Стресс и тревожность урок 9 класс – Конспект урока по психологии и выбору профессии на тему «Стресс и тревожность. Как стать оптимистом».

Конспект урока по психологии и выбору профессии на тему «Стресс и тревожность. Как стать оптимистом».

Урок № 4. Тема: Стресс и тревожность. Как стать оптимистом

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «страх», «тревога», «стресс», «стрессоустойчивость»

  2. Обучать навыкам стрессоустойчивости.

Ход урока

  1. Организационный момент урока

  2. Сообщение темы и постановка цели урока

Тема сегодняшнего урока посвящена, как и два предыдущих урока, эмоциональной сфере личности. Звучит тема «Стресс и тревожность». Сегодня мы раскроем такие понятия как «страх», «тревога», «стресс», «стрессоустойчивость». Практическая часть урока будет посвящена обучению навыкам стрессоустойчивости и саморегуляции.

  1. Мини-лекция

Каждый человек хоть раз испытывал чувство тревоги. Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения и беспокойства. Тревожиться может ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК, как существо, наделенное самосознанием. Впервые определение тревоги появилось в 17 веке (слайд 3).

Кто может поделиться опытом и описать состояние тревоги? Какие ситуации провоцируют такое состояние? Как влияет это состояние на исход ситуации? (слайд 4)

Работа с конспектом: слайды — 5,6,7

А как вы понимаете значение термина «стресс»?

Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность. Широко известный термин «стресс» ввел канадский психолог Ганс Селье в 1936 году. Введя это понятие, он также обозначил значение стресса в жизни человека: «Свобода от стресса означает стресс». Этим ученый указывал на то, что все негативные внешние факторы, вызывающие стресс, также оказывают мобилизующее воздействие на человека, что обеспечивает адаптациооные возможности организма к условиям среды. Он описал два вида стресса: эустресс – конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс – деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям.

Работа с конспектом: слайды — 9,10, 11,12

Объяснение 12 слайда: слайды – 13, 14, 15, 16

Объяснение 16 слайда: На графике приведены процессы (две кривые) возбуждения и торможения организма при разных стрессовых ситуациях. 1 график отражает реакцию организма на небольшой (малой амплитуды и продолжительности) стресс, с которым мы встречаемся повседневно.

Таким образом: «Бомбардировка» организма малыми стрессами и защита небольшими и короткими по времени депрессиями это обычное состояние организма, привыкшего к постоянной защите от окружающей среды.

Кривая 2 отражает реакцию организма на сильный стресс.

В отрицательной фазе организм наиболее энергетически ослаблен и на этом фоне могут развиваться различные болезни, особенно в периоды затяжной депрессии.

По статистике до 70% заболеваний возникает на фоне затяжной депрессии.

Сильные стрессы — Отнимают много энергии у организма и вызывает глубокую (отрезок ВС) и продолжительную депрессию (сильная заторможенность организма со значительным понижением активности)

Организм постепенно накапливает энергию, стараясь вернуться к состоянию динамического равновесия, которое было у него до стресса, т.е. самовосстанавливаться.

Стрессоустойчивость – это способность организма справляться с различными стрессовыми воздействиями

  1. Тренинг стрессоустойчивости

  1. Дыхательная релаксация

Чем длиннее выдох, тем длиннее жизнь.

Тибетские врачи

У человека существует три основных типа дыхания: ключичное, грудное и диафрагмальное. Ключичное дыхание является самым коротким и поверхностным из всех трех. При таком дыхании происходит легкое поднятие ключиц вверх и небольшое расширение грудной клетки на вдохе. Грудное дыхание является более глубоким, так как при нем большее количество альвеол наполняется воздухом и сильнее расширяются доли легких. Грудное дыхание — это наиболее

распространенный тип дыхания. Диафрагмальное (нижнее) дыхание является самым глубоким из всех видов дыхания. При этом типе дыхания наша легочная система получает максимальное количество кислорода. Только этот тип дыхания наполняет воздухом нижние отделы легких. Этот факт очень важен для нашего здоровья. Когда человек стоит вертикально, то в сосудах нижней трети легких содержится значительный объем крови, поэтому нижнее дыхание за один дыхательный цикл обогащает кислородом большую часть крови по сравнению с другими типами дыхания. При нервно-психическом напряжении наше дыхание становится более поверхностным, вследствие чего организм обеспечивается лишь минимальным количеством кислорода, что может негативно сказаться на нашем соматическом и эмоциональном состоянии и привести к некоторым вегетативным нарушениям.

  1. Музыка и релаксация

Известно, что прослушивание музыки легко вызывает какие-либо ассоциации и образы у слушающих ее людей. Музыка может напомнить нам какие-то эмоциональные события из прошлого, а также заставляет переживать те эмоции, которые в нее заложил композитор.

Прослушать музыкальный фаил

  1. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД САМОРЕГУЛЯЦИИ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Если я могу себе что-то представить, оно станет реальным.

