А адлера – Альфред Адлер

Содержание

Альфред Адлер - Психологос

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Смотри Альфред Адлер: биография

Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии.

Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).

Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:

  1. чувство неполноценности и компенсация;
  2. стремление к превосходству;
  3. стиль жизни;
  4. социальный интерес;
  5. творческое Я;
  6. порядок рождения;
  7. фикционный финализм.

Стиль жизни и комплекс неполноценности

Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную Зигмундом Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»). Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение, становится знаменитым спортсменом). Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни – это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Основные работы

  • «Практика и теория индивидуальной психологии»
  • «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»
  • «Невротическая конституция»
  • «Смысл жизни»
  • «Постижение человеческой природы»
  • «Наука жизни»
  • «Социальный интерес: вызов человечеству»
  • «Образ жизни».
  • Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Альфред Адлер, психолог: биография, книги

Альфред Адлер – знаменитый психолог, психиатр и мыслитель. Обрел всемирную известность благодаря развитию своей концепции о том, что каждый человек должен стремиться выражать свои неповторимые стремления, таланты и способности. Альфред Адлер является создателем индивидуальной психологии. Это был настоящий прорыв в истории научной мысли. Он разработал теорию, благодаря которой человек начал рассматриваться с позиции индивидуального существа, имеющего собственные привычки и потребности.

Альфред Адлер. Биография

Будущий ученый родился 7 февраля 1870 года в многодетной еврейской семье. Детство и юность его прошли в борьбе за собственное здоровье: Альфред рос слабым и хилым мальчиком. Постоянные недомогания нередко препятствовали общению со сверстниками. Именно тогда, в детстве, Альфред Адлер учился понемногу себя преодолевать, работать над своим внутренним состоянием. Он намеренно закалял характер, усилием мысли тренировал волю. Однажды ребенок даже оказался близок к смерти, но победил ее. Большим увлечением мальчика являлось чтение. Он изучил большое количество книг, которые оказали существенное влияние на формирование его индивидуального мировоззрения.

После достижения совершеннолетнего возраста Адлер поступил в Венский университет на медицинский факультет. Позже всерьез заинтересовался психиатрией и неврологий. Альфред хотел объяснить себе причины многих болезней и потому в своих исследованиях обращался к психологии. После окончания университета молодой человек получил ученую степень и смог продолжить карьеру. Сегодня он известен как автор многочисленных книг и научных трудов. Рассмотрим в данной статье некоторые из них.

Альфред Адлер «Понять природу человека»

Одна из самых известных книг, оказавших сильное воздействие на развитие психологии индивидуальности. В этом труде основная мысль такая: каждый человек в жизни осуществляет свой выбор. То, какой именно дорогой он пойдет, в дальнейшем определяет отношение к жизни в целом и ее проявлениям в частности. Каждая личность должна стремиться понять свою природу.

В противном случае ей придется всю жизнь бороться за свои идеалы, выступать против общественных организаций и установленных канонов. Вот о чем говорит в книге Альфред Адлер. «Понять природу человека» - это замечательная книга, которую стоит прочитать каждому. Автор делает упор на том, что мы сами отвечаем за принятое когда-то решение: оно может неожиданным образом сказаться на всей последующей жизни.

«Наука жить»

По сути, ее следовало бы преподавать в средних школах и университетах. Науке жить необходимо обучиться, находясь в юношеском возрасте. Альфред Адлер подчеркивает, что искусством правильного и гармоничного существования владеет далеко не каждый. Множество людей вообще никогда не задумываются о причинах своих поступков, не умеют анализировать настоящее и принимать уроки судьбы. Адлер раскрывает перед читателем истинные мотивы внутренних конфликтов, затяжных стрессов, приводящих к депрессиям.

В «Науке жить» объясняется, почему одни люди никак не могут достичь счастья, хотя стремятся к нему много лет, а другие даже при отсутствии важных составляющих финансового благополучия находятся в состоянии гармонии с самим собой и внутренней сущностью. Такую мысль подчеркивает в тексте Альфред Адлер. Психология индивидуальности получает в этой книге максимальное раскрытие.

«Воспитание детей. Взаимодействие полов»

Адлер в своих исследованиях затрагивал тему становления личности у ребенка. Он настаивал на том, что с самых малых лет необходимо воспитывать в детях индивидуальность. Как этого достичь на практике? Прежде всего, необходимо научиться уважать личность, считаться с ее мнением. В противном случае такой человек не сможет в будущем стать успешным, достичь высокого профессионального развития.

«Очерки по индивидуальной психологии»

В этой книге Адлер приводит практические примеры того, как происходит становление индивидуальности у конкретных личностей. Он мастерски и захватывающе описывает весь тот опыт, с которым людям приходится сталкиваться, раскрывает всю внутреннюю систему глубинных переживаний.

Прежде чем стать индивидуальностью, человеку, как правило, приходится пройти большой путь, побороть множество конфликтов, определиться с целями и задачами на будущее, иметь смелость воплотить их в реальность.

«Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»

Адлер рассматривал науку о душе как неотъемлемую составляющую личностного развития. Познание в целом осуществляется только путем индивидуального выбора. Каждый человек сам при этом делает выбор, на что направлять ему собственные усилия. Самопознание невозможно без развитой рефлексии и умения распознавать свои истинные мотивы.

В данной книге автор рассматривает вопрос о том, как личность начинает осознавать свою внутреннюю природу, какие усилия для этого прикладывает. «Индивидуальная психология» подчеркивает важность человеческого выбора в каких-то сложных ситуациях. Множество людей при этом теряются и не знают, как им следует поступить. Лишь единицы продолжают действовать уверенно и с энтузиазмом.

«Психология индивидуальных различий»

Известно, что все мы разные. У каждой личности имеются свои привычки и предпочтения. Индивидуальные различия между людьми часто и становятся причинами внешних конфликтов, приводящих к непониманию. В данной книге автор обращается к мыслительной способности личности осознать отличительные характеристики своего оппонента, постараться понять его.

Таким образом, большим мастером психологии индивидуальности был Альфред Адлер. Книги его и по сей день остаются невероятно востребованными, актуальными. Они помогают личности, желающей найти свое истинное «я», отыскать духовную природу, понять причины многочисленных внутренних конфликтов и барьеров на пути к счастью. Самопознание здесь выступает значимым и неотъемлемым звеном, которое и способствует стремительному продвижению вперед.

fb.ru

Вклад Альфреда Адлера. Комплекс неполноценности и его взаимосвязь с психосоматической медициной

Альфред Адлер сын еврейского торговца, родился в Вене 7 февраля 1870 года. Мать Альфреда была замечательной пианисткой, а сам Адлер обладал необыкновенно красивым голосом и ему часто советовали попробовать себя в роли оперного певца. Альфред Адлер перенёс в детстве много болезней, но больше его тяготило постоянное соперничество со старшим братом. Дома он не чувствовал равенства и не мог насладится самоуважением. Полученный опыт борьбы он отразил потом в своих трудах, где он подчеркивал важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества [7, 118]. В 18 лет Альфред поступает в Венский университет на отделение медицины. На одном из политических собраний в университете он встретил свою будущую супругу Раису, русскую студентку, которая также училась в университете.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году и начал практику как офтальмолог, но по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией Альфред переквалифицировался в сторону неврологии и психиатрии.

