А адлера: Альфред Адлер — Психологос
Альфред Адлер — Психологос
Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Смотри Альфред Адлер: биография
Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии.
Концепция индивидуальной теории личности
В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).
Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).
Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).
Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:
- чувство неполноценности и компенсация;
- стремление к превосходству;
- стиль жизни;
- социальный интерес;
- творческое Я;
- порядок рождения;
- фикционный финализм.
Стиль жизни и комплекс неполноценности
Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную Зигмундом Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»). Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение, становится знаменитым спортсменом). Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни – это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.
Основные работы
- «Практика и теория индивидуальной психологии»
- «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»
- «Невротическая конституция»
- «Смысл жизни»
- «Постижение человеческой природы»
- «Наука жизни»
- «Социальный интерес: вызов человечеству»
- «Образ жизни».
Альфред Адлер: почему цель так важна в жизни человека
АнтистрессОдиночествоПознать себя
Но удивительное дело: влияние самого Адлера оказалось гораздо шире влияния его школы. Об огромном впечатлении, которое произвела на них личность Адлера, и о воздействии его лекций на свое научное мировоззрение вспоминали крупнейшие представители гуманистической и экзистенциальной психологии: Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Карл Роджерс, не говоря о еще более близких к нему Карен Хорни и Эрихе Фромме.
Школу Адлера прошел Виктор Франкл, и, хотя ему не нравилось, когда его называли учеником, именно он сравнил введение Адлером в психологию идеи цели с революцией Коперника.
Взгляды Адлера всегда отличались реалистичностью и заземленностью
В отличие от Фрейда, работавшего преимущественно с обеспеченным «праздным сословием», клиентура Адлера была из низших слоев: он основал в Вене первую систему медико-педагогических консультаций для бедных.
В 1930-е годы, стараясь уйти от академизма, он создал ясную и оптимистичную работу «Наука жить», в которой достижения научной психологии сочетаются с житейской мудростью и здравым смыслом и которая обращена гораздо больше к обычным людям, чем к собратьям-психологам.
Его даты
7 февраля 1870: родился в пригороде Вены (Австро-Венгрия).
1895: окончил Венский университет с дипломом врача.
1897: женится на эмигрантке из России Раисе Эпштейн, которая стала матерью их четверых детей.
1907: выход первой книги «Исследования органической неполноценности»; приглашен Фрейдом в психоаналитический кружок.
1910-1911: президент Венского психоаналитического общества.
1911: порывает с Фрейдом, основывает собственную школу.
1926: начало регулярных поездок в США с лекциями.
1934: окончательно эмигрирует в США.
28 мая 1937: скончался в Абердине (Шотландия) во время лекционного турне.
Пять ключей к пониманию:
1. Человек целостен и неделим
Название учения Альфреда Адлера «индивидуальная психология» происходит от латинского слова individuum — «неделимый». В отличие от Зигмунда Фрейда, представлявшего человека расколотым на несколько конфликтующих инстанций, Адлер утверждал, что между сознанием и бессознательным есть различия, но нет жесткой непреодолимой границы и, главное, нет конфликта. Они работают на достижение одних и тех же целей и помогают друг другу.
2. Стремление к цели
Именно Адлеру мы обязаны введением в психологию человека нового принципа, объясняющего наше поведение, — стремление к цели: «Мы должны спрашивать не „почему?“, а „зачем?“».
Через понятие цели Адлер описывает даже сновидения и патологические симптомы
В первых отражаются актуальные задачи человека. Вторые способны приносить не всегда сразу заметную пользу (с точки зрения целей, не лежащих на поверхности).
Развивая эти идеи, Адлер построил первую в психологии развернутую теорию смысла жизни, который он понимал как объективную (хотя и не всегда осознаваемую) ее направленность. И создал представление о жизненных задачах.
3. Жизнь как преодоление
Адлер открыл, что люди с телесными дефектами стремятся компенсировать их за счет усиленного развития других сторон (физических и интеллектуальных), благодаря чему часто добиваются незаурядных успехов.
В раннем варианте своей теории он предположил, что неполноценность — это главная движущая сила человека: «Каждый из нас ощущает неполноценность, так как каждый находится в ситуации, которую хотел бы улучшить».
Из этого чувства рождается стремление к преодолению, превосходству, успеху
Однако позже он поменял два этих явления местами: стремление к успеху, утверждал он, — первично и универсально, а неполноценность ощущают лишь те, кто в нем терпит неудачу. Хроническое переживание этого состояния может перерасти в комплекс неполноценности (авторство этого популярного понятия тоже принадлежит Адлеру).
