Работа психолога с педагогами в школе – Работа психолога с педагогами | Социальная сеть работников образования

Работа психолога с педагогами | Социальная сеть работников образования

Психологические игры для педагогов

Цели психологических игр — сугубо психотерапевтические: игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность, развивают внутренние психические силы. Игровые упражнения помогают учителю ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим учителем, педагог может выполнять упражнения в перерывах между уроками (в своем кабинете или учительской), на уроках, когда школьники работают самостоятельно, по дороге на работу или домой. Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

Игры-релаксации

За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и учитель, выполняя в школе и после работы специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику.

Упражнение 1. “Внутренний луч”

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность…….

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, в классе, в транспорте).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

Упражнение 2. “Пресс”

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что, мы видим так часто: “сбрасывается” отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение 3. “Дерево”

Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверх-концентрацией человека на своих переживаниях.

Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: “снял” центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, “выбросить” отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека, мысленным включением в другую ситуацию. Используется педагогическая рефлексия, учитель старается посмотреть на себя “со стороны”, проанализировать ситуацию глазами внешнего наблюдателя, применить “психическое зеркало”. Коммуникативная децентрация осуществляется в диалоге с переменой коммуникативных позиций. Упражнение выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравиться, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью.

Упражнение 4. “Книга”

Упражнение также вырабатывает внутренние средства ролевой децентрации и выполняется индивидуально (на уроке, в учительской). Представьте себя книгой, лежащей на столе (либо любым предметом, находящимся в данный момент в поле зрения). Сконструируйте в сознании внутреннее “самочувствие” книги — ее покой, положение на столе, защищающую от внешних воздействий обложку, сложенные страницы. Кроме этого, важно увидеть “глазами книги” окружающую комнату и внешне расположенные предметы: карандаши, ручки, бумагу, тетради, стул, книжный шкаф, стены, окно, потолок и т.п. Выполняйте упражнение 3-4 минуты. Вы почувствуете, как спадает внутреннее напряжение, и вы перейдете в “мир иных измерений”, можно сказать, в видимый “параллельный мир” с реальным существованием предметов по своим законам. Восприятие “иных миров” и внутреннее “включение” в один из них дает учителю возможность понимать множественность, многогранность любой жизненной и профессиональной ситуации, временно “выключаться” из собственных травмирующих обстоятельств и относиться к ним как к относительно реальным, одним из многих разных форм жизни.

Таким же образом можно организовать психологическое “путешествие” внутрь висящей на стене картины или фотографии, проиграть вымышленный сюжет ситуации.

Упражнение 5. “Мария Ивановна”

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.

Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

Упражнение 6. “Голова”

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей — на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы

чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 7. “Руки”

У вас последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, — вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну — две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь, открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

Упражнение 8. “Настроение”

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется на ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведет. После всех этих разговоров мать подростка вдруг заявила, что “воспитывать должны в школе”, что у нее на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

А теперь идите на урок! Вы хорошо отдохнули!

Упражнение 9. “Пословицы”

Предлагается упражнение, хорошо “снимающее” внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: “Русские пословицы”, “Мысли великих людей” или “Афоризмы” (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

Упражнение 10. “Воспоминания”

Одним из широко распространенных профессиональных недостатков учителя — его… взрослость. Парадоксально, но — это так. Учитель подходит к ребенку из непонятного, все-таки чуждого ему “мира взрослых”, в котором на каждом шагу — огорчения, правила, нормы. Представитель “мира взрослых”, учитель “отодвинут” от ребенка, непонятен ему, вызывает в нем либо подавленность, либо агрессию, бунт, желание нарушить дисциплину.

Разумеется, ведущая роль учителя в учебно-воспитательном процессе необходима, а отчуждение и противостояние, которые она вызывает у ребенка, могут быть существенно смягчены. Почаще вспоминайте о своем детстве, своих впечатлениях, переживаниях. Психологически вы приблизитесь к своим ученикам, будете лучше их понимать, при этом сохраняя и свой авторитет, и свою роль ведущего.

Расспросите своих родителей о том, каким вы были в детстве, что они помнят о ваших проделках, о вызовах учителя, когда вы нарушали дисциплину. Попробуйте живо представить себя ребенком, заново пережить свои детские впечатления. Главное, вспомните, какие внутренние мотивы заставили вас тогда совершить тот или иной поступок.

Например, вы вместе с классом прогуляли урок. Это ведь был геройский поступок! Вы впервые в жизни проявили самостоятельность. А как вы презирали тех, кто не поддержал общий “почин” и пришел на урок! С каким страхом и одновременно удовольствием вы “вкусили запретный плод”!

Еще воспоминание. Ваш класс был дежурным по школе, и вы опоздали на урок. Учительница потребовала дневник, чтобы записать замечание. Вы оценили ее требование как несправедливое (“Я же дежурил!”) и сказали, что забыли дневник дома. В ответ разгневанная учительница приказала покинуть класс. Вспомните свои переживания, когда вы вышли в пустой коридор и прислушивались к голосам из своего и других классов. Какое чувство вы испытали? Одиночество? Обиду? Такие воспоминания помогут вам почувствовать внутреннее состояние учеников, понять мотивы их поступков. Вы станете добрее, мягче, вам несложно будет откровенно разговаривать с ребятами. Через некоторое время вы заметите, что нарушения дисциплины в вашем классе становятся все реже и реже. В чем причина? Дело в том, что дети откликнулись на ваше предложение к взаимодействию: ваше желание понять и почувствовать их состояния вызывает с их стороны такие же чувства. У них пропадают стремление к бунту, противостоянию, демонстрации “во что бы то ни стало” своей независимости. Они почувствовали себя вместе с вами.

Упражнение 11. “Я — ребенок”

Многие опытные педагоги играют в игру “Я — ребенок”. Вот, например, как описывает свое состояние: “Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т.е. вызываю в себе то ощущение детской легкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя “все взрослое”, а главным образом, то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное — продумывание первых слов, так сказать, формулы обращения”.

Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться “на равных” с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе.

Упражнение 12. “Открытость”

Одно из условий успеха в педагогической деятельности — умение учителя правильно общаться, вступать во взаимодействие в ходе диалога, общения с классом (полилога). Часто поглощенный тем, чтобы правильно сформировать вопросы, учитель не следит за своим состоянием, своим поведением. Но известно, что даже самые правильные положения не будут восприняты или вызовут отрицательные эмоции, если дети почувствуют ваши высокомерие, холодность, пренебрежение, отчуждение. Ребята могут даже протестовать против ваших требований, демонстративно пренебрегать ими. Не удивляйтесь, вы не были открыты к диалогу. Вот несколько простых упражнений.

Перед вами — собеседник (ученик, коллега по работе, член семьи). Сделайте свое лицо доброжелательным, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете. “Распахните” свою душу перед человеком, с которым вы общаетесь, старайтесь психологи-чески близко подойти к нему.

Упражнение 13. “Ритм”

Выполнять его необходимо в паре с другим учителем или дома, с одним из близких вам людей.

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один — ведущий, второй — “зеркало”. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль “зеркала” пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний “ритм” другого человека и как можно полнее отразить его. При этом думайте о том, что каждый человек (ваш ученик, коллега по работе, член вашей семьи) — индивидуальность, обладающая уникальным психологическим “ритмом”, и, чтобы правильно понять человека, надо прежде всего почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

Упражнение 14. “Резервуар”

В беседе с учеником, учителем, родителем трудного ребенка или дома в разговоре со своим ребенком почувствуйте себя “пустой формой”, резервуаром, в которые ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния “резервуара”: вы — форма, вы не реагируете на внешнее воздействие, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте все свои личные оценки, как бы нет реальности, есть только пустая форма. Трудно? Потренируйтесь, перед началом беседы 2-3 раза и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние “резервуара”, вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Это поможет вам лучше понять его.

Адаптационные игры

Каждый учитель может вспомнить сложный период в своей работе, связанный с профессиональной адаптацией в школе. Молодые учителя, пришедшие из педагогических вузов, привыкают к школе от 6 месяцев до 3 лет. Они привыкают к постоянному шуму на переменах, к интенсивным коммуникативным взаимодействиям. Но труднее всего им выработать в себе умение в течение 45 минут на уроке держать дисциплину в классе. Многие учителя жалуются на ощущение слабости и истощенности после уроков, на сложности в выработке готовности держать класс под контролем.

Нам приходилось наблюдать различные ситуации, в которые попадают молодые учителя.

Мы видели, как учительница металась по классу, как челнок. Там, где она стояла, дети затихали, но в это время начинали громко разговаривать в другом углу. Нетрудно представить, как устала эта учительница к концу урока.

Как облегчить и в то же время активизировать процесс профессиональной адаптации молодого учителя в школе? Прежде всего, надо помнить, что хорошим руководителем становится только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой. Развивая эти качества, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период. Предлагаем несколько упражнений для развития внутренних средств саморегуляции.

Упражнение 1. “Фокусировка”

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала урока. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде “Тело!” сосредоточьтесь на своем теле, по команде “Рука!” — на правой руке, “Кисть!” — на кисти правой руки, “Палец!” — на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” — на кончике указательного пальца правой руки. Команды подавайте самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм).

Упражнение 2. “Дыхание”

Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Упражнение 3. “Психоэнергетический зонтик”

Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и, объясняя материал, старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный “зонтик”, плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверено, крепко и стабильно держать ручку этого “зонтика” на протяжении всего урока.

Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе.

Упражнение 4. “Распределение внимания”

Важно также научиться распределять свое внимание в классе.

Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и “краем глаза” смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через, сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете выполнять упражнение, с каждым разом вы будете все лучше распределять свое внимание.

Психологи:  Лемешинская М.Г., Смагулова А.С.

nsportal.ru

Система работы школьного психолога с педагогами

Система работы школьного психолога c педагогическим коллективом

Количество педагогов-психологов в общеобразовательной организации — 1

Количество должностей педагога-психолога, предусмотренное в штатном расписании – 1

Количество педагогов-психологов, работающих по совместительству – 0

Взаимодействие психолога с администрацией школы

Взаимоотношения педагога — психолога и администрации общеобразовательного учреждения строятся по различным направлениям:

  • Администрацией школы оказывается материально-техническая поддержка психологической деятельности: предоставлен кабинет, персональный компьютер, имеется возможность размножения материала и покупки методических пособий.

  • Директор и завучи принимают участие в обсуждении годового плана педагога-психолога, т.к. он является частью годового плана школы. В процессе согласования и утверждения плана обсуждаются действия как самого психолога, так и администрации по управленческой поддержке работы психолога. 

    Директор заверяет своей подписью и печатью годовой план психолога, его должностные обязанности.

  • Активно взаимодействует психолог с заместителем по воспитательной работе по вопросам психологического сопровождения тех или иных воспитательных мероприятий, работе с детьми «группы риска», подготовке и проведению психолого-педагогических консилиумов, круглых столов, семинаров, родительских собраний.

  • Осуществляется общая координация по взаимодействию всех участников образовательного процесса для обеспечения системного подхода к развитию с учетом задач каждого возрастного этапа, профилактика конфликтов в педколлективе.

  • Во взаимодействии с администрацией школьный психолог выполняет консультативную функцию: администрация приглашает психолога принять участие в разрешении конфликтных ситуаций в качестве посредника или в обсуждении сложных педагогических ситуаций в качестве независимого эксперта.

Взаимодействие психолога с учителями

Работа с педагогическим коллективом является связующим звеном между учащимся и психологом. Психолог оказывает содействие в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, дает рекомендации по работе с трудными подростками. Можно обозначить следующие направления сотрудничества школьного психолога с педагогами: 
• Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы. 
• Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов. 
• Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. 
• Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития. Консультирование в этом направлении организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который предлагает учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.

• Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации. 
• Психотерапевтическая работа с педагогами.

