим детям частных учителей, дававших им уроки грамоты, или сами учили их дома. Одновременно дети знакомились с различными поэтическими сочинениями. Более глубокое образование требовало денег и времени.  

Почему же тогда нам кажется, что все греки, во всяком случае мужчины, были поголовно образованными мыслителями? Это связано с тем, что со времен Римской империи в основе европейского образования лежали тексты греческих и римских авторов, героями которых часто становились известные философы, ученые или общественные деятели. Они вполне могли создать впечатление, что греки постоянно беседовали на глубокие темы. Еще раз повторим, что такое развлечение было доступно только узкому кругу интеллектуалов, тогда как темы разговоров обыкновенных жителей греческих городов на пиру или во время прогулки были не столь возвышенны.

2. Они внешне были похожи на свои статуи?

Пьяная старуха. Римская мраморная копия с греческого оригинала. 200–180 годы до н. э. © Matthias Kabel / CC BY-SA 3.0 / Glyptothek, München

Смотря на какие: греческие статуи очень разные. Одни изображали богов или совершенных атлетов эпохи классики, другие — ораторов и философов времени эллинизма, а третьи представляли собой характерные изображения простых людей вроде старого рыбака или пьяной старухи. Лица в греческом искусстве было принято изображать симметричными, а тело — анатомически совершен­ным, учитывалась только специфика возраста (хотя бывали и исключения). Разнообразие достигалось за счет индивидуаль­ных особенностей лиц (симме­трия при этом сохранялась, а отталкивающие детали не передавались) и кано­нов изображения, которыми пользовались разные скульпторы. Например, аргосский скульптор V века до нашей эры Поликлет изображал юношей с едва намеченными анатомическими деталями, а его современник Мирон показывал их более развитыми, как у мужчин постарше. 

Для того чтобы ответить на вопрос, на какие из этих статуй были похожи древние греки, нужно знать, похожи ли современные жители Греции на своих предков. Данные физической антропологии говорят, что различия не слишком существенные. Впрочем, если лица лишь немного идеализированы, то тела древних моделей, конечно, не были столь совершенны и физически развиты. Статуи стремились показать идеального человека, а в жизни все было немного по-другому. Конечно, иногда можно было встретить атлета с формами Аполлона и красавицу с телом Афродиты, но все же нечасто. А вот пьяных старух и старых рыбаков хватало, особенно в бедных кварталах древнегре­ческих городов.

3. Кстати, почему все статуи голые? Греки что, ничего не стыдились?

Фрина перед ареопагом. Картина Жана-Леона Жерома. 1861 год Hamburger Kunsthalle

Это ложное впечатление. Во-первых, далеко не все греческие статуи обна­женные, хотя таких довольно много. Во-вторых, это не означает, что греки не испытывали чувства стыда. Стыдились они не меньше, чем современные люди. 

Вопрос о том, почему грекам полюбилось изображение обнаженного тела, весьма непростой. В глубокой древности мужчины работали в поле обнажен­ными — этот обычай фиксировал поэт Гесиод в VIII веке до нашей эры. В том же столетии бегуны стали выступать обнаженными, и их примеру последовали и другие спортсмены. По преданию, во время Олимпийских игр 720 года до нашей эры с бегуна Орсиппа упала набедренная повязка и он финишировал голым. Другой вариант легенды говорит, что спартанец Акант сразу стартовал обнаженным. В любом случае голыми могли ходить только мужчины и только в определенных обстоятельствах в своем кругу: во время занятий спортом, некоторых религиозных обрядов и так далее. Существует гипотеза, объясняющая это совместное обнажение демократи­ческим мышлением: оно предполагало, что равные граждане ничего не скры­вают друг от друга, в том числе и интимные места своего тела. Статуи подчеркивали социальную роль гражданина, поэтому их авторы стали изображать греков обнаженными.

А вот приличных женщин, в том числе богинь, изображать обнаженными не допускалось. Невозможно было гражданке полиса и показаться без одежды на публике. Голые на произведениях искусства только гетеры  Гетера — в Древней Греции женщина, ведущая свободный образ жизни. Обычно гетеры были образованны, остроумны, умели вести себя в мужском обществе и часто играли на музыкальных инструментах, танцевали и пели. Зарабатывали они тем, что развлекали мужчин на пиру или находились с ними в отношениях, получая за это деньги. , танцовщицы, флейтистки и другие дамы, задачей которых было развлекать мужчин во время пира. В IV веке до нашей эры афинский скульптор Пракситель сделал статую обнаженной Афродиты, что не сразу понравилось грекам. Утверждали, что в качестве модели он использовал свою подругу, гетеру Фрину. Однако со временем статуи обнаженной Афродиты стали популярны. 

4. У них была свободная любовь и все мужчины были гомосексуалами?

Сцена ухаживания. Килик с краснофигурной росписью. Предположительно, вазописец Бриг. 480–485 годы до н. э. Ashmolean Museum of Art and Archaeology

Нет и нет. Скорее сексуальные отношения у греков были организованы несколько иначе, чем в нашем обществе. Если использовать современную терминологию, то греческие мужчины были бисексуалами с определенными ограничениями. Для женатого грека было недопустимо вступать в отношения со свободной гражданкой полиса (при этом связь с гетерой была возможна). По афинскому закону любовник, пойманный на месте преступления, мог быть убит мужем, и такие прецеденты случались. На свободную любовь это мало похоже. Зато вне семьи мужчина был не ограничен в сексуальных отношениях с женщинами. Связи с рабынями вообще не рассматривались всерьез, а сексу­альные отношения со свободными негражданками из метеков  Метеки — свободные жители Афин, лишенные гражданских прав. Обычно это были иностранцы, проживавшие в городе продолжительное время или постоянно, а также отпущенные на свободу рабы. также не счи­тались постыдными. Как раз из них происходили гетеры, которых мужчины нанимали для развлечения во время пира или для интимных встреч. 

С гомосексуальностью все сложнее. Для греческих мужчин было нормальным заводить сексуальные отношения с безборо­дыми юношами до 15–16 лет, и такие взаимо­отношения даже поощрялись как своеобразное наставни­чество. При этом связи между взрослыми мужчинами считались постыдными и слу­жили объектом насмешек. И все же на это смотрели более спокойно, чем во многих традиционных обществах. 

Если говорить о женщинах, то гражданки греческих городов были ограничены в своих сексуальных отношениях: они могли спать только с мужем, а другие связи строго возбранялись. В то же время иногда женщины копировали гомо­сексуальные отношения между мужчинами: взрослые женщины заводили связь с юными девушками. В таких отношениях подозревали знаменитую поэтессу Сапфо, жившую на острове Лесбос, — с тех пор гомосексуальные отношения между женщинами стали называть лесбийскими (хотя на самом деле Сапфо пишет не столько о сексуальной, сколько о платонической любви между женщинами).