В 1901 году, защищая в печати книгу Фрейда, получил от З.Фрейда благодарственное письмо и был приглашен в дискуссионную группу по психоанализу.

В 1910 году став президентом Психоаналитического общества и соредактором одного из психологических журналов. Всего через год расхождение во взглядах с Фрейдом неприемлемыми для многих членов Общества и самого Фрейда и Адлер покинул пост президента и ушел из Общества вместе с девятью единомышленниками. В дальнейшем Адлер создал собственную организацию «Ассоциацию индивидуальной психологии», и это направление распространилось по всей Европе.

Альфред Адлер опубликовал множество статей и монографий, а также посвятил огромную часть своего времени лекционным турам по Европе и США, занимался преподавательской деятельностью. В 1932 году он навсегда покинул Вену и обосновался в Соединенных штатах, возглавив кафедру медицинской психологии Лонг-Айлендского медицинского колледжа.Умер Адлер в Шотландии в 1937 году, в возрасте 67 лет, во время лекционного тура по Европе[7, 118].

Основные понятия индивидуальной психологии Адлера

Теория Адлера основана на нескольких источниках. Особенно значимыми стали теория эволюции Ч.Дарвина, психоаналитическая теория З.Фрейда, воля к власти Ницше, вымышленные цели Вайхингера и теория холизма.Адлер концентрировал своё внимание на отношении личности и окружающего мира. Главный биологический факт для Адлера – это не инстинктивное сексуальное поведение ребенка, а то что ребёнок чувствует себя маленьким и беспомощным в мире взрослых. Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они вырабатывают превосходство над другими в качестве способа обрести самоутверждение и достигнуть успеха.

Основные принципы теории А. Адлера следующие:

  1. Все действия человека происходят в социальном контексте, нельзя изучать людей изолировано.
  2. Упор делается на межличностной психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой его части.

Неполноценность (органическая неполноценность) – органическая слабость. У каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека. «Важно не то с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается»

Комплекс неполноценности. Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует сознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребёнка и отсутствия у него власти. Дети относительно малы и беспомощны во взрослом мире. Для ребёнка контролировать собственное поведение и вырваться на свободу из-под власти взрослых - наиважнейшая задача. Борьба за достижение власти – это ранняя детская компенсация чувства неполноценности. «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно – причина всех улучшений в положении человечества.» Умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям.

Для Адлера практически весь прогресс, есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.

Осознание своей слабости, несостоятельность и фрустрация в совокупности формируют комплекс неполноценности.

Агрессия и борьба за превосходство. Понятие агрессии Адлер отождествлял с инициативностью и способностью преодолевать препятствия, также агрессия может проявляться как воля к власти. В дальнейшем он рассматривал агрессию и волю к власти как обобщенный мотив «стремление к превосходству». Стремление к превосходству может принимать как позитивное, так и негативное направление. Так если стремление связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, то развитие будет благоприятным здоровым, конструктивным, и наоборот, если стремление направленно на личное превосходство, стараясь подчинить себе других, вместо того чтобы становиться более полезным для окружающих может привести к невротическому синдрому, личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которое ищет человек.

Жизненный стиль и жизненные цели. Жизненные цели – ориентир, который вырабатывается человеком. На жизненную цель человека влияют его жизненный опыт, его ценности, склонности и личные свойства. Жизненная цель не есть ясная и осознанная. Формирование жизненной цели начинается в детстве, как компенсация чувства неполноценности. Жизненные цели обычно служат защитой от чувства бессилия, мостом в будущую жизнь.

Жизненные цели – всегда нечто нереалистичное, часто могут быть невротически преувеличены. Для невротика обычно существует огромная пропасть между сознательно поставленными реальными целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно. Фантазиям о личном превосходстве и самоуважении уделяется больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям.

Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Составляющие жизненного стиля:

  • Я-концепция;
  • Идеал себя – мнение о том, каким он должен быть;
  • Образ мира – представление о мире, людях, а также о том, что требует мир от человека.
  • Этические убеждения – личный этический кодекс.

Отдельные привычки и черты поведения приобретают значение как элементы индивидуального жизненного стиля и целей, поэтому при лечении следует обращаться к целостному стилю жизни, так как данный симптом или черта поведения – всего лишь выражение единого жизненного стиля. [7, 125]

Схема апперцепции – по Адлеру – это личная концепция мира, определяющая поведение человека. Адлер напоминал «наши чувства получают не реальные факты, а лишь их субъективный образ, отражение внешнего мира». Схема апперцепции имеет свойство усиливать сама себя. Например, если мы боимся, мы более склонны замечать угрозы в окружающем мире и тем самым усиливаем нашу изначальную веру в то, что окружающий мир угрожает нам.

Социальный интерес. В некотором смысле все поведение человека социально, потому что мы развиваемся в социальном окружении, и наши личностные характеристики формируются обществом. Социальный интерес - в широком смысле включает в себя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом.

Сотрудничество. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность. «Если человек взаимодействует с другими, - писал Адлер, - он никогда не станет невротиком»

Идея комплекса неполноценности, его взаимосвязь с психосоматической медициной

Само по себе чувство неполноценности - не болезнь или недостаток. Человек в отличие от животных рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей. Тяготясь этим, он делает все, чтобы стать более совершенным. В такой ситуации чувство неполноценности - не тормоз, а стимул.Болезненное переживание собственной неполноценности может породить у человека неуверенность в своих силах, что создает ему многочисленные проблемы. Если переживания своей неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, он утрачивает способность к развитию своих творческих сил и дарований. Не чувствуя возможностей для подлинной компенсации неполноценности, человек избирает извращенные пути.

Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает так называемый комплекс превосходства - человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность. Верх в нем берут надменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы - материальныеи статусные.Для компенсации этого комплекса человек может стремиться к обогащению, всячески подчеркивая значение денег как мерила жизненного успеха, либо к обретению всевозможных званий и высоких должностей, позволяющих ему вопреки скромным способностям утвердить свое превосходство над другими. Так что безудержный карьеризм, погоня за инструментами и символами власти (одним из которых, совершенно очевидно, в человеческом обществе выступают деньги) - во многих случаях не столько проявление силы, сколько симптом слабости.«Любой невроз, — пишет Адлер, — может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства».

Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности отдельных органов: ведь ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного – выносливое сердце, но больной желудок, у другого – хорошее зрение, но неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства и т. д. органы и функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу. Слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться. Но Адлера больше всего интересует компенсация в рамках одной функции: ребенок со слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматривания предметов, человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и постепенно учится различать самые тонкие различия звуков.

Кроме физических дефектов существуют социально – культурныеформы неполноценности. Адлер легко обнаруживает их в возрастных, половых, экономических. Политических и моральных отношениях. Возраст – главный и универсальный источник неполноценности.