Взаимодействие психолога с классными руководителями

Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и учениками. Помощь психолога классному руководителю в целом идет по следующим направлениям:

  • психологическая диагностика;

  • коррекционная работа с классом и с отдельными учащимися;

  • психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;

  • психологическое просвещение классных руководителей;

  • консультативная помощь классному руководителю.

Классный руководитель и школьный психолог обмениваются информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ученике. Обязательное правило здесь -конфиденциальность. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение ученика к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного школьника и класса в целом. Психолог всегда информирует классного руководителя о том, что проводится в его классе. Всю работа согласовывается с ним, чтобы у учеников не было перегрузки. Такое сотрудничество психолога и классного руководителя помогает учащимся продвигаться в своём развитии. Дети не испытывают затруднений в общении с психологом, не боятся прихода психолога в класс, а классный руководитель понимает, что диагностика – лишь вспомогательное средство в руках психолога, вся деятельность психолога в классном коллективе начинается после диагностики.

Подведением итогов диагностического исследования в классе часто становится психолого-педагогический консилиум. Собранная школьным психологом для учителя информация включает рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение учеников или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс осуществляется с помощью тематических классных часов, индивидуальных или тематических консультаций, тренингов общения, родительских собраний.

Коррекционная работа педагога-психолога следует за диагностикой. Классный руководитель принимает участие в составлении расписания индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятий, которые проводит психолог.

Почти в каждом классе есть хотя бы один проблемный ученик. Он и проблемы, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к школьному психологу по поводу поведения, развития или обучения «трудного» ребенка в моменты, когда возникли проблемы с учениками или с родителями.

Сотрудничество психолога и классного руководителя строится не только в связи с работой с классом и родителями. Психолог проводит работу с самими учителями, что также является частью функционала психолога. Просвещение классных руководителей осуществляется на секциях классных руководителей и на тематических педсоветах. Эта работа проводится вместе со школьной администрацией.

Важное направление совместной работы школьного психолога и классного руководителя — консультирование. Его темы: особенности развития учеников, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Также консультации бывают посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на ученика и на класс в целом. В каждой учебной четверти и в конце учебного года классный руководитель и школьный психолог имеют возможность обсудить проблемы и успехи отдельных учащихся и всего класса, наметить пути устранения возникающих проблем, выработать стратегию сопровождения и помощи участникам образовательного процесса.

infourok.ru

План работы педагога-психолога с педагогами

«Утверждаю»

и.о.директор Фумановской СШ

___________ Султанбеков О.А.

«___»_______________2016г.

План работы педагога-психолога с педагогами

на 2016-2017 учебный год.

Цель: содействие личностному развитию педагогов, построению гармоничных отношений с учащимися и родителями

Задачи:
1. Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся.
2. Организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
3. Профилактика профессионального выгорания.

Виды деятельности и их краткая характеристика:

1. Психологическая диагностика дает информацию педагогам о своих индивидуально-психологических особенностям, помогает администрации создать оптимальные условия для работы.

2. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников, решением конфликтных ситуации. Организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики, коррекционной, развивающей работы. Носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения.


3. Психологическая профилактика и просвещение педагогов.
Организуется по запросу педагогов, администрации, либо носит систематический, плановый характер. Проводится преимущественно в форме выступления на педагогических советах, заседаниях методических объединений, психолого-педагогических семинарах.

4. Развивающая работа направлена на решение личных проблем, профилактику профессионального выгорания.

Направление

Средства и методы

 Срок исполне

ния

ДИАГНОСТИКА

Составление психологического портрета учителя по геометрическим фигурам

Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер.

Изучение личности педагогов

Ноябрь

Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми

Тест на определение уровеня готовности взаимопонимания с детьми.

Ноябрь

Психологический портрет учителя

Методика «Психологический портрет учителя»

Январь

Социально-психологический климат

Тест

Февраль

Эмоциональное состояние 

Тест

Март

Диагностика по запросу педагогов

Диагностический материал по содержанию запроса

в течение года

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей

Беседа, рекомендации; повышение уровня психологической компетенции учителей.

в течение года

 Консультирование педагогов

 по результатам психологической диагностики

Беседа, рекомендации

в течение года

Организация индивидуальных и групповых консультаций по вопросам профессиональных склонностей учащихся 

Анализ информации, полученной в течении года

в течение года

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОПРОСВЕЩЕНИЕ

Повышение уровня психологической компетентности

Размещение информации на стенде в учительской

в течение года

Повышение компетентности в вопросах возрастных особенностей, условиях развития, построения диалога с родителями 

Участие с в совещаниях, психолого-педагогических семинарах.

в течение года

Психологическая готовность учащихся к итоговой аттестации, экзаменам

Психологические приемы, рекомендации

в течение года

«Как достичь дисциплины и порядка на уроке?»

Оформление буклета

март

Снятие психо-эмоционального напряжения – по запросу

Аутотренинг, психотехнические упражнения, психологические настрои, установки

в течение года

РА3ВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Повышение и сохранение психологического здоровья педагогов. Раскрытие новых личностных ресурсов, решение личных проблем, профилактику профессионального выгорания.
 

Психологический час: «Я — Учитель»

в течение года

Педагог-психолог: _________________Маржина С.Р.

infourok.ru

Работа с педагогами — Сайт педагога-психолога «ПСИХОЛОГиЯ» Соловьевой Л.А.

           Сегодня в связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них может сопровождаться состоянием психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

         Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Он очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать. Поэтому проблема эмоционального выгорания педагогов ДОУ, снятие эмоционального напряжения  в условиях введения ФГОС дошкольного образования является востребованной и требует оказания своевременной психологической профилактики.

         В нашем ДОУ эффективной формой профилактики эмоционального напряжения педагогов мной был выбран психологический тренинг, который позволяет:

— познакомить педагогов с приемами саморегуляции (дыхательная гимнастика, овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визуализации, концентрации) ;

— развить навыки  управления стрессом, навыки позитивного мышления.