5. Древние греки носили трусы?

Чернофигурная роспись на амфоре. Около 530 года до н. э. The Metropolitan Museum of Art

Нет, ничего подобного трусам греки не носили. В качестве нижнего белья иногда использовались набедренные повязки: рабы или ремесленники и крестьяне надевали их во время работы. Впрочем, под одежду повязка надевалась не всегда, а чтобы утеплиться или защитить пах. Настоящие трусы, напоминающие современные бикини или стринги, с завязками по бокам, появи­лись уже в римское время, но использовались, видимо, только женщи­нами, обслуживающими пиршества, и, возможно, во время занятий спортом.

6. Они действительно разбавляли вино водой?

Мужчина на симпосии пытается вызвать рвоту. Килик с краснофигурной росписью Дуриса. 490–480 годы до н. э. Musei Vaticani

Да, действительно, причем порой очень сильно. Нормальным считалось разбавление одной доли вина двумя долями воды, а порой доходило и до десяти долей воды. Учитывая, что греки не умели крепить вино, то есть добавлять в него спирт, и оно редко содержало более 15 % алкоголя, разбав­ленное вино часто становилось менее крепким, чем современное пиво.

Существуют разные объяснения, откуда взялась эта традиция: греческие авторы пишут только, что разбавление вина отличает греков от варваров. Можно было бы предположить, что разбавление вина не давало участникам пира сильно напиваться, но на греческих вазах часто изображены очень пьяные люди и даже процесс рвоты. Есть версия, что вода из колодцев и цистерн могла быть плохого качества и с помощью вина ее обеззараживали. Однако разбавле­ние еще сильнее уменьшало долю алкоголя, снижая антисептические свойства вина.  

Вероятнее всего, греческое вино существенно отличалось от современного по технологии производства. Чтобы повысить долю сахара, виноград подвя­ливали, и в результате получался очень сладкий и густой напиток. Кроме того, в вино добавляли морскую воду, толченый камень и другие ингредиенты: они помогали вину не скиснуть, но делали его мутным. Ситечко, через которое процеживали напиток, было обязательным атрибутом греческого пира. 

Впрочем, в некоторых обстоятельствах вино не разбавляли: например, в холод­ное время года, когда его пили как лекарство, в начале пира или просто потому, что кому-то нравился его вкус. А вот варвары пили неразбавленное вино, чтобы напиться как можно быстрее: грекам такое поведение казалось недостойным. 

7. А что они ели, кроме оливок? Гречку?

Скифос с росписью. Около 330–300 годов до н. э. The Metropolitan Museum of Art

Оливки в обработанном виде или оливковое масло, конечно, не были един­ственным блюдом на греческом столе. Впрочем, в своем разнообразии он сильно уступал нашей современной кухне. Важнейшими в греческом питании были зерновые культуры — пшеница и ячмень. Из пшеницы делали хлеб, кроме того, из нее, так же как и из других круп, например проса или полбы, варили каши. Гречки, к сожалению, греки не знали, а то бы точно использовали. 

Другой важной основой пищи были бобовые. Крупная фасоль была неизвестна в Древней Греции (ее гораздо позже завезут из Америки), зато там росли горох, чечевица и разные виды вики, которая сейчас считается кормом для скота. Бобовые использовали в сыром виде и как основу для густой похлебки. Также ели лук, перец, огурцы, которые тогда были очень горькими, и другие овощи.

Мясо, как и в других древних культурах, появлялось на греческом столе не каждый день, а его основным источником были овцы и козы, которых выращивали в изобилии. Чаще всего их использовали как жертвенных животных, а после жертвоприношения съедали на специально организованном пиршестве. Говядину ели нечасто: ее могли позволить себе только богатые люди. Свинина была не очень популярна. Из птиц часто готовили курицу, ну и конечно, ели куриные яйца. Охотились на кабанов и оленей, а также различных птиц, причем в пищу употреблялись даже мелкие птички. Впрочем, вблизи городов крупные животные не водились, и дичь появлялась на столе редко. Из молока овец, коз и коров делали сыры, которые тоже были распространенным продуктом.

Если в глубокой древности аристократия брезговала есть рыбу — об этом говорится в поэмах Гомера, — в архаической и классической Греции все продукты моря шли в пищу. Особенно ценился тунец и осетровые, которых добывали в устьях крупных рек Черного моря. Рыбу солили и вялили, также ели крабов, омаров, осьминогов, каракатиц и так далее. Моллюски, в первую очередь устрицы и мидии, употреблялись в пищу в огромных количествах.

Из фруктов греки ели яблоки, груши, фиги и виноград. На десерт — сушеный инжир, изюм и мед, который также добавляли в салат и хлеб. 

Пили воду, молоко (часто козье) и вино. Пиво было известно, но не особо популярно.  

8. Они реально верили, что гром и молнии — это Зевс сердится, а под землей их ждет пес с тремя головами?

Зевс. Амфора с краснофигурной росписью Берлинского вазописца. 480–470 годы до н. э. British Museum

Кто-то да, а кто-то нет. С глубокой древности мифы объясняли устройство мира, и большинство греков, конечно, не подвергали их сомнению: за прояв­лениями природы они видели волю богов, молнии метал Зевс, а морскими волнами управлял Посейдон. Однако с развитием философии и науки, то есть уже к VI веку до нашей эры, образованные греки стали сомневаться в такой картине мира. С одной стороны, мир богов казался им недостаточно структу­рированным и логичным, с другой — концепция Аида, в котором все стано­вились бестелесными, потерявшими память тенями, казалась безысходной. В некоторых новых философских идеях главенствующая роль отводи­лась могучим стихиям, в других боги вообще не фигурировали. Но все же интел­лектуальные размышления о мироустройстве были характерны для узкой образованной прослойки, а более простые люди продолжали верить во всесиль­ных богов, могучих героев и страшных чудовищ. Эти истории они принимали как данность, но поклонялись богам скорее по традиции, нежели из-за истин­ной веры. 

9. Насколько больше было бедняков, чем богатых, и какие между ними были отношения?