Адлер заявлял, что «комплекс неполноценности» - лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы поведения, который должен рассматриваться в совокупности с другими элементами: «жизненным стилем», «компенсацией» и «социальным чувством». Он подчеркивал, особенно в последних своих работах, что дело не в фактической полноценности, поскольку критерии полноценности и совершенства относительны, зависят от культуры. Дело в «генерализированном чувстве» неполноценности, которое вызывает приток сил и служит импульсом к действию. [6,115]

А. Адлер выделялтак же причины, “три вида страданий”, которые способствуют возникновению комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Рассмотрим виды этих причин, лежащих в основе возникновения комплекса неполноценности, согласно их вкладу в формирование личностных границ ребенка. Чрезмерная опека, например, может приводить к слиянию с родителями, к поглощению ребенка или к размыванию его границ и подмене их границами другого. Отвержение со стороны родителей, полное пренебрежение ребенком или отсутствие полноценного взаимодействия создает вокруг него некое подобие психологического вакуума, в котором он не может найти опору для выстраивания своих границ с социальным миром. Неполноценность какого-либо органа позволяет ребенку довольно рано устанавливать его отличие от других, т.е. фактически проводить границу между собой и другими людьми, но и одновременно максимально ограничивает возможность последнего в установлении широкого плодотворного контакта с миром.[5, 87]

Психологи называют комплексом совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.Закомплексованность может выражаться в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до "бегства в болезнь". Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить собственную самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни парадоксально, упиваться неудачами, поражениями и даже болезнями. Более того, он может безотчетно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть так привлечь к себе внимание и вызвать сострадание близких.

Говоря о невротических проявлениях у людей А. Адлер писал "Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру". Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами. Для обычного невротика, как пишет Адлер, "психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям".

Вернемся немного к истории появления индивидуальной психологии А.Адлера и психосоматической медицины вообще.Издавна людям было известно, что состояние психики влияет на физическое здоровье. Примеры такого влияния приводились еще Гиппократом. Тем не менее, в 19 в., когда зарождалась современная научная медицина, представление о важности этой связи было утрачено. Основное внимание уделялось изучению доступных глазу структурных аномалий (патоанатомии). Лишь в 20 в. пришло понимание, что болезни, прежде всего, связаны с функциональными нарушениями (патофизиологией). Одной из основ психосоматической медицины стала научная психология, также появившаяся лишь в 20 в., так в 1907 году А.Адлер в своих работах пытался объяснить, почему болезни по разному воздействуют на разных людей, он писал как врач преимущественно с физиологической точки зрения, а также обращал внимание, что у каждого индивидуума существуют определённые слабые места, особенно подверженные болезням. В дальнейшем развитии психосоматической медицины были сделаны выводы о том, что нет ни одной болезни, в развитие которой так или иначе не вовлекались бы наряду с физическими и психологические факторы. Такие факторы, как плохое питание, алкоголь, курение, злоупотребление лекарствами, кажутся биологическими, но в их основе лежит психологически мотивированное поведение. Аналогичным образом жизненные «стрессы», как известно, связаны со множеством различных болезней.[3, 187] Учитывая основные понятия связанные с комплексом неполноценности и способом избавления человека от чувства неполноценности, дискомфорта, слабости и беспомощности Адлер предположил появление множества симптомов, связанных с психологическим состоянием человека, и способов комплексного лечения с помощью психотерапии.

Новейшие достижения Альфреда Адлера

Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических элементов   в случаях органической неполноценности (см. выше) стала инструментом для создания психосоматической медицины. Почти в каждой психологической работе касающейся воспитания используются положения из теории Адлера, касающиеся детского поведения, хотя и без ссылок на него. Адлеровская психология оказала влияниена ведущихпсихологов, таких как Маслоу, Роджерс, документально доказано (Ansbacher, 1990)[7, 141]. Как неоднократно было доказано, теория Адлера сталапредпосылкой образования когнитивной психологии. Значительным вкладом Адлера вразвитие современной психологии является исследование комплекса неполноценности, роли власти и агрессии в поведении человека, концепция единства личности и утверждение важности несексуальных факторов в развитии.

Идеи Адлера имели огромное значение для развития современной психологии, психиатрии, особенно детской, а также оказали существенное влияние напроцессы воспитания и обучения.

Список литературы:
  1. Акимова М.К.Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.
  2. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Васильев В. Стресс и здоровье. - М., 1991.-369с.
  4. Грановская Р. Элементы практической психологии. Л. 1988.-215с.
  5. Запашный А.М. Комплексы в подростковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.- 446с.
  6. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.
  7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.

Автор: Попова Юлия, практикующий военный психолог.

Публикуется в авторской редакции


Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Индивидуальная психология А. Адлера

Новое направление в психоанализе, получившее название «индивидуальная психология», связано с именем австрийского врача-психиатра А. Адлера (1870-1937).

Индивидуальная психология Адлера, сохраняя положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека, является одним из направлений классического психоанализа. Как и Дарвин, Адлер указывал на то, что стремление к превосходству – один из фундаментальных аспектов жизни. Он полагал, что в человеческом обществе важна кооперация, а не конкурентная борьба. Наличие цели является общим для всех людей, но содержание этой цели у каждого человека будет свое.

Отрицание положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, противопоставляющих человека обществу, являются главной идеей Адлера. Основной силой, определяющей поведение и жизнь человека, является чувство общности с другими людьми.

Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать её.

Теория Адлера имеет свои принципы и понятия, на которых и остановимся. Чувство неполноценности и компенсация. Ученый полагал, что чувство неполноценности свое начало берет в детстве. Это раннее ощущение неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, стремление к совершенству и безупречности. Это стремление, утверждал Адлер, является основной мотивационной силой в жизни человека. Но, у некоторых людей по ряду причин ощущение неполноценности может стать чрезмерным и в результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Все эти виды страданий в детстве могут сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы. Независимо от того, какие причины лежали в основе появления чувства неполноценности, в ответ на них у некоторых индивидов может появиться гиперкомпенсация. Адлер называет её комплексом превосходства, который выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные, социальные способности. Например, считая себя умнее других, но при этом, никак не демонстрировать свой интеллект. Прием гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Человек, с комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным. Возникает впечатление, что такой человек имеет низкое мнение о себе, т.е. не в состоянии себя принять и может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.

Стремление к превосходству

Стремление к превосходству. Оно означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности и потенциально заложенные возможности.

Агрессию и волю к власти позже он начинает считать стремлением к превосходству, которое является врожденным и человек никогда от него не освободится. Для того чтобы осуществить свои человеческие возможности, это чувство надо воспитывать и развивать. Процесс начинается на пятом году жизни, когда идет формирование жизненной цели, как фокуса стремления к превосходству. Существуют варианты его проявления критерием, которых выступает социальный интерес. Этот врожденный инстинкт дает возможность отказываться от своих эгоистических целей ради целей общественных. Невротический путь развития характерен для низкого социального интереса и связан со стремлением к личному превосходству, желанию быть лучше всех.