— снять  психофизическое напряжение,  повысить стрессоустойчивость педагогов,

 -повысить сплоченность коллектива.

Предлагаю вашему вниманию тренинги,

составленные мною и проведенные с воспитателями  ДОУ.

lutiks.jimdo.com

Статья «Работа педагога- психолога с педагогическим коллективом школы»

Работа педагога — психолога с педагогическим коллективом школы

Сулимова Наталья Сергеевна, педагог- психолог

ГУ «Средняя школа № 33 Целиноградского района»

Акмолинская область

Современное состояние общества, перемены, происходящие у нас в стране и в мире в целом, предъявляют новые требования к человеку. Поэтому все более увеличивается значимость проблематики субъекта, способного воздействовать на изменяющуюся социальную ситуацию, правильно оценивать и прогнозировать ход ее развития. В связи с этим по-новому ставится проблема качества профессиональной деятельности педагога- психолога в школе

Современной школе необходимы новые учителя, которые глубоко владеют психолого-педагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в различных областях деятельности, способны помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Особое внимание уделяется необходимости привлекать в школу психологов, имеющих базовое образование, которые смогут раскрыться перед детьми не только в роли людей, имеющих богатый профессиональный опыт, но, получив психолого-педагогическую подготовку, постепенно освоить специфику педагогического труда.

В системе координат, определяющих становление педагога-профессионала, важную функцию выполняет проблема формирования его личного опыта. Благодаря опыту, полученному в реальных жизненных ситуациях, педагог — психолог  перестраивает и обогащает мотивационно-ценностное отношение к приобретаемым знаниям и социально-профессиональным ролям. Расширение границ индивидуального опыта приводит в движение рефлексивные процессы, профессионально-личностное развитие и саморазвитие педагогов школы.

В школе в настоящее время все больше обостряются психологические проблемы. Наряду с осложнением учебных проблем школа все чаще сталкивается с личностно-социальными проблемами. Особое место среди них занимают зависимости, агрессия, проблемы психического здоровья, торможение развития учащихся, умение работать с детьми и т.п. В связи с этим необходима система психологического обеспечения сопровождения работы педагогического коллектива школы, направленная на профилактику и разрешение возникающих психологических проблем.

Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у каждого педагога, раскрытие его задатков, способностей, интересов и склонностей Министерство образования РК провело ряд съездов, коллегий, конференций, семинаров, круглых столов, в которых участвовали практические психологи системы образования, ученые академических заведений. Итогом этих обсуждений явился пакет документов, в которых отмечается необходимость интенсивного внедрения психологических знаний во все структуры системы образования. В свете этого появилась необходимость и возможность дальнейших теоретических разработок путей и средств психологического обеспечения педагогического процесса в школе.

В настоящее время уже вышло много работ по изучению, анализу и обобщению путей становления психологической службы (А. Г. Асмолов, М. Р, Битянова, Л.А.Головей, И.В.Дубровина, У.В.Кала, А,Д.Карнышев, Н.В.Морозова, А.А.Крылов, В.В.Раудик, А. А. Реан, Н.А.Розе, Е.И.Рогов , Г. С. Сухобская , Е.М. Дубовская , 0.А.Тихомандрицкая и др(1). В этих работах в определенной степени обобщен как российский, так и зарубежный опыт по основным направлениям развития психологической службы. Однако по настоящее время нет общепринятой модели работы педагога- психолога с педагогическим коллективом. Достижения в психологической науке стимулируют пересмотр и расширение сфер деятельности психологической службы и ее методов, технологий. В связи с этим требуется на современном этапе создать модель психологического обеспечения, базирующуюся на современных достижениях психологии, синергетики и других науках.

Во многих странах ежегодно происходит уточнение и расширение направлений деятельности психологической службы. В США с учетом новых данных о психических закономерностях развития человека и с появлением новых педагогических и психологических технологий уточняется сфера деятельности каунслера (советника) и психолога в школе. В Бельгии, как и в других странах, каждый год идет конкретизация, коррекция сфер деятельности психологов, социальных педагогов, медицинских работников, специальных педагогов в индивидуальном сопровождении, которое осуществляют Психолого-Медико-Социальные (ПМС) центры(2) Подобная работа проводится и в других странах. В связи с этим встает задача проанализировать опыт и уточнить направления становления психологической службы в данном направлении.

Современная сельская школа, в частности наша, ГУ Калачевская средняя школа отдела образования Есильского района Акмолинской области, использует психологическую службу для повышения профессиональной компетентности педагогов . Наше исследование имеет целью формирование профессиональной компетентности педагога через систему работы психологической службы.

Задачи , которые мы ставим перед собой следующие:

-изучить уровень профессиональной компетентности педагогов, их потребности, проблемы, интерес.

-совершенствовать уровень психолого- педагогических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных и личностных ориентаций.

-информировать педагогов о достижениях психологической науки и практики посредством нормативных документов и программно- методического обеспечения

-создать условия для непрерывного развития и самореализации профессиональной компетентности педагогов.

В нашем коллективе три группы педагогов:

-творчески работающие, мастера своего дела

-испытывающие затруднения

-молодые специалисты

Предлагаем свое видение решения данного вопроса, состоящее из следующих этапов:

— диагностико – аналитический

— этап создания условий профессионального роста

-результативностный

Первый этап включает следующие направления деятельности:

— педагогическая диагностика

— создание диагностической карты педагогического мастерства

— перспективное планирование повышения квалификации педагогов через курсовую переподготовку

В разных работах психологов описаны различные личностные структуры, а следовательно диагностические приемы и методы (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.Е.Личко,В.Н.Мясищев А.А.Реан и др.). Сделана попытка описать модели саморазвивающейся личности (А.Маслоу, А.В.Петровский, К.Роджерс, Д.Снигг и А.Комбс,В. А.Ядов и др(3). Новейшие исследования в психологии, постоянные изменения в обществе требуют уточнения базовых личностных структур, которые должны соответствовать современным требованиям государства, общества и самого человека.

Как уже упоминалось выше, нами составляется диагностическая карта психолого-педагогического мастерства (таблица1)

Таблица 1

Ф.И.О.