Корабль с гребцами. Фрагмент чернофигурной росписи на чаше. Около 520 года до н. э. Cabinet des médailles, Bibliothèque nationale de France

Точное соотношение богатого и бедного населения в Древней Греции мы не знаем: оно очень сильно отличалось от города к городу и от эпохи к эпохе. Даже если говорить о таких городах, как Афины и Спарта, эти данные очень приблизительны. В Афинах V века до нашей эры жило примерно 300 000 человек. Среди них было около 40 000 свободных мужчин, то есть 10–15 %. Если прибавить членов их семей, получится примерно 150 000 чело­век. Около 100 000 жителей были рабами, а остальные были свободными негражданами — метеками. Рабы были не просто бедняками: они вообще не имели собственности. Реформы Солона VI века до нашей эры распределили свободных жителей Афин на четыре имущественных класса. Самые богатые, чей годовой доход превосходил 26 000 литров зерна, вина или масла, называ­лись пентакосиомедимнами (то есть 500-медимновыми  Медимн — мера объема, равная 52,5 литра.). Такой грек мог владеть большими землями и садами, а возможно, и собственными корабля­ми. В случае войны они должны были за свой счет снарядить боевой корабль. Те, чей доход составлял 300–500 медимн, назывались гиппеями, то есть всадниками  От греч. ἱππεύς (hippeús) — «конный».. Это значит, что их дохода хватало для содержания коня. В бедной плодородными землями Греции для этого требовался либо кусок незасеянного поля, либо покупной корм, что было весьма дорого. Такие граждане владели большим количеством земли и бога­тыми просторными домами. Во время войны они, естественно, служили в коннице. Граждане, чей доход располагался между 200 и 300 медимнами, называли зевгитами. Это были крепкие хозяева, которые могли содержать нормальный дом и обладали достаточным для этого количеством земли. Именно такие граждане были основой греческих полисов и первоначально составляли большинство. Во время войны они служили в тяжелой пехоте — гоплитах, так как их дохода хватало для того, чтобы купить себе оружие и доспехи. Наконец, те, чей доход был еще меньше, назывались фетами. Это были люди, которые едва сводили концы с концами: они были освобождены от любых повинностей в городе, так как это могло подорвать их и без того неболь­шой бюджет. Фактически феты были бедными крестьянами и рабочей бедно­той. Во время войны они служили легковооруженными пехотинцами, значение которых в бою было невелико, и гребцами во флоте. Рабов на галерах у греков не было, на веслах сидели бедные, но свободные люди. Первоначально фетов было относительно немно­го, но постепенно бедноты в крупных городах стано­вилось все больше. Из этих примеров видно, что самые богатые люди были не менее чем в два с половиной раза богаче бедных и примерно в два раза богаче среднего класса — зевгитов. Разрыв между богатыми и бедными в Древней Греции был меньше, чем в современном обществе. 

Конечно, бедные граждане и свободные неграждане недолюбливали богатых, но, так как любые вопросы можно было решить в суде (а для граждан — и на на­родном собрании или в других органах власти), до открытых конфлик­тов дело доходило редко. В некоторых случаях гражданам платили за участие в народном собрании, службу в суде или даже выделяли средства на посещение театра во время праздников. К властям можно было обратиться и за социаль­ной поддержкой. Такие меры не давали случиться социальному взрыву. Поло­жение рабов было разным в греческих государствах: порой случались и неболь­шие восстания. Самой тяжелой в Афинах была работа на Лаврийских серебря­ных рудниках, откуда рабы сбегали при первой возможности. Кроме того, различалось положение частных рабов и государственных, которые могли служить полицейскими, писцами, тюремщиками, глашатаями и так далее. Фактически они были государственными работниками и находились в лучшем положении относительно других рабов. В Афинах, где к рабам отношение было довольно сносным, что даже порой вызывало недовольство граждан, считав­ших их слишком дерзкими, восстаний не случалось. 

10. Греки были воинственными, как викинги? Они вообще часто воевали?

Динос с краснофигурной росписью последователей Полигнота. 440–430 годы до н. э. British Museum

Греки были очень хорошими воинами и воевали довольно часто, но их воин­ственность была несколько иного толка, чем у викингов. По сути, викинги были профессиональными пиратами и наемниками, которые двигались по миру ради грабежа и наживы. Они представляли опасность даже для своих соотечественников. Иногда викингам удавалось подчинить себе значительные территории и даже основать королевства, но часто эти образования держались только на силе небольших военных дружин, которые не оказывали на подчи­ненный народ особого культурного влияния. 

Греки были хорошими воинами, потому что знали, за что сражались, и были прекрасно готовы к бою. В идеале каждый гражданин греческого полиса вооружался за свой счет и в случае необходимости должен был пополнить ряды ополчения. Обычно такая «милиция», то есть войско вооруженных граждан, обладает неплохим боевым духом, но не может состязаться на поле боя с профессиональными солдатами. Однако постоянные спортивные упражнения и соревнования делали греков сильными, меткими и готовыми к бою.  

Кроме того, греки обладали блестящей тактикой ведения боя. Они строились плечом к плечу в длинные шеренги, прикрытые щитами, подходили к против­нику на расстояние вытянутой руки и сражались врукопашную короткими копьями и мечами. Такой способ ведения боя требовал хладнокровия, а также давал почувствовать поддержку товарищей, тесно стоявших справа, слева и сзади. Чтобы научиться передвигаться в фаланге — именно так назывался этот строй, — греки проводили военные тренировки. Лучшими были спар­танцы, которые почти ежедневно упражнялись в военном деле. 

Также важной тренировкой были постоянные военные конфликты, возникав­шие между греческими государствами и их соседями. Эти войны были скоро­течными и не приводили к большим потерям. Если одна фаланга опрокиды­вала другую, проигравшие бежали, бросая щиты. Победители не могли оста­вить тяжелые щиты на земле — это считалось недостойным воина, — а бежать с ними в руках было неудобно. Поэтому проигравшие не несли потерь во время бегства. Обычно сразу после боя заключалось перемирие: нужно было похо­ронить погибших. 

Греческие земледельцы не любили воевать без необходимости, так как это отвлекало их от хозяйственных занятий, но всегда были готовы к войне и прекрасно подготовлены. Это сыграло огромную роль в разгроме таких опасных и опытных воинов, как персы, которые завоевали огромную терри­торию, но сломали зубы о маленькие греческие города. 

 

Курс о повседневности древнего грека в «Радио Arzamas»

Археолог Александр Бутягин рассказывает о жизни греков: доме, семье, работе, развлечениях и войнах

11. Они придумали Олимпийские игры?

Пелика с краснофигурной росписью. 500–490 годы до н. э. Christie’s

Да, в этом нет никаких сомнений. У греков была традиция проводить в честь богов соревнования, так как считалось, что боги испытывают удовольствие от процесса выбора победителя (естественно, выиграть мог только их избран­ник). Самые важные соревнования проводились под эгидой крупных святи­лищ с определенной периодичностью. Например, в Афинах были Панафиней­ские игры в честь Афины, в Коринфе — Истмийские в честь Посейдона, в Дель­фах — Пифийские в честь Аполлона. Однако самыми крупными и почетными считались Олимпийские игры, проводившиеся в святилище Зевса в Олимпии, на полуострове Пелопоннес. По данным Аристотеля, первые игры состоялись в 776 году до нашей эры, хотя, возможно, это легенда. Олимпийские игры проводились раз в четыре года. Чтобы спортсмены могли, не опасаясь за свою жизнь и свободу, добраться в Олимпию и уехать обратно домой, на время игр объявлялось общегреческое перемирие. Сначала единственным видом сорев­нований был бег, но постепенно к нему добавились и другие виды спорта. Победа в этих соревнованиях была весьма почетной и прославляла не только спортсмена, которого называли олимпиоником, но и его город. Игры просу­ществовали до конца IV века нашей эры, когда были запрещены вместе с другими языческими праздниками.