Высокий социальный интерес указывает на стремление к конструктивному превосходству. Адлер считает, что социальный интерес является показателем психического здоровья.

Стиль жизни

Это наиболее характерная особенность динамической теории личности Адлера, в первоначальном варианте носившая название «жизненный план». В концепции представлен уникальный способ адаптации к жизни, который с его точки зрения прочно закрепляется в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем не поддается тотальным изменениям. Например, ребенок с плохой координацией свои компенсаторные усилия может сосредоточить на выработке атлетических качеств. Его поведение становится стилем жизни, направленной на преодоление неполноценности. Говоря другими словами, все то, что мы делаем, формируется и направляется нашим стилем жизни. Каким сторонам жизни человек будет уделять свое внимание, а какие будет игнорировать, зависит от стиля жизни. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, которая является врожденным бессознательным чувством. Это своеобразный стержень, держащий всю конструкцию стиля жизни, определяющий её содержание и направление. Чувство общности может остаться неразвитым и стать основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с ближайшим окружением ребенка и, прежде всего, с матерью. Систему представлений о себе и мире определяет уровень его развития.

Человек, формируя свой жизненный стиль, сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Процесс формирования жизненной цели, стиля жизни, Адлер рассматривал как акты творчества, придающие человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. Он считал, что люди совсем не пешки в руках внешних сил, а сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Творческое Я

Творческое «Я». Адлер, как и Фрейд, подчеркивал важность раннего опыта в формировании личности взрослого человека.

Главным конструктором теории Адлера является концепция творческого Я, по отношению к которой все остальные конструкты занимают подчиненное положение. Ученый утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Отвечая за цель жизни, творческая сила определяет метод достижения цели и способствует развитию социального интереса. Она же влияет на восприятие, память, фантазии, сны и делает человека свободным индивидом.

Адлер не отрицал влияния на формирование личности наследственности и окружения, но, люди есть нечто большее, чем результаты действия наследственности и окружающей среды. Наследственность и окружение человек использует как строительный материал для формирования здания личности, но со своим собственным стилем.

Творческая сила является результатом долгой истории эволюции, а люди, обладая ею, поэтому и являются людьми. Люди – хозяева собственной судьбы.

Порядок рождения

Адлер обратил внимание на то, что стилю жизни сопутствует порядок рождения, как основная детерминанта установок. Социальное окружение детей одних и тех же родителей и семейные условия, в которых они растут, будут не тождественны. Опыт старших детей в семье с появлением следующих меняется и сильно влияет на формирование стиля жизни. Адлер считает, что порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение:

  • Согласно Адлеру, положение старшего ребенка пока он единственный, достаточно завидно. Родители целиком отдают себя ему, ребенок получает безграничную любовь и заботу. Продолжаться будет это до тех пор, пока не появится следующий ребенок и не лишит его столь привилегированного положения, изменив взгляд на мир. Возвращение к прежней центральной позиции в семейной системе обречено на неудачу и со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты или равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. В результате подобной семейной борьбы первенец осваивает стратегию выживания в одиночку.
  • Старший ребенок в семье, по мнению Адлера, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству, поэтому часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов;

  • Единственный ребенок. Позиция единственного ребенка уникальна, ему не с кем конкурировать. Особая чувствительность к заботе матери, приводит единственного ребенка к соперничеству с отцом. Зависимость и эгоцентризм становятся главной особенностью этого стиля жизни. Единственный ребенок ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями и сестрами, поэтому у него часты трудности во взаимоотношениях со сверстниками;
  • Второй (средний) ребенок. Старший ребенок сразу задает ему темп. Создаваемая ситуация стимулирует среднего ребенка побивать рекорды старшего и в результате он может начать раньше разговаривать, ходить. Как говорит Адлер, средний ребенок «все время мчится на всех парах» и в результате вырастает соперничающим и честолюбивым. Он ориентирован на достижения, а чтобы добиться превосходства, использует как прямые, так и окольные методы;
  • Последний ребенок (самый младший). Его положение во многих отношениях совершенно уникально:
  1. Нет шока «лишения трона». Он окружен заботой и вниманием не только родителей, но и старших братьев и сестер;
  2. При ограниченных средствах семьи он не имеет ничего своего и пользуется вещами других членов;
  3. Отсутствие чувства независимости и сильное чувство неполноценности, потому что тон задают старшие дети, т.к. у них больше привилегий.

У младших детей есть большое преимущество – высокая мотивация превзойти старших. «Борющегося младшего ребенка» Адлер сравнивал с возможным будущим революционером.

Стиль жизни не у каждого ребенка полностью совпадает с общими описаниями, которые дает Адлер;

  • Фикционный финализм. Концепция фикционного финализма – это идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. В свою теорию он включил некоторые концепции Х. Вайингера. Основные цели человека, развивает Адлер свою мысль, представляют собой фиктивные цели. Соотнести их с реальностью, проверить или подтвердить невозможно. Например, часть людей выстраивают свою жизнь, исходя из представления о том, напряженная работа и немного удачи дают возможность всего достичь. Адлер считает, что это просто фикция, потому что люди много работающие
  • spravochnick.ru

    Адлер - это... Что такое Адлер?