Ричард Бах (американский писатель)

Упражнение на визуализацию «Кто самый спокойный?»

Цель. Развитие навыков визуализации с элементами пластического тренинга.

Содержание. Тренер просит участников назвать образ какого-либо животного или предмета, ассоциирующегося в их сознании с состоянием полного спокойствия и невозмутимости (например, древняя пыльная египетская пирамида, телеграфный столб, пустой бамбук, резиновая кукла, многовековой дуб). Хорошо использовать образы животных (как правило, участники предлагают образы львов, тигров, кошек, медведей), обладающих силой, ощущение которой дает им спокойствие.

infourok.ru

Презентация к уроку по психологии (7, 8, 9 класс): Волнение, тревога, стресс

Слайд 1

Психологическое занятие с элементами тренинга «Волнение, тревога, стресс» Подготовили педагоги-психологи МАУ ШИЛИ Диденко М.В. И Земцова С.В.

Слайд 3

Тест «Подвержены ли Вы экзаменационному стрессу?» Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку. 2. Больше всего на свете я боюсь получить «двойку». 3. Я готов на все, чтобы получить «пятерку». 4. Иногда я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание . 5. У меня бывает ощущение, что я все забыл. 6. Иногда и легкие предметы я не могу хорошо ответить. 7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг. 8. Мне трудно выступать перед классом. 9. Объявление оценок я всегда жду с волнением. 10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель. 11. Накануне контрольных работ я всегда испытываю тревогу. 12. Перед экзаменами у меня бывает внутренняя дрожь.

Слайд 4

Тест «Подвержены ли Вы экзаменационному стрессу?» Сложите набранные баллы. 0-4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены: что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями. 5-8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс. Если будете следовать всем нашим советам по подготовке, то стресс сам по себе уменьшится и вы хорошо сдадите экзамены. 9-12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.

Слайд 6

Синквейн Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанное по следующим правилам : 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль . 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы . 4 строка – фраза, несущая определенный смысл . 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Пример синквейна на тему дружбы: 1. Друзья 2. Верные, надёжные. 3. Помогут, спасут, подскажут. 4. Никогда не подведут товарища. 5. Опора.

Слайд 7

Что такое стресс? Стресс (от англ. stress — давление, нажим , напор ; гнёт; нагрузка; напряжение). Стресс — состояние психического напряжения , возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Ввел канадский врач и биолог Ганс Селье в 1936 г. Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете .

Слайд 8

Признаки стресса: тревога, страх, напряжение, неуверенность, растерянность, подавленность, беззащитность, паника, бледность или краснота, потливость, расширение зрачков, учащение пульса, сухость во рту, затруднение дыхания, дрожь, мышечная скованность, трудности глотания, желудочный спазм.

Слайд 9

Как может проявляться стресс эмоционально? Эмоциональные симптомы: раздражительность участившиеся приступы гнева; беспокойство, повышенная тревожность даже в отсутствие повода; повышенное нервное напряжение; недовольство собой, своими достижениями, претензии к себе; чувство одиночества; чувство вины; перекладывание ответственности за себя на окружающих.

Слайд 10

Как может проявляться стресс физиологически ? Физиологические симптомы : повышенное или пониженное артериальное давление; приступы жара или озноба; повышенная потливость; тремор, мышечные подергивания; боли неопределенного характера; чаще всего головные боли, боли в спине и желудке; головокружение; нарушение пищеварения; изменение веса; появление высыпаний аллергического характера; нарушение или потеря сна; нарушение или потеря аппетита.

Слайд 11

Как может проявляться стресс в поведении? Поведенческие симптомы: увеличение конфликтов c людьми; увеличение числа ошибок при выполнении работы, которая раньше давалась хорошо; суетливость и ощущение хронической нехватки времени; усугубление вредных привычек; трудоголизм , полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и личной жизни.

Слайд 12

Как может проявляться интеллектуально? Интеллектуальные симптомы: проблемы с концентрацией внимания; ухудшение памяти; постоянное и навязчивое возвращение к одной и той же мысли; трудности в принятии решений. Нельзя игнорировать симптомы стресса и ждать, что они исчезнут сами. Чем больше симптомов вы обнаружите в себе, тем ближе вы к точке неконтролируемого стресса.

Слайд 13

Что такое стрессор? СТРЕССОР — это фактор, вызывающий стрессовую реакцию. 1. Управляемые стрессоры, ЗАВИСЯТ ОТ НАС — неумение управлять эмоциями, конфликтами. 2. Неуправляемые стрессоры, НЕПОДВЛАСТНЫ НАМ — ситуации, события, обстоятельства, которые не могут быть нами изменены.