В новое время некоторые европейские соревнования по традиции называли Олимпийскими играми, а с 1896 года игры возродили, и они стали, как раньше, проходить раз в четыре года.  

12. Почему все античное для многих до сих пор считается самым красивым?

Венера Милосская. Скульптура неизвестного автора. Около 130–100 годов до н. э. Musée du Louvre

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что вообще люди считают красивым. Ученые предполагают, что отчасти чувство красоты объясняется биологическими причинами. Например, человеку нравится разделение какого-то предмета по длине в отношении 68 к 32 % — это называют золотым сечением. С другой стороны, красивым считается то, что связано с культурной традицией того или иного народа. 

Древнегреческие скульпторы, художники и архитекторы отличались высоким художественным чутьем и часто интуитивно находили приятные для челове­ческого глаза соотношения. Большое значение они придавали точному копиро­ванию человеческой анатомии, при этом следуя строгой симметрии в изобра­жении лица и тела, что соответствует стандартам красоты, принятым в различ­ных культурах.

Однако самым существенным является то, что греческое искусство, несколько переработанное римлянами, легло в основу искусства некоторых европейских народов. В Средневековье многое изменилось, но в период Возрождения мастера снова обратились к Античности, активно используя древние образы, а порой и копируя произведения искусства. С этого времени начинает разви­ваться классическое образование, которое включало в себя изучение древнегре­ческого и латыни, а также знакомство с античным искусством. С XVIII века оно становится общепринятым, а искусство Древней Греции считается идеалом и основой европейского искусства. Несмотря на то что сегодня искусство сильно изменилось, античные основы европейской культуры общеизвестны, продолжают оказывать влияние на современную культуру, и в силу этого античное искусство многим кажется красивым.

13. Почему Греция со всеми своими преимуществами не стала такой крутой империей, как Рим?

Александр Македонский вступает в Вавилон. Картина Шарля Лебрена. Около 1664 года Musée du Louvre

Основать большую империю грекам помешала сама структура их общества. Древние греки жили в самостоятельных городах-государствах — полисах, которым обычно принадлежали близлежащие, легко обозримые земли. Колонии, выведенные в отдаленные земли, обычно сразу становились самостоятельными государствами, которые поддерживали со своими метропо­лиями дружеские отношения, но были независимы от них. Для решения различных задач, например войны против общего противника, полисы объединялись в союзы: некоторые из них сохранялись столетиями, другие существовали недолго. Если какой-то город усиливался, против него сразу же складыва­лась коалиция противников, которые пытались ослабить соседа. Некоторым государствам, в частности Афинам и Спарте, удалось подчинить себе довольно большие по греческим меркам территории, но свою власть они распространяли преимущественно через союзнические отношения. Римское же государство было, по сути, властью одного города, которому удалось подчинить себе огромные территории. 

Большое государство грекам удалось установить только под управлением македонян — народа, возможно, родственного, но считавшегося варварами. Под единым управлением царя Филиппа II македоняне захватили и факти­чески объединили Грецию, а потом благодаря выдающемуся воинскому таланту его сына Александра III, прозванного Великим, разгромили Персид­скую империю и захватили некоторые сопредельные ей территории. Несмотря на ведущую роль македонян, огромную роль в этом завоевании сыграли греки, а их язык и культура стали объединяющими для завоеванных территорий. Правда, это государство ненадолго пережило своего создателя, но на его развалинах образовались большие греческие государства: Египет Птолемеев, империя Селевкидов и Пергамское царство. Постепенно большую часть этих государств подчинили себе римляне.

Древняя Греция за 18 минут © Arzamas

14. Как исчезла такая огромная цивилизация?

Греки в Парфеноне. Картина Мартинуса Рёрбю. 1844 год Statens Museum for Kunst, København

Греческая цивилизация не исчезла, подобно государствам американских майя или мифической Атлантиде. Римляне, захватившие греческие территории, с почтением относились к греческой культуре, признавая вкус и образован­ность греков, а также сохраняли в городах местное самоуправление, что давало возможность хранить и развивать древние традиции. Поэтому греческая культура никуда не исчезла, а продолжала развиваться в рамках римского государства. После распада Римской империи на Западную и Восточную на территории последней постепенно формируется Византийская империя, ядром которой было греческое население, говорившее на среднегреческом языке — поздней форме древнегреческого. С конца VII века нашей эры он становится официальным языком империи. Конечно, основной религией Византии стало православие, но ее культура наследовала древнегреческой и древнеримской. Своего культурного своеобразия греки не потеряли и под властью Османской империи, сохранив его до начала XIX века, когда была возрождена греческая государственность. Таким образом, современная Греция — полноправная культурная преемница древнегреческих государств, с которыми она связана непрерывной линией исторического развития. Древняя Греция не погибла, а превратилась в Грецию современную. 

 

Помпеи до и после извержения Везувия

Курс Александра Бутягина в приложении «Радио Arzamas»

 

Помпеи: 8 вещей, которые мы узнали благодаря раскопкам

Надпись углем на стене дома, пекарни и 300 скелетов

 

9 эротических фресок из Помпей

Как украшали стены своих домов жители погибшего города

Изображения: Краснофигурная роспись на килике. Предположительно, вазописец Дурис. Около 480 года до н. э.
Museo Gregoriano Etrusco

Теги

Античность
Стыдные вопросы

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Комикс дня

Антиутопия

Зверь дня

Рыба

Голос дня

Самая ранняя в истории звукозапись

Архив

История, Литература, Антропология

11 слов, помогающих понять культуру Древней Греции

Гетера, акме, идиот, проксения и другие важные понятия

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Как выражалась в Греции любовь?

Любовь — это самое прекрасное из всех человеческих чувств. Оно воспевается поэтами, именно это чувство вызывает у людей сильнейшие эмоции и толкает на великие, а иногда безумные поступки.

Поэтов и философов античности мало интересовал вопрос того, что собой являет любовь. В своих рассуждениях они не придавали ей налета таинственности, что было свойственно авторам последующих этапов становления литературного жанра. Любовь воспринималась как есть – как часть окружающего мира, закономерное дополнение к наличию богов, людей и животных. Для древних греков любовь была на уровне притягательности. Это чувство сопоставимо со многими повседневными вещами.