    Адлер — район Большого Сочи (см. Сочи), российский курорт на Черноморском побережье Кавказа в междуречье Псоу и Кудепсты, протяженностью около 18 километров вдоль моря, включает город Адлер, поселки Красная Поляна, Кепша, Галицыно, Молдовка, Веселое. В зимние месяцы здесь прохладнее, чем в Сочи. В Адлере находится аэропорт Большого Сочи. Аэропорт «Адлер» расположен в долине реки Мзымта.
    Местность в окрестностях Адлера богата минеральными водами и лечебными грязями. В 39 километрах от Адлера, в долине реки Чвижепсе, находится источник углекислой мышьякосодержащей воды — так называемого сочинского нарзана. Имеретинская бухта богата глинистыми илами. Они применяются для грязелечения во многих санаториях курорта. Адлер славится своим благоустроенным мелкогалечным пляжем, теплым морем, ласковым солнцем.
    Кудепста, курортный поселок, входящий в Адлерский район Большого Сочи, расположен вблизи устья одноименной реки. Минеральные источники Кудепсты используются для лечения пищевых расстройств, сердечно-сосудистых и легочных заболеваний. В окрестностях Кудепсты на холмах (хребет Овсянникова) раскинулись самые крупные в стране плантации пробкового дуба. Длина реки Кудепсты составляет 20 километров. Она берет начало на южных склонах Воронцовского массива и впадает в море у поселка Кудепста.
    История
    Адлер — самый южный пункт Большого Сочи. Название его происходит от абхазского «артлар», что в переводе на русский язык обозначает «пристань». В 1837 году здесь погиб писатель, декабрист А. А.Бестужев-Марлинский. В 1913 году адлерцы решили увековечить его память, и у моря был разбит сквер, а в нем установлен гипсовый бюст Бестужева. Современный памятник Марлинскому был открыт в 1957 году. Авторы его — местные жители С. М. Третьяков и С. П. Склянский.
    Местное население издавна занималось садоводством и виноградарством, рыбной ловлей и охотой; выращивали табак. Однако влажный климат, болота — рассадники малярии, которая до середины 20 века была бедствием для коренных жителей, отпугивали переселенцев и курортников. За рекой Мзымтой находится Имеретинская долина. Еще недавно она была сплошь заболоченной, покрытой ольховым лесом, заросшим папоротником и колючкой. Тучами плодился в тех болотах комар- анофелес, укус которого и вызывал заболевание малярией. Для борьбы с малярией проводились дренажные работы, создавались противомалярийные станции, высаживались плакучие ивы и эвкалипты, которые действуют как живые насосы, осушая местность вокруг, при этом эвкалипты также выделяют в воздух природные антибиотики — фитонциды. На побережье разводили водную пузырчатку — растение, которое уничтожает личинки малярийного комара. В мелкие водоемы и болота выпускали живородящих рыбок — гамбузий, которые в большом количестве уничтожали личинок комара. Малопроточные канавы и участки ручьев заливали нефтью, которая препятствовала развитию комаров. Эти мероприятия начались вскоре после окончания Гражданской войны. Но только в 1956 году врачи смогли сделать официальное заключение о том, что с болотной лихорадкой в районе Адлера покончено. В 1934 году был образован поселок Адлер, в 1961 году он был включен в состав Большого Сочи.
    Достопримечательности
    У моря на левом берегу реки Мзымта раскинулся парк «Южные культуры», крупнейшее хозяйство, специализирующееся на выращивании экзотических древесных пород и цветов. Оно поставляет семена, саженцы субтропических растений во многие уголки России и ближнего зарубежья. Парк создавался по проекту садовода-декоратора А. Э. Регеля. По художественной планировке, красоте и разнообразию флоры его можно отнести к лучшим садам и паркам России. В этом парке растения, сменяя друг друга, цветут круглый год.
    Поселок Адлер расположен в устье реки Мзымта («Бешеная»). Длина реки составляет 89 километров. Она берет свое начало на южных склонах Главного Кавказского хребта, на высоте 2980 метров над уровнем моря. Через озера Малый Кардывач, Кардывач она несется вниз с горных вершин, образуя множество водопадов. Один из наиболее известных — Изумрудный — низвергает свои воды с пятнадцатиметровой высоты.
    Вдоль берегов реки растут буки и каштаны, вокруг Красной Поляны — дикие сады. В этих местах можно встретить группы деревьев в возрасте 200—300 лет, которые являются остатками черкесских лесосадов. Черкесы выбирали, по-видимому, деревья с крупными плодами, вырубая все остальные. Вблизи Дзыхренского и Ахштырского ущелий идет тропа к стоянке древнего человека — Ахштырской пещере, расположенной в отвесных скалах на правом берегу реки.
    В бассейне Мзымты много минеральных источников. В черте города Мзымта дробится на рукава и петляет по пойме; часть рукавов выносит в море целебный ил. На реке находится крупное форелевое хозяйство, а недалеко от поселка Красная Поляна — Краснополянская ГЭС. Для любителей на прудах хозяйства организуют форелевую рыбалку.

    dic.academic.ru

    10 лучших отелей в Адлере (от 632 руб.)

    Выберите язык. Мы говорим на русском и на 42 других языках.

    Популярные языки среди пользователей в России
    • Русский
    • English (UK)
    • English (US)
    • 简体中文
    • Français
    • Deutsch
    Все языки
    • English (UK)
    • English (US)
    • Deutsch
    • Nederlands
    • Français
    • Español
    • Español (AR)
    • Català
    • Italiano
    • Português (PT)
    • Português (BR)
    • Norsk
    • Suomi
    • Svenska
    • Dansk
    • Čeština
    • Magyar
    • Română
    • 日本語
    • 简体中文
    • 繁體中文
    • Polski
    • Ελληνικά
    • Русский
    • Türkçe
    • Български
    • العربية
    • 한국어
    • עברית
    • Latviski
    • Українська
    • Bahasa Indonesia
    • Bahasa Malaysia
    • ภาษาไทย
    • Eesti
    • Hrvatski
    • Lietuvių
    • Slovenčina
    • Srpski
    • Slovenščina
    • Tiếng Việt
    • Filipino
    • Íslenska

    www.booking.com

    Индивидуальная психология А. Адлера


    ТОП 10:

    ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 64Следующая ⇒

     

    Адлерианская психология (индивидуальная психология) – теория личности и терапевтическая система, разработанные Альфредом Адлером, – рассматривает личность холистически как наделенную творчеством, ответственностью, стремящуюся к воображаемым целям в пределах своей области феноменологического опыта. Согласно концепциям индивидуальной психологии, чувство неполноценности может порождать саморазрушительный стиль жизни. Пациент с «психопатологией» скорее не болен, а утратил уверенность в себе, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и действий развить новый стиль жизни.

    Основные предположения Адлера можно выразить следующим образом (Мосак, 2000).

    1. Любое поведение происходит в социальном контексте. Человек рождается в некотором окружении и вступает во взаимоотношения с ним.

    2. Естественным следствием этой первой аксиомы является то, что индивидуальная психология – это психология межличностная. Первостепенным является то, каким образом люди взаимодействуют с окружающими. Адлер придавал большое значение развитию восприятия себя как части большего социального целого, развитию чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо. Эти действия позднее были названы термином «социальный интерес».

    3. Психология Адлера отказывается от редукционизма и отдает предпочтение холизму. В своих исследованиях адлерианцы уделяют основное внимание изучению личности в целом, образу ее действий на протяжении жизни и гораздо меньшее значение придают отдельным функциям. Это приводит к тому, что такие противоположности, как «сознательное» и «бессознательное», «сознание» и «тело», «приближение» и «избегание», «амбивалентность» и «конфликт» теряют свое значение, куда важнее становятся субъективные переживания личности в целом. То есть люди ведут себя так, как будто сознательная часть психики действует в одном направлении, тогда как бессознательная действует в другом. С точки зрения внешнего наблюдателя все частичные функции представляют собой функции, подчиненные целям и стилю жизни индивида.

    4. И сознательное, и бессознательное служат человеку для осуществления личных целей. Бессознательное для Адлера как является прилагательным, чем существительным, так он избегает материализации этого понятия. «Конфликт» определяется как «шаг вперед и шаг назад», вследствие чего субъект находится в точке «застывшего центра». Хотя он ощущает мучительные противоречия, неспособность к действию, но на самом деле эти антагонистические чувства, мысли и ценности создает он сам, потому что не готов двигаться в направлении решения своих проблем.

    5. Чтобы понять человека, необходимо понять его когнитивную организацию и стиль жизни. Последняя концепция связана с убеждением, что развитие личности начинается на ранних этапах жизни, что помогает человеку организовать опыт, а также позволяет понимать, предсказывать и контролировать собственные переживания. Убеждения – это выводы, полученные на основе восприятия. Именно они в последующем определяют предпочтительный способ восприятия. Соответственно, стиль жизни не является правильным или неправильным, нормальным или аномальным, а просто «очками», через которые человек видит свою жизнь. Поэтому главным средством для понимания личности является скорее субъективная, а не так называемая объективная оценка.