Слайд 14

Перегрузки в школе Что поможет преодолеть стресс, вызванный перегрузками в школе ? СТРЕССОР

Слайд 15

Привычка негативного мышления Негативные утверждения Позитивные альтернативы 1. Я так не уверен в себе, не могу это сделать, у меня не хватает знаний, нет таких способностей. Я точно провалюсь, потому что ничего не знаю! Это ужасно! «Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе». Я все же попытаюсь сделать еще одну попытку. Если у других получается, то должно получиться и у меня. А вот если я прекращу все попытки, наверняка потерплю неудачу. 2. «Ой, как я боюсь, как мне плохо!» Мной овладевает паника. Я слишком нервничаю, волнуюсь. У меня это не получится. Скажите самому себе «Стоп!». Нет ничего страшного в том, что я волнуюсь. Надо взять себя в руки, успокоиться, сосредоточиться и сконцентрироваться на деле . «Я – расслабляюсь и – успокаиваюсь». «Я – спокоен и уверен – в себе!». 3. Я устаю. У меня нет никаких сил, я не высыпаюсь, полноценно не отдыхаю, все время болит голова. «Я ощущаю бодрость и уверенность в себе». Вместо того, чтобы тонуть в слезах, жалеть себя, мне надо пересмотреть свой режим дня, определиться с самыми важными делами, составить график труда и отдыха. 4. Я раздражен. Меня не понимают, мне никогда не идут навстречу, не учитывают моих интересов. «Каждый человек имеет право на свою точку зрения». «У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию». Всегда можно и нужно договориться. Надо уметь объяснить свою точку зрения так, чтобы меня услышали и поняли, постараться найти компромисс. 5. Мне это скучно, не интересно. Я не хочу этим заниматься. «Во всем есть что-то привлекательное». Нужно только разглядеть и заинтересовать себя. Я не первый раз нахожусь в таком состоянии и знаю, что оно пройдет.

Слайд 16

Гимнастика мозга

Слайд 17

Гимнастика мозга

Слайд 18

Гимнастика мозга

Слайд 19

Рефлексия Как ты себя сейчас чувствуешь? Что важное узнал для себя? Что было самым трудным? Что можете пожелать друг другу? Какой способ для снятия стресса ты выбрал для себя?

Слайд 20

Самые ходовые приметы и « колдовские действия» для успешной сдачи экзаменов « Халява, ЛОВИСЬ !», «Халява, приди !», «Халява, не подведи !» Идти на экзамен в той же одежде, в которой уже однажды что-либо удачно сдал . не стирать одежду накануне экзамена нельзя мыться одеться во все черное перед своим заходом на экзамен прикоснуться к уже получившему отличную оценку . положить в туфель или ботинок непременно под пятку медный (советского образца!) пятачок! Родственникам и друзьям держать кулаки плотно сжатыми с кошмарными ругательствами в ваш адрес. Исключая, правда, слово «дурак ». Смехом тоже можно «ударить» по стрессу (забавная комедия или юмористическая передача могут оказаться чудодейственными).

Слайд 21

ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА П оём следующие звуки : А — воздействует благотворно на весь организм ; Е — воздействует на щитовидную железу ; И — воздействует на мозг , глаза , нос , уши ; О — воздействует на сердце , легкие ; У — воздействует на органы , расположенные в области живота ; Я — воздействует на работу всего организма ; М — воздействует на работу всего организма ; X — помогает очищению организма ; ХА — помогает повысить настроение .

Слайд 22

Бороться стрессом не только можно, а необходимо. Учитесь управлять собой. Во всем ищите добрые начала. И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала, Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору При быстром продвиженье в гору Друзей в пути не растерять… Не злобствуйте, не исходите ядом, Не радуйтесь чужой беде, Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом. Не умирайте, пока живы! Поверьте, беды все уйдут: Несчастья тоже устают, И завтра будет день счастливый!

Слайд 23

Спасибо всем за участие в семинаре-тренинге!

nsportal.ru

Презентация и методические рекомендации к занятию на тему «тревожность и стресс»

Методические рекомендации к презентации занятия на тему

«Стресс и тревожность»

Слайд №1. Обратить внимание учащихся на высказывания. Они имеют прямое отношение к теме нашего занятия.

Информирование: наверное, каждый человек хоть раз испытывал чувство тревоги. Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями.

Большинство людей в ситуации экзамена испытывают ощущение тревоги и неуверенности в себе. Хотя тревожность – негативное эмоциональное состояние, именно тревога иногда мобилизует человека. Главное, чтобы тревожность была оптимальной для него.

Далее учащимся предлагается выполнить тест «Оценка школьных ситуаций» (слайды №3 — №13). Участники выполняют тест на своих бланках, оценивая ситуацию от 0 до 3 баллов, и самостоятельно подсчитывают очки. Психолог, не предлагая участникам называть полученные суммы, зачитывает весь ключ к тесту. Следует подчеркнуть, что результаты психологических тестов конфиденциальны, каждый сам решает, стоит ли делиться полученной информацией с другими.