Как же выражали поэты античности свое отношение к противоположному полу? Для этого они часто прибегали к распространенному методу – отождествляли её с различными мифологическими образами. Привычного для нас слова «любовь» в единственном его значении, у древних греков не существовало. Они разделяли это чувство на несколько типов, в зависимости от направленности. В наше время такой подход кажется несколько странным, но для жителей Эллады это было нормой жизни, позволяющей избежать путаницы и недопонимания. Так греки могли избежать ситуаций, когда кто-то описывает свои глубокие чувства, перемежевывая разговор словами «любовь», «люблю», и т.п., хотя на самом деле имеет в виду не отношения между мужчиной и женщиной, а состояние увлеченности, плотской страсти или просто преданности другу. В древнегреческой поэзии встречается описание как минимум четырех видов любви:

  1. Эрос – страстные, плотские отношения между мужчиной и женщиной, которые способны довести друг друга до безумия. Олицетворением и покровителем такой любви является не кто иной, как греческий бог Эрос.
  2. Филия – душевная привязанность, приязнь к материальным вещам, близким людям, родине. Филия рассматривалась как более мягкое, дружеское отношение, и могла употребляться даже в смысле любви к познанию. Отсюда пошел термин «философия» — в переводе с древнегреческого – «любовь к мудрости».
  3. Агапэ – ещё более мягкий, чем филия тип любви. Отличается жертвенностью по отношению к ближнему. Впоследствии, понятие Агапэ перешло в раннее христианство, начавшее свое развитие на закате культуры язычества. Братские трапезы, устраиваемые сторонниками христианства, носили название «агапы».
  4. Сторге – любовь внутри семьи, которая отличается особой привязанностью.

Любовь могла не отличаться стабильностью, переходя от одного типа в другой. Кроме перечисленных выше, Платон в своих трудах описывает ещё три вида отношений – людус (любовь, основанная исключительно на страсти), мания (болезненная, ненормальная иногда – одержимая любовь), и прагма (притворная любовь ради выгоды, брак по-расчету). Многие современные философы, психологи, ученые считают, что любовь в Древней Греции называлась эрос античности или телесный эрос, простое половое влечение. Вряд ли верно, что в древности не было настоящей любви.

О любви то и дело говорится уже в самых древних мифах Греции, а в классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад, появились даже теории духовной любви — Сократа, Платона и Аристотеля. А греческие боги любви? В свите богини любви Афродиты было много богов — покровителей любви. Один из них олицетворял собой начало и конец любви (у Эрота была стрела, рождающая любовь, и стрела, гасящая ее), другой — плотские вожделения (Гимэрот), третий — ответную любовь (Антэрот), четвертый — страстное желание (Поф), пятый — любовные уговоры (богиня Пейто), шестой — брак (Гименей), седьмой — роды (Илифия).

И раз были боги любви и даже теории любви, то откуда же они брались, если не из любви? При древних храмах жили тогда жрицы любви, их почитали, а любовь обожествлялась как таинственная сила. Конечно, это еще простой эрос, телесный, лишенный духовности. Но уже и в те времена людям ясно было, что этот эрос не просто животное чувство, — он очеловечивает человека. С ходом времени менялись люди, другим делался уклад их жизни, их психология. И наверно, нельзя выводить общие для всех эпох античности правила, думать, что любовь была в них одинаковой, равной самой себе. Любовь ранней эпохи вполне можно назвать античным эросом. Телесные (хотя уже и одухотворенные) тяготения, плотские желания — таким и был, видимо, ранний эрос античности. Не раз говорится в мифах о том, что боги принимали облик других людей, чтобы под их видом явиться к возлюбленным.

Мы привыкли разделять чувства на две категории: это еще дружба, а это уже любовь. Но этого мало. Еще древние греки определили шесть видов, шесть цветов любви:

Эрос — страстная физическая любовь-увлечение, любовь-страсть. В ней большое значение имеет внешность и физическая привлекательность партнера. Отношения развиваются очень быстро. Сексуальное влечение очень велико. Если эрос взаимен, то партнеров тянет друг к другу как магнитом. Сильно выражено стремление к полному физическому обладанию партнером. Любовники, обуреваемые эросом, искренне полагают, что они созданы друг для друга.

Людус — любовь, похожая на игру, ее никогда не принимают всерьез. Влюбленные, не желая причинять боли другому, тем не менее часто обижают партнера. Порой они бывают эгоистами, ведь на первом месте — собственное желание получить удовольствие, а не мысли и чувства другого человека. Поэтому любовь такого типа бывает не прочь закрутить отношения с несколькими партнерами сразу. Людус — гедоническая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены. «Мне нравится играть в любовь со всеми», — вот ее девиз.

Сторге — более духовное и спокойное чувство. Медленно разгорающаяся страсть, вырастающая из привязанности и дружбы на базе общих интересов. Это теплая и надежная любовь-дружба («Любимый, ты мой лучший друг!»). В ней очень важно сходство партнеров по максимальному количеству критериев: уровню физической привлекательности, социальному и финансовому статусу, взглядам на жизнь и т.д. Партнер уверен в том, что всегда найдет в любимом понимание и поддержку.

Прагма — реалистические и приземленные отношения. Их традиционно называют «любовью по расчету». Прагматические любовники хорошо знают, чего они хотят от партнера, и ставят ему «условия», которые должны соблюдаться. Часто такая любовь строится на товарно-денежном обмене, на банальной купле-продаже. Например, респектабельный и состоятельный мужчина «покупает» любовь молодой и красивой женщины. А женская красота и юность, в свою очередь, выгодно обмениваются на социальный статус мужчины и его экономический успех.

Маниа — очень эмоциональная любовь, похожая на езду на американских горках. Любовники, одержимые манией, всегда колеблются между «адом и раем», между ангелами и бесами, между восторгом и отчаянием. Этот стиль более всего соответствует распространенному стереотипу «романтической любви». Это необузданная страсть, иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и огромная зависимость от объекта влечения («Любимый, без тебя я умру!»). Этот стиль — главный поставщик статистики самоубийств на почве неразделенной любви.

Агапе — в некотором роде противоположность людус. Это альтруистическая, дающая любовь. Такие влюбленные думают не о самих себе, а о партнерах, и о том, что они могут для них сделать. В отношениях этого типа больше духовности, чем физической близости. Они построены на бескорыстной самоотдаче («Любимый, все тебе отдам! Будь счастлив, даже если не со мной!»). Агапе полна жертвенности и самоотречения, построена на снисхождении и прощении. Это любовь не ради себя, а ради другого. У древних греков агапе считалась не только любовным чувством, но и идеалом гуманной любви к ближнему, предвосхищением альтруистической христианской любви.