педагога

Стаж работы

образование

Курсовая переподготовка

Заявленная проблема

Каждый из показателей носит не формальный, но действенный характер. В зависимости от проблемы, подбираем направление коррекционной работы и определяем траекторию развития (таблица2)

Таблица 2

Фамилия педагога

Виды практической деятельности в школе

Районные, городские, областные мероприятия

курсы

Тема самообразования

К видам практической деятельности относим:

-педагогические советы, выступления психолога, педагогов

-семинары(всех видов)

— консультации

-практические психологические упражнения

-взаимопосещения

-день открытых дверей

-конкурсы

Районные, городские, областные мероприятия всегда с удовольствием посещаются нашими педагогами, активизируя их деятельность в практической направленности. Для полноты исследования проводится анализ результатов деятельности по следующей форме (таблица3):

Таблица 3

Ф.и.о. педагога

Форма анализа

Форма анализа представлена следующими направлениями:

-самообразование

-педсовет

-собеседование

-самоанализ

-аттестация

-доверие

-оперативный контроль

-эпизодический контроль

Следует отметить, что для любого вида деятельности, особенно важны факторы и условия профессионального роста. Так, в совместной работе педагога- психолога и педагогического коллектива необходимо:

1.Создание максимально возможного информационного, психологического, дидактического, технологического обеспечения повышения профессиональной компетенции

2.Разработка системы психологической поддержки в соответствии с заявленными проблемами (4)

В заключении хочется отметить, что работа с педагогическим коллективом требует очень серьезного отношения. Очень тяжело одновременно являться членом какого-либо коллектива и работать с ним. Поэтому некоторые, особенно начинающие психологи, принимающиеся по заказу администрации за «работу с коллективом», иногда через некоторое время с удивлением обнаруживают, что находятся в социальном вакууме из-за слишком рьяного «перевоспитания». Для того, чтобы этого не произошло, обратите внимание на создание соответствующей деловой, личностной, но, главное, гуманной и доброжелательной атмосферы в коллективе.

Список литературы:

  1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999

  2. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко. – М., 1997

  3. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2001.

  4. Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2004.

infourok.ru

Доклад на тему «Работа психолога с педагогическим коллективом»

«Работа психолога с педагогическим коллективом »

Сегодня мы поговорим о работе школьного психолога — фигуры для многих странной и непонятной. Далеко не каждый учитель и даже руководитель может ясно сказать, что же он должен делать и чего от него ждать.

Министерством образования проводилось анкетирование среди учителей и воспитателей нескольких учебных заведений. Иметь в школе своего специалиста по психологии желают все, но примерно треть из тех, кто имел опыт взаимодействия с ним, остались недовольны результатами общения. В чем же причина взаимного непонимания, а подчас и разочарования? Что с этим делать?

Слайд 2. Среди многих педагогов бытует неправильное представление о роли психолога в образовательном процессе. Им представляется, что он сам, как по мановению волшебной палочки, в одночасье должен сделать из двоечника успевающего, превратить задиру и хулигана в тихого и послушного мальчика, повысить учебную мотивацию и т.д. Со своей стороны, каждый школьный психолог знает, что труднее всего работать с учителями. Мешает их нетерпимость к критике в свой адрес, завышенная и одновременно заниженная самооценка, несклонность к изменениям, уязвимость, закрытость. Поэтому так важно для психолога завоевать учителей, сначала чисто эмоционально расположить их к себе, а затем донести до педагогов, в чем именно и как он может быть им полезен.

Слайд 3. Особенно благоприятен для взаимодействия этап диагностики, с которого и начинают, как правило, свою деятельность в школе многие психологи. Учителя искренне удивляются, как это за короткое время можно столько узнать о ребенке, выявить причины того или иного поведения, с удовольствием находят ответы на волнующие вопросы. Так, вдруг педагогу становится ясно, почему ребенок учится хуже, плохо запоминает, отвлекается. Такая информация обычно удовлетворяет учителя. Раньше он мог относить промахи ученика на свой счет, а теперь понимает истинную причину такого поведения.

Но рано или поздно удовлетворение сменяется вопросом: «А что с этим делать?» И вот тут-то и возникают сложности. Учитель ждет, что психолог скажет ему нечто такое, что, например, облегчит его работу с так называемыми «трудными», а еще лучше — сам решит все проблемы.

Слайд 4. Но психологу без взаимодействия с учителем не добиться успеха. Во-первых, он может заниматься с ребенком один-два раза в неделю и наедине, тогда как учитель общается с ним ежедневно и в коллективе сверстников. Во-вторых, учитель — более значимая фигура, чем психолог, и слово, сказанное им, да еще при одноклассниках, имеет гораздо больший вес. В-третьих, общение учителя и ученика происходит в процессе учебной деятельности, которая тоже имеет большое значение. Так что все усилия психолога, например, стремление повысить самооценку ребенка, могут быть сведены на нет одним только замечанием учителя.

К тому же учет индивидуальных особенностей школьника при построении урока требует сил и профессиональной компетентности, и усилия учителя должны найти поддержку администрации — моральную, материальную, организационную, скажем, составлением удобного расписания. Но подобную поддержку педагоги получают редко, и в таких условиях лишь немногие решатся последовать советам психолога. Более того, зная причины отклонений учащихся в учебе или поведении, представляя, что надо делать, чтобы их устранить, но не имея для этого ни условий, ни стимулов, они начинают испытывать дополнительную неудовлетворенность своей работой.

Слайд 5. Личностные проблемы

Но даже если в школе созданы условия для овладения новыми педагогическими технологиями, существуют трудности иного рода — личностные проблемы учителей. Например, учитель — авторитарная женщина, говорит громким голосом, предпочитает замечания поощрениям, а ученица — ранимая девочка, которая повышенный тон учителя воспринимает как наказание, теряется, отказываясь выполнять задание. Она не успевает по данному предмету, хотя интеллектуально развита. Как тут быть? Захочет ли учитель (особенно с солидным педагогическим стажем) менять свое поведение? Скорее всего, не захочет, заявив, что не может подстраиваться под отдельного ученика, пусть уж перестраивается эта девочка.