Слайд №14. Ключ к тесту

21 – 30 баллов – высокий уровень тревожности. Среди высокотревожных много добросовестных и ответственных людей. Но именно они больше всего страдают перед важными событиями. Некоторые учащиеся перед экзаменами теряют сон и аппетит. У них увеличивается двигательная активность, частота пульса. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тревожностью следует обратить внимание на режим дня, заняться спортом, пересмотреть свои привычки. Определите, что для вас сейчас самое главное, и на время отложите второстепенные дела. Не сравнивайте себя с другими! Возможно, у вас более тонкая и чувствительная нервная система, чем у других людей.

11 – 20 баллов – средний уровень тревожности. Данный уровень тревожности мобилизует внутренние резервы человека, способствует преодолению трудностей и достижению успеха.

До 10 баллов – низкий уровень тревожности. Как ни странно, люди с низкой тревожностью в экстремальных ситуациях выглядят не лучшим образом. Слишком спокойные и самоуверенные, они оказываются неподготовленными, несобранными, расслабленными. Обычно, у них низкая мотивация достижений. Им также необходимо учиться управлять своим психическим состоянием, чтобы в ситуациях экзамена или соревнований показать все, на что они способны.

Слайд №15 — №16. Обратить внимание учащихся на высказывания и дать следующую информацию. «Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Спортсмен на соревнованиях обычно показывает лучшие результаты, чем на тренировках благодаря стрессу. Такое состояние называется

эустресс. Эустресс – это конструктивный, активизирующий стресс.

Когда напряжение становится слишком сильным, возникает чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Такой стресс называется дистресс. Дистресс – разрушительный стресс. Именно его следует избегать. Любой экзамен – это стресс. От того, насколько ты успешно будешь справляться со стрессом, зависит не только твоя оценка, но и самочувствие».

Слайды №17 – №27. Учащиеся выполняют тест и знакомятся с результатами.

Слайд № 28. Объяснить учащимся значимость каждого упражнения.

Упражнение 1. «Дыхание уступами». Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Упражнение 2. «Смех и плач». Процессы возбуждения и торможения при плаче (как и при смехе) уравновешиваются, стабилизируется артериальное давление. Вот почему человек после слез испытывает облегчение, а после смеха – прилив сил.

Упражнение3. Стресс возникает там, где узко, мелко, суетно. Послушай хорошую музыку, прогуляйся по лесу, посмотри в высокое небо, посиди у реки – искусство и природа помогут тебе вернуть утраченную гармонию.

Слайды №29 — №30.

Групповое обсуждение.

Примечание. Следующее занятие по теме «Стресс и тревожность» посвятить формированию навыков саморегуляции в ситуации стресса, умения управлять негативными эмоциями (психологические упражнения).

Гураль Елена Викторовна

Педагог – психолог МАОУ СШ № 148

infourok.ru

План-конспект на тему: Конспект занятия: «Я учусь владеть собой». Тревожность. Стресс.

Конспект занятия:

«Я учусь владеть собой». Тревожность. Стресс.

Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

Задачи:

Раскрыть понятия тревожность и стресс.

Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.

Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.

Обучить навыкам саморегуляции.

Форма работы: Занятие с элементами тренинга.

Методы работы:

Словесные: беседа.

Наглядные: использование индивидуальных бланков, оформление записи на доске «Здоровые и нездоровые способы преодоления тревожности»

Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам саморегуляции.

Целевая группа: 6–10-е классы

Время проведения: 40 минут

Ход занятия

I. Организационный момент (приветствие)

II. Сообщение темы и целей занятия.

Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать тревожные состояния.

III. Принятие правил работы группы.

– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:

 Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

Правило поднятой руки — не перебивать говорящего.

Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише.

IV. Информационный блок

– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

1. Что такое тревожность. Стресс

– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

2. Физиологическая сторона тревожности.

– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание.

– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.

3. Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…»

Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение. Рефлексия.

– Итак, вы указали ситуации тревожности

Как вы думаете? к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.) (Демонстрация иллюстраций.)

Вывод – Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.

– А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.

4. Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно…»

– Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете

Рефлексия.

5. «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».

– Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.

– Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?

Дети  указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Воспитатель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

– Итак, у нас получилось 2 колонки.

– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)

V. Практический блок.

1. Чтение рассказа «Вот если бы все было не так».

– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.

Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.

– Как это – только светлые? – спросил он.

– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.

– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.

Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.

Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

Обсуждение.

– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если.… В любом случае…»

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

2. Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…»

Работа в парах. Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»

Инструкция: Первый ученик произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.

(В самом начале данное упражнение можно выполнить у доски)

Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?

Вывод – В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»

3.Что делать в ситуации напряжения.

– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях.

А) Успокойтесь.

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

Медленно сделай глубокий вдох.

Задержи дыхание и сосчитай до четырех.

Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

В) Мышечное расслабление.

Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.

Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

4. Обучение навыкам саморегуляции

Упражнение 1 «Продумай заранее».

Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.

Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.

Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.

Подумайте, что скажете и что сделаете.

Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.

Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

Сядьте спокойно в комфортной позе.

Закройте глаза.

Медленно расслабьте мышцы.

Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения?

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

Упражнение 3 «Домик».

Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.

Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.

Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

Упражнение 4 «Кнопка».

Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.

Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».

В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.

Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.

VI. Заключение. Выводы.

Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?

Работа в бланках.

Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя.

Рефлексия.

Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.

(Воспитатель раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния и просит обращаться к нему, когда необходимо).

Использованная литература

Программа «Полезные навыки» – Материалы для учителя – Москва, 2001.

Программа «Полезные навыки» – Рабочая тетрадь для 6 класса – Москва, 2001.

Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Москва, 1997.

Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»: Практическое пособие. Слободяник Н.П.– М.: Айрис-пресс,2003.

Е.А Александрова «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

nsportal.ru

План-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему: Тематическое занятие по профилактике стресса и тревоги Без муки нет науки»»

Для учеников 15 – 17 лет

Пояснительная записка

В современном мире под воздействием плохой экологии, в условиях политической, материальной и экономической нестабильности наблюдается постоянное накопление у людей негативных эмоций. Практически каждый человек в течение жизни неоднократно подвергается стрессу, который в дальнейшем может оказать отрицательное воздействие, как на психическое, так и на физическое состояние его организма.

 Понятие «стресс» было введено в обиход канадским учёным Гансом Селье. Ещё в 1936 году он обратил внимание на то, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением. Иными словами стресс – это реакция, обеспечивающая приспособление организма к многообразным новым условиям. Он возникает под действием чрезмерных неблагоприятных раздражителей. Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.

Любые экзамены – стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных. Состояние готовности – «настрой» на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия в ситуации сдачи экзамена являются одной из самых важных составляющих успеха.

Мы знаем о том, что у всех разная степень волнения перед экзаменом или любой проверкой знаний: кто-то очень переживает; для кого-то экзамены не являются жизненно важным событием. Для успешной сдачи экзамена нужно сосредоточенное и спокойное состояние. Умеренная тревожность мобилизует силы организма, повышает умственную активность. Однако если волнение мешает сосредоточиться, можно применить навыки управления своими эмоциями.

Цель: ознакомление со способами борьбы со стрессом и тревогой перед проверкой знаний учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со способами саморегуляции

психоэмоционального состояния

  1. Снятие эмоционального напряжения, активизация внутренних

ресурсов учащихся

Контингент участников: подростки.

Возраст: 15-17 лет.

Количество участников: 25-30 человек.

Продолжительность: 1учебный  час.

Вид мероприятия: тематическое занятие.

Необходимое оборудование: план занятия, электронная доска, магнитофон.

Ожидаемые результаты: приобретение учащимися опыта применения способов регуляции своего состояния.

План мероприятия

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сообщение темы.
  4. Работа по теме: «Настрой»; упр. «Позитивные точки»;

дыхательная релаксация.

  1. Итог, выводы.

Ход занятия

  1.  Орг. момент.

— Ребёнок рождается, подрастает и в 3 года идёт в детский сад, в 7 лет идёт в школу, в 17 – 18 лет поступает в институт, в 22 года устраивается на работу. При всём при этом он испытывает колоссальный стресс, особенно при сдачи экзаменов.

— Как без последствий для здоровья и душевного состояния пережить стрессовую ситуацию, нам предстоит узнать сегодня на занятие «Без муки нет науки».

II. Введение в тему.

— Я не зря назвала наше занятие строками из пословицы. Существует множество пословиц и поговорок про учение. А, как вы понимаете их смысл:

  • Наука в лес не ведёт, а из леса выводит
  • Знание лучше богатства
  • Всякое полузнание хуже всякого незнания
  • Век живи – век учись
  • Азбука – к мудрости ступенька (ответы учащихся)

— Истории известны случаи, когда люди, даже будучи без семьи и жилья над головой, с помощью своих определённых знаний, в конце жизни становились богатыми. Так один американец, собирая на улицах бутылки и сдавая их, к концу своей жизни накопил 1 миллион долларов, так как все полученные деньги он вкладывал в акции.

— Как же он смог это сделать? Он покупал газеты, читал, анализировал биржевые котировки, где-то ошибался, но учился на своих ошибках и, наконец, найдя правильный путь, он добился поставленной цели.

III. Сообщение темы.

— Наши знания проверяются с помощью экзаменов. И их не нужно бояться – к ним надо готовиться, в том числе и психологически. Слово «экзамен» — латинское и означает испытание. В толковом словаре С. И. Ожегова слово «испытание» означает тягостное переживание, несчастье.

IV. Работа по теме.

—   Какие же существую способы борьбы со стрессом? Перед тем, как идти на экзамен, диктант или любую проверочную работу можно дома, перед зеркалом, «настроиться», то есть успокоиться, потому что при волнении мы можем совершенно забыть все правила, которые раньше знали.

— Каким образом это делается? Нужно глубоко дышать, чётко и спокойным голосом говорить себе: «Я спокоен, я совершенно спокоен», «Моё сердце бьётся ровно». И повторить это нужно минимум 5 раз.

— Давайте попробуем сейчас это проделать?

— Так же существуют физические упражнения, которые помогают справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации и ослабить волнению. Его можно выполнять стоя или сидя, называется оно «Позитивные точки».

— Давайте потренируемся выполнять его вместе?

1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине, между линией бровей и волос (песики).

2. Подержите пальцы на этих точках, до возникновения под ними пульсации или тепла. Вращайте пальцами по часовой стрелке и мысленно говорите себе: «Я всё знаю, я легко со всем справлюсь» и так несколько раз, пока не настроитесь.

— Ребята, а какие способы борьбы с тревогой и стрессом знаете вы? (ответы учащихся)

— Состояние тревоги может быть связано и с мышечным напряжением. Иногда, чтобы достичь спокойствия, достаточно просто расслабиться. Такой способ называется «релаксацией». Мы проведём релаксацию с помощью дыхания (музыкальное сопровождение).

— Примите удобную позу:

1. Закройте глаза. Держите спину прямо, чтобы было свободно дышать.

2. Медленно и глубоко вдохните через нос. Дышите грудью и диафрагмой одновременно (живот должен выпячиваться, а не втягиваться).

3. Медленно и полностью выдохните через рот.

4. Во время дыхания при каждом медленном вдохе говорите про себя «Я», а при выдохе «Расслабляюсь».

5. Повторите упражнение несколько раз (сколько будет удобно).

6. В течение нескольких последующих минут посидите спокойно и подышите нормально, радуясь ощущению полного расслабления.

— Ребята, стресс – неотъемлемая часть нашей жизни. Более того, есть люди, которые сами создают себе стресс, постоянно находя себе причины для расстройства. Другие же довольно легко справляются со стрессовыми ситуациями, не позволяя своему организму отдаваться во власть переживанию и это хорошо.

— Для того, чтобы справится с любым заданием, нужно быть уверенным в себе. Уверенность зависит от самооценки. Последнее наше задание будет направлено на повышение уровня самооценки.

— Я предлагаю вам похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. 
У вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! 
Итак, продолжите фразу: « Я хвалю себя за то, что…» (Работа по цепочке) 
Обсуждение: трудно ли было хвалить себя? Какие чувства вы испытывали при этом.

V. Итог, выводы.

—  — Вот и подходит к концу наше занятие. Настало время подвести итоги.

— Ребята, как вы думаете, какие выводы мы можем с вами сделать?

nsportal.ru

Групповое занятие на тему ««Тренинг на преодоление тревоги и стресса у подростков»»

Тема: «Тренинг на преодоление тревоги и стресса у подростков»

Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях стресса.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.

  2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожного состояния.

  3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.

  4. Обучить навыкам саморегуляции эмоциональной сферы.

Форма работы: Занятие с элементами тренинга.

Методы работы:

  • Словесные: беседа о выходе из сложных ситуаций.

  • Наглядные: оформление записи на доске, использование раздаточных памяток

  • Практические: проведение упражнений на расслабление, трансформации негативных эмоций, обучение навыкам саморегуляции в тревожном состоянии.

Целевая группа: 9 -11 е классы (старшие подростки)

Время проведения: 40-50 минут.

Ход занятия

I. Организационный момент (приветствие, знакомство),

II. Сообщение темы и целей занятия.

Занятие посвящено обучению навыкам преодоления тревожного состояния.

III. Принятие правил работы группы.

– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:

Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише. 

  1. Упражнение- « Назови свое имя»,

  2. Упражнение — «Хлопки по кругу»,

  3. УпражнениеЧто делать в ситуации напряжения».

– Итак, если мы оказались в ситуации тревожного состояния. Что делать? Стоять, дрожать и потом выйти на экзамен или на выступление и заикаться или говорить: — извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Хотя эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях:

А) Успокойтесь.

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

  • Медленно сделай глубокий вдох.

  • Задержи дыхание и сосчитай до четырех.

  • Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

В) Мышечное расслабление.

  • Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.

  • Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

  1. Упражнение «Работа с ситуациями»

Обсуждение в кругу:

  • Вы получили двойку на экзамене — назовите ваши дальнейшие действия.

  • Тебя предал или обманул друг — назовите ваши дальнейшие действия.

  • Вы находитесь в состоянии безответной любви – где брать силы, что вас может вдохновлять к жизни?

Вывод: у каждого человека есть выбор: делать что-то легкое или что-то трудное. Главное, чтобы принятое решение вело вас вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера , что вы можете изменить себя.

  1. Упражнение «Метод Седонны»

Трансформация негативных переживаний. Ведущий задает вопрос и каждый должен проговорить ответ, повторяя за ведущим.