В любви мужчин и женщин есть сходства и различия. В любви типа эрос и агапе мужчины и женщины не отличаются между собой. Однако мужчины чаще склонны к людус, а женщины предпочитают отношения типа сторге или прагма. Стихи древнегреческих поэтов, посвященные любви во всех её проявлениях, часто находят на всей территории современной Греции, включая как материковую её часть, так и острова. Это неудивительно, особенно с учетом того, как греки воспринимали подобные чувства. Считая их полностью естественными, они не придавали им особого значения. На одну ступень ставились как отношения между мужчиной и женщиной, так и дружба, семейные узы, любовь к родине.

Несмотря на внешнее спокойствие и уравновешенность, греки всегда являлись южным средиземноморским народом, склонным к полной открытости чувств. В отличие от современности, когда любовь считается делом интимным, во времена Эллады таких предубеждений ещё не существовало. Страсть, любовь и привязанность выражались устно и письменно, ставя явственный отпечаток на литературу, в особенности – поэзию. Ведь что лучше, чем стихи, написанные от чистого сердца, может выразить всю гамму чувств, терзающих мысли человека? Даже с точки зрения современности, древнегреческие стихи отличаются естественностью, открытостью и некоторой наивностью, что делает их прекрасным образцом подобного творчества.

 

9 различных видов любви согласно древним грекам

Philia, Pragma, Storge, Eros, Ludus, Mania, Philautia, Agape and Meraki ( Modern Greek)

9 Different Types of Love According to the Древние и современные греки

Как вы определяете любовь? Это то, что заставляет вас петь и танцевать от счастья, чувствовать бабочек в животе или заботиться о другом человеке? А как насчет тех моментов, когда все, что вы хотите, это сорвать одежду вашего партнера? Это все еще любовь? Что, если бы вы могли найти «рецепт» для этого?

Не бойтесь, древнегреческие философы уже проделали тяжелую работу и определили различные виды любви. Вот девять греческих слов, обозначающих любовь, которые помогут вам понять, насколько сложным может быть это чувство, чем разные виды любви могут отличаться и как они могут сочетаться.

1. Эрос: половое влечение

В древнегреческой мифологии Эрос (ἔρως) был озорным богом страсти и плодородия, который стрелял стрелами в сердца людей и бессмертных и вызывал у них внезапное непреодолимое желание друг к другу . Хотя это желание можно интерпретировать как любовь, в первую очередь это физическое влечение. Отсюда и пошли термины «эротика» и «эротика», которыми сегодня описывают человеческую сексуальность.

Вожделение или сексуальное желание часто принимают за романтическую любовь. Сексуальное влечение может быть сильным и подавляющим ощущением и даже обманывать мозг, заставляя его принимать сомнительные решения. Однако, хотя сексуальное желание само по себе не является типом любви, оно часто является важным компонентом любви, особенно между романтическими парами.

2. Филия: связь души

В отличие от физической, сексуальной природы Эроса, Филия (φιλία) является платоническим чувством. Это греческое слово, обозначающее любовь, подразумевает духовную связь, доверие и общие ценности. Филия обычно растет между друзьями или членами семьи. Хотя он не такой ошеломляющий, эйфорический или захватывающий, как Эрос, он часто приносит больше удовлетворения и вознаграждения в долгосрочной перспективе.

Однако Филия не относится к несексуальным и неромантическим отношениям. Это жизненно важный компонент романтической любви между парами, и любая связь без него вряд ли продлится долго. Любовь, в которой присутствует Эрос, но не Филия, часто является собственнической, эгоцентричной любовью.

Древнегреческие философы (как и многие современные психологи) считали, что эти два элемента лучше всего работают вместе, укрепляя друг друга и связь между двумя людьми. Добавление Филии к Эросу превращает собственническую любовь в любовь, основанную на общих целях и счастье. Греческий философ Платон считал, что сочетание Филии и Эроса ведет к высшей форме любви – «дружбе между влюбленными».

3. Сторге: преданная любовь

Сторге (στοργή) можно отнести к разновидности Филии и обычно относится к любви в семье. Хотя забота и преданность Сторге являются неотъемлемой частью связи Филии, они также могут быть односторонними. Отличный пример сторге — это когда родитель заботится о ребенке, заставляет его чувствовать себя защищенным, комфортным и безопасным, и не требует ничего взамен.

Хотя Сторге может показаться противоядием от Эроса, они оба имеют тенденцию быть очень естественными, биологическими и инстинктивными. Сторге обычно возникает между супружескими парами, которые вместе воспитывают семью. Эта форма любви ценится в западной культуре, особенно в христианской вере.

4. Прагма: зрелая любовь

Хотя Прагма (πράγμα), вероятно, является наименее захватывающим типом любви, она является важным компонентом того, чтобы отношения работали в долгосрочной перспективе. Прагма — это любовь, основанная на долге, разуме и общих целях. Как и Филия, Прагма не ограничивается романтическими отношениями, хотя и является жизненно важной частью романтической любви. Это важно в семье и даже в близких дружеских отношениях. Примерами проявления Прагмы являются личные жертвы во благо вашего партнера, выбор жизни и карьеры, которые лучше всего подходят для ваших отношений, а не только для вас самих, и выполнение повседневных обязанностей и задач, необходимых для поддержания счастливого дома.

Прагматическую любовь, пожалуй, труднее всего развивать и поддерживать, поскольку она требует постоянных усилий, самоотверженности и часто самоотверженности. Тем не менее, результаты часто чрезвычайно полезны в долгосрочной перспективе. Даже браки по расчету поддерживались и приносили удовлетворение с помощью Прагмы, и многие неудавшиеся отношения были спасены.

Этот тип любви можно рассматривать как повседневную «админку» поддержания отношений, но партнерские отношения без Прагмы вряд ли выдержат вызовы времени.

5. Ludus: игривая любовь

Ludus (Παιχνίδια) – еще одно греческое слово, обозначающее любовь, которое, возможно, является полной противоположностью слова Pragma. В то время как Прагма долгосрочна, интеллектуальна и основана на ответственности, Людус — это беззаботная и игривая любовь.

Представьте себе гедонистические случайные отношения, которые сосредоточены на развлечениях и жизни в данный момент, и у вас будет отличный пример Ludus. Это часто выражается через флирт и поддразнивание, соблазнение и случайный секс. Хотя острые ощущения от сексуального завоевания являются формой Ludus, эти отношения не обязательно эгоистичны или поверхностны — они могут приносить удовлетворение обеим сторонам, если проявляется взаимное уважение, и сопряжены с меньшей ответственностью и обязательствами, чем другие виды любви.

Людус имеет много общего с Эросом, но это не ограничивается физическими или сексуальными отношениями. Людус-любовь также может включать в себя несексуальные действия, такие как танцы, выпивка и другие сенсорные удовольствия, которыми можно наслаждаться.