4. Человек человеку свой
Человеком движет еще один мотив — социальный интерес, или чувство общности, понимаемое как «стремление кооперироваться с другими людьми для достижения общих целей». Стремление к преодолению и успеху при неразвитом чувстве общности приводит к развитию неврозов, преступности, алкоголизма и наркомании. Адлер первым ввел в психоанализ и глубинную психологию межличностное измерение.
5. Семья как коллектив
Если Фрейд подчеркивал роль отношений с родителями в развитии ребенка, то Адлер первым обратил внимание на то, что семья предполагает еще и взаимоотношения между детьми.
Именно эти взаимоотношения приводят к формированию определенных психологических особенностей в зависимости от порядка рождения детей: есть нечто общее у всех первенцев, у вторых сыновей (которые все время видят перед собой пример-вызов старшего брата), у единственных детей и так далее.
Три книги Альфреда Адлера
«Очерки по индивидуальной психологии»
«Понять природу человека»
«Наука жить»
Текст:Редакция PSYCHOLOGIES.RUИсточник фотографий:Adobe Stock
Новое на сайте
Бизнес, наука, творчество: где работают нарциссы — ответ ученых
«Муж скоропостижно скончался в 41 год. Как жить дальше?»
Как провести 8 Марта оригинально и с удовольствием: 9 способов
Эмоциональное истощение: 8 вопросов для диагностики и 4 совета для исцеления
«После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
«Что делать с чувством пустоты внутри?»
Выражайте благодарность и находите компромиссы: как сохранить страсть в долгом браке — 11 советов коуча
Избегание, агрессия, пессимизм: 22 признака депрессии, которые легко пропустить, — чек-лист
Декоративное искусство — Hirschl & Adler
Мебельный шкафТаблицы
Сиденье
Освещение
МеталлоконструкцииСеребро
Фарфор
Hirschl & Adler — New York, NY 10022
О компании Hirschl & Adler
, созданный в 19521Stdibs Seller с 2010 года
Ассоциации
Ассоциация художественных дилеров Америки
Контактная информация
. Показанные произведения
Red Earth и Spotted Cows
от Zama Vanessa Helder
, расположенные в Нью -Йорке, NY
от Zama Vanessa Helder
, расположенные в Нью -Йорке, NY
. на бумаге
Категория
Пейзажи 1940-х годов
Материалы
Бумага, акварель
Зама Ванесса Хелдер
Красная Земля и Пятнистые коровы, 1942
Main Street, Вискассет, Мэн
Элеонора Парк Кубис
Расположенный в Нью -Йорке, Нью -Йорк
Гуакей на бумаге
Категория
1920S Плозные картины
Material Custis
Main Street, Wiscasset, Maine, 1924-25
Сказка на ночь
Расположен в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк
Цветной маркер на плотной бумаге
Категория
Абстрактные рисунки и акварели 2010-х годов
Материалы
бумага, постоянный маркер
Jeanne Brousseau
Story, 2023
Раненое зверь
Расположенные в Нью -Йорке, NY
Цветные рынки на тяжелых бумагах
Категория
2010S Abstics Abstics Absticers Abstics и Water Absticors Absticors и Waters Absticors и Water.
Материалы
Бумага, перманентный маркер
Жанна Бруссо
Раненый зверь, 2022
Без названия [Зеленый дракон]
Located in New York, NY
Colored markers on heavy paper
Category
2010s Abstract Drawings and Watercolors
Materials
Paper, Permanent Marker
Jeanne Brousseau
Untitled [Green Dragon], 2022
Без названия [День рождения]
Расположен в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк
Цветной маркер на плотной бумаге
Категория
2010-е Абстрактные рисунки и акварели
Материалы
Постоянный маркер, бумага
Jeanne Brousseau
Untitled [День рождения], 2022
Все хотят, чтобы я (автопортрет)
Расположенный в Нью -Йорке, Нью -Йорк
Цветные маркеры на тяжелой бумаге
Категория
2010S АБДИТЕЛЬНЫ Рисунки и акварели
Материалы
Бумага, перманентный маркер
Жанна Бруссо
Все хотят меня (Автопортрет)
Без названия [Свирепый зверь]
Located in New York, NY
Colored marker on heavy paper
Category
2010s Abstract Drawings and Watercolors
Materials
Paper, Permanent Marker
Jeanne Brousseau
Untitled [Ferocious Beast]
Untitled [Горизонтальный рисунок]
Расположен в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк
Цветной маркер на плотной бумаге
Категория
Абстрактные рисунки и акварели 2010-х годов
Материалы
Бумага, Постоянный маркер
Jeanne Brousseau
без названия [горизонтальная фигура], 2022
Без названия [девочка на колени]
Расположен в Нью -Йорке, Нью -Йорк
Цветные маркировки на тяжелой бумаге
.