  • Что я чувствую и ощущаю сейчас? (ребята называют свои ощущения, эмоции)

  • — Готов ли я это принять? (ответ: — «Готов»)

  • — Готов ли ты это отпустить? (ответ: — «Да»)

  • — Отпустишь ли? (Ответ: — «Да»)

  • — Когда? (ответ: — «Сейчас»)

Затем выполняем 3 глубоких вдоха и выдоха.

  1. Упражнение «Крюки Деннисона»

Способствует гармонизации эмоций и процессов мышления, ослабляет душевное напряжение , актуально выполнять перед уроком , контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением.

  • Встаньте скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.

  • Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.

  • Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.

  • Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении , подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать — это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть. (от двух минут и больше по времени длится упражнение)

  1. Упражнение «Выдувание мяча»

  • Представьте, что вы надуваете большой пляжный мяч, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, имитируя надув мячя.

  • Возьмите его в руки, нажимайте на него с двух сторон двумя руками, почувствуйте тепло из ладоней

  • Теперь представьте, что вы держите и слегка сжимаете в руках футбольный мяч, затем теннисный, затем между пальцами держите большую бусину и катайте ее, затем держите между пальцами бисер и катаете его пальчиками.

  • Далее представьте, что бисер превратился в пыль , а теперь сдуйте эту пыль в сторону и сделайте глубокий вдох и выдох.

  1. Рефлексия.
    Подведем итоги
    Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:
    — Что понравилось на занятии?
    — Что было трудно делать?
    — С чем уходите, и что с собой берете?

    Ритуал окончания занятия.
    Упражнение «Подари улыбку другу»:
    Ребята, вставайте в круг, возьмитесь за руки, слегка сожмите их. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук, милую улыбку и частичку своей доброй души своим друзьям. Произнесем друг другу: «Спасибо, до встречи».

    Занятие окончено.
    В конце занятия, психолог раздает участникам группы памятки с рекомендуемыми упражнениями для школьников, в момент тревожного состояния.

Памятка

Упражнения для школьников, в момент тревожного состояния.


— «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Мысленно, связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с мелодией, цветом, пейзажем, каким либо характерным жестом и т.д., которые помогут погасить тревогу. Данные образы постараться удерживать в сознании, пока эмоциональное состояние не стабилизируется.
«Приятное воспоминание». Представить себе ситуацию, в которой испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
«Использование роли». В трудной ситуации, необходимо представить себе образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».
«Контроль голоса и жестов». Уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние — успокаивать, придавать уверенность. Необходима тренировка перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков «Улыбка».
«Дыхание». Способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
«Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.

infourok.ru

Занятие-практикум для повышения стрессоустойчивости у выпускников «Скажем стрессу НЕТ!» (для учащихся 9 классов)

Занятие-практикум

для повышения стрессоустойчивости у выпускников

«Скажем стрессу НЕТ!»

(для учащихся 9 классов)

Составила:

Гай Е.С., педагог-психолог

Юрга

2018

Введение

В подростковом и юношеском возрасте, к которым можно отнести учащихся старших классов происходят серьезные изменения личности. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода — личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. Все это обусловливает низкую стрессоустойчивость.

Актуальность данной разработки обусловлена тем, что современная ситуация в образовании сложилась следующим образом: с начала девятого класса ученикам прививают мысль о том, что если они не сдадут экзамены – жизнь будет для них закрыта. По сути, сдача экзаменов становится смыслом жизни учащегося. Высокие психоэмоциональные нагрузки и подростковые переживания усиливают напряжение.

Стрессоустойчивость — качество непостоянное, и, следовательно, его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду.

Для того, чтобы выработать стрессоустойчивость к различным обстоятельствам, важно определить какие трудности нужно преодолеть для эффективной работы.

Если брать именно экзамены, то этими трудностями являются следующие:

когнитивные (это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями). Для преодоления данного вида трудностей следует адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний может привести к выбору неэффективной для себя стратегии). В данном контексте индивидуальная стратегия деятельности — это совокупность приемов и способов, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене;

личностные (эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями). Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут оцениваться. Стресс на экзамене связан с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть». Подводя итоги, отметим, что основное следствие личностных трудностей — это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога — это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей, прежде всего, должно быть направлено на снижение тревоги и повышение стрессоустойчивости.

Как повысить стрессоустойчивость? У нашего организма изначально заложены большие способности к самовосстановлению, а значит, даже если человек  предельно истощен, у него есть все шансы снова стать энергичным, полным жизни человеком.

Цель: профилактика стрессовых состояний у подростков в период сдачи выпускных экзаменов.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием «стресс» и видами его проявления, изучить воздействие стресса на организм человека;

2. Обучать техникам снятия тревожности и стресса;

3. Формировать у участников положительное отношение к экзаменам.