6. Мания: навязчивая любовь

Вы когда-нибудь встречали кого-нибудь, одержимого каким-то конкретным человеком до такой степени, что это кажется нездоровым? А может быть, вы даже назвали их маньяками? Греческие философы называли этот тип любви манией (μανία).

Может сочетаться с сексуальным и гедонистическим Эросом и Людусом, но вряд ли будет сопровождать Прагму или Филию. Мания часто проявляется тревогой, эмоциональной нестабильностью, ревностью и собственничеством.

В наши дни «мания» и ее производное «маниакальный» используются в области психиатрии для описания компонентов определенных психических заболеваний, а также используются в менее формальных условиях для определения гиперобсессии или фиксации.

Несмотря на то, что легкая одержимость может быть довольно распространенным явлением на ранних стадиях отношений, в долгосрочной перспективе избыток мании, не уравновешенный другими формами любви, может привести к зависимости и даже преследованию или насилию.

7. Мераки (современный греческий): творческие усилия

Современное греческое слово, происходящее от турецкого «мерак» (μεράκι), означает делать что-то с любовью, творчеством и преданностью, когда вы полностью отдаетесь тому, что делаете. .

Мераки часто используется для описания творческих или художественных выражений, таких как рисование, пение или сочинение музыки. Кроме того, это может проявляться в приготовлении пищи, украшении комнаты или красивой сервировке стола.

Вам не нужно рисовать великолепный портрет своего партнера или сочинять для него потрясающее музыкальное произведение, чтобы выразить свою любовь. Приготовление вкусного ужина — идеальное проявление Мераки!

8. Филаутия: любовь к себе

Греческий философ Аристотель считал, что любовь к себе или Филаутия (φιλαυτία) является необходимым условием любви к другим. Здоровая любовь к себе полезна для всех аспектов жизни, включая отношения, и люди, которые любят себя, обычно более способны как давать, так и получать все виды любви.

Многие виды деструктивного поведения в отношениях часто коренятся в недостатке любви к себе. Однако любовь к себе может быстро перейти в нездоровую форму, когда человек любит себя больше, чем кого-либо другого. Нездоровая любовь к себе может выражаться через раздутое эго и обычно зависит от социального статуса, способностей или достижений, а не от подлинных добродетелей.

Здоровая любовь к себе определяется самооценкой, которая не зависит от статуса или конкуренции с другими. Вместо этого он больше основан на прощении и принятии себя.

Люди со здоровым уровнем любви к себе не высокомерны и не считают себя выше других, но устойчивы и принимают свои ограничения, не стыдясь их. Эти люди менее склонны искать внешнего подтверждения через навязчивое поведение и, как следствие, могут лучше посвятить себя отношениям.

9. Агапе: безусловная любовь

Агапе (ἀγάπη) – это безусловная любовь, не зависящая ни от каких внешних факторов. Акты милосердия и альтруизма часто рождаются из любви Агапе. Кажется справедливым утверждать, что общество без Агапе не сможет функционировать, поскольку мы зависим друг от друга как вид.

Агапе — наименее эгоистичная форма любви, не требующая ничего взамен. Тем не менее, это также часто приводит к огромной пользе для того, кто его практикует — не только с точки зрения людей, отвечающих на это любовью или вознаграждением, но и с точки зрения психического и эмоционального благополучия практикующего. Практика любви Агапе часто может увеличить любовь к себе, а более высокий уровень здоровой любви к себе обычно приводит к увеличению способности чувствовать и проявлять Агапе — это цикл!

Греческий язык — один из самых богатых языков в мире с обширным словарным запасом. Однако любовь часто сложнее, чем можно описать словами.

Хотя греческие философы и пытались классифицировать разные виды любви, в действительности ее формы и проявления имеют тенденцию расплываться и смешиваться в различных сочетаниях. К счастью, есть много способов взрастить и развить их, что приведет к более счастливым и здоровым отношениям и более полноценной жизни.

Знание греческих слов, обозначающих любовь, и распознавание различных типов любви может помочь вам улучшить себя и свои отношения. И я уверен, что ваш партнер оценит ту чашку чая, которую вы приготовите с Мераки.

В Древней Греции

Какие места путешествовал Одиссей | Трой, Исмарос и другие

Влияние истории Древней Греции на современный мир

9 мест в Европе, которые вы должны посетить хотя бы раз в жизни

На редкой византийской монете может быть изображен «запрещенный» взрыв сверхновой, произошедший в 1054 г. н.э.

Метро Салоников находит собственные музеи

Более 300 000 артефактов найдено при строительстве метро в Салониках

Древняя афинская табличка оказалась выпускным ежегодником 2000-летней давности

В Украине обнаружены скифские наконечники стрел и жилище бронзового века

Чему они могут научить нас сегодня?

Понятие любви на самом деле довольно сложное. Мы можем любить кого-то в понятии любви, а затем жениться и построить с ним жизнь. Мы можем любить ребенка безусловно всем своим существом. Мы можем любить родителя или лучшего друга, но совершенно иначе, чем нашу вторую половинку. Мы можем проявлять любовь и сострадание к другим. Прежде всего нам нужно выяснить, что означает любовь к себе. Комментарий о том, что мы любим блины, имеет совсем другой оттенок, когда мы произносим «Я люблю тебя» в первый раз.

Интересно, что одно-единственное слово «любовь» каким-то образом должно охватывать все эти эмоции и чувства. Возможно, общество научило нас различать различные типы и степени любви на основе коннотаций, нюансов или переживаний. Напротив, философы Древней Греции сделали это понятие более конкретным, разбив его на различные категории. Они придумали семь типов любви, подробно описанных ниже:

Эрос: любовь к телу

Этот тип любви иллюстрирует сексуальное влечение, физическое желание по отношению к другим и отсутствие контроля. Он мощный, страстный и может быстро рассеяться. Отношения, построенные исключительно на любви эроса, как правило, недолговечны.

Филия: нежная любовь

Любовь Филия определяет тип любви, которую вы испытываете к родителям, братьям и сестрам, членам семьи и близким друзьям. Этот тип любви связан с верностью, товарищескими отношениями и доверием. Любовь Филиа разделяется между теми, у кого схожие ценности и опыт. Греческие философы считали филию равной любовью и ценили ее выше любви эроса.

Сторге: Любовь к ребенку

Этот тип любви описывает безусловную любовь родителей к своим детям. Он определяется безусловным одобрением, принятием и жертвой. Этот тип любви помогает ребенку развиваться через привязанность, поощрение и безопасность.

Агапе: Бескорыстная Любовь

Любовь Агапе представляет вселенскую любовь. Греческие философы считали, что это тип любви, которую люди испытывают к другим людям, к природе и к высшей силе. Эту любовь легче всего выразить через медитацию, природу, интуицию и духовность. Агапе-любовь может использоваться как взаимозаменяемая благотворительность и забота о других.