Другой пример. Учитель — человек энергичный и эмоциональный, ведет урок в быстром темпе, искренне радуется ученикам, готовым всегда ответить первыми. Но есть в классе мальчик по натуре своей медлительный, апатичный. Он не глуп, но, что называется, тугодум. Его медлительность раздражает учителя, он считает, что мальчик неспособный и не хочет стараться. Ребенок испытывает чувство неуспеха, так как таких заданий, которые требуют времени на обдумывание, в которых как раз он мог бы проявиться, учитель дает мало. Осознание проблемы тоже не является ее решением: «Что же я из-за него должен тянуть время для всех остальных? А потом не успею пройти программу».

Мы рассмотрели наиболее поверхностные проблемы несоответствия индивидуальных особенностей учителя и ученика. Существует ряд более глубоких личностных проблем педагога, которые он переносит на взаимоотношения с детьми. Эти проблемы, как правило, не осознаются педагогами и мало анализируются с профессиональных позиций. В ряде случаев учителя нуждаются в психотерапевтической работе по осознанию глубинных причин, лежащих в основе их профессиональной деятельности, преодолению собственной запрограммированности. Однако такую работу, вероятно, лучше проводить за рамками учебного заведения, так как терапевтические отношения между педагогом и психологом могут отражаться на их профессиональном взаимодействии.

Конечно, психологу необходимо понимать, что работа с учителями — очень тонкое, деликатное дело, требующее от него не только общепсихологических знаний, но и знаний основ дидактики, психотерапевтической компетенции, владения навыками проведения тренингов. Кроме того, чтобы педагог, зачастую который старше психолога, пришел к нему, не испытывая страха за то, что раскроются его личные проблемы, нужно время и доверие. А это такая работа, которую трудно уложить в какие-то временные рамки, она требует терпения, настойчивости, взаимопонимания. Поэтому залог успешной работы психолога с педагогическим коллективом, а, следовательно, и с учащимися, прежде всего в понимании и поддержке целей и задач его деятельности со стороны администрации.

Слайд 6. Не надо требовать от психолога быть цензором педагогов. Не следует ждать от него быстрых видимых результатов, а создавать условия и стимулы для выполнения всех рекомендаций.

Слад 7. Направления сотрудничества.

Можно обозначить следующие направления сотрудничества школьного психолога с педагогическим коллективом:

• Участие психологов в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.

• Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.

• Проведение психологических тренингов с педагогами, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное слушание, педагогическая поддержка, «я-сообщение» и т.д.

• Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.

• Индивидуальные консультации для учителей и воспитателей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.

• Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.

• Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.

• Проведение сеансов психологической разгрузки.

• Организация «круглых столов», дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.

• Психотерапевтическая работа с педагогами. Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности.

Практический психолог в своей психопрофилактической работе предупреждает «профессиональные опасности» педагогического труда, связанные с низким уровнем развития коммуникативных качеств: конфликты с учащимися, психологическая перегрузка и эмоциональное перенапряжение педагога и т. п.

В связи с этим у нас в школе был проведен семинар «Профессиональное выгорание».

Учитель — одна из самых востребованных и при этом наименее оплачиваемых профессий. Возможность получения относительно высокой зарплаты существует только за счет увеличения количества работы и, соответственно, сокращения времени на отдых.

Помимо неадекватной оплаты труда есть и другие факторы, отрицательно влияющие на самочувствие учителя. Среди них гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, необходимость быть всегда «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.

Слайд 8. Большинство конфликтов в школе начинается на уровне общения. Они возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки. В то же время общение — основной инструмент профилактики и завершения конфликтов. Школьный психолог предлагает несколько практических рекомендаций, направленных на предупреждение конфликтов посредством компетентного общения. Однако это редкость, чтобы взгляды на одну проблему были абсолютно совпадающими. Совершенно естественно, что учителя имеют разное мнение по одной проблеме. У них разный возраст, пол, педагогический опыт, время проживания в данном городе , состояние здоровья, ситуативное настроение, информированность, своеобразие мышления, семейное положение. У них все разное! Как могут их мнения быть одинаковыми?

Поэтому я хочу предложить вам небольшое занятие -тренинг.

Слайд 9. Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком или старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!»

Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь…», «Ты имеешь право…», «Тебе интересно…»

Слайд 10. А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полное право…», «Я знаю, что делать…», «Я старше и умнее…». Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), — в модальности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них — одни запреты, а взрослые — «могут все», у них — полная свобода действий.

Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать так же, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на него тяжелой ноши долга. Безусловно, модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.

Слайд 11. Давайте потренируемся!

Типичная фраза:

«Ты должен хорошо учиться!»

«Ты должен думать о будущем!»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

Как необходимо говорить:

«Я уверен, что ты можешь хорошо учиться».

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты знаешь: уважение к старшим — это элемент общей культуры человека».

«Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».

Слайд 12. А теперь поупражняйтесь самостоятельно!

Слева даны типичные фразы, которые учителя и родители часто говорят подросткам и юношам. Справа напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.

«Мы в твои годы жили гораздо хуже!»

«Ты должен ценить заботу старших »

«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»

«Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»

На основании проведенной работы, можно сделать вывод о целесообразности включения активных методов обучения в арсенал методов, используемых психологической службой школы.

На мой взгляд больше всего отдачи психолог может получать во время проведения Недели психологии в школе, где будут заняты практически все участники образовательного процесса.

Слайд 13. Вот основные цели проведения Недели психологии в школе:

1. Популяризация деятельности практического психолога.

2. Повышение интереса к психологии как к науке.

3. Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и

укрепления психологического здоровья учащихся и педагогов;

4. Повышение психологической компетентности учащихся и учителей

школы;

5. Формирование представлений о важности психологической науки как

одной из составляющих человекознания.

Слайд14. Одним из видов работы в рамках Недели психологии являются психологические акции. Основная цель таких акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.