Категория участников: воспитанники, обучающиеся в 9х классах (15-16 лет).

Количество участников: до 12 человек.

Время проведения: 45-60 мин.

Форма проведения: занятие-практикум.

Ход занятия:

1. Организационный этап:

— Вступительное слово педагога-психолога.

— Упражнение-активатор «Здравствуй!»

Цель: положительный настрой на занятие, создание благоприятного микроклимата в группе.

2. Основная часть:

Теоретический блок

— Упражнение «Ассоциации»

Цель: формирование положительного отношения к экзаменам.

— Упражнение «Эксперимент»

Цель: дать возможность учащимся понять смысл и необходимость самообладания.

— Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

— Упражнение «Якорь»

Цель: обучение техникам снятия тревожности и стресса.

3. Заключительная часть:

— Рефлексия

Заключение:

Данная форма (занятие-практикум) способствует достижению поставленной цели. Поставленные задачи были решены с помощью мини-лекции и практических упражнений.

Подростки усвоили понятие «стресс», стадии стресса, узнали способы профилактики и борьбы со стрессом. Занятие помогло улучшить эмоциональный настрой, у воспитанников появилась уверенность в своих силах.

Анализ рефлексии показал, что подростки считают данное занятие полезным. Воспитанники сделали вывод, что для успешной сдачи экзамена важен не только объём знаний, но и собственное отношение к экзаменам.

Литература:

1. Емельянова, Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с. [Текст]

2. Сирота, Н. А., Ялтонский, В. М. Программы формирования здорового жизненного стиля / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский – М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, 2000 – 84 с. [Текст]

Приложение 1

Сценарий занятия для повышения стрессоустойчивости у выпускников

«Скажем стрессу НЕТ!»

— Организационный этап:

Здравствуйте ребята! Сегодняшнее занятие посвящено теме стресса. Мы с вами разберем, что такое стресс, и какое влияние он оказывает на организм человека. Так же мы с вами попробуем несколько способов борьбы со стрессом.

1. Упражнение-активатор «Здравствуй!»

Ведущий ловит взгляд одного из участников занятия и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй (имя)! Как ты себя чувствуешь?» Далее он дает инструкцию: «Выберите любого в группе, кто вам интересен, поймайте его взгляд, перекиньте ему мячик и поздоровайтесь таким же образом как я сейчас».

— Основная часть:

1. Теоретический блок

Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом, ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров, знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?

Стресс – это ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособления к изменениям среды.

Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия (участники приводят примеры из собственного опыта). Никому из нас не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна.

Далее участники обсуждают, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния: злость; страх; грусть; апатия.

Примерные варианты выводов:

– злость — мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;

– страх — сигнализирует об опасности;

– грусть — побуждает нас задуматься;

– апатия — дает “передышку”, позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Конечно, все мы реагируем на стрессы по-разному: кто-то справляется с ними легко, а кому-то это достаточно сложно. Но если рассмотреть общий принцип адаптационной реакции организма, то окажется, что на любой стресс протекает по одной и той же схеме.

В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги.  На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовиться действовать.

Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения. Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь. В крайних случаях может наступить смерть.

Стрессовые состояния существенно влияют на жизнь человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «эустресс». Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение. Это «дистресс».

2. Упражнение «Ассоциации»

Цель: сформировать положительное отношение к экзаменам.

«Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое вы сейчас услышите. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен, школа, репетитор, выпускной, время, учитель, оценка, институт, хорошо, кабинет, армия, профессия, плохо, радость, стресс, эйфория, абитуриент, этап, ответственность, знания, быстрота, нехватка, тревога, точность, аккуратность, отлично…»

3. Упражнение «Эксперимент»

Цель: дать возможность учащимся понять смысл и необходимость самообладания.

Каждому участнику раздаются карточки, на которых написан текст с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать его.

Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;

наКОнецП ОСЛЫШАЛ Ся ТопОтБеГУщиХ ног.

Анализ: Сразу ли вы справились с заданием?

Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?

В чем заключается самообладание? Как развить самообладание?

4. Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».

5. Упражнение «Якорь»

Цель: обучение техникам снятия тревожности.

Участникам предлагается, приняв удобную позу и расслабившись, вспомнить реальную ситуацию, вызвавшую ощущение радости. Затем воспроизвести ее в своем воображении очень подробно, запомнить чувства, которые при этом возникали. Соединить крепко большой и указательный палец. Повторить несколько раз. Психолог объясняет, что в дальнейшем, сжимая пальцы в кольцо, участники смогут произвольно вызвать у себя ощущение радости и подъема.

— Заключительная часть:

Рефлексия:

— Понравилось ли вам занятие?

— Что нового для себя вы узнали?

— Что было особенно полезным?

— Какой вывод вы сделали для себя, стресс всегда вреден, или он может принести пользу?

— Как вы считаете, сможете ли вы теперь справиться со стрессом на экзаменах?

infourok.ru