    6. Поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии как с непосредственными требованиями ситуации, так и с долгосрочными целями, присущими его стилю жизни. Стиль жизни остается относительно постоянным, но убеждения под влиянием психотерапии могут измениться. Хотя под психотерапией обычно понимают то, что происходит в пределах кабинета, более широкий взгляд на психотерапию может учитывать тот факт, что жизнь сама по себе может быть психотерапевтичной.

    7. Согласно концепции Адлера, человека определяют не наследственность и окружение. Люди идут к целям, которые сами выбрали, к целям, которые дадут им место в мире, обеспечат безопасность и сохранят самоуважение. Жизнь является динамичным стремлением. Жизнь человеческой души – это не «существование», а «становление».

    8. Центральное стремление человека описывалось по-разному: как завершенность, совершенство, превосходство, самореализация, самоактуализация, компетентность и власть. Важное значение при этом имеет то направление, которое принимает данное стремление. Если стремление направлено на величие личности, Адлер рассматривал его как социально бесполезное и, в крайних случаях, как проявление психических проблем. С другой стороны, если стремление направлено на преодоление жизненных проблем, то человек стремится к самореализации, к укреплению дружественности и превращению мира в лучшее место для жизни.

    9. На протяжении жизни человек сталкивается с альтернативами. Поскольку последователи Адлера не были детерминистами или не придавали детерминизму большого значения, они считали, что человек способен принимать творческие, избирательные и самостоятельные решения, а также выбирать те цели, которых он хочет добиться. Он может выбрать цели полезные, несущие вклад в общество, а может посвятить себя бесполезному занятию, может, как это делают невротики, заботиться о себе и о своем превосходстве, оберегая свое чувство личной значимости от угроз.

    10. Свобода выбора вводит в психологию понятия ценности и смысла. Но, пожалуй, самое важное значение для адлерианцев представляет термин «социальный интерес». Люди обладают способностью к сосуществованию и взаимодействию с другими. Даже при тяжелой психопатологии не происходит полного исчезновения социального интереса; даже психотик сохраняет некоторую общность с «нормальными» людьми.

    11. Чувства невротика проистекает из убеждения, что жизнь и люди враждебны, а он неполноценен. В результате он отстраняется от прямого решения проблем и пытается достичь личного превосходства при помощи средств, защищающих его самооценку: сверхкомпенсации, ношения маски, отказа, стремления браться только за те задачи, где исход обещает быть успешным.

    12. Так как последователей Адлера интересует скорее процесс, они уделяют мало внимания диагностической терминологии.

    13. Жизнь бросает нам вызов в виде жизненных задач. Адлер явно назвал три из них и упоминал и другие, не давая им специального названия (Dreikurs, Soltz, 1964). Первоначальными тремя задачами были задачи, связанные с обществом, работой и полом. Первую мы уже упоминали. Вторая: поскольку мы представлены двумя полами, то мы также должны как-то относиться к этому факту. Мы должны определить наши половые роли, частично на основе культурных определений и стереотипов, и приучить себя к общению с другим, а не «противоположным» полом. Не похожие на нас люди другого пола не представляют собой врагов. Они наши друзья, с которыми мы должны научиться работать вместе. И третья: поскольку ни одна личность не может претендовать на самодостаточность, мы взаимозависимы. Каждый из нас зависим от труда других людей. В свою очередь, они зависимы от нашего вклада. Таким образом, работа необходима для человеческого выживания. Готовый к сотрудничеству человек с готовностью принимает на себя эту роль и активно принимает участие в деятельности человечества.

    14. Поскольку жизнь постоянно создает проблемы, чтобы ее прожить, требуется мужество. Мужество не является некой способностью, которой кто-либо или обладает, или нет. Мужество не является и синонимом отваги, которую совершает герой, падающий на гранату, чтобы спасти своих соратников от смерти или ран. Мужество это готовность совершать рискованные действия, когда последствия или неизвестны, или могут оказаться неблагоприятными. Любой человек способен к мужественному поведению при условии, что он этого желает. Такая готовность зависит от многих переменных, внешних и внутренних, таких, как жизненные убеждения, степень социального интереса, оценка степени риска и ориентация человека на задачу или на престиж. Поскольку жизнь редко дает стопроцентные гарантии, вся жизнь требует риска. Если бы мы были совершенными, всемогущими, всеведущими, то потребовалось бы очень мало мужества, чтобы жить. Вопрос, на который каждый из нас должен ответить, состоит именно в том, есть ли у нас мужество жить, несмотря на знание о нашем несовершенстве.

    15. Жизнь не имеет изначально присущего смысла. Мы сами придаем смысл жизни, каждый из нас на свой собственный манер. Наше поведение определяется тем значением, которое мы приписываем жизни. Мы будем вести себя так, как если бы жизнь действительно соответствовала нашим ощущениям, и поэтому определенные ее значения будут иметь больший практический смысл, чем другие. Оптимист видит в жизни возможности и надежды, он использует свои шансы и не бывает обескуражен неудачей или неблагоприятным исходом. Он способен пережить неудачу, не чувствуя себя неудачником. Пессимист будет избегать любого риска, который несет жизнь. Он будет отказываться от попыток, а если все же на них решится, затем начнет саботировать свои собственные усилия и скорее всего лишь подтвердит свои пессимистические предчувствия, сложившиеся ранее.

    Личность. Психология Адлера является скорее психологией использования, чем психологией обладания. Это положение понижает значение вопросов «Как наследственность и окружающая среда формируют личность?» или «Насколько интеллект является наследственным и насколько он обязан окружающей среде?». Вместо этого функционалист – холистический адлерианец спросит: «Как личность использует наследственность и окружающую среду?».

    По Адлеру, семейная система устанавливает первичное социальное окружение растущего ребенка, чье положение сравнимо с положением иммигранта в чужой стране – неспособного понять язык и неспособного быть понятым. Несведущий в правилах и обычаях, он к своему ужасу обнаруживает, что до тех пор, пока он не выучит соответствующий язык и не научится соответственному поведению, он не сможет найти своего пути в этой стране. Родители, братья и сестры, ровесники, общественные институты и культура оказывают на него влияние, способствуют его социализации. Пока он не научится тому, что от него ожидается, он будет относительно беспомощным, некомпетентным и ущербным. Поэтому, наблюдая за своим окружением, он оценивает его и постепенно приходит к различным выводам относительно себя самого, своей ценности, своего окружения, чего оно от него требует и как он может приобрести «гражданство в новом мире». Путем наблюдений, исследований, путем проб и ошибок и получения обратной связи от окружения он изучает, что получает одобрение, а что – неодобрение, каким образом он может стать значимым. Ребенок не является пассивным приемником семейного влияния. Он активно и творчески занят изменением своего окружения, «воспитанием» своих братьев и сестер, «повышением» своих родителей. Он хочет принадлежать, быть частью, сказать свое значимое слово.

    В независимости от того, является ли эта потребность биологической или приобретенной, каждый ребенок ищет значимости. Ребенок создает когнитивную карту, стиль жизни, который призван помочь ему, «маленькому», справиться с «большим» миром. Стиль жизни включает в себя стремления, долгосрочные цели, «формулировки» тех личных и социальных условий, необходимых для «безопасности» личности. Мосак (Mosak, 1973) разделил убеждения стиля жизни на четыре группы:

    1. Я-концепция – те убеждения, которые есть у меня, относительно того, кто я такой;

    2. Я-идеал (Адлер создал этот неологизм в 1912 г.) – убеждения о том, каким мне следует быть или каким я обязан быть, чтобы занять свое место;

    3. «Картина мира» (Weltbild) – убеждения о том, что не является мной (мир, люди, природа и тому подобное), и о том, что мир требует от меня;

    4. Этические убеждения – персональный свод законов «правильно-неправильно».

    Когда существует несоответствие между Я и Я-идеалом («Я низенький; я должен быть высоким»), это порождает чувство неполноценности. К чувству неполноценности приводит также несоответствие между представлениями о себя и представлениями о картине мира: «Я слаб и беспомощен; жизнь опасна». Несоответствие между понятием о себе и этическими убеждениями («следует всегда говорить правду; я лгу») приводит к чувству неполноценности в моральной области. Таким образом, чувство вины представляет собой лишь один из видов чувства неполноценности.

    Используя такую «карту», человек облегчает свои действия на протяжении жизни. Она позволяет ему оценивать и понимать опыт. Она дает ему способность его предсказывать и контролировать.

    Хотя стиль жизни – инструмент, который позволяет справиться с опытом, в значительной степени он является бессознательным. Стиль жизни заключает в себе скорее когнитивную, а не поведенческую организацию. В качестве иллюстрации приведем установку «Мне нужно возбуждение», которое может привести к выбору профессии актера, автогонщика, исследователя или привести к «отыгрыванию в поведении». Такого рода убеждение может в дальнейшем породить как затруднения и проблемы, так и творческую деятельность или научные открытия.

    При одном и том же стиле жизни можно вести себя полезно или бесполезно. Вышеупомянутое различие позволяет адлерианцам проводить различие между психотерапией и консультированием. Первое, утверждают адлерианцы, имеет целью изменение стиля жизни; второе – изменение поведения при существующем стиле жизни.

    Любовь, подобно другим эмоциям, имеет когнитивные основы. Люди не являются «жертвами» эмоций или страстей. Они создают эмоции, чтобы помочь себе в достижении своих целей. Любовь представляет собой связующее чувство, которое мы создаем тогда, когда хотим сблизиться с людьми.

    Хотя жизненные цели любви, профессиональной и социальной деятельности требуют решения, существует возможность избегать некоторых решений или откладывать их, если можно это компенсировать в других областях.

    Согласно адлерианским представлениям, психотерапия представляет собой образовательный процесс, включающий в себя терапевта (или терапевтов) и клиента (клиентов), сотрудничающих друг с другом. Целью терапии является развитие социального интереса клиента. Для достижения этого терапия должна включать в себя изменение ложных социальных ценностей. Клиент проходит через переобучение – изменение своего стиля жизни и отношения к жизненным целям. При изучении «базовых ошибок» в своей когнитивной карте у него есть возможность решить, хочет ли он продолжать идти по старому пути или выбрать другие направления. «В любых обстоятельствах клиент должен иметь абсолютную свободу. Он может двинуться в сторону изменения или отказаться от него, это как ему заблагорассудится» (Adler, 1956). Он может сделать выбор между интересом к себе и социальным интересом. Данный образовательный процесс имеет следующие цели.

    1. Стимуляция социального интереса.

    2. Уменьшение чувства неполноценности и преодоление уныния, а также осознание и использование собственных ресурсов.

    3. Изменение стиля жизни личности, то есть восприятия и целей. Как уже было упомянуто, терапевтическая цель включает в себя трансформацию больших ошибок в маленькие (так же, как автомобили, одни люди нуждаются в «настройке», другим требуется «капитальный ремонт»).

    4. Изменение ошибочной мотивации, даже если она лежит в основе приемлемого поведения, или изменение ценностей.

    5. Помощь в осознании равенства среди своих коллег и товарищей (Dreikurs, 1971).

    6. Помощь в стремлении стать человеком, делающим свой вклад в общее дело.

    7. Если «ученик» достигает этих образовательных целей, он начинает принимать себя и других, к которым он принадлежит. Он начинает ожидать, что другие примут его так же, как он принял себя. Он почувствует, что «мотивационная сила» лежит внутри него, что он, хотя и в пределах существующих жизненных возможностей, но активно строит свою судьбу. Симптомы уйдут, и он будет чувствовать себя бодро, оптимистично, уверенно и мужественно.

    Процесс психотерапии по Адлеру состоит из четырех компонентов. Это:

    1. Отношения – создание и поддержание «хороших» отношений.

    2. Анализ – раскрытие динамики клиента, его стиля жизни, его целей, а также того, как они влияют на ход его жизни.

    3. Интерпретация полученных данных, в том числе сновидений, кульминацией которой является инсайт.

    4. Переориентация.

    Отношения. «Хорошие» терапевтические отношения – это дружественные отношения между равными. Оба участника терапии, терапевт и клиент, сидят лицом к другу, их стулья находятся на одном уровне. Многие адлерианцы предпочитают работать без стола, поскольку дистанцирование и отдаление порождают нежелательную психологическую атмосферу. Отказавшись от медицинской модели, последователи Адлера с неодобрением относятся к доктору, играющему роль всемогущего, всеведущего и таинственного существа, и пациенту, который тому подыгрывает. Терапия своей структурой говорит клиенту, что человек, творческое существо, играет роль в создании своих проблем, что всякий ответственен (не в смысле обвинения) за свои действия и что проблемы каждого основаны на неправильном восприятии, на неадекватном или неправильном обучении и в особенности – на ложных ценностях. Эти идеи позволяют клиенту принять ответственность за свое изменение. Тому, чему он не научился раньше, можно научиться сейчас. То, чему он научился «плохо», может исправить лучшим обучением. Ошибочные восприятие и ценности можно изменить и модифицировать. С самого начала лечения не одобряются попытки клиента оставаться пассивным; он берет на себя активную роль в своей терапии. И хотя он может выступать в роли ученика, он все же активный учащийся, ответственный за успех собственного обучения.

    Терапия требует сотрудничества, то есть согласования целей. Несовпадение целей может привести к тому, что терапия «не движется с места» – например, когда клиент отрицает, что ему нужна терапия, а терапевт чувствует, что она ему показана. Поэтому на первом (первых) интервью обязательно нужно исследовать изначальные цели и ожидания. Клиент может желать победить терапевта, подчинить его своим нуждам или сделать могущественным и ответственным. Терапевт стремится избежать этих ловушек. Клиент может захотеть облегчить свои симптомы, не меняя лежащие в их основе убеждения. Он может искать чуда. В любом случае, до того как начнется терапия, должно быть достигнуто согласие относительно целей, по крайней мере – временное.