Важные особенности акции — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками.

Слайд 15. Акция «День откровений» (социологический опрос), в роли корреспондентов активное участие принимают ребята 5-11 классов. Учащиеся 5-7 классов проводят опрос ребят начальной школы.

Ребята 8-9 классов опрашивают учащихся среднего и старшего звена .

А вот ребята 10-11 классов задают вопросы учителям.

Еще одна акция — «Стена мечтаний ». В холле вывешена «стена» из кирпичиков, на которых в течении всех перемен ребята и учителя имеют возможность написать свои самые заветные мечтания.

Практически вся школа может принимать участие в этом мероприятии.

Неделя психологии — это удивительный мир на целую неделю и каждый день — урок на всю жизнь.

Слайд 16. Доверяйте, интересуйтесь, пробуйте! И у вас обязательно все получится!

infourok.ru

Методическая разработка «Интеракивные формы работы педагога-психолога с педагогами»

«Интеракивные формы работы педагога-психолога с педагогами»

Педагог-психолог: Г.П.Котанян

В связи с введением ФГОС и в процессе индивидуализации, особенно остро стоит вопрос психологического здоровья и повышение психологической культуры педагогов.

О необходимости работы психолога с педагогами говорят очень много. Формулируя основные задачи школьного психолога, одно из мест занимает «повышение психологической культуры учителей». Однако еще и сегодня работа с педагогами является одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога.

Действительно, если проанализировать тематику многочисленных конференций, круглых столов, семинаров школьных психологов, то несложно заметить, как мало внимания уделяется проблеме взаимодействия психолога и педагогов. Причин этому немало, и одна из них, по мнению многих психологов, связана с тем, что некоторые педагоги довольно активно сопротивляются любым предлагаемым им способам психологической работы с их профессиональными и личностными проблемами. Таким педагогам чаще всего свойственны частая смена настроения, утомляемость и раздражительность, эмоциональная холодность, сверхконтроль, нерешительность и тревожная мнительность, высокая деловая направленность личности.

И передо мной встает вопрос: как организовать и заинтересовать педагогов? Какие формы можно использовать?

Я считаю, что активизация деятельности психолога и педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные формы работы.

Аким образом Цель моего выступления: актуализация темы «Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами»

Задачи:

  • ознакомить с эффективными методами работы психолога с педагогами

  • пополнить методическую копилку новыми интерактивными методами /техниками

  • опробовать предложенные интерактивные методики/техники на себе

  • развить социальные навыки группового сплочения

Интерактивные образовано из 2 анг слов — inter (взаимный), act (действовать). Процесс работы осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Использование интерактивных форм работы предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование упражнений, игр, совместное решение проблем.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Отсюда, интерактив – это прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

        это специальная форма организации, с комфортными условиями, при которых педагог чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

        процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс обсуждения;

        диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

        исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

        формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

        формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

        участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

        участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;

        каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

  • удовлетворенность членов группы совместной деятельностью, производительность труда группы (ее продуктивность), это и есть   показатель эффективности групповой деятельности

Цели «интерактива» могут быть различными:

        обмен опытом;

        выработка общего мнения;

        формирование умений, навыков;

        создание условия для диалога;

        группового сплочения;

        изменения психологической атмосферы.

Интерактивные формы работы  — это такая организация процесса взаимодействия, в котором невозможно неучастие педагога в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса совместной работы.

Технологий «интерактива» существует огромное количество.

Каждый может самостоятельно придумать новые формы работы с педагогами. Часто используют работу в группах, работу в парах,

Очень нравится такая форма работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно, а внутреннее – подвижное, через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько человек

разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение по всему пространству комнаты с целью сбора информации по предложенной теме..

Иногда используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и участники высказываются о разных аспектах.

Интерактивное творчество безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных целей

Залогом успешной работы психолога с педагогами является применение таких форм, когда педагоги сами имеют возможность принимать активное участие. Важной помнить, целью интерактивных методик является создание комфортных условий, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс взаимодейсвия.

Психологическое занятие с элементами тренинга

«Я — само совершенство»

Цель:

активизация процесса самопознания у педагогов; формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний; развитие коммуникативных навыков групповой сплоченности.

Задачи:

  • создание благоприятных условий для работы

  • углубление процесса самопознания

  • снятие внутреннего напряжения

  • формирование позитивного отношения к себе и другим

Оборудование: доска, мел, мячик, бланки со шкалами для самооценивания (не подписанные), лист ватмана, карандаши, зеркало, музыка для релаксации

План занятия:

  1. Приветствие. Диагностика эмоционального состояния. Знакомство. Упражнение «Карусель»

  2. Правила группы

  3. Постановка проблемы

  4. Разминка. Упражнение «Ассоциации»

  5. Упражнение «Имя-качество»

  6. Работа в подгруппах по выявлению качеств совершенного педагога с различных точек зрения.

  7. Работа в объединенной подгруппе

  8. Самооценивание по выбранным критериям и определение уровня притязаний каждого участника

  9. Обсуждение полученных результатов.

  10. Арт-терапевтическое упражнение «Рисунок по очереди»

  11. Анализ полученного изображения, вербализация чувств.

  12. Релаксация. Упражнение «Посещение зоопарка»

  13. Упражнение «Комплимент»

  14. Упражнение «Волшебное зеркало»

  15. Диагностика эмоционального состояния

  16. Завершение занятия. Прощание.

Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю вам показать с помощью большого пальца правой руки, в каком настроении вы пришли на занятие. Если настроение радостное, бодрое — палец поднят вверх, грустное, подавленное – опущен вниз, а если нейтральное – палец находится в горизонтальном положении.

Для начала, чтобы лучше узнать друг друга и познакомиться по ближе, я предлагаю вам вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение.

Упражнение «Карусель»

Цель: формирование быстрого реагирования при вступлении в контакт, развитие эмпатии, рефлексии в процессе общения

В упражнении осуществляется серия встреч причем каждый раз с новым человеком.