Ludus: Игривая любовь

Игривая любовь определяется кокетством, соблазнением и сексом без обязательств. Фокус этой любви находится на опыте, а не на влечении или чувствах. Людус проявляется в начале отношений и состоит из элементов игры, поддразнивания и возбуждения.

Прагма: Любовь на долгие годы

Любовь на долгие годы проявляется в парах, проживших вместе долгое время. Этот тип любви продолжает развиваться на протяжении многих лет и изображает синхронизацию и баланс. Этот тип любви может выжить только при постоянном обслуживании и заботе.

Филаутия: любовь к себе

Любовь к себе связана с уверенностью и самооценкой и необходима для осознания цели и приспособления. Филаутия может быть нездоровой и связана с нарциссическим поведением и высокомерием, а может быть здоровой в том смысле, что мы любим себя, прежде чем научимся любить других. Греческие философы считали, что истинное счастье может быть достигнуто только при безусловной любви к себе.

Как разные виды любви работают вместе

Возможно, мы не ломаем концепцию любви, как когда-то это делали древнегреческие философы. По общему признанию, было бы очень сложно включить эти греческие термины в наши повседневные разговоры. Тем не менее, в каждом из них есть кусочки и истины, которые помогают составить наше представление о любви сегодня.

Вы, наверное, уже заметили, что эти виды любви не исключают друг друга. Мы не любим по частям. Мы любим как люди, во всех смыслах. Например, ваши романтические отношения могут быть полны эроса (сексуального влечения), но для того, чтобы по-настоящему достичь прагмы (длительной любви), вам также нужны людус (игривая любовь), филаутия (любовь к себе) и филия (нежная любовь). Здоровая дружба основана на филии (нежной или платонической любви), но также нуждается в филаутии (любви к себе) и некоторой степени поддержки со стороны сторге 9.0023 ( знакомая любовь).

Подумайте о некоторых отношениях в вашей жизни. Что ты видишь? Есть ли возможности укрепить вашу «любовь»?

Изучение типов любви может помочь вам понять, как вы относитесь к любви и как вы испытываете любовь. И когда вы это понимаете, отношения начинают иметь гораздо больше смысла. Вы начнете видеть многогранность ваших отношений. Сколько любви в вашей жизни может вас удивить.


Источники

  • Хендрик, К., и Хендрик, С. (1986, февраль). Теория и метод любви. Журнал личности и социальной психологии , 50 (2), 392–402. https://doi.org/10.1037/0022-3514.50.2.392
  • Дэвис, К. Э., и Латти-Манн, Х. (1987, ноябрь). Стили любви и качество отношений: вклад в проверку. Журнал социальных и личных отношений , 4 (4), 409–428. https://doi.org/10.1177/0265407587044002

Трейси Смит, LPC, NCC, ACS

Трейси является лицензированным профессиональным консультантом и клиническим руководителем общественной организации YMCA. Трейси имеет более чем 12-летний опыт работы во многих учреждениях, включая частичную госпитализацию и интенсивные амбулаторные программы, общественные организации, групповую практику и школьные программы. Трейси работает с клиентами всех возрастов, но особенно любит работать с подростками.

7 видов любви (с греческого)

Любовь: « A сильная привязанность к другому, возникающая из родственных или личных связей» (Merriam-Webster , 2022 ).

Любовь — одна из самых основных и фундаментальных потребностей человека.

На самом деле у каждого есть сильное желание, чтобы его лелеяли и любили.

Через любовь мы обретаем не только радость , но и мужество , надежду , цель , и смысл жизни .

Но что на самом деле означает любить и быть любимым ? Одинаков ли тот тип любви, который вы испытываете к своим родителям, романтическому партнеру, друзьям и братьям и сестрам?

Согласно греческому, это не так.

Действительно, в этом языке есть 7 различных слов, описывающих очень разные виды любви .

Давайте исследуем их вместе.

Эрос

Эрос , названный в честь греческого бога плодородия – это тип любви, который у большинства людей ассоциируется с романтической любовью.

Это очень сексуальная и страстная разновидность любви, состоящая из похоти и удовольствия .

Эросом движет восхищение своим внешним видом и сильным сексуальным стремлением , и он часто характеризуется одержимостью , особенно на начальных этапах ухаживания.

Однако, поскольку Эрос в первую очередь основан на телесности, этого недостаточно для построения долгосрочных отношений.

Филия

Филия — это вид , подлинный , и ободряющий тип любви , возникающий из глубокого взаимопонимания .

Этот вид любви связывает значимую дружбу (как между платоническими друзьями, так и/или романтическими партнерами) и основан на лояльности , доверии и доброй воле .

Когда два человека испытывают филию друг к другу, они глубоко ценят друг друга такими, какие они есть, и желают друг другу самого лучшего.

Ludus

Ludus — это тип любви, основанный на веселье , что бы это ни значило для вас.

Это часто включает в себя такие действия, как танцы, пение и поддразнивание.

Этот вид любви состоит из флирта , игривости и увлечения , и это не предполагает никаких обязательств или вложение (в отличие от филии).

Это случайные , возбуждающие и даже сексуальные .

Сторге

Сторге — это защитная и родственная любовь, которую вы обычно испытываете к своим родителям и другим членам семьи .

Это тип любви, который движим знакомством и поэтому не так сильно зависит от ваших врожденных качеств .

Кроме того, сторге может быть односторонним , например, в случае матери, любящей своего ребенка еще до того, как ребенок осознает достаточно, чтобы почувствовать любовь к ее спине.

Агапе

Агапе универсальная и чуткая любовь, направленная к Богу (или другим высшим сущностям), природа 0 0 0 9 само человечество 90 0

В отличие от Сторге, Агапе не зависит от знакомства.

Это бескорыстная и альтруистическая любовь, которая включает заботу о других (включая незнакомцев) без ожидания чего-либо взамен.

Прагма

Прагма – это тип любви, основанный на обязательствах и долгосрочных интересах вовлеченных сторон, таких как достижение финансовой безопасности и создание семьи .

Практичный любовь, которая отдает предпочтение таким элементам, как личные качества , совместимость и общие цели над сексуальными играми и страстью.

Прагма включает в себя терпение , жертву , зрелость , честность и общее отношение « заставить это работать ».

Филаутия

Хотя любовь к себе может показаться новой концепцией, это вовсе не так.

На самом деле, у древних греков уже было слово, обозначающее это понятие: Филаутия .

Последний может быть здоровым или нездоровым .

Здоровая филаутия возникает, когда вы развиваете свою самооценку посредством заботы и делая то, что питает ваш разум, тело и душу .

С другой стороны, нездоровая филаутия возникает, когда у вас высокий уровень уверенности в себе, который питает высокомерие и эгоизм .