    Принося свой стиль жизни в терапию, клиент ожидает от терапевта определенной реакции, которую, как он привык с детства, должны давать люди. Он может почувствовать себя непонятым, думать, что его лечат не тем или что его не любят. У него также может появиться чувство, что терапевт плохо относится к нему и будет его эксплуатировать. Часто клиент бессознательно создает ситуации, провоцирующие терапевта на подобное поведение. Поэтому терапевт должен быть внимательным к тому, что адлерианцы называют «знаками», и к тому, что Эрик Берн (Берн, 1998) называет «играми», и не подтверждать ожидания клиента.

    Анализ. Исследование динамики разделено на две части. Прежде всего, терапевт стремится понять стиль жизни клиента. Кроме этого, он хочет понять то влияние, которое этот стиль жизни оказывает на реализацию жизненных целей. Не все страдания проистекают из стиля жизни. У многих клиентов с адекватными стилями жизни проблемы или симптомы возникают вследствие попадания в непереносимые или чрезвычайные ситуации, из которых они не могут выпутаться собственными силами.

    Исследование стиля жизни. Одной из формальных диагностических процедур является исследование семейной констелляции клиента, чтобы выяснить условия, в которых сформировались убеждения, ставшие основой его стиля жизни. Тем самым мы получаем информацию о положении ребенка в семье, о том, какой путь он прошел, добиваясь своего места в семье, в школе и среди сверстников. Вторая часть диагностики состоит из интерпретации ранних воспоминаний клиента. Ранние воспоминания относятся к периоду, когда память еще не стала непрерывной, и поэтому могут быть неточными или даже полной выдумкой. Они скорее представляют единичные события («Я помню, однажды…»), а не группу событий («Мы обычно…»). Воспоминания трактуются как проективная техника. Понять ранние воспоминания – значит понять «историю жизни» клиента, поскольку люди избирательно вспоминают события прошлого, соответствующие стилю жизни.

    Исследование ранних воспоминаний, история жизни клиента дают возможность установить происхождение «базисных ошибок» клиента. Стиль жизни – это что-то вроде личной мифологии. Личность будет вести себя так, как если бы мифы были правдой, потому что для нее они таковы. Когда греки верили, что Зевс живет на Олимпе, они относились к этому как к истине и вели себя так, как если бы это было правдой, а сегодня мы относим это верование к области мифологии. Хотя существование Зевса не является истиной, но существование Олимпа – это факт. Таким образом, в мифах присутствуют «истины», или «частичные истины» и есть мифы, которые мы путаем с истиной. Последнее является базисной ошибкой.

    Базисные ошибки могут быть классифицированы следующим образом:

    1. Сверхобобщения: «Люди враждебны»; «Жизнь опасна»;

    2. Ложные или недостижимые цели «безопасности»: «Один неверный шаг и ты – покойник»; «Я должен быть приятным для всех»;

    3. Ложное восприятие жизни и ее требований: «Жизнь никогда не даст мне никакой передышки»; «Жизнь так тяжела»;

    4. Преуменьшение или отрицание своих достоинств: «Я глуп»; «Я недостойный»; «Я – всего лишь домашняя хозяйка»;

    5. Ложные ценности: «Быть первым, даже если тебе придется карабкаться по головам других».

    Кроме того, терапевта также интересует, как клиент воспринимает свои достоинства.

    Сновидения. В отличие от Фрейда, для которого сновидение было попыткой решения старой проблемы, Адлер воспринимал сновидения как деятельность, направленную на решение проблем в будущем. Сновидение воспринимается адлерианцами как некая предварительная репетиция возможных действий. Если мы хотим отложить действие, мы забываем сон. Если мы хотим отговорить себя от некоторых действий, мы пугаем себя ночными кошмарами. Интерпретация сновидения не ограничивается анализом его содержания, а должна включать в себя целевую функцию. Сновидения играют важную роль в лечении, они выносят проблему на поверхность и указывают направление действий клиента.

    Переориентация. Переориентация клиента в любой терапии начинается с предварительного, мягкого или энергичного, объяснения, что изменение необходимо в его же интересах. Нынешний образ жизни клиента обеспечивает ему «безопасность», но не счастье. Поскольку ни терапия, ни жизнь не предоставляют гарантий, не хотел бы он рискнуть частью своей «безопасности» ради большего счастья, самореализации или ради какой бы то ни было цели, которая должна у него быть? Эта дилемма решается нелегко.

    Инсайт. Аналитические психотерапевты часто придают главное значение инсайту, основываясь на предположении, что «базисные изменения» не могут произойти без него. Убеждение, что инсайт должен предшествовать изменению поведения, часто приводит к длительному лечению, поощряет тенденцию некоторых клиентов становиться «болеть еще сильнее», лишь бы избежать или отложить изменения, и увеличивает их поглощенность собой, но не самопознание. Тем самым клиент освобождает себя от ответственности за свою жизнь до тех пор, пока он не достигнет инсайта.

    Интерпретация. Терапевт-адлерианец содействует инсайту главным образом при помощи интерпретации. Он интерпретирует сновидения, фантазии, поведение, симптомы, транзакции клиента с терапевтом и другими людьми. В интерпретации он делает акцент на цели, а не на причине, на действии, а не на описании, на использовании, а не на обладании. Интерпретации – это зеркало, которое терапевт держит перед клиентом, чтобы тот мог видеть, как он справляется с жизнью.

    Терапевт связывает прошлое с настоящим только для того, чтобы показать преемственность стиля жизни, а не для демонстрации причинной связи. Он может использовать юмор, рассказывать басни, анекдоты и истории из жизни. Иногда эффективным средством может оказаться ирония, но с ней нужно обращаться осторожно. Он может «плюнуть в суп клиента» – сделать оскорбительное замечание, которое делает намерения клиента настолько неприглядными, что клиент больше не сможет невинно и чистой совестью вести себя так, как раньше. Терапевт может предложить интерпретацию прямо или в форме: «Может быть, это так?» или предложить клиенту самому проинтерпретировать полученные данные. Хотя своевременность, точная дозировка, а также точность интерпретации – это технические аспекты, они не слишком важны для терапевта-адлерианца, потому что он не считает клиента хрупким.

    Другие вербальные техники. Советы часто осуждаются терапевтами. На практике терапевт может просто обрисовать альтернативы и затем позволить клиенту принять свое собственное решение. Такое приглашение скорее укрепляет веру в себя, чем в терапевта. С другой стороны, терапевт может дать и прямой совет, стремясь тем самым поощрить самостоятельность клиента и его желание прочно стоять на своих ногах.

    В психотерапевтическом процессе в русле индивидуальной психологии можно выделить три основные линии:

    ? выявление травматического опыта, явившегося отправной точкой развития невроза;

    ? исследование фиктивной цели и ошибочных апперцептивных схем, анализ аранжировок конечной цели;

    ? развитие социального интереса.

    Методы, основанные на научении, сближают психотерапию Адлера с поведенческой психотерапией.

     

    Техники терапии

     

     


    

    infopedia.su