Задание: легко войти в контакт.

Члены группы встают по принципу «карусель», т.е лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. После выполнения ситуации участники по сигналу ведущего передвигаются к следующему участнику.

Ситуации:

  • Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели..

  • Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним

  • Перед вами сильно расстроенный человек. Подойдите к нему и успокойте…

  • После длительной разлуки вы встречаете любимого человека…

Рефлексия: Какие трудности вы испытывали? Какие эмоции вы ощущали при выполнении эого упражнения?

Для работы в группе нам необходимо принять правила.

Правила группы:

  • доброжелательное отношение друг к другу

  • Принцип «здесь и сейчас» — говорим о том, что нас волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит здесь в группе

  • Говорим от своего имени: «Я считаю…», «Я думаю…»

  • Конфиденциальность

  • Активно участвуем, не забываем про юмор

Психолог: Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию. Что же такое совершенство? На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения. Давайте для разминки по кругу назовем ассоциации со словом «Совершенство».

Участники называют, например: идеал, образец, что-то неживое, застывшее, памятник, что-то прекрасное, но далекое и др.

Психолог: В толковом словаре Ожегова есть определение: совершенство — это «полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства)».

— Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, пусть несовершенные, но ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту своего характера, которая помогает в работе.

Услышали ли мы друг друга? Давайте вспомним, что сказал каждый участник.

(Участники повторяют имена и высказывания коллег.)

— Первые черты совершенного педагога у нас уже есть, раскрываем тему дальше. Давайте посмотрим на себя глазами наших учеников. Для этого нам нужно разделиться на две подгруппы.

Первая подгруппа — это ученики начальной школы, вторая — старшеклассники. Сядьте удобнее, расслабьтесь, руки свободно лежат на коленях, почувствуйте опору под ногами, на стуле, закройте глаза, представьте себя ребенком в соответствующем возрасте. Какой бы вам хотелось видеть свою учительницу?

По окончании упражнения участники обсуждают свои мысли с коллегами.

Затем каждая группа формулирует и записывает на листочке 4 качества идеального, с их точки зрения, педагога.

Результаты работы подгруппы «младших школьников» могут быть следующие: учительница должна быть добрая, красивая, веселая, справедливая.

Подгруппа «старшеклассников» может назвать такие качества, как профессионализм (знание предмета, доступность изложения), организованность, современность, строгость.

Психолог: На следующем этапе вы уже не дети, вы снова стали собой — взрослыми людьми, опытными педагогами. Сейчас вы объединитесь в одну группу и уже с вашей позиции предложите 4 качества совершенного педагога. Мы запишем их на доске.

( например: справедливость, профессионализм, энергичность, чуткость.)

— Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным критериям. Самооценивание проводится анонимно, вы подписываете только шкалы на бланках. Уровень развития каждого выбранного вами качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самую низкую степень развития, а верхняя — наивысшую.

Задание: На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете у себя развитие этого качества, стороны вашей личности в настоящий момент. После этого крестиком отметьте, какой уровень развития этих качеств был бы для вас желательным.

(После выполнения этого этапа задания психолог обращает внимание на местонахождение точек самооценки и уровня притязаний.)

Психолог: Если на ваших шкалах эти две точки совпадают или находятся близко друг от друга, то я вас поздравляю! Вам удалось приблизиться к вашему идеалу. Если же между ними есть расстояние — замечательно, вам есть к чему стремиться, это ваш потенциал, руководство к действию. И чем больше расхождение, тем интереснее задача!

(Результаты остаются у участников для самоанализа.)

Психолог: А теперь мы в буквальном смысле сделаем штрихи к портрету нашего замечательного педагога.

Участники выполняют арт-терапевтическое упражнение «Рисунок по кругу». Каждый подходит к листу ватмана, прикрепленного на доске, и делает несколько штрихов. И так до тех пор, пока у участников не появится ощущение завершенности портрета. Далее следует обсуждение полученного результата. Можно оценить новоявленного «педагога» по приведенным выше критериям, можно с осторожностью и юмором применить принципы оценки рисуночных тестов.

Психолог: И в заключение — обмен впечатлениями и чувствами по поводу процесса и результата совместного творчества.

Обычно эта часть проходит очень весело и живо. Вот некоторые высказывания: «Рисовали идеального педагога, а получилось… как всегда»; «Посмотрите, как она губки поджала и ручки сложила, прямо как я у доски!»; «Разве в таком виде можно на урок идти? Только на дискотеку» и др.

Как тут не вспомнить афоризм В. Вишневского: «Не доводи меня до совершенства!»

Педагог-совершенство должен обязательно владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только педагога, но и учеников. Существуют разные способы снятия стресса.

Релаксация. Зажигается аромолампа. Упражнение «Очищение от тревоги»

Психолог: Наша встреча подходит к концу. Давайте сейчас к нашему портрету добавим несколько словесных штрихов. Назовите, пожалуйста, друг другу те сильные стороны и достоинства личности педагога, которые проявились сегодня.

Участники выполняют упражнение «Комплименты» в любой модификации.

Психолог:  Наше занятие завершается. Если вернуться к теме, то ведь и понятие «совершенство» — это тоже что-то завершенное, свершившееся, законченное. Но ведь наш путь не завершен, мы-то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела!

Упражнение «Волшебное зеркало»

Сейчас я предлагаю вам с чувством, произнеси волшебные слова, глядя в волшебное зеркальце. «Я возможно не совершенство, но достаточно хороша!» Повторяйте их каждое утро.

Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути!

Рефлексия:

Участники заполняют анкету:

Литература:

  1. Журнал «Школьный психолог» № 5,6 2008 г

  2. Н.В. Самоукина. Практический психолог в школе:лекции, консультирование, тренинги.- М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003

  3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.- СПб.:КАРО, 2003

Рефлексия:

Участники заполняют анкету:

Ф.И.О., должность, место работы _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Больше всего мне понравилось (не понравилось)__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Самым полезным для меня было_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Во время занятия я поняла_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Актуальным на занятии для меня было__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru